Гражданин РСФСР обязан соблюдать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР и советские законы, уважать правила социалистического общежития, с достоинством нести высокое звание советского гражданина.
Принята четвертая Конституция РСФСР
Республика в составе РСФСР имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и Конституции РСФСР и учитывающую особенности данной республики. Конституция РСФСР 1978 г., являлась вполне «советской», и наследовала основы, заложенные в Конституции (Основном законе) СССР 1977 г. Изменение Конституции РСФСР производится решением Верховного Совета РСФСР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Верховного Совета РСФСР. Гражданин РСФСР обязан соблюдать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР и советские законы, уважать правила социалистического общежития, с достоинством нести высокое звание советского гражданина. РСФСР. Конституция (1978). Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апр. 1978 г., с изменениями и дополнениями.
Конституция РСФСР от 12.04.1978 года - ДЕЙСТВУЕТ!
Эти изменения отразились и в Конституции ЧИАССР 1978 г. Первая часть характеризуется позитивными процессами конституционного развития, совершенствуется советская форма правления. Постановления СМ РСФСР -2021год. Конституция РСФСР от 12 апреля 1978 года, опиралась на союзную Конституцию 1977 года. Конституция СССР 1977 года вместе с основным законом РСФСР 1978 года стали наглядными об-разчиками социалистических кон-ституций.
Главархив — о том, как праздновали День Конституции в разное время
Волей судьбы ей суждено было стать последней в истории республики. В своей статье доктор юридических наук, профессор Леонид Акопов анализирует проблемы, связанные с принятием и последующей реализацией основного закона РСФСР, его дальнейшими радикальными корректировками, обусловленными политико-правовыми трансформациями. Не калька Принятие в 1978 году новой Конституции РСФСР стало следствием появления основного закона СССР 1977 года, который впервые провозгласил Советский Союз социалистическим общенародным государством в отличие от ранее существовавшей характеристики советского государства в качестве государства рабочих и крестьян. Примечательно, что в статье 72 Конституции СССР 1977 года было закреплено и право свободного выхода республик из состава Союза, сохранялось за ними и право внешних связей.
В частности, в ней не воспроизведена полностью преамбула Конституции СССР, более сжато говорится о пути, пройденном за годы советской власти, но отмечена роль РСФСР в развитии ее народов и всего Союза. Также не даются положения, характеризующие высшую цель и главные задачи общенародного государства, сущность развитого социалистического общества. В российской Конституции к тому же большое внимание уделялось прерогативам автономных национально-государственных образований.
Имели место и главы, полностью отсутствовавшие в общесоюзной Конституции, например, о плане социально-экономического развития и о бюджете. В ходе его обсуждения было проведено более 330 тысяч собраний коллективов, сельских сходов и других мероприятий, в которых приняли участие свыше 25 миллионов граждан, выступили более одного миллиона человек, поступило около 10 тысяч предложений, поправок и замечаний. В ходе создания конституционных основ советской государственности были поспешно отвергнуты идеи теории и практики парламентаризма, прав и свобод человека и в целом концепция правового государства.
Принятая внеочередной седьмой сессией Верховного Совета РСФСР 12 апреля 1978 года Конституция РСФСР отличалась от общесоюзного основного закона также особым своеобразием третьего раздела о национально-государственном и административно-территориальном устройстве Российской Федерации. В нем четко определялась компетенция республики и ее суверенные права, закреплялось вхождение в состав РСФСР 16 автономных республик, пяти автономных областей и 10 автономных округов. В тексте Конституции содержались и главы о статусе автономных республик, автономных областей и автономных округов.
По сравнению с ранее действовавшими конституциями РСФСР 1918, 1925 и 1937 годов основной закон 1978 года оказался весьма нестабильным, он неоднократно подвергался существенным изменениям и дополнениям вплоть до его полной отмены в связи с введением в действие Конституции Российской Федерации 1993 года. Таким образом, общий период существования Конституции РСФСР 1978 года составил чуть более 15 лет, из которых пять лет пришлось на кардинальный пересмотр ее положений. Важные новеллы С апреля 1978 года до середины 1988 года в Конституции РСФСР закреплялся очередной этап политического развития республики как период возникновения общенародного государства социалистического типа, провозглашение принадлежности всей полноты власти в государстве народам Российской Федерации, переименование советов депутатов трудящихся в советы народных депутатов.
Кроме того, устанавливалось декларирование в преамбуле основного закона тезиса о сохранении преемственности идей и принципов всех предшествующих конституций РСФСР. Еще сильнее была подчеркнута роль коммунистической партии в качестве руководящей и направляющей силы общества и ядра политической системы страны.
Деньги не понятно за что перечисляются от имени физических лиц, граждан СССР! По крайней мере, будет приостановлен и будет обращен обратно!!! Я прошу Вас прочитать Конституцию РФ от 12. А в 1978 году разве была Российская Федерация? Российская Федерация была образована только 25.
КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Статья 7.
Профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов. Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на социально-культурные мероприятия и материальное поощрение. Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации. Статья 9. Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения. Глава 2. Экономическая система[ править ] Статья 10. Основу экономической системы РСФСР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной общенародной и колхозно-кооперативной собственности. Социалистической собственностью является также имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач.
Государство охраняет социалистическую собственность и создает условия для ее преумножения. Никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях. Статья 11. Государственная собственность - общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности. В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства. Статья 12. Собственностью колхозов и других кооперативных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование. Государство содействует развитию колхозно-кооперативной собственности и ее сближению с государственной.
Колхозы, как и другие землепользователи, обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие. Статья 13. В личной собственности могут находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность граждан и право ее наследования охраняются государством. В пользовании граждан могут находиться участки земли, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства включая содержание скота и птицы , садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства. Граждане обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки. Государство и колхозы оказывают содействие гражданам в ведении подсобного хозяйства. Имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества. Статья 14. Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей.
В соответствии с принципом социализма "От каждого - по способностям, каждому - по труду" государство осуществляет контроль за мерой труда и потребления. Оно определяет размер налога на доходы, подлежащие налогообложению. Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека. Статья 15. Высшая цель общественного производства при социализме - наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей. Опираясь на творческую активность трудящихся, социалистическое соревнование, достижения научно-технического прогресса, совершенствуя формы и методы руководства экономикой, государство обеспечивает рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства. Статья 16. Экономика РСФСР является составной частью единого народнохозяйственного комплекса, охватывающего все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории СССР. Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций.
При этом активно используются хозяйственный расчет, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы. Статья 17. В РСФСР в соответствии с законом допускаются индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества. Статья 18. В интересах настоящего и будущих поколений в РСФСР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды. Глава 3. Социальное развитие и культура[ править ] Статья 19. Государство способствует усилению социальной однородности общества - стиранию классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР. Статья 20.
В соответствии с коммунистическим идеалом "Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех" государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности. Статья 21. Государство заботится об улучшении условий и охране труда, его научной организации, о сокращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства. Статья 22. В РСФСР последовательно претворяется в жизнь программа превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального; расширения в сельской местности сети учреждений народного образования, культуры, здравоохранения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства; преобразования сел и деревень в благоустроенные поселки. Статья 23. На основе роста производительности труда государство неуклонно осуществляет курс на повышение уровня оплаты труда, реальных доходов трудящихся. В целях более полного удовлетворения потребностей советских людей создаются общественные фонды потребления. Государство при широком участии общественных организаций и трудовых коллективов обеспечивает рост и справедливое распределение этих фондов. Статья 24.
В РСФСР действуют и развиваются государственные системы здравоохранения, социального обеспечения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства. Государство поощряет деятельность кооперативных и других общественных организаций во всех сферах обслуживания населения. Оно содействует развитию массовой физической культуры и спорта. Статья 25. В РСФСР существует и совершенствуется единая система народного образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности. Статья 26. В соответствии с потребностями общества государство обеспечивает планомерное развитие науки и подготовку научных кадров, организует внедрение результатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы жизни. Статья 27. Государство заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня. В РСФСР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества.
Глава 4. Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества[ править ] Статья 28. Статья 29. В соответствии с Конституцией СССР защита социалистического Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа. В целях защиты социалистических завоеваний, мирного труда советского народа, суверенитета и территориальной целостности государства созданы Вооруженные Силы СССР и установлена всеобщая воинская обязанность. Долг Вооруженных Сил СССР перед народом - надежно защищать социалистическое Отечество, быть в постоянной боевой готовности, гарантирующей немедленный отпор любому агрессору. Статья 30. Обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по обеспечению безопасности страны и укреплению ее обороноспособности определяются законодательством Союза ССР. Государство и личность[ править ] Глава 5. Равноправие граждан[ править ] Статья 31.
Основания и порядок приобретения и утраты советского гражданства определяются Законом о гражданстве СССР. Статья 32. Граждане РСФСР равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. Равноправие граждан РСФСР обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни. Статья 33. Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей. Статья 34. Осуществление этих прав обеспечивается политикой всестороннего развития и сближения всех наций и народностей СССР, воспитанием граждан в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, возможностью пользоваться родным языком и языками других народов СССР. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, равно как и всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения - наказываются по закону. Статья 35.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства в РСФСР гарантируются предусмотренные законом права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Статья 36. РСФСР предоставляет право убежища иностранцам, преследуемым за защиту интересов трудящихся и дела мира, за участие в революционном и национально-освободительном движении, за прогрессивную общественно-политическую, научную или иную творческую деятельность. Глава 6. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития. Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан. Статья 38. Граждане РСФСР имеют право на труд, - то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, - включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства. Статья 39.
Это право обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени. Продолжительность рабочего времени и отдыха колхозников регулируется колхозами. Статья 40. Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан. Статья 41. Граждане РСФСР имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; другими формами социального обеспечения.
В те времена земля этой площадки принадлежала или относилась к пионерлагерю, который находился в полукилометре. Дети из лагеря приходили и занимались. Рядом располагались поля колхоза или совхоза. В начале 90-х пионерлагерь развалился и самоликвидировался. В 2005-м году бывший колхоз, уже ставший ЗАО оформил земли в собственность и заодно землю с футбольным полем.
«Брежневскую» Конституцию РСФСР не корректировали до 1989 года
Конституция РСФСР 1978 года впервые утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ Российской Федерации. РСФСР во внешнеполитической деятельности руководствуется целями, задачами и принципами внешней политики, определенными Конституцией СССР. Конституция РСФСР 1978 года На протяжении своего 15-летнего срока действия она претерпевала значительные изменения не только в содержании конкретных норм, но и в самой своей сущности.
Последняя Конституция
Так, в их число входили права на: охрану здоровья, жилище, использование культурных достижений, свободу творчества, внесение предложений в госорганы и много другое. Последующие изменения Конституции 1978 года После 1989 года в нее внесли более 300 поправок. Этому послужило причиной изменение политической системы общества и экономической ситуации в стране в период перестройки. Также были осуществлены реформы в сфере судебной власти. Конституция пополнилась нормами, которые касались признания частной собственности на производственные средства, разделения власти, местного самоуправления и политического плюрализма. Также сильно изменилось федеративное устройство страны.
Принцип единства государственной власти Конституция определяла, что государственная власть в РСФСР осуществляется на основе принципа единства государственной власти, что означало, что все органы государственной власти подчиняются единому закону и руководятся едиными принципами. Принцип народного суверенитета Конституция утверждала, что власть в РСФСР принадлежит народу, который осуществляет ее через своих представителей — депутатов народных депутатов. Гражданские права и свободы Конституция гарантировала гражданам РСФСР широкий спектр прав и свобод, включая право на жизнь, свободу слова, свободу совести, право на труд и др. Экономическая система Конституция устанавливала, что экономическая система РСФСР основана на социалистической собственности на средства производства и плановом управлении экономикой. Это лишь некоторые из основных положений Конституции РСФСР 1978 года, которые определяли основы организации государственной власти и жизни в стране. Структура и содержание Конституции Конституция РСФСР 1978 года состояла из нескольких разделов, каждый из которых содержал определенные положения и нормы. Преамбула Преамбула являлась вступительной частью Конституции и содержала общие принципы и цели, которые лежали в основе создания и функционирования РСФСР. В нем были закреплены такие права, как право на жизнь, свободу личности, свободу слова, свободу совести и религии, право на труд и др. Организация государственной власти В этом разделе Конституции была определена структура и функции органов государственной власти РСФСР. Он определял, что экономика страны основана на социалистической собственности на средства производства и плановом управлении экономикой. Каждый раздел включал в себя более детальные статьи и нормы, которые регулировали различные аспекты жизни и деятельности государства. Это означало, что основой экономической системы была социалистическая собственность на средства производства и плановое управление экономикой. Она закрепляла роль КПСС в формировании и реализации государственной политики, а также в управлении экономикой и общественной жизнью. Она закрепляла право на труд, социальное обеспечение, жилище, здравоохранение, образование и другие социальные блага.
А дальше поддержка разрушительных инициатив Ельцина депутатами только росла. Правда, при этом декларировалась и лояльность к Союзу, но только «обновлённому», то есть пока ещё не существующему. Что поделать — на волне перестроечной эйфории, когда цены, зарплаты и социальные гарантии были ещё вполне вменяемыми, но при этом так хотелось «60 сортов колбасы в любом магазине», немалой части российских коммунистов тоже захотелось всего и сразу. И они, вместо того, чтобы длительной и успешной работой на доверенных участках добиться права руководить на общесоюзном уровне, предпочли просто перетащить власть на себя, перераспределив её с союзного Центра на республиканский. И те же депутаты с подачи своего Председателя подложили настоящую бомбу огромной разрушительной силы под Союз, вынеся на референдум о сохранении СССР 17 марта 1991 года и свой вопрос — о введении поста президента РСФСР. Хотя, конечно, простым гражданам, малоискушённым в политике, такое простить ещё можно, учитывая, что им по всем телеканалам объясняли, что президент — это хорошо, и в России будет не хуже, чем в Америке. Вот только в США президента хоть и избирают прямым если не считать формального института коллегии выборщиков голосованием, но министров своего правительства он обязан утверждать в Конгрессе. Но вот о расстрелянном Конгрессе в американской истории сведений нет. Однако российские депутаты в 1991 году наделили президента полномочиями, которые и не снились его американским коллегам, с необходимостью утверждать в Верховном Совете кандидатуру лишь главы правительства, разрешив назначать остальных членов правительства лично и фактически бесконтрольно. На это немногие обращают внимания, но ведь именно с этого момента, больше чем за год до подавления Ельциным так называемого августовского путча 1991 года, Россия фактически перестала быть советской. Была ликвидирована коллегиальности при принятии решений, идущая ещё от архетипов русского народного сознания с его высшим авторитетом в виде соборности.
Статья 6 Конституции выражала классовый характер демократии и закрепляла за КПСС руководящую роль в политической структуре государства. Статус личности в этот период развивался в двух направлениях. Так, в их число входили права на: охрану здоровья, жилище, использование культурных достижений, свободу творчества, внесение предложений в госорганы и много другое. Последующие изменения Конституции 1978 года После 1989 года в нее внесли более 300 поправок. Этому послужило причиной изменение политической системы общества и экономической ситуации в стране в период перестройки. Также были осуществлены реформы в сфере судебной власти.
Конституция РСФСР от 12.04.1978 б/н
Так, в их число входили права на: охрану здоровья, жилище, использование культурных достижений, свободу творчества, внесение предложений в госорганы и много другое. Последующие изменения Конституции 1978 года После 1989 года в нее внесли более 300 поправок. Этому послужило причиной изменение политической системы общества и экономической ситуации в стране в период перестройки. Также были осуществлены реформы в сфере судебной власти. Конституция пополнилась нормами, которые касались признания частной собственности на производственные средства, разделения власти, местного самоуправления и политического плюрализма. Также сильно изменилось федеративное устройство страны.
N 2708-I Глава 13. Статья 104. Высшим органом государственной власти Российской Федерации является Съезд народных депутатов Российской Федерации. Съезд народных депутатов Российской Федерации правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации, К исключительному ведению Съезда народных депутатов Российской Федерации относится: 1 принятие Конституции Российской Федерации, внесение в нее изменений и дополнений; 2 определение внутренней и внешней политики Российской Федерации; 2. Съезд народных депутатов Российской Федерации принимает законы Российской Федерации и постановления большинством голосов от общего числа народных депутатом Российской Федерации, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации.
Съезд народных депутатов Российской Федерации принимает решения о проведении всенародного голосования, референдума. Статья 105. Съезд народных депутатов Российской Федерации состоит из 1068 депутатов: 900 депутатов - от территориальных избирательных округов; 168 депутатов - от национально-территориальных избирательных округов по нормам: 4 депутата от каждой республики в составе Российской Федерации, 2 депутата от каждой автономной области, один депутат от каждого автономного округа и 84 депутата от краев, областей исключая автономные образования , городов Москвы и Санкт-Петербург. Территориальные и национально-территориальные избирательные округа образуются в основном с равной численностью избирателей соответственно - территориальные на всей территории Российской Федерации и национально-территориальные - в пределах республики в составе Российской Федерации, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономного округа. Статья 106. Съезд народных депутатов Российской Федерации созывается на первое заседание не позже чем через два месяца после выборов. По представлению избираемой им мандатной комиссии Съезд народных депутатов Российской Федерации принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных депутатов недействительными. Очередные заседания Съезда народных депутатов Российской Федерации проводятся один раз в год. Внеочередные заседания созываются по инициативе Верховного Совета Российской Федерации, по предложению одной из палат Верховного Совета Российской Федерации, Президиума Верховного Совета Российской Федерации, Председателя Верховного Совета Российской Федерации, не менее одной пятой народных депутатов Российской Федерации, Президента Российской Федерации либо по инициативе республики в составе Российской Федерации в лице ее высшего органа государственной власти, края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга в лице Совета народных депутатов. Первое после выборов заседание Съезда народных депутатов Российской Федерации открывает и ведет Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Российской Федерации, а после избрания Председателя Верховного Совета Российской Федерации и его заместителей заседания Съезда народных депутатов Российской Федерации ведет Председатель Верховного Совета Российской Федерации или его заместитель.
Статья 107. Верховный Совет Российской Федерации - орган Съезда народных депутатов Российской Федерации, постоянно действующий законодательный распорядительный и контрольный орган государственной власти Российской Федерации. Верховный Совет Российской Федерации формируется из числа народных депутатов Российской Федерации Съездом народных депутатов Российской Федерации и ему подотчетен. Верховный Совет Российской Федерации состоит из двух палат: Совета Республики и Совета Национальностей, равных по своему численному составу. Палаты Верховного Совета Российской Федерации равноправны. Совет Республики формируется из числа народных депутатов Российской Федерации от территориальных избирательных округов с учетом численности избирателей в регионе. Совет Национальностей формируется из числа народных депутатов Российской Федерации от национально-территориальных избирательных округов по нормам: 3 депутата от каждой республики в составе Российской Федерации, один депутат от каждой автономной области и от каждого автономного округа, 63 депутата от краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. При невозможности представительства республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев и областей в Совете Национальностей Верховного Совета Российской Федерации депутатами от национально-территориальных округов по представлению территориальных депутатских групп в Совет Национальностей могут быть включены народные депутаты от территориальных избирательных округов. Съезд народных депутатов Российской Федерации ежегодно обновляет часть состава Совета Республики и Совета Национальностей по установленной им норме. Председатели Совета Республики и Совета Национальностей руководят заседаниями соответствующих палат и ведают их внутренним распорядком.
Совместные заседания палат ведут Председатель Верховного Совета Российской Федерации, его заместители либо поочередно председатели Совета Республики и Совета Национальностей. Статья 108. Верховный Совет Российской Федерации созывается Президиумом Верховного Совета Российской Федерации на очередные сессии, которые проводятся два раза в год. Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета Российской Федерации по его инициативе либо по предложению Председателя Верховного Совета Российской Федерации, Президента Российской Федерации, республики в составе Российской Федерации в лице ее высшего органа государственной власти, края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга в лице Совета народных депутатов или не менее трети состава одной из палат Верховного Совета Российской Федерации. Сессия Верховного Совета Российской Федерации состоит из раздельных и совместных заседаний палат, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета Российской Федерации. Сессия открывается и закрывается на раздельных или совместных заседаниях палат. По истечении срока полномочий Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховный Совет Российской Федерации сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Съездом народных депутатов Российской Федерации нового состава Верховного Совета Российской Федерации. Статья 109. Полномочия народного депутата Российской Федерации, назначенного или избранного на должность, пребывание в которой в соответствии с настоящей Конституцией несовместимо со статусом народного депутата Российской Федерации, прекращаются с момента назначения или избрания его на указанную должность; 25 объявляет всероссийский референдум, назначенный по решению Съезда народных депутатов Российской Федерации или по требованию не менее чем одного миллиона граждан Российской Федерации, либо не менее одной трети от общего числа народных депутатов Российской Федерации; 26 решает другие вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации, кроме тех, которые относятся к исключительному ведению Съезда народных депутатов Российской Федерации. Законы и постановления, принятые Верховным Советом Российской Федерации, не могут противоречить законам и другим актам, принятым Съездом народных депутатов Российской Федерации.
Статья 110. Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации, осуществляющие деятельность на всей территории Российской Федерации. Статья 111. Проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации, обсуждаются палатами на их раздельных или совместных заседаниях. Проекты законов, внесенные Президентом Российской Федерации, могут быть определены им как первоочередные. Закон Российской Федерации считается принятым, если в каждой из палат Верховного Совета Российской Федерации за него проголосовало большинство членов палаты. Проекты законов и другие наиболее важные вопросы государственной жизни решением Верховного Совета Российской Федерации, принятым по его инициативе или по предложению республики в составе Российской Федерации в лице ее высшего органа государственной власти, края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга в лице Советов народных депутатов, могут быть вынесены на народное обсуждение. Статья 112. Каждая палата Верховного Совета вправе рассматривать любые вопросы, отнесенные к ведению Верховного Совета Российской Федерации. Рассмотрению прежде всего в Совете Республики подлежат вопросы государственного строительства и социально-экономического развития, имеющие общее для всей республики значение, прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации.
Рассмотрению прежде всего в Совете Национальностей подлежат вопросы обеспечения национального равноправия интересов наций, народностей и национальных групп в сочетании с общими интересами и потребностями советского многонационального государства; государственного строительства и социально-экономического развития, имеющие важное значение для республики в составе Российской Федерации, автономной области и автономного округа; совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего межнациональные отношения. По вопросам своей компетенции каждая из палат принимает постановления. Постановление, принятое одной из палат, при необходимости передается в другую палату и при одобрении ею приобретает силу постановления Верховного Совета Российской Федерации. В случае разногласия между Советом Республики и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах, после чего вопрос вторично рассматривается Советом Республики и Советом Национальностей на совместном заседании. Если и в этом случае согласие не будет достигнуто, вопрос переносится на рассмотрение Съезда народных депутатов Российской Федерации. Статья 113. Президиум Верховного Совета Российской Федерации является подотчетным Верховному Совету Российской Федерации органом, обеспечивающим организацию работы Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и осуществляющим другие полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации. Статья 114. Президиум Верховного Совета Российской Федерации издает указы и принимает постановления. Статья 115.
Председатель Верховного Совета Российской Федерации избирается Съездом народных депутатов Российской Федерации из числа народных депутатов Российской Федерации тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд. Он может быть в любое время путем тайного голосования отозван Съездом народных депутатов Российской Федерации. Председатель Верховного Совета Российской Федерации издает распоряжения. Первый заместитель Председателя Верховного Совета Российской Федерации и заместитель Председателя Верховного Совета Российской Федерации выполняют по уполномочию Председателя Верховного Совета Российской Федерации отдельные его функции и замещают Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей. Статья 116. Совет Республики и Совет Национальностей избирают из числа членов Верховного Совета Российской Федерации, других народных депутатов Российской Федерации постоянные комиссии палат для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета Российской Федерации, а также для содействия проведению в жизнь законов Российской Федерации и иных решений, принятых Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации, контроля за деятельностью государственных органов и организаций. В этих же целях палаты Верховного Совета Российской Федерации могут создавать на совместных началах комитеты Верховного Совета Российской Федерации из числа членов палат Верховного Совета Российской Федерации и других народных депутатов Российской Федерации. Верховный Совет Российской Федерации, каждая из его палат создают, когда сочтут необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу. Постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета Российской Федерации ежегодно обновляются по нормам, устанавливаемых Верховным Советом Российской Федерации. Статья 117.
Законы и другие решения Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации, постановления его палат принимаются, как правило, после предварительного обсуждения проектов соответствующими постоянными комиссиями палат или комитетами Верховного Совета Российской Федерации. Законы Российской Федерации подписываются и обнародуются Президентом Российской Федерации в течение 14 дней. Президент Российской Федерации вправе вернуть до истечения указанного срока закон Российской Федерации, принятый Верховным Советом Российской Федерации, для повторного рассмотрения. В этом случае закон Российской Федерации подписывается Президентом Российской Федерации в трехдневный срок после повторного его принятия большинством голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации в каждой из палат Верховного Совета Российской Федерации. Избрание судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации, а также назначение Генерального прокурора Российской Федерации производятся при наличии заключений соответствующих постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета Российской Федерации. Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий палат, комиссий и комитетов Верховного Совета Российской Федерации, представлять им необходимые материалы и документы. Рекомендации комиссий и комитетов подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения и принятых мерах должно быть сообщено комиссиям и комитетам в установленный ими срок. Статья 118. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на данном заседании Съезда или на данной сессии Верховного Совета Российской Федерации не более чем в трехдневный срок.
Народные депутаты Российской Федерации освобождаются от выполнения служебных или производственных обязанностей на определенный срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности на Съезде народных депутатов Российской Федерации, в Верховном Совете Российской Федерации, его палатах, комиссиях и комитетах, а также среди населения. Народные депутаты Российской Федерации, избранные в состав Верховного Совета Российской Федерации, освобождаются от выполнения служебных или производственных обязанностей на весь период своих полномочий в Верховном Совете Российской Федерации. Народный депутат Российской Федерации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Съезда народных депутатов Российской Федерации, а в период между его заседаниями - без согласия Верховного Совета Российской Федерации. Статья 119. Порядок избрания и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определятся Законом Российской Федерации о Конституционном суде Российской Федерации, утверждаемым Съездом народных депутатов Российской Федерации. Статья 120. Съезд народных депутатов Российской Федерации и Верховный Совет Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью всех подотчетных им государственных органов. Статья 121. Глава 13-1. Президент Российской Федерации в ред.
N 1326-1 Статья 121-1. Президент Российской Федерации является высшим должностным лицом Российской Федерации и главой исполнительной власти в Российской Федерации. Президент Российской Федерации не может быть народным депутатом, Президент Российской Федерации не занимает никакие другие должности в государственных, коммерческих и общественных органах и организациях, не имеет права на предпринимательскую деятельность. N 1326-1 Статья 121-2. Президентом Российской Федерации может быть избран только гражданин Российской Федерации не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом. Президент Российской Федерации избирается сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом Российской Федерации более двух сроков подряд. N 1326-1 Статья 121-3. Выборы Президента Российской Федерации осуществляются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Никакие иные выборы или назначение на должность, а равно присвоение полномочий Президента Российской Федерации не законны и не действительны.
Порядок выборов и вступления в должность Президента Российской Федерации устанавливается законами Российской Федерации. N 1326-1 Статья 121-4. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит следующую присягу: "Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, защищать ее суверенитет, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, права народов Российской Федерации и добросовестно исполнять возложенные на меня народом обязанности". N 1326-1 Статья 121-5. Президент Российской Федерации: 1 обладает правом законодательной инициативы; 2 подписывает и обнародует законы Российской Федерации в течение 14 дней с момента их принятия. Законы, принятые Верховным Советом Российской Федерации, могут быть возвращены до истечения этого срока Президентом Российской Федерации для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон Российской Федерации принят большинством голосов от общего состава каждой из палат Верховного Совета Российской Федерации, то Президент Российской Федерации обязан его подписать в течение трех дней; 3 представляет не реже одного раза в год доклады Съезду народных депутатов Российской Федерации о выполнении принятых Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации социально-экономических и иных программ, о положении в Российской Федерации, обращается с посланиями к народу Российской Федерации, Съезду народных депутатов Российской Федерации и Верховному Совету Российской Федерации. Съезд народных депутатов Российской Федерации большинством голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации вправе потребоваться от Президента Российской Федерации внеочередного доклада; 4 назначает Председателя Совета Министров Российской Федерации с согласия Верховного Совета Российской Федерации; 5 назначает и освобождает от должности министров, руководителей комитетов и ведомств Российской Федерации по представлению Председателя Совета Министров Российской Федерации. Министр иностранных дел Российской Федерации, министр обороны Российской Федерации, министр безопасности Российской Федерации, министр внутренних дел Российской Федерации назначаются на должность с согласия Верховного Совета Российской Федерации; 6 руководит деятельностью Совета Министров Российской Федерации; 6. По предложению Президента Российской Федерации созываются внеочередные заседания Съезда народных депутатов Российской Федерации и внеочередные сессии Верховного Совета Российской Федерации.
Президент Российской Федерации не имеет права роспуска либо приостановления деятельности Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации; 12 объявляет в соответствии с законом Российской Федерации чрезвычайное положение. На территории республики в составе Российской Федерации чрезвычайное положение объявляется по согласованию с ее высшими органами государственной власти; 13 решает в соответствии с законом вопросы гражданства Российской Федерации, предоставления политического убежища; 14 награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает специальные звания, классные чины и почетные звания Российской Федерации; 15 осуществляет право помилования граждан, осужденных судами Российской Федерации; 16 является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, назначает на должность и освобождает от должности высших должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации и присваивает высшие воинские звания в порядке, определяемом законом; 17 осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации. N 1326-1 Статья 121-6. Полномочия Президента Российской Федерации не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно. N 1326-1 Статья 121-7. Кандидатуру вице-президента Российской Федерации предлагает кандидат в Президенты Российской Федерации. Вице-президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом. Вице-президент Российской Федерации не может быть народным депутатом. Вице-президент Российской Федерации осуществляет по поручению Президента Российской Федерации отдельные его полномочия. Вице-президент Российской Федерации замещает Президента Российской Федерации в случае его отсутствия.
N 1326-1 Статья 121-8. Президент Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению, издает указы и распоряжения, проверяет их исполнение. Указы Президента Российской Федерации обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. В случае противоречия акта Президента Конституции, закону Российской Федерации действует норма Конституции, закона Российской Федерации. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов Президентов республик и Советов Министров Кабинетов министров республик в составе Российской Федерации, а также отменять акты краевой, областной, городской администрации, администрации автономной области, администрации автономных округов в случае противоречия этих актов законодательству Российской Федерации. N 1326-1 Статья 121-9. Президент Российской Федерации и вице-президент Российской Федерации неприкосновенны и охраняются законом. N 1326-1 Статья 121-10. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности в случае нарушения Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, а также данной им присяги. Такое решение принимается Съездом народных депутатов Российской Федерации на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации большинством в две трети голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации по инициативе Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации или одной из его палат.
Вице-президент Российской Федерации может быть отрешен от должности в случае нарушения Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящей статьей. N 1326-1 Статья 121-11. В случае отрешения Президента Российской Федерации от должности, отставки Президента Российской Федерации, невозможности дальнейшего осуществления им своих полномочий, а также в случае смерти Президента Российской Федерации полномочия Президента Российской Федерации исполняет вице-президент Российской Федерации. N 1326-1 Глава 14. Совет Министров Российской Федерации в ред. N 2708-I Статья 122. N 1326-1 Статья 123. Министр иностранных дел Российской Федерации, министр обороны Российской Федерации, министр безопасности Российской Федерации и министр внутренних дел Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации с согласия Верховного Совета Российской Федерации. По представлению Председателя Совета Министров Российской Федерации Президент Российской Федерации может включить в состав Правительства Российской Федерации руководителей других центральных органов государственного управления, подведомственных Правительству Российской Федерации. Вопрос о доверии Совету Министров Российской Федерации решается Съездом народных депутатов Российской Федерации большинством голосов от общего состава народных депутатов Российской Федерации или Верховным Советом Российской Федерации большинством голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации в каждой из палат Верховного Совета Российской Федерации.
Статья 124. Исключена Статья 125. Совет Министров Российской Федерации правомочен решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Российской Федерации, постольку, поскольку они не входят согласно Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации в компетенцию Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации и Президента Российской Федерации. Статья 126. Исключена Статья 127. Совет Министров Российской Федерации на основе и во исполнение законов Российской Федерации и иных решений Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров Российской Федерации обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Статья 128. Совет Министров Российской Федерации в пределах своей компетенции имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений Советов Министров республики в составе Российской Федерации, а также отменять противоречащие законодательству акты краевой, областной, городской городов федерального значения администрации, администрации автономной области, автономного округа. Совет Министров Российской Федерации имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов Российской Федерации, других подведомственных ему органов.
N 1326-1 Статья 129. Совет Министров Российской Федерации объединяет и направляет работу министерств и государственных комитетов Российской Федерации, других подведомственных ему органов. Республиканские министерства и государственные комитеты Российской Федерации руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь Совету Министров Российской Федерации. Министерства и государственные комитеты Российской Федерации несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер и отраслей управления. Статья 130. Высшие органы государственной власти и управления республики в составе Российской Федерации в ред. N 1326-1 Глава 15. Съезд народных депутатов и Верховный Совет республики в составе Российской Федерации в ред. Статья 131. Высшими органами государственной власти республик в составе Российской Федерации являются Съезды народных депутатов, а в тех республиках в составе Российской Федерации, где Съезды народных депутатов не создаются, - Верховные Советы республик в составе Российской Федерации.
Статья 132. Полномочия, структура и порядок деятельности Съездов народных депутатов и Верховных Советов республик в составе Российской Федерации определяются Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Глава 15. Глава исполнительной власти Президент республики в составе Российской Федерации в ред. Глава исполнительной власти Президент республики в составе Российской Федерации является высшим должностным лицом республики и главой исполнительной власти в республике в составе Российской Федерации. Глава исполнительной власти Президент республики в составе Российской Федерации входит в единую систему исполнительной власти Российской Федерации, возглавляемую Президентом Российской Федерации, и выступает гарантом прав и свобод личности, соблюдения Конституции и законов Российской Федерации, Конституции и законов республики в составе Российской Федерации, защищает суверенитет, экономические и политические интересы Российской Федерации и республики в составе Российской Федерации. Полномочия, порядок избрания и деятельности глав исполнительной власти президентов республик в составе Российской Федерации определяются конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Глава 16. Совет Министров республики в составе Российской Федерации в ред. N 1326-1 Статья 133.
Совет Министров Кабинет Министров республики в составе Российской Федерации - Правительство республики в составе Российской Федерации - орган исполнительной власти, возглавляемый и формируемый главой исполнительной власти Президентом республики в составе Российской Федерации. Статья 134. Совет Министров республики в составе Российской Федерации на основе и во исполнение законов Российской Федерации и республики в составе Российской Федерации и иных решений Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, Съезда народных депутатов, Верховного Совета республики в составе Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации и главы исполнительной власти Президента республики в составе Российской Федерации, постановлений и распоряжений Совета Министров Российской Федерации издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров республики в составе Российской Федерации обязательны к исполнению на всей территории республики в составе Российской Федерации. Статья 135. Совет Министров республики в составе Российской Федерации в пределах своей компетенции имеет право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов районных и городских городов республиканского АССР подчинения Советов народных депутатов. Совет Министров республики в составе Российской Федерации имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов республики в составе Российской Федерации, других подведомственных ему органов. N 1326-1 Статья 136. Совет Министров республики в составе Российской Федерации объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов республики в составе Российской Федерации, других подведомственных ему органов.
В первые 10 лет новую конституционную систему СССР характеризовали следующие черты: 1. Принятие всех этих конституций отразило новый этап - этап «развитого социализма», означавший превращение советского государства из диктатуры пролетариата в общенародное. Несмотря на утверждение об общенародном характере государства, конституция не утрачивала классового характера. Классовый характер конституций подчеркивался и тем, что они более откровенно отражали роль коммунистической партии. Появилась отдельная статья о партии, причем включенная в первую главу. Сохранилась в конституциях и классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией». Конституция закрепила более полный перечень прав граждан, введя новые права право на жилище, охрану здоровья и т. Конституция 1978 г. В ней появились 11 разделов, делившихся на 22 главы. Конституция стала более объемной. Последующие процессы реформирования Конституции 1978 г. Дальнейшее реформирование Конституции России осуществлял Съезд народных депутатов. Это выразилось в следующих нововведениях: а отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного федеративного; б устранение из Конституции положений о коммунистической партии как ядре политической системы; в признание приоритета прав человека и гражданина; г признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности, отказ от признания государственной собственности в качестве основной; д постепенное видоизменение структуры советской власти, отказ от республики Советов, переход на парламентскую систему; признание принципа разделения властей; введение института Президента; установление местного самоуправления.
В 1990 году Россия, как и другие союзные республики, провозгласила свою независимость. Была принята «Декларация о государственном суверенитете РСФСР», в которой закрепили новое название страны — Российская Федерация, и заявили о необходимости принятия новой Конституции России. Она была принята в 1993 году, а поправки в неё внесли в 2020 году.
12 апреля 1978 г. Принята четвертая Конституция РСФСР
Конституционный процесс в России был прерван. После революции 1905 года император Николай II подписал манифесты 6 августа и 17 октября , в соответствии с которыми учреждались Государственная Дума и "Положение о выборах". Эти документы были восприняты как первый шаг к правовому строю. Временное правительство после Февральской революции 1917 года взяло на себя функцию управления страной до созыва Учредительного собрания, призванного приступить к формированию в России правового государства. Однако созданное к началу 1918 года собрание решением ВЦИК было распущено уже 6 января того же года. В ней были воплощены лозунги, провозглашенные большевиками: вся власть передавалась Советам, отменялась частная собственность на землю, вводились ограничения в политических правах для отдельных социальных групп. Ее особенность заключалась в том, что она не содержала положений о подавлении эксплуататорских классов и мировой революции.
Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
Верховный Совет теперь состоял из двух а не одной как это было в 1938—1990 годах палат - Совета Национальностей и Совета Республики, организацию работы обеспечивал Президиум Верховного Совета. Статья 1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами. Упразднялась система государственного арбитража, замененная системой арбитражных судов. Политический кризис в Российской Федерации 1992—1993 годов — противостояние между двумя политическими силами: с одной стороны — Президент России Б.
Ельцин, Совет Министров — Правительство Российской Федерации во главе с председателем Виктором Черномырдиным, мэр Москвы Юрий Лужков и ряд региональных руководителей, часть народных депутатов — сторонники Ельцина; с другой стороны — руководство Верховного Совета и большая часть народных депутатов во главе с Р.
Статья 7 Все политические партии, другие общественные организации и массовые движения, осуществляя предусмотренные их программами и уставами цели, действуют в рамках Конституции и законов Российской Федерации, Конституций и законов республик в составе Российской Федерации и в соответствии с правовыми актами Советов народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Не допускаются создание и деятельность партий, общественных организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание не предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации структур власти, незаконных вооруженных формирований, разжигание социальной, национальной и религиозной розни, включая пропаганду исключительности и любых форм дискриминации по признакам этнической, национальной, расовой, религиозной принадлежности. Статья в редакции, введенной в действие с 12 января 1993 года Федеральным законом от 9 декабря 1992 года N 4061-1 , - см. Статья 9 Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения. Глава 2. Экономическая система Статья 10 В Российской Федерации признаются и защищаются следующие формы собственности: частная юридических лиц и граждан, коллективная общая совместная, общая долевая , государственная, муниципальная и собственность общественных объединений. Государство создает условия для развития разнообразных форм собственности и обеспечивает равную защиту всех ее форм. Собственность не может использоваться в целях, противоречащих интересам общества, правам и свободам других граждан. Конфискация и реквизиция имущества допускаются только в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Исходя из общественных интересов, закон устанавливает пределы свободы экономической деятельности. Владение, пользование и распоряжение природными богатствами не могут осуществляться в ущерб интересам этих народов.
Время принятия
- Конституция РСФСР 1978г.
- Отличия Конституции РСФСР 1978 от предыдущих
- Конституция (Основной Закон) РСФСР 1978 года. Владимир Иванович Говоров..mp4
- 12 апреля 1978 г. Принята четвертая Конституция РСФСР - About Russia
- Содержание
- Конституция СССР 1978 г. | Музей истории российских реформ имени П. А. Столыпина
Время принятия
- 12 апреля 1978 года принята четвертая Конституция РСФСР
- Правила комментирования
- Новая структура Конституции РСФСР 1978 года
- Существует ли документ об отмене Конституции СССР, принятой в 1977 году?