Смотрите онлайн видео «Бокалы «Гусь-Хрустальный»: купить по низким ценам в Кишинёве» на канале «Причина вернуться к истокам» в хорошем качестве, опубликованное 3 января 2024 г. 20:51 длительностью PT28S на видеохостинге RUTUBE. свадебные бокалы на свадьбу, недорогие фужеры к свадьбе ручная роспись, гусь хрустальный Арт. В городе Гусь-Хрустальный, на родине граненого стакана, открылся новый музей, посвященный этому стеклянному сосуду. Экспонаты из центральной композиции в музее Хрусталя в Гусь-Хрустальном (бокалы) (2013 год). Наталья Любимова.
Как делают гусевской хрусталь
В Гусь-Хрустальном открылся интерактивный музей, где главное место отведено именно гранёному стакану. Экспонаты из центральной композиции в музее Хрусталя в Гусь-Хрустальном (бокалы) (2013 год). В то время хрустальные бокалы являлись настоящим произведением искусства и олицетворяли благородство и состоятельность хозяина. Гусь-хрустальный стекольный завод Набор стаканов для сoка Гречеcкий узoр, 390 мл, 6 шт.
Бокалы-неваляшки, кокошники и символы самоизоляции из хрусталя
Хрустальные фужеры, бокалы, рюмки – чудесный подарок, и незаменимый атрибут на праздничном столе у хорошей хозяйки. У нас Бокалы Гусь Хрустальный от 3 компаний по оптимальным ценам в России Каталог "Стаканы Гусь Хрустальный" с ценами и фото Сравнить и купить лучшее из 53 предложений на 2350 предложений - низкие цены, быстрая доставка от 1-2 часов, возможность оплаты в рассрочку для части товаров, кешбэк Яндекс Плюс - Яндекс Маркет. Сегодня, 15 декабря, в Гусь-Хрустальном открылся интерактивный музей граненого стакана, о чём на своей странице в соцсетях написал депутат Госдумы от Владимирской области Игорь Игошин. — Все о городе Гусь-Хрустальный: свежие новости, фотографии Гусь-Хрустального, частные объявления Гусь-Хрустального, а также огромный справочник по адресам и телефонам организаций Гусь-Хрустального и Владимирской области. Хрустальные фужеры, бокалы, рюмки – чудесный подарок, и незаменимый атрибут на праздничном столе у хорошей хозяйки.
Вести Твери
Фужеры, бокалы, рюмки и другие предметы для сервировки стола, особенно в цветном и накладном (то есть двухслойном) хрустале. В то время хрустальные бокалы являлись настоящим произведением искусства и олицетворяли благородство и состоятельность хозяина. В городе Гусь-Хрустальный сегодня откроют интерактивный Музей граненого стакана. Александр Васильев, который является куратором проекта "АРТистократия", подарил финалистам фотоконкурса хрустальные бокалы производства Гусевского Хрустального Завода, говорится на инстаграм-странице проекта "АРТистократия".
Граненый гусевской стакан стал сувениром
Музей граненого стакана в Гусь-Хрустальном планируется открыть до конца года, сообщила пресс-служба администрации города в понедельник, 15 августа. Если вам понравилось бесплатно смотреть видео № 29 хрустальные бокалы фужеры рюмки.г. гусь-хрустальный. фирменный магазин. онлайн которое загрузил Надежда Кононова 14 апреля 2023 длительностью 00 ч 19 мин 53 сек в хорошем качестве, то расскажите об этом видео. Стаканы Гусь Хрустальный – покупайте на OZON по выгодным ценам в Беларуси, Минске, Гомеле! В Гусь-Хрустальном теперь производят хрустальные сувениры в виде коронавируса. Бокалы серии Пламя для мартини Гусь-Хрустальный.
Граненый гусевской стакан стал сувениром
После Октябрьской революции 1917 года и вызванной ею разрухи завод встал. Снова запустить производство удалось только в 1923 году после визита в Гусь-Хрустальный Михаила Калинина и выделения им специального финансирования. В советское время завод стал в частности производителем гранёных стаканов , предположительно, разработанных Верой Мухиной — завод выпускал их в количестве десятков миллионов штук [3]. Одновременно с этим завод производил и художественное, в том числе — многоцветное стекло, там продолжали работать мастера-стеклодувы.
Также производилась продукция, в которую вплавлялась цветная венецианская нить [4].
Хрустальную основу варят при очень высокой температуре - 1450 градусов, а придают форму - при 1200 градусах. Жаростойкие выдувальщики Возле печей сегодня работает бригада Евгения Гусева. Суеты нет, но все происходит очень быстро. Работает команда, как отлаженный механизм, четко зная, кто и что должен делать в конкретный момент. Иначе нельзя: чуть зазеваешься - весь труд насмарку, да и зевать возле огнедышащих печей и горелок опасно.
Из жерла стекломассу достают длинной трубкой. Отточенными движениями переносят к форме, постоянно переворачивают, подкручивают, чтобы стекломасса не утекла и раньше времени не остыла. В каждом движении - четкость. На одном конце трубки - медовая капля, на другом - резиновая груша, которой подают внутрь капли воздуха. Но если нужно раздуть хрусталь до больших размеров, груши не хватит, и тогда так было и сто лет назад, и двести рабочий использует силу своих легких. Вот и сейчас, на наших глазах, молодой крепкий мужчина - помощник бригадира Владимир Катков набирает полную грудь горячего воздуха и через трубку-самодувку отправляет его в сердце будущего хрустального произведения.
В новейшей истории завод сделал ставку на яркость - однотонные цветные изделия или изделия с цветным накладом. В производстве они сложнее, но результат стоит усилий. Мастер опускает бесцветную каплю хрусталя в центробежку, где уже замешан цвет. Ярко и быстро два слоя соединяются: цветной наклад обволакивает бесцвет. Позже наклад украсят рисунком - прорежут грани, сквозь которые засияет прозрачный хрусталь. Сочетание цветов - самое разное.
При нас в горшках варили бирюзу, кобальт он дает глубокий синий цвет , бесцвет и хрусталь популярного медового оттенка. Для каждого цвета используют особые элементы-красители: селен - для красного, марганец - для фиолетового, медь - для зеленого. Богатую цветовую гамму дают эрбий и неодим: от розового до сиреневого. Колпак сними, стакан охлади После того как нужная форма придана, изделие помещают в печь отжига для снятия внутреннего напряжения от высокой температуры и резкого охлаждения. Иначе бокал или ваза разлетятся на мелкие кусочки. Остывать «большой» хрусталь будет долго: крупные формы проведут в печи сутки.
Мелкие изделия достаточно на пару часов отправить в лер для обывателей это устройство выглядит как закрытая коробом лента-транспортер. Внутри лера установлены газовые горелки, которые регулируют температуру, постепенно снижая ее до 40-50 градусов. Опытный выдувальщик Сергей Дубровин, работающий по соседству с основными силами бригады Гусева, при нас за несколько минут сотворил несколько цветных стаканов. Помощница перенесла их в лер, а оттуда они поступят для дальнейшей обработки. Для начала стаканы избавят от колпаков - верхней части изделия, где была стеклодувная трубка. Для этого стакан помещают на вращающуюся подставку к пламени газовой горелки.
После среза изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки, достаточна ли толщина у стекла. Все в порядке? Тогда милости просим - на алмазный участок, за бриллиантовыми гранями к мастерам-шлифовщикам.
Вот у нашего,например, 20. Посуда должна была быть универсальной и небьющейся. В музее гордятся: советский стакан выдержал эксперимент на прочность в программе "Галилео". Из 9 экземпляров остались невредимыми 7. Все потому что грани для стакана - ребра жесткости. Теперь в планах музея создать триумвират, "подружив" гусевской стакан и кольчугинский подстаканник с краснодарским чаем.
До сих пор ежемесячно на "Опытном стекольном заводе" Гусь-Хрустального производится миллион граненых стаканов. Спрос велик- на складах их не остается, - рассказывает генеральный директор. Сегодня на предприятии праздник: в работу запускают новую печь. Её здесь называют "мать завода". И это тоже импортозамещение. Теперь предприятие будет выпускать порядка 180 тонн готовой продукции ежедневно.
Стеклотара производится как для общих продаж, так и эксклюзивно по дизайну заказчиков. Для этого изготавливается и согласовывается модель, общий вид, затем - конструкторская документация и тестовый формокомплект с получением, по желанию, пробных образцов и серийный формокомплект. На начало 2016 года цена формокомплекта на роторные линии от 0,6 млн. Срок изготовления формокомплекта от 30 дней.
В Гусь-Хрустальном создан интерактивный музей раритетных граненых стаканов
Компания "ПромСИЗ" находится в городе Гусь-Хрустальный — городе мастеров стекла, в котором традиции производства стекла и хрусталя заложены несколько веков назад. Наша компания занимается декорированием питьевой сортовой посуды. Технология производства отлажена в соответствии с новейшими, передовыми разработками современной науки в сфере нанесения покрытий на изделия из стекла.
Созданием и наполнением экспозиции около двух месяцев занимался комитет по культуре и туризму мэрии Гуся. Один из центральных экспонатов — классический граненый стакан, помещенный в деревянную рамку с подписью - «Времена меняются, а он остается».
Он прочно вошел в жизнь нашей страны и продолжает удерживать лидирующие позиции», - объявил ведущей церемонии открытия музея. Кроме стакана в рамке, в экспозиции можно увидеть большую граненую витрину с гранеными стаканами, стопками и графинами, кадры из фильмов, где герои используют граненые стаканы по назначению, копии картин с изображением «гранчика», в частности, гениально воспроизводившего преломление света на гранях стаканов Кузьмы Петрова-Водкина. Почетное место отведено портрету Веры Мухиной, которую считают автором граненого стакана. На выставке представлены забавные расчеты, свидетельствующие, что высота мухинского «Рабочего и колхозницы» равна высоте 476 стаканов, вставленных друг в друга.
Из экспонирующихся чертежей можно узнать, что диаметр горла граненого стакана - 7,3 сантиметра, диаметр дна — 5,5 сантиметров, а, высота стакана — 10,5 сантиметров. На особом мониторе транслируется анимационный фильм по мотивам легенды о владимирском умельце Семене Смолине, который преподнес Петру I в дар собственноручно сделанный первый в мире граненый стакан. По преданию, Петр I налил в него водки, выпил и швырнул оземь. Стакан разбился, но император не рассердился, а, наоборот, велел перевести Россию с деревянных кружек на стеклянную посуду.
Экскурсоводы музея рассказывают, что хрустальные стаканы с огранкой были очень популярны в 19 веке, и на мальцевском заводе в Гусе они выпускались большими партиями.
Или бокалом для вина, со своим рецептом. Оказаться в непосредственной близости к стекловаренной печи можно только по очень большому блату. По пути решая производственные вопросы и рассказывая заводские байки. Никуда так никуда, все ясно.
Приближаемся к ней невыносимо близко и быстро удаляемся на безопасное расстояние. Впрочем, в цеху тоже жарко, как в аду. Разинув рот, завороженно слежу за раскаленной каплей, без конца падающей из печи и со свистом летящей в форму. А может, и без свиста. Но точно с огоньком.
Кто-то тянет меня за рукав. На выдувную линию — где варятся бокалы для шампанского. У стекловаров с лета Новый год на носу. Чаши бокалов на заводском языке эта часть зовется «пойло» варятся отдельно, ножки — отдельно. В определенный момент огненный станок приваривает их друг к другу, одновременно вытягивая ножку до нужной высоты бокала.
От этого зрелища никак невозможно оторваться, но меня снова кто-то тянет за рукав.
Благодаря быстрому развитию производства и открытию новых заводов она наполнила рынок недорогим и качественным товаром. Фабрика в больших количествах производила простые незамысловатые изделия: банки, стаканы, кружки, которые не подвергались никакой декоративной обработке. В то же время завод выпускал ограниченные партии посуды для зажиточной части населения.
Это была продукция посложнее и покрасивее: фигурные предметы обихода, чаще всего графины и бутыли в виде животных. Такую «потешную» посуду делали и раньше мелкие ремесленники, но на заводе ее производство было поставлено на поток. За основу был взят богемский — то есть чешский — хрусталь. Тут важно пояснить, что, конечно, хрусталь, изготавливаемый заводским способом, не имеет отношения к горному хрусталю.
Свое название он получил за внешнюю схожесть с горным, и обрабатывать его можно было похожим способом. Способ гравировки и огранки этого твердого кристаллического стекла первым разработал Кашпар Леман, получивший на него патент в 1609 году. Чешский хрусталь быстро завоевал популярность на европейском рынке, а гусевский, появившийся позже, буквально захватил рынок российский. Несмотря на более низкую цену, чем у чешских изделий, качество гусевского хрусталя практически не уступало западному Позже, в XIX веке, Гусевский завод был переведен на изготовление исключительно хрусталя, а дешевое стекло выпускали другие заводы Мальцовых.
Тогда основным рынком его сбыта стал Санкт-Петербург и царский двор в частности. Гусевский хрусталь поставлялся и в пригородные дворцы, а в 1841 году в течение четырех месяцев завод выполнял царский заказ на сервиз для 700 персон. Еще через несколько лет, в 1857 году, Гусевскому заводу было разрешено изображать на своих изделиях государственный герб. Гусевский хрусталь отличает о зарубежного богатство природных мотивов и растительный узор.
Мастера Травниковы, произведения которых особенно ценились на заводе, делали акцент не на деталях воспроизведения флоры, но на тщательном подборе букета эндемических для России растений. В отличие производителей европейского хрусталя, гусевские мастера славились тонкой гравировкой, не идущей в глубь материала. Благодаря механизации труда возникла идея о том, что работу мастера можно заменить готовыми пресс-формами. Машинные изделия старались сделать похожими на произведения ручного труда, над которыми работали искусные мастера с алмазным резцом.
Когда же началась Первая мировая война, рынок хрусталя рухнул. Упал спрос, были нарушены логистические цепочки, известные мастера ушли на фронт. Советская власть Гусевский завод национализировала, и он был переведен на выпуск ширпотреба. Впрочем, о художественной составляющей не забывали, но на эстетическую ценность изделий практически не обращали внимание, ориентируясь на дореволюционный набор форм и узоров мальцовских заводов.
Как констатировалось в постановлении Совнаркома от 1934 года, «производство высококачественной и художественной посуды сведено к ничтожным размерам».
Бокалы Гусь Хрустальный в Москве
Еще через несколько лет, в 1857 году, Гусевскому заводу было разрешено изображать на своих изделиях государственный герб. Гусевский хрусталь отличает о зарубежного богатство природных мотивов и растительный узор. Мастера Травниковы, произведения которых особенно ценились на заводе, делали акцент не на деталях воспроизведения флоры, но на тщательном подборе букета эндемических для России растений. В отличие производителей европейского хрусталя, гусевские мастера славились тонкой гравировкой, не идущей в глубь материала. Благодаря механизации труда возникла идея о том, что работу мастера можно заменить готовыми пресс-формами. Машинные изделия старались сделать похожими на произведения ручного труда, над которыми работали искусные мастера с алмазным резцом. Когда же началась Первая мировая война, рынок хрусталя рухнул. Упал спрос, были нарушены логистические цепочки, известные мастера ушли на фронт. Советская власть Гусевский завод национализировала, и он был переведен на выпуск ширпотреба. Впрочем, о художественной составляющей не забывали, но на эстетическую ценность изделий практически не обращали внимание, ориентируясь на дореволюционный набор форм и узоров мальцовских заводов. Как констатировалось в постановлении Совнаркома от 1934 года, «производство высококачественной и художественной посуды сведено к ничтожным размерам».
Положение изменилось только в середине 30-х годов, когда Гусевскому заводу было разрешено выпускать полный ассортимент сортовой посуды и была введена штатная должность художника. Основными мотивами новой росписи и гравировки стали современные советские сюжеты, изображение исторических личностей и героев государства рабочих и крестьян. В течение пары послевоенных лет он выпускал стеклянную посуду, однако уже в 1948 году приступил к выпуску фирменного хрусталя, по своим формам и гравировке практически не отличавшегося от довоенных образцов. В 1950-х годах на завод пришло много новых мастеров, которые стали внедрять новые техники. В то время страна заново открывала для себя русский фольклор, поэтому в росписи и гравировке начали преобладать сказочные мотивы. В позднесоветское время завод активно развивался, появлялись новые цеха, было налажено производство свинцового хрусталя и цветного стекла, которое окрашивалось окислами редкоземельных элементов. Продукция Гусевского завода брала многочисленные премии на различных выставках Однако потом случилось то, чего никто не ожидал: Советский Союз развалился, экономика была переведена на рыночные рельсы, и это, конечно же, сказалось на работе предприятия. Разные его цеха приобрели разные владельцы. Доходило до того, что продукция одного из них продавалась другому. Все это привело к тому, что в 2012 году Гусевский хрустальный завод перестал существовать в изначальном виде.
К счастью, на этом его история не закончилась. В 2013 году хрустальный завод открылся вновь, уже в новом формате. Вместо потребительской посуды завод переключился на изготовление эксклюзивных сувениров по индивидуальным заказам.
Окна делали из слюды, посуду — из глины и металла, зеркала завозили из Западной Европы. И даже когда отечественные стекольные заводы начали появляться, это были очень небольшие предприятия, обслуживающие довольно узкие ниши — например, царский аптекарский приказ. Та же ситуация сохранилась при Петре I, и хотя отрасль постепенно развивалась в новой столице Санкт-Петербурге , в целом она все так же обслуживала то, что сейчас назвали бы «премиум-сегментом рынка», и находились в собственности государства. Массовое частное производство посуды из стекла и хрусталя первыми начали фабриканты Мальцовы в 1723 году. В 1756 году один из них, Аким Мальцов, перенес хрустальную мануфактуру, находившуюся до этого в Можайском уезде, на речку Гусь. Здесь был построен завод Гусь-Хрустальный, названный так, чтобы отличать его от Гусь-Железного — железноделательного завода фабрикантов Баташевых, находящегося неподалеку Особенное развитие стекольная промышленность в России получила во второй половине XVIII века, и здесь Гусь-Хрустальный играл ключевую роль, как и другой завод Мальцовых — в Дятьково. Потом фабриканты построили и другие заводы, выпускавшие более полутора миллионов штук хрустальных изделий. Гусевская хрустальная фабрика была основным поставщиком стеклянной посуды на российском рынке. Благодаря быстрому развитию производства и открытию новых заводов она наполнила рынок недорогим и качественным товаром. Фабрика в больших количествах производила простые незамысловатые изделия: банки, стаканы, кружки, которые не подвергались никакой декоративной обработке. В то же время завод выпускал ограниченные партии посуды для зажиточной части населения. Это была продукция посложнее и покрасивее: фигурные предметы обихода, чаще всего графины и бутыли в виде животных. Такую «потешную» посуду делали и раньше мелкие ремесленники, но на заводе ее производство было поставлено на поток. За основу был взят богемский — то есть чешский — хрусталь. Тут важно пояснить, что, конечно, хрусталь, изготавливаемый заводским способом, не имеет отношения к горному хрусталю. Свое название он получил за внешнюю схожесть с горным, и обрабатывать его можно было похожим способом. Способ гравировки и огранки этого твердого кристаллического стекла первым разработал Кашпар Леман, получивший на него патент в 1609 году. Чешский хрусталь быстро завоевал популярность на европейском рынке, а гусевский, появившийся позже, буквально захватил рынок российский. Несмотря на более низкую цену, чем у чешских изделий, качество гусевского хрусталя практически не уступало западному Позже, в XIX веке, Гусевский завод был переведен на изготовление исключительно хрусталя, а дешевое стекло выпускали другие заводы Мальцовых. Тогда основным рынком его сбыта стал Санкт-Петербург и царский двор в частности. Гусевский хрусталь поставлялся и в пригородные дворцы, а в 1841 году в течение четырех месяцев завод выполнял царский заказ на сервиз для 700 персон. Еще через несколько лет, в 1857 году, Гусевскому заводу было разрешено изображать на своих изделиях государственный герб. Гусевский хрусталь отличает о зарубежного богатство природных мотивов и растительный узор. Мастера Травниковы, произведения которых особенно ценились на заводе, делали акцент не на деталях воспроизведения флоры, но на тщательном подборе букета эндемических для России растений.
Однако, известно, что впервые такую удобную посуду из прессованного стекла выпустила американская фирма Джервис в 1827 году. В царской России такие стаканчики производило несколько заводов, в том числе стекольный в Уршеле. В фондах музея, например, есть сервиз первой половины 20 века «О десяти гранях», в который входил 2 вида граненых стаканов: для чая и для шампанского. Кроме того, в фондах, конечно, есть и 10-, 12-, 16-гранные стаканы. Били, били, не разбили Когда же все-таки появился граненый стакан с ободком? Есть версия, что, когда в 30-х годах налаживали выпуск посудомоечных машин, нещадно бивших посуду, появилась необходимость в такой прочной посуде. Ведь стаканами пользовались массово. Широкий гладкий ободок появился, чтобы упрочнить край — в автоматах для газированной воды и соков их ставили мыть вверх дном, иногда — с размаху.
Это своего рода уникальное «путешествие», ведь наш знаменитый граненый стакан — на все времена… Кроме стакана в рамке, в экспозиции можно увидеть большую граненую витрину с гранеными стаканами, стопками и графинами, кадры из фильмов, где герои используют граненые стаканы по назначению, копии картин с изображением «гранчика», в частности, гениально воспроизводившего преломление света на гранях стаканов Кузьмы Петрова-Водкина. Почетное место отведено портрету Веры Мухиной, которую считают автором граненого стакана. На выставке представлены забавные расчеты, свидетельствующие, что высота мухинского «Рабочего и колхозницы» равна высоте 476 стаканов, вставленных друг в друга.
Набор фужеров для шампанского
В Гусь-Хрустальном увековечили граненый стакан | Нарастив потенциал, Мальцовы решили перенести свою деятельность во Владимирский край, где в 1756 году на речке Гусь при сельце Никулине Аким Мальцов основал хрустальную фабрику. |
Бокалы Гусь Хрустальный в Москве | Сегодня на родине граненого стакана в Гусь-Хрустальном открылся интерактивный музей, где главное место среди экспонатов отведено именно ему. |
Хрустальные бокалы | Бокал бокалы фужер фужеры H 19 см V 240 мл Хрусталь Хрустальные Гусь-Хрустальный СССР ЛЮКС. |
Как делают правильный хрусталь
Со стекольного завода Гусь-Хрустального работники вывезли посуду на 1 миллион рублей 05. По данным прокуратуры области, в декабре 2018 года водитель погрузчика, кладовщик, охранник склада и двое их знакомых вывезли с территории стекольного завода 66 палет с посудой на 1 миллион рублей.
Пожаловаться Музей граненого стакана в Гусь-Хрустальном пополнился новыми изделиями Состоялась торжественная передача экспонатов Гусевского хрустального завода имени Мальцова в Музей граненого стакана, который недавно открылся. Об этом сообщили в администрации Гусь-Хрустального. Внимание гостей были приковано к новым интересным изделиям, которые специально изготовили мастера Гусевского хрустального завода.
Гусевская хрустальная фабрика была основным поставщиком стеклянной посуды на российском рынке. Благодаря быстрому развитию производства и открытию новых заводов она наполнила рынок недорогим и качественным товаром. Фабрика в больших количествах производила простые незамысловатые изделия: банки, стаканы, кружки, которые не подвергались никакой декоративной обработке. В то же время завод выпускал ограниченные партии посуды для зажиточной части населения. Это была продукция посложнее и покрасивее: фигурные предметы обихода, чаще всего графины и бутыли в виде животных. Такую «потешную» посуду делали и раньше мелкие ремесленники, но на заводе ее производство было поставлено на поток. За основу был взят богемский — то есть чешский — хрусталь. Тут важно пояснить, что, конечно, хрусталь, изготавливаемый заводским способом, не имеет отношения к горному хрусталю. Свое название он получил за внешнюю схожесть с горным, и обрабатывать его можно было похожим способом. Способ гравировки и огранки этого твердого кристаллического стекла первым разработал Кашпар Леман, получивший на него патент в 1609 году. Чешский хрусталь быстро завоевал популярность на европейском рынке, а гусевский, появившийся позже, буквально захватил рынок российский. Несмотря на более низкую цену, чем у чешских изделий, качество гусевского хрусталя практически не уступало западному Позже, в XIX веке, Гусевский завод был переведен на изготовление исключительно хрусталя, а дешевое стекло выпускали другие заводы Мальцовых. Тогда основным рынком его сбыта стал Санкт-Петербург и царский двор в частности. Гусевский хрусталь поставлялся и в пригородные дворцы, а в 1841 году в течение четырех месяцев завод выполнял царский заказ на сервиз для 700 персон. Еще через несколько лет, в 1857 году, Гусевскому заводу было разрешено изображать на своих изделиях государственный герб. Гусевский хрусталь отличает о зарубежного богатство природных мотивов и растительный узор. Мастера Травниковы, произведения которых особенно ценились на заводе, делали акцент не на деталях воспроизведения флоры, но на тщательном подборе букета эндемических для России растений. В отличие производителей европейского хрусталя, гусевские мастера славились тонкой гравировкой, не идущей в глубь материала. Благодаря механизации труда возникла идея о том, что работу мастера можно заменить готовыми пресс-формами. Машинные изделия старались сделать похожими на произведения ручного труда, над которыми работали искусные мастера с алмазным резцом. Когда же началась Первая мировая война, рынок хрусталя рухнул. Упал спрос, были нарушены логистические цепочки, известные мастера ушли на фронт. Советская власть Гусевский завод национализировала, и он был переведен на выпуск ширпотреба. Впрочем, о художественной составляющей не забывали, но на эстетическую ценность изделий практически не обращали внимание, ориентируясь на дореволюционный набор форм и узоров мальцовских заводов.
Помощница перенесла их в лер, а оттуда они поступят для дальнейшей обработки. Для начала стаканы избавят от колпаков - верхней части изделия, где была стеклодувная трубка. Для этого стакан помещают на вращающуюся подставку к пламени газовой горелки. После среза изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки, достаточна ли толщина у стекла. Все в порядке? Тогда милости просим - на алмазный участок, за бриллиантовыми гранями к мастерам-шлифовщикам. Глаз - алмаз На алмазном участке вазы, графины, бокалы обретают привычный для нас вид. Здесь рождается знаменитая мальцовская или, как еще ее называют, гусевская грань, заставляющая свет играть, цвет блистать, а поклонника хрусталя замирать от восторга. Некоторые рожденные на гусевском заводе узоры стали эталоном стеклоделия. Кольца, ромбы, восьмигранники, пирамиды со срезанной верхушкой и рассеченные крестом... Они плотно покрывают гладкую хрустальную поверхность или, напротив, оставляют «воздух», давая нам возможность всмотреться в спокойную гладь элитного стекла. На алмазном участке шумно - работают установленные в ряд станки шлифовщиков. На первый взгляд - конвейер, на самом деле - индивидуальный подход к каждому изделию. Работа шлифовщика тонкая, тут глаз-алмаз нужен: линии должны лечь ровно, не испортить рисунка. Кстати, все работники алмазного участка ГХЗ имеют высший шестой разряд - любую операцию могут сделать от начала до конца. Народ опытный! Но прежде чем приступить к резьбе по хрусталю, надо на чугунной шайбе обработать острые после срезки колпака края изделия, а потом нанести разметку рисунка. Сегодня на разметке работает шлифовщица Елена Масальская. Белым маркером Елена наносит орнамент на вазу-корзинку и передает ее мастеру. Жужжит алмазный круг, режет хрусталь, в умелых руках шлифовщика вертится ваза, постепенно покрываясь замысловатым узором. Михаил Еремеев на гусевском заводе работает сорок лет. Сколько хрустальной красоты прошло через его станок - подсчитать невозможно, но интерес к работе не потерян. Сейчас, говорит, еще интереснее стало: помимо изделий, выполненных в традиционном мальцовском стиле, ГХЗ выпускает современные - с учетом новых тенденций и спроса. Был заказ на хрустальные ракеты, парусник - сложно, но интересно. Сейчас вот делаю вазу, которую придумала наша молодая художница Березина. У молодежи свое видение, позволяющее заводу идти в ногу со временем. На алмазном участке мы, кстати, встретились с молодым талантливым художником - Светланой Березиной, лауреатом множества престижных выставок и конкурсов. Светлана - выпускница Петербургской художественно-промышленной академии. Родом из Челябинска, но вот уже несколько лет живет в Гусе, работает на заводе и создает поистине уникальные хрустальные композиции. В своих произведениях Березина использует не только возможности огранки и цвета, но и... Веточками, шишками или ракушками по замыслу художника обкладываются формы, в которые заливается огненный хрусталь. Под действием высокой температуры природный материал разрушается и прогорая остается контуром на внешней поверхности хрусталя.