День памяти святых Петра и Февронии или же День семьи, любви и верности считается русским Днем всех влюбленных и отмечается 8 июля в 40 странах по всему миру. Праздник приурочили ко дню памяти живших в XIII веке святых благоверных Петра и Февронии Муромских, ставших символом супружеской верности. Традиция праздновать день священномученика Валентина как день влюбленных фиксируется в английской и французской литературе с конца XIV века. День святых Петра и Февронии, они считаются покровителями влюбленных. Челябинская митрополия считает, что христианам лучше отмечать не День влюбленных, а День семьи, любви и верности 8 июля, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
В чем помогают святые?
- Почему церковь не признаёт День Святого Валентина? ::Выксунский рабочий
- Сегодня - День влюбленных по православному календарю
- День всех влюбленных: что нельзя делать 14 февраля и как узнать, каким будет муж
- Духовенство не нашло святого Валентина в календаре РПЦ: кто празднует день влюбленных в России
Можно ли праздновать День святого Валентина?
8 июля Русская православная церковь отмечает День памяти святых Петра и Февронии, которые издревле считались на Руси покровителями семьи и брака. Но больше всего печалит православных священнослужителей, что люди поддались вывеске праздника – День влюбленных. Согласно ей, покровитель влюбленных – Римский мученик, бывший даже патрицием, и, видимо, одновременно христианским священником, который благословил брак своих христиан-слуг, за что и был взят на мучения вместе с ними. Наш день День семьи, любви и верности — праздник в России, который отмечается 8 июля и приурочен к православному дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии. Не берите этого в руки в Трифонов день, если не хотите лишиться жизни. Однако, как правило, и православные, и католические священники выступают против празднования "дня святого Валентина" в том варианте, который порождает нездоровый ажиотаж.
Навигация по записям
- Почему в православной церкви 14 февраля не празднуют день святого Валентина
- Почему в православной церкви 14 февраля не празднуют день святого Валентина
- Предыдущие выпуски
- Обратите внимание:
- Святые супруги Петр и Феврония
- Можно ли праздновать День святого Валентина? - Православный портал о Христе и христианстве «Иисус».
День всех влюбленных: что нельзя делать 14 февраля и как узнать, каким будет муж
Священнослужителя отмечают, что этот праздник не церковный, а светский: «Одни пишут, что для римского простонародья этот день заменил древний праздник плодородия. Другие утверждают: его придумали торговцы, чтобы сбывать нераспроданный в Рождество товар». Вот почему христианам лучше отмечать не День влюбленных, а День семьи, любви и верности 8 июля», — заключают в митрополии. Этот день приходится на 8 июня.
Новый год приходящийся на пост и день рождения! В общем, я рекомендую в этот день сделать что-то приятное тем, кого вы любите! Православным и чистым является то, что хорошие люди делают чистым и праведным. Иерей Алексей Волчков Любовь и добро лишними не бывают Моя, возможно исковерканная, интуиция подсказывает мне, что ничего страшного в праздновании нет. Все зависит от того, как праздновать. Если просто использовать как повод — чтобы поздравить любимую, лишний раз выйти с ней на прогулку или пройтись по тем местам, где когда-то гуляли на свиданиях, что в этом плохого? Любовь и добро лишними в нашей жизни не бывают. А поводы бывают разные. Только, например, воцерковленным не всегда это удобно делать, так как вечер Дня влюбленных — это канун праздника Сретения. Но, опять-таки, после вечерней службы можно с радостью прогуляться по вечерней Москве, с цветочками, и радоваться тому, что на улицах много влюбленных пар. А может и просто достаточно подарить друг другу приятные маленькие подарочки, а мужчина женщине — цветы, и остаться дома.
Но он совсем не имеет никакого отношения к Православной Церкви. Традиция празднования этого дня довольно давно существует у католиков и других западных христиан, но назвать церковным этот праздник сложно. Скорее это некий светский праздник, носящий на себе отпечаток языческой культуры. Есть сведения, что 14 февраля юные римлянки-язычницы опускали в специальную урну раскрашенные любовные послания своим поклонникам.
Второй Валентин был епископом Интерамны современный город Терни. О нем известно то, что он был казнен во время гонений на христиан, но когда точно это произошло — в конце третьего века в эпоху императора Аврелиана или на сто лет раньше — источники говорят по-разному. Похоронен он при Фламиниевой дороге в окрестностях Рима. Дата смерти третьего мученика пресвитера Валентина — известна более точно. Он был обезглавлен между 268 и 270 годами, и тоже похоронен при Фламиниевой дороге, но на немного ином расстоянии от Рима. В наше время мощи пресвитера Валентина покоятся частично в Риме, частично в Дублине, а мощи епископа в Терни. В самом конце пятого века папа Геласий принял решение прославить целый ряд мучеников, в том числе и Валентина сейчас уже невозможно точно сказать, которого конкретно, а скорее, как раз всех разом. Как было сформулировано в соответствующем акте: « … как людей, чьи имена справедливо почитаются среди людей, но чьи деяния ведомы лишь Господу». Рождение традиции В том, что это празднование хронологически совпадало с местным римским языческим празднеством, кстати, полностью запрещенным тем же папой, ничего удивительного нет, это была обычная раннехристианская практика. Именно по этому принципу были выбраны и даты празднования Рождества Христова и Рождества Иоанна Предтечи, приходящиеся на языческие фестивали в честь зимнего и летнего солнцеворотов. Ранняя церковь старалась всемерно придавать древним празднествам новый христианский смысл. Но однозначно утверждать, что празднование памяти мученика Валентина установлено вместо Луперкалий мы сейчас не можем, на сей счет не сохранилось никаких документальных записей. Более того, Луперкалии были всего-навсего местным городским фестивалем, тогда как празднование памяти святого Валентина устанавливалось в общецерковном масштабе, т. А вот в общеимперском масштабе в ту эпоху праздновался как раз совсем иной античный обряд — так называемый фестиваль Юноны-очистительницы, постепенно вытесненный христианскими Богородичными обрядами. Такими образом, празднование памяти святого Валентина было установлено исключительно как почитание его мученичества, без какой-либо связи с покровительством влюбленных. Немного позднее, при папе Юлии Первом, у Понте-Молле была выстроена церковь св. Валентина, а городские ворота надолго получили название «ворота Валентина». Святой Валентин упомянут, как славный Мученик, в Сакраментарии святого Григория, в Римском Миссале Томмази и в целом ряде британских житий святых. В Средние века изображали его обычно либо с мечом и пальмовой ветвью — символами его мученичества, либо в момент исцеления дочери судьи Астерия. В последующие девять веков имя святого упоминается в Мученических актах, самый ранний из которых датируется шестым или седьмым веком и в «Золотой Легенде» — житиях святых 1260 года, где впервые упоминается о встрече Валентина с «Императором Клавдием», отказе предать Христа и об исцелении дочери тюремщика от слепоты и глухоты. По всей видимости, здесь уже сливаются воедино два жития абсолютно разных святых, как мы это увидим немного позже. Что касается романтических легенд, тайно совершенных браков, записок «от твоего Валентина», ни о чем подобном не упоминается нигде вплоть до тех самых пор, пока английский поэт Джеффри Чосер в 1382 году в поэме «Птичий парламент» не упомянул, что птицы в Валентинов день начинают искать себе пару. Эта фраза, не вполне, впрочем, точна — в британском климате птицы начинают обустраивать личную жизнь несколько позже, но романтическая литература, вступавшая в пору расцвета, подхватила ее, развила и растиражировала в множестве более поздних произведений. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона, изданная более ста лет назад, утверждает, что «14 февраля, в Англии и Шотландии в старину сопровождался своеобразным обычаем. Накануне дня, посвященного св. Валентину, собирались молодые люди и клали в урну соответственное их числу количество билетиков, с обозначенными на них именами молодых девушек; потом каждый вынимал один такой билетик. Обычай этот, о котором так трогательно говорит Офелия в своей знаменитой песне, по всей вероятности, происхождения языческого. Еще поныне Валентинов день в Шотландии и Англии дает молодежи повод к разнообразным шуткам и развлечениям». Обычай посылать любимым открытки в день святого Валентина также возник в Средние Века. Самой первой валентинкой в мире считается записка, отправленная из тюремного заключения в лондонском Тауэре в 1415 году Карлом, герцогом Орлеанским, и адресованная его жене.
Протодиакон Андрей Кураев: День святого Валентина и для православных!
alt Принято считать, что православные христиане День Влюблённых не отмечают – то ли из пренебрежения любовью между мужчиной и женщиной, то ли из принципа не принимать ничего западного. Только, например, воцерковленным не всегда это удобно делать, так как вечер Дня влюбленных — это канун праздника Сретения. Ни Католическая, ни Православная церкви не отмечают "День влюбленных". Как сообщил в интервью РИА Новости генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, в российских католических храмах в среду вместо "Дня влюбленных". 14 февраля Русская Православная Церковь отмечает день святого мученика Трифона.
Официальный сайт Пермской епархии
Парламентская газета называет День всех влюбленных самым романтичным праздником, который отмечают во многих странах мира. Если в этот день влюбленная пара даст обоюдную клятву верности — никакие соблазны не смогут разрушить этот союз. Празднование Дня влюбленных наиболее распространено среди молодежи, но и некоторые люди старшего возраста в этот день также дарят друг другу маленькие презенты и сердечки-валентинки. Мы можем отмечать День влюбленных 8 июля, только нужно внедрить в него свои атрибуты, чтобы не было копирования», — пояснила Волынец в беседе с телеканалом «360». Традиция праздновать день священномученика Валентина как день влюбленных фиксируется в английской и французской литературе с конца XIV века.
Войти на сайт
Попытки запретить его в разные времена наталкивались на яркость чувств влюблённых, которым свойственно в этом состоянии выбирать не разум, а чувства, отметил священник Павел Островский. Островский рекомендует использовать этот день для того, чтобы лишний раз напомнить влюблённым о смысле, практике и проблемах семейной жизни, так как для них это актуальная тема.
Он молитвой вылечил сына римского аристократа и тем самым обратил в христианство и самого мальчика, и его родителей. После этого множество горожан стали приходить к нему для исцеления. Когда таким образом он обратил в христианство и сына градоначальника, терпение властей лопнуло. Валентина арестовали, и, после того, как тот отказался принести жертву языческим богам, подвергли мучениям, а затем обезглавили. День святого Валентина в Средние века был связан именно с почитанием этих христиан как мучеников.
Православная икона святой Валентин. Фото: ikona7. Он также пострадал за веру, но больше о нём ничего не известно. Истории о первых двух святых могут относиться к одному человеку. По официальной биографии Тернийской епархии, Валентин Интерамнский был заключён в тюрьму как раз во время своего пребывания в Риме. Сначала его похоронили на ближайшем кладбище, но спустя несколько дней его ученики перенесли тело домой.
В 4 веке над его гробницей была построена базилика, которая сохранилась и до наших дней. В ней до сих пор хранятся мощи святого Валентина. Мощи святого Валентина в Терни. Фото: hram-tihonitskiy. Сделал он это, чтобы заменить другой популярный римский праздник — Луперкалии. Языческий пастушеский праздник очищения и плодородия в честь бога Луперка праздновали с древних времён.
Жрецы приносили в жертву животных, а затем бегали голыми по городу и стегали встречных женщин кусками шкур. Считалось, что это даровало женщинам множество детей. В 1969 году католическая церковь исключила Валентина из списка святых, чья память обязательна к литургическому почитанию. Сейчас епархии могут отмечать праздник на своё усмотрение. В России католическая церковь 14 февраля отмечает праздник других святых — Кирилла и Мефодия. Православная церковь почитает память обоих Валентинов, но в разные дни: Валентина Римлянина 19 июля, а Валентина Интерамнского — 12 августа.
Немного истории Мне стало любопытно, а как же все-таки обстояло дело в те далекие времена. К счастью, помимо «глянцевой» литературы сейчас доступно немало серьезных исторических исследований, позволяющих отделить факты от вымысла. Давайте попробуем все-таки разобраться, что же произошло на самом деле, а что является лишь романтической выдумкой. И давайте не будем забывать, что даже если некие события более-менее совпадают хронологически, это вовсе не означает, что между ними непременно существует взаимосвязь. Как говорится, «после этого не означает вследствие этого». Что касается меня, то, принадлежа к миру науки, я предпочитаю опираться лишь на достоверные, документально подтвержденные, факты, избегая домыслов и фантазий. Первое, что подтверждается римскими мартирологами — это сам факт того, что на заре христианства по меньшей мере три человека, носивших имя Валентин, мученически погибли за веру. Но при этом любопытно отметить то, что хотя все трое скончались не позднее 270-го года, их имена отсутствуют в наиболее раннем из известных списков мучеников — Хронографе 354 года. О первом из них известно только то, что он погиб в Карфагене вместе с группой единоверцев, и его мы дальше упоминать не будем по причине полного отсутствия дополнительной информации.
Второй Валентин был епископом Интерамны современный город Терни. О нем известно то, что он был казнен во время гонений на христиан, но когда точно это произошло — в конце третьего века в эпоху императора Аврелиана или на сто лет раньше — источники говорят по-разному. Похоронен он при Фламиниевой дороге в окрестностях Рима. Дата смерти третьего мученика пресвитера Валентина — известна более точно. Он был обезглавлен между 268 и 270 годами, и тоже похоронен при Фламиниевой дороге, но на немного ином расстоянии от Рима. В наше время мощи пресвитера Валентина покоятся частично в Риме, частично в Дублине, а мощи епископа в Терни. В самом конце пятого века папа Геласий принял решение прославить целый ряд мучеников, в том числе и Валентина сейчас уже невозможно точно сказать, которого конкретно, а скорее, как раз всех разом. Как было сформулировано в соответствующем акте: « … как людей, чьи имена справедливо почитаются среди людей, но чьи деяния ведомы лишь Господу». Рождение традиции В том, что это празднование хронологически совпадало с местным римским языческим празднеством, кстати, полностью запрещенным тем же папой, ничего удивительного нет, это была обычная раннехристианская практика.
Именно по этому принципу были выбраны и даты празднования Рождества Христова и Рождества Иоанна Предтечи, приходящиеся на языческие фестивали в честь зимнего и летнего солнцеворотов. Ранняя церковь старалась всемерно придавать древним празднествам новый христианский смысл. Но однозначно утверждать, что празднование памяти мученика Валентина установлено вместо Луперкалий мы сейчас не можем, на сей счет не сохранилось никаких документальных записей. Более того, Луперкалии были всего-навсего местным городским фестивалем, тогда как празднование памяти святого Валентина устанавливалось в общецерковном масштабе, т. А вот в общеимперском масштабе в ту эпоху праздновался как раз совсем иной античный обряд — так называемый фестиваль Юноны-очистительницы, постепенно вытесненный христианскими Богородичными обрядами. Такими образом, празднование памяти святого Валентина было установлено исключительно как почитание его мученичества, без какой-либо связи с покровительством влюбленных. Немного позднее, при папе Юлии Первом, у Понте-Молле была выстроена церковь св. Валентина, а городские ворота надолго получили название «ворота Валентина». Святой Валентин упомянут, как славный Мученик, в Сакраментарии святого Григория, в Римском Миссале Томмази и в целом ряде британских житий святых.
В Средние века изображали его обычно либо с мечом и пальмовой ветвью — символами его мученичества, либо в момент исцеления дочери судьи Астерия. В последующие девять веков имя святого упоминается в Мученических актах, самый ранний из которых датируется шестым или седьмым веком и в «Золотой Легенде» — житиях святых 1260 года, где впервые упоминается о встрече Валентина с «Императором Клавдием», отказе предать Христа и об исцелении дочери тюремщика от слепоты и глухоты. По всей видимости, здесь уже сливаются воедино два жития абсолютно разных святых, как мы это увидим немного позже.
У нас его память празднуется в августе. Жил святой мученик Валентин в середине III века, был епископом одного из итальянских городов, очень активным проповедником христианства.
Кроме того, он был искусным врачом, так что в русской традиции его всегда считали покровителем не влюбленных пар, а фармацевтов, врачевателей, людей, связанных с медициной. За проповедь христианства епископ Валентин был приговорен римскими властями к темничному заключению и к смерти, причислен Церковью к лику мучеников. Что же касается отмечаемого нынче Дня всех влюбленных, как его называют, то он тоже связан с именем этого святого, житие которого со временем обросло множеством неисторических фактов, которые и позволили считать его покровителем влюбленных. В частности, в этой современной версии его жизнеописания говорится о том, что римский император требовал от воинов безбрачия, так как наличие дома, жены и детей ослабляло бы их боевой дух и они перестали бы быть столь мужественными. И якобы святой Валентин тайно венчал солдат римской армии, за что и пострадал.
На самом деле это не так, поскольку обряд венчания сформировался в Церкви значительно позднее, в III веке его как такового не было. Будущие супруги-христиане приходили в храм, получали благословение епископа, участвовали в литургии и причащались вместе Святых Христовых Таин. С этого времени они считались мужем и женой. Отношение к этому празднику двоякое. Вроде бы на первый взгляд ничего зазорного в нем нет.
Почему бы не быть и такому празднику? На самом деле не все так просто. В контексте этого праздника понимание любви претерпевает трансформацию. Многие относятся к этому дню как к некой санкции на образ жизни, который далек от христианского, да и претит общечеловеческой морали. Настоящая любовь всегда основана на жертвенности.
Вполне естественно, когда юноша и девушка испытывают чувство влюбленности друг к другу. Но раньше, испытывая такие чувства, молодые люди хранили друг другу верность и блюли чистоту, целомудрие вплоть до брака, до того времени, когда они становились мужем и женой. У многих народов это до сих пор присутствует, поэтому считается большим позором, если девушка, вступая в брак, оказывается не девственницей. Такие же порядки существовали и в нашем народе, их до сих пор проповедует Церковь. К сожалению, нравы современного общества далеко ушли от норм христианской нравственности.
Добрачные связи стали чем-то обыденным, некоторые даже удивляются, когда узнают, что Церковь против этого. Многие не видят в этом никакой опасности, духовного вреда. Есть такое понятие — целомудрие. Это состояние цельности человека. Нарушая целомудрие, человек нарушает свою цельность, становится расщепленным, как разбитое зеркало, искажает действительность, его душа по-другому начинает воспринимать мир.
В этом отношении праздник, о котором мы говорим, таит в себе опасность. Некоторые церковные деятели выступают против него, говорят, что он навязан Западом и является своего рода лазейкой для экспансии в наше общество, «мягкой силой влияния» на него. Вероятно, это действительно так. Другие считают, если уж этот праздник все знают и помнят, то в этот день мы должны лишний раз поговорить о нравственности, обратить внимание молодежи на образцы верности среди святых нашей Церкви, в частности Петра и Февронии, Муромских чудотворцев. Не случайно по обоюдному согласию Церкви и государства именно в день их памяти был установлен государственный праздник — День семьи, любви и верности.
Ведь эти святые явили пример не просто влюбленности, которая может вспыхивать и так же легко угасать, а настоящей любви. Они прожили довольно непростую жизнь, прошли, как говорится, огонь, воду и медные трубы, но до конца сохранили верность друг другу как супруги, христиане и даже скончались в один день, как в сказке. Поэтому, конечно же, образ святых Петра и Февронии для нас показательный, вразумляющий. В городах многих регионов нашей страны им нынче устанавливаются памятники, к которым молодожены направляются из ЗАГСа возложить цветы. Волей-неволей эти молодые люди извлекают или пытаются извлекать уроки из их жизни.
Можно ли праздновать День святого Валентина?
В роли покровителей супружеской любви и верности Русская Православная Церковь почитает муромских святых чудотворцев 12-13 веков Петра и Февронию. Согласно принятому Церковью житию святых, благоверный князь Петр вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого он заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что это может сделать дочь пчеловода благочестивая дева Феврония.
Какое имя вытянешь утром, так и будут звать будущего мужа. А по птицам можно узнать, каким именно будет будущий супруг. Если 14 февраля вы увидите пару синичек — муж будет добрым и хорошим. Если увидите ворон — он будет с тяжелым характером и старше вас. Если увидите сорок — он будет легкомысленным и болтливым. Что нельзя делать 14 февраля Нельзя обижаться и ссориться со своими любимыми.
О чем же идет речь? Валентин, епископ итальянского города Интерамна, жил в III веке по Рождестве Христовом, обладал даром врачевать болезни, душевные и телесные. Видя чудесные исцеления по его молитвам, многие люди обращались ко Христу. Святой Валентин особо почитается как наставник юношества: среди новообращенных христиан было много знатных юношей Интерамны. Именно это и прогневало градоначальников-язычников. Священномученик был предан казни в 273 году. Православная Церковь отмечает память святого Валентина 12 августа по новому стилю, Католическая — 14 февраля.
Эти православные святые считаются покровителями семьи и брака у православных христиан. Жил такой князь муромский Петр, который страдал от проказы. Узнал, что есть такая крестьянка Феврония, которая может его излечить. В процессе лечения, князь влюбился в свою спасительницу. Они прожили долгую и счастливую жизнь. Умерли в один день 8 июля 1228 года. Их похоронили в одном гробу. А впоследствии канонизировали под именами Давид и Евфросиния. Мощи Петра и Февронии сохранили. Они находятся в Муроме на территории Свято-Троицкого женского монастыря. Ситуацию можно сравнить с Дедом Морозом, который в 90-е был уже практически переименован заменён в Санта-Клауса. Говорить, что это неприемлемо — достаточно спорный момент. Особенно, когда с такими жалобами выскакивают в медийное поле православные люди. Которые, в свою очередь, выступают за языческого Деда Мороза. То есть, пусть он тоже — фигура спорная, но она своя. Что звучит просто смешно. Оксюморонов у нас в культуре хватает. И плодить их нам никогда не надоест.