Вернее, его филиал — после мистической «нехорошей» квартиры № 50 в доме № 10 по улице Садовой, где происходила основная часть событий «Мастера и Маргариты».
Тайны «нехорошей квартиры». Директор музея Булгакова - о мистике и кодах
Проект представляет экскурсию в квартиру, которая имеет прототип в романе 'Мастер и Маргарита' ова. Булгаков вынужден был жить в этой квартире, в этих условиях до 1924 года. Елены Шиловской. Но если в произведении Булгакова попасть «к Грибоедову» можно было только по пропускам МАССОЛИТа, в действительности ресторан был открыт для любой публики.
Что хорошего в «нехорошей квартире»: интервью с директором Музея Михаила Булгакова
История знаменитого дома, в котором сейчас размещен музей Михаила Булгакова. Какими тайнами окутана «нехорошая квартира». Те, кому повезло пожить в квартире Булгакова или по соседству, тоже оставили воспоминания о мистической атмосфере в квартире. Булгаков со своей "Мастер и Маргаритой" до сих пор остается одной из самых загадочных фигур. Те, кому повезло пожить в квартире Булгакова или по соседству, тоже оставили воспоминания о мистической атмосфере в квартире.
Экскурсии в квартиру Булгакова в Москве 2024
Правда, при рабочем персональном посещении эту запись для меня забыли включить, но это чисто организационные мелочи. Стоит дать совет гостям музея: лучше не идти на выставку без экскурсовода, особенно если вы не филолог и не знаток всех перипетий литературного процесса. Потому что условному «обычному гражданину», особенно при беглом взгляде, все собранное в достаточно скромной по площади комнате мало что скажет. Несколько семейных фотографий, снимки интерьеров квартиры, мемориальный стол писателя, подаренный внуком Шиловской, и секретер — это те вещи, которые призваны раскрыть для зрителей образы Михаила Афанасьевича и Елены Сергеевны.
Фото: Иван Волосюк Самый удачный артефакт — секретер с множеством ящичков, в центре которого в прямоугольном окошке, напоминающем сцену театра - портреты писателя и его супруги. А на заднем плане — раскрытый на странице от 1 сентября 1933 года годовщина брака личный дневник Елены Булгаковой. Правда, он, как и многое другое, выставлен в виде копии.
Чтобы получить больше информации, нужно быть филологом, слушать экскурсовода или копать глубже. Например, всматриваться в тени от предметов инсталляции на тему «Мастера и Маргариты» из серии «Светотени Ивана Голицына». На подвешенной, как бы застывшей в воздухе картинке — дом в Мансуровском переулке, который исследователи нарекли Домом Мастера.
Но в листке прорези и в контурах тени мы узнаем дамскую туфельку. Фото: Иван Волосюк Второй пласт угадывания — представленный в одной из витрин номер журнала «Москва» за 1966 год, где роман впервые был опубликован.
Существовала ли она на самом деле?
Какая квартира стала ее прототипом? Что общего у романа и реальности? Большая Садовая, дом 10, кв.
Читатели уже давно смекнули: это шифр. Нужно сложить 3 и 2 и умножить на два бис — от лат. Там, в 50-й квартире, и жил Михаил Афанасьевич с 1921 года, когда только-только приехал покорять Москву.
Жизнь в этой коммуналке была, без преувеличения, ужасной. Кроме Булгакова, там жили еще 16 человек. Шум, грязь, постоянные конфликты.
Эта квартира встречается в нескольких произведениях писателя, например, в «Самогонном озере» и «Зойкиной квартире», и везде чувствуются ненависть и неприятие. Можно представить, с каким удовольствием Булгаков описывал, как горит эта «нехорошая квартира»! Кстати, поговаривают, что когда он писал эту сцену, в доме действительно начался пожар.
В том же здании располагается «Булгаковский дом». Как и все, связанное с писателем, он окружен сверхъестественными слухами. Так, однажды туда пришел черный кот, словно сошедший со страниц «Мастера и Маргариты».
Его, разумеется, назвали Бегемотом и оставили в музее. Недавно кота выкрали, но потом вернули обратно. Был еще до дрожи странный случай — во время установки одного экспоната, трамвая 20-х годов, строители, как по заказу, нашли в подвале человеческую голову.
Сотрудники чуть не схватили инфаркт, но оказалось, что это часть какой-то чугунной скульптуры.
Если что-то не понравится, долго пришельца терпеть не станут. Что говорить, даже экскурсоводы здесь не часто задерживаются. Все, кто остается здесь работать, сами чем-то напоминают булгаковских персонажей. В булгаковский дом очень любят заглядывать влюбленные. Скорее всего, именно они станут главными здешними ночными обитателями. Ненадежного человека Воланд и свита обязательно как-нибудь задержат.
Нам как раз сюда.
Вход в булгаковский дом. Вид с Садового кольца При входе во двор на старинной большой табличке указан тот самый адрес: Большая Садовая 302-бис. Кто помнит «Мастера и Маргариту», сразу поймет, что это тут. Открываете ворота и заходите во внутренний двор. Скорее всего там будет стоять автобус с наклейками «Булгаковская Москва». Можно написать и отправить письмо Мастеру Но даже без автобуса вы сразу поймете, что попали куда надо. В этом дворе много отсылок к булгаковским произведениям. Сразу по левую руку стоит скульптурная композиция «Кот Бегемот и Коровьев».
С ней фотографируется практически каждый. Стоит она здесь с 2011 года. Ее установили в честь 120 лет со дня рождения писателя. Вообще двор достаточно интересный. Там даже капсула времени зарыта, о чем свидетельствует табличка на брусчатке. Культурный центр, посвященный Булгакову Да, именно так на сайте официального дома-музея называют то, что вы увидите в первую очередь. В самом первом подъезде на первом этаже находится коммерческий музей, посвященный творчеству писателя. Многие ошибаются, думая, что это и есть та самая нехорошая квартира.
Но нет, это именно коммерческий музей. Он тоже интересный и его однозначно стоит посетить. По этому телефону можно позвонить Воланду Обставлено здесь все как надо. Мистическую атмосферу создает полумрак, тяжелые шторы, темная драпировка на мебели, и конечно, многочисленные экспонаты. Все что не за стеклом можно трогать. Есть даже кафе, в котором можно купить кофе, чай, пирожные и сувенирную продукцию. Здесь проводятся экскурсии и про жизнь писателя можно узнать очень многое. Есть темная комната с проектором, в которой показывают сюжетные композиции из «Мастера и Маргариты».
Дом Булгакова. «Нехорошая квартира». История. Мистика
Главная » Булгаков в гостях у Ахматовой: портал в пятое измерение Булгаков в гостях у Ахматовой: портал в пятое измерение 10. Мистическая атмосфера "нехорошей квартирки", созданная художником Сергеем Падалко и композитором Иваном Андрияновым, переплетается с мороком советского режима. Обшарпанные двери, за которыми мерцает адское пламя, стенограммы партийных заседаний и афиши спектаклей, прославляющих вождя, стеклянные банки, наполненные страницами "Поэмы без героя" и "Мастера и Маргариты" и загадочные черепа, фотографии десятков советских людей, предоставленные родственниками... Длинный коммунальный коридор, упирающийся в опечатанную намертво дверь, пронизывающий переплетенные жизни двух литераторов, которых не часто упоминают рядом.
Но никого этого не пугает, наоборот, считается, что квартира и дом помогают людям исполнять их желания. Изначально посетители просто писали записочки и прятали их под плинтус в квартире. Но потом выяснилось, что исполнилось множество желаний и тогда появился специальный ящик для просьб Мастеру. Даже экскурсоводы верят в мистическую силу этих стен и если на работу попадает незамужняя девушка, то через некоторое время она обязательно выходит замуж, но при этом ей нужно провести определенную экскурсию… А вот какую экскурсию и о других тайнах этой квартиры вы можете узнать, побывав в музее М.
Но в перестроечные годы, когда произведения Булгакова перестали быть полузапрещенными, народ протоптал тропу к автору "Мастера и Маргариты" - на лестничной клетке круглые сутки толпились люди, некоторые здесь просто жили. Стены подъезда снизу доверху покрылись рисунками иногда весьма неплохими - к сожалению, они утрачены, в 2007 году во время ремонта закрашены зеленой краской и рукописными посланиями - от "Боги, боги мои, как грустна вечерняя земля" до "На каждого Берлиоза есть свой трамвай". Торчит дранка, с потолка капает дождик... Здесь постоянно тусовались ребята - фанаты Булгакова, которые ее и спасли, в буквальном смысле своими руками организовав стихийный музей. В те годы в каждой из комнат этого семикомнатного пространства происходили странные вещи. Откуда-то появлялась и исчезала мебель, а стены оказывались обклеенными бумажками с абсурдными надписями. Проводились сеансы медитации - на лампу вешали обруч, и народ часами сидел, уйдя в пятое измерение. Однажды одну из комнат разрешили занять хиппи под Клуб чудотворцев - выкрасили плинтусы в желтый цвет, поставили на дверь новый замок и уехали, чтобы больше не вернуться. Была высоченная брюнетка с "египетской" стрижкой по имени Элла. А однажды дверь мне открыл китаец - просто персонаж из "Ханского огня"...
Стихийное паломничество прекратилось в конце 1990-х - квартира была передана Фонду Булгакова, возглавляемому литературоведом Мариэттой Чудаковой. В 2007 году в доме организовали и государственный музей. Правда, произошло это после того, как в соседнем подъезде уже вовсю работал конкурент - частный музей Булгакова. Между "нижними" и "верхними" пробежал черный кот Частный музей возник на первом этаже в 5-м подъезде - здесь располагался ЖЭК, который Булгаков часто навещал, пытаясь разрешить мучительный для него квартирный вопрос. Появился в 2004 году, созданный двумя друзьями и партнерами-бизнесменами - Николаем Голубевым и Ильдаром Халилюлиным. Ходят же они читать книжки и обедать в "ОГИ", а за дешевыми подарками отправляются, как лемминги, в магазины "Путь к себе". Мы хотим сделать примерно то же самое здесь, только на основе классической русской культуры. Спустя пять лет "Известия" зашли посмотреть, что получилось. Крошечное кафе на 5 столиков не то чтобы полно, но и не пустует. На стене - список экскурсий, среди которых несколько ночных.
Перечень спектаклей, лекций, выставка графики, анонсы литературных вечеров. Словом, жизнь бьет ключом. Каждый из музеев чтит Булгакова по-своему. Юные девушки- экскурсоводы из культурного центра сыплют байками, упирая на хорошо продаваемую мистику, и разрешают погладить черного кота Бегемота. Солидные дамы с поставленными голосами из "нехорошей квартиры" бомбят экскурсантов проверенными литературоведческими фактами. Внизу поят чаем - наверху все стерильно, как в настоящем учреждении культуры. Охранники вверху в черной чоповской форме и безмолвны - внизу секьюрити ходят в мундирах русской армии и с охотой общаются с посетителями. В культурном центре вовсю торгуют сувенирами - в "нехорошей квартире" только задумываются об этом. Эксплуатировать писательскую славу вдвоем неудобно, поэтому в "нехорошей квартире" "нижних" логично недолюбливают: за бойкость, за то, что перехватывают большинство посетителей что, впрочем, нетрудно - государственный музей работает с 13 до 19, кроме понедельника и вторника, частный - до часу ночи без выходных, да еще и плюшками угощает , за ненаучный подход к творчеству Булгакова. Впрочем, вполне интеллигентские трения с "нехорошей квартирой" - ничто по сравнению с настоящей битвой, которую частный музей пятый год ведет с жителем дома Александром Морозовым.
В смутные годы перестроечной разрухи он боролся за сохранность дома, возглавляя Фонд спасения дома Булгакова.
А недавно столичные педагоги получили возможность проводить в этом музее уроки по литературе, истории и английскому языку. И у нас появился прекрасный повод еще раз вспомнить о странностях и мистике, которые царят в этом доме. Вот самые интересные факты: 1. Садовая 302-бис, в которой по сюжету романа проживал Сатана со своей свитой на самом деле находится на Большой Садовой 10. В ней жил сам Булгаков со своей женой Татьяной с 1921 по 1924 годы.
Нешуточные страсти вскипели вокруг знаменитой булгаковской «нехорошей квартиры»
Контент доступен только автору оплаченного проекта Влияние окружения на творческий процесс Булгакова Исследование влияния окружения, включая квартиру и места пребывания М. Булгакова, на его творческий процесс. Какие аспекты окружения отразились в его произведениях. Контент доступен только автору оплаченного проекта Эмоциональный опыт посещения музея Булгакова Рассмотрение эмоционального опыта посещения музея М. Какие чувства и впечатления возникают у посетителей при взаимодействии с экспозициями и локациями.
Какие образы и сюжетные линии несут глубокий смысл. Контент доступен только автору оплаченного проекта Взаимосвязь реальности и фантазии в произведениях Булгакова Исследование взаимосвязи между реальностью и фантазией в творчестве М. Какие приемы и мотивы использовал писатель для создания уникальных миров. Контент доступен только автору оплаченного проекта Экскурсионные проекты по литературному наследию в современной культуре Обзор современных экскурсионных проектов, связанных с литературным наследием, включая работы по произведениям М.
Номера дома 302-бис - ни на одной из Садовых улиц Москвы не было и нет с таким большим номером. Архитекторы — Э. Юдицкий и А. Построен на деньги мецената, владельца табачной фабрики «Дукат» Ильи Давыдовича Пигита.
Построен дом был за 9 лет до Октябрьской революции как доходный дом для сдачи квартир внаем и в скором времени наполнился московской богемой — в разное время там жили В. Суриков, П. Кончаловский, Г. После революции дом был поделен на коммуналки, большая часть из которых были спроектированы по типу общежития: длинный коридор с комнатами с обеих сторон и одной общей кухней на всех хозяев.
Дом Булгакова Своего жилища Михаил Афанасьевич Булгаков, стыдился, однако вплоть до 1924 года у него не было возможности перебраться в другую комнату или другой дом. В общей кухне шипели примусы, по коридору, где постоянно туманом стоял чад, было развешено сырое белье, а из разных комнат квартиры раздавались пьяные голоса… Воспоминания не из легких.
Тогда молодой врач Булгаков заразился дифтерией. Одно из немногих доступных средств, справляясь с основным недугом, вызывало массу побочных эффектов — в том числе и ужасный зуд по всему телу. По тогдашней традиции Булгаков боролся с ним при помощи морфия. Так что нет ничего удивительного, что из-за наркотического вещества к нему явился классик русской литературы. В спальню к писателю решительным шагом зашел «низенький, остроносый человек с маленькими, безумными глазами». Склонившись над постелью больного, он сердито погрозил тому пальцем. Впоследствии Булгаков уверял, что загадочная встреча помогла ему на долгие годы избавиться от пагубной зависимости. Предвестник большой любви Вторая встреча с Булгакова с Гоголем состоялась многими годами позже и послужила, по мнению Михаила Афанасьевича, предзнаменованием последней, самой сильной любви.
В 1927 году писатель, выйдя подышать воздухом, бесцельно бродил по московским улочкам, погруженный в свои мысли. Неожиданно у него на пути возник человек невысокого роста. Едва незнакомец поднял голову, как Булгаков узнал в нем Гоголя. Классик, не сказав ни слова, указал ему на высокое, украшенное вычурной лепниной здание.
Руководителем проекта стал известный художник-постановщик Григорий Пушкин, работавший на таких проектах как «Слово пацана», «Последний богатырь», «Король и Шут».
Пространство двухкомнатного номера детально продумано и наполнено большим количеством декора и отсылок к фильму, которые переносят гостя в сюжет романа. Создать нужное настроение помогают как дизайнерские решения — использование темных, глубоких оттенков в оформлении, лепнина на потолках, возведение колонн, создание каминной зоны, отсутствие ярких источников света, так и обилие «артефактов» — печатная машинка писателя, трость Воланда из фильма, перчатки Маргариты, волшебный крем Азазелло, пустая птичья клетка. Шкаф в спальне полон нарядов героев картины, которые попали туда со съемок фильма — платья модниц из сцены в театре Варьете, костюмы Коровьева, Воланда, Мастера и наряды Маргариты.
Квартиру из нового фильма «Мастер и Маргарита» воссоздали в московском отеле
Жизнь в этой коммуналке была, без преувеличения, ужасной. Кроме Булгакова, там жили еще 16 человек. Шум, грязь, постоянные конфликты. Эта квартира встречается в нескольких произведениях писателя, например, в «Самогонном озере» и «Зойкиной квартире», и везде чувствуются ненависть и неприятие. Можно представить, с каким удовольствием Булгаков описывал, как горит эта «нехорошая квартира»! Кстати, поговаривают, что когда он писал эту сцену, в доме действительно начался пожар.
В том же здании располагается «Булгаковский дом». Как и все, связанное с писателем, он окружен сверхъестественными слухами. Так, однажды туда пришел черный кот, словно сошедший со страниц «Мастера и Маргариты». Его, разумеется, назвали Бегемотом и оставили в музее. Недавно кота выкрали, но потом вернули обратно.
Был еще до дрожи странный случай — во время установки одного экспоната, трамвая 20-х годов, строители, как по заказу, нашли в подвале человеческую голову. Сотрудники чуть не схватили инфаркт, но оказалось, что это часть какой-то чугунной скульптуры. Казалось бы, все сходится, но не все так просто. С Булгаковым никогда не бывает просто. Потолки там не очень высокие, камин отсутствует.
Позже Булгаков переехал в 34-ю квартиру того же дома. Она больше походила на «нехорошую», во всяком случае, камин там имелся. И Воланд, кстати, тоже! В этой квартире жил фронтовой друг Булгакова, обрусевший немец Кибель.
Это он заклеймил творчество писателя после постановки «Дней Турбиных» презрительным термином «булгаковщина» и запретил к постановке его пьесы. Так прообраз Дома Драмлита выглядит в наши дни Фото: sakvoiazh. В конце его ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита … увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, … и что над дверьми золотом выведена надпись: «Дом Драмлита». Да ведь это же он! Это он погубил Мастера! Это жилье считалось привилегированным — в распоряжении жильцов были также собственная столовая, поликлиника и детский сад. Однако за эти привилегии многим пришлось дорого заплатить. Вскоре после заселения в 1937 г. Некоторые жители бесследно исчезли, а в их квартирах поселились другие люди. После войны, в 1948 г. Крюкова, арестованного за «грабеж и присвоение трофейного имущества в больших масштабах». А следом за ним арестовали за «антисоветскую деятельность и буржуазное разложение» его жену — известную певицу Лидию Русланову. Агния Барто Фото: iodb.
Мистическая квартира также полна технологичных сюрпризов. В ней раздаются странные звуки, мигает свет, с полок падают книги, фигуры на шахматной доске двигаются сами по себе, а в зеркале появляется чье-то отражение. Проект появился в рамках большой кампании экосистемы МТС, развернутой вокруг новой экранизации романа «Мастер и Маргарита». Создание тематических номеров по мотивам фильма является мировой практикой в отельной сфере. Руководителем проекта по созданию Мистической квартиры стал известный художник-постановщик Григорий Пушкин, работавший над такими проектами как «Слово пацана», «Последний богатырь», «Король и Шут».
У посетителей теперь есть возможность зажигать, нажимая кнопки, свет в окнах макета и узнавать о том, что здесь происходило с начала XX века до наших дней. Макет появился благодаря проекту «Дом на Большой Садовой», в рамках которого мой коллега Дмитрий Опарин, кандидат исторических наук, научный сотрудник музея, занимался историями семей, живших в доме 10 на Большой Садовой. Помимо создания этого интерактивного макета, мы провели три выставки, запустили сайт и выпустили книжки. Есть и другие изменения. За последние пять лет мы делали очень много временных выставок, проводили множество различных экспериментов, а сейчас, помимо обновления музея, которое происходит регулярно, работаем над созданием постоянной экспозиции в помещении на Большой Пироговской улице, недалеко от Новодевичьего монастыря, которое не так давно было передано музею и включает в себя мемориальную квартиру Булгакова. В отличие от того места, где мы с вами находимся, та квартира была целиком булгаковской, он жил там с семьей на протяжении шести с половиной лет — с 1927 по 1934 год. Современные музеи стараются быть более открытыми, доступными — В отличие от других музеев-квартир, здесь нет постоянных смотрителей. У вас из-за этого нет проблем? Почему вы выбрали такой рискованный путь? У нас есть система безопасности, которая в достаточной мере обеспечивает сохранность находящихся здесь предметов. Не буду погружать вас в неинтересные подробности, но с этим у нас больших проблем нет. Современные музеи стараются быть более открытыми, доступными, и мы, насколько можем, стараемся двигаться в этом направлении. Но нет, на это жаловаться не приходится. Иногда в музей приходит тысяча человек в день, иногда три тысячи, и это невероятно много для бывшей коммунальной квартиры. Мы стараемся думать об этом. Стараемся выстраивать маршруты, какую-то внутреннюю жизнь таким образом, чтобы всем посетителям хватало места. А что у вас происходит с книгами после того, как в них заканчиваются листы? А потом храним. Музеи — это вообще такое место, где все хранят. Есть какие-то очень популярные, часто встречающиеся отзывы. Многим посетителям нравится встречать, особенно неожиданно, большого черного кота, который здесь прогуливается. Многие пишут об особенной атмосфере этой квартиры. Иногда встречается что-то забавное.
«Нехорошая» квартира Булгакова
Сервис для путешествий МТС Travel предоставил возможность забронировать номер класса «люкс» в гостинице «Марко Поло», стилизованный под квартиру из новой экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». бис, квартира 50. Директор Музея Михаила Булгакова Петр Мансилья-Круз — об особенной атмосфере квартиры писателя, тайниках посетителей, скверном характере кота и о том, сложно ли привлекать в музей молодежь. Самый мистический музей Москвы: как выглядит нехорошая квартира Булгакова из романа.