Фильм «Жестокий романс» по пьесе Александра Островского «Бесприданница» выпущен довольно давно — в восьмидесятые годы прошлого века. Когда «Жестокий романс» вышел на экраны, на режиссёра обрушилась критика со стороны литературных и театральных кругов.
Жестокий романс: краткий пересказ фильма
Она очень надеется, что на ее красивых и музыкальных барышнях, хотя и бесприданницах, женятся достойные и богатые мужчины. Двух старших дочерей она уже выдала замуж, осталась младшая Лариса. В нее влюблен богатый пароходчик барин Сергей Сергеевич Паратов.
Особенно если речь идет об известнейших постановках, основанных на бессмертных произведениях. Яркий пример — советский фильм 1984 года «Жестокий романс» режиссера Эльдара Рязанова, поставленный по пьесе Островского «Бесприданница». Наибольшего внимания в этой ленте удостоился ключевой персонаж — Сергей Сергеевич Паратов. Некоторые люди называют героя, которого сыграл Никита Михалков , нарциссом.
Действительно ли это так, и почему женщинам подобно Ларисе Огудаловой лучше обходить таких мужчин стороной? Про феномен нарциссизма и чем опасно такое свойство характера, рассказывает психолог Ольга Романив. Кто такие нарциссы и является ли Паратов таковым? Что же это за тип личности? Нарциссы зациклены на самих себе. Находясь в обществе, они изо всех сил стараются произвести впечатление на других людей, чтобы потешить свое тщеславие.
По сути, нарциссы — это натуры, занимающиеся постоянным самолюбованием.
А там после веселого банкета Лариса и Паратов уединяются в каюте, где и проводят ночь. Жениться на ней он не может, потому что обручен с другой. У его поступка, по его словам, только одна трактовка: его охватила безумная страсть, но сейчас она прошла.
Оскорбленная Лариса наконец понимает, что не нужна ему. Однако, что ей делать дальше, девушка не знает — возвращаться к омерзительному жениху ей не хочется. Тем временем Кнуров и Вожеватов понимают, что могут воспользоваться ситуацией. Оба хотят пригласить Ларису в Париж и, чтобы избежать конфликта, решают сыграть в орлянку.
Выигрывает Кнуров, и Вожеватов не собирается это оспаривать… Объяснение концовки Объяснение концовки картины. Девушка в отчаянии обращается к Вожеватову за поддержкой и защитой, но тот отказывается помочь ей. Кнуров же мягко предлагает ей стать его содержанкой. Шокированная Лариса молчит и в этот момент на сцене вновь появляется запыхавшийся, вспотевший Карандышев.
Карандышев пытается увести ее силой, но Лариса вырывается и уходит. Совершенно потеряв рассудок, он стреляет ей вслед и смертельно ранит ее. Девушка слабо благодарит его, после чего умирает. Смысл концовки фильма «Жестокий романс» достаточно прост.
Истосковавшаяся по любви Лариса потеряла голову и предала себя. И не стоит думать, что, не будь она бесприданницей, все было бы как-то иначе. Если бы она была богата, Паратов, скорее всего, женился бы на ней. Однако верен ей он не был бы, да и состояние ее он бы точно вскоре промотал.
Финал картины да и сама суть фильма жесток: если женщина позиционируется в обществе только как вещь неважно, дорогая или дешевая , то участь ее в любом случае незавидна. Андрей Мягков в роли Юлия Капитоновича Карандышева.
Это известие явно уязвляет самолюбие Паратова, но вслух он лишь высказывает свои наилучшие пожелания невесте. Лариса просит Карандышева как можно скорее уехать в его деревенское имение, но жених настаивает на пышной свадьбе в Бряхимове, мечтая продемонстрировать, что Лариса предпочла его прочим ухажёрам, всегда смотревшим на него, как на пустое место. Ради этого он устраивает званый обед и приглашает на него Кнурова и Вожеватова. Паратов отправляется к Огудаловым, где встречается с Ларисой и добивается от неё признания, что её чувства к нему остались прежними. Появляется Карандышев, недовольный визитом соперника, в сравнении с которым он явно проигрывает. Начинается резкий разговор, в котором Карандышев с насмешкой замечает, что Паратов «учился русскому языку у бурлаков ».
Паратов, который сам относится к Карандышеву с неприязнью и пренебрежением, оскорблён, и дело чуть не доходит до дуэли. Стараниями Хариты Игнатьевны мужчины мирятся, Паратов получает приглашение на тот же званый обед. Но по всему его поведению видно, что он не простил обидчика. Обед проходит неудачно: жених, ошалев от значимости, которую он в собственных глазах приобрёл благодаря согласию Ларисы, напивается, чему способствует приведённый Паратовым и представленный англичанином Робинзоном безработный актёр-пьяница Аркадий Счастливцев. Важность, с которой пытается вести себя пьяный Карандышев, оказывается в комичном противоречии с дешёвым поддельным вином и общей скудностью стола. Кнуров раздражённо замечает приятелям: Я, господа, не ел ничего. Со мной первый раз в жизни такой случай: приглашают обедать известных людей, есть нечего, хозяин прежде всех напился… Он человек глупый, господа! Стыдясь происходящего, Лариса выходит из-за стола.
Паратов, скрывший от Огудаловых свою предстоящую женитьбу, говорит Ларисе о своей любви и готовности бросить всё ради неё и зазывает на пароход «Ласточка», где состоится банкет, который Вожеватов даёт в честь покупки парохода. Лариса позволяет себя уговорить. В тот момент, когда пьяный хозяин отлучается за настоящим вином, Паратов, Лариса, Кнуров и Вожеватов выходят через заднюю калитку и отправляются на пароход. Вернувшийся Карандышев понимает, что над ним посмеялись. Несмотря на попытки своей тётки, Ефросиньи Потаповны и приглашённого слуги остановить его, он бросается в погоню, прихватив с собой заряженный пистолет , но не успевает к отплытию парохода и отправляется догонять его на лодке.
Краткое содержание жестокий романс островский. А.Н
Эти романсы являются завязкой эпизодов жизни Ларисы (знакомство с Паратовым, любовь к нему и разочарование) Меня поразило, насколько идеально романсы 20 века отразили проблемы 19 века. Фильму «Жестокий романс» суждено было стать культовым. Фильм «Жестокий романс» был восторженно принят зрителями и получил почетные награды и премии. Финал фильма «Жестокий романс. Пистолет даёт осечку. Лариса уезжает с Кнуровым в Париж.
4 малозаметные детали фильма «Жестокий романс», которые известны единицам
Но в этих комедиях инфантильные "маменькины сынки", которых сыграл Мягков, преподносятся нам как положительные персонажи, а в "Жестоком романсе" в этом отношении всё на своих местах: ничтожный Карандышев - однозначно отрицательный герой. Для этих дельцов-купцов Лариса всего лишь красивая дорогая вещь. Кнуров так и говорит про главную героиню: "дорогой бриллиант дорогой оправы требует". В итоге эти купцы разыгрывают Ларису в орлянку. Актёр очень точно передал образ страстного соблазнителя, но, к сожалению, этот персонаж получился слишком обаятельным и харизматичным. Этого героя сначала даже и осуждать за соблазнение Ларисы не хочется из-за его обаяния. А ведь, по сути, Паратов является главным виновником несчастий Ларисы.
Лариса Огудалова, Паратов и Карандышев — любовный треугольник, в котором очевиден лишний человек, но кто из троих в итоге уйдет? Интересные факты «Жестокий романс» — это музыкальная картина. Прекрасные романсы исполнила певица Валентина Пономарева. Студия звукозаписи «Мелодия» выпустила их отдельной пластинкой в 1985 г. В титрах фильма нет ни слова об участии Пономаревой: ее причислили к цыганскому ансамблю Васильева.
Тезка своей героини Лариса Гузеева «говорит» голосом Анны Каменковой , а «поет» бархатным тембром Пономаревой. Рязанов рисковал, когда утвердил Гузееву на роль Огудаловой.
Лариса очень сильно переживает его отъезд. А ее мать тем временем продолжает организовывать вечера, поскольку все еще надеется найти для дочери состоятельного мужа… Год: 1984.
Это была третья советская экранизация данного произведения. Фильм снискал популярность у зрителей о чём говорит, в частности, признание его «Лучшим фильмом года» по версии журнала «Советский экран» и получил несколько наград. Популярность обрели звучащие в нём романсы в исполнении Валентины Пономарёвой и Никиты Михалкова, а саундтрек фильма сразу же после показа был выпущен на виниловых дисках и аудиокассетах.
ВЕРХНЕЕ МЕНЮ
Безжалостен и жесток мир, в котором правят деньги, где все продается и покупается, в том числе совесть, красота, любовь. Жестокий романс — история создания, сюжет, режиссёр, актёры, награды и критика — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Не секрет, что после «Жестокого романса» Никиту Михалкова стали прочно ассоциировать с его героем — Сергеем Сергеевичем Паратовым, обаятельным любимцем фортуны, благодетелем, воплощающим самые яркие черты русского характера. А вот «Жестокий романс» претендует на историческую «достоверность» уже тем, что он прямо ориентирован на «Бесприданницу» Островского, чья проблематика напрямую мотивирована конкретным историческим периодом.
Жестокий романс: краткий пересказ фильма
Смотреть «Жестокий романс» на других устройствах. одна из лучших экранизаций пьесы Александра Островского «Бесприданница» за всю историю. Мне кажется, потому, что Эльдар Рязанов почувствовал трагическую историю бесприданницы как печальную, пронзительно-болезненную песнь, иными словами, романс о безжалостном и жестоком тогдашнем мире. Не секрет, что после «Жестокого романса» Никиту Михалкова стали прочно ассоциировать с его героем — Сергеем Сергеевичем Паратовым, обаятельным любимцем фортуны, благодетелем, воплощающим самые яркие черты русского характера. Рецензии к фильму «Жестокий романс» (1).
ВЕРХНЕЕ МЕНЮ
Страница советского фильма «Жестокий романс», который вышел на экраны в 1984 году. Критики разнесли «Жестокий романс» в пух и прах. попытка Эльдара Рязанова выйти за пределы комедийного жанра. Краткое содержание истории вызывает палитру эмоций — от сочувствия до отвращения. Жестокий романс. Режиссёры:Рязанов Эльдар. Жестокий романс: о чем фильм, краткое описание.
Краткое содержание пьесы "Бесприданница"
Про феномен нарциссизма и чем опасно такое свойство характера, рассказывает психолог Ольга Романив. Кто такие нарциссы и является ли Паратов таковым? Что же это за тип личности? Нарциссы зациклены на самих себе. Находясь в обществе, они изо всех сил стараются произвести впечатление на других людей, чтобы потешить свое тщеславие. По сути, нарциссы — это натуры, занимающиеся постоянным самолюбованием. Они очень любят пускать пыль в глаза. Герой Михалкова готов рисковать ради того, чтобы произвести впечатление, несмотря на возможные последствия.
С одной стороны, совершив такой поступок, Сергей Сергеевич выглядит в глазах окружающих смелым и бесстрашным человеком. Но с другой стороны, в таком легкомысленном и позерском поведении проявляется его истинная натура. Паратов мечтает показать себя во всей красе, и ему удается привлечь всеобщее внимание.
Она хочет знать, будет ли теперь его женой. Паратов обескураживает ответом: он обручен и не может расстаться с невестой. Лариса остается одна. К ней подходит Кнуров с предложением о Париже и полном содержании. Вскоре появляется Карандышев: он рассказывает Ларисе, что купцы разыграли ее между собой, словно вещь.
Девушка принимает такое сравнение: если и быть вещью, то дорогой. Она хочет ответить Кнурову согласием вопреки уговорам Карандышева. Оскорбленный жених стреляет в Ларису. На звук выстрела сбегаются купцы и Паратов. Умирая, девушка говорит, что сама выстрелила и ни на кого не держит зла. Оценить художественную ценность пьесы помогут некоторые факты, приведенные ниже: История создания «Бесприданницы». Считается, что сюжет пьесы основан на реальных событиях. Во время ее написания Островский работал мировым судьей и имел дело со всеми громкими преступлениями Кинешемского уезда.
История убийства молодой жены местным жителем Иваном Коноваловым могла лечь в основу «Бесприданницы». Островский работал над пьесой долго, около четырех лет, отвлекаясь на создание других произведений. Все прочило успех: первые слушатели были в восторге, пьесу готовили к публикации и постановке на сцене. Однако премьеры в Москве и Петербурге провалились с треском: общество не оценило свое уродливое отражение в «Бесприданнице». Лишь после смерти писателя пьеса обрела успех. Перов «Бесприданница»: тема и персонажи. Что хотел сказать пьесой Островский? Суть пьесы раскрыта в названии: судьбу главной героини решает наличие приданого, а не моральные качества.
Человеческие отношения больше напоминают товарные — вот что хотел донести автор этим трагичным сюжетом. История разворачивается вокруг личной драмы молодой девушки Ларисы. Она красива и талантлива, отлично поет и танцует. Но отсутствие приданого делает ее положение в обществе унизительным.
На корабле Лариса вступает в интимную связь с Паратовым, а на утро, не дождавшись от Паратова предложения выйти замуж, с тревогой задумывается о своем будущем. Тем временем, приятели Паратова разыгрывают жребий, кто из них предложит Ларисе стать любовницей и богатой содержанкой. Победивший в жребии Кнуров предлагает Ларисе стать его любовницей.
В это время протрезвевший жених Ларисы Карандышев поднимается на борт корабля и случайно подслушивает разговор купцов. Лариса соглашается с предложение купца и произносит: «Я не нашла любви, так буду искать золота».
Менее всех, как ни странно, местный олигарх, богатый купец Мокий Пармёнович. Хотя не пытается врать, а прямо говорит, что ему надо... Очень грустный фильм, конечно. Но ситуация-то распространенная. Может быть, и во времена Островского, но по-новому обострившаяся для поколения, искавшего честного счастья в частной, личной жизни. В момент, когда становилось всё тяжелее противостоять культу потребления и наживы.
Жестокий романс: краткий пересказ фильма
Вам надо жить, а мне надо… умереть… Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю». Конечно, в сегодняшних реалиях сложно представить такую ситуацию. Девушка, подобная Ларисе, оказавшись отвергнутой возлюбленным, скорее всего, пережила бы эту трагедию и попросту нашла себе работу. Да и понятие «содержанки» в наше время, хоть и сохранилось, изрядно трансформировалось и перестало быть чем-то настолько постыдным. По сути, так можно назвать любую женщину, которая живет за счет мужчины. При этом, как правило, всех все устраивает, да и к тому же, состоять в официальном браке сегодня далеко не обязательно. Во времена, когда жила Лариса Огудалова, нравы были совсем другими. Остаться с женатым Кнуровым для нее значило быть навсегда опозоренной, Паратов отверг ее ради богатой невесты, Карандышев был ей противен. Была ли у Ларисы альтернатива?
Попробуем разобраться. Первое решение, которое покажется логичным современному человеку — найти работу и обеспечивать себя самой. Но могла ли девушка в XIX веке просто так взять и пойти работать? Ответ однозначный: нет, не могла. Многие приведут в качестве альтернативы историю другой юной героини, «жившей» за океаном примерно в то же время, что и Лариса — Джейн Эйр. В конце концов, перед ней тоже с самого детства стояла проблема безденежья, и, выпустившись из Ловудской школы, она первым делом дает объявление в газету, чтобы найти себе место, и в итоге становится гувернанткой. После расставания с Рочестером она покидает поместье, но опять-таки не отчаивается и устраивается работать учительницей в сельской школе. В общем, в течение всего романа девушка показывает своим поведением: «Я не намерена жить ни за чей счет».
Что мешало Ларисе поступить так же? Причин было несколько.
Мать Ларисы хотела выдать дочь замуж и приглашала в дом самых разных женихов. Одного из них арестовали прямо во время такого визита, и Лариса заявила, что пойдет за первого встречного.
Ее давний воздыхатель, бедный чиновник Карандышев, тотчас посватался к девушке. Во время этого разговора в кофейню явились Огудаловы с Карандышевым. Последний приглашает купцов на званый обед в честь невесты. Лариса фамильярничает с другом детства Вожеватовым, провоцируя жениха на ревность.
А когда в разговоре упоминают Паратова, Карандышев говорит о нем с ехидством и завистью, а девушка — с нескрываемым восхищением. Тем временем раздаются звуки пальбы в честь прибытия Паратова, а Карандышев и Лариса уходят. Вскоре в кофейню возвращаются все те же купцы, Паратов и провинциальный актер Робинзон так его назвал Паратов, когда забрал с безлюдного острова. Прибывший барин рассказывает о скорой женитьбе и богатом приданом — золотых приисках.
В честь этого он приглашает собеседников на мужской пикник. Однако те вынуждены отказаться, поскольку обедают у Карандышева. Во втором действии автор «Бесприданницы» переносит нас в дом к Огудаловым. К матери Ларисы приходит Кнуров и сетует, что Карандышев — неподходящий жених для ее дочери.
Он предлагает свое покровительство и просит купить для невесты самый изысканный наряд — оплату счетов он возьмет на себя. Купец уходит, и Лариса рассказывает матери, что ждет скорейшего отъезда с мужем из города. Но Карандышев не торопится: он хочет задержаться в городе и показаться всем с красавицей женой, потешить свое самолюбие. Вместе с тем он долго и с презрением рассуждает, что город сошел с ума от приезда «промотавшегося кутилы» Паратова.
Тем временем к Огудаловым прибывает сам Паратов. Мать Ларисы любезно его принимает, и тот рассказывает, что вынужден был уехать спасать остатки имения. Оставшись с Ларисой вдвоем, Паратов упрекает девушку, что так скоро забыла о нем. Лариса отвечает, что все еще любит, чем удовлетворяет самолюбие Паратова.
Знакомство гостя с Карандышевым начинается с конфликта, но мать Ларисы его улаживает. Паратова приглашают на обед, и он признается Воржеватову, что планирует поиздеваться над Карандышевым. Пьеса Островского «Бесприданница»: званый обед.
Она хотела бы устроить свою личную жизнь, но судьба распорядилась иначе. Ей нужно воспитывать трех дочерей и наладить их жизни, но и это задача оказывается ей не под силу. В фильме мать героини не злодейка, а глубоко несчастная женщина, которая желает своим дочерям лучшей жизни. Но это не те самые оригинальные произведения, которые изначально были в Островской «Бесприданнице». Режиссеру фильма они показались архаичными и не совсем подходящими для его интерпретации пьесы.
Многие музыкальные произведения, которые звучат в самом фильме, режиссер отыскал в стихах своих любимых поэтесс — Цветаевой и Ахмадулиной. Авторство романа «Я словно бабочка к огню…» принадлежит самому Рязанову, ведь он писал песни ко многим своим картинам. А вот знаменитый «Мохнатый шмель» — и вовсе поэтический перевод произведения Редьярда Киплинга «Цыганская тропа». Песни исполняла не Гузеева В «Жестоком романсе» большое внимание уделяли музыкальному сопровождению. Но вот вокальные данные Ларисы Гузеевой не особо устраивали режиссера, поэтому пришлось искать другую исполнительницу. Музыкальный редактор «Мосфильма» порекомендовал Рязанову пригласить для записи песен Валентину Пономареву. Девушка в то время была известна как джазовая цыганская певица, у нее не была опыта в исполнении романсов, поэтому сначала она даже отказалась от предложения известного режиссера.
Приходит Карандышев, Лариса уговаривает его скорее уехать, но жениху хочется как можно дольше покрасоваться перед окружающим своим обретенным счастьем, и он отказывает. Происходит ссора, во время которой Лариса узнает, что Паратов в городе и устраивает гулянье. Вскоре появляется и он сам. Между Паратовым и Ларисой происходит приватный разговор, в котором выясняется, что девушка все еще любит его, но вынуждена выйти замуж за другого, чтобы не остаться в одиночестве. Паратов доволен этим. Он провоцирует ссору с Карандышевым, но мать Ларисы все улаживает и уговаривает Паратова присутствовать на обеде. Краткое содержание: «Бесприданница», действия третье и четвертое После обеда в кабинете Карандышева происходит сцена, которая ясно показывает, кого на самом деле любит Лариса - она этого даже не скрывает. Над женихом смеются, чего он не замечает, а девушку уговаривают поехать на пикник, куда она сбегает тайком от будущего мужа. Она поверила, что Паратов готов все бросить ради нее. Карандышев чувствует себя обманутым, клянется отомстить и отправляется вслед за ними, взяв с собой пистолет. Кнуров и Вожеватов, оба увлеченные Ларисой, понимают, что барин слова не сдержит, а, значит, девушка безнадежно скомпрометирована. И бросают жребий — кому она достанется, когда все закончится.