Ключевые факторы, которые могут повлиять на выбор метода коррекционного воздействия для сложных задач: Уровень сложности задачи и психического отклонения. Психокоррекция и психотерапия имеют некоторые отличия в способах и методах воздействия на человека, но в целом они направлены на устранение психических нарушений, приспособление и адаптацию человека в социальном окружении.
Психокоррекция в рилив-терапии методом проблемных тематических вопросов
Нередко в один урок включается материал из разных разделов математики, что влияет на его организацию, структуру, выбор методов и приемов. Сложность выбора метода коррекционного воздействия также заключается в том, что эффективность различных методов может изменяться в зависимости от конкретной ситуации и времени. Описание случаев, когда применяют КПТ, а также методы и техники когнитивно-поведенческой психотерапии.
6.1.2. Принципы построения коррекционно-развивающих программ
Методы психокоррекции очень различны, а выбор метода зависит от психотерапевтического направления, к которому принадлежит специалист. Выбор метода коррекционного воздействия на практике зависит от множества факторов, которые влияют на его эффективность и применимость в конкретной ситуации. Деятельностный принцип определяет предмет приложения коррекционных усилий и задает способ коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка путем формирования обобщенных способов ориентировки. При выборе метода коррекционного воздействия на различные сферы общества необходимо учитывать политические и экономические факторы. В качестве основных механизмов коррекционного воздействия могут рассматриваться корригирующие эмоциональные переживания, конфронтация и научение.
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия ответ
Реципрокная ингибиция. Негативные мысли, эмоции, паттерны поведения замещаются позитивными. Подавить тревогу, страх можно, если включить противоположные раздражители — релаксацию или гнев. Важный момент: при удалении неправильного элемента нужно обязательно заполнить образовавшийся пробел. Человек находится во власти иррациональных установок — «должен», «нужно», «следует», воспринимает происходящие события именно с позиции этих стереотипов, а затем действует на основе своих интерпретаций. РЭПТ помогает изменить схемы мышления и учит вести себя более рационально. Парадоксальная интенция. Автор этого метода — австрийский психиатр Виктор Франкл — предлагает еще раз прожить проблемную ситуацию, но изменить свое поведение на 180 градусов.
Например, если пациент страдает от бессонницы, психотерапевт рекомендует бодрствовать, а не пытаться заснуть всеми возможными способами. Этот метод используется как инструмент неотложной психотерапевтической помощи. Работа проходит в три этапа: остановить мысль, которую нужно стереть, — расслабиться — закрепить результат, представив что-то приятное. Упражнения «Диалог с самим собой».
На занятиях применяю : - игры с мягкими игрушками; - анималотерапевтические игры и упражнения, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы; - упражнения на развитие речи и общения. Для автоматизации и дифференциации звуков: скороговорки, чистоговорки, стихи, стихи-небылицы, загадки, потешки, где главные герои — животные. В заключении хочется ещё раз сказать, что анималотерапевтический метод расширяет сенсорный опыт ребенка, развивает целостность восприятия, даёт импульс фантазии и воображению, снижает эмоциональную напряженность, агрессивность, облегчает снятие заторможенности, уменьшает чувство тревоги у учащихся. Опыт проведения регулярных занятий с детьми показал эффективность применяемых методик, подтверждаемую результатами педагогического наблюдения. Проводимая таким образом работа способствует повышению эффективности в развитии эмоциональной, познавательной и двигательной сфер у школьников с интеллектуальной недостаточностью. Публикации по теме:.
Цели формулируются в позитивной форме — не как описание нежелательного поведения или личностных особенностей, которые должны быть устранены, а как содержательный ориентир для дальнейшего роста и формирования деятельности, структур личности и способностей, обеспечивающих этот процесс. Цели должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы. Необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективы развития личности, учитывая, что эффекты коррекции могут проявляться на протяжении достаточного длительного временнго интервала. Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ.
Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью времени занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активного участия в занятиях самого клиента.
На успешность коррекционной работы влияет пролонгированность коррекционного воздействия. Даже после завершения коррекционной работы желательны контакты с клиентом с целью выяснения особенностей поведения, сохранения прежних или возникновения новых проблем в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение 1-2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий. Эффективность коррекционных программ существенно зависит от времени осуществления воздействия. Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии, чем раньше начата коррекционная работа, тем большая вероятность успешного разрешения трудности развития.
Факторы, определяющие эффективность психокоррекции 2.
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия — правильный подход к выбору метода ответа
способ неуловимого проникновения в подсознание собеседника и эффективного воздействия на него через неосознаваемые процессы. Принципы построения коррекционных программ определяют стратегию и тактику их разработки, т.е. определяют цели и задачи коррекции, методы и средства психологического воздействия на ребёнка. способ неуловимого проникновения в подсознание собеседника и эффективного воздействия на него через неосознаваемые процессы. Какие факторы влияют на выбор метода и заставляют воспитателя отдавать предпочтение тому или иному пути достижения цели? Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена.
Лекция по дисциплине «Психолого-педагогическая коррекция»
Основные права и обязанности Работников. Это, как правило, люди с достаточно развитой силой воли, но до начала психокоррекционного воздействия не убежденные в том, что у них действительно есть проблемы, над которыми стоит работать, или просто не верящие в то, что с помощью психолога им удастся эти проблемы решить. Исходит из того, что в понимании своей проблемы клиент прав. Обсуждаются с ним различные точки зрения на данную проблему. Психолог, заранее не отвергая и не отрицая возможную правоту клиента, не пытаясь сразу и полностью его переубедить, приглашает его выслушать и взвесить разные точки зрения. Прежде чем предоставить клиенту такую возможность, необходимо договориться с ним о том, что он и психолог находятся, друг с другом в равнопартнерских отношениях и имеют право не только ставить друг перед другом вопросы, но и делать вполне самостоятельные выводы, принимать независимые решения.
Проявление в работе с детьми педагогического такта — подразумевает постоянное поощрение детей за проявленные успехи в учебе и развитии, оказание своевременной и тактической помощи учащимся, развитие в них веры в собственных возможностях и силах. Успешность коррекционной работы и повышение качества коррекционного обучения, достигается посредством опоры на следующие принципы: Принцип динамичного развития Принцип продуктивной обработки учебного материала и информации. Принцип развития и корректировки высших психических процессов и функций Принцип повышения мотивации к процессу обучения Проведение коррекционной работы требует от педагога соблюдения ряда требований: Исключение из работы методов принуждения, основной упор на приемы активизации работы учащихся посредством свободного выбора деятельности, выполнения наиболее привлекательных для ребенка заданий и творческих работ. Обеспечение условий продвижения от легкой деятельности к более сложной и разноуровневой работе. Оказывать всю необходимую поддержку детям в развитии собственных потенциальных возможностей, посредством использования заданий на сообразительность, смекалку, креативность, творческое мышление и т.
Негативная форма определения целей коррекции представляет собой описание поведения деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, описание того, чего не должно быть. Позитивная форма представления коррекционных целей, напротив, включает описание тех форм поведения, деятельности, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы у клиента. Позитивная форма определения целей коррекции содержательно задает ориентиры для точек роста индивида, раскрывает поле для продуктивного самовыражения личности и тем самым создает условия для постановки личностью в дальнейшей перспективе целей саморазвития. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений. Если цели далеки от реальности, то психокоррекционная программа являет собой большее зло, чем ее отсутствие, так как опасность состоит в том, что создается впечатление, что делается что-то полезное, и поэтому заменяет собой более существенные усилия. При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития. Нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе коррекционной работы; к моменту ее завершения; и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов коррекционной работы. Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ. Задачи коррекционной работы могут быть поставлены только на основании диагностического обследования, оценки зоны ближайшего развития и тех коррекционно-педагогических средств, которые следует применять, чтобы поднять ребенка на более высокий уровень психического развития. На основании поставленных целей можно вывести следующие задачи, которые может ставить психолог: - предупреждать возникновение проблем развития ребенка; - оказать помощь содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации; - повышать психолого-педагогическую компетентность психологическую культуру родителей воспитанников и педагогов дошкольного образовательного учреждения; -развивать психические процессы у детей с задержкой психического развития; - осуществлять коррекцию негативных тенденций развития; - развивать индивидуальные качества и возможности каждого ребенка. Участники Субъект психокоррекции — психолог. Осуществляя психолого- педагогическую коррекцию, психолог организует занятия с ребенком и его родителем чаще матерью. Он использует психологические средства, помогая клиенту ребенку, родителю справиться с трудностями психологического характера. Однако в реальном процессе психологической помощи оба вида воздействия тесно переплетаются между собой. Более того, в современном понимании психотерапия больше ориентирована именно на психологические средства воздействия на клиента, при использовании которых он остается активной стороной, принимающий на себя равную долю ответственности за результаты психокоррекционного процесса. Проведение психолого-педагогической коррекционной работы требует от психолога теоретической, практической и личностной готовности.
Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии, чем раньше начата коррекционная работа, тем большая вероятность успешного разрешения трудности развития. Факторы, определяющие эффективность психокоррекции 2. Значение для клиента освобождения от имеющихся проблем. Характер проблем клиента. Готовность клиента к сотрудничеству. Ожидания психолога, осуществляющего коррекционные мероприятия. Профессиональный и личностный опыт психолога.
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия — правильный подход к выбору метода ответа
Ожидания психолога, осуществляющего коррекционные мероприятия. Профессиональный и личностный опыт психолога. Специфическое воздействие конкретных методов психокоррекции. По мере распространения психокоррекционной помощи вопрос об оценке ее эффективности становится все более актуальным. Это относится как к временным аспектам работы психолога быстрое и эффективное воздействие , так и к качеству коррекционной работы. При оценке эффективности воздействия могут использоваться объективные психофизиологические методы, регистрирующие вегетативно-соматические, физиологические и психические функции. Поиск критериев эффективности психокоррекционного воздействия всегда будет требовать учета своеобразия механизмов нарушений, используемых методов воздействия и тех целей, которые стремятся реализовать с их помощью.
Выводы Современный этап развития теории и практики психологии, нейропсихологии, коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития детей, что имеет важное научно-практическое значение. Последнее время стало все больше уделяться внимания проблеме изучения и коррекции различных психических расстройств у детей. Исследования подтверждают ведущую роль коррекции в обеспечении развития детей и подготовки их к жизни, труду. Конкретные методические пути использования процесса обучения в целях коррекции могут быть весьма разнообразными. Они зависят от объективного содержания учебного материала, от большей или меньшей возможности использования практических работ в учебном процессе и способов сочетания практических и словесных средств обучения.
Не все родители могут позволить себе определенные методики, поэтому важно выбрать методику, которая будет доступна и реализуема для ребенка. Опыт и квалификация педагога: Успех и эффективность применения методики во многом зависят от опыта и квалификации педагога.
Некоторые методики требуют специальных знаний и навыков, поэтому имеющийся опыт и квалификация педагога могут оказаться определяющими факторами при выборе методики. Научные и практические обоснования: Важным фактором является состоятельность и научная обоснованность выбранной методики. Отсутствие научных и практических обоснований может снизить эффективность методики и ослабить ее значимость. Возможности индивидуализации: Коррекционное воздействие должно быть адаптировано к индивидуальным особенностям ребенка. Поэтому важно выбрать методику, которая предоставляет возможности для индивидуализации и адаптации под конкретные потребности ребенка. Мнение родителей и семьи: Родители и семья являются непосредственными участниками в коррекционном воздействии на ребенка. Их мнение и предпочтения также должны быть учтены при выборе методики.
Родители должны быть уверены в эффективности и приемлемости выбранной методики для своего ребенка. Возможности ребенка и цели воспитательного процесса Выбор метода коррекционного воздействия в большой степени определяется возможностями ребенка и целями воспитательного процесса. Каждый ребенок уникален и имеет свои индивидуальные особенности, поэтому важно учитывать его способности, потребности и развитие при выборе метода коррекции.
Воздействие направлено на исправление тех областей психики, которые функционируют некорректно. Психокоррекция помогает человеку наладить эмоциональный фон, ощутить гармонию с собой и окружающей средой, улучшить самочувствие в целом. В отличие от практик психотерапевта, методики данной сферы ориентированы на людей, не страдающих психическими расстройствами.
Объектом воздействия специалиста становится обычный человек, столкнувшийся с трудными жизненными обстоятельствами. Психологическая коррекция оказывается так называемой «скорой помощью» для человека, которому в короткий срок необходимо решить определённую проблему. Цели, задачи и принципы психокоррекции Основной целью психокоррекционных методик является избавление клиента от состояния, провоцирующего психологический дискомфорт. В этом контексте перед психологом стоят следующие задачи: помочь клиенту выйти на новую ступень личностного развития; стимулировать к росту эмоционально-волевую сферу; предложить профилактические приёмы, которые воспрепятствуют эмоциональному выгоранию; выявить корни детских страхов; сформировать отсутствующие навыки, например, коммуникативные; способствовать развитию памяти, мышления, произвольного внимания; откорректировать деструктивные модели, заложенные в сознании клиента; помочь с повышением социально-психологического статуса человека в коллективе; подтолкнуть клиента к творческому самовыражению; улучшить стрессоустойчивость и работоспособность; до определённых пределов «сдвинуть» барьеры, которые установила психика для собственной защиты; исправить пищевое поведение. Виды коррекционной терапии Психокоррекция делится на несколько типов.
Сегодня термин «импотенция» в случае длительной более 6 мес неспособности мужчины «достигать и поддерживать эрекцию» заменен на более благозвучный и менее обидный — «эректильная дисфункция», «сексуальная дисфункция». ЭСТ элекстросудорожная терапия при лечении психических расстройств. Кардинальным отличием современной методики ЭСТ является использование современной анальгезии и физиологично действующих кортокоимпульсных аппаратов конвульсаторов.
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия?
Основными механизмами коррекционного воздействия в игротерапии являются [200]. Выбор метода коррекционного воздействия зависит от. Выбор методов и техник коррекционной работы, определение критериев оценки ее успешности в конечном счете будут определяться ее целями. При выборе средств коррекционного воздействия необходима уверенность в причинах того или иного нарушения. Эффективные приемы коррекционного воздействия.