Это можно сделать, проработав гештальт. Простыми словами о сложном психологическом термине рассказал основоположник гештальт-терапии Фредерик Перлз и психолог Блюма Зейгарник. Что такое гештальт простыми словами? Это термин и основная единица сознания и психики в гештальт-психологии, которая зародилась в начале XX века. 1. Что такое гештальт: говорим простыми словами о сложном. Что такое гештальт простыми словами? Как закрыть гештальт и почему это важно, какие существуют техники гештальттерапии, последствия незавершенных гештальтов в отношениях — в материале Forbes Life. В данной статье попробуем простыми словами объяснить, что это такое в психологии, есть ли он у каждого человека, почему его нужно обязательно закрыть, а также расскажем много другой интересной и полезной информации. Разбираемся в терминах.
Гештальт: обычный и незакрытый
Гештальт терапия зародилась на стыке психоанализа, гештальтпсихологии, гуманистической психологии и восточных духовных практик. Что такое гештальт-терапия? Гештальт-терапия – это направление психотерапии, которое помогает пациенту ориентироваться в своих эмоциях и потребностях, направлена на обретение им гармонии с самим собой. Что такое гештальт-терапия простыми словами. Слово «гештальт» сегодня очень популярно – Самые лучшие и интересные новости по теме: Гештальт, интересно, психология на развлекательном портале
Что такое гештальт в психологии простым языком
Что такое гештальт простыми словами? Как закрыть гештальт и почему это важно, какие существуют техники гештальттерапии, последствия незавершенных гештальтов в отношениях — в материале Forbes Life. Дело в том, что в гештальт психологии гештальт являет собой центральное теоретическое место. «Говоря простыми словами, незакрытый гештальт — это сформированная и неудовлетворенная острая потребность в чем-либо, — объясняет психолог Ольга Наумова. Что такое гештальт. Слово «гештальт» (die Gestalt) переводится с немецкого как «образ», «фигура», «форма» и символизирует собой целостность. Термин «гештальт» происходит от немецкого слова, которое означает «целостный» или «собранный вместе». Гештальт в психологии: что это простыми словами.
Что такое гештальт
В психологии существует понятие переходного гештальта. Простыми словами, это зависание при переходе с одного уровня жизни на другой. Гештальт-психология и гештальт-терапия. Гештальт — это понятие в психологии, которое обозначает потребность довести дело до конца. В статье рассмотрим что такое гештальт, как он формируется, причины. Гештальт психология что это? Гештальтпсихология – это направление в психологии, возникшее во время кризисного периода в науке (1920 год). Гештальт, простыми словами, — не пришедшая к логическому финалу ситуация, не дающая человеку покоя. Что такое гештальт? Гештальт это простыми словами целостный образ, который хоть и состоит из нескольких компонентов, но воспринимается единым целым. Психологи часто объясняют это явление на примере музыки.
Гештальт: что это такое и как его закрыть?
Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы[7]. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальт-терапии Ф. Перлза. Что такое гештальт-терапия простыми словами. Что такое гештальт?Гештальт — это буквально «форма» или «фигура» в переводе с ю на простых примерах, как. Простыми словами, подробно опишем принципы гештальт подхода. Гештальт-психология на службе корпораций. Простой поход в магазин за покупками не может считаться закрытием сложного гештальта, ведь это событие не требует упорядочивания жизни и осознания своих проблем.
Что такое гештальт
Гештальт простыми словами – образ, состоящий из нескольких самостоятельных элементов, воспринимаемых человеком как единое целое. Что такое гештальт-терапия простыми словами. Гештальт-психология: простыми словами о сложном. Гештальт-терапия – одно из самых востребованных направлений в психологии. Гештальт – что это такое простыми словами, как и зачем его закрывать. Гештальт-терапия – это лечение имеющихся у человека незавершенных действий.
Гештальт — что это простыми словами?
Как можно стать успешным человеком , если вы раз за разом возвращаетесь к неудачам прошлого? Что такое гештальт-терапия и чему она служит Гештальт-терапия основанная на теории гештальт психологии учит эти гештальты закрывать, завершать — не тянуть груз «недовязанных свитеров» на себе всю жизнь. Такая терапия — это попытка закрыть ситуации, не дающие покоя. Происходить сеанс может индивидуально или в группе. Как правило, проблемами занимается специалист, однако, есть и те, кто, сориентировавшись в методах гештальт-психологии, способны закрыть их и самостоятельно. В любом случае, процесс представляет собой выявление проблемы и ее устранение. При этом принимает решение сам пациент, а не специалист, с которым он работает. Да, психолог может направлять, давать советы, указывать возможные пути, но не дает конкретных указаний, не командует.
Специалист оказывает помощь, не давая конкретных решений. Почему это важно? Да, сам психолог может закрыть проблему, гештальт будет закрыт. Однако в дальнейшем непроработанная ситуация может вылиться в повторение прошлых ошибок. Вы просто не будете знать, как поступить в аналогичной ситуации, а значит, жизненные «долги» снова начнут копиться. Так что задача гештальт-терапевта научить клиента правильно мыслить, чтобы жизненные ситуации не ставили его в тупик. К услугам специалистов масса методик, в частности, метод «пустого стула», когда необходимо закрыть ситуацию с человеком из прошлого.
Когда пора обратиться к гештальт-специалисту Как понять, что необходимы перемены? И как понять, что именно незавершенный гештальт стал причиной ваших бед, а значит, необходима помощь конкретного специалиста?
С учетом гештальт психологии, уже в реальной жизни человек попросту выпадает из Реальности. Потому что залезть в голову и доподлинно узнать: во что конкретно была «влюблена» прабабушка, чему мама верила и на что полагалась любимая первая учительница мы не можем, но вот выглядеть эклектичным чучелом, составленным из противоречивых, вышедших из моды, деталей, франкенштейном, вообще неприспособленным к живой современности — вполне могём... Итак, Первая Часть Гештальт Расклада. Ниже мы даём Схему и Пример, как проработать одну установку. Подразумевается, что эту установку вы действительно имеете, и что она вам несколько не к лицу... Вытащите спонтанно 1 карту из колоды " 1000 Дорог ". Это внутренний мир души человека. Его ценности.
Изучите карту и постарайтесь понять её подсказки вам: На какого члена вашей Семьи и Рода; близкого, повлиявшего на вас Примера или Воспитателя, карта намекает? Что и кому транслировал этот человек осознанно или же бессознательно? Что вообще прекрасного в этой философии? А что в ней опасного? Помогла ли «эта философия» тому человеку, как вы думаете? Поможет ли она вам? Подходит ли эта установка-философия лично для вас? Современна ли она в целом или её место в Музее? А теперь вытащите спонтанно 1 карту из колоды " 1000 Жизней ". Вот так вы выглядите, потому что думаете, как в предыдущей позиции карта " 1000 Дорог ".
Если в предыдущей позиции речь шла о мыслях, то во второй позиции речь идёт сугубо о внешнем виде, облике, имидже, аксессуарах, манерах, привычках, типичной диете, вашей роли в межполовых Отношениях, причёске и даже деталях гардероба — узнаваемых и архетипичных. Имейте в виду, что в данном раскладе карта "1000 Жизней" должна по условиям игры показать нам образ немодный, смешной, раздражающий, затрудняющий нам общение с живой реальностью. Проанализируйте подсказку карты и ответьте на важные вопросы гештальт психологии: На какие мои конкретные аксессуары и привычки указывает карта? Почему это мне скорее вредит, чем меня украшает? Можете ли вы вспомнить других, тоже похожих на этот образ, людей? Чем вы на этих людей похожи и чем всё-таки не похожи? Если вы затрудняетесь анализировать себя таким образом, попросите друга проанализировать вместе с вами эту карту. Она подскажет вам способы и идеи, как можно жить по-другому, более современно, успешно, гармонично и максимально по-вашему а не по-тётиному... Вторая Часть Расклада. Снимите с себя «ваше прошлое десятилетие» Здесь пойдёт речь конкретно о времени вашей Юности.
Как вы помните, мы застреваем в эпохе наших 16-25 лет потому что: что-то тогда не сделали, кому-то кое-что не доказали... Мы всё ждём «событие Что-то» или «человека Кого-то», поэтому бессознательно не меняем ни свою причёску ни стиль, чтобы всё осталось «как тогда», чтобы нас узнали. Мы думаем, что Счастье и Победу нужно встречать с теми же песнями в наушниках, в той же рубашке и с тем же «хвостиком»... Эта карта согласно гиштальт психологии — состояние нашей души, которое «пробивается» и наружу. Ответьте на вопросы: на что абсолютно «немодное» и устаревшее из относительно недавнего моего прошлого намекает мне именно эта карта? Чем это всё похоже на мою юность и её идеалы? Почему это сегодня «не работает»? Есть ли у меня знакомые, несущие в своём сердце ту же карту?
Этот ученый поддерживал точку зрения Иммануила Канта — о том, что мы не можем воспринимать физический мир непосредственно.
Человек всегда взаимодействует с информацией, полученной от органов чувств — дорабатывая ее в своем сознании. Таким образом, любое целое для нас больше суммы его частей, потому что мы вкладываем в него и свое восприятие. Незавершенный гештальт может вызвать навязчивое желание вернуться в ситуацию и «переиграть ее» Эта идея продолжала развиваться в течение 1910-х—1930-х годов, когда психологи начали активно изучать восприятие произведений искусства. Ученые выяснили, что когда мы смотрим на картину или статую, главную роль играет некое целостное восприятие объекта, несводимое к свойствам суммы составляющих ее элементов. Образно говоря, когда мы смотрим на картину Ренуара или другого импрессиониста, мы не замечаем и не оцениваем каждый мазок, а видим единое целое и именно это общее сочетание цветов и форм нас впечатляет. Такое целостное восприятие и стали называть «гештальтом». Параллельно гештальт-подход к восприятию вырос в самостоятельное направление психологии — благодаря Максу Вертхаймеру, ученику фон Эренфельса. В 1912 году он опубликовал работу «Экспериментальные исследования восприятия движения». Ученый описал, как две вспышки света, сверкнувшие в двух разных местах в разное время, могут восприниматься как один источник света, переместившийся с одного на другое место— если правильно подобрать расстояние и временной интервал оптический обман работал при интервале около 60 миллисекунд.
Таким образом, наблюдатель воспринимал не два отдельных элемента, а единое целое. Это подтвержало идею о том, что цельная модель отличается от простой суммы частей.
Советский ученый Блюма Зейгарник объяснила этот феномен в 1920-х годах. Она обратила внимание на работу в заведении официантов, которые моментально забывают о закрытых счетах, но при этом прекрасно помнят неоплаченные заказы. Это натолкнуло ее на мысль о том, что мозг склонен концентрироваться на незавершенном, убирая в дальний ящик оконченные сценарии. Читайте также Подробнее Позднее эксперимент Зейгарник подтвердил эту теорию: участникам предлагалось выполнить такие простые задания, как скрепление картонных коробок, изготовление глиняных фигурок и сбор пазлов. Загвоздка была в том, что часть работы они смогли выполнить полностью, а часть по просьбе ученых оставили без логического завершения. Затем участников эксперимента опрашивали, чтобы проверить, насколько хорошо они помнят сделанное. Результаты показали, что деятельность, которую не удалось завершить, называлась в два раза чаще и в вдвое интенсивнее по сравнению с выполненной. Стоит отметить, что испытуемые, которым не дали довести работу до логического ее окончания, были не удовлетворены результатом, испытывали нервозность и желание вернуться и доделать все до конца.
Впоследствии немецкий психолог Мария Рикерс-Овсянкина продолжила изучение этой черты. Ее эксперименты показали, что прерванное задание становится для человека квазипотребностью, порождая навязчивое желание выполнить его снова. Опасность незакрытых гештальтов Гештальт, по мнению психологов, не несет опасности. Напротив, если человек не в состоянии его сформировать соединить части в целостный образ , это может свидетельствовать о повреждении мозга или психическом расстройстве. Однако гештальт в обычном понимании этого слова может быть токсичен для всей оставшейся жизни. Незавершенные задачи и неразрешенные ситуации могут надолго задерживаться в памяти, сбивая с толку и расстраивая человека. По мнению психологов, нерешенные гештальты могут приводить к тревожности, иррациональному поведению и повторению одних и тех же жизненных сценариев. Причины возникновения гештальтов Предположим, человек испытывает гнев, но он не может или боится выразить его адекватно и целенаправленно. Он не способен защитить себя или выразить сильные эмоции. В результате желание не реализуется, и гештальт оказывается незакрытым.
Вот в такой ситуации он представляет собой серьезную опасность для психики. Эмоция гнева, не прожитая до конца, преследует человека в скрытой, коварной форме. Раздражение остается внутри, постоянно пытаясь выплеснуться наружу. Человек будет искать или провоцировать ситуации, в которых он сможет проявить агрессию. Причем в большинстве случаев она будет направлена в сторону тех, кто не имеет к этому никакого отношения. Однако это способно приносить ему вред изнутри. К тому же, непринятие собственных чувств, желаний и отношений, продолжающееся длительное время, может в конечном итоге привести к нервному срыву. Последствия незакрытых гештальтов не менее пагубны и в отношениях.
Гештальт — что это простыми словами?
Но, если отойти от условностей, то становится понятно, почему оно так, как есть. То, что они делают, я даже не представляю, как можно легализовать в образовательной системе нашей страны. Помимо легализации необходимо было соответствовать стандартам международной ассоциации ГТ. Но как-то они это легализовали, и на том спасибо. В самые подробные подробности вдаваться не буду, и так большая статья получается. Требуйте у автора отдельный материал по теме. Преподают матёрые гештальтисы с горами опыта за плечами сертифицироваться на тренера довольно сложно, там куча требований и критериев, плюс вредная неподкупная комиссия. Первая ступень Практика начинается с первых же дней первой ступени, которая длится около года. Да, первая ступень по идее «клиентская», и проходит в формате терапевтической группы, но и там уже дают часть теории по групповой и личной терапии посмотрите, вот сейчас происходит то-то и то-то, а после мы будем делать вот это, для вот этого. Подача идёт плотно, и время между трёхдневками как раз нужно для того, чтобы как следует у себя всё в голове и психике разложить.
Особенно на второй ступени это становится заметно. После первой ступени обучающийся принимает решение, хочет ли он становиться именно терапевтом, то есть сам работать с клиентами. Те, кто пошёл дальше, на вторую ступень, уже намерены именно практиковать, как психотерапевт. И в идеале за этот год должны разобраться с собственными клиентскими тараканами, чтобы не тащить их в работу не обязательно прям всё починить, но взять в работу в своей личной терапии, и ловко «выносить за скобки» в работе с клиентами. Вторая ступень На второй ступени сразу начинают наваливать не только практики терапевт-клиент, но и теории, от души. Нам читают лекции, и мы эту базу тут же на практике отрабатываем, задаём вопросы, разбираем, получаем супервизии. Появляются учебные «тройки» — для отработки материала между встречами. Длится эта ступень от 3 до 4 лет, в зависимости от распределения трёхдневок. Появляется обязательство по добору различных часов к сертификации: посещение интенсивов, конференций, личной и групповой терапии, супервизий, специализация.
Дохрена всего, и овердохрена практики. Конечно же, есть и список литературы, который поможет эту базу понять более полно и глубоко. Но его поглощение остаётся на совести студента. Я, как задрот-душнила, пропускаю всю теорию через свои привычные фильтры «научноподходчика», и обязательно вникаю, как это соотносится с нейробиологией, нет ли противоречий. И пока не нашла их. Плюс, мне нравится само целостное восприятие человека: понятно, что внутри нас суп из гормонов и прочая система систем, но давай посмотрим, как это всё вместе работает, и как в текущем моменте выстреливает какая-то недопрожитая ситуация или противоречащее реальности убеждение, усвоенное в детстве. Очень творческий процесс получается. Красивый, но при этом эффективный. Приглашённые звёзды Иногда приглашают специальных тематических тренеров, так как у трёхдневок появляется тематическая направленность.
И этот тематический тренер обычно крут в области заявленной темы, с десятками лет стажа и кучей наработок. Вот уж кто точно сможет нормально объяснить все нюансы и ответить на вопросы. Например, «Теорию привязанности» разбирали с Еленой Бочкарёвой , и впечатления от той трёхдневки до сих пор будоражат. Всё, что я уже знала по ТП, пересобралось за те 3 дня в изящную структуру, стали видны незамеченные ранее взаимосвязи, заполнились пробелы, и вообще braingasm полный. Об этом отдельно потом расскажу. Специализация Работает по аналогии с ВУЗом — вот у тебя база, а куда ты более глубоко копать станешь? Г — Гибкость! Интенсивы 2 или 3 раза по 3 дня нон-стоп идёт психологический движ: лекции, групповая и личная терапия, супервизии, интервизии. Мозг и психика с трудом выдерживают, но это точно бустит как обучение, так и практические навыки.
Например, после прошлогоднего интенсива, где я была в качестве терапевта, я вживую убедилась, что могу работать с клиентом с тяжёлой пост-травматикой, и даже могу помочь, пусть и за столь короткий срок прогресс всегда можно измерить, выше писала об этом. И на каждую сессию ещё и супервизию получала так положено , где снова убедилась, что зря сомневалась в своих умениях синдром самозванца, куда без него. Про качественное общение с коллегами и совместную работу тоже очень важно сказать. Не видела такого вне гештальта в таких масштабах и в таком количестве форматов. Это не только прокачивает и даёт чувство сопричастности, но и помогает держаться реальности, сверяясь с другими. В общем, не знаю других примеров системного обучения в России, построенных по похожему принципу. Какие-то элементы может и встречаются, но здесь всё же есть система, где каждый модуль ведёт к какому-то результату, и можно к базе самому достраивать, куда развиваться. Например, вторая ступень посвящена выращиванию из студента полноценного психотерапевта, и все активности внутри неё, теоретические и практические, направлены на это. Третья ступень уже про то, чтобы стать супервизором, и там всё про это.
У каждой движухи — чёткие цели и задачи. Противоречия есть, но я приведу отклики отучившихся, для наглядности «вам шашечки или ехать? Так просто дипломы не раздают. И взяток не берут. Вымученный годами учёбы сертификат можно подтвердить в Европе, опять же плюс. Все ли гештальтисты одинаково полезны? Конечно, нет. Как и специалисты любой другой профессии. Все ли хирурги одинаково круты?
А учителя? А парикмахеры? Да даже грузчики бывают бережными и вежливыми, а бывают и полупьяными придурками, которые расхерачат половину мебели при переезде и сами в процессе поубиваются. Так же и с гештальтистами. Подход к обучению и уровень ответственности у каждого свой. И база тоже может сильно отличаться. А ещё они — люди, прежде всего. И, как и все люди — разные. В нашей учебной группе, например, есть и психологи с двадцати- и более -летней практикой в разных подходах, и психиатр, и клиницист, и юристы с экономистами, и даже таролог.
И всем нам даётся одинаковая база по гештальту, и мы выполняем одинаковые упражнения, проходим практики и супервизии, отрабатываем потом это всё в тройках. Естественно, и результаты у всех выходят неодинаковые, и практический процесс идёт по-разному. Но, на мой взгляд, в этом и кайф. Это помогает собрать более полную картинку, более объёмную. Посмотреть, как один и тот же процесс может развернуться на разной базе. Кто-то больше погружается в теорию, у кого-то лучше получается практика, а уж с контактом, на границе которого и происходит основная работа, у всех вообще всё очень по-разному.
Это может помочь человеку начать воспринимать себя субъект, а не как объект, и перестать избегать ответственности за собственные решения. Гештальт-терапевт, согласно изобретённому Перлзом подходу, не занимается интерпретацией бессознательного пациента, а помогает развить самосознание. Психолог играет роль не пассивного наблюдателя, а активного участника беседы, взаимодействует с пациентом как личность с личностью. Гештальт-терапия тесно связана с феноменологическим подходом — это когда главным является не внешнее поведение человека, а то, как он внутренне переживает ситуацию и видит её в своём сознании. Субъективное важнее объективного: люди со стороны могут считать, что у человека счастливая жизнь и «дом — полная чаша», но какой в этом толк, если сам он внутри себя несчастлив? Основная задача гештальт-терапевта — помочь человеку осознать прожитый опыт, «соединиться» с не переваренными когда-то до конца эмоциями, выплеснуть их и отпустить это и значит закрыть гештальт. Как закрыть гештальт Проще всего — удовлетворить потребность, довести ситуацию до логического завершения. Но часто это недоступно. В этом случае гештальт-терапевт помогает понять, какую потребность человек стремится удовлетворить, и пытается придумать альтернативный способ. В частности, помогает техника «пустого стула», когда человеку предлагают поговорить с самим собой. Или с помощью двух стульев можно решить зависший конфликт с воображаемым собеседником если тот, например, умер и поговорить с ним по-настоящему уже никак не выйдет. Причём человек сначала может говорить от своего имени, а затем сесть и вести диалог от имени своего собеседника и так далее. Кому подходит гештальт-терапия, а кому — нет С помощью гештальт-терапевта пациент может заново прожить прошлые конфликты, эмоции и внутренние ощущения, наладить контакт со своим телом, осознать собственное «я» и отделить его от чужих проекций и ожиданий. Таким образом можно вернуть себе ощущение контроля над своей жизнью, взять на себя ответственность за свои поступки, научиться понимать, принимать и контролировать свои чувства и ожидания. Гештальт-терапия подходит тем, кто: постоянно мысленно прокручивает свои неудачи и конфликты, строит несостоявшиеся диалоги; «зависает» в неудовлетворённых потребностях, которые не дают двигаться дальше; не может отпустить детские обиды причём не обязательно по отношению к родителям ; испытывает трудности с осознанием и выражением эмоций; испытывает проблемы с самооценкой и личными границами; пытается найти баланс между выражением своего «я» и отношениями с окружающими. Незавершённые гештальты в отношениях, особенно детско-родительских, — частая причина обращения к такому виду терапии. Но если человек не чувствует в себе потребности их закрывать, обращаться к терапевту бессмысленно, даже если на этом настаивают близкие и окружающие. Гештальт-терапевт может позволять себе делиться собственным откликом на рассказ клиента, что неприемлемо во многих других видах терапии и может оттолкнуть человека. В конце концов, этот метод просто не всем подходит, особенно разговоры с пустым стулом. Для людей с серьёзными расстройствами личности такая терапия не предназначена. Лучше не рисковать своим психическим здоровьем, а обратиться к психиатру, который подберёт медикаментозное и психотерапевтическое лечение. Критика гештальт-подхода У гештальт-терапии довольно слабая доказательная база на фоне многих других видов психотерапии.
Selbst — «сам», собственная личность — архетип, являющийся глубинным центром и выражением психологической целостности отдельного индивида. Выступает как принцип объединения сознательной и бессознательной частей психики и, одновременно с этим, обеспечивает вычленение индивида из окружающего его мира. Метапсихология нем. Metapsychologie — термин, применительно к психоанализу, предложенный З.
Вроде всё приведённое сделать просто, однако многим данный путь недоступен вследствие природной лености и избыточной эмоциональной привязанности к бывшему избраннику. Ещё одна стратегия как закрыть гештальт заключается в прощении. Она считается довольно сложной из-за объема предстоящей работы и внутренней напряжённости. Она подразумевает абсолютное принятие человека, взаимоотношения с которым не сложились и собственную личность. Данная стратегия базируется исключительно на внутренней работе, поэтому эта техника не подразумевает встречу с бывшими и бесконечные извинения. При незавершённом гештальте двигаться дальше довольно сложно. Даже при вступлении в новые взаимоотношения существовать счастливо в них при открытом гештальте не получится. Внутри всегда будет сидеть нечто, «поедающее» изнутри. Лишь логическое завершение ситуации способствует душевной гармонии. Поэтому необходимо понимать, как самостоятельно закрыть гештальт. Дабы завершить неоконченное событие, его следует преобразовать таким образом, чтобы центр его очутился в сегменте локуса контроля человека. Преградой для окончательного завершения взаимоотношений является их стабильная подпитка эмоциями. Любые шаги бессильны при перманентных страданиях. Успешным путём к закрытию ситуации являются работа над собственным поведенческим паттерном , личностью, установками и самоконтроль. Как закрыть гештальт самостоятельно? Рекомендуется отыскать ту «занозу», которая тревожит душу. Её извлечение позволит «ранке» затянуться практически мгновенно. Осознать, что в бытие существуют незавершенные сценарии, могут помочь нижеприведённые признаки: — определённая деятельность, информация либо действия порождают беспокойство; — невозможность завершить проект или какое-то дело без наличия объективных предпосылок человеку словно препятствует что-то ; — избегание новых взаимоотношений после тяжёлого разрыва; — все связи протекают по аналогичному сценарию. Все приведённое демонстрирует наличие неоконченных процессов в подсознании, привязанности к людям, привязки к местам. Таким образом, гештальты, несомненно, нужно закрывать, однако гораздо эффективнее просто не допускать их появления. Проще говоря, всё необходимо вовремя завершать.
Гештальт — что это значит
Мозг «вылавливает» некие образы и формирует целостные картины — гештальты, при этом может упрощать, отсекать лишнее. Если картина не целостная, не завершена, это начинает беспокоить людей. Такое явление называют эффектом Зейгарник. Его описала в 1920-е годы советская литовская учёная-психолог Блюма Зейгарник. Она заметила, что мозг лучше фокусируется на недоделанном, а не на том, что удалось довести до конца: например, официанты в деталях помнят заказы до тех пор, пока их не оплатят — а после закрытия счёта быстро забывают. Прерванная задача может создавать навязчивые мысли, направленные на то, чтобы снова взяться за неё и доделать.
Человек может раз за разом возвращаться к тому, чтобы закрыть гештальт. Называют такое эффектом Овсянкиной по имени описавшей его психолога Марии Овсянкиной. Принципы гештальт-терапии «Здесь и сейчас» или «здесь и теперь». Специалист пытается сосредоточить человека на текущем моменте, помочь ему осознать и прожить то, что происходит не в прошедшем или будущем, а в настоящем. Принцип осознания.
Гештальт-терапевты часто задают вопросы «Что ты сейчас чувствуешь? Перлз, например, предлагал своим клиентам стать своими же глазами, горлом или чем-то ещё и вести диалог с этой частью себя. Терапевт направляет человека к диалогу с другими людьми, даже если физически их рядом нет. Таким образом говорящий получает возможность высказаться искренне, прямо и недвусмысленно, не подбирая слова. То есть, если человек говорит: «Меня бесит мой коллега», — гештальтист предлагает представить его рядом и высказать напрямую, на что именно человек злится.
Часто люди говорят о себе как бы со стороны, например: «Это мешает моей карьере». В гештальт-подходе предлагается изменить форму высказываний на более прямую: «Я не могу решить этот вопрос». Таким образом пациента сталкивают с его проблемами. Это может помочь человеку начать воспринимать себя субъект, а не как объект, и перестать избегать ответственности за собственные решения. Гештальт-терапевт, согласно изобретённому Перлзом подходу, не занимается интерпретацией бессознательного пациента, а помогает развить самосознание.
Психолог играет роль не пассивного наблюдателя, а активного участника беседы, взаимодействует с пациентом как личность с личностью.
Подобная теория с результатами опыта была изложена в труде психолога, который он опубликовал в 1912 году. Данная работа и другие пользовались популярностью среди ученых того времени. После гельштат психология обзавелась большим количеством представителей, самым значимым среди них был К. Коффка, который исследовал перцепцию у детей и нашел ряд занимательных закономерностей. Пример: с самого начала у ребенка есть набор частичных и не особо логичных образов окружающего мира.
В то время Коффка решил, что на сознание значительно воздействует комбинация фона, где расположен объект, и фигуры. Потом он создал закон трансдукции в психологии. В соответствии с данной теорией получается, что ребенок осознает не сам цвет, а их комбинации. Основы гештальт терапии Данный принцип психотерапии создал Ф. Перлз в 50-х годах 20-го века.
Поддержка в процессе работы. Что же это за причина, по которой они так безнадёжно «проспали свою электричку»?
Причину объясняет гештальт психология. Просто в том десятилетии осталось максимальное количество их незавершенных гештальтов. Незавершенный гештальт это... Гештальт это например, поведение людей, когда они во время войны разминувшиеся со своими родственниками и любимыми. Придёт по старому адресу, а дома нашего нет - одни развалины. Так хоть мы его встретим на этом пепелище»... Читайте статью, опубликованную на нашем сайте: « Незавершённый гештальт или речь о пролитом молоке » для того, чтобы, возможно, ещё точнее приблизиться к пониманию СВОИХ, индивидуальных проблем.
А делать мы этого всё равно не умеем. И вот гештальт-терапия учит, как это делать. Дело в том, что как говорит наука гештальт психология, человеку дан мозг, который может фантазировать, строить в уме воздушные замки - то, чего не может зверь... Но человек слишком увлекается этим фантазированием, считает психология, в ущерб реальной жизни в моменте «здесь-и-сейчас». Примерно гештальт, например, как обладатели интернета, компьютера и телевизора чересчур увлекаются социальными сетями, игрушками и щёлканьем по каналам... Гештальт пытается вернуть человека из компаний в прошлом - в «сейчас». Особенно если эти мысли о будущем связаны только с негативом - со страхами и опасениями, зачастую надуманными и беспочвенными, к примеру.
Это когда мы делаем одно дело, а думаем в этот момент о следующем деле, которое нам вскоре предстоит. А когда доходит дело до этого второго дела, мы уже начинаем думать о третьем. Узнать подробнее об этой проблеме Вы можете, прочитав нашу статью « Невроз предвосхищения ». Гештальт это: научиться наслаждаться текущим моментом... Научитесь жить «здесь-и-сейчас» и будет Вам счастье, говорят гештальт терапевты. Почитайте статью, опубликованную на нашем сайте « Доклад Всемирного банка о России или четыре ступени долгой жизни » и Вы узнаете, что бывает с теми, кто пренебрегает принципом «здесь-и-сейчас». Для того, чтобы научиться этому принципу, существует масса гештальт упражнений.
Например, научиться тщательно пережёвывать пищу зубами, обращая внимание на то, что вы едите. Изучив статьи « Упражнение: «Как это было на самом деле » и « Эта коварная проекция или «Я вижу все твои карты », Вы, с помощью простых, интересных и наглядных психологических упражнений-техник приблизитесь ещё на шаг к идеалу здорового человека, каким его понимают психотерапевты - то есть счастливого, успешного не-невротика. В статье « Жертвы интроекции: кто они? И, конечно, в статье Вы узнаете, как работать с не проработанным родительским сценарием. В статье же « Упражнение «Истоки наших убеждений » Вы познакомитесь с наиконкретнейшей психологической техникой проработки родительского сценария, которая выполняется в два этапа за два дня. Ну а если вы прочитаете статью « Притча о Художнике или «не забыть напоить гостей чаем » вы узнаете, почему принцип жизни «здесь-и-сейчас» так важен для философов и психотерапевтов. Вы узнаете на примере яркой и парадоксальной метафоры его глубочайшую философскую подоплёку и поймёте правоту основателей гештальт подхода.
Или поймёте что-то другое - своё. Что тоже прекрасно. Ибо понимание - ценно само по себе. И при этом неважно, что мы поняли. А теперь мы предлагаем вам удивительный гештальт расклад для психологических карт , который поможет разгрести проблемы прошлого, чтобы можно было со спокойной душой двигаться дальше. В этой статье мы подняли очень редкую гештальт тему, да к тому же и весьма щекотливую тему о том, как визуально с точки зрения своей одежды и имиджа выглядит типичный невротик с незакрытыми гештальтами...
Что кроется за модным выражением «незавершенный гештальт» в психологии? Говоря научным языком, это сорванный цикл контакта. Говоря по-простому, незакрытый гештальт — это ситуация, не доведенная до логического окончания, неудовлетворенная потребность. Облом, если уж говорить совсем просто. Человеческий мозг всегда стремится закончить начатое, и, если ему это не удается, возникает тот самый незавершенный гештальт. Для кого-то это внезапно разорванные отношения. Для кого-то — детская обида, возникшая из-за отказа в покупке собаки, куклы, машинки. Не имеет значения, из-за какой потребности, материальной или эмоциональной, возникла эта ситуация. Гораздо важнее, как она отражается на качестве нашей жизни. Неудовлетворенная потребность — это билет на экспресс в сторону невроза. Хорошо, если это просто бытовая история, которую возможно подкорректировать. Купили, починили, нашли — проехали и живем дальше в стабильности и покое.
Что такое гештальт и как его закрыть: объясняем простыми словами
Главной техникой подобной терапии является игра, которая основана на внутреннем диалоге. Разговаривать нужно с одной или несколькими частями своей личности. В целом, данная психотерапия нацелена на то, чтобы закончить какое-либо оставленное раньше дело — гештальт. Как выглядит круг верного гештальта: возникновение необходимости; нахождение способов, как ее удовлетворить; процесс удовлетворения; окончание контакта с внешним миром. В любой ситуации есть несколько факторов, которые мешают правильному циклу. Если процесс незакончен, то вся жизнь индивида наполнена чувством изнуренности, и он не открывается новому желанию. Также это способно спровоцировать серьезный сбой в защитных механизмах человеческой психики. Данная психология и психотерапия — это способ спасти самого себя и отыскать первичную причину внутренних неурядиц.
Есть целый ряд упражнений, которые направлены на то, чтобы принять самого себя, и одновременно то, что находится за границей реальности. Они помогают начать заботиться о себе и идти навстречу окружающему миру.
К примеру, как-то раз Вы решили написать свой рассказ — продумали основную сюжетную линию, важнейшие события, мораль и даже начали писать, но остановились. Образ Вашего рассказа останется у Вас в голове, и будет периодически всплывать. Это и есть гештальт.
Чтобы от него избавиться, необходимо принять решение — дописать рассказ до конца или удалить все его исходники записи на бумаге или файлы на компьютере , включая и старое, но незавершенное желание написать рассказ. В отношениях это обычно называется «отпустить», но в данном случае — «закрыть гештальт». Вы просто отказываетесь от этой идеи и удаляете всё, что с ней связано.
Особая роль отводится техникам и установкам. Терапевт вместе с пациентом выясняют, какое же незавершенное дело беспокоит человека. А дальше продумываются варианты закрытия гештальта.
Это можно сделать, к примеру, за счет моделирования ситуаций. Одной из техник является разговор пациента самого с собой. Терапия поможет стать увереннее, повысить свою продуктивность, осознать ответственность за свою жизнь, избавиться от давних симптомов депрессии и беспокойства. Но при этом выбирать врача стоит осторожно, у него должен быть сертификат, он должен быть максимально тактичным и общение с ним проистекать в комфорте. Но можно попытаться закрывать свои гештальты и самостоятельно. Особенно это важно в отношениях, куда не хочется пускать постороннего человека, пусть и психолога.
Тут можно выделить три этапа решения проблемы: Проработать ситуацию, честно выписав все преимущества и недостатки отношений, не забыв выделить все то, что вызывает возмущение и раздражение. Написать свой сценарий отношений, какими и почему они должны быть по вашему мнению. Попытайтесь пережить эту новую картину, прочувствовать ее эмоциями, сказать в ней правильные вещи и совершить правильные поступки. Такая проработка и осознание могут и не случиться с первого раза. Пересмотрите свою жизнь с точки зрения нового опыта. Вы избавитесь от ощущения никчемности и беспомощности, повысите свою самооценку.
Работа с гештальтом поменяет мышление и поведение, разрушая автоматические запрограммированные действия. Заключение Психика человека — тонкая материя. Тут мало универсальных действующих инструментов, которые решают все задачи.
Дальнейшим развитием теории ученый не стал заниматься, а идею гештальта взяли трое немецких экспериментальных психологов — Макс Вертгеймер, Вольфганг Келлер и Курт Коффка. Они изучали особенности человеческого восприятия и задались вопросом: почему из всего многообразия событий и обстоятельств, человек выделяет что-то определенное, «свое»? Так родилось направление гештальтпсихологии, основным принципом которого психологи выдвигали целостность. Материал по теме «Купаемся в гормонах стресса»: что такое манипуляция страхом и как ей противостоять Несмотря на то, что новое направление всем пришлось по вкусу, в силу политического настроения, развития оно не получило. Двое из психологов-основателей — евреи по происхождению — в 1933 году были вынуждены эмигрировать из Германии в США. В Америке в то время царствовал бихевиоризм изучение и изменение поведения человека и животных посредством стимулов: поощрений и наказаний. В 1957 году они опубликовали труд «Гештальттерапия, возбуждение и рост человеческой личности».
Эта монументальная работа положила начало настоящему развитию направления. Что такое гештальт «Гештальт — это некоторая целостная структура, образ, состоящий из множества частей, признаков, объединенных в одну фигуру», — рассказывает психолог, гештальттерапевт и преподаватель Ольга Лесницкая.