Расстрел рабочих в Новочеркасске в 1962 году. Ранее Новочеркасский расстрел поднимался лишь эпизодически в сериале 2012 года «Однажды в Ростове», а первым и до недавнего времени единственным полнометражным фильмом об этих событиях стала лента «Разыскивается опасный преступник» 1992-го. новочеркасский расстрел рабочих скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат.
В фильме «Дорогие товарищи!» рабочих Новочеркасска расстреливает КГБ
Она убежденная сталинистка, которая считает единственно правильным выходом в сложной ситуации расстрел. Людмила долгое время не могла понять людей, которые вышли на забастовку, ведь у неё всего было в избытке: и продукты, и зарплата, и другие радости. Людмила, пусть она и не знает излишеств, пытается понять обычных рабочих, что их подтолкнуло на это. Женщина, возмущённа таким поведением рабочих и задает себе вопросы, на которые не может найти ответов… Но когда в беспорядках на площади пропадает её дочь, она по-другому начинает смотреть на этот мир и убеждённые идеалы рушатся в один миг. В фильме присутствует жестокость, никто не церемонится с народом — расстрелять и точка. Не важно, кто попадётся под руку — девочка-подросток, старик, парикмахерша или любой другой человек, даже не причастный к демонстрациям. Властям всё равно — нужно было держать народ в «ежовых рукавицах» и в страхе. Андрей Кончаловский говорит, что снимать фильмы о шестидесятых годах ХХ века достаточно тяжело из-за восстановления исторических фактов и поиска достоверных источников.
Режиссёр не хотел, чтобы «Дорогие товарищи! Более того, из-за желания достоверности режиссёр писал сценарий к фильму целых два года, изучая даже мельчайшие детали. Кончаловский снимал этот фильм не столько для себя и современных зрителей, а сколько для советских людей, которые заслуживают достоверной картины, где показаны дух, несломленность, сила и принципиальность народа. Зная, что они могут лишиться жизни, люди не побоялись власти и пошли защищать свои права. Консультантом фильма выступил генерал-майор юстиции Юрий Бакраев. Сначала он с недоверием и опаской отнёсся к предложению Андрея Кончаловского, поскольку принимал участие в нескольких передачах, посвящённых событиям в Новочеркасске. Юрия не удовлетворял результат работы, то, с какой скудностью преподносится информация и в каком ключе она доносится до зрителя.
Но Кончаловский убедил Бакраева, показав свой истинный интерес к событиям тех времен. Режиссёр на самом деле хотел докопаться до истины и понять мотивы людей, участвующих в демонстрации.
Не будем обсуждать корявость этой фразы, достаточно того, что все из нее понятно. В 12 часов дня 1 июня день начала забастовки забастовщики заблокировали железнодорожные пути и остановили пассажирский поезд Саратов-Ростов, из кабины машиниста поезда рабочие стали подавать сигналы, гудками призывая горожан на площадь Новочеркасска. Движение на этом участке было полностью парализовано о чувствах ни в чем не виноватых пассажиров с детьми давайте не будем рассуждать — Кончаловского такие мелочи точно не интересуют. Пассажирский поезд попытались разгромить, а на тепловозе написали: «Хрущева на мясо». Рабочих, не пожелавших присоединиться к протесту, массово избивали. К концу для большинство протестующих были сильно нетрезвы, как вспоминают очевидцы. В итоге начались погромы, в частности, рабочие пытались взять штурмом административные здания.
Теперь о политике. Помимо погромов и хулиганств, из толпы раздавались вполне не невинные призывы «убивать ментов и коммунистов», особенно горячились бывшие ЗК, коих было на стороне протеста немало. Там же призывали к свержению Хрущева. И о «кровожадности» властей. В первый день не было предпринято никакой попытки «задавить» восстание, власти лишь пытались припугнуть людей своей силой и мощью — сначала приходила милиция, затем воинские подразделения, приезжали БТР-ы, но они не делали НИЧЕГО.
Однако у зданий горкома партии и горисполкома другое подразделение открыло огонь на поражение. Погибли 26 человек, 87 ранены. Семерых приговорили к смертной казни, 105 человек — к заключению в колониях строгого режима на сроки от 10 до 15 лет по статьям «бандитизм» и «попытка свержения советской власти». В 90-х Верховный суд реабилитировал всех осужденных по новочеркасскому делу.
Смотрите также:.
Возможно такими, чисто полицейскими методами власть постепенно и справилась бы с ситуацией, но в ночь на 2 июня в город уже вошли войска, вызванные испуганным партийным начальством. Не вижу противника Утром 2 июня в городе заревел заводской гудок, созывая людей на демонстрацию. Шли к зданию горсовета с плакатами, красными флагами и портретами Ленина.
В колонне было много женщин с детьми, шли рука об руку с мужьями. Пели «Интернационал». К 9 утра перед горкомом собралось примерно 5 тысяч человек. Один из демонстрантов нёс дохлую кошку с надписью: «При Ленине жила, при Сталине сохла, при Хрущёве сдохла». Опять раздавались крики: «Зовите Будённого и Ворошилова, это наши земляки, они разберутся и помогут».
Между тем в Новочеркасске вечером уже были представители партийной верхушки: секретарь ЦК КПСС Козлов по сути, заместитель Хрущёва и, как считается, автор решения о жестком разгоне протестующих , Анастас Микоян и др. С ними спецрейсом прилетел вооружённый отряд. Шапошников отказался со словами: «Не вижу перед собой противника» — и тем самым сломал себе успешную военную карьеру. Постояв у закрытых дверей горкома, протестующие стали один за другим просачиваться в здание. Стоявшие в оцеплении солдаты им не препятствовали.
Вновь, как и днем ранее, начинался стихийный митинг — вожаки рабочих обращались к собравшимся прямо с горкомовского балкона. В это время другие бродили по кабинетам. Кто-то вытащил из тумбочки полбутылки водки и тарелку с нарезанной колбасой и показал толпе. Свинцовый град В этот момент протестующие вспомнили про задержанных накануне товарищей. Человек 300 выдвинулись к отделу милиции.
Рабочие вырвали одну из дверей в отделении, выбили ею вторую, забаррикадированную, и вошли в помещение, где были вооружённые солдаты. Кто-то выхватил у солдата автомат, его сослуживец от страха открыл огонь. Началась паника, часть ворвавшихся в здание побежали по коридору и закрылись в камере, часть бросились на улицу. Шальной пулей зацепило 15-летнего мальчишку, который повис окровавленный на заборе. Его положили в помещение кинотеатра, кто-то истошно кричал: «Студента убили!
Ропот пошёл по площади. В военнослужащих и милиционеров полетели камни. К тому моменту к горисполкому подъехали БТР мотострелков, однако солдаты не смогли оттеснить собравшихся. Тогда им на смену выдвинулся спецназ внутренних войск под командованием начальника Новочеркасского гарнизона генерал-майора Олешко. Он еще раз попросил собравшихся разойтись, в ответ раздались выкрики «Фашист!
Те начали стрелять поверх голов тогда-то, по неподтвержденным, но упорно гуляющим слухам, с деревьев начали падать раненные и убитые мальчишки, которые залезли туда поглазеть , толпа отхлынула, но раздался крик: «Стреляют холостыми! И тогда солдаты открыли огонь по толпе. Предупредительные выстрелы были направлены вверх. Толпа ахнула в едином порыве, когда с деревьев стали падать убитые дети. Многочисленные свидетели вспоминают, что стрельбы велась и с крыш, где засел приехавший с московским начальством спецотряд.
Пострадали случайные люди, например беременная женщина, шедшая через парк, парикмахерша, работающая в здании у площади, и т. Их буквально тут же погрузили в кузов грузовика и увезли. Поливальные машины прошли по мостовой. Их развезли по больницам», — рассказывает Бочарова. Тайные могилы До сих пор неизвестно, сколько всего человек погибло при разгоне акции протеста.
Согласно шифрограмме, которую Плиев отправил на имя министра обороны Малиновского, среди участников беспорядков было убито 22 и ранено 39 человек, среди военнослужащих были ранены 6 офицеров, 9 солдат и сержантов. Позже цифры только росли: часть тяжелораненых попали в больницы и позже скончались. По Новочеркасску до сих пор ходят слухи о тайных могилах, где были захоронены некоторые из убитых — и тела действительно вывозили за пределы города. Они шли, ехали из всех районов Новочеркасска. Зная, что на площади могут убить.
Люди кричали, потрясали кулаками в небо, где над толпой кружил вертолёт, но к ночи они разошлись. Но всё же каков градус смелости людей! Нужны были показательные процессы — но как осудить сразу 5 тысяч человек? Заводских бригадиров следователи спрашивали: «Сколько твоих было на площади? Ладно, нам под суд нужно пять человек, давай, определяй кого».
Трудно представить выбор бригадира: как определить из 40 человек тех пятерых, чья жизнь будет сломана? Город был взят в кольцо, въезд-выезд закрыли, сотни участников событий, в том числе военные и милиционеры, писали подписки о неразглашении. В августе завершились суды — 7 человек, признанных виновными в бандитизме и попытке свержения советской власти, были приговорены к смертной казни и расстреляны, остальные 103 получили сроки заключения от 2 до 15 лет с отбыванием в колонии строгого режима. Позже, после того, как Хрущёва отстранили от должности, большинство из них было освобождены, а в конце 80-х полностью реабилитировали и шестерых из 7 расстрелянных. Последнему оставили статью «хулиганство».
Сейчас события в Новочеркасске многие сравнивают с Майданом или иными «цветными революциями», но при всей внешней схожести это принципиально разные истории. Расстрелянные донские рабочие не собирались свергать власть. Более того, в своих выступлениях они наивно уповали именно на помощь чиновников, и всё, что требовалось для предотвращения трагедии, — это нормальный человеческий разговор и понимание обоснованности претензий. Однако ответили на требование народа пулями, и, возможно, именно в начале июня 1962 года запустился тот самый процесс, который завершился перестройкой и распадом Советского Союза Фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи! Ru» поговорила с историческим консультантом картины, генерал-майором юстиции в отставке Юрием Баграевым, который в начале 1990-х возглавлял следственную группу по расследованию трагедии в качестве помощника Главного военного прокурора России.
Как выяснялись подробности, устанавливалась истина? Необходимо было установить, насколько законны и оправданны были действия должностных лиц.
Фильм Кончаловского о Новочеркасском расстреле рабочих попал в длинный список на «Оскар» (видео)
Новочеркасский расстрел: события, о которых снят фильм Андрея Кончаловского. Картина рассказывает о засекреченном в советское время расстреле мирной демонстрации в Новочеркасске в 1962 году. Картина о расстреле рабочих в Новочеркасске претендует на победу в номинации «Иностранный художественный фильм». В широкий прокат выходит фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!», получивший спецприз жюри Венецианского кинофестиваля. В основу этой драматической ленты, принципиально снятой в черно-белом цвете, легла история расстрела в Новочеркасске. Расстрел рабочих в Новчеркасске в 1962 году: прчины, события 1 и 2 июня 1962 года, кто отдал прказ стрелять и кто тот приказ исполнил, мифы о трагедии в Новочеркасске.
Кончаловский представил фильм о Новочеркасском расстреле на кинофестивале в Венеции. Трейлер
Консультантом фильма выступил генерал-майор юстиции Юрий Бакраев. Сначала он с недоверием и опаской отнёсся к предложению Андрея Кончаловского, поскольку принимал участие в нескольких передачах, посвящённых событиям в Новочеркасске. Юрия не удовлетворял результат работы, то, с какой скудностью преподносится информация и в каком ключе она доносится до зрителя. Но Кончаловский убедил Бакраева, показав свой истинный интерес к событиям тех времен.
Режиссёр на самом деле хотел докопаться до истины и понять мотивы людей, участвующих в демонстрации. События в фильме показаны с максимальной точностью, однако не являются точной хронологией всех событий, которые тогда произошли. Фильм с уважением показывает историческую правду и ничего не утаивает.
Мы видим, как тяжело было военным нарушать закон и расстреливать по сути безобидных людей, как люди держались друг за друга и не боялись взглянуть смерти в лицо, как руководство не могло успокоить народ, поэтому пошло на локальные меры. Спусковым механизмом к забастовке стала фраза директора завода Курочкина: «Не хватает денег на мясо — жрите пирожки с ливером». Зарплату рабочим никто поднимать не собирался...
К 12 дня количество бастующих достигло пяти тысяч человек. Они перекрыли железнодорожную магистраль, остановили пассажирский поезд. С 18:00 до 19:00 к заводу подоспел отряд милиции из 200 человек, к 20:00 к зданию подъехали военные, а ночью вошли танки.
Утром 2 июня толпа протестующих стала больше: к рабочим присоединялись случайные прохожие, в том числе женщины с детьми. Никому до них не было дела. Единственным возможным выходом из ситуации для властей был расстрел.
В результате были убиты 26 человек, но трупы родным не отдавали.
За молоком стояли длиннющие очереди». Объяснялась эта мера тем, что в стране надо избежать дефицита, но на деле он уже был. К тому же торговая сеть узнала о грядущем повышении раньше, и начались махинации: закупали по старым, низким, ценам и продавали «из-под полы» дороже, при переоценке товаров в ночь с 31 мая на 1 июня часть их утаивалась, прятали в основном особо дефицитные мясо и масло.
В итоге 1 июня в магазинах опустели и без того полупустые полки. Недовольство нарастает 1 июня 1962 года рабочих сталелитейного цеха Новочеркасского электровозостроительного завода имени Будённого НЭВЗ ждала ещё одна плохая новость: понижались расценки на продукцию. То есть теперь за то же объём работы люди получали меньшую зарплату. Учитывая выросшие примерно на треть цены на продовольствие, положение складывалось критическое, и всё утро прошло в обсуждениях.
Здание НЭВЗ. Основное требование было отменить распоряжение о снижении расценок. Делегаты дошли до директора Бориса Курочкина и задали ему прямой вопрос — что делать? Денег на еду не хватает.
На что он ответил фразой, которая взорвала ситуацию: «Нет денег на пирожки с мясом — ешьте с ливером». Евгений Елин, работавший тогда в кузнечном цеху, вспоминал, что после обеденного перерыва к рабочим местам уже никто не вернулся, а заводской гудок известил о начале общей забастовки. Борис Курочкин. Как вспоминал Елин, недовольные перекрыли железную дорогу, по которой шёл поезд Саратов-Ростов, и паровозный гудок присоединился к заводскому.
К 13 часам во дворе НЭВЗ были уже все рабочие первой смены. Руководители обкома и облисполкома, прибывшие на место, погасить конфликт не смогли. По инициативе слесаря Вячеслава Черныха появился лозунг «Мяса, молока, повышения зарплаты». Демонстрация недолго была мирной.
Митингующие стали бить стёкла в вагонах остановленного поезда, тех немногих, кто призывал разойтись и прекратить беспорядки, тут же били, избили и главного инженера завода Сергея Ёлкина. Во дворе начался стихийный митинг, подошедшие рабочие второй смены присоединились к забастовке.
Это может быть никому не заметно, потому что если все сделано правильно, никто из зрителей об этом не думает. Помнишь: "Нельзя не впасть к концу, как в ересь, в неслыханную простоту...
Запах времени Вы сумели несовершенства старой кинотехники обратить в сильный художественный прием. Потом уже возникают долби и прочие радости современного кино, но стартуете вы очень мощно. Андрей Кончаловский: Сегодня, несмотря на все доступные кино средства выразительности, самое ускользающее, уходящее качество кинематографа - это чувство эпохи. Ты смотришь эти сериалы типа "Медичи", "Борджиа" или даже что-нибудь из времен оттепели - никакой эпохи там нет совсем.
Режиссеры ее не чувствуют, и это как отсутствие абсолютного слуха у музыканта. Я эпоху пытался передать уже в "Первом учителе", и потом в каждой картине старался донести ее запах, ритм, фактуру, ощущения. Без этого я бы не смог сделать, например, картину о Микеланджело. То же самое в "Дорогих товарищах!
Советская среда - не только в реквизите, она разлита в воздухе кадра, в его атмосфере. И очень грустно бывает смотреть фильмы про революцию, про дореволюционную Россию - как вилкой по стеклу: все фальшь, нет запаха времени. А он очень важен и в кино и в театре. Я сейчас заканчиваю сценарий большого сериала, который пока называется "Герои и выродки революции", он охватывает отрезок с 1904 по 1924 год.
И если удастся мне передать этот запах эпохи: бородатые мужики на улицах, немое кино, другая энергетика, иррациональность в каждом кадре, зритель будет кожей чувствовать то давно отлетевшее время. Это должно в зрителя входить на подсознательном уровне. Из этих иллюзий вырос наш жуткий средневековый капитализм феодального типа. Он сразу стал монополией В "Дорогих товарищах!
Я в нем жил когда-то, его помню - и вот оно, рядом, совершенно живое. Это требует больших усилий от постановочной группы. Андрей Кончаловский: Это не только усилия, это прежде всего культура. Художников-постановщиков, операторов...
Это база кинематографа, но в современном кино она почти разрушена. Премьера в Венеции 7 сентября. А когда в России? Андрей Кончаловский: Надеюсь, 7 ноября или немного позже, мы ждем точную дату от дистрибьюторов.
Что с задуманным вами проектом "Карантин по-русски"? Андрей Кончаловский: Это документальный фильм, который основан на селфи, снятых разными людьми в карантине. Еще раньше я сделал и другую документальную картину, которая должна выйти в октябре этого года, - Homo sperans, "Человек неунывающий". Это своего рода мозаика российской современной жизни, ее фрагменты, выхваченные из разных точек страны от Сибири до Кубани.
Несколько новелл о том, как живут русские люди, и в чем причина этого их неунывания. Для меня эта картина - в какой-то степени каденция на тему "Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына", только в центре уже не один персонаж, а восемь человек, раскиданных по огромной стране. Надеюсь, тебе понравится. В развитие этого опыта и задуман документальный проект "Карантин по-русски".
Здесь та же проблема - отбор: надо взять характеры наиболее типичные и в то же время наиболее интересные. Думаю, через год мы этот фильм закончим. Андрей Кончаловский перед началом съемок фильма о Микеланджело Буонарроти "Грех" 2019. Уже его полнометражный дебют "Первый учитель" участвовал в соревновании за "Золотого льва" в 1966 году.
В 2002 году Особым призом жюри был награжден его "Дом дураков". В 2016-м "Серебряный лев" за режиссуру был присужден фильму "Рай". Справка "РГ" События 1962 года в Новочеркасске На электровозостроительном заводе, крупнейшем в 145-тысячном городе, объявили о снижении зарплат на 30-35 процентов. Почти одновременно пришло сообщение о повышении цен в стране на жизненно важные продукты - и тоже до 35 процентов.
Люди стали паниковать, только за картошкой очереди выстраивались с часу ночи. В цехах завода шли горячие споры: как жить дальше? К рабочим вышел директор завода Курочкин и произнес историческую фразу: "Нет денег на мясо - ешьте пирожки с ливером! Начался стихийный бунт, в котором не было лидеров, - впоследствии за подстрекательство "уголовно-хулиганствующих элементов" были осуждены случайно выхваченные из толпы люди.
Число бастующих быстро росло, сочувствующие перекрыли железнодорожные пути, над городом ревели фабричные гудки.
Сталинист может разделить веру героини в "великого кормчего". А я чувствую в этом вашу горечь... Андрей Кончаловский: Конечно!
Потому что и наша жизнь амбивалентна. Нет виноватых! Это все жертвы. Я фактически продолжаю тему "Рая", именно там окончательно сформировалась идея "Дорогих товарищей!
В "Рае" герой - аристократ и убежденный нацист - зеркальное отражение той идеологии. Я стараюсь снимать картины на вечные темы... А все параллели с текущей реальностью каждый зритель проводит и толкует по-своему У вас важное место занимают кадры из фильма Александрова "Весна" с духоподъемным "Весенним маршем" Дунаевского. Он звучит и на финальных титрах, перекликаясь с гимном СССР, который нас встречает вместо увертюры.
Я люблю и фильм Александрова и марш Дунаевского и не считаю их пропагандой - они выражают важную часть реальных умонастроений "весны человечества", как писал цитируемый там Маяковский. Когда этим маршем завершается трагедия "Дорогих товарищей", в этом есть и горечь и одновременно некий странный, зыбкий, иррациональный свет. Андрей Кончаловский: Это все та же амбивалентность. По слову Чехова, в жизни все перемешано: прекрасное с уродливым, умное с глупым, звериное с ангельским.
Я тоже люблю этот марш, тем более что текст к нему написал мой отец и часто его напевал. Понимаешь, фильм ведь сочиняешь не с начала - он рождается от какого-то вдруг возникшего образа. Я представил себе сцену в машине, когда героиня, убедившись, что ее дочь мертва, срывающимся голосом поет этот марш: "Товарищ, товарищ, в труде и в бою... Когда этот марш становится спасением от смерти.
Я сказал Юле, что она будет петь этот марш, и она усомнилась: "Не понимаю, почему! История-хромоножка Меня эта сцена поразила трагизмом и емкостью - в ней идеально отразилось время. Одновременно страшное и прекрасное - на разрыв души. Непримиримые внутренние противоречия огромного сообщества разных, но во многом единых людей.
Вы и прежде снимали об особенностях русского мышления, о силах, которые колышутся в душах, но не находят выхода: в "Сибириаде", в "Романсе о влюбленных", где романтический порыв опрокидывался в прозу реальности, в процессах, которые произошли с Асей Клячиной в перерыве между "Хромоножкой" и "Курочкой Рябой". Что, эта вечная упертость носом в стенку - особенность национального сознания? Андрей Кончаловский: Жизнь сама по себе безвыходна... Ну почему - мир продолжает двигаться.
Это мы все время возвращаемся к давно скомпрометировавшим себя идеям. Андрей Кончаловский: Возвращение к антикапиталистическим настроениям абсолютно неизбежно, в этом смысле я - латентный марксист. Другой вопрос, в какой форме будет осуществляться насилие государства над человеком, чтобы подавить его алчность, индивидуализм, жажду власти. Но если этого не делать, мы приходим к империализму.
Любое общество - подавление одного класса другим. Мы прошли через драматичный, но чрезвычайно важный исторический опыт, который дал стране мощный толчок. Не случайно даже Кисинджер сожалел о гибели Советского Союза. Другой вопрос, что у нас, выросших в СССР, возникла к нему идиосинкразия и по-прежнему доминирует фантомное преклонение перед Западом.
Когда тебе двадцать лет, джинсы, рок-н-ролл, Camel становятся символами свободы: что хочу, то и делаю! И все сверху донизу думали, что если мы сейчас с Западом обнимемся, у нас станет как там. Но из этих иллюзий вырос наш жуткий средневековый капитализм феодального типа. Масса оказалась неспособной создать гражданское общество, и страна стала добычей наиболее предприимчивых людей - из них и образовались олигархи.
Русский капитализм сразу стал монополией. Что самое важное в зрелом капитализме? Буржуазия, средний класс, финансовые вложения которого и обусловливают его политическую независимость. А в русском варианте капитализма для него места нет.
Но ориентация на Запад - не порождение советских времен: Толстой большую часть "Войны и мира" написал по-французски... Слияние в Западом давно волнует русское общество, эта идея - одна из его корневых традиций. Андрей Кончаловский: Но тогда вспомним, скажем, пессимизм Чехова. Если глубже вслушаться в "Трех сестер" или "Вишневый сад", можно увидеть логику чеховского позитивизма.
Тяжёлая правда Андрея Кончаловского о расстреле в Новочеркасске — фильм «Дорогие товарищи!»
Тогда фильм не вошел в число номинантов. На этот раз его фильм «Дорогие товарищи! Всего на награду претендуют 15 фильмов из разных стран. Из России в шорт-лист премии также вошел фильм «Гунда» режиссера Виктора Косаковского.
Режиссер Андрей Кончаловский взял себе за цель возобновить ту эпоху на экране и показать жизнь советских людей, какой она была. Премьерный показ картины состоялся 7 сентября 2020 года на кинофестивале в Венеции. В основу сюжета легли забастовки, которые происходили в Новочеркасске в 1962 году.
Всего за два дня картину можно будет увидеть на фестивале 15 раз, сообщил « Кинорепортер ». Главную роль исполнила супруга режиссера Юлия Высоцкая. Реклама Премьера прошла с аншлагом: на утреннем сеансе 7 сентября зал был наполнен на две трети, несмотря на ограничения по коронавирусу. Финальные титры зрители встретили аплодисментами.
На втором месте оказалась драма «Француз» 2019 Андрея Смирнова. Третье место занял полнометражный дебют Филиппа Юрьева «Китобой» 2020.
Фильм, рассказывающий о юном чукотском охотнике, ранее был отмечен на «Кинотавре» в Сочи и на Венецианском фестивале.
«Кровавая бойня»: какие тайны хранит бунт рабочих в Новочеркасске 60 лет назад
Судебным решением по итогам событий в Новочеркасске семь их активных участников были приговорены к смертной казни и расстреляны, еще 105 человек получили внушительные сроки заключения (10-15 лет) и отправлены в колонии строгого режима. Картина о расстреле рабочих в Новочеркасске претендует на победу в номинации «Иностранный художественный фильм». Судебным решением по итогам событий в Новочеркасске семь их активных участников были приговорены к смертной казни и расстреляны, еще 105 человек получили внушительные сроки заключения (10-15 лет) и отправлены в колонии строгого режима.
Новочеркасский расстрел: «Кровавое воскресенье» по-советски
Премьера «Дорогих товарищей!» про так называемый «расстрел в Новочеркасске» состоялась на Венецианском фестивале, где Андрей Кончаловский получил спецприз жюри. Фильм Андрона Кончаловского «Дорогие товарищи!» вошел в шорт-лист премии Британской академии кино и телевизионных искусств в категории «Лучший неанглоязычный фильм». В фильме «Дорогие товарищи!» режиссера Андрея Кончаловского о расстреле демонстрации рабочих в Новочеркасске 2 июня 1962 года незримо присутствует Иосиф Сталин, умерший за девять лет до описываемых событий. Фильм повествует о расстреле демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году. В конкурсе Венецианского фестиваля показали фильм Андрея Кончаловского о жестоком подавлении рабочих волнений на Дону, начавшихся после повышения цен в 1962-м.
"Дорогие товарищи!": Правда или вымысел? Реальность и мифы Новочеркасска 1962 года
Теперь картине предстоит бороться с двумя десятками других творений от мировых режиссеров. Для основательного погружения в события шестидесятилетней давности съемки фильма проходили непосредственно в Новочеркасске, в Ростовской области, а также в Лужниках Москва , в съемочных павильонах. А супруге режиссера Юлии Высоцкой, взявшей себе роль в фильме чиновницы Новочеркасского горкома, пришлось вспомнить особенности интонаций местной донской речи. В съемках на Донской земле были намеренно заняты сотни непрофессиональных актеров из местных жителей, изготовлены специальные декорации. Несмотря на то, что фильм снимался в 2019 году, запланированную премьеру пришлось отложить до осени 2020 года из-за пандемии коронавируса.
Насильственное подавление демонстраций в Новочеркасске — выходящее из ряда вон, одно из самых кровавых событий времен «хрущевского» СССР в истории Донского края. В начале лета 1962 года тысячи рабочих заводов Новочеркасска вышли на улицы города, бастуя против низкого качества жизни. Конкретно на Новочеркасском электровозостроительном заводе тогда широко использовался тяжелейший физический труд из-за технической отсталости и плохих бытовых условий.
Однако высокая итальянская мелодрама — та, что ведет свою родословную от оперы и не сдала позиций даже с пришествием в кино неореализма, — «Дорогим товарищам! На счету Кончаловского есть, кстати, постановки Джузеппе Верди, и оперная чувственность, оперная сентиментальность явственно ощутимы в этом неожиданно сдержанном и обошедшемся без оригинальной музыки фильме. Первые доступные для публикации кадры из «Дорогих товарищей! И начинается фильм с гимна СССР — но звучит гимн из потрескивающего домашнего радиоприемника и сопровождает интимно-будничную сцену: Людмила Семина Юлия Высоцкая выпрыгивает из кровати «чужого мужика», коллеги по горкому Виктора, отправившего семью в санаторий; одевается второпях — проснулась ни свет ни заря, чтобы успеть за партийным пайком, пока паника не поднялась и соль со спичками не смели. Вместо утренних ласк — разговор про цены на молоко и инструкцию ЦК, в духе советского кафкианства обещающую, что рост цен приведет «к поднятию жизненного уровня в самое ближайшее время». Возникает вопрос!
Медсестра-фронтовичка, служащая теперь в горкомовском отделе промышленности, вдова солдата, прячущая за рублеными фразами нежность к дочери Светке, связавшейся с заводским «хулиганьем». Сама Людмила до поры настроена к бунтовщикам решительно; когда заезжий кремлевский гость лицемерно предлагает «поговорить с народом», не сдержавшись, выступает с места: «Что с ними разговаривать? Арестовать всех. Арестовать и судить по всей строгости, а зачинщиков — к высшей мере наказания». И сама готова отвечать также по всей строгости, не страшась быть разжалованной в фельдшеры: «Работу не сделали». Неоднозначная общественная позиция Кончаловского вкупе с его снобизмом могут легко застить очи либеральной общественности и спровоцировать неприязнь к фильму; еще и в симпатиях к Сталину не ровен час упрекнут, поставив знак равенства между автором и героиней. У Людмилы иконическое фото генералиссимуса — на заветном месте, вместе с семейными фотографиями, рядом с карточкой погибшего на фронте мужа. Ей неуютно — как большинству обывателей, что в 1960-е, что сейчас, — в нерегламентированном мире, она тоскует по той поре, когда было «все понятно, кто свой, кто враг, а тут — непонятно». Впрочем, «перековки» убежденной сталинистки не произойдет и в финале — но так честнее; если бы Кончаловский завершил фильм полным идейным перерождением «бешеной» Семиной, вышло бы лицемерно, как в липовых партийных рапортах «о единодушной поддержке повышения цен студентами и рабочими».
А Семина и лицемерие — вещи несовместные; и если в чем автор и солидаризуется с героиней, так это в стремлении жить, руководствуясь своим чутьем, принципами и совестью. Вообще же, Кончаловский в этом коллективном портрете народа точно улавливает суть, сформулированную в песне вряд ли близкого ему Высоцкого: «А на левой груди — профиль Сталина, а на правой — Маринка анфас». Так тут и живут, мечтая о крепкой руке вождя и радуясь разным будничным частностям, между Сталиным и Маринкой; и вот этой условной «Маринки» в фильме больше; а контрапунктом первых выстрелов становится сладкая эстрадная «Рула-терула».
Поначалу Людмила тупо будет твердить: пусть только появится, сама ее приведу куда надо, пусть государство перевоспитывает. Начнет искать по больницам и в морге. В этот момент мир станет другим. Владислав Комаров сыграл сотрудника КГБ, который непонятно почему начинает помогать Людмиле в поисках ее дочери, рискуя работой и жизнью. Объяснение одно — любовь, пусть пока только-только зарождающаяся. Но искры нет, поэтому много вопросов, почему происходит то, что происходит. Есть в картине просто уникальные роли. Сергей Эрлиш, а он — не актер, сыграл отца Людмилы, донского казака, извлекающего из сундука казачью форму с наградными крестами, икону Казанской Божьей Матери. В полной амуниции он каждый день сидит на кухне, выпивает и разговаривает с Богом. Эти сцены грандиозные. В эпизодической роли врача Фаины Петровны в закрытой на карантин больнице снялась великолепная актриса Донского театра драмы и комедии Ирина Шатохина. В массовых сценах снимались жители Ростовской области. Это они вышли на улицы во время съемок с портретами Ленина и Сталина, транспарантами: «Хрущева на мясо! Такое ощущение, что это ожившие фотографии прошлого. Площадь от крови не отмывается. Она словно прикипела к асфальту. Пришлось ее заново асфальтировать. По ней разбросана обувь тех, кого, скорее всего, уже нет. Кровь черная. Картина черно-белая. Мы видим квадрат экрана, ничего общего не имеющий с современным. Снимал «Дорогих товарищей! Кадр парикмахерской, куда еще недавно заходила Людмила и где теперь лежит убитая парикмахерша, а за окном — памятник Ленину, — словно картина.
Мифы о событиях в Новочеркасске в июне 1962 года Сегодня вокруг событий июня 1962 года в Новочеркасске существует множество мифов. Рассмотрим только основные из них: Цены были увеличены «по просьбам трудящихся». Практически все современные издания, которые сегодня рассказывают о событиях 1962 года в Новочеркасске и расстреле там рабочих, так или иначе затрагивают тему, что в печатных изданиях подчеркивалось, что цены на мясомолочную продукцию увеличиваются по просьбам трудящихся. Выше в данной статье приведена выдержка из газеты Правда, но там никакого упоминания о просьбах трудящихся нет. Шапошников отказался применять оружие против мирного населения. Никаких документальных подтверждений того, что Шапошников получил этот приказ, и что он от него отказался, не существует. Однако сомнительно, что генерал мог проигнорировать приказ, но при этом не лишиться своей должности. Более того, Шапошников еще на протяжении 4 лет занимал свою должность, и это при горячем и ярком характере Хрущева. Гораздо более важный вопрос - почему Шапошников позволил демонстрации пройти через мост? Не было ли это частью плана. Ведь танковой дивизии вполне хватает сил и средств для препятствия движения толпы даже без применения оружия... Митинг на заводе 1 июня 1962 года был стихийным и незапланированным. Конкретных фактов ни у кого нет, но многие современные исследователи данного события отмечают, что на территории завода действовала целая группа лиц, которая убеждала рабочих на участие. Применялись даже угрозы. Хрущев был не в курсе событий и не отдавал приказ на открытие огня. Исторический факт - Хрущев знал о событиях в Новочеркасске: есть стенограмма его совещания с руководителями спецслужб. Что касается второй части мифа, то мы никогда не узнаем кто отдавал приказ стрелять, но в Новочеркасске находилось руководство партии в частности Микоян. Эти люди всегда действуют только с разрешения сверху. Историческое значение Главный итог расстрела рабочей демонстрации в Новочеркасске в июне 1962 года заключается в окончательном разрыве связи между советским государством и советскими гражданами. Точка невозврата была пройдена, поскольку социалистическое государство применило оружие против собственных граждан, которые всего лишь выступили против увеличения цен! После этого государство СССР и народ никогда не выступали единым фронтом. Памятник расстрелянным рабочим в Новочеркасске Что касается непосредственных событий в Новочеркасске, то все участники этого дела в последующем были реабилитированы: большая часть еще при Брежневе, но окончательно все в 90-е годы уже после распада Советского Союза. В девяностые годы прокуратура РФ провела расследование Новочеркасских событий 1962 года и пришла к нескольким любопытным выводам: Армия не открывала огонь по людям. Это делали снайперы, которые занимали позиции на крышах. Накануне в город приехали «27 музыкантов вместе с дирижером», которых заселили на второй этаж гостиницы, при этом насильственно оттуда выселили людей, которые там уже проживали.
Хроники Империи зла. Павел Матяж о фильме «Дорогие товарищи»
Фильм снят в технике чёрно-белого кино. Главную роль в картине исполнила Юлия Высоцкая. Ранее «Медуза» опубликовала трейлер фильма «Дорогие товарищи». Его премьера для широкого зрителя запланирована на ноябрь.
Главную роль в картине исполнила Юлия Высоцкая. Ранее «Медуза» опубликовала трейлер фильма «Дорогие товарищи». Его премьера для широкого зрителя запланирована на ноябрь.
Ксения Егорова.
И это была абсолютно неадекватная реакция руководства завода на требования работников. К сожалению, мне сложно вспомнить, когда тематика, связанная с рабочим движением, являлась основой для художественного произведения — советского или российского. Примеров таких не много: в рубрике «Киномеханика», которую мы ведем в газете «Солидарность», таких фильмов почти нет — я имею ввиду, советских и российских. Конечно, это тоже форма привлечения внимания широкой аудитории к тематике рабочего движения. То, что ей занялся один из наиболее известных сегодняшних режиссеров — Андрей Кончаловский — это замечательно.
Фильм о расстреле демонстрации в Новочеркасске «Дорогие товарищи! Церемония прошла накануне вечером в столице России. При вручении престижной статуэтки Кончаловский отметил, что фильм появился благодаря сценаристу Елене Киселевой и поблагодарил свою «музу» и супругу Высоцкую.