Смотреть что такое «Водоизмещение корабля» в других словарях. Главная» Новости» Как связано водоизмещение судна и его вес.
Водоизмещение судна — просто и понятно.
Эти термины часто упоминаются, но не все понимают их сущность. Давайте рассмотрим, что такое водоизмещение и дедвейт, изучим способы их вычисления и найдем отличия между ними. Что такое дедвейт водоизмещение? Дедвейт или «мертвый вес» — это общий вес груза на корабле. Это включает в себя топливо, смазочные материалы, запасы воды, экипаж, пищевые припасы, пассажиров с их вещами и перевозимые товары. Дедвейт вычисляется путем вычета веса пустого корабля из его полного водоизмещения.
DWAT указывает на максимально возможный груз до достижения наибольшей осадки судна, в то время как DWCC учитывает также экипаж, запасы и дополнительное, съемное оборудование. В чем разница между дедвейтом и водоизмещением? Основное различие между дедвейтом и водоизмещением связано с объемами воды, вытесняемыми судном при его перемещении.
Амелин Опубликовано 23 марта 2023 г. Последнее обновление 23 марта 2023 г. Связаться с редакцией.
Если поставить на одну чашу гигантских весов это судно, а на другую вылить воду из углубления, то чашки весов уравновесятся. По показателю водоизмещения специалисты могут представить размер корабля и его класс.
Знаки загрязнителей, маркировка. Наибольшую опасность представляет загрязнение нефтью,нефтепродуктами, радиоактивными веществами, отходами промышленных и бытовых сточных вод, а также выносами химических удобрений. Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г. Действует и целый комплекс региональных соглашений по этому вопросу, в том числе итоговые документы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Маркировка и нанесение знаков опасности.
Водоизмещение судна что это простыми словами кратко
Водоизмещение является важным параметром для определения грузоподъемности судна или плавательной способности подводной лодки. Что такое водоизмещение и коэффициент полноты судна? ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ судна — количество воды, вытесненной плавающим судном, одна из основных характеристик размеров судна. Смотреть что такое «Нормальное водоизмещение» в других словарях: Водоизмещение — корабля (судна) количество воды, вытесненной подводной частью корпуса корабля (судна).
Водоизмещение (корабль)
Вместо того, чтобы осуществлять сборы в зависимости от длины или водоизмещения и т. Тоннаж Tonnag — мера величины грузовместимости судна. Термин заимствован из практики налогообложения обложение пошлинами , которое налагается на большие винные бочки англ. Будет неправильным использовать термин «тоннаж» для обозначения веса судна в грузу или порожнем.
Обмер тоннажа судна может оказаться не очень простым делом потому, что используется для оценки сборов в торговом судоходстве. Валовая вместимость Gross tonnag GT — функция объема всех судовых закрытых помещений от киля до трубы обмеренных внутри набора корпуса. Таким образом, GT — это некоторый индекс, получаемый в зависимости от вместимости, который используется для ранжировки судна с целью определения требований, касающихся комплектации экипажа, безопасности и других определенных законом требований и обозначается он просто как GT и является безразмерной величиной, хотя его определение связано с единицей — кубический метр, то есть кубической величиной.
Обмер тоннажа судна сегодня регулируется Конвенцией ИМО International Convention on Tonnage Measurement of Ships, 1969 London-Rules , которые распространяются на все суда, построенные после июля 1982 года. В соответствии с этой Конвенцией правильным термином для использования является GT, которая являются функцией от расчетного объема всех внутренних помещений судна. GT, следовательно, является мерой полной величины судна.
Чистая вместимость. Нетто тоннаж Net Tonnag NT основывается на расчете объема всех грузовых помещений судна. Она обозначает все рабочее пространство судна и является функцией от всего расчетного объема всех грузовых помещений судна.
Важна, обычно применяемая система измерений, так как регистрационный сбор, портовые сборы, правила безопасности и комплектации судна экипажем основываются на валовой вместимости GT, или чистой вместимости NT. Валовая регистровая вместимость. Брутто регистровый тоннаж Gross register tonnag GRT представляет полный внутренний объем судна, где регистровая тонна равняется объему в 100 кубических футов 2, 83168 м; , то есть объем, который в случае заполнения его пресной водой будет весить округленно 2800 кг или 2,8 т.
Определение и расчет внутреннего объема является комплексной задачей; судовой трюм может например быть оценен под зерно навалом учитывая все воздушное пространство в трюме или под кипы исключая пространство, которое навальный груз, но не в кипах заполнил бы. Валовая регистровая вместимость была заманена на валовую вместимость Gross tonnag в 1994 г. Чистая регистровая вместимость Net register tonnage NRT — объем груза, который судно может перевезти, то есть валовый регистровый тоннаж меньше объема пространств на те ёмкости, которые не вмещают груз, например, машинное отделение, румпельное отделение, помещения экипажа и т.
Он представляет объем судна, применяемого для перевозки груза или пассажиров. Он был заменен чистой вместимостью Net tonnage в 1994 г. The Suez Canal Net Tonnage SCNT получается при помощи ряда преобразований из прежнего чистого регистрового тоннажа Net register tonnage системы Мурсома Moorsom System и была установлена Константинопольской международной комиссией the International Commission of Constantinople в протоколе 18 декабря 1873 г.
Thames measurement tonnage еще одна волюметрическая система, в основном использующаяся для малых судов, таких как яхты, она использует формулу, основанную на длине и ширине судна. Водоизмещение Водоизмещение Displacement — фактически полный вес судна в основном без полезной нагрузки. Оно часто выражается в длинных тоннах long tons или в метрических тоннах metric tons и вычисляется просто умножением объема корпуса ниже ватерлинии то есть объема вытесненной воды на удельный вес воды.
Помните, что уд. Например, в морской воде сперва определите объем погруженной части корпуса следующим образом: умножьте длину судна на его ширину и на его осадку, все в футах. Затем умножьте произведение полученное таким образом на блок коэффициент корпуса, чтобы получить объем корпуса в куб.
Затем умножьте это число на 64 вес одного куб. Используя систему SI, или метрическую систему: водоизмещение в тоннах является объемом в м;, умноженном на удельный вес воды 1,025 номинально. Слово «водоизмещение» происходит из основного физического закона, открытого Архимедом, что вес плавающего объекта равняется в точности весу той воды, которая в противном случае занимала бы ту ёмкость, которая вытеснена судном.
Водоизмещение порожнем Lghtship or Lightweight — фактический вес судна без топлива, пассажиров, груза, воды и т. Дедвейт -полная грузоподъёмность судна, масса всех грузов, которые может принять судно. В дедвейт входит масса полезно груза чистая грузоподъемность , судовых запасов топливо, вода для парогенераторов, смазочное масло, пресная вода и провизия для экипажа, расходные материалы и пр.
Дедвейт равен разности между полным водоизмещением и водоизмещением порожнего судна. Дедвейт при осадке по грузовую марку является показателем размеров грузового судна и его основной эксплуатационной характеристикой Метрические тонны на сантиметр осадки Metric Tonnes per Centimetre Immersion обычно используются сокращения TPC или TPCMI — это количество метрических тонн 1000 кг , которое необходимо, чтобы погрузить судно в соленой воде, увеличив осадку на 1 см. Империал тонны на дюйм осадки Imperial Tons per Inch immersion обычно сокращается до TPI — количество империал длинных тонн 2240 фунтов , которое необходимо погрузить на судно для увеличения осадки на 1 дюйм.
Осадка Draft — расстояние, обычно измеряемое в метрах, между самой нижней точкой киля и ватерлинии, которое зависит от количества груза DWT на борту судна. Портовые сборы исчисляются по установленным и официально публикуемым тарифам. Для расчета тарифов портовых сборов применяется специальные методы обмера судов, определяется валовая вместимость — объем помещении судна, определяемый по специальным правилам обмера.
Такой шар обладал большой подъёмной силой, однако из-за водорода он загорелся. Де Розье и его спутник погибли. Первый полёт на монгольфьере, ноябрь 1783 г. Практикум: На каком принципе основано плавание судов?
Что такое осадка судна? Как узнать массу груза, который может транспортировать судно? Что такое водоизмещение судна? При каком условии воздушный шар может подняться в воздух?
Для этого вычтем из силы Архимеда силу тяжести гелия и самого шара. Осадка — глубина, на которую судно погружается в воду. Грузоподъёмность судна можно узнать, если вычесть из водоизмещения вес самого судна. Воздухоплавание — перемещение плавание в воздухе на летательных аппаратах легче воздуха.
Крупные суда, такие как танкеры или контейнеровозы, имеют большое водоизмещение и способны перевозить большие грузы. Форма корпуса: форма корпуса также влияет на водоизмещение судна. Корпус судна может быть различных форм, от прямоугольного до стройного и грациозного. Оптимальная форма корпуса позволяет судну двигаться быстрее и более эффективно. Вес груза и топлива: вес груза и топлива являются важными факторами, влияющими на водоизмещение судна. Чем больше груза и топлива на борту, тем больше водоизмещение.
Материалы: материалы, используемые для постройки судна, могут оказывать влияние на его водоизмещение. Суда, построенные из легких материалов, например, алюминия или композитов, имеют меньшее водоизмещение. Грузовой распорядок: грузовой распорядок также может влиять на водоизмещение судна. Неправильный распорядок груза может повлиять на устойчивость судна на воде. Примеры судов с различными факторами водоизмещения приведены в таблице ниже: Судно.
С какой целью? Поэтому в документы вносятся данные по грузоподъемности.
Я не уверен, что правильно, но думаю, что грузоподъемность это данные для судов, занимающиеся грузоперевозками, пассажировместимость для пассажировозов, а для спортивных яхт загрузка осуществляется экипажем, поэтому надо указывать количество экипажа. Все это вместе можно указать значением водоизмещения. Зная водоизмещение своего судна, можно знать сколько можно посадить людей, погрузить снаряжения и прочее.
Дедвейт и водоизмещение судна – что это такое и в чём разница?
Все это вместе можно указать значением водоизмещения. Зная водоизмещение своего судна, можно знать сколько можно посадить людей, погрузить снаряжения и прочее. Есть здесь на фордаке тема касающаяся водоизмещение, была очень горячая дискуссия. Объемное водоизмещение водоизмещение, равное объёму подводной части корабля судна до ватерлинии. Массовое водоизмещение водоизмещение, равное массе корабля судна.......
О словаре «Толковый словарь русского языка», впервые изданный в 1930-х годах прошлого века под редакцией Д. Ушакова, и по сей день является одним из самых известных и подробных толковых словарей русского языка. Его популярность можно сравнивать разве что с популярностью словаря Ожегова. Словарь был подготовлен в рамках реализации государственного заказа на унификацию норм русского литературного языка, испытавшего серьезные изменения в начале прошлого столетия. Всего словарь содержит 4 тома, в которых представлено более 90 тысяч словарных статей. В работе над составлением словаря принимали участие крупные ученые того времени. Словарь рассчитан на читателей практически всех возрастов. Словарь соенных терминов водоизмещение количество воды, вытесненной кораблём судном на плаву. Различают объёмное В. Измеряется соответственно в кубических метрах и тоннах. У ПЛ различают В. О словаре В словаре военных терминов, составленном специалистами Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, содержится более тысячи словарных статей. Основная цель издания — формирование у читателя целостного понимания соответствующей терминологии.
Различают В. О словаре Пограничный словарь представляет собой толковый словарь терминов и определений пограничной службы и смежных с ней областей, сведения о целях и задачах функционирования службы, а также сокращений и применяемого в современных пограничных войсках России сленга. Словарные статьи дополнены также синонимами, облегчающими понимание термина. Термины, имеющие исторический характер, отмечены соответствующими сокращениями, например, «Отдельный корпус пограничной стражи ист. Словарь будет полезен личному составу пограничных застав, контрольно-пропускных пунктов и других подразделений пограничных войск, а также курсантам учебных заведений. Морской словарь вес корабля в тоннах, то есть количество воды, вытесненной плавающим судном; характеристика размеров судна. О словаре Морской словарь — справочное издание, в котором в более чем 11 тысяч статей представлено систематизированное и единообразное толкование морской терминологии, как современной, так и исторической. Помимо расшифровки понятий словарные статьи содержат сведения о самых известных морских сражениях, краткие биографии великих флотоводцев России и мира, морской сленг. В словаре имеются иллюстрации. Словарь предназначен для судоводителей морских судов, работников агентств и морских пароходств, учащихся морских учебных заведений, но будет интересен и массовому читателю. Тезаурус русской деловой лексики Syn: осадка О словаре Тезаурус русской деловой лексики, впервые вышедший в свет в 2004 году, содержит в себе исчерпывающий на момент издания перечень русской лексики, принадлежащий деловой прозе. Словарные статьи отражают значение и синонимические ряды для терминов и определений, используемых в текстах деловой направленности: в деловой переписке, технической документации, договорах и так далее. Составителями словаря являются лексикографы компании ABBYY — международной компании, разрабатывающей решения в области интеллектуальных технологий.
Наибольшую опасность представляет загрязнение нефтью,нефтепродуктами, радиоактивными веществами, отходами промышленных и бытовых сточных вод, а также выносами химических удобрений. Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г. Действует и целый комплекс региональных соглашений по этому вопросу, в том числе итоговые документы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Маркировка и нанесение знаков опасности. Грузовые места, содержащие вредное вещество, маркируются надежной долговечной маркировкой с правильным техническим наименованием одни коммерческие названия применять нельзя и они должны надежно маркироваться или снабжаются надежным долговечным ярлыком знаком опасности , указывающими, что вещество является загрязнителем моря.
16. Дать определение: водоизмещение судна, единицы измерения.
Водоизмещение – это характеристика судна, которая определяет объем воды, вытесненный им в процессе плавания. Смотреть что такое «ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ судна» в других словарях: водоизмещение судна — Мера емкости судна, измеряемая в тоннах. ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте Полное Водоизмещение — сумма Водоизмещения порожнего судна и дедвейта. Водоизмещение – это характеристика судна, которая определяет объем воды, вытесненный им в процессе плавания. При расчетах мореходных качеств кроме полного водоизмещения используются водоизмещения при различных вариантах нагрузки судна.
ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ судна
Новости Руководство Структура Служба Образование Наука Документы Энциклопедия Мультимедиа Контакты. (Displacement) — судно, плавающее на спокойной воде, подобно всякому плавающему телу, подчиняется. Главная» Новости» Как вычислить вес судна по водоизмещению. «Водоизмещением» корабля называется вес той воды, которую он вытесняет своею погруженною частью. это объем воды, который судно вытесняет из своего места, когда оно находится в воде. Смотреть что такое «Водоизмещение корабля» в других словарях.
Водоизмещение судна что это простыми словами кратко
Не включает вес любого расходного материала, такого как топливо, вода, масло или другие расходные материалы. Что такое валовой тоннаж валовая вместимость, Gross tonnage : Валовая вместимость - общий внутренний объем судна. Рассчитывается путем умножения внутреннего объема V судна м3 на переменную, известную как «K» изменяется в зависимости от общего объема судна. Что такое Чистый тоннаж Нетто-тоннаж, Net Tonnage : Нетто-тоннаж - это общий внутренний объем грузовых отсеков на судне и рассчитывается примерно как валовая вместимость. Общий объем назначенных грузовых мест м3 умножается на совокупность факторов, в результате чего получается официальная чистая стоимость тоннажа.
Многие слышали об этих терминах, но далеко не каждый знает, что они означают. В статье мы рассмотрим понятия водоизмещения и дедвейта, расскажем, как их рассчитать и чем они отличаются друг от друга. Что такое водоизмещение, его виды Под водоизмещением понимают объемы воды, которые вытесняются плавающим судном. Показатель вычисляется в тоннах и может быть постоянным или переменным. Постоянное водоизмещение определяется весом корпуса, всех устройств, механизмов и оборудования, которое находится на борту. Переменное водоизмещение может постоянно меняться, поскольку учитывает вес экипажа, пассажиров, перевозимых грузов. В зависимости от нагрузки на судно различают следующие виды водоизмещения: Легкое — определяется весом судна сразу после его строительства. Стандартное — предполагает массу корабля с полной комплектацией и экипажем, но без учета питьевой воды и топлива. Полное — предусматривает вес вместе с топливом, грузами, водой и смазочными материалами.
Displacement - характеристика интуитивно понятная, объём вытесняемой судном воды, каковой фактически соответствует весу судна закон Архимеда. Причем его общая масса будет известна до того, как его спустят на воду, даже до его создания. Каждый из элементов, входящих в состав судна, имеет собственный вес. Учитывая массу каждой детали, сложив показатели, можно узнать точный вес судна с минимальной погрешностью. Водоизмещение судна порожнем включает массы: корпуса, котлов, главных машин и вспомогательных механизмов. В процессе эксплуатации все величины остаются неизменными, значит, и водоизмещение порожнем является величиной постоянной. В середине 19 века в обиход ввели термин регистровой вместимости по англ.
Управляемость зависит и от условий плавания: характера загрузки судна, гидрометеорологических факторов. Циркуляция Если во время движения судна переложить руль в какую-либо сторону, то судно начнет поворачиваться и опишет на воде кривую линию. Эта кривая, описываемая центром тяжести судна при обороте, называется линией циркуляции рис. Чем меньше тактический диаметр циркуляции, тем лучшей считается поворотливость судна. Эта кривая близка к окружности, а ее диаметр служит мерой поворотливости судна Измеряется диаметр циркуляции обычно в метрах. Для маломерных моторных судов размер тактического диаметра циркуляции в большинстве случаев равен 2—3 длинам судна. Каждому водителю необходимо знать диаметр циркуляции судна, которым ему приходится управлять, так как от этого во многом зависит правильное и безопасное маневрирование. Никогда не следует забывать, что при движении по кривой на судно действует центробежная сила рис. В результате возникает пара сил, создающая крен на борт, противоположный направлению поворота. Крен увеличивается с повышением центра тяжести судна над центром бокового сопротивления и с уменьшением метацентрической высоты. Увеличение скорости при повороте и. Поэтому никогда не делайте резких поворотов при движении судна на большой скорости. Происходит это от дополнительной подъемной силы, возникающей на корпусе при боковом смещении в связи с глиссирующими обводами. Одновременно с этим происходит скольжение под действием центробежной силы во внешнюю сторону, отчего у глиссирующих судов по сравнению с водоизмещающими судами циркуляция несколько больше. Названные элементы циркуляции зависят от водоизмещения судна и характера размещения груза по его длине, а также от скорости хода. На малой скорости диаметр циркуляции меньше. Ходкость - это способность судна двигаться с определенной скоростью при заданной мощности двигателя, преодолевая при этом силы сопротивления движению. Движение судна возможно только при наличии определенной силы, которая способна преодолеть сопротивление воды - упор. При постоянной скорости величина упора равна величине сопротивления воды. Это уравнение показывает, что с увеличением скорости возрастает и сопротивление воды. Однако эта зависимость имеет различный физический смысл и характер для водоизмещающих судов и глиссирующих. Когда скорость этого судна превышает указанную величину, начинают образовываться волны и к двум сопротивлениям добавляется третье - волновое. Волновое сопротивление резко возрастает с увеличением скорости. Однако, при дальнейшем увеличении скорости судно получает значительный дифферент на корму и его нос поднимается. Этот режим движения носит название переходной от водоизмещающего к глиссирующему. Характерным признаком начала глиссирования служит самопроизвольное увеличение скорости судна. Это явление вызвано тем, что после подъема носовой части общее сопротивление воды судну снижается, оно как бы "подвсплывает" и наращивает скорость при неизменной мощности. При глиссировании возникает еще один вид сопротивления воды - брызговое, а волновое сопротивление и сопротивление формы резко снижаются и их величины практически сводятся к нулю. Таким образом на ходкость судна влияют четыре вида сопротивления: сопротивление трения - зависит от площади смоченной поверхности судна, от качества ее обработки и степени обрастания водорослями, моллюсками и т. Вывод: 1. Наименьшее сопротивление воды испытывают водоизмещающие суда с узким корпусом, круглоскулыми обводами и заостренными носовыми и кормовыми оконечностями. У глиссирующих судов, при отсутствии волнения, широкий плоскодонный корпус с транцевой кормой обеспечивает наименьшее сопротивление воды при наибольшей гидродинамической подъемной силе. Более мореходные глиссирующие суда с килеватым или полукилеватым корпусом.
Основы теории судна. Эксплуатационные, мореходные и маневренные качества
Крайними значениями водоизмещения судна при его нормальной эксплуатации являются водоизмещение в полном грузу и водоизмещение порожнем. Разность между ними называется дедвейтом. Он представляет собой массу перевозимого груза, запасов топлива, смазочных масел, воды, провизии, экипажа и пассажиров с багажом, то есть всех переменных грузов. Чистая грузоподъемность — масса перевозимого груза, который может быть принят на борт. В ряде случаев пользуются такими понятиями, как стандартное водоизмещение, полное, нормальное и наибольшее водоизмещение.
Такие шары аэростаты наполнялись горячим воздухом.
Знаменитые воздухоплаватели: а — П. Такой шар обладал большой подъёмной силой, однако из-за водорода он загорелся. Де Розье и его спутник погибли. Первый полёт на монгольфьере, ноябрь 1783 г. Практикум: На каком принципе основано плавание судов?
Что такое осадка судна? Как узнать массу груза, который может транспортировать судно? Что такое водоизмещение судна? При каком условии воздушный шар может подняться в воздух? Для этого вычтем из силы Архимеда силу тяжести гелия и самого шара.
Осадка — глубина, на которую судно погружается в воду. Грузоподъёмность судна можно узнать, если вычесть из водоизмещения вес самого судна.
Одна тонна равна 2,83 кубических метра. Валовой тоннаж — это внутренний объем судна ниже тоннажной палубы плюс тоннаж между палубами, который включает объем любых замкнутых пространств на тоннажной палубе или над ней.
Чистый или регистровый тоннаж — это доходность торгового судна, т. Дедвейт тоннаж — это общий вес груза, припасов, топлива, пресной воды и экипажа, который может перевозить судно при загрузке до отметки, и измеряется в тоннах веса. Одна тонна равна 1000 килограммам. Закон Архимеда гласит, что плавающий объект вытеснит тот же объем жидкости, в которой он плавает, что и объект, выступающий ниже уровня жидкости.
Другими словами, плавающий объект будет вытеснять ту же массу или вес жидкости, в которой он плавает, что и масса или вес самого объекта. Смещение — это фактический вес судна, измеренный в тоннах, т. Плавучий объем — это объем всей водонепроницаемой части корпуса. Тоннажная обмерная марка — это марка определяющая наибольшую осадку судна в морской и пресной воде.
Грузовая марка — это знак предельной осадки, которая показывает наибольшую допустимую осадку судна в тех или иных условиях плавания.
В актах английского парламента, регулирующих деятельность морских портов, действующих и поныне, прямо указывается, что порты имеют право взимать портовые сборы, размер которых должен обеспечивать средства на покрытие всех затрат порта. Постепенно аналогичный подход стал распространяться на портовые сборы и в других государствах. Так, в первом положении о портовых сборах, введённом в Германии, указывалось, что доходы от портовых сборов не должны превышать необходимый минимум средств, потребных для содержания портовых сооружений.
Портовые сборы, введённые в Австрии в 1897 году, направлялись в основном на содержание портов, введённый в Швеции в 1895 году маячный сбор полностью направлялся на содержание маячной службы страны, как и аналогичный сбор в Англии, введённый тремя годами позже. В настоящее время практически во всех развитых зарубежных странах портовые сборы рассматриваются властными структурами и экономистами, специализирующимися в области ценообразования за услуги морских портов, как источник средств для содержания и развития портов акваторий, причалов, каналов, фарватеров, молов, волноломов, берегозащитных сооружений, доков и т. Виды портовых сборов и их назначение Все сборы, взимаемые с судов в портах мира, можно разделить на две группы. Первая группа сборов, оплата которых не предусматривает предоставление судну явных, измеряемых количественно и качественно услуг.
К таким сборам относятся корабельный, доковый, судовой, портовый, тоннажный, маячный, якорный, канальный, речной, дноуглубительный, фарватерный, ледокольный, причальный, шлюзовой сборы. На английском языке их называют Dues. От налогов портовые сборы отличает возвратность услуг. Каждый из вышеперечисленных сборов представляет собой плату за пользование судном теми или иными портовыми сооружениями: корабельный, судовой, портовый, тоннажный сборы — за пользование гидротехническими сооружениями и акваторией порта, где обеспечены безопасные для судна глубины и защита от морских волнений во время стоянки у причала; доковый- за пользование искусственными бассейнами доками , обеспечивающими защиту судна от приливно-отливных явлений при его стоянке у причала; канальный, речной, дноуглубительный — за пользование ведущими к порту подходными каналами и фарватерами; причальный — за пользование причалами; шлюзовой — за пользование шлюзами; фарватерный, ледовый — за пользование судном каналами, фарватерами и акваторией порта в зимних условиях.
Разумеется, эти сборы направляются тем, кто несёт ответственность за содержание в надлежащем порядке и строительство выше перечисленных объектов. Вторая группа сборов — сборы, оплата которых предусматривает оказание судну конкретной услуги, измеряемой количественно и качественно. К таким сборам относятся лоцманский, швартовный, буксирный сборы, сбор за приём судовых отходов, сбор за услуги станций управления движением судов, сбор за услуги рулевых на реке и др. Характерной особенностью услуг, оказываемых под оплату сборов второй группы, является их обязательность для судна.
Собственно именно это обстоятельство позволяет называть их в некоторых портах сборами на английском языке Dues , хотя чаще их называют платами на английском Charges. Понятно, что эти сборы направляются тем организациям — государственным, муниципальным или частным, которые оказывают эти услуги, неся при этом соответствующие расходы. По своему статусу портовые сборы делятся на государственные и местные. Государственные сборы вводятся и контролируются центральными органами власти, местные сборы — местными органами власти или администрациями портов.
В одном и том же порту могут взиматься как государственные, так и местные сборы. Например, в Финляндии взимается государственный фарватерный сбор и местный портовый сбор, в Дании — государственный ледовый сбор и местные судовой и грузовой сборы, в Англии — государственный маячный и местные судовой, грузовой, доковый, причальный сборы. Схемы взимания портовых сборов Независимо от того, какая концепция ценообразования портовых сборов принята в том или ином порту, существует четыре основные схемы взимания портовых сборов, с различными вариациями реализованные в портах мира. Первая схема.
Портовые сборы взимаются и расходуются администрацией порта, которая несёт полную ответственность за поддержание в эксплуатационном состоянии и развитие портовых сооружений и систем безопасности. При этом расходная часть финансовых планов администраций может требовать обязательного согласования утверждения в органах центральной или местной власти. Вторая схема. Портовые сборы взимаются местными городскими, муниципальными, районными органами власти в местный бюджет.
В этом случае местные власти самостоятельно определяют уровень взимаемых сборов, направления и порядок их расходования, неся всю ответственность за функционирование порта. Эта схема реализована в порту Гамбург, в некоторых портах Португалии и Дании. Третья схема. Какой-либо портовый сбор взимается в пользу общенационального фонда или общенациональной организации.
Такой подход реализован в Англии в отношении маячного сбора, перечисляемого в специальный фонд, из которого происходит финансирование маяков и других систем, обеспечивающих безопасность мореплавания вдоль побережья Англии и на подходах к портам; в США — в отношении сбора с грузов, направляемого в федеральный фонд, из которого финансируются дноуглубительные работы и навигационное обеспечение на подходах к портам. Четвёртая схема. Портовые сборы взимаются государством в государственный бюджет. При этом доход от сбора фиксируется отдельной строкой в доходной части бюджета.
В его расходной части отдельной строкой выделяются расходы, связанные с обеспечением функций работ , для финансирования которых взимается сбор. В случае превышения расходов над доходами государство компенсирует недостающую часть из других источников. Такая схема реализована в Финляндии по фарватерному сбору и лоцманскому сбору за внепортовую проводку судов, в Дании — по ледокольному сбору. Сборы в морских портах взимаются с судовладельцев сборы судовые и грузовладельцев для покрытия затрат на строительство, реконструкцию, эксплуатацию гидротехнических и навигационных сооружений портов и подходных к ним путей, а также за выполнение работ и услуг лоцманская проводка, швартовые операции, снабжение водой, грузовые операции, обслуживание агентствами и др.
Во многих странах мира различия в форме собственности и управления портами и причалами государственные, муниципальные, частные определяют разнообразие сборов, которые отличаются в портах одной страны, а иногда у разных причалов в одном и том же порту.