Преподобномученице Евдокии Илиопольской. Праздник Девятнадцатого дня месяца Джамал — 28 апреля по Григорианскому календарю начинается месяц Джамал, что в переводе с арабского означает «Красота».
Именины Евдокии
Потому в старину простой народ именовал Евдокию Весенницей и в ее праздник не работал, чтобы не прогневить святую и не навлечь беды на свою семью на целый год. Согласно другой версии, Евдокию так прозвали потому, что в этот праздник многие животные просыпались после зимней спячки и сообщали о наступлении весны своим криком и свистом. 14 марта в народном календаре отмечается праздник — день Евдокии Свистуньи.
Что можно и нельзя делать в праздник Евдокии Свистуньи 30 мая 2023 года
Что ты нам принесла? Красное летичко! Даже если этот обычай успел устареть, радостное настроение и смех для женщин на 14 марта по-прежнему остается хорошей приметой. Согласно поверьям, Евдокия Свистунья считается «бабьим» днем. Это означает, что 14 марта можно забыть о чем-то прошедшем и начать движение к новому.
На Авдотью Плющиху женщинам приметы рекомендуют собирать талую воду и использовать ее для ухода за руками и лицом. Также чистым растопленным снегом можно умывать детей и кропить домашние стены, это приносит здоровье, счастье и достаток. Крестьяне уже всерьез задумывались о будущем урожае, подыскивали работников. Именно в этот день оканчивались сроки зимнего найма и начинались наймы весенние.
Несли туда бабы-девки «мирскую яичницу» и водку. За угощением пастухи молили Егория Вешнего, чтобы оберегал он, Храбрый, новое пастбище от всякого лиха, а скотину крестьянскую от лютой «помахи» мора , ото всякой напасти. По народному поверью считалось, что в ночь с Лукова 22 апр.
Считалось также, что в канун Егорья Вешнего бродят ведьмы по крестьянским дворам, отворяют ворота, срезают с них стружки и варят их в подойниках. Эта порча отнимает у сельских коров молоко. От такого ухищрения нечистой силы можно оберечь свой двор молитвой Егорию Вешнему, а также замазать оставленные ведьмами нарезки набранной у воротной притолоки грязью.
О Егории Вешнем ходило у крестьян много заговоров. Вот один из них: «Встретил наш скот — милой живот — святой великомученик Егорий на белом коне; в рученьках у него, Егорья- света, щит огненный. Бьет он — побивает всех колдунов и колдуниц, воров и вориц, волков и волчиц!
По преданию, он перед своим вешним днем садился на коня и объезжал все леса, собирая зверей. Каждому зверю шел от него особый приказ: чем кормиться, где промышлять добычу. Она обрекалась на жертву зверю; ее резали, отрубленную голову и ноги бросали в поле, а остальное мясо жарили-варили для самих себя и для угощения пастухов.
Егории как волчьем хозяине ходило по Руси немало разнообразных преданий. В одном из них велась речь о том, как шел через лес некий не почитавший Бога и угодников Божиих злой пастух; шел он к роднику — напиться водицы. Идет пастух и видит: стоит старый коренастый да ветвистый дуб, а вся понизь вокруг него прибита к земле, вся утолочена.
Егорий, а вслед за ним целая стая волков бежит. Ни жив, ни мертв сидит пастух на дубу, шелохнуть веточку боится. А Егорий подъехал к утолоченному месту, остановился под дубом и начал отдавать свои наказы волкам: рассылает их, серых, на все стороны света белого, говорит кому чем питаться весной красной, знойным летечком, вплоть до ненастной осени.
Шло время, всех волков разослал, всех наделил краюшками хлеба заботливый волчий хозяин; вдруг видит пастух тащится из лесной заросли старый-престарый хромой волк. Егорий, — вон на дубу сидит! А волк сел под дубом; сидит, а сам кверху на пастуха смотрит да зубами щелкает.
Сидит волк день, сидит серый другой день — все ждет, что слезет пастух; ждет-подождет, а тот не слезает, не хочет волку в зубы попасть. Пустился на хитрость серый: взял схоронился в кусты. Посидел-посидел пастух на дубу, пронял беднягу голод; огляделся он по сторонам — нигде не видать волка: слез — и бежать со всех ног.
А волк — тут как тут: выскочил из своей засады, кинулся на пастуха, тому на этом месте и смерть пришла. Малорусский сказ как бы дополняет это предание. Жили-были двое братьев на белом свете, — ведется повесть, — жили-были: один богатый, другой — голь- нищета, бедный.
Однажды «злиз бидный брат на дуба ночуваты, колы так о пивночи бачыть: якыйсь чоловик гоныть сылу звиря, а позаду другый человик ииде на вози. То булы лисун леший и св. От прыгнав лисун звиря, да як раз — пид того дуба, де сидив чо- ловик; а св.
Юрий почав раздиляты окрайцы хлиба, що булы на вози». Раздал-разделил св. Егорий привезенный хлеб своему волчьему стаду, смотрит — одна краюшка осталась лишняя.
Отдал ее угодник Божий бедняку, отдав говорит: «Се тоби Господь дав счастя! Юрия, разжился бедняк: «окрайця того никак не можно зъисты; що ни поидять, а назавтра вин и стане таким, як був: усе приростае! Видит это богатый брат — видит, и взяла его зависть лютая.
Пошел он к тому дубу, влез на верхушку зеленую. И снова пошло все, как по писаному: опять начал оделять св. Юрий краюшками хлеба свое волчье стадо.
Да только конец не на ту стать вышел: не хватило у волчьего хозяина одному волку краюшки, и дал наказ угодник Божий — съесть богача завидущего вместо краюшки. Зависть лютая и здесь, как в первом приведенном сказании, была наказана, и голодный волк нашел свою волчью сыть. По всей Руси в Егорьев день служили молебны на пашнях.
В Тульской губ. Кто по Юрьевой росе покатается, будет, — гласило поверье, — «силен и здоров, что Юрьева роса». Наберется деревня силы от Юрьевой росы, а наутро — за яровой сев.
Свойства у этой росы считались чудесными, еще в н. Эта же роса, по орловскому поверью, просу на пользу идет: «На Егорья роса — будут добрые проса! Таков был, напр.
Молодежь шла в поле, оглашая воздух припевами, обращенными к св. Трижды обходили девушки и парни засеянные поля. Потом разводили на перекрестке межников небольшой костер — в виде кольца, посреди которого клали на землю принесенный пирог «моленник».
Все пришедшие садились с песнями вокруг костра и делили пирог: каждому должно было достаться хоть по малому кусочку. Кому из девушек доставалось в пришедшемся на ее долю куске больше всех начинки, та выйдет до осени замуж. Доев пирог, молодежь возвращалась по своим дворам, приплясывая и припевая: Мы вокруг поля ходили, Мы Егора-свет водили, Мы Егорья кликали...
На Егория Вешнего в белорусских и малороссийских селах закапывали на полевых межниках оставшиеся от «свяченой» пасхальной снеди кости поросят и барашков. Закапывание это производилось с особыми причетами, взывающими все к тому же Егорию. Это, по старинному поверью, должно было оберегать посевы «от градобоя и бурелома».
На Егория Вешнего крестьяне считали, что нельзя работать с шерстью. Если в этот день будет кропить небо дождем грудь земли-кормилицы, то, говорит народ, это сулит «скоту легкий год» по белорусской примете — частые гречи. Если пойдет «на урожай гречи-дикуши.
Если ударит на Егорьев день легкий морозец-утренник, уродятся добрые проса и овсы. Целые века приглядывался народ к обступающим его явлениям природы, потому-то неспроста обронил он и следующее присловье: «Коли на Юрья березовый лист в полушку — к Успенью клади хлеб в кадушку! Нижегородская губ.
Если егорьевское утро ясным-яснехонько, то урожайнее выйдут ранние посевы: яснее утра егорьевский вечер — поздние переспорят. Народная Русь. Егорий Осенний см.
Егорьев День см. Еда см. Едемский М.
Кокшеньги Тотемского у. Вологодской губ. Большую часть жизни он работал учителем и попутно увлекался сбором фольклорно-этнографических текстов.
Им написан ряд статей в «Живую старину» по быту его родной деревни. Екатерины IV в. Екатерину называли Санницей, потому что с ее дня по всей России открывался санный путь.
Ей молились все крестьяне, отправлявшиеся в этот день в дорогу, прося защиты от несчастий и невзгод. С Катерины мужики уходили в извоз. В деревне каждый хозяин по обычаю должен был опробовать новые или отремонтированные сани, скатившись на них с горы.
Потом в сани запрягали лошадь и катали деревенский люд. Катание на Екатерину — веселый праздник, когда устраивали гуляния по случаю открытия санного пути. Катали и новобрачных: молодую пару усаживали в расписные сани, укутывали волчьей или медвежьей полстью шкурой , за молодоженами следовал поезд с родственниками.
После катания свекор и свекровь встречали своего сына и невестку в сенях, стоя на вывернутой наизнанку шубе, а сопровождавшие передавали молодоженов «из рук в руки» целыми и невредимыми. Каталась и неженатая молодежь. Парни выказывали перед девицами свое умение управлять лошадьми.
По обычаю в этот день каждому нужно было обязательно скатиться с горы на санях, чтобы снять с души тяжкую ношу раздумий, предчувствий и обрести спокойствие. В некоторых местах традиционно сохранялся обычай, когда парни мастерили сани для своих девушек-невест. Такие саночки раскрашивали и расписывали.
Вместе на этих саночках катались с горы, веря, что с этого момента жизнь их будет неразлучной. Вечером дома хозяйка ставила на стол выпеченный в русской печке пирог с картошкой и рыбой. Расписные саночки дарили также бабушки своим внучатам, а крестные матери — крестникам.
Вечер на Екатерину — время ворожбы. Молодежь загадывала на свое счастье. В первую очередь девушки гадали на своего суженого.
Перед сном клали они под подушку кусок хлеба и загадывали, каким будет суженый. В Екатеринин день русские молились также св. Меркурию Смоленскому, при защите Смоленска отразившего нападение татар.
Еленины косы см. Елеонская Елена Николаевна 23. Специализировалась по фольклору и этнографии под руководством В.
Составила сборник великорусских частушек 1914 — первый научный труд, посвященный этому жанру. Заслуживают внимания работы Елеонской о сказках, заговорах и загадках. В журналах «Этнографическое обозрение», «Русский архив» и др.
Совместно с В.
Не прошло и пяти лет замужества, как князю Димитрию было необходимо ехать в Орду в связи со спором о великом княжении с Тверским князем Михаилом Александровичем. В 1380 году — новая разлука с мужем, снова скорбь и молитвы о спасении Отчизны. Утешала надежда на победу, предсказанную преподобным Сергием. Княгиня по праву разделила с великим князем подвиг борьбы за освобождение Руси от монголо-татарского ига — горячими молитвами и делами любви. Нашествие татарского хана Тохтамыша в 1382 году стало новым страшным испытанием для Москвы и всей Русской земли. Димитрий Иванович уехал собирать войско сначала в Переславль, а затем в Кострому, оставив в Москве великую княгиню. Из-за опасности взятия Москвы Евдокия с детьми и митрополит Киприан с трудом сумели выйти за городские стены, после чего женщина направилась вслед за князем.
На пути она едва на попала в плен. Через три дня осады войска Тохтамыша взяли Москву и сожгли город, после чего обратили в пепелище большую часть русских земель. По преданию, Димитрий Иванович плакал на развалинах Москвы и похоронил убитых на собственные деньги. В 1383 году князь должен был явиться к Тохтамышу, чтобы отстоять у хана права на великое княжение. Из-за крайнего озлобления Тохтамыша решили послать в Орду старшего сына великого князя — Василия, которому было около 13 лет. Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание — сын был задержан в Орде как заложник. Тохтамыш кроме дани потребовал за Василия выкуп 8 тысяч рублей. Сумма по тем временам была огромная и разоренное Московское княжество не могло выплатить всю сумму.
Поэтому Василию пришлось жить в плену у хана два долгих года, после чего ему удалось бежать. По свидетельству современников, этот день был днем печали и слез для многих русских людей. Погребли великого князя в Архангельском соборе Московского Кремля. Димитрий Иванович передал престол своему сыну Василию, завещав, чтобы соправительницей ему была мать. После кончины супруга княгиня повела строго монашескую подвижническую жизнь: одела власяницу, носила под роскошной великокняжеской одеждой тяжелые вериги. Даже перед близкими своими не желала она открывать свои подвиги; устраивала в великокняжеском тереме званые обеды, но сама не прикасалась к яствам, вкушая постную пищу. Людская злоба и клевета не обошли ее.
Чтобы в доме до лета сохранялось тепло, мужчины приносили из леса сучья и растапливали ими печи. Женщины, девушки и дети забирались на возвышенности и пели песни, приветствуя весну. Рукодельницы брали сотканные за зиму полотна и несли их к водоемам.
Считалось, что вода в праздник выбелит изделия и наделит их целебными свойствами. День памяти святой Евдокии Илиопольской в 2024 году — что можно и нельзя делать В день памяти святой Евдокии верующим рекомендуется посетить церковь или помолиться дома. Считается, что молитва у образа преподобномученицы помогает укрепить дух и обрести силы для борьбы с различными болезнями и жизненными трудностями. Кроме того, следует помнить, что с 11 по 17 марта длится Сырная седмица — период подготовки к Великому посту. В эти дни православным следует исключить из рациона мясо, при этом запрет на молочные продукты и жирную пищу еще не действует. Что нужно знать о последнем пророке Ветхого Завета и самом почитаемом после Богородицы святом Согласно народным поверьям, в день святой Евдокии нельзя отказывать в помощи нуждающимся, иначе проявивший равнодушие рискует потерять весь достаток. На Руси в этот праздник избегали ссор, так как вспыхнувший конфликт мог затянуться надолго. Чтобы защитить детей от болезней, матери не стирали вещи малышей и не мыли полы в комнате, где спит ребенок. После захода солнца в деревнях старались не выходить из дома без веской причины, чтобы не столкнуться с проявлением темных сил. Хорошей приметой в день святой Евдокии считалась помощь бездомным животным.
День святой Евдокии 14 марта
- Евдокия свистунья: традиции и приметы на 14 марта
- Чернский районный историко - краеведческий музей им. Н. А. Вознесенского | Новости
- Евдокия Свистунья 2024
- Евдокия-плющиха 14 марта: приметы и традиции праздника
- Приметы на 28 апреля: что нельзя делать в Пудов день
Народные приметы 14 марта
14 марта православные верующие чтят день памяти святой Евдокии. Народный праздник Авдотья Весновка отмечается 14 марта, сопровождается многочисленными приметами и традициями. С именем великой княгини Евдокии связано одно из самых значительных событий духовной истории России. Святая Евдокия Кроме этого 14 марта стал днем памяти святой преподобной мученицы Евдокии, отмечаемый православной церковью. Преподобная Евфросиния (в миру Великая княгиня Евдокия Димитриевна) родилась в 1353 году в семье суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны Грекини.
Евдокиев день: что нельзя делать 14 марта
Праздник Евдокии 14 марта всегда был для селян началом приготовления к полевым работам, и по погоде этого дня судили о погоде на весь год. День святой Евдокии в народе был большим праздником, отмечали его бурно и весело. Главная» Новости» 14 марта праздник евдокия. Народный праздник Евдокия Свистунья отмечается 30 мая 2024 года (дата по старому стилю – 17 мая).
Народные приметы на 14 марта 2023 года: что можно и чего нельзя делать в этот день
Хозяйки выпекали из теста птичек-жаворонков, символизирующих весну и новую жизнь. Этой выпечкой угощали детей, а те взамен давали бумажных жаворонков. Ребятня ходила по дворам и пела песни, призывающие весну скорее согреть землю своим теплом. На Руси до 19 века 1 марта по старому стилю праздновали Новый год, поэтому этот день еще называют Новичок.
Обычно сегодня поселяне освобождались от зимнего найма и нанимались на весенние работы. Женщины на Евдокию высаживали капустную рассаду, ведь согласно поверью, она не может пострадать от холодов и морозов, которые могут еще вернуться этой весной. Беременные, чтобы выносить крепкого и здорового малыша, 14 марта на рассвете выходили на угорье, снимали верхнюю одежду и показывали свой животик восходящему солнцу.
После крестились и уходили, трижды оглядываясь. Девушки, которые хотели в этом году выйти замуж, в день Евдокии шли на открытую поляну, где особенно чувствовалась сила ветра, и просили у него насвистеть парню, чтобы он с печки слезал и к ней шел свататься. При этом крутились вокруг своей оси, чтобы ветерок оценил их красоту со всех сторон.
После с косы снимали ленту и отпускали ее по ветру. В народе верили, что сегодняшний снег обладает особой целебной силой, поэтому его собирали и несли в дом больного. Когда он таял, полученной водой поили заболевшего.
Скоро он шел на поправку. День Авдотьи считался бабьим, потому сегодня женщины читали заговоры на привлечение мужчин, а также проводили ритуалы и обряды на красоту и очарование. Ритуал на привлечение мужчин 14 марта женщина искала подальше от людских взглядов проталину.
Вставала в нее, протягивала руки к небу и говорила такие слова заговора: «От земли силы возьму, небесную красоту привлеку. Чтобы мужчины на меня смотрели, забыть не смели. Очарую и околдую.
После выходила из проталины и засыпала ее снегом. Верили, что как только он растает, так и сила заговора начнет действовать. Толкование снов 14 марта Сновидение, в котором вы кроили ткань, служит предостережением: из-за собственной расточительности вы рискуете полностью разориться.
Приснилась какая-либо огородная зелень — возможно, в ближайшем будущем в вашей семье ожидается пополнение. Во сне лакомились сдобой — вас одолеет большая печаль. Увидели в ночных грезах колесо — наяву вам придется принять участие в судебном процессе.
В 2000 году семью Романовых причислили к лику святых в качестве страстотерпцев. Он связан с явлением чудотворной иконы Божией Матери, которое произошло в Казани в 1579 году. После пожара, уничтожившего большую часть города, десятилетней девочке Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать ее икону на пепелище. Позже на месте явления иконы указом Ивана Грозного построили Богородицкий девичий монастырь, его первой монахиней стала та самая Матрона, принявшая имя Мавра. В 988 году он принял христианство от Константинопольской церкви и сделал православие государственной религией Киевской Руси. За это его причислили к лику святых как равноапостольного. Как лучше отметить православные праздники? По словам иерея Святослава Шевченко, центром любого церковного празднования всегда является главное богослужение — литургия.
Она завершается совместным участием верующих в таинстве причастия. Поэтому самое главное, что нужно сделать в православный праздник, — посетить храм. Праздничный день христиане стараются провести без суеты, раздражения и конфликтов, поэтому всю работу по дому совершают накануне. Если этот день выпадает на будни, то верующие, если есть возможность, отпрашиваются с работы Святослав Шевченкосвященник Русской православной церкви, православный блогер Верующим рекомендуется провести праздничные дни в молитве и помощи ближним. Также стоит уделить внимание семье и позаботиться о своем духовном состоянии, избегать зависти, обид и гнева. Что думаешь?
В 1407 году Евдокия отправилась в женский монастырь, что располагался в Вознесенске. Там она приняла постриг и стала величаться Ефросинией. Прожила в обители княгиня всего пару недель. Умерла преподобная 7 июля 1407 года и была погребена в строящем Вознесенском соборе. Чем принято заниматься в праздник Евдокии Главной традицией в День Евдокии Свистуньи на Руси было окучивать картофель. Продолжалась высадка рассады овощей в открытый грунт. С посадкой старались не затягивать, чтобы холодная роса, которая зачастую бывает в августе, не погубила урожай. Крестьяне могли прекрасно определить, можно ли уже высаживать рассаду в открытую почву или еще подождать. Например, помидоры пора высаживать, если на растении появились бугорки у основания стебель.
Молодые девушки в этот день делали привороты на будущих мужей. Они ломали несколько веток на вербе, перевязывали их красной нитью, загадывали на суженого и хранили за иконами. Выбрасывать связку нельзя, так как можно сломать жизнь молодого человека и собственную. В некоторых регионах осталась древняя традиция устраивать в этот праздник вербные базары или ярмарки. На них проводятся гуляния с колоритными угощениями и развлечениями для взрослых и детей. Народные мастера продают ремесленнические изделия и херувимы — ветки вербы, украшенные фигурками ангелов. Женщины, у которых были маленькие дети, в Вербное воскресенье купали их в воде с вербными почками. Они верили, что такой ритуал способен избавить младенцев от недугов и дать растущему организму здоровье и силы. Родственники немощных и больных людей били их вербными прутиками по телу и при этом приговаривали: «Святой Дух, через вербу входи — болезнь уводи. Верба придет — болезнь унесет». Считалось, что такой обряд помогает вернуть здоровье. В этот день люди забивали на углу дома освященный вербный кол. Они верили, что он поможет изгнать страхи и сделает всех членов семьи решительнее. Освященная верба считается святыней. Христиане верят, что она обладает чудодейственной силой. В церкви рекомендуют хранить ее в доме возле икон до следующего Вербного воскресенья, чтобы привлечь здоровье, достаток, удачу. Также из нее делают целебные настои, проводят с ней ритуалы по защите от болезней, пожаров, по привлечению здоровья, сил, благополучия. Через год освященную вербу сжигают отдельно от мусора. Что можно и нельзя делать в Вербное воскресенье В этот день запрещено выполнять работу по дому: убирать, стирать, мыть посуду. Нежелательно готовить горячие блюда, поэтому хозяйки стараются подготовить праздничные угощения для семьи заранее. Не рекомендуется шить, вязать, вышивать, а также расчесывать голову. Не разрешается заниматься тяжелым физическим трудом: колоть дрова, работать на огороде.