Александр Ширвиндт в роли графа Альмавивы в спектакле Валентина Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Художественный руководитель "Московского академического театра сатиры" Александр Ширвиндт.
Видео: любимые роли Александра Ширвиндта
Советский и российский актер театра и кино, театральный режиссер, педагог, писатель Александр Ширвиндт умер 15 марта в больнице. Советский и российский актер театра и кино, театральный режиссер, педагог, писатель Александр Ширвиндт умер 15 марта в больнице. Александр Ширвиндт заболел накануне своего 88-летия. За свою карьеру Александр Ширвиндт поставил свыше 20 спектаклей и исполнил роли более чем в 60. Вместе с авторами фильма Александр Ширвиндт выбрал те главные слова, которые определяют его жизнь на сегодняшний день. Фото: Виталий Арутюнов / РИА Новости Александр Ширвиндт и Вера Васильева в спектакля «Безумный день или женитьба Фигаро».
«Но это же было!» Как рождались знаменитые кинороли Александра Ширвиндта
Александр Ширвиндт появляется в кино и тв-шоу в качестве актера, а также режиссера, сценариста, начиная с 1956 по 2011 годы. Александр Ширвиндт: «В 80 сквозить ветерком – подозрительно». На пик популярности Ширвиндт взобрался в 1975 году благодаря небольшой роли Павлика из «Иронии судьбы». Ширвиндт сыграл в фильме роль мужа Сусанны – лучшей подруги главной героини, пытающейся наладить ее личную жизнь. Галерею лучших ролей Александра Ширвиндта смотрите в фотоленте
От Павлика до графа Альмавивы: лучшие роли Александра Ширвиндта
Главные новости о персоне Александр Ширвиндт на Мы сегодня уже были в театре с Александром Ширвиндтом: Александр Анатольевич выступал в роли режиссёра, поставившего искромётный телеспектакль по лирической комедии французского драматурга. При этом сам Александр Ширвиндт пробовался на роль Остапа у Леонида Гайдая, так что мог бы побывать по обе стороны этой сцены. Александр Ширвиндт — советский и российский актер, телеведущий, режиссер, сценарист, кино и театра. За свою долгую жизнь Александр Ширвиндт сыграл более 100 ролей в кино. Выдающийся артист Александр Анатольевич Ширвиндт с 2001 года возглавлял Московский академический Театр сатиры, с 2021 по 2024 год был его президентом, но этому предшествовала череда ролей в.
«Но это же было!» Как рождались знаменитые кинороли Александра Ширвиндта
Народный артист России Александр Ширвиндт умер 15 марта, за четыре месяца до 90-летнего юбилея. Среди любимых ролей в кинокарьере Александр Ширвиндт вспоминал легкую авантюрную комедию «Миллион в брачной корзине». Среди любимых ролей в кинокарьере Александр Ширвиндт вспоминал легкую авантюрную комедию «Миллион в брачной корзине». Театральные работы Александра Ширвиндта насчитывают более сотни ролей. Александр Ширвиндт последние годы известен преимущественно как театральный актер. За свою долгую жизнь Александр Ширвиндт сыграл более 100 ролей в кино.
Александр Ширвиндт: «Не хочу, чтобы переврали мою биографию»
Достичь такого всесоюзного успеха, который был у ваших остроумных миниатюр, до сих пор никому не удается, чего только стоит сценка с Закадром Внекадровичем Нетронутым в одной из старых «Кинопанорам». А вы сами, когда видите эти старые кадры, что испытываете? Конечно, от наших шуток всегда ждали дикого сарказма, остроумия, но это ведь приходит с годами, с мастерством. Что касается «перепутать фамилию», то за столько лет уж, наверное, запомнили, но был случай, когда мы с Державиным выступали в госпитале под Ашхабадом, и Миша всегда надо мной издевался, предмет его издевок — моя фамилия.
Ведь его фамилию трудно перепутать, а меня как только поначалу не называли. Так вот, перед выступлением идем на сцену и видим плакат на палатке госпиталя: «Выступают Дарвин и Ширвал! Сейчас это тоже вспоминаем с умилением.
Александр Ширвиндт и Михаил Державин. Фото: Александр Корнющенко. Особенно меня тронули письма к вашей жене, это что-то из области высокого искусства, и у меня не возникает сомнений, что книгу будут читать с интересом.
Но что вас натолкнуло на мысль написать эту книгу? Жена как-то достала с антресолей нашу переписку, показала, сказала, что жалко выбрасывать. Я открыл письма, прочитал и сказал, что это никому не нужно.
Но она мне рассказала забавные истории, сопровождающие каждое письмо, к слову сказать, у нее уникальная память, она, в отличие от меня, помнит все в мельчайших деталях. И я, благодаря ее воспоминаниям, облек письма в литературную форму. Вы перестали писать друг другу?
Какие были тогда трудности в театре, что изменилось сейчас?
Это последний фильм, в котором он выступил режиссером: он умер спустя год после выхода картины. Мне нравится другая картина В. Басова — «Опасный поворот»: та же камерная атмосфера ибо снята она по пьесе, что предполагает ограниченное пространство и всё действие разворачивается в одном помещении, так же всё начинается с легкой светской беседы, но долгие разговоры всегда чреваты, и постепенно темы обсуждений становятся всё более опасными, и нам открываются истинные лица героев картины.
Этот фильм во многом повторяет «Опасный поворот»: праздничный прием, сбор нарядно одетых гостей, ни к чему не обязывающая светская беседа, трагическое известие, а дальше маски постепенно сбрасываются и перед нами представляются герои в их настоящем обличии еще можно сказать, что каждый из них по-своему проходит пять стадий принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия, смирение осмысление. Так же прекрасен актерский состав: В. Смехов, А. Ромашин, В.
Сафонов, С. Тома и др. Но наверное, сложно два раза заинтересовать одной и той же историей: в итоге практически все герои оказываются достаточно хорошими людьми, прощают друг друга, клянутся в вечной любви... Герой А.
Ширвиндта по натуре интроверт: несмотря на прием, отстраненно погружен в книгу, молчит на протяжении практически всего фильма, за исключением монолога — исповеди своего героя. И за этой отстраненностью нам открывается боль человека, с которой он сосуществует на протяжении многих лет и через которую воспринимает любое мнимое или реальное событие в своей жизни. Напоследок хочу упомянуть фильм «Миллион в брачной корзине»: мне кажется, что это единственная картина, в которой Александр Ширвиндт сыграл главную роль — мелкого афериста, выдающего себя за «сеньора из общества». Я не стала заявлять этот фильм в силу его популярности, но воспринимаю его как квинтэссенцию киноработ А.
У моей будущей жены на даче была корова. И я обожаю молоко до сих пор. А женился потому, что меня этим молоком угощали. Я влюбился в корову и попутно в будущую жену. Как только я женился, корову отняли. Советская власть. И вот я остался с женой, без коровы». Довольство — это не счастье. Счастье — это все-таки какой-то атрибут глупости. Человек, который более или менее что-то думает и переживает, счастлив не бывает.
Он бывает доволен, ему кажется, что он счастлив. Тут начинают подключаться другие органы чувств типа мозга и т. И счастье тут же рушится… Я очень вялой тщеславности человек. Смысл существования — в душевном покое и отсутствии невыполненных обязательств». Понравилась статья?
Андрея Миронова 2015 лауреат персональной награды «Актёрское братство» в рамках Российской национальной актёрской премии «Фигаро» им. Андрея Миронова 2015 Российская национальная театральная премия « Золотая маска » «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» 2018 [70] Прочее: В 1992 году стал членом Академии дураков , основанной Вячеславом Полуниным и Роланом Быковым [71] В честь А.
Ширвиндта назван астероид 6767 Shirvindt , открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 6 января 1983 года.
Видео: любимые роли Александра Ширвиндта
Можете ему жать руку, но не более". Вероятно все дело в короновирусе, который снова набирает силу в Москве. Народный артист уже болел им и даже лежал в больнице. Учитывая почтенный возраст, повторения такого испытания допустить нельзя.
Хотя кто-то особенно прыткий не удержался и с риском для здоровья кумира миллионов все-таки смог чмокнуть его небритую в щеку.
В их числе — актер, будущее, вера, друзья, женщины, зависть, мечта, отчаяние, поколение, Родина. Размышления на эту тему превратились в настоящее философское эссе, разбавленное анекдотами, байками и приправленное острыми словечками, без которых Ширвиндта невозможно представить. Самым сложным для разговора стало слово «вина». Слово «любовь» преподнесло другие сюрпризы.
Он под видом некого важного лица, проникает на светские приемы и стягивает со стола напитки и угощения. Но в одно... Фильм Главная роль : Леонида Папагатто Персонаж: Остроумный итальянский аферист, разгуливающий по торжественным мероприятиям, под видом солидного, никому не знакомого гостя. Решив заработать по-крупному, учреждает некий комитет по спасению бедствующих семей, и в качестве первых «обездоленных», представляет светской комиссии свое веселое, разбавленное взятым напрокат инвалидом семейство.
После средней школы Ширвиндт поступил в Театральное училище имени Щукина, которое окончил в 1956-м и был принят в труппу Театра-студии киноактёра. В том же году сыграв свою дебютную роль в кино - певца Ухова в симпатичной комедии "Она вас любит! Со сценкой с каменными лицами насмешки над несчастной провинциалкой, разыгранной Ширвиндтом и Юрием Беловым - "Станиславским" и "Немировичем-Данченко" соответственно. Уже здесь четко пропечаталась в будущем фирменная подача актера - расслабленная, доверительная, успокоительно обволакивающая. Он же - голос за кадром. В 2007-м Ширвиндт вернется уже как дядя Паша в сиквеле картины.
«Самоирония — спасение от всего». Александр Ширвиндт — о юморе, жизни и любви
Где А — расстояние от писателя до упомянутой рекламы, а В — до Толстого. Отрицательное итоговое значение означает неимение таланта. Положительное — его наличие, а само число — величину. Дело за малым: определить точное расстояние между «рекламой проституток» и Толстым, единицу измерения в этой системе координат и параметры, по которым мы располагаем там конкретную точку... Автор «Отрывков…» — человек, говоря его же словами, «весь в себе, и ему с собой интересно». Хорошо в данном случае , что читателя тоже вовлекают в этот процесс. Таких, как Александр Ширвиндт, действительно осталось мало. Уходит прекрасная, ужасная, во многом уникальная и прямо влияющая на сегодняшний день эпоха. Пока «новая шелупонь раздражается от остаточного присутствия недовымерших авторитетов», есть еще возможность внимательно вглядеться в них. И если уж Ширвиндт, постоянный автор журнала «Театрал», где он выступает в жанре «личностных некрологов», советует после своего ухода следующее: «... Мало того, книга Ширвиндта снова убеждает читателя в том, что и мемуары вообще не типовое развлечение знаменитостей, когда по специальности работать поздно, а умирать рано.
Это эпизод биографии, от которой уже не отнять определение «творческая». Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Давайте без лишних преамбул и углубленных пробежек по биографии актера, которую пристало знать каждому культурному человеку, освежим в памяти его наиболее приметные, яркие, где-то - знаковые, а то и культовые роли.
После средней школы Ширвиндт поступил в Театральное училище имени Щукина, которое окончил в 1956-м и был принят в труппу Театра-студии киноактёра. В том же году сыграв свою дебютную роль в кино - певца Ухова в симпатичной комедии "Она вас любит! Со сценкой с каменными лицами насмешки над несчастной провинциалкой, разыгранной Ширвиндтом и Юрием Беловым - "Станиславским" и "Немировичем-Данченко" соответственно.
Уже здесь четко пропечаталась в будущем фирменная подача актера - расслабленная, доверительная, успокоительно обволакивающая. Он же - голос за кадром.
Он просто смотрел в зал, молча.
Или — на своих партнеров как бы с укоризной. Ну чего так расшумелись, идиоты! Делать вам, что ли, больше нечего?
Наверное, он мог бы быть грандиозным Фирсом в «Вишневом саде». Такой гениальный еврейский Фирс великого русского театра. Но в какой-то момент АА резко перестал играть классику.
То ли руки до нее не доходили? То ли никто не догадывался предложить ему роли по росту? То ли сам он страшился не заполнить проклятые «седальщные места» Театра сатиры?
Кто знает! На самом деле АА был по натуре скромным человеком и умел довольствоваться малым. В нем никогда не было куража сыграть все, переиграть всех!
Может, поэтому знаменитые и нервные актрисы любили брать себе его в партнеры. Знали, что он никогда не будет тянуть одеяло на себя. Мы знакомы всю жизнь.
Но я ненавижу, когда он на всех углах говорит о себе: «Я старый человек! Зачем всем это знать? У всех у нас есть внуки.
Мне кажется, он как-то очень рано влез в тапки «дедушки Шуры». Свою задачу, кроме всего прочего, вижу, чтобы хотя бы на время нашего спектакля эти его тапки отправить в мусоропровод. Ну или, если они ему так уж дороги, спрятать куда-нибудь подальше.
Чтобы он снова стал тем сногсшибательным Ширвиндтом, от которого у всех девушек моего поколения и старше когда-то подкашивались коленки. Вообще эта тема какой-то нереализованности, недовоплощенности АА втайне всегда волновала. Она прорвалась однажды в новелле «Звуковое письмо» в спектакле «Маленькие комедии большого дома», где он изображал джазмена, записывающего в студии аудиописьмо своему недотепе сыну.
Эти его вариации под Оскара Петерсона, элегантные бачки, волнующий, глубокий баритон. Мороз по коже. О, как права была Люся!
Ширвиндт был неотразим. Собственно, таким и остался. Мы встречались с ним дважды.
Два больших телеинтервью для программы «Культурный обмен» на канале ОТР. Первый раз — это было в огромном павильоне на улице Лизы Чайкиной. Там было четыре камеры и, кажется, даже кран, чтобы снимать нас сверху.
Второй раз — в крохотной студии в Петровском переулке, похожей на переоборудованную дворницкую. С двумя камерами там было трудно разместиться. На мои извинения и сетования, что, мол, жизнь наша поменялась и студия тоже, АА задумчиво заметил: «Да, там было скромнее, а здесь широко, воздушно».
У него был темпоритм и мгновенные реакции заправского конферансье.
Там он находился до 1943 года, после чего вернулся в столицу. Поступал сразу в два высших учебных заведения: в Театральное училище им. Щукина и на юридический факультет МГУ.
В результате оказался в первом — и окончил его с отличием. После этого вступил в труппу Театра-студии киноактера.
Граф, майор, джентльмен. Пять иностранцев в исполнении Александра Ширвиндта
Нотариус де Бонфуа из "Мнимого больного", Юрий Николаевич из образцового ромкома "Отпуск за свой счет", Фирелли из "Принцессы цирка", пианист Шурик из "Вокзала для двоих". Аркадий, коварный муж Сусанны из "Самой обаятельной и привлекательной". Мясоедов из "Забытой мелодии для флейты". Еще раз Аркадий - в перестроечной комедии Эйрамджана "Бабник". С неизменным компаньоном Михаилом Михайловичем Державиным, покинувшим нас в прошлом году. Каждая вторая реплика - крылата.
Причем законная, не купленная. Летаю я недалеко от Фаины Раневской и Даниила Хармса. Поэтому нам виднее сверху. В чем отличие студентов 1950-х годов от сегодняшних? Я ведь в Щукинском институте — самый старый педагог, преподаю уже больше 60 лет. Раньше этих 18-летних бэмби нужно было два первых года раскрепощать. Сейчас они приходят, уже снявшись в рекламах «Виагры» и прокладок, и наша задача теперь, наоборот, их закрепостить. Все остальное — сиськи, ноги, жопа, глаза — то же самое. Другое дело, что они серые, ничего не знают. Однажды в училище по своим делам пришел Юрочка Яковлев. Сел в фойе внизу. И вся эта шпана летает мимо, задевая его. Я собираю курс и ору: «Вы что! Когда я учился, в училище зашел народный артист Михаил Астангов. И мы, бросив занятия, побежали смотреть на него. А тут сидит великий русский актер Яковлев, а вы не замечаете, носитесь мимо! Рассказали бы о своих встречах с Мейерхольдом». И это не анекдот, это их уровень знаний. Жаждут играть до самоубийства. У меня никогда этого не было. Я просто очень дисциплинированный человек» С Ириной Муравьевой в фильме «Самая обаятельная и привлекательная». Эсэмэски… Все бегут. По эмбриону я — интеллигентный мальчик, на скрипочке учился играть, что-то читал. Мои родители — мать работала в филармонии, папа — скрипач. У нас собирались великие люди — Журавлев, Яхонтов, Качалов… Они читали матери свои программы, играли в преферанс. Все было спокойно, не на бегу. Были компании, клубы как мы называли их — клуМбы по интересам. А сейчас большой разброс возможностей: четыреста каналов телевидения, только официальных театров в Москве — больше восьмидесяти! Информации полно. У людей голова кру? Огорчает меня сегодня человеческая некоммуникабельность, абсолютная поверхностность взаимоотношений. Искренность как явление выхолощена. Огромная шапка вранья и словоблудства очень давит… Мои ряды редеют. Вот посмотри мою записную книжку, почти все фамилии и телефоны вычеркнуты. Падеж плотный. Не успеет уйти из жизни человек, как звонят мне: «Алло, это 26-й канал. Скажите ваше мнение о нем». И такой голос еще противный. Я уже превратился в атрибут ритуальных услуг. Как это понимать? А ты во всем этом существуешь, пытаясь участвовать, разобраться и даже действовать. А потом я успокоился. Страшно выглядеть идиотом. Теперь отношусь к происходящему вокруг с багажом опыта, иронично. Чушь полная! Невольно начинаешь думать, что Всевышний всерьез нацелился собрать труппу из лучших исполнителей для небесного театра теней. Может, и мне там какая-нибудь роль припасена. По обыкновению — второго плана. Никому не известно, когда уйдешь. Главное, не впадать в депрессию. Не допустить, чтобы тебя жалели. Чтобы не было как у Пушкина: «…но, боже мой, какая скука с больным сидеть и день и ночь, не отходя ни шагу прочь… Вздыхать и думать про себя: когда же черт возьмет тебя!
Я не буду жить вечно, но пока я все еще здесь, я не буду тратить время на то, чтобы сожалеть о том, что могло быть, или беспокоиться о том, что будет. И если захочу, то каждый день буду есть десерт. По мере того как я старел, я стал более дружелюбным и менее критичным к себе. Я стал своим другом». Церемония прощания с Александром Ширвиндтом пройдет 18 марта в Театре сатиры. Предполагается, что местом захоронения станет Новодевичье кладбище.
Зрители очередного поколения открывают для себя выверенную драматургию фильма и сначала под фальстартовое шампанское, а после под вчерашний оливье разбираются в соцсетях: кто из героев неправ — Ипполит или Лукашин, как Надя с каждым годом кажется всё моложе и насколько логичен ее маршрут по ночному Ленинграду. Ширвиндт сыграл Павлика — ключевую фигуру для истории Лукашина Андрей Мягков , фатально путающего два главных города страны. Именно с ним Лукашин отправляется в Сандуны и лихо запивает пиво водкой за дружбу актеры дружили и в реальности , вместо Павлика отправляется в Ленинград, чтобы наконец определиться с женщиной мечты. Ширвиндт присутствует тут и за кадром — он читает текст от автора. Вернется артист к своей роли и в ремейке 2007 года, холодно встреченном критиками. Трое в лодке, не считая собаки Рейтинг: 7.
Александр Ширвиндт выбрал главные слова для фильма-интервью
И, конечно, его невозможно было представить без любимой трубки, с которой он практически не расставался. Последние годы жизни и смерть С 2010-х Ширвиндт не снимался в кино за исключением редких камео , а все свое свободное время отдавал театру. Он также продолжал свое писательское дело: в 2018 году вышли мемуары «В промежутках между». Ширвиндт сумел сохранить свое фирменное остроумие и ироничное отношение к жизни, что по-прежнему притягивало внимание к его личности. Периодически Александр Ширвиндт участвовал в телешоу. Так, например, в сентябре 2020 года актер поучаствовал в проекте Первого канала «101 вопрос взрослому» и пообщался с подростками. Кроме того, в этом же году Ширвиндт опубликовал еще одну книгу, «Опережая некролог», в которую включил свои воспоминания о детстве, семье, карьере и о службе в театре. Конечно, из-за солидного возраста актера поклонники не могли не переживать за его самочувствие.
Но сын Ширвиндта рассказал журналистам, что его отец болеет в легкой форме. В сентябре 2021 Ширвиндт рассказал об уходе с поста художественного руководителя Театра сатиры. Причина — возраст, истечение контракта и естественная усталость. Он хотел уйти еще в начале 2020, но тогда актриса Зоя Зелинская уговорила его остаться. Да и сам Александр Анатольевич понимал, что замены ему на тот момент не было. Ровно 20 лет и 7 месяцев назад я по просьбе труппы и с благословения мэрии взялся везти этот воз, который и везу. Поскольку лимит все-таки ограничен, 87 лет обнулить невозможно, я благодарю всех за долготерпение и покидаю должность.
Летом 2022 года, накануне дня рождения, артисту стало плохо с сердцем — обострилась ишемическая болезнь. Трагичные новости сообщил со слов сына Александра Анатольевича худрук Театра сатиры Сергей Газаров: «Умер в больнице полчаса назад». Всенародно любимому артисту было 89 лет. Близкая к его семье актриса Наталья Селезнёва пояснила прессе, что смерть стала неожиданностью: Мишка, сын, должен был забрать его из больницы во вторник или в среду. Все шло к выздоровлению.
Играл на скрипке в оркестре Большого театра. Позже занимался преподавательской деятельностью. По происхождению прусс. Мама — Раиса Кобыливкер, актриса, ученица В. Долгое время возглавляла концертный отдел Московской филармонии. Александр Ширвиндт в детстве и юности Саша рос любознательным ребенком, но совершенно не интересовался музыкальными инструментами. Несмотря на это, родители видели сына только скрипачом, и хотели, чтобы он развивался в этом направлении. Но из этого ничего не получилось. Музыкальную школу мальчик посещал неохотно. Но очень любил, когда их дом посещали певцы и актеры. Внимательно прислушивался к разговорам об искусстве и решил, что хочет быть похожим на этих замечательных людей. Александр Ширвиндт в молодости. Успешно сдал экзамены и был принять на курс В. Театральные подмостки В середине 50-х молодого актера пригласили в Театр-студию киноактера. Несмотря на то, что у Ширвиндта была возможность не только играть на сцене, но и беспрепятственно ездить на съемки, в этом коллективе он долго не задержался. Карьеру продолжил в Театре им.
С ним в унисон грустит герой Фёдора Добронравова , тоскующий по семейному теплу, набирается опыта и мудрости от старшего коллеги молодой телеведущий в исполнении Александра Олешко... Грустный клоун поддерживает "друзей по несчастью", улыбается им и для каждого находит нужные слова, но остаётся печальным. По стечению обстоятельств, именно в этой роли Александр Анатольевич вышел на сцену родного театра в последний раз. И, вероятно, в жизни был очень похожим на своего героя — ироничного и яркого внешне, но очень спокойного, степенного внутри...
Картина также получила приз российской кинокритики и награду за лучшую мужскую роль Хуана Романо Лопеса. Двух призов удостоен фильма «Дыхание холода» - за лучшую режиссерскую работу Нахида Азизи Седига и приз зрительских симпатий. Специальный приз жюри «Серебряный святой Георгий» получила «Нирвана» режиссера Асифа Ислама, Награду за лучшую женскую роль присудили Марике Бейкирх «Шлимазл» , в конкурсе «Русские премьеры» победил фильм «Лгунья» режиссера Юлии Трофимовой. Список лауреатов 46-го Московского международного кинофестиваля: «Золотой святой Георгий» за лучший фильм — «Стыд», реж. Мигель Сальгадо ; Лучший фильм конкурса «Русские премьеры» — «Лгунья», реж.