Интерфакс: Пуск ракеты "Союз-2.1а" с кораблем "Союз МС-25" к МКС с космодрома Байконур отменен, сообщили в ходе трансляции, которую ведет "Роскосмос".
Почему Байконур пора возвращать из аренды? 5 причин назвали эксперты
время тёплых встреч и улётных приключений. Дата запуска: 11 сентября 2024 Даты тура: 8-12 сентября 2024 Стоимость участия: от 160 000 руб. За вклад в подготовку и проведение в городе Байконуре выборов Президента Российской Федерации глава администрации наградил нагрудным знаком «Город Байконур» заместителя председателя Территориальной избирательной комиссии города Байконура Александру. Читайте последние новости дня по теме Байконур: Корабль "Союз МС-25" с новым экипажем МКС вышел на орбиту, Космический грузовик "Прогресс МС-25" вышел на околоземную орбиту. Пуск ракеты с пилотируемым кораблем «Союз МС-25» с космодрома Байконур перенесен. С Байконура на МКС успешно стартовала ракета-носитель «Союз» с самарскими двигателями.
Борисов: пуск «Союза МС-25» отменен из-за просадки напряжения источника тока
Если «Роскосмос» уйдет, будут закрыты 7500 рабочих мест, – заявил аким Байконура Константин Бусыгин в интервью Agence France-Presse. Главной проблемой журналисты называют запуск ракеты с Байконура – его придется опять перенести, так как стартовая площадка все еще не готова. С чем же связан последний скандал, конечным итогом которого, по самым пессимистическим прогнозам, может стать потенциальный уход России из Байконура? Технологии - 21 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга -
Все материалы
- Чёрный день Байконура. Почему 24 октября на космодроме не запускают ракет | Аргументы и Факты
- Долго ждать следующего запуска?
- Россия может уйти из Байконура из-за скандала и санкций
- Россия предложила Казахстану продолжить пуски ракет "Протон" с Байконура
- Последние новости о Байконуре
Пуск корабля "Союз МС-25" с Байконура к МКС отменен
Гибель «Бурана»: как под завалами прогнившего здания была потеряна последняя гордость советской космонавтики 52 123 26 ноября 2020 в 8:00 Автор: darriuss. Фото: buran. Многоразовая транспортная система из мощнейшей в истории страны ракеты-носителя «Энергия» и орбитального корабля «Буран» , способного самостоятельно возвращаться на Землю, казалась не просто вынужденным ответом на аналогичный американский проект «Спейс Шаттл», а следующим логичным этапом эволюции отрасли. Однако первый полет «Бурана» ровно 32 года назад, в ноябре 1988 года, оказался и последним. А спустя 13 с половиной лет этот корабль и вовсе погиб под обрушившейся на Байконуре кровлей монтажно-испытательного корпуса.
И эта последняя страница истории советского шаттла как нельзя лучше отразила стремительную деградацию, которую претерпела сфера, справедливо представлявшая прежде гордость десятков и сотен миллионов человек. Последняя программа империи Тот единственный запуск и полет изделия 11Ф35, под которым у разработчиков из НПО «Энергия» понимался орбитальный корабль «Буран», состоялся 15 ноября 1988 года. Двум виткам вокруг Земли, длившимся 205 минут и успешно завершившимся посадкой на аэродроме Юбилейный космодрома Байконур, предшествовали 14 лет напряженной работы тысячи различных коллективов научных, инженерных, промышленных и полтора десятка миллиардов потраченных тогда еще достаточно полновесных советских рублей. Как показало скорое будущее, потраченных, по сути, совершенно впустую.
Среди некоторых специалистов бытует мнение, что сама по себе многоразовая транспортная космическая система МТКС «Энергия — Буран» не представляла собой естественный этап эволюции советской космонавтики, а была чуть ли не навязана отрасли извне военно-промышленным лобби, поддавшимся возможно, даже панически потокам информации об аналогичном проекте «вероятного противника», известном как «Спейс Шаттл». Советские генералы, а за ними и гражданское руководство страны, предполагали, что американские космические челноки могут быть использованы для похищения с орбиты советских спутников и прочих космических кораблей, а также для транспортировки ядерного оружия. Его теоретическое применение с борта шаттла могло обойти систему раннего предупреждения о ракетном нападении и тем самым дать возможность нанести решающий удар по СССР. Вероятно, этих соображений оказалось достаточно для принятия в 1974 году решения о создании похожей советской многоразовой системы.
Очередной пример того, насколько важным было для Советского Союза «догнать и перегнать», ну или хотя бы достичь паритета с США, в том числе и в этом вопросе. После оформления стратегического решения и получения под него исправного финансирования проект «Энергия — Буран» постепенно раскрутился во всю мощь, хотя, естественно, и оказался хлопотным дельцем, растянувшимся почти на полтора десятилетия. Кроме работ по созданию ракеты-носителя и орбитального корабля, под их запуск формировалась и соответствующая инфраструктура, ведь во многих отношениях с ничем подобным советская космонавтика еще не сталкивалась. Важнейшую роль приобретала авиационная составляющая, ведь «Буран» был, по сути, ракетопланом, орбитальным самолетом.
Для его нужд на Байконуре в начале 1980-х был построен новый аэродром Юбилейный. Еще два резервных аэропорта в Крыму и на Дальнем Востоке подверглись серьезнейшей реконструкции, в том числе с доведением ВПП до требуемой длины. Были соответствующим образом оборудованы и 14 запасных мест посадки на случай форс-мажора: ими стали аэропорты, аэродромы и авиабазы не только в СССР, но и за его пределами например, на дружественной Кубе. Под программу спроектировали и построили в единственном экземпляре крупнейший самолет мира Ан-225 «Мрия», который должен был перевозить не только компоненты МТКС, но и сам челнок в полностью собранном виде.
Ракета-носитель «Союз-2. Экипаж корабля здоров, он покинул ракету и отправился снимать скафандры. На помощь угодившему в ловушку животному пришли сотрудники МЧС России.
С него всё ещё будут осуществляться запуски ракет «Протон» и «Союз». Но основная пусковая работа в любом случае ложится на Восточный. Запуск пилотируемой миссии на МКС. Тем не менее у Байконура есть ещё порох в пороховницах, в частности с него планируют запускать ракету «Союз-5» aka украинский Зенит-2 , полутяжелого класса 17 тонн полезной нагрузки. Первые полёты Союза-5 Иртыш планируют на начало 2024 года, помимо казахстанского комплекса для ракеты будет возведен стартовый стол на Восточном, а также, возможно, будет использован комплекс «Морской старт» для запуска ракеты с экватора. Но вот пройдет время, МКС будет затоплена, запуски «Иртыша» и «Союза» полностью переместятся на Восточный и настанет время, когда Казахстан останется один на один с Байконуром. И мы возвращаемся к нашему вопросу из второго абзаца.
А ответ на него, к сожалению, лишь один. Байконур, как космодром, ждёт смерть и забвение. Да потому что он никому не нужен. Казахстан не та страна, которая способна потянуть национальную космическую программу хоть в каком-либо виде в ближайшие 10-20 лет нет, ну конечно никто не исключает, что Токаев вот прям сейчас начнёт рыночные реформы и сделает из Казахстана вторую Южную Корею, но такой сценарий всё же маловероятен.
Казахстан открыл новую школу в одном из районов. Вообще, во время своих последних командировок я радовался, как оживает город. Сейчас в Байконуре официально проживают 77 тысяч человек. Больше 70 процентов — граждане Казахстана после 90-х сотрудники космических предприятий, и прежде всего военные, космодром покидали, а жители Кызылордынской области занимали опустевшие квартиры. Многие горожане с казахстанскими паспортами сейчас работают на российских космических предприятиях. А для жителей окрестных аулов переселиться «за периметр» и сегодня - мечта.
Еще одно уточнение: российских военных на космодроме нет. Байконур - космодром гражданский. Те военные, которые после вывода российских частей решили продолжать работу, связанную с подготовкой и запуском космической техники, погоны сняли. Достаточно ли сил в Байконуре для пресечения попыток противоправного поведения, как внутри города, так и мало ли что снаружи — если кому-то захочется без разрешения прорваться за периметр? Уверен, что да. В Байконуре активная и слаженная полиция, которая обеспечивает безопасность во время подготовки и стартов ракет. Есть СОБР.
«Здесь нет будущего...» - почему россияне покидают Байконур
Лучше сформировать международную управляющую компанию, которая бы управляла им, и мы бы смогли развивать наши кадры. Пока в космической отрасли, мы, Казахстан, грустный вахтер на шлагбауме. Мы не строим ракеты, а только жилые комплексы. Может время начать готовить своих инженеров? Развитие своих космических проектов — пятая причина. Если бы мы отказались от российской монополии и вели дело в международном сотрудничестве, включая в этот формат и другие космические державы, которые сейчас опережают по этим технологиям ту же Россию, — это США, Китай, Южная Корея, Япония, европейские страны, мы от этого сотрудничества имели бы куда больше, чем неработающие спутники. Оба этих проекта накрылись медным тазом. Мы понесли многомилионный ущерб, доверившись российской стороне. Ни моральных, ни материальных компенсаций сделано не было.
Такое сотрудничество неэффективно и неравноправно», — считает политолог Расул Жумалы. Здесь нет никакой антироссийской политики, которую некоторые могут углядеть. Просто пока государство выделяет миллиарды на космос, космос будет не коммерциализирован, а коррупционизирован. Именно поэтому Байконур должен управляться компанией из специалистов десятка стран. А пока же российская сторона выжимает все соки из космодрома. Даже организовывают туры на запуск ракеты. Сейчас идет набор желающих посмотреть за стартом космического корабля 5 октября.
Ведь в этом случае придется свернуть ряд совместных проектов, которые пусть и не были особенно успешными, но все же давали надежду на то, что Казахстан рано или поздно найдет свое место на мировом рынке космических услуг.
О том, с какими конкретно рисками мы можем столкнуться и как сгладить негативные последствия надвигающегося кризиса в отрасли, мы беседуем с главным редактором журнала «Космические исследования и технологии» Нурланом Аселканом. Как это может отразиться на судьбе космодрома? Будучи де-юре и де-факто единственным арендатором комплекса Байконур, она сыграла выдающуюся роль в его сохранении и дальнейшем развитии. В 1990-х это была действительно незаменимая помощь Казахстану. Думаю, мы еще долго и с ностальгией будем вспоминать те времена, особенно «нулевые» годы, на которые пришелся расцвет космического сотрудничества двух стран и в целом мирового присутствия на космодроме. А вот то, что происходило после и происходит сейчас, заставляет глубоко задуматься о будущем Байконура. В последние годы «Роскосмос» один за другим преследовали провалы: были прекращены поставки двигателей на рынок США, приостановлены продажи мест на пилотируемых кораблях «Союз-МС», фактически остановилось поступление космических спутников для коммерческих пусковых услуг и т. Постепенно мы лишались всего того, что когда-то приносило немалые деньги России и давало надежды Казахстану на осуществление собственных космических программ.
Из последних негативных новостей — отмена запусков с космодрома спутников связи британского оператора OneWeb и отказ Европейского космического агентства от сотрудничества в рамках совместной миссии ExoMars. Следующим шагом, скорее всего, станет уход «Роскосмоса» с Международной космической станции — произойдет это либо в 2024 году по завершению действующих соглашений, либо даже раньше, если истерика возобладает. Все это лишь подтверждает предположения экспертов о том, что Россия уже потеряла мировой космический рынок. В такой ситуации ей, разумеется, не до Байконура — хватило бы ресурсов на содержание своих космодромов Плесецк и Восточный. А это значит, что деятельность нашего космодрома под российским флагом перешла в «мемориальную фазу». Официально об этом, конечно, никто не говорит, но факты вещь упрямая — дальнейшее присутствие здесь РФ просто бессмысленно. Хотя такой исход был предсказуем, учитывая, что программа изначально была с серьезнейшими изъянами. Напомню, свое начало она берет в 2004 году, когда два президента — Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин — решили создать на Байконуре новое поколении ракет-носителей и плавно перевести на них все заказы, грузы, контракты, которые на тот момент были связаны с работающим носителем «Протон-М».
Проще говоря, намечалось поменять старую ракету на новую, причем с такой же энергетикой, разработав более современную конструкцию и поменяв токсичный компонент — топливо. В сердцевину проекта легла главная надежда «Роскосмоса» — ракета «Ангара». Планировалось, что уже к 2008-му году пройдут все необходимые летно-конструкторские испытания на северном полигоне России, а Казахстан построит стартовый комплекс, аналогичный сооруженному в Плесецке. Наша сторона даже успела выделить средства в размере 223 миллионов долларов в 2005 году — пусть негигантская сумма, но, думаю, на соответствующие работы её бы хватило. В итоге и эти деньги остались частично неосвоенными, а частично потраченными нецелевым образом. Параллельно с затягиванием летно-конструкторских испытаний в Плесецке проект долго блуждал по нашему космодрому.
В городе проживают более 77 тысяч человек, площадь Байконура — 55 квадратных километров.
Годом основания города считается 1955-й. Между районными центрами Казалинском и Джусалами Кызылординской области появился полигон для испытаний ракетной техники. В том же году вдоль реки Сырдарьи начали строить поселок с неофициальными названием «Заря». В 1957 году на полигоне состоялся первый пуск — старт межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. В том же году с Байконура запустили первый искусственный спутник Земли.
Важнейшую роль приобретала авиационная составляющая, ведь «Буран» был, по сути, ракетопланом, орбитальным самолетом. Для его нужд на Байконуре в начале 1980-х был построен новый аэродром Юбилейный. Еще два резервных аэропорта в Крыму и на Дальнем Востоке подверглись серьезнейшей реконструкции, в том числе с доведением ВПП до требуемой длины.
Были соответствующим образом оборудованы и 14 запасных мест посадки на случай форс-мажора: ими стали аэропорты, аэродромы и авиабазы не только в СССР, но и за его пределами например, на дружественной Кубе. Под программу спроектировали и построили в единственном экземпляре крупнейший самолет мира Ан-225 «Мрия», который должен был перевозить не только компоненты МТКС, но и сам челнок в полностью собранном виде. Площадка 112 Необходимые изменения под размах «Энергии — Бурана» вносились и непосредственно на площадках космодрома Байконур. В некоторым смысле здесь авторам системы повезло. В 1960-е годы в казахстанской степи уже была создана инфраструктура для запуска сверхтяжелых ракет. Тогда речь шла о проекте Н-1, огромной ракете-носителе для советской лунной программы. Ракета эта оказалась чрезвычайно капризной, все ее пробные запуски закончились неудачей, а после высадки американцев на Луне постепенно угас и энтузиазм для хотя бы повторения этого успеха. В середине 1970-х проект Н-1 был закрыт, а параллельно в активную стадию как раз начала входить программа многоразовой транспортной системы.
На этом фоне естественным решением стала и реконструкция уже созданных «лунных» объектов под более актуальные функции. Тем более что по масштабам они друг другу примерно соответствовали. Среди прочих объектов для ракеты-носителя Н-1 на Байконуре был построен и монтажно-испытательный корпус МИК — сооружение, где, как понятно из названия, собиралась ракета и испытывались ее системы. Циклопическое здание на площадке 112, внешне напоминавшее гигантский заводской цех, было построено в 1963—67 годах. Размеры соответствовали изделию, монтаж которого планировался внутри. Три из пяти пролетов корпуса были восьмиэтажными, два — чуть скромнее. Длина объекта достигала 240 метров. Внутри на сборке работали три мостовых крана грузоподъемностью в 200 тонн каждый.
Все это богатство после закрытия Н-1 некоторое время не использовалось, но затем было переоборудовано под нужды «Энергии — Бурана». В корпусе на 112-й площадке собирался и первый летный экземпляр ракеты-носителя улетел в мае 1987 года.
«Там все нормально, спокойная обстановка»: ветеран Байконура рассказал о ситуации на космодроме
Точка невозврата. Как уход России с Байконура скажется на будущем космодрома? | Говоря о геополитической обстановке, Константин Дмитриевич отметил, что происходящие на Донбассе события не отразились на работе жителей Байконура, однако в умах — да. |
«Там все нормально, спокойная обстановка»: ветеран Байконура рассказал о ситуации на космодроме | ДомойНовостиЭкономикаАрест российского имущества на Байконуре — невесомость для проекта «Союз-5»? |
Такое с «Союзом» случилось впервые. Почему ракета не стартовала с Байконура? - | Если это произойдет, Байконур может потерять кадровый потенциал, предупреждают эксперты. |
Байконуре – последние новости | Аппарат, который будет запущен в рамках миссии "ЭкзоМарс" в 2022 году, планируется отправить на космодром Байконур весной. |
Байконур - последние новости сегодня и главные события по теме - Sputnik Казахстан | Байконур — все самые свежие новости по теме. |
Туры на космодром Байконур: расписание запусков на 2024
Читайте последние новости дня по теме Байконур: Корабль "Союз МС-25" с новым экипажем МКС вышел на орбиту, Космический грузовик "Прогресс МС-25" вышел на околоземную орбиту. Когда-то Байконур был одним из самых привлекательных городов на всем советском пространстве, пишет QMonitor. Глава города Байконур в Казахстане продлил режим повышенной антитеррористической опасности до 3 февраля из-за информации от правоохранительных органов об угрозе терактов. На Байконуре после взрыва ракеты начался пожар На Байконуре после взрыва ракеты-носителя "Протон-М" начался пожар: жителей близлежащих населенных пунктов могут эвакуировать. Об этом информирует "".