«Демон (сидящий)» — одно из самых узнаваемых произведений Михаила Врубеля. картина Михаила Александровича Врубеля, являющаяся одним из центральных произведений художника. Этот шедевр написан в качестве иллюстрации к произведению М. Лермонтова "Демон" и входит в "демонический" цикл художника. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. В 1902 года у Врубеля появились первые признаки душевного расстройства – он с видом одержимого каждое утро приходил на выставку «Мир искусства» и детально перерисовал детали собственной картины «Демон поверженный». Картина «Демон и Ангел с душой Тамары» — одна из тринадцати полотен, созданных Врубелем по этой теме, все они прошли основной нитью его творческой биографии.
Ангелы и демоны Михаила Врубеля
Михаил Врубель. Демон сидящий , 1890 г. Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г. Часть рисунков так и не попала в книгу — современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем».
Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа. Голова Демона, 1891 г. Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей — огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый».
Степан Яремич писал: Всю зиму Врубель работает со страшным напряжением. Вместо обычных трех-четырех часов он работает по 14, а иногда и больше — при искусственном освещении, никуда не выходя и едва отрываясь от картины. Раз в день он надевал пальто, открывал форточку и с четверть часа вдыхал холодный воздух — это он называл своей прогулкой.
Весь поглощенный работой, он стал нетерпимым ко всякой помехе, не хотел видеть гостей и едва разговаривал со своими. Несмотря на тяжелое состояние художника, его слава росла. Надежда писала сестре, что «у него масса работы, все от него требуют эскизов, советов, приглашают на выставку, выбирают членом в разные общества, только денег мало платят, а слава его в Москве растет».
В декабре 1901 года работа над «Демоном поверженным» была закончена. Но Врубель не мог «отпустить» свою работу. С ним происходило нечто неладное, заставлявшее всех нас беспокоиться за его здоровье.
Еще до открытия выставки он приходил рано утром с ящиком с красками и прописывал разные места выставленного им впервые «Демона». Врубель приносил с собой бутылку шампанского и, то и дело прикладываясь к ней, неистово писал. Сперва дело ограничивалось небольшими ретушами, но вскоре он начал писать повсюду, прописывая заново всю фигуру Демона, переписывая ему руки, лицо, одежду.
Я каждый день ходил и наблюдал его. Михаил Александрович ничего и никого не замечал и был как во сне. Когда выставка уже открылась, он продолжал рано утром приходить и писал все с большим азартом, не стесняясь даже присутствием публики, почему его приходилось останавливать и уговаривать прекратить писание.
На наших глазах «Демон» становился все хуже и хуже, рисунок и лепка деформировались, и голова приняла тот искаженный облик, который сохранился навсегда. В одно утро он не появился.
Художник утверждал, что люди заблуждаются относительно этого существа. Они считают дьявола врагом, а на самом деле, это не так. Слово "демон" в переводе с греческого означает "душа". Он сравнивал его со страдающими одиноким человеком, который не находит себе места в этом мире. Итак, 1890 году картина "Демон сидящий" была завершена. Но Врубель на этом не остановился. Он продолжал работать над полюбившимся образом.
В начале XX века написал картину "Демон поверженный", но и после этого не успокоился. Образ мятежного существа не оставлял его. Художник, как зачарованный, работал над эскизами. Но художнику что-то не давало покоя. Он все чаще жаловался, что никто не понимает его. За короткий промежуток времени он изменился до неузнаваемости. Жена боялась оставлять его наедине с беспокойными мыслями. Врубель менялся также стремительно, как и образ на картине "Демон поверженный". Примечательно, что душевное состояние художника и никак не отражалось на его работе.
Он произносил странные вещи, мнил себя гением, сравнивал с Пушкиным, но эскизы его не были похожи на рисунки сумасшедшего. А врач, который его лечил, сказал: "Как художник он здоров". У людей, страдающих психическими расстройствами, прежде всего, снижается работоспособность. С Врубелем ничего подобного не происходило. Он работал, как и прежде. Вот только демон на очередном эскизе приобретал новые черты. Арт-терапия Современные психологи выдвигают следующую теорию: Врубель лечился творчеством, работа сдерживала его болезнь. Он, сам не осознавая этого, изобрел метод, который спустя тридцать лет после его смерти назовут арт-терапией. Находясь в клинике, Врубель постоянно рисовал.
Он переносил на холст все, что видел каждый день — врачей, пейзаж за окном, соседей по палате. И болезнь отступала на некоторое время. Когда Врубель вышел из лечебницы, он был спокоен и даже умиротворен. Но произошла семейная трагедия, которая безвозвратной лишила его душевного равновесия. Когда умер сын, художник на некоторое время смог взять себя в руки. Он организовывал похороны, поддерживал жену, которая на протяжении нескольких дней не произнесла ни слова. А вскоре началась новая волна навязчивых идей. Теперь уже Врубель мнил себя не гением, а злодеем, погубившим собственного сына. Он был уверен, что в смерти мальчика виновны картины, на которых изображен демон.
Поскольку о своей вине Врубель говорил беспрерывно, его поспешили снова определить в больницу, но уже в другую. Больного отвезли в клинику, которая находилась за границей. Ежемесячно Надежда Забела оплачивала лечение мужа, для чего ей приходилось, несмотря на недавнюю потерю, участвовать в театральных постановках. Состояние художника тем временем ухудшалось. Кроме того, он начал терять зрение. Последнюю картину - портрет поэта Брюсова - он так и не дописал. Четыре года Михаил Врубель прожил слепым, о том, что его "демоны" получили мировое признание, он так и не узнал. Партнеры проекта.
Другой работы в то время для него в Киеве не было. Ему почти не на что было жить, но это не имело никакого значения для потерявшего голову художника: главным была его любовь. Он принялся творить безумства во имя Эмилии: мог раздать нищим дорогую одежду, поражал прохожих, появляясь на улице раскрашенным во все цвета радуги, приносил в подарок Эмилии свои картины, а если она отказывалась от них — на ее глазах уничтожал их. В конце концов, Врубель попал под суд. За долги. Чтобы расплатиться с кредиторами, ему пришлось работать на стройке маляром. Кроме того, великий Врубель натирал полы в забегаловках и кабаках... Уничтожить нельзя увековечить Роковая любовь буквально сводила его с ума — такая уж натура была у этого человека: страстная, чувственная, эмоциональная. В какой-то момент, ненадолго придя в себя от наваждения, он решил: если любимая не отвечает взаимностью и продолжает терзать его, нужно ее уничтожить! И он сделал это — так, как это мог сделать один только Врубель.
Он написал своего первого Демона. С лицом и невероятными глазами обожаемой Эмилии. Оценить эту работу смог только отец художника: впоследствии он рассказывал, что картина вызывала у зрителя настолько сильный ужас, что сам автор не выдержал и на следующий же день уничтожил ее. Приехав в Москву, он знакомится с Саввой Мамонтовой — известным меценатом, способным с первого взгляда распознать талант. Он и распознал: предложил Врубелю проиллюстрировать поэму «Демон» для юбилейного сборника Лермонтова. Это оказалось попаданием в «десятку». Дело в том, что для Врубеля Лермонтов был не пустым звуком. Художник не просто самозабвенно любил его произведения. Он глубоко изучил и хорошо понимал духовный мир своего кумира, считая себя его последователем, только не в поэзии, а в живописи. Иллюстрации к «Демону» он рисовал бесконечно, не в силах оторваться от излюбленного образа.
«Демон сидящий», Михаил Александрович Врубель, 1890
«Демоны» Михаила Врубеля | Демон сидящий. В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. |
Врубель Иллюстрации к "Демону" М. Ю. Лермонтова | «Демон сидящий» — это пришелец, сидящий на краю иной Вселенной, где цветут прекрасные и безжизненные кристаллические цветы. |
10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля
Не вдаваясь здесь в искусствоведческий анализ произведения, оставив его специалистам, следует признать, что утрата этого полотна для широкой публики стала бы невосполнимой потерей. Дело в том, что произведения такого уровня знает весь мир, и похитители не стали бы продавать ее открыто, если они не самоубийцы. Подобные кражи делаются обычно по заказу, для чьей-нибудь закрытой коллекции, доступ к которой вполне может иметь только сам ее владелец. Можно лишь догадываться о степени сложности и ювелирной точности работы, проделанной российскими сыщиками для ее обнаружения. Хотя, конечно, главное, что картину обнаружили в целости и сохранности. Об этом как раз и говорил вице-президент Союза художников Москвы Константин Петров: «Важнее всего — не то, кто будет владеть картиной, а то, что ее все-таки нашли». Потрясающее произведение, прославляющее Россию.
Не знаю, как картина оказалась в свое время в Армении, и как она потом была похищена, главное, что ее нашли. Картина очень ценная, и мне сложно перевести ее в денежный эквивалент, да и не нужно этого делать. Врубель — достояние не только России, но и мира, он художник с мировым именем. Вся мишура мира с ее пеной уйдут, а вечные ценности, к которым относятся архитектура, музыка, останутся. И Врубель останется, и его картины. По живописи, по музыке, поэзии будут через 300 лет судить о нашем поколении.
Не по курсу доллара, не по машинам и нанотехнологиям.
В значительной мере повлияло и неприятие обществом его работ. Даже родной отец Михаила, увидев первые наброски «Демона», приказал уничтожить подобное творение. Однако постепенно общество стало менять своё отношение к работам Врубеля. В поддержку художника Бенуа и Дягилевым была организована выставка его картин, прошедшая в 1902 году. Теперь уже отзывы критиков были менее жесткими, однако в выздоровление Врубеля мало кто верил. Врачи не давали положительных прогнозов. Тема Демона вновь захватила Врубеля спустя 9 лет Незавершённая картина «Демон летящий», 1899 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия Через полгода интенсивного лечения живописец, казалось бы, пошёл на поправку. Его состояние стало стабилизироваться, он уже планировал возвращение к нормальной жизни. Но теперь судьба приготовила новые потрясения — смерть сына.
Этого удара художник перенести не мог. Он впал в депрессию, морил себя голодом, мечтая свести счёты с жизнью. Погрузившись в пучину безумия и ослепнув, Врубель провёл остаток своих дней в клинике для душевнобольных. До последнего дня он не мог вырваться из постоянных галлюцинаций.
Часто ли представлял себе встречу с матерью Миша Врубель?
Мать умерла, когда ему было три года, а через несколько лет покинули этот мир сестра и брат. Осталась только Анна — старшая сестра, самый близкий человек на всю жизнь. Анна Каренина — первая демоническая женщина в творчестве Врубеля. Брошенные в порыве зонтик и перчатки. Страстность и трагичность.
Демон второй. Все это не способствовало длительным привязанностям. В Одессе задержались надолго. Здесь из подростка Миша превращается в юношу, вызывающего интерес и восторг окружающих. Он преуспевает в литературе и языках, увлекается историей, читает римских классиков в оригинале и оканчивает одесскую Ришельевскую гимназию с золотой медалью.
Семья поощряет Мишино увлечение рисованием, он посещает Одесскую рисовальную школу. Михаил Александрович Врубель. Общительный, с многообразными музыкально-театрально-литературными интересами, молодой человек легко сводит знакомство с людьми искусства и науки. В письмах сестре он подробнейшим образом описывает открывшийся ему взрослый мир. Мемориальная доска на доме, в котором в 1884-1889 гг.
И вместе с тем: «Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется, и веет свежестью Невы»; «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб... Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты». Возможно, это все юношеский максимализм и жажда жизни, но вспоминается пушкинский Фауст: «Мне скучно, бес».
Первый период «становление», в эти годы Врубель учился в Академии художеств, а затем переехал в Киев, занимался византийским искусством и церковной живописью. Второй период принято называть «московским», временные рамки ставятся от даты сотворения картины «Демон сидящий» 1890 год , заканчивается период в 1902 году, написанием картины «Демон поверженный», после этого периода Врубеля настигает болезнь — его госпитализируют в лечебницу. Последний период жизни Михаил Александрович провел в лечебнице — душевная болезнь не дала художнику спокойно жить. Михаил Врубель.
Жизнь наполнена сложными и запутанными перипетиями, не всегда общество принимало картины творца, но зато у художника был постоянный заказчик, небезызвестный меценат Савва Мамонтов. Уже к концу жизни Врубеля можно назвать «признанным». Михаил Нестеров художник, участник товарищества передвижных выставок и Мира искусства : Михаил Нестеров. Однажды, еще в Киеве, в мастерской Врубеля появилось большое полотно: на нем была изображена одна из самых решительных, трагических страниц евангельской истории «Моление о чаше». Они разбудили объятого сном невинности художника, полные неописуемого восторга от им сделанного, а он, протирая глаза, недоуменно слушал, как они умоляли не трогать, не прикасаться к чудной картине, просили его дать им слово в этом. И он, беспечный, им его дал это так просто — дать слово. Посетители уехали с тем, чтобы через час явиться втроем.
Все устроилось как нельзя лучше, «Моление о чаше» Терещенко так же восхитило, как и Прахова с Васнецовым, и, к общему удовольствию, вещь была у Врубеля приобретена. Деньги были уплачены вперед, с одной лишь просьбой, чтобы Михаил Александрович к картине больше не прикасался… В это время в киевском цирке появилась некая Анна Гаппе — наездница, проделывающая очень сложные номера, перепрыгивая под музыку через ряд обручей, что по ее пути держали «рыжие». И как-то после представления, после всех удивительных номеров, что проделывала в этот вечер Анна Гаппе, после ужина, Михаил Александрович очутился у себя, объятый непреодолимым желанием написать Анну Гаппе. Михаил Александрович с утра до вечера проработал над Анной Гаппе, и, лишь когда совсем стемнело, на холсте от «Моления о чаше» остался лишь небольшой незаписанный угол. Сам же Михаил Александрович был в восторге и утверждал, что только что написанное куда выше прежнего. Да мало ли странностей проявлял он тогда! И все же талант его рос.
Врубелем на сцене Панаевского театра, в Петербурге, где я в, самом начале своей карьеры пела в оперном товариществе. Как-то перед Рождеством наш представитель передал нам о желании С. Мамонтова поставить на нашей сцене, но на свой счет и со своими декорациями, «Гензель и Гретель» Гумпердинка. Предложение было принято, и начались репетиции. Мне дана была роль Греты. И вот на одной из репетиций, еще первоначальной, утренней, я во время перерыва помню, стояла за кулисой была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос! Так чувствителен к звуку голоса он был всегда.
Он тогда еле мог разглядеть меня, — на сцене было темно; но звук голоса ему понравился. Вообще, пение и музыку он любил чуть ли не больше всех других искусств. Почти всегда присутствовал он при разучивании мною с аккомпаниатором партий, и повторения не утомляли его.
Киевские ангелы и одесский демон Михаила Врубеля
The whole picture is like one huge gem, shimmering in thousands of faces. This effect arises thanks to a special technique that the artist used: he applied paint with a palette knife with flat, wide and short strokes. The demons did not leave Vrubel alone, and after years he will again and again return to this topic. In 1899 he writes " Demon flying ": The picture was not finished, but a similar androgynous look is seen on it, as on a" sitting "version. And two years later, he begins work on " Demon defeated ". In 1902, the painting took part in the exhibition of the art association "World of Art" in St.
Над всем торжествует лицо гадалки, в руках которой еще нераскрытые карты: наполовину освещенное, наполовину сокрытое в тени, оно символизирует вечное противоборство тьмы и света, прозрение высшей тайны бытия, стоящее за игрой фортуны.
На его создание Врубеля вдохновила драма Эдмона Ростана, навеянная легендой рыцарских времен. Принц и поэт Жоффруа Рюдель из рассказов пилигримов узнает о принцессе Мелисанде, живущей далеко за морем. Проникшись любовью к Прекрасной Даме, принц посвящает ей стихи. Предчувствуя скорую смерть, он отправляется в странствие за своей мечтой. Врубель изображает кульминационный момент сюжета: на корабле, который как будто взлетает над волнами, умирающий принц с лирой в руках поет песню о своей грезе, принцессе Мелисанде. В это мгновение красота торжествует над миром и происходит чудо: прекрасная принцесса склоняется к изголовью поэта.
Это произведение стало воплощением идеи вечности искусства. В том же году Сергей Юльевич Витте заказал Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на тот же самый сюжет пьесы Ростана, а второе — "Микула Селянинович" — на былинный. В основу сюжета панно, а затем камина легла русская былина о Вольге и Микуле. Направляясь за данью во вверенные ему князем Владимиром города, Вольга встречает землепашца Микулу Селяниновича, богатырская сила которого изумляет. Он просит Микулу проводить его в те города, где должен собирать дань.
В керамическом панно Врубель изображает момент диалога двух героев. Композиция камина и его колористическое решение построены на противопоставлении двух образов, которые олицетворяют различную природу их сверхъестественной силы. Согласно тексту былины Вольга наделен таинственными колдовскими способностями, а мощь Микулы Селяниновича исходит от самой земли — это настоящий русский богатырь. Известны несколько вариантов камина на тему былины о Вольге и Микуле, выполненные в технике майолики. Камин, хранящийся в Третьяковской галерее, находился в особняке на Садовой-Самотечной улице, где он долгое время использовался по прямому назначению, то есть в отличие от всех других известных декоративных экземпляров, этот камин был действующим, его топили. Он был смонтирован как изразцовая печь, фрагменты майолики были соединены между собой металлической проволокой и крепились к стене на известково-цементном растворе.
Михаил Врубель, "Портрет Н. С нее он писал большинство женских образов. Наряд, в котором ее изобразил художник, был сшит специально по эскизу самого Михаила Александровича, а шляпа напоминала по форме его любимые цветы — белые ирисы.
И если мы вспомним историю нашей культуры, то и воплощения богини-матери матриархальной эпохи, такие как Медуза Горгона, когда сменилась эпоха на патриархат, превратились в чудовищ.
Те божества, особенно низшие, которым поклонялись древние греки, те же сатиры, фавны у римлян, они позднее дали свой облик чертям и превратились в нечистую силу. То есть когда меняется эпоха, когда меняется картина мира, и религиозная картина в том числе, те, кто были божествами когда-то в прежней культуре, становятся уже либо чудовищами, либо нечистой силой, как мы говорим в нашем русском языке. Вот здесь такое перевоплощение происходит в картине Врубеля, когда мы видим и существо, наделенное живой душой, божество, в данном случае Пана, хотя именно сатиром называл его сам Врубель, и в то же время кочку или корень старый на болоте, из которого это существо рождается. То есть сама природа своими формами создает вот эти видения, явления и именно вот этот явленный образ.
А он явлен был и монаху в рассказе Анатоля Франса, и здесь тоже это ощущение явленности очень ясно присутствует. Мы видим один из мраморных саркофагов, он находится у нас в Пушкинском музее в Москве, замечательное произведение античного искусства, где представлен бог Дионис в центре и та самая его свита из сатиров они здесь молодые, юные, веселые , которая населяет природный мир в мироощущении античного человека. И вот то, о чем пишет Анатоль Франс: вот эти глаза, похожие на старинные ручьи, похожие на драгоценные камни, и вечно юные, и мудрые, но мудрые не человеческой мудростью, а мудростью самой природы. Договоры с демонами: Фауст и Мефистофель Когда наступает христианская эпоха, как уже говорилось, образ даймона, то, что было олицетворением души, или высшей части души, или какой-то внешней силы, которая способствует тому, чтобы душа шла по своему пути можно воспринимать это по-разному , сливается с образом дьявола.
И с этой эпохи демон становится исключительно темным существом. Его воспринимают прежде всего как отдельную силу, которая противостоит Богу. И вот одна из замечательных картин на эту тему. Это австрийский художник Михаэль Пахер, то есть это представитель Северного Возрождения, где всегда очень подробно, очень убедительно рассказывают самые фантастические сюжеты.
Кто конкретно изображен в этой картине? Святой ли это Вольфганг, как сегодня считает большинство историков искусства? Или это святой Августин? Или, может быть, это святой Феофил, который стал прототипом Фауста?
Сохранилась легенда о нем, что он заключил договор с дьяволом, чтобы получить должность епископа. Потом этот договор пришлось Богоматери после его молитв извлекать из рук дьявола, чтобы вернуть святого Феофила в лоно церкви. Но, как бы то ни было, здесь присутствует некий договор. Если это действительно святой Вольфганг, то о нем записана такая легенда, почти история про Ивана-царевича, который стрелял из лука и нашел потом стрелу свою у лягушки.
Вот он должен был построить церковь, и он метнул топор свой куда глаза глядят, чтобы построить церковь на том месте, куда он упадет. И вот топор этот, почти как в нашей русской народной сказке, упал на краю болота. И святой был в отчаянии от того, что нельзя на такой земле построить церковь. И вот тут-то ему и явился дьявол и предложил свои услуги, но на условии, что душа первого человека, который войдет в эту новую построенную церковь, будет принадлежать ему.
И вот они договорились об этом. Согласился на это условие святой Вольфганг, но по его молитве вошел потом в церковь первым не человек, а вошел волк. Как раз вы видите здесь справа фрагмент другого алтаря резного, где вот этот самый волк входит в церковь и ни с чем остается дьявол. Что там стало с душой волка, об этом история уже умалчивает.
Та история, прототипом которой мог быть и святой Феофил, и отчасти и святой Вольфганг, который заключил договор с дьяволом, но дьявол оказался посрамлен в конце концов, — это все прообразы той легенды, которая возникает уже на излете Средневековья и эпохи Возрождения, легенды о Фаусте, которой посвящена позднее была и знаменитая поэма Гете, и оперы, и уже в XX столетии «Доктор Фаустус» Томаса Манна, и множество других произведений. Эта тема, конечно, была близка Врубелю: и та цена, которой дается познание, и то взаимодействие с демоническими силами, которое в данном случае становится здесь главным предметом, и, конечно, возможность снова прикоснуться к эпохе Средневековья, которая так была любима художником. Алексей Викулович Морозов в своем особняке в Подсосенском переулке пригласил Федора Шехтеля, знаменитого мастера эпохи модерна, который отстроил ему этот готический кабинет вот вы видите на экране фотографию , с винтовой лестницей, с гномом, который сидит у подножия этой лестницы, со змеей, которая возвышается там на колонне наверху, с резными перилами этой лестницы. И вот наверху панно, созданное Врубелем.
Они, как видите, не в том порядке здесь расположены, как ныне в Третьяковской галерее. В центре над дверью — это полет Фауста и Мефистофеля, сам Фауст в своей келье, Мефистофель и ученик Фауста Вагнер здесь он как юный мальчик, в поэме у Гете он скорее такой уже старый педант, консерватор. Образ Мефистофеля, конечно, во многом традиционный, оперный, примерно такой же, как Антокольский создал в своей знаменитой скульптуре. Она известна во множестве реплик и сегодня находится в самых разных музеях.
То есть Мефистофель здесь — прежде всего дух искушения, дух сомнения, дух отрицания, как он сам себя характеризует, тот, кто вечно желает зла и совершает благо. Острая, такая колючая его фактура связана с этим образом, этот образ использует и Врубель в своем произведении. Но при этом здесь, конечно же, сам мир Средневековья прежде всего входит в его полотна. И мы видим здесь глубокие готические арки, под которыми развивается действие, старинные манускрипты, где пытался найти ответы на свои вопросы Фауст и не нашел даже вызов Духа Земли не помог ему ни в чем , старинные свитки, которые у его ног лежат, череп, такой символ vanitas, «Помни о смерти», который всегда связан с путем познания и который был тогда в келье каждого ученого, мумия крокодила, которая подвешена здесь под потолком.
И в центре, но в самом особняке не в центре, а с другой стороны находится образ Маргариты, Маргариты той, какой она предстает уже в райском саду после того, как она, погубленная Фаустом, спасена Господом. У ее ног маргаритки, символы ее красоты. Мы узнаем, конечно, в образе Маргариты, как и во всех женских образах Врубеля, образ его любимой жены Надежды Забелы. Позднее этот образ Мефистофеля повлиял, конечно, и на Шаляпина, который знаменитую свою роль сыграл на сцене театра.
Пожалуй, самое удивительное полотно из цикла панно для особняка Алексея Викуловича Морозова на тему Фауста — это «Полет Фауста и Мефистофеля». Создавалась отдельно эта картина, когда первые три длинных полотна были уже написаны. И не случайно вот эти форматы тоже напоминают форматы готических стрельчатых арок, бойниц древних монастырей и замков. Эта картина была написана уже в Швейцарии в 1896 году, в самый счастливый период, когда именно там, в Швейцарии, состоялось бракосочетание Врубеля и Надежды Забелы.
И до сих пор представляет собой загадку, как совпали вдруг два разных образа, написанных независимо один от другого. Швейцарский художник Арнольд Беклин и его знаменитое произведение «Война». Она известна в двух вариантах. Тот же самый год, как видите, дата совпадает.
Как раз в Швейцарию отправился Врубель, чтобы сочетаться браком с Надеждой Забелой. А Арнольд Беклин в это время был в Италии, где и создал один из вариантов «Войны». Как видите, почти буквально композиции здесь совпадают. И если в картине Беклина это четыре апокалиптических всадника, которых связывают с чумой, войной, голодом и смертью, то другой совершенно образ у Врубеля, где мы видим коней, словно облака, несущимися по небесам, и именно вот эта небесная фактура облачная и создает здесь ощущение сказки и в то же время убедительности, когда на первом плане оказывается словно зацепившийся за колючки чертополоха конец плаща Фауста и шпора, той же звездчатой формы, что и цветы чертополоха, напоминает о тех звездах, куда мчатся Фауст и Мефистофель, чтобы разгадать загадки мира.
Это та самая цель, ради которой заплатил свою высокую цену Фауст. Демон летящий и поверженный И целых 9 лет разделяют «Демона сидящего» и «Демона летящего». Это 1899 год. Но тем не менее, конечно, «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный» 1902 уже года — это такая трилогия, которая составляет ось произведений Врубеля на демоническую тему.
Это как бы зачин, кульминация и трагический финал. Но при этом кульминация опять же очень необычная, потому что мы не видим здесь упоительного полета, даже такого, как только что мы видели у Фауста и Мефистофеля, когда они мчатся все выше и выше к облакам. Наоборот, этот полет очень трудный, он очень медленный, он очень тяжелый, словно продирается не сквозь воздух, а сквозь какую-то очень плотную среду здесь «Демон летящий». Что касается Даниила Андреева, который исследовал те миры, где живут различные демоны, то он пишет по поводу и «Демона поверженного», но можно это сказать и о «Демоне летящем», что отличаются эти миры как раз тем, что там очень плотная среда и при всей своей мощи, при всех крыльях, которые могли бы действительно понести высоко Демонов, они не могут развернуть там эти крылья, они сжаты со всех сторон этой средой.
Так это или нет, но это ощущение есть, конечно, здесь, когда мы смотрим на «Демона летящего». И в этом полете уже есть падение. Голова Демона здесь совершенно иная, чем видели мы в картине «Демон сидящий». Она уже словно наполнена тьмой.
Она сама собой представляет сгусток тьмы, как и его черные крылья, как и тот плащ, который развевается за его спиной. Это отсутствие света — никогда не пишет Врубель тьму как самостоятельную сущность, это именно отсутствие света. И вот здесь, вероятно, именно это отсутствие света и создает то ощущение трагического падения, обреченности «Демона летящего», которую мы чувствуем, когда смотрим на эту картину. Если перевернуть «Демона летящего» вот здесь мы видим как раз перевернутый такой слайд , то уже очень хорошо видно, что это «Демон поверженный», то есть уже его падение предрешено.
И, наконец, «Демон поверженный», который особенную, трагическую роль сыграл в судьбе Врубеля. Об этом есть очень много воспоминаний, о том, как появился на выставке «Демон поверженный». Точнее, появился он на двух выставках: сначала он был выставлен в Москве, затем он переехал в Петербург, и там на выставке «Мир искусства» он был представлен. Сохранилось очень много свидетельств современников.
Это и Надежда Забела, это и ее сестра Екатерина Ге, которая вышла замуж за сына художника Николая Ге, это Александр Николаевич Бенуа, лидер мирискусников, и другие художники.
Стиль Врубеля в этой работе чувствуется сразу. Только он мог так создавать эффект кристаллических граней, которые делали его картины более похожими на витражи или панно. Потом к теме «Демона» Врубель будет обращаться постоянно.
В 1899 году художник напишет картину «Демон летящий», где демон изображён как могучий властелин мира. В 1901-1902 годах он мучительно допишет свою последнюю работу — «Демон поверженный», в которой герой находится на грани гибели… Но вот этот «Демон сидящий» станет первым и самым сильным из всех последующих его изображений. Картину приняли тепло Современники и въедливые критики тепло приняли картину Врубеля «Демон сидящий». Известный оперный певец Фёдор Шаляпин говорил, что врубелевский демон его потряс до глубины души, и оторвать взгляда от картины просто невозможно.
Поэт Александр Блок считал, что Врубелю удалось полностью охватить мысль Лермонтова и проникнуть в каждую строчку стихотворения. Но некоторые всё же утверждали, что «демон художника недостаточно отвратительный, у него не получается стать воплощением зла и порока, которым нужно быть любому проявлению тёмных сил». Как и следовало ожидать, картина молодого Врубеля покорила сердца не только отечественной публики, но сумела получить признание за границей. Пабло Пикассо утверждал, что именно благодаря стилю, который он впервые увидел у Врубеля, ему пришла идея создать новый стиль в искусстве.
Демон в скульптуре Михаил Врубель был буквально одержим своим Демоном. Он его не только рисовал, но и создавал с него скульптуры. Самая известная из них «Голова Демона», которая была выставлена в Русском музее. Врубель изваял её сразу после того, как написал полотно «Демон сидящий».
Врубель Иллюстрации к "Демону" М. Ю. Лермонтова
Описание картины «Демон сидящий». Начиная с 1890 года в творчестве Врубеля начинают появляться демоны. Описание картины «Демон сидящий». Начиная с 1890 года в творчестве Врубеля начинают появляться демоны. В какой-то степени картина «Демон сидящий» открыла новую эпоху в искусстве. Демоны на картинах Михаила Врубеля: общие черты.
«Демон» Врубеля: почему это шедевр
Двое младших умерли в раннем возрасте, зато старшая сестра Анна на долгие стала для будущего художника близким другом. Когда ему было три года, мать умерла от чахотки, а еще через несколько лет отец вновь женился. Мачеха и ее родственники не жалели сил и времени на воспитание детей от первого брака, но близкими людьми для Врубеля так и не стали. Позже семья переехала в Саратов, где отец живописца командовал губернским гарнизоном, затем в Одессу. Там он с золотой медалью окончил знаменитую Ришельевскую гимнзию, затем поступил в столичный университет. Но юристом он так и не стал, сначала остался на второй год, а затем не защитил конкурсную работу. Способствовали этому и богемный образ жизни, и то, что интересовался Врубель всем и сразу, не на чем не сосредотачиваясь.
Перебивался Врубель случайными заработками, репетиторством, а также работал гувернером. Вообще для сына достаточно высокопоставленного офицера подобная карьера была весьма сомнительной. Но зато, пестуя отпрысков богатых семейств, Врубель имел возможность путешествовать и заниматься живописью. В 1880 году он стал вольнослушателем Академии художеств, а также брать частные уроки у известного художника П. Академию Врубель так и не закончил, в том числе потому, что получил заказ в Киеве на реставрацию фресок Кирилловской церкви XII века. Пригласил его известный историк и искусствовед А.
За время работы художник успел совершить путешествие в Италию для «повышения квалификации». В тот же период у него был бурный роман с супругой Прахова Эмилией. Фреска «Богоматерь с младенцем» писалась с нее. Пара то сходилась, то расходилась, и Врубель даже успел сделать уже замужней женщине предложение. В итоге своими выходками он так замучил возлюбленную, что она не знала, куда от него скрыться. Примечательно, что сложные личные отношения не помешали ее супругу и дальше помогать художнику.
Любовные похождения тоже накладывали свой отпечаток. Так однажды он заявил, что должен уехать, потому что у него в другом городе умер отец, и коллеги поддержали «сироту» деньгами. А на следующий день неожиданно приехал живой Врубель-старший, и оказалось, что Врубель-младший просто загулял с кафешантанной певичкой. В след за очередной любовницей-цирковой артисткой художник отправился в Москву. Задумка создать картины, посвященные лермонтовскому демону, появилась еще до переезда в Москву. Самый первый вариант картины автор написал в Одессе и предположительно уничтожил.
Отец художника счел, что герой был больше похож на сердитую женщину. Так совпало, что в Москве в 1890 году издатели П. Кончаловский отец известного художника и братья Кушниревы планировали выпустить юбилейный двухтомник сочинений М. Для создания иллюстраций был привлечен и Врубель.
Еще при жизни о художнике ходило много слухов — о том, например, что он продал душу дьяволу, и тот открыл ему свое истинное лицо. Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных. Что же тут правда, а что — вымысел? Михаил Врубель.
Демон сидящий , 1890 г. Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г. Часть рисунков так и не попала в книгу — современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа. Голова Демона, 1891 г.
Каждый день, укладывая малыша спать при помощи сказки, вы сокращаете время засыпания, ведь ребёнок привыкает к такому распорядку. Поэтому сон приходит быстрее. А капризы зачастую уходят, ведь ребёнка перед сном ждёт сказочное путешествие в совершенно другой мир, полный тайн и загадок. И всё это вместе с самым родным человеком — мамой, папой, бабушкой. Развитие интеллектуальных способностей Учёными доказано, что книга, прочитанная вечером, лучше закрепится в памяти. Поэтому лучше именно в вечернее время почитать детям сказку, поразмышлять о судьбе её героев и пофантазировать, как может в дальнейшем сложиться судьба персонажей. Это будет способствовать развитию творческих способностей и воображения малыша, улучшению памяти и интеллекта. Когда ребёнок подрастёт, можно будет рассказать о его любимых писателях, что будет способствовать расширению кругозора. Любовь к чтению Современные дети предпочитают книгам телевизор и компьютер. Но до того, как ребёнок вырастет и выберет компьютерную игру вместо книги, есть время привить ему любовь к книгам. Именно поэтому важно с младенчества читать малышу книги, рассказывать сказки и дарить не только игрушки, но и всевозможные детские книжки. Сказкотерапия Слушая сказку, ребёнок сопереживает персонажам, проходит с ними все испытания и учится на их ошибках. В это время он учится находить грань между добром и злом, анализировать поступки. Понятие «сказкотерапия» есть в педагогике. Это метод коррекции поведения, в процессе которого благодаря добрым сказкам у ребёнка формируется правильная модель поведения. Поэтому правильный выбор книг для чтения может стать хорошим инструментом в деле воспитания ребёнка. Как правильно подобрать сказку Даже малышам можно читать книги. Начинать лучше не с прозы, а со стихов. Небольшие стихотворения с повторяющимися строчками и хорошим ритмом помогут заснуть малышу и будут для него очень благозвучны. Дальше можно переходить на короткие сказки. С двух лет лучше выбирать сказки с повторяющимся сюжетом: «Колобок», «Теремок» и т. Отдать предпочтение лучше народным сказкам. С их помощью у малыша закладывается правильная программа на совершение определённых поступков. В этих сказках видно, что хорошо и что плохо, как нужно поступать и чего делать не следует. И объяснить своему малышу прописные истины гораздо проще на примере героев из народных сказок. Чтобы увлечь деток постарше, можно не читать историю до конца. Остановившись на самом интересном кульминационном моменте, дайте возможность ребёнку придумать конец самостоятельно. Можно представить сразу несколько вариантов окончания рассказа, а затем прочитать оригинальную концовку. Такой способ прочтения понравится детям от 4-5 лет и старше. В этом возрасте также становится очень важен сюжет, поэтому нужно подобрать книгу с насыщенными и динамичными сюжетными линиями. Многие родители предпочитают придумать свою сказку для ребёнка, самостоятельно её оформить, сделав к ней рисунки. Такая книжка станет для ребёнка самой любимой и сможет научить его многому, ведь написана она именно для него. А заодно такая книжка поможет сблизить ребёнка с родителями. Если ваш малыш просит читать одну и ту же сказку многократно, то это желательно выполнить. Дело в том, что деткам сложно сразу воспринимать большой поток информации. А потому, чтобы понять и осознать всё происходящее в рассказе, требуется неоднократное повторение информации. Важно даже в сотый раз читать сказку с искренним удовольствием. Тогда ребёнок будет хорошо воспринимать информацию, следить за ходом развития событий. Голос близкого человека поможет малышу получить положительные эмоции, что хорошо отразится на качестве сна. О продаже души Известно, что Булгаков часто ходил в Большой, чтобы послушать «Фауста». Эта опера всегда поднимала ему настроение. Особенно ему был близок образ самого Фауста. Но однажды Булгаков вернулся из театра мрачный, в состоянии тяжелейшей депрессии. Это было связано с произведением, над которым писатель недавно начал работать, — пьесой «Батум». Согласившийся написать пьесу о Сталине Булгаков узнал себя в образе Фауста, продавшего душу дьяволу. Отсутствующий персонаж В 1937 году, в годовщину смерти А. Пушкина, несколько авторов представили пьесы, посвященные поэту. Среди них была и пьеса М. Булгакова «Александр Пушкин», которую отличало от произведений других авторов отсутствие одного персонажа. Булгаков считал, что появление этого действующего лица на сцене будет вульгарно и безвкусно. Отсутствующим персонажем был сам Александр Сергеевич. Клад Михаила Булгакова Как известно, в романе «Белая гвардия» Булгаков довольно точно описал дом, в котором он жил в Киеве. А хозяева этого дома за одну деталь описания очень крепко невзлюбили писателя, так как она принесла прямой ущерб строению. Дело в том, что хозяева разломали все стены, стараясь найти клад, описанный в романе, и, конечно же, ничего не нашли. История Воланда Воланд Булгакова получил своё имя от гётевского Мефистофеля. В поэме «Фауст» оно звучит всего один раз, когда Мефистофель просит нечистую силу расступиться и дать ему дорогу: «Дворянин Воланд идёт! Оно возникает и в «Мастере и Маргарите», когда служащие варьете не могут вспомнить имя мага: «…Может быть, Фаланд? В первой редакции произведения содержалось детальное описание 15 рукописных страниц примет Воланда, когда он впервые появляется под видом «незнакомца». Это описание сейчас почти полностью утрачено. Кроме того, в ранней редакции Воланда звали Астарот один из самых высокопоставленных демонов ада, согласно западной демонологии. Позже Булгаков заменил его, видимо потому, что этот образ не мог быть тождественным сатане. Однако есть и другая интерпретация, будто бы эта повесть была политической сатирой на руководство государства середины 1920-х годов. В частности, что Шариков-Чугункин — это Сталин у обоих «железная» вторая фамилия , проф. Преображенский — это Ленин преобразивший страну , его ассистент доктор Борменталь, постоянно конфликтующий с Шариковым — это Троцкий Бронштейн , Швондер — Каменев, ассистентка Зина — Зиновьев, Дарья — Дзержинский и т. Прототип Бегемота У знаменитого помощника Воланда существовал реальный прототип, только в жизни он был вовсе не котом, а собакой — черным псом Михаила Афанасьевича по кличке Бегемот. Собака эта была очень умна. Однажды, когда Булгаков праздновал со своей женой Новый год, после боя курантов его собака пролаяла 12 раз, хотя её никто этому не учил. Иван Васильевич: назад в будущее «Ивана Васильевича» Булгаков написал ещё в 1934 году, но триумфальный успех пришёл к нему в 1973 году, когда к пьесе приложил руку блестящий мастер кино Леонид Иович Гайдай. Режиссер сохранил Булгаковскую линию почти полностью, но ему все же приходилось адаптировать детали 30-х годов к реалиям 70-х. К примеру, патефон, упоминавшийся в пьесе, был изменён на магнитофон, коверкотовое пальто — на замшевую куртку, а в самой машине времени используются транзисторы. В сцене встречи Якина с Иваном Грозным упоминаются фамилии популярных в 70-е годы киноартистов. В пьесе упоминается, что Бунша был сыном князя, но сам Бунша опровергает это, ссылаясь на то, что на самом деле его биологический отец — кучер Пантелей; в фильме этот эпизод опущен, как явный анахронизм. В то же время Зина в фильме, как и в пьесе, жалуется, что у нее «в кафе увели перчатки», хотя в 70-е годы женщины летом перчаток не носили по крайней мере, в СССР. Великие цитаты Булгакова Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит. Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Счастье как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. Недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих. Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая! Успевает всюду тот, кто никуда не торопится. Только через страдание приходит истина… Это верно, будьте покойны! Но за знание истины ни денег не платят, ни пайка не дают. Печально, но факт. Может быть, деньги мешают быть симпатичным. Вот здесь, например, ни у кого нет денег, и все симпатичные. На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками. На свете существует только две силы: доллары и литература. Достаточно погнать человека под выстрелами, и он превращается в мудрого волка; на смену очень слабому и в действительно трудных случаях ненужному уму вырастает мудрый звериный инстинкт. Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые. Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре. Это вовсе не означает, что родители не любят своих 20-летних или 30-летних детей. Но вот к соседскому «ребенку» они будут относиться уже по-другому. Конфликт был всегда и остаётся по сей день. Однако в данном случае это происходит не из-за недопонимания. Есть ряд причин, которые тревожат поколение X и даже приводят к зависти.
Михаил Врубель, "Сирень", 1900 Михаил Врубель, "Сирень", 1900 Картина — один из вариантов темы "Сирень", популярной в творчестве Врубеля и других символистов. В ней воплощен образ стихийного мира, пробуждающегося с весной и таящегося под покровом сумерек. Девушка в цветущих зарослях становится воплощением духа самой природы. Здесь Врубель работает как импрессионист, не прописывая цветы, а создавая атмосферное ощущение сумерек и легкого колыхания листвы. Такая простая тема, как куст сирени, то есть по существу натюрморт, в очередной раз дала художнику возможность проявить свой колористический дар: он использует целую палитру оттенков от концентрированного темно-фиолетового и лилового до бледно сиренево-розового и серовато-голубого. Пушкина, навеянная образами древнеславянских мифов. Новое воплощение сказка Пушкина обрела в одноименной опере Н. Римского-Корсакова 1900. Врубель оформлял этот спектакль, а партию Царевны-Лебедь исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель. Но картина не стала костюмированным портретом супруги Михаила Александровича. Его Царевна-Лебедь — существо двойственной природы. Он пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм. В эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести ее к познанию темных, таинственных сторон жизни, поэтому художник наделяет свой образ демоническими чертами. Михаил Врубель, "Демон поверженный", 1902 Михаил Врубель "Демон поверженный", 1902 Врубель довел до совершенства свою систему рисунка. Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к "Демону" М. Живописная поверхность дробится и преломляется, превращаясь в настоящую колористическую мозаику. Врубель, взявший на свои хрупкие плечи бремя "демонической" темы, был сыном негероического времени. У "Демона" Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия. Живописный образ более психологичен, чем его литературная основа, поэтому его часто отождествляют с самим художником. Герой низвергнут в хаос небытия. Вытянутый по горизонтали холст усиливает почти физическое ощущение стремительного падения, а распростертые крылья добавляют динамики образу.
Тайна картины Врубеля: украденная из ереванского музея картина нашлась в Москве
одно из самых загадочных произведений в мировой живописи. Художника вдохновила поэма Лермонтова. Картина «Демон и Ангел с душой Тамары» — одна из тринадцати полотен, созданных Врубелем по этой теме, все они прошли основной нитью его творческой биографии. Картина, которую написал Врубель («Демон сидящий»), была создана в 1891 году.
Печали и демоны Михаила Врубеля
Так Врубель создал картину "Сидящий Демон". Когда у Врубеля родился сын, художник пережил шок. Лицо его ребенка было обезображено: верхняя губа была разделена надвое. Фоном для картины «Демон сидящий» служит накаленно-пурпурное низкое небо. Подробная информация о картине «Демон сидящий» (1890) — великом произведении Михаила Александровича Врубеля. «Демон (сидящий)» — одно из самых узнаваемых произведений Михаила Врубеля. «Демон сидящий» — это пришелец, сидящий на краю иной Вселенной, где цветут прекрасные и безжизненные кристаллические цветы. Так Врубель создал картину "Сидящий Демон". Когда у Врубеля родился сын, художник пережил шок. Лицо его ребенка было обезображено: верхняя губа была разделена надвое.
Между ангелами и демонами
Молодой художник совмещал творческие искания с выполнением заказов. Кроме того, участвовал в конкурсе на получение премии от Общества поощрения художников. В этот период он написал картину, на которой изображены герои шекспировской трагедии "Гамлет". Работа выполнена в стиле рафаэлевского реализма. Несколько лет Врубель провел в Киеве, где занимался преимущественно церковной живописью. Эксцентричный живописец Автор картины "Демон сидящий" - М. Врубель - был личностью неординарной. Последние годы страдал расстройством личности. Кроме того, в судьбе художника было несколько трагических событий, которые усугубили психическое состояние. В 1902 году Михаил Врубель представил публике картину, на которой был изображен демон — но не злой дух, а скорее, печальный юноша, обреченный на одиночество. Это было другое полотно, не то, о котором пойдет речь ниже.
Картина называлась "Демон поверженный". Она впервые была показана на выставке в Санкт-Петербурге и сразу же привлекла внимание поклонников символизма — направления в искусстве, которое было весьма популярно на рубеже столетий. Врубель к тому времени был довольно известным живописцем. Друзья и родственники уже не раз замечали в его поведении странности. Но это были не те странности, которые принято объяснять творческим даром. Художник беспрестанно говорил о своей картине, он отчаянно спорил об образе демона, о том, насколько неправильно коллеги изображают его на полотне, а писатели в своих сочинениях. Трагедия в семье живописца В 1901 году у художника родился сын. Женой Врубеля была известная в ту пору певица Надежда Забела. Будущие родители, привыкшие к светской жизни, не могли и подумать, что после рождения сына они не смогут поехать в Европу на выставку. Они собирались в Париж, где должны были представить на суд ревностных ценителей искусства картину "Демон поверженный".
Но с рождением сына в семье художника началась череда неприятностей. Ребенок появился на свет с раздвоенной губой, что немало огорчило родителей. Назвали его Саввой. Врубель чуть позже написал портрет сына. Это была картина, на которой изображен мальчик с тревожным и одновременно печальным взором. Прожил мальчик всего два года. До его смерти отец уже успел провести несколько месяцев психиатрической лечебнице. Сперва странности Врубеля выражались в чрезвычайно высокой самооценке, граничащей с манией величия. Затем начались приступы агрессии и буйства — у больного появилась необыкновенная физическая сила, он разрывал на мелкие клочья все, что ему попадалось в руки: одежду, постельное белье. Но писал, как и прежде, мастерски.
По Санкт-Петербургу распространились слухи о болезни известного художника. Тут же появились критики, полагающие, что полотна Врубеля не имеют никакого отношения к искусству, а представляют собой всего лишь «мазню сумасшедшего». Второй кризис Врубель выздоровел и вернулся к работе. После первого курса лечения состояние художника улучшилось, он присмирел и даже начал писать новые картины. Однако смерть сына подкосила его. Он снова оказался в лечебнице, но на этот раз болезнь имела совершенно иные симптомы. Михаил Врубель беспрестанно писал любимой жене самоуничижительные письма. Признаков мании величия словно никогда не было. Смерть И после второго кризиса наступило улучшение, но совсем ненадолго. Под конец жизни художник не узнавал знакомых, утратил чувство реальности, все глубже погружался в собственной фантазии.
Михаил Врубель умер в апреле 1911 году.
В 1884 году Михаил Врубель приезжает в Киев и, отправив вещи на квартиру, сразу идет смотреть на фрески, на территорию Павловской психиатрической больницы. Именно там располагался Кирилловский монастырь. Ирония судьбы. В молодости он будет наблюдать за сумасшедшими со стороны, поражаться выражению их лиц и запоминать их странные безумные глаза — эти впечатления пригодятся ему, когда он будет писать своего Демона. А через много лет он сам попадет в психиатрическую лечебницу с тяжелым заболеванием, которое лишит его зрения и сведет в могилу.
Но тогда, в юности, художник был окрылен предстоящей важной работой. Подумать только, ему предстоит прикоснуться к искусству древних мастеров, работавших под сводами храма более семисот лет назад. Он сразу приступает к работе и выкладывается, не жалея сил и таланта, пропадая на лесах с утра до вечера. Врубель не просто восстанавливает фрески, а многое добавляет от себя. Врубель написал на стенах Кирилловской церкви несколько фигур ангелов, головы Христа и Моисея, два самостоятельных библейских сюжета: «Сошествие святого духа» и «Оплакивание». Им обновлено 150 фрагментов древних изображений и на месте утраченных композиций созданы новые.
И это не механическое сохранение художественных произведений древних мастеров, это оригинальные работы мастера, который внес в них свое мироощущение, свои фантазии , наполнил новым содержанием. И все было бы хорошо, если бы не ворвалась в жизнь Врубеля невероятная и запретная страсть, которая внесла в его работу какие-то дьявольские нотки и отвлекла от божественного света, который излучали стены святого храма. Имя этой женщины — Эмилия Львовна Прахова, тридцатилетняя супруга его заказчика, который пригласил Врубеля пожить у себя дома и познакомил со своей женой. Женщина, не отличавшаяся особенной красотой, но обладавшая невероятным шармом и свободой самовыражения. Невысокая и даже коренастая, она посмотрела на Михаила своими огромными выразительными глазами, и эти глаза, в которых угадывались ангельские и дьявольские проблески, запали в его душу и до конца дней не отпускали, являясь то в изображении Богородицы и Царевне-Лебеди, то в его Демонах и Пане. Михаил страстно влюбился в эту женщину.
Но она не могла, а может и не хотела ответить ему взаимностью, что, впрочем, не мешало Эмилии обсуждать с юным художником эскизы богоматери, в которых Прахова узнавала себя. Ей льстила любовь и внимание талантливого юноши. Вскоре и профессору стало заметно повышенное внимание художника к его жене и странное сходство Богородицы на фресках с Эмилией. Прахов не в восторге от этого и решает отправить Михаила Врубеля в Венецию, чтобы тот лучше изучил манеру итальянских мастеров и с новыми силами взялся бы за роспись Владимирского собора. Разлука с любимой женщиной повергла Врубеля в тяжелое уныние и творческий застой. Когда он вернулся в Киев, оказалось, что в его работе больше не нуждаются.
Художественная манера Врубеля и слишком глубокий философский смысл, который он вкладывал в библейские образы, якобы, нарушали церковные каноны. Ему было отказано в росписи Владимирского собора. Это было еще одним после безответной любви жесточайшим ударом судьбы. Михаил Врубель впервые почувствовал себя печальным Демоном, «духом изгнания», о котором так пронзительно писал любимый им Михаил Лермонтов. Некоторые исследователи считают, что в образе Демона Врубель изобразил любимую женщину, которая не ответила ему взаимностью, и из-за которой он совершил неудачную попытку покончить с собой, порезав грудь. Шрамы от неудачной попытки остались на всю жизнь, как и мрачный образ Демона, который будет преследовать Врубеля до конца дней.
Возможно, изображая Эмилию в образе Демона, он хотел ей отомстить. В любом случае, художник перешел черту: коснулся запретной темы, которая повлияла на всю его последующую жизнь. Однажды эти шрамы на груди увидел художник Коровьев и спросил Врубеля о них. Ранимый и впечатлительный художник тяжело переживал неудачную историю любви и свою невостребованность. Поэтому, когда получил предложение иллюстрировать «Демона» М. Лермонтова, ухватился за работу.
Хотя и не без опасений. Он уже тогда чувствовал, что этот зловещий образ постепенно начинает овладевать им. Действительно трилогия «Демон» сидящий, парящий и поверженный стали основным и самым шокирующим открытием Врубеля. С их помощью он буквально разорвал привычные эстетические представления современников об искусстве, совершил революцию своей оригинальной и невероятной манерой письма и направленность своих образов. Его первый «Сидящий Демон» грустен и полон противоречивых чувств, будто автор еще колеблется между светом и тьмой. В глазах его невероятная грусть, а во всей фигуре чувствуется величие и красота.
Завораживает и лиловый каменистый ландшафт, фантастический и такой тревожный, замершая от ужаса красота, скованная неведомой и неотвратимой силой. Врубель Демон сидящий В какой-то степени картина «Демон сидящий» открыла новую эпоху в искусстве.
Изображение «Демона» было нечто запретное, никто до Врубеля не решался переходить эту черту.
Ведь многие люди верят, что «играть с огнём», с дьяволом, нельзя. Его мысли, самобичевание, разрушали, убивали не только морально, а и физически. Порой художник мог заплакать над полотном, настолько сильно он прочувствовал своего «Демона».
К сожалению, работа Врубеля не принесла ему ничего хорошего. Он так глубоко проникся его образом, сочувствием ко всем людям на планете, размышлениями о жизни, что постепенно начал теряться в реальности. Впоследствии, художника отвезли в психиатрическую клинику, так как он находился в состоянии маниакального возбуждения.
Психическое здоровье Врубеля со временем только ухудшалось. Последним его творением был портрет поэта В. Брюсова, который он написал перед тем, как ослеп, в 1906 году.
В 1910 году неповторимый и талантливый живописец скончался в клиники доктора Бари. Врубель показывает зрителю усталого, бессильного, страдающего «Демона», но в тоже время оживляет полотно необыкновенно-переливающемся на свету одеянием героя в голубых, синих оттенках. Так же на картине можно увидеть необыкновенные цветы, которые расположены за главным героем картины.
В целом полотно наполнено золотистыми, красными, сиреневыми, охристыми, лилово-синими тонами, которые при разном освещении совершенно меняют вид картины. Михаил Александрович не случайно пишет цветы вокруг главного героя размыто, как бы обозначая их присутствие. Это сделано, что бы вывести на первый план главного героя.
По моему мнению, автор не случайно выбрал в качестве фоновых оттенков фиолетовый и сиреневый цвет. Эти цвета передают тревогу, печаль, взволнованность героя, с помощью них автор смог показать зрителю душевное состояние главного героя. Во время просмотра картины, создаётся ощущение, что Душа Демона закована в тело.
Композиция наполнена внутренним напряжением.
Мать умерла, когда ему было три года, а через несколько лет покинули этот мир сестра и брат. Осталась только Анна — старшая сестра, самый близкий человек на всю жизнь. Анна Каренина — первая демоническая женщина в творчестве Врубеля. Брошенные в порыве зонтик и перчатки. Страстность и трагичность. Демон второй.
Все это не способствовало длительным привязанностям. В Одессе задержались надолго. Здесь из подростка Миша превращается в юношу, вызывающего интерес и восторг окружающих. Он преуспевает в литературе и языках, увлекается историей, читает римских классиков в оригинале и оканчивает одесскую Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Семья поощряет Мишино увлечение рисованием, он посещает Одесскую рисовальную школу. Михаил Александрович Врубель. Общительный, с многообразными музыкально-театрально-литературными интересами, молодой человек легко сводит знакомство с людьми искусства и науки.
В письмах сестре он подробнейшим образом описывает открывшийся ему взрослый мир. Мемориальная доска на доме, в котором в 1884-1889 гг. И вместе с тем: «Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется, и веет свежестью Невы»; «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб... Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты». Возможно, это все юношеский максимализм и жажда жизни, но вспоминается пушкинский Фауст: «Мне скучно, бес». Безумная техника и странная эстетика В Петербурге, учась на юрфаке, Михаил бросается в омут столичной богемной жизни и...
Во власти демонов и изумрудных глаз. Михаил Врубель - за шаг от безумия
Картина, которую написал Врубель («Демон сидящий»), была создана в 1891 году. Картину «Демон сидящий» Врубель писал уже в Москве, когда жил в семье Саввы Мамонтова, купца, любителя живописи и покровителя талантов. «Демон (сидящий)» — одно из самых узнаваемых произведений Михаила Врубеля.