Новости козульное тесто для пряников рецепт

В итоге я испекла два пряничных домика, а также новогодние пряники медовые и из козульного теста без яиц. Пряники Северные Пряники Козули Пряничное Тесто Козульное Тесто Рецепт Как Приготовить Тесто Food (Tv Genre) Dough (Food) Тесто Для Фигурок. 4. Готовое пряничное тесто заворачиваем в пищевую пленку и убираем в холодильник на 1 час. Ритуальные изображения из теста явились прообразом пряников.

Козульное Тесто Для Пряников Рецепт Ирины Хлебниковой

Из данного количества ингредиентов получится тесто, примерно, для 25 больших пухлых пряника 10 см. Рецепт теста увидела в группе Марины Репневской, мастерицы Палаты ремесел города Санкт-Петербурга. Мука — 1 кг (+/-), сахар — 400 г, сливочное масло — 200 г, вода — 125 мл, яйцо — 3 шт., яичные желтки — 2 шт., соль — 1/2 ч. л., сода — 1 ч. л., корица — 2 ч. л., мускатный орех — 1 ч. л., сушеный имбирь — 1 ч. л., кардамон — 1 ч. л., яичный белок — 1 шт. Разложить трафареты для пряников на пласте теста и вырезать острым краем ножа фигурки.

Козули поморские и архангельские. Готовим древние пряники на Рождество

Мука пшеничная 450 г, сахар 250 г, масло сливочное 130 г, яйцо 1 шт., сода пищевая 1/2 ч. л., корица 1 ч. л., имбирь молотый 1 ч. л., кориандр молотый 1/2 ч. л., мускатный орех молотый 1/3 ч. л., соль 1 щеп., кислота лимонная 1 щеп., вода 110 мл. Рецептов изготовления архангельских пряников — козуль — очень много. Рецепт: Праздничные пряники из козульного теста – “по рецепту Татьяны Литвиновой”. поделилась с «КП-Ульяновск» монахиня Гавриила. Тесто для пряников готовится заранее и выдерживается в прохладном месте. Категория: Пряники - Дата: 23.5.2020Пряничное тесто (козульное) козуль.

Для приготовления старинных архангельских пряников-козулей понадобятся следующие ингредиенты:

  • Святочные кулинарные традиции: архангельские пряники «Козули»
  • козульное тесто для пряников рецепт | Дзен
  • Как сделать пряничное тесто
  • Пряничное тесто (козульное)
  • Пряники «Козули»

Расписные пряники "Козули"

Некоторые из сохранившихся вырубок, вероятно, были изготовлены местными жестянщиками. Материал — кровельное железо, жесть, иногда латунь. Рисунок 5. Жестяные формы для козуль XIX-XX веков из фондов государственного музейного объединения «Художественная культура севера» Для удержания металлической полоски, из которой выгибали форму, её концы спаивали друг с другом оловом. Конструкцию формочки дополнительно укрепляли либо изогнутой жестяной ручкой почти, как у кружки , либо крестовиной, сложенной из нешироких полосок металла. Наряду с методом «вырубки» козуль жестяными формами, которые, как упомянуто выше, были далеко не у всех козульщиц, в Архангельске бытовал более простой и, вероятно, более старый метод вырезания козуль: острым ножом по контуру картонной фигурки. После выпечки козули-пряники обычно красочно украшают с помощью глазури, которую изготовляют из взбитых белков и сахарного сиропа с добавлением различных природных красителей: сока ягод брусники, клюквы, черники. На архангельских пряниках-козулях светлая, обычно белая или бело-розовая, сахарная глазурь пускалась по тёмному фону. Писахов отмечал: «Козульницы и козульники часто совершенно не умеют рисовать карандашом, а возьмут палочку или трубочку с глазурью и по силуэту пряника, повторяя виденное и перенятое у старших, творят удивительные по красоте рисунки». Но самым необычным было то, что для рисования глазурью раньше использовали деревянные палочки почти такими же палочками с размочаленными кончиками «тисками», деревенские мастера разрисовывали мезенские прялки. И архангельские козульщицы, и мезенские прялочных дел мастера украшали свои изделия удивительно простыми и схожими в своей наивности орнаментами: волнообразными линиями, крестиками, звёздочками, сетками, и др.

Наряду с этим, козули в позапрошлом и прошлом веках украшались сахарной глазурью в стиле рококо, который в Архангельске назывался словом «рокайль» «рокай». Использовались не только извитые замысловатые узоры, но и золочение козуль сусальным золотом. Шергин в своих дневниках так писал о традиционных архангельских пряниках-козулях: «Козули великое дело были о Рождестве. Пряничники а были и мастера козульники, работавшие только козули и только в это время года начинали печь козули за два месяца до Рождества. Пекли из белой муки с патокой. Напекали горы, сохраняя в кладовых. В декабре начинали расписывать козули нарядными сахарами. Булочные, кондитерские, мелочные лавки заполнялись козулями. На рынке в дни предпразднеств были козульные ряды, козульный торг. То-то красота.

Пряничный олень чуть не в аршин. По золотисто-коричневому тесту пятна сусального золота. Золотые рога и белосахарный убор «рокайль», красотою этой восхитилися бы Ватто и Буше. В кондитерских козули были фасонистые, чтоб и барышне можно на туалет поставить…». А вот в 70-е годы ХХ столетия мастерицы-козульщицы разрисовывали свои козули сахарной глазурью почти исключительно при помощи трубочек из пергаментной бумаги, из которых как из тюбика они выдавливали тонкой струйкой сладкую глазурь. Глазурью расписывают и в настоящее время, только используют при этом современные кондитерские инструменты и материалы. Отличительные особенности архангельских пряников Чем же прежние, святочные козули старого Архангельска, принципиально отличались от других видов пряников, а также современных, идеально красивых новогодних пряников? Отличия есть во всем: и в формах, и в технологии изготовления пряников, и в особенностях росписи: Прародителем городского архангельского пряника, от которого он и взял своё родовое название пряничное имя , является деревенское поморское печение «козуля». Архангельская козуля всегда как бы «стоит» ногами на подставочке «на матице» которая, символизирует «матушку землю». Рисунок 6.

Работы участников первой выставки «Северные козули». Архангельск, 1976 г. Главные персонажи козуль — конь, олень, птицы. Из людей изображаются, в основном, женщины. Животные изображаются в профиль, а люди — в фас. Рисунок 7. Традиционные формы архангелських козуль Особый способ нанесения сахарной глазури: жидкая глазурь наносилась размочаленной палочкой, пряник не заливался глазурью полностью. Козуля характерного темного цвета, который достигается за счет добавления «жженки» в тесто. Традиционно козули покрывали глазурью двух цветов: белой и розовой, полученной при добавлении сока брусники или клюквы. Чем темнее поверхность пряника, тем выигрышнее, ярче сияют на нем цвета и узоры из сладкой сахарной глазури.

Долгий срок хранения пряника до 12 месяцев достигается за счет особенной технологии изготовления теста. Отличительные особенности архангельских козуль прошлого века: лаконичность силуэтов и асимметричность узоров из сахарной глазури. Традиционные архангельские пряники не имели ярких и пестрых узоров из сахарной глазури. Традиционный пряник в наши дни Искусство росписи пряника на протяжении времени претерпело значительные изменения.

Сладкий продукт тогда продавался большими и небольшими кусками, именуемыми в Поморье «глызами сахара». Стоили эти глызы недёшево, но народ с удовольствием покупал сахар, так как в это же время в Поморье стала массово распространяться московская мода на чаепитие с самоварами. При производстве сахара образуется побочный продукт — сладкая, коричневого цвета, тягучая жидкость — сахарная патока. Идеальными покупателями были архангельские кондитеры, так как патока с местного сахарного завода Брандта была очень доступна и в несколько раз дешевле чистого сахарного сиропа и мёда. Благодаря подмешанной в козульное тесто патоке, оно приобретало не только сладкий вкус, но тёмный пряничный цвет.

После закрытия завода Брандта встала проблема, как сделать козули темными. Тогда козульницы стали карамелизовать сахар — делать жженку темного цвета, чтобы сохранить темный цвет пряника. С этого момента расписные силуэтные пряники «козули» в Архангельске начали печь почти повсеместно. Вскоре уже практически никто не ассоциировал этот пряник с его европейскими собратьями. Даже иностранцы считали, что это национальная русская рождественская выпечка. В принципе, так оно и было. Степан Григорьевич Писахов — русский писатель, сказочник и художник, преподаватель живописи, этнограф посвятил архангелогородским пряникам этнографический очерк «О козулях», в котором сетовал: «…наши этнографы пропустили архангельские пряники мимо внимания, видимо потому, что приезжали в Архангельск летом, когда козуль не бывает». В 1926 г. Виноградова, который уже в течение 13 лет собирал русские пряники и жалел, что архангельских пряников у него нет.

Писахов решил пополнить коллекцию архитектора произведениями северных мастеров. На территории Архангельской губернии он собрал 300 различных образцов пряников, выполненных вручную, что составило шестую часть всей коллекции Н. Виноградова, которую тот в 1959 г. При этом собранию С. Писахова он уделил особое внимание. В 1972 г. Изготовление и роспись традиционных пряников-козуль Пряники-козули в Архангельске выпекали к Рождеству и новому году. Рецепты козульного теста довольно разнообразны, причём многие семьи имеют свои рецепты, которые хранятся в семьях десятилетиями. Но одно остается неизменным: традиционное козульное тесто готовится на жженке с добавлением большого количества пряностей, обязательными из которых являются корица, гвоздика, кардамон и мускатный орех.

За счет этого достигается темный цвет теста, а пряности и особая технология замеса теста позволяет архангельскому прянику не портиться в течение года. Рисунок 4. Козульный замес В своих дневниках известный северный писатель Б. Шергин писал: «У нас, говорю, как и во многих старожитных домах старого Города, пекли паточные пряники. За неделю до праздников готовили тесто. В крупчатку лили первосортную патоку и топлёное русское масло. Месили в больших глиняных горшках. Густого теста заготовляли пуда по два. Его хранили в горшках же завязанным, на холоду.

Пекли сколько когда надо, но и про запас. Раскатывали толщиной с полпальца и жестяными формочками вырезали сердечки, звёзды, кружки величиною в кружок стакана и ставили в печь. И тесто, и пряники хранились долго». Сам пряник вырезается из пластины раскатанного теста ножом или с помощью специальных металлических форм. Нина Анатольевна Филева, искусствовед, член Союза художников России, специалист по традиционной народной культуре Русского Севера, сотрудник ГБУК АО Музейное Объединение «Художественная Культура Русского Севера», о старинных пряничных формах говорит следующее: «Судя по дошедшим до нас редким старинным «вырубкам» — так, в островной части Архангельска Соломбале издавна назывались металлические формы для вырезания силуэтов из пряничного теста — они полностью соответствовали художественным вкусам архангелогородцев. Самыми популярными в столице Поморья в начале ХХ века были фигурки северных оленей, «жонок» в широких платьях, «самоедов в малицах», лошадок, львов, медведей и других забавных персонажей. Однако самостоятельно изготовить или заказать профессионалам красивую и ладную жестяную вырубку, вероятно, могли далеко не все жители поморской столицы. Старинные козульные формочки среди архангелогородцев очень ценились и, по свидетельству современников, среди которых был и знаменитый писатель-сказочник Степан Писахов, даже передавались по наследству. Сегодня лишь единицы жителей Архангельска могут похвастать подлинными старинными дореволюционными металлическими формами для изготовления пряников-козуль.

Да и формочки более позднего советского периода имеются далеко не у всех архангелогородцев. Коллекция форм Архангельского областного краеведческого музея тоже невелика. Создаётся впечатление, что профессиональные металлические вырубки для козуль в начале ХХ века были далеко не у всех, а, в основном, у «профессиональных» козульщиц и у городских кондитеров. Некоторые из сохранившихся вырубок, вероятно, были изготовлены местными жестянщиками.

Для богатых и бедных.. Традиционно вырезали фигурки животных.

Название «козуля»- коза, символ богатства. На святочной неделе вывешивали пряники на окна, одаривали родных и соседей, калядующих, детей- что бы было в доме благополучие и достаток.. ГОТОВИМ: сахар высыпаем в кастрюлю с толстым дном, ставим на слабый огонь и нагреваем до тех пор, пока не расплавится, потемнеет и слегка забулькает Затем очень осторожно, брызгает!! Затем добавляем сливочное масло, перемешиваем, вливаем мед Должна получиться сливочно-медовая-карамельная смесь. Добавляем желтки сняв с огня и тщательно выбиваем миксером, добавляем ликер,солим, кладем специи. Даем чуть остыть и с помощью миксера вбиваем муку.

Убираем на несколько часов в холодильник. Достаем, тесто похоже на пластелин. Раскатываем скалкой тесто на оливковом масле, маслом смазываем скалку. Выемками делаем фигурки. Я делала ангелов, сердески, коняшек, солнышко, домики. И на заказ на ЯМ сделала одну деревянную форму для пряников в виде козы.

Духовку разогреваем до 160гр, выстелаем протвинь пергаментом и печем 20мин. Дать пряникам остыть и расписать глазурью в 0,5 ст воды растворить 1ст сахара,кипятить на медл огне постоянно помешивая не менее 10 мин. Тонкой струйкой влить сироп в взбитый белок,непрерывно помешивая, взбивать долго, не менее 10мин при желании добавить либо пищевой краситель, либо натуральные красители- сок ягод, трав, шоколад, куркурма итд. Но моему сердцу почему-то нравятся темные пряники с белой глазурью Глазурь помещают в корнетики и расписывают, но я расписываю с помощью зубочисток- дольше, но линии получаются более тонкие.. Успешного приготовления пряников и полета фантазии в их росписи!! Я так впечатлилась этими пряниками, что даже написала сказку под названием «Пряничная сказка» В одном пряничном домике, в котором пахло пряными травами и гречишным медом..

И вот однажды прилетел к пряничной козе пряничный ангел желаний и спросил ее ; -«Очаровательная, пряничная коза,которая живет в пряничном домике, в котором пахнет пряными травами и гречишным медом, что ты желаешь? Я могу выполнить любое твое желание» И пряничная коза пожелала увидеть пряничную страну с ее лесами, и ее домами, с ее красным солнышком, и ее пряными жителями и с жителями ее пряными…. Когда очаровательная коза всю эту красоту увидела, сказала: -«Спасибо, тебе, пряничный ангел! Но если б знала я, какая у нас тут красота, я бы пожелала мир во всем мире и что бы в этом всем мире всегда любили нашу страну, в которой пахнет пряными травами и гречишным медом. Северные пряники В старину козули пекли из ржаной муки, чтобы получить характерный темный цвет, на котором рисунок из глазури смотрится наиболее выигрышно. Позже их стали делать из пшеничной муки, добавляя пережженный сахар.

Тесто готовили заранее, оно могло лежать на морозе неделями, и становилось только лучше. Фигурки вырезали разные — у козуличниц были свои формочки, которые берегли и передавали по наследству. Уже испеченные и остывшие козули покрывали глазурью двух цветов: белой и розовой, полученной с помощью сока брусники или клюквы. Предполагается, что заселение Белого и Баренцева морей пришлось на IX-XI века, где поморы как народ формировались долгое время. Эти «стойкие оловянные солдатики» жили особым жизненным и бытовым укладом, долго сохраняли языческую веру, верили в духов, козни нечистой силы…. В канун Рождества пекли из ржаной муки поморские козули, забавные маленькие фигурки животных и птиц.

Статья по теме Печатное счастье. Как появились пряники Поморские козули весь год до следующего Рождества служили оберегом от злых сил, ибо считалось, что они оказывают положительное влияние на жизнь людей. Способствуют промыслу, благополучию семьи, здоровью людей, скота, птицы, сохраняют счастье в доме…. Традиционно пресное ржаное тесто для пряников замешивали из грубой ржаной муки и воды. Месил катал хозяин дома, что имело определенный обрядовый смысл. Кроме того процесс замеса долгий и требует больших физических усилий.

Скатанное полешком тесто должно было стоять не сгибаясь. Неправильный замес приводил к растрескиванию поморской козули. В лепке пряников участвовали мужчины и женщины, искусству катать козули учились дети. Целые стада разных животных: оленей, коров, круторогих баранов, тюленей, лосей, птиц, отправлялись в русскую печь. Лепили поморские козули с молитвами и приговорками, люди как бы наделяли пряничных животных способностью оберегать и защищать. Каждая маленькая фигурка имела определенное смысловое значение, например олень с переплетенными рожками — символ веры, надежды, любви, корова несла достаток, птица с птенчиками на спине олицетворяла счастье материнства.

Чаще всего поморы лепили оленей, которые в зависимости от формы рожек имели разное смысловое значение. Были олени дружбы, здоровья и долголетия, духовные защитники, олени любви и тепла. Обрядовые пряники дарили родным, любимым, соседям, играли поморскими козулями дети, хозяева одаривали колядующих, которые ходили с добрыми пожеланиями из дома в дом. Девушки гадали на поморских козулях, угощали парней. Немного маленьких защитников оставляли до будущего Рождества, с целью охраны дома и семьи от несчастий. На время поморские козули становились членами семьи и получали имена: Чернуха, Белянка… Стояли хлебные фигурки рядом с иконами, что доказывает какое значение придавали поморы обрядовой выпечке!

Ломаные и старые прянички никогда не выкидывали. Хлебные фигурки скармливали скотине, в голодный годы могли скушать сами. В каждой области выпекали разные козули отличавшиеся формой, были терские, мезенские, каргопольские, холмогорские. Наши поморские козули из ржаного теста — крестьянские. Описание приготовления Поделиться В прошлом году мы с крестницей к Новому году и Рождеству пекли и расписывали айсингом печенье. Ароматные, яркие и безумно красивые ёлочки, имбирные человечки, сердечки, звездочки… Очень интересная, кропотливая и вкусная работа!

У многих в семьях традиция прижилась — тесто для печенья легко делается, никакой мороки. Традиция давняя, тянется еще со времен тамплиеров, но не наша. Часто забываем мы о своих традициях рождественских. А ведь у каждого народа в России, даже в регионе или районе есть свои традиции. Другое дело как они сохраняются. Поддерживаются или целенаправленно уничтожаются, запрещаются, как в прежние времена.

Много для сохранения традиций сделал «оберегатель Севера» Степан Писахов, художник и сказочник. Писахов собрал богатейшую коллекцию козуль и форм. У северного сказочника есть очерк «О козулях». Если вы не знакомы с его литературным творчеством, почитайте обязательно, вместе с детьми почитайте. Так вот, пекли в России свое и печенье к Рождеству, и пряники расписные печатные, резные, лепные. Тонкостей здесь масса!

Это было не просто занятием скучающих рукодельниц, а ремеслом, передающимся из поколение в поколение веками. С самых незапамятных времен лепят и запекают в печи поморы козули в виде скульптур из ржаного теста. Восемьсот лет где-то, представляете? Я, когда увидела в первый раз такую козулю, моментально вспомнила наскальные рисунки и археологические находки — фотографии из исторических книг моей мамы, которые я в детстве любила рассматривать. Козули поморские были ритуальной выпечкой задолго до принятия христианства. Колядовали с козулями, хранили козули как обереги в красном углу, если заболеет домашний скот добавляли немного в корм, детям давали играться.

Если будете заменять на маргарин, то его необходимо будет положить 200 г. Всё перемешиваем. Переливаем получившуюся смесь в большую посуду, остужаем до теплого состояния. Затем, постепенно добавляя муку, замешиваем тесто, не липнущее к рукам может потребоваться 800-900 грамм муки. Правильное тесто надо поместить в холодильник на сутки. Но если времени ждать нет, дайте ему полежать при комнатной температуре около 2 часов, а затем на 30 минут поместите в морозилку. Делим тесто на несколько частей, раскатываем до толщины 5-7 мм и вырезаем различные фигурки выемками для теста. Можно вырезать трафарет из картона. Трафарет, вырезанный из картона, выкладываем на тесто и коротким ножом с острым концом вырезаем фигурки по контуру трафарета. Противень смазываем маслом, выкладываем архангельские козули, и выпекаем при 200 градусах в духовке около 5 — 10 минут.

Для приготовления глазури на один яичный белок 36 грамм добавляем 0,5 чайной ложечки крахмала, 200 грамм мелкой сахарной пудры лучше купить готовую мелкую сахарную пудру в магазине или просеять через очень мелкое сито, чтобы не попадались крупные крупинки пудры, которые будут мешать при выдавливании глазури и рисовании контура , взбиваем миксером до тех пор, пока масса из сероватой не станет ярко белой это займёт, примерно, 5 минут. Лимонный сок добавляем в конце замеса. Это основа для глазури. Накрываем емкость мокрой салфеткой или крышкой, чтобы не засохла.

Пряники «Козули»

Когда станет коричневым, добавить по чуть-чуть 1,5 стакана крутого кипятка. Осторожно, брызгается!! Кипяток должен быть именно крутым, только что скипевшим. Растворить пережженый сахар, все на маленьком огне, туда же еще 2 стакана песка всыпать перемешивая и все тщательно растворить. Когда растворится снять с огня. Добавляем сахар и масло Добавить 300 грамм масла можно 400 маргарина.

Когда подостынет, добавить предварительно тщательно размешанные 3 яйца и 5 желтков. Пол чайной ложки соли и 2 чайной ложки соды. У меня сильно поднялись козули, я так думаю, что соды бы и 1 ч л хватило. И 2-3 ст ложки молотых пряностей — корица, имбирь и т п. У меня были только корица и ваниль хотя ее по рецепту не было.

Раскатала из теста нити и начала складывать рисунок, что-то нашептывая. Я спросил: «Что, бабушка, шепчешь? Имело ли шептание старухи какое-либо отношение к козулям, не знаю.

Старуха не объяснила. Другие отговаривались незнанием. В Архангельске козули пекутся из пряничного теста, режутся железными формами пряничные силуэты и украшаются разделываются сахарной глазурью, белой и цветной чаще розовой , обильно облепляются «золотом» и «посыпью».

Формы, сделанные из железа, иногда довольно толстого, сохраняются долго, переходя из рода в род. Расспросами удалось установить давность форм до 200 лет, но, несомненно, есть формы и значительно большей давности. П-вой формы от ее матери, бабки и т.

Также и у других мастеров козуль наиболее древних рисунков из дошедших до нас. Козульницы и козульники часто совершенно не умеют рисовать карандашом, а возьмут палочку или трубочку с глазурью и по силуэту пряника, повторяя виденное и перенятое у старших, творят удивительные по красоте рисунки. В 1913 или 1914 году я увидел у торговки-козульницы на рынке козулю, изображающую орла.

На груди у него буква «А» и одна палочка Александр 1. Спросил ее: «Почему у тебя на орле буква «А» и одна палочка? Надо «Н» и две палочки».

И услышал в ответ: «А потому, что так надо. Моя маменька да моя бабушка делали букву «А» да одну палочку - значит, так надо. А ты что за указчик выискался?

Там мастера придумывают новые формы и изощряются в затейливости разделки, мало считаясь с установленными рисунками. Печь козули начинают с октября. В начале декабря козули появляются в булочных и кондитерских.

В половине декабря ими заполняются все витрины и полки булочных и кондитерских. Размер козуль - от полутора до 10-12 вершков. Стоимость их - от копейки до рубля, а более вычурные изделия кондитеров стоят до 10 рублей и более.

Перед рождеством козули заполняют рынок. Торговки козулями выстраиваются рядами и развертывают свои короба - предлагают покупателям широкий выбор. Громадное количество посылок с козулями рассылалось по России и за границу.

Многое в Архангельской губернии сохранилось от очень глубокой старины. Мне кажется, что и козули холмогорские и мезенские и в ряде других уездов являются наследием здешних первонаселенников. Возможно, что пришедшие сюда новгородцы и москвичи принесли с собой пряники.

И из древней козули из черного теста и из пряника могла выявиться наша козуля. Но, может быть, пряник завезен на Север иноземцами и приспособлен взамен языческого печения к христианскому празднику. Рисунки наиболее давних форм - звезда, ангел, пастух, корзина с дарами , птицы, близкие к человеку животные, елка, виноград, вазы с цветами, олень с санями, лев лев как царь зверей, а может быть, тут сказалось влияние английское или норвежское.

Более поздние козули - амазонка, извозчик, собака с будкой, кошка. И появившиеся за последние десятки лет - пароход, паровоз, велосипедист, аэроплан. А после 1920 года - серп и молот и дед с лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

В 1925 году я видел на рынке козулю с изображением нового орла: форма пряника та же, что и раньше, только на груди орла серп и молот, крест отрезан, а на короне - «РСФСР». В прошлом, 1926 году я встретил в Москве Н. Виноградова, собравшего большую и, кажется, единственную в России коллекцию пряников как образцов народного творчества.

Видя, как Н. Виноградов любовно и внимательно относится к этому виду народного творчества, я поставил перед собой задачу - собрать ему по возможности полную коллекцию козуль. И, может быть, с помощью Н.

Виноградова и других дельных на то людей удастся выяснить их происхождение. Из сборника Писахов С. Сказки, Очерки, Письма.

Русский север. Архангельские козули - не единственный вид северной традиционной выпечки. Если Вы хотите научиться печь козули разных видов, жаворонки.

Сайт автора "Родная тропинка" здесь очень много интересного для детей и их родителей. Материал взят Фото из открытых источников интернета как идеи по оформлению пряников 0.

Архангельск был первым северным российским портом, сюда привозили товары, в том числе сахар и специи, в городе была представительная немецкая слобода. Северные мастерицы вдохновились и придумали свой пряник, похожий на немецкий, адаптировав его к местным реалиям и образам. В 1810-12 годах уроженец Гамбурга Вильгельм Брандт открыл в городе сахарный завод, который снабжал своей сладкой продукцией почти весь европейский Север страны. Сладкий продукт тогда продавался большими и небольшими кусками, именуемыми в Поморье «глызами сахара».

Стоили эти глызы недёшево, но народ с удовольствием покупал сахар, так как в это же время в Поморье стала массово распространяться московская мода на чаепитие с самоварами. При производстве сахара образуется побочный продукт — сладкая, коричневого цвета, тягучая жидкость — сахарная патока. Идеальными покупателями были архангельские кондитеры, так как патока с местного сахарного завода Брандта была очень доступна и в несколько раз дешевле чистого сахарного сиропа и мёда. Благодаря подмешанной в козульное тесто патоке, оно приобретало не только сладкий вкус, но тёмный пряничный цвет. После закрытия завода Брандта встала проблема, как сделать козули темными. Тогда козульницы стали карамелизовать сахар — делать жженку темного цвета, чтобы сохранить темный цвет пряника.

С этого момента расписные силуэтные пряники «козули» в Архангельске начали печь почти повсеместно. Вскоре уже практически никто не ассоциировал этот пряник с его европейскими собратьями. Даже иностранцы считали, что это национальная русская рождественская выпечка. В принципе, так оно и было. Степан Григорьевич Писахов — русский писатель, сказочник и художник, преподаватель живописи, этнограф посвятил архангелогородским пряникам этнографический очерк «О козулях», в котором сетовал: «…наши этнографы пропустили архангельские пряники мимо внимания, видимо потому, что приезжали в Архангельск летом, когда козуль не бывает». В 1926 г.

Виноградова, который уже в течение 13 лет собирал русские пряники и жалел, что архангельских пряников у него нет. Писахов решил пополнить коллекцию архитектора произведениями северных мастеров. На территории Архангельской губернии он собрал 300 различных образцов пряников, выполненных вручную, что составило шестую часть всей коллекции Н. Виноградова, которую тот в 1959 г. При этом собранию С. Писахова он уделил особое внимание.

В 1972 г. Изготовление и роспись традиционных пряников-козуль Пряники-козули в Архангельске выпекали к Рождеству и новому году. Рецепты козульного теста довольно разнообразны, причём многие семьи имеют свои рецепты, которые хранятся в семьях десятилетиями. Но одно остается неизменным: традиционное козульное тесто готовится на жженке с добавлением большого количества пряностей, обязательными из которых являются корица, гвоздика, кардамон и мускатный орех. За счет этого достигается темный цвет теста, а пряности и особая технология замеса теста позволяет архангельскому прянику не портиться в течение года. Рисунок 4.

Козульный замес В своих дневниках известный северный писатель Б. Шергин писал: «У нас, говорю, как и во многих старожитных домах старого Города, пекли паточные пряники. За неделю до праздников готовили тесто. В крупчатку лили первосортную патоку и топлёное русское масло. Месили в больших глиняных горшках. Густого теста заготовляли пуда по два.

Его хранили в горшках же завязанным, на холоду. Пекли сколько когда надо, но и про запас. Раскатывали толщиной с полпальца и жестяными формочками вырезали сердечки, звёзды, кружки величиною в кружок стакана и ставили в печь. И тесто, и пряники хранились долго». Сам пряник вырезается из пластины раскатанного теста ножом или с помощью специальных металлических форм. Нина Анатольевна Филева, искусствовед, член Союза художников России, специалист по традиционной народной культуре Русского Севера, сотрудник ГБУК АО Музейное Объединение «Художественная Культура Русского Севера», о старинных пряничных формах говорит следующее: «Судя по дошедшим до нас редким старинным «вырубкам» — так, в островной части Архангельска Соломбале издавна назывались металлические формы для вырезания силуэтов из пряничного теста — они полностью соответствовали художественным вкусам архангелогородцев.

Самыми популярными в столице Поморья в начале ХХ века были фигурки северных оленей, «жонок» в широких платьях, «самоедов в малицах», лошадок, львов, медведей и других забавных персонажей. Однако самостоятельно изготовить или заказать профессионалам красивую и ладную жестяную вырубку, вероятно, могли далеко не все жители поморской столицы. Старинные козульные формочки среди архангелогородцев очень ценились и, по свидетельству современников, среди которых был и знаменитый писатель-сказочник Степан Писахов, даже передавались по наследству. Сегодня лишь единицы жителей Архангельска могут похвастать подлинными старинными дореволюционными металлическими формами для изготовления пряников-козуль. Да и формочки более позднего советского периода имеются далеко не у всех архангелогородцев.

После замеса тесто накрыть пленкой и 24 часа выдержать в холоде для созревания, лучшего раскрытия аромата специй и улучшения структуры будущей выпечки. После созревания в холоде тесту необходимо 15 минут отлежаться при комнатной температуре, чтобы с ним было легче работать.

После этого тесто станет похожим на пластилин, и его можно будет легко раскатать в пласт удобнее сделать это, поместив тесто между двумя слоями пленки толщиной около 7 мм. Разложить трафареты для пряников на пласте теста и вырезать острым краем ножа фигурки. Если процесс вырезания затянулся, и тесто стало липнуть, можно поместить его в морозилку на 1 час, а потом продолжить работу. Выпекать фигурки будущих козуль в разогретой духовке 15 минут при 200 градусах. Полностью охладить выпечку, не снимая c пергамента. Для глазури перемолоть сахар в пудру и просеять через сито.

Рецепты козуль

Выпекаем в духовке 7-10 минут. Температурный режим — 180 градусов. По желанию украшаем сахарными картинками, которые продаются в специальных магазинах. Или же просто поливаем глазурью способ ее приготовления можно взять в предыдущем рецепте. Козульное тесто Время приготовления: 1 час 35 минут.

Количество порций: 10 персон. Кухня: русская. Сложность приготовления: средняя.

Следом за водой отправляем сливочное масло И в завершение нужно засыпать в масляно-карамельную массу пряности и соду. В этот момент будьте максимально аккуратны.

Даём массе полностью остыть. Теперь добавляем в карамель яичный желток.

Какой же самый вкусный и простой рецепт пряников? Вы можете выбрать любой, что вам по душе, из представленных ниже вариантов. Как сделать пряничное тесто В целом можно выделить три вида пряничного теста — сахарно-медовое, медовое и сахарное. Последнее делают на основе жженки, то есть жженого сахара. При добавлении меда он напоминает карамель. Часто используют и молочную сыворотку.

В целом приготовление теста для пряников в домашних условиях имеет два основных варианта: Основа получается жесткой, что удобно для выпечки различных пряничных домиков, снежинок или звездочек. Мягкая основа, которая замешивается по рецепту без добавления яиц.

Сейчас добавляют и пищевые красители для получения самых разных цветов глазури, но мы дома никогда ими не пользуемся и украшаем пряники только традиционными цветами — белым и розовым — и только с использование натуральных природных продуктов. Украшаем пряники. К украшению пряников традиционно привлекаются дети — от самых маленьких до подростков.

Это очень увлекательный творческий процесс! В северных пряниках обычно не заливают фон глазурью пятнами, а рисуют на нем узоры — прямые линии, волнистые линии, завитки, точки, крестики,зигзаги. Рисовать глазурью на поверхности пряников можно с помощью: А палочки я с детства рисовала обратным острым концом деревянной кисточки , часто макая ее в глазурь и во время работы вытирая излишки глазури с нее льняной салфеткой, Б обычной кисточки для рисования с натуральным ворсом. В можно залить глазурь в маленький полиэтиленовый пакет, сделать в уголке отверстие и рисовать им как кулинарным мешочком, Г для тонких линий используется деревянная зубочистка, Д с помощью готового кондитерского мешочка для украшения тортов и выпечки. Это те способы, которые используем мы.

Даже когда я была очень маленькой я никогда не рисовала на козулях пальцами — это у нас не принято. Украшают маленькие детки козули именно палочкой, ставя крупные точки и рисуя крупные линии. Если рисовать пальцем, то козули выйдут аляповатые, неряшливые, не наши, не северные. Если нужно что-то подправить — то смачиваем кисточку для рисования в стакане с водой, убираем с кисточки излишки воды с помощью льняной салфетки. И подправляем влажной кисточкой контуры рисунка.

Небольшая хитрость: если Вы хотите чтобы глазурь получился заснеженная, то посыпьте пряник сахаром сразу после росписи, когда глазурь еще не подсохла. Когда глазурь застынет — стряхните сахар. Получится мохнатый и пушистый как снег узор на Ваших козулях. Приятного и увлекательного Вам творчества! А в завершении статьи — немного об истории этих пряников из статьи Степана Писахова «О козулях» О козулях «Уходящий старый быт уносит с собой загадку происхождения рождественских козуль.

Издавна завелось к рождеству печь козули. Но почему они пекутся к рождеству только? И откуда это название — козули? Это до сего дня вопросы… Наши этнографы пропустили их мимо внимания, видимо, потому, что приезжали в Архангельск летом, когда козуль не бывает. Попробую сказать несколько слов о козулях.

Может быть, кто-либо откликнется и можно будет выяснить начало козуль. Самые древние козули — холмогорские и мезенские — из черного теста, иногда расцвеченные белым тестом. Холмогорские козули по виду напоминают оленя. Из теста вылеплена фигура на четырех ногах, голова, куст рогов ветвистых, на рогах яблоки, на яблоках птички, вернее крылышки птичек, сделанные из белого теста яблоко с крылышками напоминает изображение крылатого солнца. И вся козуля кажется перенесенной из очень давнего языческого мира.

Чудится какая-то оккультная запись в этой странно красивой фигуре. Размер такой козули бывает 5-6 вершков. Меньшего размера козули делают без яблок на рогах, а только с птичками птички напоминают кисти рук с растопыренными пальцами. Пекут козули и маленького размера — около вершка, упрощенные по рисунку, или пытаются придать им сходство с коровой, конем иногда с всадником на коне. Профессор Зелинский в 1913 году заметил, что эти маленькие козули по форме и размеру очень похожи на фигуры каменного века.

В Мезенском уезде, кроме маленьких, подобных холмогорским, еще пекут плоские козули: раскатывают тесто длинной лентой толщиной в половину карандаша и свертывают ее разными рисунками, порой неожиданно похожими на священный лотос в волнистом окружении, напоминающем сияние. Бывают также птички на гнезде и другие. Весной в 1914 году по моей просьбе старуха взялась настряпать козули. Раскатала из теста нити и начала складывать рисунок, что-то нашептывая. Я спросил: «Что, бабушка, шепчешь?

Имело ли шептание старухи какое-либо отношение к козулям, не знаю. Старуха не объяснила. Другие отговаривались незнанием. В Архангельске козули пекутся из пряничного теста, режутся железными формами пряничные силуэты и украшаются разделываются сахарной глазурью, белой и цветной чаще розовой , обильно облепляются «золотом» и «посыпью». Формы, сделанные из железа, иногда довольно толстого, сохраняются долго, переходя из рода в род.

Расспросами удалось установить давность форм до 200 лет, но, несомненно, есть формы и значительно большей давности. П-вой формы от ее матери, бабки и т. Также и у других мастеров козуль наиболее древних рисунков из дошедших до нас. Козульницы и козульники часто совершенно не умеют рисовать карандашом, а возьмут палочку или трубочку с глазурью и по силуэту пряника, повторяя виденное и перенятое у старших, творят удивительные по красоте рисунки. В 1913 или 1914 году я увидел у торговки-козульницы на рынке козулю, изображающую орла.

На груди у него буква «А» и одна палочка Александр 1. Спросил ее: «Почему у тебя на орле буква «А» и одна палочка? Надо «Н» и две палочки». И услышал в ответ: «А потому, что так надо. Моя маменька да моя бабушка делали букву «А» да одну палочку — значит, так надо.

Что такое козули и как их готовить

В старину пряники "Архангельские козули" пекли настоящие пряничники, которые хранили секрет приготовления теста, глазури и декоративного убранства. Рецепт мягкого пряничного теста передается из уст в уста и держится в страшной тайне. Готовое тесто для пряников по этому рецепту храните в холодильнике. Вода кипячёная 0.5 ст., желтки куриные 2 шт., имбирь сухой 0.5 ч. л., корица молотая 0.5 ч. л., масло сливочное 100 г, мука пшеничная 2 ст., мука ржаная 1 ст., мускатный орех молотый 0.5 ч. л., сахар 1 ст., сода 0.5 ч. л., соль 0.5 ч. л., яйца куриные 1 шт. В итоге я испекла два пряничных домика, а также новогодние пряники медовые и из козульного теста без яиц. Сахар — 250 гр, сливочное масло — 100 гр, яйца — 3 шт., вода — 0.5 стак., пшеничная мука — 600 гр, сода — 0.5 чайн. л., соль — 1 гр, молотая корица — 2 чайн. л., мускатный орех — 1 чайн. л., сахарная пудра — 1 стак.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий