Ну дык, эта самая бомбардировка была использована в пропаганде супротив союзников. Потому и вспоминают чаще всего только Дрезден. Оригинал взят у parker_111 в К 70-летию бомбардировки Дрездена Вспоминая Дрезден: 70 лет после бомбардировки В последние месяцы Второй мировой войны союзная авиация. Удаление надписи на мемориальном комплексе в Дрездене в память о жертвах бомбардировок города в 1945 году является частью перепланировки, заявили городские власти. Бомбежки ради бомбежек. А были ли эффективны бомбардировки стратегической авиации против частей вермахта? Originally posted by oper_1974 at Бомбоубежище Дрездена откопанное в 1946 году.
Черновик:Бомбардировка Дрездена 13-14 февраля 1945 года
Можно ли говорить о стратегической необходимости бомбардировки Дрездена в начале 1945 года, когда исход войны был уже предрешен? Английский маршал авиации Роберт Сондби был не столь категоричен: «Никто не станет отрицать, что бомбардировка Дрездена была большой трагедией. Оригинал взят у parker_111 в К 70-летию бомбардировки Дрездена Вспоминая Дрезден: 70 лет после бомбардировки В последние месяцы Второй мировой войны союзная авиация. КАК МЕНЯЮТ ИСТОРИЮ - ТАБУ НЕМЦЕВ И ЯПОНЦЕВ - ОТКРОВЕНИЯ ЧЕРЧИЛЛЯ» на канале «СЕЛЯВИ. Уничтоженный в феврале 1945 года и добитый бомбёжками в марте и апреле Дрезден не имел никакого военного значения.
Почему уничтожили Дрезден и Лейпциг?
Тела немецких мирных жителей, погибших при авианалете 13-14 февраля 1945 года бомбардировщиков союзников на Дрезден. В начале войны в Дрездене установили много тяжелых зенитных батарей, но так как город не подвергался бомбардировкам. 6. Разрушение Дрездена было местью за бомбардировку Ковентри В Ковентри погибли 568 человек.
«Не хочу сгореть заживо!» Кто и зачем уничтожил Дрезден в феврале 1945-го?
Признают ли самую крупномасштабную бомбардировку Второй мировой войны военным преступлением? Виталий Словецкий 10047 В течение нескольких десятилетий в Европе то и дело раздаются призывы придать бомбардировке древнего города Дрездена статус военного преступления и геноцида жителей. Недавно немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Гюнтер Грасс и бывший редактор британской газеты «The Times» Саймон Дженкинс вновь потребовали сделать это. Их поддерживает американский журналист и литературный критик Кристофер Хитченс, заявивший, что бомбардировки многих немецких городов проводились исключительно для того, чтобы новые экипажи самолётов могли отработать практику бомбометания. Немецкий историк Йорк Фридрих в своей книге отметил, что бомбардировки городов были военным преступлением, поскольку в последние месяцы войны они не были продиктованы военной необходимостью: «…это была абсолютно излишняя в военном смысле бомбардировка». Число жертв ужасной бомбардировки, случившейся с 13 по 15 февраля 1945 года, составляет от 25 000 до 30 000 человек многие источники заявляют о большем числе. Город был разрушен практически полностью. После окончания Второй мировой войны развалины жилых домов, дворцов и церквей разобрали и вывезли за город. На месте Дрездена образовалась площадка с размеченными границами бывших улиц и зданий. Восстановление центра длилось около 40 лет.
Остальную часть города застроили значительно быстрее. По сей день ведётся восстановление исторических зданий на площади Ноймаркт. Огненный смерч втягивал людей… До войны Дрезден считался одним из самых красивых городов Европы. Туристические путеводители называли его Флоренцией на Эльбе. Здесь располагались знаменитая Дрезденская галерея, второй по величине в мире музей фарфора, красивейший дворцовый ансамбль Цвингер, оперный театр, соперничавший по акустике с театром Ла-Скала, множество церквей, построенных в стиле барокко. В Дрездене часто останавливались русские композиторы Пётр Чайковский и Александр Скрябин, а Сергей Рахманинов готовился здесь к своим мировым турне. Подолгу жил в городе писатель Фёдор Достоевский, работавший над романом «Бесы». Здесь у него родилась дочь Любаша. В конце Второй мировой войны местные жители были уверены, что Дрезден не подвергнется бомбардировкам.
В нём не было военных заводов. Ходили слухи, что после войны союзники сделают Дрезден столицей новой Германии. Противовоздушная оборона здесь практически отсутствовала, поэтому сигнал воздушной тревоги прозвучал всего за несколько минут до начала бомбёжки. В 22 часа 03 минуты 13 февраля жители окраин услышали гул приближающихся самолётов. В 22 часа 13 минут 244 тяжёлых бомбардировщика «Ланкастер» британских Королевских ВВС сбросили на город первые фугасные бомбы.
Курт Воннегут тоже его пережил. Он вместе с другими военнопленными прятался в подвале дрезденской скотобойни. Под впечатлением от увиденного уже в конце 1969 года американец написал свой главный антивоенный роман «Бойня номер пять».
В другой своей, уже документальной работе он описывал увиденное на разборе завалов: «Наша инфернальная миссия состояла в поиске погибших. В тот день, как и в последующие, улов оказался богатым. Проникнув в подвал через пролом в стене, мы обнаружили зловонную залежь — более сотни трупов. Вероятно, прежде чем здание рухнуло, по нему пронесся огонь, так как тела скорее напоминали перезрелые сливы. Наше задание заключалось в том, чтобы выносить на поверхность останки из-под завалов. Подбадриваемые тычками в спину и громкой руганью, мы превратились в своего рода ассенизаторов, работающих по колено в омерзительном болоте из сточных вод и человеческих внутренностей». Геббельсовская пропаганда немедленно начала работу с этой акцией союзников, утверждая, что в огне погибло до 200 тысяч человек. Муниципальная комиссия, работавшая по горячим следам, и специальный комитет ученых, исследовавшие количество жертв уже во второй половине 2000-х, пришли к выводу, что эта цифра завышена на порядок.
По современным оценкам 13—14 февраля 1945 года в Дрездене погибло 25—30 тысяч человек. Погиб и город. Вперед в прошлое Вопрос целесообразности тех февральских налетов на Дрезден до сих пор остается предметом достаточно оживленной дискуссии как среди специалистов-историков, так и у общественности. Среди британского и американского военного руководства господствовало убеждение, что цель оправдывала средства. Саксонская столица действительно оставалась одним из последних не пострадавших от бомбардировок крупных германских городов. Здесь работали военные предприятия, действовал большой транспортный узел. Нельзя отрицать и то психологическое впечатление, которое было произведено масштабом разрушений и их безжалостностью. С другой стороны, Третий рейх уже войну фактически проиграл, а в результате дрезденской катастрофы погибли на самом деле практически одни мирные жители.
Но спор, который продолжается и сейчас, должен учитывать не только современные гуманистичные представления о методах ведения войн, но и ту ожесточенность, которая была присуща Второй мировой. А главное — тот факт, что все цивилизованные правила сперва нарушили сами немцы. Как бы то ни было, исторический центр Дрездена к маю 1945 года лежал в руинах, и в этом город был не одинок. Интересно сравнить опыт его последующей судьбы с ближайшими аналогами. К сожалению, примеров для этого Вторая мировая оставила в избытке. В Советском Союзе разрушенные здания предпочитали сносить и строить на их месте новый «идеальный город», часто меняя даже его планировку. Так было в Минске или в Сталинграде, похожие примеры можно найти и в Западной Европе французский порт Гавр, уничтоженный британскими самолетами в 1944-м и отстроенный в соответствии с принципами модернизма в 1950—60-е годы. Поляки, напротив, старались максимально восстановить исторические центры своих городов, рассматривая их как неотъемлемую часть национальной культуры.
Так была успешно регенерирована варшавская «Старувка», восстановлен центр Гданьска. В случае с Дрезденом был выбран промежуточный вариант. Вокруг разрушенного Альтштадта появились широкие проспекты и масштабные модернистские ансамбли, но сам исторический центр начали потихоньку восстанавливать. Причем настолько медленно и не спеша, что процесс продолжается до сих пор, спустя 75 лет после бомбардировок. Немцы никуда не торопились. Целыми годами разрушенные здания аккуратно разбирались, проводилась инвентаризация их остатков: строительный материал, пригодный к повторному использованию, отправлялся на хранение, а остальное вывозилось в пригород, где захоранивалось в специальном искусственном холме. Первыми восстановили самые знаковые достопримечательности Дрездена: музейный комплекс Цвингер, Хофкирхе, замок-резиденцию курфюрстов.
Мало того — они делали только хуже: скопившиеся там люди практически неизбежно погибали от удушья. Так, множество беженцев из восточных районов Германии погибли в подвалах вокзала, где они прятались. Лишь немногие из них умерли в огне и взрывах, большинство — от удушья. Для сравнения: в октябре 1944 года пожарным Брауншвейга удалось спасти 23 тысячи человек, запертых в убежище. Они проложили к нему дорогу с помощью «водяной аллеи», прорываясь через пожары с помощью множества бесперебойно работающих пожарных рукавов. Но это было большое везение — количество и сила пожаров были недостаточными для того, чтобы на пути храбрецов образовался полноценный «смерч». В Дрездене всё было намного хуже — сказались как большая сила пожаров, так и тройной характер авиаудара. Цена Потери сторон, конечно, непропорциональны. Союзники недосчитались восьми «ланкастеров», восьми «крепостей» и четырёх «мустангов». Часть этих самолётов погибла по небоевым причинам — столкновения и даже повреждения бомбами, сброшенными с машин, идущих выше. А вот с потерями германской стороны сложнее. Всё дело в том, что город был наводнён беженцами из Силезии и Восточной Пруссии, которые не всегда где-то отмечались — могли как самовольно уехать, так и пропасть без вести, превратившись в кучки пепла или обгорев до полной неузнаваемости. Да и документация в 1945 году уже велась откровенно слабо. Поэтому точной цифры погибших в бомбардировке не знает никто. Нижняя граница находится в районе 18 тысяч убитых. Верхней не существует — Геббельс говорил о 200 тысячах, отдельные правые политики Германии нашего времени доходили в своих подсчётах и до полумиллиона. После войны бытовала цифра в 135 тысяч, хотя современные немецкие исследователи считают её завышенной. Согласно немецким данным на настоящий момент, число жертв доходит до 25 тысяч. Это, в любом случае, огромные жертвы. Зачастую жители целых улиц оказывались в списках погибших почти в полном составе. Имелись многоквартирные дома, в которых не уцелел вообще никто. Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам Уже в наши дни, в 2005 году, открылась заново одна из погибших в огне церквей — Фрауэнкирхе.
Они начали бомбить специально ночью, когда все спали, а жителям и беженцам труднее спрятаться. Пламя над городом видно было на расстоянии 80 км. Бомбардировка англичанами и американцами Дрездена в феврале 13-го 45-го превосходит две атомные американские бомбардировки Хиросимы и Нагасаки по количеству погибших.
Авианалет на Дрезден в 1945 был совершен союзниками по просьбе Сталина
В этот четверг весь мир вспоминал страшную бомбардировку Дрездена. 13-го февраля исполнилось 75 лет рукотворному аду на земле. Бомбардировка Дрездена-англо-американская воздушная бомбардировка города Дрезден, столицы немецкого государства Саксония, во время Второй мировой войны. Бомбардировка Дрездена, предпринятая англо-американской авиацией 13-15 февраля 1945 года.
В Дрездене из-за американской бомбы эвакуировали 15 тысяч человек
Райхерт цитирует свидетелей, которые заявляют, что беженцы не были расквартированы в дрезденских зданиях, и что не было расквартирования их в парках или на площадях Дрездена. Таким образом, Райхерт оценивает, что количество людей в Дрездене в ночь бомбежек не было намного больше, чем официальная численность населения Дрездена перед войной. Поскольку памятная записка Королевских ВВС Великобритании проанализировала этот вопрос перед авианалетами: Дрезден, седьмой по размеру город в Германии и ненамного меньший, чем Манчестер также обладает самой большой не разбомбленной зоной застройки, которая есть у врага. Посреди зимы с беженцами, потоком движущимися на запад и войсками, которые будут отдыхать там, крыши там особо ценятся, не только, чтобы дать в равной мере убежище рабочим, беженцам и войскам, но также, чтобы предоставить помещение административным службам, перемещенным из других областей. По этим причинам никто не был в состоянии установить реальное количество мертвых, и без сомнения, никто и никогда не сможет этого сделать. Умерли ли только 25 000 человек? Если оценка числа жертв в Дрездене в 25 000 человек точна, то нас оставляют со странным результатом, что авиация союзников, использованная как по учебнику в ее полную силу и без ограничений по особенно уязвимому большому городу незадолго до конца войны, когда превосходство союзников в воздухе было абсолютным, а немецкая противовоздушная оборона почти отсутствовала, была менее эффективной, чем авиация союзников в предыдущих и более трудных операциях, таких как Гамбург или Берлин.
Я думаю, что огромные руины, оставленные в Дрездене, предполагают степень полного разрушения, невиданную прежде в Германии. Дрезденские бомбардировки создали массивную огненную бурю эпических размеров, и никоим образом не были неудавшейся миссией лишь с малой долей от намеченных результатов. Пожары от одного только первого налета были видны на расстоянии более ста миль от Дрездена. Только небольшое количество налетов когда-либо фактически соответствовали этой теории двойного удара, и те, что ей соответствовали, были катастрофическими. Гитлер приказал, чтобы более 3 000 бункеров для защиты от атак с воздуха были построены в 80 немецких больших и малых городах. Однако в Дрездене не построили ни одного бункера, потому что считалось, что этот город не подвергнется риску воздушного нападения.
Вместо этого гражданская ПВО в Дрездене посвятила большинство своих усилий созданию туннелей между подвалами многоквартирных домов так, чтобы люди могли перебежать из одного здания в другое. Эти туннели усилили эффект дрезденской огненной бури, направляя дым и пары из одного подвала в следующий и сжигая кислород в сети связанных между собой подвалов. Когда британские ВВС совершили налет на Дрезден той ночью, всё, что жители и беженцы в Дрездене могли сделать, было найти убежище в своих подвалах. Эти подвалы, как оказалось, были во многих случаях смертельными ловушками. Людей, которым удалось сбежать из своих подвалов, часто засасывало в огненную бурю, когда они изо всех сил пытались сбежать из города. Бомбардировщики, участ-вовавшие в бомбежках Дрездена, смогли осуществить свои налеты, практиче-ски не опасаясь немецкой противовоздушной обороны.
Командиры бомбарди-ровщиков наведения приказали, чтобы бомбардировщики спустились на более низкую высоту, и экипажи чувствовали себя при этом уверенно, поддерживая постоянную высоту и направляясь к своим целям во время бомбардировки. Это обеспечило то, что дрезденские налеты были особенно сконцентрированы и поэтому чрезвычайно эффективны. Управление бомбардировочных операций предсказало следующие последствия операции «Thunderclap» «Удар грома» : Если мы предположим, что в дневное время население области, подвергающейся налету, составляет 300 000 человек, то мы можем ожидать 220 000 жертв. Пятьдесят процентов из них или 110 000, как можно ожидать, будут убиты. Предполагается, что такое нападение, приводящее к очень многим смертям, большую долю которых составят руководящие работники, не может не иметь сокрушительный эффект на политическую и гражданскую мораль по всей Германии. Дрезден подвергся дальнейшим американским нападениям 406 бомбардировщиков B-17 2 марта и 580 бомбардировщиков B-17 17 апреля, что привело к смерти еще 453 человек.
Так как ни Дрезден, ни Пфорцхайм не понесли большого ущерба ранее во время войны, воспламеняемость обоих городов была сохранена. В этих городах также не хватало бомбоубежищ для граждан. Вторая волна бомбардировщиков в ходе дрезденского налета появилась над Дрезденом в то самое время, когда максимальное количество пожарных и спасательных команд было на улицах горящего города.
Немцы стянули всех пожарных на ликвидацию возгораний. К тому же после первой волны почти по всему Дрездену вырубилось электричество. Сирены больше не работали и не могли предупреждать об атаке.
Когда британские самолёты появились снова, никто уже не мог предупредить об их нападении. Вторая атака накрыла собранных со всей Саксонии пожарных. Так как тушить пожары было уже некому, площадь возгораний многократно расширилась. Она-то как раз и завершила операцию. Около полудня того же дня самолёты избавились от своего смертоносного груза. Историки отмечают абсолютную беспомощность германских авиаторов.
Лётчики смогли сбить только один британский и два американских самолёта. Остальное сделали зенитные орудия. Потери англо-американской авиации суммарно составили около 20 самолётов и свыше 100 человек убитыми или пропавшими без вести. Как и в случае с атакой на Токио, после налёта Союзников в Дрездене случился массивный огненный смерч. Именно это явление причинило максимальный ущерб городу и привело к гибели десятков тысяч человек. Такие смерчи обычно возникают в результате одновременного появления большого количества пожаров.
Зажигательные бомбы сделали своё дело.
Тогда в наш город вернулся ужас войны, распространившийся из Германии по всему миру". Теперь же власти хотят разместить информацию о том, что в результате авианалётов были сожжены тела 6865 человек, а их прах был захоронен в братской могиле на кладбище Heidefriedhof. Всего же погибло 25 тысяч человек. Также жителям напомнят о том, что 13 февраля — день поминовения жертв бомбардировок и миллионов погибших национал-социалистической тирании. Эта памятная дата служит напоминанием о необходимости поддерживать и укреплять мир в Европе и во всём мире", — будет гласить новая надпись.
Они начали бомбить специально ночью, когда все спали, а жителям и беженцам труднее спрятаться. Пламя над городом видно было на расстоянии 80 км. Бомбардировка англичанами и американцами Дрездена в феврале 13-го 45-го превосходит две атомные американские бомбардировки Хиросимы и Нагасаки по количеству погибших.
«Огненный смерч»: со дня бомбардировки Дрездена прошло 75 лет
Об уязвимости разведывательно-ударных беспилотников Reaper говорит и эксперт в области беспилотной авиации Денис Федутинов. При этом они малоскоростные и неманевренные. Совокупность этих факторов делает их несложными целями для средств ПВО», — указал он. Собеседник напомнил, что БПЛА Reaper использовались американскими военными в ходе всех конфликтов последних почти двух десятков лет, а также применялись в отдельных операциях ЦРУ. Сейчас США также используют Reaper в числе прочих пилотируемых и беспилотных средств разведки вблизи наших границ на Черном море, добавил Федутинов. Тем не менее их использование, очевидно, связано с решением Украины собственных военных задач. В этом вопросе они буквально балансируют на грани casus belli», — подчеркнул он. Федутинов в этой связи вспомнил события, повлекшие потерю одного из Reaper над акваторией Черного моря. Сейчас все возвращается обратно. Чтобы память наших визави не подводила, необходимо, чтобы такие вещи повторялись чаще», — заключил эксперт. Ранее йеменские хуситы сбили американский беспилотник MQ-9 Reaper.
Об этом сообщили представители движения «Ансар Алла». Цель была поражена в воздушном пространстве провинции Саада. Кроме того, с помощью противокорабельных ракет им удалось нанести удар по британскому нефтяному танкеру Andromeda Star. Издание CBS News пишет, что стоимость одного экземпляра равна примерно 30 млн долларов. Подчеркивается, что американские дроны, базирующиеся в регионе, призваны защищать международную торговлю в акватории Красного моря. Так, MQ-9 Reaper был уничтожен хуситами в ноябре. Тогда представитель движения Яхья Сариа сообщил, что силами ПВО удалось сбить беспилотник Штатов, «осуществлявший враждебные разведывательные действия» над территориальными водами страны для «поддержки израильского режима». В феврале заместитель пресс-секретаря Пентагона Сабрина Сингх подтвердила , что хуситы сбили второй дрон. По ее словам, ликвидация аппарата происходила с помощью ракеты класса «земля-воздух». Между тем, по данным открытых источников, всего йеменским повстанцам начиная с 2019 года удалось сбить четыре MQ-9 Reaper.
Напомним, американский аппарат является модульным разведывательно-ударным дроном, разработанным компанией General Atomics Aeronautical Systems. Первый экспериментальный полет состоялся в 2001 году. От предшественника он отличается большей скоростью. Максимальная высота движения — 15 тыс. Наибольшая продолжительность непрерывного полета — 24 часа. Сложности в банковском секторе США обострились весной 2023 года. Он прокомментировал доклад аналитического центра RAND деятельность признана нежелательной на территории РФ , заказанный одной из структур Пентагона. В докладе проводится анализ исторических примеров падения великих держав, таких как Римская империя, Османская империя и Советский Союз, передает Lenta. Автор доклада отмечает, что все эти империи пали из-за внутренних проблем, таких как политическая нестабильность, экономический спад и социальные волнения.
До полудня следующего дня выходить из убежища было опасно. Когда американцы и их охрана вышли наружу, небо было сплошь закрыто чёрным дымом. Сердитое солнце казалось шляпкой гвоздя. Дрезден был похож на Луну — одни минералы. Камни раскалились. Вокруг была смерть. Такие дела». Дрезден навсегда утратил свой исторический облик. Погибло около 30 тысяч человек. Но это явно заниженные цифры так как многие тела от огромной температуры просто исчезли.
Одни считают их военным преступлением, другие — необходимостью, третьи — справедливой местью за те ужасы, которые творили в ходе Второй мировой сами немцы. Поразительно, но восстановление Дрездена после тех событий продолжается до сих пор. А еще удивительнее то, что многое из того великолепия разрушенного города, посмотреть на которое каждый год приезжают сотни тысяч туристов, создано в том числе и на деньги наших предков. Текстом о рождении, гибели и воскрешении одного из крупнейших культурных центров Европы Onliner совместно с Subaru начинает небольшой цикл о жизни трех восточноевропейских стран-соседок, объединяет которые не только географическое положение, но и десятилетия совместного строительства социализма. Мы побывали в самом депрессивном городе бывшей ГДР, посмотрели, как развлекаются на модном горнолыжном курорте Чехии, изучили наследие советского милитаризма в польской «Маленькой Москве», впечатлились красотами Саксонской Швейцарии и брутальной индустриальной эстетикой стального сердца Силезии, а белорусы, живущие сейчас там, рассказали, как бывшие соцстраны приспособились к новой жизни после распада общего лагеря. Обо всем этом читайте в ближайшие недели. Самый «польский» город Германии Китайцев в Дрездене практически не видно. Обычно граждане КНР — непременный и массовый атрибут любого европейского туристического города, но только не здесь. Сложно понять, в чем причина: в последних событиях в Ухани или в том, что вокруг пусть и мягкая европейская, но зима. А может быть, столица «Свободного государства Саксония» так официально называется эта федеральная земля ФРГ просто не входит в их традиционные маршруты. Зато чего в Дрездене вдоволь, так это русской речи. Этот город всегда пользовался особой популярностью у наших восточных соседей. И вряд ли дело в том, что именно здесь во второй половине 1980-х целых пять лет служил нынешний российский президент. С Дрездена традиционно еще с XIX века многие молодые люди из России начинали свой «гранд-тур», поездку по Европе, с целью мир посмотреть и себя показать. И хотя те времена давно прошли, созданный в литературе образ Дрездена как ближайшего к их стране «великого европейского города» не может не влиять на массовое сознание россиян. Дрезден действительно велик. Куда менее очевидно происхождение этой архитектурной барочной роскоши, всех этих бесценных художественных шедевров в «Галерее старых мастеров» Цвингера и драгоценностей в недавно ограбленной сокровищнице «Зелёный свод». Своим богатством саксонская столица была обязана Речи Посполитой, частью которой являлись и белорусские земли. Саксония при этом была пусть и крупным, влиятельным, но всего лишь одним из многочисленных немецких государств. Однако после смерти в 1696 году Яна Собесского, короля-героя, победившего турков под Веной, именно саксонский курфюрст Август II Сильный был избран новым польским королем а заодно и великим князем литовским. Это было ключевое событие в истории нашей на то время страны. С него началось растянувшееся на столетие падение Речи Посполитой, приведшее в конечном итоге к ее разделам и вхождению территории Беларуси в состав Российской империи. Сев на трон Речи Посполитой, Август не только втянул свою новую страну в чужие для нее войны. Хуже того, король оказался большим любителем искусств. Он действительно знал толк в архитектуре и живописи, разбирался в них, ценил и любил. Казалось бы, это прекрасно. Но проблема в том, что удовлетворять свой тонкий художественный вкус Август принялся за счет казны Речи Посполитой, превратив ее в дойную корову. Новый польский король любил и ценил родной Дрезден. Получив в свое распоряжение невиданные прежде для себя ресурсы, Август превратил его в блестящую европейскую столицу, «Флоренцию на Эльбе», как прозвали город позже немецкие литераторы. Оказавшись здесь, наслаждаясь красотами Цвингера, этого ныне музейного комплекса, или замка-резиденции курфюрстов, осматривая шпиль Хофкирхе или купол Фрауэнкирхе, стоя на «Балконе Европы», прославленной картинами Каналетто набережной Дрездена, белорусы должны помнить, что все это пышное саксонское барокко строилось в том числе и за счет наших предков. Более того, точно так же и за те же деньги Августом II и его сыном Августом III, сменившим отца на саксонском, польском и литовском тронах были куплены и сотни бесценных картин, ныне составляющих гордость дрезденской «Галереи старых мастеров», мирового, исключительного по качеству собрания. Тициан, Веласкес, Вермеер, Рубенс, Рембрандт и даже «Сикстинская мадонна» Рафаэля — все это было приобретено саксонскими курфюрстами на деньги, изъятые из польско-литовской казны. В этом смысле абсолютно естественной выглядит конная статуя Августа II, установленная на площади Нойштедтер Маркт у главного городского моста через Эльбу. В отличие от множества других конных памятников такого рода, этот всадник золотой и скачет в направлении как раз Речи Посполитой.
По официальной британской версии, командование вермахта начало массовую переброску своих дивизий на Восточный фронт и, чтобы затруднить эту операцию, было решено нанести бомбовые удары по немецким коммуникациям и узлам оборонной промышленности. Было решено бомбить Берлин, Лейпциг, Хемниц и Дрезден. При этом Дрезден не играл роли в передвижении немецких дивизий, так как лежал в стороне от главного удара советских войск. Из заметных предприятий там находились оптический завод Цейса, завод запчастей для самолётов, завод зенитных автоматов и химическое предприятие. Англо-американская авиация налетала по ночам тремя волнами. Сначала группа тяжёлых «Ланкастеров» сбрасывала на парашютах светильники из магнезиума, которые немцы называли «рождественскими ёлками». Светильники освещали местность для средних бомбардировщиков «Москито», сбрасывавших ориентиры для прицельного бомбометания. Ориентирами служили полутонные контейнеры с горючей смесью, пылавшие ярким красным пламенем. Всё это сыпалось на центральную часть густонаселённого города. Затем прибывали основные силы, которые сначала бросали на жилые районы двухтонные бомбы. Взрывчатка разрушала крыши, вышибала двери и окна, рвала водоснабжение. Густо сыпавшиеся на город зажигательные бомбы проникали внутрь зданий и превращали город в море огня. Подтекающий в очаги пожара холодный воздух образовывал воронку — возникал гибельный физический эффект. Спрятавшиеся в бомбоубежищах и подвалах люди задыхались от недостатка воздуха, который вытягивался пожаром, выскакивали на улицу и сгорали, мгновенно испаряясь от жары. Те, кто успевали добежать до берега Эльбы, высыхали до размера кукол.
Дрезден в огне: одна из страшнейших бомбардировок в истории Европы
В этот четверг весь мир вспоминал страшную бомбардировку Дрездена. 13-го февраля исполнилось 75 лет рукотворному аду на земле. В городе Дрездене на востоке Германии нашли неразорвавшуюся бомбу времен Второй мировой войны во время строительных работ. вспоминает Лотар Мецгер, которому в день бомбардировки Дрездена исполнилось 12 лет. бомбардировке Дрездена англо-американской авиацией во время Второй Мировой войны. Бомбардировка Дрездена остается одним из самых кровопролитных и наиболее проблематичных с точки зрения морали авианалетов Второй мировой войны. Атомные бомбардировки Дрездена были первым случаем применения такого оружия.