Разбираемся, что такое незавершенный или незакрытый гештальт и как от него избавиться, с психологом Юлией Носовой.
Что такое гештальт и как его закрыть
- Публикации
- Как самостоятельно закрыть гештальт прошлых отношений с мужчиной
- Что такое незакрытый гештальт
- Что значит «закрыть гештальт»: как это сделать? - 7Дней.ру
- Незавершенный гештальт в любви и самореализации. Как закрыть гештальт?
Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
И в процессе этого повторного проживания выплеснуть те чувства и эмоции, которые мы хотели выплеснуть, но не смогли этого сделать. Сказать то, что хотели сказать, но так и не сказали. Сделать то, что хотели сделать, но так и не сделали. Важное замечание: проживание ситуации должно проходить не только и даже не столько на уровне ума, сколько на уровне чувств и ощущений! И еще. Не стоит стремиться выполнить это упражнение с первого раза.
Закрытие гештальта — это работа с травмой, а это процесс очень неприятный и болезненный. Далеко не каждому под силу сделать это в один прием. Поэтому важно дать себе возможность погружаться в ситуацию столько раз, сколько понадобится, чтобы окончательно ее исчерпать. Главное — чтобы в итоге не осталось ничего недосказанного, недопонятого, недоделанного. В результате вы должны разобраться со всеми сожалениями, обидами, гневом — всем, что вас тяготит.
Понять, что гештальт завершен, можно только опытным путем — когда в следующий раз вы снова начнете проживать эту или схожую ситуацию и не испытаете при этом никакого дискомфорта. После этого хорошо пересмотреть свою жизнь с позиции нового опыта — хотя бы основные, переломные моменты. Это задание очень важно, потому что оно помогает изменить представления о себе. В результате заметно снизятся восприятие себя как жертвы, ощущение собственной беспомощности и никчемности. И при этом мы начнем чувствовать себя более уверенными, более опытными и умудренными жизнью людьми.
Почему эта техника эффективна? Во-первых, работа с гештальтами разрушает автоматизмы, то есть привычку поступать определенным образом в однотипных ситуациях, не задумываясь, что, как и почему мы делаем. Во-вторых, она переориентирует мышление, чувствование и поведение. Разрушение автоматизмов происходит, когда мы анализируем, что сделали не так в прошлом, и прорабатываем альтернативные варианты своих действий, ищем наиболее подходящий для нас в конкретном случае способ отреагировать на ситуацию. То есть перед выполнением привычного действия мы берем паузу и начинаем задумываться, каким еще образом можем его совершить.
В процессе разрыва шаблона происходит и переориентация нашего старого типа мышления на новое. Начав мыслить по-другому, мы испытываем новые чувства, а вслед за ними подтягивается уже и новый способ реагирования и поведения. Помочь Маше вернуть родительский «должок» Давайте рассмотрим конкретный пример работы с непроработанными отношениями с родителями как самый распространенный и «больной» случай. Возьмем мою клиентку — назовем ее Машей — и пройдем вместе с ней по вышеприведенным трем шагам. Маша — клиент опытный, много чего понимает и осознает, поэтому ее пример будет показательным.
Далее следуют мои комментарии, наблюдения и выдержки из Машиного дневника работы над собой публикуются с ее разрешения. Проработка ситуации Маше уже хорошо за тридцать, но она до сих пор носит в своем сердце обиду на родителей — на то, что они недодали ей внимания, заботы, любви. И она до сих пор ждет, когда они «одумаются» и вернут наконец свой «должок». Это мешает ей строить отношения с другими людьми и устраивать свою личную жизнь она не замужем и живет с родителями. И это то, что Маша хочет изменить в первую очередь.
Мне не нравится то, что я была и остаюсь недолюбленным ребенком. Не нравится, что, общаясь с другими людьми, я жду от них той любви, которую мне недодали родители периодически ловлю себя на этом. А когда не получаю ее, начинаю капризничать, как маленький ребенок, делать пакости, чтобы отомстить людям за то, что и они не дают мне любви и внимания, в которых я нуждаюсь, и в конце концов рву с ними отношения. Ну или они рвут отношения со мной. Получается, что даже с другими людьми я выстраиваю и проигрываю те же отношения, что и с родителями?
Когда Маша вырастет, ей захочется скупать всё подряд или, напротив, до скупердяйства экономить. Материал по теме Топ-6 книг по психологии, которые стоит прочитать каждому Какие есть способы закрыть гештальт Психологические проблемы лучше решать со специалистом — особенно если тот самый незакрытый гештальт сильно влияет на качество жизни. Если такой возможности пока нет, можно попробовать сначала проработать проблему самостоятельно. Попытайтесь понять, откуда «растут ноги» у вашей нынешней тревоги или поведения, которое вас не устраивает.
Необязательно с тем, до кого вы так и не донесли нужные слова или действия. Можно буквально с пустым стулом или другом-заместителем. Завершите начатое, если это возможно и не несёт больших финансовых или моральных потерь. Купите уже ту самую вещь, наденьте желанное платье, отправьтесь в поездку мечты — сделайте так, как вам кажется правильно.
Закрытый гештальт больше не будет отвлекать, вы перестаёте тратить силы и внимание на бесконечное прокручивание проблемы. В итоге, значит, мозг-таки признаёт её завершённой. Выводы Итак, гештальтом можно назвать любое незаконченное действие, которое хочется довести до конца и мысли об этом ухудшают жизнь. Самые простые «домашние» способы закрыть гештальт: проговорить, проиграть ситуацию или буквально завершить начатое.
Однако это способно приносить ему вред изнутри. К тому же, непринятие собственных чувств, желаний и отношений, продолжающееся длительное время, может в конечном итоге привести к нервному срыву. Последствия незакрытых гештальтов не менее пагубны и в отношениях. Когда пары не могут обсудить и найти пути удовлетворения потребностей каждого, при этом переходя к другой проблеме, со временем приводит к накоплению чувств неудовлетворенности, безнадежности, бессмысленности и ненужности. Для одних это означает конец отношений. Человек может физически присутствовать, но эмоционально отдаляться, что сопровождается психосоматическими проявлениями. Другой сценарий — внезапная вспышка ссор, открытых или пассивно-агрессивных семейных конфликтов, как результат накопившейся горечи.
Простая техника закрытия гештальтов Каждый человек носит в себе множество гештальтов, имеющих разное значение и смысл. Проработку следует начинать с самых крупных и важных, постепенно переходя к незначительным. Целесообразно разделить все произошедшее на условные тематические группы — детство, взаимоотношения с партнером, работа и т. Тогда, начав заниматься наиболее важными ситуациями внутри одного раздела, вы параллельно будете прорабатывать и другие. Чтобы закрыть гештальт, не обязательно встречать с кем-то из прошлой жизни. Данный процесс требует внутренней проработки ситуации наедине с собой. В итоге вы должны добиться изменений в собственных ощущениях и восприятиях прошлого.
Простая техника закрытия гештальтов Любая сложная ситуация прорабатывается за три шага. Разумеется, это не гарантирует жизнь с чистого листа, но вы почувствуете ощутимый прогресс внутри и увидите реальные изменения в своем окружении. Первым шагом к переменам является проработка ситуаций, которые беспокоят больше всего. Есть один банальный прием, повсеместно используемый в психологии: возьмите ручку и бумагу и напишите, что больше всего беспокоит и тревожит, что не можете отпустить. Вы удивитесь, но главная проблема выйдет наружу моментально. Только до 29. Чтобы зарегистрироваться на бесплатный интенсив и получить в подарок подборку файлов от GeekBrains, заполните информацию в открывшемся окне Анкета Второй шаг — понять, что конкретно вызывает беспокойство.
Запишите, что вам особенно не по душе, что в произошедшем пошло не по сценарию. Это позволит получить максимально полное представление о том, из-за чего на самом деле испытываете дискомфортное состояние. Далее необходимо определить, как, по-вашему, могли бы развиваться события. Следует по пунктам расписать, как все должно быть, почему именно так, чему вы могли бы научиться и какую выгоду приобрести, если бы ситуация разыгралась по-другому. Это поможет увидеть идеальное с вашей точки зрения развитие событий.
Причины возникновения гештальтов Традиционно гештальт является способом объединения разрозненных данных, что обусловлено особенностями работы мозга. В настоящее время ученые предполагают, что именно так работает предиктивное кодирование.
Хотя точно объяснить, как мозг создает общую картину, пока не представляется возможным. Для вас подарок! В свободном доступе до 05. Причем абсолютно не важно, услышал что-то человек или увидел. Далее подключаются следующие нейроны, отвечающие за распознавание деталей. Причем мозг не только обрабатывает полученные сигналы, но и прогнозирует, что должно произойти следом с органами чувств. В итоге предсказание сравнивается с реальностью.
Если мозг оказывается прав и формируется гештальт, то следом возникает выброс дофамина, как подкрепление эмоций. В противном случае активизируются нейроны для обработки новой информации. Это способствует тому, что в будущем мозг будет сравнивать поступающие от органов чувств данные с уже известными образами и объединять части в гештальт вместо того, чтобы каждый раз заново заниматься их обработкой. Согласно исследованиям, этим мозг упрощает себе задачи и экономит энергию. Однако причина такой давней одержимости незавершенными ситуациями кроется в так называемом эффекте Зейгарник. Советский ученый Блюма Зейгарник объяснила этот феномен в 1920-х годах. Она обратила внимание на работу в заведении официантов, которые моментально забывают о закрытых счетах, но при этом прекрасно помнят неоплаченные заказы.
Это натолкнуло ее на мысль о том, что мозг склонен концентрироваться на незавершенном, убирая в дальний ящик оконченные сценарии. Читайте также Подробнее Позднее эксперимент Зейгарник подтвердил эту теорию: участникам предлагалось выполнить такие простые задания, как скрепление картонных коробок, изготовление глиняных фигурок и сбор пазлов. Загвоздка была в том, что часть работы они смогли выполнить полностью, а часть по просьбе ученых оставили без логического завершения. Затем участников эксперимента опрашивали, чтобы проверить, насколько хорошо они помнят сделанное. Результаты показали, что деятельность, которую не удалось завершить, называлась в два раза чаще и в вдвое интенсивнее по сравнению с выполненной. Стоит отметить, что испытуемые, которым не дали довести работу до логического ее окончания, были не удовлетворены результатом, испытывали нервозность и желание вернуться и доделать все до конца. Впоследствии немецкий психолог Мария Рикерс-Овсянкина продолжила изучение этой черты.
Ее эксперименты показали, что прерванное задание становится для человека квазипотребностью, порождая навязчивое желание выполнить его снова. Опасность незакрытых гештальтов Гештальт, по мнению психологов, не несет опасности. Напротив, если человек не в состоянии его сформировать соединить части в целостный образ , это может свидетельствовать о повреждении мозга или психическом расстройстве.
Добавить комментарий
- Что такое «незакрытый гештальт»
- Гештальт – что это такое простыми словами, как и зачем его закрывать
- Курсы валюты:
- Незакрытые гештальты Марии Сокольцовой - Двина29
- Как закрыть гештальт?
Что значит закрыть гештальт
Одна из причин такого явления — незакрытые гештальты. Незакрытые гештальты можно попытаться осознать и закрыть самостоятельно. Закрытый гештальт указывает на завершенный опыт или разрешенную ситуацию, в то время как незакрытый представляет собой незаконченный опыт. поглотители энергии, многие портят настроение или заставляют прибегать к помощи иллюзий и выстраивать воздушные крепости. Рассказывает о том, что такое незакрытый гештальт и как его правильно и плотно закрыть.
Незавершенный гештальт, который тянет назад. Часть 1
Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты | Эксперт привела пример незакрытого гештальта — если расстаться с любимым человеком и не завершить отношения, проговорив обиды и боль, то разлука будет мучительной. |
Незавершенный гештальт в любви и самореализации. Как закрыть гештальт? | Случай с официантом послужил темой для ее дипломной работы, получившей широкую известность и ставшей отправной точкой гештальт-терапии. |
Незавершённый гештальт или речь о пролитом молоке... | Явление такое, как незакрытый гештальт, – это проблема, что требует быстрого разрешения. |
Незакрытый гештальт Беглова по муниципалам
Также незакрытый гештальт может затронуть не только вас, но и ваших детей. Закрытый гештальт указывает на завершенный опыт или разрешенную ситуацию, в то время как незакрытый представляет собой незаконченный опыт. Потому что у нее гештальт еще был не закрыт, она этим занималась с ним не ради собственного удовольствия, а чтобы влюбить его в себя, чтобы сломать, чтобы увести из семьи. Что такое незавершенный гештальт и почему важно его заметить, прожить и закрыть? Этому может быть вполне простая для психотерапевтов, но не очень понятная для обывателей причина – существующий незакрытый гештальт. Незакрытый гештальт может привести к повышенной тревожности, трудностям со сном, психосоматическим проявлениям, хронической боли.
Что значит закрыть гештальт
Сегодня мы поговорим о том, что такое незакрытый гештальт, и чем он грозит. 20 основных признаков незакрытого гештальта в отношениях с мужчиной. Незавершенный (незакрытый) гештальт в отношениях – это серьезная проблема, которая может оказать значительное влияние на то, как сложится дальнейшая жизнь человека. Сегодня мы поговорим о том, что такое незакрытый гештальт, и чем он грозит. Чем опасны незакрытые гештальты. Незакрытый, он напоминает «битую» компьютерную программу, которая периодически создает проблемы пользователю.
Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
Что значит закрыть гештальт — объясняет психолог простыми словами - Чемпионат | Причиной незакрытого гештальта становится обычно именно конфликт, тут создатели сериала совершенно правы: каждый из призраков, как выясняется, обидел друга. |
Незакрытый гештальт — 30 ответов | форум Babyblog | Если в прошлом вы пережили травму, учил гештальт-терапевт, то вы не сможете полноценно жить дальше, пока эта проблема не будет каким-то образом «закрыта». |
Что значит закрыть гештальт — объясняет психолог простыми словами | Основные признаки незакрытого гештальта и предупреждение таких ситуаций. |
Что такое гештальт и как его закрыть: мнение эксперта
Для этого необходимо представить лицо бывшего партнера. После этого нужно очень ярко визуализировать то, как именно он просит прощения за то, что сделал. Не стоит стесняться. Можно смело высказать этому образу все свои претензии и обиды. После этого нужно логически завершить эту ситуацию. Например, можно сказать этому образу, что он прощен или накричать на него и заявить, что теперь все кончено. Лучше всего выполнить данное упражнение с реальным человеком, например, знакомым, которой согласился сыграть роль бывшего партнера.
Как правило, после первого этапа большинство людей испытывают серьезное облегчение, однако гештальт еще не закрыт. Поэтому на втором этапе необходимо немного пофантазировать и порассуждать, что было бы если бы расставание не произошло. Нужно мысленно проиграть все вероятные варианты, которые могли бы произойти далее. Например, можно представить себе свадьбу, рождение детей, покупку дома, машины. Однако не стоит забывать и о том, что в каждой семье есть бытовые проблемы. Поэтому стоит начать также фантазировать и визуализировать то, как бы сложилась жизнь, если бы не хватало денег, появились бы постоянные проблемы, требования, скандалы.
На третьем этапе необходимо сформировать для себя правильный образ семьи и нормальных отношений. Для этого нужно поделиться с кем-нибудь из близких своими страхами и опасениями. Обязательно нужно пересказать ему все свои сомнения, которые связаны с бытовыми проблемами, нехваткой денег и прочего. Чем больше человек начинает рассказывать о подобных проблемах, тем проще он начинает к ним относиться. В итоге будет легче начать формировать для себя правильную модель семьи и счастливых семейных отношений. Необходимо принимать то, что происходит в жизни.
Если произошло расставание, то это значит, что так должно было случиться. Вполне возможно, что в будущем человека ждет что-то более прекрасное и интересное, поэтому остается только подождать. Ее истoчниками служат гeштальт психoлoгия вoсприятия и ранниe исслeдoвания Б. Зeйгарник o нeзавeршeнных дeйствиях. Гeштальт тeрапeвты чащe ссылаются на ранниe гeштальт-психoлoгичeскиe экспeримeнты пo вoсприятию ,чeм на рабoту Б. Зeйгарник — ee имя пoчти забытo ими.
Я бы хoтeла вeрнуть имя Б. Зeйгарник гештальт-тeрапии и пoказать влияниe ee рабoты на концeпцию нeзавeршeнных дeйствий. Дипломная работа Зейгарник была посвящена проблеме незавершенных действий и выполнено под руководством Курта Левина в Берлинском университете Zeigarnik,1927. Это иследование основывалось на концепции Левина об истинных потребностях и квази-потребностях, причем последние определялись как динамическая напряженная сиcтема, стремящаяся к реализации Зейгарник,1981. Ее работа продолжала исcледования Овсянкиной Richers-Ovsiankina,1928 , которая открывала феномен, показавший, что в экспериментальной ситуации незавершенная деятельность создает напряженную заряженную систему, стремящуюся к реализации путем завершения этой деятельности. Зейгарник продолжила эти эксперименты и верифицировала гипотезу Левина о влиянии квазипотребности на память.
Зейгарник провела серию экспериментов, цель которых состояла в сравнении запоминания завершенных и незавершенных действий. Она готовила эти эксперименты очень серьезно, разрабатывая стратегию и тренируя свое поведение и невербальную экспрессию. Левин подчеркивал, что экспериментатор должен играть активную роль в создании реальной ситуации во время эксперимента, пробуждая реальные переживания у испытуемых. В своих экспериментах Зейгарник предлагала испытуемым 18-20 заданий, половину из которых им разрешалось завершать, а другая половина прерывалась ею. После завершения последнего задания испытуемых просили вспомнить все задания, которые они выполняли. Процесс воспроизведения заданий проходил спонтанно.
В результате оказалось, что испытуемые вспоминали незавершенные задания чаще, чем завершенные. Феномен лучшего запоминания незавершенных действий был назван эффектом Зейгарник. Этот феномен показал, что незавершенные действия создают напряженную заряженную систему, которая стремится к реализации и проводит в действие процесс запоминания. Зейгарник пришла также к очень важному заключение, что напряженно-заряженная система, созданная незавершенными действиями, влияет не только на поведение и память, но и на целостную интрапсихическую сферу личности. Эффект Зейгарник продемонстрировал, что личность стремиться к завершению, и эта работа стала экспериментальным доказательством гештальт принципа завершения. Принцип завершения является одним из базисов концепции незавершенных действий ситуаций в гештальт-терапии.
Большинство авторов считают, что основным источником этой концепции служит гештальт психология восприятия Perls, et al. Даже Перлз, обсуждая в своей ранней книге «Я, голод и агрессия» 1947 принципиальную тему о «характере требования незавершенных ситуаций», приписывает работы Зейгарник самому К. Левину и делает ссылки только на него. Возможно, именно из-за этой неточности Перлза в гештальт терапии чаще ссылаются на работы К. Левина, чем на Б. Вклад Зейгарник состоял в том, что она впервые в гештальтпсихологии применила принцип завершения к реальным действиям в момент настоящей ситуации и открыла тенденцию запоминания незавершенных действий.
Перлз позднее синтезировал этот принцип в концепция незавершенных действий, а последующие авторы гештальт терапия дальше развили эту концепцию. Гештальт терапия использовала много выводов работы Зейгарник, в частности: о тенденции возвращения к незавершенным действиям ,о реализации потребностей как о механизме завершения незавершенных ситуаций, о напряжении, которое создается ими, о влиянии незавершенных действий на память и на целостную внутрипсихическую сферу личности. Исходя из этих утверждениях гештальт терапия разработала новые представления, о тенденции к избеганию завершения; о механизмах, блокирующих потребностный цикл; о путях завершения и терапии незавершенных ситуаций. В данной статье мы не имеем возможности описать всю концепцию незавершенных действий, поэтому мы опишем ее в целом и остановимся на наиболее важных и интересных моментах, связанных с работой Зейгарник. В гештальт терапии понятие завершение означает, что люди всегда стремятся завершить незавершенный гештальт. Перлз полагал, что личности обладает сильной тенденция к тому, чтобы завершить незавершенное, закончить незаконченное и достичь чувства целостности и наполненности Реrls,1951.
В большинстве ситуаций люди по-настоящему хотят и стремятся к завершенным переживаниям, им нравится чувство завершенности и полноты. Чувство завершенности уникально, и оно может быть понято только как целостное переживание личности. Как считают гештальт-терапевты, это чувство достаточно сложно и имеет разные аспекты, охватывающие широкий спектр человеческих переживаний. Так, завершенность может дать чувство законченности, интегрированности, правильности спокойствия, ощущаемых на уровне тела Korbet. Когда оканчиваются разные жизненные ситуациях, чувство завершенности в некотором смысле созвучно интуиции. Кепнер утверждал, что завершенность неизбежно вызывает амбивалентные чувства -она может переживаться как чувства спокойствия и уверенности, смешанные в то же время в чувствами потери печали : «Всегда каждое окончание, даже окончание неприятной ситуации, включают чувства как облегчения, так и потери.
Даже кульминации счастливых событий могут парадоксально сопровождаться чувством потери» Kepner,1987,с. Здесь я бы хотела подчеркнуть, что Зейгарник открыла новые возможности для использования гештальт-психологического принципа завершенности, применив его к реальному поведению и действиям, а гештальт-терапия развила его дальше, распространив его на эмоции, чувства и реальные жизненные события личности. Еще одна идея работы Зейгарник о том, что завершение происходит благодаря удовлетворению потребности, оказалась полезной для гештальт- терапии. Как показал эффект Зейгарник, потребность настоящей ситуации — квази-потребность требует активности и создает напряженно заряженную систему; завершение активности означает освобождение этой системы и удовлетворение потребности. В гештальт- терапии процесс удовлетворения организмом своих потребностей описывается, в свою очередь, как цикл образования и завершения гештальта, имеющий несколько стадий. Нормальный здоровый потребностный цикл является саморегулирующимся процессом, функционирующим без прерывания: каждая потребность возникает как фигура на фоне опыта, когда потребность удовлетворяется, завершается и гештальт, погружается в фон и затем возникает новая потребность.
Но тот потребностный цикл может быть прерван, и тогда возникают незавершенные ситуации. В гештальт-терапии существуют различные определения незавершенных ситуаций, которые могут быть названы потребностно и эмоционально незавершенными. Развивая идею Зейгарник о прерывании, гештальт-терапия утверждает, что существуют не только внешние пути прерывания социальными факторами, но также внутренние пути за счет паттернов когнитивного контроля и наследственных ограничений. Когнитивный контроль блокирует цикл формирования завершения гештальта, противостоит подлинному выражению потребностей и нарушает саморегуляцию как естественную и спонтанную деятельность, не позволяя личности двигаться к завершенности и целостности и удерживая ее в состоянии постоянной незавершенности Korb et al. Гештальт- терапия показывает как прерывание потребностей влияет на качество жизни личности: «Цикл потребностей не может завершиться, напряжение возникает, но не разрешается, аффект накапливается, но не может найти выхода. Непрерывность поведения блокируется неосуществленными действиями, и совсем немного нового может произойти при возникающем напряжении и фрустрации.
Индивид становиться как бы «подвешенным» на невыраженном, и жизнь медленно погружается в отчаяние и скуку с недостатком автономии спонтанности и интимности» Enright,1971,с. Эмоционально незавершенные ситуации содержат чувства, эмоции, переживания, которые не были выражены и завершены в прошлом. Индивидуумы остаются с незавершенными ситуациями, если они не могли выразить чувства разочарования, гнева, горя, печали, возмущения, которые возникали во время событий прошлого и в отношениях со значимыми людьми — родителями, родственниками, влюбленными, супругами. Перлз считал, что невысказанное возмущение относится к наиболее частому виду незавершенных действий Perls,1971. Эффект Зейгарник показал, что прерывание приводит к лучшему запоминанию незавершенных действий и к возвращению к ним, точно также гештальт-терапия признает, что личность имеет тенденцию возвращаться к незавершенным переживаниям и неразрешенным эмоциям. Гештальт- терапия полагает, что один из путей, которым индивидуумы пытаются ассимилировать и завершить значимые незавершенные ситуации, заключается в возвращении к ним снова и снова.
Однако, наряду с тенденцией к завершению в личности действует также тенденция к избеганию завершения, что в свою очередь увеличивает личностную незавершенность. Избегая действовать в настоящем, мы увеличиваем незавершенность и нашу зависимость от прошлого » Naranjo,1993,p. При помощи избегания индивиды пытаются держаться подальше от незавершенных ситуаций, стараясь избежать полного переживания и прямой конфронтации с теми чувствами, которые они должны быть пережиты с чувствами боли, тревоги, горя, гнева и т. Гештальт терапия полагает, что наибольшие трудности в разрешении таких чувств, состоят в том, что другие, чаще всего близкие, неспособны поддержать выражение этих чувств, не принимая, отрицая их значимость и даже считая их опасными Kepner,1887. В результате индивидуумы развивают различные паттерны когнитивного контроля и защитных механизмов для того, чтобы справиться с этими двусмысленными чувствами, которые они чувствуют, но не должны чувствовать. Поддерживая избегание, механизмы контроля подавляют свободное выражение эмоций и открытый ответ на ситуацию.
Механизмы контроля, нарушающие непрерывный процесс саморегуляции, могут служить причиной невротизации индивидуума. Тенденция к избеганию является одной из основных характиристик невротического функционирования. Гештальт терапия полагает, что невротические личности вкладывают большое количество энергии в избегание завершения и в контроль незавершенных переживаний, а также в избегание контакта с собой и с другими Korb, et al.
Девушка заметила, что он не пользуется блокнотом, а все заказы держит в уме. Когда парень подошел к их столику, Блюма сделала ему комплимент по поводу его памяти. Он ответил, что никогда ничего не записывает и все прекрасно помнит. Тогда девушка попросила его воспроизвести заказ, сделанный посетителями, которые только что ушли. К своему удивлению, парень не смог вспомнить содержимое заказа, хотя обслуживал людей совсем недавно. На основе этого наблюдения был сделан вывод о том, что память бережно хранит незавершенные дела, а завершенные тут же вычеркивает. Мы постоянно пользуемся этой невероятно полезной особенностью психики. Она помогает нам рационально расходовать ресурсы и концентрироваться на текущих задачах. Но иногда она дает сбои и действует нам во вред. Уже неактуальные ситуации продолжают удерживать наше внимание и перетягивать энергию на себя, как в упомянутом выше примере про хамство на почте. Бывает, что человек застревает в гештальте на годы и не может отпустить болезненную ситуацию. Он вынужден возвращаться к ней снова и снова и каждый раз переживать негативные эмоции. Гештальт-терапия — особое направление в практической психологии, которое помогает людям закрывать такие гештальты. Как формируется гештальт Давайте подробнее рассмотрим, как образуются деструктивные гештальты, отравляющие человеку жизнь. Основой для них обычно служат неприятные и болезненные ситуации. Потому что тревога, вызванная ими, связана с настоящим и будущим. Например, почти любой конфликт становится причиной появления незакрытого гештальта. Даже если он остался в прошлом, возможные последствия могут отразиться на настоящем. Поэтому человек пытается довести его до логического завершения, постоянно обдумывает и в итоге только сильнее закрепляет. Что значит закрыть гештальт Закрыть гештальт — значит переосмыслить травмирующий опыт, довести его до логического завершения, чтобы он перестал перетягивать внимание на себя. Пока человек этого не сделает, он будет испытывать постоянную тревогу и неосознанно воспроизводить ситуации, связанные с прошлым негативным опытом. Например, девушка может неосознанно выбирать себе в партнеры для отношений мужчин, похожих на ее первого парня. Несчастная любовь превратилась в незакрытый гештальт, и теперь мозг пытается каким-то способом прийти к логической развязке. Часто незакрытый гештальт преследует человека с самого детства. В раннем возрасте психика очень восприимчива и уязвима, поэтому многие ситуации оставляют неизгладимый след. Человек может даже не помнить их, но это не мешает им влиять на его образ мыслей и поведение. Типичный пример: ребенок очень хотел заниматься спортом, а родители отдали его в музыкальную школу. Он пронес свое желание через всю жизнь и очень страдал от невозможности реализовать его. Повзрослев, он решил воплотить свою мечту через детей и отдал их в спорт.
Вместо того, чтобы третировать партнера, попросите его искупать вас в заботе и внимании. Постепенно придет к логическому завершению незакрытый гештальт. Что это такое и как это происходит, вы поймете и почувствуете в процессе. Выражение чувств и высказывание слов по мере того, как это становится необходимым. Прекращение борьбы. Это еще один важный момент. Если вы ищете способ, как закрыть гештальт в отношениях самостоятельно, то… остановитесь. Прекратите его отрицать, примите и смиритесь с его существованием. Иногда этого бывает достаточно. Человек перестает подпитывать его своими эмоциями. Осознайте, какой процесс незавершен, и постарайтесь проявлять к нему полнейшее безразличие. Как завершить гештальт в отношениях самостоятельно? Именно в любовных отношениях чаще всего возникают подобные проблемы. Из-за повышенной эмоциональной зависимости от другого человека становятся очень сложно перейти на новый уровень и оставить прошлые отношения приятными воспоминаниями. Незакрытый гештальт — это проблема, которую можно и нужно решать. Есть несколько методов того, как это сделать. Перестроить гештальт Для этого мужчине или женщине необходимо найти нового партнера, который вызовет очень сильный интерес. Если новые отношения по своей эмоциональности будут «перекрывать» предыдущие, то неудачная попытка построить отношения быстро забудется. Если сложно начинать новые отношения, то в этом случае необходимо переключиться на какое-нибудь интересное хобби, которое сможет вызвать всплеск эмоций. Рассуждать логически Прежде всего, нужно понять, почему закончились предыдущие отношения. Важно определить почему переживания до сих пор продолжают всплывать в подсознании. Скорее всего, речь идет о каких-либо комплексах. Если признать их наличие, то можно начать работать над собой, чтобы стать лучше. Кроме этого, рекомендуется порассуждать на тему того, что возможно предыдущий партнер был переоценен. Стоит пересмотреть свой внутренний «фильтр» выбора будущего партнера. Простить Как правило, проблема незакрытого гештальта связана с тем, что предыдущий партнер нанес очень серьезную моральную травму. Например, муж мог изменить супруге, и после этого она хранит обиду на него долгие годы. Однако нужно понимать, что это, в первую очередь, вредит именно самой женщине, не дает ей построить успешные отношения. Поэтому нужно подсознательно вырвать из себя любую обиду и постараться простить человека, который совершил эту роковую ошибку. Также психологи выделяют еще одну стратегию завершения гештальта, которая включает в себя 4 этапа: Постановка. Речь идет действительно о небольшой театральной постановке. Для этого необходимо представить лицо бывшего партнера. После этого нужно очень ярко визуализировать то, как именно он просит прощения за то, что сделал. Не стоит стесняться. Можно смело высказать этому образу все свои претензии и обиды. После этого нужно логически завершить эту ситуацию. Например, можно сказать этому образу, что он прощен или накричать на него и заявить, что теперь все кончено. Лучше всего выполнить данное упражнение с реальным человеком, например, знакомым, которой согласился сыграть роль бывшего партнера. Читайте также: Кризис среднего возраста. Как начать новую жизнь после 40 лет? Как правило, после первого этапа большинство людей испытывают серьезное облегчение, однако гештальт еще не закрыт. Поэтому на втором этапе необходимо немного пофантазировать и порассуждать, что было бы если бы расставание не произошло. Нужно мысленно проиграть все вероятные варианты, которые могли бы произойти далее. Например, можно представить себе свадьбу, рождение детей, покупку дома, машины. Однако не стоит забывать и о том, что в каждой семье есть бытовые проблемы. Поэтому стоит начать также фантазировать и визуализировать то, как бы сложилась жизнь, если бы не хватало денег, появились бы постоянные проблемы, требования, скандалы. На третьем этапе необходимо сформировать для себя правильный образ семьи и нормальных отношений. Для этого нужно поделиться с кем-нибудь из близких своими страхами и опасениями. Обязательно нужно пересказать ему все свои сомнения, которые связаны с бытовыми проблемами, нехваткой денег и прочего. Чем больше человек начинает рассказывать о подобных проблемах, тем проще он начинает к ним относиться. В итоге будет легче начать формировать для себя правильную модель семьи и счастливых семейных отношений. Необходимо принимать то, что происходит в жизни. Если произошло расставание, то это значит, что так должно было случиться. Вполне возможно, что в будущем человека ждет что-то более прекрасное и интересное, поэтому остается только подождать. Как закрыть гештальт Есть советы, которые уже доказали эффективность на практике. Лучше всего заняться самоанализом, когда имеется возможность где-то уединиться и побыть в покое. Это позволит сосредоточиться на проблеме. Итак, что необходимо сделать: Определись с порядком незакрытых гештальтов. Не спеши сразу углубляться в детство. Начни с недостаточно проработанной проблемы, которая лежит максимально близко к поверхности. Запиши на листе бумаги все, что тебя тревожит и вызывает беспокойство. Каждая претензия должна быть отражена. Старайся делать максимально конкретные записи, так как ситуация требует обрисовки четкого контура. Фото sergio souza on Unsplash Перечисли по пунктам, что именно тебя не устраивает на данный момент. Предложи свой вариант развития событий, запиши все желаемые повороты в судьбе. Обязательно отметь, что думаешь насчет жизненного опыта, полученного в результате сформировавшейся проблемы. Визуализируй урок, преподнесенный тебе данной ситуацией. Сделай четкий и конкретный вывод. Желательно изложить его в одном предложении. Что тебе нужно сделать, чтобы ситуация завершилась и можно было двигаться дальше? Не спеши с выполнением этого упражнения. Скорее всего, гештальт не закроется за один день. Погрузись в волнующую тебя ситуацию, мысленно проживи её заново, выплесни все скрытые эмоции и выскажи слова, которые так и остались на душе. Самое важное — избавиться от всего недоделанного и недопонятого. Если в случае повторения той беспокоящей ситуации она наконец-то подойдет к своему логическому завершению, а ты не будешь испытывать дискомфорт и чувство тяжести, значит, все прошло успешно. В чем состоит опасность? Незакрытый гештальт — это состояние, которое может перерасти в серьезные психологические проблемы. Люди постоянно накапливает огромное количество незавершенных гештальтов и даже не замечают этого. В итоге с годами у многих развивается нервозность, кажется, что все идет не так, как должно было. При незакрытом гельштате в отношениях, прежде всего, личность начинает испытывать постоянный дискомфорт и неудовлетворенность жизнью. Подобное может спровоцировать даже суицидальные мысли.
Например, предложите собрать кубик Рубика разным людям. Любители головоломок увлекутся и постараются найти решение, пусть даже на это понадобится несколько часов или дней. Другие же пару раз покрутят кубик, усмехнутся и решат, что есть дела интереснее. Один сотрудник все выходные будет думать о невыполненной задаче, а другой пойдет в баню с друзьями, а в понедельник придумает наспех какую-нибудь отговорку для начальника. Чем ответственнее человек, тем сильнее напряженность из-за незавершенной задачи. Как избежать последствий эффекта Зейгарник: Старайтесь избегать многозадачности на работе. Одно незавершенное дело не сломает голову, а вот огромный список таких дел сильно гложет и мешает нормально жить. Не держите все в голове, запишите задачи, разделите на более важные и менее, оцените сроки выполнения. Вычеркивая из списка решенные пункты, почувствуете облегчение. Не стоит воспринимать эффект Зейгарник буквально. Если увлечены каким-то действием — пишете рассказ или код на компьютере, решаете задачу по математике — не стоит прерываться на самом интересном месте, чтобы лучше запомнить идею. Иначе мысли не дадут уснуть.
Закрыть гештальт — что это такое простыми словами
01.Закрыть гештальт.(2022)-x – смотреть видео онлайн в Моем Мире | Илья Петров | Как закрыть гештальт и почему это важно, какие существуют техники гештальттерапии, последствия незавершенных гештальтов в отношениях — в материале Forbes Life. |
Закрыть гештальт — что это такое простыми словами | Разбираемся, что такое незавершенный или незакрытый гештальт и как от него избавиться, с психологом Юлией Носовой. |
Что такое гештальт и как его закрыть. Простыми словами
Но незакрытые гештальты с бывшими опаснее, чем кажется. Правда ли, что техника флирта связана с незакрытыми гештальтами? Незакрытый гештальт может привести к повышенной тревожности, трудностям со сном, психосоматическим проявлениям, хронической боли.
Незавершенный гештальт, который тянет назад. Часть 1
Оценивая работу по этим критериям, не обязательно погружаться в дебри глубокого понимания метода любого. Можно, конечно, погрузиться. Но зачем? Ведь в том посте, который поджёг мой зад, основной замес непонимания пошёл из того, что клиент думал, что он понимает, как работает метод при этом имея искажённое понимание , и повесил неудачи в работе именно на метод не «этот специалист мне не подходит», а «этот ваш гештальт — лажа, и мне не подходит». В то время как вышеупомянутые объективные критерии вообще остались за кадром. И осталось непонятным, что именно в работе пошло не так, и как участники процесса разделили ответственность. Особенности обучения гештальту в России на примере МГИ Московский Гештальт Институт , если смотреть на него снаружи, выглядит довольно мутно. Кто-то даже говорит «секта». Нихрена непонятно, какие-то странные ступени, что вообще происходит.
Но, если отойти от условностей, то становится понятно, почему оно так, как есть. То, что они делают, я даже не представляю, как можно легализовать в образовательной системе нашей страны. Помимо легализации необходимо было соответствовать стандартам международной ассоциации ГТ. Но как-то они это легализовали, и на том спасибо. В самые подробные подробности вдаваться не буду, и так большая статья получается. Требуйте у автора отдельный материал по теме. Преподают матёрые гештальтисы с горами опыта за плечами сертифицироваться на тренера довольно сложно, там куча требований и критериев, плюс вредная неподкупная комиссия. Первая ступень Практика начинается с первых же дней первой ступени, которая длится около года.
Да, первая ступень по идее «клиентская», и проходит в формате терапевтической группы, но и там уже дают часть теории по групповой и личной терапии посмотрите, вот сейчас происходит то-то и то-то, а после мы будем делать вот это, для вот этого. Подача идёт плотно, и время между трёхдневками как раз нужно для того, чтобы как следует у себя всё в голове и психике разложить. Особенно на второй ступени это становится заметно. После первой ступени обучающийся принимает решение, хочет ли он становиться именно терапевтом, то есть сам работать с клиентами. Те, кто пошёл дальше, на вторую ступень, уже намерены именно практиковать, как психотерапевт. И в идеале за этот год должны разобраться с собственными клиентскими тараканами, чтобы не тащить их в работу не обязательно прям всё починить, но взять в работу в своей личной терапии, и ловко «выносить за скобки» в работе с клиентами. Вторая ступень На второй ступени сразу начинают наваливать не только практики терапевт-клиент, но и теории, от души. Нам читают лекции, и мы эту базу тут же на практике отрабатываем, задаём вопросы, разбираем, получаем супервизии.
Появляются учебные «тройки» — для отработки материала между встречами. Длится эта ступень от 3 до 4 лет, в зависимости от распределения трёхдневок. Появляется обязательство по добору различных часов к сертификации: посещение интенсивов, конференций, личной и групповой терапии, супервизий, специализация. Дохрена всего, и овердохрена практики. Конечно же, есть и список литературы, который поможет эту базу понять более полно и глубоко. Но его поглощение остаётся на совести студента. Я, как задрот-душнила, пропускаю всю теорию через свои привычные фильтры «научноподходчика», и обязательно вникаю, как это соотносится с нейробиологией, нет ли противоречий. И пока не нашла их.
Плюс, мне нравится само целостное восприятие человека: понятно, что внутри нас суп из гормонов и прочая система систем, но давай посмотрим, как это всё вместе работает, и как в текущем моменте выстреливает какая-то недопрожитая ситуация или противоречащее реальности убеждение, усвоенное в детстве. Очень творческий процесс получается. Красивый, но при этом эффективный. Приглашённые звёзды Иногда приглашают специальных тематических тренеров, так как у трёхдневок появляется тематическая направленность. И этот тематический тренер обычно крут в области заявленной темы, с десятками лет стажа и кучей наработок. Вот уж кто точно сможет нормально объяснить все нюансы и ответить на вопросы. Например, «Теорию привязанности» разбирали с Еленой Бочкарёвой , и впечатления от той трёхдневки до сих пор будоражат. Всё, что я уже знала по ТП, пересобралось за те 3 дня в изящную структуру, стали видны незамеченные ранее взаимосвязи, заполнились пробелы, и вообще braingasm полный.
Об этом отдельно потом расскажу. Специализация Работает по аналогии с ВУЗом — вот у тебя база, а куда ты более глубоко копать станешь? Г — Гибкость! Интенсивы 2 или 3 раза по 3 дня нон-стоп идёт психологический движ: лекции, групповая и личная терапия, супервизии, интервизии. Мозг и психика с трудом выдерживают, но это точно бустит как обучение, так и практические навыки. Например, после прошлогоднего интенсива, где я была в качестве терапевта, я вживую убедилась, что могу работать с клиентом с тяжёлой пост-травматикой, и даже могу помочь, пусть и за столь короткий срок прогресс всегда можно измерить, выше писала об этом. И на каждую сессию ещё и супервизию получала так положено , где снова убедилась, что зря сомневалась в своих умениях синдром самозванца, куда без него. Про качественное общение с коллегами и совместную работу тоже очень важно сказать.
Не видела такого вне гештальта в таких масштабах и в таком количестве форматов. Это не только прокачивает и даёт чувство сопричастности, но и помогает держаться реальности, сверяясь с другими. В общем, не знаю других примеров системного обучения в России, построенных по похожему принципу. Какие-то элементы может и встречаются, но здесь всё же есть система, где каждый модуль ведёт к какому-то результату, и можно к базе самому достраивать, куда развиваться. Например, вторая ступень посвящена выращиванию из студента полноценного психотерапевта, и все активности внутри неё, теоретические и практические, направлены на это. Третья ступень уже про то, чтобы стать супервизором, и там всё про это. У каждой движухи — чёткие цели и задачи. Противоречия есть, но я приведу отклики отучившихся, для наглядности «вам шашечки или ехать?
Так просто дипломы не раздают. И взяток не берут. Вымученный годами учёбы сертификат можно подтвердить в Европе, опять же плюс. Все ли гештальтисты одинаково полезны? Конечно, нет. Как и специалисты любой другой профессии. Все ли хирурги одинаково круты? А учителя?
А парикмахеры? Да даже грузчики бывают бережными и вежливыми, а бывают и полупьяными придурками, которые расхерачат половину мебели при переезде и сами в процессе поубиваются. Так же и с гештальтистами. Подход к обучению и уровень ответственности у каждого свой. И база тоже может сильно отличаться.
Когда успешно закончили дело, но не дали себе возможности насладиться результатом. Когда нарушили внутренний баланс между тем, «кто я есть» и тем, «кем я хочу быть». Все эти незавершенные гештальты буквально приковывают нас к людям, местам, событиям прошлого.
Они не дают нам двигаться вперед, вынуждая мысленно возвращаться в ситуацию, проигрывать похожие сценарии в уже изменившихся обстоятельствах. Так, измена и уход отца провоцирует женщину контролировать каждый шаг своего мужа. Неважно, что муж не дает повода для ревности — контроль и скандалы усиливаются. А все потому, что высказывать обиду нужно было отцу — человеку, с которым был открыт гештальт. Как определить, что гештальт не закончен Отследить незавершенные процессы без опыта трудно. Особенно те, что касаются детского возраста. Психика так мастерски приглушает болезненные воспоминания, что взрослый человек совсем не придает им значения. Или вспоминает с некоторой иронией.
Это, к примеру, тема «подарков под елку», обыгранная во многих фильмах: мальчик ожидает увидеть игрушечную железную дорогу, а получает набор носков или футболок. Взрослые мужчины вспоминают об этом с обидой, а гештальт остается открытым. Чем опасна такая незаконченная ситуация? Сначала появляется неосознанная тревожность, беспокойство. Потом симптомы усиливаются бессонницей, скачками давления, мигренью, сниженной концентрацией. Одновременно могут возникать проблемы в общении с родственниками, коллегами, друзьями. Все это может вылиться в сбой защитных механизмов психики, депрессию, хронические болезни. В случае с незавершенным гештальтом поговорка «время лечит» не работает.
Ее истoчниками служат гeштальт психoлoгия вoсприятия и ранниe исслeдoвания Б. Зeйгарник o нeзавeршeнных дeйствиях. Гeштальт тeрапeвты чащe ссылаются на ранниe гeштальт-психoлoгичeскиe экспeримeнты пo вoсприятию ,чeм на рабoту Б. Зeйгарник — ee имя пoчти забытo ими.
Я бы хoтeла вeрнуть имя Б. Зeйгарник гештальт-тeрапии и пoказать влияниe ee рабoты на концeпцию нeзавeршeнных дeйствий. Дипломная работа Зейгарник была посвящена проблеме незавершенных действий и выполнено под руководством Курта Левина в Берлинском университете Zeigarnik,1927. Это иследование основывалось на концепции Левина об истинных потребностях и квази-потребностях, причем последние определялись как динамическая напряженная сиcтема, стремящаяся к реализации Зейгарник,1981.
Ее работа продолжала исcледования Овсянкиной Richers-Ovsiankina,1928 , которая открывала феномен, показавший, что в экспериментальной ситуации незавершенная деятельность создает напряженную заряженную систему, стремящуюся к реализации путем завершения этой деятельности. Зейгарник продолжила эти эксперименты и верифицировала гипотезу Левина о влиянии квазипотребности на память. Зейгарник провела серию экспериментов, цель которых состояла в сравнении запоминания завершенных и незавершенных действий. Она готовила эти эксперименты очень серьезно, разрабатывая стратегию и тренируя свое поведение и невербальную экспрессию.
Левин подчеркивал, что экспериментатор должен играть активную роль в создании реальной ситуации во время эксперимента, пробуждая реальные переживания у испытуемых. В своих экспериментах Зейгарник предлагала испытуемым 18-20 заданий, половину из которых им разрешалось завершать, а другая половина прерывалась ею. После завершения последнего задания испытуемых просили вспомнить все задания, которые они выполняли. Процесс воспроизведения заданий проходил спонтанно.
В результате оказалось, что испытуемые вспоминали незавершенные задания чаще, чем завершенные. Феномен лучшего запоминания незавершенных действий был назван эффектом Зейгарник. Этот феномен показал, что незавершенные действия создают напряженную заряженную систему, которая стремится к реализации и проводит в действие процесс запоминания. Зейгарник пришла также к очень важному заключение, что напряженно-заряженная система, созданная незавершенными действиями, влияет не только на поведение и память, но и на целостную интрапсихическую сферу личности.
Эффект Зейгарник продемонстрировал, что личность стремиться к завершению, и эта работа стала экспериментальным доказательством гештальт принципа завершения. Принцип завершения является одним из базисов концепции незавершенных действий ситуаций в гештальт-терапии. Большинство авторов считают, что основным источником этой концепции служит гештальт психология восприятия Perls, et al. Даже Перлз, обсуждая в своей ранней книге «Я, голод и агрессия» 1947 принципиальную тему о «характере требования незавершенных ситуаций», приписывает работы Зейгарник самому К.
Левину и делает ссылки только на него. Возможно, именно из-за этой неточности Перлза в гештальт терапии чаще ссылаются на работы К. Левина, чем на Б. Вклад Зейгарник состоял в том, что она впервые в гештальтпсихологии применила принцип завершения к реальным действиям в момент настоящей ситуации и открыла тенденцию запоминания незавершенных действий.
Перлз позднее синтезировал этот принцип в концепция незавершенных действий, а последующие авторы гештальт терапия дальше развили эту концепцию. Гештальт терапия использовала много выводов работы Зейгарник, в частности: о тенденции возвращения к незавершенным действиям ,о реализации потребностей как о механизме завершения незавершенных ситуаций, о напряжении, которое создается ими, о влиянии незавершенных действий на память и на целостную внутрипсихическую сферу личности. Исходя из этих утверждениях гештальт терапия разработала новые представления, о тенденции к избеганию завершения; о механизмах, блокирующих потребностный цикл; о путях завершения и терапии незавершенных ситуаций. В данной статье мы не имеем возможности описать всю концепцию незавершенных действий, поэтому мы опишем ее в целом и остановимся на наиболее важных и интересных моментах, связанных с работой Зейгарник.
В гештальт терапии понятие завершение означает, что люди всегда стремятся завершить незавершенный гештальт. Перлз полагал, что личности обладает сильной тенденция к тому, чтобы завершить незавершенное, закончить незаконченное и достичь чувства целостности и наполненности Реrls,1951. В большинстве ситуаций люди по-настоящему хотят и стремятся к завершенным переживаниям, им нравится чувство завершенности и полноты. Чувство завершенности уникально, и оно может быть понято только как целостное переживание личности.
Как считают гештальт-терапевты, это чувство достаточно сложно и имеет разные аспекты, охватывающие широкий спектр человеческих переживаний. Так, завершенность может дать чувство законченности, интегрированности, правильности спокойствия, ощущаемых на уровне тела Korbet. Когда оканчиваются разные жизненные ситуациях, чувство завершенности в некотором смысле созвучно интуиции. Кепнер утверждал, что завершенность неизбежно вызывает амбивалентные чувства -она может переживаться как чувства спокойствия и уверенности, смешанные в то же время в чувствами потери печали : «Всегда каждое окончание, даже окончание неприятной ситуации, включают чувства как облегчения, так и потери.
Даже кульминации счастливых событий могут парадоксально сопровождаться чувством потери» Kepner,1987,с. Здесь я бы хотела подчеркнуть, что Зейгарник открыла новые возможности для использования гештальт-психологического принципа завершенности, применив его к реальному поведению и действиям, а гештальт-терапия развила его дальше, распространив его на эмоции, чувства и реальные жизненные события личности. Еще одна идея работы Зейгарник о том, что завершение происходит благодаря удовлетворению потребности, оказалась полезной для гештальт- терапии. Как показал эффект Зейгарник, потребность настоящей ситуации — квази-потребность требует активности и создает напряженно заряженную систему; завершение активности означает освобождение этой системы и удовлетворение потребности.
В гештальт- терапии процесс удовлетворения организмом своих потребностей описывается, в свою очередь, как цикл образования и завершения гештальта, имеющий несколько стадий. Нормальный здоровый потребностный цикл является саморегулирующимся процессом, функционирующим без прерывания: каждая потребность возникает как фигура на фоне опыта, когда потребность удовлетворяется, завершается и гештальт, погружается в фон и затем возникает новая потребность. Но тот потребностный цикл может быть прерван, и тогда возникают незавершенные ситуации. В гештальт-терапии существуют различные определения незавершенных ситуаций, которые могут быть названы потребностно и эмоционально незавершенными.
Развивая идею Зейгарник о прерывании, гештальт-терапия утверждает, что существуют не только внешние пути прерывания социальными факторами, но также внутренние пути за счет паттернов когнитивного контроля и наследственных ограничений. Когнитивный контроль блокирует цикл формирования завершения гештальта, противостоит подлинному выражению потребностей и нарушает саморегуляцию как естественную и спонтанную деятельность, не позволяя личности двигаться к завершенности и целостности и удерживая ее в состоянии постоянной незавершенности Korb et al. Гештальт- терапия показывает как прерывание потребностей влияет на качество жизни личности: «Цикл потребностей не может завершиться, напряжение возникает, но не разрешается, аффект накапливается, но не может найти выхода. Непрерывность поведения блокируется неосуществленными действиями, и совсем немного нового может произойти при возникающем напряжении и фрустрации.
Индивид становиться как бы «подвешенным» на невыраженном, и жизнь медленно погружается в отчаяние и скуку с недостатком автономии спонтанности и интимности» Enright,1971,с. Эмоционально незавершенные ситуации содержат чувства, эмоции, переживания, которые не были выражены и завершены в прошлом. Индивидуумы остаются с незавершенными ситуациями, если они не могли выразить чувства разочарования, гнева, горя, печали, возмущения, которые возникали во время событий прошлого и в отношениях со значимыми людьми — родителями, родственниками, влюбленными, супругами. Перлз считал, что невысказанное возмущение относится к наиболее частому виду незавершенных действий Perls,1971.
Эффект Зейгарник показал, что прерывание приводит к лучшему запоминанию незавершенных действий и к возвращению к ним, точно также гештальт-терапия признает, что личность имеет тенденцию возвращаться к незавершенным переживаниям и неразрешенным эмоциям. Гештальт- терапия полагает, что один из путей, которым индивидуумы пытаются ассимилировать и завершить значимые незавершенные ситуации, заключается в возвращении к ним снова и снова. Однако, наряду с тенденцией к завершению в личности действует также тенденция к избеганию завершения, что в свою очередь увеличивает личностную незавершенность. Избегая действовать в настоящем, мы увеличиваем незавершенность и нашу зависимость от прошлого » Naranjo,1993,p.
При помощи избегания индивиды пытаются держаться подальше от незавершенных ситуаций, стараясь избежать полного переживания и прямой конфронтации с теми чувствами, которые они должны быть пережиты с чувствами боли, тревоги, горя, гнева и т. Гештальт терапия полагает, что наибольшие трудности в разрешении таких чувств, состоят в том, что другие, чаще всего близкие, неспособны поддержать выражение этих чувств, не принимая, отрицая их значимость и даже считая их опасными Kepner,1887. В результате индивидуумы развивают различные паттерны когнитивного контроля и защитных механизмов для того, чтобы справиться с этими двусмысленными чувствами, которые они чувствуют, но не должны чувствовать. Поддерживая избегание, механизмы контроля подавляют свободное выражение эмоций и открытый ответ на ситуацию.
Механизмы контроля, нарушающие непрерывный процесс саморегуляции, могут служить причиной невротизации индивидуума. Тенденция к избеганию является одной из основных характиристик невротического функционирования. Гештальт терапия полагает, что невротические личности вкладывают большое количество энергии в избегание завершения и в контроль незавершенных переживаний, а также в избегание контакта с собой и с другими Korb, et al. Тенденция к избеганию ограничивает личность от полного присутствия в настоящем, создает избыток незавершенных ситуаций и приводит к развитию невротических состояний.
Я полагаю, что основной вклад гештальт-терапии в концепцию незавершенных действий ситуаций заключается в открытии двух тенденций личности — тенденций к завершению и избеганию незавершенных ситуаций. Наличие этих тенденций отражает сложную и парадоксальную природу человеческого существования — человек живет в ситуации парадоксальных противоречий. В незавершенной ситуации действуют противоречивые тенденции к завершению и избеганию, конфликтующие друг с другом. Но человек должен жить, преодолевая этот пародокс и продолжать жить вопреки этой парадоксальной ситуации.
Он должен сделать свой выбор и найти свой собственный путь. Этот парадокс незавершенных ситуаций открывает дорогу для экзистенциального подхода в гештальт терапии. Слова Коха звучат для меня очень близко. Он писал, что концепция незавершенных действий и избегания относиться к философии, которая призывает пациента принять ответственность за то, кем он является; терапевт помогает ему обрести самого себя, раскрывая неизведанную для него область его переживаний; и Перлз пытался быть Дзен мастером, который ведет своих учеников по парадоксальной дороге само-мастерства, дисциплины и свободы Cohn,1971.
Другим вкладом гештальт-терапии является открытие путей завершения незавершенных ситуаций и терапевтических методов, помогающих разрешить незавершенные переживания. Перлз описал некоторые феномены, ведущие к завершению — прощание, прощение и благодарность. Благодарность — очень специфический феномен, позволяющий завершиться чувству возмущения. Прощение- это способ завершения ситуации путем отказа от возмущения, ненависти и других чувств, которые составляют сердце незавершенности.
Для того, чтобы измениться, человеку нужно научиться не сопротивляться — не переоценивать, не бороться или подавлять возмущение и ненависть, а мягко разрешить им уйти. В гештальт-терапии описываются различные пути завершения оно может происходить через возвращение к старым действиям, или, обращаясь к параллельным обстоятельствам в настоящем, или, возвращаясь к прошлым действиями ситуациям в фантазии, или принимая вещи такими, какие они есть. Перлз писал, что основная проблема состоит в том, чтобы мотивировать пациента сделать то, что необходимо сделать — «вернуться к действия и ситуациями, которые он оставил незавершенным в прошлом потому что они были настолько болезненными, что он вынужден был избежать их. Гештальт-терапевт , начиная работать с незавершенными ситуациями, просит пациента оставаться в потоке осознавания».
Рост осознавания того, что пациент делает — одна из основных задач психотерапии, поскольку незавершенные действия являются, главным образом, следствием блокирования процесса осознавания. И другая задача психотерапевта состоит в разблокировании осознавания через побуждение пациента к более интенсивному и полному выражению незавершенных чувств, одновременно направляя его внимание в тем способам, которыми он блокирует себя Еnright, 1971. Все это облегчает завершение и освобождает энергию, которая была заморожена незавершенными ситуациями, и пациент может двигаться дальше к новому опыту. Завершая статью, я хотела бы сказать, что Б.
Отработайте незавершенный гештальт в сходных обстоятельствах в настоящем. Например, вы поняли, что проблемы с партнером связаны с тем, что у вас не был закрыт гештальт в отношениях с другим человеком. Просто попросите партнера окружить вас особой заботой на некоторое время, это поможет избавиться от незавершенности. Смоделировать ситуацию. Вообразите, как мог быть закрыт ваш незавершенный гештальт. Постарайтесь представить, какого окончания ситуации вы бы хотели, проживите ее мысленно снова и поставьте точку.
Как защититься от незавершенных процессов Распознать простые незакрытые ситуации можно самостоятельно, куда сложнее завершить гештальт родом из детства, который скрыт в подсознании. Здесь на помощь придет психолог. Однако кроме того, чтобы работать над завершением уже открытых гештальтов, важно научиться избегать ситуаций, которые создают ненужные привязки, чтобы снова не попадать в сети незавершенностей. Для этого следует запомнить и выполнять три простых правила: Выражайте свои чувства и эмоции открыто. Это наиболее важное правило, так как самые большие проблемы всегда связаны именно с невыраженными переживаниями. Подавление эмоций — это не выход, они никуда не исчезнут, а только трансформируются в блоки и болезни.
Поэтому, если вы гневаетесь, грустите, радуетесь, выражайте чувства сразу. Хорошо это делать через творчество. Высказывайтесь, если считаете нужным. Конечно, в обществе существуют определенные правила вежливости и толерантности, которые не позволяют всегда открыто высказываться. Но, если этого не делать, пострадает ваше психологическое здоровье. Поэтому, если нет возможности высказать мысль напрямую адресату, поделитесь вашим мнением с другом, разыграйте эту сцену с кем-то, чтобы закончить ситуацию.
И самое простое правило — доводите до конца все дела, обещания и работу.