В 2024-м к БРИКС присоединяются пять новых стран.
БРИКС - все новости на сегодня
Население стран БРИКС более чем в четыре раза превышает население государств G7: 3,2 миллиарда против 777 миллионов. В этом смысле особое значение имеет повышение доли национальных валют в мировой торговле, сокращение доли доллара США в расчетах между странами – участницами БРИКС, о чем неоднократно говорил Владимир Путин. БРИКС (англ. BRICS) –межгосударственное объединение Федеративной Республики Бразилия, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и РИА Новости, 22.08.2023. Сегодня у БРИКС — период взросления, который характеризуется последовательным расширением объединения за счет приема новых членов, укреплением его авторитета, более четким пониманием целей и смыслов существования. БРИКС расширяется в поисках смысла.
Страны БРИКС: зачем они объединились и чем занимаются?
В этом смысле особое значение имеет повышение доли национальных валют в мировой торговле, сокращение доли доллара США в расчетах между странами – участницами БРИКС, о чем неоднократно говорил Владимир Путин. В этом смысле особое значение имеет повышение доли национальных валют в мировой торговле, сокращение доли доллара США в расчетах между странами – участницами БРИКС, о чем неоднократно говорил Владимир Путин. Акроним БРИКС (BRICS) образован от названий входящих в объединение стран на английском языке, до присоединения в 2011 году ЮАР оно носило название БРИК. К организации БРИКС хотят присоединиться почти два десятка стран, и это лишний раз подтверждает растущий авторитет объединения.
Итоги саммита БРИКС: как теперь он назовётся и что у него за валюта
В течение пятнадцати лет «пятёрка» первоначальных членов худо-бедно вырабатывала определённый алгоритм деятельности в рамках объединения, прошла определенный путь по сближению позиций и интересов, реализации совместных программ, поставила задачи добиться усиления взаимосвязанности экономик, совместимости норм и режимов регулирования деловой активности. К сожалению, в итоговой декларации «Йоханнесбург-II» автор не нашёл никакого указания на то, что это общая сумма достижений «пятёрки», само понятие «ядра» БРИКС, получит какое-либо институциональное закрепление. Получается, что с 2024 г. БРИКС начнёт совместную работу с чистого листа. По-видимому, стоит отложить надежды на более акцентированное, политизированное противостояние доминированию Запада. Если отталкиваться от причин формирования ядра БРИКС, то очевидно, что изначально эта площадка объединила ряд признанных мировых центров силы и региональных держав незападного мира, желавших закрепить в архитектуре глобального управления их возросшую роль в мировой политике и экономике, создать своеобразный «клуб лидеров» незападного мира.
Подлинным мотивом к сближению первоначальной «пятёрки» БРИКС было именно стремление оформить это новое, изменившееся в их пользу соотношение сил в глобальной политико-экономической конфигурации. В определённом смысле БРИКС, каким мы его знали последние пятнадцать лет, основывался на такой философии классической геополитики. Круг государств, причисляемых к «региональным лидерам» и ещё остающихся вне орбиты БРИКС весьма ограничен. Однако решения в Йоханнесбурге исходят из иного концептуально-политического прочтения мира и могут изменить, или во всяком случае размыть, первоначальную сущность БРИКС. В Йоханнесбурге произошла трансформация объединения в нечто иное, что может стать более объёмным и влиятельным, а может и не стать.
Но очевидно, что в переформатированном БРИКС во главу угла будут ставиться не интересы отдельных держав как таковых, а коллективные интересы более крупных геоэкономических величин — региональных или даже супрарегиональных группировок и блоков. Китай — другое дело, логика его стремления к «инклюзивности» понятна — ему пока удаётся снимать экономические сливки с глобализации мировой экономики. А другим? Документ о принципах и критериях приёма новых членов, принятый на саммите в ЮАР, позволил спасти репутацию блока. В Йоханнесбурге задним числом эту дилемму решили решили?
Спору нет, «пятёрка» БРИКС оказалась невольной жертвой глобального запроса на модель отношений, транслируемую объединением. Экспертам пришлось в авральном порядке формулировать рекомендации, исходя из многочисленных и весьма разноплановых факторов, как и соображений стран-участниц.
Для финансирования инфраструктурных проектов в БРИКС создана альтернатива МВФ и Всемирному банку — " Новый банк развития ", с целью финансирования преимущественно инфраструктурных проектов. В рамках решения проблем международных расчетов между странами БРИКС прорабатывается одна из наиболее радикальных идей — создание новой валюты. И пока новая валюта — скорее отдаленная перспектива, участники БРИКС стараются выстроить расчеты вне долларовой системы даже в условиях американский ограничений. Экономика Экономика не бывает без политики. А для реализации успешной политики всегда нужны площадки для совместного диалога.
Мероприятия БРИКС стали независимыми площадками для развития международного экономического сотрудничества. Планируется разработка международных стандартов и перехватывание инициативы в климатической повестке.
Однако несмотря на совокупный потенциал и мощь отдельных членов, состоятельность БРИКС, как и любой другой международной организации, зависит от того, насколько она адекватна вызовам своего времени. Именно в этом контексте у БРИКС есть пространство для маневра, так как все существующие в настоящее время международные организации были созданы в другом пространстве глобальных вызовов и были ориентированы на решение других задач. Глобальные вызовы Подавляющее большинство действующих сегодня международных институтов сформировались после Второй мировой войны с главной задачей создать такую систему управления, в которой будут невозможны глобальные вооруженные конфликты и которая будет сохранять ялтинско-потсдамские принципы неприкосновенности. Соответственно, международные организации можно поделить на две группы в соответствии с типом их интеграции — политической или экономической — как ответа на современные ей вызовы. Задачей политической интеграции является в первую очередь усиление влияния на окружающий альянс контекст — так, высшей формой политического сотрудничества считается военно-политический альянс типа ОДКБ или НАТО.
Более нейтральными формами являются крупные диалоговые площадки типа СНГ, ШОС или ЛАГ, вокруг которых строится та или иная экономическая инфраструктура, но она имеет лишь обслуживающий характер. Задача этих объединений — влияние и транслирование консолидированных мнений по поводу экономических вызовов в международные институты. Экономические альянсы, наоборот, создаются в первую очередь для поиска ответов на стоящие перед его членами внутренние вызовы, придавая наибольшее значение экономическому развитию своих членов путем создания инструментов синхронизации экономической деятельности, в том числе торгового и таможенного регулирования. Альянсы типа АСЕАН и Восточноафриканского сообщества позволяют не только решать проблемы внутреннего развития, но и поднимать на международном уровне вопросы регионального масштаба. В этом ряду особняком стоит Европейский союз, который для ответа на многочисленные внутренние и внешние вызовы активно развивает интеграцию как по политическому, так и по экономическому направлению. При этом врожденная ригидность успешных альянсов или отсутствие согласованности неуспешных мешает им адаптировать свою повестку и ориентировать ее в будущее. Показательным примером является НАТО, который после распада соцблока потерял цель своего существования и уже два десятилетия продолжает поиски новой миссии.
Другой пример — МВФ и Всемирный банк, распределение голосов в которых не учитывает объективной реальности сместившегося экономического баланса между развитыми и развивающимися странами. В настоящий момент мы наблюдаем радикальную смену глобального ландшафта. Перед человечеством встают новые вызовы, многие из которых еще до конца не осознаны мировым сообществом. Как обеспечить потребности людей в воде и продовольствии? Как победить бедность? Где искать новые резервы экономического роста? Чем заменить невозобновляемые природные ресурсы и обеспечить энергетическую безопасность?
Каким образом соединить континенты транспортной инфраструктурой? За счет чего преодолеть глубокий культурный разрыв между цивилизациями? Уже в ближайшее время эти и другие вопросы потребуют ответов, которые могут быть найдены лишь при условии общих усилий. Адекватная реакция на сложившиеся вызовы потребует не только согласованного подхода, но и существенных инвестиций. Согласно оценкам ООН, достижение одних только целей развития тысячелетия потребует затрат в размере более 100 млрд долларов. И это только социальная перспектива, ведь инфраструктурные вызовы потребуют куда больших инвестиций — по некоторым оценкам, рынок инфраструктурного развития только в развивающихся странах в ближайшие годы составит 4 трлн долларов. Полное замещение энергоресурсов на возобновляемые источники будет стоить мировой экономике уже десятки триллионов долларов.
Справиться с задачами подобного масштаба в одиночку не способна ни одна страна: ни технологически, ни экономически, ни институционально.
Потенциальными членами являются Египет и Уругвай. На уровне НБР подчеркивается, что указанные кандидаты были приняты Советом управляющих НБР и официально станут странами-членами после того, как сдадут на хранение свой документ о присоединении [18].
Реформа глобального экономического и финансового управления как один из основных векторов деятельности БРИКС ведет к поощрению присоединения к НБР новых членов в данном случае из «глобального Юга» и может рассматриваться как возможный подход к расширению и самого БРИКС. Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в условиях происходящих тектонических мировых изменений расширение организации, в частности реализация в том или ином виде формата «БРИКС плюс», является эволюционно востребованным, объективно давно назревшим шагом. Необходимость расширения БРИКС предопределяют положительные прогнозы для экономик развивающихся стран, намеренных проводить независимый курс, защищая свои национальные интересы, но прежде всего - появление новых центров принятия глобальных экономических решений и утрата в этом смысле монополии европейских и трансатлантических объединений.
Именно БРИКС благодаря своей специфике оптимально соответствует требованиям формирующегося молодого мироустройства. Открытое и равноправное межгосударственное сотрудничество в рамках объединения существенно отличается от устаревших шаблонов и непрозрачных схем асимметричной кооперации, продвигаемых западными державами. Расширение позволит группе БРИКС подтвердить свой статус репрезентативного, инклюзивного, открытого и прозрачного союза современного мира, одного из влиятельных центров нового мироустройства.
Исходя из того, что основные факторы-показатели, ставшие опорными для объединения Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР в единую группу, исторически уже апробированы и доказали свою надежность и состоятельность, можно предположить, что решение о принятии новых членов будет также основываться на этих же самых критериях. Напомним еще раз: это высокий ВВП и темпы экономического роста, значительная ресурсная база, крупный поток иностранных инвестиций и привлечение иностранного капитала, крупная доля в создании мирового валового продукта и в международной торговле, существенная экономическая и политическая роль на уровне макрорегиона, стремление к реформированию правил международного экономического сотрудничества. Такие страны-претенденты, как Аргентина, Алжир, Египет, Иран, Саудовская Аравия и Турция, являются потенциальными кандидатами для вступления в БРИКС, поскольку обладают не только приемлемым экономическим весом, но и другими показателями, ставящими их в ряды развивающихся держав и новых центров силы в мире.
К этим индикаторам относятся, среди прочего, человеческий и ресурсный, промышленный потенциал, современная инфраструктура. Немаловажными критериями оценки в рамках БРИКС являются независимый и самодостаточный подход позиционирования этих стран на мировой арене, их весомая роль в региональных процессах и готовность содействовать реформе системы глобального управления. Разумеется, при расширении интеграционного объединения не исключен ряд сложностей и рисков.
Тот же самый формат «БРИКС плюс» создает определенный уклон в сторону политического измерения, который может обострить отношение не терпящего конкуренции западного мира к странам БРИКС. Яркий пример такого отношения к стране - члену группы уже имеется: введение беспрецедентных экономических санкций против России со стороны ЕС, США, Великобритании, Канады и других стран Запада. Нельзя исключать, что при вступлении в БРИКС новых государств возможно появление конфликтной среды внутри самого объединения.
Тем самым возникнет задача поиска новых способов решения разногласий между своими членами. При этом отношения между двумя африканскими потенциальными кандидатами Алжир и Египет на протяжении всей их истории в целом были достаточно дружескими, страны разделяют общие интересы на всех уровнях - политическом, экономическом, социальном и культурном, а также по вопросам безопасности. Тем не менее потенциальный негатив - это незначительные частности на фоне масштаба и уровня позитивного, оздоравливающего эффекта на мировое развитие, который однозначно привнесет дальнейшая количественная и качественная эволюция БРИКС.
Здесь особенно важным представляется сохранить вектор движения, изначально заложенный при создании группы как равной, транспарентной и инклюзивной системы, качественно новой и уникальной модели межгосударственного сотрудничества. Дейч Т. Йоханнесбургская декларация.
Дробот Е. Этеквинская декларация. Уфимская декларация.
Толорая Г.
Воображая БРИКС. Четыре сценария будущего
Простыми словами, БРИКС старается прийти к повышению представленности во всевозможных интернациональных структурах – ООН, Всемирный Банк, МВФ и ВТО. Страны БРИКС выступают за мирные переговоры между Россией и Украиной, установление стабильной и безопасной обстановки в Афганистане, мирное урегулирование проблемы Корейского полуострова. Отличие в том, что в нашем случае речь идёт о доле влияния на формирование правил международной торговли, и БРИКС не претендует на чужую собственность, как Остап Бендер. В этом смысле влияние на политику России расшире-ния БРИКС лежит в плоскости роста возможностей взаимодействия в мире. Инвесторы с нетерпением ждут результатов долгожданной встречи БРИКС в 2023 году. Историк Александра Архангельская о разбалансированности мировой экономики начала столетия, экономическом потенциале Южной Кореи и будущем группы БРИКС.
«Зачем это нужно России?»: Востоковед не видит смысла в расширении БРИКС
Практически все части света теперь представлены в организации и все готовы к открытому и взаимовыгодному диалогу с Москвой как ключевой частью БРИКС. БРИКС — будущий «первый мир». Это вселяет уверенность в перспективах БРИКС как нового «клуба мировых лидеров» двадцать первого века, совокупный потенциал которых превышает потенциал ведущих стран Запада», — рассказал Рудаков корреспонденту «ФедералПресс». За 2024 год Россия планирует порядка 200 политических, экономических и общественных мероприятий, которые примут свыше десятка российских городов. По его словам, российское председательство в БРИКС будет направлено на решение проблем глобальной безопасности во всех ее аспектах — от борьбы с терроризмом до противодействия экономическим диверсиям, санкционным войнам, которые ведет коллективный Запад.
Капитал Пула составляет 100 миллиардов долларов. В свою очередь, Банк развития БРИКС создан для финансирования различных инфраструктурных проектов стран-участниц, а его бюджет ровно такой же, как и Пула, - 100 миллиардов долларов. К слову, сейчас Банк возглавляет экс-президент Бразилии Дилма Руссефф. Учреждение Пула валютных резервов и своего Банка развития отражает стремление стран-членов БРИКС создать альтернативу Международному валютному фонду и Всемирному банку - международным финансово-экономическим структурам, которые де-факто находятся под контролем Запада во главе с США и, по сути, продвигают исключительно западные интересы. И хотя капиталы того же Пула валютных резервов и МВФ объективно несравнимы, государства-участники БРИКС ясно показали: мириться с политической ангажированностью институтов Бреттон-Вудской системы они не намерены. По крайней мере, создавалось оно именно с прицелом на углубление экономического сотрудничества между государствами-членами. Между тем со временем БРИКС эволюционировал в сторону и политического объединения, собравшего те страны, которые не приемлют навязанного Западом и в первую очередь США как его безусловным лидером мирового порядка - как в экономическом, так и в политическом плане.
Вот почему Соединенные Штаты очень тревожит планомерное и гармоничное развитие БРИКС: в Вашингтоне понимают, что это ярко выраженный вызов американскому глобальному доминированию. За точку отсчета можно брать: сентябрь 2006 года, когда по предложению президента России Владимира Путина состоялась первая встреча на уровне министров Бразилии, России, Индии и Китая; июль 2008 года, когда во время саммита "Большой восьмерки" в Японии прошла встреча глав государств и правительств вышеупомянутых стран, увенчавшаяся договоренностью сотрудничать в экономической сфере.
Что это означает на практике?
Ясно, что в первую очередь «пятерку» интересовали страны, обладающие реальным суверенитетом. Страны, которые будут тайно согласовать свою позицию с Вашингтоном, станут балластом или, и того хуже, — «троянскими конями» в объединении. В БРИКС решения принимаются консенсусом, что предполагает схожесть позиций по важнейшим вопросам совместного бытия.
Любая иная позиция может затруднить его работу. Также «пятерка» учитывала готовность страны-претендента участвовать в строительстве многополярного мира, согласие с принципами, продекларированными государствами — учредителями БРИКС, и способность ее экономики усилить мощь всего объединения. Важно было также соблюсти географию претендентов, чтобы ни один континент не остался обделенным и каждый был представлен в объединении.
Поздравляя новых членов, Владимир Путин заявил: «Хочу заверить всех коллег, что мы будем продолжать то дело, которое мы с вами начали, — по расширению влияния БРИКС в мире». Отсюда несложно сделать вывод: расширение влияния БРИКС вряд ли возможно без притока новых членов в объединение. Что касается новых членов БРИКС, то, при всем уважении к Аргентине, давшей миру легендарного Лионеля Месси, ее принятие в объединение вызывает ряд вопросов.
Дело в том, что в Аргентине в настоящее время крайне непростая обстановка. Страна находится на грани дефолта, общество расколото, во многих городах беспорядки. В преддверии президентских выборов один из кандидатов, отчаявшись найти для своей страны приемлемое решение всех проблем, даже предложил сделать доллар национальной валютой.
Мало какая страна может «похвастаться» такими низкими экономическими достижениями. Возможно, авансом, поскольку страна обладает значительным потенциалом в промышленности и сельском хозяйстве, а нынешние трудности — явление временное. А возможно, принимая во внимание хлопоты Бразилии за своего соседа.
Другой новичок, по которому возникают вопросы, — это Эфиопия, чья экономика является всего лишь пятой на континенте. Общая картина в Эфиопии, несмотря на отсутствие ярко выраженных плюсов, тем не менее складывается вполне позитивная. Большая часть населения занята в сельском хозяйстве, чему способствуют благоприятные условия.
Страна богата полезными ископаемыми, но нужны инвестиции для их разработки. Особо надо отметить, что в Эфиопии не так сильны позиции западных стран в силу того, что страна никогда не была европейской колонией, соответственно, западная идеология не смогла развратить эфиопов. И что для нас самое главное — Эфиопия по многим вопросам поддерживает Россию сейчас, равно как и Россия ранее — Советский Союз поддерживала Эфиопию в трудные периоды ее истории.
Поэтому не исключено, что именно Россия ходатайствовала за Эфиопию при голосовании. Открывая своего рода «охоту» на новых членов, в БРИКС планируют, очевидно, решающую схватку с долларом. Чем больше государств присоединятся к объединению, тем скорее будет создана дедолларизованная система расчетов между ними.
Это создаст предпосылки для оздоровления всей мировой экономики, а не только экономики стран — членов БРИКС. Но расширение нужно не только в этих целях. Каждая вступившая в БРИКС страна — это активный штык в борьбе против англосаксонского доминирования в мире.
Это тот самый случай, когда количество должно перерасти в качество. Что, в свою очередь, свидетельствует о том, что лидерству США нанесен серьезный урон. Многим колеблющимся странам теперь есть над чем подумать: с кем дальше жить и развиваться?
Общая валюта: спасение или головная боль? Доллар нравится далеко не всем. И если пачка долларов в кармане обывателя, несомненно, его порадует, то значительные долларовые запасы являются настоящей головной болью для инвесторов, министров финансов и руководителей центробанков многих стран и заставляют их напряженно размышлять над тем, как этими долларами лучше распорядиться.
Доллар плох не тем, что в настоящее время является проблемной мировой валютой. И даже не тем, что он не привязан к золоту. Беда доллара состоит в том, что он фактически стал инструментом американского правительства в регулировании мировой экономики.
А это означает, что экономики многих стран зависят от курса доллара, который устанавливает Федеральная резервная система США, выполняющая функции центробанка страны. Естественно, что странам, проводящим независимую политику, такое положение дел не нравится. Желание перейти в расчетах на альтернативные валюты и уйти от долларовой зависимости зрело давно, по мере того как падало доверие к американской валюте.
Москва заявила, что положительно относится к возможному расширению БРИКС, предложив «сначала определить процедуры и требования к кандидатам на вступление». По его словам, в условиях западных санкций Москва активно развивает отношения с надежными международными партнерами — странами БРИКС. Банк развития Как известно, когда стране нужны субсидии из-за рубежа, она обращается в МВФ или Всемирный банк. Хорошо продуманная структура финансовых взаимодействий упростит взаиморасчеты, а также облегчит условия взаимного кредитования, что позволит значительно снизить валютную привязку к доллару и евро. Почему БРИКС важен для Ирана и Аргентины Фархад Ибрагимов, политолог и эксперт дискуссионного клуба «Валдай», сказал «Известиям», что Иран всегда был заинтересован в организациях, способных выступить в качестве альтернативы западной интеграции.
Полное членство в БРИКС решает репутационные проблемы Ирана и открывает двери для тесного сотрудничества со странами альянса. Это особенно важно на фоне неопределенности вокруг переговоров о восстановлении ядерного соглашения. Вступление Ирана в БРИКС стало бы символом присоединения Ирана к «антизападному» миру, предполагающему новый мировой порядок, о котором Тегеран мечтал со времен Исламской революции 1979 года, отметил эксперт. Вступление в эту организацию станет еще одним бонусом для президента Раиси, который менее чем за год пребывания у власти вывел Иран сразу на две значимые международные площадки — ШОС в сентябре прошлого года и БРИКС в этом году. Таким образом, Иран еще больше открывается миру, несмотря на внутриполитические сомнения в отношении Раиси в самом Иране.
Главная цель иранского руководства — выйти из международной изоляции, и Тегерану это удается. Европейцы вновь выступили с инициативой вернуть Вашингтон и Тегеран к ядерному соглашению. Иран не против нормализации отношений и придерживается прагматичного подхода к этому вопросу, но он реалистичен: Запад ненадежен, нужно искать альтернативные пути, и в этом смысле БРИКС — идеальная организация, считает эксперт. БРИКС — это открытая международная структура, развивающаяся как новый полюс мира, заявила в интервью «Известиям» профессор политологии Санкт-Петербургского государственного университета Наталья Еремина. БРИКС — это новое пространство для диалога, где страны договариваются и нет такого, что кто-то кого-то контролирует.
По ее мнению, присоединение Аргентины укрепит позиции Бразилии и Латинской Америки в целом. Это также позволит укрепить Евразийский экономический союз. Важно то, что расширение происходит за счет тех стран, которые действительно важны с точки зрения взаимосвязи новых коммуникационных потоков, новых центров власти и принятия решений. С ним согласен журналист и востоковед Андрей Онтиков. Месяцем ранее китайцы высказались за расширение БРИКС, и Россия заинтересована в этом, поскольку идея заключается в объединении стран-единомышленников в рамках единой структуры, готовой более тесно координировать их деятельность.
Отношения Ирана с Россией и Китаем плотные и конструктивные. Возможно, мы увидим скоординированные инвестиционные проекты и сотрудничество в других областях. Страны готовы к взаимовыгодному сотрудничеству, причем на равных условиях, на основе уважения взаимных интересов, считает эксперт. Он отметил, что Россия прилагает все усилия для формирования крупных региональных связей. Учитывая кризисы последних лет, когда был свергнут Муаммар Каддафи, Россия настаивала на ведущей роли Африканского союза в разрешении ливийского кризиса.
Когда начался сирийский кризис, Москва призвала Лигу арабских государств стать центром силы.
Что такое БРИКС — расшифровка, страны участницы, что это за организация и чем она занимается
Вообще я бы назвал перечень будущих членов БРИКС довольно случайным, поскольку Саудовская Аравия и ОАЭ будут тянуть объединение назад, ведь в этих странах находится огромное количество американских военных баз. В принципе страны Персидского залива — антироссийские, мы смогли с ними договориться только в отношении нефти. Китаю присоединение новых стран позволит укрепиться среди бывших стран третьего мира, для Индии это выгодный своеобразный возврат к Движению сопротивления, Бразилии это выгодно в меньшей степени, но она тоже останется в выигрыше. Проиграют только ЮАР и Россия.
С 2009 года представители стран БРИКС встречаются на ежегодных саммитах глав государств и правительств, в ходе которых обсуждаются актуальные направления совместной деятельности и существующие проблемы. По итогам каждого саммита принимается соответствующая декларация. Помимо саммитов, в рамках БРИКС организуется почти 100 ежегодных мероприятий, в том числе 15 встреч на уровне министерств. Тематика мероприятий включает в себя широкий спектр вопросов в финансовой, научно-технической, культурной и политической сферах.
Отношения между партнерами по БРИКС строятся на основе Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права, а также следующих принципов: открытость, прагматизм, солидарность, неблоковый характер, ненаправленность против третьих сторон. БРИКС — это яркий пример укрепления коллективных начал в мировых делах. Разные в культурно-цивилизационном отношении государства выстраивают свои отношения на принципах равноправия, строгого учета интересов друг друга, взаимоуважения и открытости внешнему миру. Налажены контакты по линии администраций городов, бизнеса, академических и научных кругов, гражданского общества. США, что является не только солидной финансовой опорой объединения, но и свидетельством возрастания его профиля в международной экономике и финансах. БРИКС на практике доказал свое значение и востребованность для решения общих задач в самых разных сферах сотрудничества. На VII саммите объединения г. Уфа, 8-9 июля 2015 г. Придан новый импульс работе по таким направлениям, как промышленное сотрудничество, в том числе в партнерстве с ЮНИДО, здравоохранение, труд и занятость, наука и образование, сельское хозяйство, предупреждение и ликвидация природных катастроф, охрана окружающей среды. Проведен целый ряд крупных форумов, способствовавших сплочению культурных и цивилизационных потенциалов стран объединения.
Однако ключевые страны Западной Африки имеют тесные взаимоотношения с западными державами и фактически находятся в зоне их влияния, политического и экономического давления, что не позволяет делать положительный прогноз альянсу БРИКС с ЭКОВАС. Хотя он мог бы стать взаимовыгодным для всех сторон. АКФТА является единым коммерческим пространством для более чем 1,27 млрд человек и по численности стран-членов это крупнейшее интеграционное объединение в мире, поскольку в его состав вошли 54 из 55 стран - членов Африканского союза [3, с. Успешное взаимодействие БРИКС с африканскими странами зависит от того, насколько подходы группы к сотрудничеству будут отличаться от стандартов международных финансовых институтов и объединений западных держав. Прежде всего эффективность экономического взаимодействия БРИКС с государствами Африки зависит от отсутствия политических условий. Дейч и В. Усов, «внимание к нуждам государств африканского континента, экономическая помощь, не обремененная политическими условиями, торговый и инвестиционный бум, энергичная защита их интересов в международных организациях делают БРИКС привлекательной для Африки альтернативой Западу» [1]. Эта позиция соответствует и южноафриканскому видению отношений группы БРИКС с африканским континентом. Говоря о взаимодействиях Африки с НБР, следует обратить внимание на то, что в октябре 2019 года Африканский банк развития African Development Bank и НБР подписали соглашение о продвижении новых проектов, направленных на улучшение жизни миллионов африканцев. Целевые проекты соглашения охватывают чистую «зеленую» энергетику, транспортную инфраструктуру, ирригацию, управление водными ресурсами, санитарию, устойчивое городское развитие, а также экономическое сотрудничество и интеграцию [11]. В соглашении отмечается, что Новый банк развития БРИКС будет работать с Африканским банком развития над совместным определением, подготовкой и финансированием проектов в странах, представляющих взаимный интерес. По мнению профессора В. Юртаева, такая повестка «позволит создать концептуальную основу для взаимодействия между странами-участницами, в число которых входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, по разработке модели эффективного партнерства в сопряженном регионе» [10, с. Формат «БРИКС плюс» открыт для членства стран, находящихся в контексте сотрудничества Юг-Юг, в то время как НБР открыт для стран с другим статусом: от учредителей с правом голоса до стран-членов, не являющихся заемщиками [17, р. Примечательно, что некоторые государства объединений «глобального Юга» уже стали членами НБР: Бангладеш с 16 сентября 2021 г. Потенциальными членами являются Египет и Уругвай. На уровне НБР подчеркивается, что указанные кандидаты были приняты Советом управляющих НБР и официально станут странами-членами после того, как сдадут на хранение свой документ о присоединении [18]. Реформа глобального экономического и финансового управления как один из основных векторов деятельности БРИКС ведет к поощрению присоединения к НБР новых членов в данном случае из «глобального Юга» и может рассматриваться как возможный подход к расширению и самого БРИКС. Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в условиях происходящих тектонических мировых изменений расширение организации, в частности реализация в том или ином виде формата «БРИКС плюс», является эволюционно востребованным, объективно давно назревшим шагом. Необходимость расширения БРИКС предопределяют положительные прогнозы для экономик развивающихся стран, намеренных проводить независимый курс, защищая свои национальные интересы, но прежде всего - появление новых центров принятия глобальных экономических решений и утрата в этом смысле монополии европейских и трансатлантических объединений. Именно БРИКС благодаря своей специфике оптимально соответствует требованиям формирующегося молодого мироустройства. Открытое и равноправное межгосударственное сотрудничество в рамках объединения существенно отличается от устаревших шаблонов и непрозрачных схем асимметричной кооперации, продвигаемых западными державами. Расширение позволит группе БРИКС подтвердить свой статус репрезентативного, инклюзивного, открытого и прозрачного союза современного мира, одного из влиятельных центров нового мироустройства. Исходя из того, что основные факторы-показатели, ставшие опорными для объединения Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР в единую группу, исторически уже апробированы и доказали свою надежность и состоятельность, можно предположить, что решение о принятии новых членов будет также основываться на этих же самых критериях. Напомним еще раз: это высокий ВВП и темпы экономического роста, значительная ресурсная база, крупный поток иностранных инвестиций и привлечение иностранного капитала, крупная доля в создании мирового валового продукта и в международной торговле, существенная экономическая и политическая роль на уровне макрорегиона, стремление к реформированию правил международного экономического сотрудничества. Такие страны-претенденты, как Аргентина, Алжир, Египет, Иран, Саудовская Аравия и Турция, являются потенциальными кандидатами для вступления в БРИКС, поскольку обладают не только приемлемым экономическим весом, но и другими показателями, ставящими их в ряды развивающихся держав и новых центров силы в мире. К этим индикаторам относятся, среди прочего, человеческий и ресурсный, промышленный потенциал, современная инфраструктура.
Политолог объяснил, почему банк БРИКС примкнул к антироссийским санкциям
Население стран БРИКС более чем в четыре раза превышает население государств G7: 3,2 миллиарда против 777 миллионов. Статья БРИКС (BRICS), История термина, Страны-участницы, Активы, Новый банк развития, Население более 3 млрд человек, Страны БРИКС лидируют по доле в мировой экономике, Хронология событий, В БРИКС появится единое технологическое пространство, Венесуэла. В последние годы БРИКС стремится к расширению своего влияния за счёт присоединения новых стран. Накануне саммита в Йоханнесбурге многие эксперты подчеркивали, что расширение БРИКС будет иметь колоссальное мировое значение. В присоединении будет определенный экономический смысл, особенно если БРИКС будет создавать единую валюту, но ведь это случится не сегодня и не завтра», — сказал Лунев. Я бы не называл БРИКС аналогом G7, потому, что G7 заточена под США.