Новости кого называли инородцами в 19 веке

Первым законодательным актом об инородцах стал «Устав об управлении инородцев», изданный в 1822 году. Цехом в средневековом городе назвали а)объеденение местеров-ремеслинников одной.

Кого в XIX в. называли инородцами?

Инородцы же, исповедовавшие язычество или ислам, называемые иноверцами, и жившие отдельными деревнями включались в число государственных крестьян с освобождением, однако, от воинской повинности. Так что и инородцами в царскую эпоху называли крупные группы российских подданных точно не с целью обидеть. «Устав об управлении инородцев» разделял инородцев на «оседлых», «кочевых» и «бродячих» и согласно этому разделению определял их административный и правовой статус. Во второй половине 19 века единого села не было. Кого в XIX в. называли инородцами? Исходя из этимологии слова, так должны были называть представителей всех народов Российской империи, кроме русского.

§ 36. Инородцы

Инородцы в Российской империи. Инородцы в Российской империи 10 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ КОРЕННЫМИ НАРОДАМИ СИБИРИ ПО «УСТАВУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ИНОРОДЦАМИ» 1. РАЗДЕЛЕНИЕ ИНОРОДЦЕВ НА ГРУППЫ 2. УПРАВЛЕНИЕ. Когда в 19 веке называли инородцами — политический и культурный контекст. По отношению к инородцам применялись особые нормы управления, прав/обязанностей, воинской повинности и так далее. Кого в XIX в. называли инородцами? Исходя из этимологии слова, так должны были называть представителей всех народов Российской империи, кроме русского. Развернутый ответ на вопрос: Кого в XIX в. называли инородцами? по предмету История.

Почему на Руси \"инородцы и иноверцы\" не могли быть крепостными

Это могли быть представители других народов, таких как татары, чуваши, марийцы, башкиры и другие. Также инородцами могли быть иностранцы, которые приезжали в Россию из других стран. В то время инородцы часто сталкивались с дискриминацией и неравенством в обществе, что было связано с национальными и культурными различиями.

Абхазка Абхазка с берегов Черного моря. Казанские татары.

Для контроля чиновников при Сенате учреждается должность обер-фискала, которому подчинялись фискалы на местах. При Сенате учреждается Расправная палата для рассмотрения донесений фискалов, для ведения делопроизводства учреждается Сенатская канцелярия. Возглавляет Сенат генерал-прокурор. С 1864 — являлся высшей кассационной инстанцией.

Комитет министров и Совет министров Комитет министров был создан Александром I манифестом от 8 сентября 1802 г. Как правило, Комитет министров занимался лишь предварительным обсуждением вопросов.

И там к ним относились плохо. Настолько плохо, что ряд евреев принимали православие, чтобы избежать негативного отношения со стороны сослуживцев и начальства а для еврея смена веры - это очень серьезно. Остальные группы инородцев изначально могли идти служить в качестве добровольцев, но они этим правом пользовались крайне редко. Начиная со второй половины 1880-х годов, инородческое население Астраханской, Тобольской и Томской губерний, Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской и Уральской областей и всех губерний и областей Иркутского и Приамурского генерал-губернаторств, а также самоедов Мезенского уезда стали привлекать к отбыванию всеобщей воинской повинности на основании особых положений. Как правило, они использовались как вспомогательные части.

Политика заселения северов Российской Империи

Инфоурок › История России ›Статьи›Дополнительный материал по истории России "Правовое положение инородцев в Российской империи. это не оскорбление, а правовой статус в Российской Империи для неславянских народов (ссылка). О законодательстве империи и льготах для инородцев рассказывает историк Т.И. Трошина. 1) в России до 1917 г. все неславянские народы; 2) в России XIX - начала XX в. название в официальных документах ряда народов (киргизы, калмыки, буряты, якуты и др.), обычно кочевых, проживавших на территории Казахстана и Сибири. Согласно уставу инородцы разделялись на «кочевых», «бродячих» и «оседлых», и именно это разделение и определяло их правовой и административный статус.

Инородцы в Российской империи

Подати они платили «по особому положению» с числа душ, которое определялось общей переписью, а также участвовали в «общих по губернии повин-ностях». Устав 1822 г. Распределение этих земель по участкам «зависит от самих кочующих по жеребью или другим их обыкновениям». Русским запрещалось самовольно селиться на землях, отведенных «кочевым ино-родцам», но разрешалось брать эти земли «в оброчное содержание».

Наем на работу к частным лицам разрешался только с ведома родового началь-ства. Разрешалась свободная торговля во всякое время «всеми припасами и изделиями», кроме вина. Чиновникам торговля с «кочевыми инородцами» категорически запрещалась.

Для удобства ведения торговли «инородцам» назначались особью места для ярмарок и время их, в соответствии «с вре-менем взноса податей п сообразно с нуждами инородцев». Правовое положение «бродячих инородцев» по Уставу 1822 г. Устав указывал, что «права бродя-чих инородцев или ловцов, живущих в отдалении и рассеянными, вообще состоят в применении правил, для кочующих постановленных».

Отличие заключалось лишь в том, что «назначение земель по племенам» и распре-деление их по участкам не распространялось на «бродячих инородцев». Им назначались «по удобности целые полосы земли», в пределах которых им разрешалось свободно переходить для промыслов из уезда в уезд и из губернии в губернию. Кроме того, «бродячие инородцы» не участвовали в земских губернских денежных повинностях.

Там же. Отсюда--следующие правила. Каждое стойбище или улус, в котором считалось не менее 15 семейств, должно было иметь собственное родовое управление, а стойбища или улу-сы, имевшие менее 15 семейств,--причисляться к ближайшим стойбищам.

Родовое управление состояло из старосты и одного или двух его помощни-ков из «почетных» и «лучших» родовичей. Староста в соответствии с обычаем избирался или наследовал свое звание. Между своими родовичами он мог носить «именование князца, зайсана н проч.

Помощники старосты выби-рались родовичами на определенное или неопределенное время. Несколько стойбищ или улусов одного рода подчинялись «инородной управе», состояв-шей из головы, двух выборных и письмоводителя. Голова получал свое звание наследственно или по выбору, сообразно «с стенными обычаями каждого племени».

Права и обязанности родовых управлений и инородных управ подробно регламентировались. Родовое управление как первичная ячейка админи-стративной организации имело «ближайший надзор за порядком во вве-ренном ему роде или наслеге». За маловажные проступки оно могло нака-зывать «по обычаям каждого племени и в качестве домашнего исправле-ния».

Через родовые управления приводились в исполнение все распоря-жения правительства. Непосредственно на них же возлагался сбор податей «за весь род, как с одного нераздельного лица». На инородные управы возлагались надзор за родовыми управлениями и «местные распоряжения».

Последние заключались: 1 в точном исполнении всех предписаний на-чальства; 2 в понуждении к сбору податей; 3 в сохранении благочиния и порядка; 4 в сохранении прав инородцев от всякого постороннего сте-снения; 5 в розысканиях, по особенным случаям нужных». Инородная управа имела непосредственные сношения с земской полицией и испол-няла все полученные от нее предписания. Наконец, родовое управление и инородная управа несли и судебные функции.

Родовое управление в исковых делах имело право «словесных судов». В делах между людьми разных стойбищ или «по неудовольствию па разбирательство» родового управления второй степенью «расправы словесной» была инородная упра-ва; в делах между людьми, подчиненными разным управам, или в качестве третьей и последней степени «словесной расправы» в случае «неудовольстиия» на разбирательство инородной управы выступала местная земская полиция. Главной задачей «словесной расправы» являлось прекращение несогласий между «инородцами» и примирение спорящих на основания «степных законов и обычаев».

В ее функции входил также разбор долго-вых исков и дел о пенях по свадебным договорам. Высшим органом управления у «кочевых инородцев» являлась степ-ная дума, которая состояла из главного родоначальника и выборных засе-дателей, число которых зависело от обычая или надобности. Обязанности степной думы состояли: «I в народоисчислении; 2 в раскладке сборов; 3 в правильном учете всех сумм и общественного имущества; 4 в рас-пространении земледелия и народной промышленности; 5 в ходатайстве у высшего начальства о пользах родовичей».

По «сем этим вопросам степ-ная дума отдавала распоряжения инородным управам и в свою очередь подчинялась окружному управлению. Старосты родовых управлений, главы инородных управ и заседатели стенных дум, вступавшие в должность «преемничеством» или по выбору, утверждались губернатором или областным начальником. Главный родо-начальник степной думы утверждался генерал-губернатором.

Вопрос о бюджете «стенного управления» в Уста не 1822 г. С одной стороны, указывалось, что вес старосты, головы и прочие должностные лица не получают от родовичей никакого жалования и «исправляют должности но сим званиям как общедоступную службу». С другой стороны, Устав подчеркивал, что «содер-жание стенного управления составляет внутреннюю повинность кочую-щих», и отмечал законность привилегированного экономического положе-ния верхушки «степного управления»: «доходы, какие званию их при-своены по степным законам и обычаям с промыслов и владеемых земель, остаются в прежнем положении...

В Уставе 1822 г. Подати и повинности определялись троякого рода: казенные подати; земские повинности; повинности внутренние, на содержание степного управления. О порядке назначения казенных податей ясак как податей, утверждаемых в центре.

Объем земских повинностей для «инородцев» устанавливало местное Главное управление. Сборы на внутренние повинности определя-лись степной думой, а там, где се не было,-- «общественным приговором инородцев». Губернатор или областной начальник составлял подробный расчет сборов на каждый год, в том числе сколько с каждого рода и со всех «инородцев» в губернии или области «причитается порознь каждого наименования», а также сколько всех сборов с души для каждого рода.

Степные думы, получив такое «расписание», делали «раскладки» на родо-вые управления, последние в свою очередь распределяли, «сколько именно каждое семейство взнести обязано звериными шкурами пли деньгами, смотря по успеху промыслов и состоянию каждого». Сбор податей лежал на обязанности родовых управлений и производился на ярмарках или сугланах «мирское собрание инородцев» , но «бродячие инородцы», «по уважению дальних их отлучек для промыслов», могли сдавать подати в других местах и даже в других уездах и губерниях. Особый раздел в Уставе 1822 г.

Ка-зенная торговля проследовала двоякую цель: «I доставление необходи-мого пособия по продовольствию и промыслам кочующих; 2 умерение вольных цен на необходимые потребности». В крайних случаях угроза -голода Устав проектировал продажу казенных товаров по пониженной цене и в долг «если необходимость в том надлежащим образом будет до-казана» и под ответственность представителей местного управления. Таковы главный положения «Устава об инородцах» 1822 г.

ГЛАВА 2. Сперанским и его ближайшим помощником инженером Г. Они пытались как-то ограничить произвол чиновничества, усилить контроль за действиями местной администрации.

Улан-Удэ, 1954. Когда в 1852 г. Анненковым, после ревизии Западной Сибири, была представлена во II Сибирский комитет специальная записка о не-состоятельности Устава 1822 г.

Однако записка Анненкова о несостоятельности Устава 1822г. Стройная система регламентации Устава во многом оказа-лась нежизненной и неосуществимой. Исследователи неоднократно отмечали надуманность Устава в некото-рых его частях.

Совершенно случайным, не основанным на изучении жизни пародов Сибири, было разделение их на «оседлых», «кочевых» и «бродя-чих». Искусственной являлась сама рубрика «бродячие», так как бродячих пародов, передвигавшихся без определенного порядка, в России вообще не было. Искусственной была и конструкция родовых управлений, требо-вавшая наличия стойбища в 15 семейств.

При этой конструкции живая ткань родовой организации -- у народов, у которых она вообще сохраня-лась,-- разрывалась, более крупные роды раздроблялись, более мелкие присоединялись к другим. Прямым следствием этого являлось создание так называемых «административных родов». Вместе с тем нельзя не под-черкнуть, что Устав 1822 г.

Устав обобщал и систематизировал то, что сложилось в админи-стративной практике управления народностями Сибири; составители Уста-ва Сперанский и Батеньков не отбрасывали обычное право народов Сибири, считались с ним и стремились ограничить вмешательство чиновников в «степное управление», ограничить их злоупотребления. Фактически, прав-да, последнее осталось на бумаге. Во многом Устав 1822 г.

В нем заметна тенден-ция поддержать экономику народов Сибири: запрещалось насильственно захватывать угодья «инородцев» и принудительно использовать их рабо-чую силу, чиновникам запрещалось торговать с ними; а целью казенной торговли ставилось «уморение вольных цен», т. Появление всех этих статей вполне понятно. Хозяйство основной массы «инородцев», особенно народов Севера, ката-строфически разрушалось.

Грозным признаком этого явились голодные годы --1810, 1811, 1814, 1816 и 1817. Росли недоимки, фискальная поли-тика правительства трещала по швам. Для того чтобы обеспечить посту-пление податей с «инородцев», нужно было как-то оградить их от торговой кабалы, которая процветала в Сибири, и обеспечить им пользование их вековыми угодьями.

Но вместе с тем, в Уставе 1822 г. Ника-ких гарантий Устав не содержал. Говоря о казенной торговле.

Устав под-черкивал, что она не должна оказывать «ни малейшего стеснения промыш-ленности частных людей». Дальнейшая практика показала, что вахтеры казенных магазинов входили в сделку с купцами, вместе с ними вздували цены на продаваемые товары и беспощадно грабили так опекаемых в Уставе 1822 г. Устав не содержал гарантий и по линии охра-ны промысловых угодий коренного населения.

Во-первых, но было проведено никакого землеустройства оно и не предполагалось Уставом , которое одно лишь могло гарантировать сохранение за «инородцами» их земель, так как владение и пользование ими не было оформлено документами. Во-вторых, сам Устав в этом отношении открывал лазейку, разрешая брать у инородцев угодья «в оброчное содержание». В-третьих, никаких реальных мер против самовольного захвата угодий Устав не предусматривал.

Все это привело к тому, что и после введения Устава 1822 года, который торжественно провозгласил, что «инородцы для каждого поколения имеют назначенные во владение земли», в широких масштабах продолжалось обезземеливание коренного населения Сибири, в том числе в Якутии. Обезземеливание проходило различными путями: через «оброчное содержание» и аренду, часто бессрочную, через куплю-продажу характерно, что в Уставе 1822 года об этом ничего не говорится , через самовольный захват. Обнаженно и открыто выступают в Уставе 1822 года фискальные цели, которые Устав и стремился обеспечить в первую очередь.

Сбором податей и повинностей занимались все инстанции «степного управления» под прямым контролем областного управления. Сам областной начальник устанавливал, сколько с каждого рода и даже с каждой души причитается сборов. Устав 1822 года не вмешивался во внутреннюю жизнь «инородцев», в их быт и традиции.

Устав предоставлял им свободу в вероисповедании и богослужении что, впрочем, не приостанавливало активной политики христианизации, проводившейся в XIX веке царизмом и церковью , право судопроизводства по мелким гражданским делам. Но вместе с тем Устав 1822 года настойчиво выдвигал и поддерживал верхушку «инородцев» - патриархально-феодальную знать: «Инородцы управляются собственными своими родоначальниками и почетными людьми, из коих составляется их степное управление». Таким образом, именно в Уставе 1822 года получил законодательное оформление наметившийся еще в XVII веке союз правительства с патриархально-феодальной знатью народов Сибири.

Поддерживая патриархально-феодальную знать, укрепляя ее привилегированное положение, Устав превращал ее в свою агентуру, проводника своей политики. Вместе с тем, он, не вполне доверяя и ей, ставил ее под строгий контроль административного и судебного имперского аппарата. Особенно в этом отношении подчеркивалось значение земской полиции, на которую возлагаются «надзор за инородными управами и родовыми управлениями».

Устав 1822 года обобщал и систематизировал то, что сложилось в процессе административной практикиуправления народностями Сибири. Вместе с тем составители Уства Г. Батеньков и М.

Сперанский стремились ограничить вмешательство чиновников в «степное управление», предотвратить их злоупотребления, упорядочить взыскание податных сборов, ограничить личную власть «главных родовых начальников» коллегиальностью «учреждение степных дум, общественные сугланы. Однако эти стремления составителей Устава не осуществились. Царское правительство и его местная администрация по-прежнему опирались на эксплуататорскую верхушку - на «степную аристократию».

Степные думы, родовые управления превращались в коллегии нойонов, которые использовали аппарат «степного управления» для своих эксплуататорских целей. Как исторический источник он имеет огромное значение, так как дает сведения об управлении коренными народами Сибири в царской России. Благодаря этому источнику мы также можем узнать сведения о патриархально-феодальном устройстве «инородцев», о том, как разрушалось это устройство царскими властями, как происходило обезземеливание «инородцев».

Кроме того, по «Уставу» мы можем выяснить политику царизма в отношении «инородцев». Несомненно, его составители имели благие цели при составлении. Но в то же время, при анализе источника, можно заметить недоработки в «Уставе», противоречия, которые впоследствии сыграли важную роль в жизни «инородцев», ухудшая их положение.

Хотя, конечно, введение «Устава» регламентировало отношение с «инородцами» и ограждало их от произвола. Последние были включены в состав инородцев как иноверцы; евреи, принимавшие христианство, переставали рассматриваться как инородцы. Термин «инородцы» введён в официальное употребление Уставом об управлении инородцев 1822 года до этого коренные народы Сибири именовались ясачными людьми , который разделил коренное население Сибири аналогичное разделение применялось впоследствии по отношению и к некоторым группам инородцев за пределами Сибири на оседлых инородцев имели постоянное место проживания, но были язычниками или мусульманами ; кочевых инородцев менявших несколько раз в год своё место жительства ; бродячих инородцев, или «ловцов» переходивших «с одного места на другое по рекам и урочищам».

Евреи иудейского вероисповедания отнесены к инородцам в 1835 году. К концу 19 века «восточные» инородцы проживали главным образом в Сибири буряты, коряки, ненцы, эвенки, юкагиры, якуты и др. Оседлые инородцы управлялись и судились по общероссийским законам, записывались в сословия купцов, мещан или государственных крестьян.

Кочевые инородцы, перейдя к оседлому образу жизни, имели право записаться в сословия купцов, мещан или государственных крестьян с сохранением свободы от рекрутской повинности. Кочевые и бродячие инородцы имели особые органы самоуправления. В конце 1890-х - начале 1900-х годов для надзора за самоуправлением сибирских инородцев введены должности крестьянских и инородческих начальников, аналогичные должностям земских начальников в Европейской России.

По гражданским делам и за мелкие проступки кочевые и бродячие инородцы судились по нормам обычного права, по уголовным делам и преступлениям, совершённым в русских городах и селениях, - по общероссийским законам. До 1915 года территория проживания «западных» инородцев была ограничена чертой оседлости во 2-й половине 19 - начале 20 века за её пределами могли селиться иудеи - представители определённых социально-профессиональных групп. Они принадлежали в основном к сословиям мещан, ремесленников, купцов и почётных граждан, подчинялись общей администрации.

В городах «западные» инородцы жили вместе с остальным населением однако до 1844 образовывали свою собственную общину во главе с кагалами ; в сельской местности они составляли отдельные сельские общества. Иудеи подлежали суду главным образом по общероссийским законам. В разное время существовали различные ограничения на занятие государственных должностей для «западных» инородцев.

С 1880-х годов правительство ограничивало их долю в средних и высших учебных заведениях. Кочевые и бродячие инородцы Сибири платили ясак, калмыки, кочевые народы Закаспийской области и Туркестана - кибиточную подать. Сборы с «восточных» инородцев были менее обременительны, чем налоги, взимавшиеся с других категорий населения.

Законодательство об инородцах было обширным. Положение «восточных» инородцев наряду с Уставом об управлении инородцев 1822 регламентировалось положениями об управлении калмыцким народом от 23. Законодательство о «западных» инородцах разрабатывалось в 19 веке главным образом еврейскими комитетами.

Российское правительство вело попечительскую политику по отношению к «восточным» инородцам, оказывало им продовольственную и медицинскую помощь, принимало меры к урегулированию взаимоотношений между родоплеменной знатью и основным населением, стремилось к ограждению инородцев от неэквивалентной торговли с пришлым населением, а также от распространения пьянства. Однако этим мерам зачастую препятствовали злоупотребления местной администрации. С конца 19 века для создания фонда земель, предназначенных для переселенцев из Европейской России, правительство сокращало земельный фонд, закреплённый ранее для проживания «восточных» инородцев.

Политика российского правительства по отношению к «западным» инородцам была направлена на их христианизацию. Российское правительство различными льготами поощряло переход «западных» инородцев к занятию сельским хозяйством. Все инородцы, как «восточные» за исключением бродячих , так и «западные», с 1906 года пользовались правом участия в выборах в Государственную думу.

В широком смысле инородцами назывались особенно в конце 19 - начале 20 века все подданные российского императора, не относившиеся к славянским народам, например, татары, башкиры. Сборник обычного права сибирских инородцев. Варшава, 1876; Оршанский И.

Русское законодательство о евреях. История русского законодательства о евреях. Инородцы Сибири и среднеазиатских владений России.

Евреи в общей школе. Законы о евреях: Систематический обзор действующих законоположений о евреях: В 2 часть П. История еврейского народа в России.

XIX в. Россия - многонациональная империя. Тюмень, 2000.

Кто и когда были «инородцами»? Еврейское студенчество в высшей школе Российской империи начала XX в.

Появившееся в результате русское население стало заниматься экономической деятельностью, ущемляя, как казалось ненцам, их интересы. В правление Ивана Грозного ненцы Тиманской и Канинской тундр получили грамоты на владение тундрами в обмен на уплату ясака; никто другой не имел права промышлять здесь. Эти права подтверждались и позднее. Первоначально ненцы уплачивали ясак мехами, которые должны были сдавать государственным чиновникам. По информации путешественников, ненцы были настолько законопослушны, что отказывались продавать меха, опасаясь наказания П. Путешествие в северные страны.

С 1767 года они были освобождены от «луковой подати», а уплачивали фиксированную сумму за пользование каждой тундрой — по 16 р. С 1818 года всем европейским ненцам «натуральный» ясак заменяется денежным эквивалентом, что должно было способствовать их активному включению в товарно-денежные отношения. Управление ненецким населением изменялось в зависимости от приоритетов государства. Так, грамотой Ивана Грозного, кроме прочего, определялось, что «пинежским властителям запрещено было судить самоедов в каких-либо делах кроме убийств и кражи с поличным, так и притеснять их; суд же над ними представлен даньщику, который собирает с них подать на государя». Такие «даньщики», выбираемые на год самими ненцами из своих «именитых людей» по всей видимости, родовой аристократии , были старшинами, имевшими право суда. Ламартиньер, побывавший на Европейском Севере в середине XVII века, писал о «начальниках» местных «дикарей», говорящих «по-московитски» и одетых «по московитской» моде, которым беспрекословно подчинялись все остальные туземцы. Верещагин описывал одного из «самоедских аристократов», которых он встречал в тундре во время своего путешествия туда в 1840-х годах: «и осанка его важна, и одежда лучше». Старшину ненцы называли «человек большого ясака», так как он уплачивал ясак в десять раз больше остальных.

Здесь присутствовала традиционная ответственность богатых людей за своих бедных сородичей. Впоследствии старшины уплачивали в казну ясак из своих средств, а потом собирали его с остальных обитателей тундры. Кроме старшин были ещё «князья» - так называли лицо, с которым государственная администрация вела переговоры по основным вопросам. Первоначально такой «князь» был общим для ненцев Европейской части и Зауралья. Однако на основании Указа об управлении инородцами 1822 год кочевые оленеводы, проживавшие с обеих сторон Уральских гор, получили различный статус остяки были причислены к «кочевым инородцам», а самоеды — к «бродячим» , а соответственно — и разных «князей». Ненецким «князем» был избран Пайгол из рода Карачеев. Некоторые ненецкие роды этим были недовольны и открыто поддерживали своего бывшего «князя», остяцкого старшину Матвея Тайшина; но вскоре смирились. Первые попытки включить ненцев в общегосударственные отношения начинаются в петровскую эпоху.

Воеводе Пустозерского уезда, в состав которого входили тундры, с 1707 года, кроме сбора с ненцев ясака, были переданы права по их административному и судебному управлению. Переход на денежный эквивалент ясака позволил обитателям северных тундр включиться в торговый оборот и в более тесные контакты с другими жителями Архангельской губернии. Что и произошло; однако признавалось, что более наивные и неискушённые «туземцы» нередко становились жертвами обмана со стороны предприимчивых соседей — русских и коми-зырян вернее, их северной группы, так называемых ижемцев, которые продвинулись в тундры и стали заниматься оленеводством. Стали констатироваться случаи обеднения ненецких семейств, которые вынуждены были не только идти в работники к своим сородичам, богатым оленеводам, но и переходить на оседлый образ жизни, нанимаясь батраками к русским и коми. Проникновение в тундру русских промысловиков и коми-оленеводов создавало и другую проблему, которая особенно беспокоила ненцев: природные особенности, казалось бы, огромной и богатой тундры таковы, что её эксплуатацию можно было проводить на основе выработанных веками правил , опирающихся на принципы возобновления природных ресурсов. В 1803 году ненцы Большеземельской тундры провели «полюбовный раздел» своих земель с русскими и коми, желавшими обустроиться в тундре. Судя по всему, «полюбовный раздел» стал результатом мошенничества по отношению к наивным жителям тундры; опытные чиновники увидели в нём немало нестыковок, что давало возможность дезавуировать это соглашение, что, впрочем, сделать так и не удалось. На протяжении последующих десятилетий большинством чиновников и представителей общественности, радевших о ненцах, разделялось мнение, что все беды этого народа — из-за проникновения в тундру их экономических конкурентов.

Предполагалось в частности ограничить права ненцев на тундру, передав их чиновникам, с тем, чтобы не допустить новых обманов доверчивых «туземцев». По другим — планировалось создать своего рода резервации, предоставив ненцам жить по собственным представлениям, а государство должно было гарантировать, что в тундры не проникнет никакое чужое влияние. В 1833 году архангельский губернатор И. Огарёв как было принято в ту просвещённую эпоху, заботившийся прежде всего о «малых сих» , ссылаясь на «жалкое положение самоедов, порабощённых русскими, как поселившимися в тундрах, так и наезжавшими туда для торговли, а затем заведшими значительные стада оленей, которые они приобретали от самоедов главным образом путём спаивания их спиртными напитками», попросил распространить на них действие Устава об управлении инородцев в Сибирских губерниях 1822 года. По аналогии с Уставом 1822 года был создан «особый временный Комитет для собрания сведений об обычаях, по коим самоеды должны были управляться». Комитет был должен заниматься выявлением и записью юридических обычаев, существовавших у ненецкого народа, чтобы на их основании разработать наиболее эффективную систему управления им. В 1837 году все собранные сведения были сведены в единый документ — «проект законов самоедских, извлечённых из обычаев самоедов, обитающих в Мезенском уезде». Конфликты, возникающие в среде ненцев, предлагалось решать по нормам их «обычного права», а между ними и представителями других групп населения например, русскими — по существующим в государстве законам.

Эти «законы самоедские», представленные в Министерство внутренних дел в 1837 году, было рекомендовано напечатать и на ненецком языке, чего сделать не удалось, поскольку в типографии не было соответствующих «самоедской азбуке» литер. Решено было эти документы перевести на ненецкий язык, но не публиковать поскольку среди ненецкого населения грамотных не было , а объяснять им через священников, что способствовало бы возникновению доверительных отношений между ними, а в конечном счёте — постепенной модернизации ненцев, их включению в общегосударственную жизнь. Уже в XVIII веке ненцы по формальным признакам стали вполне законопослушными гражданами: «подать, которой разделение предоставлено им на волю [то есть путем самообложения. Результатом деятельности миссионеров, с той или иной степенью активности работавших в ненецкой тундре с 1820-х годов, стали нескольких поселений, в которых крещёные ненцы приучились жить оседло. Это были деревни в верховьях Печоры, на территории современной Республики Коми.

Иславин, Н. Голицын, бывший в 1880-е годы архангельским губернатором придерживались того мнения, что пришельцы обманывают наивных и простодушных ненцев, спаивают их, в результате чего происходит их обеднение. Выход из создавшегося положения видели в своего рода «резервациях», патерналистской защите ненцев от любого внешнего влияния и воздействия. Другие архангельский губернский ветеринар С. Керцелли в 1910 году, архангельский губернатор А.

Энгельгардт в 1890-е гг. По мнению А. Энгельгардта, «тундры, составляющие государственную собственность, должны быть представлены в общее пользование всего местного населения без различия племенного состава». Сделаем небольшой исторический экскурс. Платившие дань Новгороду, а затем Москве обитатели северных тундр стали обращаться за защитой к русским правителям по двум причинам: для защиты от агрессивных зауральских соседей и для подтверждения своих прав на тундры в связи с экономической экспансией русских. Эти проблемы вытекали одна из другой. Охрана северо-восточных рубежей выражалась в строительстве острогов и размещении в них военных отрядов. Появившееся в результате русское население стало заниматься экономической деятельностью, ущемляя, как казалось ненцам, их интересы. В правление Ивана Грозного ненцы Тиманской и Канинской тундр получили грамоты на владение тундрами в обмен на уплату ясака; никто другой не имел права промышлять здесь. Эти права подтверждались и позднее.

Первоначально ненцы уплачивали ясак мехами, которые должны были сдавать государственным чиновникам. По информации путешественников, ненцы были настолько законопослушны, что отказывались продавать меха, опасаясь наказания П. Путешествие в северные страны. С 1767 года они были освобождены от «луковой подати», а уплачивали фиксированную сумму за пользование каждой тундрой — по 16 р. С 1818 года всем европейским ненцам «натуральный» ясак заменяется денежным эквивалентом, что должно было способствовать их активному включению в товарно-денежные отношения. Управление ненецким населением изменялось в зависимости от приоритетов государства. Так, грамотой Ивана Грозного, кроме прочего, определялось, что «пинежским властителям запрещено было судить самоедов в каких-либо делах кроме убийств и кражи с поличным, так и притеснять их; суд же над ними представлен даньщику, который собирает с них подать на государя». Такие «даньщики», выбираемые на год самими ненцами из своих «именитых людей» по всей видимости, родовой аристократии , были старшинами, имевшими право суда. Ламартиньер, побывавший на Европейском Севере в середине XVII века, писал о «начальниках» местных «дикарей», говорящих «по-московитски» и одетых «по московитской» моде, которым беспрекословно подчинялись все остальные туземцы. Верещагин описывал одного из «самоедских аристократов», которых он встречал в тундре во время своего путешествия туда в 1840-х годах: «и осанка его важна, и одежда лучше».

Старшину ненцы называли «человек большого ясака», так как он уплачивал ясак в десять раз больше остальных. Здесь присутствовала традиционная ответственность богатых людей за своих бедных сородичей. Впоследствии старшины уплачивали в казну ясак из своих средств, а потом собирали его с остальных обитателей тундры. Кроме старшин были ещё «князья» - так называли лицо, с которым государственная администрация вела переговоры по основным вопросам. Первоначально такой «князь» был общим для ненцев Европейской части и Зауралья. Однако на основании Указа об управлении инородцами 1822 год кочевые оленеводы, проживавшие с обеих сторон Уральских гор, получили различный статус остяки были причислены к «кочевым инородцам», а самоеды — к «бродячим» , а соответственно — и разных «князей». Ненецким «князем» был избран Пайгол из рода Карачеев. Некоторые ненецкие роды этим были недовольны и открыто поддерживали своего бывшего «князя», остяцкого старшину Матвея Тайшина; но вскоре смирились. Первые попытки включить ненцев в общегосударственные отношения начинаются в петровскую эпоху. Воеводе Пустозерского уезда, в состав которого входили тундры, с 1707 года, кроме сбора с ненцев ясака, были переданы права по их административному и судебному управлению.

Переход на денежный эквивалент ясака позволил обитателям северных тундр включиться в торговый оборот и в более тесные контакты с другими жителями Архангельской губернии. Что и произошло; однако признавалось, что более наивные и неискушённые «туземцы» нередко становились жертвами обмана со стороны предприимчивых соседей — русских и коми-зырян вернее, их северной группы, так называемых ижемцев, которые продвинулись в тундры и стали заниматься оленеводством. Стали констатироваться случаи обеднения ненецких семейств, которые вынуждены были не только идти в работники к своим сородичам, богатым оленеводам, но и переходить на оседлый образ жизни, нанимаясь батраками к русским и коми. Проникновение в тундру русских промысловиков и коми-оленеводов создавало и другую проблему, которая особенно беспокоила ненцев: природные особенности, казалось бы, огромной и богатой тундры таковы, что её эксплуатацию можно было проводить на основе выработанных веками правил , опирающихся на принципы возобновления природных ресурсов. В 1803 году ненцы Большеземельской тундры провели «полюбовный раздел» своих земель с русскими и коми, желавшими обустроиться в тундре. Судя по всему, «полюбовный раздел» стал результатом мошенничества по отношению к наивным жителям тундры; опытные чиновники увидели в нём немало нестыковок, что давало возможность дезавуировать это соглашение, что, впрочем, сделать так и не удалось. На протяжении последующих десятилетий большинством чиновников и представителей общественности, радевших о ненцах, разделялось мнение, что все беды этого народа — из-за проникновения в тундру их экономических конкурентов. Предполагалось в частности ограничить права ненцев на тундру, передав их чиновникам, с тем, чтобы не допустить новых обманов доверчивых «туземцев».

Термин «инородцы», будучи сам по себе нейтральным «люди иного рода» , приобретал обычно оттенок неравноправия. По переписи 1897 года все население России составляло 125,6 млн. Из них к инородцам с той или иной степенью условности можно отнести около 13 млн. После 1917 г.

Кого в XIX в. называли инородцами?

К этой же группе по положению 1822 года были отнесены чукчи и дзюнгорцы зюнгорские двоеданцы. Власти Российской империи старались способствовать переводу кочевых и бродячих инородцев к оседлости и постепенной их русификации. В обиходе инородцами называли представителей всех неславянских народов. Статья находится в рубриках.

Что касается литературы, то самым знаменитым писателем был Епифаний Премудрый монах , который писал о житие Дмитрия Донского и Сергия Радонежского и других личностей. Затем появляются и другие литературные жанры — литература посвящается военным победам «Задонщица», «Слово о полку Игореве». В 14 веке также развивается архитектура, появляются новые стили. Например, ярким примером архитектуры того времени является на Ильине улице, а также Софийский собор.

В обыденном употреблении термин И. Полутолковый словарь Инородцы - люди родом не из Одессы, а из иных мест. Одни И. Нынешний, овеянный давно заслуженной славой генерал-атаман Черномор - Днестровского казачества, впервые увидевший Черное море и Днестр в совершеннолетнем возрасте, как-то справедливо заметил: «В Одессе масло в огонь подливают инородцы». Эту же точку зрения разделял еще один, более знаменитый в Одессе полководец Алеша Мушкетер, тридцать лет назад убитый инородцами в парадном собственного дома. Первым в шестом гите пришел мустанг-инородец Вихрь, жокей Перельман, картуз синий, камзол зеленый, рукава красные, заводчик... Извиняюсь, мустанг как раз наш. Приперлись сюда черт знает откуда и учат нас жить.

Обязанности полнцыи по управлению инородцами, ст. О разездах чнновъ по стойбншамъ инородчеескимъ, ст. О суде, ст. О податях и повннностяхъ с ннородцевъ, ст. О Казенныхъ пропажахъ, ст. О Богослужении ст. О надзоре н ответствености губернскаго начальства, ст. Ко второму разряду принадлежат те, кои имеют оседлость хотя и постоянную, но по временам года переменяемую, и не живут деревнями. Отделение второе. Положенья общия. О правахъ Самоедовъ, ст. Составъ управления Самоедами. О содержании местного Самоедского управления и объ утверждени и увольнении начальниковъ надъ Самоедами. Наказъ по управлению Самоедамн, ст. Обязанности Старость Самоедскихъ, ст. О разъездахъ ст. О словесной расправе Самоедовъ, ст. Особыя правила о разборе словесном по обязательствамъ, захлючаемымъ Самокдами между собой съ лнцами посторонними, ст.

Инородцы в Российской империи

Так что и инородцами в царскую эпоху называли крупные группы российских подданных точно не с целью обидеть. Так что и инородцами в царскую эпоху называли крупные группы российских подданных точно не с целью обидеть. В ней описана сложившаяся в XIX веке система обучения русскому языку нерусских жителей России.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий