Новости что такое дэг на выборах

РИА Новости. Дистанционное электронное голосование на президентских выборах наряду с традиционным предлагается провести в 29 регионах, из них в одном ДЭГ пройдет впервые, заявила глава ЦИК России Элла Памфилова. Центризбирком опубликовал список из 24 регионов, где на выборах 2023 года (пройдут 10 сентября) будет работать дистанционное электронное голосование (ДЭГ). Суть краткоНа предстоящих выборах 2024 можно голосовать онлайн: ДЭГ — дистанционное электронное голосование.

Убедитесь, что ваши данные на госуслугах сходятся с данными регистра избирателей

  • Новое на сайте
  • Постановление ЦИК России от 20.12.2023 N 143/1099-8 (ред. от 14.02.2024)
  • Выборы через смартфон: Пять вопросов о дистанционном голосовании
  • ДЭГ В РОССИ И МИРЕ
  • Что такое электронное голосование и как оно будет работать на выборах в 2023 году
  • Что такое ДЭГ

Жители Камчатки могут проголосовать на выборах онлайн: что такое ДЭГ и как оно работает

Чем отличается ДЭГ от правового механизма «Мобильный избиратель»? Дистанционное электронное голосование — это возможность проголосовать с компьютера, смартфона или планшета, не приходя на участок. При этом вам доступны электронные бюллетени по единому округу и одномандатным округам на всех уровнях выборов, которые проходят на территории, где вы зарегистрированы по месту жительства в регионе. Механизм «Мобильный избиратель» — это голосование на том участке, который указываете в заявлении о включении в список избирателей по месту нахождения. Актуально для тех, кто 17, 18 и 19 сентября будет находиться не по месту регистрации. Заявления для «Мобильного избирателя» принимаются до 13 сентября включительно.

В пользу этого тезиса говорят интересные результаты регистрации на электронное голосование: В Москве, которая имеет свою собственную систему и полностью контролирует её, регистрация на ДЭГ разгоняется административным ресурсом, и к системе уже подключилась почти четверть всех избирателей, в то время как в других регионах, где руководство не имеет возможности контролировать результат, административный нагон электронных избирателей не столь массовый. Более того, на встрече со студентами физтеха пропагандист московской системы Алексей Венедиктов признан СМИ-иноагентом уже «предсказывал» и оправдывал ожидаемые властями результаты ДЭГ: «Раз «умное голосование» против, значит в ДЭГ будут только одни единороссы, как в США в почте только демократы». Экспертная группа для оценки федеральной системы электронного голосования была создана и при Центризбиркоме, но, в отличие от довольно открытой московской группы, сформирована она была из правильных людей, и чем они там занимались, узнать нельзя. Известно только, что эти эксперты положительно оценили результаты тестирования ДЭГ, о чём сообщалось в новостях на сайте ЦИК.

Уроки Геббельса Так как система электронного голосования существенно сложнее обычной бумажной, а в её работу вовлечено существенно больше и людей, и компьютерных систем, то, казалось бы, и разъяснений о том, как она работает, и возможностей для наблюдения должно быть больше. Но разъяснения не отличаются ясностью, а про наблюдение за специфическими для электронного голосования моментами идеологи ДЭГ стараются вообще не говорить. Например, Алексей Венедиктов признан СМИ-иноагентом на своей радиостанции «Эхо Москвы» обращается к эмоциям избирателей, многократно повторяя, как хорошо вся московская система голосования защищена или что шифрование происходит на стороне пользователя. Впечатление такое, что он хорошо выучил уроки доктора Геббельса о том, что ложь, повторенная многократно, перестаёт быть таковой.

Нынешний генеральный секретарь Партии прямой демократии Олег Артамонов в своих телеграм-каналах, блогах и на сайте партии публикует длинные занудные посты про пользу электронного голосования и замечательность применяемых в федеральной системе математических методов. Но оба пропагандиста, как профессиональные иллюзионисты или напёрсточники, если хотите , заставляя потребителей фокусироваться на одних деталях, отвлекают внимание от действительно важных моментов. Считается, что это очень надёжно и безопасно. Но важный момент состоит в том, что, в отличие от обычного голосования, где независимая избирательная комиссия убеждается в личности голосующего, сверяя человека, его паспорт и прописку, в организованном сейчас в России электронном голосовании проверку осуществляет организация, которая и логин проверяет, и обеспечивает сам процесс волеизъявления граждан.

Трюк в том, что списки проверены многократно, и в них действительно настоящие люди. А вот сами ли они голосуют или за них это делает организатор голосования, никак наблюдать нельзя. Ещё очень важный момент состоит в том, что применяемые математические протоколы тайного голосования обеспечивают эту тайность только в том случае, если если протоколы идентификации избирателя, выдачи бюллетеней и подсчета голосов существуют и работают независимо друг от друга.

ЦИК продолжит принимать такие заявления до июня, затем примут решение по организации ДЭГ в ряде субъектов в единый день голосования в 2024 году. На прошедшем в 2023 году едином дне голосования дистанционное голосование применили в 25 российских регионах.

Памфилова отметила, что из заявившихся 23 субъектов России пять ранее дистанционное электронное голосование не применяли, а всего применение такой дополнительной формы голосования предполагается в ходе более чем 340 избирательных кампаний. Дистанционное электронное голосование на выборах президента России, которые проводились с 15 по 17 марта 2024 года, прошло в 29 регионах страны. Участие в выборах приняли более 87 млн избирателей. По данным ЦИК, за него проголосовали рекордные 76 млн человек. Путин на расширенном заседании коллегии МВД 2 апреля заявил, что результаты выборов отражают настроение граждан в отношении государства в целом, всех уровней власти.

Председатель ЦИК 16 апреля на встрече с главой государства назвала беспрецедентными и удивительными итоги президентских выборов в России. Она подчеркнула, что народ России показал свою мудрость.

Разбираемся, кто может участвовать в дистанционном голосовании, как оно устроено и насколько все это безопасно. Что такое электронное голосование? Дистанционное электронное голосование ДЭГ — это система, которая позволяет избирателям принимать участие в выборах и при этом не посещать избирательный участок.

Зарегистрировавшиеся в ДЭГ могут отдать свой голос через смартфон или компьютер. Электронное голосование будет проходить в то же время, что и традиционное — с 17 по 19 сентября. Зачем вообще голосовать дистанционно? Причин может быть много. Голосовать дистанционно можно из любой точки мира разумеется, при наличии интернета , поэтому стоит попробовать, если вы находитесь в отпуске, уехали на дачу, заболели или не можете посетить избирательный участок по другой причине.

Кроме того, в России до сих пор бушует эпидемия коронавируса. Если вы беспокоитесь о своем здоровье, то это тоже может стать аргументом в пользу электронного голосования. Голосовать дистанционно могут все? На думских выборах дистанционно смогут проголосовать только жители Москвы и Севастополя, а также Мурманской, Нижегородской, Курской, Ростовской и Ярославской областей. Кроме того, пользоваться электронным голосованием получат возможность россияне, проживающие в Донбассе.

Преимущества дистанционного электронного голосования

  • ЦИК утвердил список регионов, где на выборах можно будет проголосовать дистанционно - Афиша Daily
  • Постановление ЦИК России от 20.12.2023 N 143/1099-8 (ред. от 14.02.2024)
  • Что такое ДЭГ на выборах президента-2024 и как зарегистрироваться?
  • Поделиться
  • Что такое ДЭГ на выборах президента-2024 и как зарегистрироваться? | АиФ Барнаул
  • Самое читаемое

Голоса россиян переведут в цифру. Почему голосование через "Госуслуги" становится нормой

Итоги ДЭГ перевернули результаты выборов в столице, после чего многие кандидаты и штабы завалили ЦИК жалобами на манипуляции электронными голосами. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ), которое будет применяться на предстоящих выборах в сентябре, способствует увеличению числа избирателей в голосовании. ДЭГ – механизм, который позволяет проголосовать на выборах с помощью гаджетов: мобильного телефона, планшета, компьютера. Особенно в столице, где опубликование результатов ДЭГ на выборах в Госдуму перевернуло итоги традиционного голосования – отстававшие кандидаты из пула мэра Сергея Собянина оказались на первых местах.

Что такое ДЭГ на выборах президента-2024 и как зарегистрироваться?

Экспертная группа для оценки федеральной системы электронного голосования была создана и при Центризбиркоме, но, в отличие от довольно открытой московской группы, сформирована она была из правильных людей, и чем они там занимались, узнать нельзя. Известно только, что эти эксперты положительно оценили результаты тестирования ДЭГ, о чём сообщалось в новостях на сайте ЦИК. Уроки Геббельса Так как система электронного голосования существенно сложнее обычной бумажной, а в её работу вовлечено существенно больше и людей, и компьютерных систем, то, казалось бы, и разъяснений о том, как она работает, и возможностей для наблюдения должно быть больше. Но разъяснения не отличаются ясностью, а про наблюдение за специфическими для электронного голосования моментами идеологи ДЭГ стараются вообще не говорить. Например, Алексей Венедиктов признан СМИ-иноагентом на своей радиостанции «Эхо Москвы» обращается к эмоциям избирателей, многократно повторяя, как хорошо вся московская система голосования защищена или что шифрование происходит на стороне пользователя. Впечатление такое, что он хорошо выучил уроки доктора Геббельса о том, что ложь, повторенная многократно, перестаёт быть таковой. Нынешний генеральный секретарь Партии прямой демократии Олег Артамонов в своих телеграм-каналах, блогах и на сайте партии публикует длинные занудные посты про пользу электронного голосования и замечательность применяемых в федеральной системе математических методов.

Но оба пропагандиста, как профессиональные иллюзионисты или напёрсточники, если хотите , заставляя потребителей фокусироваться на одних деталях, отвлекают внимание от действительно важных моментов. Считается, что это очень надёжно и безопасно. Но важный момент состоит в том, что, в отличие от обычного голосования, где независимая избирательная комиссия убеждается в личности голосующего, сверяя человека, его паспорт и прописку, в организованном сейчас в России электронном голосовании проверку осуществляет организация, которая и логин проверяет, и обеспечивает сам процесс волеизъявления граждан. Трюк в том, что списки проверены многократно, и в них действительно настоящие люди. А вот сами ли они голосуют или за них это делает организатор голосования, никак наблюдать нельзя. Ещё очень важный момент состоит в том, что применяемые математические протоколы тайного голосования обеспечивают эту тайность только в том случае, если если протоколы идентификации избирателя, выдачи бюллетеней и подсчета голосов существуют и работают независимо друг от друга.

Собственно, эта группа математических протоколов так и называется «протокол двух агентств». Отдельно хвастаются блокчейном.

Причин может быть много. Голосовать дистанционно можно из любой точки мира разумеется, при наличии интернета , поэтому стоит попробовать, если вы находитесь в отпуске, уехали на дачу, заболели или не можете посетить избирательный участок по другой причине. Кроме того, в России до сих пор бушует эпидемия коронавируса. Если вы беспокоитесь о своем здоровье, то это тоже может стать аргументом в пользу электронного голосования.

Голосовать дистанционно могут все? На думских выборах дистанционно смогут проголосовать только жители Москвы и Севастополя, а также Мурманской, Нижегородской, Курской, Ростовской и Ярославской областей. Кроме того, пользоваться электронным голосованием получат возможность россияне, проживающие в Донбассе. Как поучаствовать в электронном голосовании? Для регистрации необходимы две вещи: иметь подтвержденный аккаунт на Госуслугах или на портале московской мэрии mos. Жители Москвы могут также сделать это на mos.

Период регистрации начался 2 августа, у желающих еще есть время до 13 сентября включительно. После этого вы получите доступ к бюллетеню. Как это устроено технически?

Наконец, перед голосованием не было утверждено нормативным актом исчерпывающее описание программно-технических средств ДЭГ. Попытки СМИ до голосования выяснить, как же будет проходить подсчет голосов, были безуспешны. Эти обстоятельства ставят следующие вопросы: Как был устроен механизм приема и подсчета голосов ДЭГ?

Какими уязвимостями обладает этот механизм? Соответствует ли этот механизм закону? Есть ли прямые доказательства фальсификаций в ходе ДЭГ? Если да, то через какую из уязвимостей они были реализованы? Отчасти до, но в основном после подведения итогов дистанционное электронное голосование было подробным образом изучено в исследованиях специалистов в области информационных технологий и статистики и в журналистских расследованиях. Еще летом 2021 года, когда часть московской системы ДЭГ так называемый «регистратор» — блок аутентификации пользователей использовалась для проведения праймериз Единой России, Сергеем Шпилькиным было выявлено массовое использование ботов [1].

Исследование программиста Петра Жижина выявило значительные незадокументированные возможности ДЭГ, которые ставят под сомнение прозрачность выборов и потенциально нарушают тайну голосования [2]. Фактические обстоятельства голосования: ограничение доступа к ноде наблюдателей, приостановка подсчета, возможное вмешательство ФСБ — были задокументированы в отчетах членов избиркома московского ДЭГ и наблюдателей [3]. Убедительные свидетельства фальсификаций на московском ДЭГ были представлены в исследовании физика Максима Гонгальского [4]. В отчете так называемой «технической группы» [5] были предприняты, в свою очередь, неубедительные попытки опровержения эмпирических данных Гонгальского. Дополнительные свидетельства в пользу фальсификаций представлены в работе Александра Богачева и Бориса Овчинникова [6]. На запросы СМИ, направленные представителям правительства Москвы [7] и ЦИК [8] , получены, по моему убеждению, нерелевантные или не соответствующие действительности ответы.

Далее я опираюсь на результаты этих исследований и, если не оговорено иное, имею в виду «московское ДЭГ», как наиболее исследованное. Подчеркну при этом, что «федеральное ДЭГ» уже в силу его большей закрытости таит еще больше угроз и уязвимостей. В ходе его исследований было установлено, что голосование функционирует следующим образом. Избиратель совершает «вход» логин на сайте mos. Выдается бюллетень, при этом в базу данных-1 БД1 , «публичный блокчейн» [9] , записывается транзакция «выдача бюллетеня» с идентификатором избирателя. Избиратель совершает волеизъявление и направляет его результат в виде зашифрованного сообщения.

При осуществлении транзакции «прием бюллетеня» в БД1 записывается зашифрованное публичным ключом «ключ 2» волеизъявление избирателя и хэш голоса избирателя. Хэш образуется из зашифрованного волеизъявления и подписи избирателя. Наличие БД2 не было предусмотрено нормативными правовыми актами и не было предметом широкой общественной дискуссии вплоть до завершения голосования. В течение дней голосования выгрузка из «публичного блокчейна» помещается в интернет раз в полчаса. Блокчейн содержит, помимо хэшей голосования, также хэши, которые приводят к ошибке, если из блокчейна будет удалена какая-либо информация. Приватный тайный «блокчейн» в общий доступ не выкладывается.

Его полная структура неизвестна. Система предусматривает возможность изменить свой голос до конца голосования в течение 24 часов с его подачи, не чаще 1 раза в 3 часа. Транзакция «выдача бюллетеня» при этом не осуществляется заново.

Систему уже благополучно протестировали в Москве 2 марта. С 10 до 14 часов по местному времени москвичи отвечали на вопрос «Нужно ли в Москве вырубать тополя, чтобы избавиться от тополиного пуха? Было предложено несколько вариантов ответов, в голосовании приняли участие 716 тысяч человек. Правда, пока результаты этого голосования не озвучены.

ДЭГ В РОССИ И МИРЕ

ДЭГ – механизм, который позволяет проголосовать на выборах с помощью гаджетов: мобильного телефона, планшета, компьютера. Так политологи комментируют итоги третьего дня голосования на выборах президента России, где явка составила 73,33%, а Путин набрал 87,68% (после обработки 30,04% протоколов). Доказав ее прочность, специалисты будут использовать ДЭГ в этом году на выборах в 24 регионах, а в следующем — уже в 30.

Вы точно человек?

Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) на выборах президента в 2024 году будет проводиться в тех же регионах, где оно уже проходило ранее. Жители регионов, которые в день выборов могут оказаться в Москве, смогут отдать свой голос в столице на терминалах ДЭГ. Система ДЭГ была применена на выборах, несмотря на провалы при тестировании системы.

ДЭГ В РОССИ И МИРЕ

Что предлагается? Решение о проведении ДЭГ на выборах принимает соответствующая избирательная комиссия: на федеральных выборах — ЦИК, на региональных и местных — избирательная комиссия региона по согласованию с ЦИК. Если на региональных и местных выборах используются региональные государственные информационные системы, порядок голосования утверждает региональный избирком. Если решение о применении ДЭГ принято, избиратель, желающий голосовать электронно, «обращается на специальный портал в сети Интернет, определенный в порядке дистанционного голосования, и проходит процедуры идентификации и аутентификации, а также подтверждения личности, после чего получает доступ к дистанционному электронному голосованию». В этом случае из бумажных списков избирателей, голосующих на избирательных участках, этот избиратель исключается. В ходе ДЭГ «осуществляется процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню и предоставляется возможность после ознакомления с необходимой информацией и порядком его заполнения осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к позиции, в пользу которой сделан выбор».

Далее, при проведении ДЭГ «анонимизированные результаты волеизъявления по мере их формирования незамедлительно зашифровываются и сохраняются в зашифрованном виде в цепочке блоков информации в соответствующей базе данных. Зашифрование результатов волеизъявления производится с использованием ключа зашифрования. Расшифрование результатов волеизъявления с использованием ключа зашифрования невозможно. После завершения голосования расшифрование результатов волеизъявления производится с использованием ключа расшифрования». Наконец, обещается «невозможность установления связи между персональными данными избирателя, участника референдума и результатом его волеизъявления».

На бумаге все это выглядит гладко, и у граждан не должно вызывать опасений… но гладко это, как в поговорке: только на бумаге.

Это действительно черный ящик, и пока основной политической задачей ДЭГ было отодвинуть наблюдателей от выборного процесса. Как это раньше было с членами комиссий с правом совещательного голоса», — подчеркнул Бузин. При этом он добавил, что система интернет-голосования введена в тех странах, где и так высокое доверие граждан к выборам — Эстания и Швейцария. А в России избиратели не доверяют даже традиционной системе выборов, и новации только увеличивают их сомнения. Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заявил «НГ»: «С исследованием трудно согласиться или опровергнуть, это надо смотреть фактуру. Что касается аргументов, то доля истины в них есть. Но с другой стороны нет исследований, какие сейчас избиратели у КПРФ, те же старички, что были в 90-е или активная молодежь со смартфонами в руках? Между тем, политолог подчеркнул, что обе стороны в чем-то правы. Калачев добавил, что хотя ДЭГ сейчас стремятся на разных платформах легитимзировать в глазах избирателей.

Ищи кому выгодно», — отметил Калачев. Но и делигитимировать систему оснований пока нет. Сразу два канала, "Темник" и "Мейстер" , отмечают, что до выборов президента, которые определяют повестку в стране, остался 141 день: "Путин сохраняет лидерство с большим отрывом от других потенциальных участников гонки в деле заполнения актуальной информповестки. Посещение корпорации «Энергия» призвано продемонстрировать внимание президента к сфере развития передовых технологий, которые для страны являются приоритетными. А встреча с Явлинским подтверждает версию тех, кто считает, что лидер «Яблока» может получить поддержку и «агреман» Кремля для выдвижения в качестве кандидата от системной либеральной оппозиции. Коммунисты на распутье. Информационное давление на Зюганова заметно усиливается. При этом позиции лидера КПРФ также заметно слабеют. Модерирование информации о ноябрьских праймериз левых сил не лично Зюгановым стоит рассматривать как доказательство его слабеющей хватки. Для лидера КПРФ почти гарантированно это последняя президентская кампания.

Использование электронного голосования на выборах — новая жизнь административного ресурса. Рассказываем, как проходил эксперимент с первым электронным голосованием в России, и какие риски нас ждут в будущем. Расследование подготовлено командой экспертов во главе с Романом Юнеманом Скачать доклад Что такое дистанционное электронное голосование 8 сентября 2019 года в России прошёл эксперимент — впервые на выборах граждане голосовали удалённо, со своих компьютеров и гаджетов. Инициаторами внедрения электронного голосования выступили московские власти и глава общественного штаба по наблюдению за выборами в Москве, главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов.

Эксперимент технически провалился — оборудование не выдержало нагрузки, система не функционировала треть времени.

Согласно ч. Аналогом «осмотра» и «опечатывания» для «электронного ящика» мог быть запуск общественными контролерами программного обеспечения ДЭГ на «чистом» оборудовании, с полным доступом к системе, который позволил бы удостовериться, что запускается именно то программное обеспечение, которое предписано законом, а никакое другое. На прошедшем голосовании наблюдатели и члены комиссий не могли физически осмотреть сервера ДЭГ и убедиться, что к ним не добавлено никакое непредусмотренное законом оборудование, не могли ознакомиться с серверной частью программного обеспечения ДЭГ, не имели доступа в качестве пользователей на сервер ДЭГ, чтобы в режиме реального времени убедиться в «стерильности» программного обеспечения. В переводе на язык оффлайн-голосования это означает, что ящик для голосования или КОИБ перед голосованием запрещено предъявлять для освидетельствования избирательной комиссии и наблюдателям. Статус членов избиркомов ДЭГ с правом решающего голоса Согласно ч.

Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается». Согласно «Порядку ДЭГ», роль комиссии в ходе голосования, по сути, исчерпывается тремя нажатиями кнопки. Способа проверить, что после нажатия кнопки указанные избирательные действия были совершены правильно, у членов УИК ДЭГ нет. У него отсутствует контроль за содержанием и результатом тех процессов, которые запускаются его действиями. Эти процессы запрограммированы и контролируются органом исполнительной власти или его агентом. Общественные контролеры лишены возможности в каком бы то ни было смысле присутствовать на «виртуальном избирательном участке».

По соображениям «безопасности» им запрещен доступ к серверам ДЭГ и физически для осмотра помещений , и электронно в качестве пользователей, которые имели бы право просматривать все протекающие на сервере процессы. Фактические ограничения деятельности независимых членов избирательных комиссий и наблюдателей в день голосования были еще строже, чем предписано «Порядком ДЭГ», как следует из отчетов Николая Колосова, Анны Лобонок и Ильи Сухорукова. Отсюда следует, что в ходе ДЭГ общественные контролеры юридически и фактически не могут исполнять свои обязанности и лишены тех прав, которые предусмотрены для них в законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…». При «обычном» голосовании также существует «технический организатор» — организация, которая обеспечивает жизнеобеспечение, охрану и уборку помещения для голосования. Однако он полностью лишен права совершать какие-либо избирательные действия. Более того, когда такое вмешательство в редких случаях происходит, то, как правило, это приводит к нешуточным скандалам.

Аномальный, синхронный и сильно коррелированный рост процента голосов за «собянинских кандидатов» в воскресенье на всех 15 одномандатных участках. Резкий, в течение 5 минут спад и такое же резкое возобновление аномальной активности на всех 15 одномандатных участках «обеденный перерыв». Сильно коррелированный, синхронный, одинаковый по величине «зазор» расхождение между голосами за провластных одномандатников и голосами за «Единую Россию» на всех 15 одномандатных участках в течение одного часа в воскресенье. Количество голосов, «скрученных» у оппозиции и переданных «административным» кандидатам в рамках данной схемы, оценивается приблизительно в 250 тыс. Один из механизмов этих фальсификаций был, видимо, устроен следующим образом. В публичный блокчейн изнутри системы ДЭГ записывались транзакции «прием бюллетеня» с голосом за «собянинского кандидата» от «никаких» избирателей то есть не прошедшие через авторизацию на Госуслугах живых пользователей ; в «тайный блокчейн» не записывалось ничего.

Результат подводился по публичному блокчейну, но с учетом переголосований, данные о которых брались из «тайного блокчейна». Аргументы для объяснения этих аномалий в отчете так называемой «технической группы» выглядят голословными и неубедительными. Анализу временных рядов с тысячами значений по 15 избирательным участкам противопоставляются три скриншота рассылки мэрии с уведомлениями о продолжении голосования. В отчете технической группы не анализируются время и объем рассылки, зависимость интенсивности отклика реципиентов рассылки от времени, длительность эффективного отклика, конверсия рассылки в голоса. Не приводится аргументов, почему рассылка должна была побудить к голосованию исключительно сторонников «собянинского списка». Наконец, не дается никакого, даже гипотетического объяснения резкого спада отклика во время «обеденного перерыва».

Эти недостатки отчета технической группы восполнил анализ, проведенный Борисом Овчинниковым и Александром Богачевым, который на эмпирических данных показал, что рассылка в самом деле «светится на радарах», то есть ее влияние на поведение избирателей известно, она действует в равной степени на оппозиционных и провластных избирателей, и она не имеет отношения к аномальной воскресной активности в пользу «собянинского списка», «обеденному перерыву» и «зазору» расхождению количества голосов за одномандатников в сравнении с голосами за ЕР.

ЦИК разрешил 24 регионам провести в сентябре электронное голосование

По его словам, новый опыт станет интересным для всего региона. Это будет интересный опыт для региона во многих аспектах. Первый — для областной избирательной комиссии. Крайне важно им понять сейчас как это будет работать и как потом вести подсчет. И главное, им нужно достаточно оперативно во все нюансы вникнуть. Второй — для административного ресурса. Сейчас начнут оперативно составлять списки и мобилизовывать электорат. В условиях местами плохого покрытия в регионе мобильным интернетом — непростая задача», - рассказал Константин Чегин. Собеседник также уверен в том, что ДЭГ будет применен и на предстоящих выборах губернатора Вологодской области, которые пройдут осенью 2024 года.

Для всех избирателей обеспечивается возможность ознакомиться с порядком проведения дистанционного электронного голосования на Портале Москвы. Получая доступ к дистанционному электронному голосованию, в том числе с помощью терминала электронного голосования стационарного или переносного , участник ДЭГ соглашается с порядком проведения дистанционного электронного голосования и пользовательским соглашением Портала Москвы. При получении доступа к дистанционному электронному голосованию участнику ДЭГ на Портале Москвы предоставляется возможность ознакомиться с необходимой информацией и техническими условиями дистанционного электронного голосования. Участнику ДЭГ на Портале Москвы после перехода на экранную форму для участия в дистанционном электронном голосовании необходимо подтвердить свою личность с использованием кода подтверждения. В случае ввода участником ДЭГ на Портале Москвы некорректного кода подтверждения или по истечении времени, установленного для ввода кода, СПО ДЭГ Москвы предоставляет ему код подтверждения повторно не чаще одного раза в минуту. После корректного ввода участником ДЭГ на Портале Москвы кода подтверждения запускается процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню, по которому участнику ДЭГ отображается порядок заполнения электронного бюллетеня и предоставляется возможность осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор. Доступ к электронному бюллетеню для волеизъявления предоставляется участнику ДЭГ на Портале Москвы в ходе его текущей интернет-сессии на срок не более одного часа. По истечении одного часа но не позднее 20. Волеизъявление осуществляется участником ДЭГ на Портале Москвы только на том устройстве, на котором он получил доступ к электронному бюллетеню. Для избирателей, участвующих в дистанционном электронном голосовании на избирательных участках, доступ к дистанционному электронному голосованию на избирательном участке предоставляется посредством терминала электронного голосования стационарного или переносного. В дни голосования на выборах в часы, установленные для проведения голосования на избирательных участках, избирателям, участвующим в дистанционном электронном голосовании на избирательных участках, обеспечивается возможность получить доступ к электронному бюллетеню и проголосовать на выборах на стационарном или переносном терминале электронного голосования. Избиратель, включенный в список избирателей на том избирательном участке, на который он прибыл для голосования, вправе обратиться к члену УИК , осуществляющему выдачу избирателям избирательных бюллетеней, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, и выбрать, какой бюллетень получить для голосования: избирательный бюллетень для голосования на бумажном носителе или доступ к электронному бюллетеню. Избиратель, включенный в список избирателей на ином избирательном участке на территории города Москвы, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, вправе получить только доступ к электронному бюллетеню. Избиратель, которому член УИК предоставляет доступ к дистанционному электронному голосованию на избирательном участке с использованием стационарного терминала электронного голосования, дает свое согласие на участие в дистанционном электронном голосовании на избирательном участке и, в случае отсутствия личного кабинета на Портале Москвы, на создание такого кабинета, расписываясь электронной графической подписью на экране считывающего устройства. После получения от избирателя согласия в СПО ДЭГ Москвы для избирателя активируется возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании на избирательном участке. При этом возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании, получив доступ к электронному бюллетеню через подсистему "Личный кабинет" Портала Москвы с любого устройства, обеспечивающего доступ в сеть Интернет, а также возможность голосования с использованием избирательного бюллетеня на бумажном носителе в случае, если избирателю предоставлена такая возможность блокируется. Возможность получить доступ к электронному бюллетеню на терминале электронного голосования предоставляется избирателю до 20. В случае если после активации для избирателя возможности принять участие в дистанционном электронном голосовании на избирательном участке избиратель до наступления времени, указанного в пункте 11. По истечении времени, указанного в пункте 11. После отмены или деактивации выбранного способа дистанционного электронного голосования избиратель вправе обратиться к члену УИК для предоставления возможности получить доступ к электронному бюллетеню на терминале электронного голосования на том избирательном участке, на который он прибыл для голосования, либо получить избирательный бюллетень для голосования на избирательном участке, где он включен в список избирателей, при этом возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании, получив доступ к электронному бюллетеню через подсистему "Личный кабинет" Портала Москвы с любого устройства, обеспечивающего доступ в сеть Интернет, у такого избирателя разблокируется в случае если избирателю предоставлена такая возможность. Избиратель для получения доступа к электронному бюллетеню в помещении для голосования избирательного участка проходит процедуру идентификации с помощью паспорта гражданина Российской Федерации, используя считывающее устройство терминала на стационарном терминале электронного голосования, установленном в помещении для голосования того избирательного участка, на котором он получил возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании. Волеизъявление осуществляется избирателем только на том стационарном терминале электронного голосования, на котором он получил доступ к электронному бюллетеню. Для идентификации на терминале электронного голосования без использования считывающего устройства терминала по запросу избирателя членом УИК может быть сформирован код подтверждения. Код подтверждения избирателю следует ввести в соответствующее поле экранной формы на терминале для идентификации с использованием серии и номера паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации. После успешной идентификации запускается процедура анонимизации, по завершении которой на стационарном терминале электронного голосования осуществляется переход к электронному бюллетеню, по которому участнику ДЭГ предоставляется возможность осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор. Доступ к электронному бюллетеню для волеизъявления предоставляется участнику ДЭГ на стационарном терминале дистанционного электронного голосования в течение часа. По истечении часа но не позднее 20. Если в течение 15 минут после получения доступа к электронному бюллетеню на терминале участник ДЭГ не производит никаких действий, на экран терминала выводится предупреждение, и, в случае если участник ДЭГ не подтвердит намерение продолжить процесс голосования, через 2 минуты голосование на терминале завершается, кнопка "Проголосовать" становится неактивной, сессия заканчивается. Возможность дистанционного электронного голосования вне помещения для голосования с использованием переносного терминала электронного голосования может быть обеспечена избирателям, участвующим в дистанционном электронном голосовании на избирательных участках, только на том избирательном участке, на котором они включены в список избирателей, и только на территории того избирательного участка, где они включены в список избирателей. Председатель заместитель председателя или секретарь УИК включает избирателя, имеющего право принять участие в дистанционном электронном голосовании на избирательном участке и изъявившего желание принять участие в дистанционном электронном голосовании на избирательном участке вне помещения для голосования, в выписку из реестра заявлений устных обращений о голосовании вне помещения для голосования далее - Реестр. У избирателя, включенного в выписку из Реестра, блокируется возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании, получив доступ к электронному бюллетеню через подсистему "Личный кабинет" Портала Москвы с любого устройства, обеспечивающего доступ в сеть Интернет, а также возможность голосования с избирательным бюллетенем на избирательном участке. При подаче заявления устного обращения о голосовании вне помещения для голосования с использованием переносного терминала электронного голосования избирателю необходимо сообщить номер своего мобильного телефона. При включении избирателя в выписку из Реестра для избирателя при необходимости создается учетная запись на Портале Москвы для участия в дистанционном электронном голосовании. Данные об избирателях, включенных в выписку из Реестра, загружаются в переносной терминал электронного голосования. По прибытии к избирателю члены УИК , обеспечивающие голосование вне помещения для голосования, обязаны удостовериться в личности избирателя, выполнить поиск избирателя в загруженной на переносной терминал выписке из Реестра, используя считывающее устройство терминала или форму для ввода данных на терминале. Поиск осуществляется по данным паспорта гражданина Российской Федерации или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации. Избиратель подтверждает согласие на участие в дистанционном электронном голосовании и получение доступа к электронному бюллетеню с использованием переносного терминала электронного голосования, расписываясь на заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования. После процедуры идентификации на переносном терминале электронного голосования и получения согласия от избирателя член УИК активирует на терминале режим голосования. Волеизъявление осуществляется участником ДЭГ только на том терминале электронного голосования, на котором он получил доступ к электронному бюллетеню. В режиме голосования запускается процедура анонимизации, по завершении которой на переносном терминале электронного голосования осуществляется переход к электронному бюллетеню, по которому участнику ДЭГ предоставляется возможность осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор. Доступ к электронному бюллетеню для волеизъявления предоставляется участнику ДЭГ на переносном терминале электронного голосования в течение часа. По истечении часа кнопка "Проголосовать" становится неактивной, сессия заканчивается, а избиратель информируется о завершении процедуры голосования. Если в течение 15 минут после получения доступа к электронному бюллетеню на терминале избиратель не производит никаких действий, на экран терминала выводится предупреждение, и, в случае если избиратель не подтвердит намерение продолжить процесс голосования, через 2 минуты голосование на терминале завершается, кнопка "Проголосовать" становится неактивной, сессия заканчивается. Информация о получении участником ДЭГ доступа к электронному бюллетеню на избирательном участке вне помещения для голосования, зашифрованная информация о его анонимизированном волеизъявлении сохраняются программным обеспечением переносного терминала электронного голосования. По прибытии членов УИК , обеспечивавших голосование вне помещения для голосования, в помещение для голосования, информация, указанная в пункте 11. В случае если информация из переносного терминала электронного голосования не была загружена до 20. После переноса информации, указанной в пункте 11. У избирателей, включенных в соответствующую выписку из Реестра и по каким-либо причинам не получивших доступ к электронному бюллетеню, разблокируется возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании, получив доступ к электронному бюллетеню через подсистему "Личный кабинет" Портала Москвы с любого устройства, обеспечивающего доступ в сеть Интернет при наличии такой возможности , а также возможность голосования с использованием избирательного бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, на избирательном участке в помещении для голосования или вне помещения для голосования. После осуществления волеизъявления участником ДЭГ изменение волеизъявления повторное волеизъявление, возврат к электронному бюллетеню не допускается. Средствами СПО ДЭГ Москвы в течение всего времени голосования обеспечивается отображение в электронном виде информации о ходе дистанционного электронного голосования на специальном портале в телекоммуникационной сети общего пользования Интернет. Избиратель, получивший доступ к электронному бюллетеню, исключается из списка избирателей на том избирательном участке, где он включен в список избирателей, и не вправе получить избирательный бюллетень для голосования на выборах Президента Российской Федерации. Порядок составления протокола об итогах дистанционного электронного голосования на территории города Москвы 11. С использованием автоматизированного рабочего места дистанционного электронного голосования далее - АРМ ДЭГ дается команда о формировании в электронном виде списка принявших участие в ДЭГ на территории города Москвы по состоянию на момент завершения дистанционного электронного голосования.

Действительно, голосовать из-за рубежа по закону возможно только на федеральных выборах, поскольку в таком случае избиратели не привязаны к конкретным регионам если речь не идет о выборе депутата-одномандатника. Причем во время выборов депутатов Госдумы партии сами определяют, в пользу какой из региональных групп закрепить зарубежные голоса. Голосовать могут официально проживающие за границей граждане, которые стоят на учете и голосуют на специальных участках в консульских учреждениях. По данным на 1 июля их число незначительно превысило 2 млн человек.

Рассказываем, как проходил эксперимент с первым электронным голосованием в России, и какие риски нас ждут в будущем. Расследование подготовлено командой экспертов во главе с Романом Юнеманом Скачать доклад Что такое дистанционное электронное голосование 8 сентября 2019 года в России прошёл эксперимент — впервые на выборах граждане голосовали удалённо, со своих компьютеров и гаджетов. Инициаторами внедрения электронного голосования выступили московские власти и глава общественного штаба по наблюдению за выборами в Москве, главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов. Эксперимент технически провалился — оборудование не выдержало нагрузки, система не функционировала треть времени. Сотрудники мэрии Москвы вручную вмешивались в работу системы и останавливали блокчейн, а после выборов утекли персональные данные избирателей.

Эксперты обсудили достоинства и риски дистанционного электронного голосования

Эксперты обсудили достоинства и риски дистанционного электронного голосования Можно ли на выборах президента проголосовать онлайн через госуслуги с телефона или компьютера.
Как работает электронное голосование в России? Гайд для избирателей «Безусловно, внедрение ДЭГ влияет на прозрачность выборов, но только на начальном этапе.
Выборы через смартфон: Пять вопросов о дистанционном голосовании Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) – это голосование без бумажного бюллетеня по интернету на портале

В ЦИК уверены, что на выборах президента в 2024 году будут применять ДЭГ

Как отмечает издание «Новости », рассматривал возможность внедрения ДЭГ на выборах-2023 и Приморский край. Наблюдателю за дистанционным электронным голосованием, имеющему подтвержденную учетную запись на портале Госуслуг с помощью специального программного обеспечения на портале наблюдения за ДЭГ по соответствующим выборам. За ДЭГ отвечает ЦИК России – независимый федеральный государственный орган с исключительными полномочиями в сфере подготовки и проведения выборов. Наблюдатели за ДЭГ на выборах президента РФ в 2024 году разделены на две категории – дистанционных и очных.

Что такое ДЭГ и как оно работает?

Речь о внесении списка избирателей в систему, подведении результатов, самом процессе голосования — все это можно отслеживать визуально при помощи трансляции из территориальной избирательной комиссии ТИК , которая будет доступна круглосуточно на портале наблюдения. Кроме того, по процедурному подходу есть утвержденный Общественной палатой РФ регламент наблюдения за ДЭГ, в котором все наблюдение разбито на 63 простых пункта. Чтобы стать наблюдателем с криптографическим подходом, желательно обладать техническими знаниями. Мы имеем доступ к порталу наблюдения, где можем проверить любую транзакцию действие в системе : добавлена ли она в математическую функцию, изменялась или нет. Любой человек, отдавший голос, получает определенный код, который можно ввести на портале наблюдений и проверить, добавлен ли его выбор в математическую функцию блокчейн. Если мы не доверяем порталу наблюдений, мы можем взять непосредственно данные функции и проверить ее. Для общественных наблюдателей по всей России математическая функция доступна с задержкой в 30 минут, в Общественной палате РФ в здании ТИК доступна в режиме реального времени.

При большом желании люди, которые интересуются ДЭГ, следят за нодой наблюдения на территории Общественной палаты Российской Федерации. Для наблюдателей разработан специальный набор программ «Утилит», при помощи которых можно работать непосредственно с нодой наблюдения специальными техническими средствами. Среди них так называемый цифровой сейфпакет — это программное обеспечение, разработанное независимыми наблюдателями Общественной палаты РФ, оно позволяет сохранять данные блокчейна. Из нововведений нам обещают открытую базу данных, из которой можно будет оперативно получать все открытые статистические данные о голосовании. Как стать наблюдателем за ДЭГ? Они назначаются кандидатами и их доверенными лицами, до трех человек на каждого кандидата.

Работающие удаленно на портале наблюдения. Их назначают кандидаты, доверенные лица, партии и их отделения, Общественные палаты. Количество таких наблюдателей — до трех человек от каждого назначающего. Наблюдателем за ДЭГ может стать любой житель Воронежской области.

Рассказываем, как работает онлайн-голосование на выборах и почему оно превосходит по уровню безопасности традиционное.

Как работает дистанционное электронное голосование Согласно закону «Об основных гарантиях избирательных прав» дистанционное электронное голосование ДЭГ — это голосование без применения бумажного бюллетеня, с помощью специального программного обеспечения. Говоря проще, это голосование через интернет с обычного смартфона или ноутбука. Протокол дистанционного голосования похож на обычный, просто осуществляется при помощи электронных технологий. Вот как это происходит: 1. Подача заявления на портале Госуслуг Избирателя из регионов подают заявление на Госуслугах в разделе «Мои выборы», москвичи — на портале mos.

Заявителем может стать любой гражданин с активным избирательным правом и регистрацией в одном из субъектов, участвующих в ДЭГ. Личные данные заявителя сверяют с регистром избирателей системы ГАС «Выборы». Если с данными все в порядке, человек попадает в список избирателей программно-технического комплекса ДЭГ. Его участие в электронном голосовании подтверждается уведомлением — оно приходит в личный кабинет Госуслуг. Идентификация на портале ДЭГ через Госуслуги Посетить избирательный участок означает зайти на сайт vybory.

Избиратель должен пройти процедуры аутентификации — подтвердить свою личность, и идентификации — получить отметку в избирательных списках. И то, и другое происходит с помощью авторизации в Госуслугах. Завершением этих процедур станет ввод проверочного кода, который поступит на телефон.

Никакие эмпирические данные не давали основания предполагать, что сторонники провластных кандидатов настолько предпочитают голосовать онлайн, а оппозиционные избиратели — причем различные: сторонники КПРФ, СР, Яблока — объединены радикальным предпочтением голосовать на участках.

Графики 1—2. Сравнение результатов голосования на реальных участках и в ДЭГ Скандальный характер также носило поведение избирательных комиссий ДЭГ, в ходе голосования отстранившихся и отстранивших общественных контролеров от наблюдения за происходящим на серверах ДЭГ. Наконец, перед голосованием не было утверждено нормативным актом исчерпывающее описание программно-технических средств ДЭГ. Попытки СМИ до голосования выяснить, как же будет проходить подсчет голосов, были безуспешны.

Эти обстоятельства ставят следующие вопросы: Как был устроен механизм приема и подсчета голосов ДЭГ? Какими уязвимостями обладает этот механизм? Соответствует ли этот механизм закону? Есть ли прямые доказательства фальсификаций в ходе ДЭГ?

Если да, то через какую из уязвимостей они были реализованы? Отчасти до, но в основном после подведения итогов дистанционное электронное голосование было подробным образом изучено в исследованиях специалистов в области информационных технологий и статистики и в журналистских расследованиях. Еще летом 2021 года, когда часть московской системы ДЭГ так называемый «регистратор» — блок аутентификации пользователей использовалась для проведения праймериз Единой России, Сергеем Шпилькиным было выявлено массовое использование ботов [1]. Исследование программиста Петра Жижина выявило значительные незадокументированные возможности ДЭГ, которые ставят под сомнение прозрачность выборов и потенциально нарушают тайну голосования [2].

Фактические обстоятельства голосования: ограничение доступа к ноде наблюдателей, приостановка подсчета, возможное вмешательство ФСБ — были задокументированы в отчетах членов избиркома московского ДЭГ и наблюдателей [3]. Убедительные свидетельства фальсификаций на московском ДЭГ были представлены в исследовании физика Максима Гонгальского [4]. В отчете так называемой «технической группы» [5] были предприняты, в свою очередь, неубедительные попытки опровержения эмпирических данных Гонгальского. Дополнительные свидетельства в пользу фальсификаций представлены в работе Александра Богачева и Бориса Овчинникова [6].

На запросы СМИ, направленные представителям правительства Москвы [7] и ЦИК [8] , получены, по моему убеждению, нерелевантные или не соответствующие действительности ответы. Далее я опираюсь на результаты этих исследований и, если не оговорено иное, имею в виду «московское ДЭГ», как наиболее исследованное. Подчеркну при этом, что «федеральное ДЭГ» уже в силу его большей закрытости таит еще больше угроз и уязвимостей. В ходе его исследований было установлено, что голосование функционирует следующим образом.

Избиратель совершает «вход» логин на сайте mos. Выдается бюллетень, при этом в базу данных-1 БД1 , «публичный блокчейн» [9] , записывается транзакция «выдача бюллетеня» с идентификатором избирателя. Избиратель совершает волеизъявление и направляет его результат в виде зашифрованного сообщения. При осуществлении транзакции «прием бюллетеня» в БД1 записывается зашифрованное публичным ключом «ключ 2» волеизъявление избирателя и хэш голоса избирателя.

Хэш образуется из зашифрованного волеизъявления и подписи избирателя. Наличие БД2 не было предусмотрено нормативными правовыми актами и не было предметом широкой общественной дискуссии вплоть до завершения голосования. В течение дней голосования выгрузка из «публичного блокчейна» помещается в интернет раз в полчаса. Блокчейн содержит, помимо хэшей голосования, также хэши, которые приводят к ошибке, если из блокчейна будет удалена какая-либо информация.

Приватный тайный «блокчейн» в общий доступ не выкладывается.

После сборки ключа расшифрования запускается процедура расшифрования результатов волеизъявления участников ДЭГ. Протокол ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования содержит следующие данные по каждому субъекту Российской Федерации: число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ на момент окончания голосования; число электронных бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам ДЭГ; число электронных бюллетеней, по которым участники ДЭГ приняли участие в голосовании; число недействительных электронных бюллетеней; число голосов участников ДЭГ, поданных за каждого зарегистрированного кандидата. В случае отсутствия заявлений ДЭГ в протоколе ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования на территории субъекта Российской Федерации данные не отображаются и в сводную таблицу об итогах голосования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации не включаются. Если при проведении дистанционного электронного голосования были допущены нарушения, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления участников ДЭГ, итоги дистанционного электронного голосования по соответствующему субъекту Российской Федерации признаются ТИК ДЭГ недействительными. Учет данных об итогах дистанционного электронного голосования при установлении итогов голосования в субъектах Российской Федерации 8.

После подписания протокола ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования данные об итогах дистанционного электронного голосования записываются на однократно записываемый нестираемый внешний носитель информации. В ИКСРФ данные об итогах дистанционного электронного голосования распечатываются в соответствии с формой, приведенной в приложении N 5 к Порядку с учетом утвержденной формы протокола об итогах голосования и с использованием таблицы соответствия данных об итогах дистанционного электронного голосования и строк протокола территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования об итогах дистанционного электронного голосования приложение N 6 к Порядку , подписываются председателем и секретарем комиссии и вводятся в ГАС "Выборы". Данные об итогах дистанционного электронного голосования включаются в сводную таблицу об итогах голосования графой с наименованием "Дистанционное электронное голосование" и учитываются в протоколе об итогах голосования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации согласно утвержденным ЦИК России формам протокола и сводной таблицы. В случае если итоги дистанционного электронного голосования по субъекту Российской Федерации были признаны недействительными, данные об итогах дистанционного электронного голосования не включаются в сводную таблицу об итогах голосования, не учитываются в протоколе избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об итогах голосования. Порядок хранения и уничтожения избирательной документации и информации о дистанционном электронном голосовании, предоставления доступа к указанной документации и информации 9. Уничтожение документов данных , сохраненных на внешних носителях информации и или в ПТК ДЭГ, осуществляется по истечении сроков их хранения, указанных в пунктах 9.

Наблюдение за дистанционным электронным голосованием 10. Наблюдение за дистанционным электронным голосованием обеспечивается в соответствии с положениями Федерального закона N 67-ФЗ, Федерального закона N 19-ФЗ с учетом особенностей, установленных Порядком. Средствами отображения информации ПТК ДЭГ в помещении ТИК ДЭГ и в Общественной палате Российской Федерации обеспечивается постоянное непрерывное отображение следующей информации: число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ, в том числе в разрезе избирательных участков; число электронных бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам ДЭГ, в том числе в разрезе избирательных участков; число электронных бюллетеней, по которым участники ДЭГ приняли участие в голосовании; доля участников ДЭГ, принявших участие в дистанционном электронном голосовании получивших доступ к электронному бюллетеню , от общего числа участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ. Политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, ее региональные отделения в субъектах Российской Федерации, где проводится дистанционное электронное голосование, зарегистрированный кандидат, доверенные лица зарегистрированного кандидата, общественная палата субъекта Российской Федерации, где проводится дистанционное электронное голосование, могут назначить не более трех наблюдателей на портале наблюдения ПТК ДЭГ. Наблюдателю на портале наблюдения ПТК ДЭГ, имеющему подтвержденную учетную запись на ЕПГУ, и ИКСРФ, где проводится дистанционное электронное голосование, с помощью специального программного обеспечения на портале наблюдения ПТК ДЭГ дополнительно обеспечивается возможность: получения блоков информации распределенной базы данных ПТК ДЭГ, содержащей зашифрованные результаты волеизъявления участников ДЭГ и данные об итогах дистанционного электронного голосования; контроля неизменности и сохранности результатов волеизъявления участников ДЭГ; контроля достоверности установления итогов дистанционного электронного голосования. Особенности проведения дистанционного электронного голосования с использованием государственной информационной системы "Дистанционное электронное голосование" на территории города Москвы 11.

Общие положения 11. Дистанционное электронное голосование на территории города Москвы проводится с использованием региональной информационной системы - государственной информационной системы "Дистанционное электронное голосование" далее - ГИС ДЭГ , являющейся государственной информационной системой города Москвы, обеспечивающей взаимодействие с государственной информационной системой "Портал государственных и муниципальных услуг функций города Москвы" далее - Портал Москвы , интегрированной с автоматизированной информационной системой "Официальный портал Мэра и Правительства Москвы" и предназначенной для автоматизации технологических процессов организации и проведения дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдумах. Принять участие в дистанционном электронном голосовании на территории города Москвы имеет право гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах Президента Российской Федерации, включенный в список избирателей избирательного участка на территории города Москвы, на котором список избирателей составляется и используется в электронном виде, за исключением избирательных участков, образованных в местах временного пребывания избирателей в исключительных случаях иное может быть установлено решением Московской городской избирательной комиссии далее - Мосгоризбирком , имеющий учетную запись в государственной информационной системе "Портал государственных и муниципальных услуг функций города Москвы" далее - Портал Москвы. Принять участие в дистанционном электронном голосовании на избирательном участке при условии предоставления избирателю доступа к дистанционному электронному голосованию членом УИК , который при необходимости может подтвердить или создать в установленном порядке учетную запись на Портале Москвы для участия в дистанционном электронном голосовании, имеет право: 11. Избиратель, указанный в пункте 11. При несоблюдении условий, указанных в пунктах 11.

В случае если избиратель принял участие в голосовании в порядке, предусмотренном статьями 69, 71 Федерального закона N 19-ФЗ, доступ к дистанционному электронному голосованию ему не предоставляется. Избиратель, подавший заявление о включении его в список избирателей по месту нахождения на избирательном участке за пределами территории города Москвы и не аннулировавший его в соответствии с пунктом 2. Условия участия в дистанционном электронном голосовании на территории города Москвы 11. Избиратели, указанные в пункте 11. Оператор ГИС ДЭГ не ранее 3 февраля 2024 года направляет в Мосгоризбирком информацию о гражданах Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства на территории города Москвы, являющихся пользователями Портала Москвы с полной учетной записью в этой системе, с целью подтверждения активного избирательного права на выборах Президента Российской Федерации и сопоставления с данными Регистра избирателей, участников референдума ГАС "Выборы". Не позднее чем 5 марта 2024 года Мосгоризбиркомом формируются итоговые сведения об избирателях, имеющих возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании, в том числе с помощью стационарного или переносного терминала электронного голосования, и передаются оператору ГИС ДЭГ для загрузки в базу данных ГИС ДЭГ и информирования избирателей о возможности участия в дистанционном электронном голосовании.

Не позднее чем в 18. Сведения об избирателях, имеющих возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании, уточняются с момента завершения их формирования и до окончания времени дистанционного электронного голосования на основании информации, поступившей в Мосгоризбирком. Сведения также уточняются на основании информации об участии избирателя в голосовании на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, с использованием избирательного бюллетеня на бумажном носителе. При использовании на избирательных участках списков избирателей в электронном виде избиратель, включенный в выписку из списка избирателей, подавших заявления обращения о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, к которому были направлены члены УИК для проведения голосования вне помещения для голосования, не может принять участие в дистанционном электронном голосовании до возвращения членов УИК , выезжавших по заявлению устному обращению данного избирателя, и установления факта, что указанный избиратель не проголосовал вне помещения для голосования, в том числе не получил доступ к электронному бюллетеню на переносном терминале электронного голосования. Порядок составления списка принявших участие в дистанционном электронном голосовании на территории города Москвы 11. В период проведения дистанционного электронного голосования после прохождения избирателем процедур идентификации, аутентификации и получения избирателем доступа к электронному бюллетеню избиратель включается в список принявших участие в дистанционном электронном голосовании на территории города Москвы далее - список принявших участие в ДЭГ.

На основании информации о фактическом предоставлении избирателям доступа к электронному бюллетеню в Мосгоризбиркоме в электронном виде формируется список принявших участие в ДЭГ по форме, установленной приложением N 8 к Порядку. При отображении списка принявших участие в ДЭГ средствами отображения информации СПО ДЭГ Москвы указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, номер мобильного телефона участника ДЭГ, а в поле для отметки о доступе к электронному бюллетеню проставляется серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации - участника ДЭГ. У участников ДЭГ, получивших доступ к электронному бюллетеню с помощью терминала электронного голосования стационарного или переносного , номер мобильного телефона может быть не указан. Сведения об участниках ДЭГ располагаются в алфавитном порядке. Со списком принявших участие в ДЭГ вправе ознакомиться члены Мосгоризбиркома. Избиратель, получивший в соответствии с разделом 11.

Электронный бюллетень 11. Не позднее 20. В случае выбытия зарегистрированного кандидата, фамилия, имя и отчество которого указаны в избирательном бюллетене, отмены или аннулирования регистрации кандидата, отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата и принятия соответствующей избирательной комиссией решения о внесении в избирательный бюллетень данных об указанном кандидате уточненные исходные данные передаются в соответствии с пунктом 11. Отображение электронного бюллетеня производится средствами СПО ДЭГ Москвы с учетом особенностей отображения электронного бюллетеня в ГИС ДЭГ и технических характеристик экрана устройства, используемого участником ДЭГ, в том числе обеспечивается функционал для голосования с использованием электронного бюллетеня для слабовидящих. Электронные бюллетени становятся доступны участникам ДЭГ в период проведения дистанционного электронного голосования в порядке, установленном подразделом 11. Контроль за подсчетом голосов участников дистанционного электронного голосования на территории города Москвы 11.

При проведении дистанционного электронного голосования анонимизированные результаты волеизъявления участников ДЭГ по мере их формирования незамедлительно зашифровываются и сохраняются в зашифрованном виде в цепочке блоков информации в единой распределенной базе данных СПО ДЭГ Москвы. Указанные действия выполняются с использованием СПО ключей шифрования. Ключ расшифрования разделяется на несколько частей, количество которых определяется решением Мосгоризбиркома. При формировании ключа зашифрования и ключа расшифрования, разделении ключа расшифрования на отдельные части вправе присутствовать члены Мосгоризбиркома, представители зарегистрированных кандидатов, представители политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, и представители средств массовой информации, указанные в пункте 1. Запись ключа зашифрования и ключа расшифрования осуществляется на внешние носители информации. Части ключа расшифрования передаются на ответственное хранение лицам, определенным решением Мосгоризбиркома.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий