Участники военно-патриотического движения "Молодая гвардия – Юнармия" проводят акцию в Донецке, посвященную Дню государственного флага РФ. Целью нравственно-патриотического воспитания студентов является формирование гражданина, гордого за свою страну, любящего свой народ, почитающего историю страны и его культуру, имеющего чувство долга перед государством.
О разрушительном документе в сфере патриотического воспитания
Общественная палата Российской Федерации | Статья анализирует государственную программу патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы, ее цели, задачи, результаты и воздействие на различные сферы общественной жизни. |
Нормативно‑правовые документы по гражданско‑патриотическому воспитанию | Концепция) - документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания. |
Чувство патриотизма воспитают со школьной скамьи | Победа РФ | Новость от 26.12.2023 | Правительство Российской Федерации обеспечивает реализацию Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, выполнение государственных программ, планов по патриотическому воспитанию, осуществляет меры по обеспечению. |
Патриотическое воспитание молодежи | Методические рекомендации «Основы патриотическое воспитания граждан Российской Федерации. Приняты Экспертным советом по патриотическому воспитанию при ФГБУ «Роспатриотцентр» 10 октября 2022г. |
О разрушительном документе в сфере патриотического воспитания | Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (прокол № 2 (12)‑П4 от 21.05.2003)). |
Расходы на патриотическое воспитание в России увеличат почти в 10 раз
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (прокол № 2 (12)‑П4 от 21.05.2003)). Основной целью Концепции является определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства. 2015 годы" создала предпосылки по дальнейшему совершенствованию системы патриотического воспитания. Этот проект направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Главная» Новости» Проект патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2021 2024 годы.
Госполитика и законодательные инициативы в сфере патриотического воспитания. Досье
Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы. Нормативные основания патриотического воспитания обучающихся В соответствии с поправками, внесенными в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в понятии «воспитание» направления воспитательной работы дополнены такими направлениями, как: "формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде". Реализация нового федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан РФ" в рамках нацпроекта "Образование" началась с 1 января 2021 года. Этот проект направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности. В данном проекте усилилась воспитательная компонента в учебной и учебно-методической литературе, в содержании уроков, во внеучебной деятельности, в системе дополнительного образования. Документ определяет основные направления развития воспитания: 1. Развитие социальных институтов воспитания. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности. Формирование гражданской позиции личности — это ключевая задача позитивной социализации учащихся.
Несомненно, очень большой образовательно воспитательный ресурс заложен в семье. В Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года подчеркивается определяющая роль семьи в воспитании. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной организации как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. Изучить текст Концепции Для того, чтобы патриотизм стал подлинной сердцевиной воспитания, чтобы проявилось его влияние на ум и сердце ребенка, нужны постоянные и глубокие усилия. Следует говорить о Родине, о преданности служению Родине. Героические страницы Великой Отечественной войны обладают большой притягательной силой. Подвиги наших соотечественников, их доблестный труд в тылу широко отражены в художественной литературе, кинофильмах, живописи, музыке, скульптуре. Каждому педагогу необходимо это взять за основу своей деятельности.
Условиями успешного решения задач патриотического воспитания обучающихся являются: 1. Выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности; 2. Реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнёрства; 3. Взаимодействие с родителями законными представителями несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности. Раскроем несколько основных направлений, по которым осуществляется развитие патриотических чувств у подрастающего поколения в школе: 1 Духовно-нравственное направление формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу; воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям; формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества; воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации. Родному краю, её замечательным людям; вовлечение обучающихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы; формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий. Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. В рамках работы по данным направлениям в плане работы школы и календарном плане программы воспитания класса появляется достаточно много традиционных мероприятий: проведение памятных дней, участие в патриотических акциях, изучение родного края, участие в конкурсах патриотической направленности. Но патриотизм должен быть наполнен не только событиями, связанными с сохранением памяти а это, безусловно, очень важно , но и активностью самих школьников. Понятие «российская идентичность» сегодня очень распространено в научных дискуссиях и публицистике, оно содержится в целом ряде указов Президента РФ и нормативных правовых документов Министерства просвещения Российской Федерации, широко используется в средствах массовой информации и в практике преподавания школьных предметов, в программах воспитательной и внеурочной деятельности.
Формирование идентичности — важная задача не только для системы образования. Формирует ту или иную идентичность сама жизнь, культура и история страны, общества, семьи. Усиление внимания к данной проблематике происходило по мере осмысления россиянами событий последних десятилетий, переосмысления особенностей своего исторического пути, мучительного поиска ответов на вопросы: «Кто мы?
Патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное служение Отечеству. Он был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении и готовности его защищать. Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах большой и малой Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости защита Отечества ; проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные, экономические, политические, спортивные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека.
Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму. Патриотизм - это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества. Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера, Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
Любой патриот должен поддерживать свое государство, иначе оно будет разрушено. Ни один человек, любящий свою Родину, не захочет отделить от нее часть территории. Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотизм должен воспитываться с детства возраста в рамках национальной культуры через родной язык, в мире нравственных ценностей. В рамках воспитания национальной идеи и культуры, необходимо раскрывать современной молодежи подлинные уроки прошлого, истинные причины войн и революций, прививать любовь ко всем народам, которые не могут отвечать за ошибки своих поколений в будущем. Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентации, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Патриотическое воспитание военнослужащих организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих.
Создание этих условий будет способствовать развитию социальной активности граждан Российской Федерации и совершенствованию управления системой патриотического воспитания. Содержание управления системой патриотического воспитания включает: анализ, оценку, прогнозирование и моделирование состояния процесса патриотического воспитания в стране, с учетом тенденций общественного развития; определение и постановку текущих и перспективных задач воспитательной деятельности; научно-обоснованное планирование патриотического воспитания; подбор, обучение, расстановку кадров; мониторинг состояния и действенности воспитательной работы и систематическое иерархическое информирование органов исполнительной власти о ходе реализации задач патриотического воспитания; своевременную корректировку системы воспитательных воздействий; научную организацию труда воспитателей и вооружение субъектов патриотического воспитания прогрессивными методами и технологиями воспитательной работы со всеми категориями граждан. Механизм управления содержит нормативно-законодательную и содержательную составляющую: законодательные и нормативные акты и документы; учебные программы ; сложившиеся нормы и правила, существующие в обществе, коллективе; условия жизни и труда; личностные и коллективные стимулы — потребности и интересы; духовные ценности и некоторые другие. Государство осуществляет управление системой патриотического воспитания, при этом оно широко использует общественные институты. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления , осуществляя руководство процессом патриотического воспитания, действуют в пределах своих полномочий и согласовывают свои усилия в целях обеспечения эффективного его функционирования. Зарегистрируйте блог на портале Pandia. Бесплатно для некоммерческих и платно для коммерческих проектов. Регистрация, тестовый период 14 дней. Условия и подробности в письме после регистрации. Правительство Российской Федерации обеспечивает реализацию Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, выполнение государственных программ, планов по патриотическому воспитанию, осуществляет меры по обеспечению финансовыми и материальными ресурсами субъекты патриотического воспитания, руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти и координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по функционированию системы патриотического воспитания.
Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают выполнение решений Правительства Российской Федерации, положений Концепции и государственных программ патриотического воспитания граждан; в пределах своей компетенции разрабатывают ведомственные программы планы патриотического воспитания и организуют их выполнение. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения выполнения положений Концепции, государственных программ и планов патриотического воспитания; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы патриотического воспитания; разрабатывают долгосрочные региональные программы планы патриотического воспитания и осуществляют их реализацию; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению общественных и религиозных объединений и организаций к решению задач патриотического воспитания; обеспечивают финансирование мероприятий региональных программ. В современных условиях для управления системой патриотического воспитания, реализации общей стратегии в этой сфере деятельности, объединения усилий министерств и ведомств, общественных и религиозных организаций и движений, необходимо создание межведомственных структур. Их состав и полномочия определяются соответствующими правовыми актами. На федеральном уровне такой структурой является Правительственная комиссия по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, в министерствах и ведомствах — Координационные советы по патриотическому воспитанию, в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления — региональные межведомственные координационные советы по патриотическому воспитанию. Координационные советы и региональные межведомственные советы по патриотическому воспитанию создаются решением руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, главами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Правительственная комиссия объединяет усилия и обеспечивает постоянную координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций и объединений по реализации задач государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на определенный период. Организует разработку очередных государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, определяет головных исполнителей программы. Она рассматривает представленные в Правительство Российской Федерации предложения по повышению эффективности патриотического воспитания, выполнению программ патриотического воспитания, обеспечивает контроль за целевым использованием финансовых средств. Решением Правительственной комиссии создается рабочий орган, функции и полномочия которого определяются этой комиссией.
Координационные советы по патриотическому воспитанию федеральных министерств и ведомств разрабатывают ведомственные программы планы патриотического воспитания и организуют их исполнение. Региональные межведомственные координационные советы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают региональные программы патриотического воспитания граждан с включением в них конкретных работ по выполнению мероприятий государственной программы и осуществляют их реализацию. Они осуществляют координацию деятельности органов исполнительной и законодательной власти , общественных объединений и религиозных организаций по поддержке и выполнению мероприятий патриотической направленности, обеспечивают финансирование мероприятий региональных программ за счет средств субъектов Российской Федерации. Для осуществления функций рабочего органа комиссий и советов решением глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться соответствующие штатные центры патриотического воспитания. Оценка результативности патриотического воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которая включает целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер; научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия; широту охвата объектов воспитания. Основным критерием результативности является уровень патриотизма, как одной из основных характеристик отдельной личности, так и граждан Российской Федерации в целом, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно-значимом поведении и деятельности. Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности. Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание россиян будут в огромной степени определять будущее России. Теоретические положения и практические рекомендации, изложенные в Концепции, является основой для решения важнейших задач патриотического воспитания, повышения активности граждан Российской Федерации к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни общества.
По его словам, строительные организации должны понимать ответственность перед людьми, "чтобы плотность застройки не была высокой, были стоянки, озеленение, скверы, детские площадки". Он отметил, что развитая социальная структура повышает привлекательность жилья.
Володин призвал повсеместно создать центры военно-патриотического воспитания
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, Российская Федерация, подрастающее поколение, воспитание, достойный гражданин, патриотическое воспитание молодежи, уважительное отношение, ценность. Участники военно-патриотического движения "Молодая гвардия – Юнармия" проводят акцию в Донецке, посвященную Дню государственного флага РФ. Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, Российская Федерация, подрастающее поколение, воспитание, достойный гражданин, патриотическое воспитание молодежи, уважительное отношение, ценность. — направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Нормативно‑правовые документы по гражданско‑патриотическому воспитанию
В рамках реализации федеральной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2021-2024 годы, ожидается достижение значимых итогов, направленных на укрепление гражданской идентичности и патриотизма. 12 июня в День России на Всероссийском Патриотическом форуме обсудили патриотическое воспитание в рамках программы воспитательной работы Движения первых. Государственная концепция патриотического воспитания граждан в российской федерации. Анализируются основные положения Государственной концепции па-триотического воспитания граждан в Российской Федерации.
Патриотическое воспитание молодежи
12 июня в День России на Всероссийском Патриотическом форуме обсудили патриотическое воспитание в рамках программы воспитательной работы Движения первых. Всероссийский проект патриотического воспитания и истории Вооруженных Сил Российской Федерации. Главная» Новости» Проект патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2021 2024 годы.
Защита документов
Большое значение педагоги придают появлению в школах единого учебника истории: во все регионы страны доставлено более 755 тысяч экземпляров. Новое пособие основано на принципах объективности, исторического суверенитета и уважения к прошлому страны, отмечают педагоги. В последнее время больше внимания уделяется формированию личности ребенка, его гражданской позиции, чувства патриотизма, сопричастности ко всему, что происходит вокруг. Участие в воспитании молодёжи принимают некоммерческие организации и социально ответственный бизнес. Лучшие проекты они представляют на Национальной премии «Наш вклад» , получая за их реализацию статус «Партнёр национальных проектов России».
Одним из финалистов премии стала общественная организация «Общий интерес», представившая проект по увековечиванию подвига советских летчиков Бориса Капустина и Юрия Янова. Офицеры отказались катапультироваться и направили машину на озеро Штёссензее в британской оккупационной зоне. Таким образом, экипаж боевого самолёта ценой своих жизней предотвратил жертвы среди гражданского населения.
По распоряжению Сергея Морозова с 2014 г. Также по поручению губернатора в каждой школе области создан музей Великой Отечественной войны. В частности, глава государства заявил: "Считаю необходимым дополнительно подумать над повышением качества реализации госпрограммы патриотического воспитания. Речь идет о ее насыщенности действительно интересными, живыми инициативами, понятными современным людям... В качестве положительного примера Мединский привел "депрессивный рабочий поселок Хохлово Вологодской области, где были запущены курсы традиционной народной культуры, а именно кружки ткачества, вышивки, пения, народного танца". И в течение этих пяти лет подростковая преступность в поселке просто сошла на нет, снизилась до нуля! В частности, разработчики проекта закона из КПРФ по данным "Независимой газеты", намерены были обязать учебные заведения два раза в неделю рассказывать школьникам о политике, а также внести предмет политинформации в список экзаменационных. По словам главы юрслужбы КПРФ Вадима Соловьева, нужно возрождать и молодежно-патриотические организации вроде пионерлагерей. В октябре 2014 года стало известно, что депутат Государственной думы Виктор Водолацкий фракция "Единая Россия" готовит предложение для федерального правительства о создании общероссийского патриотического молодежного ТВ-канала. Ранее целесообразность создания подобного ТВ обсуждалась в комиссии по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ, где идея открытия нового СМИ была поддержана. При этом глава государства добавил: "Я просто не знаю, можем ли мы такую общенациональную какую-то программу изобрести, это все-таки применительно к регионам, но какие-то методические, наверное, вещи могут иметь место. Как отмечается в указе, целью учреждения новой организации является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. Учредителем "Российского движения школьников" от имени РФ является Федеральное агентство по делам молодежи. Государственным комитетом Российской Федерации по печати.
Федеральный проект направлен на укрепление воспитательной составляющей системы образования, будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию детей и расширит их участие в принятии решений, которые затрагивают их права и интересы.
В этом же году Президент России подписал указ о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания. В составе администрации президента было создано управление главы государства по общественным проектам, призванное отвечать за развитие патриотического воспитания и укрепление духовно-нравственных основ общества. В феврале 2014 года Президент России В. Путин определил патриотизм как моральный фундамент, на котором строится будущее России. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. В 2000-е годы на федеральном уровне были разработаны и реализованы государственные программы по патриотическому воспитанию граждан РФ, в том числе третья государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Также патриотизм нашел отражение в отдельных нормативных актах. Так, в Федеральном законе от 29. В 2014 году утвержден документ «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 29. В 2016 году в отдельных субъектах Российской Федерации утверждены региональные долгосрочные целевые программы патриотического воспитания граждан РФ и приняты на уровне отдельных регионов Законы о патриотическом воспитании. Таким образом, за последнее десятилетие создана документальная база по патриотическому воспитанию граждан, которая базируется в основном на военно-патриотическом воспитании, не отражает комплексный и системный подход к процессу патриотического воспитания, конкретно не определены обязанности каждого субъекта организации и органов власти , имеет слабый характер реализации и прагматичность, не имеет целенаправленной и контролируемой государственной политики в деле патриотического воспитания, ориентирована только на молодое поколение, а не на общество в целом. В связи с этим Партия Великое Отечество ставит цель предложить в Концепции систему взглядов на патриотическое воспитание граждан РФ с учетом существующих принципов государственной политики в области патриотического воспитания граждан РФ. Состояние и проблемы патриотического воспитания в современных условиях Созданные и реализованные с 2001 года государственные программы патриотического воспитания граждан РФ на федеральном уровне сформировали вектор развития, но в субъектах РФ и муниципальных образованиях, образовательных организациях практически отсутствуют региональные и муниципальные программы патриотического воспитания. В настоящее время государственные программы не обеспечили устойчивое функционирование и развитие патриотического воспитания. На сегодня в массовом сознании граждан нет глубокого понимания российского патриотизма как духовного ориентира и важнейшего ресурса развития современного российского общества. Вместе с тем имеется кадровая проблема по патриотическому воспитанию молодежи, так как обучающихся воспитывают педагогические работники в возрасте 25-40 лет, которые сами воспитывались в 1990-е годы после распада Советского Союза. Данной возрастной группе в рамках государственной политики практически не был передан опыт патриотического воспитания. В это время стал господствовать рынок и пропаганда потребительства. Смена идеологии способствовала утрате традиций воспитательной работы в школах и вузах, а создавшийся вакуум достаточно быстро заполнился социальной апатией, бездуховностью, деформацией жизненных ориентиров. В связи с этим Концепция патриотического воспитания граждан РФ Партии Великое Отечество направлена на все возрастные группы населения. В настоящее время наблюдается диссонанс между желанием государства воспитать в обществе дух патриотизма и перенасыщением в информационном пространстве СМИ, федеральном ТВ, сети кинозалов информации, пропагандирующей через сериалы, шоу-программы, современное кино потребительство, бездуховность, непристойность, ложные представления о семье. В большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и духовными ценностями. Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели — общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда — развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение — вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование — западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре — исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям. Концепция направлена на формирование устойчивой тенденции роста социальной востребованности ценностей российского патриотизма в общественном сознании граждан Российской Федерации; укрепление социального партнерства и взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества, направленное на рациональное и сбалансированное развитие государственной системы патриотического воспитания; достижение социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры взаимодействия науки, образования и культуры в патриотическом воспитании; повышение жизнеспособности региональных, муниципальных и институциональных систем патриотического воспитания различных категорий граждан Российской Федерации в современных условиях; развитие межрегиональных отношений субъектов патриотического воспитания; совершенствование институтов государственно-общественного управления патриотическим воспитанием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Определено, что российский патриотизм для современных граждан России является духовным ориентиром, способствующим сохранению и развитию гордости за героическое прошлое России, приобщению к боевым и трудовым традициям, формированию причастности к историческим свершениям российского общества. Концепция основывается на понимании патриотизма как базовой направленности социального поведения граждан, выражающей высший смысл жизни и деятельности личности, проявления долга и ответственности перед обществом, формирующей понимание гражданином России приоритета общественных интересов над индивидуальными вплоть до самопожертвования, пренебрежения опасностью для личной жизни и здоровья при защите интересов Отечества. Такое понимание свидетельствует о приоритетности патриотизма в структуре ценностей российского общества и государственной политики, что позволит совершенствовать деятельность сложившихся структур системы патриотического воспитания, создаст условия для развития их взаимодействия, оптимального внедрения современных форм, технологий и механизмов эффективного взаимодействия между ними.
Нормативно‑правовые документы по гражданско‑патриотическому воспитанию
На основе этой и принятых позже программ в короткое время удалось сформировать элементы, необходимые для восстановления в нашей стране военного и гражданского патриотического воспитания. В 2014 г. Тем не менее, в настоящее время в России остаётся немало проблем в этой сфере, начиная с финансовых трудностей и кончая отсутствием современной научно-методической базы патриотической воспитательной работы и подготовленных для неё кадров. В связи с этим изучению опыта патриотического воспитания подрастающего поколения и работе по приведению патриотического воспитания в соответствие с современными требованиями необходимо придать систематический характер. Современная ситуация в сфере патриотического воспитания и причины антипатриотических настроений В последние годы наблюдается повышенный интерес государства и общества к патриотическому воспитанию подрастающего поколения граждан России. Исследуется отношение юношества к поворотным событиям нашей истории, учитываются возрастные особенности его восприятия. Происходит восстановление памяти о Великой Отечественной войне, атаки на которую начались в период распада СССР, а в настоящее время заметно усилились. С целью консолидации нации всемерно поддерживаются гражданско-патриотический мемориальный ритуал «Бессмертный полк», всероссийские акции «Блокадный хлеб», «Свеча памяти», укрепляются организации, которые борются с информационной агрессией и деструктивными идеологиями. Наряду с сохранением исторической памяти народа о его победах, поддержкой народных традиций и подготовкой защитников Родины, современное патриотическое воспитание ставит перед собой задачу вовлечения молодых людей в общественно-политические процессы.
Добровольчество как движение молодёжи, вызванное её побуждениями к добрым и общественно значимым поступкам, становится стрежневым элементом государственной молодёжной политики. Для решения задач патриотического воспитания реализуются федеральные, региональные и местные программы, вырабатываются новые, в большей мере соответствующие мировосприятию современной молодежи формы и способы раскрытия потенциала ее созидательной активности. Важный импульс этой работе придают масштабные возможности национальных проектов, в том числе реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», инициированного действующим Президентом России. Благодаря перечисленным мерам происходит постепенная реабилитация слов патриотизм, патриотический, патриот, получивших в 1990-е гг. В 2000-2010-х гг. Вместе с тем, их подлинное значение нередко дискредитируется отдельными поступками представителей власти и общественности, выдающих себя за патриотов, а свои личные и даже иностранные интересы — за интересы нашей Родины и Отечества. Борьба за и против патриотической идеи достигла ныне такой остроты, что представления о патриотизме как духовной ценности стали не только объединять людей и народы, но и разобщать их. В национальном характере нашего народа укоренено чувство общности с другими народами, вызывающее у него острое желание духовно приобщиться к единому человечеству.
Это чувство исторически культивировалось христианством, настаивавшем на равенстве всех людей перед Богом, и благодаря этому выражало всеобщий момент патриотизма, по которому русский народ, подобно всем другим особенным народам, есть неотъемлемая и своеобразная ветвь человеческого рода. Оборотной стороной этой мировой отзывчивости является по-детски наивная ксенофилия россиян — их любознательное влечение ко всему чужеродному, иностранному. Немалому числу граждан нашей страны уже с конца 1950-х гг. Иностранные товары подкупали их своим высоким качеством или вообще не имели аналогов в ассортименте советской торговли. Британская и американская рок-музыка, доносясь до слуха наших молодых людей, будила в их душах чувство небывалого раскрепощения. Зарубежные радиоголоса дополняли эти впечатления расчетливым описанием прелестей якобы абсолютно свободной и вполне обеспеченной жизни на Западе. С падением «железного занавеса» в конце 1980-х г. Многие, не удовлетворённые своим настоящим, отвернулись от нашего прошлого и исторического опыта, возмечтав жить так, как живут в т.
Это наивное доверие к западным ценностям поддерживали их сторонники внутри нашей страны, активные в СМИ, целью которых была дискредитация нашего образа жизни и государства. Поскольку государство опирается на нравственное сознание его граждан, постольку для успеха дискредитации требовалось разрушить гармонизирующее это сознание начало. Поэтому главной задачей информационной войны против России стало разрушение нашей исторической памяти. Основные удары против неё были направлены на память о социалистическом строительстве и Великой Отечественной войне, когда Генеральным секретарем Коммунистической партии, а также Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами СССР был И. С нею боролись путём навязчивых указаний на преступления сталинского режима, уничтожившие якобы чуть ли не половину населения страны, и требований покаяния за «коммунистический террор». Информационная агрессия была направлена не только на историю СССР, но и на его преемницу Россию, где якобы как нигде в мире нарушаются права человека, ибо граждане нашей родной страны крайне пассивны, а их руководители — люди бесчестные и насквозь коррумпированные. Либеральная пропаганда воспевала преимущества западного мира и вселяла в сознание россиян презрение к самим себе. На этом фоне в 1990-е гг.
Этой антипатриотической настроенности способствовало толкование понятия нации как исторически сложившейся общности людей, которая выступает определённой ступенью развития каждого народа как этноса. Принятая в нашей стране этническая трактовка термина «нация» отличалась от его значения в реально-исторической действительности, в котором этническое самосознание было и остаётся лишь одним из элементов, который с развитием национального самосознания народа отходит на второй план по мере того, как в обществе растёт влияние гражданско-правовых институтов. Национальное состоит не в особенностях цвета кожи, языка и обычаев народа, а в особенной определённости духа народа, решающего всеобщую, всемирно-историческую задачу, стоящую перед человечеством. Как может трактовка понятия нации вызывать антипатриотические или патриотические настроения? Если нация толкуется в этническом смысле, т. На это недоразумение, уже обернувшееся разложением Союза ССР, ныне опираются попытки разобщить народы России путём разрушения истинно национального, или гражданско-политического самосознания её граждан, которое обеспечивает конкретное единство локального и национально-государственного патриотизма. Не менее весомой причиной антипатриотизма является антинациональный и антипатриотический характер мировоззрения значительной части собственников крупного и средней величины капитала, а также сращённой с ними власти и либеральной интеллигенции. Сплочённые общими материальными интересами представители этих групп, именующие себя «элитой», имеют политические, экономические, информационные и иные ресурсы влияния, используемые для навязывания «массе», или «толпе» абстрактного космополитизма и потребительского образа жизни.
Их устремления, несмотря на их декларации, преследуют отнюдь не цель служения Отечеству. Эта политико-экономическая причина антипатриотических настроений привела к тому, что высшей ценностью и мерой человеческого достоинства в современной России стали деньги — капитал, который не просто позволяет жить в достатке, но должен неограниченно возрастать. Сложившуюся под действием этой причины социальную этику характеризует, главным образом, своекорыстное себялюбие, сочетающее эгоцентризм и разнузданный гедонизм. Усвоивашие такую социальную этику молодые люди, даже если остаются в родных пределах, представляют себя частью мнимого «глобального мира» и, исходя из этой иллюзии, строят свою реальную жизнь. Непонимание духовной природы любви к Родине и того, что личность формируется в процессе взросления человека и образования его духа, — это ещё одна причина антипатриотических настроений подрастающего поколения. Чтобы найти её и узнать, человеку нужна личная духовность. Это просто и ясно: родина воспринимается именно живым и непосредственным духовным опытом; человек, совсем лишённый его, будет лишён и патриотизма». В этих словах И.
Ильина выражена взаимосвязь личности и патриотизма. Одно с необходимостью предполагает другое: человек сначала должен дать своему духу настоящее образование, стать личностью, чтобы его патриотические порывы, естественно вырастающие из привязанности к тому месту, где он родился и вырос, претворились в его сознательную любовь к Родине-матери и привели к деятельному служению Отечеству. В связи с этим нельзя не заметить, что не только образование как формирование личной духовности служит источником патриотического умонастроения. Одно из противоречий патриотизма выражается в том, что прямой зависимости между величиной культурного капитала и патриотическим поведением личности нет. Подтверждением тому служат случаи, когда вроде бы талантливые и образованные люди идут на подлость и предательство Родины-матери. И, наоборот, в истории можно найти множество примеров, когда малообразованный и не блистающий талантами человек, выступив на её защиту, совершает героические поступки — высшие духовно-нравственные акты личности. Понимание человеческой личности как «духовного существа» — уникального в своей индивидальности и в то же время всеобщего благодаря своей духовности — раскрывает несостоятельность ныне популярного в молодёжной среде эгоистического индивидуализма. Эгоист не понимает, что «я» и «мы» — это не нечто внешнее и отличное друг от друга.
Напротив, это целостная реальность. Принадлежность каждого человека семье и роду генетически предшествует его самосознанию. Я, справедливо констатировал другой русский философ С. Франк, есть по рождению, а, следовательно, и по существу, итог и воплощение связи отца и матери, которая вдобавок отнюдь не ограничивается моими родителями, а с глубочайшей витальной силой уходит в глубину веков, ко всем моим предкам — неважно, знаю я их имена, или нет. Вот почему первичной категорией нравственной жизни в обществе является обязанность, а не право, заключает Франк, которое, в свою очередь, должно быть производным от обязанности. Исходя из этого, он прекрасно формулирует истинный смысл демократии: «Демократия есть не власть всех, а служение всех». С другой стороны, переформатирование сознания из личного в массовое тоже есть немаловажная причина антипатриотических настроений. Всё, что не соответствует увлечениям массы, сегодня вытесняется.
Быть, как все, становится правилом жизни. Обезличиванию людей способствуют и бизнес-стратегии, ориентирующиеся на массовые показатели. В советский период истории России с его пафосом высшей гуманистической цели, выраженной лозунгом «Всё во имя человека, всё для блага человека», государством ставилась задача всестороннего и гармоничного развития личности. Сегодня такая задача не ставится, а понятие личности толкуется превратно, отчего личную жизнь зачастую путают с интимной жизнью. Позитивистская парадигма, господствующая теперь в образовании, игнорирует в человеке личность, отрицая её духовно-нравственное начало. Выйти из этого тупика можно только с помощью настоящего образования духа человека. Отказ от воспитательной компоненты образования после демонтажа советской власти стал одним из главных негативных факторов воспроизводства патриотического индифферентизма и нигилизма подрастающего поколения, ибо исчезла единая цель образования и воспитания — формирование гармонически развитой личности человека. Этот отказ не в последнюю очередь был вызван представлением об идеологической нейтральности нового российского государства, навязанным нам Западом.
Огромный вред сфере образования наносят рыночные принципы, нацеливающие его не на воспитание человека в человеке, а на подготовку узкого специалиста — винтика в машине расширенно воспроизводящего себя капитала. Использование в официальных документах, нормативных для сферы образования, словосочетания «оказание услуг» фактически приравняло школы к баням и парикмахерским, что привело к непозволительному понижению статуса учителя юношества, не говоря уже о беззащитности педагогов перед формально-юридическими требованиями. Следующей проблемой, спровоцированной модернизацией точнее, вестернизацией образования, стало обнищание русского языка, тоже имеющее немалые антипатриотические последствия. Язык, как всё живое, одновременно прочен и хрупок, отчего он подвергается смертельной опасности вследствие разного рода дегенерирующих влияний. Одним из них является то, что знание английского языка в России стало цениться сегодня выше знания русского языка. Этому содействовало также отставание нашей страны в электронном приборостроении, отчего вся лексика компьютерных и коммуникационных технологий к нашему времени оказалась английской. Кроме того, нельзя не указать на жаргонизацию обыденной речи и на распоясавшуюся не только в интернете ненормативную лексику. Родная речь есть незаменимая среда и мощнейшее средство патриотического воспитания, а её чистота и красота есть гарантия сохранения нравственного здоровья народа.
Все призывы молодёжи к моральной ответственности и нравственным идеалам будут тщетны, если через язык в сознание подрастающего поколения проникнут совсем другие поведенческие установки. Поскольку патриотизм, кроме школы, воспитывается исторической наукой, искусством и философией, вошедшими в обиход культуры, постольку состояние этих сфер тоже сказывается на качестве и эффективности патриотического воспитания. Если главным критерием развития науки становятся количественные наукометрические показатели, если разного рода провокации и перформансы начинают заменять настоящее искусство, а музеи, филармонии и театры вынуждены по требованию Министерства культуры стремиться к коммерческому успеху, то благополучным это состояние назвать никак нельзя. Самой же глубокой стратегической проблемой патриотического воспитания подрастающего поколения является отсутствие у его воспитателей единого понятия патриотизма. Сегодня различные определения патриотизма даются на основании множества его проявлений. Проявления эти берутся воспитателями из жизненного опыта и, как правило, не связываются ими в целостное понятие. Но в таком случае патриотизмом можно назвать что угодно. Он останется лишь мнением, или представлением, а не понятием.
Эти мнения имеют форму искренних, но исключительно субъективных убеждений, на которые воспитатели юношества и опираются в своей деятельности. Нельзя не признать, что такое, направляемое мнениями, воспитание тоже достигает своей цели, но скорее случайно, а не с необходимостью, как требуется. Из сказанного следует вывод, что недостаточная эффективность патриотического воспитания современной молодёжи вызвана господствующими в нём искажёнными представлениями о патриотизме. Молчаливо предполагается, будто воспитатели патриотизма знают, что такое истинный патриотизм, но на деле это не так. Разумеется, единого определения патриотизма, которое однажды и навсегда примут все, нет и быть не может. Добиваться неизменного единомыслия в отношении любого предмета есть ложная, догматическая цель. Но признание этого отнюдь не означает, что нельзя или вредно стремиться к единому пониманию сути патриотизма, постепенно преодолевая тем самым разноголосицу мнений о нём, ибо произвольные определения патриотизма могут оказаться как истинными, так и ложными. Ложные формы патриотизма возникают из-за нарушения целостности его понятия в случае обособления одного из его необходимых моментов — особенного, всеобщего, или единичного.
Одним из проявлений лжепатриотизма выступает яростная борьба за присущие своему народу особенности и отвержение особенностей всех иных народов. Это и есть национализм, т. Однако, с другой стороны, не следует впадать и в противоположную крайность — в ксенофилию, или восхваление всего инородного. Здесь важна истинная мера, на которую указывал И. Ильин: «Любить свою Родину совсем не значит отвергать всякое иноземное влияние, но это не значит и наводнять свою культуру полой водою иноземщины». Напротив, игнорирование национальных особенностей своего народа ради всеобщего момента патриотизма чревато впадением в абстрактный космополитизм, т. С третьей же стороны, обособление единичного момента философского понятия патриотизма порождает казённый патриотизм, использующий патриотическую риторику как средство для достижения своих корыстных целей. Разоблачение ложных форм патриотизма есть одна из стратегических задач патриотического воспитания подрастающего поколения.
Отсюда вытекает следующая стратегическая проблема — проблема понимания противоречивой природы разумного патриотизма. Если природное начало патриотизма выражается в инстинктивной любви человека к родной земле, то этой любви не может не противоречить рациональный, или осмысленный патриотизм. Сегодня тема рационального патриотизма муссируется либеральной интеллигенцией, которая стремится к раскрытию личной полезности и общественной выгодности патриотического поведения на основе договорных отношений. Разума без рассудка действительно нет, но вера в то, что одно только рассудочное мышление может познать и исправить недостатки родной страны, иллюзорна. В патриотизме остается много и бессознательно-природного, умаление чего отрицает безусловную ценность чувства любви к Родине-матери, поскольку оно не может быть результатом договорного отношения между субъектами. Кроме того, вера в рассудочную рациональность способствует эгоистическим проявлениям, ищущим только личную выгоду даже в общественно-полезных делах. Доверие же исключительно к бессознательно-природной любви, к стихийному народному согласию с властью, наоборот, способствует возникновению такого патриотизма, который, по словам П. Чаадаева, всё видит в розовых очках, приукрашивая существующее положение дел.
Только в гармонии природного с духовным началом, стихийного с рассудочным и разумным патриотизм воодушевляет людей на сознательную и подлинно созидательную деятельность. Кроме противоречия природного и рационального начал, патриотическое воспитание пока не учитывает должным образом противоречие в патриотизме вечного и временного, или логического и исторического. Историческое образование целительно тогда, когда оно вызывается могучей жизненной силой настоящего, устремленного в ясно мыслимое будущее. Именно об этом в интервью, посвящённом национальной идее, говорил действующий Президент России, призывая не «хвататься только за наше героическое прошлое», но и смотреть в «не менее героическое и успешное будущее», поскольку патриотизм не должен быть «квасным, затхлым и кислым». Постоянный уход от настоящего в прошлое бальзамирует живую в прошлом жизнь, ослабляет инстинкт самоутверждения юности, остужает молодой задор и способность к самоотверженной любви. Ограничивать же молодёжь только извлечением уроков из прошлого, не предлагая ей образ желаемого будущего родной страны и не давая ей реальной возможности самой пусть даже интуитивно, а лучше, разумеется, сознательно такой образ формировать — значит просто клонировать исторические стереотипы, тем самым удобряя почву для антипатриотических умонастроений. Цель, задачи, принципы и направления реализации Стратегии патриотического воспитания подрастающего поколения граждан России Цель реализации Стратегии — формирование системы патриотического воспитания подрастающего поколения.
Во-первых, к проблеме формирования российской идентичности внимание общества привлекло такое негативное социокультурное и социально-психологическое явление, как дезадаптация человека, то есть его неспособность быстро адаптироваться к изменениям в современном мире. Особенно разрушительно дезадаптация действует в отношении подрастающего поколения. Факторами дезадаптации человека являются рост объёма информации и коммуникативных связей в ускоряющемся режиме, отрыв человека от своих историко-культурных корней, кризис самоидентификации личности и социальных групп, морально-нравственный упадок, вытеснение реальных образов, жизненных смыслов, ценностей и нравственных ориентиров и абсолютов псевдоценностями, погружение человека в мир искусственного техномир и в мир виртуальных образов, манипулирование сознанием человека при помощи различных способов и техник воздействия, психологическая незащищённость человека, его подверженность стрессам, наркомании, пьянству, суицидальным настроениям и др. Преодоление дезадаптации личности и её последствий возможно на пути формирования различных социальных форм идентичности обучающихся в тесном взаимодействии с социальными партнёрами: семьёй, учреждениями социальной защиты, культуры, здравоохранения, органами внутренних дел, системой организаций профессионального и дополнительного образования, землячествами, ассоциациями, обществами, религиозными организациями, бизнес-партнёрами и т. Это также вопрос наличия в обществе и государстве чётких нравственных ориентиров, понимание того, что является табу, разрушает мораль и этику. Во-вторых, российская идентичность — фактор консолидации социума, определяющий мировоззрение человека, стиль, ценностно-смысловые рамки его жизни, целевые установки, убеждения, мотивы и предпочтения. Российская идентичность не является раз и навсегда данной или врождённой. Она переопределяется много раз в течение жизни человека, трансформируется под влиянием ситуации, в ходе социального взаимодействия людей, под воздействием воспитания и образования. Управление этим процессом даёт возможность оказывать влияние на социум в целом, тем более, что в современном мире нарастает конкуренция моделей идентичностей. В-третьих, формирование российской идентичности — очень сложная педагогическая задача. Её решение предполагает помощь ученику в выработке непротиворечивой формулы российской идентичности, максимальное расширение количества значимых для него социальных форм идентичности, обогащение его разнообразной палитрой ценностно-смысловых ориентиров и моделей поведения. Уважение к человеку с иной формулой идентичности является основой толерантного поведения и межкультурного диалога, а значит — гражданского мира и согласия в российском обществе. Эта задача требует индивидуального подхода к личности школьника, учёта интересов социума, высокого такта, общей культуры учителя. Она не терпит насилия над личностью, навязывания стереотипов, однозначного самоопределения, что вызывает реакцию отторжения, формирует циничную, нетолерантную личность, приводит к конфликту идентичностей в себе. Последний является продолжением внешнего конфликта между «своими» и «чужими». Он преодолевается через умение увидеть обе системы ценностей в более широкой общности, в рамках которой снимается их противостояние. Указ Президента Российской Федерации от 09. Ценности — это внутренний стержень любой идентичности и культуры, объединяющее звено всех форм общественного сознания. Приобщение к ценностям культуры составляет сущность процесса образования. Традиционные формы идентичности формируются у ребёнка в ближнем окружении семья, соседи, друзья, землячество и т. История семьи может стать предметом изучения в ходе проектно-исследовательской деятельности обучающихся по проблеме: «История моей семьи в истории моей страны», «Выдающиеся женщины мужчины в моём роду», «Семейные династии». Такая история — это живая связь времён и поколений. Для её изучения требуется максимально задействовать личный жизненный опыт школьников. Сегодня воспитание в духе уважения к семье и семейным ценностям становится приоритетным направлением в системе воспитательной работы в школе, особенно в условиях демографического кризиса и девальвации традиционных семейных морально-этических ценностей у значительного числа населения стран Запада. Локально-региональная форма идентичности По мере взросления ребёнка большую роль в его жизни начинают играть знакомые. Это соседи, друзья, приятели, одноклассники, товарищи по спортивной секции, музыкальной школе, дому детского творчества, коллеги родителей по работе. Иными словами, это односельчане или горожане родного города, жители края, — все, кто живёт рядом, близко, недалеко. Локально-региональная форма идентичности связана с ощущением принадлежности к малой родине — селению, городу или даже его части небольшой исторической области, региону. Это ценности дружбы и товарищества, добрососедства и приятельских отношений, гостеприимства, взаимопомощи, любви к родной земле. Наиболее эффективный современный метод формирования этой традиционной формы идентичности — участие школьников в поисково-исследовательской, проектной деятельности, туристско-краеведческих, этнографических, лингвистических и археологических экспедициях и фестивалях, в проведении силами учащихся различных экскурсий, в том числе виртуальных, путём составления экскурсионных образовательных маршрутов. Этнокультурная и религиозно-культурная формы идентичности Ребёнок к 9-10 годам начинает осознавать свою принадлежность к тому или иному народу, этносу, начинает интересоваться традициями и обычаями, языком и литературой своего народа, его праздниками, героями, историей, особенностями одежды, пищи, характера, привычками, а также чётко отделяет себя от представителей других народов. Самоидентификация человека как члена этнического сообщества связана с уважением этнических ценностей: активным владением языком,поддержанием определённого стиля жизни этноса, почитанием общих предков, уважением к этическим нормам, культурным традициям, фольклору и праздникам, с представлениями об общности происхождения, поведенческих реакций, психологического склада. В светском государстве, каким является Российская Федерация, перед системой образования не стоит задача непосредственного формирования этой формы идентичности. Изучение историко-культурных основ мировых религий или одной из традиционных религий России не предполагает обучение основам какой-либо религии.
Как отмечает издание, средства из проекта выделяются на воспитание и взаимодействие с детскими общественными объединениями, работу советников директоров школ, на обеспечение школ государственными символами России и другие задачи. Ранее сообщалось , что в детских садах России могут ввести патриотическое воспитание. Ранее в проекте бюджета РФ резко упали расходы на социалку и экономику. Все новости на тему: Подписывайтесь на «Газету.
Одна из форм воспитания патриотизма на воинских традициях и ритуалах — пропаганда боевых традиций, в частности, проведение уроков мужества. В воинских частях они чаще всего посвящаются подвигам однополчан, знаменательным событиям из истории части, вида, рода войск. Кроме того, если воинская часть расположена недалеко от районов известных сражений прошлого, ее личный состав может принять участие в Вахтах памяти, в поисковой деятельности, в благоустройстве мест воинских захоронений и обелисков. Огромное эмоциональное и назидательное воздействие на воинов оказывают воинские ритуалы: торжественное принятие Военной присяги, вынос Боевого знамени, принятие в армейский строй молодого пополнения, проводы в запас отслуживших военнослужащих. Как правило, вручение боевого оружия и передача военной техники производят сильное эмоциональное впечатление на новичков в армейском строю, формируют у них чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, к прославленным частям и соединениям. Один из векторов военно-патриотического воспитания молодежи — разъяснение ей смысла и содержания как национально-государственной символики Российской Федерации — Герба, Флага и Гимна, государственных праздников, так и системы официальных военных символов, флагов, боевых знамен, знамен, знаков отличия, знаков различия и других геральдических знаков. Не менее значимо изучение лучших отечественных произведений литературы и искусства патриотического характера, участие в художественной самодеятельности, посещение исторических и памятных мест. К группе форм воспитания патриотизма на ценностях морали и нравственности относятся формы, направленные на формирование культуры и навыков межнационального общения молодых воинов. Воспитание патриотизма на ценностях морали и нравственности предусматривает следующие постулаты: — никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации; — гуманистическое отношение к человеку любой национальности, уважение его национальных особенностей, традиций, ценностей культуры; — терпимое, тактичное отношение к межнациональным различиям, расхождениям в интересах, взглядах, суждениях; — категорическое неприятие несправедливости, дискриминации, угнетения. Успех проводимой в Вооруженных Силах работы по патриотическому воспитанию молодых военнослужащих зависит от многих факторов и, прежде всего, от активности и инициативы руководящего состава, работников военно-политического звена. Ощутимое воспитательное значение имеет личный пример командиров и начальников. Выдающийся военный педагог генерал М. Драгомиров неоднократно подчеркивал: «Работают у того офицера, кто и сам работает! И идут на смерть у того, кто сам от нее не сторонится». Необходимо отметить, что краеугольный камень воспитания молодых военнослужащих в военно-патриотическом духе — воспитание у них высокой воинской дисциплины. Высокая дисциплинированность — одно из важнейших свойств, без которого немыслимы как полноценная личность воина, так и вся специфическая деятельность армии и флота. В ходе нравственного воспитания у военнослужащих формируется понятие дисциплинированности как воинского долга. Это развивает у них уважение к законам, на которых зиждется правопорядок в армии и на флоте, нацеливает личный состав на точное и неукоснительное соблюдение Военной присяги и воинских уставов. В гарнизонах, военных городках мероприятия военно-патриотической направленности с молодежью проводятся на базе Домов офицеров, офицерских клубов, комнат воинской славы или военно-исторических музеев, с использованием потенциала военных ансамблей песни и пляски, военных оркестров. Методические рекомендации Во вступительном слове руководителю занятия желательно простыми словами объяснить, почему изучаемая тема по ВПП актуальна сегодня, озвучить цели занятия, назвать его основные блоки. При рассмотрении учебных вопросов необходимо показать место, роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в нашей стране как одного из направлений государственной молодежной политики России, раскрыть основные пути и формы деятельности должностных лиц Вооруженных Сил на поле военно-патриотического воспитания военнослужащих. Чтобы повысить интерес аудитории к занятию, руководитель может попросить нескольких слушателей сравнить эффективность разных практических форм и методов военно-патриотического воспитания, и обосновать свое мнение. В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы, дать рекомендации по изучению литературы.