Новости личная жизнь достоевского

Личная жизнь Федора Достоевского. Но именно ей посвящен роман «Братья Карамазовы», именно она освещала жизнь Достоевского, организовывала его быт, стенографировала и издавала его произведения. Но именно ей посвящен роман «Братья Карамазовы», именно она освещала жизнь Достоевского, организовывала его быт, стенографировала и издавала его произведения. В конце концов во многом из жалости Мария всё-таки решилась выйти замуж за Достоевского, но семейная жизнь не задалась. После возвращения в Петербург в жизни Достоевского наконец-то наступает светлая полоса.

Потомки Достоевского: как сложилась их судьба

Но первая жена умерла от чахотки, и теперь уже идти по жизни писателю было суждено с другой спутницей — любящей, понимающей и очень достойной во всех отношениях. Итак, второй женой Достоевского стала Анна Сниткина. Но этот брак был негативно воспринят пасынком Достоевского, поэтому супружеской паре, чтобы избежать семейных разногласий и сцементировать свои отношения, пришлось уехать за границу. Еще до отъезда в Европу Анне Сниткиной пришлось столкнуться с эпилептическим припадком Достоевского. Причем произошло это не дома, а в гостях у сестры. Припадок Достоевского был настолько страшен и сопровождался таким нечеловеческим криком, что сестра с зятем в страхе убежали из гостиной. Все присутствующие впервые в жизни воочию увидели падучую болезнь, и только одна Анна Сниткина не растерялась и оказала посильную помощь мужу.

После приступов болезни Достоевский очень долго возвращался в нормальное состояние, он чувствовал себя подавленным и потерянным. Эпилепсия не только омрачала семейную жизнь, но еще и передалась по наследству сыну Алеше. Вторым потрясением для молодой жены Достоевского явилась безудержная страсть супруга к азартным играм. Еще во время медового месяца в Дрездене он на неделю оставил Анну Сниткину одну, а сам уехал попытать игорного счастья в Гомбург, откуда беспрестанно присылал письма с просьбой выслать денег. Это было началом будущих финансовых потерь, которые просто неизбежны при такой пагубной страсти. В рулеточный город Баден-Баден они поехали уже вместе.

Всего за неделю Достоевский проиграл все имеющиеся в наличии деньги, так что в дальнейшем пришлось закладывать драгоценности. Особенно сожалела жена Достоевского Анна Сниткина о невыкупленном свадебном подарке мужа — броши и серьгах с вкраплениями бриллиантов и рубинов. На игру уходили и деньги, присылаемые из Петербурга матерью Анны. Слабость Достоевского состояла в том, что он не мог в нужную минуту остановиться и играл до последнего талера.

Так что он придумал правила для жены: носить только невзрачную, нейтральную одежду никаких облегающих платьев ; не улыбаться мужчинам; не смеяться при мужчинах; не красить губы, не подводить глаза. Ничем не обоснованная паранойя могла настигнуть писателя прямо посреди ночи. Но это не помешало ему продать их обручальные кольца и свадебное платье, когда в очередной раз нужно было платить по долгам. Правда, крупно повезло ему только раз, в самом начале одержимости. Затем он почти всегда проигрывал.

Но физиологическая реакция на азарт была сильнее его. Но это надо принять как одно из свойств его натуры. Это все неуравновешенная, кипучая натура художника, верила она. А вот еще.

Достоевский был пленен красотой этой двадцатипятилетней женщины, ее отзывчивым сердцем и глубоким умом. Она умна и хорошенькая, вдобавок любезна и пряма донельзя». И через несколько недель: «Я был влюблен не на шутку в Панаеву, теперь проходит... Но это увлечение не прошло бесследно для его творчества. Через двадцать лет Достоевский в своем любимейшем создании — в «Идиоте» — увековечит эту отмеченную внутренней болью и тревожной думой красоту. Брак В Семипалатинске ссыльный писатель пережил большое чувство, связанное с волнениями, страданиями, но доставившие ему незабываемые минуты высшей полноты бытия.

Здесь он познакомился с семьей Исаевых. Муж — чиновник, не способный регулярно работать, алкоголик, обрекший жену и сына на острую нужду, отчасти послужит Достоевскому прообразом Мармеладова в «Преступлении и наказании». Жене Исаева Марии Дмитриевне часто приходилось охранять ребенка от буйного отца, который в пьяном виде доходил до невменяемости. Гордо и безропотно несла она свою участь. Достоевский характеризует ее как «умную, образованную, грациозную, с великодушным сердцем». Она представляется ему натурой мятущейся, порывистой, самобытной, окрыленной, возвышенной и смелой. В то время Марии Дмитриевне было двадцать шесть лет. Вот как описывает ее А. Врангель, друг Достоевского: «Уже тогда зловещий румянец играл на ее бледном лице, и несколько лет спустя чахотка унесла ее в могилу. Она была начитана, довольно образованна, любознательна, добра и необычайно жива и впечатлительна!

Тяжело переживает Достоевский разлуку с Марией Дмитриевной, которая уезжала с мужем в сибирский городишко Кузнецк. По словам Врангеля, Достоевский ходил как помешанный, рыдая навзрыд, как ребенок. Завязывается переписка. Мария Дмитриевна жалуется на лишения, болезнь, тягостное чувство одиночества. Вскоре умирает ее муж. Достоевский отдается устройству Марии Дмитриевны. Он достает для нее деньги у Врангеля, хлопочет об определении восьмилетнего Паши в корпус. И вдруг — письмо от Исаевой, в котором она сообщает, что полюбила молодого учителя Вергунова и, очевидно, выйдет за него замуж. Достоевский пишет своему другу письма, полные отчаяния: «Трудно передать, сколько я выстрадал... Я трепещу, чтобы она не вышла замуж...

О, не дай. Господи, никому этого страшного грозного чувства! Велика радость любви, но страдания так ужасны, что лучше бы никогда не любить! И он пишет письмо к Врангелю, в котором просит его похлопотать о повышении жалованья Вергунову. Это письмо — показатель высоты, какой могла достичь в жизни горячая и неудержимая в своем полете душа писателя. Вскоре Достоевского производят в прапорщики. И он мечтает увидеть Марию Дмитриевну. Только бы видеть ее, только бы слышать! Любовь в таком виде есть болезнь. Я это чувствую!

Это ангел божий, который встретился мне на пути, и связало нас страдание». Писатель едет в Кузнецк, говорит Марии Дмитриевне о своем постоянном неугасающем чувстве, возлагает надежды на возврат в литературу. И наталкивается на раздвоение женского сердца. Мария Дмитриевна металась и томилась в поисках спасения из водоворота влечений: писатель Достоевский — или полунищий, но молодой и красивый, учитель. Глубокий психолог Достоевский верит в то, что умная женщина сделает выбор в его пользу. Он объясняется с учителем.

Она вернулась в родную усадьбу, организовала в Ясной Поляне культурно-просветительный центр, открыла школу, больницу, аптеку, музей. В 1929 году Александра уехала в Японию и отказалась от советского гражданства.

Затем Толстая переехала в США, где прожила до 95 лет. Она помогала обосноваться в Штатах русским эмигрантам — в частности, Владимиру Набокову. На расстоянии Толстая продолжала популяризировать наследие отца, несмотря на то, что ее имя вычеркнули из всех источников в СССР. Мальчика с младенчества растила бабушка по отцовской линии Анна Ивановна. Вскоре супруги развелись, а в 1921 году Никол ая Гумилева расстр еляли по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре. После революции Анна Ивановна с внуком оставили поместье и уехали в Бежец к Тверской области. В 1923 году Ахматов а вышла замуж з а искусствоведа Николая Пунина, навестила сына в отрочестве она всего дважды: в 1921 и 1925 годах. При этом ежемесячно присылала на его содержание по 25 рублей.

В 1929 году Лев переехал к матери в Ленинград и не смог поступить в пединститут имени Герцена, потому что считался сыном контрреволюционера. Он начал трудиться чернорабочим на заводе, подрабатывал в трамвайном депо и ок ончил курсы ко ллекторов геологических экспедиций. С 1931 года Гумилев ездил в экспедиции в Прибайкалье, Среднюю Азию и другие места — это обеспечивало питание и заработок. Затем в течение 36 лет он принял участие в 20 геологических, археологических и этнографических экспедициях. В 1933 году после очередной поездки Лев приехал в Москву, подружился с Осипом Мандельштамом и получил первый опыт литературной переводческой работы. Тогда же начались его аресты. В 1934 году Гумилеву удалось поступить на исторический факультет Ленинградского университета. В тот момент состояние сына Ахматовой было особенно плачевным — он буквально голодал.

В университете Лев вступился за своего отца перед преподавателем, который гру бо о нем отозвался. В результате 28 сентября 1938 года Гумилева приговорили к десяти годам заключения и отправили на строительство Беломорканала. Затем срок сократили до пяти лет и переместили заключенного в трудовой лагерь в Норильск. В 1943-1944 годах Гумилев работал геотехником в геофизической экспедиции на Хантайском озере и под Туруханском в Красноярском крае, а в октябре 1944 года ушел добровольцем на фронт. Тогда же Гумилев смог вернуться в науку и заниматься археологией, востоковедением, географией, историей, этнологией и философией. Он также стал создателем пассионарной теории этногенеза. Сразу после по я вления на све т Константин тяжело заболел, и мать увезла его на лечение в Кисловодск. Когда мальчику исполнился год, Есенин подал на развод и оставил детей супруге.

Вторым мужем Райх стал знаменитый режиссер Всеволод Мейерхольд, который заменил отца детям Есенина.

Влюбленный Достоевский. Каких женщин любил писатель?

В день рождения Достоевского – о главной «инфернальнице» его жизни Аполлинарии Сусловой все новостные обзоры на сегодня на на Две другие сестры Достоевского, Вера и Любовь, были близнецами. Любовь умерла в младенчестве, а Вера прожила достаточно долгую жизнь и была счастлива в браке. Драмы и переживания этого периода жизни Достоевского стали основной для нового романа «Игрок».

Влюбленный Достоевский. Каких женщин любил писатель?

Кауфман о первой встрече Анны Сниткиной с российским писателем Холодным ясным утром 4 октября 1866 года стройная 20-летняя студентка-стенографистка в черном ситцевом платье вышла из квартиры своей матери в Петербурге. Она остановилась неподалеку, у Гостиного двора, огромной торговой галереи на Невском проспекте, чтобы купить дополнительное количество карандашей и кожаный портфель, надеясь придать большую деловитость своей юношеской фигуре. Полчаса спустя, подъехав к зданию из серого кирпича на углу Малой Мещанской улицы и Столярного переулка, она поднялась по слабо освещенной лестнице на второй этаж и позвонила в дверь квартиры 13, где ее ожидал будущий работодатель. Студентку звали Анна Сниткина, а ее будущим работодателем был 44-летний бывший заключенный, всем известный загадочный вдовец, который также оказался вполне прославленным писателем: Федор Достоевский. Анна посмотрела на часы и улыбнулась про себя. Оставалось несколько минут до 11:30, она пришла вовремя, как ей и было велено. Благоразумная молодая женщина, Анна не собиралась рисковать — во всяком случае, не в тот день, когда надеялась получить свою первую работу. Почти сразу же дверь открыла плотного телосложения женщина в зеленом в клетку платке. Будучи знакомой с опубликованным частями новейшего произведения Достоевского Преступление и наказание , Анна невольно подумала, не является ли этот платок прототипом того драдедамового платка, который играл такую большую роль в семье Мармеладовых.

Она, конечно, не осмелилась спросить об этом и просто сказала служанке, что ее направил преподаватель стенографии профессор Ольхин и что хозяин дома ждет ее. Служанка, которую звали Федосья, провела Анну по темному коридору в столовую, вдоль стен которой стояли два больших сундука и комод, прикрытые вязаными ковриками. Служанка попросила юную гостью сесть, сказав, что барин сейчас придет. Минуты через две появился Достоевский. Даже не поздоровавшись, он пригласил Анну пройти в кабинет, пока он прикажет подать чаю. А потом снова ушел. Войдя в большой сумрачный кабинет, Анна огляделась. В глубине комнаты стоял диван, крытый коричневой материей; рядом, на круглом столике с суконной салфеткой, лампа и два-три альбома.

Сквозь два окна пробивались редкие солнечные лучи. Обстановка кабинета была самая заурядная, какую можно увидеть в семьях небогатых людей, а не без минуты одного из самых важных российских писателей. Она оглядела комнату в поисках зацепок о своем потенциальном работодателе — тщетно прислушиваясь к детским голосам, размышляя, была ли картина над диваном, изображающая сухощавую женщину в черном платье и чепце, портретом жены Достоевского, которая умерла два года назад. Так оно и было, как позже узнала Анна. Несколько позже загадочный мужчина, с которым она столкнулась ранее, появился снова. Анна изо всех сил старалась излучать уверенность; этого момента она ждала дольше, чем могла себе признаться. Имя Достоевского было давно знакомо в доме Сниткиных. Он был любимым писателем ее отца; всякий раз, когда возникала тема современной литературы, он неизбежно говорил: «Ну, а какие писатели у нас есть в наши дни?

В мое время были Пушкин , Гоголь , Жуковский. А из молодых был Достоевский , автор Бедных людей. Это был настоящий талант».

В конце мая 1845 года Достоевский завершил свой первый роман «Бедные люди». При посредничестве Григоровича с рукописью ознакомились Некрасов и Белинский. Достоевский радушно был принят в кружок Белинского и стал знаменитым еще до публикации романа.

Все заговорили о «новом Гоголе». Через много лет Достоевский вспоминал слова Белинского в «Дневнике писателя»: «Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!.. По словам Григоровича, восторженное признание и возведение Достоевского «чуть ли не на степень гения» сменилось разочарованием и недовольством. Белинский изменил своё первое благоприятное отношение к начинающему писателю. Критики «натуральной школы» писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом. Белинский не смог оценить новаторство «Двойника».

Кроме «неистового Виссариона», положительную оценку первым двум произведениям Достоевского дал только начинающий и многообещающий критик Майков. Близкие отношения Достоевского с кружком Белинского закончились разрывом после стычки с Иваном Тургеневым в конце 1846 года. В то же время Достоевский окончательно рассорился с редакцией «Современника» в лице Некрасова и стал публиковаться в «Отечественных записках». На фото: портрет Федора Михайловича Достоевского работы художника К. И, что интересно, многие знакомые стали прототипами героев будущих произведений писателя. С другими же его связала многолетняя дружба, близость идейных взглядов, литература и публицистика.

В литературном салоне Майкова он познакомился с Гончаровым. В 1846 году Достоевский стал участником литературно-философского кружка братьев Бекетовых Алексея, Андрея и Николая. Тогда же Достоевский писал брату Михаилу, что добрые друзья Бекетовы и другие «меня вылечили своим обществом». Петрашевцы, арест Федора Достоевского, каторга и ссылка С конца 1847 года Федор Достоевский начал посещать устраиваемые Петрашевским «пятницы», где обсуждались перспективы переустройства существующего строя в России. Главными вопросами были свобода книгопечатания, перемена судопроизводства и освобождение крестьян. Среди петрашевцев существовало несколько самостоятельных кружков.

Из биографии Федора Михайловича в википедии известно, что осенью 1848 года Достоевский познакомился с называвшим себя коммунистом Спешневым, вокруг которого вскоре сплотилось семеро наиболее радикальных петрашевцев, составив особое тайное общество. Достоевский стал членом этого общества, целью которого было создание нелегальной типографии и осуществление переворота в России. Вскоре после публикации «Белых ночей» ранним утром 23 апреля 1849 года писатель в числе многих петрашевцев был арестован и провел 8 месяцев в заключении в Петропавловской крепости. Следствие по делу петрашевцев осталось в неведении о существовании семерки Спешнева. Об этом стало известно спустя много лет из воспоминаний поэта Майкова уже после смерти Достоевского. На допросах Достоевский предоставлял следствию минимум компрометирующей информации.

Хотя Федор Достоевский отрицал предъявленные ему обвинения, суд признал его «одним из важнейших преступников». До 13 ноября 1849 года Военно-судная комиссия приговорила Достоевского к лишению всех прав состояния и «смертной казни расстрелянием». В конце ноября император Николай I при утверждении подготовленного генерал-аудиториатом приговора петрашевцам заменил восьмилетний срок каторги Достоевскому четырехлетним с последующей военной службой рядовым. При инсценировке казни о помиловании и назначении наказания в виде каторжных работ было объявлено в последний момент. Один из приговоренных к казни, Николай Григорьев, сошел с ума. В 1849 году Достоевский был сослан в Сибирь.

Следующие четыре года Достоевский провел на каторге в Омске. Арестанты были лишены права переписки, но, находясь в лазарете, писатель смог тайно вести записи в так называемой «Сибирской тетради» «моя тетрадка каторжная». После освобождения из острога Достоевский около месяца провел в Омске.

Достоевский любил духовно богатых и кротких девушек, но при этом ненавидел нигилисток, феминисток и вообще всех представительниц прекрасного пола, открыто борющихся за женские права.

Последняя, кстати, подробно написала в своих мемуарах «Воспоминания», что именно думал ее муж об эмансипированных женщинах: — Анечка, что ты такая? Не обидел ли тебя чем? По молодости лет я готова была отвергать его чрезмерные похвалы и сердиться, что он не признает меня за женщину, какою я себя считала. Скажу к слову, что Федор Михайлович действительно не любил тогдашних нигилисток.

В конце концов, Достоевский решился на хитрый ход. Он сделал вид, как будто спрашивает мнение Ани о сюжете нового произведения — преждевременно состарившийся от неудач нищий художник влюбляется в юную красавицу — возможно ли это? Умная девушка сразу же раскусила уловку. Когда писатель попросил её представить себя на месте героини, она прямо сказала: «…Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь».

Через несколько месяцев они сыграли свадьбу. Аня стала прекрасной парой для Достоевского. Она помогала ему переписывать романы, взяла на себя заботу об их издании. Благодаря тому, что она умело вела дела мужа, удалось выплатить все его долги.

Фёдор Михайлович не мог нарадоваться на жену — она ему всё прощала, старалась не спорить, всегда следовала за ним, куда бы он ни шёл. В жизни Достоевского мало-помалу наступили перемены к лучшему. Под влиянием жены он перестал играть на деньги, его здоровье начало поправляться, приступы болезни почти не случались. Достоевский прекрасно понимал, что всё это стало возможным лишь благодаря жене.

Она могла тысячу раз сломаться и бросить его — особенно когда он проиграл в рулетку все её вещи, даже платья. Тихая, верная Аня выдержала эти испытания, потому что знала: всё можно исправить, если человек действительно тебя любит. И она не ошиблась.

Гениальная жена. Мировой славой Достоевский во многом обязан супруге

Скажу к слову, что Федор Михайлович действительно не любил тогдашних нигилисток. Их отрицание всякой женственности, неряшливость, грубый напускной тон возбуждали в нем отвращение, и он именно ценил во мне противоположные качества», — писала Достоевская. РИА Новости Впрочем, с возрастом Федор Михайлович все-таки стал терпимее относится женщинам и даже частично пересмотрел свои взгляды. Тогда мой муж высказал в «Дневнике писателя», что «многого ждет от русской женщины», — утверждала Анна Достоевская. Хотя при этом, по воспоминаниям современников, разговоры о женских правах и образовании все еще и раздражали классика.

Чтобы ухаживать за ним, девушке пришлось бросить учебу. Как бы там ни было, хоть какую-то специальность Анне получить было нужно, и она поступила на курсы стенографисток. Учитель П. Ольхин позволил девушке обучаться на дому. Известный писатель Судьба хрупкой стенографистки, которой на тот момент исполнилось всего 20 лет, определилась промозглым осенним вечером 1866 года.

Когда же ему передали слова моей мамы, то его очень заинтересовало внимание красивой барышни, и он стал усиленно посещать тот дом, где мог с нею встретиться. Но брак с любимым человеком был для Анны Николаевны возможен лишь при условии принятия православия. Для девушки выбор был непростым. Она долго молилась в надежде услышать ответ на терзания своего сердца.

И вот однажды она увидела во сне, как входит в православный храм, становится на колени перед плащаницей и молится… Ответ был услышан. И когда для совершения обряда миропомазания молодая пара прибыла в Симеоновскую церковь на Моховой — о чудо! Анна Николаевна с радостью вошла в жизнь Православной церкви, исповедовалась, причащалась и воспитывала дочь в вере. Профессия — стенографистка Аня — Неточка, как ее звали в семье, — с неизменной теплотой говорила о жизни под крылом родителей.

Если не считать внезапного «побега» в монастырь, Аня не заставляла родителей переживать о себе. Была в числе первых учениц в училище Святой Анны, с серебряной медалью закончила Мариинскую женскую гимназию и поступила на Педагогические курсы. Тяжелая болезнь отца внесла свои коррективы: педагогику пришлось бросить. Но отец буквально настоял, чтобы Аня все же получила профессию и закончила хотя бы стенографические курсы.

Осиротевшей семье Сниткиных пришлось нелегко. Для Ани это было первое несчастье в жизни. К тому времени лекции по стенографии прервались на летние каникулы, но учитель П. Ольхин, зная о тяжелом душевном состоянии девушки, предложил ей заняться стенографической перепиской.

Ольхин возвращал мне стенограммы, исправив замеченные им ошибки. Когда лекции возобновились, Анна уже владела мастерством стенографии настолько, что учитель мог рекомендовать ее для литературной работы. Спросить Достоевского Промозглым ноябрьским вечером 1866 года определилась вся дальнейшая жизнь хрупкой девушки — и не только ее. Ольхин предложил Анне стенографическую работу у писателя и передал ей вчетверо сложенную бумажку, на которой было написано: «Столярный переулок, угол М.

Мещанской, дом Алонкина, кв. Я сама восхищалась его произведениями и плакала над «Записками из Мертвого дома». Накануне знаменательной встречи девушке едва ли удалось сомкнуть глаза. Считая его современником моего отца, я полагала, что он уже очень пожилой человек.

Он рисовался мне то толстым и лысым стариком, то высоким и худым, но непременно суровым и хмурым, каким нашел его Ольхин. Всего более волновалась я о том, как буду с ним говорить. Достоевский казался мне таким ученым, таким умным, что я заранее трепетала за каждое сказанное мною слово. Смущала меня также мысль, что я не твердо помню имена и отчества героев его романов, а я была уверена, что он непременно будет о них говорить.

Никогда не встречаясь в своем кругу с выдающимися литераторами, я представляла их какими-то особенными существами, с которыми и говорить-то следовало особенным образом. Федор Достоевский. Но лишь только заговорил, сейчас же стал моложе, и я подумала, что ему навряд ли более тридцати пяти — семи лет. Он был среднего роста и держался очень прямо.

Светло-каштановые, слегка даже рыжеватые волосы были сильно напомажены и тщательно приглажены. Но что меня поразило, так это его глаза; они были разные: один — карий, в другом зрачок расширен во весь глаз и радужины незаметно. Эта двойственность глаз придавала взгляду какое-то загадочное выражение. Лицо Достоевского, бледное и болезненное, показалось мне чрезвычайно знакомым, вероятно, потому, что я раньше видела его портреты.

Одет он был в суконный жакет синего цвета, довольно подержанный, но в белоснежном белье воротничке и манжетах … Чуть ли не с первых фраз заявил он, что у него эпилепсия и на днях был припадок, и эта откровенность меня очень удивила … Просматривая переписанное, Достоевский нашел, что я пропустила точку и неясно поставила твердый знак, и резко мне об этом заметил. Он был видимо раздражен и не мог собраться с мыслями. То спрашивал, как меня зовут, и тотчас забывал, то принимался ходить по комнате и ходил долго, как бы забыв о моем присутствии. От писателя Анна Григорьевна вышла разбитой.

В тот день Анна побывала у Достоевского дважды: в первый раз диктовать он был «решительно не в состоянии», поэтому попросил девушку «прийти к нему сегодня же, часов в восемь». Вторая встреча прошла ровнее. Он признавался мне потом, что был приятно поражен моим уменьем себя держать. Он привык встречать в обществе нигилисток и видеть их обращение, которое его возмущало.

Разговор незаметно коснулся петрашевцев и смертной казни. Федор Михайлович погрузился в воспоминания. Но эти минуты представлялись мне годами, десятками лет, так, казалось, предстояло мне долго жить! На нас уже надели смертные рубашки и разделили по трое, я был восьмым в третьем ряду.

Первых трех привязали к столбам. Через две-три минуты оба ряда были бы расстреляны, и затем наступила бы наша очередь. Как мне хотелось жить, Господи Боже мой! Как дорога казалась жизнь, сколько доброго, хорошего мог бы я сделать!

Мне припомнилось все мое прошлое, не совсем хорошее его употребление, и так захотелось все вновь испытать и жить долго, долго… Вдруг послышался отбой, и я ободрился. Товарищей моих отвязали от столбов, привели обратно и прочитали новый приговор: меня присудили на четыре года в каторжную работу. Не запомню другого такого счастливого дня! Я ходил по своему каземату в Алексеевском равелине и все пел, громко пел, так рад был дарованной мне жизни!

Затем допустили брата проститься со мною перед разлукой и накануне Рождества Христова отправили в дальний путь. Рисунок из книги Леонида Гроссмана «Достоевский» Анна Григорьевна была поражена: этот «по виду скрытный и суровый человек» изливал перед ней свою душу, делясь самыми сокровенными переживаниями. Он принял на себя долги скончавшегося старшего брата. Долги были вексельные, и кредиторы беспрестанно грозили писателю описать его имущество, а самого посадить в долговое отделение.

Кроме того, на содержании Федора Михайловича находился 21-летний пасынок и семья умершего брата. Помощь нужна была и младшему брату — Николаю. Договориться с кредиторами не представлялось никакой возможности.

Достоевский снова плакал и искал утешения в игре, униженно занимая деньги у знакомых «на написание нового романа». Справедливости ради, Суслова не раз помогала писателю материально. Но продолжала играть с его чувствами, то приближая, то отталкивая. В итоге они разругались окончательно, и Достоевский вернулся в Петербург.

Позже он говорил, что тем самым спасся от неминуемого помешательства. При этом Аполлинария Суслова оставила неизгладимый след в жизни и творчестве писателя. Страдалица и мучительница в одном лице — любимый женский типаж Фёдора Михайловича. Впрочем, придя в себя после этих отношений, он удачно женился на своей стенографистке Анне Сниткиной, которая стала ему и верной спутницей, и помощником, и другом. Она переписывала рукописи, общалась с издателями, контролировала финансы и буквально вытащила мужа из игромании. Достоевский умер, когда ей было всего 35 лет, но Анна больше не выходила замуж и всю оставшуюся жизнь посвятила сохранению наследия писателя. Что касается Аполлинарии Сусловой, то она семейного счастья так и не обрела.

Да оно и не было ей нужно. Осознав свою безграничную власть над мужчинами, Аполлинария упивалась ею всю свою жизнь. Бесчисленные любовники сменяли один другого. Хотя она пыталась отказаться от этих бессмысленных страстей, уехала в Тамбов и открыла школу для девочек. Но её закрыли из-за «неблагонадёжной» репутации Сусловой. Тогда Аполлинария Прокофьевна вернулась в Нижний Новгород к родителям. Дом, где она жила, на улице Володарского, 57, сохранился до сих пор.

Именно там она познакомилась со своим мужем, философом Василием Розановым, который приехал в Нижний Новгород в гости. Ей был 41 год, ему 23. Он совершенно потерял голову от страстной, красивой, опытной женщины с ярким темпераментом и оригинальными суждениями. Но вскоре после свадьбы она увлеклась каким-то студентом, а Розанов, найдя себе другую, вполне земную женщину, до конца её жизни вымаливал у Сусловой официальный развод. Но её было невозможно забыть», — писал потом философ о своей бывшей жене, после расставания с которой написал свои лучшие труды. Память об Аполлинарии Сусловой и правда осталась в веках.

ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ

Предлагаем вашему вниманию статью на тему: Когда-то стенографистка Достоевского, а потом его жена. Достоевский был не только гениальным писателем — в жизни он был обычным мужчиной, который любил, страдал, шел под венец, встречался и расставался с женщинами. Последние восемь лет жизни были наиболее удачными и светлыми годами Достоевского. Полная биография писателя Федора Достоевского. Личная жизнь, фотографии, портреты, книги, интересные факты из жизни на портале «». Достоевский спросил, возможно ли, чтобы такая юная и непохожая на других девушка влюбилась в художника. Даровое изрядно потрепало Достоевскому-старшему нервы — он судился с соседом из-за шести крестьянских дворов, пережил пожар, но главное — по одной из версий, именно крестьяне, а не апоплексический удар, лишат его жизни.

Страсти по Достоевскому: как нижегородка разбила сердце знаменитого писателя

Личная жизнь Достоевского. Первой женой Федора Достоевского была Мария Исаева. Их брачный союз продлился 7 лет, вплоть до ее смерти. Всю жизнь Достоевский страдал от нехватки средств, и вовсе не только из-за игромании, которая его захватила в результате знакомства с рулеткой в Баден-Бадене. В один момент блестяще складывающая жизнь Достоевского перевернулась.

Биография Федора Достоевского

Чуткость Достоевского к бедственному положению русских женщин была очевидна в его произведениях, в которых фигурирует множество женских персонажей, угнетенных родителями, мужьями, опекунами или благодетелями, или погрязших в крайней нищете, из которой они не могут выбраться, кроме как выйдя замуж, занимаясь проституцией или вступая в какой-либо форме патологические отношения с мужчиной. Однако, несмотря на все его симпатии к феминизму, Достоевского отталкивала дерзость многих радикальных феминисток. Он возмущался этим дивным новым миром, находящимся под сильным влиянием Запада, который ценил «разврат приобретения, цинизм и материализм» и, что особенно важно, свободную любовь. У одинокого вдовца, которого романтически отвергла не одна прогрессивная молодая женщина, также были личные причины уклоняться от этой разновидности феминизма.

Что заинтриговало Достоевского в Анне Сниткиной, так это то, что она казалась непохожей на более радикальных феминисток той эпохи: она казалась сдержанной, а не импульсивной или опрометчивой. Когда Анна вежливо отказалась от его сигареты, писатель был поражен ее «умением себя держать» и был рад, что встретил такую «серьезную и способную девицу». Анна не поняла бы этого по грубоватому поведению Достоевского, но ему понравился такой потенциальный сотрудник.

Безусловно, помогло и то, что она не стригла волосы, не носила очки и не курила — три типичные антибуржуазные привычки «новой женщины». Благодаря сочетанию женской скромности и профессионального такта, она произвела отличное первое впечатление. Анне стало ужасно смешно, но она сдержала улыбку.

Затем, на случай, если у Достоевского остались какие-то сомнения на ее счет, она добавила: — Но если вам при моей помощи работать будет неудобно, то прямо скажите мне об этом. Будьте уверены, что я не буду в претензии, если работа не состоится. Чтобы проверить навыки стенографистки, писатель взял экземпляр «Русского вестника», где в том году «Преступление и наказание» выходило частями, и начал читать из него — очень быстро — ожидая, что девушка будет писать под диктовку.

Хотя Анна была обучена стенографии, она не могла поспевать за ним и вежливо спросила его, может ли он диктовать не скорее обыкновенной разговорной речи. Раздраженный тем, что его прервали, Достоевский наклонился, чтобы проверить ее работу. Он отчитал ее за то, что она пропустила точку и неясно поставила твердый знак, а затем продолжил ворчать по поводу того, что женщины не приспособлены к работе.

В русской орфографии твердый знак ъ делает стоящую перед ним букву твердой, в то время как мягкий знак ь делает ее мягкой. Между ними существует очень тонкое различие, поэтому написание одного нечетко может привести к тому, что его перепутают с другим. Потрясенная и оскорбленная, Анна тем не менее приложила все усилия, чтобы не показать этого.

Для нее не было ничего важнее, чем добиться профессионального успеха и стать независимой. Она не собиралась подвергать свою цель риску. Еще через несколько минут Достоевский сказал Анне, что ему нужно сделать перерыв, но он попросил ее вернуться вечером того же дня, тогда он и начнет диктовать свой роман.

Анна испытала облегчение, узнав, что он действительно решил нанять ее, но ее чувства были смешанными. В неопубликованном черновике она пошла еще дальше: «Никогда ни до, ни после человек не производил на меня такого тяжелого, угнетающего впечатления, как Федор Михайлович при нашей первой встрече. Я видела перед собой ужасно несчастного, сломленного, измученного человека.

У него был вид человека, который сегодня или вчера потерял кого-то близкого своему сердцу, человека, пораженного каким-то ужасным несчастьем». Перспектива работать на Достоевского — непостоянного гения и, по-видимому, также рефлексивного женоненавистника — заставила Анну задуматься о том, какую цену она готова заплатить за финансовую независимость. А что бы было в случае с менее развитыми людьми?

В повести впервые в истории русской литературы рассказывалось о жизни и быте каторжников, отбывающих наказание в самом суровом месте — сибирском остроге. Иллюстрация к "Запискам из Мёртвого дома" Николая Каразина, 1893 г. А происходило там разное, от контрабанды алкоголя до жестоких телесных наказаний, от суровой работы до самозарождающейся тюремной иерархии. Не секрет, что это произведение полностью основано на личном опыте Достоевского. После показательной «гражданской казни» писатель четыре года провёл в Омской тюрьме, вместе с другими каторжниками — в большинстве своём, из самых простых и бедных слоёв населения. В «Записках из Мёртвого дома» очень много деталей, полностью взятых из личной истории писателя.

Например, как и сам Достоевский, Горянчиков получает Евангелие от неких «братьев по несчастью» в Сибири. Под переплётом книги спрятано несколько рублей — «на всякий случай»: «Эту книгу, с заклеенными в ней деньгами, подарили мне ещё в Тобольске те, которые тоже страдали в ссылке и считали время её уже десятилетиями и которые во всяком несчастном уже давно привыкли видеть брата». Женщины организовали встречу писателя с другими участниками его кружка и каждому подарили такое Евангелие с «секретом». Правда, судьба этого Евангелия в реальности и в книге Достоевского оказалась разной: писатель хранил его всю жизнь, а Горянчиков лишился ещё в остроге. Причём довольно банально: «У меня один арестант, искренно преданный мне человек говорю это без всякой натяжки , украл Библию, единственную книгу, которую позволялось иметь на каторге; он в тот же день мне сам сознался в этом, не от раскаяния, но жалея меня, потому что я её долго искал». Достоевский Ф.

Достоевский, 1861 г. Сам же он получил от критиков своеобразное звание русского Данте, который сошёл в каторжную жизнь как в преисподнюю. Любимая няня и прототип Настасьи Филипповны Эпизодов и деталей из собственной жизни Достоевский описал в своих произведениях достаточно много. И не все они были ужасны — к примеру, в романе «Бесы» упоминается любимая няня будущего писателя и его братьев и сестёр. Женщина по имени Алёна Фроловна была с будущим классиком и другими детьми семейства Достоевских с младенчества, она рассказывала им множество сказок, всегда была добра и весела и оставила у Фёдора Михайловича самые приятные воспоминания.

Год они занимались в приготовительном пансионе К. Фёдора в 1838 году в училище приняли, а Михаила — нет, и братьям пришлось расстаться.

Сохранилась их живая переписка того времени, из которой ясно, что оба нисколько не вдохновлялись математикой и инженерными науками, а грезили исключительно литературой. Тем не менее, Фёдор в 1843 году окончил училище и даже поступил в столичную инженерную команду, однако вскоре бросил военную службу и решил целиком посвятить себя русской словесности. Начало писательской деятельности Юношеские литературные опыты, о которых Фёдор Достоевский писал своему брату, не сохранились, однако ясно, что первые произведения Достоевский начал писать ещё во время учёбы в Инженерном училище. После выхода в отставку Достоевский занимался переводами, а в 1845 году завершил свой первый роман «Бедные люди», получивший успех у публики. Достоевский присоединился к кружку В. Белинского, постепенно обрастая литературными знакомствами. Впрочем, все соратники Белинского, да и сам знаменитый критик, не сумели оценить второе произведение начинающего писателя — повесть «Двойник».

Достоевский рассорился и с Белинским, и с Некрасовым, и с Тургеневым и покинул общество редакции «Современника». С 1846 года он публиковался в «Отечественных записках» и продолжал расширять круг своих литературных связей — познакомился с И. Гончаровым, присоединился к литературно-философскому кружку Бекетовых и Майковых. Арест и ссылка В середине 1840-х гг. В 1846 году он познакомился с М. Петрашевским, объединившим вокруг себя революционно настроенную молодёжь. В обществе петрашевцев распространялись опальные тексты и обсуждались идеи государственного переворота.

В 1849 году деятельность кружка была раскрыта, его участники арестованы, в их числе и Фёдор Достоевский, признанный одним из опаснейших преступников. Как и другие петрашевцы, он провёл 8 месяцев в одиночной камере Петропавловской крепости, а затем выдержал процедуру смертной казни, которую отменили в последний момент. После мучительного ожидания смерти их оповестили о помиловании и замене казни на каторгу. Император Николай I назначил Достоевскому наказание в виде четырёх лет каторжных работ. Годы сибирской ссылки писатель провёл в Омске, где, несмотря на запреты, тайно вёл дневник, известный впоследствии как «Сибирская тетрадь». Каторжный опыт писателя впоследствии лёг в основу «Записок из Мёртвого дома». После четырёх лет в сибирском остроге Достоевский отправился на службу в Семипалатинск.

Лишь после смерти императора Николая I писатель, как и другие петрашевцы, был помилован Александром II, но вернуться в Петербург смог только в 1859 году. В том же году в печати появились его произведения — повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели». Негласный полицейский надзор продолжался вплоть до 1875 года.

Однажды ее учитель стенографии П.

Ольхин предложил ей работу: Аня должна была стенографировать у писателя Ф. Достоевского, который, по удивительному стечению обстоятельств, был любимым писателем ее отца. Получив от Ольхина записку, в которой значилось: «Столярный переулок, угол М. Мещанской, дом Алонкина, кв.

Я думала, что навряд ли сойдусь с ним в работе, и мечты мои о независимости грозили рассыпаться прахом», - вспоминала потом Анна. Новым спасительным романом должен был стать «Игрок». Ночью Достоевский делал наброски, днём надиктовывал их стенографистке, вечером она приводила записи в порядок, а утром Достоевский исправлял приготовленные листки. Это титульный лист первого издания романа «Игрок».

Однако издатель специально исчез из Петербурга, не давая Достоевскому возможности исполнить договор. И тут Анна проявила смекалку - рукопись была сдана под расписку приставу той полицейской части, где проживал Стелловский, за несколько часов до истечения срока. Спустя 8 дней Неточка вновь пришла к Федору Михайловичу, чтобы договориться о работе над завершением «Преступления и наказания». Однако тот заговорил с девушкой о новом романе — истории старого художника, пережившего много страданий, который встречает молодую девушку по имени Анна.

Спустя годы она вспоминала: "Поставьте себя на ее место, — сказал он дрожащим голосом. Скажите, что вы бы мне ответили? С этим надо примириться, смотреть как на болезнь, против которой не имеется средств». Из ее воспоминаний.

Первые месяцы их супружеской жизни были тяжелы для молодой женщины: как известно, писатель всю жизнь страдал от эпилепсии, и Анна мучилась от осознания, что ничем не может ему помочь. Терзали ее и сомнения: ей казалось, что муж вдруг разочаруется в ней и разлюбит. Кроме того, многочисленные родственники Достоевского, с которыми ей приходилось жить под одной крышей, относились к ней с пренебрежением, а пасынок мужа и вовсе откровенно издевался. Чтобы сменить обстановку и не дать браку разрушиться, Анна Григорьевна предложила супругу отправиться в путешествие в Европу, ради которого ей пришлось заложить драгоценности, доставшиеся в приданое.

Сам же Федор Михайлович был беден: как только появлялся даже самый маленький гонорар, родственники прибегали с различными просьбами, в которых тот был не в силах отказать.

Фёдор Достоевский и Анна Сниткина

Он был худенький, маленький, белокурый, с болезненным цветом лица; небольшие серые глаза его как-то тревожно переходили с предмета на предмет, а бледные губы нервно подергивались". Как ей, царице среди этих писателей и графов, обратить внимание на такого "красавца"! Понимая, что ему не удастся покорить гордую красавицу своей внешностью, Достоевский выбирает другой путь: он станет знаменитым писателем благо почин уже есть! Пишет, но слишком спешит. В вышедшем из-под его пера "Двойнике" отсутствует тот индивидуальный стиль, который принес успех первому роману. Книгу раскритиковали все, кому не лень как было приятно пройтись по этому молодому выскочке! И вот уже не приглашают Достоевского в литературные салоны, а Белинский не пожимает руки и не называет "надеждой российской литературы". А самое главное — теперь совершенно невозможно показаться у Панаевых, где на него будут смотреть с презрением, как на неудачника! Достоевский пишет брату Михаилу: "Про себя скажу, что я решительно не знаю, что еще со мной будет.

Денег у меня нет ни копейки… Я пишу и не вижу конца работе… Скука, грусть, апатия…". Вот от этой-то скуки однажды, по приглашению знакомого, он и заглянул на вечер в кружок Петрашевского... Собирались там молодые либералы, попивали чаек, почитывали запрещенные цензурой французские книжки да говорили о том, как хорошо будет жить при республиканском правлении. Уютная атмосфера понравилась Достоевскому, и хотя он был убежденным монархистом, начал захаживать на "пятницы". Только вот плачевно закончились для Федора Михайловича эти "чаепития". Император Николай I совершенно не жаловал различных либералов и их мирных собраний. Помнил, чтo в 1825 году хотели устроить подобные "любители чая"! Поэтому, получив информацию о "кружке Петрашевского", отдал указ всех арестовать.

Однажды ночью был 1849 год за Достоевским пришли. Сначала полгода заключения в одиночке Петропавловской крепости, потом приговор — смертная казнь, замененная на четыре года острога с дальнейшей службой рядовым... Последовавшие четыре года были одними из тяжелейших в жизни Достоевского. Дворянин по происхождению, он очутился среди убийц и воров, которые сразу невзлюбили "политического". Как ни будь он справедлив, добр, умен, его целые годы будут ненавидеть и презирать все, целой массой". Но Достоевский не сломался. Напротив, вышел он совершенно другим человеком. Именно на каторге пришли знание жизни, людских характеров, понимание того, что в человеке могут сочетаться добро и зло, правда и ложь.

И самое главное — пришла глубокая вера в Бога, а за ней — уверенность в том, что за преступлением всегда следует божье наказание. Впоследствии данная тематика станет доминирующей в его творчестве. И вот минули годы каторги. В 1854 году Достоевский прибыл в Семипалатинск. Маленький городок, затерянный в азиатских степях, полный унылых и посредственных провинциальных физиономий. Жизнь не предвещала ничего, кроме ежедневных маршировок под палящим солнцем в целях поддержания боеспособной формы солдат для борьбы с кочевыми племенами… По прошествии некоторого времени Достоевский влюбился. Объектом его желаний стала жена его знакомого Мария Исаева. Эта женщина всю свою жизнь ощущала себя обделенной как любовью, так и успехом.

Родившаяся в довольно состоятельной семье полковника, она неудачно вышла замуж за чиновника, оказавшегося потомственным алкоголиком. Муж терял должность за должностью — и вот семья очутилась в Семипалатинске, который и городом назвать сложно. Безденежье, разбитые девичьи мечты о балах и прекрасных принцах — все вызывало у нее недовольство браком. Как приятно было ощутить на себе взгляд горящих глаз Достоевского, снова почувствовать себя желанной о чем пришлось позабыть в связи с постоянным пьянством муженька. Достоевскому же, на протяжении долгих лет не знавшему женской ласки, казалось, что он встретил любовь всей своей жизни. Вечер за вечером он проводит у Исаевых, выслушивая пьяное красноречие мужа Марии только ради того, чтобы находиться подле своей любимой. Надо заметить, что Федор Михайлович был очень порядочным человеком и, уважая святость брака, не предпринимал никаких попыток вступить в интимную близость с Марией. В августе 1855 года муж Марии умирает.

Наконец-то препятствие устранено, и Достоевский сделал предложение любимой женщине. Любила ли его Мария? Скорее нет, чем да. Жалость — да, но никак не те любовь и понимание, которые так жаждал получить исстрадавшийся от одиночества писатель. Но жизненный прагматизм взял свое. Исаевой, у которой на руках был подрастающий сын и долги за похороны мужа, ничего не оставалось, как принять предложение своего поклонника. В первую брачную ночь произошел случай, ставший предзнаменованием неудачи сего семейного союза.

После первого визита озадаченная и порядком расстроенная девушка решила, что навряд ли их совместная работа состоится, но чувство ответственности взяло верх, и она отважилась прийти снова.

Последовали 26 дней напряженной работы [2] см. Он, видите ли, решил написать роман о старом художнике, пережившем суровое детство, раннюю потерю любимого отца, тяжкую болезнь, смерть близких людей, бедность, долги, но все еще страстно желающем вновь найти счастье и наконец встречающем молодую девушку: «Назовем ее Аней, чтобы не называть героиней. Это имя хорошее…». Анна Григорьевна, видя в герое романа самого Достоевского и слыша последние слова, с досадой подумала про себя, что Федор Михайлович имеет в виду Анну Васильевну Корвин-Круковскую, свою бывшую невесту и сестру известной в будущем Софьи Ковалевской. И поэтому на вопрос, возможно ли, чтобы молодая девушка, «столь различная по характеру и по летам», могла полюбить старого, больного художника «не будет ли это психологическою неверностью? Если эта распрекрасная Аня, на которую он не пожалел столько красок, чтобы расписать ее характер и достоинства, действительно его любит, то в чем же здесь жертва с ее стороны? Совсем позабыв о том, что она тоже Аня, девушка слышит: «Поставьте себя на минуту на ее место. Представьте, что этот художник — я, что я признался вам в любви и просил быть моей женой.

Скажите, что вы бы мне ответили? А за ней следуют 400 страниц, на протяжении которых развивается эта столь необычно начавшаяся история. Дальше — жизнь. Дальше — та самая главная часть книги о настоящей любви. Любить — это переносить неожиданные вспышки раздражительности, гнева и ревности мужа и умело переводить их в шутку см.

Вот только о Любови Федоровне предпочитают не вспоминать. Когда готовилась к изданию книга с ее воспоминаниями, к правнуку писателя обратились с просьбой написать к ней предисловие. Тот категорически отказался, мотивируя это тем, что Любовь Федоровна слишком много боли причинила своей матери Анне Григорьевне, чтобы о ней вспоминать по-доброму. Отец называл ее милым, послушным, совсем не капризным ребенком, любил проводить с ней время и баловал ее. Он считал ее очень смышленой и верил, что ей уготовано счастливое будущее. В своих воспоминаниях Любовь описывает, как отец читал им вслух с братом книги. Это были русские былины, драмы Шиллера, повести и стихотворения Пушкина, кавказские поэмы Лермонтова, романы Вальтера Скотта и Чарльза Диккенса. Писатель верил, что нет ничего полезнее для развития детского ума, чем чтение великой литературы. Федор Михайлович умер, когда Любе было 11 лет. Пышные похороны отца с торжественными речами и нескончаемым потоком людей болезненно поразили девочку. Как признавалась позже сама Любовь Федоровна, только тогда она стала осознавать масштаб личности своего отца. С этого времени в ней начали развиваться заносчивость и высокомерие. Она всё более становилась капризной и упрямой. Мать не могла с ней совладать, между ними нарастало непонимание. Сам Достоевский неоднократно признавался, что не будь его любимой Анечки, он бы совсем пропал.

Младший брат писателя уверен, что мужики, столкнувшись с «временным отделением», где-то нашли большую сумму для взятки, чтобы не быть обвинёнными в убийстве и не пойти на каторгу. Далее он приводит свои «соображения», размышляя, почему же убийство было скрыто, и делает выводы: «…вот соображения, ежели только можно было допускать соображения по этому предмету, по которым убиение отца осталось нераскрытым и виновные в нём не потерпели заслуженной кары. Вероятно, старшие братья узнали истинную причину смерти отца ещё ранее меня, но и они молчали. Я же считался тогда малолетним». Возможно, именно поэтому одним из главных мотивов и идей «Братьев Карамазовых» является мотив отцеубийства. Душевные страдания князя Мышкина и казнь Достоевского — Подумайте: если, например, пытка; при этом страдания и раны, мука телесная, и, стало быть, всё это от душевного страдания отвлекает, так что одними только ранами и мучаешься, вплоть пока умрешь. Этот отрывок из романа «Идиот» — часть знаменитого монолога князя Мышкина о смерти. В нём любимый герой Достоевского рассуждает о казни с помощью гильотины, о душевной муке и её силе, об ужасе, который испытывает человек, приговорённый к смерти. А также о том, что об этом ужасе может рассказать лишь тот, кого приговорили, кто уже стоял на эшафоте, но в последний момент был помилован. Таким человеком был сам Фёдор Михайлович. В возрасте 28 лет писатель был приговорён к расстрелу за участие в собраниях кружка вольнодумца Петрашевского, а также за чтение и распространение запрещённого письма Белинского Гоголю. В назначенный день казни, посреди зимы 28-летний Достоевский вместе с другими арестованными были выведены на Семёновский плац. Там их ждал чёрный эшафот и толпы людей, пришедших поглазеть на казнь. Инсценировка казни, рис. Покровского, 1849 г. Затем Достоевского и других облачили в белые саваны с капюшонами и крестами, и на эшафот явился священник. Расстреливать предполагалось тройками, привязывая осуждённых к столбам.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий