О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Экс-ректора Российского православного университета игумена Петра (Еремеева) лишили сана
Праздничное богослужение возглавил наместник монастыря игумен Петр (Ерышалов). Как воспринимают эту необходимость насельники монастырей, чему учат на курсах, похоже ли базовое богословское образование на семинарское и какими знаниями должен обладать современный монах — в интервью председателя комиссии игумена Петра (Еремеева) порталу. Игумен Петр (в миру Еремеев Руслан Николаевич), согласно информации сайта РПЦ, с 2011 по 2021 год был ректором РПУ, с 2013 по 2021 год – наместником Высоко-Петровского монастыря.
Клирик епархии принял участие в собрании ответственных за работу с монастырями в епархиях
Наместник пожелал завершить этот день сердечным прощением ближнего, чтобы достойно вступить на поприще Великого поста и определить для себя то, над чем каждый намерен работать. У кого этот труд предстоит тяжелый — тот должен избрать для себя понятную, доступную цель. Кому уже не в первый раз предстоит пройти этот путь, тот знает, над чем ему нужно особенно потрудиться», — завершил свое пастырское напутствие отец Петр. После службы во дворе храме прошло народное масленичное гуляние. Помимо традиционных дровяных самоваров и блинов, которые готовили прямо на улице, гостей ждал небольшой концерт русской народной музыки.
Игумен Петр Еремеев. Биография Как сказал сам о. Петр, обращаясь к студентам, преподавателям, сотрудникам и выпускникам вуза: "Больше десяти лет мы находились рядом, составляя единую университетскую семью. Вместе мы преодолевали трудности, решали сложные, но интересные задачи, вместе радовались успехам и свершениям. Сегодня меня переполняет чувство благодарности ко всем вам.
Ведь без вашей поддержки и доверия я бы не смог трудиться на столь ответственном посту.
В завершении богослужения было совершено славление мученику Викторину перед иконой с частицей его мощей. Затем Высокопреосвященнейший Владыка Феогност передал игумении Викторине поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю дня тезоименитства: «Настоятельнице.
В преддверии Святой Четыредесятницы игумен Петр также напомнил прихожанам, что есть Великий пост и в чем его главная задача. Наместник пожелал завершить этот день сердечным прощением ближнего, чтобы достойно вступить на поприще Великого поста и определить для себя то, над чем каждый намерен работать. У кого этот труд предстоит тяжелый — тот должен избрать для себя понятную, доступную цель. Кому уже не в первый раз предстоит пройти этот путь, тот знает, над чем ему нужно особенно потрудиться», — завершил свое пастырское напутствие отец Петр. После службы во дворе храме прошло народное масленичное гуляние.
Навигация по записям
- Православный календарь
- Категории новостей
- Правила комментирования
- Богослужение в праздник Входа Господня в Иерусалим. Вербное воскресенье!
- Петр Еремеев снова в строю
Экс-ректора Российского православного университета игумена Петра (Еремеева) лишили сана
Это правило касается «блудодеяния, или клятвопреступления, или татьбы». Клирик трижды не явился на | Вступай в группу Новости РБК в Одноклассниках. Мероприятие провел и прокомментировал игумен Петр (Еремеев), доктор богословия, председатель Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви. Игумен Петр (Еремеев): Сегодня, в трагический для отечественной истории день октябрьского переворота, в московском храме апостола Иоанна Богослова на Лубянке пройдёт панихида по жертвам красного террора.
«Голубое лобби» в РПЦ понесло тяжёлую потерю
«Ведомости») игумен Петр (Еремеев) подлежит наложению на него канонического прещения в виде извержения из священного сана», – говорится в сообщении. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. На этот вопрос в интервью журналу "Фома" отвечает ректор РПУ игумен Петр (Еремеев).
Экс-ректора Российского православного университета игумена Петра (Еремеева) лишили сана
Общаясь с прихожанами, я часто забываю, сколько им лет. Конечно, молодёжь требует к себе особого отношения, но её активность в итоге привносит в жизнь общины, Церкви очень живую искреннюю струю. И если это трогает сердце, заставляет задуматься, то возникающее духовное переживание буквально меняет нас. Особенно в юном возрасте всё происходит решительно и бесповоротно: молодым ведь свойственно встречать искренне и радушно новое и по-настоящему ценное. Так было и в моей жизни.
Храмы у нас хоть и закрывали, но редко полностью разрушали, так они и стояли без куполов и крестов, напоминая о вере предков. В большинстве домов висели иконы. Никто особенно не стеснялся своей религиозности, хотя редко кто проявлял её открыто. Поэтому едва ли моё поколение можно назвать совсем нерелигиозным.
Может, поэтому однажды я оказался готов откликнуться на призыв Христа. Много значило, конечно, и общение с первым священником, которого встретил. Это было под Рождество 1991 года. В результате я начал ходить в храм.
И, видимо, понимая, что никакие объяснения меня сейчас не удовлетворят, подвёл черту под нашим первым разговором: «А ты походи в храм, хлопец! Пообщаемся, посмотришь, сам многое поймёшь». Хлопец начал ходить, и однажды батюшка спросил: «Ты бы не хотел поступить в семинарию, раз тебя волнуют такие вопросы? А там, может, священником станешь?
Первая моя реакция — мальчишки с улицы — была резкой: «Я — попом?! Да ни в жисть! А месяца через полтора я проснулся с решительным и совершенно для себя неожиданным желанием поступать в семинарию и быть священником. Первое, что сделал, — поехал к настоятелю и объявил о своём желании.
А он не то чтобы удивился, но как-то прошёл мимо этой новости, которая для меня была ударом колокола в голове. Сказал только, спрятав улыбку в седых усах и бороде: «Хорошо, потом поговорим». Я решил стать священником! Вы же сами…» Но он намеренно отложил разговор на другое время — дал мне возможность на протяжении нескольких месяцев это совершенно очевидное, ощутимое всем естеством призвание пережить.
А позднее со мной обстоятельно поговорил, помог собраться с мыслями. Но с того памятного дня, когда почувствовал абсолютно необъяснимое, согревающее всё нутро, самое яркое за всю мою юную жизнь впечатление, когда ощутил столь очевидное призвание, я уже хотел одного — быть священником, поступать в семинарию. А ведь, казалось, ничто меня к этому не располагало: и в роду не было духовенства, и я даже не думал об этом раньше, и приглашение стать семинаристом, прозвучавшее полтора месяца назад, отверг… Но Господь ведь сказал однажды: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас» Ин. Искушения экстерном — Но что такое вера?
Христианская вера? Как это — верить в Бога? Когда человек смотрит на верующего со стороны, он же не понимает, что в нём происходит! И моя история едва ли в чём-то уникальна.
После прихода в храм неполный год до семинарии и первые годы учёбы я жил как бы в духовной оранжерее, подобно растению, выращиваемому в очень комфортных условиях. В то время Бог ограждал меня от всех превратностей судьбы, и я не помню, чтобы встречал сколько-нибудь серьёзные искушения или испытания веры. Словно Господь взял меня за пазуху и, согревая Своим Божественным теплом, дал возможность ощутить, что означает жизнь с Ним в изобилии благодати Божией. Это было юношеское переживание веры: я и жил ею, и делился щедро, безмерно, не ощущая её пределов, не понимая до конца ценности того состояния, которое имел.
Потом постепенно стали появляться первые испытания, пришёл первый опыт духовной борьбы, о которой в начале пути я не имел представления. Но без испытаний ведь нет полноты веры. Только отвечая на вызовы, преодолевая искушения или вставая после немощных падений, мы получаем опыт духовной жизни, приобретаем духовную зрелость. Будучи испытанной, вера становится крепче, осознаннее, выразительнее.
Благодаря этому живущий в вере человек может описывать словами свою духовную жизнь, понимать, что чувствует ближний, оказывать ему духовную поддержку.
Согласно этому документу «Межведомственная комиссия призвана проводить процедуру экспертной оценки и церковной аккредитации курсов, созданных при монастырях и духовных учебных заведениях, осуществлять контроль за реализацией программ в соответствии с утвержденным стандартом и проводить мониторинг их исполнения». Обучение на этих площадках проходят монашествующие из семи ставропигиальных монастырей и монастырей 92 епархий нашей Церкви.
Статус у Курсов разный, поскольку согласно действующему нормативу первым этапом является выдача соответствующему духовному учебному заведению или монастырю Представления нашей Комиссии, а спустя определенное время действующие Курсы получают аккредитацию. Представление, как начальный документ, является свидетельством того, что предлагаемая к открытию курсов учебная площадка на базе монастыря или духовного учебного заведения соответствует всем требованиям в отношении обеспеченности образовательного процесса учебными пособиями, должным педагогическим составом, бытовыми условиями. После получения соответствующего заявления в адрес Комиссии от епархии, наши представители выезжают на места и проводят там необходимую проверку.
Второй этап нашей работы с уже действующими Курсами — это их аккредитация. Целью церковной аккредитации является обеспечение качества предоставляемой монашествующим богословской подготовки. Мы проверяем соответствие реализуемой на Курсах программы заявленным параметрам церковного стандарта, а также уровень ее усвоения слушателями.
Эту работу также обеспечивает выездная группа, состоящая из членов нашей Комиссии. Из общего числа действующих курсов аккредитацию на сегодняшний день получили 19 курсов. Я считаю, что данное взаимодействие, как на этапе открытия Курсов, так и в процессе их аккредитации, сыграло большую роль в популяризации самой идеи обеспечения доступного богословского образования для монашествующих нашей Церкви, способствовало ее развитию, а также расширению форм учебной работы на местах.
И очень важно отметить, что сегодня все Курсы активно включены в работу по обсуждению и своевременной доработке учебно-методических комплексов и иных нормативных актов. Чем является данный документ для курсов? Кто его разрабатывает и какова степень полезности данных комплексов для развития учебного процесса?
Первоначально перед нами не стояла такая задача. Но Его Святейшество благословил нам начать эту работу с тем, чтобы обеспечить единообразие в реализации на местах Церковного стандарта курсов базовой подготовки в области богословия монашествующих.
При этом члены комиссии посещают все места, где действуют курсы, везде проводят полноценную процедуру проверки, консультации. Например, в Великом Новгороде в рамках курса базового богословского образования для монашествующих действует несколько точек — в крупном монастыре и в удаленных обителях. Такая же ситуация в готовящихся к запуску курсах в Донской митрополии. Могут ли курсы открыться при каком-то светском учебном заведении?
Спустя некоторое время работы комиссии мы внесли предложение о том, чтобы дать возможность епархиям открывать курсы не только на базе монастырей, но еще и на базе духовных учебных заведений — семинарий и академий, а также на базе центров подготовки церковных специалистов, где обучают миссионеров и катехизаторов. Для получения богословского образования монашествующими этого перечня площадок достаточно, нет необходимости обращаться к светским вузам. Но есть и другой аспект, который мы сейчас обсуждаем в Синодальном отделе по монастырям и монашествующим. А именно вопрос о том, как можно было бы расширить возможности насельников монастырей получить дополнительное образование по необходимым светским специальностям без отрыва от монастыря, от монашеского уклада жизни. В большинстве монастырей насельники и насельницы выполняют множество разных хозяйственных функций, в том числе выходящих за рамки их квалификации и компетенций. Один насельник может и на службе помогать, и убирать корпуса, и заниматься заготовкой корма для животных или отвечать за огород, за монастырский сад.
С ростом и развитием любого монастыря хозяйство стараются налаживать таким образом, чтобы оно выводило общину на самообеспечение. В каких-то монастырях занимаются огородничеством, садоводством, животноводством и так далее. На какие-то должности, в том числе по части подсобного хозяйства, приходится нанимать светских специалистов, а если бы были готовые работники среди насельников, необходимость нанимать кого-то со стороны отпала бы. Конечно, наша первостепенная задача — это продуктивная работа и методологическое сопровождение курсов базового богословского образования. Но комиссия имеет более широкие задачи — она называется Межведомственной комиссией по образованию монашествующих. Поэтому, зная из общения с игуменами и игуменьями о проблеме нехватки специалистов по гражданским специальностям, мы начали диалог с профильными светскими учебными центрами по совместному созданию соответствующих программ дополнительного образования.
Есть ли какие-то минимальные требования, образовательный ценз? Вот, например, приходит молодой человек после школы, хочет стать монахом. Ясно, что до пострижения у него будет период подготовки: трудничество, послушничество. А с точки зрения образования как обстоят дела? Аналогичная рекомендация есть и в положении, регламентирующем деятельность нашей комиссии. Кроме того, в этом Положении о курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих есть указание на то, что каждый человек, готовящийся к принятию пострига, должен получить базовое богословское образование.
Эта норма не распространяется только на христиан, принимающих монашество в пенсионном возрасте, и тех, у кого есть какие-то ограничения по здоровью.
Скажем, носит человек крест, а может, и церковные ордена за заслуги - и для всех он христианин. Проблема не в том, может ли экономист быть православным - проблема в том, что само определение «православный», «христианин» девальвируется в нашем сознании. Это ведь не просто достойные слова, это еще и огромная ответственность.
Неважно, чем вы занимаетесь: водопроводом, бизнесом или государственным управлением - объявив о своем православии, вы обязаны соответствовать ему, в том числе и в своей профессиональной деятельности. Я понимаю, что это совсем не просто. За пять лет студенту в нагрузку к учебе трудно передать мимоходом весь бескрайний духовный опыт христианства. Поэтому мы видим своей задачей указание молодому человеку направления духовной жизни, по которому он сможет двигаться в дальнейшем.
Выбор в конечном счете все равно останется за каждым отдельным студентом. Для нас крайне важен критерий свободы. Каждый приходящий к нам вправе совершать свою жизнь по тем принципам, которые мы декларируем, но мы ни от кого не требуем этого в категорической форме, никого не принуждаем. В этом плане, к слову, светская компонента в нашем образовании служит дополнительной тому гарантией.
А кроме того, называя вуз православным мы предъявляем определенные требования к сами себе: работать на совесть, быть честными со студентом, да и всем обществом, перед которым мы анттестуем своих выпускников, выдавая им дипломы о высшем образовании. Мы имеем эту самобытную уникальную черту, то есть православные мировоззренческие позиции, и даем нашим партнерам и коллегам из других вузов, получить некую такую дополнительную компоненту в научном общении, во взгляде на жизнь.