Сегодня православные отмечают Великий понедельник. Всех вас поздравляю с Великим Понедельником и желаю всем нам в мире душевном, благочестии, чистоте, добрых мыслях и молитве провести предстоящие святые дни Страстной.
Комментарии
- Великий понедельник - Православный журнал «Фома»
- 10 апреля 2023. Великий Понедельник
- Великий понедельник: что нельзя делать в первый день Страстной недели
- Великий Понедельник | Вознесенский Оршин женский монастырь
- 10 апреля – Великий понедельник Страстной седмицы Великого поста - Екатеринбургская епархия
Сегодня Великий понедельник – начало Страстной недели у православных христиан
В четвертое воскресенье Великого Поста мы вспоминаем подвижника постнической жизни VI века святого преподобного Иоанна Лествичника. Понедельник седмицы пятой Великого поста. Здесь вспоминаются слова святого Василия Великого, который говорил: «Добро от зла отличается мерой».
Отделы епархии
- Великий понедельник
- Пособия по беременности для уволенных предлагают увеличить
- Великий понедельник: что означает первый день Страстной недели
- Смотрите также
10 апреля 2023. Великий Понедельник
Читаем Ветхий Завет (понедельник седмицы 6-й Великого поста, седмица ваий). В Великий Понедельник Страстной седмицы в храме в честь иконы Божией Матери «ВСЕЦАРИЦА», совершилась Божественная Литургия преждеосвященных даров. Главная Новости Главные событияВ Великий Понедельник митрополит Амвросий совершил часы и Литургию Преждеосвященных Даров в храме благоверного князя Михаила Тверского. Сегодня православные отмечают Великий понедельник.
Вербное воскресенье и Пасха — обычаи и традиции
первый день самой важной для христианина недели в году. В Великий Понедельник Страстной седмицы в храме в честь иконы Божией Матери «ВСЕЦАРИЦА», совершилась Божественная Литургия преждеосвященных даров. Помимо этого, понедельник считается единственным днем Страстной недели, когда упоминается история Иосифа, проданного братьями в рабство и отправленного в Египет. В Константинополе в Великий Понедельник совершалась (и совершается до сих пор) литургия Преждеосвященных Даров. В Великий понедельник также вспоминают притчи о злых виноградарях, о двух сыновьях и пророчества Христа о грядущих страданиях. Великий понедельник в 2024 году выпадает на 29 апреля.
Патриаршая проповедь в Великий Понедельник после Литургии в Храме Христа Спасителя
В Великий понедельник принято отказываться от всего лишнего и ненужного, и приводить в порядок все, что было сломано и требовало ремонта. Всех вас поздравляю с Великим Понедельником и желаю всем нам в мире душевном, благочестии, чистоте, добрых мыслях и молитве провести предстоящие святые дни Страстной. В Великий Понедельник Страстной седмицы в храме в честь иконы Божией Матери «ВСЕЦАРИЦА», совершилась Божественная Литургия преждеосвященных даров.
Наш адрес:
Это последняя неделя перед Пасхой, время строгого поста. Сегодня православные отмечают Великий понедельник. Смотрите также Страстная неделя посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, его страданиям на кресте, смерти и погребению.
Кроме повествования об иссушении смоковницы, утреннее Евангелие назидает нас сказанной Спасителем в этот именно день притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина. В этой притче нельзя не видеть и страшного осуждения христианам, дерзостно нарушающим заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающим распинать Сына Божия своими прегрешениями. В Евангельском чтении на Литургии Святая Церковь напоминает судьбу богоотступного народа Иудейского и кончину мира, как они были предызображены Иисусом Христом. Изображением великих и разнообразных бедствий и признаков разрушения Иерусалима и кончины века верующие побуждаются среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради».
Считалось, что такой чай избавляет от множества болезней. Пчеловоды 10 апреля обязательно выносили на поляну с первоцветами ульи, чтобы пчелы «выгулялись» после зимы. Хозяйки дома вытрушивали одеяла, чтобы все зимние неприятности ушли, а девушки на выданье — свои вещи, чтобы одиночество из них улетело. Как и в любой другой праздник, в день Иллариона проводили ритуалы, заговаривая от болезней и разных неприятностей.
Заговор от злой свекрови Если невестка не могла ужиться с матерью мужа — она постоянно ко всему придирается, строит козни и наговаривает всякие гадости, надо было 10 апреля насобирать первоцвета мать-и-мачехи и ровно в полдень встать на восток лицом, съесть щепотку соли, чтобы было во рту солено, и произнести заговорные слова: «Мать-и-мачеху сорвала, свекрови сказала, чтобы стала она мне матерью родной, а не теткой чужой. От слов и действий твоих в горле солено, без доброты без твоей, как без воды, изнываю, у тебя человечности вопрошаю». Теперь надо из этой травы заварить чай и выпить его вместе со свекровью. Она после этого ритуала должна стать добрее. Обряд от злого человека Когда в доме после посещения определенного человека начинаются разные проблемы — ссоры, болезни, неприятности, то можно заподозрить, что это дело его рук. Но, как говорится, «не пойман — не вор», поэтому надо насобирать мать-и-мачехи и наговорить на нее такие слова: «Если ты враг для меня — уйди, если друг — излечись. Я травку волшебную к себе на помощь призываю и свой дом от всего плохого очищаю. Затем настоять ее и сбрызнуть все углы дома. Если человек преднамеренно злые дела делает, то благодаря заговоренной траве он больше не посетит ваш дом, если же нет просто он сам по себе глазливый , то отвар будет выполнять роль оберега — больше гость вреда не принесет. Заговор для здоровья и благополучия ребенка Клали лист мать-и-мачехи под матрас, на котором спит дите, также его вшивали в его ладанку, при этом приговаривая такие слова: «Цветок непростой, злой стороной повернись к врагу, а доброй — к ребенку.
От всего плохого его защити и благополучие в его жизнь внеси. Пусть так будет всегда, на то воля Господня». РЕКЛАМА Ритуал, чтобы ссор и ругани в доме не было Надо было сплести венок из первоцвета и положить его на белое фарфоровое блюдце, которое поставить в комнате, где чаще всего собираются всей семьей, тогда в отношениях между ее членами воцарится взаимопонимание и любовь. Но предварительно необходимо было сказать на блюдо такие слова заговора: «Блюдо круглое, без углов, чтобы и в нашей семье было так же все кругло и гладко. Чтобы никто не ссорился и не ругался, а только любил один другого и целовался. Как цветы расцвели, так пусть и в нашей семье цветет мир и благодать». Гадания 10 апреля в день Иллариона В Иларионов день принято гадать только после полудня, поскольку до этого времени предсказания считались неверными, особенно, если к ним обратились девушки на выданье. Гадание 10 апреля на желание Насобирать в платок первоцветов, среди которых должна быть мать-и-мачеха, загадать желание, закрыть глаза и вытащить любой. Если попадется мать-и-мачеха — желаемое исполнится, если другой цветок — увы, но задуманное пока невыполнимо. Гадание 10 апреля на суженого Девушка привязывала к оглобле разные вещички, которые сразу и не заметишь, например, ниточку, а потом гадала по ним, если они оставались на месте после того, как хозяин переставлял оглобли с саней на телегу.
Особенное внимание следует обратить на стихиры Вечерни. В них формулируется то, что является центральной идеей Понедельника: начало крестного пути Христова: Грядый Господь к вольней страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем... Приведу фрагменты из этих стихир в русском переводе: Господь, идя на добровольное страдание, говорил апостолам на пути: «Вот, мы восходим во Иерусалим, и предан будет Сын Человеческий, как написано о Нем»! Ныне же настало время, о котором Я вам сказал: ибо вот, Я предаю Себя в руки грешников на поругание; и они, ко Кресту Меня пригвоздив, и погребению предав, презренным сочтут, как мертвого. Однако дерзайте: ибо Я восстану на третий день на радость верным и в жизнь вечную!
Потому мы Тебе взываем: «Спасение душ наших, слава Тебе! Вечерня плавно перетекает в литургию Преждеосвященных Даров. Но эта литургия отличается от обычной великопостной тем, что на ней читается Евангелие. И тема, которую Церковь предлагает нам в этот первый день Страстной седмицы: тема приближающегося Суда. Пока еще Спаситель с учениками сидят в тени старых маслин и ничто не предвещает наступление Конца.
Апостолы думают, что впереди много будет таких покойных и мирных дней.
Великий Понедельник Страстной седмицы Великого поста
Миро олицетворяет печать дара Святого Духа и используется при крещении и освящении новых престолов храма. У знахарей также существует традиция собирать золу именно в «чистый» понедельник, которая помогает им лечить от алкоголизма, сглаза, а также проводить ритуалы. Приметы В старину именно в этот праздник девушки устраивали гадания, выглядывая в окно. Увидеть образ мужчины было хорошей приметой, что предвещало благополучие следующие три месяца. Если же появится старушка, то это к неудаче. Девушка сулила отсутствие болезней, а несколько людей — прощение прошлых обид. Хромой человек указывал на смерть близкого родственника. Птица в окне приносила приятные новости и знакомства. Собака говорила о грусти и печали, а кошка, наоборот, приносила богатство. Народные приметы В этот день обязательно должно греть солнце, чтобы был хороший урожай.
К тому же солнечное и чистое небо указывало, что все браки до конца года будут крепкими и счастливыми. Хорошей приметой в Чистый Понедельник было помыть скотину. Считалось, что это убережет ее от болезней и порчи. Еще одна примета этого дня — нужно кинуть в воду серебряные украшения и умыться ей, чтобы сохранить молодость.
Но восстань, взывая: Свят, свят, свят еси Боже, молитвами Богородицы помилуй нас. Этот тропарь, являясь реминисценцией притчи о десяти девах , напоминает верующим о Страшном суде и призывает их к духовному бодрствованию. Во время пения тропаря совершается по обычаю отсутствующему в Типиконе полное каждение храма и молящихся. После чтения рядовой кафизмы из Псалтири молящимся предлагается евангельский рассказ о проклятии бесплодной смоковницы и две притчи о двух братьях и злых виноградарях зачало 84: Мф. Канон утрени Великого понедельника представляет собой трипеснец то есть содержит только три песни из девяти возможных: первую, восьмую и девятую Космы Маюмского. Перевод Вижу Твой украшенный брачный Чертог, Спаситель, но не имею достойной одежды, чтобы войти в Него. Просвети одежды души моей, Дарующий свет, и спаси меня. Упоминаемый в ексапостиларии чертог представляет собой, по мнению толкователей, горницу Тайной вечери , и молящимся предлагается, таким образом, задуматься о том, насколько достойны они быть свидетелями и участниками событий Страстной седмицы. Уставом предусмотрено, что этот важный ексапостиларий должен исполняться канонархом посреди храма со свечой в руках, а молящиеся совершают земной поклон.
Каждый должен был увидеть свой грех в этом посту, чтобы не оставить его нераскаянным в сердце и встретить Пасху в радости. С началом Страстной седмицы, братья и сестры!
Даже среди преподавателей Московской духовной академии можно назвать таких людей. Например, Алексей Иванович Сидоров, Константин Ефимович Скурат были людьми с большим духовным багажом, в чем-то их жизнь даже приближалась к старческому служению. Не говоря уже об их энциклопедической образованности и глубоком проникновении в тайны богословия. Однако и опасности в занятиях богословием есть. Святой Григорий Богослов говорит: «Можно любомудрствовать не всегда, не перед всяким и не всего касаясь, но должно знать: когда, перед кем и сколько». Одно дело — память о Господе, о домостроительстве нашего спасения, соотнесение своей жизни с тем, что говорит Господь. Это задача каждого христианина. Углубляясь же в богословские понятия, не имея при этом достаточно страха Божия и хотя бы некоторой степени духовной чистоты, человек может сильно повредиться. Через гордость ума на нем может сбыться слово апостола Павла: «Знание надмевает, а любовь назидает» 1 Кор. А здесь уже конец всякого богословия: что может говорить человек о Боге, если он пребывает в состоянии надмения? Для богослова, конечно, нужна еще большая степень страха Божьего, чем для обычного человека. Но я хотел бы сказать, что в некотором смысле нам сейчас богословствовать легче: о Боге, о Троице, о Христе, о двух природах во Христе все самое главное сказано и утверждено Вселенскими Соборами. Наша эпоха требует слова о человеке, о том, как должен человек, будучи христианином, соотносить себя с богооткровенным учением. Здесь тоже нужно иметь страх Божий, но зона опасности несколько меньше, хотя цена ошибки все равно немалая: если не имеешь страха Божия, можно людей дезориентировать. Также нельзя забывать и о том, что человек как образ Божий тоже несет в себе свойство непознаваемости, невозможно его «разложить по полочкам». Люди пытаются что-то применить к своей жизни — получается плохо, а на некоторые вопросы ответов в этих безусловно великих текстах и вовсе не находят. Сейчас любой мирянин, послушник или инокиня, прочитав их, может возложить на себя определенные «подвиги», ни с кем не посоветовавшись. Это действительно приводит к нехорошим результатам. Поэтому в XIX веке святитель Игнатий Брянчанинов сформулировал мысль о том, что надо читать то, что соответствует нашему образу жизни. Конечно, «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника была излюбленным чтением нашего народа, но это было время, когда в семьях жили лучше, чем сейчас живут в монастырях! Также надо помнить, что душа наша «по природе христианка», и многие проблемы одинаковы для мирянина и для монаха. Думаю, что сейчас этого общего даже больше, чем раньше, потому что в древности были великие подвиги, а сейчас, по мысли многих подвижников, великих подвигов не предписано не только мирянам, но и монахам. Мирянин может почерпнуть много полезного из монашеской литературы, но с аккуратностью и рассуждением. Допустим, память смертная. Еще в Ветхом Завете сказано: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь». Памятование о смерти отрезвляет любого человека, другое дело, что оно может иметь разные меры глубины. Сейчас надо чаще напоминать людям о том, что они прежде всего сами несут ответственность за себя, для того им разум и дан. Был такой интересный случай. Однажды он пытался у него для монастырского журнала согласовать все содержание, а святитель ему сказал: «Сейчас у меня нет времени и возможности все контролировать. Вы основы знаете. Старайтесь сами понять, что надо публиковать, а что не надо». Вообще-то парадоксальный совет для монастырской традиции послушания! Но я думаю, его можно расширить на всех современных людей. Многие ведь мечтают о духовном окормлении, чтобы снять с себя ответственность. И наверное, на любом уровне совершенствования, если есть возможность, лучше посоветоваться с кем-то более опытным. Однако часто такой возможности нет, даже в монастыре. Ты сам должен решить, читать это или не читать, смотреть это или не смотреть, ты не можешь обо всем спрашивать. Значит, должно вырастать чувство ответственности, которое может даже стать стимулом для углубления в духовной жизни.