Например, что Дуремар, на самом деле, был французским доктором Булемардом, поклонником пиявок, Белоснежка родилась в 1553-ем и папенька ее был германским графом, а «Синяя борода» никого не убивал и вообще был женат один раз. Кто такой дуремар и каково его значение в сказке? Дуремар играет важную роль в сказке, часто служа как противовесным персонажем к герою или героине, которые являются умными, сильными и умелыми. Дуремар — это персонаж, который появляется во многих русских сказках и является одним из наиболее узнаваемых и популярных персонажей. Кто такой Дуремар?!спасайте! 19 просмотров. Дуремар – это устаревшее именование для человека, который долго не может научиться чему-либо из-за своей тупости и лени.
МИХАИЛ ГОР !!! Экскурсия по магазину Дуремару !!! Михаил Гор !!! Дуремар.
Новости без цензуры Амнуэль: Дуремар по-прежнему уверен, что его болотное царство-государство великое. Тот европейский реальный а-ля Дуремар был образованным, культурным, из зажиточного и благородного семейства! Кто такой Дуремар, и кем на самом деле был барон Мюнхгаузен? Дуремар – это слово, которое занималось пиявок на всех.
Кто такой Дуремар
Дуремары делятся на несколько видов и представляют собой маргинальные группы, которые постоянно встречаются в нашей жизни. Кто такой Владимир Кара-Мурза-младший и что известно о его деле — в материале РБК. Синонимы к слову дуремар. сущ., кол-во синонимов: 3.
Откуда в сказке про Буратино взялся Дуремар?
Синонимы к слову дуремар. сущ., кол-во синонимов: 3. Еще одним прототипом Дуремара можно считать режиссера Владимира Соловьева, помощника Мейерхольда. Кто такой Владимир Кара-Мурза-младший и что известно о его деле — в материале РБК.
Кто такой Дуремар?! спасайте!
Тегитекст песни дуремара из буратино, в сказке буратино кто ловил пиявок, ловил пиявок в сказке буратино, шутка про пиявку, сказка харламов и батрутдинов про буратино. Только вот книжный дуремар был на грани разорения, а реальные ловцы пиявок зарабатывали очень много. Почему исполнителя роли Дуремара знают все и одновременно не знает никто. Сегодня слово «дуремар» стало нарицательным для людей, которые любят повалять дурака, морочат окружающим голову, «маются бессмысленной дурью». – Значит, если бы сегодня Дуремар захотел бы стать индивидуальным предпринимателем, то успешным его бизнес вряд ли стал бы?
ОТКУДА В СКАЗКЕ ПРО БУРАТИНО ВЗЯЛСЯ ДУРЕМАР?
Спустя много лет, работая над книгой о приключениях Буратино, Алексей Толстой вспомнил эту историю из своего детства... Comments 9.
После появления интернета демотиваторы стали интернет-мемом. Социологи выделяют 6 типов демотиваторов интересно, зачем это им : Оригинальные, или классические «Чисто шуточные» «Социально-рекламные» — ориентированы на ценности, которые ставятся в центр социальной рекламы. Для них характерен критический взгляд на несоответствие идеала и реальной жизни. Демотивация воздействует на внетрудовое поведение личности Саморепрезентационные «Философские».
Спасибки википедии.
Обвинения были предъявлены по трем эпизодам. Поделиться Владимир Кара-Мурза вину не признал и считает обвинение политическим. Приговор вынес судья Сергей Подопригоров, который с подачи Владимира Кара-Мурзы был включен в санкционный список Магнитского. Рассмотрение дела по существу велось в закрытом режиме из-за наличия секретных документов. Однако адвокат Вадим Прохоров заявил журналистам, что на суде не были представлены бумаги с грифом «Секретно», а обвинение строилось на публичных выступлениях политика. Поделиться «Владимир Кара-Мурза по моему мнению — честный и порядочный человек, любящий Россию и не совершавший никакую «госизмену». Приговор сегодня ему на 25 лет тюрьмы — это политический приговор, нечестный и несправедливый. Управляющий партнёр CLC, адвокат Наталья Шатихина в разговоре с «Фонтанкой» отметила, что так как процесс был закрытым и в публичном поле мало сведений о деле, сложно оценивать степень тяжести наказания.
Если я правильно читаю, мы же это все знаем только со слов журналистов.
Своя зажравшаяся жаба,даже если ее называют на латинский манер RT-today,она все равно всегда останется жабой и никогда не превратится в Василису Прекрасную. Надеется,что она может рассказать о водоемах с чистой водой беспочвенно,она привыкла жить и славить именно зловонную жижу. Сколько ни будет разбрасывать обглоданные ею кости,никаких белых лебедей не поплывет. Более того,она уверена,что все другие должны жить в еще более гадком растворе ее сказок.
Рядом с ней,временами в соседней луже,а временами и в том же болоте живет тонкая пиявка. Знаменитая своей "пиявкорамой". Ничего,кроме высасывания чужой крови,в крайнем случае,денег,его,как и ее,не интересует. Поблизости обитает и головастик,знаменитый тем,что легко мигрирует и готов везде еженедельно твердить о полезности для жизни ядерного пепла,являющегося лучшим подтверждением намерения удобрить болото. Возможно,размер личинок,комаров и мух,которых он получает на съедение,действительно уверяет его,что в окружающей его липкой слизи вранья и фальсификаций выжить можно.
Конечно,в плеяде этих пресмыкающихся в прямом,а не переносном смысле слова вольготно чувствуют себя "тянитолкай" супружеской пары скаповых и проеденный молью в разных краях,вечный как водяной,знаток анекдотов с бородой. Там же замечательно,как рыба в воде,чувствует себя и контуженный герой,готовый даже утереть плевок в лицо,памятуя,что зарплата вполне позволяет вольготно жить по принципу "плюнь в глаза — божья роса". Еще есть кто-то вроде "рыбы прилипалы", хотя и утверждающий,что плавал и видал мир,но на самом деле,никогда не отлипавший от проржавелого днища,под которым весь мир кажется грязным,и только слив отходов с камбуза считается рогом изобилия.
Откуда в сказке про Буратино взялся Дуремар?
Приговор сегодня ему на 25 лет тюрьмы — это политический приговор, нечестный и несправедливый. Управляющий партнёр CLC, адвокат Наталья Шатихина в разговоре с «Фонтанкой» отметила, что так как процесс был закрытым и в публичном поле мало сведений о деле, сложно оценивать степень тяжести наказания. Если я правильно читаю, мы же это все знаем только со слов журналистов. Госизмена бывает в разных формах, тут это оказание помощи во враждебной деятельности другому государству.
Если столько дипломатов в условиях вооруженного конфликта приходят на приговор, это помогает? Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.
По теме.
История дурэмаров в нашей стране также богата примерами. В 17 веке был создан такой группы дурэмаров, как 6пиявка. Они были очень любимы в России, и их несчастная судьба часто вызывало удивление. Как и любое другое занятие, дурэмара имеют свои правила и качества. Важно понимать, что дурэмары — это не просто трудно создание, но и персонажи с уникальными особенностями. У них есть их недостатки, они часто становятся объектом насмешек и оскарблений. Но иногда их особенности делают их интереснее и удивительнее.
Некоторые примеры историй о дурэмарах в нашей стране могут быть связаны с политикой или общением в группах. Часто дурэмары становятся одни из главных персонажей таких историй. Их участие часто вызывает удивление и смешение страха и улыбки. Таким образом, примеры дурэмаров в истории являются иллюстрацией того, что эти удивительные создания всегда с нами. Они особенные и по-своему важны для нашей жизни. Их присутствие добавляет увлекательности и разнообразия в нашу обыденность. Влияние на жизнь общества Дурэмары также оказывают влияние на жизнь общества, особенно в контексте их паразитического образа жизни. Их профессия может быть названа «пиявкой», так как они работают на обществе, вводятся в его кровь и пользуются его ресурсами. Некоторые из них могут иметь специальное образование, чтобы лучше выполнять свои функции.
Одним из способов влияния дурэмаров на жизнь общества является маргинализация. Они могут вводить общество в заблуждение, создавая образ истинного специалиста или важного персонажа. Но на самом деле это просто паразиты, которые живут за счет общества и в значительной мере маргинализуются. Другим способом влияния дурэмаров на жизнь общества является осознанное использование их в качестве символов. Они могут работать как флагманы рекламных компаний, вводя общество в заблуждение и создавая образы, которые привлекают внимание людей. Это может быть, например, в виде презентация или публичной речи. Однако, несмотря на все вышеперечисленное, большинство общества осознает их истинную природу и не допускает их в свою жизнь. Дурэмары имеют маленькое влияние на нашу жизнь, их нельзя сравнить с нашей любимой женой или другими близкими людьми, которые действительно важны для нас. Последствия поведения дурэмаров Поведение дурэмаров может иметь серьезные негативные последствия как для окружающих, так и для самих себя.
Будучи паразитическими тварями, дурэмары могут нанести повреждения не только себе, но и окружающей среде. В первую очередь, поведение дурэмаров наносит ущерб им самим. Они неспособны работать в команде и отказываются от сотрудничества. Такие люди часто ставят себя на первое место, не учитывая интересы других. Подобное эгоистическое отношение серьезно влияет на их жизнь, изолируя их от социального взаимодействия и благополучия. Более того, поведение дурэмаров наносит вред окружающей среде. Их пренебрежение к правилам и нормам поведения разрушает социальные связи и влияет на качество жизни других людей. Дурэмары, как пиявки, питаются энергией своих жертв, причиняя им эмоциональные и психологические травмы. Поведение дурэмаров также оказывает негативное влияние на их саму жизнь.
Используя актеров в качестве примера, можно заметить, что дурэморы делятся на две категории. Первая категория — актеры-дурэморы, которые стараются выглядеть мускулистыми и привлекательными, и не обращают внимания на свои эмоциональные и психологические потребности. Им важно только то, как они выглядят на сцене и сколько зрителей приходит на их представления. Вторая категория — актеры-дурэморы, которые страдают от низкого самооценки и постоянно сравнивают себя с другими. Они не верят в свои способности и считают, что не заслуживают успеха. Такие актеры не могут наслаждаться своими выступлениями и не получают удовлетворения от своей работы. Одни из них обладают высоким интеллектом и креативностью, другие имеют особые таланты или способности в определенных областях. Но в большинстве случаев дуремары являются аутсайдерами и могут стать объектом насмешек и оскорблений из-за своей необычности. Однако, дуремары влияют на жизнь других людей.
Их присутствие может стать настоящей «солью» обычной повседневной жизни, добавлять интерес и яркость в серые будни. Некоторые дуремары могут быть источником вдохновения и мотивации для окружающих своей нестандартностью и оригинальностью мышления. Дуремары могут также играть важные роли в истории и развитии общества. Некоторые из них могут быть креативными идеалистами, новаторами или лидерами. Их необычность может стать основой для создания чего-то нового и важного для общества. Люди, которые окружают дуремаров, могут получить смешные и незабываемые впечатления от общения с ними. Ведь дуремары способны придумывать различные забавные и необычные ситуации. Они могут быть настоящими «разносчиками» позитива и радости в жизни окружающих. Таким образом, дуремары имеют большое влияние на жизнь людей.
Они освежают и разнообразят серые будни, вносят яркость и вкус в обычную жизнь.
Очень понравилось. Петровский Толстой всюду употребляет имя Пиноккио, а Буратино появляется только в последней правке сказки. Мотив же своего театра парадоксальным образом связан в сознании Толстого со Сталиным. Толстой пишет пьесу в толстой тетради на одной стороне страницы. Левая сторона разворота, как правило, остается чистой, и только несколько раз на ней появляются рисунки. Повторяющаяся ассоциация между мотивом своего театра и образом Сталина позволяет предположить, что Толстой мысленно обращает к Сталину мечту о собственном театре — об игре по собственным правилам.
Совсем наоборот: потому что вранье изначально характеризует этот персонаж! Вместе с тем, как отмечает М. Если принять версию о Буратино как об alter ego Толстого, то длинный нос Буратино становится лукавой декларацией предназначения художника, которое Толстой видит вовсе не в обязанности быть глашатаем правды, как того требует русская культурная традиция, а совсем наоборот — во вранье, в способности увлекательно сочинять небылицы. Художника-пророка Толстой замещает художником-буратино, который всегда остается в пространстве игры, в пространстве выдуманной реальности — то есть, по большому счету, остается марионеткой. Единственное, что ему нужно, — это право свободно врать, не из-под плетки, а для собственного удовольствия [12]. Марионеточность у Толстого полностью лишается трагизма: если жизнь — театр, то это самое подходящее место для игры — озорства, шалостей, небылиц и приключений — того, к чему более всего приспособлен Буратино. Как точно пишет Е.
Такая самореализация художника-буратино не несет никакой угрозы власти, больше всего опасающейся правды и разоблачений. Потому-то и возникает в рукописи Толстого профиль Сталина — как воплощение упований на власть, способную предоставить художнику право на собственную реальность, на собственный театр — при условии чистого и беспримесного вранья, иначе говоря, невмешательства художника в дела этой самой власти. Ведь что такое взгляд на искусство как вранье, если не нарочито примитивизированная по законам детской сказки модернистская концепция автономии искусства, понимание искусства как свободной игры, не имеющей отношения к политическим, социальным, идеологическим аспектам реальности? Толстая нашла дополнительные и весьма убедительные подтверждения этой гипотезы. Однако не совсем понятно, зачем было нужно Толстому писать завуалированную пародию на Серебряный век в 1935 году, когда модернистские эксперименты были официально заклеймены как формализм и буржуазное вырождение? Петровский, например, интерпретирует театр Карабаса Барабаса как пародию на Мейерхольда с его теорией актера-сверхмарионетки и даже усматривает в молнии на занавесе театра Буратино намек на чайку на занавесе МХТ. Но Толстой, близкий кругу Мейерхольда в молодости, открыто полемизировал с ним в 1920-е и начале 1930-х годов [13].
Нет, завуалированные ассоциации с Мейерхольдом и символизмом, скорее всего, нужны были Толстому для того, чтобы в известной степени вернуться к эстетическому опыту этих традиций, к их пониманию искусства как свободной, незаинтересованной игры, стихии чистой выдумки, веселого самовыражения художника-вруна. Ирония же возникает в сказке Толстого как реакция на слишком серьезную реализацию этой программы. Злой пародией не только на Блока, как считал М. Точно так и ирония Толстого над модернистскими темами и мотивами граничит с попыткой самооправдания — перед самим собой, перед своим прошлым, перед кругом идей и людей, с которыми он был близок и от которых он так решительно отдалился, двинувшись по пути официального советского признания. Как определить центральную структурную модель этого произведения? Скорее всего, да. Так, например, символистские и вообще модернистские интертексты прекрасно уживаются в сказке Толстого с отчетливо советскими обертонами.
В изображении Карабаса, по точному определению М. Совершенно по-шариковски он понимает, почему нельзя есть варенье пальцами и пить какао из носика кофейника. Зато когда надо бороться за выживание, он на высоте: Буратино сказал: — Мальвина, слетай-ка, набери веток для костра. Мальвина с укоризной взглянула на Буратино, пожала плечиком и принесла несколько сухих стебельков… Буратино сказал: — Вот наказание с этими хорошо воспитанными… Сам принес воды, сам набрал веток и сосновых шишек, сам развел у входа в пещеру костер, такой шумный, что закачались ветви на высокой сосне… Сам сварил какао на воде. Но это только один из примеров странной бинарности сказки Толстого.
На лягушках прикреплены пиявки на прищепках в хаотичном порядке. Если лягушка осталась без пиявок, то она выбывает из игры. Остальные лягушки убегают врассыпную. Когда «Дуремар» настигает «Лягушек» им нужно быстро, дружно, встать в круг, взявшись за руки это значит лягушки спрятались в болото. Чем чаще лягушки встают в круг, тем «Дуремар» меньше соберёт пиявок. Далее Лягушки опять разбегаются по площадке. Играем 2-3 раза. По сигналу игра прекращается.
ОТКУДА В СКАЗКЕ ПРО БУРАТИНО ВЗЯЛСЯ ДУРЕМАР?
В целом, дуремар — это слово, которое нельзя употреблять для унижения других людей, так как оно может негативно повлиять на их самооценку и состояние здоровья. Откуда произошло понятие дуремар? Дуремар — это не очень лестное определение для человека, который не отличается высокой сообразительностью и способностью к быстрому решению проблем. Такое определение возникло в народе давно и стало применяться для обозначения людей, которые не могут справляться даже с простыми задачами. Слово «дуремар» происходит от двух слов: дурной плохой, неудачный и мар мужик, парень. Таким образом, дуремар — это плохой парень, неудачник.
Цель Дуремара - как можно больше собрать пиявок. Потом можно подсчитать, кто из «Дуремаров» больше собрал пиявок у лягушек. Правила По считалке или по желанию детей выбирается водящий «Дуремар». Остальные дети «Лягушки».
По сигналу, Лягушки скачут по площадке с кричалкой: «Эй, лягушки, не ленитесь, Дуремар может нас поймать, Его добычей можем стать! На лягушках прикреплены пиявки на прищепках в хаотичном порядке. Если лягушка осталась без пиявок, то она выбывает из игры. Остальные лягушки убегают врассыпную.
Местные мальчишки, включая 12-летнего Лёшу Бострома будущего писателя Алексея Толстого бегали за ним и дразнились, переделывая непонятную французскую фамилию Булемард в... Ага- Дуремара Спустя много лет, работая над книгой о приключениях Буратино, Алексей Толстой вспомнил эту историю из своего детства... Последние записи:.
Все остальные версии бессмысленные так как прямо ни какой частью слова не обозначаются и никак не подразумеваются исходя из значения составных частей. Впрочем дуремарам законы логики не писаны, поэтому пусть себе приклеивают сюда и врачевателей, а потом можно и хирургов с терапевтами, а после можно и до микробиологов добраться. Короче фантазии путь граждане дуремары! Отправить 4 года назад 1 0 Дуремар - тот, кто дурачиться, морочит голову, выделывается, в общем, мается бессмысленной дурью. Также слово используют в качестве обзывательства. Иногда так называют директоров наверное, из-за общей первой буквы. А вот профессиональное объяснение значения слова дуремар, взятое из "Большого словаря русских прозвищ" : Отправить 4 года назад 1 0 Дуремар - это персонаж сказки "Золотой ключик" Алексея Толстого, а вот прототипом героя по одной из версий считают реального человека. В 1895 году в Москве врачевал доктор Жак Булмард, основным методом лечения которого было прикладывание пиявок. Причем поговаривают, что доктор лично занимался ловлей этих существ. Вот Алексей Толстой и взял Жака Булмарда в качестве прототипа Дуремара, который в сказке тоже врачевал пиявками.
Профессия Дуремара была очень престижной в 17 веке
Это был не кто иной, как ловец пиявок. Неразумные существа принимали шум за погружение в воду крупного скота и спешили к трапезе. Иногда приходилось брать добычу, что называется, на живца.
Вообще, пиявки — животные довольно противные, однако в слюне, которую пиявки пускают в кровь при укусе, содержится более 300 биологически активных веществ, самое знаменитое из которых — гирудин от латинского «hirudo», то есть «пиявка». В общем, лечиться ими действительно можно, однако речь у нас сегодня не о здоровье. А ещё в поисках материала для своих медицинских демонстраций он регулярно обходил с длинным сачком подмосковные пруды, напялив на себя длинный неуклюжий балахон для защиты от комаров. Местные мальчишки, включая 12-летнего Лёшу Бострома — будущего писателя Алексея Толстого бегали за ним и дразнились, переделывая непонятную французскую фамилию Булемард в...
Он может выполнять роль комического персонажа, добавляющего юмор и смешные ситуации в сказку.
Иногда Дуремар может стать главным героем сказки, который благодаря своей доброте и наивности справляется с различными испытаниями, участвует в приключениях и в конечном итоге выходит победителем. Часто Дуремар также используется как пример того, что смекалка и ум не всегда являются главными качествами человека. В русских сказках глупость персонажа не является препятствием для его счастья и успехов. Напротив, Дуремар обычно награждается благополучным финалом и счастливой участью, завоевывая благосклонность добрых персонажей. Таким образом, роль Дуремара в русских сказках заключается в создании комического эффекта, передаче важного морального урока и подчеркивании значимости доброты и отзывчивости. Он является одним из самых узнаваемых персонажей русской сказочной традиции и продолжает восхищать и веселить маленьких и взрослых читателей.
О портале Стихи.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
Дуремар — персонаж какой сказки?
Его листья имеют овальную форму и ажурную структуру. Цветки дуремара могут быть разного цвета — от белого до фиолетового. Несмотря на свою красоту, дуремар является ядовитым растением. Его листья, цветки и семена содержат алкалоиды, такие как атропин и скуполамин, которые могут вызывать серьезное отравление при попадании в организм человека или животного. Однако дуремар также известен своими медицинскими свойствами. В некоторых культурах его экстракты используются в традиционной медицине для лечения различных заболеваний. Интересно, что дуремар также часто используется в косметологии. Масла и экстракты растения добавляют в кремы и лосьоны для ухода за кожей, особенно себорейной или проблемной. Однако необходимо помнить о ядовитости дуремара и быть осторожным в обращении с этим растением. Не стоит использовать его без надлежащих знаний и рекомендаций специалистов. В целом, дуремар — уникальное растение со своими особенностями и свойствами.
Оно привлекает внимание своей красотой, но требует осторожного обращения из-за своей ядовитости. Характеристика дуремара Основные характеристики дуремара: Отсутствие рационального мышления. Дуремар действует под влиянием эмоций и инстинктов, не умеет анализировать ситуацию и принимать взвешенные решения. Глупые поступки. Дуремар часто совершает действия, которые не имеют смысла или противоречат здравому смыслу. Он не способен предвидеть последствия своих действий и не учится на своих ошибках. Недостаток самокритики. Дуремар не осознает своих недостатков и не признает свои ошибки. Он обычно винит в своих неудачах других людей или обстоятельства. Нежелание обучаться и развиваться.
В сказке Алексея Толстого ловец пиявок покорен воле Карабаса-Барабаса и не забывает заискивающе отмечать: «Рад вам служить». Директор кукольного театра хоть и пользуется услугами сомнительного доктора, но специфика лечения наводит на бородача ужас. Прислужник и доносчик оказывается к тому же предателем: когда запахло жареным и стало понятно, что Карабас побежден, Дуремар мгновенно переходит на сторону вчерашнего противника. Продавец пиявок попросился на службу к папе Карло в новый театр, однако автор произведения так и не открыл тайну — поверили раскаявшемуся мерзавцу или нет.
Сегодня слово «дуремар» стало нарицательным для людей, которые любят повалять дурака, морочат окружающим голову, «маются бессмысленной дурью». История Прототипом Дуремара принято считать чудаковатого современника Алексея Толстого. В конце 19 века в Москве поселился доктор-француз Жак Булемард, который применял нестандартный в те времена метод лечения.
Однако, несмотря на свои недостатки, Дуремар обладает добродушным характером и сердцем на месте. Он всегда готов помочь своим друзьям и проявляет искреннюю дружбу. Это делает его неповторимым персонажем и привлекает к нему внимание окружающих. Образ Дуремара в литературе В литературе образ Дуремара часто используется для передачи социальных и политических проблем, а также для критики определенной модели поведения. Дуремар характеризуется как наивный, глупый и неумелый человек, часто оказывающийся в неудобных и смешных ситуациях. Однако, несмотря на свою глупость, Дуремар также может быть хорошим сердцем и иметь добрые намерения. В литературных произведениях его персонаж используется для подчеркивания некоторых важных качеств, таких как честность, независимость и простота. Дуремар — это типаж, который стал одним из самых популярных и узнаваемых образов в литературе. От его имени был даже образован новый лексический тренд: имя Дуремар стало синонимом для человека, который действует неосмотрительно и глупо. Таким образом, образ Дуремара в литературе является весьма многогранным и интересным. Он не только вызывает смех и радость, но обладает и глубоким смыслом, позволяющим задуматься над некоторыми жизненными проблемами. Образ Дуремара в кино В кинематографе образ Дуремара часто изображается с помощью ярких и курьезных ситуаций, в которые он попадает своей неосмотрительностью или безрассудным поведением. Он может быть выдумщиком, придумывающим самые невероятные истории, или наивным героем, которому просто повезло оказаться в правильном месте в нужное время. Одним из известных фильмов, где появляется образ Дуремара, является комедийная лента «Дурак» режиссера Юрия Быкова. В этом фильме главный герой, по имени Дима Дроздов, вынужден играть роль дуремара, чтобы пережить сложные события, которые оказываются под угрозой его жизни. Фильм поражает своей атмосферой и зритель понимает, что дурацкие поступки героя — это всего лишь маска, под которой скрывается сильная и смелая личность. Образ Дуремара в кино часто является сатирическим комментарием к обществу и его ценностям. Он показывает, что поверхностные и глупые поступки могут привести к непредсказуемым последствиям, и за ними может скрываться нечто гораздо более значимое и интересное. Как и в литературе, образ Дуремара в кино показывает, что смех — это мощная сила, способная сделать мир ярче и лучше.
Дважды Буратино получает и теряет нечто ценное — в первый раз азбуку, а затем деньги, данные ему Карабасом. В сказке две погони — за Пьеро, спасающимся от преследователей на зайце, и за Буратино — на петухе. Дважды Буратино оказывается на дереве — сначала вниз головой, повешенный котом и лисой 205 , а затем сидя на верхушке итальянской сосны и издеваясь над Карабасом 230—231. В сказке два властителя тарабарский король и губернатор Лис и две пары собак: два полицейских бульдога и два сыщика доберман-пинчера. Этот прием достаточно откровенно подчеркнут Толстым при изображении кота Базилио и лисы Алисы. Все эти повторения и удвоения слишком частотны, чтобы быть случайными. В редких случаях эти повторы выявляют эволюцию героев избиения Пьеро , но это скорее исключение, чем правило, — большая часть удвоений ничего не добавляет к уже известному о персонажах. Несмотря на внешнее сходство со сказкой, эти сюжетные ходы отличаются от сказочной модели. Во-первых, потому, что эти дары не соподчинены иерархически — первые два дара утрачиваются Буратино, и лишь третий, золотой ключик, сохраняется и ведет к цели — впрочем, для Буратино неведомой до самой последней сцены. Связь между дарами не символическая и не причинно-следственная, а чисто сюжетная: обменяв азбуку на билет в театр, Буратино встречается с Карабасом, который дает ему пять золотых. Желая посадить пять золотых на Поле Чудес, Буратино претерпевает массу неприятностей, в результате которых попадает в пруд, где получает золотой ключик от Тортилы. Сюжетная случайность скорее напоминает об авантюрном романе, нежели о сказке с ее строгой логикой символических обменов. Папа Карло отправляется продавать куртку и покупать азбуку после того, как Буратино из-за шалостей едва не убивает крыса Шушара. Иными словами, Пиноккио награжден за самоотверженность, Буратино — за глупость. Завтра чуть свет убегу из дома — лазить по заборам, разорять птичьи гнезда, дразнить мальчишек, таскать за хвосты собак и кошек… Я еще не то придумаю!.. Логика этого процесса весьма близка описанной К. Леви-Строссом логике мифа, предполагающей преодоление противоположностей путем их замены другими, менее удаленными друг от друга оппозициями, в конечном счете выводящими к фигуре медиатора. Медиатором же, как правило, оказывается трикстер — мифологический клоун, шалун, нарушитель правил и границ. Именно в роли медиатора-трикстера и выступает в сказке Толстого Буратино, что и объясняет его последовательное антиповедение — несоблюдение правил и норм, ведущее тем не менее к успеху. Разумеется, Толстой мифологизировал сказку совершенно бессознательно, повинуясь необходимости вместить в сказочный сюжет личную утопию. Многие сказочные герои генетически связаны с моделью трикстера, так что нет ничего удивительного в том, что в сказке Толстого проступает именно эта семантика [20]. Черты медиатора также определяют сущность этого героя. Он кукла, марионетка — и одновременно стопроцентный мальчишка. У Олеши эта модель служит источником конфликта и движет сюжетом: живая Суок должна притвориться куклой, чтобы спасти Просперо, а замена на куклу спасает ее саму от смерти, наследник Тутти по ходу действия убеждается в том, что у него на самом деле человеческое, а не механическое сердце, и т. Ничего подобного нет у Толстого: прелесть и сила его героя именно в непротиворечивом совмещении кукольного и человеческого. Эти, изначально заданные черты Буратино как медиатора порождают более сложные, но аналогичные сопряжения противоположностей. Это Буратино! К нам, к нам, веселый плутишка Буратино! В то же время он проявляет бездну сообразительности, когда нужно выведать тайну золотого ключика, он умел и ловок в битве с Карабасом, он значительно более жизнеспособен, чем Мальвина и Пьеро, а жизнеспособность, как справедливо замечает М. Именно эти качества отличают Буратино от фольклорного дурака — связь, на которую указывает Е. Толстая [21], — Иван или Емеля демонстрируют свою глупость и неуместность именно в бытовых ситуациях. Мы, безусловно, далеки от мысли о том, что Толстой сознательно восстанавливает и выносит на первый план мифологическую логику медиации.