Так Навруз стал неотъемлемой частью культуры многих народов Ирана и Центральной Азии задолго до возникновения зороастризма, иудейства, христианства и мусульманства.
Как Навруз отмечают в разных странах мира
Слово Навруз (Новруз, Навруз, Нооруз, Невруз, Наурыз), означает «новый день», его написание и произношение может варьироваться в зависимости от страны. Карта слова «Навруз» → значение. Слово «навруз» с персидского означает «новый день».Праздник символизирует наступление нового года, прихода весны по астрономическому календарю. У зороастрийцев празднование Новруза также имело важное значение. Согласно Мэри Бойс, «кажется разумным предположение, что Навруз, самый священный из всех, имеющий глубокое доктринальное значение, основан Зороастром самим»; хотя точной даты происхождения нет.
Навруз – как празднуют самый древний Новый год?
Согласно Мэри Бойс, «кажется разумным предположение, что Навруз, самый священный из всех, имеющий глубокое доктринальное значение, основан Зороастром самим»; хотя точной даты происхождения нет. Это означает, что человек может начать жизнь по-новому. Навруз отмечают каждый год. Навруз (Наурыз) — факты об истории и традициях праздника весны и проросшей пшеницы родом из Средней Азии: возникновение, суть, значение, блюда и приметы. В переводе с фарси [персидский язык] слово «навруз» означает «новый день». В конце марта 2023 года таких искренних приветствий станет больше – всем миром будем праздновать Навруз (в переводе, рождение весны) или Новый год по восточному календарю.
Что такое Навруз (Новруз), который отмечают 21 марта
Что услышишь — таким и будет твой будущий год. Также наутро после праздника каждый хозяин с нетерпением ждет первого гостя. Каким будет его нрав — таким и будет следующий год. Счастье, если гостем станет тихий добрый мужчина с хорошей репутацией и приятной улыбкой. О таких говорят «счастливая нога», то есть человек, принесший в дом удачу. В праздник принято окуривать помещение веточками арчи, чтобы изгнать злых духов. Во второй день Навруза уже начинаются полевые работы, и здесь конечно же, также не обходится без обрядов. Первую борозду проводит самые уважаемый человек села. А далее — по старшинству. Есть верование, что во время празднования нельзя сидеть на углу. Поскольку именно в углу собираются все души умерших родственников.
Есть еще добрый обычай, связанный с природой. В день праздника принято сажать деревья — инжир, каштан или любое другое. А если в саду есть сухое дерево, ни в коем случае его не срубать, а дать ему еще один шанс. Также, если кто-то начинает строительство дома, советуют закладывать фундамент именно в день равноденствия, тогда хозяевам будет сопутствовать удача. По отношению к домашним животным в дни Навруза проявлялась особая забота, их мыли, украшали, расчесывали. Особенное внимание уделяется лошадям. Если в поселении их много, устраивается скачки и показательные выступления. Также состязались мужчины и в силе. И конечно же совсем не уступали в этом и дети. Среди них определялись победители в борьбе.
Самый главный обычай, существующий у всех народов — это загадывание желания. При этом нужно выйти во двор или встать перед открытым окном. Таким образом, человек соединялся со Вселенной, посылая ей чистые помыслы. Еще один интересный обычай — это опускание пояса в дымоход. Раньше, когда в домах еще стояли каменные печи, молодые влюбленные парни, забравшись на крышу, опускали в дымоход своей возлюбленной пояс, на конце которого привязывался платок. Это было предложение, как сейчас говорят, руки и сердца. Если родители были согласны, они навязывали опущенный платок на запястье девушки, если нет — наполняли платок сухофруктами и сладостями и отправляли обратно. Что готовят для праздничного стола Стол в Навруз имеет большой символизм и в то же время остается очень вкусным и сытным. Чтобы в день застолья всего хватало, готовить начинают еще за неделю. По традиции, которая называется «Хафт син», самые важные блюда должны изготавливаться из семи ингредиентов, каждый из которых начинается на букву «с».
Сир — чеснок, символизирует здоровье, сиб — яблоки, являются знаком красоты. Сабзи — злаки и зелень, означают начало жизни и пробуждение природы. Сенчел — плоды лоха, символизируют любовь. Серке — уксус, означает терпение и мудрость. Саману — особый хлеб, как символ богатства. Сомаг — это специи, которые несут с собой рассвет. На столе также обязаны быть крашеные яйца, зеркало и огонь. Они в своем сочетании отгоняют злых духов. В центр стало ставится сумаляк — сложное ритуальное блюдо, которое готовится заранее. В процессе его приготовления принято не просто смешивать продукты, но и учиться взаимопомощи.
Еще на Чахаршанбе-сури принято съедать 7 разных орехов фисташки, жареный горох, миндаль, лесные орехи, рис, курага, изюм на удачу и для исполнения желаний. Чтобы избавиться от полосы неудач, с крыши дома сбрасывают старый ненужный кувшин. Он как раз является символом невезения прошлого года, с которым в новом непременно нужно расстаться. Если же есть какая-то неразрешимая проблема, на Персидский Новый год нужно взять платок и завязать на одном его углу узелок.
Положить его в карман и выйти на ближайшую дорогу в поисках первого встречного. Если первый встретившийся на пути прохожий сможет развязать узелок, это считается хорошим знаком, что в новом году решение обязательно найдется. Многие иранцы предпочитают в Чахаршанбе-сури купаться в природных источниках или хотя бы прыгать через них 3 или 7 раз. Считается, что это избавляет от болезней и оставляет все хвори в прошлом.
Некоторые по традиции выливают всю воду из емкостей, выбрасывают или разбивают старую посуду, в которой хранилась вода, и заводят новые кувшины для свежей воды. Чтобы новый год был обильным и щедрым, на воде с ночи Чахаршанбе-сури нужно заварить чай и предложить всем домашним. Аму Навруз — иранский Дед Мороз Что действительно может напугать вас в ноуруз, так это иранский дед Мороз. На самом деле, главных персонажей персидского нового года два: Аму Навруз в переводе «Дядюшка Навруз» и Хаджи Фируз — его помощник.
Приходят они до нового года, а не после, как это принято у нас. Дядюшка Навруз еще как-то напоминает Дедушку Мороза. У него тоже есть длинная белая борода, внушительный волшебный посох, широкий кушак и высокая войлочная шапка с узорами. А еще добрый нрав и мешок подарков, которыми он щедро делится.
Весь год они живут порознь и встречаются только раз в году в ночь на Иранский новый год. Это чень романтичная и символичная история любви. Историки до сих пор в недоумении, откуда берет начало этот фольклорный персонаж. Он одет в яркие красные одежды, высокий острый колпак, а лицо черное, как смоль.
В руках Хаджи Фируз носит огромный бубен, ударяя в который он распевает незамысловатые песенки. Перед иранским новым годом его можно встретить везде. Иранцы надевают красный костюм и за пару монет поднимут вам настроение счастливыми пожеланиями в новом году и традиционными шутками. Есть версия, что Хаджи Фируз — образ древнего месопотамского бога Таммуза, который каждый год возвращается из мира мертвых.
Отсюда и черное лицо. Хафт Син — вместо новогодней елки На иранский новый год не принято украшать елку, а принято накрывать на стол. Во всех квартирах, в каждом офисе и даже в магазинах выделяется место, в котором на скатерти разложены традиционные предметы. Всего их семь, каждый начинается на букву «с» и называется это Хафт Син.
Сабзе — проросшая пшеничная трава — для возрождения и обновления Саману — персидский сладкий пудинг — для изобилия и плодородия Сеньед — сладкие высушенные плоды лотоса — для любви Серке — уксус — как символ терпения и мудрости, полученных с опытом Сэр — чеснок — для крепкого здоровья Сиб — яблоки — для молодости и красоты Сумак — красная пряность — для напоминания о восходе солнца Все предметы на Хафт Син носят сакральное значение и связаны с древними традициями зароастризма. Например, красные яблоки на столе являются символом богини Сепандармаз, которая заботится о всех членах семьи и дает здоровье. Маслины — сенджед — подношение богу любви Хордаду. Чеснок символизирует главное бежество зароастризма Ахура Мазду.
Для него на Хафт Син ставят немного специи сумах. Эта любимая персами приправа является символом победы Ахура Мазды над Бахманом то есть победы света над тьмой, добра над злом. Традиционный сладкий пудинг саману готовят из пшеничных ростков. Это блюдо является подношением зароастристкому небесному хранителю Шахривар в благодарность за пищу и благоденствие, которым боги наградили в прошлом году.
За несколько тысячелетий традиция накрывать Хафт Син в Иране осталась практически неизменной. В наше время на новогоднем столе появились еще несколько предметов. Они не являются обязательными и исконными по традиции зароастризма. Но иранцы так же ставят их на стол в Ноуруз: Что еще ставят на хафт син Сомболь — цветущие гиацинты — символ молодости и весны.
Секке — золотые монеты — чтобы привлечь достаток в будущем году. Коран и томик Хафиза — две главные книги Ирана. Живые рыбки — по рыбке на каждого члена семьи. Раскрашенные яйца — по одному на каждого ребенка в семье.
Зеркало — символ многообразия мира, важный символ в зороастризме.
Резкие перепады температуры могут негативно сказаться на здоровье, предупреждают медики Традиционными для Навруза угощениями являются сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы, сладкие пахлава и шекербура. На стол, как правило, подают много бобовых, а также ячменные и пшеничные лепешки.
К празднику принято готовиться, очистив дом перед приходом нового сезона — сделав уборку, вынеся мусор, совершив перестановку. Важно также подготовить душу и разум: простить старые обиды, раздать долги, избавиться от того, что тяготит. А вот начинать новую страницу года с дурных помыслов и поступков категорически нельзя, по поверью, это грозит неудачами и невзгодами.
Апофеозом события, несомненно, стало возведение ритуального города для празднования весеннего равноденствия - Новруза-Персеполя в Древнем Иране. Шедеврами монументального камнерезного искусства можно считать скульптурные изображения быков-щеду, помещенные по сторонам царских «ворот всех народов», а также парные скульптурные изображения протомов быков с изображением солнца между ними на капителях 20-метровых колонн Бонгард-Левин Г. Новруз, возникнув в необозримых глубинах времен, стал путеводной звездой на разноуровневых пространствах мировой культуры. Пожалуй, это единственное феноменальное явление духовности, которое не прерывалось на протяжении тысячелетий. И не только не прерывалось, но являлось мощным корнем, от которого произрастали многочисленные ответвления: словесные и пластические искусства, мифологические и религиозные воззрения, логические и философские обоснования действительности, эмпирически-интуитивные критерии, осмысление возможного сосуществования человека и природы, представления о гармонии, непрерывности, превращениях, ценности жизни и проч. В то же время не было более парадоксального в мироощущении и мироутверждении, предельно далекого от рационализма, чем Нов-руз, главным принципом существования которого было жертвоприношение, то есть принудительное убийство как животных, так и человека. Через жертвоприношение решалось основное противоречие: противоречие жизни и смерти.
Праздник равноденствия - Новруз -праздник возрастающего света, отмечался весной. Осуществлялся он во благо того, чтобы Солнце могло беспрепятственно преодолеть опасный пороговый участок Вселенной, разделяющий темное прошлое и светлое будущее. В ритуалах же Новруза актуализировалось настоящее, причем в этом настоящем сливались и прошлое и будущее. Именно с начала и на протяжении всего I тыс. Особую значимость в связи с рассматриваемой идеей «Новру-за» приобретает то, что тексты древнетюркской наскальной письменности непосредственно соотносятся с погребальной обрядностью и своим содержанием манифестируют жертвенность данной смерти через перечень недополученных при жизни благ в результате борьбы за счастье народа тюркского эля. Археологических артефактов, которые являются носителем информации о различных сферах духовной деятельности населения Же- тысу, достаточно. Комплекс предметов, распространенный на городищах Шуйской и Таласской долин и датируемый широко "У1-ХП вв.
Этот комплекс состоит из дастарханов, подставок и крышек для кухонных котлов, светильников, а также оссуариев-костехранилищ Бернштам А. Появление и функционирование урбанизированных обществ на территории юга и юга-востока Казахстана в раннем средневековье объясняется наличием здесь антропоморфных, зооморфных и других предметов зороастрийских культов согдийско-иранских этносов. В 50-х гг. Бернштамом была выдвинута идея симбиоза тюркской и согдийской культур, однопорядковости представлений о мире, выработанных этими этносами, что и обусловило жизнеспособность идей зороастризма на новой тюркской почве. Однако детальное рассмотрение артефактов как тюркской, так и согдийской культур свидетельствует о различных позициях в их миропонимании. К характеристике комплекса дастарханов, скульптурных подставок под котлы, светильников и т. Рассматривая изображения на дастарханах в плане ритуала, носителями которых являлись племена с идеологическими представлениями круга Авесты, а в целом индоиранской культуры и ее памятника - Ригведы, следует остановиться на цифровой характеристике пространства и в связи с этим атрибуцией последнего.
В Ригведе, в ман-дале, описывающей жертвоприношение человека - Пуруши, присутствует цифровая характеристика события: «Вокруг него положили семь поленьев, трижды семь поленьев было приготовлено, когда боги, совершая жертвоприношение, связали Пурушу как жертвенное животное». При ритуале ашвамедха, то есть принесения в жертву коня, устанавливался 21 жертвенный столб семь по три. Архаичность этого сюжета подтверждается античной мифопоэтической традицией в текстах о ритуальном убийстве Загрея-Диониса. Здесь также это событие маркируется числом семь: Загрей и Дионис растерзаны на семь частей Лосев А. Расчленение, разделение жертвы на определенное число частей, вербальное перечисление этих частей Елиза-ренкова Т. Попытки реанимации в раннем средневековье согдийцами-им-мигрантами древних культов, прижившихся в зороастрийских верованиях, связанных с новогодними ритуалами периода нахождения Солнца в дни весеннего равноденствия в созвездии Быка, не привели к действенным результатам и были окончательно утрачены. Новые волны кочевников тюрков в VI-X вв.
Они владели Новым Новрузом и знали, в отличие от со-гдийцев, что прошел не только час Быка, но и Овна и уже более 500 лет длится эра Рыбы, такой же подвижной, как и они сами. И не случайно на каменных изваяниях тюрков, на поясах, пряжках и других предметах поясной фурнитуры, пластинах для лука и упряжи лошади царствует Рыба. На обширных территориях тюркской культуры I тыс. Две идеологии и культуры Старого и Нового Новруза столкнулись в пределах городов Жетысу, при этом без каких-либо попыток к симбиозу. В результате монументальные постройки согдийцев -замки и другие здания, утратившие свое идеологическое главенство, оказались заброшенными. На их развалинах, как на платформах, были возведены тюркские, хотя и не столь идеальные в плане строительной техники, но свои, отвечающие новым веяниям открытости, контактам со всем миром и многоязычию. Вместе со всеми инновациями обрел новый облик и Новруз.
Из плана содержания он переходит в план выражения, приобретает научное обоснование. И не случайно Юсуф Баласагунский в своей поэме «Кутадгу билиг», то есть «Счастливое знание», описывает Новруз как появление Солнца в созвездии Рыбы. В то же время само описание этого праздника в поэме символизирует как начало года, так и начало книги, описывающей Вселенную как огромный, населенный многочисленным народом город. Однако уже у Ю. Баласагунского появляются первые грозные признаки представлений об апокалипсисе и конце времен, которые звучат в конце книги, что уравновешивает весеннее и осеннее равноденствие, примиряет жизнь со смертью. Это был веселый праздник, отмечавшийся в дни весеннего равноденствия. По преданию, Науруз понравился Пророку Мухаммеду, и первые арабские халифы широко распространили этот праздник в халифате, отмечая его очень пышно Лобачева Н.
Науруз относится к празднествам, сложившимся на основе культа умирающего и возвращающегося божества. Причастность Науруза к аграрному культу выражалась в таком ритуальном действии, как шествие с цветами - «праздник красной розы», связанный с древнейшим культом умирающего бога, кровь которого якобы появляется ежегодно в кроваво-красных лепестках розы. Обряд восходит к первобытным мастерам, связанным с почитанием умирающего и воскресающего божества природы. Согласно материалам Р. Каримовой, в этот праздничный день на дастархан ставили семь яств, названия которых должны были начинаться на букву «Ш» арабский шин , а праздничное блюдо называлось «семь шинов»: шарап - виноградный сироп, шир - молоко, ширин - варенье из сока тутовника, шикяр - сахар, шербет - фруктовые напитки, шам - благовонная свечка, шона - расческа. Эти составные части убранства стола символизировали различные природные явления: шарап - пробуждение, шам - красоту Абусеитова М. Науруз с самого начала был народным праздником, днем пробуждения весны и началом земледельческих работ, о чем свидетельствуют сообщения древних авторов.
Как пишет Омар Хайям 1965, с. Один из древнейших обрядов, отражающий архаичные черты праздничных обрядов, заключен в изготовлении посуды накануне Науруза.
Навруз в Таджикистане: история и традиции праздника
Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. 21 марта, в день весеннего равноденствия иранские и тюркские народы празднуют Навруз. Это означает, что человек может начать жизнь по-новому. Навруз отмечают каждый год. На Навруз на столах можно увидеть проросшие ростки пшеницы, которые перевязывают мусульмане красной ленточкой. Большинство людей считают Навруз Байрам мусульманским праздником, поэтому даже не интересуются его традициями.
Навруз – как празднуют самый древний Новый год?
Он был известен еще с дозороастрийских времен, его отмечали еще до VII века до н. Навруз считался главным праздником. В сентябре 2009 г. В Москве Навруз в общегородском формате празднуется ежегодно с 2006 года. Участниками праздника Навруз становятся москвичи, жители других регионов России, а также иностранные граждане, в том числе трудовые мигранты из Азербайджана, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, временно находящиеся в Москве.
Навруз символизирует обновление природы и человека, очищение душ и начало новой жизни. В сентябре 2009 г. Праздник Навруз является одним из самых древних на Земле.
Он был известен еще с дозороастрийских времен, его отмечали еще до VII века до н. Навруз считался главным праздником. Древнегреческий историк Страбон писал об этом празднике: "В самые древние-давние времена и по сегодняшние жители Междуречья Сир-Дарьи и Аму-Дарьи собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь". Считается, что происхождение праздника - древнеиранское, связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры Зороастр, Зардушт. Старейший источник, где упомянуто празднование Навруза - это священная книга зороастризма "Авеста". Согласно учению Авесты, люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась "в шести видах" небо, вода, земля, растения, животные и человек.
Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама.
Поэтому, изготавливая сосуд, женщина шепчет заклинания, призывая магические силы, чтобы горшок был прочным и полным молока и масла». В древних текстах Шатапатха Брахмане и четырех самхитах Черной Яджурведы говорится, что для жертвоприношения пригоден только сосуд, изготовленный без помощи гончарного круга: «... В Упанишадах и Брахманах предписывается, чтобы арий сам, своими руками сделал сосуд, точно так, как его лепили отцы и деды, предки питари и прародитель Ангирис, обученный гончарству богиней Адити, и ни в коем случае не покупал горшка у ремесленника-шудры, не принадлежащего к арийской общине» Кузьмина Е. Процесс изготовления сосуда сравнивается с актом сотворения мира. А сам сосуд - со Вселенной: «... Формуя ленту, арий произносит заклинания: «Поднимись! Стань крепким! Будь большим! Стань прямо!
Ты стоишь на прочном основании» и призывает на помощь богов: солнца -Митру, неба - Варуну, огня - Агни, ветра - Вайю и покровителей четырех сторон света. Ведь при помощи сосуда жертвователь «получает потомство, благосостояние, обладание коровами, хорошую мужскую силу, сородичей» Кузьмина Е. Таковы ведические и этнографические параллели во взглядах на сосуды и их изготовление, освященные индоевропейскими богами. Сосуд, как символ изобилия Антонова Е. Большое значение чаша с питьем имела в мифологии саков индоиранцев вообще, благодаря важной роли в их культе опьяняющих напитков. Пиво и буза считались «магическим выражением оплодотворящего начала», поэтому питье этих напитков и манипуляции с ними входили в обряд плодородия. В сакских каменных изваяниях, также отражающих в своей основе трехчленное восприятие вселенной, в качестве атрибута нередко фигурирует со-суд-ритон. Это же изображение характерно и для древнетюркских каменных изваяний Центральной Азии У1-Х вв. Сосуды для жидкостей предназначались в дар богам и их приносили к храмам и святилищам об этом еще свидетельствовали надписи на месопотамских сосудах: «Чашу вич для измельченного мука изготовил Нинчирсу» или «Нинчирсу, сильному войну Энлиля, своему царю» и т. Раевский Д.
Известный казахстанский ученый-археолог К. Акишев, отмечая архитектурную особенность сакского могильника Берккары, писал, что каменные выкладки вокруг курганов «отражали существовавшие в ту эпоху религиозные и космогонические представления сакских племен». Представления эти были систематизированы в стройную структуру, которая, однако, периодически переживала реформы. Все изменения находили отражение, в частности, в календаре, при этом неизменным оставалось начало Нового года - Науруза. Этот и другие календарные торжества служили вехами солярно-вегетативного цикла и устраивались в честь победы бога, мифологического перво-порядка или культурного героя над силами разрушения и хаоса, знаменуя восстановление мирового порядка, позднее этот праздник воспроизводил акт сотворения мира. В момент восхода солнца в день Науруза по знаку жреца правитель возглашал: «Вот новый день Нового года», открывая длительный праздничный цикл возрождения природы. Науруз в жизни народов Средней Азии и Казахстана до сих пор имеет огромное значение. Он является тем временным промежутком, когда завершены работы уходящего года и начинается подготовка к сельскохозяйственным работам нового цикла, это своеобразная грань между прошлым и будущим. Для большинства народов Науруз -это точка отсчета возраста человека, «всеобщий день рождения» независимо от возраста младенца с наступлением нового года ему прибавлялся год. Уже с глубокой древности Науруз праздновался как всеобщий, а с укреплением государственности - это семейный праздник, связывающий каждого человека с его родными, с живущими и умершими предками Лобачева Н.
Как видно из приведенного выше краткого обзора сущности и истории происхождения праздника Навруз, он имеет доисламское происхождение. Несомненно, что, помимо иранских национальных компонентов, в этот праздник были привнесены и языческие тюркские обряды. Дело в том, что с древнейших времен тюрки туранцы и иранцы имели самые непосредственные контакты, которые продолжаются до сегодняшнего дня. В заключение необходимо отметить, что все попытки некоторых людей представить Науруз или другие неисламские праздники как мусульманские лишены какой-либо научной или исторической основы. Кроме того, согласно положениям исламского вероучения, делать это категорически запрещается. Подобные попытки оказывают негативное воздействие на саму идею универсальности ислам- ской религии, ее всеобщности, глобальности и представляют эту мировую религию в узких рамках своих национальных и племенных воззрений. Тем самым Науруз теряет свою сакральность царственного праздника и становится формой, оболочкой природного качества и народным театрализованным действием. Key words: Nowruz, a spring festival, the Mayan calendar, the Sumerians, the ancient Indo-Aryans, calendar customs, Saki mounds, world religions, medieval, culture, civilization, Turks, Islam, Sogdians. Библиографический список «Авеста» в русских переводах 1861-1996. Абу-Рейхан аль-Бируни.
Избранные произведения. Ташкент, 1957. Абусеитова М. История и культура малочисленных народов Казахстана. Алматы, 2001. Антонова Е. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. Бернштам А. Бойс М. Зороастрийцы: верование и обычаи.
М, 1987. Джарилгасинова Р.
Тогда основной религией Персии был зороастризм. После арабского завоевания праздник продолжили отмечать, вплоть до наших времён. При этом в разных языках название праздника произносится и пишется по-разному.
В русском языке зафиксирована норма «Навруз». Но если скажете по-другому, ошибки не будет, и вас скорее всего поймут. Мне, например, ближе написание на азербайджанский манер — Новруз. Новруз — это мусульманский праздник? Нет, вопреки всем стереотипам, Новруз никак не связан с исламом.
Более того, в некоторых странах праздновать Новруз запрещёно, так как он считается языческим праздником. А многобожие в исламе — большой грех.
Новруз байрам: что это за праздник?
В Азербайджане, как и в Иране на Новруз традиционно жгут костры, символизирующие очищение и возрождение. Считается, что семь прыжков через огонь избавят от бед и проблем перед новым годом. Костры нельзя тушить водой, они должны догореть сами, поэтому у многих Новруз ассоциируется с ароматным дымом. Молодые девушки на Новруз продолжают гадать - теми же гаданиями, что и на Торпаг чершенбеси.
Его главные персонажи - Коса и Кечал, они символизируют зиму и одеты в блеклые одежды. По сюжету они терпят поражение, и приходит Весна. Новруз обычно отмечают со всей семьей, которая собирается за большим столом.
Если в Новруз человек оказывается не дома, то его может ждать несчастье. В то же время, в любом доме будут рады гостям. В знак особого гостеприимства дверь дома оставляют открытой, свет в окнах горит до рассвета.
У Новруза есть и любимые цвета - зеленый и красный, именно их часто выбирают для праздничных нарядов. Зеленый - это цвет жизни, а красный - цвет плодородия и энергии. Что должно быть на столе?
Праздничный стол играет большую роль - в Новруз принято звать гостей, угощать всех знакомых, готовить различные лакомства. В каждой стране свои обычаи и праздничные блюда. Например в Казахстане варят суп Наурыз-Коже, в Киргизии принято угощаться блюдом Нооруз-Ботко, в Узбекистане праздник весны не проходит без сумаляка из ростков пшеницы, пирожков с зеленью, десерта нишалду.
Главное блюдо в Новруз в Азербайджане - это праздничный плов , шах-плов.
Среди этих народов есть татары, башкиры, крымские татары, кумыки, лезгины, лакцы, агулы, рутульцы, цахуры, табасаранцы, карачаевцы, балкарцы, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, чеченцы, ингуши, ногайцы, азербайджанцы, казахи, ставропольские и астраханские туркмены, тэты и другие. Пусть этот Навруз станет для тебя временем, наполненным любовью, семейным благополучием и радостью. В этот особенный день я хотел бы пожелать тебе прекрасных мгновений счастья и исполнения всех самых заветных мечтаний!
С поздравлениями к народу обращаются политики и общественные деятели, и практически каждая семья накрывает праздничный стол. Резкие перепады температуры могут негативно сказаться на здоровье, предупреждают медики Традиционными для Навруза угощениями являются сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы, сладкие пахлава и шекербура. На стол, как правило, подают много бобовых, а также ячменные и пшеничные лепешки. К празднику принято готовиться, очистив дом перед приходом нового сезона — сделав уборку, вынеся мусор, совершив перестановку. Важно также подготовить душу и разум: простить старые обиды, раздать долги, избавиться от того, что тяготит.
Чем больше дыма от них исходит, тем лучше — вместе с дымом уходит все дурное. Обычаи праздника Навруз Волшебная ночь, окруженная мистикой — самые подходящее время для гаданий. Особенно по нраву гадания молодым девушкам. Они кидают ботинок за забор.
Если носок указывает в сторону дома — еще год им жить с родителями, если от дома — ждать свадьбы. Интересный обычай — это с наступлением праздника подслушивать разговоры соседей, проходя мимо их окон и дверей. Что услышишь — таким и будет твой будущий год. Также наутро после праздника каждый хозяин с нетерпением ждет первого гостя.
Каким будет его нрав — таким и будет следующий год. Счастье, если гостем станет тихий добрый мужчина с хорошей репутацией и приятной улыбкой. О таких говорят «счастливая нога», то есть человек, принесший в дом удачу. В праздник принято окуривать помещение веточками арчи, чтобы изгнать злых духов.
Во второй день Навруза уже начинаются полевые работы, и здесь конечно же, также не обходится без обрядов. Первую борозду проводит самые уважаемый человек села. А далее — по старшинству. Есть верование, что во время празднования нельзя сидеть на углу.
Поскольку именно в углу собираются все души умерших родственников. Есть еще добрый обычай, связанный с природой. В день праздника принято сажать деревья — инжир, каштан или любое другое. А если в саду есть сухое дерево, ни в коем случае его не срубать, а дать ему еще один шанс.
Также, если кто-то начинает строительство дома, советуют закладывать фундамент именно в день равноденствия, тогда хозяевам будет сопутствовать удача. По отношению к домашним животным в дни Навруза проявлялась особая забота, их мыли, украшали, расчесывали. Особенное внимание уделяется лошадям. Если в поселении их много, устраивается скачки и показательные выступления.
Также состязались мужчины и в силе. И конечно же совсем не уступали в этом и дети. Среди них определялись победители в борьбе. Самый главный обычай, существующий у всех народов — это загадывание желания.
При этом нужно выйти во двор или встать перед открытым окном. Таким образом, человек соединялся со Вселенной, посылая ей чистые помыслы. Еще один интересный обычай — это опускание пояса в дымоход. Раньше, когда в домах еще стояли каменные печи, молодые влюбленные парни, забравшись на крышу, опускали в дымоход своей возлюбленной пояс, на конце которого привязывался платок.
Это было предложение, как сейчас говорят, руки и сердца. Если родители были согласны, они навязывали опущенный платок на запястье девушки, если нет — наполняли платок сухофруктами и сладостями и отправляли обратно. Что готовят для праздничного стола Стол в Навруз имеет большой символизм и в то же время остается очень вкусным и сытным. Чтобы в день застолья всего хватало, готовить начинают еще за неделю.
По традиции, которая называется «Хафт син», самые важные блюда должны изготавливаться из семи ингредиентов, каждый из которых начинается на букву «с». Сир — чеснок, символизирует здоровье, сиб — яблоки, являются знаком красоты. Сабзи — злаки и зелень, означают начало жизни и пробуждение природы. Сенчел — плоды лоха, символизируют любовь.
Серке — уксус, означает терпение и мудрость.
Все, что вы хотели знать о Наврузе, но боялись спросить
Праздник в Москве как безразмерный сосуд - много стран, еще больше народов, куча рецептов приготовления плова и сумелека. Теперь есть рецепт русского плова. Мне кажется, что это и есть рецепт праздника духовного сближения культур и народов. Досье "РГ" Навруз родился 8-10 тысяч лет назад. Статус праздника обрел в Ахемединской империи Ближний Восток.
На праздничный стол обычно выкладывают круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы и других злаков. В Навруз принято готовить кушанья из семи продуктов преимущественно растительного происхождения. В 2009 году Навруз был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. ООН считает, что праздник способствует продвижению ценностей мира и солидарности как между поколениями, так и внутри семьи, а также примирению и добрососедству, что содействует сохранению культурного разнообразия и укреплению дружбы между народами и различными общинами.
Хафт шин также состоит из семи элементов, названия которых начинаются с буквы Ш в персидском алфавите.
На праздничный стол складывали круглые лепёшки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. В Навруз приготовляют кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов, наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы. Почтовая марка Казахстана , 2009 В Казахстане праздничным блюдом является «наурыз коже» из семи ингредиентов. Праздничный стол в этот день — особенный. На столе обязательно должна стоять пища, состоящая из семи блюд, название которых начинается с буквы «с». Это сумах, сюд молоко , сирке уксус , сэмени специальная каша из пшеницы , сабзи зелень и т. Кроме перечисленных блюд на стол ставятся зеркало, свеча и крашеное яйцо. Все перечисленное имеет символическое значение: свеча — свет или огонь, оберегающий человека от злых духов. Яйцо и зеркало нужны, чтобы установить завершение старого года и наступление первого дня нового.
Азербайджанцы ставят крашеное яйцо на зеркало.
Задолго до праздника, примерно за две недели, на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достичь 5-7 см и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. Но на этом приготовления не заканчиваются.
Ближе к празднику зерно проращивается еще раз - чтобы стать основой для праздничного блюда. Перед Наврузом нужно покаяться в грехах, примириться с недругами, простить долги. Хозяева стараются привести в порядок дом, побелить и подремонтировать его. Также перед праздником украшают дома, убирают мусор на улице.
В "среду радости" последнюю среду перед Наврузом на улицах городов и сел зажигают костры. Сам праздник начинается затемно, когда, надев новые одежды, вся семья собирается за столом, на который ставят новую посуду. Стол на Навруз накрывают особый и называют его "хафт-син". Обязательно на столе должны быть семь хафт продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы "син": семена руты - сипанд, яблоко - себ, черные косточки - сиахдане, дикая маслина - санджид, уксус - сирке, чеснок - сир и проросшее зерно - сабзи.
Навруз-2024. Как мусульмане отмечают главный праздник весны
Навруз Байрам 21 марта 2024: суть праздника, что принято и что запрещено | 360° | Слово «навруз» у иранских и тюркских народов Евразии означает «новый день». |
Мусульмане по всему миру отмечают древний праздник Навруз | Навруз был когда-то главным праздником огнепоклонников, календарь которых делился на два сезона, сменявших друг друга в дни весеннего и осеннего солнцестояния. |
Навруз-2023: значение древнего праздника, традиции и запреты - МК Санкт-Петербург | Но Навруз намного более переплетается с обрядами и ритуалами русских на Пасху и Ивана Купала. |
Как Навруз отмечают в разных странах мира | Как уже сказано выше, корни праздника Навруз (Наурыз, Новруз — в зависимости от страны, меняется и произношение) уходят к далёким цивилизациям, практиковавшим ещё огнепоклонничество. |
Навруз: почему мусульмане Средней Азии празднуют языческий праздник
Каждый 2820-летний великий цикл содержит 2137 нормальных лет из 365 дней и 683 високосных года из 366 дней, при средней продолжительности года в большом большом цикле 365,24219852. Как поясняет источник, 2820-летний цикл ошибочен и никогда не использовался на практике. В Иране он отмечается накануне последней среды накануне. Обычно его отмечают вечером, совершая ритуалы, такие как прыжки через костры и зажигание петард и салютов. В Азербайджане, где обычно готовятся к Новрузу. Каждый вторник люди отмечают день одной из четырех стихий - воды, огня, земли и ветра. В канун праздника могилы к родственникам приходят и ухаживают. Тропический микс и ягоды также подаются во время празднования. В Иране люди носят маскировку и ходят от двери к двери, стучат ложками по тарелкам или мискам и получают упакованные закуски.
В Азербайджане в последний вторник перед Новрузом дети проскальзывают в дома и квартиры своих соседей, стучат в двери и оставляют свои шапки или корзинку на пороге, прячась поблизости в ожидании конфет, пирожных и орехов. Ритуал перепрыгивания через огонь продолжился в Армении в праздник Трндез , который является праздником очищения в Армянской Апостольской церкви и Армянской католической церкви. Церковь , празднуется через сорок дней после рождения Иисуса. Сиздах бедар В Иране праздники Навруз длятся тринадцать дней. На тринадцатый день Нового года иранцы покидают свои дома, чтобы насладиться природой и пикником на открытом воздухе в рамках церемонии Сиздебедар. Зелень, выращенную для настройки Haft-sin , выбрасывается, особенно в проточную воду. Молодые одинокие люди, особенно молодые девушки, также принято связывать листья зелени перед тем, как выбросить их, выражая желание найти партнера. Еще один обычай, связанный с Сиздах Бедаром, - это розыгрыши и розыгрыши, похожие на День дураков История и происхождение Древние корни Существуют различные мифы об основании Навруза в иранской мифологии.
Шахнаме приписывает основание Навруза мифическому иранскому королю Джамшиду , который спас человечество от зимы, обреченной на гибель всех живых существ. Чтобы победить убийственную зиму, Джамшид построил трон, усыпанный драгоценными камнями. Он приказал демонам поднять его над землей в небеса; вот он сидел, сияя, как Солнце. Существа мира собрали и рассыпали вокруг него драгоценности и провозгласили, что наступил Новый день ныне Руз.
Не религиозный, а национальный праздник Навруз или Наурыз, значения не имеет. Оба этих слова обозначают название первого весеннего месяца — март.
Празднуется он восточными народами в день весеннего равноденствия 21 марта 2023 года , когда день равен ночи. Считается, что именно с этого дня начинается активное пробуждение природы от зимнего сна. А люди, благополучно пережив тяготы зимы и воздавая за это хвалу Всевышнему, сделали этот день истинным торжеством. Навруз Байрам очень похож на привычную нам Масленицу.
Так ежегодно празднование Навруза совпадает с днем весеннего равноденствия. Как Навруз стал международным праздником? Где празднуют Навруз? История праздника 4 Навруз, в переводе с персидского означающий "новый день", или, как его еще называют в Афганистане, День крестьянина или День посадки саженцев, считается земледельческим праздником, происхождение которого связано с возникновением земледельческого календаря. Его начали отмечать еще три тысячелетия назад. У Навруза древнеиранское происхождение.
Оно связано с культом Солнца и пророком Заратуштрой. Старейший источник, в котором говорится о празднике, — священная книга зороастрийцев "Авеста".
История и суть Навруза Официальный статус национального праздника Навруз приобрел в персидской империи Ахеменидов еще в VI—IV веках до нашей эры, согласно информации из электронной иранской энциклопедии.
Возникновение праздника у тюркских народов, как и у славян, связано с культом Солнца, возрождением всего живого, приходом астрономической весны и наступлением нового года. Старейший источник, где упомянули празднование Навруза, который помимо солнечного культа связали с именем древнеперсидского пророка Заратуштры , — священная книга зороастрийцев «Авеста». Согласно учению, люди каждую весну должны отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась «в шести видах» — земле, растениях, воде, небе, животных и человеке.
Однако Навруз отмечают не во всех мусульманских странах — например, на Ближнем Востоке его празднуют только те народы, которые жили там еще до прихода арабов и распространения ислама. Более того, в Сирии Навруз официально запретили, а в Турции сняли запрет на его празднование лишь в 1991 году. Навруз как официальное начало нового года по солнечному календарю отмечают в Иране, Афганистане, Македонии, Иракском Курдистане, Индии, Азербайджане, Турции и других государствах.
В России и странах СНГ праздник отмечают татары, киргизы, башкиры, узбеки, казахи и таджики. Телеканал «360» Исламовед и доцент кафедры религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета Азат Ахунов подтвердил «360», что праздник Навруз никак не относится к религии, поскольку «не имеет никакого отношения к исламу». Сначала этот языческий праздник был в ираноязычных странах, а потом распространился на тюркоязычные народы, на кого сильно повлияла иранская культура», — уточнил он.
Как правило, они связаны с магией, а также культом природы и плодородия. Воссоединение с природой В древние времена Навруз праздновали 13 дней. Затем люди выходили в поля и встречали Новый год, чтобы привлечь семейное счастье и благополучие в свой дом.
Было принято наблюдать за изменениями в природе и выражать ей благодарность за это. В некоторых странах и по сей день следуют этой древней традиции, и 13-й день весны проводят вместе с родными и близкими на природе. Так, например, делают курдский и иранские народы.
Курдский народ празднует Навруз.