Новости что такое сатирическое произведение

Все знают слово сатира, но не все скажут что это такое, какова ее история и отличительные признаки, какие литературные жанры и книги можно считать сатирическими. Сатира присуща произведениям как фольклора, так и литературы, где может охватывать разные жанры – художественные (лирические, прозаические, драматические) и публицистические (памфлет, фельетон). Узнать, в каком языке зародилось слово «сатира», в каком году термин появился в мире и русском языке, что означает. В итоге, сатирическое произведение имеет значительное значение в современном обществе, помогая осмысливать проблемы, отвергать властные структуры и обеиховывать насмешкой несправедливость, но имея в виду пределы разума и толерантности.

Писатели-сатирики и их роль в обществе

Из истории жанра сатиры . Литература. 7 класс. Часть 2 В итоге, сатирическое произведение имеет значительное значение в современном обществе, помогая осмысливать проблемы, отвергать властные структуры и обеиховывать насмешкой несправедливость, но имея в виду пределы разума и толерантности.
Писатели-сатирики и их роль в обществе На жанровой природе произведений писателя сказалось влияние его сатирического подхода: романные формы тяготели к очерковости, фельетонности, к древней диатрибе – полемической проповеди-развенчанию.
«Сати́ра» — происхождение и значение слова Узнать, в каком языке зародилось слово «сатира», в каком году термин появился в мире и русском языке, что означает.
Что такое сатира? - YouTube Узнать, в каком языке зародилось слово «сатира», в каком году термин появился в мире и русском языке, что означает.

Сатира в произведениях русских классиков

Сатира — острое проявление комического в литературе и искусстве, обличающее пороки как отдельных людей, так и всего общества или государственного строя. Смотрите видеоурок: “Здоровье человека и здоровый образ жизни” Цифровая библиотека уроков школьной программы от Онлайн-школы Бесплатные видеоуроки по школьным предметам. Тегиирония что это в литературе, что такое сатирические произведения, почему сатириконцы пишут об истории иронически, как правильно назвать рассказы юмористическими или сатирическими, рассказ история юмористический или сатирический. Его перу принадлежит вольная обработка романа Рабле «Гаргантюа» — сатирическое произведение, содержащее всеобъемлющую критику социального строя и его недостатков. Вывод: Сатирические произведения существуют в разных формах и жанрах, но общим для них является насмешка над происходящим в обществе, критика религии, политики, чиновников и других явлений.

Что означает сатирическое произведение

Разнообразие сатирических приемов в литературе Его перу принадлежит вольная обработка романа Рабле «Гаргантюа» — сатирическое произведение, содержащее всеобъемлющую критику социального строя и его недостатков.
Сатирическая журналистика - что это? Лирический субъективный окрас сатирического произведения лишает жанр художественный объективности, поэтому политическая сатира носит характер мимолетности.
Сатира определение в литературе это: 1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде.

Сатира определение в литературе

То, что комический эффект в сатире выражен не слишком сильно, дало повод некоторым ученым утверждать, что она может обходиться вовсе без комических приемов, изобличать враждебное и ничтожное только своим негодованием. Однако негодование само по себе даже при наибольшей напряженности и силе не создает сатиры. Например, стихотворения "На смерть Пушкина" и "Дума" Лермонтова при всем пафосе возмущения и протеста все же не являются сатирическими. Элементы негодования и смеха в сатире могут по-разному комбинироваться. Но нельзя построить ее вне комического.

Отрицая его как необходимый элемент, мы придем к отождествлению этого понятия с отрицанием, критикой вообще. И не сможем ответить ясно на вопрос о том, что такое сатира. В плане сатирическом например, у Салтыкова-Щедрина и в плане прямого отрицания и критики у Л. Толстого может быть выражено изобличение бюрократии и русского самодержавия.

Маяковский изобличал сатирически буржуазию и мещанство, Горький их же, но в виде прямого отрицания. Вот что такое сатира в литературе. Определение ее в тексте обычно не представляет большой сложности - мы делаем это интуитивно. Специфика понятия "сатира" Специфика понятия "сатира" состоит не только в том, что оно вскрывает вредные, отрицательные или позорные явления, но и в том, что осуществляется это всегда средствами комического закона, по которому негодование составляет единое целое с изобличением комическим, а изобличаемое изображается как нормальное, чтобы потом через это обнаружить смешное, что данная норма - лишь видимость, которая заслоняет зло.

Подтверждается данная мысль всей историей сатиры. Читая их, мы понимаем, что такое сатира в литературе. Определение этого понятия было дано выше, так что если вы сомневаетесь, вы всегда можете прибегнуть к нему. Классическое деление сатиры на "патетическую" и "смеющуюся", которое Шиллер проводит в одной из своих статей, таким образом, не имеет достаточного основания.

Типы сатиры Сатиры на врага могут быть отрицанием всей существующей социально-политической системы. Данный тип связан с именами величайших сатириков, в разные эпохи давших гениальные образцы отрицания и критики социальной действительности современной этим авторам эпохи. К ним относятся Свифт, Рабле, Салтыков-Щедрин. Второй тип сатиры - когда автор зовет не к уничтожению всей системы, породившей пороки, а к исправлению отдельных из них.

Такая сатира направлена в основном на нравы, быт, культурные обычаи. Она отражена в творчестве Мольера, выступившего с критикой поднимающегося класса. Известный образ "мещанина во дворянстве" дополняется целым рядом подобных образов у этого автора "Смешные жеманницы", "Жорж Данден" и построен таким образом, что является смешным при всех своих недостатках, но не отрицательным. В этом же плане дан у Бомарше Фигаро.

Таков Фонвизин, стремившийся выдвинуть культурное, европеизированное дворянство на место невежественного патриархального. Что такое сатира, мы разобрались. Надеемся, материал был изложен понятно и доступно. Мы также попытались кратко описать, что такое сатира в литературе.

Указанные нами авторы выбраны не случайно - это самые яркие представители сатирического направления. Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Современные писатели-сатирики часто выступают перед зрителями на экранах телевизоров. Сатирические произведения остаются в памяти надолго.

Но кто бы мог подумать, что философские очерки М. Задорнова или едкие юморески М. Жванецкого — отростки могучего древа, уходящего корнями в архаическую античность? Сатиру считают одной из древнейших форм искусства.

Каково значение и происхождение термина, что такое сатира в литературе — попробуем разобраться вместе. Определение сатиры - что это такое Существует несколько значений термина : Сатира — это сам по себе тип отношений к действительности, критикующий пороки общества. Сатира в литературе — это жанр небольшого объёма, направленный на высмеивание конкретного, отдельно взятого недостатка. Оно относится к комическим жанрам, к которым также принадлежат юмор, и.

Литературный приём отрицания через смех, применимый в рамках. Первое и второе определение понять просто, а о третьем необходимо сказать следующее: если сравнивать художественное произведение с кулинарным шедевром, то: сатира может подаваться не только как основное блюдо, но и как приправа. Когда же сатира подаётся в виде приправы в своём третьем значении , она может проникнуть и , и в эпическое, и в : например, в думу Рылеева, пьесу Островского или рассказ Чехова. История зарождения сатиры Литературоведы говорят, что природа сатиры исследована недостаточно.

В школе принято рассуждать о том, кого высмеивает и кого защищает автор, как это связано с общественно-политической ситуацией и как отреагировало на сатирический выпад писателя правительство. Без этого не проходит, к примеру, изучение комедии «Ревизор» и поэмы «Мёртвые души» Гоголя. Между тем, история сатиры очень интересна. Само слово происходит от латинского «satira» и связано с понятием «».

Так назывались ритуальные уличные празднества, которые были связаны со сменой времён года. На сатурналиях осмеянию подвергался уходящий год и его события. Его уход смерть воспринимался как что-то комическое, а потому не вызывал грусти, которая обычно сопровождает прощание. Зато наступление нового времени воспринималось спокойно.

Этот ритуал переживания смерти и возрождения был знаком ещё язычникам. На нём основывалось восприятие природных и жизненных циклов , аграрный культ с мифом о Деметре и Персефоне.

Свифт, М. Салтыков-Щедрин и др. В средние века образцы сатиры дает фольклор и народная «смеховая культура». С подъемом городов связано распространение анекдота и сатирической стихотворной новеллы фаблио во Франции, шванк в Германии , сатирического эпоса о животных Роман о Лисе , площадного фарса.

Карнавальная традиция порождает обширную устную и письменную смеховую культуру, в том числе пародийные варианты религиозного ритуала, призванные избавить окружающий мир от застывания и «омертвления». Огромную роль в истории сатиры сыграла итальянская народная comedia del arte «комедия масок». Сатира эпохи Возрождения направлена на пересмотр господствующей идеологии и устоявшихся форм средневековой жизни Декамерон Дж. Боккаччо , стихотворная сатира С. В романе Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль гуманистическая программа автора осуществляется в гротескных, гиперболических смеховых образах, расшатывающих монолитную серьезность официальной средневековой идеологии. Задуманный как литературная пародия, Дон Кихот Сервантеса перерастает рамки замысла и становится универсальной комической панорамой мира на границе двух эпох, в «точке перехода» от высокого героизма средневековья к торгашеско-корыстным отношениям новой, предбуржуазной эпохи.

Первоначальный объект насмешки — «рыцарь печального образа» — оказывается судьей «вывихнутого» мира. В литературе 17 в. Смех уходит на второй план, утрачивает радикализм и универсальность, довольствуется явлениями частного порядка. И лишь в жанре комедии, в творчестве Ж. Мольера , сатира расцветает, изображая четко очерченные типы Скупой, Тартюф, Журден. Стихотворные сатиры этой эпохи лишь воскрешают жанры античности Н.

Буало, басни Ж. В литературе 18 в. Развивается плутовской роман Молль Флендерс Д. Дефо , Приключения Перегрина Пикля Т. Смолетта и др. Плутовской роман и комедия этого времени Женитьба Фигаро Бомарше и др.

Веселая насмешка обличителя противостоит здесь поэтике барочного романа — одного из важных жанров эпохи, где издевка сопровождалась зачастую трагической горечью. Развитие пародийной сатиры в 18 в. Стерна Тристрам Шенди, Сентиментальное путешествие. Жанр сатирического романа либо повести начинает выполнять функции философского трактата Племянник Рамо Д. Дидро, философские повести Вольтера. Художественные произведения французских просветителей, как и Путешествия Гулливера Дж.

Свифта, создают картину несовершенного, чающего радикальных перемен мира. Причем отрицание Свифта носит универсальный, «сверхсоциальный» характер — писателя возмущает не столько общество, сколько человечество, не придумавшее для себя лучшей формы организации, чем общество. Так, отраженная в зеркале сатиры, рушится основная иллюзия эпохи — культ разума, рационального жизнеустройства, «просвещенного», а потому «разумного человека»: по Свифту, разумное начало совершенно чуждо алогичной и «деструктивной» природе человека. Существенную роль в истории сатирического творчества Нового времени сыграли английские сатирические журналы 18 в. Ими были созданы и закреплены жанры мелкой журнальной сатиры: диалогической, очерковой, пародийной. Расцветает жанр фельетона.

Этот тип осмеяния современности в новых условиях во многом повторяет формы горацианской сатиры разговорный диалог, галерея вскоре бесследно исчезающих высказывающихся героев, полудиалоги, письма, смесь шутливых и серьезных размышлений. Журнальный тип сатирического творчества в основных своих чертах дошел до наших дней. В начале 19 в. Их сатира направлена прежде всего против культурных и литературных шаблонов современности. Таковы литературно-сатирические и пародийные пьесы Л. Тика, сказки и рассказы К.

Брентано , А. Шамиссо , Ф. Фуке, отчасти Э. Отрицаемая действительность сгущается для романтиков в образе «филистера» — в корне чуждого творчеству обывателя, мещанина, воплощенного духа пошлости и тривиальности. В дальнейшем, на протяжении 19 в. Диккенс , Теккерей , О.

Гюго и др. Диккенс, Теккерей, О. Зарубежная модернистская сатира 20 в. Камю , Ф. Дюрренматт , В. Сатира все больше вторгается в научную фантастику А.

Азимов , К. Воннегут , Р. Брэдбери , С. Лем , Р. Шекли , определяя собой жанры антиутопий и романов-предупреждений. В западной литературе 1960—1990-х собственно сатирическая линия находится во многом под влиянием американской школы «черного юмора» Дж.

Бартелми , Д. Донливи , Дж. Хоукс и др. На передний план выдвигается трагифарсовое повествование с широким использованием приемов травестии и гротеска. Пародийно переосмысливаются основные постулаты традиционной гуманистической системы ценностей и идеология экзистенциализма, которые оказываются несостоятельными при соприкосновении с хищными усредняющими стандартами «массового общества» и «цивилизации потребления» Уловка Дж. Хеллера , 1972.

Мироустройство представлено как абсурдный круговорот и царство энтропии, способные спровоцировать лишь мизантропический смех — единственную подлинно человеческую реакцию на всеобщий абсурд бытия Радуга земного притяжения Т. Пинчона , 1973. Литературе такого рода присущ притчевый характер в сочетании со стихией злого осмеяния ходульности идеалов, шаблонности жизненных интересов, предсказуемости социально поведения Мертвый отец Д. Бартелми, 1975. В конце концов «черная сатира» исходит из сюрреалистической философской категории злобного хохота в ожидании конца света, поскольку иных «надежд на избавление» нет. Зарубежная сатирическая литература 1980-х — нач.

Пародирование культурных клише, пребывающих в центре внимания западных писателей-постмодернистов, типологически восходит к бунтарскому скепсису «черного юмора», но лишено его философской глубины и остается в сфере игры с «тоталитарными» знаками массовой цивилизации. Во второй половине 1990-х определилась новая наднациональная тенденция в западной, прежде всего европейской и латиноамериканской, литературе — антиглобалистская сатира, отразившая идеологическое восстание «новых левых» интеллектуалов против диктатуры и социальных институтов «нового мирового порядка» Этот мир без меня Ф. Клеви, 1998, Бесконечный туннель П. Каррера, 2000, Улитка Х. Блюмена, 2001 и др. Однако эта линия словесности пока не выработала оригинального художественного языка и продолжает обыгрывать на новом тематическом материале традиционные приемы сатирического развенчания.

Древнерусская литература не знала сатирического творчества в собственном смысле слова. На Руси изображение дурных сторон действительности, противоречащих религиозно-нравственному идеалу, в отличие от западноевропейской традиции, не было связано со смехом. Смех осмыслялся древнерусскими книжниками как начало духовно двусмысленное, греховное, страстное. Отрицательное отношение автора принимало форму не осмеяния, а обличения, подчеркнуто серьезного, чаще скорбного — в жанре обличительного слова, в летописи, в агиографии.

Жанр сатиры развивали А. Сумароков, Д. Фонвизин, Н. Особое роль в развитии сатиры 18 века сыграло творчество А. Кантемир основывался на европейской литературной традиции и своими предшественниками считал Д.

Ювенала, Н. Сатиры А. Кантемира делились на философические и живописные. Жуковский в статье "О сатире и сатирах Кантемира" писал о том, что сатиры А. Кантемира четко делятся на русские и заграничные: русские — "живописные", т. Кантемир более тяготеет к рассуждению о пороке как таковом. Своего расцвета русская сатира достигла в 19 веке. Сначала басни И. Крылова, сатирические стихи Г.

Современные писатели-сатирики часто выступают перед зрителями на экранах телевизоров. Сатирические произведения остаются в памяти надолго. Но кто бы мог подумать, что философские очерки М. Задорнова или едкие юморески М. Жванецкого — отростки могучего древа, уходящего корнями в архаическую античность? Сатиру считают одной из древнейших форм искусства. Каково значение и происхождение термина, что такое сатира в литературе — попробуем разобраться вместе.

Определение сатиры — что это такое Сатира — это приём в искусстве , с помощью которого высмеивают недостатки человека и мира в целом. Существует несколько значений термина: Сатира — это сам по себе тип отношений к действительности, критикующий пороки общества. Сатира в литературе — это жанр небольшого объёма, направленный на высмеивание конкретного, отдельно взятого недостатка.

Основные понятия теории литературы: сатира, юмор, ирония, сарказм

В сатирических произведениях часто авторами используются такие литературные приемы, как гипербола, сарказм, гротеск или пародия. Одна из главных ролей сатирического произведения — «срывание всех и всяческих масок» и обнажение сути явлений, которые можно увидеть если вы решили купить картину на холсте передающую всю тонкость идеи. Сатирическое начало характерно для многих жанров: басни, эпиграммы, памфлета, сатирического романа/рассказа, фельетона, комедии.

Писатели-сатирики и их роль в обществе

Таким образом, можно сказать, что актуальность сатирическим произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина придает поднятие «вечных» проблем, которые присутствуют в обществе на протяжении многих лет. В итоге, сатирическое произведение имеет значительное значение в современном обществе, помогая осмысливать проблемы, отвергать властные структуры и обеиховывать насмешкой несправедливость, но имея в виду пределы разума и толерантности. Сатирические произведения позволяют акцентировать внимание на проблемах и вызывают размышления у читателя. Определение ее как жанра можно лучше понять, обратившись к произведениям Персия, Горация и особенно Ювенала, в которых римская сатира дала самые высокие образцы.

У истоков русской сатиры

Сатирики бывали в ссылках, сидели в тюрьмах и столкнулись со сложностями в привычной литературной нише. Здесь писатель показывает своё время: маленький городок, в котором творится произвол, а власть — сборище мошенников.. Эпиграф — «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» — обобщающий смысл «Ревизора». Захолустье — только лишь малая часть огромного бюрократического целого, словно капля в море. В комедии Гоголь сочетает реализм и смелую критику действительности. Смех помогает писателю обличить чинопочитание, взяточничество, произвол властей, невежество. В «Ревизоре» представлена целая «корпорация служебных воров», прекрасно живущих в уездном городе N, не зная ни беды, ни горя… Правдиво раскрыт и характер людей, нередко встречающийся в жизни повседневной, обычной и рутинной. Чиновничий мир — многолетняя бюрократическая система. Здесь ни у одного нет чувства гражданского долга, каждый занят только своими интересами. Открыв первую же страницу комедии и читая фамилии, например, частного пристава — Уховертов и лекаря — Гибнер, мы уже видим портрет персонажей «в полной красе». Огромную роль в создании сатиры нашей страны внёс Салтыков-Щедрин.

Все изменения в государстве отразились в произведениях автора. Писатель наблюдал засилье коррупции, что не могло не вызвать негодование честного и правильного человека. Сатира в книгах Салтыкова-Щедрина имела особенно карающее значение.

Фельетон — газетная статья на злободневную тему, в которой высмеиваются недостатки людей, черты их характера, цели и результаты их деятельности. К этому жанру обращались В. Дорошевич, М. Кольцов, А.

Амфитеатров, А. Райкин, М. Жванецкий, М. Задорнов и др. Памфлет — сатирическое произведение, нацеленное на разоблачение, осмеяние и осуждение образа мыслей героя, которого автор считает носителем опасного общественного зла «Пчёлы» Д. Писарева, «Русский царь» М. Горького, «Тень Барбароссы» Л.

Само это слово происходит от названия мифических существ на латыни, сатиров - полубогов-полуживотных с насмешливым нравом. Филологически данное понятие связано и с другим словом, satura, в простонародье означавшим блюдо мешанины, что говорило о смешении разных размеров греческие, а также сатурнический стих и на присутствие разнообразных описаний явлений и фактов в сатире, в отличие от других жанров лирики, которые имели определенную, строго ограниченную область изображения. Вот что такое сатира. Определение ее как жанра можно лучше понять, обратившись к произведениям Персия, Горация и особенно Ювенала, в которых римская сатира дала самые высокие образцы. Сатира как прием С течением времени она утратила значение конкретного жанра, как произошло это и с другими жанрами, считавшимися классическими идиллией, элегией и пр. Основным признаком сатиры стала изобличающая насмешка, которая определяла сущность ее.

Это назначение она выполняла с помощью различных жанров и форм. Однако всякий раз, когда в литературе возрождались формы античности, старинная жанровая сатира вновь возникала вместе с ними. Например, так было во второй половине 18 века в русской литературе, когда она была использована в качестве классической формы Сумароковым, Кантемиром и др. Одновременно существовали и сатирические журналы с карикатурами, рассказами, фельетонами, а также сатирическая комедия. Что лежит в основе сатиры? Что такое сатира, мы выяснили.

Разберемся теперь, что лежит в основе ее. В основе сатиры, независимо от жанра, лежит комизм. Смех всегда был и остается хорошим средством воздействия на общество. Комическое, выполняя социальные функции, имеет и соответствующую форму: сатирическую, юмористическую и ироническую.

Одним из наиболее известных примеров является «Мертвые души» Николая Гоголя. В этом романе Гоголь исмеивает жадность и коррупцию помещиков, создавая гротескных и нелепых персонажей. Еще одним примером является повесть «Вишневый сад» Антона Чехова, в которой автор сатирических произведений осмеивает упрощенные взгляды некоторых членов общества на экономику и социальные отношения. Заключение Сатирическое произведение — это литературный жанр, который использует сатирические приемы и стили для исмеивания негативных явлений в обществе. Сатира может быть эффективным инструментом для поднятия важных вопросов и вызывания смеха, а также для призыва к общественным переменам.

История и жанры сатирической литературы Истоки сатиры можно найти уже в древнегреческой и римской литературе. В древней Греции сатира была связана с публичными выступлениями комедийных актёров, которые порицали политических и общественных деятелей своего времени. В Римской империи сатирические произведения писались поэтами, такими как Гораций и Ювенал, которые высмеивали коррупцию и моральное разложение элиты. В средние века сатира также существовала, но была выражена в форме моралистической сказки или аллегории.

Сатира определение в литературе

В плане сатирическом например, у Салтыкова-Щедрина и в плане прямого отрицания и критики у Л. Толстого может быть выражено изобличение бюрократии и русского самодержавия. Маяковский изобличал сатирически буржуазию и мещанство, Горький их же, но в виде прямого отрицания. Вот что такое сатира в литературе. Определение ее в тексте обычно не представляет большой сложности - мы делаем это интуитивно. Специфика понятия "сатира" Специфика понятия "сатира" состоит не только в том, что оно вскрывает вредные, отрицательные или позорные явления, но и в том, что осуществляется это всегда средствами комического закона, по которому негодование составляет единое целое с изобличением комическим, а изобличаемое изображается как нормальное, чтобы потом через это обнаружить смешное, что данная норма - лишь видимость, которая заслоняет зло. Подтверждается данная мысль всей историей сатиры. Читая их, мы понимаем, что такое сатира в литературе. Определение этого понятия было дано выше, так что если вы сомневаетесь, вы всегда можете прибегнуть к нему. Классическое деление сатиры на "патетическую" и "смеющуюся", которое Шиллер проводит в одной из своих статей, таким образом, не имеет достаточного основания. Типы сатиры Сатиры на врага могут быть отрицанием всей существующей социально-политической системы.

Данный тип связан с именами величайших сатириков, в разные эпохи давших гениальные образцы отрицания и критики социальной действительности современной этим авторам эпохи. К ним относятся Свифт, Рабле, Салтыков-Щедрин. Второй тип сатиры - когда автор зовет не к уничтожению всей системы, породившей пороки, а к исправлению отдельных из них. Такая сатира направлена в основном на нравы, быт, культурные обычаи. Она отражена в творчестве Мольера, выступившего с критикой поднимающегося класса.

Таким образом, с помощью элементов сатиры, которые использует Салтыков-Щедрин, прослеживается осуждение им обывательского образа жизни героя, являющегося аллегорией[1] человека. Нельзя не сказать, что «Сказки для детей изрядного возраста» не единственное произведение отечественной классики, где изображаются социальные пороки. Например, персонажи поэмы Н. Гоголя «Мертвые души» также стали символами негативных явлений общества, а смерть щедринского пискаря, свидетельствующая о бесцельно прожитой жизни соотносится с судьбой главного героя рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Салтыков-Щедрин воплотил разные пороки в одной мелкой рыбёшке, а Н. Гоголь зашёл дальше. Каждый его персонаж символизирует отдельный социальный порок: Манилов — беспечность «Дом господский стоял одиночкой... Оба писателя активно пользуются сатирическими приёмами при создании портрета того или иного героя. В рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» речь идёт о человеке, который прожил никчёмную жизнь, лишённую всякого интереса, наполненную боязнью, постоянно задаваясь вопросом: «Что будет, если перестану платить? Басни как средство отображения пороков. Объяснение понятия. В толковом словаре Д. Ушакова даётся такое определение понятия: «Басня — короткий аллегорический рассказ, обычно с нравоучительным заключением».

Неконтролируемая сатира может привести к оскорблениям и жестокости. Таким образом, сатирические произведения являются важной частью литературы и искусства. Они помогают нам рассматривать общество с другой стороны, поднимать проблемы и вызвать размышления. Однако, необходимо помнить о мере и о том, что сатира не всегда будет принята положительно. Важно сохранять толерантность и уважение к другим, чтобы сатира служила здоровому обществу и стимулировала конструктивную критику, развлечение и размышления. Переписать другими словами.

Их сатира направлена прежде всего против культурных и литературных шаблонов современности. Таковы литературно-сатирические и пародийные пьесы Л. Тика, сказки и рассказы К. Брентано , А. Шамиссо , Ф. Фуке, отчасти Э. Отрицаемая действительность сгущается для романтиков в образе «филистера» — в корне чуждого творчеству обывателя, мещанина, воплощенного духа пошлости и тривиальности. В дальнейшем, на протяжении 19 в. Диккенс , Теккерей , О. Гюго и др. Диккенс, Теккерей, О. Зарубежная модернистская сатира 20 в. Камю , Ф. Дюрренматт , В. Сатира все больше вторгается в научную фантастику А. Азимов , К. Воннегут , Р. Брэдбери , С. Лем , Р. Шекли , определяя собой жанры антиутопий и романов-предупреждений. В западной литературе 1960—1990-х собственно сатирическая линия находится во многом под влиянием американской школы «черного юмора» Дж. Бартелми , Д. Донливи , Дж. Хоукс и др. На передний план выдвигается трагифарсовое повествование с широким использованием приемов травестии и гротеска. Пародийно переосмысливаются основные постулаты традиционной гуманистической системы ценностей и идеология экзистенциализма, которые оказываются несостоятельными при соприкосновении с хищными усредняющими стандартами «массового общества» и «цивилизации потребления» Уловка Дж. Хеллера , 1972. Мироустройство представлено как абсурдный круговорот и царство энтропии, способные спровоцировать лишь мизантропический смех — единственную подлинно человеческую реакцию на всеобщий абсурд бытия Радуга земного притяжения Т. Пинчона , 1973. Литературе такого рода присущ притчевый характер в сочетании со стихией злого осмеяния ходульности идеалов, шаблонности жизненных интересов, предсказуемости социально поведения Мертвый отец Д. Бартелми, 1975. В конце концов «черная сатира» исходит из сюрреалистической философской категории злобного хохота в ожидании конца света, поскольку иных «надежд на избавление» нет. Зарубежная сатирическая литература 1980-х — нач. Пародирование культурных клише, пребывающих в центре внимания западных писателей-постмодернистов, типологически восходит к бунтарскому скепсису «черного юмора», но лишено его философской глубины и остается в сфере игры с «тоталитарными» знаками массовой цивилизации. Во второй половине 1990-х определилась новая наднациональная тенденция в западной, прежде всего европейской и латиноамериканской, литературе — антиглобалистская сатира, отразившая идеологическое восстание «новых левых» интеллектуалов против диктатуры и социальных институтов «нового мирового порядка» Этот мир без меня Ф. Клеви, 1998, Бесконечный туннель П. Каррера, 2000, Улитка Х. Блюмена, 2001 и др. Однако эта линия словесности пока не выработала оригинального художественного языка и продолжает обыгрывать на новом тематическом материале традиционные приемы сатирического развенчания. Древнерусская литература не знала сатирического творчества в собственном смысле слова. На Руси изображение дурных сторон действительности, противоречащих религиозно-нравственному идеалу, в отличие от западноевропейской традиции, не было связано со смехом. Смех осмыслялся древнерусскими книжниками как начало духовно двусмысленное, греховное, страстное. Отрицательное отношение автора принимало форму не осмеяния, а обличения, подчеркнуто серьезного, чаще скорбного — в жанре обличительного слова, в летописи, в агиографии. Смеховые формы оказывались совершенно за пределами официальной культуры — в фольклорных жанрах, в свадебных и аграрных обрядах, в искусстве скоморохов. Суть отношения к смеху в русском средневековье полнее всего выразилось в житиях юродивых, чье поведение по внешним признакам напоминало поведение шута. Однако смеяться над юродивыми считалось грехом характерен эпизод из Жития Василия Блаженного: посмеявшиеся над его наготой ослепли и были исцелены лишь после раскаяния в невежественном смехе. Рыдать над смешным — вот эффект, к которому стремится юродивый, обнаруживая под личиной глупости глубинную мудрость, а за внешним богохульством — святость. Собственно смеховая культура начинает оформляться на Руси под западными влияниями лишь в 17 в. При Петре I традиционный запрет на смех и веселье постепенно снимается. Парадоксальность ситуации состоит в том, что в начале 18 в. С конца 17 в. Сатира в России. Она облекается в самые разнообразные жанры: эпиграмму, послание, басню, комедию , эпитафию, пародийную песню, публицистику. Создателем русской сатиры как малого стихотворного жанра, ориентированного на античные и классицистические образцы, стал А. Кантемир восемь сатир в рукописном собрании 1743. Сатиры Кантемира поэтикой и тематикой ориентировались на теорию, изложенную в стихотворном трактате Н. Буало Поэтическое искусство. В соответствии с европейскими классицистическими канонами действительность противопоставлялась здесь идеалу как варварское — просвещенному, бессмысленное — разумному. Кантемир, имитируя латинский стих, вырабатывал новый синтаксис, интенсивно использовал инверсии обратный порядок слов и переносы, стремился приблизить стих к «простому разговору», вводил просторечия, пословицы и поговорки. Однако стилистические новшества Кантемира не нашли продолжения в русской литературе. Следующий шаг в развитии отечественной сатиры был сделан А. Сумароковым , автором книги 1774 Сатиры, который свои теоретические воззрения на назначение сатиры и ее место в иерархии классицистических жанров изложил в двух эпистолах 1747 — О русском языке и О стихотворстве. Сатира на бездарных авторов становится важным средством литературной борьбы. Во второй половине 18 в. В 1760—1790-е в России один за другим открываются новые сатирические журналы: «Полезное увлечение», «Свободные часы», «Смесь», «Трутень», издаваемые И. Крыловым «Почта духов», «Зритель» и многие другие. В литературном сознании формируется расширительное понимание сатирического как межжанровой разновидности идейно-эмоционального подхода к предмету изображения. Один из первых образцов сатиры в широком смысле слова — комедия Д. Фонвизина Недоросль 1782. Наиболее значительные ее образцы рождаются в контексте литературной полемики сатиры М. Дмитриева и др. Журнальная сатира все более тяготеет к жанру фельетона. Элементы сатиры интенсивно проникают в роман и драму и способствуют окончательному оформлению поэтики критического реализма. Наиболее яркие образы сатиры в русской литературе 19 в. Грибоедова, Н. Гоголя, А. Сухово-Кобылина, Н. Преобладало сатирическое видение мира в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, воплотившего на русской почве традиции «высокого негодования», бичующего ювеналова смеха. На жанровой природе произведений писателя сказалось влияние его сатирического подхода: романные формы тяготели к очерковости, фельетонности, к древней диатрибе — полемической проповеди-развенчанию.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий