Новости высадка на луну ссср

Впервые достигнута поверхность Луны: как советская «Луна-2» перевернула историю. Если по каким-либо причинам высадка на Луне в июле не состоится, то мы предпримем ещё две попытки – в сентябре и декабре. Запущенный 12 сентября научный модуль с советским вымпелом внутри небольшого грузового контейнера совершил жесткую посадку на поверхности Луны и навсегда «застолбил» за СССР первенство в области освоения объектов за пределами Земли. Ведь высадка астронавтов на Луну, да ещё с последующей доставкой нескольких десятков кг лунных камней действительно затмила бы успехи любого автомата. Мы собрали сообщения советских СМИ о полёте на Луну.

«Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии

При этом 57 % россиян убеждены, что никакой высадки на Луне не было и США сфальсифицировали все доказательства. Последняя лунная миссия СССР «Луна-24» стартовала в 1976 году и доставила на Землю образцы лунного грунта. СССР посылал космонавтов на Луну, чтобы обслуживать свои многочисленные луноходы и приборы. Сейчас в топ-новостях из наиболее значимых событий – это встреча Трампа с Путиным. Программа высадки на Луну не отменена, посадку мы всё равно будем должны начать с облёта. СССР сразу пытался работать над отправлением экипажа на Луну, создав сверхтяжелую ракету-носитель с нуля, еще и быстро.

Новая лунная гонка. Как изучали спутник Земли в СССР и зачем решили возродить эту программу?

«Луну американцам не отдавать!»: почему Советский Союз вопреки Хрущеву все же проиграл лунную гонку. Однако, впервые Луны достиг советский космический корабль «Луна-2» 13 сентября года, то есть советские космические аппараты оказались на Луне на 10 лет раньше высадки американских космонавтов на спутник Земли. Главной причиной, помешавшей советской стороне осуществить высадку человека на Луну, стали неудачи с ракетами-носителями. Ракета, доставившая станцию Луна-2 на Луну в СССР. Высадка на Луну — одно из самых впечатляющих достижений человечества за всю его историю.

Как прошла первая посадка на Луну?

Превосходство СССР над США в космической сфере перед исторической посадкой человека на Луну было неоспоримым. Бесценный опыт посадок на Луну, накопленный в СССР в 1960-1970-х гг., утерян, а смена поколений прервалась, заявил глава Роскосмоса Юрий Борисов в интервью телеканалу "Россия 24". На АМС «Луна-2» было установлено 2 вымпела с изображением Герба СССР. Бесценный опыт посадок на Луну, накопленный в СССР в 1960-1970-х гг., утерян, а смена поколений прервалась, заявил глава Роскосмоса Юрий Борисов в интервью телеканалу "Россия 24".

Почему советские космонавты не полетели на Луну

Есть в истории шести (!) официальных высадок американцев на Луну одно странное обстоятельство. "Высадка Армстронга и Олдрина на Луну явилась началом реализации освоения Луны. Превосходство СССР над США в космической сфере перед исторической посадкой человека на Луну было неоспоримым.

Космические мифы: нулевые космонавты и Гагарин на Луне

Вопрос: Антон Громов, популяризатор космонавтики Отвечает: Владимир Борисович Краскин, старейший член Российской секции ISA, ветеран космодрома Байконур, ника радио-телеметрического отдела к Смотрите видео онлайн «Учёный ответ | Была ли в СССР прямая. Советский Союз на Луне В день 45-летия приземления первых людей на Луне Русская планета вспоминает о советской лунной программе Через месяц после полета в космос Гагарина президент США Джон Кеннеди дал НАСА четко определенную цель: Если мы можем добраться. Вопрос, почему американцы после высадки на лунную поверхность 11 декабря 1972 года так долго «терпели», не даёт покоя ни тем, кто говорит, что НАСА вообще сфальсифицировало всю программу «Аполлон», ни тем, кто просто хочет понять, почему не занимались Луной целых.

Первый космический корабль достиг Луны: «Луна-2», СССР

И вначале советская, а затем и российская пропаганда захлебывалась бы от восторга, подавая это событие как величайшее достижение в истории человечества. Ракета УР-500 на стартовой площадке Байконур, 1966 год. Первые семь беспилотных испытаний 7К-Л1 в целях секретности они проходили под обозначением «Зонд» завершились авариями. Лишь в сентябре 1968 года конструкторы смогли отметить долгожданный успех. Космический корабль «Зонд-5» благополучно облетел Луну и вернулся на Землю вместе с «пассажирами» — парой черепах и коллекцией насекомых. Теперь все зависело от «Зонда-6». Если бы и его полет оказался удачным, советское руководство дало бы добро на пилотируемый запуск с облетом Луны. Его запланировали на 8 декабря 1968 года — 13 днями ранее старта Apollo 8.

Однако всего за несколько часов до возвращения на Землю космический корабль разгерметизировался. Вдобавок ко всем бедам, при посадке произошел преждевременный отстрел парашюта и спускаемый аппарат разбился. Изображение Земли, сделанное камерой «Зонда-6». Очевидно, это и к лучшему, ибо при новом беспилотном испытании ракета попросту взорвалась на стартовой площадке. Крупнейший взрыв в истории космонавтики Существует множество причин, почему СССР проиграл лунную гонку. Но главным гвоздем в крышку гроба все же стала сверхтяжелая ракета Н1. Во-первых, ее создание оказалось куда более сложной задачей, чем предполагалось изначально.

Во-вторых, новая ракета была весьма сырой, что и доказал 21 февраля 1969 года испытательный запуск, завершившийся аварией. Второе испытание Н1 , в ходе которого она должна была направить к Луне беспилотный корабль 7К-Л1 c прототипом лунного модуля, состоялось 3 июля 1969 года. В этот раз все вылилось в настоящую катастрофу. Произошедший взрыв стал не просто крупнейшим в истории мировой космонавтики, но и в принципе одним из наиболее мощных неядерных взрывов изо всех известных. Н1 полностью уничтожила свой стартовый стол и нанесла серьезные повреждения соседнему. На их восстановление и подготовку нового запуска потребовалось два года. Но, как и последующий тест, его вновь постигла неудача, что привело к окончательному закрытию советского лунного проекта.

Неудавшаяся ложка дегтя После провала программы по пилотируемому облету Луны Советский Союз попытался подкинуть символическую ложку дегтя США и успеть доставить на Землю образец лунного грунта до возвращения на планету Apollo 11. Эта задача была возложена на пару станций Е-8-5. Первый аппарат так и не покинул околоземную орбиту. Второму, получившему обозначение « Луна-15 «, сопутствовал больший успех — станции удалось выйти на орбиту Луны. Фактически это стало первым случаем космического сотрудничества двух сверхдержав. Если бы операция завершилась успехом, капсула с собранными образцами лунного грунта обогнала бы Apollo 11 на пару дней. Однако этого не произошло.

И в самом деле, аэрокосмическому агентству удалось совершить настоящее чудо, успешно вернув домой трех астронавтов, находившихся в, казалось бы, практически безнадежной ситуации. Неудивительно, что по сей день эти события считаются одной из наиболее выдающихся спасательных операций в истории. Тогда экипаж Apollo 13, состоящий из трех астронавтов, Джеймса Ловелла, Джона Суайгерта и Фреда Хейза, должен был прилуниться вблизи кратера Фра Мауро для изучения лунного реголита.

В мае 1974 года дальнейшие работы с носителем Н-1 и вся программа Н1-Л3 были завершены. Возвращение на Землю Схема полета с возвращением на Землю предполагала несколько этапов. На первом из них планировался вывод лунной ракетной системы на начальную геоцентрическую круговую орбиту Земли высотой примерно 200 километров. После этого предполагался разгон с орбиты и выход на траекторию полета от Земли к Луне на селеноцентрическую орбиту. После коррекции орбиты должны был произойти спуск лунной кабины и ее мягкая посадка на поверхность спутника. На обратном пути планировались взлет корабля с поверхности Луны, выведение его на орбиту сближения с лунным орбитальным кораблем, причаливание с последующим выходом на траекторию полета Луна — Земля и управляемым спуском на поверхность Земли.

Историки отечественной космонавтики отмечают, что крах советской лунной программы связан с установкой руководства страны по этому проекту. По их словам, власти потребовали от конструкторов соблюдать режим экономии в тот момент, когда значительная часть лунного проекта уже была реализована. Все это привело к сырым конструкторским решениям и резкому снижению надежности новой космической техники. Независимый эксперт по космосу, член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин считает, что проблема заключалась в создании мощного мотора. По его мнению, реализовать советскую лунную программу было заведомо невозможно. Лунное затишье К концу 1970-х годов многим казалось, что на Луне делать уже нечего и в Солнечной системе существуют более интересные объекты для исследований, например Марс или Венера. Период лунного затишья продолжался почти 20 лет. В середине 1990-х годов академик, сотрудник Института геохимии и аналитической химии имени В.

Глава Роскосмоса позже объяснил , что столкновение с Луной произошло после того, как двигатель проработал 127 секунд вместо 84. Еще одной причиной аварии глава Роскосмоса назвал прерывание лунной программы на 50 лет. Он считает, что это решение было неверным. Детальные причины потери станции установит специальная комиссия. Пока неизвестно, когда она соберется и опубликуют ли результаты ее работы. Россия в современной истории еще не осуществляла таких сложных маневров, как посадка космического аппарата на Луну.

Трижды наши автоматы сумели привезти на Землю лунный грунт — всего 330 граммов. Программа СССР по исследованиям Луны с помощью автоматов была закрыта в 1976 году после полета очередного аппарата «Луна-24». США предпочли иное направление атаки. После старта Гагарина президент Джон Кеннеди объ явил, что следующее десятилетие его страна посвятит экспедиции и высадке человека на Луну. С этой задачей США справились. С 20 июля 1969-го по 1972 год шесть раз американские «Аполлоны» высаживали астронавтов на Луну — всего 12 человек. С Луны на Землю доставлено 380 кг лунного грунта. Лишь одна из семи экспедиций оказалась неудачной и вернулась домой несолоно хлебавши. Любопытно, что 21 июля 1969 года советский автомат «Луна-15», незадолго до обратного старта на Землю «Аполлона-11», приземлился на Луну. Надо отдать должное нашей деликатности, не на голову Нилу Армстронгу. Оче видно, совпадение сроков имело пропагандистский характер и было призвано снизить градус восторгов относительно американской лунной миссии. Однако «Луна-15» разбилась при посадке. И все-таки факт в том, что не астронавты, а именно советские аппараты, которые шли вереницей, добыли доказательство присутствия на Луне воды в полярных шапках, что важно для колонизации земного спутника. Каждый из луноходов колесил месяцами, удалялся от станции на сотни метров и собирал более богатый материал, чем привязанные к кораблю астронавты. Почему наши там побывали Телетрансляцию о первой высадке человека на Луну вели все страны. СССР по своей природе просто не мог позволить советским гражданам присутствовать на триумфе идеологического супостата. Ведь в кухонных разговорах могли спросить недоуменно: почему советский человек первым вышел в космос, но не добрался до Луны? Или в Кремле потеряли хватку?

Успех «Луны-2»: как в СССР впервые посадили космический аппарат на спутник Земли

Меньше чем через год по их следам полетел Гагарин - и тоже вернулся живым. Американцы в том 1961-м в безвоздушное пространство отправили только шимпанзе Хэма. Правда, 5 мая того же года суборбитальный полет совершил Алан Шепард, но международным сообществом это достижение космическим полетом признано не было. Первый «настоящий» американский астронавт - Джон Гленн - в космосе оказался только в феврале 62-го.

Казалось бы, США безнадежно отстали от «мальчишек с соседнего континента». Триумфы СССР следовали один за другим: первый групповой полет, первый человек в открытом космосе, первая женщина в космосе… И даже до естественного спутника Земли советские «Луны» добрались первыми, заложив основы столь важной для нынешних исследовательских программ методики гравитационных маневров и сфотографировав обратную сторону ночного светила. Но выиграть в такой игре можно было, лишь уничтожив команду противника, физически или морально.

Американцы же уничтожаться не собирались. Решение было рискованным - СССР добивались своего шаг за шагом, планомерно и последовательно, и все равно не обходилось без провалов. А космическое агентство США решило сделать прыжок через ступеньку, если не через целый лестничный пролет.

Но Америка компенсировала свою, в известном смысле, наглость тщательной проработкой лунной программы. В итоге тактика США оказалась результативнее. Но ключевым фактором, ослабившим Союз в лунной гонке, был раскол внутри «команды с советского двора».

Королев, на воле и энтузиазме которого держалась космонавтика, сперва, после своей победы над скептиками утратил монополию на принятие решений. Конструкторские бюро вырастали, как грибы после дождя на неиспорченном сельхозобработкой черноземе. Началось распределение задач, и каждый руководитель, что научный, что партийный, считал себя наиболее компетентным.

Поначалу само утверждение лунной программы запоздало - отвлекшиеся на Титова, Леонова и Терешкову политики занялись ею только в 1964-м, когда американцы уже три года как размышляли над своими «Аполлонами».

Станция «Луна-9» доставила на поверхность специальную АЛС массой 100 кг, которая работала в течение 75 часов и дала семь сеансов связи. Станция передала на Землю телевизионную панораму местности. На этих изображениях, сделанных с высоты около 1 м, были видны детали размером до 1 мм. Полученная научная информация подтвердила теорию, выдвинутую В. Шароновым и Н. Сытинской, о «метеорно-шлаковом» строении наружного покрова Луны.

Два параллельных космических проекта страна потянуть не могла. Во-первых, поскольку СССР отставал от США и в плане общего экономического развития, и по технологиям, то для достижения аналогичного результата требовалось гораздо больше времени, чем американцам. Во-вторых, обеспечена адекватным финансированием оказалась лишь облётная часть программы. На высадку на Луну денег уже не оставалось: военное ведомство — заказчик ракеты — было не готово в требуемых масштабах оплачивать затеи, не связанные напрямую с обороной страны, поскольку имело более приоритетные задачи, в первую очередь — обеспечение ракетно-ядерного паритета с США. Из-за спешки программу УР-500К — Л1 начали преследовать аварии — «железо» ракета, космический корабль и разгонный блок не было отработано в достаточной степени, и каждый полет приносил букет неожиданностей и «багов». Стандарты ракетно-космической отрасли требовали, чтобы перед первым полетом человека на новой ракетно-космической системе последняя совершила два беспилотных полета с минимальным количеством замечаний. Выполнить это требование в заданный промежуток облетной программе не удалось. С проектом Н1 — Л3 дело обстояло еще хуже. Из-за экономии времени разработчикам пришлось отказаться от применения новейших технологий в области топлив, ракетных двигателей, конструкционных материалов и радиоэлектроники. В результате советская лунная суперракета Н-1 получилась слабее американского «Сатурна-5», хотя и содержала большее число ступеней и маршевых двигателей в результате надежность оказалась ниже , и позволяла высадить на Луну всего одного человека вместо двух у конкурентов то есть имела меньший функционал.

Если американцы все ступени «Сатурна-5» отработали на наземных стендах, то у нас сэкономили, тестируя на земле только вторую и третью ступени. Первую ступень со сложнейшей двигательной установкой решили отрабатывать в полете. Это дорого обошлось: все четыре старта Н-1 — в феврале и июле 1969 года, в июне 1971 и ноябре 1972 года — завершились авариями на участке работы первой ступени. Причём во втором пуске носитель упал на стартовый комплекс, разрушив пусковое устройство, что задержало программу на два года. Деньги на Н1 — Л3 приходилось реально выбивать, и финансирование работ постоянно отставало от графика, что самым пагубным образом влияло на качество их выполнения. Да и сам объём выделяемых средств был несравним с заокеанским: закрывая советскую лунную программу, на нее в итоге «списали» 4 миллиарда рублей, в то время как на американскую реально потратили свыше 25 миллиардов долларов. Кто заплатит за Луну? Американский проект Apollo был тщательно спланирован, им руководил единый центр — NASA, все подрядчики подчинялись единому плану.

В задачи "Л-3" входило "осуществление посадки на поверхность Луны лунного аппарата с космонавтом, проведение комплекса работ на поверхности Луны по исследованию свойств поверхности, фотографированию района посадки, научным наблюдениям и сбору пород лунного грунта", говорится в документе. Для поддержки миссии на поверхности должен был работать автоматический аппарат Е8. После выполнения необходимых задач космонавт должен был вернуться на Землю. Полное время экспедиции - 12 суток. Люди, базы и челнок Развитие лунной программы в 1970-1985 годах предполагало создание сети обитаемых баз в разных районах естественного спутника Земли, проведение там научных экспериментов и обеспечение транспортной связи. К началу 1970-х годов СССР собирался "обеспечить достаточно продолжительное пребывание космонавтов на Луне примерно 15-20 суток с тем, чтобы можно было провести необходимый объем работ по исследованию района посадки, приобретения опыта проведения человеком различных исследовательских работ и т. Эти средства "должны функционировать как во время пребывания экспедиций на Луне, так и между экспедициями, и создание их должно быть предусмотрено в начале 70-х годов", уточняется в отчете. В частности, спутники на орбите Луны могли создать карты, изучить строение и состав пород поверхности, обеспечить связь между удаленными базами. Часть этих задач должен был решить тяжелый спутник. На поверхность Луны СССР хотел доставить передвижные, астрономические, гелиографические, геофизические и связные станции в 1972-1975 годах, причем вес фототелескопов мог достигать 580 кг, а диаметр планетных телескопов - от 500 мм до 1,5 м. Все это, убеждены авторы отчета, позволило бы исследовать планеты и их атмосферы, вести метеорологические исследования. Для пилотируемых экспедиций предлагалось создать ракетно-космический комплекс "Л-3М" модернизация "Л-3" , который сможет находиться на Луне до 20 суток, и начать его эксплуатацию с 1973 года. По задумке, комплекс состоял из двух частей - посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж - два человека. Выводить его на орбиту должна была ракета-носитель "Н-1".

Россия возвращается на Луну: как СССР исследовал её в прошлом и что ждёт нас в будущем

Как советская «Луна-2» перевернула историю (фото) - Hi-Tech «Луну американцам не отдавать!»: почему Советский Союз вопреки Хрущеву все же проиграл лунную гонку.
Почему космонавты СССР не полетели на Луну? Основными задачами «Луны-25» были отработка технологии мягкой посадки, исследование свойств реголита и экзосферы.
Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы - ТАСС Есть в истории шести (!) официальных высадок американцев на Луну одно странное обстоятельство.
Члены РАН ответили Рогозину, усомнившемуся в полете американцев на Луну - МК Дескать, оттого все советские граждане — от дворника до Генсека не сомневался, что высадки американцев на Луну состоялись.

Почему 57 % россиян отрицают полёт американцев на Луну

Американские автоматические разведчики Луны третьего поколения Surveyor и Lunar Orbiter. Челомея, сроки реализации — с 1966-го по первое полугодие 1967 года и осуществление высадки экспедиции на лунную поверхность с последующим возвращением на Землю головной исполнитель — ОКБ-1 С. Королева, сроки — с 1967 по 1968 год. В рамках этого решения создавались автоматические станции второго поколения «объект е-6» , предназначенные для отработки мягкой посадки и создания искусственных спутников Луны. Из 20 космических аппаратов этого типа, запущенных в период с 4 января 1963 года до 7 апреля 1968 года, лишь 11 смогли достичь полного или частичного успеха в частности, 3 февраля 1966 года первую в мире мягкую посадку на другое небесное тело совершила советская «Луна-9», а 3 апреля того же года «Луна-10» вышла на орбиту вокруг Селены — остальные потерпели аварию по тем или иным причинам. Макет аппарата типа е-6 с автоматической лунной станцией «Луна-9» на фоне лунной панорамы. Источник: sneg. Кроме них, в ОКБ-1 разрабатывалась космическая станция третьего поколения «объект E-8» , которая должна была доставить на Луну самоходный автоматический аппарат «объект Л-2» , предназначенный для изучения условий в месте предполагаемой высадки космонавтов и выбора места посадки корабля.

Поначалу советское руководство, вероятно, питало надежды обогнать американцев. Однако вскоре грандиозный объем и сложность пилотируемой лунной программы стали очевидными, как и высокий шанс отстать от Америки в престижной космической гонке. Поэтому в 1965 году акценты сместились, и на первый план вышла задача облета Луны пилотируемым кораблем, которая казалась более простой. К решению задачи подключили С. Королева, возложив на него создание облетного пилотируемого корабля 7К-Л1 на базе разрабатываемого «Союза» и космического разгонного блока «Д» на базе одной из ступеней ракетно-космического комплекса Н1-Л3 для осуществления высадки космонавтов на Луну. Для избавления от «непрофильных тем» ими ОКБ-1 было перегружено сверх всякой меры в том же 1965 году вся тематика по автоматическим лунным станциям включая проекты е-6 и E-8 была передана Машиностроительному заводу имени С. Лавочкина, руководимому Г.

Страницы из отчета «Основные положения по объекту E-8» , созданного при передаче тематики по автоматическим лунным и межпланетным станциям из ОКБ-1 Машиностроительному заводу имени С. Источник: Роскосмос Однако ожидаемого ускорения по лунному направлению не произошло. Несмотря на строгие и не терпящие возражений партийно-правительственные постановления 1967-1968 годов, которые требовали «усилить работы», отставание от США увеличивалось. Критической точкой стало 24 декабря 1968 года, когда на окололунную орбиту вышел Apollo-8 Фрэнка Бормана, Джеймса Ловелла и Уильяма Андерса. Все участники событий осознавали, что и высадка Луну первого астронавта — а не космонавта — не за горами. С нашей стороны требовалось неординарное решение, которое привело бы к какому-то звучному успеху, способному скрасить грядущее поражение в пилотируемой лунной гонке. И таким решением стала доставка лунного грунта на Землю автоматической станцией.

Техническая база имелась: к 1968 году завод имени Лавочкина полностью переработал концепцию E-8 и предложил на этой основе создать целую серию лунных автоматических станций — луноход, тяжелый спутник для картографирования Луны, стационарную научную обсерваторию на лунной поверхности и ряд других аппаратов. А в феврале 1968 года был выпущен эскизный проект автоматического аппарата E-8-5 для доставки на Землю образцов лунного грунта. Весомым преимуществом предложенной концепции была высокая степень готовности материальной части: УР-500К вместе с блоком «Д» проходила летные испытания пусть и не без аварий , система E-8 с посадочной ступенью и луноходом участвовали в наземной отработке. Все это выглядело настолько заманчиво, что позволяло в теории даже опередить Америку с доставкой грунта, да еще и за гораздо меньшие деньги. Первым же пунктом в нем указывалось: «Считать главной задачей в исследовании Луны автоматическими станциями в 1969 году доставку на Землю образцов лунного грунта с помощью объектов E-8-5». Источник: Роскосмос Таким образом, программа исследования Луны автоматами получала приоритет перед пилотируемыми миссиями и, по сути, стала их альтернативой. Последняя представляла собой унифицированный ракетный блок с корректирующе-тормозной двигательной установкой, системой из четырех сферических топливных баков, соединенных цилиндрическими проставками две играли роль приборных отсеков для размещения аппаратуры системы управления перелетом и посадкой и раздвижными посадочными опорами.

Часть топлива размещалась также в двух парах навесных топливных баков, на которых стояли приборные отсеки. Для того чтобы максимально увеличить массу груза, доставляемого на Луну, управление работой не только посадочной платформы, но и всей части, отделяющейся от ракеты-носителя включая разгонный блок «Д» , велось с автономной системы управления космического аппарата. Она включалась перед стартом и использовалась для ориентации и стабилизации E-8, а также для включения и регулирования двигательных установок на всех участках полета вплоть до касания лунной поверхности. Посадочная ступень E-8 — платформа КТ — с луноходом и сбрасываемыми топливными баками. Фото НПО имени С. Лавочкина «Глазами» и «ушами» системы управления служили солнечные и звездные датчики, трехстепенная гиростабилизированная платформа и доплеровский радиолокатор, «мозгом» — бортовое вычислительное устройство и автоматы стабилизации. Электропитание обеспечивали химические аккумуляторы.

С Земли по радиоканалу приходили управляющие уставки, задающие те или иные алгоритмы работы систем. Все это хозяйство выдавало управляющие сигналы на силовые элементы, прежде всего — на микродвигатели ориентации и корректирующе-тормозной двигатель. Электрорадиоаппаратуры было так много, что она размещалась не только в двух цилиндрических проставках КТ, но и в приборных отсеках сбрасываемых баков и на переходной ферме, соединяющей платформу с разгонным блоком «Д», и даже внутри лунохода. Как правило, блоки имели солидный вес и габариты и требовали для нормальной работы «тепличных» условий — герметичного отсека и активных действий системы терморегулирования. Для справки: большинство западных космических аппаратов уже с середины 1960-х строилось на приборно-элементной базе, не требующей размещения в герметичных отсеках. Для решения задачи возврата грунта на Землю луноход и пандусы для его схода на лунную поверхность были сняты и заменены тороидальным приборным отсеком, который играл роль стартового стола. Сверху отсека стояла возвратная ракета, снизу, на платформе КТ, крепилась система отбора образцов.

Она состояла из подъемной штанги с двухстепенными электроприводами, на которой монтировалось компактное буровое устройство с ударно-вращательным колонковым буром — полой трубкой с твердосплавной зубчатой коронкой на конце и специальной пробкой, удерживающей образцы грунта внутри.

Результаты полета "Луны-9" не только открыли новый этап планетных исследований, но и принесли свой политический эффект: СССР снова опередил США, которые смогли "прилунить" свою станцию Surveyor-1 только четыре месяца спустя. Кстати, среди рассекреченных документов есть и такой интереснейший, как Протокол совещания при Междуведомственном научно-техническом совете по космическим исследованиям при АН СССР от 23 января 1963 года. Он подтверждает: основной задачей программы Е-6 была подготовка советской пилотируемой экспедиции на Луну. Об этом, к примеру, говорит повестка дня совещания: обсуждение "физических условий на поверхности Луны, применительно к конструкции скафандра космонавта для выхода на поверхность Луны, а также физических условий, которые необходимо учитывать при проектировании космических кораблей, предназначенных для посадки на Луну". Что касается, скажем, скафандров для космонавтов, то говорилось: "обязательно должны быть датчики для регистрации многозарядных и однозарядных частиц".

А для метеорной безопасности в скафандре "должен быть слой самозатягивающегося материала". Ученые подчеркивали: "На Земле следует промоделировать пробивание материалов частицами, подобными микрометеоритам".

Было проведено спектрофотометрическое исследование лунной поверхности в ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра. Длительность активного существования АЛС на поверхности Луны составила 46 ч 58 мин 30 сек. Этим полетом была открыта эра контактного исследования небесных тел Солнечной системы.

Миссия «Луны-9» вдохновила многих ученых. Как отмечал один из основоположников астрофизики, академик Василий Фесенков, «осуществленная посадка на соседнее с нами космическое тело имеет большое значение и открывает перед наукой совершенно исключительные перспективы». Само собой разумеется, что приборы, установленные на Луне, смогут передавать также информацию о разнообразных космических явлениях, не доступных земным наблюдателям вследствие экранизирующего действия земной атмосферы», — резюмировал астроном. Вместе с тем Борис Черток утверждал, что истинных авторов и создателей «Луны-9» обошли вниманием при раздаче заслуженных почестей. Меньше месяца не хватило ему, чтобы увидеть панораму лунной поверхности.

Само собой, достижение советской космонавтики заметили за рубежом. Большое значение популяризации достижений СССР в освоении космоса уделяло руководство отрасли. Так, заместитель министра общего машиностроения Георгий Тюлин в письме президента АН СССР Келдышу Мстиславу Келдышу от 12 февраля 1966 года представлял план подготовки фильмов, статей, экспозиций по результатам запусков станций «Луна-9», «Венера-2» и «Венера-3». Кроме того, он просил дать указания соответствующим организациям Академии наук по обеспечению работ, предусмотренных планом. Межпланетная станция «Венера-3» 1 марта 1966 года достигла планеты Венера и доставила на ее поверхность вымпел с гербом СССР.

А 3 апреля 1966-го «Луна-10» стала первым искусственным спутником Луны.

Лазерная локация с Земли установленного на луноходе французского отражателя позволила измерить расстояние от Земли до Луны с точностью до 3 м. Шепард и 3. Митчелл 5 февраля 1971 года высадились на поверхность в лунном модуле «Antares», С. Руса ждал их на орбите в командном модуле «Kitty Hawk». В холмистой местности севернее кратера Фра-Мауро окраина Океана Бурь астронавты провели 33,5 часа, в том числе 9,5 часа вне кабины во время двух выходов на поверхность. Собрано 42 кг образцов горных пород и грунта. На Луне установлена научная аппаратура. Вернулись на Землю 9 февраля 1971 года.

Скотт и Дж. Ирвин были на поверхности с 30 июля по 2 августа 1971 года. Уорден летал вокруг Луны в командном модуле «Endeavоuг». Астронавты провели на Луне 67 часов, из них 19 часов вне кабины модуля «Falcon». Исследован участок на границе между равнинной и горной местностями на восточном краю Моря Дождей. Собрано 77 кг геологических образцов. Оставлены научные приборы для наблюдений и передачи данных на Землю. Приводнились в Тихом океане 7 августа 1971 года. Доставка грунта не состоялась.

Образец взят путем бурения на глубину 35 см в горном районе лунного материка между Морем Изобилия и Морем Кризисов. Возвращение на Землю 25 февраля 1972 года Казахстан, Джезказган. Янг и Ч. Дьюк в лунном модуле «Orion» опустились на Луну, Т. Маттингли находился на орбите в командном модуле «Casper». Первая экспедиция в материковую область Луны. Изучен участок плато близ кратера Декарт в центральной части видимого полушария. Астронавты Были на Луне 71 час, в том числе 20 часов вне кабины при трех выходах на поверхность. Они проехали на вездеходе 27 км, удаляясь от точки посадки до 4 км, и собрали 97 кг образцов лунных пород.

Вернулись на Землю 27 апреля 1972 года. Сернан и первый геолог на Луне Х. Шмитт высадились на поверхность в лунном модуле «Challenger», а Р. Эванс оставался на орбите в командном модуле «America». Астронавты провели 75 часов на восточной окраине Моря Ясности, в межгорной долине Тавр-Литтров.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий