Новости линия обороны ленинграда во время блокады карта

Карта ленинграда во время блокады. Карты-схемы Ленинградского Фронта209.

Ход сражения

  • Блокада Ленинграда
  • Полное освобождение Ленинграда: 80 лет в 2024 году
  • Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)
  • Ленинград в 1942–1944 годах
  • БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА | карта битвы. - YouTube
  • Прорыв блокады Ленинграда

Карты и схемы

длительная военная блокада, предпринятая державами Оси против советского города Ленинграда (современный Санкт-Петербург) на Восточном фронте Второй мировой войны. Однако из всего богатейшего селекционного фонда института во время блокады Ленинграда не было тронуто ни единого зернышка, риса или картофельного клубня. Полное снятие блокады (освобождение) Ленинграда от фашистской блокады – дата, годовщина в 2024, история и значение, где и как отмечают в Петербурге. 27 января в ознаменование окончательного снятия блокады Ленинграда, которая продлилась 872 дня, прогремел праздничный салют. Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского кладбища и Серафимского кладбища, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан Зеленый пояс Славы.

Рассудов Александр Николаевич

Эта часть удерживала позиции на реке Ижора и смогла успешно отбить атаки частей советской 55-й армии. В ноябре 1943 года дивизия была отозвана к себе на родину. Снятие блокады Ленинграда Операция по полному деблокированию начиналась 14 января 1944 года совместными ударами Ленинградского и Волховского фронтов по флангам немецкой обороны в районах Петергофа и Новгорода. Оборонительная линия противника была прорвана, но значительная часть сил вермахта, бросив тяжелое вооружение, смогла вырваться из уготованного им окружения. С 21 января немцы начали отвод своих войск из Мгинско-Синаявинского выступа на новые оборонительные рубежи у Нарвы и Луги. Советские войска упорными боями смогли серьезно нарушить эти планы, и после взятия Красногвардейска добиться рассечения 18-й немецкой армии на две части. По итогам этого наступления германские войска были отброшены от города, и 27 января был издан особый приказ по фронту, возвестивший об окончательном снятии блокады Ленинграда. Дальнейшее развитие этого наступления отодвинуло линию советско-германского фронта от «северной столицы» более чем на 200 километров.

В середине июня советские части отбросили финские войска, удерживающие Карельский перешеек, более чем на 100 километров в северном направлении. При этом последовательно было прорвано несколько хорошо укрепленных оборонительных линий противника. Сколько дней длилась блокада Неоднократно встречающаяся в различных источниках фраза о «900-дневной блокаде» является не более чем литературным образом, который был вызван стремлением «округлить» значимую цифру. Согласно мнению историков о том, сколько дней продолжалась блокада Ленинграда, эта цифра составляет 872 дня. Основными рубежными датами при этом считаются: 09. Различия в понятиях «порыв» и «снятие» блокады обусловлены фактором контроля за транспортными коммуникациями Ленинграда. Прорыв блокады не изменил их временный характер, поэтому снятием блокады признано восстановление советского контроля над Октябрьской железной дорогой.

Трупы долго лежат, так как некому их убирать [83]. Скрябина, суббота, 15 ноября 1941 год Д. Павлов , уполномоченный Государственного Комитета Обороны ГКО по обеспечению продовольствием Ленинграда и Ленинградского фронта, пишет: Период с середины ноября 1941 года до конца января 1942 года был самым тяжёлым за время блокады. Внутренние ресурсы к этому времени оказались полностью исчерпанными, а завоз через Ладожское озеро производился в незначительных размерах.

Все свои надежды и чаяния люди возлагали на зимнюю дорогу. Только в декабре умер 52 881 человек, потери же за январь-февраль составили 199 187 человек [84]. Мужская смертность существенно превышала женскую — на каждые 100 смертей приходилось в среднем 63 мужчины и 37 женщин. К концу войны женщины составляли основную часть городского населения.

Воздействие холода[ править править код ] Ещё одним важным фактором роста смертности стал холод. Прекратилось централизованное отопление домов, замёрзли, были отключены или уничтожены водопровод и канализация. Остановилась работа практически на всех фабриках и заводах кроме оборонных. Часто пришедшие на рабочее место горожане не могли выполнять работу из-за отсутствия подачи воды, тепла и энергии.

Жители Ленинграда покидают свои дома, разрушенные бомбёжкой, 10 декабря 1942 года Зима 1941—1942 годов оказалась значительно холоднее и продолжительнее обычного — по совокупным показателям она стала одной из самых холодных за весь период систематических инструментальных наблюдений за погодой в Санкт-Петербурге — Ленинграде. Устойчивый снежный покров в Ленинграде образовался необычно рано, 26—27 октября 1941 года, и не таял до второй недели апреля 1942 года. По максимальной высоте снежного покрова 53 см апрель 1942 года — рекордсмен за весь период наблюдений по 2023 год включительно [86]. К концу месяца установился снежный покров.

Первый месяц 1942 года был самым холодным этой зимой и одним из самых холодных за весь период наблюдений. Средняя глубина снега составила 41 см средняя глубина за 1890—1941 года — 23 см [87]. Март 1942 года по средней температуре месяца стал самым холодным за всю историю метеонаблюдений по 2023 год. В книге «Воспоминания» Дмитрия Сергеевича Лихачёва о годах блокады сказано: Холод был каким-то внутренним.

Он пронизывал всего насквозь. Тело вырабатывало слишком мало тепла. Человеческий ум умирал в последнюю очередь. Если руки и ноги уже отказались тебе служить, если пальцы уже больше не могли застегнуть пуговицы пальто, если человек больше не имел никаких сил закрыть шарфом рот, если кожа вокруг рта стала тёмной, если лицо стало похоже на череп мертвеца с оскаленными передними зубами — мозг продолжал работу.

Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить и ещё один день. Жилищно-коммунальное хозяйство и транспорт[ править править код ] На 1941 год в Ленинграде было 27 624 домовладения — домов, где проживали люди. В связи с недостаточными поставками топлива в осаждённый город, 17 ноября было запрещено расходовать теплоэнергию на снабжение населения горячей водой.

Зато в избытке — неразорвавшиеся снаряды, бомбы, оставленные врагом минные поля. Задача максимально осложнялась тем, что весь маршрут предполагаемой трассы проходил в прифронтовой полосе, накрывался гитлеровской авиацией, огнем артиллерии, даже минометов, и немецкое командование сделало всё возможное, чтобы не дать построить и запустить железнодорожное сообщение с блокированным Ленинградом. А отбросить врага дальше у советских войск сил пока еще не было. Маршрут Дороги жизни и Дороги победы Строительство железной дороги началось всего через четыре дня после прорыва блокады, 22 января 1943 года, силами Управления военно-восстановительных работ, железнодорожными войсками и спецформированиями Наркомата путей сообщения — всего порядка пяти тысяч человек. Как и сам прорыв, оно шло одновременно с запада и с востока.

Возможности строить с соблюдением норм мирного времени, разумеется, не было, но на помощь железнодорожникам пришла русская зима. Хорошо промерзшая болотистая почва — вот что было основанием пути, по которому должны были быть пущены поезда с тяжелыми паровозами», — вспоминал начальник службы пути Октябрьской железной дороги в годы войны Алексей Кананин. Для ускорения работ удалось использовать заброшенную трассу узкоколейки, построенную в годы довоенных торфоразработок, но большая часть пути все равно шла по труднопроходимым болотистым местам. Стали прокладывать дорогу от карьера к насыпи — вспоминал бывший командир 57-го железнодорожного батальона майор Ященко. Машинам не пройти. В ход пошли трофейные мешки. В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну. Возили землю и на санках.

Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью». Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно. С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга.

Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост. Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины.

О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени.

Необходимость отсрочки объяснялась затянувшейся оттепелью, из-за которой лед на Неве был неустойчив, болота недостаточно промерзли, а колебания температуры от 0 до -15 создавали туманы.

В результате старт назначили на 12 января 1943 года. Прорыв блокады планировался на участке южного берега Ладожского озера в районе Шлиссельбург-Синявино. Наступление началось утром, в тот день температура воздуха опустилась ниже - 23 градусов, поэтому от массового использования авиации пришлось отказаться, но вылеты совершали небольшие группы штурмовиков. Всего по немецким позициям вели огонь 4,5 тысячи орудий и 12 отдельных дивизионов "Катюш".

После массированной артподготовки в наступление перешли 11 советских дивизий. На участке 136 стрелковой дивизии в этот момент оркестр играл гимн Советского Союза. Немцы ответили шквальным огнем, но не смогли остановить продвижение красноармейцев и к обеду расстояние между шедшими навстречу друг другу 67-й армией Ленфронта и 2-й ударной Волховского фронта сократилось до 8 км. Долгожданное соединение произошло через 6 суток на окраине Рабочего поселка, а вечером 18 января стало известно о прорыве блокады Ленинграда.

В результате операции был пробит коридор шириной 11 км. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами. Окончательно снять блокаду города советским войскам удалось лишь через год - 27 января 1944 года.

После прорыва положение города значительно улучшилось, но угроза городу оставалась. В конце 1943 года была разработана операция по освобождению Ленинградской области.

Блокада Ленинграда.

Блокадный Ленинград. Свернуть условные обозначения. Показать свойства. Копировать карту. Печать карты. Однако из всего богатейшего селекционного фонда института во время блокады Ленинграда не было тронуто ни единого зернышка, риса или картофельного клубня. Блокады именно города Ленинграда в действительности не было.

Карта блокады Ленинграда

Хлеб блокадного Ленинграда. Карта блокады ленинграда: Карты и схемы. Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими, финскими войсками с участием военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны. Оборона Ленинграда и блокада — урок беспримерного мужества всей стране, всему миру. Дорога жизни блокадного Ленинграда: 50 фото, карта, как доехать.

Блокада Ленинграда.

Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими и финскими войсками и их союзниками. Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище Немецкая политика Интересен взгляд на Ленинград в блокаде с противоположной — немецкой — стороны. Работа с диаграммами в word изменение данных. Погода в вольске карта осадков на сегодня. Лесосибирск карта города с улицами и номерами. 7. Разгром немцев под Ленинградом.

Блокада в цифрах. Страшная статистика из осажденного Ленинграда

Части противника, оборонявшие Липки и Шлиссельбург, оказались, по существу, изолированными от своих сил, находившихся в районах 1-го и 2-го Городков, Синявина и в лесу юго-восточнее от него. По решению командующего 2-й ударной армией генерала Романовского были приняты меры по расширению прорыва в сторону флангов. К его окраине к исходу дня вышла 18-я стрелковая дивизия, поддержанная 16-й танковой бригадой. Противник, пытаясь не допустить соединения частей 67-й и 2-й ударной армий, спешно перебросил с юга 21-ю пехотную дивизию и дивизию СС «Полицай», которые с ходу вступили в бой. Однако остановить советские войска врагу не удалось. В этот же день частями 86-й стрелковой дивизии и 34-й отдельной лыжной бригады был освобождён Шлиссельбург и очищено от врага всё южное побережье Ладожского озера. Жуков, — с какой радостью бросились навстречу друг другу бойцы фронтов, прорвавших блокаду. Не обращая внимания на артиллерийский обстрел противника со стороны Синявинских высот, солдаты по-братски, крепко обнимали друг друга. Это была воистину выстраданная радость! В 3-х т.

Встреча войск Ленинградского и Волховского фронтов у Ропши 18 января Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве железной дороги южнее Ладожского озера. Всего за 19 суток от станции Поляна Октябрьской железной дороги до Шлиссельбурга была проложена железнодорожная ветка протяженностью 33 км. В районе города в условиях постоянных налетов авиации противника железнодорожные войска и специальные формирования наркомата путей сообщения развернули сооружение временного железнодорожного моста длиной в 845 м. Уже 7 февраля в Ленинград прибыл первый поезд. В город усилилась подача электроэнергии, появилась вода, были увеличены нормы выдачи хлеба и других продуктов. Тем временем ударные группировки Волховского и Ленинградского фронтов продолжили наступление. Левый фланг и центр оперативного построения 2-й ударной армии был повернут на юго-запад — на Синявинские высоты, а части правого фланга совместно с войсками 67-й армии Ленинградского фронта продолжали добивать врага в Рабочих Поселках и на побережье Ладожского озера. Нева и Кировской железной дороги. По предварительным расчетам, операция начнется 26 января.

К этому времени предполагаем закончить с противником в районе Синявино и выйти на р. Подробный план действий мною будет Вам доложен по прибытии в Москву. Части Леонидова и Афанасьева после прорыва закрепились на занятых рубежах, производят перегруппировку в южном направлении и с 12 часов 20 января начали наступление на юг. Для проведения операции Леонидову и Афанасьеву нужны боеприпасы. Прошу обязать Яковлева срочно подать фронтам мины и снаряды в количествах по моему указанию» цит. Однако дальнейшее наступление войск 67-й и 2-й ударной армий на юг, в сторону Мги, развития не получило. Противник с 19 по 30 января перебросил в район Синявино части 5 дивизий и большое количество артиллерии, что позволило ему удержать Синявинские высоты. Войска 67-й армии продолжали удерживать небольшой плацдарм на левом берегу Невы в районе Московской Дубровки. Январь 1943 г.

Прорыв блокады Ленинграда явился переломным моментом в битве за город на Неве. С завершением операции «Искра» инициатива ведения боевых действий под Ленинградом окончательно перешла к советским войскам. Резко улучшилось положение города, Ленинградского фронта и Балтийского флота. Была устранена угроза соединения войск вермахта и финских войск. Победа под Ленинградом получила высокую оценку со стороны союзников Советского Союза. Президент США Ф. Рузвельт от имени своего народа прислал специальную грамоту Ленинграду «…в память о его доблестных воинах и его верных мужчинах, женщинах и детях, которые, будучи, изолированными захватчиком от остальной части своего народа и несмотря на постоянные бомбардировки и несказанные страдания от холода, голода и болезней, успешно защищали свой любимый город в течение критического периода от 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года и символизировали этим неустрашимый дух народов Союза Советских Социалистических Республик и всех народов мира, сопротивляющихся силам агрессии» цит. Рузвельта Прорыв блокады Ленинграда продемонстрировал возросший уровень военного искусства Красной Армии. Впервые в истории современных войн под Ленинградом был осуществлен разгром противника, длительное время блокировавшего крупнейший город, причем наступлением извне в сочетании с мощным ударом из осажденного города.

В ходе операции «Искра» разгрому подверглись 7 дивизий противника. Его потери составили свыше 13 тыс. Пленные немецкие солдаты на улицах Ленинграда. Победа была достигнута дорогой ценой. Потери войск 67-й и 13-й воздушной армий Ленинградского фронта составили почти 41,2 тыс. В ходе операции советские войска получили значительный опыт организации и ведения наступления в условиях суровой многоснежной зимы и лесисто-болотистой местности и при прорыве сильно укрепленной обороны противника. Опыт показал необходимость тщательного планирования артиллерийского наступления и перемещения артиллерии в ходе боя, осуществления смелого и быстрого маневра артиллерией и широкого применения массированного огня в ходе наступления, выделения орудий, в том числе и крупных калибров, для стрельбы прямой наводкой по огневым средствам и оборонительным сооружениям противника. Верховный Главнокомандующий И. Сталин в приказе от 25 января 1943 г.

За мужество и героизм личного состава 136-я командир генерал-майор Н. Симоняк и 327-я командир полковник Н. Поляков стрелковые дивизии были преобразованы соответственно в 63-ю и 64-ю гвардейские стрелковые дивизии, 61-я танковая бригада командир полковник В. Хрустицкий — в 30-ю гвардейскую танковую бригаду.

Большинство было бы уничтожено, а остальные обслуживали бы новых господ, как это и было в то время в колониальных, цивилизованных и ослепительно-просвещённых державах. Очень советую:.

Колпино не был захвачен, хотя он и находился довольно далеко от Ленинграда - не то, что сейчас от разросшегося Петербурга. Всего 12 из 28 человек считают, что Колпино не было захвачено. Не густо. На карте видел этот выступ обороны по середине снизу, там и Ям-Ижору не сдали. Шлиссельбург Единственный неоднозначный пункт, так как населённый пункт, тот, что на левом берегу, как я понимаю, был сдан, а крепость Орешек нет. Будем считать, что речь идёт о городе. За этот пункт высказалось 11 человек. Всеволожск Если вы посмотрите на карту выше, то сразу поймёте, что его и близко не могли захватить. Я бы сказал, что это был почти географический центр обороны.

Но всего 15 человек указали этот населённый пункт, как не захваченный - чуть больше половины. Зеленогорск Тут начинаются пункты, ради которых и был сделан опрос. Дело в том, что с севера город блокировали финны, которые не пустили на свою территорию немцев если правильно помню и не пошли дальше старой финской границы, то есть Зеленогорск был захвачен, а Сестрорецк - нет. По поводу Зеленогорска 7 человек высказались в пользу того, что он не был захвачен, то есть только 21 человек правильно думали. Сестрорецк Как было сказано выше, хотя Сестрорецк не входил в черту города, не был захвачен финнами - оказался на самой границе. Лишь 15 человек указали, что он не был захвачен, то есть 13 человек - считали, что и его сдали, примерно половина.

В результате резко сократилось количество потерь советских войск от осколков снарядов и вражеских снайперов. Была налажена разведка и маскировка позиций. Организуется контрбатарейная борьба с осадной артиллерией противника. В результате значительно снизилась интенсивность обстрелов Ленинграда вражеской артиллерией.

В этих целях умело использовалась корабельная артиллерия Балтийского флота. Были выдвинуты вперед позиции тяжёлой артиллерии Ленинградского фронта, часть её переброшена через Финский залив на Ораниенбаумский плацдарм, что позволило увеличить дальность стрельбы, причём во фланг и тыл артиллерийским группировкам противника. Были выделены специальные самолёты-корректировщики и аэростаты наблюдения. Благодаря этим мерам, в 1943 году количество артиллерийских снарядов, упавших на город, уменьшилось примерно в 7 раз 1943 год. Операция "Искра". Духанов, с 24 января по конец февраля — генерал-майор А. Черепанов, затем снова М.

Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)

О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю.

На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы». Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город.

Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков. До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко.

На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов.

Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года.

Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер. Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост». С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления. Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным.

Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага.

Расстояние между наступающими группировками обеих армий сократилось до 4 километров. Части 128-й стрелковой дивизии наступали во взаимодействии с 12-й лыжной бригадой, которая совершила смелый рейд по льду Ладожского озера в тыл немецкого гарнизона в деревне Липка, и овладели этим населенным пунктом. Их вели 136-я, 123-я стрелковые дивизии, 123-я стрелковая бригада, а также 61-я танковая бригада.

На левом фланге 330-й полк и 34-я лыжная бригада продолжали выполнять задачу по овладению Шлиссельбургом. Немецкое командование лихорадочно перебрасывало новые резервы в районы Мги, Келколово, Мустолово, Синявино. Коридор, разделявший войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал совсем узким. А в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки.

Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Указатель на перекрестке дорог. Январь 1943 года. Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана.

На улицах и проспектах города было всеобщее ликование. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Все его жители вышли на улицы, как это было в большие всенародные праздники. На многолюдных митингах ленинградцы выражали глубокую благодарность войскам Ленинградского и Волховского фронтов, прорвавшим блокаду.

Ожесточенные бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, прорвать оборону противника не удалось. Согласно немецким данным сводным отчетам штаба армии о потерях за январь 1943 года 18-я армия потеряла 22 619 человек. За первую половину месяца общие потери армии составили 6 406 человек из них 1543 — убитыми и пропавшими без вести , а в период с 16 по 31 января — 16 213 человек из них 4 569 — безвозвратно. За мужество и героизм проявленный в январских боях около 19 000 советских воинов были награждены орденами и медалями, 12 присвоено звание Героя Советского Союза.

Особенно отличившиеся части были преобразованы в гвардейские: 136-я командующий Н.

Тип: Исследовательский проект Идея проекта: Проект направлен на воссоздание исторической картины обороны Ленинграда в 1941 году через изучение документов, свидетельств очевидцев и анализ исторических материалов. Цель проекта: Изучить историю и подвиг обороны Ленинграда в 1941 году в контексте Великой Отечественной войны. Проблема: Проект рассматривает сложности, с которыми столкнулись ленинградцы во время блокады, и необходимость выживания и защиты своего города в условиях войны и голода. Целевая аудитория: Студенты исторических факультетов, исследователи Великой Отечественной войны, все интересующиеся историей обороны Ленинграда Задачи проекта: 1.

Изучить хронологию событий блокады Ленинграда. Рассмотреть условия жизни горожан в период обороны. Исследовать факторы, способствовавшие удержанию города.

Передовая прошла по окрестностям Ленинграда, однако если совместить историческую и современную карту, можно увидеть, что она находится в границах города. Где проходила линия фронта на территории Санкт-Петербурга и как выглядят эти места сейчас на фотографиях до и после? Большая часть из них находится в Ленинградской области, но несколько из них расположены на территории Петербурга. Кировский вал Кировский вал стал рубежом, где удалось остановить вражеское наступление в сентябре 1941 года и сдержать его до 1944 года. Передовая проходила по границе Полежаевского парка, где сейчас установлен мемориал.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий