В разных странах мира католики каждый год отмечают праздник Марди Гра, что в переводе с французского означает «жирный или скоромный вторник». Традиционно Масленица была временем, когда христиане исповедовались и становились «сморщенными», что означает отпущение своих грехов.
Католическая Масленица: история праздника Марди Гра
В арт-парке калужской деревни Никола-Ленивец на Масленицу сожгли 30-метровый католический собор, построенный из веток, пишет Znak. Согласно армянской церковной традиции, Масленица является воспоминанием человеческого счастья, которым наслаждались в своё время Адам и Ева в раю. Испанская масленица огнём завершается, индусская с него начинается.
Please wait while your request is being verified...
это и есть масленица Православные отмечают, отмечают. Томский Обзор, новости, Мировые новости В Новом Орлеане стартовал сезон карнавалов, посвященный празднованию "католической масленицы". Католики всего мира празднуют Пасху. На торжественную мессу в московский Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве пришли сотни человек. В то время как восточные славяне отмечают Масленицу, у католиков существует “жирный вторник”, также известный как Марди Гра. Как и Масленица, карнавал немыслим без обильных застолий, народных гуляний, игр и балаганов, но всё же главной составляющей карнавала являются театрализованные шествия.
Как отмечают масленицу в других странах
Четкой даты у праздника нет, в католической и лютеранской традициях Масленица длится всего один день — вторник и заканчивается в «Пепельную среду». Согласно армянской церковной традиции, Масленица является воспоминанием человеческого счастья, которым наслаждались в своё время Адам и Ева в раю. Инструктор тренажёрного зала фитнес-клуба «Форма» Ольга Григорьева рассказала, как пережить Масленицу без ущерба для фигуры и здоровья. Сожжение 30-метрового католического храма из веток вместо чучела на Масленицу в Николе Ленивце, вызвало возмущение среди православных. В Польше Масленица, или как ее здесь называют, Жирный четверг, отмечается с особой радостью и вкусом, ибо этот день ставит начало католическому Великому Посту.
Католическая масленица. Празднуют ли Масленицу в Европе
Согласно армянской церковной традиции, Масленица является воспоминанием человеческого счастья, которым наслаждались в своё время Адам и Ева в раю. СПРАВКА ДЛЯ РАСЧЕТА КАТОЛИЧЕСКОЙ МАСЛЕНИЦЫ Католический Великий пост длится 40 дней от "Пепельной среды" до католической Пасхи. В США двух человек застрелили и четверых ранили во время мероприятий в честь ежегодного праздника Марти Гра, так называемой «католической масленицы», сообщает CNN. В минувший вторник в Литве завершилось начавшееся в субботу празднование католической Масленицы (Užgavėnes). В католической литургической традиции есть аналог Прощёного воскресенья, называемой на латыни «Quinquagesimae» (буквально «пятидесятый [день]» до Пасхи).
Карнавалы VS Масленица: как провожают зиму католики и православные
Шри-ланкийские католики молятся во время пасхальной воскресной мессы в церкви Святого Антония в Коломбо. Фото: Бельгийцы готовятся к католической Масленице. Фото: Традиционный марш Жилей в бельгийском городе Бинш в рамках самого. Ранок - Інтер» на канале «Домашний праздничный стилист» в хорошем качестве. В Никола-Ленивце Масленицу отпраздновали сожжением гигантского "замка корона-людоеда".
Please wait while your request is being verified...
На данный момент их число возросло до 28 человек. Пострадавшие, в числе которых сотрудник полиции и ребенок, доставлены в больницы. Состояние пятерых оценивается как критическое. Еще семеро человек отказались от госпитализации. Местная полиция сообщила, что инцидент не имеет террористической подоплеки.
Несмотря на это, согласно средневековым документам VIII-IX веков, карнавал был периодом полного безумства с использованием масок — для того, чтобы опрокинуть повседневную рутину, подорвать устои, смешать сословия, чтобы богач стал бедняком и наоборот, аристократ — плебеем. В Венеции эти нравы, эта философия обрушения устоев, были кодифицированы. В те времена венецианская аристократия сама титуловала себя дворянскими званиями, поскольку в Венеции не было короля, который даровал бы эти титулы Божьим именем. В Венеции сформировался олигархический класс особого рода: его представители не считали зазорным смешаться с толпой, стараясь подпитать иллюзию о том, что в Венеции социальные границы размыты. Карнавал, который сейчас проводится в промежутке между Рождеством и Великим постом, в средние века начинался в октябре и длился почти шесть месяцев!
В этот период можно было расхаживать по городу в маске, выдавая себя за другое лицо. Это что-то вроде древнеримских цирковых представлений — дать возможность народу беспечно развлечься, но также в этой странной регулируемой распущенности нравов поддержать социальный порядок. С давних времен костюмированный масочный венецианский карнавал был прекрасным способом смешения и обновления аристократической крови. В те времена аристократы могли заключать браки только с людьми своего круга, однако благородная женщина, выходящая ночью в маске из особняка, может делать все, что ей заблагорассудится! Она может вернуться домой с новой кровью в чреве, которая даст свой плод через девять месяцев. Это обстоятельство благотворно сказалось на том, что венецианский политический правящий класс был всегда свеж и весел и не сталкивался с проблемой увядания. Лучший способ впитать в себя жизненную силу карнавала - надеть маску. К сожалению, в последнее время мало кто скрывает свою личность под маской, зато Венеция переполнена зрителями с фотоаппаратами. Но прелесть карнавала и его подлинный дух заключаются в том, чтобы превратиться в нечто отличное от того, чем ты являешься в реальной жизни, стать свободнее, чем в повседневной реальности.
Общество постоянно навязывает нам маски - не те, которые закрывают лицо, а общественные маски, которые в действительности ограничивают рамки нашего бытия. Когда приходит карнавал, ты скрываешь свое лицо под маской; никто не знает, кто ты на самом деле. Только тогда и только так ты действительно можешь быть самим собой. Некоторые старые венецианские маски дошли до наших дней. Возможно самая известная из них, белая - баута. Она похожа на лик призрака. Человек в бауте надевает треуголку и белые одежды. В маске проделано большое отверстие для рта, которое служило не только для приема пищи, но и для изменения голоса. Человека, носившего бауту, было особенно трудно опознать, поскольку его голос также изменялся.
Этой маской, в основном, пользовались аристократы; она была самой распространенной в Венеции. Другая древняя маска - маттаччино, ее надевал канатоходец, бросавший в толпу тухлые яйца. Сейчас эта маска встречается крайне редко. Есть в Венеции маска, символизирующая свободу сексуальных нравов, она раскрепощала мужчин нетрадиционной сексуальной ориентации. Эта маска называется ланьяга, она мужская, но к ней прилагались женские одежды. Эта маска изображает кошку или кота; человек, надевавший ее, вел себя буйно.
Православных возмутило сожжение 30-метрового католического храма из веток, который использовали вместо чучела на Масленицу в Калужской области. Представитель российской православной церкви уже выступили с требованием проверить организаторов, устроивших гуляния в арт-парке «Никола Ленивец».
Разумеется, никакого посыла адекватного это не может нести, на мой взгляд», — сказал представитель Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе.
Наряду с ними в шествии участвовали и традиционные ряженые, переодетые в козу, медведя и коня. По дороге обязательно разыгрывали масленичную «свадьбу ряженых», которая по народным представлениям способствовала плодородию земли и людей. Обязательным магическим обрядом этой шутовской свадьбы была «перемена пола» участниками. Для этого парни переодевались в женскую одежду, а девушки — в мужскую. Наряду с женихом и невестой в свадебную группу входили ряженые, изображающие цыганский табор и еврейских музыкантов. Значительную роль в шествии ряженых играют персонажи: худой Канапинис «Конопляник» — символ приближающегося поста и толстый Лашинис «Сальный» — символ Масленицы, между которыми разыгрывается борьба, победителем из которой выходит праведный Канапинис. Заключительной частью праздника было утопление Морэ в воде или сжигание ее на костре. Основной обрядовой едой Масленицы были блины, которые с одной стороны олицетворяли солнце, а с другой — являлись обязательным атрибутом поминок. По возможности готовились и другие праздничные блюда, которые обязательно должны были быть жирными и сытными, так как это сулило благополучие.
Макет католического собора сожгли в России на Масленицу
Традиции печь блины и устраивать народные гуляния зародились задолго до крещения Руси. Они не ушли и с приходом православия. Однако религия сильно повлияла на празднование масленицы. Прежде всего, на время проведения. Раньше Масленицу праздновали в день весеннего равноденствия, когда весна вступала в свои права.
У католиков есть аналог праздника.
Он называется Марди Гра Жирным вторником , а отмечают его перед Пепельной средой — началом Великого поста в календаре Римско-католической церкви. На католическую Масленицу принято устраивать карнавалы. В Великобритании в Блинный день, который по-другому называется "Покаянный вторник" , все как следует наедаются и напиваются перед постом, ходят в церковь каяться в грехах, устраивают традиционные блинные гонки. В Польше принято на Масленицу готовить не блины, а пончики. В стране проводятся ярмарки, а в четверг на таких ярмарках можно "купить" незамужнюю девушку, если невесте не нравится "купивший" ее жених, она может от него отказаться, заплатив выкуп настоящими деньгами.
Вместо блинов в этой стране главным блюдом на праздничном столе является мясо.
В Сербии вас непременно посадят в свиное корыто и поволокут по деревне. А на крыше собственного дома вы можете обнаружить фигуру соломенного деда. В рейнских городах масленичные празднества называются «карневаль» Karneval , в Майнце и его окрестностях «фастнахт» Fastnacht , в Швабии «фасснет» Fassnet , а в Баварии «фашинг» Fasching. Различаются не только названия праздника, отмечают его тоже везде по-разному. Самой широкой известностью пользуется карнавал в Рейнской области - Рейнланде. Здешний карнавал - это безудержное веселье начиная с масленичного четверга до вторника. Народ поет и раскачивается из стороны в сторону, танцует и смеется, пьет горячительные напитки и флиртует. По улицам разгуливают ряженые всех возрастов, разнообразию костюмов и масок нет предела. Клоуны, ведьмы, принцессы и ковбои стоят вперемежку вдоль улицы и ждут карнавального шествия.
Детям достаются сладости, которые участники карнавального парада горстями бросают в толпу с разукрашенных автомобилей, а взрослым частенько подносят по рюмке шнапса. Восхищение вызывает выдумка, с которой оформляют карнавальные автомобили: вот где уж впрямь не жалеют ни денег, ни усилий. Мимо пестрой толпы проплывают замки и парусные корабли, между ними шествуют оркестры, которые исполняют известные карнавальные песни, тут же подхватываемые публикой. Масленичные празднества на юго-западе Германии имеют несколько иную форму, чем в Рейнланде. Их участники надевают замысловатые деревянные маски страшных ведьм и чертей. Ряженые носят также маски фантастических животных, в каждой местности есть своя фигура карнавального шута. В швабско-алеманских землях большое внимание уделяют старым традициям, поэтому участники масленичных представлений строго следят за тем, чтобы костюмы и маски соответствовали старинным образцам. В некоторых городах на масленичное шествие нельзя явиться в первой попавшейся под руку маске, надо, чтобы ее официально утвердили. Масленичные гуляния в Кёльне называются «фастеловенд» Fastelovend , а в Майнце «фассенахт» Fassenacht. Масленица и карнавал занимают прочное место в жизни Германии, хотя городской карнавал в его нынешней форме возник не так уж давно.
Эта традиция сложилась только в начале XIX века, после того как была проведена реформа масленичных празднеств - сначала в Кельне, затем в Майнце, Дюссельдорфе и других рейнских городах. Знаменитый кёльнский карнавал обязан своей нынешней формой инициативе нескольких человек, которые в 1822 году решили реорганизовать масленичные игры, чтобы они лучше отвечали новым потребностям общества. В масленичный понедельник 1823 года состоялось первое кельнское карнавальное шествие. В последующие годы возникли организационные структуры карнавала, которые сохранились до сих пор. Наряду с заседаниями различных обществ и большим карнавальным шествием в «безумный понедельник» в это время возникли главные фигуры, характерные для кельнского карнавала: Принц Карнавал, который поначалу назывался «Герой Карнавал», Дева Колониа, которая когда-то была символом независимости старинного имперского города Кельна в наше время ее роль всегда играет мужчина , и Крестьянин, в фигуре которого воплотились боевитость и сила города, а также его верность единому германскому государству. Эти три фигуры, стоящие в центре карнавального действа в Кельне и именуемые Карнавальной Троицей, характерны именно для этого города. В других городах на карнавале главенствуют Принц и Принцесса. Символическая цель бланкенхаймского «шествия духов» - приближение весны с помощью изгнания злых демонов зимы - заставляет вспомнить об одной из версий исконного смысла праздника масленицы. Это шествие уже много веков представляет собой кульминацию здешних масленичных празднеств. Его участники наряжаются духами или привидениями: они закутываются в белые простыни, углы которых завязывают на лбу в виде рожек.
Каждый год вечером в субботу карнавальной недели вереница духов с дикими криками проносится по городу. Жители Бланкенхайма так объясняют этот древний обычай , всегда собирающий многочисленных зрителей: с помощью ритуальной пляски духи весны прогоняют зимних духов. Ведьмы с метлами и дьявол с трезубцем кружатся и прыгают, чтобы выгнать изо всех темных углов духов и демонов холодного времени года. В Бланкенхайме Принц Карнавал сначала возглавляет шествие как « главный дух »; лишь на следующее утро, в воскресенье, его официально объявляют Принцем. Как и его коллеги в Кельне, Дюссельдорфе или других городах, он получает от бургомистра шутовской скипетр и ключ от города. Теперь вплоть до «Пепельной среды» он символически правит городом. К концу подходит масленичная неделя: наевшись блинов, мы готовимся сжигать чучело и просить друг у друга прощения. Пожалуй, это одни из немногих общеизвестных традиций Масленицы. Даже названия масленичных дней недели «Встреча», «Заигрыши», «Лакомка»… вспомнить смогут не все. Масленица — праздник языческий.
И в течение масленичной недели нередко можно столкнуться с негативным отношением к праздничным гуляниям и другим атрибутам Масленицы — праздник «не наш» и отмечать его нечего. Но сама православная церковь к таким недовольным не относится: в 17 веке Масленица была официально признана. Более того, некоторые представили православной церкви называют Масленицу подготовкой к Великому Посту, который начинается сразу же по окончании «блинной» недели. Происхождение самого названия праздника — «Масленица» — действительно связано с маслом. Название указывает на молочную продукцию, которую можно есть в этот период времени в течение Великого поста употреблять молочные продукты строго запрещено. Такое название у праздника было не всегда. Изначально люди праздновали не Масленицу, а «Комоедицу» от древнеславянского «ком» — медведь. Со временем Комоедица превратилась в самостоятельный белорусский народный праздник , посвященный пробуждению медведя и встрече весны, который отмечается 6 апреля. То, за что мы так любимым масленицу — вкусные, пышные блины — никогда не было символом праздника. Блины всегда считались блюдом поминальным, а статус «символа солнца» и главного атрибута Масленицы приняли только в 19 веке по ошибке исследователей культуры.
Батик: Блин-символ солнца. Сжигание чучела в последний день масленичной недели на самом деле символизирует не столько проводы зимы, сколько жертвоприношение. Чучело считалось символом плодородия: сжигая его, люди передавали плодородие земле. Именно поэтому, пепел, который остался от чучела, раскидывали по полям. В некоторых уголках России процесс сожжения чучела вообще повторял похоронные обряд: до сожжения чучело носили по деревне в специальном корыте, имитирующем гроб. У Масленицы есть еще одно, неформальное, название: «Бабья неделя». В масленичную неделю женщинам не разрешалось шить и прясть. Всё, что делали женщины — на протяжении семи дней жарили блины и ходили друг к другу в гости, чтобы угостить этими самыми блинами. Блины бывают на молоке и на кефире, тоненькие и толстые, маленькие и большие. Самый большой в истории приготовления этого блюда блин был испечен в Великобритании в 1994 году.
А в 2016 году во время празднования Масленицы в Беларуси был установлен похожий рекорд, но с национальным колоритом: под Минском был испечен самый большой драник в мире, диаметр которого составляет более двух метров. Для приготовления рекордсмена понадобилось целых 30 кг картошки! В католических странах существует прямой аналог масленицы — Карнавал, который отмечается также перед Великим постом. Название «Карнавал» образовалось от лат. Во многих европейских странах существуют свои «масленичные» традиции: В Словении, главной целью которого является не просто проводы, а даже изгнание зимы. Курентованье представляет собой аналог привычного сожжения чучела традиционные танцы в вывернутых тулупах и масках. Происходит это так же в последний день праздничной недели. Если в предыдущем году в регионе, который отмечает Мясопуст Масленицу , не состоялось ни одной свадьбы, то словенцы ее разыгрывают. Участники празднования переодеваются в сватов и дружков, а в роли жениха и невесты выступают сосны. В Хорватии; обряд, несколько напоминающий словенское Курентованье.
Молодые парни надевают шкуры и маски с рогами и расхаживают по улице, издавая громкие страшные звуки, чтобы спугнуть зиму. Вастлавьи или Скандинавский карнавал так же популярный в Прибалтике — это праздничные гулянья, которые предшествуют началу Великого Поста. Одним из главных лакомств праздника являются сдобные булочки с разными начинками. Во время «Марди Гра» «Жирного вторника» проводится шумный и веселый карнавал, который возглавляют импровизированные «король» и «королева». Текст: Алеся Сидненко С 28 февраля по 6 марта в нашей стране отмечают один из самых весёлых и радостных праздников - Масленицу. Масленица, или сырная неделя - праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времён. Это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди с давних времён воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины. Древние люди считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.
В Православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы - примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту - время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России - блины и гулянья. В народе каждый день Масленицы имеет свое название. Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица.
Таким образом российский великий князь оказался королём праздника. По этой версии, с тех пор, а именно с 1872 года окончательно утвердились каноны этого шумного озорного, яркого фестиваля : каждый год карнавал возглавляют «король» и «королева», которые в масках и костюмах едут на огромной украшенной платформе со своим окружением. В ответ на традиционные крики возбуждённой толпы «Брось нам что-нибудь!
Последние новости:
- Последние новости:
- В России на Масленицу вместо чучела сожгли макет католического храма
- Карнавальная неделя — католическая Масленица | Фоторепортажи |
- Масленица у народов Европы – Мир Fausta, пользователь Юрий Корнев | My World Groups
В Никола-Ленивце на Масленицу сожгут 24-метровый замок корона-людоеда
Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города. Ныне традиционная продолжительность карнавала Масленицы в разных странах бывает разной — от 3 дней в Норвегии до 2 месяцев в Аргентине там продолжают праздновать карнавал и весь Великий пост , и после него , но в большинстве стран — 5-7 дней. В Польше с ее превалирующим католическим вероисповеданием особо отмечается Жирный четверг — в этот день едят пончики с разнообразной начинкой. Наиболее характерные — это пончики с розовым вареньем, сахарной глазурью , иногда посыпанные засахаренной апельсиновой корочкой.
С этого дня начинаются Остатки — дни, когда проходят нескончаемые балы и вечеринки и так до Пепельной среды. Последний день Масленицы называется Жирный вторник , в который, обычно, проводятся самые пышные празднества и царит самое большое обжорство, сопровождаемое обильными возлияниями. Во франкоязычных странах Жирный вторник называется Марди Гра Mardi Gras, в дословном переводе с французского это звучное словосочетание означает «жирный вторник» или даже «скоромный вторник» , В Бельгии — Mardi-gras, в англоязычных — «блинный день» Pancake Day , в США так же Жирный Вторник Fat Tuesday.
Всё карнавальное веселье заканчивается с наступлением Пепельной среды — первого дня католического Великого поста. Пожалуй, самое известное масленичное празднество в Европе — это знаменитый своими масками и костюмами 10-дневный Венецианский карнавал ит. В прежние времена в ночь на "Пепельную среду" сжигали в очаге или на костре все остатки скоромной пищи, чтобы они во время поста не вводили в соблазн — отсюда и название.
О Венецианском карнавале существует настолько много материалов, что здесь мы не будем останавливаться на его описании. На карнавале в Венеции. Gian Domenico Tiepolo 1727-1804 , Scene de carnaval Ныне Венецианский масленичный карнавал популярен среди туристов всего мира.
Зачастую, люди по несколько лет готовят для него свои изумительные костюмы. В Италии по размаху и пышности с Венецианским карнавалом с давних пор соперничает масленичный Римский карнавал , первые письменные упоминания о котором относятся к XI веку. Карнавал в Риме.
Viva carnevale. На это время город официально переходит во власть Карнавала. Мэр Рио-де-Жанейро в присутствии сотен жителей Рио, туристов и прессы вручает ключи от города фольклорным «хозяевам» праздника — тучному шутовскому Королю Момо, королеве Карнавала и двум «принцессам».
Карнавал открывается выступлениями детских школ самбы, и уже весь город живет в круглосуточном веселом праздничном ритме. Кульминацией праздника становятся соревнования 12-ти школ самбы так называемой "специальной группы" — своеобразной высшей лиги Карнавала, которые проходят красочной танцующей процессией по 700-метровой полосе знаменитого Самбодрома на виду у десятков тысяч зрителей — горожан и многочисленных туристов, съезжающихся на праздник со всей планеты. Карнавальное шествие на знаменитом самбодроме в Рио-де-Жанейро Масленичный карнавал в Аргентине радует всех местных участников и туристов особой языческой откровенностью.
Начинаясь в срок, положенный католической Церковью, он непрерывно продолжается около двух месяцев - и весь католический Великий пост, и даже после него до полной усталости народа и всех приезжих от нескончаемого праздника: Но карнавал в Рио-де-Жанейро не желает уступать аргентинскому карнавалу первенство в проявлениях славных языческих обычаев: Элемент парада на Самбодроме в Рио-де-Жанейро. Карнавал всегда начинают самые маленькие: Карнавал — это праздник для всех! На выставке карнавальных костюмов: Масленичный карнавал в Виареджо, Италия: Масленичный карнавал в Ницце, Франция: Масленичный карнавал «Llamadas» в Монтевидео, Уругвай: Масленичный карнавал в Никарагуа: Масленичный карнавал «Енкарнаcион» в Парагвае: Блины с древнейших времен были любимым блюдом всех народов, занимавшихся земледелием.
Как символ солнца, их обязательно выпекают на Масленицу. Этим увлеченно занимаются и герои зарубежных мультфильмов: Из истории европейской Масленицы Происхождение карнавала определенно языческое. Некоторые предполагают, что карнавальная традиция восходит к древнеримским сатурналиям, а кто-то даже связывает его с древнейшими халдейскими ритуалами.
Мы определенно знаем только, что нравы карнавала, период массового безумства, когда естественный порядок вещей опрокидывается, являются дохристианскими. Христианская церковь так и не смогла сделать карнавал "своим": карнавал остается чем-то маргинальным, пограничным на ободе установленного порядка вещей, хотя некоторым образом церкви удается вписать его в свои установки. В Европе шествия ряженых на масленичные празднества известны уже в течение многих веков, но лишь с середины XV века они приобрели определенные традиционные формы.
По улицам везли орудия земледелия - плуги и бороны, причем нередко для смеха в них впрягали незамужних женщин и девушек. Со временем эти шествия становились все сложнее и красочнее. Так возникло, например, шествие «Шембартлауф» в Нюрнберге.
С годами уличная игра превратилась в праздничное шествие с множеством участников, ставшее одним из крупнейших городских праздников. В последний день Масленицы - жирный вторник - проводилось аллегорическое состязание: толстый мужчина, олицетворявший собой Масленицу, выходил на бой с тощей «постной» старухой. Разумеется, Пост одерживал верх над Масленицей.
Битва толстого мужика-Масленицы с тощей старухой-Постом. В связи с расцветом средневековой городской культуры, ремесленных цехов и гильдий Масленица стала приобретать все более светский характер. В эти праздничные дни уже издавна выпивалось немало горячительных напитков, теперь же к празднику стали привлекать музыкантов и танцоров.
Традиции обильного застолья, танцев и маскарада сохранились до нашего времени. Масленичный карнавальный бал при свечах. Bergaigne P.
Carnival Ball. Конечно, среди разгоряченной Масленицей публики случалось всякое. Jean-Lйon Gйrфme 1824-1904 После маскарада.
Во время Масленицы дозволялось нарушать многие запреты, появлялась возможность пародировать события повседневной жизни. Переодевшись врачом, монахом или даже надев женское платье, шутники позволяли себе разные выходки, оставаясь при этом неузнанными. Ряженые использовали также маски, которые на протяжении многих веков были атрибутом и символом религиозных представлений.
Примерно к 1450 году сложился относительно стабильный репертуар карнавальных масок. Чаще всего ряженые изображали чертей. Популярны были также фигуры ведьм и бестолковых деревенских мужиков, над которыми любили потешаться горожане.
Часто встречались также костюмы разных животных, с каждым из которых средневековый человек связывал определенный смысл, ведь многие животные символизировали определенные прегрешения против христианской морали. Из истории венецианского масленичного карнавала В Венеции в XVII веке карнавал начинался 26 декабря, на следующий день после Рождества, и заканчивался в Пепельную среду, в день начала Великого поста. Карнавал включался в литургический календарь.
Несмотря на это, согласно средневековым документам VIII-IX веков, карнавал был периодом полного безумства с использованием масок - для того, чтобы опрокинуть повседневную рутину, подорвать устои, смешать сословия, чтобы богач стал бедняком и наоборот, аристократ - плебеем. В Венеции эти нравы, эта философия обрушения устоев, были кодифицированы. В те времена венецианская аристократия сама титуловала себя дворянскими званиями, поскольку в Венеции не было короля, который даровал бы эти титулы Божьим именем.
В Венеции сформировался олигархический класс особого рода: его представители не считали зазорным смешаться с толпой, стараясь подпитать иллюзию о том, что в Венеции социальные границы размыты. Карнавал, который сейчас проводится в промежутке между Рождеством и Великим постом, в средние века начинался в октябре и длился почти шесть месяцев! В этот период можно было расхаживать по городу в маске, выдавая себя за другое лицо.
Это что-то вроде древнеримских цирковых представлений - дать возможность народу беспечно развлечься, но также в этой странной регулируемой распущенности нравов поддержать социальный порядок. С давних времен костюмированный масочный венецианский карнавал был прекрасным способом смешения и обновления аристократической крови. В те времена аристократы могли заключать браки только с людьми своего круга, однако благородная женщина, выходящая ночью в маске из особняка, может делать все, что ей заблагорассудится!
Она может вернуться домой с новой кровью в чреве, которая даст свой плод через девять месяцев. Это обстоятельство благотворно сказалось на том, что венецианский политический правящий класс был всегда свеж и весел и не сталкивался с проблемой увядания. Лучший способ впитать в себя жизненную силу карнавала - надеть маску.
К сожалению, в последнее время мало кто скрывает свою личность под маской, зато Венеция переполнена зрителями с фотоаппаратами. Но прелесть карнавала и его подлинный дух заключаются в том, чтобы превратиться в нечто отличное от того, чем ты являешься в реальной жизни , стать свободнее, чем в повседневной реальности. Общество постоянно навязывает нам маски - не те, которые закрывают лицо, а общественные маски, которые в действительности ограничивают рамки нашего бытия.
Когда приходит карнавал, ты скрываешь свое лицо под маской; никто не знает, кто ты на самом деле. Только тогда и только так ты действительно можешь быть самим собой. Некоторые старые венецианские маски дошли до наших дней.
Возможно самая известная из них, белая - бау та. Она похожа на лик призрака. Человек в бауте надевает треуголку и белые одежды.
В маске проделано большое отверстие для рта, которое служило не только для приема пищи, но и для изменения голоса. Человека, носившего бауту, было особенно трудно опознать, поскольку его голос также изменялся. Этой маской, в основном, пользовались аристократы; она была самой распространенной в Венеции.
Другая древняя маска - маттаччино , ее надевал канатоходец, бросавший в толпу тухлые яйца. Сейчас эта маска встречается крайне редко. Есть в Венеции маска, символизирующая свободу сексуальных нравов, она раскрепощала мужчин нетрадиционной сексуальной ориентации.
Эта маска называется ла ньяга , она мужская, но к ней прилагались женские одежды. Эта маска изображает кошку или кота; человек, надевавший ее, вел себя буйно. Эта маска давала выход пульсациям, которые, используя современную терминологию, можно было бы назвать транссексуальностью.
Среди любопытных масок можно выделить «доктора чумы» - думаю, многие этот наряд помнят. Это широкая туника, к которой прилагается маска в большим изогнутым носом, похожим на клюв; маска делает человека похожим на ворона. Когда Венецию поражала чума, врачи действительно так одевались, потому что в клюв вставляли баночки с мазью или с благоухающими настоями, которые позволяли врачам дышать среди миазмов и зловония.
Эта карнавальная маска выполняет функцию экзорциста, она отгоняет смерть. Самые популярные маски известны вошли в обиход начиная с XVI века, вместе с художественной комедией - это Коломбина, Арлекино, Панталоне. Все эти куклы родились в Венеции, приобрели важную роль в театре благодаря плеяде драматургов, список которых завершил в XVIII столетии Карло Гольдони.
Еще одна особенная маска - ла моретта негритянка - была женской. Она состоит из черной личины, которую женщина прикрепляла на лицо, однако у нее не было завязок. Внутри маски укреплена деревянная пуговица, которую женщина сжимала зубами.
Маска держалась на лице, но лишала женщину возможности разговаривать. Об этом знала и сама маска, и ее собеседники, и поэтому коммуникация с это маской строилась на игре глаз. Отношение церкви к венецианскому карнавалу характеризовалось абсолютной терпимостью.
Сейчас церкви нечего бояться подрыва устоев, поскольку теперь карнавал - это праздник довольно невинный и не создающий никакой дестабилизации. Но то, что происходило в Венеции в прошлом, предоставляло людям церкви любые запретные возможности. Имеются документальные свидетельства об участии в карнавалах монашек.
В те времена девушек принуждали к постригу в монахини, это не было внутренним призванием. На карнавале желающие приключений монашки, облачившись в карнавальные маски и костюмы, тоже давали выход своим чувствам. В прошлом венецианский карнавал был весьма полезен церкви, поскольку являлся своего рода отдушиной для самих католических священнослужителей, страдавших от целибата обета безбрачия.
Вспоминали также скитальцев и исполняли для них песни. В Масленицу отдавалось предпочтение обилию мясных и молочных продуктов. В первые дни готовили гату пирог с начинкой из масла и сахара и халвы. В воскресную ночь на ужин ели мацун простоквашу и катнов молочную рисовую кашу. Традиционными блюдами праздника являлись также патила блюдо из теста и сыра или мяса , бхбхик выпечка с медом и фруктовым соком , ахандз смесь поджаренных зерен , ариса каша из пшеницы и мяса , калагош блюдо из чечевицы, мацони и лаваша, которое также называю Ванахаш и др. В конце дня ели вареное яйцо.
Так как праздник завязан с датой Пасхи, которая зависит от фаз луны, то и сама Масленица зависит от нее же.
Начинается масленичная неделя перед Великим постом, а сам пост перед Пасхой. Вот как-то так получается! Как обычно отмечают Масленицу У этого праздника есть свои приметы и особенности, которые хотя и не особо соблюдаются, но есть. Так Масленицу называли Мясопустной неделей, когда нельзя есть мясо. Это одна из особенностей празднования. А вот второе наименование Сырная седмица, уже ближе к истине. То есть аж семь дней можно есть сыр и молочные продукты, в том числе и масло, в честь которого праздник имеет наиболее популярное в народе наименование.
Итак, на Масленицу надо печь блины, есть самому, ходить в гости на блины, макать их в масло и кушать. На самом деле кушать ой как надо, ведь праздник этот перед Великим постом, а значит это последняя возможность отъесться. Хотя говорить о том, что надо отъесться на языческий праздник, чтоб славно отпраздновать христианский, опять как-то не совсем корректно. Что же, если отбросить в сторону все религиозные составляющие, то современная Масленица, это прежде всего, народные гуляния, пения, при чем зачастую поддерживаемое и нашими муниципальными властями. Так во многих городах на Масленицу устраивают представления, где выступают артисты с народно- творческой деятельностью, устраивают конкурсы вроде того как залезть на столб, пройти по бревну до барана и подобные. Гулять в этот праздник не воспрещается, а даже наоборот, приветствуется. По крайней мере, такая картина вырисовывается из многолетнего опыта политики наших властей и отношения народа к этому празднику.
Как мы уже кратко упоминали, апофеоз праздника приходится на воскресенье. Есть несколько причин. Это последний день, а значит, лоб себе расшиби, но на празднике погуляй. В воскресенье выходной день и значит действительно можно найти время, чтобы поучаствовать в праздновании. Все мероприятия, организуемые на Масленицу муниципальными властями, проводятся в воскресенье. И последнее, самое важное, что так все любят - сжигание чучела.
В Вавилоне в течение 12 дней шли торжества, посвященные богу Солнца Мардуку. В Египте чествовали богиню плодородия Исиду, в Греции — богинь Кору, Деметру и Афину, в Риме в течение пяти дней после равноденствия устраивались празднования в честь богини Минервы.
С принятием христианства в Европе языческие праздники были наполнены новым содержанием, сохраняя, тем не менее, немало архаичных черт. Языческие корни Масленицы В языческой Руси масленичная седмица, начинавшаяся в день весеннего равноденствия, стала наследницей более древней славянской Комоедицы, связанной с культом просыпавшегося весной медведя и получившей название от печеных комов из гороховой муки — прообразов позднейших блинов. Комоедица частично сохранилась в Белоруссии как часть масленичных празднований. Медведь на Руси остался одним из важных персонажей праздничных гуляний, однако, уступив главенство богине смерти и зимы Марене и богу солнца Яриле. Что касается масляного блина — символа солнца и жизни, он стал главным масленичным лакомством. Масленица в христианскую эпоху После принятия христианства оказалось, что традиционное время праздника выпадает на Великий пост. Поскольку праздничное разгулье противоречило духу поста, Масленицу пришлось сместить на последнюю предпостовую седмицу, смирившись с тем, что встреча весны теперь нередко приходится на лютую зимнюю стужу. В церковной традиции масленая седмица именуется сырной или мясопустной — поскольку в воскресенье происходит заговенье на мясо.
В то время как улицы гудят весельем, церковные службы постепенно принимают постовой характер: так, в среду и пятницу не служится литургия, читается покаянная молитва Ефрема Сирина, в воскресенье вспоминается Адамово изгнание из рая и совершается чин прощения. Считается, что эти семь дней должны быть посвящены не разгулу и обжорству, а примирению с ближними, прощению обид и подготовке к посту. Тем не менее, главными атрибутами народного праздника являются застолья и гулянья. Прощаясь на семь недель со скоромной пищей, за семь дней праздника люди стараются впрок наесться молочными продуктами, яйцами, рыбой — и, разумеется, главным блюдом, блинами. Каждый день Масленицы имеет свое название и свое содержание. Впрочем, отсчет начинается еще в субботу — «малую Масленку».