Несмотря на то, что среди 28 союзных программ нет целевой по строительству общего научного пространства Союзного государства, интеграция России и Беларуси в этой сфере также происходит. Программы углубленной интеграции Беларуси и России основываются на положениях Договора о создании Союзного государства от 1999 года. Носацкая Екатерина Владимировна, магистрант НИУ ВШЭ Доклад «Ключевые направления развития торгово-экономических отношений России и Беларуси в рамках Союзного государства». Мезенцев и Алейник обсудили тематику белорусско-российской интеграции в формате Союзного государства.
Два государства — одна экономика
- ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
- Главные новости
- Что такое Союзное государство
- Мишустин: интеграция с Белоруссией серьезно помогает в преодолении последствий санкций
Путин и Лукашенко согласовали 28 «дорожных карт» программы интеграции России и Белоруссии
Это даст хороший результат России и Белоруссии», — отметил президент РФ. Интеграция России и Белоруссии серьезно помогает в преодолении последствий санкций, заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. XI Форум регионов Беларуси и России пройдет на высоком организационном и исполнительном уровне. Белорусский политолог Алексей Дзермант в беседе с НСН, рассказал о возможностях интеграции между Россией и Белоруссией в сложившихся условиях. Дальнейшее сотрудничество Беларуси и России на пути углубления экономической интеграции и сближения двух государств стало главной темой заседания Совета Министров Союзного государства. Беларусь и Россия являются друг для друга важнейшими торгово-экономическими партнерами.
Обсуждение (9)
- Интеграция на паузе
- Россия и Беларусь подписали все 28 дорожных карт. Главное: | Пикабу
- Беларусь и Россия подписали межправительственное Соглашение о единой промышленной политике
- Путин сообщил о подготовке концепции безопасности Союзного государства
- «Реанимировали процесс»: как будет проходить интеграция России и Белоруссии
- Путин назвал Союзное государство РФ и Белоруссии локомотивом интеграции в Евразии
Россия и Белоруссия подписали новые договоры о сотрудничестве
Обе наши страны за эти 20 лет переживали довольно сложные периоды». Володин: соглашение между Россией и Белоруссией о взаимном признании виз ратифицируют безотлагательно При этом, по словам Вячеслава Володина, за эти годы было «многое сделано для обеспечения равенства прав граждан Беларуси и России: при поступлении в вузы, при устройстве на работу, при решении пенсионных вопросов». Созданы и успешно работают тысячи совместных предприятий, теснейшим образом сотрудничают приграничные области, определяются совместные приоритеты в экономической политике, оказывается содействие взаимным инвестициям в различные сферы экономики. В рамках исполнительных структур Союзного государства многое сделано для согласования интеграционных «дорожных карт», напомнил он.
Одним из ключевых вопросов переговоров стал «газовый». По итогам переговоров Путин сообщил, что цены на газ для Беларуси будут сохранены на уровне 2021 года.
Сейчас цена составляет 128,5 долларов США за тысячу кубометров, в то время как на бирже российский газ продается европейским странам по 700 долларов США за тысячу кубометров. Путин подчеркнул, что цены на газ для Белоруссии на 2022 год не будут даже индексироваться на уровень инфляции. Страны перейдут к единой макроэкономической политике В качестве одного из основных итогов переговоров был объявлен переход к единой макроэкономической политике. Страны перейдут к единой промышленной политике, общему доступу к госзакупкам и госзаказу. Удалось достичь договоренностей об интеграции платежных систем, углублении сотрудничества в информационной безопасности, в таможенной, налоговой, энергетической сферах и на других направлениях.
Рынки нефти, газа и электроэнергии также будут стандартизированы. Кроме того, Москва и Минск до 1 декабря 2023 года собираются подписать документ по созданию объединенного рынка газа в рамках Союзного государства. Также граждане России и Белоруссии благодаря интеграции двух стран получат равные права и возможности в экономической и социальной сферах в рамках Союзного государства.
Внешнюю политику Вашингтона критикуют даже некоторые американские политики. Санкции коллективного Запада в отношении России и ее стратегического союзника получили обратный эффект. Экономика ведущих стран ЕС, например, Германии и Франции демонстрирует спад.
На этом фоне экономика России устойчива.
Он должен это сохранить. Это его основные полномочия. И оборона, я так думаю.
Оборона и безопасность. Надо это все упорядочить, а потом переходить к выборам. И я к этому склонен, чтобы провести досрочные президентские выборы. Я это не исключаю.
Если досрочно проводить президентские выборы, то они должны пройти, наверное, раньше, чем парламентские. Тем не менее белорусский президент отметил, что в стране все стабильно: оппозиции не удалось «задурить» голову ни рабочим, ни другим белорусам. Телеграм-каналы, по его словам, продолжают вещать из-за рубежа в интересах США, но заблокировать их работу не удается. Журналисты спросили и про случай, когда президент вышел к людям в бронежилете с автоматом.
Вопрос задал главный редактор «Говорит Москва» Роман Бабаян. Роман Бабаян: Александр Григорьевич, хочу спросить, вы появились вместе с сыном, с автоматом, что это было? Вы какой сигнал и кому хотели послать? Александр Лукашенко: Вы так и не разгадали?
А зря. Роман Бабаян: Все гадают, масса версий, поэтому хотим [узнать] от первоисточника. Александр Лукашенко: Это очень просто. Я знаю, что в это время Маргарита постилась и хайповалась на одном известном канале, который, извини, что шучу так...
Маргарита Симоньян: Нет проблем. Александр Лукашенко: Я шучу. Многие сидели на этом канале, и что они увидели за час до этого появления? Дети президента в Ростове, президент бежал, президент трус и так далее.
Роман Бабаян: Да, да, было. Александр Лукашенко: Была, была такая информация. Скажите, вы на моем месте [как бы поступили], какие ваши действия? Роман Бабаян: Показал бы, что я на месте.
Интеграция в промышленных масштабах
Россия, Белоруссия 7 декабря в Сочи состоялась встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко, которая продлилась пять с половиной часов. Главная Наша деятельность Новости «Единая Россия»: Россия и Беларусь строят союзное пространство для процветания и защиты обоих государств. 7 декабря в Сочи состоялась встреча президентов России и Белоруссии Владимира Путина и Александра Лукашенко. Например, президент Литвы Гитанас Науседа считал военную интеграцию Белоруссии и России новым вызовом безопасности НАТО. По мнению Александра Лукашенко "союзу Российской Федерации и Беларуси удалось предвосхитить сегодняшние тектонические сдвиги во всех сферах". Россия, Белоруссия 7 декабря в Сочи состоялась встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко, которая продлилась пять с половиной часов.
Россия и Беларусь готовятся к «взаимной интеграции». Что это значит?
Белоруссия и Россия при необходимости мгновенно сблизятся ещё больше в военном и политическом плане. Спустя 25 лет интеграция России и Белоруссии еще не достигла заявленных целей, особенно в политической сфере, стороны регулярно конфликтуют по политико-экономическим вопросам. Национальная система Интеграция проводит ежегодные Всероссийские научные конференции для детей и молодежи в Москве.
Интеграция Беларуси и России: что происходит? 5 честных ответов экспертов
Беларусь и Россия эффективно развивают сотрудничество в таких сферах как энергетика, транспорт, промышленная кооперация. В 2022 году начата реализация совместных проектов по выпуску импортозамещающей продукции на базе флагманов белорусской промышленности. Наряду со взаимодействием в рамках «двойки» Беларусь и Россия выступают за углубление сотрудничества в коллективном формате, принимают активное участие в других интеграционных проектах на постсоветском пространстве. В качестве одного из наиболее «продвинутых» интеграционных объединений на постсоветском пространстве стороны рассматривают Евразийский экономический союз ЕАЭС , который открывает государствам-членам путь к созданию жизненно необходимых условий для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, равных условий и гарантий для хозяйствующих субъектов. Беларусь и Россия эффективно координируют свои действия на международной арене в соответствии с Программой согласованных действий в области внешней политики, которая принимается каждые два года. Значимые результаты достигнуты в сферах обороны и безопасности, антитеррористической деятельности, борьбы с преступностью. Подписан ряд двусторонних документов в области военного и военно-технического сотрудничества. Создана и функционирует региональная группировка войск сил Республики Беларусь и Российской Федерации, осуществляется взаимодействие между системами ПВО двух стран. Проводятся совместные учения.
Это должно проявляться и в международном пространстве, и среди жителей стран.
Карасин также добавил, что активная деятельность организаций, заключенная в продвижении идей по интеграции стран — это залог поддержки сотрудничества России и Белоруссии на много лет вперед.
Всего два дня прошло со встречи Владимира Путина и Александра Лукашенко. Тогда президенты наметили приоритетные направления развития сотрудничества стран, и уже сегодня в Москву прилетел председатель правительства Белоруссии, чтобы вместе с коллегой Михаилом Мишустиным проработать детали. По словам белорусского премьера, у правительств двух стран есть все причины для оптимизма — несмотря на внешнее давление, на беспрецедентные санкции, экономики России и Белоруссии вышли на уверенный рост. И хотя почти каждый день приносит новые проблемы, преодолевать их вместе намного проще.
Сегодня между двумя странами было подписано еще несколько договоров — о взаимном признании электронных подписей и о разработке совместного проекта по строительству двухмоторного самолета.
Вместе с тем, более половины комплектующих для БелАЗ приобретается белорусской компанией у российских производителей. Самосвалы грузоподъемностью от 30 до 45 тонн оснащается двигателями ярославского моторного завода «Автодизель». На фоне санкций у российских двигателестроителей появились хорошие перспективы занять опустевшую нишу.
Например, замминистра промышленности и торговли России Виктор Евтухов обратил внимание, что сейчас российский Трансмашхолдинг — флагманская компания в производстве дизельных двигателей — тестирует моторы для карьерных самосвалов БелАЗ грузоподъемностью 220 тонн. Вскоре испытания продолжатся в карьере, после чего эти двигателя выйдут на серийную поставку. Предполагается, что в 2023 г. Силовые установки для грузовиков БелАЗ поставляет и Демиховский машиностроительный завод: в 2023-2024 гг.
В Минпромторге России отмечают, что важно расширять сотрудничество и по другим направлениям. Российская компания «Силовые машины» поставляет для БелАЗ трансмиссии. А цифровые компании сейчас активно ведут работу по замене иностранного ПО для отечественных машин. По этому направлению одновременно на российских и белорусских предприятиях идет системная работа.
Это выражается в том, что компании, имеющие интерес к Беларуси, заинтересованы в единообразии подходов к ПО, что несет в себе важный элемент унификации. Промышленная кооперация выступает принципиально значимым элементом союзного строительства. Она предполагает долгосрочное сотрудничество, основанное на распределении функций между российскими и белорусскими предприятиями в рамках производства определенной продукции. Взаимодействие ведет к объединению сил для рационального использования мощностей, ресурсов или компетенций.
Производители России и Беларуси связаны десятками производственных цепочек. Так, в промкооперации в отрасли сельхозспецмашиностроения участвует 20 российских и более 50 белорусских предприятий. В частности, Петербургский тракторный завод сотрудничает с 9 белорусскими предприятиями, откуда осуществляются серийные поставки узлов и агрегатов. Промышленная кооперация имеет тенденцию к росту.
Если в 2022 г. Наиболее активно с белорусскими производителями взаимодействует КАМАЗ, который закупает комплектующие у 19 предприятий республики. В настоящий момент КАМАЗ и МАЗ приступили к масштабной программе сотрудничества по трем направлениям, одно из которых — импортозамещение комплектующих из недружественных государств. Российскими и белорусскими инженерами изготавливаются опытные образцы сложных автокомпонентов, включая коробки передач, по которым возникли наибольшие сложности из-за санкций.
Сельхозмашиностроение и автомобилестроение — это базовые направления в промышленности, которые тянут за собой иные отрасли промышленности. Огородников отметил, что устранение оставшихся барьеров по разным подсчетам, всего их от 36 до 40 позволило бы достичь двукратного роста как в 2022 г. Председатель Белорусской торгово-промышленной палаты Михаил Мятликов обратил внимание, что снятие барьеров должно реализовываться через законодательные изменения. БТП предлагает оптимизировать регуляторную нагрузку, устранить правовые, экономические и технические препятствия для торговли, а также внедрить новые меры поддержки производителей.
Так, предлагается отменить уплату утилизационного сбора на продукцию машиностроения, произведенную в Беларуси или в России, что позволит высвободить дополнительные средства и пустить их в оборот. Также предлагается отменить субсидирование продукции без сертификата происхождения, выданного белорусской или российской торговыми палатами. Такая мера поспособствует повышению конкурентоспособности на внутреннем рынке отечественной продукции и снизит объемы импорта продукции машиностроения из третьих стран. Защита отечественных производителей Важным элементом экономического роста участники сессии назвали защиту внутреннего рынка.
От нее напрямую зависит технологический суверенитет и развитие конструкторско-технических компетенций. Белорусская сторона обратила внимание на экспансию восточноазиатских товаропроизводителей на белорусском и российском рынках автомобильной и грузовой техники. За 3 месяца 2022 г. Рынок теряют как белорусские, так и российские производители.
Лукашенко: Беларусь и Россия – образец союза суверенных народов
Что конкретно уже сделано? Алексей Оверчук: Правительства сфокусировались на гармонизации экономик. В 2022 году товарооборот между нашими странами составил 45 млрд долл. Сама по себе эта цифра мало что может сказать, если только не начать сравнивать. Например, объем внешней торговли с КНР в 2022 году составил порядка 190 млрд. То есть торговля со страной в 9,3 млн человек всего в четыре раза уступает торговле со страной с населением 1,4 млрд человек.
Белоруссии удалось сохранить крупное промышленное производство, что позволяет нам покупать у белорусских товаропроизводителей конечную продукцию с высокой добавленной стоимостью. О востребованности белорусских товаров на нашем рынке говорит то, что в 2022 году торговый баланс между странами сложился в пользу Белоруссии. Поэтому актуально, с одной стороны, устранять торговые барьеры, а с другой - сближать условия хозяйствования. Несмотря на нашу близость, экономики России и Белоруссии разные. Существуют различия во взглядах на макроэкономику и на экономику предприятий.
Поэтому очень важно было найти подходы к сближению наших систем государственного планирования и статистики. В декабре прошлого года подписано Соглашение о прогнозе социально-экономического развития Союзного Государства. Этот шаг позволит вместе оценивать экономические риски и своевременно принимать необходимые меры. Наши статистические системы в целом соответствуют основополагающим руководствам и рекомендациям ООН, но при этом наши специалисты обмениваются опытом, делятся наработанными практиками, и это способствует нашему сближению. Также не противоречат друг другу наши системы бухгалтерского учета.
Была реализована Союзная программа по унификации регулирования бухгалтерского учета и составления бухгалтерской финансовой отчетности. Со стороны Белоруссии были внесены некоторые изменения в законодательство о бухгалтерском учете и отчетности. Справка Россия и Белоруссия две очень близкие страны, отношения между ними носят уникальный характер, закрепленный в Договоре о создании Союзного Государства от 8 декабря 1999 года. Отношения строятся на принципе суверенного равенства, обе страны сохраняют суверенитет и независимость, что не исключает интеграции их экономик, углубления взаимодействия в гуманитарной сфере, а также в сферах внешней политики, обороны и безопасности. Декретом Высшего Государственного Совета Союзного Государства от 4 ноября 2021 года были утверждены 28 отраслевых Союзных Программ, охватывающих все сферы экономики, включая финансы, транспорт, энергетику, промышленность, сельское хозяйство, а также отдельные направления государственного регулирования и контроля.
Работа над составлением Союзных Программ была начата в 2018 году, когда многие из них еще были известны как дорожные карты, и активизировалась в июле 2020 года с принятием решения об их пересмотре и преобразовании в то, что мы сегодня называем Союзными программами. Принятию Декрета предшествовала большая совместная работа, в которой участвовали сотни российских и белорусских специалистов. Причем интересно, что обоюдное стремление к сближению было настолько велико, что положения отдельных Союзных программ исполнители начали реализовать, не дожидаясь их официального утверждения. Экономика не может функционировать без финансовой системы. Алексей Оверчук: Да, а если вы стремитесь к тому, чтобы экономики двух стран функционировали как единое целое, то вам необходима гармонизация финансовых систем.
При этом речь не идет о создании единой валюты, для введения которой должны вызреть условия. Если на каком-то этапе интеграции экономические операторы двух стран начнут испытывать неудобства от необходимости использования разных валют, то жизнь сама все расставит по местам. В рамках совместной повестки решаются те вопросы, которые, может быть, не лежат на поверхности, но без которых невозможно сближение финансовых систем. Например, важно гармонизировать денежно-кредитную политику и инфляционное таргетирование, валютное регулирование и валютный контроль, поскольку от них зависит внешнеэкономическая деятельность экономических операторов обеих стран. Также важно было гармонизировать качество услуг финансового рынка.
Для этого реализована программа, направленная на обеспечение безопасности и единых мер надзора и контроля на финансовом рынке. Также реализована программа по гармонизации требований в области противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма. Мы больше не зависим от международных платежных систем. Карты "Мир" и "Белкарт" принимают в обеих странах Отдельная Союзная программа посвящена гармонизации норм регулирования кредитных и некредитных финансовых организаций, а также финансового рынка в целом, включая обеспечение создания единых правил страхования вкладов. Сравнительный анализ регулирования показал, что в наших странах оно изначально выстраивалась на основе международных подходов и практик, а имеющиеся особенности не носят искажающего характера.
При этом у нас есть отличия в структуре рынков и наборе предоставляемых ими услуг. Например, в России более развит рынок ценных бумаг.
Я никогда не буду «хромой уткой»… Надо прекратить всякие разговоры о наследственности, о преемственности. Мои дети президентами не будут. Но пока мы с вами то есть с собравшимися в зале. Отношения с Россией, по словам Лукашенко, носят всеобъемлющий многоплановый характер. Между тем разговоры о превращении Союзного государства в единое в последние годы лишь участились, и спецоперация, кажется, способна ускорить интеграционные процессы. Размещение ядерного оружия — тому пример.
Примечательны результаты опроса, опубликованные фондом «Общественное мнение» ФОМ.
Со своей стороны, Путин, похоже, не особо доволен ситуацией на границе с Белоруссией", — пишут литовские журналисты. Весьма странное заявление. Путину неинтересно, что происходит на границе между Белоруссией и той же Литвой, если это не угрожает безопасности РФ. Поскольку беженцы из ближневосточных стран бегут в западном направлении, безопасности России это не угрожает. А что касается обиды Лукашенко, то её не было и в помине. Да, Батька попенял Путину: мол, в Крым "уехал и меня не пригласил".
Однако это не какие-то претензии, а чётко выверенная формулировка, обозначающая полупризнание Крыма российским. Дело в том, что у Москвы и Минска есть серьёзные разногласия по статусу полуострова. Россия считает, что Белоруссия должна официально признать Крым российским. Этого требует логика интеграции нельзя полноценно интегрироваться с государством, если ты не признаёшь один его регион. Этого требует внешнеполитическая логика признание Крыма лишит Лукашенко возможности заигрывать с Западом, а также с украинским режимом, который угрожает обеим нашим странам, но против которого при этом почему-то бьётся лишь Москва. Этого, наконец, требует внутриполитическая логика — после истории с захватом в заложники тридцати с лишним россиян в прошлом году рейтинг Лукашенко в России рухнул, теперь белорусскому президенту нужно его как-то поднимать, если он вновь хочет заручиться симпатиями граждан РФ.
В то же время для России вполне логично ждать окончания внутриполитического кризиса в соседней стране, поскольку заключение любых договоренностей в его процессе ожидаемо наткнется на вопросы о легитимности принимаемых решений и попытках воспользоваться слабой позицией союзника со стороны ряда стран, претендующих на позицию «главных проводников демократии и прав человека».
Но кроме проблем, связанных с внешними обстоятельствами, союзная интеграция имеет ряд внутренних субъективных и объективных препятствий, которые служат серьезными ограничителями дальнейшего развития союзной интеграции. И если внешние обстоятельства меняются достаточно быстро и нейтрализация их негативных эффектов может быть основана на совместных действиях Беларуси и России, то проблемы, лежащие внутри союзной интеграции необходимо рассматривать как вопросы, которые будут оказывать негативное воздействие на Союзное государство независимо от динамики внешних обстоятельств. Субъективные препятствия В качестве внутренних ограничителей эффективной интеграции выступают различные типы факторов, которые условно можно разделить на субъективные и объективные. Субъективным препятствием является достаточно трепетное отношение к вопросам, связанным с сохранением суверенитета и независимости каждого из государств. Этот вопрос остается актуальным и для Беларуси, и для России, поскольку с момента распада Советского союза прошло только 30 лет. Республика Беларусь и Российская Федерация стали суверенными государствами и могли исключительно самостоятельно распоряжаться своей внутренней и внешней политикой. Союзное государство как интеграционное объединение естественным образом ограничивает суверенитет каждой из стран, поскольку требует передачи его части на наднациональный уровень.