Одну из самых известных пьес Александра Островского «Гроза» в Театре Наций (2017) поставил режиссер-лауреат театральной премии «Золотая маска», художественный руководитель Театра имени Федора Волкова в Ярославле Евгений Марчелли. Немалое значение для понимания смысла разыгравшейся в пьесе Гроза драмы имеет финал произведения. Дом-музей Александра Островского, Москва.
Александр Островский. Гроза
Русская трагедия: Пьеса А. Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. Громкое чтение отрывков из пьесы «Гроза» «Читаем А.Н. Островского». На основе анализа пьесы А. Н. Островского «Гроза» ставится задача доказать, что социометрия может использоваться для анализа художественного текста с целью извлечения из него этнологической информации. «»Гроза», — писал Добролюбов, — без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий». Русская трагедия: Пьеса А. Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении.
Искусство понимания драмы Александра Островского «Гроза»
Эскиз декорации к пьесе Александра Островского «Гроза». Драма «Гроза» — а Островский считал пьесу именно драмой — разворачивается в Калинове, вымышленном маленьком провинциальном городке. — «Гроза» стоит особняком среди пьес Островского.
Краткое содержание: «Гроза» Островского
Алексей Дубровский, режиссер-постановщик : «Малый театр, часто говорят традиционалисты, консервативный. Я считаю, что это комплименты: должны быть традиции. Другое дело, традиции, как было сказано, это не поклонение пеплу, а передача огня. У театра есть свое лицо. Мне кажется, это очень важно». По-своему секрет Островского раскрыл Константин Райкин, поставив «Грозу» как трагический балаган. Константин Райкин, , художественный руководитель театра «Сатирикон», народный артист России: «Сейчас для мощнейшей пьесы Островского очень важно придумать какое-то место действия. Где это? Райкин поставил всех персонажей к балетным станкам.
Вот в чём схема трагедии». Сочиняя спектакль, Константин Райкин размышляет не только о личной драме, но и о глобальном унижении таланта, катастрофе любого художника, сила чувств и идей которого откровеннее и пронзительнее рамок дидактики, темноты в мозгах, закостеневшего общепринятого шаблона. В спектакле занято 30 артистов труппы. Главную роль, которая считается одной из вершин мирового женского трагического репертуара, играет Мария Золотухина.
Премии: В 2023 году спектакль «Гроза» был представлен в шорт-листе премии зрительских симпатий «Звезда Театрала» в номинации «Лучший спектакль. Большая форма».
Савел Прокофьевич Дикой.
Купец, известный своим плохим характером и жадностью. Любит издеваться и над работниками, и над семьей. Жалуется, что все хотят от него только денег.
Сумасшедшая женщина в Калинове, которая постоянно предсказывает смерть молодым и красивым девушкам. Скромный механик, который хочет помогать людям. Мечтает построить вечный двигатель, постоянно старается улучшить жизнь населения города, однако ему не дает продвигаться жадный Дикой.
Служанка в доме Кабановых. Путешественница, с которой Глаша сплетничает о жизни в столице. Действие первое События истории происходят в городе Калинов на Волге, который на первый взгляд кажется спокойным, однако в нем господствует произвол.
Действие разворачивается вокруг богатого купца Савелия и вдовы Кабановой Марфы Игнатьевны. Первый славится своей жесткостью и постоянно ругается со своими работниками и семьей. Купчиха, которую зовут Кабанихой, больше известна своими нудными лекциями и нотациями.
Одним из немногих положительных характеров является Кулигин — бедный механик, который мечтает изобрести что-то вроде вечного двигателя, который мог бы принести пользу всем людям. В первом действии продолжается знакомство с персонажами. В доме Савелия Дикого живет Борис, который мирится с произволом купца, потому что надеется получить от него наследство.
Он старается наладить отношения, так как умершая бабка завещала ему деньги, однако купец не спешит отдавать их законному наследнику. В семье Кабановой живет жена ее сына Тихона Катерина, выделяется добротой, сильной волей и религиозностью, которая воспринимается в положительном ключе. Катерина и Борис периодически встречаются в городе, часто на службах в церкви.
Между ними возникает взаимная симпатия, которая, однако, не перерастает в нечто большее. Борис слишком стеснительный и нерешительный, а для Катерины завести отношения при наличии живого мужа — тяжкий грех. Кроме того, Борис не собирается оставаться в захолустном городе навсегда.
Тихон, муж Катерины, постоянно выслушивает нравоучения матери, после чего обвиняет ее за глаза во всех своих неудачах. Сестра Тихона Варвара пытается сказать ему, что он сам в ответе за собственную жизнь. Катерина боится за свою жизнь, чувствует приближающуюся гибель.
Это связано с тем, что она разлюбила мужа. Ей кажется, что за такое ей полагается страшное наказание. Ситуацию накаляют слова Барыни, которая говорит об омуте, в который ведут воды Волги.
Катерина считает эти слова дурным знаком. Однако Варвара скептически относится к высказыванию, так как Барыня постоянно видит во всем смерть и гибель. Действие второе Варвара видит страдания Катерины, поэтому хочет ей помочь.
Она считает, что девушку слишком рано выдали замуж, поэтому ее сердце еще не успокоилось. Варвара видит, что Катерина больше не любит Тихона, а та признается, что не испытывает к нему ничего, кроме жалости. Варвара просит девушку лгать, ведь вся их семья построена на вранье.
Однако Катерина не привыкла к такому, поэтому она отвечает, что уйдет от Тихона, если больше не сможет быть с ним рядом. Тихону предстоит поездка в другой город по делам на несколько дней. Варвара предлагает Кате встретиться с Борисом, однако та в ужасе отказывается.
Она очень боится, поэтому просит Тихона взять ее с собой. Муж, который едет больше не по работе, а для того, чтобы напиться без постоянных упреков и лекций матери, отказывается. Тогда Катерина со слезами на глазах бросается к нему и дает весьма странную для Тихона клятву, что в его отсутствие она не будет видеться ни с кем чужим.
Перед отъездом Тихона, мать Кабаниха заставляет того прочитать длительную унизительную нотацию жене. Ее суть сводится к тому, что Катерина должна сильно тосковать по мужу, не показываться никому на глаза и даже не смотреть ни на кого, помимо мужа. Кабаниха упрекает девушку за то, что та не кинулась рыдать по мужу сразу же после его отъезда.
Катерина теряется от таких несправедливых упреков, отчаивается. Оставшись одна, Катерина не успокаивается и не радуется тишине — ей становится скучно. Она жалеет, что не успела завести детей, полагает, что была бы хорошей матерью.
Девушка мечтает о свободе, полетах и представляет, как могла бы сложиться ее жизнь. Приходит Варвара и дает Катерине ключ от дальней калитки в саду. Они собираются ночевать там в эти дни, чтобы быть подальше от злобной купчихи.
Сестра Тихона собирается таким образом устраивать тайные свидания для Катерины и Бориса. Она не отказывается от мысли помочь девушке.
Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием. С каким же, сударь?
Если мы будем к нему почтительны. Это значит, сударь, что вам наследства вашего не видать никогда. Да нет, этого мало, Кулигин! Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость.
Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало. Уж это у нас в купечестве такое заведение. Опять же, хоть бы вы и были к нему почтительны, нйшто кто ему запретит сказать-то, что вы непочтительны? Ну, да.
Уж он и теперь поговаривает иногда: «У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен! Значит, сударь, плохо ваше дело. Кабы я один, так бы ничего!
Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль. Он было и ее выписывал, да матушкины родные не пустили, написали, что больна. Какова бы ей здесь жизнь была — и представить страшно.
Уж само собой. Нешто они обращение понимают? Как же вы у него живете, сударь, на каком положении? Да ни на каком: «Живи, говорит, у меня, делай, что прикажут, а жалованья, что положу».
То есть через год разочтет, как ему будет угодно. У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. Нешто ты мою душу можешь знать!
А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил. Что ж делать-то, сударь!
Надо стараться угождать как-нибудь. В том-то и дело, Кулигин, что никак невозможно. На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне! Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве?
А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся. А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается.
Краткое содержание «Грозы». Пьеса А. Н. Островского за 10 минут
Люблю пьесы Островского особенно за то, что в то время автор-мужчина поднимал такие важные темы, как: домашнее угнетение, отсутствие выбора избранника и многие другие. Пьеса «Гроза» была написана Островским в 1859 году, а в 1860 — впервые опубликована. Главная» Новости» Гроза островский афиша.
Краткое содержание пьесы Островского Гроза, история создания драмы
Во время этой поездки он знакомился не только с самими городами, но и с бытом, традициями, нравами их жителей. Заинтересовавшие его детали и характеры он непременно записывал. Впечатления от увиденного и были им потом отображены в драме. Так, например, его поразила разница между образом жизни девушек города Торжка и его замужних обитательниц. Если незамужним девушкам там было позволено и свободно гулять, и открыто общаться с парнями, то после вступления в брак молодые женщины должны были сидеть дома, а если и выходить, то кутаться в несколько платков. Это наблюдение затем и отразилось в «Грозе». В пьесе об этом говорит Кулагин: «А знаете, сударь, кто у нас гуляет?
У дома Кабановых фрагмент. Эскиз декорации к спектаклю «Гроза». Александринский театр, Петроград, 1916 год.
Глубоко взволновала она и самого Островского: хотя прямых свидетельств об этом почти не осталось, но сохранившиеся архивные материалы дают исследователям основание считать, что для Островского статья Добролюбова стала огромной нравственной поддержкой [2].
Более того, многие литературоведы уверены, что суждения и оценки, содержащиеся в «Темном царстве», самым непосредственным образом повлияли на некоторые страницы «Грозы», над которой Островский работал как раз в то время, когда эта статья была опубликована [3]. В результате, вместо очередной комедии или сатирической пьесы из-под пера драматурга появляется острая социальная драма, перерастающая в трагедию. В конце 1859 года «Гроза» ставится на театральных подмостках Москвы и Петербурга; в 1860 году опубликован текст пьесы. Сразу же, с премьерных показов, пьеса становится объектом пристального внимания рецензентов.
Хотя первые отзывы, в основном, были посвящены анализу театральных постановок, их художественной ценности, практически сразу в обществе разворачивается и социально значимая, временами политически окрашенная дискуссия, в центре которой были сюжет и герои «Грозы». По ее поводу высказались многие известные современники Островского — Л. Толстой, А. Фет, И.
Тургенев, М. Щепкин… Это были разнозаряженные, противоположные суждения и оценки. Яркой иллюстрацией ожесточенных споров, вылившихся в том числе и на страницы личной переписки, может служить эмоциональное письмо Тургенева к Фету за 28 ноября 1859 года, отрывок из которого приводит в своей книге «Гроза» А. Островского» видный литературовед А.
Ревякин: «Фет! Где было Ваше чутье, Ваше пониманье поэзии, когда Вы не признали в «Грозе» Островский читал ее у меня вчера удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собою таланта? Где Вы нашли тут мелодраму, французские замашки, неестественность? Я решительно ничего не понимаю — и в первый раз гляжу на Вас в этого рода вопросе с недоуменьем.
Какое затменье нашло на Вас? Высоко оценил «Грозу» замечательный русский писатель и тонкий критик И. Гончаров [5]. Поставив пьесу на первое место во всей русской драматургии, он отметил заслугу Островского и в мастерском развитии сюжета, и в «законченности характеров», «выхваченных прямо из среды народной жизни», и в своеобразии языка героев, и в показе широкой картины «русского современного народного быта».
Вот в чём схема трагедии». Сочиняя спектакль, Константин Райкин размышляет не только о личной драме, но и о глобальном унижении таланта, катастрофе любого художника, сила чувств и идей которого откровеннее и пронзительнее рамок дидактики, темноты в мозгах, закостеневшего общепринятого шаблона. В спектакле занято 30 артистов труппы. Главную роль, которая считается одной из вершин мирового женского трагического репертуара, играет Мария Золотухина. Премии: В 2023 году спектакль «Гроза» был представлен в шорт-листе премии зрительских симпатий «Звезда Театрала» в номинации «Лучший спектакль.
Большая форма».
Гроза. Пьесы
Рассказ вполне мог быть 2х часовым.... Лучанинов Александр - Каменка Миккеро 1 час назад Спасибо огромное что проявили внимание к данной проблеме которая время от времени имеет место быть.! Добра вам за... Дни за Гранью Сергей 2 часа назад Живут в многоэтажках, есть телефоы и ножи, то есть промышленность хорошо развита. И ходят с копьями!!! Я в восторге от... Наталья Богатова 3 часа назад Охренел что ли чтец?!
История создания пьесы Замысел создать такое произведение появился у Александра Николаевича во время его этнографической экспедиции по Волге. Это путешествие было организовано морским министерством. Его главной задачей было изучение нравов коренного русского народа.
Одним из участников экспедиции стал писатель. Во время своей поездки Александр Николаевич мог наблюдать за множеством бытовых сцен и диалогов людей из провинции. Он внимательно слушал их разговоры. Впоследствии эти диалоги стали основой пьесы. Благодаря этому творческое произведение приобрело народный характер и стало выглядеть более реалистично. В пьесе описывается вымышленный город Калинов. На самом деле он стал символом всех приволжских городов. Их уникальный колорит и необыкновенная самобытность восхищали драматурга. Он записывал все свои наблюдения в дневник.
Действующие персонажи поэмы К основным персонажам произведения относятся Кабаниха и ее сын Тихон. Также главными героями являются Катерина, которая приходится Кабанихе снохой, и Борис — ее возлюбленный. Помимо этого, в пьесе участвуют Дикой, Кулигин, Варвара — сестра Тихона. На этом список персонажей не заканчивается. При этом каждый из них обладает своей смысловой нагрузкой. Кабаниха и Дикой служат олицетворением всего негатива в городе Калинове. Это наглые, злые и жадные персонажи, которые хотят управлять другими людьми. Тихон Кабанов безропотно подчиняется своей матери. Он не может похвастаться твердым характером или умом.
Варвара же отличается от брата. Она во многом не согласна со своей матерью. Чтобы освободиться от гнета, девушка обманывает ее. Однако Катерина не согласна врать мужу. Она считает измену большим грехом. На фоне остальных участников пьесы Катерина выглядит более чувствительной, живой, мыслящей. Отстраненным героем считается Кулигин. Он выполняет функции резонера — персонажа, который отражает отношение автора к ситуации.
Почти все жители города Калинова живут по наставлениям богатого самодура Савела Прокофьевича Дикого. В Иркутском академическом драматическом театре имени Н. Охлопкова спектакль « Гроза » в 2014 году поставил заслуженный деятель искусств России Владимир Поглазов. По существу, это новая трактовка пьесы, когда некоторые герои предстают не такими, как в произведении Островского. А перед зрителем режиссер ставит вопросы, что делать с человеческими страстями и как жить в полном непонимании, ведь тема взаимоотношений между поколениями в спектакле остается одной из главных. В постановке эмоциональное напряжение чувствуется сильнее, чем во время прочтения пьесы. Даже от мрачных декораций веет страхом и паникой. Художник-постановщик, заслуженный деятель искусств России Александр Плинт явно проникся душевными терзаниями главной героини Катерины. Состояние, которое ее тревожило, отразилось в серых колоннах и арках, куда падали черные тени цветущего терна и скорчившихся лиц. Тень — это тайны, тяжелая жизнь после замужества. А образы запутанных ветвей и страшного лица говорят о том, что героиня мечется между страстью и верностью, чувствует приближение своей участи и боится, что не справится с искушениями. На протяжении спектакля на сцене стоит камин, однако в нем не разжигают огня. Через него молодые люди перепрыгивают в овраг, чтобы встретиться со своими возлюбленными. В этом есть особая символика. Девушки и парни стремятся выбраться из домашнего очага, чтобы освободиться от наставлений взрослых. Они сбегают к любви и опьяняющему счастью. Но окажется, что счастье было мнимым. Возвращаясь ночью домой, пьяные девушки были похожи на мертвецов из современных фильмов ужаса: их лица были закрыты волосами, руки вытянуты вперед, горожанок шатало из стороны в сторону. Пьяные парни могли напасть на прохожих. Возможно, режиссер Владимир Поглазов решил таким образом показать, что за калиткой горожане, стремясь к искушениям, совершают роковые ошибки молодости. Режиссер, таким образом, подтвердил и слова Кудряша: «Девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет». Интересно, что ощущения безудержной страсти и горячности в постановке смогли передать и второстепенные персонажи, молодежь города Калинова. Задачей артистов, ярких в своих небольших ролях, было заворожить зал. Быть не просто фоном, а сделать так, чтобы зритель задумался о судьбе юных горожан, которых сыграли актеры Регина Бутакова , Иван Гущин , Ярослава Александрова и Антон Залетин. Актриса Екатерина Константинова предстала перед зрителем в образе своей тезки Катерины.
Загадочные события Через несколько месяцев после публикации пьесы началась большая шумиха вокруг этого произведения. Впоследствии она переросла в грандиозный скандал. Многие люди были уверены, что «Гроза» основана на реальных событиях. Некоторые из них даже проводили собственное расследование. В результате удалось выяснить, что описанные драматургом события частично совпадают со случаем в Костроме. Там молодая девушка сбежала из дома после постоянных конфликтов со свекровью. После чего ее тело нашли на берегу Волги. Эта идея крепко засела в головах людей. Однако спустя некоторое время предположение опровергли. Дело в том, что Островский принес свою работу в редакцию раньше, чем произошла эта ситуация. Потому ошибочную мысль причислили к категории случайных совпадений. Несмотря на это, определенная интрига вокруг пьесы оставалась. Специалисты утверждали, что писатель мог предугадать судьбу своих героев, поскольку наблюдал долгое время за их жизнью. Основная идея пьесы В своем произведении Островский хотел показать всю несправедливость устройства социума. В нем могли подавлять слабых и беззащитных людей, не оставляя им выбора. Скорее всего, писатель хотел показать обществу, что пора изменить свои взгляды. Основная идея драмы заключается в том, что нельзя жить в закоснелости, лжи и невежестве. Личностный конфликт В драме описывается нарастание внутреннего конфликта у главной героини. С одной стороны, девушка понимает, что жить в тирании нельзя. К тому же она любит Бориса. С другой стороны, Катерина испытывает чувство долга и боится согрешить. В течение всего произведения она встречается с возлюбленным, но не может оставить мужа. Социальный вопрос В своем произведении драматург отразил существующие на тот момент настроения общества. Люди стремились к изменениям. Они были уверены, что на смену старому строю должен прийти новый. Однако представители старого уклада не хотели сдавать своих позиций. Именно противостояние двух противоположных точек зрения и нашло отражение в пьесе. Интересные факты Существует несколько интересных фактов о «Грозе» Островского: Замысел пьесы появился в 1856 году, когда писатель трудился над повестью «Не сошлись характерами». Считается, что прототипом Катерины стала возлюбленная драматурга Любовь Косицкая.
Краткое содержание пьесы "Гроза" по действиям (главам) | А. Н. Островский
Она совершает грех и горячо раскаивается в нем. В ней борются два чувства: страх признаться в измене и пасть жертвой гнева Кабанихи и страх, что «смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами». В конце концов религиозный ужас перед божественным возмездием одерживает верх и Катерина публично признаётся в содеянном. Однако жители Калинова не понимают ее поступка: они не испытывают настоящих угрызений совести и живут по принципу «делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Не понимают они и причину ее гибели: в мире, где ей все «опостылело», Катерина преступает религиозный закон ради свободы.
На фоне других персонажей выделяется Кулигин — мечтатель и механик-самоучка, который видит «темноту» Калинова, откровенно признаёт: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь… а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас! После чего Тихон, самый безвольный персонаж пьесы, впервые выступает против Кабанихи, прилюдно обвиняет ее в смерти Катерины и открыто горюет по девушке — он «падает на труп жены».
Потому что могут меняться технологии, общественный строй и жизненный уклад, но сам человек, отвечающий себе на вечные вопросы бытия, вполне инертен. А вопросы потому и называются вечными, что ответы на них найдут еще не скоро. Но попробовать стоит.
После этого все четверо договариваются на завтра снова встретиться. Действие 4 Проходит десять дней. Варвара встречает Бориса и сообщает ему, что Тихон вернулся домой раньше срока, а Катерина ведет себя странно. Тем временем Кабаниха с сыном Тихоном и Катериной гуляют по городу и встречают Бориса. Увидев его, Катерина вскрикивает и рыдает. Варвара намекает Борису, чтобы тот ушел. Люди на улице говорят, что будет сильная гроза, которая, вероятно, вызовет пожар или кого-нибудь убьет. Услышав это, Катерина говорит мужу Тихону, что гроза убьет ее. Мимо Катерины проходит "полусумасшедшая барыня", которая внезапно называет Катерину грешницей. Не в силах скрывать правду, Катерина сознается мужу Тихону и свекрови Кабанихе в том, что она 10 ночей ходила на свидания с Борисом. Действие 5 Тихон встречает на улице Кулигина и рассказывает ему новости: Варвара убежала из дома с Кудряшом, Катерина ведет себя странно, Дикой отправляет Бориса в другой город на три года. Кулигин советует Тихону простить Катерину. Но Тихон объясняет, что его мать, Кабаниха, не позволит этого, а он во всем слушается матери. Тут же Тихон слышит от служанки, что Катерина ушла из дома. Тихон идет ее искать.
В душных купеческих хоромах царит произвол самодуров. Тут же разъясняется, что причина нищеты — бессовестная эксплуатация бедных богатыми. В пьесе выступают две группы обитателей города Калинова. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «темного царства». Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. Это жертвы «темного царства» , но по- разному выражающие свой протест против этой силы. Рисуя образы представителей «темного царства» - Дикого и Кабаниху, автор совершенно ясно показывает, что деспотизм и жестокость их держаться на деньгах. Это деньги дают Кабанихе возможность и распоряжаться у себя в доме, и командовать странницами, которые постоянно всему свету разносят ее нелепые мысли, да и вообще диктовать нравственные законы всему городу.
Ближайшие показы
- "Семья - это маленькое государство": 160 лет драме Островского "Гроза" - МК
- Другие персонажи
- Пересказ очень кратко
- Детский ад
- Гроза - краткое содержание
Английский перевод «Грозы»: в Калининграде показали современную интерпретацию пьесы Островского
Островский внимательно изучал и записывал особенности жизни людей, которые впоследствии нашли отражение в его драме. Так, в Калязине он встретил "пронзительного мужика", а в Торжке — наблюдал за свободой, которой пользовались девушки, и полным отсутствием этой свободы у замужних женщин. Эти наблюдения легли в основу характеристик персонажей и ситуаций в "Грозе". Сюжет "Грозы" разворачивается в вымышленном городке Калинове и касается жизни семейства под властью деспотичной Кабанихи.
С помощью этой маленькой хитрости Варвара хочет устроить Катерине встречу с Борисом. Катерина винит в своих несчастиях Кабаниху, но тем не менее не желает поддаваться «греховному искушению» и тайно встречаться с Борисом. Ей не хочется идти на поводу у своих чувств и нарушать священные узы брака. Сам Борис также не хочет идти против правил морали, он не уверен, что Катя испытывает к нему похожие чувства, но всё равно желает увидеть девушку вновь.
Действие 3 Феклуша и Глаша беседуют о моральных устоях. Они рады, что дом Кабанихи — последний «рай» на земле, ведь у остальных жителей города настоящий «содом». Говорят они и о Москве. С точки зрения провинциалок, Москва — слишком суетливый город. Все и всё там словно в тумане, оттого и уставшие ходят, а в лицах печаль. Заходит пьяный Дикой. Он просит Марфу Игнатьевну поговорить с ним, чтобы облегчить душу.
Он недоволен тем, что все постоянно просят у него денег. Особенно Дикого раздражает его племянник. В это время около дома Кабановых проходит Борис, он ищет своего дядю. Борис жалеет, что, будучи так близко к Катерине, не может её увидеть. Кулигин приглашает Бориса на прогулку. Молодые люди ведут разговор о бедных и богатых. С точки зрения Кулигина, богатые закрываются в своих домах для того, чтобы другие не видели их насилия над родственниками.
Они видят Варвару, которая целуется с Кудряшом. Она же и сообщает Борису о месте и времени предстоящей встречи с Катей. Ночью в овраге под садом Кабановых Кудряш поёт песню о казаке. Борис рассказывает ему о своих чувствах к замужней девушке, Катерине Кабановой. Варвара и Кудряш уходят на берег Волги, оставляя Бориса дожидаться Катю. Катерина напугана происходящим, девушка прогоняет Бориса, но тот успокаивает её. Катерина ужасно нервничает, сознаётся, что своей воли у неё нет, ведь «теперь над ней воля…» Бориса.
В порыве чувств она обнимает молодого человека: «коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Никто и не узнает про нашу любовь. Неужели же я тебя не пожалею! Что меня жалеть, никто не виноват, — сама на то пошла. Не жалей, губи меня1 Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Обнимает Бориса. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?
Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься. Влюблённые договариваются встретиться на следующий день. Действие 4 события разворачиваются спустя 10 дней после третьего действия. Тихон уже вернулся. Жители города гуляют по галерее с видом на Волгу. Видно, что надвигается гроза. На стенах разрушенной галереи можно различить очертания картины геенны огненной, изображение битвы под Литвой.
Кулигин и Дикой разговаривают на повышенных тонах. Кулигин воодушевлённо рассказывает о благом деле для всех, просит Савела Прокофьевича помочь ему. Дикой отказывает достаточно грубо: «так знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю». Он не понимает ценности изобретения Кулигина, а именно громоотвода, с помощью которого можно будет получать электричество. Все уходят, сцена пуста. Вновь слышен раскат грома.
Катерина всё больше предчувствует, что скоро умрёт. Кабанов, замечая странное поведение жены, недоумевает. Под напором матери шутя просит Катерину покаяться во всех грехах, но этот разговор быстро заканчивает Варвара. Из толпы выходит Борис, здоровается с Тихоном. Катерина бледнеет ещё больше.
Тихона мать воспитывала авторитарно, не давая ни капли самостоятельности. В итоге получился безвольный маменькин сынок, не умеющий самостоятельно шага ступить. Повзрослеть рядом с такой матерью очень сложно, почти невозможно.
Именно поэтому и убегает Варвара. Чтобы повзрослеть. У Тихона на такое не хватает характера. Спектакль "Гроза" в Малом театре 1911 г. Катерину же воспитывают, наоборот, слишком свободно, не предъявляя никаких требований. Такой стиль воспитания называют попустительским.
Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Что видели современники в поведении «отцов города» — «произвол с одной стороны и недостаток сознания прав своей личности с другой», об этом писал Добролюбов, отмечая, что «требования права, законности, уважения к человеку — вот что слышится каждому внимательному читателю из глубины этого безобразия». Пьеса «Гроза», если прочесть ее внимательно, — это пьеса о достоинстве, о праве личности на уважение в мире, где сама постановка этого вопроса кажется посягательством на скрепы и устои. Ибо скрепы эти держатся не на законе и не праве, а на насилии и презрении к тем, кто слабее. Не был Островский ни славянофилом, ни западником, не был политиком, не был публицистом, не написал ни одного манифеста.