Проблемы с памятью бывают и у детей, и у зрелых людей, и у стариков — но вызывают их разные причины, а значит, и подходы к решению должны быть разными. Плохая кратковременная память и провалы у пожилых людей: проявления и лечение.
Ухудшение памяти у молодых людей и в старости
При нарушении кровообращения нарушаются функции центров памяти. Злокачественные и доброкачественные новообразования. Опухоли поражают близлежащие ткани, в том числе центры памяти, расположенные в них. Энцефалит, менингит. Инфекция негативно влияет на работу головного мозга и память. Постхирургический астенический синдром. После любых травм и болезней головного мозга необходимо постоянно наблюдаться у невролога.
Это поможет своевременно выявить нарушения памяти и когнитивные расстройства. Какие болезни внутренних органов негативно влияют на память Нормальная работа головного мозга во многом зависит от слаженной работы всего организма. Многие дисфункции косвенно могут повлиять на концентрацию внимания, память. Гормональный фон влияет на процесс запоминания. Тестостерон, вазопрессин, пролактин, эстроген помогают преобразовывать кратковременную память в долгосрочную. Окситоцин ухудшает процесс запоминания.
Основные болезни: Гипертония, другие болезни сердечно-сосудистой системы. Провоцируют ухудшение кровоснабжения головного мозга. Нарушение процессов обмена. При сбое в обмене веществ ткани мозга страдают от дефицита питательных веществ. Ресурсы распределяются по жизненно важным областям, а центр памяти в этом списке не приоритетен. Ангиопатия — патология развивается на фоне сахарного диабета.
Сосудистые стенки утолщаются, мелкие сосуды перекрываются и прекращают работать. Кровообращение нарушается во всех органах, страдает и головной мозг. Гипотиреоз — недостаток гормона щитовидной железы приводит к развитию йододефицита.
Когда начинать бить тревогу? Что способствует ухудшению памяти, чем оно чревато, как предупредить эти проблемы?
На эти и другие вопросы отвечает врач-невролог, ведущий специалист отделения неврологии «Клиника Эксперт» Курск Наталья Владимировна Умеренкова.
Но бывает, что до старости еще далеко, а человек замечает, что стал забывчивым, хуже запоминает новую информацию. В чем причины ухудшения памяти после 40 лет и какие меры необходимы для решения проблемы? На вопрос портала sb. Виноградова, доктор медицинских наук, профессор Ольга Шарапова: — Если знания не требуются человеку на постоянной основе, они постепенно забываются.
Это абсолютно нормально: так устроена наша память. Но люди, которым немногим больше 40 лет, могут заметить, что стали чаще забывать полезную информацию. Они обращают внимание, что им стало сложнее подобрать нужное слово или вспомнить имя человека, с которым познакомились на прошлой неделе. Хотя еще 2—3 года назад подобная информация держалась в памяти без каких-либо усилий. Ранее считалось, что когнитивные способности начинают ослабевать начиная с 60 лет.
В последнее время появляется все больше данных о том, что первые признаки нарушений памяти проявляются уже в 45 лет. Легкая степень забывчивости может быть связана с заболеванием, если заметны и другие нарушения: невнимательность, нарушения речи, слабость или онемение в конечностях.
Желательно найти «свою», ту, которая мешает организованности, и устранить ее. Если мы куда-то не успеваем, мозг работает в режиме «быстрее-быстрее». Суматоха приводит к тому, что кошелек остается дома, ключи в двери, а вчерашнее задание шефа невыполненным. Что в такой ситуации делать? Никогда не спешить, концентрироваться на самом важном. Хроническое недосыпание, переутомление. Хочется быть успешным, развиваться, встречаться с друзьями, все успевать.
А времени, как всегда, не хватает… Тогда мы похищаем несколько ночных часов. Это в корне неправильно, потому что ночью организм должен отдохнуть, восстановиться. Если удалось только пару часов передремать, надеяться на то, что доклад будет прочтен успешно без листка, не стоит. Вредные привычки. Курение, злоупотребление алкоголем и другие вредные привычки влияют на краткосрочную память. Так, выйдя с отеля и закурив, увеличивается вероятность забыть дорогу к новому месту ночлега. Стрессы и переживания. Напряженное психическое состояние характеризуется некой зацикленностью. Человек хочет запомнить, но не может, потому что все силы потрачены организмом на переживания негативных эмоций, на борьбу с депрессией или конфликтами.
Обратиться к врачу О любом ухудшении здоровья желательно поговорить с врачом. Специалисты узкого профиля дадут конкретные рекомендации, предложат разного рода обследования, чтобы определить, нуждается человек в медикаментозном вмешательстве или нет. Самостоятельно покупать витамины или другие биодобавки нежелательно. Использовать народные средства Сложно сказать, возможно ли решить проблемы с памятью народными способами. Но хуже от некоторых точно не станет. Истощенный организм всегда нуждается в подзарядке. Травники советуют пить настой из листьев шалфея или мяты, яблочный и грейпфрутовые свежевыжатые соки. Целебные свойства приписывают чернике, рекомендуя употреблять ягоду в любом виде. Она также улучшает зрение.
Настроиться на позитив Если пришло осознание, что есть проблемы с памятью, ни в коем случае нельзя расстраиваться. Они на самом деле есть у всех. Но преодолеть недостатки удается только тем, кто настроился на позитив, допускает самоиронию, готов над собой работать. Комплексно подойти к решению Чтобы преодолеть забывчивость, упражнений недостаточно. Если в рационе нет необходимых микроэлементов, сон не превышает пяти часов в сутки, отсутствует хоть какой-то режим, что-либо изменить будет сложно. Когда мозг находится в постоянном стрессе, он не готов воспринимать информацию. Наладить его деятельность можно только в спокойном и размеренном ритме жизни. Также нужно исключить курение, алкоголь и другие вредные привычки. Заняться восстановлением памяти Существует множество программ, техник и методик, чтобы усовершенствовать умение запоминать.
Конечно, феноменальными способностями обзавестись не получится, но достичь результата можно. Выбирать упражнения стоит исходя из индивидуальных особенностей восприятия — визуального, аудиального, сенсорного и так далее. То есть, кому-то легче фиксировать данные, связав их ассоциативно, кому-то нужно записать, кому-то проговорить. Гаджет может тоже помочь — есть много интересных программ, специализировано разработанных для тех, кто хочет улучшить внимание, устранив проблемы с памятью. Проблемы с памятью в разном возрасте: чем обязаны 20 лет К 25 годам наш мозг работает максимально продуктивно. Его вес достигает максимального показателя — около 1, 4 кг. Двадцатипятилетним проще запомнить, а потом удержать в голове имена, номера телефонов, сложные формулы. Статистика утверждает, что один из семи молодых людей жалуется на плохую память. Психологи называют причины: стремление успеть все и сразу, одновременное использование нескольких гаджетов — «не включается» гиппокамп, мозговой отдел, в котором формируется свежие воспоминания.
Одновременное использование планшета, компьютера и телефона приводит нас к рассеянности. Теперь чтобы выучить иностранный язык или освоить новое ремесло, пойдёт больше времени. Многие тридцатилетние женщины стают матерями и ощущают на себе действие феномена «энцефалопатии беременной». Его суть состоит в резком «глупении» активной современной женщины. Явление временное, так как в его основе гормональный шторм. Брэтфордские ученые сравнили, как запоминают беременные и женщины в обычном состоянии. У первых обнаруживались явные проблемы с памятью. Они продолжались ещё 3 месяца после родов, а потом самоустранялись. Интересное исследование проводилось в клинике Майо в Америке.
Его прошли около 1200 участников в возрасте от 30 до 95 лет. Оказывается, память начинает слабеть на сорокалетнем пороге. Если не тренировать способность запоминать, нейронные связи активно ослабнут до 65 лет, а после станет еще сложнее извлекать информацию. Как следствие, человек не помнит, зачем ушел на кухню и когда у его младшего внука день рождение. В то же время он может участвовать в интеллектуальных конкурсах, вспоминать цитаты, интересные факты. Доказано, что мужчины достигают пика способности извлекать из памяти информацию к 55 годам. Женщины — к 60, что связано с менопаузой. Причина рассеянности кроется в потере связи между разными областями мозга. Информация осталась, но найти ее, связать, становится сложнее.
Не стоит волноваться, плохая память в 60 не является отклонением, а скорее закономерностью. Главное только, чтобы собеседники не перебивали. Чем больше нас отвлекают, тем тяжелее вспомнить хоть что-то. В калифорнийском университете проводили исследование, вследствие которого установлена закономерность: пожилым людям тяжело не реагировать на отвлекающие факторы. Поэтому часто теряются логическая цепочка их повествования. По словам лондонского профессора психологии Мартина Конвей, плохую память можно скрыть нажитым опытом или добытыми знаниями.
Нарушение памяти
В чем кроется причина постоянной забывчивости, как улучшить память и защитить себя от старческой деменции в будущем, рассказали медики. Теперь давайте рассмотрим причины плохой памяти, что влияет на функцию запоминания наиболее негативным образом. Причины и какие заболевания приводят к потере памяти. О чём говорят краткосрочные, долгосрочные и другие проблемы с памятью у взрослых. Что делать и какое лечение эффективно при потере памяти.
Память как у деда. Почему молодые часто жалуются на забывчивость?
Адрес для корреспонденции и посетителей: 127018, Россия, г. Москва, ул. Полковая, д.
Для начала стоит выделить часто встречающиеся причины нарушений в памяти, а именно, когда человек начинает забывать информацию разной давности и степени её важности. Мозг человека так устроен, что при сильной физической и умственной нагрузке он включает режим экономии, так сказать, срабатывает защитный механизм. В данном случае будет нарушаться не только память, но и все познавательные процессы снизятся, появится ощущение, что работает организм не на полную мощность. Примером могут быть для молодых людей такие события, как сдача экзаменов, подготовка к выступлениям или выполнение научной работы. В этот период на максимуме работают все познавательные процессы, психологическое напряжение растет и после того, как работа будет выполнена, происходит спад внутреннего напряжения и требуется некая «перезагрузка».
В этом случае необходимо дать организму отдохнуть, как физически, так и психологически. Плохая память: что делать и как улучшить? Стрессы и серьезные психологические травмы. Истощение нервной системы грозит расстройством не только памяти, но и всей работы мозга. Депрессия или длительное нахождение в состоянии крайне негативных переживаний неминуемо приведет к снижению работы нейронов, а значит, и снизится эффективность работы познавательных процессов. Как правило, в моменты душевных переживаний, тревожных состояний, происходит нарушение сна. Если психика и мозг не будут получать должного отдыха и разрядки, то память, как и внимание, нарушится.
Употребление запрещенных веществ. В данном случае будет даже странно говорить о том, что человек злоупотребляет алкоголем, наркотическими веществами, запрещенными медикаментами и антидепрессантами и не понимает, что это вредит мозгу и замедляет его работу. Память, внимание, мышление, восприятие, ощущения и другие познавательные процессы критически замедляют работу, подавая таким образом сигналы о том, что организму требуется помощь. Отдельно стоит говорить о причинах, которые связанны с серьезными болезнями, в том числе с черепно-мозговыми травмами, атеросклерозом и старческой деменцией.
В молодом возрасте амнезия чаще возникает вследствие черепно-мозговых травм, ушибов, сотрясения головного мозга, интоксикации алкоголем, никотином, наркотиками, лекарствами, бытовыми растворителями. К причинам кратковременной потери памяти относят психотравмирующие события. Это военные действия, дорожно-транспортное происшествие, смерть близкого человека, теракт, изнасилование, похищение, состояния, представляющие угрозу жизни. Эпизодические провалы в памяти отмечаются при психических расстройствах: шизофрении, душевном дискомфорте, нарушении осознания личности. Статью проверил Бортневский А. Содержание статьи Типы потери памяти Раннее проявление амнезии — невозможность вспомнить произошедшие события: в начале забываются факты ближайшего времени, затем более давние обстоятельства. Из памяти больного выпадают определенные периоды, он не может вспомнить человека или события, пытается заполнить пробелы в памяти вымышленными воспоминаниями.
Поэтому при склерозе легче вспомнить стихи Пушкина из школьной программы, чем остановку, на которой надо выйти из автобуса. Причины, ускоряющие ухудшение памяти У некоторых людей мозг «стареет» раньше времени. Ускорение процессов, приводящих к старческой деменции и амнезии, вызывают: Наследственные особенности организма. Члены одних семей сохраняют память дольше, чем других. Депрессия и хронический стресс. В напряженном или угнетенном состоянии мозговые структуры работают медленнее, и память ухудшается. С возрастом человек быстрее впадает в депрессивное состояние. Дефицит витамина B12, защищающего мозговые нейроны, приводит к необратимому повреждению мозга. Его нехватка снижает скорость оперативного мышления. Авитаминоз возникает при болезнях ЖКТ, крови или глистных заражениях. Нехватка витамина B12 часто встречается у курильщиков. Потеря памяти рано возникает у людей, страдающих алкоголизмом и наркоманией. У таких больных нарушаются функций головного мозга и развиваются органические поражения. Проблемы со щитовидной железой, ускоряющие или ухудшающие метаболизм, также порождают забывчивость и трудности с концентрацией внимания.
Нарушения памяти и невнимательность у молодых: мифы и реальность
К счастью, ТГА является малораспространенным состоянием и легко лечится. Длинные перелеты Длинные перелеты приводят к сильной усталости. Этот симптом, как правило, вызван плохим сном, а также нарушением биоритма. Исследование, проведенное в Университете Калифорнии, показало, что чувство сонливости, провалы в памяти и трудности в обработке информации могут некоторое время продлиться после полета, и даже после того, как биоритм человека вернулся в норму. Когда мы спим, наш мозг обрабатывает воспоминания, так что недосыпание может вызвать провалы в памяти. Беременность Беременные женщины часто подвергаются стигматизации, что является нарушениями в памяти, но в недавнем исследовании, проведенном в Австралии, исследователи сравнили производительность беременных женщин против небеременных. Результаты были убедительными: первой группе было намного сложнее выполнять задачи, связанные с памятью.
Исследователи предположили, что причины этого в образе жизни и диете. Химиотерапия Часто встречающийся неприятный побочный эффект химиотерапии — потеря памяти. Ведь не просто так часто такие терапии называют промывкой мозга пациентов. Химиотерапия может повлиять на функции клеток мозга, исходя из исследования Стэнфордского университета, которое показало, что женщины, которые подвергаются химиотерапии для лечения рака молочной железы, имели провалы в памяти. Это, как правило, поправимая ситуация, и функции памяти вернутся к нормальному уровню при прекращении химиотерапии, но в некоторых случаях улучшение занимает годы. Мы в Одноклассниках!
Анестезия При проведении сложных операций анестезия часто является единственным способом, чтобы пациент смог выдержать их. Недостатком является то, что возможна потеря памяти и снижение когнитивных функций после операции.
Причины проблем с памятью у молодых людей: Черепно-мозговые травмы. Область поражения не имеет значения. После любого удара наблюдается кратковременная или длительная потеря памяти, ретроградная или антеградная амнезия. При нарушении кровообращения нарушаются функции центров памяти.
Злокачественные и доброкачественные новообразования. Опухоли поражают близлежащие ткани, в том числе центры памяти, расположенные в них. Энцефалит, менингит. Инфекция негативно влияет на работу головного мозга и память. Постхирургический астенический синдром. После любых травм и болезней головного мозга необходимо постоянно наблюдаться у невролога.
Это поможет своевременно выявить нарушения памяти и когнитивные расстройства. Какие болезни внутренних органов негативно влияют на память Нормальная работа головного мозга во многом зависит от слаженной работы всего организма. Многие дисфункции косвенно могут повлиять на концентрацию внимания, память. Гормональный фон влияет на процесс запоминания. Тестостерон, вазопрессин, пролактин, эстроген помогают преобразовывать кратковременную память в долгосрочную. Окситоцин ухудшает процесс запоминания.
Основные болезни: Гипертония, другие болезни сердечно-сосудистой системы. Провоцируют ухудшение кровоснабжения головного мозга. Нарушение процессов обмена. При сбое в обмене веществ ткани мозга страдают от дефицита питательных веществ. Ресурсы распределяются по жизненно важным областям, а центр памяти в этом списке не приоритетен. Ангиопатия — патология развивается на фоне сахарного диабета.
Фил понял, что связь нарушений в компонентах рабочей памяти с расстройствами обучения можно использовать для своевременного обнаружения последних. Он стал применять специальную батарею тестов на рабочую память Working memory test battery for children , чтобы диагностировать расстройства и разрабатывать специальные программы обучения. Подобные программы включают в себя специальные упражнения, направленные на тренировку двигательных навыков и внимания. Помимо этого, так как сегодня вариантов лечения немного, Фил предложил физическую терапию, основная идея которой в том, что чем больше двигаешься, тем больше учишься делать это правильно. Он постарался создать благоприятную и комфортную среду на своих занятиях, ведь одна из проблем таких детей — низкая самооценка, которая формируется отчасти из-за насмешек сверстников. Фил рекомендует детям быть изобретательными: например, если у них не получается что-то записать, он предлагает использовать другие средства памяти — диктофон, маркерную доску и т. Пример Фила и его учеников показывает, что плохая рабочая память может служить фактором риска в развитии расстройств обучения. А это означает, что ее можно использовать для скрининга таких детей, чтобы вовремя разработать для них специальные программы обучения, которые помогут компенсировать когнитивные недостатки. Расстройства обработки информации Депрессия и руминации Франц, Эрнст и Эдгар — три таланта, которые во взрослой жизни столкнулись с серьезным расстройством, отнимающим ресурсы у рабочей памяти. Они страдали от резких перепадов настроения, ощущали гнетущее одиночество, а порой не могли заставить себя что-либо делать, даже есть.
Психиатры обозначили все симптомы простым, но многозначным названием — большое депрессивное расстройство. Трем молодым людям, а также лицам, имеющим сходные диагнозы, ученые предложили пройти исследование. Целью было понять, как их заболевание влияет на рабочую память. Для этого использовали методику «n-back-задача», описанную выше. Оказалось, что у пациентов с депрессией активность префронтальной коры была значительно выше , чем у обычных испытуемых. Впрочем, на результаты выполнения задачи это не влияло. Дополнительно у пациентов наблюдалась сильная активность в передней поясной извилине. Лобно-теменная сеть и поясная извилина. Источник Префронтальная кора — хаб многих когнитивных функций, она играет важную роль в организации общения нейронов коры больших полушарий с древними лимбическими структурами мозга, которые мы традиционно ассоциируем с эмоциями. Именно эту зону мозга отождествляют с центральным процессором рабочей памяти, который выделил Алан Бэддели.
Нарушения в работе центрального процессора могут приводить к патологическим изменениям в этой области уменьшение нейронов и их связей друг с другом , и вызывать проблемы эмоционального контроля. С чем же связана увеличивающаяся активность данной области? Видимо, это попытка мозга компенсировать эмоциональные влияния, затормозить ненужные мысли, чтобы рабочая память проявила себя на полную мощность. Более того, гиперактивация может быть стратегией мозга для компенсации уменьшения в размерах нейронов, возникающего при депрессии. Подобные наблюдения позднее подтвердились в метаисследованиях. У трех наших героев — Эдгара, Эрнста и Франца — также гиперактивировались некоторые другие зоны например, правая височная извилина. Однако наблюдался и ряд областей со сниженной активностью инсулярная кора. Более того, было показано, что степень гиперактивации коррелирует с уровнем сложности решаемой задачи. Возможно, как предположил Джозеф Калликот, это своеобразный сигнал нейронной неэффективности: мозг не способен контролировать свою гиперсеть, из-за чего для выполнения одной и той же задачи включаются разные зоны мозга, активность которых может пересекаться — способствовать друг другу или мешать. Может быть интересно Где хранится наша память, как можно картографировать мозг и почему внимание — это фикция Специфическая картина распределения активности по мозгу при депрессивном расстройстве служит способом его диагностики.
Логично предположить, что если нормализовать активность мозга в определенных областях, то можно снизить и симптоматику депрессии. Подобное торможение осуществляется с помощью медикаментов и транскраниальной электрической стимуляции, при котором слабый электрический ток подается в нужную область мозга. Он изменяет способность нейронов к возбуждению их порог активации. Биполярное расстройство личности Источник Винсент и Авраам решили поучаствовать в исследовании рабочей памяти, так как порой им казалось, что они ничего не могут запомнить. На этом исследовании они повстречали Франка, Эрнста и Эдгара, у которых депрессивное расстройство сочеталось с биполярным. Все они время от времени испытывали гнетущее ощущение тщетности бытия, которое сменялось маниакальной гиперактивностью, ощущением бесконечной внутренней энергии и безудержным желанием двигаться. Ученые предложили им протестировать рабочую память с помощью задачи «Комплексная фигура Рея». Участникам показывают рисунок из большого числа деталей. Его нужно запомнить, а через некоторое время нарисовать по памяти. Источник Оказалось, что участники хуже выполняют задачу на запоминание, которая, по сути, задействует все компоненты рабочей памяти.
Также низкие результаты были продемонстрированы при выполнении вербальных и визуальных тестов. При этом наблюдалась повышенная активность в префронтальной области, височной коре и задней теменной коре. Ученые предположили, что это — артефакт работы мозга. Возможно, такие результаты показывают, что данные пациенты в целом запоминают иначе, используя другие стратегии.
Всему виной бета-амилоиды — пептиды, которые заставляют нас хотеть спать днем и проявлять активность ночью. Они же — провоцируют развитие болезни. Ночные перекусы Многие люди отправляются на покой глубоко за полночь, поэтому перекусывать для них в 11-12 вечера — практически норма. Однако наука говорит о том, что ночные перекусы «подрывают» нашу память.
Как это работает? Наш организм живет в соответствии с циркадными ритмами — они регулируют все аспекты нашей жизни — в какое время просыпаться, когда есть и когда отправляться в постель. Когда мы перекусываем поздно ночью, это усложняет работу организма, в том числе, и гиппокампа — части лимбической системы головного мозга, которая регулирует память. Если этого недостаточно, чтобы убедить вас стать на путь ЗОЖ, учитывайте, что еда перед сном к тому же способствуют развитию ожирения, диабета второго типа и сердечно-сосудистых заболеваний. Уметь запоминать так же важно, как и уметь забывать. Мозг человека непрерывно накапливает информацию, и если бы мы не могли забывать то, что нам уже не нужно, мы бы не смогли вспомнить информацию, которая для нас важна. Дефицит сна и его избыток Беззаботная вечеринка перед сдачей экзамена, ночные бдения для подготовки отчетов и, напротив, — долгие ночи сна — ухудшают свойства нашей памяти. Специалисты из Гарварда на протяжении шести лет наблюдали за группой женщин.
Выяснилось, что те представительницы прекрасного пола, которые спали в сутки по 9 часов и более, либо 6 часов и менее, показывали более низкие баллы в тестах эффективности мозга по сравнению с теми, кто получал 7-8 часов сна. Аллен Тоуфиг, доктор медицинских наук, директор Нью-Йоркской академии неврологии Когда мы спим, некоторые отделы головного мозга «берут сиесту», в то время как в других — тех, что связаны с запоминанием информации и эмоциональными реакциями, работа происходит более активно. Люди с депривацией сна часто отмечают повышенную утомляемость, они страдают от нарушения внимания и концентрации, замедляется скорость их реакции, ухудшается память. Но стандартная рекомендация 8 часов сна — «работает» не для всех! Если вы просыпаетесь уставшими, то вам требуется больше времени, чтобы полноценно выспаться. Курение Исследователи из Университета Макгилл, который расположен в провинции Квебек в Канаде, обнаружили, что курение может вызвать истончение коры головного мозга, которая играет существенную роль в сохранении воспоминаний. При этом поражающее действие этой привычки просто ошеломляет! Специалисты Нортумбрийского университета г.
Ньюкасл, Великобритания доказали, что курильщики могут потерять до трети возможностей своей памяти. К счастью, негативные следствия курения частично обратимы — утверждают ученые, — стоит только вернуться к здоровому образу жизни. А вы знали?
Проблемы с памятью: причины, лечение
Почему мы забываем: основные причины плохой памяти и как с ними бороться. Почему ухудшается память. Плохая память — бич современного общества. Проблема с памятью может возникнуть в любом возрасте. Вы идете на кухню, но в итоге не имеете ни малейшего представления, почему вы там оказались, или с кем-либо познакомились и очень скоро уже забыли имя человека. Другие возможные причины потери памяти включают в себя болезни щитовидной железы, а также ряд других заболеваний, влияющих на мозговую активность. Что делать, если у ребенка плохая память. Жалобы на проблемы с памятью в большинстве случаев не имеют отношения к грубым психическим расстройствам. Чаще всего люди жалуются на то, что у них стала ухудшаться память или стала плохая память. С возрастом память становится хуже далеко не у всех. Если память ухудшается у пожилых людей, то это уже патологические процессы, — уточнила Ткачева.
Если память стала хуже: в чём может быть причина, и что можно сделать
Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение. Почему может ухудшиться память. Среди причин, результатом которых могло стать ухудшение памяти, такие как черепно-мозговая травма, инсульт и рак головного мозга. Ухудшение функций головного мозга может быть связано с заболеваниями других органов и систем органов. Память с возрастом становится хуже?
Из-за чего бывают проблемы с памятью и что с этим делать
Всё, что связано с движением запоминается моторной, или двигательной памятью. Умение плавать, ездить на велосипеде, управлять автомобилем, которому человек однажды научился, сохраняется в его мышечной памяти. По способу запоминания выделяют произвольную и непроизвольную память. С помощью произвольной памяти человек запоминает информацию усилием воли, с помощью повторения. Непроизвольная память позволяет человеку запомнить не только то, что ему нужно, но и другие процессы, особенно, если эти данные соответствуют его предпочтениям и интересам. По времени запоминания различают кратковременную, долговременную, промежуточную, оперативную и сенсорную память. Кратковременная память используется для решения задач, которые «стоят на повестке дня». С её помощью человек обрабатывает большое количество информации, но очень быстро её забывает, как только в ней пропадает потребность. Долговременная память обеспечивает хранение информации длительное время. Все накопленные знания сгруппированы, структурированы и используются на протяжении месяцев или лет; Промежуточная память представляет собой нечто среднее между долговременной и кратковременной памятью.
В течение дня головной мозг собирает всю информацию, а во время ночного сна производит её сортировку. Часть информации отсекается, другая — откладывается на долгосрочное хранение. Оперативная память необходима для того, чтобы выполнить конкретное определённое действие. Самой короткой является сенсорная память. Она хранит получаемую информацию от органов чувств в долю секунды. Благодаря этому типу памяти человек не замечает моргания глаз. Под воздействием различных факторов может произойти нарушение того или другого вида памяти. Что делать в этом случае? Обращайтесь в Юсуповскую больницу.
Причины ухудшения памяти Ухудшение памяти в молодом возрасте может развиться у людей, которые злоупотребляют алкоголем или много курят. Память может ухудшиться вследствие информационной перегрузки. Избыточная информация усваивается поверхностно. Большое количество информации порождает нежелание и неумение концентрироваться на одном источнике, из-за чего они не могут ничего запомнить. Неправильное питание — одна из ведущих причин нарушения памяти. Витамины и микроэлементы ускоряют биохимические процессы в головном мозге человека, стимулируют мозговые клетки. Правильное питание улучшает и сохраняет память.
Ухудшение памяти: 9 основных причин Ухудшение памяти — достаточно распространённая проблема среди людей.
Стоит сказать, что симптомы способны возникнуть у разных возрастных групп. Однако, ухудшение памяти в возрасте, у людей после 60, встречается чаще. Важно понимать разницу между обычной забывчивостью, которая присуща многим и проявляется редко, с нарушением памяти, когда человек способен вспомнить события 2-х летней давности, но не способен рассказать, что происходила вчера. Сейчас рассмотрим основные причины ухудшения памяти, которые чаще всего встречаются у людей с таким недугом. Атеросклероз сосудов головного мозга С возрастом сосуды мозга начинают терять свою эластичность, их общее состояние ухудшается, нарушается пропускная способность. Как итог, кровообращение в головном мозге ухудшается. Помимо ухудшения памяти можно наблюдать ряд других симптомов: Усталость;.
Всасывается он в особом месте желудка и связан с определенными белками. Нарушают баланс и препараты от изжоги, принимаемые длительное время», — рассказал доктор.
И если начать восполнять баланс витамина, ситуация улучшится. Снижение памяти может быть следствием диабета и проблем с сердцем и сосудами. И это одна из самых частых причин сосудистой деменции. Тут ничего сделать нельзя, потому что лечить надо было не когда уже все сосуды изменены, а много-много лет раньше», — предупредил Мясников. Еще одна причина — депрессии. Сложно реагировать на все, слишком большой объем информации. Ищешь ключи, а они у тебя в руке, поставил телефон на зарядку — найти не можешь», — рассказал медик. Тут самый простой способ перестать забывать — сделать что-то для себя важным. Тогда точно это не забудется.
Мясников пояснил, из-за чего можно полностью потерять память 13 февраля Не деменция. Тему забывчивости затронул в эфире программы «О самом главном» Александр Мясников. Причем не только с возрастом, но и у молодых. Казалось бы, ну и ладно — надо жить, как живем. Но есть ряд болезней, которые могут вести к ухудшению памяти», — пояснил врач. Причем некоторые из них хороши тем, что при нормализации параметров все может вернуться на нормальный уровень.
Какая болезнь может лишить памяти? Врач поделился историей одного пациента, с которой ему пришлось столкнуться. Молодой человек работал в лесу, где его укусил клещ. А он не был привит. В итоге — заражение клещевым энцефалитом и полная потеря памяти.
Ничего не помню, ничего не знаю: признаки и причины раннего склероза
Старайтесь необходимые вещи хранить в одном месте. Можно оставлять для себя стикеры с напоминанием важных дел. Отдых и прогулки на воздухе полезны для мозга так же, как и полноценный ночной сон. Чтобы мозг не страдал от недостатка питания, нужно насытить рацион полезными продуктами: лосось, орехи, брокколи.
С вредными привычками лучше расстаться еще в молодые годы, если хочется сохранить хорошую память до глубокой старости. И, конечно, самый важный пункт - надо регулярно следить за состоянием своего здоровья. Не стоит дожидаться, когда болезнь застанет врасплох.
Профилактические осмотры невролога хотя бы два раза в год позволят вовремя заметить появившуюся проблему. Двери нашей клиники всегда открыты для тех, кто заботится о своем здоровье! Материалы, размещенные на данном сайте носят информационный характер.
Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций.
Ухудшение функций головного мозга может быть связано с заболеваниями других органов и систем органов. Заболевание, характеризующееся полной или частичной потерей способности запоминать события, называется амнезией. Фото: Pixabay Конкретный диагноз типа амнезии зависит от поражения конкретного отдела головного мозга. В каком возрасте начинаются проблемы с памятью Чаще всего нарушения памяти и внимания наблюдаются у пожилых людей вследствие естественного старения организма. После 60-65 лет функциональная активность головного мозга снижается.
Пожилой человек может быть забывчивым и невнимательным, но это не всегда указывает на патологию. Что ухудшает память Постоянные продолжительные стрессы и депрессивные расстройства негативно влияют на память. Из-за того, что мозг фокусируется на тревожной проблеме, человек может стать рассеянным в других сферах жизни. Исследователям удалось установить, что людям, страдающим от депрессии или болезни Паркинсона, могут помочь тренировки мозга. Чего не хватает в организме, если плохая память Было обнаружено, что дефицит витамина D ухудшает способность мозга планировать, обрабатывать и формировать недавние воспоминания.
Врачи узнали , что Фил, опираясь на научные данные, использовал для обучения другие педагогические форматы — преимущественно аудиальные и двигательные, которые позволяли не только тренировать фонологическую петлю, но и тратить энергию тела. Вместе с тем он применял различные упражнения для развития рабочей памяти и внимания. Кроме того, Фил некоторое время работал с психологом Вайолет Оклендер. На занятиях она использовала успокаивающие виды деятельности, которые снимали психологическое напряжение: работа с глиной, песком, водой, пальчиковое рисование красками. В своей практике Оклендер применяла и работу с деревом строительство, моделирование — это помогало детям активировать кинестетику. Конечно, всё это время Фил принимал ряд лекарственных препаратов , которые позволяли контролировать активность нейромедиаторов мозга. В итоге освобождение от синдрома дефицита внимания и гиперактивности стало следствием как психотерапевтических воздействий, так и лекарственных. Расстройства обучения Теперь Фил работает в школе: обучает детей с особенностями. И параллельно изучает их, пытаясь выявить проблемы рабочей памяти и их связь со способностью к обучению. К Филу приходит всё больше родителей, которые жалуются на школьные результаты своих детей. Удивительно, но, как правило, эти результаты не связаны с СДВГ, а тесты на интеллектуальные способности говорят, что дети смышленые и способны на многое. Фил предположил, что у таких детей расстройство способности к обучению. Они почти ничем не отличаются от сверстников, однако им гораздо сложнее читать, считать и писать. Изучив литературу, Фил узнал о существовании 4 подобных расстройств: Дискалькулия — невозможность решать математические примеры. Дислексия — нарушение способности к овладению навыками чтения и письма фонемно-графическими знаниями. Дети с дислексией читают значительно медленнее сверстников и из-за этого почти не понимают смысла прочитанного. Таким детям трудно осваивать формы слов и грамматические конструкции, у них возникают сложности с пониманием семантических конструкций, что может впоследствии вылиться в проблемы эмоциональной сферы. Это расстройство отличается от дислексии, хотя некоторые симптомы общие и обе проблемы могут сосуществовать. Дисграфия — нарушение способности осмысленно и правильно писать. Из-за названных проблем дети учатся хуже и медленнее. Успехи, которых они теоретически могли бы достичь, на практике оказываются значительно скромнее, чем ожидалось. Эти дети получают средние и высокие результаты при выполнении интеллектуальных тестов, однако испытывают трудности с правильным произношением, быстрым чтением, написанием и подсчетами. Фил познакомился с известным исследователем Ли Свенсоном, который посвятил себя изучению расстройств рабочей памяти. Свенсон предположил, что и чтение, и письмо, и счет зависят от рабочей памяти. Логично , что ядром развития подобных расстройств также служит фонологическая петля, ведь все названные проблемы связаны с символами и словами. И чтение, и письмо требуют от человека удерживать в активной зоне памяти смысл, извлекать значения слов из долговременного хранилища, интегрировать их с получаемой информацией. Всё это происходит в рабочей памяти. Основываясь на данном предположении, Свенсон разработал целый ряд тестов для рабочей памяти, с помощью которых можно диагностировать текущие или будущие проблемы с обучением. Одна из задач, которая часто использовалась учеными, — заполнение пропусков в тексте. Для ее выполнения требуется как понимание текста и представление его смысловой картины, так и поиск нужного слова и кодирование его в ряд мелких моторных действий, осуществляемых при письме. Позже Фил встретился с Уэйном Лазаром и Франком Ятчиком, которые продемонстрировали , что расстройства обучения могут быть связаны с лобной корой, левой теменной корой, а также с той областью мозга, которая связывает два полушария, — мозолистым телом. Читайте также Как депрессия и эпилепсия влияют на память? Левое полушарие мозга чаще всего активируется при выполнении тестов на вербальную связь, поэтому идея о влиянии проблем в развитии фонологической петли получила распространение. Свенсон предположил , что дети, которым трудно читать, могут не проговаривать текст про себя, из-за чего у них нарушается кратковременное запоминание. И здесь нужно вспомнить про скорочтение, в рамках которого именно проговаривание про себя считают главной причиной медленного темпа чтения. Фила задался вопросом: почему у людей с проблемами в вербальном компоненте рабочей памяти не наблюдаются проблемы с интеллектом. Свенсон предположил, что, возможно, такие пациенты используют различные компенсаторные стратегии, к примеру, опираются на визуальную память вместо аудиальной, когда учатся. Последующие эксперименты показали Филу, что не только фонологическая петля — причина всех бед его учеников. На самом деле у студентов с расстройством способности к обучению были проблемы и с другим компонентом рабочей памяти — визуально-пространственным блокнотом. Они плохо выполняли тесты на визуальную память, если имели проблемы со счетом, и наоборот. Фил нашел график, из которого ясно видно, что дети с трудностями в чтении или в счете хуже решают задачи на вербальную память, а если оба расстройства проявляются вместе, то вербальная рабочая память ухудшается еще больше. В то же время собственно визуальная рабочая память влияет лишь на навыки счета и ситуацию, когда присутствуют оба нарушения. Алекс, мальчик из класса Фила с таким нарушением, очень неуклюж. Его рисунки выглядят странно, потому что ему трудно прорисовывать детали.