Крещение у католиков не имеет постоянной даты и приходится на первое воскресенье после Богоявления. Событие было установлено в память крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Первоначальным основанием для празднования Рождества Христова 6 января (как и Крещения) служило не историческое соответствие этого числа дню рождения Господа Иисуса Христа, который и в древности в точности не был известен. Праздник посвящен евангельскому сюжету о крещении Иисуса Христа в реке Иордан. Этими словами сопровождалось крещение Иисуса, когда на него сошел с небес Святой Дух в виде голубя.
Заказ экскурсии
- Литература
- Святое Богоявление.Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
- Крещение Господне: куда течет Иордан и когда набирать святую воду -
- История и традиции праздника
Крещение Господне
Происхождение даты[ править править код ] На христианском Востоке в Армянской церкви — до сих пор 6 января считалось датой Рождества Христова , и лишь после IV века распространяется западная традиция праздновать Рождество 25 декабря. Происхождение обеих дат остаётся предметом дискуссии между двумя конкурирующими теориями. Согласно гипотезе «Школы истории религий», они появились в качестве христианской замены языческим праздникам. Калькулятивная гипотеза утверждает, что даты были плодом внутрихристианских хронологических вычислений, и строится на тезисе, что зачатие и крестная смерть Христа произошли в один и тот же день 25 марта на Западе, 7 апреля на Востоке , от которого отсчитывали 9 месяцев беременности Богородицы [17]. По мнению В.
Кузенкова , из хронологической схемы Климента Александрийского выводится дата Рождества Христова 6 января 2 года до н. Сам Климент её не упоминает, однако приводит дату Крещения, принятую в александрийской школе гностика Василида — 11 или 15 египетского месяца тиби 15-го года правления Тиберия. Андреа Верроккьо , «Крещение», ок. Мозаика, монастырь Осиос-Лукас , XI век Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о её чудесных свойствах в первую очередь, способности не портиться в течение долгого времени содержится в одной из антиохийских проповедей святителя Иоанна Златоуста 387 год : «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповреждённой и свежей» [19].
К тому же времени относится сообщение Епифания Кипрского , который связывает чудесные свойства богоявленской воды с превращением воды в вино в Кане Галилейской , которое также вспоминалось в Богоявление. Рождество Христово , без сомнения, произошло 11-го тиби 6 января … И в то же 11-е число, но тридцать лет спустя, случилось первое знамение в Кане Галилейской, когда вода стала вином. Поэтому во многих местах вплоть до настоящего времени повторяется случившееся тогда Божественное знамение во свидетельство неверующим, что подтверждают превращающиеся в вино воды источников и рек во многих местах. Например, источника в городе Кибира [en] в Карийской области … а также и источника в Герасе Аравийской.
Это знамение повторяется ежегодно - Иордан впадает в Мертвое море, но в праздник Крещения река течет в обратную сторону, и вода становится соленой! Некоторые верят, что, согласно народным приметам, в ночь на Крещение даже вода в кране становится святой. Из-за таких суеверий в России всё больше квартир с немытыми полами и нестиранным бельём.
Иисус на Иордане прикоснулся к водной стихии и освятил ее. В знак этого на Крещение священники ходят на источники и освящают воду в церквях. Освященную воду надо принимать от церкви, от Христа, а не через водопровод.
В советское время не все верующие могли прийти в храм, да и храмов было мало, вот и приходилось набирать воду из крана. Сейчас храмы открыты и нет нужды набирать воду по ночам у себя дома. Каждый вправе иметь своё мнение насчет крещенских купании.
Но явление Нового Завета совершенно иное, благодатное, которое явило нам лицо Святой Троицы. Так явилась вся Святая Троица! Итак, на сколько мы можем вместить в свой ограниченный человеческий разум открыл Господь нам великую тайну Святой Троицы.
И далее в своей проповеди Господь говорит: Я с вами во все дни до скончания века Мф 28:20. Иисус Христос вчера и днесь той же, и во веки Евр 13:8 , то есть Господь с нами во веки. С нами в благодатной силе Святого Духа, явленного нам в Крещенской святой воде физическим образом, имея свойство не портиться в течение года и даже более.
Мы, сегодня прославляя это событие должны с такой благодарностью молиться Господу Богу и просить, чтобы эта благодать действительно пришла и вселилась в нас, ибо мы просим: прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. И через святую воду эта благодать в наших руках, мы ее принимаем внутрь, мы окропляем себя и жилища свои, и благодарим Господа за дарованную нам благодать.
Тем самым Он не только освятил воду и подал миру образ и пример Крещения, но подтвердил святость и величие самого таинства, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения. Посему Крещение Господне именуется также праздником Богоявления. После совершившегося Сын Божий удалился в пустыню для сорокадневного поста и молитвы.
В сам праздник Крещения Господня поста Церковью не установлено. Однако в Крещенский сочельник, канун праздника, православным предписывается строгий пост, в этот день верующие готовят сочиво — особое блюдо из крупы, меда и сухофруктов.
Историческое содержание праздника
- Крещение Господне в 2024 году: дата празднования
- Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа | Бузулукская епархия
- 19 января – Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
- Крещение Господне: смысл, происхождение, богослужение
- Заказ экскурсии
Как правильно окунаться в Крещение, всякая ли вода становится святой и как ее хранить
Когда Иисус Христос попросил Иоанна Предтечу о крещении, он сначала отказался, заявив, что не может крестить Истинного Бога. Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Праздничные богослужения начинаются накануне вечером, верующие вспоминают о крещении Иисуса Христа, которое совершил Иоанн Предтеча в водах Иордана. Событие было установлено в память крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. В каком году произошло крещение Иисуса Христа от Иоанна Крестителя и выход Иисуса Христа на проповедь? Когда Иисус Христос попросил Иоанна Предтечу о крещении, он сначала отказался, заявив, что не может крестить Истинного Бога.
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Календарь народных праздников | Двунадесятый праздник Крещения Господа нашего Иисуса Христа, или Богоявления, – один из наиболее важных и торжественных праздников Православной Церкви. |
Крещение Господне в 2025 году: какого числа отмечают, дата и история праздника | Имя «Крещение» тесно связано с описанным в Евангелии эпизодом земной жизни Иисуса: в 30 лет он принял крещение от пророка Иоанна Предтечи в реке Иордан. |
Рождество Христово, День победы над Наполеоном, День программистов: Праздники и приметы 7 января
Из текста Евангелия мы знаем, что в этот день Иисус Христос принял крещение от рук пророка Иоанна Предтечи. "Крещение Иисуса Христа". В праздник Богоявления верующие вспоминают, как Христос пришел принять крещение от Иоанна Предтечи. В этот день христиане всего мира вспоминают одно из евангельских событий, — а именно крещение Иисуса Христа в реке Иордан.
Хронология земной жизни Иисуса Христа
Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия , литии , утрени и первого часа. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. История праздника Один из древнейших праздников христианского календаря, праздник Богоявления возник не позднее III века. Первоначально он был посвящен Воплощению, Рождеству и Крещению Христовым это отражено, например, в проповедях святителей Григория Неокесарийского , Григория Богослова , в древних Лекционариях и проч.
В IV веке сначала на Западе, а в конце века и на Востоке праздник Рождества Христова выделяется в самостоятельное торжество; содержанием праздника Богоявления остается Крещение Господне. В настоящее время Православной Церкви в Рождество Христово и Крещение празднуются раздельно, хотя состав богослужения на эти праздники имеет много общего.
Форма этих сосудов, как правило, была, как у штофа, четырёхгранной — это позволяло производителям без особых сложностей размещать на их стенках различные изображения и надписи. К примеру, на стекле пузырьков, выпускавшихся по заказу Троице-Сергиевой лавры на рубеже XIX — XX веков, был представлен известный сюжет из жития преподобного Сергия Радонежского — явление ему Пресвятой Богородицы со святыми апостолами. С противоположной стороны - пятиглавый собор, можно предположить, что это Успенский собор и чаша для причастия. На боковых сторонах бутылочки надписи: «Въра твоя спасетъ тя» и «Святой Троицы Сергiя лавры».
В Черниговском скиту тоже были свои флаконы, на которых изготовители запечатлели лик Черниговской Богоматери, покровительствующей обители. Бутылочка предназначалась для агиасмы — так в православии называют освящённую воду. Люди в прошлом с благоговейным трепетом относились к такой воде и употребляли её по капле, словно лекарство. Стеклянные сосуды для церковных нужд более чем столетней давности отличает удивительная тонкость и проработанность деталей изображения на стекле. Уже позднее, в советский период, стекольщики себя такими изысками не утруждали. После 1917 года Релинский стекольный завод, выпускавший на протяжении 60 лет продукцию для Троице-Сергиевой лавры, прекратил свою деятельность и больше её не возобновлял.
После совершившегося Сын Божий удалился в пустыню для сорокадневного поста и молитвы. В сам праздник Крещения Господня поста Церковью не установлено. Однако в Крещенский сочельник, канун праздника, православным предписывается строгий пост, в этот день верующие готовят сочиво — особое блюдо из крупы, меда и сухофруктов. Вода освящается в храмах как накануне, в Крещенский сочельник, так и в самый день праздника Богоявления в реках или источниках водных одним и тем же чином. Крещенская вода как святыня хранится в доме каждого православного христианина на протяжении всего года, ее принято благоговейно употреблять натощак вместе с просфорой после молитвенного правила.
Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа, и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» Гал. Место крещения Господня достоверно неизвестно, но по христианской традиции принято считать, что оно находится примерно в 8 км от Иерихона и в 5 км от впадения Иордана в Мертвое море. Проповедь Иоанна Предтечи, как и крещение Спасителя, происходила в том месте, которым исстари пользовались при переправе через Иордан; во времена царя Давида там действовал даже паром. Здесь же за тысячелетие до рождества Христова переправился в Заиорданье царь Давид, убегая от восставшего Авессалома 2 Цар. В этом месте перешли Иордан пророки Илия и Елисей 4 Цар. А полтора тысячелетия спустя этим же путем ушла за Иордан оплакивать свои грехи преподобная Мария Египетская. Праздник Крещения Господня отправляется так же, как и праздник Рождества Христова — как памятник древнего соединения Рождества Христова и Святого Богоявления. Накануне, в сочельник, совершаются Царские часы, всенощное бдение начинается великим повечерием.
Как правильно окунаться в Крещение, всякая ли вода становится святой и как ее хранить
Скабалланович, Рождество Христово, К. Braendli G. Talley, T. Иоанново крещение было собственно очистительным омовением. Христианское же крещение понимается как взятие на себя креста и соотносится со словами Спасителя: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною" Лк. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.
Афанасий Александрийский отмечал особенность этого события: Иисус был освящен Духом не в Своей божественной природе, но в человеческой: «... Кирилл Александрийский рассматривает дарование Св. Духа в К. Когда человеческая природа с возрастанием греха оказалась лишенной вселенного в нее Св.
Духа, то Бог для спасения рода человеческого послал Своего Сына, так что в К. In Ioan. Лактанций в полемике с иудеями и язычниками, полагавшими, что евангельские чудеса совершались с помощью волшебства, рассматривает сошествие Св. Духа на Иисуса как дар небесной силы, позволившей Спасителю совершать чудотворения Lact. IV 15. Схождение Духа Святого на Христа прообразует дарование Св. Духа посредством помазания миром в таинстве Крещения Tertull. Иустин Философ одним из первых среди раннехрист. I 204; Lact.
IV 15; Hilar. Интерпретация гласа с небес как откровения о богосыновстве Спасителя у церковных авторов также носит полемический характер. Мефодий Олимпийский в своем толковании делал акцент на формах глаголов, представленных в греч. Слова: «Я ныне родил Тебя» - значат: Я восхотел существовавшего на небесах прежде веков родить и в мире, т. Ориген подчеркивал, что Спаситель был Сыном Божиим от вечности, а не стал Им в момент крещения, «так что ни начала Его рождения, ни дня Его не найти» Orig. I 204. Ефрем Сирин Ephraem Syr. Григорий Ниcский метафорически выделял 3 рождения Христа: физическое по плоти , от воды и Св. Духа и в воскресении смерти Greg.
Учение о 3 рождениях Христа, как и Его последователей, представлено также и у свт. Григория Богослова Greg. Иоанн Златоуст объясняет название праздника Богоявления как указание именно на К. Духа, но и явление огня и света как элементов теофании при К. Огонь и свет - одни из распространенных образов теофании в ВЗ. Возможно, прибавление этих элементов к описанию К. Одно из наиболее ранних свидетельств этой традиции встречается у мч. В арм. In Ev.
В «Пасхальной хронике» также отмечается, что Св. В некоторых старолатинских рукописях чтение Мф 3. В сир. Наиболее частые отсылки к явлению света огня в К. De fide. De Nativitate. Эта тематика сохраняется и у более поздних сир. Pars 1: Ab Adventu ad Quadragesimam. Традиция явления света в К.
Несторианский экзегет IX в. Ишодад Мервский приводит свидетельство «Диатессарона» Татиана в ином варианте: «И внезапно, как сказано в «Диатессароне», там воссиял свет сильный… И Иордан остановился в своем течении... Gibson; Introd. Свидетельства явления именно «сильного света» и остановки течения Иордана во время К. Однако они получили широкое распространение в литургических текстах. Петров Происхождение праздника К. Первые свидетельства о праздновании К. Востока - из Египта, Сирии и М. В традиции Церквей этих регионов 6 янв.
В этот день было принято освящать воду Ioan. В некоторых Церквах праздник К. Однако с кон. При этом наименование «Богоявление» сохранилось за праздником 6 янв. В визант. Фрагмент тетраптиха со сценами 12 праздников. XII в. Екатерины на Синае О дате праздника К. Согласно первой, которая известна как гипотеза «Школы истории религий», христ.
Ефрема Сирина сообщается, что Христос родился в 8-й день до январских ид и спустя 13 дней после зимнего солнцестояния, т. Епифаний сообщает, что в Александрии, Петре и идумейской Элусе 6 янв. Если допустить, что египетская дата 11 тобе изначально при старом подвижном календаре - в 27 г. Эта гипотеза была выдвинута Г. Узенером и поддержана Х. Лицманном, К. Баумштарком и в особенности Б. Боттом см. По поводу 6 янв.
Епифаний Кипрский упоминает также другой егип. В связи с этим Епифаний отмечает, что 6 янв. Литургическое чтение, посвященное чуду в Кане, зафиксировано в егип. Лекционарии V в. Феномен обретения водой в источниках вкуса вина засвидетельствован также Плинием Старшим в «Естественной истории» Plin. II 106 , но он не сообщает, в какой именно день это происходило. Но Плиний ссылается на Гая Лициния Муциана, который писал, что в январские ноны 5 янв. Эти данные можно соотнести со следующим свидетельством Павсания Pausan. Согласно гипотезе «Школы истории религий», языческие обычаи, связанные с водой, и феномен обретения водой вкуса вина повлияли на установление христианами 6 янв.
Однако критики данной гипотезы отмечали, что: 1 описываемый Епифанием праздник в честь Эона едва ли можно с уверенностью отождествить с Сатурналиями и Крониями - праздниками, приуроченными ко дню зимнего солнцестояния, т. Другая, т. Прецедент был найден в раввинистических источниках, где в отношении ветхозаветных патриархов прослеживается совпадение дней их рождения и смерти. Хотя традиционно датой зачатия в древней Церкви считалось 25 марта см. Благовещение Пресв. Богородицы , в М. Азии 14 нисана иудейского лунного календаря было привязано к 6 апр. Эту гипотезу выдвинул Л. Дюшен ; усилить его аргументацию впосл.
Гипотеза подверглась критике в работах Ботта и О. Критика в основном сводилась к тому, что 6 апр. Калькулятивную гипотезу также разрабатывал Т. Толли см. Климент Александрийский, сообщая о дате К. Если считать от смерти имп. Октавиана Августа, 15-й год правления Тиберия длился с 20 авг. Однако Климент считал весну 29 г. Кузенкова, вероятно, связано со стремлением приурочить К.
Накануне праздника установлен пост. Этот день называется сочельником. В память того, что Спаситель Своим крещением освятил воду, в этот праздник бывает освящение воды. В сочельник освящается вода в храме, а в самый праздник в реке, или же в другом месте, где берут воду. Шествие для освящения воды называется Крестным ходом на Иордан.
Согласно некоторым местным традициям, святую воду лили в колодцы, чтобы туда не забрались нечистые духи и не испортили воду; причем считалось, что с этого момента и до крещенской обедни воду из колодца брать нельзя. После совершения всех очистительных обрядов святую воду ставили в красный угол, где она и хранилась в течение всего года. По народным представлениям, крещенская вода никогда не портится, всегда оставаясь свежей и чистой. Верили, что если подвергнуть святую воду заморозке, то на образовавшемся льду возникнут очертания креста.
К слову, в некоторых областях крещенский однодневный пост заканчивался именно в тот момент, когда человек делал глоток святой воды. Магические свойства приписывались не только воде, освященной в церкви, но и воде любого природного источника. Считалось, что в эту ночь вся вода получает волшебную силу, правда, все же меньшую, чем освященная священником с помощью молитвы и православного креста. Приметы, поверья и символы на Крещение Господне Еще одному из символов этих дней - Кресту - придавалось особое значение оберега. Считалось, что он надежно охраняет от нечистой силы, от зла, беды и бесовщины: «одна защита против нечисти - святой крест». Такая чудесная сила приписывалась не только нательному или церковному кресту, но и любому его изображению, - в этот день копотью от огня крещенской свечи рисовали крестики на дверях и окнах жилых домов и хозяйственных построек. По народному убеждению, такое сочетание: кресты от огня, надежно защитят дом от любой недоброй силы, которая в этот день, напоследок, особенно безобразничает. Наши предки были уверены, что нечисть стремится попасть именно в дома, а значит, если не нанесешь на двери и окна огненные кресты, то собственными руками впустишь к себе беду и несчастье. К слову, особенно опасным в эту ночь считался уже упоминаемый коварный оборотень огненный змей, который являлся девушкам в виде красивого доброго молодца.
Кресты от копоти свечи а также насыпанный на печь крещенский снег считались от него верной надежной защитой.
В каком году крестили Иисуса Христа?
Существует обычай бросать деревянный крест в воду и после этого купаться в проруби. Выловить из воды крест считается почётным. Народное название праздника в Болгарии — «Йордановден». Поговорки и приметы Под Рождество и под Крещенье жгут навоз среди двора, чтоб родители на том свете согревались курск. До трех дней, до первого Спаса и после Крещения белья не трут. На протяжение двенадцати дней после водосвятия в проруби нельзя стирать. Коли на открытую воду пойдёт туман, то хлеба будет много. Коли в Крещенье собаки много лают, — будет вдоволь всякого зверя и дичи. Если в этот день погода ясная и холодная — лето будет засушливое; пасмурная и свежая — к обильному урожаю.
Полный месяц — к большому весеннему разливу. Звездчатая ночь — лето будет сухое, урожай на горох и ягоды.
Крестил Спасителя пророк Предтеча и Креститель Иоанн.
Второе название Праздника — Богоявление, дано оно в память о чуде, которое произошло во время Крещения. Священник служил молебен, испрашивая на воду Божие благословение.
Зачем Иисусу Христу крещение, если он — Бог Многие крещёные люди носят нательный крестик, и само слово «крещение» происходит от слова «крест» — символа христианской веры, а также символа смерти и последующего воскрешения Христа. В русском языке название обряда, совершаемого Иоанном Крестителем, происходит от слов Христос и крест. А полностью погружали в воду обычно только язычников, которые хотели принять иудаизм. Полное погружение в воду символизировало абсолютный отказ от прошлой жизни и былых заблуждений. Уникальность обряда, который проводил проповедник Иоанн, заключалась в том, что он предлагал единоверцам предназначенный для язычников обряд. У этого был особый смысл: важна не принадлежность к определённой национальной группе, важно желание очиститься от греха и вести праведную жизнь. В чём суть Крещения Господня Православная церковь усматривает в том, что Иисус Христос исполнил обряд омовения, сразу много важных смыслов.
Сын Божий пришёл к реке Иордан наравне с другими кающимися и этим подчеркнул связь с верующими в Бога людьми. Своим поступком Христос основал таинство крещения, через которое в настоящее время проходят христиане. Праздник Крещения символически считается началом искупительного пути Христа.
Точное расположение места крещения Иисуса Христа неизвестно. Считается, что наименование Вифавара впервые предложил Ориген [5] , но он расположил её на западном берегу Иордана [6]. Однако на Мадабской карте VI века место Крещения изображено напротив Иерихона на западном берегу реки, то есть не за Иорданом, если смотреть с западного берега. Существует предположение, что автор Мадабской карты, живший на восточном берегу Иордана, понял словосочетание за Иорданом в смысле места, находящегося на другом берегу по отношению к нему, хотя автор Евангелия, естественно, понимал предлог за, как к расположенному на восточном берегу [8]. Паломник Феодосий ru de V—VI вв. До VI—VII веков традиционное место Крещения Иисуса Христа располагалось на восточном берегу Иордана около Иерихона, но после арабского завоевания Палестины 640 год местом Крещения стали считать место также около Иерихона, но на западном берегу по причине труднодоступности восточного берега [6]. Со временем место Крещения было утеряно из-за разрушения находившихся там церквей. С течением времени река Иордан изменила своё русло, поэтому в настоящее время место крещения Иисуса находится на суше [10]. При этом остается точно не выясненным с какого берега Иисус входил в реку. На западном берегу это место называется Каср-эль-Яхуд контролируется Израилем [12] [13] , на восточном, напротив него — Эль-Махтас Вади-эль-Харар в Иордании [14] [15]. В ходе раскопок в Вади-эль-Хараре была обнаружена большая мраморная плита, по-видимому, являющаяся основанием колонны, упомянутой паломником Феодосием [5] [16]. Происхождение даты[ править править код ] На христианском Востоке в Армянской церкви — до сих пор 6 января считалось датой Рождества Христова , и лишь после IV века распространяется западная традиция праздновать Рождество 25 декабря. Происхождение обеих дат остаётся предметом дискуссии между двумя конкурирующими теориями.
Курсы валюты:
- Крещение Господне
- Особенности богослужений
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Крещение-2023: что стоит знать о церковном празднике и как правильно набирать святую воду
Этот праздник связан с крещением Иисуса Христа в реке Иордан. Сегодня в восточных православных церквях акцент на этом празднике делается на сиянии и откровении Иисуса Христа как Мессии и Второго Лица Троицы во время его крещения. После Крещения Иисус Христос удаляется в пустыню, где пребывает, подобно ветхозаветным пророкам, сорок дней и ночей, претерпевая искушение от диавола. После крещения Иисуса Христа происходит Богоявление, Пресвятая Троица являет себя миру.
Календарь народных праздников
Бедственно приступать к Евангелию, к живущему в Евангелии Господу Иисусу Христу, без должного благоговения, с дерзостию и самонадеянностью. Господь приемлет одних смиренных, преисполненных сознания своей греховности и ничтожества, преисполненных покаяния, а от гордых отвращается. Отвращение лица Господня от дерзкого искусителя — так называю неблагоговейного, легкомысленного и холодного слышателя, — поражает искусителя вечною смертью. Возвестил богодохновенный старец Симеон о воплотившемся Боге — Слове: «Се лежит сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо» Лк. Того послушаем! Этот недоуменный вопрос возникает только у нас, а ни у кого из толпы народа, стоявшей на берегу Иордана и созерцавшей крещение Господа Иисуса, он не мог возникнуть, так как никто еще не знал Его как Единого Безгрешного, как истинного Сына Божия. Что же, скажем ли, что не нужно было Ему креститься от Иоанна? Нет, не скажем: не посмеем сказать, ибо Сам Господь Иисус сказал Своему Предтече, что им надлежит исполнить всякую правду, и крещением Своим засвидетельствовал Господь Иисус Христос великую важность, великую правду покаяния. Только очищенное покаянием сердце человеческое может воспринять величайшее слово Спасителя: "Я есмь путь и истина и жизнь" Ин.
А без глубокого покаяния невозможно начать трудный путь в Царство Небесное, указанный нам Господом Иисусом Христом. И другое величайшее Божие дело совершилось в этот преславный день Крещения Господня. И, несмотря на это столь чудесное свидетельство о Сыне Божием, преклонился пред Ним и уверовал в Него далеко не весь народ Израильский. Сатана, осмелившийся искушать Господа Иисуса в пустыне после сорокадневного поста, которым готовился Христос к началу Своей проповеди, был посрамлен ответами Господа Иисуса Христа, но оставил Его только до времени, ибо нашел множество сообщников себе в ненависти к Господу Иисусу среди священников, книжников, фарисеев и старейшин народа и даже среди простых людей, не раз хватавших камни, чтобы до смерти побить своего Спасителя. Уйдем же подальше от врагов Христовых и падем ниц в порыве глубокой любви к Сыну Божию, Сошедшему с небес для спасения нас, погибавших в грехах и беззакониях наших. Возвратимся мысленно еще раз на берег Иордана и послушаем, что говорил Предтеча и Креститель Господень Иоанн на другой день после Крещения Господня. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.
И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий" Ин. Неужели не достаточно для нас этого свидетельства Самого Бога, этого Божественного представления Его миру, как Возлюбленного Сына Божия? Неужели не достаточно и свидетельства о Нем как Сыне Божием величайшего из всех когда-либо рожденных женами? Неужели не достаточно этих величайший свидетельств о Христе как Сыне Божием, ежегодно повторяемых в великий день Богоявления? О как страшусь я того, чтобы хотя один из вас, Богом данная паства моя, не потерял горячей веры в Спасителя нашего и не ушел бы в число тех несчастных, которые уже много веков и доныне повсюду вторично распинают Христа. Да не случится этого самого страшного ни с кем из вас. Да будете сынами Царства Христова, глубоко утвержденными в истинном учении Его.
Назначение и сущность водоосвящения После литургии совершается Великое освящение воды. При освящении храма и всех предметов, употребляющихся в богослужении, а также жилых домов и хозяйственных построек, любого бытового предмета и орудия труда используется вода. Почему именно в этом веществе христианское и общечеловеческое сознание находит очищающую, животворящую силу? Святой Кирилл Иерусалимский так говорит об этой первичной стихии: «Начало мира - вода, и начало Евангелия - Иордан. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени», то есть со времени Kрещения, Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» Мф. Уже в естественном своем состоянии - как дар Божий - вода преисполнилась духовной значимости, - пишет видный русский богослов священник Павел Флоренский. Ощущение воды, холодного ключа, встреченного нами в странствовании под жарким солнцем, есть, конечно, нечто более глубокое, нежели физиологическая корысть. Или при купании: вода тут воспринимается не только как полезное или как приятное.
В обоих упомянутых случаях, как и во многих других, телесная потребность служит к обострению нашей впечатлительности, и тогда мы видим и понимаем значительность воды самой в себе, а не потому только, что она нужна нам. Даже более того: мы сознаем, что нуждаемся в ней не потому, что мы так хотим, а потому, что вода есть реальность и ценность и как таковая объективно нужна, в том числе и нам. Условия нашей жизни - питье, омовение, необходимая часть многих видов пищи, средств передвижения, средство прохлаждения и освежения, влага жизни. Вода сознается живой, чувствующей и отзывчивой, «сестрицей-водой», и в ней, как ее душа, живут особые Ангелы, к ней приставленные и ее блюдущие... И это ощущение воды как живой не только утверждается, но и возводится в понимание Церковью. Вода уже как Богом сотворенная, как причастная к культурной жизни, тем самым есть, хоть и отдаленная, участница культа. Вода священна как таковая... Вся космическая вода уже не мыслится как сама по себе сущая, но, по разумению церковному, входит в первый концентр культа, в Домостроительство Божие.
В колодце христианском не простая вода: уже «копание кладезя» освящается особым чинопоследованием: «Даруй нам воду на сем месте, сладкую же и вкусну, довольну убо к потребе, не вредительную же убо ко приятию... Над ископанным же кладезем новым опять совершается особое моление: «Зиждителю вод и Содетелю всех... Изведенный Моисеем из скалы источник струил, конечно, не простую воду, но воду особую, и не без причины святоотеческая письменность издревле толковала ее типологически; не простой была вода в источнике самаряныни, ископанном праотцем Иаковом и еще освященном беседой при нем Спасителя, и даже сделавшаяся навеки образом, в котором воплотились высочайшие духовные истины. И не простая вода, по верованию христиан с древнейших времен и доныне, в реке Иордане, освященной Телом Спасителя. Это раз навсегда освященная вода; всегда она - вода, несущая духовные энергии с собой, целящие, укрепляющие и освящающие. Далее следует поставить воду, освящаемую в точном смысле к совершению над ней особых обрядов; такова, например, вода, пускаемая с просфорной печати; за ней идет уже установленная церковно в Требнике вода, спускаемая с проскомидийного копия священником при произнесении особой, нарочито к тому положенной молитвы. Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. Даждь же всем прикасающимся ей и причащающимся и мажущимся ею освящение, здравие, очищение и благословение» - такими сильными и ответственно властными словами молится иерей.
А перед этим диакон возносит приблизительно те же прошения: «О еже освятитися водам сим силою и действием и наитием Святаго Духа, Господу помолимся. О еже дароватися им благодати избавления, благословению Иорданову, силою и действом и наитием Святаго Духа... О еже низпослати Господу Богу благословение Иорданово и освятити воды сия... О еже быти воде сей освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на вся пользу изрядную... О еже быти воде сей приводящей в жизнь вечную... О еже явитися сей отгнанию всякаго навета видимых и невидимых враг... О черплющих и емлющих ю ко освящению домов... О еже быти сей во очищение душ и телес, всем с верою черплющим же и причащающимся от нея...
О еже сподобитися нам исполнитися освящения, вод сих причащением, невидимым явленим Святаго Духа, Господу помолимся» Таковы молитвы на освящение великой агиасмы. Благодать, энергия Божия здесь имеют, как видно из приведенных выражений, весьма великую степень воплощенности... Другими словами, вода и энергия Божия тесно срастаются между собой, взаимно пронизываемые. И степень взаимопроникновения велика настолько, что, по вере Церкви, с древних времен свидетельствуемой святым Иоанном Златоустом, Богоявленская вода получает, даже в плоскости физической, свойство не зацветать плесенью, не загнивать... В данном случае действие благодати признается Церковью за явно и непосредственно относящееся к веществу, то есть признается бесспорно объективным. В этом признании огромной метафизической важности авторитет Златоуста имеет особенно большой вес как церковного деятеля чрезвычайно уравновешенного, трезвого почти до прозрачности и уж, во всяком случае, не «мистика», как понимается это слово в быту. Но этот авторитет вырастает до степени соборного сознания Церкви, когда мы видим, что слова Златоуста о Богоявленской воде внесены как примечание, одно из немногих примечаний, в службу Богоявления, содержащуюся в Минее... По верованию Церкви, мы имеем в агиасме не простую воду духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.
Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Великое водоосвящение совершается иногда в конце Литургии, после заамвонной молитвы, а иногда в конце вечерни, после ектении: «Исполним вечернюю молитву нашу... Если же навечерие Богоявления будет в субботу или в воскресенье, то великое водоосвящение совершается в конце вечерни. В самый день Богоявления, 6 января ст. У воды он осеняет Kрестом на четыре стороны и полагает его на постланный и украшенный стол. Великий ветхозаветный пророк трижды предсказывает Крещение Господне от Иоанна, совершившееся на грани двух Заветов. Он выражает радость и надежду Церкви о почерпании воды от источника спасения: «Жаждущие! Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко.
Но ничто так не увлекало христиан в ересь, особенно в гностицизм, как богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен. Нужно было гностическому празднику противопоставить свой, такой же. И вот, Православная Церковь установила и у себя торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти. Чтобы подорвать лжеумствования гностиков относительно Крещения Христова, Церковь стала присоединять к воспоминанию Крещения воспоминание и Рождества Христова. И, таким образом, в IV веке по всему Востоку Крещение и Рождество праздновались в один день, а именно 6 января, под общим именем Богоявления. Первоначальным основанием для празднования Рождества Христова 6 января как и Крещения служило не историческое соответствие этого числа дню рождения Господа Иисуса Христа, который и в древности в точности не был известен, а таинственное понимание соотношения между первым и вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения.
Второй Адам — Христос, по таинственному созерцанию Древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам, — в шестой, ему соответствовало 6 января, первого месяца года. Перенесением праздника на 25 декабря Церковь имела в виду создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем. Перенесение праздника на 25-е число и торжественное его богослужение имело своей целью поставить противовес языческим суевериям и тем самым обратить сердца людей к познанию истинного Бога. Известно, что у римлян на 25 декабря падал языческий праздник в честь зимнего солнцеворота — день рождения явления непобедимого солнца, которого не могла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. Этот праздник обновляющегося «бога солнца» был днем разнузданных увеселений народа, днем забав для рабов и детей и пр.
Нет ничего сакрального в самом погружении. Грязь души в проруби не смоешь. Купание на Крещение можно считать символом обновления, если после этого стараться вести жизнь так, как заповедал Христос. Нет ничего христианского в желании проверить себя на прочность в проруби или «почиститься от грехов».
А без подготовки - это опасно для здоровья. Крещенская вода портится, и нет смысла хранить ее годами. Воду освящают для использования, а не для хранения. Возникает вопрос: если ты не используешь святую воду по назначению, зачем набирал ее? Чин освящения один и тот же.
Было распространено поверье, что принесенная домой свеча с церковной службы в канун Крещения обладает защитной силой. Ее хранили с особой тщательностью, используя как знак защиты дома от природных стихий. Вечер накануне праздника собирал за столом всю семью. После постной трапезы домочадцы опускали ложки в общее блюдо и накрывали хлебом, веря, что это принесет небывалый урожай.
Матери семейства пекли в этот день традиционное обрядовое печенье — крестцы, загадывая на благополучие домочадцев. Неудавшиеся образцы подгоревшие, с трещинами или с иными изъянами крошили птицам, чтобы отогнать беду. С птицами связана и традиция отпускать в небо белых голубей. Так делали после завершения богослужения в день великого праздника. Голуби символизировали Святой Дух, явившийся на землю в обличье этой птицы, когда крестился Иисус Христос. Праздник закрывал святочный период гуляний с играми, колядками и гаданиями, который длился с Рождества. Источник: Freepik В святочных гаданиях принимали участие многие герои классических произведений русской литературы: сразу вспоминаются пушкинская Татьяна Ларина и Светлана у Жуковского. Считалось, что в это время нечистая сила особенно сильна. Утро Богоявления начинали с молитвы.
Если верить преданиям, небо в предрассветные часы было открыто для заветных просьб. Последние дни Святок посвящали подготовке к Богоявлению: прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее ледяными узорами и еловыми ветками. Существовал и обычай разжигать костры на берегах водоемов, чтобы согреться после окунания в ледяную воду. Костры служили символом очищения и обновления, а их пламя считалось защитным и благословенным. Вопросы и ответы Дадим ответы на популярные вопросы об этом празднике. Как правильно окунаться в прорубь? Купание в проруби в день Крещения Господня — популярная народная традиция. Но оно может быть связано с определенными рисками для здоровья, особенно в колючие морозы. Чтобы не заболеть после купания в проруби, нужно следовать определенным мерам предосторожности: 1.
Подготовьтесь заранее. За несколько месяцев до праздника начните закаливаться или практиковать контрастный душ. Возьмите с собой полотенце, удобные сланцы и комплект сменной одежды. Перед купанием убедитесь, что вы хорошо себя чувствуете.