Архангельская отметила, что к концу третьей пятилетки Советский Союз из аграрной страны превратился в индустриальную державу. План четвертой Пятилетки 1946-1950 гг. Пятая пятилетка в СССР плакаты. Одно из основных завоеваний пятилетки в 4 года состоит в том, что мы уничтожили безработицу и избавили рабочих СССР от ее ужасов.
Экономист Валентин Катасонов рассказал в интервью RT о пятилетках в СССР
На эти работы привлекли местных жителей. Каждый минчанин должен был отработать на благо города не меньше 15 часов в месяц. Отработанные часы аккуратно заносили в специальную «Индивидуальную книжку участника восстановления Минска». Одной из первых масштабных строек в столице стало здание Министерства госбезопасности Белорусской ССР. Даже в условиях полнейшей нехватки стройматериалов объект строили на совесть; архитекторы и инженеры находили дефицитную электропроводку и паркет, доставали из старых зданий радиаторы. Достроили МГБ в 1947 году и в итоге здание во многом задало тон нынешнему проспекту Независимости, да и всему центру Минска. На окраинах тем временем один за другим появлялись микрорайоны. Отстраивалась белорусская столица немыслимо быстро. Только за 1947-1948 годы в городе появилось больше ста новых улиц! Первый звонок В 1945-ом впервые с начала войны в Беларуси открылись школы.
Их восстанавливали учителя, военные, родители и даже сами ученики. В первый учебный год в начальные классы принимали ребят до пятнадцати лет. Вслед за школами началось восстановление и объектов культуры. За годы войны в Беларуси были разрушены 5 тысяч театров и клубов, 10 музеев, разграблен почти весь книжный фонд, а это около 10 миллионов экземпляров. Символом возрождения культурной жизни стала реконструкция Минского оперного театра. Восстановление железнодорожного моста в Пинске Сброшенный прямо в зрительный зал снаряд, разрушенная крыша, разграбленное убранство, превращение в конюшню — Театр оперы и балета пережил многое, но все же пережил. В 1947 году он снова открыл двери для зрителей. В одной половине — артисты, в другой — пленные немцы из элитной части, они делали ремонт. Поднять старое, построить новое!
Десятки минских заводов, снабжавших своей продукцией всю Республику, конечно, тоже были разрушены немцами. Ключевые отраслевые предприятия нужно было выстраивать заново. Особое внимание уделили развитию тяжелой промышленности и энергетики. Всего за пару лет были построены и введены в строй два белорусских гиганта — Минский автомобильный и Минский тракторный заводы. К 1950-му году оба они уже давали продукцию — тогда было выпущено 2,5 тысячи автомобилей и первые 36 тракторов. Эти два предприятия значительно ускорили восстановление страны. Уже во второй половине 1944-го из руин подняли 37 металлообрабатывающих заводов, тысячи энтузиастов из соседних республик помогали строить инструментальный завод в Минске, стекольный - в Гомеле, волоконный - в Могилевской области, льняной - в Оршанске.
Знаменитые стройки первых пятилеток: Туркестано-Сибирская железная дорога Турксиб , Московское метро, Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы, комбайновый завод «Ростсельмаш», Горьковский и Московский автозаводы, Московский шарикоподшипниковый завод, Уралмашзавод, Кузнецкий и Магнитогорский металлургические комбинаты, Беломоро-Балтийский канал и др. За десять лет СССР стал индустриальной державой, способной производить все виды продукции, доступной в то время человечеству. По общему объему промышленного производства наша страна вышла на второе место в мире после США. По итогам первых двух пятилеток объем промышленного производства вырос в 4 раза. За десять лет производство угля, нефти, чугуна, стали, цемента увеличилось в 3-5 раз, электроэнергии — в десять раз, тракторов или серной кислоты — в десятки раз. При этом отставание от стран Запада в производстве продукции на душу населения было пятикратным. Производительность труда в промышленности СССР отставала от американской тоже примерно в пять раз. Сталинское государство превратилось в монопольного хозяина земли, банков, заводов, фабрик, железных дорог, пароходов, систем связи, предприятий торговли и т. Те, кто покушался на государственную собственность, преследовались как «враги народа». Предприятия централизованно управлялись через десятки отраслевых наркоматов, главнейшим и самым большим из которых был Наркомтяжпром нарком Серго Орджоникидзе — один из главных организаторов индустриализации. В хозяйственном управлении непосредственно участвовали комитеты ВКП б , их первые секретари обладали почти неограниченными правами контроля территорий, как наркомы — контроля отраслей. Государством, которое выступало в роли гигантского хозяйственного распределителя, все досконально планировалось: производство, хозяйственные кооперационные связи, доходы, потребление. Все рабочие и служащие превратились в работников по найму у государства. Насаждалась жесткая дисциплина: в 1940 г. Городское население СССР выросло в 1930-е гг. Существенно изменился социальный облик городов. В конце 1920-х гг. В несколько раз до 2,5 млн возросла численность инженеров и техников. В то же время класс буржуазии, городских предпринимателей промышленники, торговцы исчез. Сплошная коллективизация в деревне С курсом на форсированную индустриализацию была связана политика «сплошной коллективизации» крестьянских хозяйств. Сигнал к немедленной коллективизации был дан из Кремля в январе 1930 г. Началось объединение индивидуальных крестьянских хозяйств в коллективные колхозы или сельхозартели. Колхозы создавались повсеместно, и уже к весне 1930 г. Крестьянская собственность безвозмездно отчуждалась, обобществлялся скот, инвентарь. При этом сами колхозы не являлись собственниками — земля и основная техника принадлежали государству. Колхозам вменялось в обязанность поставлять государству заданный объём продукции по устанавливаемым сверху ценам: сдача хлеба и другой сельскохозяйственной продукции государству рассматривалась как «первая заповедь колхозника». Оплата труда колхозников производилась преимущественно натурой по «трудодням». В личной собственности колхозника оставался «подсобный» участок и немного домашнего скота. За счет приусадебного участка, размер которого был заметно меньше дореволюционного общинного надела от 0,25 до 1 га земли , в основном кормились и выживали крестьяне. На словах, вступление в колхоз было добровольным, и добровольцы находились. Но в большинстве случаев крестьяне испытывали сильнейшее давление, которому не имели сил противостоять. Для организационного обеспечения «колхозного движения» на село, в порядке партийной мобилизации, направлялись десятки тысяч коммунистов из рабочих.
Сталиным 9 февраля 1946 года: «восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах» [1]. История [ править править код ] …Что касается планов на более длительный период, то партия намерена организовать новый мощный подъём народного хозяйства, который дал бы нам возможность поднять уровень нашей промышленности, например, втрое по сравнению с довоенным уровнем. Нам нужно добиться того, чтобы наша промышленность могла производить ежегодно до 50 миллионов тонн чугуна, до 60 миллионов тонн стали, до 500 миллионов тонн угля, до 60 миллионов тонн нефти. Только при этом условии можно считать, что наша Родина будет гарантирована от всяких случайностей. На это уйдёт, пожалуй, три новых пятилетки, если не больше. Но это дело можно сделать, и мы должны его сделать. Речь на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа города Москвы 9 февраля 1946 года [1] Поставленные И. Сталиным задачи были решены через 15 лет.
В восточных регионах проблем не возникло — как только оккупанты покинули эту часть страны, созданные колхозы заработали в полную силу. Остальных крестьян организовывать в колхозы решили ударными темпами.... Тем не менее, к 1950-му году удалось полностью восстановить посевные площади и поголовье скота и привести все ключевые показатели к довоенному уровню, а то и превысить его. Число колхозов перевалило за отметку в 6000. Строительные и дорожные работы на улице Ленина в Минске. Конец 40-х Разрушенные мосты и дороги, подорванные электростанции, города, которые сравняли с землей. Из центра в наиболее пострадавшие районы отправляли кадры, деньги, любые серьезные ресурсы. Не остались в стороне и обычные люди - поднимать из руин Республику приезжали со всего Союза. Партия обратилась с призывом помочь белорусским товарищам в налаживании нормальной жизни Республики. На призыв откликнулись и мы, несколько работников Любимской милиции. Получили назначение в Гомель, но доехали только до Унечи: дальше поезда не шли. Добрались до места назначения кое на чем — на попутных грузовиках, пешком. Все на Гомельщине было разрушено, даже переночевать было негде. Хотя фронт отодвинулся далеко вперед, нормальной жизни здесь мешали банды националистов, оставшихся в нашем тылу власовцев, бандеровцев. Все это подполье нужно было выкорчевать. Работы было невпроворот», - вспоминает о своей добровольной пятилетней «командировке» милиционер из Ярославской области Михаил Осипов. После войны мир в Беларуси настал далеко не сразу. По лесам Республики разбрелись многочисленные антисоветские банды и партизанские отряды. В первые послевоенные годы мишенью этого подполья была Красная армия. В нашей роте убили одного ефрейтора, а то слышишь — нет старшины, нет офицера, сержанта…», - писал один из красноармейцев своей маме в июле 1945-го. Это было очень тяжёлое время. Приходилось вести борьбу с бандитизмом. Поэтому необходимо было иметь при себе оружие, автомат или пистолет. Бандиты угрожали мне расправой. Я каждую ночь ночевал в другом месте. Практически это был второй фронт», - рассказывал бывший председатель сельсовета Николай Шурпик.
Промышленное развитие ссср в годы 4й пятилетки.
Но на первый план среди оборонных задач четвертой пятилетки вышел советский атомный проект. осуществлялся на основании Закона о пятилетнем плане на 1946-50, принятого Верх. Пятая пятилетка 1951-1955 гг. Пятый пятилетний план развития народного хозяйства СССР.
Тайный гость
- «Пятилетку – в 4 года». Чего стоили старания/страдания?
- «Произошла вторая революция»: экономист — о пятилетних планах развития народного хозяйства СССР
- Четвёртая сталинская пятилетка: восстановление страны после войны | Земский учитель | Дзен
- Четвертая пятилетка 1946-1950 гг - презентация онлайн
- История.Всё в одном месте. 4 пятилетка (1946-1950).
В марте 1946 верховный совет ссср принял закон о четвертом пятилетнем плане
Большие успехи были достигнуты в возрождении черной металлургии республики. За 1946—1950 гг. Самоотверженным трудом строителей, металлургов, с помощью всего советского народа были восстановлены и в значительной степени реконструированы основные металлургические гиганты Донбасса и Приднепровья - «Запорожсталь», «Азовсталь», макеевский им. Кирова, краматорский, енакиевский заводы. Успешно шло возрождение железорудной базы - Криворожского бассейна. К началу 1948 г. Полное восстановление металлургических заводов Украины закончилось в 1951 г. Всего же за годы восстановления учитывая и 1943—1945 гг. Хотя общее число работающих агрегатов еще не достигло довоенного, средняя мощность технически усовершенствованных доменных, мартеновских и коксовых печей, прокатных и трубопрокатных станов к концу четвертой пятилетки стала выше, чем в 1940 г. К концу 1950 г.
Кирова, выплавки стали на Енакиевском металлургическом заводе, «Азовстали» и др. Она производила больше, чем до войны, проката, черных металлов, железной руды, электроэнергии, минеральных удобрений, почти столько же, как до войны, стали, чугуна, угля. Восстановление и развитие машиностроения, транспорта и легкой промышленности. Машиностроители Советской Украины в годы четвертой пятилетки налаживали выпуск новых машин и агрегатов, призванных обеспечить механизацию труда во многих отраслях народного хозяйства, повысить производительность труда. Выпуск тракторов возрос более чем в 2 раза, металлургического оборудования - в 2,7, электромоторов нормальных - в 2,5, электромоторов взрывобезопасных - в 3,3, плугов тракторных - в 3, культиваторов тракторных - в 5,7, молотилок сложных - в 5,1, вагонов товарных - в 2,1, экскаваторов - в 9,3, велосипедов - в 4,4 раза. Уже в первом году четвертой пятилетки на харьковском машиностроительном заводе «Свет шахтера» была изготовлена углепогрузочная машина. На шахтах «Дельта-3» треста «Ворошиловуголь» успешно прошли испытания установки «угольный струг» для механизации очистных работ на пологопадающих пластах. В сентябре 1946 г. Сверх задания было выпущено 100 машин.
Машиностроители Украины изготовляли оборудование и для арктических экспедиций, для горнорудной промышленности и судостроительных верфей Крайнего Севера. Значительных успехов в этом достигли коллективы харьковских электромеханического завода, «Свет шахтера» и др. Коллектив Новокраматорского машиностроительного завода в 1950 г. Завод поставил также 97 экскаваторов и драглайнов для строителей Волго - Донского канала, тысячи сложных турбинных деталей, подъемных механизмов и другое оборудование. Для автомобильной и тракторной промышленности страны новокраматорцы создавали горизонтально - ковочные машины, различные краны. Одесский завод радиальных станков в 1950 г. Январского восстания приступил к серийному выпуску 10—тонного железнодорожного самоходного крана и освоил выпуск 25—тонного крана. Коллектив Одесского станкостроительного завода им. Кирова наладил выпуск координатно - расточных станков высокой точности.
Большой вклад в создание новых, более совершенных орудий труда внесли машиностроители харьковских тракторного завода им. Рабочие завода «Серп и молот» освоили выпуск комбайновых моторов. На предприятии «Свет шахтера» был освоен выпуск высокопроизводительных транспортеров, а на заводе «Красный Октябрь» - мощных прессов. Коллектив ХЭМЗа изготовлял электродвигатели новейших типов, взрывобезопасные моторы для химической и горной промышленности, а также уникальные машинные агрегаты для шагающего десятикубового экскаватора. Несмотря на то что стране практически заново пришлось восстанавливать такие гиганты сельскохозяйственного машиностроения, как Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, «Ростсельмаш», Одесский завод сельскохозяйственного машиностроения им. Октябрьской революции, запорожский комбайновый завод «Коммунар» и др. В феврале 1948 г. В этом же году коллектив предприятия выпустил больше машин, чем, в 1940 г. Превзошел довоенный уровень производства в 1949 г.
За годы четвертой пятилетки работники машиностроительной промышленности поставили сельскому хозяйству страны 536 тыс. Если до начала войны в стране работали три тракторных завода, то в 1950 г. С каждым годом росла энергонасыщенность отечественных тракторов, улучшались их эксплуатационные характеристики. Харьковский завод транспортного машиностроения в 1957 г. Малышева в 1946 г. Коллектив харьковского машиностроительного завода «Свет шахтера» достиг по объему производства довоенного уровня и изготовлял скребковые конвейеры и средства шахтного освещения. В этом же году довоенного уровня производства достиг Харьковский электромеханический завод. Харьковский завод малых агрегатных станков в 1946 г. В 1946 г.
В 1947 г. Одновременно с реконструкцией и восстановлением старых машиностроительных заводов в республике велось строительство новых. Стал в строй Запорожский трансформаторный, начали выпускать продукцию такие новые заводы, как Киевский мотоциклетный, Харьковский подшипниковый, Львовский и Винницкий инструментальные. В эти годы были сделаны первые шаги в авиа- и автомобилестроении. Серийное производство самолетов АН-2 освоил коллектив Киевского авиационного завода.
К 22 июня 1941 года все три задачи были успешно решены. Пятилетки были изначально инструментом для решения стратегической задачи индустриализации страны. В начале 1920-х годов в СССР появился Госплан — специальный орган, занимавшийся вопросами прогнозирования и со временем начавший определять маркеры, ориентиры развития экономики. Разработка планов первой пятилетки была для Госплана выходом на новый уровень работы, и он с этим справился. При этом, напомню, все они были обязательны к исполнению.
За неисполнение плана следовали такие же санкции, как за нарушение закона. План для всего государства составлялся в Госплане. Затем отдельные его блоки распределялись по народным комиссариатам. Те, в свою очередь, доводили их до производственных объединений, заводов и фабрик. Первая пятилетка была выполнена досрочно — за четыре года и три месяца. Была перевыполнена и вторая пятилетка. Третью пятилетку не успели выполнить до конца из-за начала Великой Отечественной войны. Но к этому времени в СССР было создано свыше 9,6 тыс. Чиновники ещё не знали до конца, что и как им нужно делать. Это был первый в истории человечества опыт директивного планирования в масштабах страны.
Многие люди не понимали, зачем их в добровольно-принудительном порядке отправляют на какие-то стройки. Имело место определённое внутреннее социальное сопротивление. В связи с этим среди народа начали активно вести разъяснительную работу. Людям стали объяснять, что индустриализация связана с потребностями обороны, необходимостью подготовиться к войне. Народ знал, что такое война, и эти доводы принял. Поэтому уже вторая пятилетка шла гораздо бодрее. Люди в своей массе трудились без принуждения, добровольно. Кроме того, на руку СССР оказался мировой экономической кризис, известный также как Великая депрессия.
Транспорт В 1950 году гражданская авиация перевезла в 3,5 раза больше пассажиров, чем в 1940 году. На 1949 год промышленный потенциал СССР составлял четверть от американского: 65 млрд долларов против 250 млрд. По производству главных видов промышленной продукции, по данным американской разведки, преимущество было за США. Интересные факты В Липецке, который стал центром Липецкой области в 1954 году, появились несколько улиц, которые были названы в честь пятилетки. Сегодня осталась одна — улица 4-й Пятилетки. Роль советской науки в этих исследованиях непрерывно возрастает. В плане новой пятилетки и восстановления и развития хозяйства намечены экспериментальные и теоретические работы, которые должны привести к практическому использованию атомной энергии на благо нашей Родины и в интересах всего человечества» Лев Ландау, 1946 год.
Одновременно с реконструкцией и восстановлением старых машиностроительных заводов в республике велось строительство новых. Стал в строй Запорожский трансформаторный, начали выпускать продукцию такие новые заводы, как Киевский мотоциклетный, Харьковский подшипниковый, Львовский и Винницкий инструментальные. В эти годы были сделаны первые шаги в авиа- и автомобилестроении. Серийное производство самолетов АН-2 освоил коллектив Киевского авиационного завода. Было начато строительство Львовского автосборочного завода, превращенного в 1951 г. В республике началось производство дорожных машин, значительно возросло изготовление оборудования и приборов автоматики и телемеханики, сложной измерительной техники и радиоаппаратуры. Коллектив Лутугинского завода Ворошиловградской области освоил новую технологию производства высокостойких валков для прокатных станов. На Ворошиловградском паровозостроительном заводе им. Октябрьской революции была внедрена новая технология выплавки стали, изготовления бронзовых деталей и деталей из биметалла на чугунной основе. Коллектив Рубежанского химкомбината освоил производство новых стойких видов кубовых красителей. К 1950 г. Выпуск минеральных удобрений превысил довоенный уровень в 1,5 раза, химических волокон - в 1,8, лаков и красок - в 2, резиновой обуви - почти в 3 раза. Работники железнодорожного транспорта досрочно выполнили пятилетку. Они почти вдвое повысили производительность труда и перевезли сверх плана миллионы тонн грузов. Значительные изменения произошли в развитии морского и речного, автомобильного и коммунального транспорта. В последнем году пятилетки грузооборот на речном, автомобильном и воздушном транспорте превысил довоенный уровень. В годы четвертой пятилетки много было сделано для восстановления легкой промышленности Украины. С помощью братских республик создавались новые предприятия легкой и местной промышленности. Развитие легкой промышленности в эти годы осуществлялось высокими темпами. Среднегодовой прирост производства обуви в 1946—1950 гг. Производство хлопчатобумажных тканей по сравнению с довоенным увеличилось в 1,5 раза. Все это положительно сказалось на повышении материального уровня жизни трудящихся. В годы четвертой пятилетки социалистическая система хозяйства снова продемонстрировала перед всем миром большие возможности. Советский народ под руководством Коммунистической партии без помощи извне нашел силы и средства для одновременного обеспечения высоких темпов восстановительных работ и дальнейшего развития производительных сил страны. Был достигнут значительный подъем всех отраслей народного хозяйства, обеспечено дальнейшее укрепление экономической и оборонной мощи социалистического государства. Рабочий класс, трудящиеся Украинской ССР при помощи братских республик добились больших успехов в восстановлении промышленности, транспорта. Пятилетний план страны по общему объему промышленной продукции был выполнен досрочно - за 4 года и 3 месяца. В этот период были достигнуты существенные результаты в развитии транспорта, капитального строительства. Произошли структурные изменения в промышленности Украины. Получили развитие новые отрасли. Успешное восстановление народного хозяйства явилось ярким свидетельством преимущества плановой социалистической экономики, залогом новых свершений советского народа в развитии народного хозяйства, укрепления оборонного могущества нашей Родины. Из книги Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками. Коллаборационизм в области промышленности Одной из важнейших задач оккупационной администрации, если не считать борьбы с советским подпольем и партизанами, стало использование экономического потенциала СССР в своих интересах. Исходя из этого оккупанты уделяли Из книги Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР 1921-1925 гг. Итоги восстановления промышленности республик Сравнивая итоги восстановления крупной промышленности республик, можно заметить существенные различия в достигнутом уровне производства каждой из них. Довоенный уровень промышленного производства в большей степени Из книги Создание фундамента социалистической экономики в СССР 1926-1932 гг. В захваченном недавно недалеко от города Верховья Орловской области приказе по 512 немецкому пехотному полку, Из книги Завершение социалистического преобразования экономики. Победа социализма в СССР 1933-1937 гг. Основные итоги второй пятилетки. Завершение построения материально-технической базы социализма В ходе выполнения плана второй пятилетки реализовался принцип сочетания перспективного и текущего планирования народного хозяйства. Годовые планы, составляемые в Из книги Власть и оппозиции автора Роговин Вадим Захарович XLVII Итоги первой пятилетки Ещё в 1931 году Троцкий предупреждал, что «при неправильном планировании и, что ещё важнее, при неправильном регулировании плана в процессе его выполнения, кризис может развернуться под самый конец пятилетки и создать непреодолимые затруднения Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том восьмой автора Коллектив авторов 3. Братская помощь народов СССР. Важнейшей задачей Коммунистической партии в период успешных наступательных боев была организация автора Коллектив авторов 1. Ленин уделял огромное внимание разработке теоретических проблем социалистического строительства. Том седьмой автора Коллектив авторов 2. Благодаря самоотверженному труду советского народа во главе с Коммунистической партией, направляющей и организующей творческую активность Из книги История Украинской ССР в десяти томах. В конце первой пятилетки вне колхозов оставалось около трети крестьянских хозяйств республики. Том девятый автора Коллектив авторов 2.
Из пепла: 4-я пятилетка СССР
В своих решениях съезд указал и на серьезные недостатки в работе фабрик, заводов, строек и транспорта. В частности, по Донбассу было отмечено, что здесь не выполнялись планы по восстановлению шахт, особенно тех, которые давали коксующийся уголь, возникла угроза несоответствия между добычей коксующегося угля и потребностью в нем черной металлургии. Например, в Ворошиловградской области 62 шахты из 132 и три треста «Ленинуголь», «Краснодонуголь», «Фрунзеуголь» план 1948 г. При общем повышении производительности труда еще многие рабочие не выполняли норм выработки. Съезд определил практические задачи партийных организаций республики, потребовав от них предъявлять больше настойчивости в мобилизации всех резервов для увеличения выпуска промышленной продукции. Решения и материалы XVI съезда Коммунистической партии Украины были всесторонне обсуждены и изучены партийными организациями Донбасса. В феврале 1949 г. Партийные организации поддерживали цепные начинания передовых рабочих, направленные на повышение производительности труда, совершенствование производства. В 1949 г. Во главе его стоял коммунист Н.
Цышнатый с ждановского завода «Азовсталь», завоевавший звание лучшего сталевара Советского Союза и награжденный орденом Ленина за выдающиеся заслуги в скоростном сталеварении. Его примеру последовали сталевары И. Чертков, Н. Бычков, Л. Бубнов и многие другие. Значительных успехов в борьбе за лучшие показатели использования полезного объема печей добился комсомолец Вардыш Коберидзе — горновой доменного цеха Енакиевского металлургического завода им. При плане коэффициента использования полезного объема печи 0,57 он достиг 0,84, завоевав звание лучшего горнового Советского Союза. По примеру рабочих Краснохолмского камвольного комбината среди рабочих Донбасса развернулось движение за выпуск продукции отличного качества. Газета «Правда» в феврале 1949 г.
Каждый работник промышленности должен дорожить честью советской фабричной и заводской марки». В декабре 1949 г. Решающее значение для выполнения плана четвертой пятилетки имел быстрый рост производительности труда. Этого требовало создание и внедрение современной техники, новых машин и механизмов, механизация и автоматизация производственных процессов, правильная организация труда, широкое распространение передового опыта. В целях популяризации передовых методов организации труда среди широких масс горняков, металлургов, машиностроителей, коксохимиков на всех предприятиях и стройках Донбасса проводились общественные смотры организации труда и механизации производства, слеты и совещания передовиков производства ведущих профессий, заводские, районные и городские партийно-технические конференции. Партийные организации заводов проводили межзаводской обмен передового опыта по профессиям через экскурсии, дни новаторов и др. В ходе общественных смотров многие рабочие вносили ценные предложения, направленные на улучшение организации труда, повышение производительности труда и механизмов. Предложение забойщика Донецкой шахты им. Калинина А.
Тюренкова ввести в практику бригадный метод труда в лаве встретило поддержку со стороны рабочих, партийных и хозяйственных руководителей. Ценность этого предложения состоит в том, что бригадный подряд создавал возможность перейти от индивидуальных рекордов к высокопроизводительной работе коллективов. Почин бригады А. Тюренкова подхватили многие забойщики Донбасса. Большое значение для дальнейшей борьбы за выполнение плана последнего года четвертой пятилетки имело постановление Совета Министров СССР от 12 июня 1950 г. Это являлось следствием неудовлетворительного использования новой техники, которой шахты были достаточно оснащены. Обсуждая постановление, партийные организации сосредоточили внимание на выполнении трех основных задач: дальнейшего повышения производительности труда, улучшения организации производства и укрепления технического руководства на шахтах. С этой целью во втором полугодии 1950 г. Героическим трудом рабочего класса Донбасса в годы четвертой пятилетки шахты и заводы не только восстанавливались, но и оснащались новейшей техникой, прогрессивной и более совершенной технологией производства, проводилась широкая механизация всех производственных процессов.
К 1950 г. Полностью была механизирована доставка угля.
Прежде всего, эта реформа нанесла удар по спекулянтам, которые держали свои накопления на руках. В 1948 г.
Впоследствии, в период с 1949 по 1957 годы ежегодно осуществлялся выпуск нового государственного займа. В конце февраля 1950 г. Теперь доллар стал стоить 4 руб. Помимо всего прочего, следовало решить еще одну непростую задачу - отмену карточной системы распределения товаров.
Карточная система во времена Второй мировой войны существовала во многих странах. Цены на товары массового спроса были существенно выше, чем в довоенное время. Ежегодное понижение розничных цен на товары способствовало тому, что значительно увеличился уровень благосостояния одновременно всего советского населения, при этом в самом большом выигрыше оказывалась наименее оплачиваемая часть населения, в том числе крестьянство. Государство продумало и момент с ажиотажной скупкой товаров в связи с отменой карточек.
Восстановлено и отстроено более 200 миллионов квадратных метров жилья. При этом государство продолжало предоставлять бесплатное жилье. План четвертой пятилетки выполнен и даже перевыполнен. За этот период удалось добиться многого. За прошедшие годы введены в строй такие крупные предприятия, как Закавказский металлургический завод, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый завод, Рязанский станкостроительный завод и другие.
Всего здесь около 6,5 тыс. Пятилетка номер два 1933-1937 Вторая пятилетка в высших эшелонах получила название «пятилетка коллективизации» или «народное просвещение». После тяжелой индустрии стране требовалось развитие народного хозяйства. Это направление стало основным направлением второй пятилетки. План и основные задачи четвертого пятилетнего плана С 1 января 1946 года по 31 декабря 1950 года в СССР выполнялась четвертая пятилетка развития народного хозяйства.
Этот период ознаменовался началом периода послевоенного восстановления. Основной задачей экономической политики четвертой пятилетки было полное восстановление народного хозяйства Советского Союза, восстановление регионов страны, пострадавших от Великой Отечественной войны, восстановление и дальнейшее совершенствование производственной деятельности и сельскохозяйственное производство, а также дальнейшее развитие экономики. Начинается построение новой системы, распределяющей функции управления народным хозяйством между партией и органами государственной власти страны. Закон «О пятилетке восстановления и развития народного хозяйства» лег в основу четвертой пятилетки. Послевоенная экономика Советского Союза преследовала две основные цели.
Во-первых, нужно было произвести конверсию. Во-вторых, восстановление экономики. Для проведения конверсии в период с 1945 по 1946 год были приняты следующие меры: Реорганизован Наркомат танковой промышленности Наркомат танковой промышленности преобразован в Наркомат транспортного машиностроения, Наркомат минометного вооружения преобразован в Наркомат машиностроения, Наркомат боеприпасов преобразован в Наркомат сельскохозяйственного машиностроения ; Полностью упразднен Государственный комиссариат обороны. Полностью упразднен Государственный комиссариат обороны. Его функции по управлению хозяйством снова были переданы Совету Народных Комиссаров, который затем был преобразован в министерства.
Созданы Государственный комитет по закупкам народного хозяйства и Государственный комитет по внедрению новых технологий в народное хозяйство. Шестая пятилетка 1956-1960 С запуском шестой пятилетки в работу вошли более 2500 крупных компаний. По его окончании, в 1959 году, начался параллельный семилетний план. Инвестиции в это время снова увеличились вдвое, что привело к повсеместному развитию легкой промышленности. Основные направления второй пятилетки Основные силы и финансы правительства в начале «пятилетнего плана коллективизации» были направлены на строительство металлургических заводов.
Страна не отставала в научных достижениях. Затем вторая пятилетка ознаменовалась первой высадкой на Северный полюс Папанинской экспедиции, появилась полярная станция СП-1. Метро активно строилось. В этот период большое внимание уделялось социалистическому соревнованию среди рабочих. Самый известный барабанщик пятилетки — Алексей Стаханов.
В 1935 году он установил новый рекорд, пройдя норму 14 патронов за смену. Основные задачи первой пятилетки На XIV съезде ВКП б в конце 1925 года Сталин высказал мысль о необходимости превратить СССР из страны-импортера импортного оружия и техники в страну, которая могла бы сама производить и поставлять все это в страну другие государства. Конечно, были люди, которые выражали пламенный протест, но мнение большинства подавлялось. Сам Сталин был заинтересован в том, чтобы вывести страну в лидеры в первой пятилетке, поставив ее на первое место по производству металлургии. Следовательно, процесс индустриализации должен был проходить в 4 этапа: Повторный запуск транспортной инфраструктуры.
Таких колоссальных цифр, которыми потрясала иностранных экономистов первая пятилетка, страна уже не показывала, зато наладила проектирование и выпуск образцов техники, которые мало в чем уступали заграничным. Прежде всего это касается, конечно, военной сферы: именно в ходе третьей пятилетки были созданы такие легенды Второй мировой войны, как танк Т-34 , пистолет-пулемет ППШ , самозарядная винтовка СВТ-40 , истребитель МиГ-3, бомбардировщик Пе-2 и штурмовик Ил-2. Завершить пятилетку так, как планировалось, помешала война, но даже с учетом этого результаты были недалеки от запланированных. Пятилетка, ставшая семилеткой Две послевоенные пятилетки — четвертая 1946-1950 и пятая 1951-1955 — были призваны решить в первую очередь задачу восстановления советской промышленности, разрушенной в военные годы, и вернуть уровень жизни в стране хотя бы к довоенным показателям. Задачей же шестой пятилетки, план которой утвердили на знаменитом ХХ съезде КПСС, был полуторный рост производства и развитие прежде всего прогрессивных наукоемких отраслей, в том числе и стремительный рывок в космос. Пятилетка уже шла полным ходом, уже был отправлен на околоземную орбиту первый спутник, когда в 1959 году советский лидер Никита Хрущев со свойственной ему энергией вдруг объявил переход от пятилетнего плана к семилетнему. Это, согласно хрущевскому замыслу, должно было стать первым этапом на пути построения коммунизма в СССР к 1980 году — за три семилетки. Но добиться запланированного эксцентричному Никите Хрущеву не удалось: в 1964 году он был отправлен в отставку, а сменивший его Леонид Брежнев в 1966 году вернул привычные пятилетки. Последняя пятилетка На завершившемся 9 июня 1990 года I Съезде народных депутатов СССР , ставшем одним из примеров стремительных политических реформ в стране, среди прочих документов был принят и очередной, 13-й пятилетний план развития советской промышленности.
«Вопреки мифам»: как пятилетки изменили экономику СССР
Первая пятилетка Главным документом первой пятилетки , охватившей период с 1 октября 1928-го по 1 октября 1932 года, определили «Директивы по составлению пятилетних планов развития народного хозяйства», которые в 1927 году утвердил XV съезд ВКП б. На основе этих директив был составлен план, который в апреле 1929 года утвердила XVI партконференция, а затем в мае V съезд Советов СССР превратил в руководящий документ. Первая пятилетка решала четыре основные задачи, которые позволяли стране воссоздать, а то и создать с нуля многие индустриальные сферы: восстановление транспортной инфраструктуры, распределение производственных мощностей по территории страны, развитие добывающих и перерабатывающих предприятий и трансформацию энергетического комплекса. С остальным было труднее, многое приходилось создавать буквально на голом месте или на руинах. И тем не менее первая пятилетка была завершена всего за четыре года и три месяца, а по ее результатам объем промышленной продукции вырос в два с лишним раза. Это очень хорошо видно на примере обеспечения Красной Армии бронетехникой, что было одной из важнейших задач первой пятилетки: если в 1929 году у нее на вооружении стояли 65 танков и 92 бронеавтомобиля, то в 1932 году — 1401 и 213 соответственно. Военная пятилетка В 1938 году, по окончании второй пятилетки, проходившей под лозунгом коллективизации и повышения уровня жизни советских граждан, стартовала третья, которая должна была завершиться в 1942 году. К ее началу было совершенно очевидно, что мир все быстрее и быстрее движется к началу новой глобальной войны, и потому основное внимание в пятилетних планах было уделено, по сути, подготовке к ней. Вместо «больше, больше, как можно больше!
Экономический рост обеспечивался во многом благодаря производственному героизму народа, активному рационализаторству на производстве, внедрению достижений науки и техники, повышению квалификации инженерных и рабочих кадров [7] [8]. Экономист Г. Ханин в своих исследованиях пришёл к следующему выводу: «в последние годы четвертой пятилетки советская экономика твердо встала на путь интенсивного развития » [8]. НПЗ Советского Союза как и до войны перерабатывали практически всю добываемую нефть — сырьё не вывозилось. Добыча нефти в 1945 году составила 19 436 тыс. Машиностроение Объём выпуска продукции машиностроения в СССР в 1950 году был в 2,3 раза больше, чем в 1940 году. В 1947 году было произведено 9,6 тыс. Транспорт В 1950 году гражданская авиация перевезла в 3,5 раза больше пассажиров, чем в 1940 году.
Отмена карточной системы Одной из задач четвертой пятилетки стала отмена карточной системы. Во время Второй мировой войны он существовал во всех странах и позволял обеспечивать население минимальным количеством продуктов питания, необходимых для жизни. После войны стоимость товаров народного потребления была в несколько раз выше, чем в довоенный период, поэтому правительство поставило себе цель ежегодно снижать цены и к концу пятилетнего периода восстановления ему удалось уменьшить их почти вдвое. Падение стоимости предметов первой необходимости привело к повышению уровня жизни граждан. Причем именно крестьяне ранее находились в самых плачевных условиях. В ходе реформ большое внимание было уделено возможности массового приобретения товаров после отмены карточной системы. Для этого создана акция стоимостью 1,7 млрд рублей. Этого было бы достаточно, чтобы удовлетворить любую просьбу. Пятая пятилетка 1951-1955 В период пятой пятилетки распространение атомного оружия, первая в мире атомная электростанция появилась в Обнинске, а в начале 1953 года пост главы государства вместо И. Сталина занял Н. По итогам пятилетки в Иванове был построен крупнейший в мире камвольный завод. В Казахстане началось активное освоение целины. У СССР наконец-то есть ракетно-ядерный щит. Тяжелая промышленность развивалась невероятными усилиями. Однако банкротств стало больше, поэтому правительство разработало семилетний план, который включает седьмую пятилетку и последние два года — шестой. Восьмая пятилетка 1966-1970 Пятилетка предусматривала не производство материалов, а строительство новых зданий и заводов. Города продолжают расширяться. Леонид Брежнев вступает в должность главы государства. Активное жилье решило проблему экспроприации эхо войны до сих пор эхом разносилось в больших городах. В конце 1969 года более 5 миллионов жителей получили новые квартиры. После полета Ю в космос. Результаты четвертого пятилетнего плана За годы реализации четвертой пятилетки практически все крупные промышленные предприятия были восстановлены и введены в эксплуатацию. Инвестиции в отрасли народного хозяйства составили около 48 миллиардов рублей. К концу 1948 года вся советская промышленность уже вышла на довоенный уровень. Активно реставрировались и объекты недвижимости. Восстановлено и отстроено более 200 миллионов квадратных метров жилья. При этом государство продолжало предоставлять бесплатное жилье. План четвертой пятилетки выполнен и даже перевыполнен. За этот период удалось добиться многого. За прошедшие годы введены в строй такие крупные предприятия, как Закавказский металлургический завод, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый завод, Рязанский станкостроительный завод и другие. Всего здесь около 6,5 тыс. Пятилетка номер два 1933-1937 Вторая пятилетка в высших эшелонах получила название «пятилетка коллективизации» или «народное просвещение». После тяжелой индустрии стране требовалось развитие народного хозяйства. Это направление стало основным направлением второй пятилетки. План и основные задачи четвертого пятилетнего плана С 1 января 1946 года по 31 декабря 1950 года в СССР выполнялась четвертая пятилетка развития народного хозяйства.
В 1985 г. В эти шесть направлений входили продовольственная программа и жилищная. Замечание 4 Проблемы продовольствия были приоритетными, их решение планировалось на 1990 г. Решение жилищных проблем под лозунгом «каждой семье благоустроенную отдельную квартиру» откладывалось на конец XX в. Тогда и появился сборник документов «о коренной перестройке». Однако, несмотря на предпринятые действия ситуация в народном хозяйстве продолжала ухудшаться. С 1988—1989 гг. Также продолжалось снижение промышленного производства. Летом 1990 г. Всё ещё сложно?
«Произошла вторая революция»: экономист — о пятилетних планах развития народного хозяйства СССР
Четвёртая пятилетка (1946—1950) — четвёртый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР после окончания Великой Отечественной войны. Четвёртая пятилетка СССР (1946—1950) — четвёртый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР после окончания Великой Отечественной войны. Таким образом, выполнить задание пятилетнего плана в аграрном секторе экономики в годы четвертой пятилетки не удалось.
Промышленное развитие ссср в годы 4й пятилетки.
Но на первый план среди оборонных задач четвертой пятилетки вышел советский атомный проект. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР одобрил плановые задания на четвертую пятилетку (1946‒1950), ставив-шие трудные задачи для истощенной войной страны. Советский плакат времён Четвёртого пятилетнего плана. Четвертая пятилетка. Великая Отечественная война закончилась великой победой народов СССР, достигнутой ценой огромных людских и материальных потерь. Союз Советских Социалистических Республик. Четвертая пятилетка 19461950 Основной хозяйственно-политической задачей пятилетки состояло восстановление пострадавших в годы Великой Отечественной войны районов страны.
Первая послевоенная пятилетка в ссср. Восстановительная четвертая пятилетка (1946–1950 гг.)
Успешное выполнение плана четвертой пятилетки явилось новой большой победой Советского государства, социалистической системы, результатом самоотверженных усилий всего советского народа, организаторской и идеологической работы Коммунистической партии. Четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства союза сср. Стратегическая задача четвертой пятилетки заключалась в том, чтобы в первую очередь восстановить районы страны, находившиеся в оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти их. 16.12.2021: ЧЕТВЕРТАЯ ПЯТИЛЕТКА, ИЛИ ПОЧЕМУ РАСТЕТ РЕЙТИНГ СТАЛИНА Сравнивать послевоенные экономические показатели с нынешними уже неприлично 9 февраля 1946 года кандидат в депутаты Верховного Совета, председатель Совета министров. 18 марта 1946 года Верховный Совет СССР принял Закон о четвёртом пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства страны.
Четвертая пятилетка (1946-1950) - цели, планы и итоги восстановления экономики
Автомобиль охотно покупали в скандинавских странах, в Бельгии, в ряде государств Западной Европы, где появились первые торговые представители горьковской марки. В 1956 году для представительства советского автопрома на мировом рынке было создано внешнеторговое объединение «Автоэкспорт». Если до войны экспорт ограничивался лишь незначительным количеством «трехтонок», то «Победа» заставила всерьез заговорить об успехах и возможностях отечественного автомобилестроения. В послевоенной Европе ощущалась нехватка относительно недорогих, комфортабельных автомобилей, и «Победа» быстро нашла устойчивый сбыт во многих странах. Творение советских инженеров и механиков — «Победа» во многом превзошла свои западные аналоги. В этом превосходстве — секрет ее популярности в тогдашней Европе. Это был особенный, со множеством оригинальных решений автомобиль. Именно таких, сравнительно недорогих, выносливых о кузове этой машины до сих пор ходят легенды , прихотливых к плохому бензину, но в то же время комфортабельных легковушек в мире было мало.
С 1951 года производство модели было налажено в Польше. Поляки назвали автомобиль «Варшавой» и продолжали собирать его вплоть до 1973 года. Если верить слухам, то и в 80-ые годы XX века китайские товарищи собирали небольшими партиями «Победы» — для себя, ибо очень хороша машина… На Западе советская машина получила благожелательные отзывы. Английский журнал «Motor» в 1952 году по результатам тест-драйва характеризует «Победу», которую тогда только начинали продавать в Бельгии, как «интересный автомобиль», отмечает высокую проходимость, хорошую комфортабельность, достойное качество изготовления, но ругает за высокую шумность и плохую динамику. Журнал «Cars» США за 1953 год в обзорной статье, посвященной советским автомобилям, называет «Победу» «прекрасно выглядящей машиной современного дизайна», «копирующей "некоторые лучшие черты американских автомобилей"», отмечает, что машина «весьма хорошо сделана», «приближается к обычному американскому автомобилю легкого класса вроде "Форда" или "Шевроле"», но «тяжелая и недостаточно мощная». В 1957 году американский журнал «Science and mechanics», также проведя тест-драйв темно-серой «Победы» 1956 года выпуска, отмечает устаревшую конструкцию и дизайн, слабый двигатель и грубое изготовление с большим использованием ручного труда, но хвалит «Победу» за продуманные детали конструкции жалюзи радиатора, настроечная игла в карбюраторе, буксировочные крюки, набор инструмента и так далее , высокое качество хромировки и подгонки деталей. Служба в такси: от России до Финляндии «Победа» экспортировалась в основном в Финляндию, где ее любили таксисты, скандинавские страны и Бельгию, где всегда покупали немало советских машин; такси в Финляндии, как массовое явление, вообще фактически началось именно с «Побед», — до этого таксопарки были укомплектованы разношерстными автомобилями довоенных моделей.
Первые автомобили «Победа» начали применяться в таксомоторной службе в 1946 году, вытесняя остававшиеся в строю «Эмки» и ЗИС-101, а также вынужденно использовавшиеся в первые послевоенные годы поступавшие по репарациям малолитражные германские DKW. Массовое появление их пришлось уже на 1947 год. Они быстро завоевали любовь водителей за неприхотливость, высокие эксплуатационные и ходовые качества и достаточно высокий по тем временам комфорт. В 1948 году руководство Моссовета приняло решение об единой раскраске «Побед»-такси — светлый верх, серый низ, серый шашечный пояс по бортам кузова и опознавательный световой сигнал «свободен» зеленого цвета. Первые такси с зеленым огоньком вышли из ворот 5-го таксопарка, открывшегося в Москве 04. В 1949 году был налажен массовый выпуск специальной версии для такси — М-20А. Их было выпущено 37 492 штуки.
Машины поздних выпусков имели уже не единую светло-серую окраску, а более разнообразную — бежевую, салатовую и так далее. Последние «Победы»-такси в Москве были выведены из эксплуатации в 1962 году. Нужно сказать, что поездка на «Победе»-такси была доступной практически каждому трудящемся человеку. Одно из незапланированных инженерами ГАЗа испытание автомобиля «Победа» было проведено в 7 часов утра 29 августа 1949 года на полигоне в Семипалатинске. Там, в глухих казахских степях, проводились испытания первой атомной бомбы РДС-1. На опытном поле, в круге радиусом 10 километров, были построены сооружения, подведена техника, привезены животные. Предполагалось не только доказать работоспособность первой советской атомной бомбы, но и изучить поражающее воздействие нового оружия.
На расстоянии 1000 метров от будущего эпицентра и далее, через каждые 500 метров, были установлены 10 новеньких легковых автомобилей «Победа». Перед их взорами раскинулась картина тотального разрушения. Кроме прочего, сгорели и все десять «Побед». По иронии судьбы, «Победами» правительство и награждало отличившихся при создании бомбы специалистов. РДС-1 — первая советская атомная бомба — шаг к глобальной стабильности на Земле Конец 30-х — начало 40-х годов XX столетия ознаменовались выдающимися открытиями в области физики: деление тяжелых ядер и возможность цепной реакции деления. Эти открытия означали, что перед человечеством открывается возможность практического использования нового мощного источника энергии — энергии деления ядер. Однако политическая обстановка в мире в этот период предопределила то, что усилия ученых ряда стран мира по поиску путей использования ядерной энергии вскоре оказались направленными в первую очередь на создание атомных бомб.
Первые атомные бомбы были созданы в Соединенных штатах Америки и применены США в войне с Японией уже через шесть с половиной лет после открытия деления. Еще через четыре года СССР создал и испытал свою первую атомную бомбу. Достижение ядерного паритета, важным шагом к которому явилось создание первой отечественной атомной бомбы, сказалось на судьбах человечества, способствуя глобальной стабильности и миру на Земле. Для реализации советского атомного проекта было принято решение идти путем приближения к американским прототипам, работоспособность которых была уже доказана на практике. К тому же научно-техническую информацию об американских атомных бомбах удалось получить разведывательным путем. В итоге была создана РДС-1 «изделие 501», атомный заряд «1—200» — первая советская атомная бомба. Мощность бомбы — 22 килотонны длина 3,7 м, диаметр 1,5 м, масса 4,6 т.
Хотя некоторые системы, такие как баллистический корпус и электронная начинка, были советской разработки. Одновременно разрабатывалось два варианта бомбы: С-1 и С-2. Но в 1948 году работы по РДС-2 были свернуты. Разработка бомбы шла по четырем направлениям: отработка ядерного заряда, разработка металлического ядра, определение критической массы активного вещества, отработка взрывателя. В СССР еще не было опыта разработки подобных бомб, проведения аэродинамических испытаний корпусов бомб, опыта сбрасывания бомб с больших высот. Однако уже летом 1946 года в КБ-47 были изготовлены чертежи 4 вариантов бомбы и переданы в КБ-11. По этим чертежам к концу года было изготовлено по 10 корпусов бомб на каждый вариант.
Параллельно в КБ-11 шла разработка корпуса будущей бомбы, который и был взят впоследствии за основу. Вариантов нейтронного запала взрывателя было предложено целых 20. После экспериментальных проверок был выбран вариант, предложенный Ю. Харитоном и К. Много времени ушло на отработку компановки систем автоматики внутри корпуса». К лету 1949 года были решены и отработаны все вопросы, связанные с конструкцией РДС-1. Первой атомной бомбе дали обозначение РДС-1.
Это название произошло от правительственного постановления, где атомная бомба была зашифрована как «реактивный двигатель специальный», сокращенно РДС. Обозначение РДС-1 широко вошло в жизнь после испытания первой атомной бомбы и расшифровывалось по-разному: «Реактивный двигатель Сталина», «Россия делает сама» и т. Руководство испытаниями осуществлялось Государственной комиссией. Испытания РДС-1 были проведены на Семипалатинском полигоне. По словам академика РАН В.
А практически любой капитал, когда он становится большим, начинает рваться к власти. Стабилизировав ситуацию в стране, большевики намеревались перейти к какой-то другой модели. Во второй половине 1920-х годов началась дискуссия о том, как стоит переходить к директивному планированию экономики.
Причём к такому, при котором директивы являются обязательными к исполнению и, по сути дела, имеют силу закона. Ведь Октябрьская революция была нацелена на ликвидацию капитализма и переход к строительству социализма. Но это не очень-то хорошо получилось, раз в начале 1920-х годов всё начало возвращаться на круги своя. Иосиф Сталин провёл серьёзную работу, чтобы создать политические предпосылки для экономических изменений, в частности, нейтрализовал своих внутрипартийных оппонентов. И только после этого перешёл к созданию принципиально новой модели народного хозяйства. Это стало самой настоящей революцией. Формально первая пятилетка была запущена 1 октября 1928 года. Но в это время управленческому аппарату и представителям народного хозяйства не было ещё до конца понятно, что им нужно делать.
А вот в 1929 году была проведена XVI конференция ВКП б , на которой более чётко были определены цели и задачи развития экономики в целом и индустриализации в частности. Ключевых задач было три: преодоление отставания от экономически развитых стран Запада, обеспечение экономической независимости и самодостаточности СССР, создание мощной промышленной основы для укрепления обороноспособности. Уже в конце 1920-х было очевидно, что иностранная интервенция против советского государства неизбежна. К 22 июня 1941 года все три задачи были успешно решены. Пятилетки были изначально инструментом для решения стратегической задачи индустриализации страны. В начале 1920-х годов в СССР появился Госплан — специальный орган, занимавшийся вопросами прогнозирования и со временем начавший определять маркеры, ориентиры развития экономики. Разработка планов первой пятилетки была для Госплана выходом на новый уровень работы, и он с этим справился. При этом, напомню, все они были обязательны к исполнению.
За неисполнение плана следовали такие же санкции, как за нарушение закона. План для всего государства составлялся в Госплане. Затем отдельные его блоки распределялись по народным комиссариатам. Те, в свою очередь, доводили их до производственных объединений, заводов и фабрик.
Прежде всего, данная денежная реформа произвела удар по торговым аферистам, хранивших собственные накопления «под подушкой». Начиная с 1949 года и по 1957 год, включительно, ежегодно производилась эмиссия нового госзайма. В конце февраля 1950 года в СССР осуществлено снижение стоимость американского доллара относительно к советскому рублю, до отметки 4 рубля за доллар. До этого времени стоимость американского доллара была 5 рублей 30 копеек. Поскольку в Советском Союзе во время Второй мировой войны присутствовала карточная система снабжения продовольственными и промышленными товарами, то одной из важнейших задач была ликвидация карточной системы.
Эта проблема была полностью решена в течение четвертого пятилетнего плана. Однако структура закрытого продовольственного снабжения существовала для представителей высших слоев компартии и хозяйственного руководства государства даже после ликвидации карточной системы. Цены на продукцию широкого потребления были существенно выше, нежели до начала войны. После начала денежной реформы в течение 7 лет правительство страны постоянно производило уменьшение цен. Уменьшая цены на продукцию широкого потребления, правительство добилось того, что существенно увеличился уровень жизнедеятельности практически всех граждан Советского Союза.
Продразвёрстка сменилась продналогом, были восстановлены элементы рыночных отношений и частное предпринимательство. Более того, промышленный разрыв продолжал увеличиваться — в городах росла безработица. Среди экономистов и партийных функционеров начались дискуссии о пути дальнейшего развития страны.
В итоге Иосиф Сталин поддержал точку зрения тех специалистов, кто выступал за выпуск продукции, будущие структурные изменения и жёсткую дисциплину. За основу было решено взять планирование развития экономики на пять лет. Это тот горизонт, на котором всё ясно и, как правило, не может быть больших неожиданностей», — рассказал в беседе с RT научный руководитель Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин. В декабре 1927 года в Москве состоялся XV съезд Всесоюзной коммунистической партии большевиков , на котором были приняты Директивы по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. На ней была одобрена резолюция «О пятилетнем плане развития народного хозяйства». С апреля — мая 1929 года историки отсчитывают начало пятилетнего планирования. Начало индустриализации К периоду индустриализации большинство исследователей относят три пятилетки первую 1928—1932 годы , вторую 1933—1937 годы и третью, начавшуюся в 1938-м. Её стратегические задачи огласил Сталин на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности.
Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут», — заявил советский лидер. Рабочей силы для воплощения в жизнь идей индустриализации было достаточно.
IV съезде Совета СССР
План и результаты 📙 четвертой пятилетки (1946-1950 гг.) - Экономика | В 1946 году началась ударная четвертая пятилетка в СССР, на которую советское правительство выстроило множество планов по восстановлению и развитию народного хозяйства. |
Четвертая пятилетка. Из руин – в рекорды | Прямой ущерб советской экономике составил 679 млрд. рублей (сравнимо с суммарными капиталовложениями СССР за первые четыре пятилетки). |
Пятилетка в четыре года. Положение трудящихся
Четвёртая пятилетка — Рувики | Таким образом, выполнить задание пятилетнего плана в аграрном секторе экономики в годы четвертой пятилетки не удалось. |
История России: Пятилетки - основные этапы развития страны в простом изложении | 1946–1950 гг. — четвёртая пятилетка в СССР; 1946 г. — административная реформа, создание министерств вместо наркоматов. |
«Произошла вторая революция»: о пятилетних планах развития народного хозяйства СССР | Таким образом, выполнить задание пятилетнего плана в аграрном секторе экономики в годы четвертой пятилетки не удалось. |
История.Всё в одном месте. 4 пятилетка (1946-1950). | Четвёртая пятилетка. Для СССР война явилась по существу, первым «открытием» Запада. |
Четвертая пятилетка (1946-1950) - цели, планы и итоги восстановления экономики
Но на первый план среди оборонных задач четвертой пятилетки вышел советский атомный проект. Пятилетки в СССР были задуманы и реализовывались с 1928г. для убыстрения экономического развития страны. Пятая пятилетка 1951-1955 гг. Пятый пятилетний план развития народного хозяйства СССР. Сайт о СССР. Символика Советского Союза, экономика СССР, фото СССР, плакаты и обои для рабочего стола СССР. 23 апреля 1929 года начала работу XVI конференция ВКП(б), на которой был принят первый пятилетний план в СССР.