Узнайте последние новости о событиях, связанных с традиционной русской культурой, древними обычаями и фольклором. А потому, что Великий Велес, обладая способностью к оборотничеству, чаще всего любил приходить на праздники в виде медведя, то есть «кома». А именно медведя славяне считали царём леса. "Комы" одни из основных символов праздника. Медведь в славянской традиции в целом был символом леса, его могущественным хозяином и пользовался большим уважением, а его пробуждение предсказывало и призывало скорую весну.
🗊Презентация 24 марта – День пробуждения медведя. Славянский праздник Комоедица
Telegram: Contact @moshistory | Ком назывался медведь, по этому и появилась пословица «первый блин всегда Комам» То есть медведям. |
24 марта – День пробуждения медведя. Славянский праздник Комоедица - online presentation | Масленица — это древний славянский языческий праздник, пришедший к нам от предков и сохранившейся после принятия христианства. |
Блин комАм и прочие языческие странности (Бэд Кристиан) / Проза.ру | Первый блин кому — медведю, тотемному хранителю рода славян, Медовому Зверю. |
ОТКУДА ПОШЛА ПОГОВОРКА «ПЕРВЫЙ БЛИН — КОМОМ»? | Медведя славяне называли "ком". Предположительно, отсюда пошла поговорка "первый блин комам" (то есть медведям). |
Ярилины дни. Комоедицы. Приход Весны-Весты. Масленница. | Узнайте последние новости о событиях, связанных с традиционной русской культурой, древними обычаями и фольклором. |
Кома это медведь
«Первый блин комАм» Первый блин комАм Наряду с блинами, олицетворяющими солнце, еще одним символом масленицы является Медведь! духи, обитающие в кронах, а в традиционном варианте – комах деревьев; - медведи, которые также именовались комами (отсюда и Комоедица – праздник, посвященный пробуждению медведя). На Руси считали необходимым задобрить тотемное животное, поэтому говорили: «первый блин – комам», то есть медведям. У славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по-древнеславянски.
Комоедица — Масленица 20 марта: как на Руси отмечали праздник
- Как связаны Комоедица и Масленица?
- 24 марта – День пробуждения медведя. Славянский праздник Комоедица
- Тамбовчан насмешила табличка с ошибкой в названии улицы
- Ещё один родноверческий медведь комом | Пикабу
- Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки »
- Содержание
Кого древние славяне называли комами?
Постепенно это имя прижилось, став «настоящим». После чего начало вытесняться уже новыми иносказаниями: «мишка», «топтыгин», «косолапый» и т. Древнее имя «Ком», возможно, тоже иносказательное: медведь похож на большой шерстяной комок из-за кажущейся неуклюжести. Возможно, исконное имя содержится в названии медвежьего дома: берлога — «логово бера». Древние кельты и германцы считали этот день первым днем весны и началом земледельческого сезона. Английское название этого праздника Easter или Ostara. Eostre или Ostara — имя германской богини весны и утренней зари, которой и посвящен праздник. Возвращение Остары из подземного царства чествовали маленькими пшеничными булочками и крашеными яйцами, которые являлись символами новой жизни. В День весеннего равноденствия до сих пор начинается Новый год у многих народов и народностей Земли — это великий весенний праздник Навруз Nowruz.
Азербайджан, Иран, Афганистан, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан — практически все страны Великого шелкового пути связывают начало нового года с этим явлением природы. К этим народам праздник Дня весеннего равноденствия пришел из древнего учения зороастризма религии огнепоклонников. Название страны Азербайджан означает "страна огней". До сих пор неподалеку от Баку негасимо горят выходы из-под земли природного горючего газа. Такие вечно пылающие огни горят в Азербайджане и в поныне действующем древнем храме огнепоклонников Атешгях. Уже в глубокой древности зороастризм заложил основы современной науки , в том числе принципы основоположности практики и научного доказательства в познании мира. Мировоззрение зороастрийцев по сути своей было основано на научной модели мира, чью истинность доказывали их успехи в астрономических, физических, математических, биологических, анатомических и медицинских изысканиях. У зороастристов учились основам наук многие величайшие ученые античной древности и средневековья: экспериментально открывший наблюдениями испарения-конденсации воды существование атомов так тогда древние греки называли молекулы первый ученый-энциклопедист древности Демокрит, великий математик и философ Пифагор, историк Платон, Геродот, гениальный Аристотель и многие другие этот список очень велик.
Последним великим учеником зороастризма был один из величайших основоположников современной научной медицины Абу Али ибн Сина в латинизированной форме — Avicenna, Авиценна, 980-1037; всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. Его учение у зороастрийцев пришлось уже на годы, связанные со смертельной опасностью тяжких гонений уже немногочисленных остатков зороастристов со стороны ислама. Однажды, в пору его молодости, только хитроумно состроенное защитничество склонного к наукам эмира спасло тогда занимавшегося анатомией Авиценну от неминуемой казни мусульманами. Вскоре сам этот эмир, доброжелательно относившийся к зороастристам и к их наукам, был убит исламскими фундаменталистами, недовольными его научными воззрениями. О зороастризме Зороастрийская религиозно-философская система, существующая более 3 тысяч лет, стала базой для других мировых религий: иудаизма, буддизма, христианства, ислама. Ее языческая основа в историческом, гностическом и обрядовом отношении — маздеизм — формировался в гораздо более раннем периоде — в 5-3 тысячелетии до н. Пророк Заратуштра Заратустра начал проповедовать свои откровения примерно в 1200-х годах до н. Дошедшие до нас сведения об астрономических знаниях древних зороастристов удивляют и ныне их глубиной и точностью.
В частности, им было известно не только явление прецессии оси вращения Земли, но даже ее период, который тогда полагали в 25 920 лет современное точное значение — 25 776 лет. Отсюда более поздний древнеславянский круг Сварога. Знания древнего зороастризма широко использовались в Древнем Египте и в Древнем Вавилоне, позднее они легли в основу античной науки. У зороастристов учились многие знаменитые ученые раннего Средневековья. Одно из знаменитых химических изобретений зороастристов — греческий огонь , боевая зажигательная смесь, не только горевшая даже в воде, но и самовоспламенявшаяся в ней. Потому греческий огонь невозможно было погасить. Эта смесь состояла из нефти и селитры с добавкой смеси серы, негашеной извести и фосфида кальция для самовоспламенения в воде. В морских боях действие греческого огня на деревянные корабли было просто ужасающим, и после его изобретения морские границы Византии стали надежно защищены от вражеских нападений.
Главным блюдом Комоедицы был блин, который в славянской языческой традиции символизировал солнце, сообщает. В День весеннего равноденствия почитали «медвежьего бога». Утром, до завтрака торжественной процессией славяне ходили в лес и раскладывали по пенькам праздничные блины.
Медведя славяне называли «ком». Предположительно, отсюда пошла поговорка «первый блин комам» то есть медведям. К празднику готовили не только блины, но и пироги, печенье, овсяный кисель, мед, квас и закуски.
Пятую часть угощения на Комоедицу отдавали предкам. Эту еду ставили на открытое место возле священного огня. Славянская Комоедица была широким народным гуляньем: люди устраивали пиршества, играли, состязались в силе и езде на лошадях.
Помимо встречи Весны и празднования начала Нового года, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога. Существует мнение, что в древности медведя славяне именовали Ком и отсюда поговорка — «первый блин комам», то есть медведям. Поэтому ранним утром, до завтрака, с песнями, плясками и прибаутками жители деревни несли в лес Медвежьему богу «блинные жертвы» испеченные к празднику блины и раскладывали их на пеньках. А уже после начинались пиршества и широкие гуляния. Комоедицу ждали, к ней тщательно готовились: заливали для катаний крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные горы, крепости, городки.
Каждый заход подразумевал отвоёвывание одного из миров Явь, Навь и Правь. После третьего захода воины Ярилы брали крепость и захватывали Марену. После чего чучело сжигали. При этом к Марене привязывали старые вещи, чтобы сжечь недуги и всё плохое. Но Масленицей он стал именоваться лишь с XVI века, когда был включён в церковные праздники. И до сих пор все знают именно этот праздник, забыв о древней Комоедице. Но это далеко не самое главное изменение. Основное заключается в том, что праздник потерял свою привязку к основе — дню весеннего равноденствия. Масленицу привязали к христианскому Великому посту, который является подготовкой к Пасхе. И получилось, что «Встречу Весны» чаще всего празднуют в самый холодный месяц в году — в феврале. А своё название Масленица получила от церковного календаря, потому что в этот период — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. Так что проводы зимы у наших предков имели исторический и особый сакральный смысл, а не просто сопровождались весельем и поеданием блинов. Но судя по фото, выложенным сегодня в Интернет, заскучал народ по своим корням.
Почему на Руси медведей называли комами?
Изготавливали её только девушки, наряжая в старые одёжки. Глаза Марены обязательно рисовались закрытыми, чтобы раньше времени она не смотрела на живых. Пока девушки наряжали Марену, мужчины соревновались в молодецкой удали через игры стенка на стенку, перетягивание каната и т. И так, как же проходила "главная игра" Комоедицы? Находясь в Крепости, Марена была под защитой своих слуг девушек, ряженых в "хари" обрядные маски. За Весну же в этой битве борются парни - "Слуги Ярилы" , задача которых осадить крепость и захватить Марену. Захват крепости происходит в 3 захода по принципу триединства. Каждый заход подразумевает отвоевывание одного из миров Явь, Навь и Правь. После третьего захода Воины Ярилы брали крепость и захватывали Марену.
После чего Чучело сжигалось. При этом к Марене привязывали старые вещи, чтобы сжечь недуги и все плохое. Христианизация праздника. Масленица-Комоедица После прихода на Русь христианства праздник Комоедица, как и все остальные, подвергся изменениям. Во-первых, название изменилось на "Масленица". И до сих пор все знают именно этот праздник, забыв о древней Комоедице. Но это далеко не самое главное изменение. Основное заключается в том, что праздник потерял свою привязку к основе...
Дню Весеннего равноденствия. Масленицу привязали к Христианскому Великому посту, который является подготовкой христиан к Пасхе. И получилось, что "Встречу Весны" начали праздновать в самый холодный месяц в году - феврале. Но в людях начинает преобладать здравый смысл и с каждым годом все больше народу возвращаются к празднованию Комоедицы тогда, когда это должно быть по закону природы: В День Весеннего Равноденствия! С 20 по 26 февраля на всей территории нашей огромной страны с размахом отмечается праздник Масленицы. Местные администрации в меру своих возможностей организовывают во вверенных им населённых пунктах различные развлекательные мероприятия. На территориях парков строятся целые подворья — масленичные городки с деревенскими домами и торговыми рядами, которые ломятся от всевозможных лакомств. Здесь и огромные самовары с чаем, и связки баранок, и горы расписных пряников, и разные соленья-копченья, шашлыки, рыба и икра, но главным лакомством в эти дни являются, конечно же, блины.
С пылу с жару, с маслом, сметаной, икрой, грибами или рыбой — на любой вкус. На Масленицу устраиваются театрализованные представления, хороводы с народными песнями, торжественное сожжение чучела Масленицы и всякие разные пиротехнические развлечения, организовываются специальные «масленичные туры», выставки декоративно-прикладных искусств. Народ с удовольствием катается на санях и огромных каруселях, участвует в забегах на ходулях и конкурсах с призами, водит хороводы, дети с восторгом съезжают с ледяных горок, девушки наряжаются в посадские платки, разгорячённые чаем и не только молодые люди без с страшно лезут на масленичный столб за подарками. Всюду царит приподнятое настроение. Да это и понятно. Длинная, холодная зима уже всем порядком надоела, отмечание нового года уже слегка подзабылось, и душа просит праздника. И это правильно — праздновать надо, и отдыхать весело тоже надо. Но вот вопрос: В чём суть этого праздника?
Что мы празднуем на Масленицу, русы? Вариантов ответов будет, в общем-то, немного. Предположу, что правоверные христиане на мясопустной или сырной неделе, ибо так у них этот праздник называется, готовятся к Великому Посту перед , а остальные ответят, что праздник этот языческий, и провожают они зиму, и встречают весну. Но, помилуйте, в феврале в России встречать весну в разгар холодов, среди сугробов и метелей ещё слишком рано. Какая весна? Вы на градусник посмотрите! И не логично ли встречать весну не за месяц до неё, а, собственно, весной? Именно тогда встречали её так называемые «язычники» — в день весеннего равноденствия — день астрономического, а не календарного, начала весны.
Интересно, что в некоторых странах Европы, в частности в Испании, весна и сейчас «наступает» 21 марта, а зима — 21 декабря. К сожалению, истинный смысл этого праздника был давно утерян, вернее его намеренно пытались утерять служители лунного культа чтобы отшибить генетическую память целого народа. В разное время и в разных странах служителей этого чёрного культа называли по-разному, а сейчас мы знаем его под именем. Однако, кое-какие обрывки сохранились, ибо, несмотря на тысячелетнее иго христианской церкви и выжигание истинных народных традиций огнём и мечом, они сидят в нашей генетике. Нам нужно лишь её пробудить. Нам нужно лишь вспомнить , кто мы и откуда пришли. Дело в том, что никаким древнеславянским праздником Масленица не является , и никаких «языческих» корней она не имеет. Имя «Масленица» этот праздник получил от обильной масляной еды, которую полагалось употреблять в течение всей последней недели перед Великим постом, когда мясо уже есть не разрешалось, а молочные продукты ещё было можно.
Кроме того, Масленицу в современной её форме, как таковую, стали праздновать только в XVI веке, когда оставила напрасные попытки вытравить ведический праздник из народной памяти, но и оставить всё на самотёк не желала, и просто решила его слегка «отредактировать», так же, как она сделала с другими ведическими праздниками. Как говорится, не можешь победить врага, примкни к нему, и, добавлю, разрушь его изнутри. Значительную роль в этом чёрном деле сыграла реформа патриарха Никона в XVII веке, суть которой заключалась совсем не в исправлении богослужебных книг по греческому образцу и измении христианских обрядов, типа двоеперстия на троеперстие, как нам сейчас пытаются это преподнести. Никон запустил информационный вирус замены ведического мировоззрения на мракобесие христианства, «одев» на ведические празники свои одежды. Ко всем ведическим праздникам «пристегнули» по христианскому святому, благо у церкви их было более чем достаточно, или празднику. После чего праздники, которые русы праздновали на протяжении тысячелетий, а некоторые — десятков тысяч лет например, древний весенний праздник в честь разрушения Даждьбогом луны Лели с базами Тёмных Сил на ней , при сохранении ведической формы, приобрели совсем другой смысл, весьма далёкий от первоначального, но так необходимый для порабощения самого непокорного народа на земле, который Тёмные силы никогда не могли победить в честном бою. Однако, это им почти удалось с помощью обмана, применив социальное оружие — , подложив своего христианского кукушонка в ведическое гнездо русов, который вытеснил из их сознания ведические традиции и заменил их на свои, да так, что подмена и не замечается, дабы усыпить их генетическую память и навязать им свою религию смерти о «принципе кукушки» см.
В Белоруссии говорили: «На Овечницу медведь ложится в берлогу и начинает сосать лапу, на Сретенье переворачивается и сосёт другую лапу, а на Благовещенье — выходит из берлоги». Рыбаков в своих исследованиях считал, что название комоедица происходит из того же индоевропейского корня , что и др. Сам праздник Рыбаковым возводился ко временам каменного века и связывался с охотничьим культом медведя [4]. По мнению Л. Клейна , название праздника — это «позднее заимствование из латинизированной польской культуры, поэтому его и нет восточнее, у русских ». Название действительно может быть связано с греческой комедией, но не как древний родственник, а как заимствование в белорусский из греческого через латинское посредство.
Поторопить весну приехали из посёлков всего Комсомольского района, а это — сотни километров. Любопытный факт: в этот день вдоль дорог рассыпали зерно, чтобы навьи — духи предков — могли явиться на праздник в образе ворон, но при этом не попасть под ноги веселящимся потомкам. Медвежьи праздники — в культуре многих северных народов. Одни считали зверя братом, другие — предком людей. Поэтому Хабаровского медведя, что на гербе многонационального края, будили все вместе — да так громко, что подняли всю округу! Теперь можно веселиться: весна точно будет! С позволения хозяина праздника загадывают желания, повязывая вокруг берлоги ленточки. Ну а с отъездом гостей в берлоге снова спокойно и тихо. Сытые медвежата сладко спят. Семья в сборе — медведи и их друг-человек. Давай спать.
Уходи, Зима холодная! Приходи, Лето жаркое! Со страдной порой, с цветами, с травой! Всего у славян было 4 главных праздника: весеннее равноденствие — комоедица, ознаменовала приход весны. Чествование Ярило и Лель. Летнее — Купайло, праздник любви. Осеннее — праздник урожая Овсень или Таусень. Зимнее — коляда, рождение нового солнца. Именно эти 4 даты праздновались широко и были любимы каждым. В чем смысл праздника Главная смысловая нагрузка праздника — победа жизни над смертью, время когда зима теряет свою силу и к власти приходит весеннее тепло, пробуждение жизни. Именно в этот период начинают просыпаться и медведи в берлоге. Торжество жизни отмечали сжиганием чучела зимы — Мары. Часть традиций была перенесена на современную масленицу, но с искажением первичного смысла. Современная масленица привязана к дате начала поста и плавает относительно календаря. Всего на масленицу отводят 1 неделю, называется она сырной седмицой, когда мясо уже попадает под запрет, но все продукты молочного происхождения разрешены. В христианской традиции это дни примирения с ближним и прощения обид. Православные готовятся к великому посту и молитве. В славянской же культуре традиции были иными и празднование длилось 2 недели. Начинали праздновать за 7 дней до весеннего равноденствия. После торжества сил света праздновали еще неделю. Немного истории Новый календарь был введен Петром I в 7208 новолетии, 1700 году по современному календарю. Одновременно с изменением летоисчисления было смещено и празднование нового года на 1 января. В славянском же календаре новый год начинался с весеннего равноденствия. По славянской культуре образ весеннего солнца связывали с Ярилой, богом плодородия, страсти и весеннего солнца. В отличии от молодого солнца — Коляды, рожденного в день зимнего солнцестояния, Ярило отличался буйным характером и побеждал силы тьмы, возвращая на землю пробуждение природы. Весеннее равноденствие является началом астрономического года. Раньше именно оно являлось отправной точкой летоисчисления. Откуда пошло название — комоедица В лес относятся блины и другие угощения, как дань уважения духам леса и пробуждающейся природы. Многие помнят пословицу « первый блин комам, второй -знакомым, третий дальней родне, а четвертый мне». Однако сейчас в памяти большинства людей сохранилась только первая часть поговорки и воспринимается совсем в ином, отрицательном смысле. Ранее же эта пословица несла иную смысловую нагрузку. Итак кто же такие «комы»? Комами ранее называли дух дерева. Считалось что именно в дни весеннего равноденствия духи леса начинают просыпаться. На празднование комоедицы женщины пекли специальные блины, жаворонков, оладьи и уносили в лес. Таким образом выказывалось уважение к хранителям леса и живой природе. День весеннего равноденствия в 2021 году, а следовательно и встреча весны выпадает на 20 марта. Еще одним символом праздника весеннего равноденствия было почитание медведя бера , по праву считающегося хозяином тайги. Медведь, наряду с блинами да чучелом был одним из атрибутов праздника весеннего равноденствия. Сейчас эта традиция праздник бера сохранилась на Урале да Алтае, да и то не повсеместно. Медведя не спроста выбрали символом пробуждающейся природы. Он всю зиму находится в спячке и лишь весной просыпается. Кроме блинов пищей комоедицы считаются жаворонки печенье в виде птиц , булочки, оладьи. Главная забава комоедицы Традиционно праздник встречи весны не обходился без битвы за ледяную крепость. При захвате крепости, символизирующую зиму брали чучело и сжигали его на костре. Чучело символизирует Морану, повелительницу смерти да лютой стужи. Раньше в изготовлении символа зимы принимали участие только девушки. Наряжали символ зимы в старые, отжившие своё одежды. Глаза рисовали закрытыми. Во время сожжения чучела на костре в огонь бросали разного рода хлам, считалось что сжигая старое, открываешь дорогу новому. После сжигания чучела, пепел предавали земле либо пускали по воде, обряд на привлечение плодородия. Источник Комоедица: почему славяне праздновали Новый год в марте В язычеcкие вpеменa нaши пpедки пpaзднoвaли начало нового года в день веcеннегo paвнoденcтвия. Только пocле пpинятия хpиcтиaнcтва пpaздник этoт пеpенеcли нa cентябpь, пpoизoшлo этo в 1492 гoдy, a c 1700 гoдa Петp I cпециaльным yкaзoм пoвелел пpaзднoвaть Hoвый гoд «oт Poждеcтвa Xpиcтoвa в вocьмoй день cпycтя» и летoиcчиcление coвеpшaть тoже oт Poждеcтвa, a не oт coтвopения миpa, кaк этo делaлocь нa Pycи дo негo. Koмoедицa Пpaзднoвaние язычеcкoгo Hoвoгo гoдa — пpaздник Koмoедицы Беpезени был пpиypoчен к веcеннемy paвнoденcтвию и для дpевних cлaвян язычеcкoй Pycи oзнaчaл нaчaлo нoвoгo пеpиoдa жизни. Xoлoднaя и гoлoднaя зимa ocтaвaлacь пoзaди, впеpеди былa пoдгoтoвкa к пoлевым paбoтaм, и язычники иcкpенне cчитaли — oт тoгo, нacкoлькo oни cyмеют yгoдить идoлaм, зaвиcит бyдyщий ypoжaй, пoтoмy пpaзднoвaли нa cлaвy. Пpaзднoвaние нaчинaлocь зa неделю дo paвнoденcтвия и пpoдoлжaлocь еще неделю пocле; чтoбы веcелью не мешaли злые дyхи, пooдaль oт кaпищ им нacыпaли зеpнo, и кoгдa птицы егo клевaли, люди ycпoкaивaлиcь, cчитaя, чтo дyхи зaняты и им не нaвpедят. У кaпищa нaкpывaли cтoлы, oбязaтельным блюдoм нa кoтopых были блины в фopме coлнцa, oлицетвopением кoтopoгo был бoг Яpилo, cюдa же c пеcнями пpивoзили чyчелo Мacленицы или злoй Мapены для pитyaльнoго coжжения — чтoбы зимa не веpнyлacь. Пятyю чacть yгoщения ocтaвляли нa кaпище — пpедкaм, a пеpвый блин oбязaтельнo «дapили» медведю, yнocя блин в чaщy и ocтaвляя тaм «нa cъедение звеpю». Зaтем paзжигaли кocтеp и пpыгaли чеpез негo, cтapaяcь oчиcтитьcя oт зимних нaвaждений, pacпевaя пеcни-зaклинaния, пpизывaющие теплo и пpихoд веcны и летa; вoзмoжнo, здеcь же пpoиcхoдил oбpяд величaния мoлoдoженoв, a хoлocтые члены oбщины дoлжны были oткyпaтьcя oт cooбщеcтвa. Кoгдa тoлпa pacпaлялacь aлкoгoлем, чyчелo Мacленицы-Мapены cжигaли и шли «бyдить медведя», poль кoтopoгo игpaл зaлегший в чaще pяженый, oдетый в шкypy звеpя. Paзбyдить егo мoглa девyшкa, пoпpыгaв нa нем, видимo, этo былo cимвoличеcким coвoкyплением женщины и живoтнoгo, кoтopoе дoлжнo былo paзбyдить мaть-пpиpoдy oт cпячки. Paзбyженный «медведь» pевел и гoнялcя зa девyшкoй, пocле чегo нaчинaлиcь игpищa, oтнюдь не вcегдa пpиcтoйные. Пpaвocлaвнaя вcтpечa нoвoлетия Пocле пpинятия Pycью пpaвocлaвия, дyхoвники бopoлиcь c язычеcкими пoвеpьями, кoтopые тo и делo пoявлялиcь в paзных меcтaх вплoть дo XV векa. Oдним из метoдoв тaкoй бopьбы был пеpенoc пpaздникoв, и Hoвый гoд пеpенеcли нa пpoтивoпoлoжнoе вpемя гoдa — нa 1 cентябpя, кoгдa coблюдaть oбpяды cмыcлa не былo: впеpеди былa зимa, для язычникa oлицетвopяющaя cмеpть. Былo этo cделaнo, кaк yкaзывaет в cвoей cтaтье «Kaлендapь и тpyдoвaя деятельнocть челoвекa» филocoф Baлентинa Гищенкo, тoлькo в 7001 гoдy oт coтвopения миpa в 1492 гoдy , пoтoмy чтo paнее ждaли кoнцa cветa, кoтopый дoлжен был нacтyпить в 7000 гoдy. Koгдa cтaлo яcнo, чтo oжидaние иcтеклo, a «миpy еще быть», дyхoвенcтвo зaнялocь пpoблемaми и ввелo нoвyю дaтy нoвoлетия. И цapь, и пaтpиapх, и бoяpе, и cтpельцы Пpaзднoвaние нoвoлетия oткpывaлocь 31 aвгycтa вечеpней cлyжбoй и в пoлнoчь цеpкoвный кoлoкoл вoзвещaл o нacтyплении нoвoгo гoдa.
Кома это медведь
Ярилины дни. Комоедицы. Приход Весны-Весты. Масленница. | Медведя славяне называли "ком". Предположительно, отсюда пошла поговорка "первый блин комам" (то есть медведям). |
В Комсомольском районе встретили весну необычным образом: там будили медведя - Славянская Традиция | обычное название медведя у славян, как и Медведь, Бер, Косолапый, Мишка, Мишутка, Топтыгин. |
Комы медведи по древнеславянски - фотоподборка | «первый блин комам», т.е. медведям). |
Ещё один родноверческий медведь комом | Пикабу | Что ж, давайте разберём кто такие Комы и почему нигде, ни в сказках, ни в языке, ни в каких других фольклорных и исследовательских источниках нет связи Кома и медведя. |
Комы медведи по древнеславянски | Древние славяне верили, что во время торжеств рядом с ними присутствуют незримо духи предков и те самые могучие звери, медведи-комы, которым поклонялись. |
Кома медведь у славян
Поэтому «медведь ком» может быть понимаем как символ опасности или угрозы, нависшей над человеком. Комы медведи по древнеславянски. Блин комам медведям. В Комсомольском районе провели славянский праздник и разбудили медведя. У многих народов, в том числе и у славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по–древнеславянски комы — медведи). Славят род Славянский, как и тысячи лет назад приходят Славяне на праздник, чтобы соблюсти Обычай. А Ком — это спящий медведь и первые блины не зятю и не родственникам давали, а ложили в лесу на пеньки для Кома — для Медведя, проснувшегося от спячки и голодного и злого.
Что означает первый блин комом и почему это происходит?
Образы медведя в славянской мифологии. Комы – нищие попрошайки или ряженые, одевающие шкуру медведя, изображающие за небольшую денежку на ярмарках игровые сценки или пантомиму. Ведь древние славяне почитали праздник Комоедица, посвященный пробуждению медведей, которых они считали прародителями людей. Масленица — это древний славянский языческий праздник, пришедший к нам от предков и сохранившейся после принятия христианства. Комы — это вовсе не медведи (кто бы сомневался), а традиционное кушанье из гороха. Именно комам, то есть медведям, отдавались первые блины на старославянскую Комоедицу, аналог нынешней Масленицы.
Масленица-Комоедица - древний славянский праздник
В них её смысл явно противоречит нынешнему. И не случайно. В связи с ритуальным значением блинов на Руси их ели на Масленицу, при поминальных обрядах, на свадебных пирах и т. В Рязанской губернии, напр. Там же перед погребением, выпекая блины для поминовения, первый блин кладут в головах покойника. В поминальных обрядах умерших родственников как бы приглашали вкусить первый блин или заломленный хлеб. В Тамбовской губернии такой блин клали на слуховое окошко для родительских душ, в Калужской — в субботу перед Масленицей его оставляли на божнице «для родителей», в других местах первый блин несли на погост и просто клали на могилу. В некоторых губерниях России на Масленицу набожные женщины съедали первый масленичный блин за упокой усопших. Таким образом, первый блин предназначался усопшим, был своего рода данью предкам, обеспечивающей связь с загробным миром. Именно поэтому к его приготовлению нужно было относиться с особым тщанием.
И если даже первый блин, столь «ответственный» для культа усопших предков, выходил комом, то человеку грозили бедствия. Исходным вариантом пословицы, следовательно, был Первый блин, да и тот комом. Забвение старинного обряда привело к «подравниванию» смысла и формы пословицы к бытовым представлениям о выпечке блинов. Так из сакрального, благоговейно чтимого подношения умершим предкам первый блин превратился в пословице в свою противоположность. Эта информация достоверна. Действительно, имело место изменение формы поговорки, и действительно, такой обряд существовал. Более того, подносили первый блин не только умершим, но и, например, овцам — от мора Славянские древности, том 1, стр. Но, родноверы ведь нам предлагают иную интерпретацию, верно?
Рыбакову, историку и археологу, который писал о Комоедице следующее: "К 24 марта у белорусов приурочен праздник "комоедицы" — праздник пробуждающегося медведя". Медведь komos был зверем Артемиды, соответствовавшей русской богине Ладе". При этом Рыбаков не приводит каких-то доказательств в подтверждение этой гипотезы. Да и существование богини Лады в славянском пантеоне многие ученые подвергают сомнению. Так, в "Большом фразеологическом словаре" В. Телия написано: "Образ фразеол. Мокиенко в книге "Давайте правильно говорить по-русски! Он утверждает, что чисто "материалистическое" объяснение русской пословицы, вступает в противоречие с ее древними, исходными вариантами, поскольку в старинных паремиологических собраниях она звучала иначе, чем сейчас: "Первый блин и тот комом" 1736 ; "Первый блин да комом" 1741. В них ее смысл явно противоречит нынешнему. В Рязанской губернии, напр. Там же перед погребением, выпекая блины для поминовения, первый блин кладут в головах покойника.
Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем. Правила 1. Медведь выходит из берлоги только после того, как дети споют песенку. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а повторить песенку, раззадорить его. Указания к проведению Берлогу медведя лучше разместить на другом конце площадки. Медведь из берлоги должен выбираться перелезать через бревно, вылезать из ящика, корзины. Слайд 19 Белый медведь. Лапы белого мишки намного шире, чем у других медведей. Эта особенность ему и позволяет не проваливаться в снег на суше, а в воде грести ими, как ластами. Слайд 20 Белый медведь может совершить невероятный прыжок в высоту до 2,5 метров. Попрыгайте, как белые медведи: кто выше, положите гимнастическую палку или швабру на стулья, пусть ребенок ее перепрыгивает, можно постепенно увеличивать высоту. Слайд 21 Черный медведь или барибал. Слайд 22 Интересный факт. Плюшевый мишка Тедди был назван в честь президента США Теодора Тедди Рузвельта, который однажды отказался застрелить на охоте медвежонка барибала. Впервые эту игрушку начали изготавливать на продажу в 1903 году владелец лавки сладостей в Бруклине Моррис Мичтом и его жена Роуз. Слайд 23 Черные медведи барибалы , как и все остальные, кроме белого мишки — всеядные. Белые питаются только мясом. Слайд 24 Гималайский медведь белогрудый, уссурийский Слайд 25 Он, как и все остальные медведи , обладает подобием логического мышления и могут специально запутать следы, идя задом наперед, к примеру. Слайд 27 Малайский медведь или бируанг — Самый маленький представитель семейства Слайд 28 При этом у него самые длинные когти - до 10 см в длину и самый длинный язык - 25 см. Слайд 29 Помогите малайскому мишке размять его язычок. Давайте сделаем гимнастику для язычка. Слайд 30 Медведь-губач медведь-ленивец. Его легко узнать по длинному и подвижному рылу, причём губы у него голые и могут сильно выпячиваться отсюда название , образуя подобие хоботка. Слайд 31 У медведя-губача есть интересная особенность, отличающая его от других видов медведей. Медвежата губача часто путешествуют у матери на спине.
Согласно записям Симеона Нечаева, в этот день, 6 апреля, следует подавать особые блюда, которые соответствуют тому, как питаются медведи. Это сушёный репник на первое, поскольку медведь питается растительной пищей, на второе овсяный кисель — ведь медведь любит овёс, а на третье — некие гороховые комы. Отсюда, согласно этой версии, и получил название праздник Комоедицы. Затем, после трапезы, нужно было лечь на лавку, но не спать, а медленно перекатываться с боку на бок, подражая тому, как в своей берлоге поворачивается медведь. По поверью, именно на следующий день, на Благовещение, медведи начинали просыпаться от зимней спячки. Суть Комоедицы Какая бы версия происхождения праздника ни казалась наиболее достоверной, их все объединяют две общие черты — это встреча весны и почитание медведя. Медведь в славянской традиции в целом был символом леса, его могущественным хозяином и пользовался большим уважением, а его пробуждение предсказывало и призывало скорую весну. Именно поэтому к медведям относились с большим почтением и старались их ублажить, что и показывает Комоедица. Приметы на Комоедицу Приметы на Комоедицу в основном связаны с днём весеннего равноденствия — о том, были ли таковые на белорусскую Комоедицу 6 апреля, сведений нет. В это время, 20 или 21 марта, внимательно следили за погодой — она, по примете, предскажет, какими будут грядущая весна и скорое лето. Если же, напротив, день выдаётся пасмурный, значит, лето будет прохладным. Следили и за луной: растущая луна в день весеннего равноденствия предсказывает плодородие, удачу и богатство, а убывающая наоборот — говорит о грядущих трудностях. Хорошим знаком считалось увидеть стаи возвращающихся птиц — это знаменовало наступление весны и говорило о том, что холодные дни остались в прошлом. Считалось хорошей приметой в этот день найти первоцветы и подснежники — они должны принести удачу и счастье. А собранные в этот день травы, по поверьям, обладают целебной силой.
Почему на Руси медведей называли комами?
Семейный завтрак: медведица, её малыши и их друг — человек. Трогательная благодарность за гостинцы — настоящие медвежьи нежности. В ответ на заботу, которой окружены каждый день. Давай, помогу памперс поменять». Для крошечных медвежат, что родились на ферме зимой, это первый выход в свет.
На руках у медвежьего дедушки сидят тихо, с интересом рассматривая людей. С самого маленького возраста — они растут. На самом деле — как дети! Всё быстрей, быстрей, хорошо!
Таёжное чудо в заботливых руках человека. Фермер, живущий в тайге, выкормил их осиротевшую маму, а теперь помогает с потомством.
Комоедица — один из древнейших славянских праздников. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали Медвежьего Бога: утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками приносили великому Медовому зверю в лес "блинные жертвы" первыми выпекаемыми праздничными блинами и раскладывали их на пеньках. После этого начиналось праздничное пиршество. Древние славяне называли медведя Ком. Отсюда правило — «первый блин комам», то есть медведям.
Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В глубокой древности в честь солнца славяне пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто IX век , стали печь блины. Наши предки считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. Также символом солнца были ватрушки и круглые баранки. В дохристианское время праздник заключался в разнообразных обрядовых действиях магико-религиозного характера, перемежавшимися с веселыми играми и пирами, которые, постепенно изменяясь, перешли затем в более поздние традиционные народные обычаи и обряды сожжение соломенного чучела Зимы, печение жертвенного хлеба — блинов, переряживание и т.
Роль комов в славянской мифологии Комы играли важную роль в славянской мифологии Руси. Атрибуты и символика комов...
Современное восприятие комов в России... Комы — древние славянские боги в Русиartofconquest. И даже русское слово «медведь» поедающий мёд — это эвфемизм. Есть несколько вариантов, как могло звучать настоящее название этого животного в старославянском языке: «ворс», «ерс», «ворх» или «ерх». Кого называли комами? А комам — это значит медведям. Так якобы в древней Руси называли медведей.
Как называеться последний блин? Последний день Масленичной недели — это Проводы. В воскресенье чучело Масленицы на санях везут в поле. Это называется «масленичным поездом». Затем чучело сжигают — это «похороны». Как называли древние славяне? Также принято считать, что они делились на три группы: — Венеды жили в бассейне реки Вислы — западные славяне.
Комы — это символ силы, мудрости и долголетия, имеющий особое место в древнерусской культуре. Это связано с тем, что медведь является одним из крупнейших млекопитающих, обладающих высокой выносливостью и внушительной силой. Название «ком» также связано с мифологическими представлениями о медведе как всемирном или космическом дереве, символизирующим преодоление преград и возрождение. В славянской мифологии медведь воплощал силу земли и был связан с жизненной энергией и плодородием. Таким образом, использование термина «ком» для обозначения медведя на Руси было связано с уважением к этому животному и его символическим значением в культуре и мифологии древних славян. Влияние религии и культовых обрядов Загадки и тайны древнерусской культуры пронизывали все сферы жизни.
В числе этих загадок является и причина, по которой на Руси медведей называли комами. Читайте также: Сколько жизней у собаки: миф или реальность? Для древних славян медведь был особым животным, связанным с религией и культовыми обрядами. Он играл важную роль в пантеоне славянских божеств и считался священным зверем. Медведь был символом силы, мощи и плодородия. Медведь был предметом почитания и поклонения.
Его образ использовался в религиозных ритуалах и культовых обрядах, включая свадебные церемонии, погребения и празднования важных событий. Медведь также был связан с культом предков, и поэтому его образ часто упоминался в мифологических и легендарных сказаниях. Медведь был важной частью славянской мифологии и символики. Его сила и непоколебимость отражались в русских народных представлениях и поверьях. Многие говорили, что медведь обладает человеческим разумом, способен говорить на языке людей и даже совершать некоторые действия, характерные только для людей. Связь с древними праздниками и обрядами Почему на Руси медведей называли комами?
Этому вопросу можно найти ответ, обратившись к древним праздникам и обрядам, которые прослеживались на территории Руси. Медведь считался священным животным, и его образ воплощал силу, мощь и плодородие. В древности у славян существовали различные обряды, связанные с медведем. Например, в период зимнего солнцестояния проводились праздники культу медведя, во время которых племена возили чучело медведя из деревни в деревню, причем медведь был окован цепями и украшен различными предметами. Вероятно, именно из-за этих обрядов и возникла связь между медведем и комами. Ведь тогда медведь символизировал силу и сопротивление, а комы, содержавшие медведевы останки, были приняты в качестве защиты от бедствий и болезней.
Если смотреть на это с точки зрения древних верований, то можно предположить, что комы называли медведей как своих собратьев и обращались к ним с просьбами и мольбами. Такая связь с древними праздниками и обрядами помогает объяснить, почему на Руси медведей называли комами. Почему именно медведи? В древние времена на Руси медведь был священным и могущественным существом, которому приписывали множество особенностей и символическое значение. Медведь назывался комом в связи с его связью с могущественными духами и богами. Медведь на Руси считался воплощением силы и смелости, он был символом защиты и бойцовского духа.
Великое значение медведя в культуре Руси подтверждают множество легенд и сказаний, где он выступает в роли героя или противника. Медведь также связывался с природными явлениями и цикличностью жизни. Его сопоставляли с солнцем, осенью он уходил в спячку и весной просыпался, символизируя возвращение тепла и жизни. Именно поэтому медведь был считался священным существом. Кроме того, медведь был сильно связан с магией и шаманством.
В Комсомольском районе встретили весну необычным образом: там будили медведя
Ещё один родноверческий медведь комом | Пикабу | Комы – нищие попрошайки или ряженые, одевающие шкуру медведя, изображающие за небольшую денежку на ярмарках игровые сценки или пантомиму. |
Кого древние славяне называли комами? | На Руси медведя называли "Кома", почему было выбрано именно это слово? |
Ярилины дни. Комоедицы. Приход Весны-Весты. Масленница. | Масленица — это древний славянский языческий праздник, пришедший к нам от предков и сохранившейся после принятия христианства. |
Первый блин - КОМАМ! Медведям то бишь | «Первый блин комАм» Первый блин комАм Наряду с блинами, олицетворяющими солнце, еще одним символом масленицы является Медведь! |
Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки » | духи, обитающие в кронах, а в традиционном варианте – комах деревьев; - медведи, которые также именовались комами (отсюда и Комоедица – праздник, посвященный пробуждению медведя). |
Стало известно, во сколько жителям Алтайского края обойдется испечь 20 блинов
- Комоедица: в чем суть праздника и зачем угощать медведей блинами
- «Первый блин – комам»: почему на Руси Масленицу посвящали медведям? -
- Откуда пошло выражение "Первый блин комом" и почему это не совсем так
- Комы медведи по древнеславянски - фотоподборка
- Новости страны Северной
Комоедица у славян
Это делалось для того, чтобы навьи умершие предки , непременно являвшиеся на празднество в образе сорок, поедали своё зерно в стороне и не попадали под ноги играющих и активно веселящихся потомков. Слайд 6 Описание слайда: Везли к капищу на шесте соломенное чучело Марены — богини смерти. Затем торжественно сжигали на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи: «Марена загорела, Всему миру надоела! Справедливо считалось, что мягкая талая вода придаёт лицу особую свежесть и красоту. Слайд 8 Описание слайда: Затем прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца: «С горы катись, С весной воротись! В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя.
Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья. Вот тогда «медведь» начинал пробуждаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Слайд 10 Описание слайда: Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль.
Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой. Проведите ритуал пробуждения медведя: пусть ребенок наденет костюм или маску медведя, заляжет в берлогу из подушек, а вы «будите» его, бросаясь шариками для сухого бассейна или скомканной бумагой. Потом путь медведь вас догоняет. Поменяйтесь ролями. Слайд 11 Описание слайда: После пробудей начинались игрища.
Первая игра — городок. Девушки становились на высокое огороженное место городок. Вооружившись длинными палками, отбивали нападение парней, колотя их нещадно.
Кому в семье несли всё добытое? Конечно главному в семье - хозяину, а он уже распределял кому оно нужнее. Вот и тут такая же аналогия. Отдали Хозяину Леса, а тот голодную птичку к блину послал, или мышку, или ещё кого с голода страдающего. Вообще Комоедица, да и все другие славянские народные праздники, очень ёмкие по своим содержаниям, которые заложены друг в друга как матрёшка в матрёшке, но многие исследователи диссертации пишут глядя только с одной стороны. Отсюда и появляются такие теории, которые никак не могут подтвердиться доказательствами.
Последние записи:.
Во-первых, очень сомнительным кажется сближение Комоедицы и комедий, богинь Лады и Артемиды. Оно ничем не подкреплено, Рыбаков не приводит каких-то доказательств в подтверждение этой гипотезы. Да и существование богини Лады в славянском пантеоне многие ученые подвергают сомнению. Так, в статье А. Топоркова «Кабинетная мифология» из энциклопедического словаря Института славяноведения РАН «Славянская мифология» Лада находится среди персонажей, «без должных оснований относимых к славянским языческим богам и фигурирующих в ученых сочинениях по славянской мифологии с XVIII века по наши дни». Читаем, например, в этимологическом словаре Н. Шанского: «Комедия — заимств.
Комедия буквально — «веселое шествие с песнями»». Но, обратите внимание, даже у Рыбакова нет всей этой галиматьи про кормление медведей блинами. Тут уже чья-то совсем буйная фантазия разыгралась. Какова же история выражения «первый блин комом» на самом деле? Когда вы задаетесь подобным вопросом, первое, что вы должны сделать, — открыть фразеологические словари или научные работы о фразеологии. Итак, почитаем, например, что написано о выражении в «Большом фразеологическом словаре» В. Телия: «Образ фразеол. Мокиенко в книге «Давайте правильно говорить по-русски!
Пословицы»: «Пословица, казалось бы, основана на чисто реальном бытовом наблюдении. Пока сковорода еще недостаточно горяча, первый блин получается «скомканным», а не лепешкой, плохо снимается со сковороды. Такая образная логика, действительно, повлияла как на современное значение пословицы, так и на ее актуальную форму». В старинных паремиологических собраниях она звучала иначе, чем сейчас: «Первый блин и тот комом» 1736 ; «Первый блин да комом» 1741. В них ее смысл явно противоречит нынешнему. И неслучайно» «В связи с ритуальным значением блинов на Руси их ели на Масленицу, при поминальных обрядах, на свадебных пирах и т. В Рязанской губернии, напр. Там же перед погребением, выпекая блины для поминовения, первый блин кладут в головах покойника.
В поминальных обрядах умерших родственников как бы приглашали вкусить первый блин или заломленный хлеб. В Тамбовской губернии такой блин клали на слуховое окошко для родительских душ, в Калужской — в субботу перед Масленицей его оставляли на божнице «для родителей», в других местах первый блин несли на погост и просто клали на могилу. В некоторых губерниях России на Масленицу набожные женщины съедали первый масленичный блин за упокой усопших».
При этом нигде нет ссылок на научные источники этой информации. Если подумать, кому придет в голову идти к только что вышедшим из спячки — и очень голодным! Опять же почему комы — это медведи?
Ведь слово "ком" в таком значении не встречается нигде, кроме непроверенных статей: ни в одном письменном памятнике и, конечно, ни в одном словаре. Пословица "первый блин комам" не зафиксирована ни в национальном корпусе русского языка, ни в сборниках пословиц и поговорок, ни в одном из самых известных сборников, книге В. Даля "Пословицы русского народа". Зато "полный вариант пословицы" — "первый блин комом, а второй знакомым…" действительно существует. Но только в припеве авторской песенки бабушки Варвары из фильма "Вот моя деревня" 1972 года. А праздник Комоедица?
А он, вполне вероятно, существовал и даже действительно был связан с медведями. Шейна "Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края" 1902 года, довольно популярной в свое время.