гибели в Норвежском море АПЛ "Комсомолец" выяснились новые подробности расследования по этому делу. И уже через полчаса после посадки на грунт Евгений Черняев сообщил по подводной связи: "Вышли на лодку "Комсомолец". РИА Новости, 03.03.2020. В годовщину гибели «Комсомольца» соберутся оставшиеся в живых, их родные и близкие, ветераны-подводники на панихиду в Николо-Богоявленском Морском соборе в 12:00, чтобы почтить память «воинов в море погибших». РИА Новости, 03.03.2020.
Секрет ядерного гонщика: почему на самом деле затонула подлодка "Комсомолец"
Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» из состава 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота погибла 7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой службы. Главная Наша деятельность Новости В Мурманской области прошли мероприятия, посвященные 25-й годовщине гибели АПЛ К-278 «Комсомолец». Через день после гибели подлодки военная прокуратура Северного округа возбудила уголовное дело по статье «Халатность, повлекшее тяжкие последствия».
Гибель "Комсомольца": выводы не сделаны
РИА Новости, 03.03.2020. обзоры пользователей. В России сегодня вспоминают моряков с затонувшей атомной подводной лодки «Комсомолец». Экипаж атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец» состоял из 69 человек.
Судьба атомной подлодки К-278 «Комсомолец» – крейсера который опередил время
«Мы уходим на дно в этот раз навсегда»: 7 апреля россияне чтут память всех погибших подводников | Филиппов Р.К. (1968 - 1989). См. так же: Указ о награждении орденом Красного Знамени членов экипажа подводной лодки "Комсомолец". |
Навсегда подводная: как затонул «Комсомольск» | РИА Новости, 03.03.2020. |
Почему погибла самая совершенная подлодка в мире - Экспресс газета | Главная Наша деятельность Новости В Мурманской области прошли мероприятия, посвященные 25-й годовщине гибели АПЛ К-278 «Комсомолец». |
7 апреля - 25 лет со дня гибели АПЛ "Комсомолец". Справка - ТАСС | Главная Наша деятельность Новости В Мурманской области прошли мероприятия, посвященные 25-й годовщине гибели АПЛ К-278 «Комсомолец». |
Памяти погибших подводников | 7 апреля 1989 года в Норвежском море при возвращении с боевого дежурства погибла атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» в результате объемного пожара в двух смежных отсеках. |
В Мурманской области прошли мероприятия, посвященные 25-й годовщине гибели АПЛ К-278 «Комсомолец»
Только теперь на поверхности удалось локализовать пожар. Экипаж лодки «Комсомолец» понес первые потери. Многие получили тяжелые отравления. От других, как казалось, смерть отступила, но пожар под водой был только первым кругом ада, через который прошли советские подводники. На базу полетела радиограмма, сообщающая об аварии и координатах лодки «Комсомолец». Аварийно-спасательная служба Северного флота тут же приступила к спасательной операции.
К месту аварии были направлены рыболовецкие суда находившиеся неподалеку. Ожидаемое время прибытие спасательных судов 18:00. Но времени, как оказалось, было в обрез. Большая часть подводников ожидали спасение в ограждениях боевой рубки. В отсеках аварийной лодки «Комсомолец» оставались только несколько человек, которые собирали и уничтожили секретную документацию.
Отключали и демонтировали секретную аппаратуру, так как лодка «Комсомолец» была закрытым проектом. За утечку информации, подводникам пришлось бы поплатиться не только карьерой, но и головой. Они даже не подозревали, какая опасность их поджидала. Потеряв герметичность, кормовой отсек лодки начал набирать забортную воду. Внезапно задымленный, но все еще хорошо знакомый мир подводной лодки «Комсомолец» начал переворачиваться буквально на глазах.
Отсек вдруг накренился почти вертикально. Со всех ног советские подводники бросились к спасительному люку боевой рубки. Задрав нос в небо почти на 80 градусов лодка «Комсомолец» забирала все больше воды, окончательно теряя плавучесть. Когда субмарина притопилась, вода стала поступать через вентиляционные отверстия, которые открыли после пожара. Выбраться наружу аварийная команда не успевала.
Рубка ушла под воду почти наполовину. Но прежде чем она скрылась под водой полностью, рубочный люк был задраен. Заложниками гибнущей субмарины стали моряки из аварийной команды и командир лодки Евгений Ванин. Он спустился в отсеки в последний момент, чтобы забрать моряков с тонущей лодки «Комсомолец». Субмарина погружалась все глубже.
Шансы на спасение становились минимальны. Но и те кто остался снаружи на свежем воздухе теперь тоже оказались в опасности. Кто остался не на спасательном плоту и без жилета, не давало человеку шансов на спасение, так как температура воды составляла чуть выше нуля градусов. Захлопнув верхний люк, мичман Копейка рассчитывал, что члены аварийной команды успели перебраться в спасательную капсулу. Иных вариантов на спасение не оставалось.
В мигающем свете всюду искрили приборы, и повсюду хлестала вода. Мичман Слюсаренко до капсулы добрался последним. Обессиленного подводника в последний момент втащили в спасательную капсулу. После этого нижний люк капсулы захлопнули. По мере падения падающая в бездну лодка «Комсомолец» за счет заклинившихся рулей выпрямилась и встала горизонтально.
Для современной подводной лодки «Комсомолец» конструкторы предусмотрели принципиально иной способ спасения экипажа. Это спасательная капсула, которая в обычном режиме служит входом и выходом на субмарину, поскольку является фрагментом самой боевой рубки. В аварийной ситуации камера должна отделиться, а затем всплыть. Внутри ее находился радиомаяк, и рассчитана была на 69 человек. Внутри подводной лодки, моряки находившееся в капсуле слышали как ломался металл.
Бездна ничто не щадила. Механический механизм отсоединения капсулы по каким-то причинам не сработал. Тогда моряки попытались отсоединить капсулу вручную, но сделать это никак не удавалось. Оставались секунды. В отчаяние они едва не сломали прочный металлический затвор.
Ужас от осознания собственного бессилия и ожидания того, что вот-вот погибнут придавал силы.
Карта и расчет времени прибытия в точку аварии. По причине разрыва трубопровода и стравливания кормовых перемычек воздуха высокого давления в седьмой отсек применение системы ЛОХ оказалось не эффективным, пожар распространился на смежные отсеки, а по причине коротких замыканий цепей управления произошло локальное возгорание в центральном посту. Вместе с кораблем в районе затопления утонуло 23 члена экипажа, всего погибло 42 подводника, тела погибших и оставшиеся в живых подняты на борт рыбопромысловой базы «Алексей Хлобыстов» и промыслового судна «Ома». В момент, когда ПЛ накренилась и стало ясно, что она утонет, члены экипажа запели песню «Варяг», прощаясь с теми, кто навсегда остался на борту «Комсомольца». Вскоре подошла помощь. Рыбопромысловая база «Алексей Хлобыстов» одного за другим подобрала моряков. К этому моменту многие подводники погибли от переохлаждения - на борт подняли 30 живых и 16 погибших моряков. Как только члены команды были подняты на борт, судовые врачи начали борьбу за спасение моряков, десять из которых были уже без признаков жизни.
Рыбопромысловая база «Алексей Хлобыстов» Троих спасти не удалось, хотя квалифицированные медики, доставленные к месту происшествия на крейсере «Киров», сделали всё возможное. На пути к Североморску использовали все медицинские средства, пригодные в такой ситуации.
По фотоснимкам с самолета было подсчитано, что дифферент на корму в 16 часов 30 минут составлял 2,5—3 градуса.
Терялся запас плавучести из-за заполнения балластных цистерн и поступления воды внутрь прочного корпуса. На это время потеря плавучести оценивалась в 760 тонн, при этом количество воды, поступившей в прочный корпус, составило 120 тонн. Часть зкипажа успела перейти в спасательную камеру.
Предположительно на глубине 300—400 м камера отделилась от лодки. Камера вместе с людьми сначала медленно, а потом все быстрее стала подниматься с глубины на поверхность. Учитывая, что в камеру успел попасть сильно загазованный воздух и люди стали терять сознание, командир лодки дал команду на подключение к индивидуальным дыхательным аппаратам.
Позднее в своей пояснительной записке мичман В. Слюсарен- ко отметил, что это успели сделать только он и мичман Черников. Камера всплыла рядом с плотом, от разницы давлений внутри камеры и на поверхности моря у нее сорвало с защелки верхний люк и в штормовое море был выброшен мичман Черников, который тотчас погиб.
Из открытого люка успел вылезти только мичман В. Слюсаренко, находившийся в сознании. Всплывшая камера была притоплена, ее стали накрывать волны, в открывшийся люк хлынула вода, отчего она перевернулась и через пять—семь секунд вместе с командиром лодки и еще тремя членами экипажа снова ушла на дно Норвежского моря.
Рыболовецкая плавбаза «Алексей Хлобыстов» подошла к обессилевшим морякам через 1 час 12 минут после гибели подводной лодки. Но трое моряков умерли из-за сильного переохлаждения. Все спасенные моряки были доставлены в госпиталь г.
Североморск для обследования и лечения. Как показал анализ трагедии, раньше плавбазы в район аварии прибыть никто не мог, возможное прибытие норвежских вертолетов могло состояться не ранее 19 часов 30 минут, а корабля береговой охраны — к исходу суток. Попытка подъема спасательной камеры В августе 1993 года была организована экспедиция в составе научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» с глубоководными аппаратами « Мир-1» и «Мир- 2» и небольшого судна «КИЛ-164» Северного флота для подъема с глубины спасательной камеры, ставшей могилой командиру и трем членам экипажа подводной лодки.
Сложность этой задачи состояла в том, что не было никаких специальных средств для зацепа и подъема подобных конструкций с морского дна. Судно «КИЛ-164», пришедшее из г. Мурманск, имело мошную кормовую П-образную раму с блоком, специальное устройство «зонтик» для ввода внутрь камеры через открытый верхний люк и лебедку кевралового троса для подъема камеры.
Операция началась 23 августа, и с третьей попытки «зонтик» удалось ввести внутрь камеры, так как в условиях сильных течений «Мир-1» постоянно сносило и было трудно удержать его у люка камеры. Потом была проделана сложнейшая работа по зацепу камеры, которая началась в 9 часов утра 26 августа и закончилась в 1 час 37 минут ночи 27 августа. В тот же день в 7 часов 41 минут начался подъем камеры со скоростью 5 метров в минуту.
Кормовая часть судна «КИЛ-164» из-за волнения моря перемещалась вертикально с амплитудой 2—3 м. По мере подъема камеры максимальная нагрузка на трос непрерывно увеличивалась с 30 до 58,5 тонн на глубине нахождения камеры 250 м. Водолазы уже были готовы на 20-метровой глубине перецепить камеру на нормальный стальной трос.
Но когда было выбрано 2250 м троса осталось выбрать 200 м , кормовая часть судна «КИЛ-164» была поднята необычайно крупной нерегулярной волной двойного наложения на высоту 3,5—4 м, резко пошла вниз после прохождения крутого гребня эалны и снова резко поднялась примерно на эту же высоту. Камера в это время находилась на глубине 190 м, а максимальная нагрузка на трос была равна 65,4 тонн. В момент подъема кормы трос отделился от ролика шкива на 15 см и сложился в узел, затем при опускании на ролик он на этом месте оборвался, и в 12 часов 30 минут камера снова ушла на дно.
Последствия катастрофы подводной лодки Общественность многих стран после гибели подводной лодки забила тревогу о некой угрозе, подобной Чернобыльской, и стала требовать принятия необходимых мер по ее ликвидации. Начались работы, связанные прежде всего с определением последствий катастрофы. Первоначально усилия направлялись на обследование места гибели подводной лодки «Комсомолец», поиск затонувшего корабля и определение его состояния.
В этих целях было проведено несколько экспедиций. Первое обследование места гибели подводной лодки было проведено исследовательским кораблем «Академик Мстислав Келдыш», который прибыл к месту катастрофы 16 мая 1989 года. При этих работах было установлено местонахождение затонувшей лодки, которая была сфотографирована с помощью глубоководных аппаратов.
Ученые взяли пробы фунта и сделали измерения на разных глубинах, не обнаружив повышения радиационного фона и радиоактивного загрязнения грунта и воды. Анализ проведенных наблюдений позволил сделать вывод о том, что в первом отсеке подводной лодки произошел взрыв. Основными причинами взрыва могли быть: удар лодки о грунт, взрыв скопления аккумуляторных газов либо торпеды.
Главным же было то, что разрушения прочного титанового корпуса в носовой части довольно существенны. Действиями экипажа атомной подводной лодки в момент аварии была обеспечена ядерная безопасность и созданы условия ее соблюдения при пребывании лодки в затопленном состоянии. Конструкция реактора и лодки представляет собой многоступенчатую, труднопреодолимую и практически вечную защиту, предохраняющую от существенного изменения с течением времени интенсивности выхода радионуклидов реакторного происхождения в окружающую среду.
Корпуса ядерных боеприпасов, находящихся на подводной лодке, в результате воздействия гидростатического давления при затоплении лодки оказались разрушенными, системы их автоматики выведены из строя. По заключению специалистов схемно-конструктивное исполнение ядерных боеприпасов с момента получения ими повреждений полностью исключает возможность ядерного взрыва. Торпедные аппараты, в которых находятся две торпеды с ядерными боеголовками, повреждены и частично разрушены.
Поэтому со временем, вследствие коррозионных разрушений в морской воде оболочек боеприпасов, ядерные материалы плутоний могут быть вынесены в окружающую среду. Если это произойдет, они будут распространяться в воде в виде нерастворимых частиц и оседать на дно, образуя в районе лодки локальную зону устойчивых загрязнений. Пока же вымыванию опасного вещества мешают не полностью прокоррозированный корпус боеголовок и бериллиевый экран.
По мнению некоторых ученых и специалистов, опасность будет нарастать с каждым годом; по мнению других — разбавление в воде будет таким, что реальной опасности для окружающей среды не возникнет. Наилучшим решением был бы подъем подводной лодки. Однако решить эту проблему чрезвычайно сложно по техническим и финансовым соображениям: 1.
Стоимость подъема лодки со дна моря оценивается различными специалистами от 300 млн до 2 млрд долларов. Подъем лодки все равно не позволит установить причину пожара, так как 7-й отсек представляет собой остывшую доменную печь, где все спеклось в один ком. Регулярное обследование лодки с помощью глубоководных аппаратов «Мир» показывает, что ее титановый корпус имеет большие трещины.
При попытке подъема лодки ее корпус может переломиться, отчего возможен самозапуск ядерного реактора, и тогда фактическая опасность лодки для всего живого возрастет в сотни раз.
Как удалось выжить — не помнит. Многие из нас потеряли сознание уже через час с лишним, в том числе и я. Как меня подняли, я не знаю. Я знаю, что я благодарен", - вспоминает бывший инженер гидроакустической группы атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец" Игорь Калинин.
Ольга Грегулева вспоминает, как, узнав о трагедии на лодке, где служил муж, побежала в госпиталь. Я говорю: капитан-лейтенант Грегулев. Он говорит: "Жив". И когда Ире говорят, что лейтенант Молчанов погиб, тут было вообще сложно очень все", - рассказала Ольга Грегулева. Бывшие моряки утверждают: время не лечит.
Большинство из них с того страшного дня не ступали на борт корабля.
Навсегда подводная: как затонул «Комсомольск»
Sars Фото: Straalevernet Согласно предварительным данным, обнародованным специалистами, наибольшая удельная объемная активность цезия-137, составившая 800 беккерелей на литр, наблюдалась в образце воды, взятом непосредственно из вентиляционной трубы реакторного отсека субмарины. Данный показатель в 800 тысяч раз превышает естественный уровень радиации в Норвежском море, равный 0,001 беккереля на литр. Показатель радиоактивности другой пробы, взятой из той же вентиляционной трубы, как ранее сообщали ученые, составил 100 беккерелей на литр. Содержание радионуклидов в других пробах оказалось значительно ниже. Например, заборы, проведенные на высоте нескольких метров над вентиляционной трубой, не продемонстрировали значимого превышения допустимого уровня радиации.
Такое объяснение фактически предполагает, что при сохранении текущей обстановки в регионе находящийся на морском дне радиоактивный К-278 «Комсомолец» не представляет угрозы. Пока угрозы нет Полученные предварительные данные не удивили ученых. Только Россия с момента аварии провела семь экспедиций к К-278 «Комсомолец». Последнее российское погружение к субмарине состоялось в марте 2007 года.
Тогда же и была подтверждена утечка радиации в районе одной из вентиляционных труб реакторного отсека, ранее фиксируемая в российских и норвежских экспедициях. Поскольку К-278 «Комсомолец» находится на глубине 1680 метров, где практически отсутствуют течения и крайне мало морских животных, вероятность попадания радиоактивных веществ в трофическую цепь человека ученые считают очень низкой. Тем не менее действующие в Норвегии нормы измененные после аварии на Чернобыльской атомной электростанции, ЧАЭС, в апреле 1986 года устанавливают предельную удельную объемную активность в пищевых продуктах в 600 беккерелей на килограмм, что все же ниже, чем наблюдаемый максимальный уровень радиации от АПЛ. Во всех пробах, взятых не вблизи вентиляционной трубы, загрязнение не обнаружено», — сказала The Barents Observer руководитель экспедиции к К-278 «Комсомолец» Хильде Элисе Хельдал.
Специалист подчеркнула важность регулярного мониторинга радиационной обстановки вокруг субмарины, поскольку Норвежское и Баренцево моря выступают одними из основных источников рыбы в Европе и имеют важное экономическое значение для Норвегии и России. Лицо кирпичом Реакция некоторых российских комментаторов на экспедицию норвежцев традиционно оказалась своеобразной. Корпус играет роль саркофага, как в Чернобыле. А норвежцы, получается, проникли внутрь и теперь еще удивляются, что уровень радиации вырос тысячекратно», — заявил « Московскому комсомольцу » редактор журнала «Арсенал отечества» Алексей Леонков.
Но с тех пор у меня осталась заинтересованность титаном. Лодку построили только в декабре 1969 года. Потом начались длительные испытания. Лишь в сентябре 1971 года АПЛ проекта 661 была направлена на боевую службу. Эта подводная лодка с обтекаемым корпусом и мощной энергетической установкой показала рекордную скорость 44,7 узла. Однако этот проект не пошёл в серию, причиной чего явилась несовершенство атомной установки. А вот титан оправдал все надежды… Когда в 1959 году СКБ-143 предложили создать малогабаритную, одновальную комплексно-автоматизированную высокоскоростную АПЛ с минимальным экипажем, вопрос о титановом корпусе ещё не стоял.
Анатолий Борисович Петров, назначенный руководителем проекта 705, имел недостаточно опыта в конструировании, и с 1963 года на этой должности его сменил Михаил Георгиевич Русанов 1909 — 1986 гг. К творческим идеям А. Петрова Русанов добавил свой опыт конструктора, в результате чего получился шедевр кораблестроения. По многим техническим показателям АПЛ проекта 705 намного опередил своё время… В зарубежных военно-морских кругах эту АПЛ называют уважительно — «голубой дельфин». Эта атомная подводная лодка строилась как опытная, имела титановый корпус торпедообразной формы и была одновальной. На стабилизаторах располагались двигатели и гребные винты экономического хода. Корпус снаружи покрывался резиновым антигидролокационным слоем.
Была предусмотрена всплывающая спасательная камера, рассчитанная на весь экипаж корабля, но она никого не спасла, потому что экипаж не знал основного свойства корпуса своего корабля, о чём я скажу ниже. Рабочая глубина составляла 1 000 метров, а предельная — 1 250 метров! На такой глубине лодка была неуязвима для противолодочных сил и средств. В 1977 году умер Н.
Построенная на легендарном Северодвинском Северном машиностроительном предприятии, по сути, эта лодка со сверхпрочным титановым корпусом была опытным кораблем, способным вести боевые действия на глубине, более чем в два раза превосходящей обычную глубину погружения подводных лодок. В 11 часов 7 апреля 1989 года, когда лодка возвращалась из автономного плавания и находилась на глубине 157 метров, в 7-м отсеке возник пожар. Экипаж под командованием командира капитана 1 ранга Евгения Ванина вступил в 5-часовую самоотверженную борьбу за живучесть корабля. Примерно в 12 часов Е. Ванин передал в штаб флота шифрованное сообщение об аварии, и на помощь подводникам были высланы самолеты ВВС Северного флота. Однако надежды на получение своевременной помощи от аварийно-спасательных сил не оправдались.
Системы и механизмы тестировались полтора года. Перед погружением нам установили специальное оружие для высоких глубин. Подводник Николай Черкашин писал, что на рекордных глубинах от давления вспучивался линолеум на палубах, а железные койки экипажа выгибало дугой. Все было, конечно, не так, все-таки Черкашин — писатель и его рассказам была нужна драма. Для погружения, которое длилось более 7 часов, был разработан специальный план. На каждой ступени, то есть примерно каждые 100 метров, проверялась работа оборудования и его показатели. На корпус давило 1,5 миллиона тонн воды: на каждый квадратный сантиметр — 100 килограмм.
Борты прогибались, но аппаратура показала, что подлодка выдерживала глубину лучше, чем планировалось по предварительным расчетам. Причем разные приборы показывали немного разные значения глубины. По решению адмирала Чернова мы погружались до тех пор, пока прибор с самыми малыми значениями не покажет глубину более 1000 метров. Когда отметка была достигнута, все были очень рады и бросились обниматься. Про это погружение и его достижения не писали в газетах — вся информация была строго секретной. Даже среди подводников нельзя было обсуждать «Комсомольца». Но не думаю, что экипаж не был награжден из-за секретности.
Нас дважды представляли к награде. Черкашин считает, что все потому, что во время погружения на борту не было ни одного начальника политуправления. Мне кажется, награждений не было потому, что опытная программа «Комсомольца» не заканчивалась на нашем погружении. А когда подлодка наконец прошла испытания, случилась трагедия в Норвежском море.
7 апреля - 25 лет со дня гибели АПЛ "Комсомолец". Справка
Воздух под огромным давлением хлынул в отсеки и сработал как поддувало в огромной печи. К тому моменту, как "Комсомолец" всплыл на поверхность, внутри подлодки уже горели шестой и седьмой отсеки, а через несколько минут после всплытия пожар охватил и три соседних — второй, третий и пятый отсеки. Через 20 минут после всплытия экипажу "Комсомольца" удалось отправить сообщение в штаб флота, и практически сразу "в ружьё" поставили все спасательные службы. После единственного сообщения на берег по субмарине пронеслась "волна" коротких замыканий — на корабле пропала вся связь, в том числе и аварийная — последний "мостик" на большую землю был сожжён пожаром. Останки на дне Через несколько часов после всплытия "Комсомолец", и без того набравший лишней воды во время всплытия и получивший крен на левый борт, внезапно начал "заваливаться" назад — в системе сброса давления кормовых балластных цистерн случился сбой, и лодка начала "заглатывать" тонны морской воды. Подводники, до последнего ожидавшие, что к ним на помощь придут спасатели Северного флота, не надевали жилеты и опомнились лишь в тот момент, когда оказались по колено в ледяной воде. Через пятнадцать минут набравшая воды субмарина начала резко крениться и "встала свечкой" — вертикально, как "Титаник" во время крушения.
В таком положении подлодка простояла десять минут, а затем со страшным грохотом пошла ко дну, забирая с собой всех, кто оставался внутри и не успел отплыть на безопасное расстояние. Жертвами трагедии стали 42 подводника. Большинство моряков утонули и замёрзли в ледяной воде Норвежского моря, другие погибли в пожаре, ещё трое скончались уже на борту подоспевших на помощь кораблей. Спасти удалось 27 человек.
Да Не сейчас 7 апреля 2009, 09:04 20 лет с момента гибели атомной подводной лодки «Комсомолец» В России сегодня вспоминают моряков с затонувшей атомной подводной лодки "Комсомолец". Несколько часов экипаж боролся с огнeм, но потушить его так и не удалось. Лодка затонула.
Это из-за того, что лодка тонула вертикально, считает Коляда. На глубине почти 1 700 метров «Комсомолец» достигает дна. Наконец, спасательная капсула отстреливается и начинает всплывать. Но даже она не гарантирует спасения. Уже у самой поверхности от разницы давления срывает люк, и ее затапливает водой. Выбраться удается лишь одному моряку из пяти. Заполненная водой капсула навсегда исчезает в пучине. Бессильные очевидцы На единственном спасательном плоту выжившие держатся изо всех сил. Некоторые висят за бортом и хватаются за леер. Над суровым и безлюдным морем нависло ожидание смерти. Над моряками уже какое-то время кружит советский самолет Ил-38 и тщетно пытается сбросить спасательные плоты. Но их уносит волнами и ветром — то же самое произошло с плотами самой подлодки. К месту происшествия прилетает и норвежский самолет «Орион». Во время дежурного облета морских районов экипажу поступил сигнал тревоги. Но норвежцы еще не знают, учебная ли тревога или боевая. Когда они видят плот, все становится ясно. Экипаж делает снимки с воздуха. Плотов решают не сбрасывать. А то от безнадежности моряки будут пытаться до них доплыть — сквозь волны — и непременно утонут. Спасшиеся же решают, что норвежцы решили им не помогать. Покружив какое-то время над местом происшествия, самолет направляется домой на аэродром Андёйя. Ничем помочь он не может. Только к шести часам вечера, через семь часов после начала пожара, советское рыболовецкое судно «Александр Хлобыстов» прибывает по указанным координатам. К удивлению моряков, на плоту еще есть выжившие. Но немало их товарищей поглотило холодное и бурное море. Борис Коляда то теряет сознание, но снова приходит в себя, но леер не отпускает — как это ему удается, он и сам не знает. На борту рыболовецкого судна ему оказывают долгожданную медицинскую помощь. Очнувшись, он видит, как тела его мертвых товарищей складывают в трюм.
Лучшие технические умы — не только России, но и других стран мира — ломали головы над тем, как её поднять. Но пока так и не придумали. Из тех, кто участвовал в последнем походе, на сегодня здравствуют всего 25 человек. Двое — офицер Федотко и мичман Григорян — умерли в конце первого десятилетия 2000-х. По словам их товарищей, они так и не отошли от травм. В первую очередь — моральных. Именно Евгений Дмитриевич Чернов создал наше общество. В настоящее время оно объединяет родственников не только членов экипажа «Комсомольца», но и других погибших экипажей подводных лодок. Выполняется это обещание? Что сказать? Нынешние российские законы не способствуют выполнению обещаний. Например, в администрации Петербурга нас на словах поддерживают. Но закон запрещает использовать для этого бюджетные средства. А как без средств организовать и провести тот же вечер памяти? Не так давно мы написали письмо президенту Путину, рассказали о проблемах, внесли свои предложения. Из президентской администрации наше письмо переслали в Министерство обороны РФ. А оттуда сообщили, что им хватает забот о нынешней армии… «СП»: — Позвольте личный вопрос, Роза Алексеевна. Ваш единственный сын Сергей погиб в Норвежском море, успев покинуть тонущую лодку, замерз в ледяной воде. Вы выясняли, почему это случилось? Один из двух плотов раскрылся далеко от субмарины, а второй перевернулся. За него можно было только держаться, находясь по пояс в воде. А как держаться, когда руки-ноги коченеют уже через пять минут?.. Ещё я слышала о норвежском самолете, который якобы хотел помочь нашим мальчикам, да советское командование не позволило. Много было разных версий. Одно поняла: подвела несовершенная техника. На некоторые вопросы по просьбе корреспондента «СП» пролил свет капитан 1 ранга в отставке Борис Коляда. На время похода он был прикомандирован на лодку старшим на борту. А сами норвежцы инициативы не проявили. В какой-то момент «Орион» стал даже мешать появившемуся вскоре нашему самолету, пытавшемуся сбросить спасательные плоты. С теми двумя плотами, что у нас были, к сожалению, возникли проблемы. Один раскрылся вверх дном из-за того, что на него ещё на лодке положили тела двух погибших моряков. Надо было очень быстро освободить плот, а тела-то тяжелые… Второй плот улетел от корабля больше чем на сто метров. Не догнать по холодным волнам. В общем, если коротко: корабль погубила цепь трагических случайностей.
На Северном флоте проходят памятные мероприятия, посвященные гибели АПЛ «Комсомолец»
Атомная подлодка «Комсомолец» была гордостью советского флота. Атомная подлодка «Комсомолец» была гордостью советского флота. 7 апреля 1989 года произошла страшная авария, приведшая к гибели 42-х моряков с атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец». 7 апреля 1989 года — дата гибели атомной подводной лодки К-278 («Комсомолец») провозглашена в Российской Федерации, как «День памяти погибших подводников». У острова Медвежий в результате пожара погибла опытная глубоководная атомная подводная лодка «Комсомолец» (командир капитан 1 ранга Б.А. Ванин). Двадцать пять лет назад мир потрясла трагедия атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец».