Те, кто пострадали за веру в годы гонений во время Советской власти, называются «новомучениками». Причисление к лику новомучеников не означает канонизации литературного, эпистолярного или другого их наследия. Сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской прославлен был в 2000 г. Первая торжественная служба им состоялась на праздник Преображения Господня: вместо уничижения, побоев и мук насильственной смерти — преображение в славе Христовой. Новомученики (новые мученики) — это люди, которые пострадали за веру сравнительно.
Новомученики Церкви Русской XX века: лики и лица
Самым первым по времени новомучеником стал протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Царском Селе под Петроградом и убитый раздраженными красногвардейцами за то, что призывал народ не поддерживать большевиков, уже через несколько дней после революции. Икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» была написана к Архиерейскому собору 2000 года. В настоящем докладе «новомучениками и исповедниками» называются все те, кто пострадал за Христа и Его Церковь в XX в.– как причисленные в лику святых, так и не канонизированные. Спасского, Боголюбского и Мариинского - на встрече "День памяти новомучеников и исповедников российских.
Клин православный
Кто-то из новомучеников, исповедников и страстотерпцев был примером мужества и мудрости. Кто такие новомученики и много ли их в нашей епархии, обсудим с заведующим музеем Бештаугорского Второафонского монастыря иеродиаконом Иоанном (Галумовым). Владыка заключил эту проповедь призывом «бережно хранить память о подвиге новомучеников и исповедников, брать с них пример твердой веры во Христа и преданности Его Святой Церкви». Впервые тема канонизации новомучеников и исповедников Российских в Русской Православной Церкви была затронута на Поместном Соборе 1988 года.
Оптинские новомученики: кто они?
Понятно, что на территории нашей страны эта дата долгие годы не могла отмечаться открыто, а Русская Православная Церковь Заграницей установила этот день памяти с 1981 г. В России такое празднование стало совершаться лишь после Архиерейского Собора 1992 г. А поименно большинство из Новомучеников прославлено Собором 2000 г. Именно патриарх Тихон стал первым новомучеником по времени прославления в 1989г. Избранный Поместным Собором 1917-1918 гг. Постоянное напряжение, тяжелейшее противодействие властей быстро истощили его силы, и он умер а возможно, был отравлен в 1925 г.
Именно патриарх Тихон стал первым по времени прославления в 1989г. Новомученики из императорского дома Особо в ряду Новомучеников следует отметить Царственных Страстотерпцев — царя Николая и его семью. У одних людей их канонизация вызывает недоумение, у других наблюдается их нездоровое обожествление. Почитание убиенной царской семьи не связано и не должно быть связано ни с какими теориями заговоров, ни с нездоровым национальным шовинизмом, ни с монархизмом и ни с какими другими политическими спекуляциями. В то же время, все недоумения относительно канонизации царской семьи связаны с непониманием ее причины.
Святые Царственные страстотерпцы молите Бога о нас! Правитель государства, если он прославляется как святой, не обязательно должен быть выдающимся гениальным и могущественным политическим деятелем, талантливым организатором, успешным полководцем все это может быть, а может и не быть, но не причина канонизации.
Цикл программ посвящён новомученикам и исповедникам Российским.
Повествование об их жизни и подвиге ведётся от лица нашего современника, молодого человека, пишущего студенческую курсовую работу по истории Отечества. Вместе с ним зрители совершат много открытий, узнают об удивительном мужестве новомучеников, их вере и верности Христу даже до смерти.
Литовка Владимир: «На сегодняшнем уроке мы узнали о страшных событиях, которые унесли много жизней верующих людей в XX веке.
Как много было пролито крови за Церковь и веру, сколько людей приняло на себя подвиг мученичества и не отреклось от Христа. Хочется верить, что и наша вера будет так же крепка в трудных обстоятельствах жизни». В средней группе воскресной школы преподавателем Ниной Николаевной Ушаковой было проведено занятие, посвященное святителю Луке Крымскому и Церкви в годы Великой Отечественной войны: «В XX веке Русская Церковь подверглась страшным гонениям.
Были расстреляны, замучены, сосланы в ссылку миллионы священнослужителей, монахов, мирян, разрушались храмы. Немногим священникам Господь даровал остаться в живых, пройдя жестокие испытания. Один из них — святитель Лука Крымский».
Дополнил рассказ учителя о жизни и служении Богу святого Арсений Плахотников: «Святитель Лука был трижды арестован и дважды был в ссылке. Но везде он оказывал нуждающимся духовную и медицинскую помощь. По образованию святитель был врачом-хирургом.
Впервые этот термин употребил Иоанн Златоуст , описывая мучеников, пострадавших при Юлиане Отступнике , но широкое распространение он получил с конца XV века как характеристика святых, пострадавших от иноверцев в Османской империи. В новейшее время этот термин употребляется применительно к подвижникам, пострадавшим от советской власти во время ожесточенных гонений на Русскую православную церковь в XX веке [1].
Новомученики и исповедники Российские
Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской совершается память святых, дата смерти которых неизвестна. Обращение к подвигу новомучеников и исповедников Российских – путь к восстановлению исторической памяти народа. Собор новомучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных (переходящее празднование в неделю. Почему новомученики, лучшие люди России, святые люди, так кроваво пострадали?
НОВОМУ́ЧЕНИКИ
За сопротивление обновленческому расколу в 1922 -23 гг пребывал в заключении, в 1923-25 гг. Скончался в г. Ярославле в возрасте 74 лет. Преподобноисповедник Гавриил Игошкин , архимандрит Память 18 октября 5 октября ст. Выходец из крестьянской семьи, принял священный сан в разгар гонений на веру в 1921 году. В тюрьмах и лагерях провел в общей сложности 17,5 лет. Еще до официальной канонизации во многих епархиях Русской Церкви архимандрита Гавриила почитали как святого. В 1959 году он скончался в г. Мелекессе ныне — Дмитровград в возрасте 71 года.
Священноисповедник Николай Могилевский , митрополит Алматинский и Казахстанский Память 25 октября 12 октября ст. Выходец из бедной многодетной семьи, с детства мечтал о монашестве. В 1904 году принял постриг, в 1919 году, в разгар гонений на веру, стал епископом. За сопротивление обновленчеству в 1925—27 гг пребывал в заключении. В 1932 году был приговорен к 5 годам концлагерей по признанию следователя, «за популярность». В 1941 году по той же причине сослан в Казахстан, в ссылке едва не погиб от голода и болезней, долго был бездомным. В 1945 году досрочно освобожден из ссылки по ходатайству митрополита Сергия Страгородского , возглавил Казахстанскую епархию. Скончался в Алма-ате в возрасте 88 лет.
Почитание митрополита Николая в народе было огромным. В похоронах владыки в 1955 году, несмотря на угрозу гонений, принимали участие 40 тысяч человек. Священномученик Николай Пробатов , протоиерей Память 11 ноября 29 октября ст. Потомственный сельский священник, миссионер, бессребреник. В 1918 году поддержал антисоветское крестьянское выступление в Рязанской губернии, благословил народ «идти на борьбу с гонителями Церкви Христовой». Все они были зверски убиты красноармейцами на берегу реки Цны под Рязанью. На момент гибели отцу Николаю было 44 года. Один из лидеров иосифлянского движения, убежденный монархист и противник большевизма.
Многократно подвергался арестам и ссылкам. В завещании Святейшего Патриарха Тихона был указан первым кандидатом на пост местоблюстителя Патриаршего престола. В 1926 году, когда среди епископата происходил тайный сбор мнений о кандидатуре на пост Патриарха, наибольшее число голосов было отдано митрополиту Кириллу. На предложение Тучкова возглавить Церковь, не дожидаясь Собора, владыка ответил: «Евгений Александрович, вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь», — за что получил очередные три года ссылки. В 1937 году, будучи в ссылке в Казахстане, был обвинен в руководстве несуществующей «контрреволюционной организацией» и расстрелян в возрасте 74 лет. Священномученик Евграф Еварестов , протоиерей Память 7 декабря 24 ноября ст. Настоятель Воскресенского кафедрального собора в г. Уфе, известный миссионер, церковный историк и общественный деятель, он был обвинен в «агитации в пользу Колчака» и расстрелян чекистами в 1919 году.
На расстрел его повели в одном нижнем белье, босиком по снегу. Священномученик Серафим Чичагов , митрополит Память 11 декабря 28 ноября ст. Офицер царской армии, выдающийся артиллерист, а также врач, композитор, художник… Он оставил мирскую славу ради служения Христу и принял священный сан по послушанию своему духовному отцу — святому Иоанну Кронштадтскому. В тюрьму его везли на карете скорой помощи, на расстрел — вынесли на носилках. Священномученик Иларион Троицкий , архиепископ Верейский Память 28 декабря 15 декабря ст. Выдающийся православный богослов, писатель, миссионер. Во время Поместного Собора 1917—18 годов тогда еще архимандрит Иларион был единственным не-епископом, которого в кулуарных разговорах называли в числе желательных кандидатов на патриаршество. Он принял епископский сан в разгар гонений на веру — в 1920 году, и вскоре стал ближайшим помощником святого патриарха Тихона.
В концлагере на Соловках он провел в общей сложности два трехлетних срока 1923—26 и 1926—29. В 1929 году во время очередного следования по этапу он заболел тифом и скончался. Ему было 43 года. Мученица княжна Кира Оболенская, мирянка Память 17 декабря 4 декабря ст. Кира Ивановна Оболенская была потомственной дворянкой, принадлежала к древней фамилии Оболенских, которая вела свою родословную от легендарного князя Рюрика. Она училась в Смольном институте благородных девиц, работала учительницей в школе для бедных.
Священномученик Александр Виноградов, 10 марта 5. Священномученик Сергий Кротков, 1 июля 6. Священномученик Иоанн Лебедев, 9 сентября 7. Священномученик Илья Бажанов, 16 сентября 8. Священномученик Димитрий Троицкий, 21 сентября 9. Преподобномученик Мина Шелаев, 4 ноября 10. Преподобномученица Евгения Лысова, 17 ноября 11. Священномученик Александр Сахаров, 3 декабря 12. Священномученик Назарий Грибков, 9 декабря 13. Преподобномученица Тамара Проворкина, 15 декабря 14. Священномученик Петр Озерецковский, 21 октября 2. Мученица Ольга Евдокимова, 10 февраля 3. Священномученик Григорий Сербаринов, 8 января; 2. Священномученик Павел Никольский, 22 января; 3. Священномученик Петр Успенский, 23 января; 4. Священномученик Павел Косминков, 2 марта 5. Священномученик Михаил Букринский, 14 марта 6. Священномученик Василий Колосов, 22 мая 7. Священномученик Иоанн Соловьев, 9 августа 8. Священномученик Иоанн Лебедев, 9 сентября 9. Священномученик Иоанн Смирнов, 9 сентября 10. Священномученик Николай Житов, 25 сентября 11. Преподобномученица Мария Мамонтова-Шашина, 2 октября 12. Священномученик Петр Соловьев, 13 октября 13. Священномученик Алексий Никонов, 29 сентября 14. Священномученик Созонт Решетилов, 5 ноября 15. Преподобномученик Евтихий Качур, 27 ноября 16. Священномученик Алексий Аманов, 3 декабря 17. Священномученик Иоанн Заболотный, 3 декабря 18. Священномученик Андрей Шершнев, 8 декабря 20. Преподобномученик Серафим Щелоков, 21 октября 2. Священномученик Петр Воскобойников, 13 ноября 3. Священномученик Петр Троицкий, 13 января 2. Священномученик Василий Холмогоров, 16 января 3. Священномученик Александр Русинов, 31 января 4. Священномученик Евгений Исадский, 31 января 5. Священномученик Александр Минервин, 17 февраля 6. Священномученик Алексий Троицкий, 20 февраля 7. Священномученик Иоанн Калабухов, 21 февраля 8.
Перевод: Сегодня новомученики Российские в белых одеждах предстоят Агнцу Божию и с ангелами воспевают победную песнь Богу: «Благословение, и слава, и премудрость, и хвала, и честь, и сила, и крепость нашему Богу во веки веков. Перевод: Новые мученики Российские, исповеднически жизненный путь земной прошедшие, дерзновение к Богу в страданиях получившие, молитесь Христу вас укрепившему, чтобы и мы в час испытаний получили дар Божий мужества. Вы пример всем, почитающим подвиг ваш, что ни скорбь, ни тоска, ни смерть от любви Божией отлучить нас не могут Рим. На сегодняшний день Церковь прославила уже почти 2000 человек. При этом большая их часть, около 1000, канонизированы в 2000 г. Среди чтимых новомучеников и исповедников: император Николай II и его семья — супруга, Александра Феодоровна, дочери, сын, царевич Алексий, погибшие в 1918 г. Полный список можно найти: на сайтах епархий — материалы о мучениках, пострадавших на той или иной территории; в журналах заседаний Св. Одновременно продолжается сбор материалов для новых канонизаций пострадавших от гонений. Вместе с тем, в церковной среде можно встретить и мнения о том, что единовременное прославление большого количества святых не позволило создать их подробные жития, большинство из которых написано просто на материалах их следственных дел, а потому достаточно однотипны, содержа лишь данные о рождении, учебе, сане — и, наконец, выдержки из протоколов допросов об «антисоветской деятельности», за которыми практически не видно живого, реального человека. Возможно, поэтому нередки ситуации, когда, например, на родине того или иного угодника Божия не только нет его храма, но часто отсутствуют даже иконы, да и сами верующие очень мало знают о святом или святой. Кроме того, у современного православного, часто глубоко погруженного в суету мира, нет и потребности молиться этим святым. Об этом говорит протоиерей Кирилл Каледа: «Придя в церковь, мы в первую очередь молимся о том, чтобы нам удачно поменять машину, чтобы дочка вышла хорошо замуж и так далее… А к новомученикам, у которых надо просить мужества стоять за веру, крепости в вере, мы не обращаемся. Потому что, оказывается, эти духовные ценности для большинства из нас являются совершенно абстрактными и непонятными. Поэтому и массового почитания новомучеников нет». Икона дня Во многих храмах в этот день на аналое будет лежать копия образа, созданного в 2000 г. Икона «Собр новомучеников и исповедников Русской Церкви» с клеймами из храма Христа Спасителя Это — первый известный образ Собора Новомучеников и исповедников. На нем мы видим: Храм Христа Спасителя и пред ним — престол, покрытым алым пасхальным облачением; перед храмом предстоят Патриарх Тихон, святые епископы, Царственные Страстотерпцы; они окружены другими святыми вверху иконы — Христос с Богородицей и Иоанном Крестителем. Икона также имеет по краям клейма, изображающие страдание и кончину святых. Например: на одном из них мы видим суд на свт.
Православная Церковь воспринимались новыми вождями как важнейшее препятствие на пути строительства «светлого будущего». Не ограничившись пропагандистской войной, большевики сразу же начали многочисленные аресты и расстрелы духовенства и активных мирян, которые массово совершались несколькими волнами начиная с Октябрьской революции. Еще одной бедой стал непрестанный контроль со стороны органов государственной безопасности, активно способствовавших появлению и раздуванию многочисленных разногласий в церковной среде и расколов, самым известным из которых стало т. Безбожники разоряют Божий храм Материалистическое мировоззрение вождей большевизма не могло вместить слова Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» Мф. Загоняя Церковь во все более и более тяжелые условия, уничтожая все больше и больше людей, а еще больше — запугивая и отвращая, они так и не смогли довести это дело до конца. После всех волн гонений, преследований и репрессий оставался хотя бы малый остаток верных Христу людей, удавалось отстоять отдельные храмы, находить общий язык с местными властями. Православных людей, сумевших не изменить Христу в гонениях в советское время, доказавших это своей смертью или жизнью, мы и называем Новомучениками и Исповедниками Российскими. Первые новомученики Самым первым по времени новомучеником стал протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Царском Селе под Петроградом и убитый раздраженными красногвардейцами за то, что призывал народ не поддерживать большевиков, уже через несколько дней после революции. Собор в Москве еще продолжался, а 25 января 1918г. Киевский и Галицкий Владимир Богоявленский. День его убиения или ближайшее к этому дню воскресенье, было установлено как дата памяти Новомучеников и Исповедников Российских, как бы предвосхищая то, что большевистские гонения будут продолжаться. Понятно, что на территории нашей страны эта дата долгие годы не могла отмечаться открыто, а Русская Православная Церковь Заграницей установила этот день памяти с 1981 г. В России такое празднование стало совершаться лишь после Архиерейского Собора 1992 г.
Значение слова «новомученик»
На разных этапах советской власти по-разному с Церковью боролись. Люди, которые в результате этой борьбы погибли, есть новомученики, а пострадавшие, но не умершие — исповедники Церкви Русской. В случае с мучениками — еще и правильную смерть, которая может быть признана смертью за Христа и за Церковь. В случае с XX веком признаком мученического героизма может быть такой важный момент: человек никого не предал, не сдал, не назвал на допросе и не признал свою вину. Получается, человек должен принадлежать Православной Церкви, не иметь серьезных нравственных проступков и — ключевой критерий — должен не стать причиной бед других людей. То есть не признать вину, ни на кого не показать, не свидетельствовать ни против кого из своих близких и дальних. Когда я кому-то объясняю, кто такие новомученики, я говорю, что это люди, которые стали святыми не благодаря своим выдающимся дарованиям, не благодаря своим аскетическим подвигам хотя они в такой ситуации тоже были , не благодаря дару молитвы или каким-то другим духовным дарам, которые Господь человеку дает в ответ на его праведное житие, а благодаря своей порядочности. Они остались людьми в ситуации, когда это было довольно сложно — в ситуации тоталитарной диктатуры, когда человек должен был встроиться в систему или исчезнуть. Они умудрялись не встраиваться и при этом оставаться людьми, христианами и не становиться причиной страданий других.
Как мы можем эту ситуацию менять? Допустим, мы просто люди, миряне, которым это интересно. Надо узнавать о своих локальных новомучениках, рассказывать о них. Вот ходим мы в какой-то храм, или в городе в нашем есть или был храм, в котором служил кто-то из новомучеников. Нужно хранить о них память: ставить им иконы, детей в честь них называть, храмы в честь них строить. Кажется очень важным просто даже сделать так, чтобы в месте, где я молюсь, мои сомолитвенники, мои соприхожане видели икону Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Чтобы они могли осознать, какая это огромная сумма святых, которые очень близки нам по времени и которым мы в общем-то обязаны тем, что наша церковная жизнь есть. Русская Церковь не ушла в небытие как раз благодаря таким людям, как новомученики, и эти люди пронесли сквозь свою жизнь что-то важное, что нам нужно у них воспринять.
Важно помнить своих духовных прабабушек и прадедушек — тех людей, которые в ситуации, когда это было большим риском, несли веру сквозь свою жизнь и умудрялись в совершенно не благоприятствующих этому обстоятельствах сохранять свое христианство. Чем это может быть полезно для нас? Чтобы понимать древних святых, нам нужно узнавать о наиболее близких. Благодаря тому что эти люди жили в близком нам быту, их жизнь гораздо более понятна. Они говорили на том же языке, что и мы, пользовались теми же понятиями. Мы мало знаем о семейной жизни и тем более о дружбе древних святых, нам сложно представить, как они общались. А новомученики писали письма членам семьи и друзьям. И у нас есть возможность читать эти письма.
Странно не пользоваться шансом чему-то научиться у своих единоплеменников. В проекте «Слово новомучеников» мы читаем письма святых ХХ века. В них мы видим их личные особенности: как они страдали, чувствовали свое несовершенство, молились, отчаивались, находились силы вновь молиться, бороться. Мы видим живых людей. В житиях бывает сложно разглядеть индивидуальность человека. Наш проект позволяет услышать слово новомучеников, которое было сказано ими самими, а не авторами житий. Через тексты мы можем увидеть не только тот результат жизни, который зафиксирован в житии, но и взглянуть на эту жизнь в разрезе.
Новомученики — это те, кто сохранил верность Церкви и истине и через это остался свободным от самых страшных и тяжких внешних обстоятельств жизни. Вспоминая подвиг мучеников и исповедников в истории России, каждый верующий тем самым чтит их память. Преподаватель старшей группы Евгений Александрович Мелихов подготовил и провел урок о святом патриархе Тихоне, рассказав детям: «Опыт Православной Церкви в течение двух тысячелетий свидетельствует: капли мученической крови христиан за исповедание веры как семена пшеницы, брошенные в богатую почву, дают обильный урожай. Там, где были гонения, Церковь восстала и укрепилась в духе. Главой сонма Российских новомучеников и исповедников за веру Христову явился святой патриарх Тихон, который, характеризуя эту эпоху, писал: «Тяжкое время переживает ныне святая Православная Церковь Христова в Русской земле. Гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово. Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей. А если нужно будет и пострадать за веру Христову… зовем вас на эти страдания вместе с собою». Сбылись чаяния исповедника веры святого патриарха Тихона — на крови мучеников ныне возрождается Русская Православная Церковь». Дети узнали о жизни патриарха и его верности Церкви Русской, о сподвижниках святителя, о стоянии в вере «даже до крови».
Кроме того, церковь выступала за прекращение вражды между «красными» и «белыми», что делало ее непримиримым противником коммунистов. Вызывал обеспокоенность новой власти и авторитет священнослужителей среди населения. В январе 1918 года Союз народных комиссаров принял Декрет об отделении церкви от государства. Согласно новому закону, религиозные организации лишались права собственности и юридического лица, а церковное имущество подлежало национализации. Примерно в это же время начались репрессии против духовенства, которые продолжались до начала Великой Отечественной войны. Антирелигиозные кампании советской власти включали в себя изъятие церковных ценностей, уничтожение храмов, монастырей, икон, запрет религиозных праздников и другие ограничения. Однако главным испытанием для православной церкви стали аресты верующих: мирян, монахов, священников, архиереев. Только с 1929 по 1933 год было арестовано около 40 тыс. Многие из них были расстреляны. А во время массовых репрессий 1937—1938 года число арестов среди духовенства превысило 130 тыс.
Но бесконечно так не могло продолжаться. Один человек ей посоветовал: — Поезжайте в Иваново-Вознесенск… Устроитесь работать на комбинат и восстановитесь в правах. Евфросиния ему сразу поверила и отправилась туда — поначалу одна, без детей. Приехала — чужой город, ни одного родного человека. Пришла она на меланжевый комбинат, и там ей кто-то сказал: «Идите по такому-то адресу. Там живет одинокая старушка, она вас пустит». Это была одинокая старушка, девица, она сама и свой маленький домик построила, и дрова заготовляла, и все по дому сама делала. Постучалась к ней робко Евфросиния Михайловна. Старушка, взглянув на пришедшую, сразу сказала: — Проходи, проходи! Ты знаешь, какой мне сон сегодня приснился? Увидела я, как ко мне в окошко священник постучал.
Новомученики российские 20 века кратко
Советская пресса писала о ней в это время: «Первомайская женская сельскохозяйственная коммуна имени Крупской является наиболее ярким образцом героической борьбы трудящейся крестьянки под руководством коммунистической партии за свое раскрепощение»[7]. За плечами коммуны девять лет упорного труда. Умелое сочетание правильного административно-хозяйственного и партийного руководства с высоким качеством массовой работы выдвинули коммуну, как женскую, на одно из первых мест по Ивановской области, а пожалуй, и всего Советского Союза. У коммуны много заслуг перед государством»[9]. Они твердо уверены в конечной победе коммунизма, и никакие хозяйственные трудности их не пугают.
Закалку в борьбе за новую коммунистическую жизнь, за жизнь коллективную коммунарки накапливали в течение долгих лет. Путь, пройденный коммунарками, — это путь упорного труда и жесточайшей борьбы с классовым врагом»[10]. Уже после ареста членов общины на допрос был вызван автор брошюры об общине, который сказал: «В 1930 году я совместно с представителем Облколхозсоюза и агрономом выехали в Первомайскую коммуну для обследования с целью представления ее на всесоюзный смотр-конкурс, так как она, по данным Облколхозсоюза, считалась лучшей в области. Ознакомившись с цифрами роста, хозяйственным эффектом коммуны, расстановкой сил по участкам, побыв на собраниях коммунарок, у меня и всей комиссии не возникло никаких подозрений.
Товарищеское отношение коммунарок, их невозмутимое поведение оставило хорошее впечатление, именно внешней стороной мы и были введены в глубокое заблуждение»[11]. Впоследствии сотрудники ОГПУ в обвинительном заключении против коммуны писали: «Контрреволюционная группа, будучи заинтересована в укреплении нелегального монастыря, ставила ставку на расширение и улучшение хозяйства, имея в виду, что при падении советской власти монастырь будет с прочной экономической базой. В то же время, все вопросы организационно-хозяйственного порядка проводились с ведома и утверждения руководителя контрреволюционной группы архимандрита Никона»[12]. В 1929 году власти потребовали от руководства коммуны, что бы она слилась в единое хозяйство с соседним колхозом «Новая деревня», где были и семейные, и неверующие.
Община командировала одну из девушек в Москву в Колхозцентр, и ей удалось убедить начальство в нецелесообразности такого слияния, тем более что все коммунарки были против. Распоряжение, полученное местными властями из Колхозцентра, повлияло на них, они отменили все свои распоряжения о слиянии в единое хозяйство, и жизнь общины, шедшая по монастырскому уставу, продолжала идти в том же русле. Архимандрит Никон писал начальнице общины Анне Соловьевой: «От всей души прошу тебя, не допусти в общение совместно смешанного пола. Не принимай на жительство по найму людей, соблюдай истовое общежительство».
Все это в общине соблюдалось, но с каждым годом, с усилением гонений на Русскую Православную Церковь, соблюдать это становилось все тяжелее и казалось, что коммуне не устоять перед натиском государственного безбожия. В конце концов, за уничтожение коммуны взялось ОГПУ. В ночь на 30 апреля 1931 года были арестованы начальница общины Анна Соловьева и три сестры, и среди них монахиня Анна Благовещенская. Преподобномученица Анна родилась 30 января 1898 года в селе Борисоглеб Белосельской волости Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье священника Алексия Аполлосовича Благовещенского и в крещении была наречена Марией.
По окончании в 1916 году Пошехонской женской гимназии Мария стала работать учительницей и исполняла послушание псаломщицы в храме, где служил ее отец. Воспитанная в благочестии, она часто посещала монастыри, в том числе и Павло-Обнорский, где близко познакомилась с архимандритом Никоном, духовной дочерью которого стала. Когда организовывалась община, архимандрит Никон благословил Марию поселиться в ней. Оставив в 1922 году учительство, она поселилась в Захарьевской общине, где несла различные послушания: была псаломщиком и регентом хора, пчеловодом и счетоводом и впоследствии приняла монашеский постриг с именем Анна.
На допросе, состоявшемся сразу же после ареста, она проводила ту линию, которой постановили все в общине держаться перед властями, предполагая поначалу, что членов общины арестовывают за сопротивление объединению с другим колхозом, в котором были семейные, а не за то, что они под видом коммуны основали монастырь. Добившись разрешения писать протокол собственноручно, монахиня Анна написала: «Я — член коммуны имени Крупской с 1922 года. До 1922 года я учительствовала, а в 1922 году, отказавшись от учительской должности, я все свои силы и здоровье решилась отдать на создание крупной организации, каковой является наша коммуна... И вот, эта дружная, трудолюбивая семья не отказала мне в моей просьбе — быть принятою в число ее членов, и я, как уже сказала, расставшись со школой, вступила в это общество девиц, задавшихся целью доказать на деле свою мощность, свою независимость от мужчины, доказать, что действительно женщина может управлять государством.
Советская власть отнеслась к нам очень сочувственно, за что мы, конечно, очень благодарны ей. И вот, с 1922 года коммуна наша все растет и растет и, вместо десяти человек как, помню, было при моем вступлении , число членов коммуны выросло уже до ста. Вместо маленькой ветхой избушки, стоят уже большие дома, и коммуна начинает мало-помалу принимать вид маленького городка... Посетители наши всегда высказывают свой восторг и удивление, что женщины, исключительно женщины, так дельно, толково могут вести свое хозяйство.
Многие изъявляют желание усвоить все это и устроить у себя дома нечто подобное. Вполне надеюсь, что и впредь государство будет помогать нам во всем необходимом, а мы, все более и более совершенствуясь в ведении правильного сельского хозяйства, тоже будем помогать государству, на деле доказывать, что баба — человек и не хуже мужчины может вести хозяйство, будем с большой радостью делиться своим опытом с нашими посетителями, предостерегать их от ошибок, которые пережили сами»[13]. ОГПУ, однако, не интересовала хозяйственная деятельность монастыря, и следователи стали допытываться от арестованных сведений об архимандрите Никоне. Сведения о том, где находится отец Никон, мать Анна сообщать отказалась, но сказала, что архимандрита Никона знает.
После нескольких допросов монахиня Анна Благовещенская была освобождена и монашеской общиной отправлена в командировку в Мологу. Однако ОГПУ приняло решение вновь ее арестовать и направило в Мологское отделение ОГПУ телеграмму, чтобы ее вызвали к начальнику 3-го отделения секретного отдела ОГПУ, но, «так как со стороны возможны попытки скрыться, целесообразнее ее сопроводить до города Иванова агентурным наружным наблюдением»[15]. Уже давно она приняла решение ни о ком не говорить, чтобы ненароком никого не предать. Да и то: чем меньше говоришь — тем меньше и вопросов.
И она заявила следователю: «Отца Никона, которого я знала как монаха Павловского монастыря, не видела с 1921 года, он тогда приезжал к Александре Аркадьевне, фамилии не знаю, проживающей в своем доме в селе Захарово, она являлась теткой Анне Александровне Соловьевой. После этого случая я отца Никона никогда и нигде не видела. Местопребывание отца Никона и Соловьевой в настоящее время мне неизвестно»[16]. В феврале 1932 года следствие было закончено.
Монахиня Анна была приговорена к трем годам заключения в концлагерь. Вернувшись из заключения, она устроилась псаломщицей в храме в селе Николо-Колокша Рыбинского района Ярославской области. Поселилась она в одном доме с некой девицей Анной Косаревой; та была больна, и монахиня Анна взяла ее на содержание. На допросе следователь спросил ее: — Почему Косарева переехала жить к вам?
Я ее взяла к себе на иждивение. Вы подтверждаете это? Кроме того, вы давали им указания о конспирации антисоветской работы. Следствие требует от вас исчерпывающих показаний.
Монахиня Анна Благовещенская была расстреляна 11 марта 1938 года в городе Ярославле и погребена в безвестной могиле. Несмотря на аресты и расстрелы членов общины, несмотря на стремление властей в корне ее уничтожить, этого все же не удалось добиться, и около сорока ее членов остались в ней жить; никакими ухищрениями не удавалось упразднить монашеский образ жизни, который они вели. После того, как монашескую общину соединили с коммуной «Новая деревня», коммунары, состоявшие из деревенских жителей, полностью разграбили монашеское имущество, включая как сельскохозяйственные машины, так и бытовые предметы. В течение нескольких лет члены общины выкупили у коммунаров свое имущество.
Впоследствии коммуна «Новая деревня» распалась, был создан колхоз, который со временем был упразднен, а община в составе нескольких членов дожила до начала 1990-х годов, когда прекратила свое существование советская власть. С-12136, л. В группах сайта ОК вновь активизировалась деятельность деструктивной и весьма опасной китайской секты "Церковь Всемогущего Бога", она же - "Восточная молния". Теперь они пытаются представиться "православными".
Их предложения "изучать слово Божие", рассылаемые в лички напрямую или посредством ссылок, прикрепленных к темам, вполне могут быть сопряжены с попытками взлома ваших профилей. Будьте очень внимательны к подобному контенту. И конечно, нам доставляют немало переживаний ситуации, в которых общение оказывается тягостным и мучительным. Я не имею в виду открытые и острые конфликты — это отдельный разговор; я не имею в виду случаи, когда мы сами испытываем к кому-то откровенную неприязнь, потому что для нас как для христиан это совершенно недопустимо.
Я имею в виду, в первую очередь, те повседневные ситуации, в которых кто-то причиняет нам дискомфорт или пытается нас задеть. Бывает так: нам ничто не угрожает, человек, по большому счету, не может сделать нам никакого зла, однако общение с ним тем не менее дается очень тяжело. Спектр ситуаций и положений, которые могут эту тяжесть обуславливать, очень широкий - начиная с того, что кто-то на работе обижает нас словами и стремится унизить, оскорбить, и заканчивая тем, что кто-то из наших близких не разделяет нашей веры и не идет ни на какие компромиссы, например, каждый раз, когда жене хочется в тишине помолиться, муж включает в этой же комнате фильм ужасов или боевик. И это всё может совершенно выматывать, выбивать из колеи и приводить к очень болезненным противостояниям.
Так в течение короткого времени они вдвоем составили более полусотни протоколов показаний лжесвидетелей. На основании подобного рода лжесвидетельств 29 августа 1937 года священник Николай Гаварин был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Говорили о газетных новостях, об испанских событиях, выражая сомнения, что испанские войска победят фашистов, которые сильны своим вооружением. Я не могу помириться с советской властью за те притеснения, которые мы терпим. Дайте показания по этому вопросу. Но в контрреволюционной группе я не состоял. В это время некоторые родственники осужденных вместе со священником стали жаловаться на неправый приговор, доказывая их невиновность; было затеяно новое следствие и передопрошены свидетели, которые поначалу держались прежних показаний, боясь ответственности за лжесвидетельство, а затем все же заявили, что они оболгали людей.
Новое расследование, произведенное в 1939 году, вынуждено было признать, что все приговоренные по делу были осуждены неправо. Однако приговор относительно них отменен не был. Скончался 24 апреля 1938 года в Ухтпечлаге.
Его Высокопреосвященству сослужил викарий Чебоксарской епархии епископ Алатырский Савватий...
Расстрелы продолжались до 1942 года. В Чувашии, как и по всей стране, проходили расстрелы «по разнарядке». В городах Чебоксары и Алатырь были расстреляны более 600 человек. Расстрелы проходили тайно ночью в подвалах отделений НКВД и сразу же трупы хоронились в общих ямах.
Об этом знали несколько человек из начальства Комиссариата внутренних дел и исполнители, давшие подписку о неразглашении.
Это и выступления на конференциях, и книга, которая сейчас уже переведена на немецкий язык и издана в Германии, и мемориальная доска на доме, где он жил, это и художественная выставка «Хвалынская Александрия». И вот результат: православная гимназия в Хвалынске названа именем нашего святого! Для многих граф Медем уже стал источником духовных сил, и я уверен, что число его почитателей будет расти. Нелли Цыганкова, сотрудник библиотеки при храме в честь Покрова Божией Матери, г. Покровск Энгельс : — Они и останутся неизвестными святыми, если мы ничего не будем делать для их почитания, для увековечения их мученического подвига.
Мне кажется, в дни их памяти надо не только упоминать их имена во время богослужения, но рассказывать о них отдельно, как рассказывают священники в проповедях о других святых. Хорошо бы где-нибудь на видном месте в притворе вывешивать листовку о служении и мученической кончине того новомученика, память которого приходится на этот день. Надо просто поработать с календарем и заранее найти нужную информацию в книгах или в Интернете. Этим могли бы заниматься даже не священники, а сотрудники храмовых библиотек или постоянные прихожане. В воскресных школах надо проводить занятия о новомучениках Российских и, конечно, в храмах в их памятные дни помещать на аналоях их иконы. У меня к новомученикам отношение особое, отчасти вот почему.
Бабушка, которая водила меня в детстве в один из двух действовавших тогда в Саратове храмов, Свято-Троицкий собор, ничего мне про деда не рассказывала, но в семье были разговоры, что он из рода священнослужителей. Все Богоявленские в этом селе были из священнического сословия. И в том же селе в 1848 году родился Василий Никифорович Богоявленский, будущий митрополит Киевский и Галицкий Владимир, при советской власти ставший первым священномучеником в архиерейском сане. По нашему семейному преданию, священномученик митрополит Владимир был троюродным братом моего деда. Так это или нет — с точностью сейчас установить фактически невозможно. Но новомучеников я очень почитаю и считаю молитвенную память о них делом чрезвычайной важности.
Светлана Клейменова, библиограф отдела редких книг и рукописей Зональной научной библиотеки им. Артисевич Саратовского государственного университета: — К сожалению, о новомучениках известно не очень много. Столько имен — и за каждым именем чья-то судьба… Мне кажется, дело именно в недостаточной информированности, а отнюдь не в безразличии к судьбам этих людей, потому что равнодушными их судьбы не могут оставить никого. Читала о священномученике Владимире Амбарцумове, детство которого прошло в Саратове, его отец основал Саратовское училище для глухих детей. В судьбе отца Владимира поразительно то, как долго и терпеливо вел его Господь от лютеранства, через баптизм, к истинной вере — Православию, к принятию священного сана, наконец — к мученическому венцу, которого он ждал, к которому он шел осознанно. Отец Владимир стал родоначальником большой, дружной православной семьи.
Его сын — священник, так же, как и многочисленные внуки. Дочь Лидия, в замужестве Каледа, в монашестве Георгия, скончалась совсем недавно. Еще одно свидетельство той страшной эпохи, когда читала об этих людях, запомнилось и поразило. Маленький мальчик спрашивает у матери: «Мама, а почему всех забирают, а за нами не приходят? А мать спокойно отвечает: «Это потому, сынок, что мы не достойны пострадать за Христа». Мальчик вырос и стал священником, это отец Глеб Каледа.
Но ведь большинство советских детей ходило в школу, учило, как полагается, «Смерть пионерки», «Левый марш» и ни о чем таком не задумывалось. В целом подвиг наших святых ХХ века — это книга, которую предстоит открывать… Здесь многое будет зависеть от усилий историков, которые кропотливой архивной работой воссоздадут жизненный путь каждого из новомучеников и исповедников Российских. Многие сейчас говорят, что новомученики Российские подобны христианам первых веков. Действительно так. Однако почитание христиан первых веков сформировано многовековой традицией. Наши новомученики явили такую же верность Христу, как и первые христиане, но время узнать всем о подвиге их веры настало совсем недавно.
Алиса Орлова, журналист, г. Москва: — Я — прямой потомок репрессированных, мой прадед умер в лагере, мой дед отсидел и вышел, прабабушка получила нервную болезнь от постоянного страха, что все повторится, что за ними опять приедут… В советские послесталинские годы население делилось на две категории: одни ничего о репрессиях не знали или не хотели об этом думать, потому что их семей это не коснулось; другие, те, кого это коснулось непосредственно, молчали. Мой дед никогда не рассказывал о пережитом, я знаю немного, в частности, то, что он носил крестик зашитым в лагерную телогрейку. Случилось так, что я пришла по своим журналистским делам в храм во имя преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе; последним настоятелем этого храма перед закрытием был священномученик Петр Никотин, протоиерей, он расстрелян на Бутовском полигоне вместе с четырьмя своими прихожанами. Входя в храм, я сразу увидела такой информационный стенд, и на нем в числе других рассказывавших о последнем настоятеле документов — протокол его допроса в 37-м году. Читала и не могла оторваться.
Собор новомучеников и исповедников российских в 2024 году — когда отмечается
- Почему Новомученики Российские становятся «неудобными святыми»: von_hoffmann — LiveJournal
- Новомученики — Википедия
- О земном и о небесном. О подвиге новомучеников , смотреть онлайн
- Кто такие новомученики и исповедники
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК СЕРГИЙ КРЕСТНИКОВ, ПОСЛУШНИК / НОВОМУЧЕНИК ДНЯ
Это сверх его сил… Он со своей стороны рад бы все сделать для нашего освобождения, но непреодолимые препятствия стоят на пути его добрых намерений». В 1934 году, по окончании срока ссылки, протоиерей Сергий был освобожден. После возвращения в Москву протоиерей Сергий был некоторое время секретарем заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия, который назначил его на эту должность, чтобы материально поддержать: на попечении священника были мать и две сестры. Прощаясь с матерью, он поклонился ей в ноги и сказал: «Матушка, в этой жизни мы уже не встретимся». На допросе следователь заявил отцу Сергию: — Следствием установлено, что вы получали задания от благочинного протоиерея Воздвиженского вести контрреволюционную деятельность против советской власти и проводили это среди населения. Почему вы это отрицаете? Была устроена очная ставка со священником Знаменской церкви села Перово Сергием Сахаровым, согласившимся давать нужные следствию показания. Он сказал: — Сергей Павлович Лебедев является активным членом контрреволюционной группы духовенства, руководителем которой являлся благочинный Владимир Федорович Воздвиженский, который давал нам задания, чтобы мы среди надежного узкого круга вели активную борьбу против советской власти и готовились к ее свержению с помощью капиталистических стран. Окончив сельскую школу, она поступила в Новодевичий монастырь в Москве, в котором подвизалась и тогда, когда пришла безбожная советская власть и началось гонение на Русскую Православную Церковь и захват монастырских помещений. Покинув место своих иноческих подвигов в 1932 году, она поселилась в доме отца в родном селе. В конце тридцатых годов, когда начался период наиболее ожесточенных гонений на Русскую Православную Церковь, сотрудники НКВД 23 января 1938 года допросили в качестве дежурных свидетелей должностных лиц, которые дали показания, необходимые следствию.
Инокиня Ирина Хвостова была расстреляна 26 февраля 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. В 1910 году Наталья приехала в Москву, поступила в Новодевичий монастырь и подвизалась в нем на различных послушаниях до его закрытия в 1922 году. После закрытия обители она, как и многие насельницы, осталась жить в одной из монастырских келий, которые были превращены властями в коммунальные квартиры, где к монахиням были поселены люди, настроенные зачастую к вере враждебно. Послушница Наталья подвизалась в качестве певчей и псаломщицы в московских храмах; в 1930 году она поступила на государственную службу — курьером и уборщицей в Московский городской банк, располагавшийся тогда на Ильинке. Ей в то время пришлось нести в виде трудовых повинностей все тe тяготы, которые выпали на долю народа: ее часто мобилизовывали то на очистку снега на железной дороге, то на торфоразработки. Признаете ли в этом себя виновной? Летом 1936 года вы во дворе бывшего Ново-девичьего монастыря говорили, что «при советской власти крестьян загнали в колхозы и тем самым разорили, крестьяне ходят голодные, разу-тые, раздетые, работают день и ночь, а получать в колхозах ничего не получают». Признаете ли себя в этом виновной? Выслушав, послушница отказалась их подтверждать. Послушница Наталия Ульянова была расстреляна 22 марта 1938 года и погребена в безвестной обшей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
О ее жизни нам известно немного. Она была монахиней и подвизалась в Московском Новодевичьем монастыре, посвященном Смоленской иконе Божией Матери. Новодевичий монастырь в 1922 году безбожными властями был закрыт, его помещения были переделаны под жилье, и в них заселили людей. После закрытия монастыря монахиня Матрона осталась проживать на территории разоренной обители. К ней на квартиру часто приходили священники и монахини, поселившиеся недалеко от Новодевичьего монастыря. В начале декабря 1937 года власти допросили свидетелей, которые в своих показаниях оговорили сестер как враждебно настроенных по отношению к советской власти, очень религиозных, поэтому часто собирающихся вместе для бесед. Во втором часу ночи 22 марта 1938 года монахиня Матрона была арестована и заключена под стражу в седьмом отделении милиции города Москвы. После ареста состояние здоровья 76-летней монахини сильно ухудшилось. Ее определили на лечение в Московскую областную тюремную больницу НКВД, где она 1 апреля 1938 года скончалась, так ни разу и не быв допрошена.
Только клиповым взглядом на историю Церкви можно объяснить следующую его цитату: «Очевидной личностной связи «я видел смерть мученика — был поражен его мужеством и верой — хочу стать таким же» почти не было. Церковная жизнь угасала с нарастанием числа мучеников, а не разгоралась. Потому сегодня приходится создавать малоубедительные для неверов «мистико-историософские схемы» — мол, хотя страна и не заметила подвига новомучеников, но возрождение церковной жизни 90-х было вымолено мучениками, убитыми в 30-х…«[27] Для меня, как специалиста по истории Русской Православной Церкви 20 века, эти «мистико-историософские схемы» совсем не выглядят неубедительно. Игумен Дамаскин Орловский большое внимание уделяет архивным уголовным делам, именно их, как представляется из общей направленности его рассуждений, видит своего рода «актами мученическими» хотя сравнивать уровень судопроизводства Древнего Рима времен гонений на христиан и Советского Союза времен массовых репрессий некорректно , и, соответственно, основанием для принятия решения о возможности канонизации: «Фактически Федеральный закон о государственной безопасности, как он звучит в настоящее время, предполагает наличие государственных секретов в деятельности органов государственной безопасности с конца 1917 года, что является абсолютным препятствием для изучения судебно-следственных дел с целью включения новых имен в Собор новомучеников и исповедников Российских. Эти же препятствия ясно сформулированы и в вышеназванном Положении, не допускающем ни в каком виде ознакомления ни исследователей, ни родственников репрессированных с делами и фактами в них, которые свидетельствуют о сотрудничестве человека с органами ЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ. Бычков; однако нашлись и те, кто смог возразить ему по существу, на основании не меньшего опыта работы с архивными уголовными делами советского периода. Научный сотрудник ПСТГУ Лидия Головкова просмотрела более 20 тысяч следственных дел пострадавших за веру: причисленных к лику новомучеников и нет. Она уверена, что судить о святости человека по следственному делу — ошибка[29]. Иногда «забойщики»выбивали из человека подпись на белом листе, куда потом вписывался нужный следователю текст, а иногда подписи под протоколами просто подделывались. А некоторые дела и вовсе составлялись уже после того, как человек был расстрелян. Доказательства этого были получены автором во время работы со следственными делами 50—60 годов, именно в эти годы судили сотрудников, фальсифицировавших дела в тридцатые»[30]. Но это редчайшие случаи. А в основном мы абсолютно не можем отличить — где правда, а где нет. Конечно, какие-то дела могут быть сфальсифицированы больше, какие-то меньше. Но и этого мы доподлинно никогда не узнаем. Поэтому мне кажется просто безумием верить этим делам. Мы тем самым как бы продолжаем следовать логике гонителей. Речь ведь не о том, что людей мучили, и они выдерживали пытки. Речь идет о прямом обмане. Следственные дела тех лет — от первых слов до последних — появлялись на свет лишь для того, чтобы оболгать и опорочить ни в чем не повинных людей»[31]. Как отмечал протоиерей Владислав Цыпин «Процедура деканонизации не только не прописана, но в церковных канонах нет даже такого слова. Кроме Анны Кашинской, которую исключили из святцев, а потом снова прославили, таких примеров нет. Подобные случаи бывали в Синодальный период, но и там речь шла не о деканонизации, то есть не о решении, является тот или иной человек святым или нет, а о том, чтобы прекратить почитание некоторых местночтимых святых. Синод принимал решение прекратить почитание святого, предать земле мощи, дальше их вынимали из раки и погребали в земле. Если говорить о мощах тех святых, имена которых не включили в календарь — они останутся мощами, никуда не денутся. Можно ли будет служить перед ними молебны — это зависит от решения священноначалия»[32]. Как заявил на круглом столе «Критерии канонизации святых новомучеников и исповедников Церкви Русской» вопроса деканонизации касавшегося лишь косвенно С. Чапнин: «Мы сейчас говорим достаточно узким кругом и имеем право знать: а что вызвало сомнения? Кто над этим работает? Какое дано поручение, чтобы эти сомнения прояснить? Какие сомнения? Прошел уже целый год, и мы видим, что, кроме общих слов утешения и максимально округлых формулировок, ничего не дождались мы. Мне кажется, что в церковных сообществах мы имеем возможность и должны ее иметь получить на эти недоумения вразумительный ответ. Одна из задач конференции — содействовать механизмам такого оповещения. Мы не претендуем на то, чтобы подменить работу комиссии по канонизации, Священного Синода и Архиерейского собора. Мы ожидаем информирования. Мне не кажется, что вопросы и сомнения — это тайна церковного сообщества.
Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века. Кондак новомучеников, глас 3: Днесь новомученицы Российстии в ризах белых предстоят Агнцу Божию и со Ангелы песнь победную воспевают Богу: благословение, и слава, и премудрость, и хвала, и честь, и сила, и крепость нашему Богу во веки веков. Кондак новомучеников, глас 2: Новии страстотерпцы Российстии, исповеднически поприще земное прошедши, страданиями дерзновение приимшия, молитеся Христу на вас призревшему, яко да молящиися вам в час испытания веры их, мужества дар приимут.
В первое воскресенье февраля мы молитвенно чествуем новомучеников и исповедников Русской Церкви. Кто же они такие? На этот вопрос в одной из своих проповедей ответил епископ Яранский и Лузский Паисий: «В прошлом веке Церковь Христова в нашей стране подвергалась страшным гонениям. Огромное количество священнослужителей, монахов и мирян было расстреляно. Разрушались храмы и монастыри, осквернялись святыни.