Интервью с патологоанатомом Берёзовского в разгар пандемии. Патологоанатом — Патологическая анатомия — научно-прикладная дисциплина, изучающая патологические процессы и болезни с помощью научного, главным образом микроскопического, исследования изменений, возникающих в клетках, тканях организма, органах. Кто такой патологоанатом, особенности профессии. «Правмир» поговорил с патологоанатомами из шести городов России — от Москвы до Забайкалья, некоторые из них согласились давать интервью только на условиях анонимности.
Профессор Олег Зайратьянц: От диагноза патолога зависит лечение пациента
Профессия патологоанатом [Плюсы и минусы] | Мы расскажем вам о том, где работает патологоанатом, что он делает, сколько зарабатывает и о том, как им стать. |
Личный опыт: я работаю в морге | На сегодняшний день по всей России немного больше трех тысяч патологоанатомов. |
Авторизация | Патологоанатом занимается в настоящее время вскрытием трупов и изучением материала, полученного при помощи биопсии или в результате резекции органов. |
3. Патологоанатом и судебно-медицинский эксперт: сходства и различия | Возможно, кто-то до сих пор думает, что патологоанатомы – это мрачные худые дядьки с бледной кожей, которые всё время рассуждают о смерти. |
Универсальный специалист
- Патологоанатом — Неолурк, народный Lurkmore
- «Метастазы в печени выглядят как цветочная поляна»: работницы морга — о своей профессии
- Патологоанатом — Википедия
- Как работают патологоанатомы и судмедэксперты - Афиша Daily
"Как же ты, бедненький, с этим жил..." Интервью с патологоанатомами
Фото: Константин Завражин Вы оптимист? Олег Зайратьянц: Скорее, здоровый пессимист. У меня на столе всегда лежит мое любимое изречение, которое принадлежит великому человеку Чарльзу Буковскому: "Проблемы этого мира в том, что воспитанные люди полны сомнений, а идиоты полны уверенности". Считаю, что это жизненное кредо. Очень правильное.
И между тем... Недавно интернет шумел: в одном лечебном учреждении, чтобы быстрее получить труп из морга, брали деньги. Олег Зайратьянц: Мы не ритуальные работники. Причем здесь врач-патологоанатом?
Выдача трупов? У человека горе. Он сталкивается с людьми, которые иногда тоже в белых халатах, но не имеют отношения к патологической анатомии. Это только место совпадает иногда.
В нашей стране тело умершего выдается чаще всего из корпуса, где находится патологоанатомическое отделение с диагностическим блоком, с коллективом диагностов. Во Франции, например, структура другая. Там тело умершего из лечебного учреждения тут же передается в похоронные дома. И в похоронных домах проходит выдача тела, разговоры с персоналом.
У нас традиционно все под одной крышей. Так должны морги быть на территории больницы или нет? Олег Зайратьянц: Создание похоронных домов - единственный и правильный вариант. При нем не возникает мучительных коллизий, этой путаницы между медицинской составляющей и составляющей ритуальной.
Мы, патологоанатомы, не работаем в моргах. Патологоанатомическое отделение - это не морг. Но все непросто. Хотя есть проекты похоронных домов.
Может, вовсе неуместно говорить "морг при больнице"? Олег Зайратьянц: Абсолютно неуместно! Морг - это трупохранилище. Словосочетание "морг при больнице" вызывает неблагоприятный эффект.
И оказывает влияние на умы, к сожалению, не только обычных людей-обывателей. У патологов ответственность колоссальная. Она иногда давит. Уснуть невозможно, если вдруг начинает казаться, что ошибся с диагнозом.
Мы такие же врачи, как и терапевты, хирурги. Если врач не беспокоится о больных, ему не место в той клинической медицине, о которой мы говорим. Есть медицина теоретическая, есть медицина экспериментальная. Там можно делать великую науку.
Но патологическая анатомия, патология, чем я занимаюсь, она прежде всего клиническая. Мы не имеем права на диагностическую ошибку. А врачи других специальностей имеют право на ошибку? Олег Зайратьянц: На мой взгляд, врачи клинических специальностей права на ошибку не имеют.
Но так как все мы люди и, естественно, не всесильны, а медицина далеко еще не все знает, мы иногда ошибаемся. К сожалению, это есть и это будет. По-моему, при приеме в мединститут важнейшим должен быть экзамен по эмпатии человеческой, по способности воспринять чужую боль. Вопрос ребром При нашей беседе молча присутствует ваша жена Татьяна Георгиевна Барсанова.
Она сотрудник вашего подразделения. Такая тут семейственность? Зайратьянц: Не вижу в этом ничего плохого: биологи в нашем деле необходимы. А Татьяна выпускница биофака МГУ.
Мы познакомились еще в школьные годы, занимались вместе у репетиторов. Готовились поступать на биофак МГУ. Татьяна поступила, а я нет. Плохо знал математику.
А основной экзамен там был математика. А Татьяна стала молекулярным биологом. И с тех пор работает в медицине. Занимается современной молекулярной биологической диагностикой.
У Татьяны, кстати, серьезная научная наследственность. Ее отец - человек уникальный, известнейший российский геолог. Он был деканом геологического факультета МГУ, директором минералогического музея на Ленинском проспекте. Основывал геологическую науку в ряде стран.
Есть минерал по имени барсеновит. Наш сын стал патологоанатомом, заведует отделением в больнице имени Юдина. Сын - третье поколение по линии медицинской патанатомии.
Абсолютно верно. Патологоанатом работает с болезнями или естественными причинами смерти. Конечно, врач-патолог занимается не только аутопсийным материалом, то есть посмертной диагностикой. Большую часть его деятельности составляет именно прижизненная диагностика.
По сути, это доброкачественная опухоль. Но почему я сейчас сижу и не бегу к врачу? Потому что я вижу ее различные критерии: цвет, границы. Вижу, как она себя ведет. Это называется морфологический анализ: то есть мы смотрим, как выглядит заболевание. Но у многих людей опухоль может появиться не на лице чтобы ее можно было легко визуализировать , а где-то внутри. Откуда мы знаем, что это такое: доброкачественная или злокачественная опухоль?
Тогда берется маленький фрагмент ткани, который называется биопсия, а затем врач-патологоанатом его исследует. Нужно менять этот стереотип. Все знают, что такое биопсия, но никто не знает, кто ее смотрит — парадоксально. Сегодня ни одно основательное научное исследование с клинической точки зрения не может проводиться без врача-патологоанатома. Например, на тему эффективности препаратов. Очень важный момент здесь — наглядность и показательность с точки зрения гистологии. У пациентов берется биопсия после начала лечения, в рамках диагностических критериев в динамике, а потом дается оценка, был ли эффект от лекарства.
Здесь можно рассуждать довольно долго. Традиционно выделяется три основных механизма смерти: мозговая, сердечная и легочная. Из-за ковидной пандемии мир узнал о многих медицинских вещах, таких как искусственная вентиляция легких, цитокиновый шторм, пневмония... Все слышали про аппарат искусственной вентиляции легких. По сути своей, это аппарат, который дышит за тебя. Если у человека развивается легочная смерть, можно использовать ИВЛ. Так мы компенсируем этот вариант смерти, пока не излечим основное заболевание.
Второй механизм — сердечный. Тут тоже есть интересный момент — аппарат искусственного кровообращения. Сосуды человека подшиваются, подключаются к этому аппарату, а он качает за него кровь. Получается, сердечную смерть мы тоже можем на время компенсировать. А вот мозговую смерть — нет. И, по законодательству, в нашей стране биологической смертью человека является исключительно мозговая.
Молодые люди внезапно умирали от инфарктов. Считать ли это смертью от коронавируса? Мы не знали.
По мере поступления новой информации ситуация проясняется. Это не цинизм, а объектное отношение к предмету исследования. Цинизм помогает, но недолго. Иначе он мешает воспринимать жизнь эмоционально.
Таргетная и химиотерапия назначаются по результатам иммуногистохимических исследований, которые проводят врачи-патологоанатомы.
Бывает, что во время операции, например, у пациента нашли образование в легком, и никто не знает, что это. Тогда хирурги берут фрагмент образования и отправляют его к нам, мы проводим срочное интраоперационное гистологическое исследование, по которому определяем дальнейший исход этой операции. Если это злокачественное образование, то расширяется объем операции, а если доброкачественное новообразование, то операция завершается. Окончательное решение принимает хирург, но на основании заключения врача-патологоанатома. Может, когда-то в древности патологоанатомы и выглядели мрачными персонажами, потому что работали в анатомических театрах с телами при свечах.
Сейчас патологоанатомическое отделение — это светлое, красивое здание с высокотехнологичным оборудованием и квалифицированными сотрудниками. Мрачным я это не назову. Повторюсь, аутопсия или вскрытие — это малая часть работы патологоанатома. Если она интересная, то она не воспринимается как нагрузка. В нашей практике достаточно положительных случаев, которые просто мотивируют нас работать.
Ктр такой потологоанатом, и что такое патанатомия.
8 мифов о патологоанатомах, которые вгоняют в дрожь | Патологоанатом, работая в больнице, может назвать причину смерти только после вскрытия, которое делает по назначению врача. |
Палитра недуга. Как работают патологоанатомы | Кто из великих патологоанатомов у нас на слуху каждый день? Почему, когда врачи не могут поставить диагноз, нужно обратиться к патолог. |
8 мифов о патологоанатомах, которые вгоняют в дрожь - Лайфхакер | Вы узнаете, чем патологоанатом отличается от судмедэксперта, зачем нужны вскрытия, существует ли трупный яд, какого цвета легкие у курильщиков, почему патологоанатом нужен живым людям и как такие врачи спасают жизни. |
Все о профессии Патологоанатом | Самые частые причины смерти и что делают с органами после вскрытия: 12 острых вопросов патологоанатому о мертвецах. |
Профессия патологоанатом [Плюсы и минусы] | Работа патологоанатома очень ответственна, несмотря на предубеждения, что мертвому пациенту невозможно навредить. |
О работе в морге с любовью: вскрываем обычно в первой половине дня
Но одна из пациенток не спала. Утром она рассказала заведующему отделением, что ее соседка умерла сразу же после того, как медсестра-невестка впрыснула что-то в капельницу. Медсестру арестовали, а тело ее свекрови вскрывали не в патологоанатомическом отделении при больнице, а в судебно-медицинском морге. Патологоанатомы не исследуют улики, например — следы крови на полотенце или следы спермы на простыне, а судмедэкспертам приходится заниматься исследованием самых разных улик, обнаруженных на местах происшествия и у лиц, подозреваемых в совершении преступления. Общее с судебно-медицинскими экспертами у нас только одно — и мы, и они исследуем трупы. Это условная «верхушка» айсберга, которая всем бросается в глаза. А о том, что скрыто под водой, знают только профессионалы. Если формально я не участвую в следствиях, то каждый случай в моей работе — исследование тела или биологического материала — представляет собой маленькое следствие. Я изучаю «улики» и выдаю заключение. Один из моих коллег дал самый «радикальный» ответ на вопрос о разнице между патологоанатомами и судебно-медицинскими экспертами. Не ищите в этих словах чего-то обидного для судебно-медицинских экспертов.
Мой коллега не отказывает им в праве считаться врачами. Он имеет в виду совсем другое. Судебно-медицинские эксперты привлекаются судом и следствием в качестве экспертов, то есть квалифицированных специалистов, которые могут выдать заключения по вопросам, рассматриваемым другими людьми, менее компетентными в данной области. А патологоанатомы дают свои заключения для коллег-врачей — компетентных представителей других медицинских специальностей. Поэтому они скорее врачи, нежели эксперты.
Но помните: ответственность за ваше здоровье лежит на вас и на лечащем враче. Мы не выписываем рецептов, мы даем рекомендации. Полагаться на нашу точку зрения или нет — решать вам Чем на самом деле занимается патологоанатом? С нашей профессией связано много мифов и стереотипов, один из самых устойчивых — что мы работаем только с трупами.
Но патологоанатом — это врач, а врач помогает живому человеку. Мы занимаемся прижизненной гистологической диагностикой: под микроскопом исследуем фрагменты тканей, взятых у людей при биопсии органов , например шейки матки, груди, костного мозга, кожи, мочевого пузыря, легких, желудочно-кишечного тракта. Именно патологоанатом диагностирует рак.
Патологоанатомы изучают ткани и органы живых людей, чтобы их лечащий врач мог поставить правильный и точный диагноз. Также они выясняют причины смерти пациентов — для этого им приходится погружаться во всю историю их болезни. Именно паталогоанатомам отправляют образцы опухоли, взятые у человека прямо во время операции, и тогда специалист должен максимально быстро определить ее характер и помочь хирургу принять верное решение. Судмедэксперты тоже работают с мертвыми телами, но их специализация несколько отличается.
Они изучают пациентов, погибших в результате убийства, падения с крыши, отравления психоактивными веществами, самоубийства и других случаев, приводящих к так называемой «неестественной смерти». Работа судмедэкспертов идет рука об руку со следственными действиями, а их заключения становятся доказательствами в судах и причинами для вынесения приговоров. Екатерина Гончарова Судмедэксперт, стаж — два года Об основах профессии У меня есть одна примета. Когда утром идешь на работу, нельзя думать: «Сейчас вскрою пару обычных трупов и сяду печатать». Сколько раз такое было: надеялась на простую задачу, а дают травму или убийство, с которыми возишься целый день. Работу распределяют заведующие отделением, поэтому никогда не знаешь, что тебе достанется. Получив документы на труп и изучив, что от нас хотят следственные органы, я провожу вскрытие и выписываю медицинское свидетельство о смерти, куда вносится диагноз.
В зависимости от того, какой труп достался, можно вскрыть нескольких и закончить довольно быстро — до 12—13 часов, а если случай сложный, с ним можно провозиться и два-три дня. В работе помогает знание двух из трех китов медицины: патанатомии и патфизиологии.
Это может быть желудочно-кишечный тракт, сердце, печень или желудок.
И приходят к нам девочки. В принципе работа становится достаточно женской, она требует усидчивости и терпения. На это чаще всего способны именно женщины.
И ко всем трупам, внутренностям мы привыкаем еще в институте. От страха здесь еще никто не умирал», — поделилась врач. Начало дня «День начинается с живых!
Действительно, с утра врачам привозят материалы опухолей из больниц. Специалисты их изучают. Потом санитары поставляют трупы.
Патологоанатомы работают с ними, вскрывают. К вечеру снова идет изучение материалов новообразований больных. Примерно так работают патологоанатомы Сахалинской областной клинической больницы каждый день — исключений нет.
Трупы детей — особый раздел работы В морге с трупами детей работают отдельные специалисты.
Каждая болезнь имеет свой неповторимый вид
- Деятельность
- 16-летний мальчик, которому друзья принесли марку со спайсом
- Профессия патологоанатом: особенности, обучение, карьерный рост - INFORM JOURNAL
- Патологоанатом – сложная, но важная профессия
8 мифов о патологоанатомах, которые вгоняют в дрожь
По сравнению с патологоанатомами, клинические патологоанатомы проводят больше рутинных тестов, которые помогают, а не ставят прямой диагноз. Человеку, который желает стать патологоанатомом, сначала следует узнать обо всех тонкостях профессии. Работа патологоанатома очень ответственна, несмотря на предубеждения, что мертвому пациенту невозможно навредить. Адекватного понимания, зачем нужен «патан», и что делает врач патологоанатом у юных медиков нет, замечает Владимир Кушнарев.
Профессор Олег Зайратьянц: От диагноза патолога зависит лечение пациента
Патологоанатом рассказал, как он и его коллеги помогают живым. — Кто такой патологоанатом? — Патологоанатом — это, прежде всего, врач, который занимается диагностикой заболеваний. Сегодня в России необычный профессиональный праздник – День патологоанатома.
«Патологоанатом» и «судмедэксперт» — различия
- Обязанности патологоанатома
- Профессия патологоанатом: особенности, обучение, карьерный рост - INFORM JOURNAL
- Кто такой патологоанатом, особенности профессии
- 17 вопросов патологоанатому о его работе
Личный опыт: я работаю в морге
Во-вторых, патологоанатомы не имеют дело с трупами тех, кто умер не своей смертью или при невыясненных обстоятельствах. Патологоанатом АНДРЕЙ ЖАРОВ рассказал «Журналу ЖЖ» о карьере сотрудников морга, «чемпионах» среди причин смерти и правдоподобности сцен убийств в сериалах. Патологоанатом — кто это? Патологоанатомом называют специалиста, который занимается обнаружением различных патологий, исходя из нормальной организации строения тела человека. Патологоанатом Патологоанатом проводит вскрытие с целью узнать причину смерти и для того, чтобы подтвердить диагноз, поставленный врачами. На сегодняшний день по всей России немного больше трех тысяч патологоанатомов.