Обескураженный неприступностью Доростола и осадой столицы, Иоанн Цимисхий простился с мечтами о победе и пошел на перемирие. Главная» Новости» Итоги разгрома волжской булгарии святославом. Лев Диакон отмечал высочайший боевой дух войска Святослава на протяжении всей осады Доростола. К концу кампании русско-украинские войска вели осаду Старого Быхова и Дубровны.
Осада Доростола (apr 23, 971 – jul 22, 971)
Византийцам удалось взять Переяславец, а основные силы русских во главе с князем были заперты в осаде в крепости Доростол. Задания ЕГЭ по истории, линия заданий 3. С тяжелыми боями дружины Святослава отошли к крепости Доростол. 23 апреля 971 г. под стенами крепости они дали бой грекам, отбив за день 12 атак. Осада Доростола длилась с 24 апреля по 22 июня 971 года.
Битва под Доростолом в 971 г.
Чтобы Иоанн Цимисхий сам предложил мир Светославу, нужно доказать, что русское войско еще сильно и что осада Доростола может затянуться до бесконечности. После трехмесячной осады Доростола и, особенно после последней битвы, он ее потерял. Битва при Доростоле (971 г.) В 968-971 годах киевский князь Святослав как союзник Византии совершил серию походов на Балканы, против Болгарии.
Битва при Доростоле - кратко
Византийцам удалось взять Переяславец, а основные силы русских во главе с князем были заперты в осаде в крепости Доростол. В ролике показали осаду крепости, массовые сражения армий и процесс тренировки воинов. Кульминация осады Доростола стала и её развязкой. История войны в Сирии — это кровопролитные сражения, долгие осады, тяжелые поражения правительственных войск и славные победы над террористами. Обескураженный неприступностью Доростола и осадой столицы, Иоанн Цимисхий простился с мечтами о победе и пошел на перемирие.
Походы князя Святослава. Осада Доростола
Затем византийцы окружили Доростол. Осада продолжалась в течение трех месяцев, сопровождаясь периодическими битвами, в которых стороны несли серьезные потери. Русы выдержали 3-месячную осаду и не сдали Доростол, не проиграли ни одного боя, хотя и числом, и техникой греки имели преимущество. С суши Доростол был плотно обложен сухопутной армией ромеев, путь по Дунаю перекрывали огненосные дромоны Империи.
Осада Доростола (apr 23, 971 – jul 22, 971)
В ролике показали осаду крепости, массовые сражения армий и процесс тренировки воинов. Создатели обещают сложные тактические сражения, осады и битвы с боссами. Игрокам предстоит обустраивать свой лагерь, набирать бойцов в отряд, тренировать их и решать проблемы своих подчиненных.
Осада длилась три месяца, положение русских войск было тяжелым — продовольствия не хватало, многие воины были ранены. В связи с этим Святослав решил дать византийцам последний бой. Благодаря хитроумной тактике византийцев русскому войску пришлось сражаться в окружении, однако в жесточайшем бою русские воины смогли прорвать оцепление.
В 969 году русские захватили город, но через два года, после осады в апреле-июле 971 года, был отдан ромеям. После битвы при Доростоле город был переименован в Феодорополь в честь царствующей императрицы? Болгарское правление было восстановлено в 976 году царём Самуилом. В 1001 году город возвратился в состав Ромейской империи и стал центром фемы Паристрион. В конце XI века ненадолго был захвачен печенегами , но в 1088 году отвоеван ромеями.
В 1186 году город стал частью Второго Болгарского царства. В 1388 году город перешел под власть турок-османов. В начале XV века некоторое время находился под управлением валашского господаря Мирчи Старого , но в 1419 - 1420 году был вновь завоеван турками. В то же время город получил имя Силистрия или Силистра. В 1595 году город был выжжен турками.
Так, в июне 1773 года Румянцев овладел одним из передовых редутов Силистрии, но известие о приближении к крепости турецкой армии заставило его отступить.
Вот прям вижу как разгневанные антинорманисты сейчас листают в конец поста и начинают ругаться в комментах:D Так вот, у скандинавов женщины с оружием в руках встречались. Не были, разумеется, массовым явлением, большинство женщин разумеется было хранительницами очага и продолжательницами рода. То есть, воительница. Уже упомянутая Лагерта, к примеру, описана именно как воительница Саксоном Грамматиком, упоминаются "девы щита" и в сагах Снорри Стурулсона. Археологи периодически обнаруживают воинские женские захоронения, вроде погребальной камер воительницы из Бирки. Быть может, и в дружину Святослава затесалась парочка средневековых феминисток?
Тем более, что наши былины тоже упоминают женщин-воительниц, называя их поленицами. Нет, не от слова "полено", как Вы могли бы подумать Скорее, от слова "поле", поскольку типичный образ русской воительницы - разъезжающая по полю женщина, которая ищет, с кем бы помериться силой. Жены богатырей Настасья и Алена "нейтрализуют" разбойника. Кадр из мультфильма "Три богатыря и принцесса Египта". Например, поленицей была дочь богатыря Микулы Селяниновича - Настасья. В поединке она одолела самого Добрыню Никитича, даже собиралась убить героя, но тот ей приглянулся, и они поженились... Понятное дело, что былины отражают историческую действительность через весьма своеобразную призму героического эпоса - здесь и время не властно над персонажами, и Настасья своего будущего мужа прячет в карман, и Илья Муромец выстрелом из лука умудряется расколоть в щепки целый дуб да еще так, что щепки аки картечь выкашивают целое войско.
Ну-с, пожалуй, на этом все!
Походы князя Святослава. Осада Доростола
Rusokastro Henryk Siemiradzki. The Byzantines, led by John I Tzimiskes , were victorious. Once John I usurped the throne, the Byzantines launched a counteroffensive. Siege[ edit ] Emperor John proceeded to lay siege to Dorostolon, which lasted for 65 days.
Тем временем князь Владимир заболел в Корсуни глазной болезнью и обещал креститься. Как только он крестился, случилось чудо: он выздоровел и с приставленными к нему многими греческими священниками вернулся в Киев, где приказал крестить всех своих подданных. Греческие священники совершали крещение в реке Почайне сегодня Днестр. Еще Василий Никитич Татищев - один из первых русских историков 1686-1750 выразил сомнение в том, что "Басня об испытании вер" в "Повести временных лет" не сочинена монахом Нестором. Согласно Татищеву, монах Нестор был подделан и вставлен автором, находящимся под сильным греческим влиянием. Так думали и Август Людвиг Шлетцер 1735-1808 , П. Новоструев, барон Розенкампф, Измаил Иванович Срезневский и другие. Михаил Петрович Погодин видит в Повести "много странного и невероятного"... Но чьего авторства является упомянутая «Повесть»? Само его содержание говорит нам, кто он такой. Болгарский автор справедливо отмечает, что две идеи пронизывают всю переработанную и интерполированную грекофильской или непосредственно греческой рукой «Повесть времен»: а для оправдания господства варягов над русскими славянами, и б для оправдания духовного господства византийцев над Русью. Аналогичного мнения, хотя и в несколько ином варианте, придерживается и академик Дмитрий Лихачев. Профессор Валерий Погорелов находит, что в Киевской Руси шла постоянная борьба между славянским и греческим духовенством. И обращение князя Владимира и его подданных упомянутым ранее образом является поистине «апофеозом греко-христианской византийской политики». Собственно говоря, Евгений Евсигнеевич Голубинский считает, что эта Повесть «есть чисто греческий вымысел», а автор ее «…не русский, а грек, то есть один из многих греков, живших на Руси в домонгольский период». Но профессор Евгений Голубинский не заметил в этой греческой беллетристике другого, а именно болгарофобии греческого автора и интерполятора "Повести временных лет"! Это справедливо отмечает наблюдательный болгарский автор Всеволод Николаев в своей работе «Участие славяно-болгарского фактора в преобразовании Киевской Руси» С. Действительно, в большинстве списков «Повести о времени» заметна странная тенденция — смешение дунайских болгар с волжскими болгарами. В Лаврентьевской летописи читаем: «Я пришел от Скуфа, сказал Козар, рекомии Булгары и пришли по Дунаю и жители словенской биши». Четкой классификации дунайских и волжских болгар не производится. Так и в тексте под 858, 898, 902, 915, 941, 942, 967, 971, 985 и так далее годами. Почему эту тенденцию подтолкнули? Чтобы обмануть читателей и слушателей «Повест временных лет», что болгары вообще исповедуют ненавистную, нечестивую веру: надо было вычеркнуть из сознания киевских русских людей, имевших не мало контактов с болгарскими славянами , всякая мысль о независимом славянском государстве типа дунайских болгар, о независимой от Византии славянской церкви, типа Преслава или Охрида, а также забыть и упомянуть о том, что христианство пришло в Киевскую Русь от некогда живых отношений между болгарами и русские, и много священнослужителей, и большая литература! Это единственное объяснение той необузданной удочки, с которой византийский интерполятор бросается на болгар в своем произведении. А если к этому добавить, что именно в этот период царь Симеон подверг Византию в лице ее императора и патриарха величайшему унижению и беспокойству, то традиционная византийская ненависть к болгарам станет несколько яснее, дойдя до того, что император Никифор Фока 963-969 называл гонцов царя Петра по Льву Диакону "посланцами беднейшего и грязнейшего скифского народа", а самого Петра называл "кожекусом, одетым в овечью шкуру"! Не буду описывать оскорбительного отношения Иоанна Цимишия к болгарскому царю Борису II, поведения Василия Болгароубийцы по отношению к воинам Самуила, или даже не напоминать Феофилакту высказывания Охридского о болгарах, что они «вонючие жабы», "обезглавленные трупы... На эту болгарофобию обратили внимание и русские историки Федор Иванович Успенский, Викентий Васильевич Макушев и другие. По словам интерполятора, у болгар такие гнусные и отвратительные обычаи, что даже князь Владимир, выслушав болгарских миссионеров, с отвращением плюнул: болгары представлены как почитатели «Бомиты» или «Бафомета», то есть божества- идол сатаны! Но этот термин «Бафомет» был неизвестен в 10, 11 и 12 веках и прославился инквизиционными процессами Запада против тамплиеров в 13 и 14 веках. А тут - и это доказательство позднего происхождения вставки в Повести. Однако интересно еще и то, что болгары всегда на первом месте: сначала они приходят к князю Владимиру, сначала князь Владимир отправляет к ним посольство для изучения их веры и так далее. А волжские болгары, которые были магометанами, по сравнению с дунайскими болгарами, были слишком далеко от Киева. Наоборот - киевские славяне в одной из своих частей, юго-западной части, так называемых угличах и тверцах, по выражению Бориса Александровича Рыбакова, были даже "политически зависимы от Болгарии"! Естественно предположить, что речь идет о посланниках дунайских болгар, но интерполятор смешивает их с волжскими, чтобы стереть и полностью уничтожить в памяти русского народа память о том, что христианская религия была принята Русские славяне через болгар. Греческий философ Кирилл, присланный из Константинополя для разъяснения им истинной и лучшей веры, сыграл большую роль у князя Владимира и киевских славян. Интерполятор, зная важность и авторитет св. Кирилла среди славян, использовал его имя в своих целях! Но св. Кирилл умер на целый век с четвертью раньше князя Владимира, и греческий впал в грубейший анахронизм. Кстати, академик Борис Дмитриевич Греков, говоря о «Повести времен», писал: «В источниках смешаны дунайские и волжские болгары». Крайне предвзятый и грубо тенденциозный византийский интерполятор говорит и о том, что, по его мнению, князь Владимир до своего обращения был типом крайне отрицательным. Он: прелюбодей, обжора, пьяница и развратник, у него пять законных жен и 800 наложниц — больше, чем у Соломона! Эти данные о "владимирских гаремах" не имеют ничего общего с истиной: и у норманнов, и у славян таких обычаев не было и нравы их были слишком строги. Иными словами, и болгары, и русские являются для византийского интерполятора «варварами», «скифами» и стоят на неизмеримо более низкой ступени, чем византийцы. В заключение этой части моей статьи указываю также, что князь Владимир напал на Корсунь, чтобы получить власть с христианскими священниками, то есть завоевать христианство для себя и своего народа. И здесь цель автора состоит в том, чтобы придать еще большую ценность византийскому христианству. Князя Владимира крестили в Корсуни греческие священники, затем они крестили его народ в водах Днепра. Церемония была совершена на греческом языке, и князь передал церковь «Св. Божией Матери» Корсуни греческие священники служили в нем на греческом языке. По этому поводу профессор Валерий Погорелов писал: «Куда делись все эти греческие книги, эти греко-русские литераторы? И подчеркивает: «Нет никаких следов того, что когда-либо на Руси было греческое богослужение, что были греческие книги и что русские пользовались греческой письменностью.
Запасы продовольствия в Доростоле скоро истощились, и русам приходилось устраивать вылазки, чтобы добыть себе пищу. Скилица сообщает, что одну из таких вылазок в двадцатых числах июля возглавил сам Святослав. Темной ночью, под проливным дождем, 2000 русов сели в ладьи и отплыли из города. Беспрепятственно ограбив жителей прибрежных селений, они на обратном пути еще и перебили ромейскую обозную прислугу, которая привела к Дунаю коней на водопой. Разгневанный Цимисхий пригрозил начальнику флота смертью, если ладьи русов еще раз покажутся на Дунае. Осадные машины ромеев каждый день забрасывали город грудами камней. Мощные стены Доростола толщиной до 4,7 м без особого ущерба выдерживали удары метательных снарядов. Но находившиеся на стенах русы терпели от них жестокий урон. Святослав решил уничтожить осадную технику врага. Эти машины охранял родственник императора, магистр Иоанн Куркуас. На бегу конь оступился в яму и сбросил магистра. Скифы увидели великолепное вооружение, прекрасно отделанные бляхи на конской сбруе и другие украшения — они были покрыты немалым слоем золота — и подумали, что это сам император. Тесно окружив магистра, они зверским образом изрубили его вместе с доспехами своими мечами и секирами, насадили голову на копье и стали потешаться над ромеями, крича, что они закололи их императора, как жертвенное животное» [371]. Русы собирались было поджечь осадные машины, но подоспевшие ромеи отстояли их. Ободренные этой победой, русы наутро это было 20 июля, по славянскому языческому календарю — Перунов день вышли из города и построились в боевой порядок. Ромеи «также выстроились в глубокую фалангу и двинулись им навстречу». В этом бою русов возглавлял некий Икмор возможно, воевода таврических русов. По словам Льва Диакона, это был «храбрый муж гигантского роста, первый после Сфендослава предводитель войска, которого [скифы] почитали по достоинству вторым среди них. Окруженный отрядом приближенных к нему воинов, он яростно устремился против ромеев и поразил многих из них. Увидев это, один из телохранителей императора, сын архига [эмира] критян Анемас [372] , воспламенился доблестью духа, вытащил висевший у него на боку меч, проскакал на коне в разные стороны и, пришпорив его, бросился на Икмора, настиг его и ударил мечом в шею — голова скифа, отрубленная вместе с правой рукой, скатилась на землю.
Rusokastro Henryk Siemiradzki. The Byzantines, led by John I Tzimiskes , were victorious. Once John I usurped the throne, the Byzantines launched a counteroffensive. Siege[ edit ] Emperor John proceeded to lay siege to Dorostolon, which lasted for 65 days.
КОЛЬЦО СОЛОМОНА. ОСАДА РОДОСА
На эту болгарофобию обратили внимание и русские историки Федор Иванович Успенский, Викентий Васильевич Макушев и другие. По словам интерполятора, у болгар такие гнусные и отвратительные обычаи, что даже князь Владимир, выслушав болгарских миссионеров, с отвращением плюнул: болгары представлены как почитатели «Бомиты» или «Бафомета», то есть божества- идол сатаны! Но этот термин «Бафомет» был неизвестен в 10, 11 и 12 веках и прославился инквизиционными процессами Запада против тамплиеров в 13 и 14 веках. А тут - и это доказательство позднего происхождения вставки в Повести. Однако интересно еще и то, что болгары всегда на первом месте: сначала они приходят к князю Владимиру, сначала князь Владимир отправляет к ним посольство для изучения их веры и так далее. А волжские болгары, которые были магометанами, по сравнению с дунайскими болгарами, были слишком далеко от Киева. Наоборот - киевские славяне в одной из своих частей, юго-западной части, так называемых угличах и тверцах, по выражению Бориса Александровича Рыбакова, были даже "политически зависимы от Болгарии"! Естественно предположить, что речь идет о посланниках дунайских болгар, но интерполятор смешивает их с волжскими, чтобы стереть и полностью уничтожить в памяти русского народа память о том, что христианская религия была принята Русские славяне через болгар. Греческий философ Кирилл, присланный из Константинополя для разъяснения им истинной и лучшей веры, сыграл большую роль у князя Владимира и киевских славян. Интерполятор, зная важность и авторитет св.
Кирилла среди славян, использовал его имя в своих целях! Но св. Кирилл умер на целый век с четвертью раньше князя Владимира, и греческий впал в грубейший анахронизм. Кстати, академик Борис Дмитриевич Греков, говоря о «Повести времен», писал: «В источниках смешаны дунайские и волжские болгары». Крайне предвзятый и грубо тенденциозный византийский интерполятор говорит и о том, что, по его мнению, князь Владимир до своего обращения был типом крайне отрицательным. Он: прелюбодей, обжора, пьяница и развратник, у него пять законных жен и 800 наложниц — больше, чем у Соломона! Эти данные о "владимирских гаремах" не имеют ничего общего с истиной: и у норманнов, и у славян таких обычаев не было и нравы их были слишком строги. Иными словами, и болгары, и русские являются для византийского интерполятора «варварами», «скифами» и стоят на неизмеримо более низкой ступени, чем византийцы. В заключение этой части моей статьи указываю также, что князь Владимир напал на Корсунь, чтобы получить власть с христианскими священниками, то есть завоевать христианство для себя и своего народа.
И здесь цель автора состоит в том, чтобы придать еще большую ценность византийскому христианству. Князя Владимира крестили в Корсуни греческие священники, затем они крестили его народ в водах Днепра. Церемония была совершена на греческом языке, и князь передал церковь «Св. Божией Матери» Корсуни греческие священники служили в нем на греческом языке. По этому поводу профессор Валерий Погорелов писал: «Куда делись все эти греческие книги, эти греко-русские литераторы? И подчеркивает: «Нет никаких следов того, что когда-либо на Руси было греческое богослужение, что были греческие книги и что русские пользовались греческой письменностью. Самые древние книги, привезенные на Русь и сохранившиеся там, были не греческие, а болгарские. Преобразование Киевской Руси шло снизу вверх, а не сверху вниз, как это было в Болгарии. Христианство, уже принятое большей частью славянских масс, стихийно и отовсюду вторгалось в варяжскую группу и проникало в нее различными путями.
Это видно из анализа содержания русско-византийских договоров 912 и 945 гг. Варяжский этнический элемент постоянно ассимилировался славянским морем при возникновении феодального строя, но этот процесс ассимиляции был значительно усилен христианством. Олег, Игорь, Святослав и сам князь Владимир были язычниками с самого начала и были этнически отделены от славян, так же как Крум, Омуртаг, Пресиан в нашей стране. Даже сторонники варяжской теории, такие как Баумгартен, утверждают, что во времена Игоря варяги еще не были ассимилированы. Но как, кто и чем он христианизировал славянские массы? Этот вопрос служит переходом ко второй части моей статьи! Кроме «Повестей временных лет», существуют и другие древнерусские письменные памятники, не относящиеся к жанру летописей, но дающие ответ на поставленный вопрос: одни — косвенный ответ, а другие — прямой, четкий ответ! В числе первых, дающих косвенный ответ, труд митрополита Илариона «Слово о законе и благодати» и монаха Якова под названием «Похвала русскому князю Владимиру». Сочинение митрополита Илариона написано между 1037-1051 годами, а монаха Иакова - около 1070 года.
Ученых исследователей поразило, что в обоих этих русских письменных документах нет не только мысли, но даже намека на появление послов различных конфессий, чтобы предложить князю Владимиру свою религию, и князь Владимир не отправляет своих посольств в различные народы: болгары, германцы, хазары и так далее, для изучения их веры, и не явился ему какой-нибудь греческий философ, присланный из Константинополя, чтобы разъяснить христианскую православную веру и убедить его принять ее. И Евгений Евсигнеевич Голубинский справедливо замечает, что если бы этот факт был реален, то он представлял бы в крещении князя Владимира, и Руси такое большое значение, что был бы общеизвестен и ни в коем случае эти знатные древнерусские авторы не умолчали бы о нем. Между тем они представляют совсем другое, а именно то, что Владимир смог своим умом понять, что христианство лучше язычества, и ориентироваться на восточное христианство. В то же время монах Иаков не говорил о фактическом крещении князя Владимира; ни о том, что он был крещен греками, но говорит, что молодой князь, слушая бабку свою Ольгу, воспылал желанием подражать ей, и что это доброе состязание, возгоревшееся в нем Святым Духом, сделало его христианином. К тому же, когда князь Владимир был в Корсуни, он был уже не язычником, а христианином. Он хочет сестру византийского императора Анну в жены, чтобы «заболеть христианским законом». В обоих упомянутых документах нет упоминания о какой-либо болгарофобии, что свидетельствует о том, что они или их копии, дошедшие до нас не попали в руки греков для переработки и изменения! Среди документов, дающих прямой и ясный ответ на вопрос, как, когда и каким образом киевские славяне приняли христианство, на первом месте стоит так называемая «Иоакимова летопись». Она не дошла до нас целиком, но фрагменты ее цитировал старый русский историк Василий Никитич Татищев.
В них содержится информация об участии болгар в преобразовании Киевской Руси и особенно о роли царя Симеона в этой работе. Между прочим, даже в "Повести времен" в 7 местах упоминается о победоносных походах царя Симеона на юг - на Царьград, на северо-восток - на угров, печенегов и др. Симеонова Болгария включала в себя всю Валахию, а также земли по низовьям рек Прута и Днестра, населенные в то время славянскими племенами тиверцев и угличей. Могучая Симеонова Болгария была первым славянским государством, признанным и Востоком, и Западом, и она в лице своего могущественного правителя Симеона выражала стремление к величию и к объединению разрозненных славянских племен в могучую анти- Византийская славянская империя. Этот Симеон и великое славянское государство наложили свой отпечаток и на самые замечательные литературные памятники эпохи.
Цимисхию не удалось разгромить русскую армию, вынудить Святослава капитулировать перед лицом превосходящих сил. Лев Диакон отмечал высочайший боевой дух войска Святослава на протяжении всей осады Доростола. Греки смогли преодолеть ров и приблизить свои машины к крепости.
Русы понесли большие потери. Тысячи людей потеряли и греки. И все же Доростол держался. Греки находили среди убитых русов и болгар, которые дрались вместе с воинами Святослава, женщин. Эта древняя скифско-русская традиция участия женщин в войнах сохранится вплоть до XX столетия, до Великой Отечественной войны. Русские женщины вместе с мужчинами встречали врага и бились с ним до последнего. Воины Святослава совершали чудеса стойкости и героизма, обороняя город в течение трех месяцев. Византийские хронисты также отмечали обычай русов не сдаваться врагу даже побежденными.
Они предпочитали убить себя, нежели попасть в плен или дать себя зарезать, как скот на бойне. Византийцы усилили дозоры, перекопали глубокими рвами все дороги и тропы. С помощью стенобитных и метательных орудий греки разрушали укрепления города. Гарнизон редел, появилось много раненых. Большой проблемой стал голод. Однако ситуация была сложной не только для русов, но и ромеев. Иоанн I Цимисхий не мог уйти от Доростола, так как это стало бы признанием военного поражения, и он мог потерять трон. Пока он осаждал Доростол, в империи постоянно происходили мятежи, плелись интриги и возникали заговоры.
Так, брат убитого императора Никифора Фоки Лев Куропалат поднял мятеж. Попытка переворота не удалась, но ситуация была тревожной. Цимисхий долго отсутствовал в Константинополе и не мог держать руку на пульсе империи. Этим и решил воспользоваться Святослав. Русский полководец решил дать врагу новое сражение с целью если не разбить врага, то вынудить его пойти на переговоры, показав, что русское войско, сидевшее в осаде, ещё сильно и способно держаться в крепости долго. В полдень 19 июля русские войска нанесли по ромеям неожиданный удар. Греки в это время спали после сытного обеда. Русы изрубили и сожгли множество катапульт и баллист.
В этой схватке был убит родственник императора — магистр Иоанн Куркуас. На следующий день русские воины снова вышли за стены, но уже большими силами. Греки выстроились «густой фалангой». Начался ожесточенный бой. В этом сражении пал один из ближайших сподвижников великого русского князя Святослава — воевода Икмор. Лев Диакон сообщил, что Икмор даже среди скифов выделялся гигантским ростом, и со своим отрядом он поразил многих ромеев. Его зарубил один из телохранителей императора — Анемас. Гибель одного из предводителей, да ещё в День Перуна, вызвало смятение в рядах воинов, войско отступило за стены города.
Лев Диакон отметил единство похоронных обычаев скифов и русов. Сообщил о скифском происхождении Ахилла. По его мнению, об этом говорили одежда, внешний вид, привычки и характер «сумасбродная раздражительность и жестокость» Ахилла. Современные Л. Диакону русы — «тавроскифы» — сохранили эти традиции. Русы «безрассудны, храбры, воинственны и могучи, они совершают нападения на все соседние племена». Князь спросил своих людей, как поступить. Одни предлагали немедленно уходить, ночью погрузившись на ладьи, так как невозможно продолжать войну, потеряв лучших воинов.
Другие предлагали замириться с ромеями, так как нелегко будет скрыть уход целого войска, и греческие огненосные суда могут сжечь русскую флотилию. Тогда русский князь глубоко вздохнул и воскликнул с горечью: «Погибла слава, которая шествовала вслед за войском русов, легко побеждавшим соседние народы и без кровопролития порабощавшим целые страны, если мы теперь позорно отступим перед ромеями. Итак, проникнемся мужеством, которое завещали нам предки, вспомним о том, что мощь русов до сих пор была несокрушимой, и будем ожесточенно сражаться за свою жизнь. Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством; мы должны либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, достойные доблестных мужей! По словам Льва Диакона, воины были воодушевлены этими словами и с радостью решили вступить в решительное сражение с ромеями. Утром русы вышли за стены. Святослав приказал запереть ворота, чтобы даже мысли не было вернуться назад. Русы сами ударили по врагу и стали яростно теснить ромеев.
Видя, какое воодушевление взывает князь Святослав, который прорубал вражеские ряды, как простой воин, Анемас решил убить Святослава. Он вырвался на коне вперед и нанес удачный удар по Святославу, но того спасла крепкая кольчуга. Анемас тут же был сражен русскими дружинниками. Русы продолжили атаку, и ромеи, не выдерживая натиска «варваров», стали отступать. Увидев, что византийская фаланга не выдержала боя, Цимисхий лично повел в контратаку гвардию — «бессмертных». Одновременно по русским флангам нанесли сильные удары отряды тяжелой конницы. Это несколько выправило положение, но русы продолжали наступление. Их натиск Лев Диакон называет «чудовищным».
Обе стороны несли большие потери, но кровавая сеча продолжалась. Сражение прекратилось самым неожиданным образом. Над городом нависли тяжелые тучи. Началась сильная гроза, шквальный ветер, поднимая тучи песка, ударил в лицо русским воинам. Затем хлынул сильный ливень. Русским войска пришлось укрыться за стенами города. Греки приписали буйство стихии божественному заступничеству. Владимир Киреев.
Басилевс, пораженный предшествующим сражением и желающий как можно скорее закончить войну и вернуться в Константинополь, охотно принял это предложение. Оба полководца встретились на Дунае и договорились о мире. Ромеи беспрепятственно пропускали воинов Святослава, выдали им в дорогу хлеб. Святослав согласился уйти с Дуная. Доростол ромеи его назвали Феодорополем русы оставляли. Грекам передавали всех пленных. Русь и Византия вернулись к нормам договоров 907-944 г. По словам греческих авторов, стороны договорились считать себя «друзьями».
Это означало, что восстанавливались условия об уплате Константинополем дани Киеву. Об этом сказано и в русской летописи. Кроме того, Цимисхий должен был отправить послов дружественным печенегам, чтобы те не чинили препятствий русским войскам. Таким образом, военного поражения Святослав избежал, мир был почетным. Князь планировал продолжить войну. Согласно «Повести временных лет», князь сказал: «Поиду в Русь, приведу боле дружины». Тайна гибели Святослава. Стратегия строительства Великой Руси Великий русский полководец князь Святослав Игоревич выглядит эпической фигурой Руси.
Поэтому многих исследователей так и тянет внести его в ряды былинных богатырей, а не государственных деятелей. Однако великий воин и князь Святослав был политиком глобального уровня значения. Он и его прямые предшественники — Рюрик, Олег Вещий и Игорь — наметили русские глобальные сверхзадачи. Тайна гибели Святослава Исследователи считают, что после встречи с византийским императором, когда был заключен почетный мир, вернувший Русь и Византию к положениям договора 944 года, Святослав ещё некоторое время находился на Дунае. Святослав уходил из Подунавья, но Русь сохраняла свои завоевания в Приазовье, Поволжье, удерживала устье Днепра. На Днепре Святослав оказался только глубокой осенью. У днепровских порогов его уже поджидали печенеги. Согласно официальной версии, греки не собирались отпускать грозного воителя обратно на Русь.
Византийский хронист Иоанн Скилица сообщает, что ранее Святослава на Днепр попал мастер политической интриги, епископ Феофил Евхаитский. Епископ вез дорогие подарки хану Куре и предложение Иоанна I Цимисхия о заключении между печенегами и Византией договора о дружбе и союзе. Византийский владыка просил печенегов более не пересекать Дунай, не нападать на принадлежавшие теперь Константинополю болгарские земли. Согласно греческим источникам, Цимисхий также попросил беспрепятственно пропустить русские войска. Печенеги якобы согласились со всеми условиями, кроме одного — не хотели пропускать русов. Русам об отказе печенегов ничего не сообщили. Поэтому Святослав шел в полной уверенности, что греки выполнили своё обещание и дорога свободна. Русская летопись утверждает, что о том, что Святослав идёт с малой дружиной и при большом богатстве, печенегам сообщили антирусски настроенные жители Переяславца.
Таким образом, есть три версии: печенеги сами хотели ударить по Святославу, греки только умолчали об этом; греки подкупили печенегов; печенегов известили враждебно настроенные к Святославу болгары. Тот факт, что Святослав шел на Русь в полном спокойствии и уверенности, подтверждает разделение его армии на две неравные части. Дойдя на ладьях до «Острова Русов» в устье Дуная, князь разделили войско. Основные силы под началом воеводы Свенельда ушли своим ходом по лесам и степям в Киев. Они благополучно дошли. На мощное войско никто не осмелился напасть. Согласно летописи, Свенельд и Святославу предлагал идти на конях, но тот отказался. С князем осталась только малая дружина и, видимо, раненые.
Когда стало ясно, что через пороги не пройти, князь решил зазимовать на Белобережье, местности между современными городами Николаевым и Херсоном. Согласно летописи, зимовка была тяжелой, не хватало продовольствия, люди голодали, умирали от болезней. Считается, что весной должен был прибыть Свенельд со свежими силами. Весной 972 года, так и не дождавшись Свенельда, Святослав снова двинулся вверх по Днепру. На днепровских порогах малая дружина Святослава попала в засаду. Подробности последнего боя Святослава неизвестны. Ясно одно: печенеги превосходили дружинников Святослава в числе, русские воины были изнурены тяжелой зимой. Вся дружина великого князя полегла в этой неравной сече.
Печенежский князь Куря приказал сделать из черепа великого воителя чашу-братину и оковать её золотом. Существовало поверье, что так слава и мудрость великого князя будет передана его победителям. Поднимая кубок, печенежский князь говорил: «Пусть дети наши будут такими, как он! Кругом сплошные вопросы. Зачем князь остался с малой дружиной и выбрал водный путь в ладьях, хотя всегда стремительно летел со своей конницей, которая ушла со Свенельдом? Получается, он и не собирался возвращаться в Киев?! Ждал помощи, которую должен были привести Свенельд и продолжить войну. Почему Свенельд, без проблем добравшийся до Киева, не послал помощь, не привел войска?
Почему помощь не послал Ярополк? Почему Святослав не попытался пройти дальней, но более безопасной дорогой — через Белую Вежу, по Дону? На странное поведение воеводы Свенельда обратили внимание ещё историки С. Соловьев и Д. Иловайский, а в XX веке — Б. Рыбаков и И. В настоящее время этот странный факт отметил исследователь Л. Поведение воеводы тем более странно, что ему даже не надо было возвращаться в Киев.
Согласно новгородской Первой летописи, князь Игорь дал Свенельду в «кормление» земли уличей, многочисленного союза племен жившего в области от Среднего Поднепровья, выше порогов, до Южного Буга и Днестра. Княжеский наместник мог легко набрать в землях серьёзное ополчение. Соловьев отметил, что «Свенельд волею или неволю мешкал в Киеве». Иловайский писал, что Святослав «поджидал помощи из Киева. Но, очевидно, или в Русской земле в то время дела находились в большом расстройстве, или там не имели точных сведений о положении князя — помощь ниоткуда не приходила». Однако Свенельд же прибыл в Киев и должен был представить князю Ярополку и боярской думе сведения о положении дел у Святослава. Поэтому многие исследователи сделали вывод, что Свенельд предал Святослава. Он не послал никакой помощи своему князю и стал самым влиятельным вельможей у престола Ярополка, который получил Киев.
Возможно, в этом предательстве лежит и исток убийства князем Олегом, вторым сыном Святослава, сына Свенельда — Люта, которого он встретил на охоте в своих владениях. Олег спросил, кто гонит зверя? Услышав в ответ «Свенельдич», Олег тут же его убил. Свенельд, мстя за сына, натравил Ярополка на Олега. Началась первая междоусобная, братоубийственная война. Свенельд мог быть проводником воли киевской боярско-купеческой верхушки, которая была недовольна переносом столицы Русского государства на Дунай. В своем стремлении основать в Переяславце новую столицу Святослав бросил вызов киевскому боярству и купечеству. Стольный Киев отодвигался на второй план.
Открыто противостоять ему они не могли. Но киевская верхушка смогла подчинить своему влиянию молодого Ярополка и затянуть дело с отправкой войск на помощь Святославу, что и стало причиной гибели великого полководца. Кроме того, Л. Гумилев отметил такой фактор, как возрождение «христианской партии» в киевской верхушке, которую Святослав разгромил и загнал в подполье во время погрома миссии римского епископа Адальберта в 961 году. Тогда княгиня Ольга согласилась принять миссию Адальберта. Римский епископ склонял киевскую элиту к необходимости принятия христианства из рук «самого христианнейшего правителя» в Западной Европе — германского короля Оттона.
Император же двинул все свои силы, вывел их на равнину перед городом и начал вызывать варваров на битву. Но так как они не вышли, он воротился в лагерь на отдых.
И прибыли к нему послы из Константии и других крепостей, лежавших по ту сторону Истра; они умоляли простить им все плохое й отдавали себя и свои укрепления в его руки. Благосклонно приняв их, император послал занять крепости, а также отправил войско, необходимое для их охраны. Когда наступил вечер, все ворота города открылись, и росы, будучи в большем, нежели прежде, числе, напали на ромеев, которые не ожидали этого ввиду приближения ночи. И казалось, что вначале они имели перевес, однако немного спустя ромеи взяли верх. Но когда был убит геройски сражавшийся Сфангел, эта потеря связала и ослабила их натиск. Тем не менее, в течение всей ночи и на следующий день до самого полудня они продолжали сильное сопротивление. Когда затем посланные императором силы отрезали варварам дорогу в город, росы, узнав об этом, ударились в бегство. Находя путь к городу перехваченным, они разбегались по равнине, где их настигали и умерщвляли.
С наступлением ночи Свендослав окружил стену города глубоким рвом, чтобы нелегко было при наступлении ромеям приблизиться к городской стене. Укрепив таким способом город, он решил смело выдержать осаду. Вылазки из Доростола Когда же многие воины стали страдать от ран и надвигался голод, ибо необходимые запасы истощились, а извне ничего нельзя было подвезти из-за ромеев, Свендослав, дождавшись глубокой и безлунной ночи, когда с неба лил сильный дождь и падал страшный град, а молнии и гром повергали всех в ужас, сел с двумя тысячами мужей в челны-однодеревки [и отправился] за продовольствием. Собрав где кто мог зернового хлеба, пшена и прочих жизненных припасов, они двинулись по реке на однодеревках в Доростол. Во время обратного плавания они увидели на берегу реки многих обозных слуг, которые поили и пасли лошадей либо пришли за дровами. Сойдя со своих судов и пройдя бесшумно через лес, [варвары] неожиданно напали на них, многих перебили, а прочих принудили рассеяться по соседним зарослям. Усевшись снова в ладьи, они с попутным ветром понеслись к Доростолу. Великий гнев охватил императора, когда он узнал об этом, и он сурово обвинял начальников флота за то, что они не знали об отплытии варваров из Доростола; он угрожал им даже смертью, если нечто подобное повторится еще раз, и после того оба берега реки тщательно охранялись.
Целых шестьдесят пять дней вел император осаду, и так как ежедневно происходившие стычки были бесплодны, он решил попытаться взять город блокадой и голодом. Ввиду этого он велел перекопать рвами все дороги, везде была поставлена стража, и никто не мог в поисках продовольствия выйти из города; [сам же император] стал выжидать. Так обстояло дело с Доростолом... Внутри города скифов терзал голод, снаружи они терпели урон от стенобитных орудий, особенно в том месте, где охрану нес магистр Иоанн, сын Романа Куркуаса; находившийся там камнемет причинял им немалый вред. Выделив самых отважных воинов, имевших тяжелое вооружение, и смешав их с легковооруженными, [скифы] посылают их против указанного орудия, чтобы они постарались его уничтожить. Дознавшись об этом, Куркуас во главе сильнейших своих воинов поспешил на защиту [орудий]. Оказавшись посреди скифов, он упал вместе с конем, который был ранен копьем, и погиб, изрубленный на части. Подоспевшие ромеи напали на росов, отстояли орудия в целости и оттеснили скифов в город.
Наступил июль месяц, и в двадцатый его день росы в большом числе вышли из города, напали на ромеев и стали сражаться. Ободрял их и побуждал к битве некий знаменитый среди скифов муж, по имени Икмор, который после гибели Сфангела пользовался у них наивеличайшим почетом и был уважаем всеми за одну свою доблесть, а не за знатность единокровных сородичей или в силу благорасположения. Видя, как он мужественно сражается, ободряет и воодушевляет других и приводит в замешательство ряды ромеев, Анемас, один из императорских телохранителей, сын царя критян Курупа, не смущаясь ростом этого мужа и не боясь его силы, воспламенил свое сердце яростью, заставил своего коня [несколько раз] прыгнуть в разные стороны, извлек висевший у бедра клинок, бешено устремился на скифа и, ударив его мечом в левое плечо повыше ключицы, перерубил шею, так что отрубленная голова вместе с правой рукой упала на землю. И когда скиф свалился, Анемас невредимым вернулся в свой стан. Из-за этого подвига поднялся сильный шум, ибо ромеи радостно кричали по случаю победы, скифы же вопили нечто непонятное и утратили свое воодушевление. Ромеи усилили свой натиск, и те, обратившись в бегство, бесславно удалились в город. Немало было в этот день убитых — одни были растоптаны в тесноте, других же настигая перекололи ромеи. Если бы не наступление ночи, то и сам Свендослав не избежал бы плена.
Спасшись от опасности и находясь за стенами, [скифы] подняли великий плач из-за смерти Икмора. Снимая доспехи с убитых варваров, ромеи находили между ними мертвых женщин в мужской одежде, которые сражались вместе с мужчинами против ромеев. Итак, война шла неудачно для варваров, а на помощь им не приходилось надеяться. Одноплеменники были далеко, соседние народы из числа варварских, боясь ромеев, отказывали им в поддержке; у них не хватало продовольствия, а подвезти его было невозможно, поскольку ромейский флот тщательно охранял берега реки. К ромеям же каждый день притекали, как из неисчерпаемого источника, всевозможные блага и постоянно присоединялись конные и пешие силы. Не могли варвары и удалиться, сев в свои челны, ибо выходы, как мы уже сказали, тщательно охранялись. Совет в стане росов Когда они собрали совещание, то одни советовали тайно удалиться ночью, другие — вернуться домой, попросив у ромеев мира и залогов верности, ибо нет другого пути к возвращению. Некоторые советовали предпринять и другие меры соответственно обстоятельствам, и все сходились на том, что следует окончить войну.
Свендослав же убедил их решиться на еще одну битву с ромеями и — либо, отлично сражаясь, победить врагов, либо, будучи побежденными, предпочесть постыдной и позорной жизни славную и блаженную смерть. Ибо как возможно было бы им существовать, найдя спасение в бегстве, если их легко станут презирать соседние народы, которым они прежде внушали страх? Совет Свендослава пришелся им по нраву, и все согласились встретить общими силами крайнюю опасность для их жизни. Генеральное сражение На рассвете следующего дня варвары поголовно выступили из города. Чтобы никому не было возможности спастись бегством в город, они заперли за собою ворота и бросились на ромеев. Завязалось ожесточенное сражение. Варвары бились отважно, и ромеи в тяжелых доспехах, изнуряемые жаждой и сожигаемые солнцем был как раз самый полдень , стали поддаваться [натиску]. Узнав об этом, император прискакал на помощь со своими воинами и принял на себя главный удар, а утомленному солнцем и жаждой воинству приказал доставить мехи, наполненные вином и водой.
Воспользовавшись ими, избавясь от жажды и зноя и собравшись с силами, они стремительно и неистово бросились на скифов: те, однако, достойно их приняли. Пока император не заметил, что место битвы очень тесно, она продолжалась с равным успехом. Но он понял, что по этой причине скифы теснят ромеев и мешают им совершать деяния, достойные их силы, и вот стратитам было приказано отойти назад на равнину, отодвинувшись подальше от города и делая при этом вид, будто они убегают, но на деле не бежать сломя голову, а отходить спокойно и понемногу; когда же преследователи будут отвлечены на большое расстояние от города, [им надлежит,] неожиданно натянув поводья, повернуть лошадей и напасть на врага.
Также власти сообщили, что крупнейший в Одессе Спасо-Преображенский кафедральный собор оказался «практически разрушен». При этом пострадали православные святыни, из-под завалов достали Касперовскую икону Божией Матери, которая считается покровительницей города. Спасо-Преображенский кафедральный собор Храм находится на Соборной площади Одессы. Был заложен в 1794 году. Освящен 25 мая 1808 года архиепископом Екатеринославским Платоном Любарским. В 1837 году стал кафедральным.
После реконструкции 1903 года собор стал одним из крупнейших храмов Российской империи и вмещал до 9 тысяч человек.
Война с Цимискием. [Русско-Византийская война за Болгарию. Часть 3: Осада Доростола] / Князь...
Telegram: Contact @slavtraditions | При поддержке Мономаха и половцев лже-Диогену удалось овладеть многими дунайскими городами, но в одном из них, Доростоле, самозванца настигли двое наёмных убийц. |
Осада Доростола (apr 23, 971 – jul 22, 971) (Timeline) | Чтобы Иоанн Цимисхий сам предложил мир Светославу, нужно доказать, что русское войско еще сильно и что осада Доростола может затянуться до бесконечности. |
Город, который не сдался | Оборона Доростола Русско-византийская война 970—971 годов Тризна русских дружинников после битвы под Доростолом в 971 году. Картина Г. Семирадского. Дата 23 апреля 971 — 23 июля 971 Место Доростол. |
Оборона Доростола. | В ролике показали осаду крепости, массовые сражения армий и процесс тренировки воинов. |
ПОХОДЫ РУССКОГО КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА 942—972 гг.
Оборона Доростола | это... Что такое Оборона Доростола? | Святослав оказался в осаде в городе Доростол современная Силистра в Болгарии. |
Битва при Доростоле и другие великие сражения в истории Руси которые забыли | Усилия русов обезопасить стены Доростола от разрушительных действий ромейских инженерных машин дали свои плоды лишь отчасти. |
Походы князя Святослава. Осада Доростола – Telegraph | После битвы при Доростоле город был переименован в Феодорополь в честь царствующей императрицы (? |
"…Победить и остаться в живых, либо умереть со славой": оборона Доростола в 971 году | Святослав оказался в осаде в городе Доростол современная Силистра в Болгарии. |
Acolon • Крещение Руси и участие болгар в нем | Да, болгары начали предавать будущих русских ещё с момента Святослава, когда большенство болгар, до осады Доростола переметнулась к грекам. |