Новости кто такая придворная дама

Придворные дамы составляли свиту императриц и великих княгинь. царица наук», то Светлана Николаевна – верная придворная дама, которая сорок три года отдала служению этому предмету. 365 Дней ТВ представляет | Историада | Выпуск № 123Придворная жизнь: какой она была в Средневековье и в Новое время?#365днейТВ #История #Историада #Историчес. Стать фрейлиной при царском дворе — это была мечта большинства девушек знатного происхождения в царской России.

Что значит придворная дама

  • Альбом "Придворных дамских нарядов"
  • 12 нюансов жизни фрейлин, о которых не каждый учитель истории знает
  • Оглавление:
  • Жизнь и роль придворной дамы в истории и культуре.

Кто такие фрейлины при царском дворе – это интересно!

Камер-фрейлины были приближенными государыни, они, как и статс-дамы, не имели особых обязанностей, появляясь лишь на различных церемониях. Статс-дамами становились жены важных чиновников, имеющих награды. На одежде фрейлина обязательно носила знак отличия — шифр. Он выглядел как золотой вензель императрицы с бриллиантами. Жилье фрейлинам предоставлялось в соответствии с их происхождением. Знатные девушки имели отдельные квартиры с лакеями и прислугой. Они могли пробовать блюда с царского стола и разъезжать на собственной карете с кучером.

Это звание иногда продавалось за огромные деньги, а иногда, напротив, подразумевало большое жалование, но в любом случае не было связано с реальными обязанностями придворного, если таковые вообще предполагались. На Руси, как и в Европе, боярские чины звучали будто специальности слуг: постельничий, стольник, конюший, казначей, дворецкий. Но царскими столом и постелью занимались, конечно, не бояре, а люди, которым царь доверял Описывая устройство Семи Королевств , Джордж Мартин ввёл должности «мастеров» министров , возглавляемых «десницей» премьером , не из стремления к оригинальности, а просто потому, что заимствовать подходящую терминологию из истории Средних веков оказалось невозможно. Государственные посты в современном понимании вообще не могли существовать в обществе сеньоров и вассалов, каждый из которых уже имел права и обязанности, предопределённые происхождением, а не трудовым договором. В Средние века не было не только высших государственных должностей, но и военных званий. Король не назначал генералов, передавая под их начало дивизии. Выполнение боевой задачи поручалось вассалу, под командованием которого уже находилось достаточно многочисленное войско. Теми же методами осуществлялось руководство страной и в мирное время. Если требовалось провести переговоры, раскрыть заговор, собрать пошлины в порту или организовать большую охоту, король давал соответствующее поручение одному из приближённых. Тот выполнял его за собственный счёт, при помощи своих слуг и опираясь на личный авторитет: поручение короля не придавало придворному дополнительный политический вес при столкновении с лицами более благородного происхождения. Охота была не просто развлечением — она позволяла дворянам держать себя в форме и тренироваться в мирное время Доверенные советники, а также регулярно выполняющие различные поручения придворные и составляли «правительство» средневекового государства. В действительности король располагал даже не одним, а тремя кругами приближённых, не имеющими ни чётких границ, ни названия. К первому из них относились представители знатнейших родов страны. Королю приходилось с ними советоваться, и обидеть их недоверием, не поручая им наиболее ответственные миссии, он тоже не мог. Второй круг составляли фавориты — личные друзья монарха, достигшие своего положения благодаря личным качествам. Например, умению рассказывать за столом охотничьи байки или тонко льстить. К третьему кругу приближённых относились слуги а не вассалы короля. В эту группу традиционно входили такие колоритные персонажи, как шут и звездочёт, но в основном состояла она из людей подчёркнуто суровых. Ведь почти каждый монарх был посвящён в рыцари, и в бою его окружали многочисленные оруженосцы и стрелки. В мирное время воины превращались в лакеев, телохранителей в покоях, стражу на стенах и администрацию дворца. Необходимость обеспечить придворным жилплощадь и места для собраний со временем вынудила королей строить огромные дворцы — такие как Лувр, запечатлённый в «Часослове герцога Беррийского» Практически все они, не исключая шута и звездочёта, были дворянами. Но низшей, военной категории. Выполнять ответственные поручения, принимая явное участие в управлении государством, слуги не могли. Тем не менее к королю они находились ближе всего, и влияние их не стоило недооценивать. Попытки перевести импровизированное придворное правительство на регулярную основу приводили к ужасным результатам. Король, конечно, мог назначить своему фавориту жалование… Но в таком случае все не менее знатные придворные начинали требовать себе оплачиваемые государственные посты. Так появлялись «синекуры» — должности без внятных обязанностей, зато с колоссальным окладом. Король просто откупался от приближённых первого круга, желающих равной с другими чести. Восток и запад Противопоставление якобы свободного Запада и якобы предрасположенного к деспотии Востока — известное клише. В Средние века Азия действительно была «деспотической», а Европа — «свободной», но только для дворян. На положении народных масс это не отражалось никак. А вот с точки зрения аристократа разница была колоссальна. В Европе традиция обеспечивала знати практически полную независимость и все мыслимые свободы даже за столом короля. Восточный же правитель, словно божество, восседал в окружении вызывающей роскоши и простёршихся ниц подданных. Он казнил и миловал по собственному произволу, невзирая на благородство происхождения. В 1572 году Карл IX спровоцировал беспорядки, в которых фанатичная чернь вырезала несколько тысяч знатных гугенотов. Резню осудил сам Иван Грозный, который за всё своё правление предположительно казнил меньше людей, чем было убито в Варфоломееву ночь.

Другое платье могло принадлежать придворной статс-даме или камер-фрейлине. Лиф, юбка, шлейф из зеленого бархата, белого атласа, отделано вышивкой золотными нитями, металлическими плашками, ажурными пуговицами желтого металла. Обуженный лиф на «косточках», с большим круглым вырезом и двойными рукавами: верхние откидные — тоже из зеленого бархата, нижние — узкие, длинные, из белого батиста. Атласная юбка с вышивкой впереди и продольной планкой с пуговицами в центре. Длинный полукруглый шлейф насборен под пояс на талии. Женские костюмы для спектакля создавались под руководством Надежды Петровны Ламановой. Обычно Ламанова создавала театральные костюмы по чужим эскизам А. Головина, А. Бенуа и др. В фондах музея МХАТ эти шлейфы сохранились и в 2016 году были экспонированы на выставках «Модельер, которому верил Станиславский» в московском Музее Моды и в Литературном музее им. Горького в Нижнем Новгороде,а также на выставке «Гений в юбке» в Москве. Платье придворной графини Лидии Ивановны к спектаклю «Анна Каренина» Сцена «Парадные комнаты во дворце» Платье бархатное с белой атласной вставкой. Отделка аппликацией, шитьем из шнура. Бархат, саржа, машинная работа, ручная работа, шитье. Отделка шитьем из шнура. Бархат, саржа, хлопок, бусины, кружево, шнур, машинное шитьё, шитьё. Раиса Мордуховна Кирсанова в статье «Второй Шаляпин с своем деле» пишет о том, что после революции, уже с 1918 года при Петроградском совете существовал особый склад конфискованных вещей, «выдачи из которого производились только по особым запискам. Здесь можно было получить любую одежду самого лучшего качества». Известно, что конфискованное имущество свозилось в Аничков дворец, а оттуда распределялось в соответствии с новой социальной иерархией. Так часть вещей была передана в музеи, в том числе и Государственный Эрмитаж. Но и театр мог получить эти вещи со склада. Вахтангова Михаил Николаевич Сидоркин: «Заведующая костюмерным цехом Любовь Асафовна Банникова купила подлинный дворцовый мундир царского времени, из которого мне и был сшит костюм, украшенный Иваном Тимофеевичем Катковым Андреевской лентой и точно скопированными орденами» 1938 год. Примечание: Катков И. Примерно то же пишет и Леонид Моисеевич Шихматов, актер того же театра: «Наша художница, заведующая костюмерной Л. Банникова, каким-то образом достала подлинную парадную форму офицера лейб-гвардии гусарского полка. Когда я попробовал ее надеть, оказалось, что это не так легко, несмотря на то, что она была мне как раз впору.

Все это понимали, но отказаться было нельзя. Если кому-то из высокородных гостей нравилась какая-либо фрейлина, ее преподносили в качестве ночного подарка в спальню гостя. К тому же, императоры часто имели любовниц среди фрейлин, или же «продвигали» понравившихся им девушек на эту должность, чтобы те всегда были при дворе. София Васильевна Орлова-Денисова во фрейлинском платье и с шифром на банту. Фото: ru. Самим отказаться от должности при дворе было практически невозможно. Единственным случаем становилась женитьба. Придворные дамы могли рассчитывать на знатных и богатых женихов. Кроме того, в приданое от государыни они получали наряды, кроватные и постельные уборы, галантерею на сумму от 25 до 40 тысяч рублей. Антропов, 1764 г. Вот только на деле выходить замуж удавалось далеко не всем. Поэтому девушки взрослели, превращались в старых дев, все так же прислуживая государыне, а затем в старости становились воспитательницами их детей.

Последние короли Франции

  • Придворная дама. Свита императрицы. Фрейлины Екатерины I
  • Члены королевской семьи
  • 5 причин посмотреть дораму “Придворная дама”
  • Ответы : Кто такие фрейлины?
  • Фрейлины российского императорского двора

Ежедневник придворной дамы

Смотрите видео на тему «придворная дама» в TikTok (тикток). Простите за пропажуДорамка: Придворная дама #. В соответствии с "табелем" придворные дамы делились на: обер-гофмейстерин, жён действительных тайных советников, действительных статс-дам, действительных камер-девиц, гоф-дам, гоф-девиц, камер-девиц. Придворные дамы Российской империи — дамы, состоявшие в придворном штате при императорском дворе и имевшие дамские звания (чины). А фрейлина или же придворная дама женщина личный ассистент в суде, королевский или же феодальный, посещая королевскую женщину или высокопоставленного дворянка.

ИМПЕРА́ТОРСКИЙ ДВОР

Оставить свое место они могли как по собственному желанию, так и выйдя замуж. Однако были и исключения из правил. Две фрейлины Екатерины I подверглись наказаниям: одна была сослана в Сибирь, а другая - казнена. Изначально придворная женская иерархия состояла из четырех основных званий, куда входили фрейлины, статс-дамы, гоф-фрейлины и обер-гофмейстрины.

Со временем список должностей расширялся, пока не обрел свой окончательный вид при императоре Павле I. Стоит отметить, что конкуренция на замещение освободившихся должностей с хорошим жалованьем была достаточной жесткой. Поэтому существовала некая негласная очередь.

Главная шутиха императорской четы Княжна Настасья Петровна Прозоровская с детства была приближена ко двору. В 1684 году она вышла замуж за Ивана Алексеевича, младшего брата Бориса Голицына, который занимался воспитанием малолетнего Петра. Лучшей подругой будущей императрицы была не кто иная, как Настасья Голицына.

Екатерина во время своей свадьбы даже позволила ей восседать за одним столом с невестой. С 1714 года Настасья Петровна участвовала во всех забавах Петра и являлась членом так называемого Всепьянящего собора, где носила титул князь-игуменьи. Она много пила и беспрестанно шутила, так как обладала хорошим чувством юмора и была крайне невоздержана на язык.

В 1718 году внезапно попала в опалу и была спешно отправлена в Москву на допрос по делу царевича Алексея. Ее признали виновной в недонесении крамольных слов, сказанных расстригой Демидом. За это Настасью Голицыну должны были сослать на Прядильный двор, однако наказание было заменено на порку.

Ее избили батогами принародно, а затем отправили домой к мужу. Однако спустя четыре года ее вина была забыта, и ко двору вновь вернулась острая на язык Голицына. Екатерина почти сразу же произвела ее в новую должность, сделав первой статс-дамой в России.

И как знак своего высокого положения Голицына на левом плече носила портрет Петра на голубой ленте, украшенной бриллиантами. В 1725 году она женила своего старшего сына на двоюродной сестре самого императора, тем самым породнившись с монархами.

Что касается мужского придворного костюма, он тоже был регламентирован тем же указом Николая I от 1834 года.

Русские императоры, как известно, преимущественно одевались очень скромно, их "парадной униформой" не считая коронаций, венчаний был парадный мундир. Такая же норма была установлена для всех мужчин при дворе. Поскольку приближенные ко двору дворяне как правило состояли на военной или гражданской чиновники службе, им полагались мундиры.

Придворный костюм состоял из мундира, густо покрытого золотым шитьем спереди, обычных брюк и туфель. Также полагалось надевать самые главные ордена и награды. Форма и расположение шитья также зависели от статуса придворного.

До конца своего существования придворный мундир вместе с придворным чином или званием оставался самой желанной наградой для верхов российского чиновничества. Выглядело все это в лучшие годы невероятно эффектно. Европейцы воспринимали русский двор как "роскошный и слегка экзотический" - последнее благодаря национальным веяниям.

Журнал Всемирная иллюстрация в подробностях описывает прием в Зимнем дворце в 1895 году по случаю представления придворных дам императрице Александре Федоровне: Тут во всем блеске выказались красота и богатство оригинального русского костюма. Какие тут были роскошные кокошники… какие богатые сарафаны из бархата, шелка, индейских тканей, какие богатые парча, меха на оторочках, цветы, кружево, какое разнообразие цветов и оттенков от темно-зеленых, синих до нежных и светло-зеленых, розовых, лиловых. Среди этого блеска и богатства туалетов, бриллиантов и драгоценных камней и значительной массы красных повязок и красных, вышитых золотом шлейфов фрейлин большого двора — там и здесь расхаживали в своих придворных зашитых золотом мундирах церемониймейстеры с жезлами.

Все, конечно же, слышали про костюмированный бал 1903 года. Однако то был маскарад в "допетровском стиле". В обычное время накал "русскости" был значительно ниже.

Об этом мечтали не только девочки, но и их именитые родители. Сама близость ко двору была очень престижна и почётна. Фрейлина — это вершина карьерной лестницы для женщины, за которую было положено приличное жалование. По сути — это свита императрицы.

Во время дежурства фрейлина не должна была отлучаться, чтобы в любую минуту явиться по вызову императрицы.

Она обязана была присутствовать при утреннем приеме, быть с государыней во время прогулок и поездок. Фрейлина отвечала на письма и поздравительные телеграммы по указанию или под диктовку императрицы, развлекала гостей светской беседой, читала императрице. Вырубова писала: «Можно подумать, что все это было просто — и работа была легкой, но в действительности это было совсем не так. Надо было быть полностью в курсе дел двора. Надо было знать дни рождения важных особ, дни именин, титулы, ранги и т.

Естественно, фрейлины по должности должны были принимать участие практически во всех дворцовых церемониях. Это правило распространялось как на штатных, так и на почетных фрейлин. Примечательно, что многие статс-дамы и почетные фрейлины часто манкировали своими должностными обязанностями, причем делалось это даже при грозном Николае Павловиче. Барон М.

Кто такая придворная дама

Главная придворная дама наделена правом hofmesterinde на датском языке, соответствуя английской Хозяйке названия Одежд. Есть один узор, одобренный королевскими придворными дамами, который год за годом возвращается и украшает их платья. Среди придворных дам было свое расслоение: статсдамы, гофмейстерины и свитные фрейлины ее Величества и их Высочеств. false Фрейлины – и прислуга, и участницы «пикантной» жизни особ императорского двора.

Омичкам предлагают примерить образ придворных дам XVIII-XIX веков

Среди придворных дам было свое расслоение: статсдамы, гофмейстерины и свитные фрейлины ее Величества и их Высочеств. это привилегированная дама во времена монархии, которая служила при дворе и принимала участие в общественных мероприятиях королевской. Другое платье могло принадлежать придворной статс-даме или камер-фрейлине. женщина личный помощник в придворный королевский или феодальный, посещающий королевскую женщину или высокопоставленную дворянку.

Придворная жизнь при Петре I

Важным пунктом было безукоризненное знание придворного этикета: насколько низко нужно держать голову при реверансе, чем отличается поклон великому князю от поклона императору, сколько шагов нужно сделать в сторону монарших особ на приёме и так далее. Чётких обязанностей фрейлин не существовало. Главный долг фрейлины — постоянно находиться рядом с императрицей и выполнять любое её требование. Придворные дамы несли подневное, а иногда и понедельное дежурство. Фрейлина Александры Фёдоровны Анна Вырубова вспоминала, что при императрице постоянно находились три фрейлины. Они дежурили в течение недели, деля между собой обязанности. Кто-то из дам присутствовал при утреннем туалете Александры Фёдоровны, кто-то сопровождал её в поездках или прогулках, читал государыне. Анна Вырубова.

Порой фрейлины не могли отдохнуть даже в свои нерабочие дни. Когда одна из дам не успевала выполнить какое-то поручение, «выходная» должна была заменить её. Оклад фрейлин Почему же девушки из родовитых семей так стремились попасть в штат фрейлин? Часто они руководствовались чисто практическими целями — устроить своё будущее. Постоянно находясь в высшем свете, фрейлина имела большие шансы выгодно выйти замуж. Этому способствовало почётное положение придворной дамы и большое приданое, которое обычно шло за ними.

К платью полагалось надевать на голову сетку из лент того же бархата и кокошник серебристой парчи с жемчужными бусами по краям. Платье было сшито по моде 1860-х годов и было рассчитано на очень тоненькую, худенькую фигурку, которой обладала датская принцесса Дагмара, приехавшая в Россию в 1866 году, чтобы выйти замуж за наследника - цесаревича Александра Александровича, с 1881 года императора Александра III, и стать русской императрицей, матерью последнего российского царя Николая II. Россия Бархат, атлас, золото-серебряное кружево, вышивка, аппликация, лебяжий пух Платье женское придворное — лиф, юбка, шлейф из лилово-розового бархата и белого атласа, отделано золото-серебряным кружевом и вышивкой ручной работы в технике аппликации. Коллекция Государственного Исторического музея Приталенный и сильно обуженный лиф с круглым широким вырезом, откидными рукавами, края оторочены лебяжьим пухом, со шнуровкой в центре и шнипом внизу, сзади и впереди.

Атласная юбка с вышивкой на подоле в виде пучков камышей, по диагонали отходящих от центра нижнего края юбки. Длинный пояс на талии. Его края подбиты оборкой из белого атласа. Другое платье могло принадлежать придворной статс-даме или камер-фрейлине. Лиф, юбка, шлейф из зеленого бархата, белого атласа, отделано вышивкой золотными нитями, металлическими плашками, ажурными пуговицами желтого металла. Обуженный лиф на «косточках», с большим круглым вырезом и двойными рукавами: верхние откидные — тоже из зеленого бархата, нижние — узкие, длинные, из белого батиста. Атласная юбка с вышивкой впереди и продольной планкой с пуговицами в центре. Длинный полукруглый шлейф насборен под пояс на талии. Женские костюмы для спектакля создавались под руководством Надежды Петровны Ламановой. Обычно Ламанова создавала театральные костюмы по чужим эскизам А.

Головина, А. Бенуа и др. В фондах музея МХАТ эти шлейфы сохранились и в 2016 году были экспонированы на выставках «Модельер, которому верил Станиславский» в московском Музее Моды и в Литературном музее им. Горького в Нижнем Новгороде,а также на выставке «Гений в юбке» в Москве. Платье придворной графини Лидии Ивановны к спектаклю «Анна Каренина» Сцена «Парадные комнаты во дворце» Платье бархатное с белой атласной вставкой. Отделка аппликацией, шитьем из шнура. Бархат, саржа, машинная работа, ручная работа, шитье. Отделка шитьем из шнура. Бархат, саржа, хлопок, бусины, кружево, шнур, машинное шитьё, шитьё. Раиса Мордуховна Кирсанова в статье «Второй Шаляпин с своем деле» пишет о том, что после революции, уже с 1918 года при Петроградском совете существовал особый склад конфискованных вещей, «выдачи из которого производились только по особым запискам.

Здесь можно было получить любую одежду самого лучшего качества». Известно, что конфискованное имущество свозилось в Аничков дворец, а оттуда распределялось в соответствии с новой социальной иерархией.

Традиция, по которой фрейлины королевы нередко являются представительницами знатных фамилий, восходит к средневековью. Историки отмечают, что личные служанки королев Великобритании частенько оказывались втянутыми в дворцовые интриги, поскольку обладали огромным доверием со стороны своей госпожи, а иногда и значительным влиянием на нее. Спутницы королевы будут отличаться от фрейлин не только названием, но и рядом функций.

Костюм женский 18 века с каркасом панье. Карнавальные костюмы 18 века. Костюм светской дамы. Женский исторический костюм платье. Костюм придворной знати 18 века. Смешные придворные костюмы. Придворная дама платье на мероприятие. Шаблоны для фотографий придворная дама. Платья 18 века. Исторические платья. Платья старинные Королевские. Исторические женские платья. Костюм придворной дамы напрокат. Дама крестовая костюм. Костюм придворной дамы 50-52. Елизавета Алексеевна Императрица. Императрица Елисавета Алексеевна. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. Мария Антуанетта. Королева Антуанетта. Мария Антуанетта Marie Antoinette. Художник Франц Ксавер Винтерхальтер. Франц Ксавер Винтерхальтер портреты. Винтерхальтер Франц Franz Xaver Winterhalter 1805-1873. Франц Ксавер Винтерхальтер 1805-1873 портреты. Queen Isabella. Женские головные уборы 17 века Европа. Придворные дамы средневековья. Средневековая гравюра дама. Франц Ксавер Винтерхальтер Queen Victoria. Королева Испании Изабелла 2 Бурбонская. Императрица Элизабет. Франц Ксавер Винтерхальтер. Королева Изабелла испанская 19 век. Энни Лейбовиц Мария Антуанетта. Платья рококо Мария Антуанетта. Вячеслав Подопросветов. Платье аристократки. Костюм аристократки. Образ придворной дамы. Луиза Мария Орлеанская Королева Бельгии. Франц Винтерхальтер - принцесса Бельгии Шарлотта. Франц Ксавер Винтерхальтер принцесса Шарлотта. Сериал Версаль Антуанетта. Франсуа де Трой 1645—1730. Франсуа де Труа. Франсуа де Труа портрет. Франсуа де Труа портрет Аделаиды савойской. Штефан Седлачек. Stephan Sedlacek , 1868-1936. Галантный век Heinz Pinggera. Художник Stephan Sedlacek картина галантный век. Костюм королевы Элизабет. Карнавальное платье. Взрослый костюм королевы. Костюм сказочной королевы. Кирстен Данст Мария Антуанетта. Рококо мода Мария Антуанетта. Костюм маркиза 668. Костюм маркиза 7748 , 50-52.. Костюм маркиза 7748 , 56.. Винтерхальтер Франц Ксавер. Мария-Амалия де Бурбон, Королева Франции. Мария Амели Тереза де Бурбон 1782-1866. Мария Амалия Неаполитанская Королева Франции. Мария Антуанетта арт. Assassins Creed Мария Антуанетта.

Прибывшая женщина - Lady-in-waiting

Помимо утонченного вкуса в наследство от нее художнице достался дубовый диван 19-го века, у которого за два столетия поменяли разве что обивку. А еще различные миниатюрные антикварные вещи: прорезыватель для первых зубиков в виде золотой симки - такой ребенку вешали на шею как украшение; декоративный флакончик для духов, брошь - цветы из шёлка, и кружевное бельё. Пышные платья прошлых веков популярны и сегодня. Мария получает заказы через интернет и отправляет наряды в другие города России и за рубеж. Особенно красиво оно смотрится на фоне снега. И наши барышни идут - видите, какой открытый лиф, но тем не менее девушки одевают его, чтобы сфотографироваться на фоне нашей сибирской природы», - говорит художница по косnюмам.

Они сопровождали королеву в ее поездках и путешествиях, представляли ее на официальных мероприятиях и оказывали ей совет в различных вопросах.

Придворные дамы также помогали королеве в общении с другими дворянами и благоприятствовали дипломатическим отношениям. Со временем, позиция придворной дамы в обществе изменилась и утратила свою значимость. Однако, в некоторых монархических странах практика иметь придворных дам не была забыта и продолжается до сегодняшнего дня. Современные придворные дамы часто являются представительницами богатых и влиятельных семей, которые имеют связи с королевской семьей и служат в качестве символа статуса и престижа. Происхождение придворной дамы В Древнем Египте придворные дамы были членами царской семьи и влиятельными фигурами на дворе фараона. Они помогали царице в выполнении своих обязанностей и участвовали в церемониях и религиозных обрядах.

В средневековой Европе придворные дамы были придворными дамами королевы, принцессы или других высокопоставленных женщин. Их главная обязанность состояла в том, чтобы быть компаньонкой, советницей и спутницей своей госпожи. Они сопровождали ее во время поездок, осуществляли заботу о ее внешности, поддерживали ее в общественных мероприятиях и многое другое. Во многих культурах и эпохах придворные дамы также выполняли обязанности по воспитанию детей госпожи или занимались благотворительной деятельностью. Они были образованы и эрудированы, их мнение и советы ценились.

Такое к ней отношение Павла объяснялось тем, что Анна Степановна через замужество своей племянницы стала родственницей любимца государя графа Ф. Ростопчина, ставшего во время Отечественной войны 1812 года генерал-губернатором Москвы. Мало того, император Павел наградил её орденом Св. Екатерины меньшего креста, а с ним, как положено, и званием «кавалерственной дамы», назначил ей хорошую пенсию с пожалованием 100 душ крестьян в Воронежской и Петербургской губерниях. Не забыл бывшую фаворитку своей незабвенной бабушки и император Александр I, и в день своей коронации, когда по традиции многие персоны при дворе получали титулы, ордена, повышения в чине и другие награды, Анна Степановна была удостоена титула графини. По её просьбе это графское достоинство было распространено на трёх её незамужних племянниц и на её брата - Александра Степановича с его потомством по нисходящей линии. После гибели Павла I графиня Протасова продолжала службу в качестве старшей камер-фрейлины, но не при Высочайшем, а при малом дворе вдовствующей императрицы Марии Феодоровны. В то же время она сумела снискать к себе расположение императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I, и таким образом попасть в интимный круг придворных Высочайшего двора. В старости графиня Протасова потеряла зрение, но она продолжала выезжать в свет и появляться при дворе. Она служила при Российском дворе в течение 46 лет и пережила свою покровительницу Екатерину Великую на 30 лет. Одновременно с предыдущими любимицами возле императрицы Екатерины II была и третья, особая её фаворитка, подруга и наперсница, графиня Анна Никитична Нарышкина 1730—1820 , урожденная Румянцева, дочь генерал-майора графа Никиты Ивановича Румянцева и княжны Марии Васильевны Мещерской. Бракосочетание состоялось 8 октября 1749 года По велению царствовавшей тогда императрицы Елизаветы Петровны великая княгиня Екатерина Алексеевна убирала невесту к венцу и сопровождала молодых в дом, для них приготовленный. С этого времени и завязалась между Екатериной и Анной дружба, подкрепляемая близостью к Екатерине Льва Александровича Нарышкина, родного брата супруга Анны и её деверя. Вскоре императрица Елизавета Петровна назначила мужа Анны, графа Александра Александровича Нарышкина, гофмейстером малого двора императорских высочеств, что еще более укрепило дружескую связь Екатерины с Нарышкиными. В своих «Записках» Екатерина рассказала, как Лев Нарышкин помогал её тайным встречам с Понятовским: вечером он заезжал за Екатериной в карете и отвозил её, закутанную в тёмный плащ, на встречу с любовником в дом своего брата, где им предоставляла все условия для свидания его невестка - Анна Никитична, а утром, никем не замеченную, привозил обратно. Влюблённый Станислав Понятовский пробирался к Екатерине и в её комнаты в великокняжеском дворце. Но однажды, по его рассказу, он был пойман стражей, предстал перед мужем своей возлюбленной - великим князем, наследником Петром Феодоровичем, который, узнав, почему Понятовский оказался на территории малого двора, предложил Понятовскому проводить время вчетвером: он, великий князь, со своей любовницей Елизаветой Романовной Воронцовой, а Понятовский с великой княгиней Екатериной Алексеевной. Сначала они вместе ужинали, а затем расходились парами по своим комнатам. Этот дружеский жест со стороны наследника оказался вовсе не таким широким, как это могло вначале показаться. Когда Екатерина забеременела, Пётр Феодорович отказался от своей причастности к будущему ребёнку, и Екатерине пришлось послать к нему на переговоры Льва Нарышкина, который от имени великой княгини потребовал от наследника публичного отречения от близости с женой, после чего вопрос этот был замят. Вот такие нравы в духе фаворитизма процветали в те времена при российском престоле. Обер-гофмейстер двора их высочеств Александр Нарышкин с супругой Анной Никитичной, его брат обер-шталмейстер Лев Нарышкин 1733—1799 , главный любимец Петра III и «помощник всех его страстей», а при великой княгине Екатерине Алексеевне - главный острослов и весельчак, а также Станислав Понятовский, а после его отъезда в Польшу братья Орловы - вот был круг друзей Екатерины, зародыш заговора, приведшего её на трон. Конечно, были еще и доброжелатели, помогавшие её возведению на трон, такие как Н. Панин, Е. Дашкова, также участвовавшие в этом процессе. Однако в сравнении, например, с Анной Никитичной Нарышкиной, Екатерина Романовна Дашкова хоть и слыла фавориткой императрицы, но не была в таком фаворе, как Анна Никитична, которая была лишь на один год моложе Екатерины фактически они были одногодки и с которой они очень подходили друг другу, обе молодые, весёлые; любвеобильная великая княгиня Екатерина Алексеевна со своими любовными интригами и преданная пособница её увлечений, хранительница её интимных тайн - Анна Нарышкина. Разве можно было сравнить Анну Никитичну, самого преданного и лучшего друга , никогда ни за что не осуждающего, не обижающегося, а только помогающего и советом, и делом, с Екатериной Романовной, носительницей высочайшей морали, всегда назидательной, недовольной и осуждающей? Поэтому однажды это было в мае 1788 года императрица Екатерина II распорядилась приготовить в Царскосельском дворце комнаты для А. Нарышкиной и расположить их таким образом, чтобы не осталось комнат для княгини Дашковой. Екатерина II в своих «Записках» писала о причинах её сближения с Анной Никитичной Нарышкиной, не имевшей детей: «Этот брак имел не более последствий, чем наш; это сходство в положении Нарышкиной и моем много способствовало дружеской связи, которая долго нас соединяла; мое состояние изменилось по прошествии 9 лет, считая со дня моей свадьбы, но она и поныне находится в том же положении, а уже 24 года замужем». Особенно много сделала Анна Никитична для Екатерины в те тяжёлые дни, когда выяснилось предательство фаворита Дмитриева-Мамонова. Для императрицы это было наглое и грубое оскорбление, это был удар в самое сердце. Двое молодых наглецов - фаворит Александр Мамонов и фрейлина Дарья Щербатова, - почти два года встречавшихся и водивших её за нос, просто надсмеялись над ней, пожилой женщиной, презрев её титул императрицы и её власть. При этом фаворит ломал комедию, устраивая Екатерине сцены ревности, следя за её расположением к другим мужчинам. А мог бы просто рассказать о своей любви к фрейлине Дарье. Анна Никитична все эти кошмарные дни проводила со своей покровительницей и повелительницей, которая буквально рыдала и никак не могла успокоиться. Её потрясла неблагодарность и глупость Мамонова, его постоянные неискренние признания в любви, эта ничем не оправданная ложь. Нарышкина присутствовала при объяснениях Екатерины с фаворитом, а однажды она так отругала его, что Екатерина потом написала: «Я никогда прежде не слышала, чтобы так ругали кого-нибудь». Анна Никитична, проводя наедине с императрицей по нескольку часов в день, помогла ей собраться с духом, провести помолвку, а затем венчание и свадьбу Александра Дмитриева-Мамонова с Дарьей Щербатовой, одеть свою фрейлину к венчанию и одарить их деньгами и ценными подарками. Справедливость, величие императрицы были сохранены и продемонстрированы перед российским двором, высшим светом и дворами Западной Европы. Статс-дама Нарышкина быстро отреагировала на ситуацию, понимая, что «клин вышибают клином», и через считаные дни представила Екатерине нового фаворита - Платона Александровича Зубова, еще более красивого и более угодливого, чем Мамонов, и на много лет более молодого. Реванш был взят, и Мамонов до конца своих дней чувствовал себя дураком, променявшим положение «Красного кафтана» в императорских дворцах на затворническую жизнь в Москве в обществе недалёкой, а потому скучной Дарьи. Через несколько дней после своего вступления на престол Павел I не только не уволил бывшую фаворитку своей матери - Анну Никитичну Нарышкину, - но 12 ноября 1796 года через 7 дней после смерти Екатерины И назначил её гофмейстериной Высочайшего двора. Скончалась гофмейстерина Высочайшего двора, кавалерственная дама графиня Анна Никитична Нарышкина, бывшая подруга и наперсница Екатерины Великой, её статс-дама и главная фаворитка, 2 февраля 1820 года, не дожив всего 9 дней до своего дня рождения, когда бы ей исполнилось 90 лет. Екатерина Романовна Дашкова Воронцова 1744—1810. Графиня Екатерина Романовна Воронцова по мужу княгиня Дашкова родилась в Петербурге 17 марта 1744 года по другой версии - 1743 года. Сама она в своих «Записках княгини» определяет дату своего рождения 1744 годом, «примерно около того времени, когда императрица Елизавета возвратилась из Москвы после своей коронации». В Петербург императрица явилась в том же 1742 году: 24 октября 1742 года она своим Указом объявила наследником Российского престола своего племянника Петра. Следовательно, Екатерина Воронцова слукавила: она родилась в марте 1743 года. Екатерина Романовна родилась в семье сенатора графа Романа Илларионовича Воронцова. Но с двухлетнего возраста, после смерти её матери, она воспитывалась в семье своего дяди графа Михаила Илларионовича Воронцова, который в царствование Елизаветы Петровны был видным государственным деятелем, дипломатом, государственным канцлером Российской империи. В своих «Записках» Екатерина Романовна дала такую характеристику своей фамилии и своему отцу: «Я не стану распространяться о фамилии своего отца. Древность ее и блистательные заслуги моих предков ставят имя Воронцовых на таком видном месте, что моей родовой гордости нечего больше желать в этом отношении. Граф Роман, мой отец, второй брат канцлера, был человек разгульный и в молодости лишился моей матери. Он мало занимался своими делами и потому охотно передал меня дяде. Этот добрый родич, признательный моей матери и любивший своего брата, с удовольствием меня принял». Михаил Илларионович был женат на Анне Карловне Скавронской, двоюродной сестре Елизаветы Петровны, поэтому семью Воронцовых императрица считала себе родственной и принимала участие в её семейных делах, заботясь о племянниках-сиротах Михаила Илларионовича Она запросто приезжала к Воронцовым и часто приглашала их к себе в гости, в Царское Село. Тем более что графиня Анна Карловна имела придворное звание статс-дамы 1742 , а затем получила высшее придворное дамское звание обер-гофмейстерины 1760 и была награждена орденом Св. Екатерины I степени Большого креста. Но сёстры были старше Екатерины. После смерти их матери Елизавета Петровна назначила их ещё в детстве фрейлинами во дворец, где они и жили. С сёстрами Екатерина встречалась редко, почти совсем с ними не общалась. Своё воспитание и образование она получала вместе с дядиной дочерью. По тем временам для придворной жизни это было превосходное воспитание. Что касается образования, то Екатерина Романовна считала его недостаточным, хотя знала четыре языка, по-французски говорила свободно, хорошо танцевала и неплохо рисовала. Но она была неудовлетворена полученными знаниями и задавала себе вопрос: «Но что было сделано для образования характера и умственного развития? Хотя для придворной жизни такое образование считалось самым блестящим. Екатерина Воронцова ещё в отроческих годах проявляла большую любознательность: всех, кто посещал дом её дяди, а это были политики, посланники, литераторы, артисты, она расспрашивала «о чужих краях, о формах правления и законах». Иногда она получала позволение своего дяди пересмотреть его старые дипломатические бумаги, и это соприкосновение с историческим прошлым российской дипломатии доставляло ей величайшее удовольствие. Но главное - она страстно любила читать книги. Она перечитала почти все книги из библиотеки дяди а библиотека насчитывала около 900 томов , покупала новинки, поступавшие в книжные лавки, пользовалась любезностью Ивана Ивановича Шувалова, фаворита Елизаветы Петровны, который передавал ей все выписанные им новые книжные и журнальные поступления из Парижа. Это самообразование уже в юности сделало Екатерину Воронцову одной из самых образованных женщин России. Знакомство с князем Михаилом Кондратом Дашковым и взаимная их приязнь были одобрены Елизаветой Петровной, и вскоре, в 1759 году, графиня Воронцова стала княгиней Дашковой и с этим именем вошла в историю России. Зимой 1759 года Екатерина Романовна познакомилась с великой княгиней Екатериной Алексеевной. В «Записках княгини» этот факт был отмечен таким образом «Зимой также посетил и ужинал у нас великий князь, будущий потом Пётр III, с ею супругой, впоследствии Екатериной II. Благодаря многим посетителям моего дяди, я уже была известна великой княгине как молодая девушка, которая проводит почти всё своё время за учением, причем, разумеется, было прибавлено много и других лестных отзывов. Уважение, которым она впоследствии почтила меня, было результатом этой дружеской предупредительности; я отвечала на него с полным энтузиазмом и преданностью, которая потом бросила меня в такую непредвиденную сферу и имела большее или меньшее влияние на всю мою жизнь. В ту эпоху, о которой я говорю, наверное, можно сказать, что в России нельзя было найти и двух женщин, которые бы, подобно Екатерине и мне, серьезно занимались чтением; отсюда, между прочим, родилась наша взаимная привязанность, и так как великая княгиня обладала неотразимой прелестью, когда она хотела понравиться, легко представить, как она должна была увлечь меня, пятнадцатилетнее и необыкновенно впечатлительное существо». Эта встреча оказалась для Дашковой судьбоносной. Великая княгиня стала для молодой княгини предметом восхищения и сердечной преданности, поэтому Екатерина Романовна приняла участие в перевороте с целью низвержения Петра III и возведения на престол его супруги Екатерины Алексеевны. Несмотря на то, что великий князь Пётр Фёдорович Пётр III был крестным отцом Екатерины Дашковой, она, умная и очень наблюдательная, ещё девочкой поняла, что он глуп и не любит Россию. Она видела и понимала, что Елизавета Петровна, будучи уже на краю своей жизни, очень встревожена тем, что передаёт великую Россию недостойному наследнику, хоть и внуку Петра Великого. Однако что-либо предпринимать было уже поздно. Когда он стал императором, то его поведение, его высказывания окончательно убедили Дашкову, что такой император ни России, ни её народу не нужен, что императрица Екатерина Алексеевна, умная, весьма образованная и воспитанная, любящая Россию, достойна быть правительницей Российской империи и имеет право на правление хотя бы как мать несовершеннолетнего Наследника престола Павла Петровича. Екатерина Романовна знала, что так думает не только она, но и многие люди и среди придворных, и среди высшего света, но главное - среди офицерского состава самых привилегированных полков. Все были возмущены заключённым Петром III миром с Пруссией на самых унизительных для победившей России условиях и началом войны с Данией, войны, совершенно не нужной России. Унижениям со стороны мужа-императора, которым стала подвергаться при дворе, причём прилюдно, императрица Екатерина Алексеевна, публичное изъявление его желания видеть императрицей свою фаворитку-любовницу Елизавету Романовну Воронцову которую, кстати, он, как простолюдинку, называл просто «Романовной» , и намерение сослать в монастырь ненавистную ему Екатерину Алексеевну - всё это показывало, какая участь ждёт ту, которую Дашкова просто обожала и, как честный человек, считала своим долгом спасти. Тем более что многие «деяния» её крестного отца Петра III происходили у неё на глазах. И Дашкова, приняв решение произвести, как она говорила, «революцию» и свергнуть Петра III с престола, стала искать соучастников задуманного ею заговора с целью посадить на трон императрицу Екатерину Алексеевну. Все, предпринятые ею меры, Дашкова описала в своих «Записках княгини»: «После разлуки с мужем я не щадила никаких усилий, чтобы одушевить, вдохновить и укрепить мнения, благоприятные осуществлению задуманной реформы. Самыми доверенными и близкими ко мне людьми были друзья и родственники князя Дашкова: Пасек, Бредихин - капитан Преображенского полка, майор Рославлев и его брат, гвардейский измайловский капитан. Между ними был маршал Разумовский, начальник измайловской гвардии, очень любимый своим корпусом». Услышав от английского посланника, что «гвардейцы обнаруживают расположение к восстанию, особенно за Датскую войну», Дашкова переговорила с некоторыми офицерами полка Разумовского - «с двумя Рославлевыми и Ласунским», затем вовлекла в заговор Панина, воспитателя великого князя Павла Петровича, который, впрочем, горел желанием посадить на трон своего питомца, а Екатерине Алексеевне отвести роль только регентши, но со свержением Петра III был совершенно согласен. Поговорив с Паниным напрямую, Екатерина Романовна открыла ему участников заговора, ею уже привлечённых к делу: двух Рославлевых, Ласунского, Пасека, Бредихина, Баскакова, Гетрофа, князей Барятинских и Орловых. Дашковой удалось уговорить Панина не афишировать в настоящее время его планы относительно Наследника, пока не сделаны реальные шаги. Архиепископ Новгородский, «известный своей ученостью, любимый народом и обожаемый духовенством, конечно, не сомневался в том, чего могла ожидать церковь от такого повелителя, как Петр III». И юная заговорщица привлекла его на свою сторону, «если не как деятельного участника, то по крайней мере как ревностного покровителя наших замыслов». Примкнул к её замыслу и князь Волконский, который сообщил ей, что дух ропота против императора появился и среди солдат: они были недовольны, что их заставляют обратить оружие в пользу прусского короля против Марии-Терезии, которая совсем недавно была их союзницей, а прусский король врагом. Екатерина Романовна Дашкова, хлопоча о создании заговора, не предполагала, что Екатерина Алексеевна уже держит в своих руках все нити его, уже разработала план переворота, опираясь на гвардию и на высокий авторитет у гвардейцев братьев Орловых, особенно Григория и Алексея. И ей не нравились эти переговоры Дашковой со всеми и каждым, притом «без предварительного переговора с Екатериной », как писала сама Дашкова. Екатерина Алексеевна уже изучила опыт российских переворотов с целью возведения на трон Екатерины I, Анны Леопольдовны, Елизаветы Петровны, по примеру которой она тоже решила одеться в мужское военное платье, чтобы явиться в таком внушительном виде в казармы и принять у гвардейцев присягу. Она рассчитала, что в России военные чины верно служат прежде всего своим возлюбленным, а потому главный гвардейский авторитет - Григорий Орлов - стал её любовником О том, что это она тайно руководила подготовкой переворота, Екатерина написала своему бывшему любовнику, польскому королю Станиславу-Августу Понятовскому, но своему близкому окружению кроме братьев Орловых этой тайны она не открывала. Впоследствии она написала об этом в своих «Записках». А у Дашковой сложилось наивное представление о том, что переворот был подготовлен ею, но совершился как бы сам собой, по воле Провидения, как она писала позже, в своих «Записках»: «…без плана, без достаточных средств, людьми различных и даже противоположных убеждений, подобно их характерам, а многие из них едва знали друг друга, не имели между собой ничего общего, за исключением одного желания, увенчанного случайным sic! Екатерина Романовна даже не поняла, что за Екатериной и за ней сам по себе не мог бы приехать в Петергоф Алексей Орлов, не посмел бы разбудить императрицу и без предварительной договорённости сказать такие слова: «Пора вставать, все готово, чтобы провозгласить вас». Ведь Дашкова не готовила всего этого. Не причастна она была ни к появлению императорского кортежа на Невском проспекте, ни к провозглашению её подруги в Казанском соборе «самодержавнейшею императрицей всей России Екатериной II». Дашкова писала свои воспоминания на склоне лет, за все годы с 18-летнего возраста, когда происходили эти события, у неё было много времени, чтобы всё осмыслить и понять, но и в конце своей жизни свою роль в этой «революции» она оценила очень высоко: «Что касается меня, я, положа руку на сердце, говорю, что, хотя мне принадлежала первая роль в этом перевороте - в низвержении неспособного монарха, вместе с тем я изумляюсь факту: ни исторические опыты , ни пламенное воображение восемнадцати веков не представляют примера такого события , какое осуществилось перед нами в несколько часов» выделено мною. Какова сила заблуждения человека, перечитавшего огромное количество книг, особенно по истории России, как в русских, так и во французских изданиях, в том числе и о восшествии на трон Елизаветы Петровны, которую Дашкова к тому же знала лично! И для неё восшествие на российский престол Елизаветы Петровны, которая так же в военном мундире, так же опираясь на гвардию, так же для всех неожиданно и так же быстро была провозглашена императрицей Всероссийской, не явилось «примером такого события»? Екатерина II в своих «Записках», оценивая своё восхождение на российский трон, писала: «Княгиня Дашкова, меньшая сестра Елизаветы Воронцовой, хотя и хочет приписать себе всю честь этой революции, но она не пользовалась большим доверием за ее родство; вдобавок ее девятнадцать лет не вселяли никому большого уважения. Она утверждала, что все шло ко мне через ее руки. Однако я уже шесть месяцев переписывалась со всеми начальниками, прежде чем она узнала первое имя одного из них. Правда, она очень умна; но ум ее испорчен ее чрезмерным тщеславием, и характер ее взбалмошен; она ненавидима начальниками и дружна с ветреными головами, которые сообщали ей то, что знала, т. Екатерина дала Дашковой очень точную, как мы потом увидим, характеристику: «Очень умна, но ум ее испорчен чрезмерным тщеславием и характер ее взбалмошен». Что касается «начальников», то действительно Дашкова ненавидела всех Екатерининых любовников: фаворитизм ей был чужд. Для 19-летней, романтически настроенной Дашковой, которая большую часть своей жизни провела в уединении, с книгами, эти события представлялись какой-то таинственной и захватывающей игрой по спасению любимой подруги и устранению грубого и неумного императора. Она считала, что дело выиграно, а дружба с императрицей, теперь уже венценосной Екатериной II, продолжается, и ей, Дашковой, должна быть отведена при дворе первенствующая роль, а отношения с Екатериной должны оставаться дружескими, как бы на равных. И она стала вести себя в соответствии со своими представлениями: показывать своё неудовольствие относительно фавора Григория Орлова, отдавать приказания караульным офицерам и солдатам, при солдатах спорить с их командиром и так далее. Екатерина пробовала её как-то урезонить, но поняла, что это бесполезно, что лучше сохранить приличные отношения. После воцарения Екатерина наградила всех, помогавших ей захватить трон. Но при дворе прилично было считать эти награды обычными пожалованиями перед коронованием монархини, тем более что отмечены были государыниной милостью даже те, которые не участвовали в заговоре, но которых желательно было привлечь на сторону новой императрицы, например, такие, как Скавронские. Не забыта была и Екатерина Романовна Дашкова. Екатерина II возвела её в звание статс-дамы высочайшего двора, пожаловала ей орден Св. Екатерины I степени с титулованием «Её высокопревосходительство кавалерственная дама Большого креста» и денежную премию в размере 24 тысяч рублей. Насчёт премии Дашкова долго сомневалась и со многими советовалась: брать её или не брать, ведь она старалась не за деньги, но в конце концов взяла, а шуму при дворе своими рассуждениями сделала много. Но таков был характер княгини. В первые же дни после переворота Екатерина пригласила Дашкову, как свою фаворитку, и Григория Орлова, как своего фаворита, во дворец на обед. Когда Дашкова пришла в зал, где был накрыт обеденный стол, и увидела там Орлова, сидящего на диване с вытянутой ногой он её сильно ушиб , а к нему был придвинут стол, она поняла, что между императрицей и Орловым была связь, и это открытие ей чрезвычайно не понравилось. Екатерина II сразу заметила неудовольствие на лице Дашковой, и поняла, что Дашкова далека от её жизненного кредо, что с её особенно «честным» пониманием жизни ни один правитель не удержится на троне более двух месяцев. Дашкова, придерживаясь православной морали, не понимала, что такое фаворитизм, почему Екатерина, такая умная, образованная и культурная женщина, теперь уже Всероссийская императрица, избрала себе фаворитом грубого, невежественного солдафона, каким был Григорий Орлов. Она не понимала, что Екатерина взошла на трон на плечах гвардейских солдат, руководимых Орловыми, а не благодаря 19-летней Дашковой, которая рассказала о заговоре шести офицерам, трём вельможами и Панину. Екатерина II никогда ни с кем не порывала взаимоотношений внезапно и грубо, потому что знала, что каждый человек, тем более умный, воспитанный и образованный, всегда когда-нибудь может пригодиться. А потому на глазах придворных она всегда относилась к Дашковой как к своей фаворитке, но дружеских встреч с ней стала избегать. Екатерина Романовна чувствовала это охлаждение к ней, но всегда приветливый тон Екатерины при встрече с ней, приглашения во дворец на обед, на балы, на императорские выходы, просто на проживание во дворце вместе с мужем, как фаворитке, - всё это не давало Дашковой официального повода считать себя отвергнутой, но холодок отношения она всегда ощущала. Когда однажды она пожелала жить во дворце рядом с Екатериной, то почему-то во дворце не нашлось для неё нужного помещения: все комнаты были заняты фавориткой императрицы Анной Никитичной Нарышкиной, с которой Дашкова находилась в конфликте «за клок земли», как это определила Екатерина II. Екатерина Романовна не знала, что комнат не нашлось по распоряжению императрицы, но почувствовала, что это неспроста. Муж Екатерины Романовны - князь Михаил Дашков - был тайным поверенным Екатерины II, которая назначила князя Дашкова незадолго до его отъезда в Польшу начальником кирасирского полка, до того возглавлявшегося только немецкими командирами. Дашкова гордилась тем, что её муж, по её мнению, сумел сделать кирасирский полк самым лучшим полком в России. Странно, но своего мужа в «Записках» она всегда называет только «князь Дашков», как чужого человека, так что читатель до конца её воспоминаний так от неё и не узнаёт, каково было его имя. Екатерина II доверила князю Дашкову с его кирасирским полком возведение Понятовского на польский трон. Дашков при поддержке введённого в Польшу российского войска должен был обеспечить где уговорами, где подкупом, где намёком на присутствие войска положительное голосование Сейма за Понятовского. Что и было сделано безупречно. Но в Россию Дашков не вернулся. Он умер в Польше от «лихорадки, связанной с болезнью горла». Так ли было это? В своих воспоминаниях, спустя много лет, Дашкова несколько раз упоминает о его болезни горла и в связи с этим о жестокой лихорадке, которой он был подвержен. Может, так было надо? Известие о смерти князя Дашкова, который, выполнив задание, уже возвращался со своими кирасирами домой, но простудился в дороге и умер, подкосило двадцатилетнюю вдову с двумя детьми: сыном Павлом и дочерью Анастасией. Она долго болела. По её словам, князь Дашков оставил огромные долги, по выплате которых семья оказалась бы на грани разорения. Но 24 тысячи, подаренные ей Екатериной, от которых она было хотела отказаться, полностью покрыли долги, и разорение не состоялось. Чувствуя холодок в отношениях с Екатериной и влиятельными при дворе людьми, Дашкова, как статс-дама, ссылаясь на тяжёлое материальное положение семьи, испросила у Екатерины отпуск и уехала с детьми в деревню, в имение мужа. Жизнь в деревне была значительно дешевле, чем в столице, и за 5 лет проживания в деревне Екатерине Романовне удалось скопить сумму, достаточную для длительного путешествия по Европе. Под предлогом необходимости дать сыну Павлу английское образование и воспитание после домашнего, проходившего по разработанной Дашковой методе, Екатерина Романовна, как статс-дама, должна была испросить у императрицы разрешение на выезд за границу. Посланные ею императрице два письма не получили ответа, и Дашкова сама отправилась в Петербург за ответом Екатерина II встретила её весьма радушно, в разговоре выяснила, что Дашкова собирается вернуться и за границей будет развенчивать негативные мифы о России, и, разумеется, дала добро на выезд. А когда Дашкова вернулась в своё имение, курьер привез ей в подарок от императрицы 4 тысячи рублей. Екатерина Романовна возмутилась ничтожной, по её мнению, суммой, не хотела её брать, но затем, как она пишет в «Записках», составила список необходимых вещей, которые нужно было купить в дорогу, подсчитала их стоимость, взяла именно эту сумму, а оставшиеся деньги вернула курьеру. Она знала, что курьер доложит Екатерине в точности, как Дашкова приняла её подарок. В декабре 1768 года Екатерина Романовна Дашкова с дочерью Анастасией и сыном Павлом отправилась в путешествие по Европе под псевдонимом «княгиня Михалкова». Европа уже знала статс-даму, кавалерственную даму Большого креста княгиню Дашкову, фаворитку российской императрицы, 18-летнюю девушку, по слухам, посадившую Екатерину II на престол. Придуманный псевдоним не мог скрыть её тайны: многие знатные и знаменитые люди в Европе знали Дашкову в лицо, потому что бывали в России и видели её при дворе рядом с Екатериной. Поэтому её радушно встречали многие знаменитости: и глава энциклопедистов Дидро, и Вольтер, и новые знакомые из высоких сфер и во Франции, и в Австрии, и в Швейцарии, и в Германии, и в Англии. Дашкова ездила по европейским городам, знакомилась с их достопримечательностями, вела беседы с важными людьми , многих принимала у себя в гостинице или в арендованном ею доме. Она не стала беседовать только с одним человеком, настигшим её у Дидро, - Рюльером, написавшим мемуары о русской революции то есть о перевороте. Она не приняла Рюльера для беседы по настоянию Дидро. Дашкова не слышала о его «мемуарах», а потому вначале хотела встретиться с этим человеком, но Дидро предостерёг её: «Я расскажу вам содержание их. Вы представлены во всей прелести ваших талантов, в полной красе женского пола. Но императрица обрисована совершенно в ином свете, как и польский король, с которым связь Екатерины раскрыта до последней подробности. Вследствие этого императрица поручила князю Голицыну перекупить это сочинение. Торг, однако, так глупо был поведен, что Рюльер успел сделать три копии своего сочинения и одну передать в кабинет иностранных дел, другую - в библиотеку мадам де Граммом, а третью преподнес парижскому архиепископу.

Так, ко двору принимали, например, лучших студенток Смольного института благородных девиц. Только попасть в последний, а тем более заслужить там звание лучшей было неимоверно тяжело. Сами же девушки должны были обладать обаянием, яркой внешностью не всегда это было равно красивой. При отборе претенденток учитывались знание языков и придворного этикета, умение петь и играть на музыкальных инструментах, танцевать. Одним из требований было умение держать себя при дворе. Периодически императрицы шли наперекор принятой системе и главным требованием считали не внешность или знания, а благонравность своих подчинённых. Так, фрейлина жены "царя-освободителя" Александра II который отменил крепостное право в России Анна Тютчева писала в своём дневнике, что двор правительницы в целом красотой или высокими манерами не отличался. Зато к большинству дам было не придраться в плане репутации ну не нравились они мужчинам. Чаще к подобным мерам прибегали, чтобы удержать императора от очередного "похода налево". Помогало далеко не всегда. Варвара Арсеньева, как пишет историк Казимир Валишевский, не отличалась красотой современники вспоминают о её горбатости , но имела много других завидных качеств. К примеру, была весела и общительна, чем забавляла царицу. Что именно стало основным фактором, благодаря которому девушка попала ко двору, — неизвестно. Историки выделяют несколько возможных версий. Вильбуа описывает Варвару дурнушкой, но очень умной и злой. За обедом он сказал Варваре: "Не думаю, чтобы кто-нибудь пленился тобою, бедная Варя, ты слишком дурна; но я не дам тебе умереть, не испытавши любви". И тут же при всех повалил её на диван и исполнил свое обещание", — пишет он. Она также была родственницей его фаворита Александра Меншикова. Кроме того, Екатерина I была не прочь иметь в своём штате хоть одну "страшненькую" фрейлину, чтобы сильнее выделяться на её фоне. А сама Екатерина, как пишут, была "не голливудской" внешности. Арсеньева была допущена до всех секретов императрицы и знала, наверное, даже больше, чем могло большинство придворных дам. Во дворце у неё даже были свои комнаты — "Варварины палаты". Закончила, правда, она монахиней. Дело в том, что вскоре после смерти Петра I в 1725 году его фаворита отправили в ссылку в Берёзов "со всей фамилией". Варвара даже после трагедии, как отмечает Казимир Валишевский, оставалась влиятельной дамой при дворе. Поэтому инициаторы отправки Меншиковых в Сибирь насильно постригли её в монахини. Любовница "на полставки" Д. Репродукция картины "Портрет Екатерины Нелидовой". При дворе живо обсуждали новую любовную историю, хотя ни у одной из них практически не было шансов закончиться свадьбой. Эти "милые интрижки" едва не приводили к крупным скандалам. К слову, Игорь Зимин упоминает, что у таких девушек даже было специальное звание — "дама для особых услуг". Бытует легенда, что жена Петра I Екатерина специально содержала при дворе симпатичных девушек, чтобы все загулы любвеобильного супруга были под контролем.

5 причин посмотреть дораму “Придворная дама”

Влюбившись друг в друга, Чу Му и Фу Жоу сталкиваются с бесчисленными препятствиями и испытаниями. В то время как Чу Му становится генералом и в конечном итоге отправляется на войну, Фу Жоу назначают придворной дамой, отвечающей за шитье. Роман главных героев золотой нитью проходит через историю, в центре которой — дворцовая политика и борьба за власть. Тем не менее, дорама не воспринимается слишком серьезно, и она не такая тяжелая, как другие дворцовые дорамы.

Она также не требует полной концентрации, чтобы следить за происходящим. Изящная, но сильная главная героиня На первый взгляд Фу Жоу не выходит за рамки нормы. Однако то, что делает ее очень сильным персонажем, — это ее уверенность и интеллект.

Она четко знает, чего хочет для себя, и достаточно умна, чтобы перехитрить своих противников, не используя никаких грязных средств. Это проявляется уже в самом начале дорамы, когда она использует свое глубокое знание закона, чтобы отказаться от нежелательной семейной жизни. Легкомысленный мужчина, оказавшийся гением Шэн Чу Му, заслуживший звание самого главного плейбоя Чанъаня, использует всевозможные дешевые уловки, чтобы успешно сводить женщин с ума, и это просто весело!

Но это доказывает, что он не глупый.

Зато существовало понятие «красный лакей». Специальный, парадный слуга, именно в красной ливрее, прислуживающий исключительно по большим праздникам. И завершает наш список паж. С ним все посложнее. Потому что слово опять же имеет как минимум два значения. В Западной Европе, времен Средневековья это мальчик, родом из дворянской семьи, состоявший на службе у знатной особы.

В качестве личного слуги. Должность вовсе неплохая. В Европе она считалась первым этапом посвящения в рыцари. Пробиться было не так то просто. Например дворянин, желающий пристроить сына в пажи к какому-нибудь феодалу покрупнее, должнн был доказать минимум четыре поколения дворянства, причем только с отцовской стороны. Когда все формальности были улажены, мальчик поступал в должность пажа, воспитывался, обучался воинским наукам и жил за счет своего господина, вплоть до достижения 14 летнего возраста. А в пажи обычно шли в 8-9 лет.

Когда мальчику исполнялось 14, он официально приобретал уже более высокий статус оруженосца. Ну а пока был пажом, дежурил при важной особе — своем покровителе и выполнял его поручения. В России все было еще интереснее. Должность пажа и здесь была выгодна. Эти мальчики считались на действительной придворной службе и обязанности их заключались опять же в выполнении поручений монарших особ, царя, императора и императрицы. Конечно, возможно было и плохое обращени. Зато по окончанию такой службы, такие молодые люди производились в офицеры, иногда сразу получая чин камер-юнкера.

Это скорее не воинская должность, но более уважаемая чем паж. Тут уже речь шла о постоянном присутствии, однако и этих сильно обязанностями не утруждали. Позже, при Александре I корпус стал военно-учебным заведением, да и пажи стали ближе к воинским чинам. Спасибо, что дочитали до конца. С вами был Станислав С. Источник Любовницы на полставки. Как фрейлины при дворе сохраняли секреты и браки царей Какие качества были обязательными для приближённых императрицы, и как они «переквалифицировались» в царских любовниц.

Это ли не работа мечты? Какое «резюме» было необходимо для того, чтобы занять такую сладкую должность, и на что были готовы пойти конкурентки в борьбе за неё? Но официальные должности «придворные девки» получили при Петре I в 1722 году. Женские придворные должности были закреплены в «Табели о рангах» закон, где квалифицировались военные, гражданские и придворные чины. Виной тому «командировки» Петра в Европу — во Франции Пётр подсмотрел дамскую иерархию двора. В соответствии с «табелем» придворные дамы делились на: обер-гофмейстерин, жён действительных тайных советников, действительных статс-дам, действительных камер-девиц, гоф-дам, гоф-девиц, камер-девиц. Если гофмейстерины отвечали, например, за канцелярию императрицы, то камер-девицы могли заниматься в основном менее ответственными делами, но при этом имели доступ в покои государыни.

При Петре I и его супруге Екатерине табель строго не соблюдался. Обер-гофмейстерина — заведовала придворным женским штатом и канцелярией императрицы, высшее звание Гофмейстерина — представляла государыне дам, явившихся на аудиенцию. В праздничные дни надевала бархатное верхнее платье малинового цвета и белую юбку с золотым шитьём Статс-дама — де-факто большую часть времени занималась маленькими детьми императора. Статс-дам можно было без проблем отличить в дни торжеств по бархатному зелёному платью с золотым шитьём и белой юбке Камер-фрейлина — старшая придворная должность для незамужних. В её обязанности входило обслуживание «различных потребностей» императриц. Ходила в наряде, подобном статс-даме Фрейлина — было званием, жалующимся наиболее часто 1881 год: 189 фрейлин из 203 придворных дам. Обязательным условием к концу столетия стало «быть девицей».

Как только девушка выходила замуж — её повышали в звании или, наоборот, разжаловали. Историк Павел Карабанов упоминает даже о пятилетних фрейлинах, «получивших» должность за заслуги отцов. Средний возраст таких «специалистов» сложился в XIX веке и составил 15—18 лет. Императрицы могли сделать исключение на такой «минус в резюме», но редко. Так, ко двору принимали, например, лучших студенток Смольного института благородных девиц. Только попасть в последний, а тем более заслужить там звание лучшей было неимоверно тяжело. Сами же девушки должны были обладать обаянием, яркой внешностью не всегда это было равно красивой.

При отборе претенденток учитывались знание языков и придворного этикета, умение петь и играть на музыкальных инструментах, танцевать. Одним из требований было умение держать себя при дворе. Периодически императрицы шли наперекор принятой системе и главным требованием считали не внешность или знания, а благонравность своих подчинённых. Так, фрейлина жены «царя-освободителя» Александра II который отменил крепостное право в России Анна Тютчева писала в своём дневнике, что двор правительницы в целом красотой или высокими манерами не отличался. Зато к большинству дам было не придраться в плане репутации ну не нравились они мужчинам. Чаще к подобным мерам прибегали, чтобы удержать императора от очередного «похода налево». Помогало далеко не всегда.

Варвара Арсеньева, как пишет историк Казимир Валишевский, не отличалась красотой современники вспоминают о её горбатости , но имела много других завидных качеств. К примеру, была весела и общительна, чем забавляла царицу. Что именно стало основным фактором, благодаря которому девушка попала ко двору, — неизвестно. Историки выделяют несколько возможных версий. Вильбуа описывает Варвару дурнушкой, но очень умной и злой. За обедом он сказал Варваре: «Не думаю, чтобы кто-нибудь пленился тобою, бедная Варя, ты слишком дурна; но я не дам тебе умереть, не испытавши любви».

Дополняли образ черные туфли и сумка-корзина от Zara.

Буквально несколько дней назад она зажгла королевскую ложу теннисного турнира Уимблдон. К роскошному платью она добавила небольшую плетеную сумочку от Zara, а распущенные волосы завершали образ. Фото: legion-media.

Также у каждой фрейлины есть свой титул. К примеру, придворную даму, обслуживающую монархиню, обычно называют Первой леди опочивальни.

Есть и правительница гардеробной, отвечающая за одежду и украшения королевы. Ими практически всегда становятся герцогини и старшие женщины в королевском доме. Отметим, что у действующей королевы Великобритании Елизаветы II до 2021-го было 9 фрейлин. В прошедшем году она потеряла двух своих верных ассистенток. В декабре умерла ее правительница гардеробной Энн Форчун Фицрой, а спустя короткий промежуток времени ушла из жизни и Первая леди опочивальни Дайана Максвелл.

Кто такая придворная дама

Фрейлиной императрицы называлась дама, которая занимала высшую позицию в. Среди придворных дам было свое расслоение: статсдамы, гофмейстерины и. Придворные дамы также служили своеобразными послами, передавая сообщения между дворцами и помогая поддерживать дипломатические связи. Звания гофмейстерин и фрейлин носили большинство жён и дочерей рос. высших гос. деятелей и военачальников, эти звания также рассматривались как одна из форм поощрения мужей или отцов придворных дам. Фрейлина должна была не только знать но и быть в курсе последних новостей двора.

Ежедневник придворной дамы

Придворная дама это. Фрейлины Екатерины. Мария Антуанетта костюмы. Журнал Всемирная иллюстрация в подробностях описывает прием в Зимнем дворце в 1895 году по случаю представления придворных дам императрице Александре Федоровне. Роль придворной дамы видоизменялась в течение столетий, но и по сей день та является поверенной и верной спутницей королевских особ. Анне Дорте Юэль.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий