Приглашаю на прогулки по Допотопной Москве, суббота, 3 июля 2021. Количество участников ограничено. Стоимость 600 признаков рубля. Длительные пешие прогулки. «Питомнический промысел» и жизнь воспитанников Санкт-Петербургского воспитательного дома в деревнях Петербургской губернии во второй половине XIX — начале XX века. Императорский Воспитательный дом развивался как комплексное образовательное учреждение, реализующее прогрессивные идеи воспитания, и опирался на традиции благотворительности и меценатства. Императорский воспитательный дом был построен в 1913 году в стиле эклектика, здание не является объектом культурного наследия.
Исторический момент: в Питере Императорский воспитательный дом сдвинулся на 52 метра
Санкт-Петербургский Императорский воспитательный дом стал одним из первых многопрофильных образовательных учреждений, готовивших как поступающих в высшие учебные заведения, так и специалистов со средним специальным образованием. "Мария Феодоровна и Императорский Воспитательный Дом".» на канале «В рифме мы яркие» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 23 декабря 2023 года в 8:46, длительностью 00:28:09. "Мария Феодоровна и Императорский Воспитательный Дом".» на канале «В рифме мы яркие» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 23 декабря 2023 года в 8:46, длительностью 00:28:09. Особое место в истории Императорского московского воспитательного дома в завершении его первого пятидесятилетия занял период, связанный с Отечественной войной 1812 года. Здания Императорского воспитательного дома на набережной реки Мойки в Санкт-Петербурге.
«Милосердие» и «Воспитание» помолодеют благодаря частному финансированию
Императорский Воспитательный дом развивался как комплексное образовательное учреждение, реализующее прогрессивные идеи воспитания, и опирался на традиции благотворительности и меценатства. Императорский воспитательный дом был построен в 1913 году в стиле эклектика, здание не является объектом культурного наследия. Новости. Императорский воспитательный дом уходит к «Киевской площади»?
254 года назад был основан Императорский Воспитательный дом
В 1938 году в бывшем Императорском воспитательном доме обосновалась Военная академия, затем — Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (Академия РВСН), которой постепенно отошла вся территория. Императорский воспитательный дом, который простоял на своем месте целых 110 лет, переместили на расстояние около 50 метров. Особое место в истории Императорского московского воспитательного дома в завершении его первого пятидесятилетия занял период, связанный с Отечественной войной 1812 года. Императорский московский воспитательный дом с самого момента своего основания мыслился не.
Крейцер А. В. - "Мария Феодоровна и Императорский Воспитательный Дом".
Корпус Императорского Воспитательного дома построили в 1913 году. Его структура определялась «Генеральным планом императорского воспитательного дома». Императорский воспитательный дом был построен в 1913 году в стиле эклектика, здание не является объектом культурного наследия. Перенос Императорского воспитательного дома происходил в несколько этапов. Императорский воспитательный дом, Санкт‑Петербург.
В Санкт-Петербурге намерены сдвинуть здание 1913 года постройки
В 2021 году речь пойдет о реконструкции Императорского воспитательного дома, одном из самых сложных реставрационных проектов Москвы. Приглашаю на прогулки по Допотопной Москве, суббота, 3 июля 2021. Количество участников ограничено. Стоимость 600 признаков рубля. Длительные пешие прогулки. Реставрацию Императорского воспитательного дома на Москворецкой набережной в районе Китай-города планируется завершить к 2026 году. Восстановление исторических статуй обещают закончить в 2023 году, после чего их передадут в музей Московского императорского воспитательного дома. На набережной Черной речки, 1, в Санкт-Петербурге решили сохранить исторический корпус Императорского воспитательного дома при строительстве многоквартирного дома.
Императорский Воспитательный дом
Но в тот момент никто не догадывался, что сносить их будут с историческими деталями. Согласно проекту, зданию должны были вернуть изначальный облик. История Воспитательного дома Здание заложили в 1764 году как благотворительное закрытое учебное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников. После революции 1917 года приют закрыли, а его здания сначала заняли профсоюзные учреждения, потом институт акушерства и педиатрии, а в 1962 году туда въехала Военная академия.
В 2013 году здание освободилось и с тех пор пустовало.
Однако, вместо сноса здания, его переместили на расстояние 52 метра. Это был уникальный случай для Северной столицы, об этом сообщает застройщик City Solutions, ссылаясь на « Петербургский дневник ». Перенос здания был осуществлен в несколько этапов. Вначале внешний фасад усилили металлической арматурой, а затем в подвале установили две железобетонные плиты.
Мойки Санкт-Петербургский императорский воспитательный дом, благотворительное учреждение, был создан в 1770 г. Воспитанники находились здесь до 21 года и получали основное начальное образование. В 1834 г. В 1918-м Воспитательный дом был закрыт, его здание ныне занимает Педагогический университет им.
Воспитательный план Бецкого и вправду оказался не слишком эффективным. Взрослеющие воспитанники были скорее беспризорниками, нежели людьми «новой породы». Мария Федоровна стала направлять питомцев на мануфактуры и в госпитали для помощи местным управлениям. Она же открыла при Воспитательном доме ремесленное училище, в котором воспитанники проходили трехлетнюю практику и становились подмастерьями или учеными мастерами. На базе этого училища появился Московский государственный технический университет им. Баумана При императрице открылись латинские и архитектурные классы, а еще институт для обучения чиновников и военнослужащих. Мария Федоровна даже создала своеобразный прототип целевого обучения: ожидалось, что воспитанники будут работать шесть лет в самом Воспитательном доме, покрывая траты на свое обучение.
В Петербурге впервые передвинули целый дом
Процесс перемещения дома, при котором применялись рельсы, состоял из нескольких этапов. Сначала фасад укрепили металлической арматурой, затем под зданием смонтировали две железобетонные плиты, верхнюю использовали в качестве опоры. К той же плите по периметру прикрепили около полусотни небольших домкратов несущей способностью не более 150 тонн.
Восточный корпус всё ещё не построен Редевелопмент В 2016 году Академия РВСН покинула Воспитательный дом, а в июле 2017-го ансамбль из 33 исторических зданий уже выставили на торги.
Через несколько месяцев комплекс выкупила компания «Горкапстрой», которая вскоре переименовалась в ООО «Бецкой». Размер сделки составил примерно 10 миллиардов рублей. Девелопер сразу начал разрабатывать план реконструкции объекта, и к 2021 году уже получил зелёный свет со стороны государственной экспертизы.
На территории ансамбля расположатся офисный центр, престижный отель, апарт-комплекс, центры детского развития и спорта, а также всевозможный ритейл — магазины, рестораны и кафе. Комплекс также станет частью системы туристических маршрутов, которая проходит от Кремля и парка «Зарядье» до Бульварного кольца и Ивановской горки. Вся территория будет открыта для посетителей.
В 2021 году закончились противоаварийные работы, в ходе которых устранялись повреждения несущих конструкций и повышалась общая устойчивость зданий. Сейчас внутри объекта установлены поддерживающие деревянные конструкции и специальные металлические бандажи. В 2022 году компания начала первые масштабные работы по реставрации и приспособлению зданий.
Управление делами дома осуществлялось Опекунским советом. История В 1771 году при Воспитательном доме был создан Родильный госпиталь с 1835 года — «Санкт-Петербургское родовспомогательное заведение со школой сельских повивальных бабок при нем» 2 мая 1797 года главной начальницей над воспитательными домами была назначена императрица Мария Фёдоровна и Петербургский дом был переведен в бывший дворец графа К. Разумовского Набережная Мойки , 48, архитекторы А. Кокоринов , Валлен-Деламот. В 1811 году при Родильном госпитале был основан Повивальный институт. В 1834 году в здании разместилось сиротское отделение с 1837 года — Николаевский сиротский институт , а для Воспитательного дома было приобретено соседнее здание постройки начала XIX века , находящееся на Набережной Мойки , 52.
Агния Барто в 1938 году написала стихотворение «Дом переехал», в котором вернувшийся с отдыха в Крыму москвич не может найти свой адрес. На это ему в суровой логике нового столичного генплана отвечают: «Вы мешали на пути, вас решили в вашем доме в переулок отвезти». Перемещали здания и позже — в 1950-х — 1970-х, в начале 1980-х временно двигали МХАТ.
Автор: видео с сайта youtube. Видимо, это единственное время, когда это могло случиться, там невыполнимых задач не существовало, — говорит на ТНТ Артем Винокур. В том же номере он развивает мысль, что в таком случае можно было бы ездить в домах вместо поездов. Завтра утром, на рассвете, дом вернется, говорят».
В Санкт-Петербурге намерены сдвинуть здание 1913 года постройки
Однако, как нам пояснили в Научно-методическом совете при Мосгорнаследии, инвестор не будет иметь никакого отношения к реставрации и реконструкции. Инвестор лишь финансирует проект. Инвестирование проекта вообще вызывает много вопросов. Таким образом, юридической лицо , ставшее победителем на торгах 26. Не нарушает ли появление иностранного собственника и иностранной администрации в компании , которой принадлежит объект культурного наследия Воспитательный дом, находящийся в непосредственной близости к высшим органам власти в РФ, режима безопасности и охраны государственных органов власти? Ответа на свои вопросы муниципальный депутат М.
Москвы и в Министерство культуры РФ. К исследованию, проектированию и реализации проекта реставрации объектов культурного наследия допускаются лишь проектные и производственные организации, имеющие лицензию Министерства культуры РФ. Сопровождение проектирования, а затем производства, будет вести Научно-методический совет при Департаменте культурного наследия, то есть сообщество реставраторов различных специальностей", - отметил Андрей Баталов. Однако, эксперты все же отмечают: китайские инвесторы все активнее захватывают российский строительный рынок. Китайские инвесторы предпочитают выходить на российский рынок с партнером, поскольку такая модель позволяет минимизировать управленческие и девелоперские риски.
И все же слухи и домыслы, которые в последнее время сопровождают концепцию реставрации и реконструкции Императорского воспитательного дома, продолжают будоражить около-архитектурные круги. Андрей Баталов: "Об этом мне ничего неизвестно". Андрей Баталов: "Идет тщательное изучение охранных объектов - памятников культуры. Нет трещин, свидетельствующих об изменениях в его фундаментах и устойчивости конструкций. Судя по сегодняшним темпам подготовки, проект реставрации будет подготовлен в этом году.
Уже сейчас ясны некоторые вопросы, которые будут обсуждаться на научно-методическом совете. Например, стоит ли восстанавливать снесенные большевиками боковые барабаны с куполами, или интерьер церкви Святой Екатерины". После этого будет принято решение о проведении историко-культурной экспертизы.
Прием в Санкт-Петербургский Императорский воспитательный дом Обычно в Воспитательный дом принимали детей не старше трех лет, но в некоторых случаях делалось исключение и для детей более старшего возраста 6-7 лет и более. Правила приема детей в Санкт-Петербургский воспитательный дом основывались на принципе анонимности: приносящий ребенка не обязан был объявлять себя и мог, по желанию, сообщить сведения о крещении и имени младенца Бецкой 1789. Если же информации о крещении не поступало, ребенка крестили и заносили в специальную регистрационную книгу, после чего его поручали кормилице.
Принимали детей как законных, так и незаконных, по сиротству, а также по бедности и болезни родителей, что сохранилось и в последующие годы рис. Заботясь о будущем воспитанников, Мария Федоровна ввела правило, по которому при поступлении в Воспитательный дом на имя воспитанника в Сохранную казну помещалась определенная сумма, и по выходе воспитанники получали из Сохранной казны денежное пособие девочки получали 25 рублей в приданое Никитина 2007. Несмотря на московский опыт, показавший, как необходимы в доме профессиональные медики, в Петербургском отделении поначалу не было постоянного врача. Он появился только во второй половине 1770-х гг. В 1780-х гг. Согласно плану «Физических примечаний о воспитании детей от рождения до юношества», Рис.
Медаль на учреждение Воспитательного дома. Лицевая и оборотная сторона, медь. Тимофей Иванович Иванов, 1763 г. Medal for the establishment of the Founding Hospital. Front and reverse sides, copper. Timofey I.
Ivanov, 1763. Приемный зал Санкт-Петербургского Императорского воспитательного дома. Прием прошений от женщин, желающих отдать детей. Санкт-Петербург, 1913 г. Фотоателье К. Accepting applications from women wishing to give up their children.
Saint Petersburg, 1913. По замыслу Марии Федоровны все 500 детей разделялись на пять возрастных групп. В первую группу входили воспитанники в возрасте от 1 до 6 лет. Эта группа подразделялась еще на три подгруппы: 1 здоровые младенцы, которых сразу при поступлении их в Воспитательный дом отправляли в деревни кормилицам, а в возрасте 6 лет детей вновь привозили в город; 2 младенцы, требующие временного врачебного присмотра, которые находились в городе до полного выздоровления, а затем отправлялись также в деревни; 3 слабые и болезненные дети, за которыми был необходим постоянный присмотр, воспитывались в городе, в Воспитательном доме. Во вторую возрастную группу входили питомцы от 6 до 9 лет; в третью — 9-12 лет; в четвертую — 12-15 лет; в пятую — 15-18 лет. С декабря 1798 г.
Это изменение было связано с учебным и трудовым процессом. Обучение в Санкт-Петербургском Императорском воспитательном доме Реформы, начатые в 1797 г. Санкт-Петербургский воспитательный дом превратился из организации, патронируемой обществом, в образцовое официальное учреждение, пользовавшееся особым покровительством монархов. Однако сохранялось главное ядро плана основателя дома — бессословный подход к брошенным детям, широкое их образование и стремление к развитию способностей Фруменкова 2007а. В 1771-1780 гг. В 1780 г.
Мужчин и женщин было примерно поровну — 22 8 русских и 20 6 русских. Основанием для приема на службу являлась предыдущая деятельность либо рекомендации Фруменкова 2007Ь. Бецкой выражает программу обучения в шести положениях: 1 языки; 2 арифметика; 3 география; 4 рисование; 5 домоводство и садоводство; 6 закон христианский Бецкой 1789, ХХ-ХХШ. По достижении 14-15 лет воспитанников обоего пола надлежало отдавать учиться ремеслам, к которым они выкажут склонность. На это обучение отводилось от 4 до 5 лет. В своем «Показании, чему учиться питомцам обоего пола», Бецкой пишет об обучении «познанию веры», чтению, письму, арифметике, географии, рисованию, правилам гражданской жизни, искусству вести счетные книги, мануфактуре, коммерции, садоводничеству, изящным художествам, рукоделиям Бецкой 1789, 214-215.
Тех же воспитанников, кто «государству больше пользы принести могут изучением наук и художеств» Бецкой 1789, 117 , нужно отсылать в университеты и академии. Отдельного внимания заслуживают указания, вызываемые специальными потребностями того или иного возраста, что закладывало основы возрастной физиологии. Так Бецкой пишет об обучении детей от 5 лет: «Все отцы, матери, начальники и приставники обыкновенно стараются обучать детей, как скоро начинают говорить. Намерение само в себе хорошее: но безвременное в том упражнение вредит слабому еще понятию детскому» Бецкой 1789, 215-216. И далее: «В сие время учить детей рисовать, притом и читать для того только, чтобы зрением привыкали к познанию литер» Бецкой 1789, 218. В следующей части указывает на особенности обучению детей с 10 лет: «Не принуждать детей учить много наизусть.
В великую слабость приводят сложение тела их, порабощая разум и требуя от них то знать, чего не понимают и вовсе не разумеют» Бецкой 1789, 221. В соответствии с этим обучение подразделялось по возрастам. В возрасте 6-9 лет изучали познание веры, чтение и письмо, рисование и танцы. В возрасте 9-12 лет — арифметику и геометрию, начала истории и географии, начала славянского языка, правила учтивости. В возрасте 12-15 лет — продолжение всего прежнего и в дополнение часть математики и механики, красноречие, натуральную историю, историческую географию, экономию и ведение бухгалтерских счетов. Для старших воспитанников 15-18 лет — окончание прежних наук, а также коммерция, право и экономия, художества и мастерства Бецкой 1789.
Кроме того, ставятся вопросы о спокойствии духа, страстях и четырех темпераментах Мак-кавейский 1904 , что можно рассматривать как учет, говоря современным языком, психофизио- логических особенностей детей. Бецкой подробно описывает черты представителей разных типов темперамента, указывая, что «Не моложе пятнадцати лет начинает оказываться свойство сложения, которое будет владычествовать в человеке. Подлинное познание онаго необходимо нужно» Бецкой 1789, 46. Уделяя должное внимание быту и содержанию детей, Бецкой говорит о необходимости гигиенического воспитания: «Нельзя не упомянуть здесь, что посредством чистоты можно не только сохранить здоровье, но и завести порядок жизни, и к наблюдению благопристойности привыкнуть» Бецкой 1789, 206-207. При Марии Федоровне обучение в Воспитательном доме начиналось с 6 лет. В этой возрастной категории 6-9 лет дети изучали чтение и письмо на русском и немецком языках, катехизис, прядение, вязание и другие несложные ремесла.
Воспитанники 9-12 лет продолжали более углубленно изучать русский и немецкий языки, катехизис, знакомились с азами арифметики, географией России. Девочек учили шить белье и одежду, а мальчики начинали постигать портняжное и сапожное ремесла. Следующая возрастная категория воспитанников 12-15 лет изучала Закон Божий, более углубленно — арифметику, языки русский и немецкий , географию, рисование. Воспитанникам в возрасте от 15 до 18 лет преподавались те же дисциплины, что и в предыдущей возрастной категории, только уже на более высоком уровне Никитина 2007. Отдельно следует отметить ориентацию не только на общеобразовательную, но и профессиональную подготовку воспитанников. Для воспитанников старшего возраста было введено обучение различным профессиям.
Были устроены мастерские: переплетная, столярная, слесарная, сапожная, портняжная, позументная, ткацкая, вышивальная, кружевная и др. Ученикам, обладавшим выдающимися способностями, предоставлялось право поступления в университеты и академии Медико-хирургическую академию и Академию Художеств Менгден 1872. Открытый 22 мая 1803 г. Гатчинский сельский воспитательный дом являлся младшим начальным отделением Санкт-Петербургского воспитательного дома. Согласно распоряжению императрицы, направленному в июле 1817 г. Таким образом, Гатчинский воспитательный дом стал двухклассной прогимназией с четырехгодичным курсом обучения.
Из второго класса Гатчинского дома в возрасте 14-15 лет воспитанники переходили в 1-й класс Санкт-Петербургского воспитательного дома. В Санкт-Петербургском воспитательном доме дети учились шесть лет, по два года в каждом классе Никитина 2007. В 1826 г. Французские классы В 1808 г. Обучение продолжалось шесть лет и делилось на два класса. В каждый из них полагалось принимать 25 воспитанниц 11-12 лет.
Девочек обучали «закону веры», арифметике, русскому, французскому и немецкому языкам, чистописанию и рисованию, истории, географии позднее добавили логику, риторику, педагогику и дидактику , музыке, танцам и «всяким женским рукоделиям», которые могли понадобиться для воспитания дворянок. По окончании теоретического курса воспитанницы проходили педагогическую практику в младших классах дома, а также в Смольном институте и училище ордена св. Екатерины Фруменкова 2008. Латинские классы Способные воспитанники поступали в университеты и академии, прежде всего в Медико-хирургическую. Однако их успехи останавливались незнанием латинского языка. Для подготовки воспитанников в 1805 г.
Из наиболее способных к наукам мальчиков разного возраста было отобрано 20 человек, в 1806 г. Эти воспитанники составили два Латинских класса — 1-й низший и 2-й высший. В первый Латинский класс поместили тех воспитанников, которые еще не знали грамоты, но уже выделялись способностями среди остальных. Во второй класс были зачислены дети, уже проявившие успехи в начальных знаниях, и особенно те, кому легко давалась латынь. Первоначально в обоих Латинских классах преподавали Закон Божий, чтение и письмо на трех языках — русском, немецком и латинском, грамматика этих языков и арифметика. Когда ученики второго Латинского класса начинали относительно свободно ориентироваться в этих предметах, то приступали к сочинениям и переводам на русском, немецком и латинском языках.
Изучались также новые дисциплины: алгебра, геометрия, география, всеобщая история, история России, рисование, анатомия и физиология человека. Нагрузка учеников была достаточно большой и неравномерной, т. Первый выпуск из Латинских классов состоялся в 1811 г. Несколько учеников высшего Латинского класса по приказанию императрицы поступили в Медико-хирургическую академию Тарапыгин 1878. Прием осуществлялся по результатам экзамена в присутствии министра народного просвещения графа А. Разумовского, президента Медико-хирургической академии Я.
В последующие годы экзамены посещали попечитель учебного округа С. Уваров и статс-секретарь Марии Федоровны Г. Из 22 студентов первого набора изначально поступило 25 человек, из них 2 умерло, 1 отчислен по болезни 13 окончили академию со званием лекарей, 3 — кандидатами. Отчисление студентов происходило как из-за нерадения, так и по причине обнаружившегося у некоторых из них природного отвращения к анатомии и хирургии — таких молодых людей определяли в писари Фрумен-кова 2012. Очевидно, это имело в своей основе недостаточно продуманное зачисление в Латинские классы без учета личностных склонностей воспитанников. Впоследствии отношение к неуспевавшим студентам ужесточалось.
Некоторые объясняли свое отставание в учебе нелюбовью к анатомии. Так, в 1827 г. Николай Векман подал прошение об увольнении из академии якобы потому, что он чувствует себя неспособным заниматься медициной. Однако Совет на основании мнения преподавателей постановил, что причина исключительно в нерадении. Воспитаннику не разрешили поступить в писари, что открывало ему путь к гражданской службе, а «употребили в фельдшеры». Во второй половине 1820-х — начале 1830-х гг.
По сведениям о выпусках студентов набора 1811-1815 гг. Три воспитанника Филипп Депп, Станислав Корнонский и Иван Шереметевский получили звание лекарей 1-го отделения, которое присваивалось «за превосходные успехи», 12 человек стали лекарями 2-го отделения «хорошие успехи» , 9 — лекарями 3-го отделения «посредственные успехи» , 4 — кандидатами «по слабым успехам».
Растрелли здесь был построен двухэтажный дворец. Дом располагался в глубине участка, два симметричных флигеля обрамляли парадный двор, выходящий на Мойку. В 1764 г. В 1765-1768 гг.
При перестройке центральный ризалит был декорирован пилястрами, украшен проемами, в которых установили ионические колонны, изменен декор фасада Познее были надстроены главное здание и боковые флигели, здание Штегельмана и Разумовского были соединены трехэтажным корпусом, сделаны пристройки со стороны сада. Фото - Виктор М, 27. Фото - Mary , 2009. Императорский Санкт-Петербургский Воспитательный дом был открыт в 1771 г. В конце XIX - начале XX веков полное призрение до совершеннолетия предоставлялось преимущественно незаконнорожденным детям и подкидышам.
Дом ехал со скоростью до 4 сантиметров в минуту до нового места — крыши паркинга будущего объекта», — пишет ТК. Постоянный адрес новости: eadaily.
Реставрация Императорского воспитательного дома завершится в 2024-2025 годах
Отличительной особенностью нашего проекта стала технология, при которой все силы прилагаются к бетонной плите, а на несущие стены. Это полностью исключает вероятность повреждения конструкций здания, - отметил гендиректор холдинга «Первая мебельная», в структуру которого входит City Solutions, Александр Шестаков. Сейчас исторический корпус находится у Выборгской набережной, почти на одной линии с памятником архитектуры «Дача Головина». А под перемещенным домом будет располагаться паркинг будущей многоэтажки. К слову, данный перенос дома первый в истории Петербурга с советских времен. Тогда здания переносили довольно активно.
Санкт-Петербургский императорский воспитательный дом Николаевский сиротский институт , наб. Мойки Санкт-Петербургский императорский воспитательный дом, благотворительное учреждение, был создан в 1770 г. Воспитанники находились здесь до 21 года и получали основное начальное образование. В 1834 г.
Как появились первые императорские Воспитательные дома В 1764 году открылся первый императорский Воспитательный дом в Москве, а в Санкт-Петербурге — спустя четыре года. Инициатором их открытия выступила Екатерина Великая, считавшая, что сирот нельзя оставлять без дома и должного воспитания. В новых приютах планировалось воспитывать детей так, чтобы они, повзрослев, сформировали «третье сословие». Из сирот должны были получиться люди искусства, успешные торговцы или хорошие заводские работники. Находились такие сиротские приюты под присмотром специального Опекунского совета. В обязанности его участников входило выделение денег и сбор пожертвований для сирот. Сама императрица на регулярной основе отчисляла в Опекунский совет большие пожертвования, иногда их сумма доходила до нескольких тысяч рублей. Какие были правила в детских сиротских учреждениях при Екатерине II В плане, утверждённом императрицей, были описаны строгие правила и для воспитанников, и для учителей. Сирот запрещалось бить и наказывать физически. Воспитатели должны были быть гуманны к своим подопечным, играть с ними и учить согласно индивидуальным особенностям каждого ребёнка.
Отдельного внимания заслуживают указания, вызываемые специальными потребностями того или иного возраста, что закладывало основы возрастной физиологии. Так Бецкой пишет об обучении детей от 5 лет: «Все отцы, матери, начальники и приставники обыкновенно стараются обучать детей, как скоро начинают говорить. Намерение само в себе хорошее: но безвременное в том упражнение вредит слабому еще понятию детскому» Бецкой 1789, 215-216. И далее: «В сие время учить детей рисовать, притом и читать для того только, чтобы зрением привыкали к познанию литер» Бецкой 1789, 218. В следующей части указывает на особенности обучению детей с 10 лет: «Не принуждать детей учить много наизусть. В великую слабость приводят сложение тела их, порабощая разум и требуя от них то знать, чего не понимают и вовсе не разумеют» Бецкой 1789, 221. В соответствии с этим обучение подразделялось по возрастам. В возрасте 6-9 лет изучали познание веры, чтение и письмо, рисование и танцы. В возрасте 9-12 лет — арифметику и геометрию, начала истории и географии, начала славянского языка, правила учтивости. В возрасте 12-15 лет — продолжение всего прежнего и в дополнение часть математики и механики, красноречие, натуральную историю, историческую географию, экономию и ведение бухгалтерских счетов. Для старших воспитанников 15-18 лет — окончание прежних наук, а также коммерция, право и экономия, художества и мастерства Бецкой 1789. Кроме того, ставятся вопросы о спокойствии духа, страстях и четырех темпераментах Мак-кавейский 1904 , что можно рассматривать как учет, говоря современным языком, психофизио- логических особенностей детей. Бецкой подробно описывает черты представителей разных типов темперамента, указывая, что «Не моложе пятнадцати лет начинает оказываться свойство сложения, которое будет владычествовать в человеке. Подлинное познание онаго необходимо нужно» Бецкой 1789, 46. Уделяя должное внимание быту и содержанию детей, Бецкой говорит о необходимости гигиенического воспитания: «Нельзя не упомянуть здесь, что посредством чистоты можно не только сохранить здоровье, но и завести порядок жизни, и к наблюдению благопристойности привыкнуть» Бецкой 1789, 206-207. При Марии Федоровне обучение в Воспитательном доме начиналось с 6 лет. В этой возрастной категории 6-9 лет дети изучали чтение и письмо на русском и немецком языках, катехизис, прядение, вязание и другие несложные ремесла. Воспитанники 9-12 лет продолжали более углубленно изучать русский и немецкий языки, катехизис, знакомились с азами арифметики, географией России. Девочек учили шить белье и одежду, а мальчики начинали постигать портняжное и сапожное ремесла. Следующая возрастная категория воспитанников 12-15 лет изучала Закон Божий, более углубленно — арифметику, языки русский и немецкий , географию, рисование. Воспитанникам в возрасте от 15 до 18 лет преподавались те же дисциплины, что и в предыдущей возрастной категории, только уже на более высоком уровне Никитина 2007. Отдельно следует отметить ориентацию не только на общеобразовательную, но и профессиональную подготовку воспитанников. Для воспитанников старшего возраста было введено обучение различным профессиям. Были устроены мастерские: переплетная, столярная, слесарная, сапожная, портняжная, позументная, ткацкая, вышивальная, кружевная и др. Ученикам, обладавшим выдающимися способностями, предоставлялось право поступления в университеты и академии Медико-хирургическую академию и Академию Художеств Менгден 1872. Открытый 22 мая 1803 г. Гатчинский сельский воспитательный дом являлся младшим начальным отделением Санкт-Петербургского воспитательного дома. Согласно распоряжению императрицы, направленному в июле 1817 г. Таким образом, Гатчинский воспитательный дом стал двухклассной прогимназией с четырехгодичным курсом обучения. Из второго класса Гатчинского дома в возрасте 14-15 лет воспитанники переходили в 1-й класс Санкт-Петербургского воспитательного дома. В Санкт-Петербургском воспитательном доме дети учились шесть лет, по два года в каждом классе Никитина 2007. В 1826 г. Французские классы В 1808 г. Обучение продолжалось шесть лет и делилось на два класса. В каждый из них полагалось принимать 25 воспитанниц 11-12 лет. Девочек обучали «закону веры», арифметике, русскому, французскому и немецкому языкам, чистописанию и рисованию, истории, географии позднее добавили логику, риторику, педагогику и дидактику , музыке, танцам и «всяким женским рукоделиям», которые могли понадобиться для воспитания дворянок. По окончании теоретического курса воспитанницы проходили педагогическую практику в младших классах дома, а также в Смольном институте и училище ордена св. Екатерины Фруменкова 2008. Латинские классы Способные воспитанники поступали в университеты и академии, прежде всего в Медико-хирургическую. Однако их успехи останавливались незнанием латинского языка. Для подготовки воспитанников в 1805 г. Из наиболее способных к наукам мальчиков разного возраста было отобрано 20 человек, в 1806 г. Эти воспитанники составили два Латинских класса — 1-й низший и 2-й высший. В первый Латинский класс поместили тех воспитанников, которые еще не знали грамоты, но уже выделялись способностями среди остальных. Во второй класс были зачислены дети, уже проявившие успехи в начальных знаниях, и особенно те, кому легко давалась латынь. Первоначально в обоих Латинских классах преподавали Закон Божий, чтение и письмо на трех языках — русском, немецком и латинском, грамматика этих языков и арифметика. Когда ученики второго Латинского класса начинали относительно свободно ориентироваться в этих предметах, то приступали к сочинениям и переводам на русском, немецком и латинском языках. Изучались также новые дисциплины: алгебра, геометрия, география, всеобщая история, история России, рисование, анатомия и физиология человека. Нагрузка учеников была достаточно большой и неравномерной, т. Первый выпуск из Латинских классов состоялся в 1811 г. Несколько учеников высшего Латинского класса по приказанию императрицы поступили в Медико-хирургическую академию Тарапыгин 1878. Прием осуществлялся по результатам экзамена в присутствии министра народного просвещения графа А. Разумовского, президента Медико-хирургической академии Я. В последующие годы экзамены посещали попечитель учебного округа С. Уваров и статс-секретарь Марии Федоровны Г. Из 22 студентов первого набора изначально поступило 25 человек, из них 2 умерло, 1 отчислен по болезни 13 окончили академию со званием лекарей, 3 — кандидатами. Отчисление студентов происходило как из-за нерадения, так и по причине обнаружившегося у некоторых из них природного отвращения к анатомии и хирургии — таких молодых людей определяли в писари Фрумен-кова 2012. Очевидно, это имело в своей основе недостаточно продуманное зачисление в Латинские классы без учета личностных склонностей воспитанников. Впоследствии отношение к неуспевавшим студентам ужесточалось. Некоторые объясняли свое отставание в учебе нелюбовью к анатомии. Так, в 1827 г. Николай Векман подал прошение об увольнении из академии якобы потому, что он чувствует себя неспособным заниматься медициной. Однако Совет на основании мнения преподавателей постановил, что причина исключительно в нерадении. Воспитаннику не разрешили поступить в писари, что открывало ему путь к гражданской службе, а «употребили в фельдшеры». Во второй половине 1820-х — начале 1830-х гг. По сведениям о выпусках студентов набора 1811-1815 гг. Три воспитанника Филипп Депп, Станислав Корнонский и Иван Шереметевский получили звание лекарей 1-го отделения, которое присваивалось «за превосходные успехи», 12 человек стали лекарями 2-го отделения «хорошие успехи» , 9 — лекарями 3-го отделения «посредственные успехи» , 4 — кандидатами «по слабым успехам». Особым покровительством Марии Федоровны пользовались два ее первых пансионера — Ф. Депп и С. Лучших выпускников награждали книгами и хирургическими инструментами. Молодые врачи получали от Воспитательного дома капитал, положенный на имя каждого из принятых в академию. Воспитательный дом заботился и о трудоустройстве выпускников, их старались определять на места в учреждениях опекунского совета, где они были обязаны прослужить по назначению не менее 6 лет. Однако скоро штатных вакансий стало не хватать — таких невостребованных воспитанников передавали медицинскому начальству для распределения. Долго не могли получить места выпускники 1816 г. Так, лекарь Андрей Филисов был определен при Александровской мануфактуре подразделение Воспитательного дома , кандидат Кирилл Андреев помещен «при доме», еще двух кандидатов направили в Костромскую и Симбирскую губернии. В 1820-1830-е гг. Выпускник 1832 г. Александр Маклерой год провел на стажировке в военном госпитале, еще два года находился при Александровской мануфактуре в помощь медикам. Отчаявшись получить штатное место, он попросил уволить его из Воспитательного дома для службы по морскому ведомству, на что немедленно получил согласие Фруменкова 2012. Многие воспитанники Санкт-Петербургского воспитательного дома всю жизнь отдали служению медицине и внесли серьезный вклад в ее развитие. Прежде всего, следует упомянуть о первом пансионере императрицы Марии Федоровны в Медико-хирургической академии Филиппе Филипповиче фон Деппе 1793-1855 рис. Именно по отношению к нему впервые в России прозвучало слово «педиатр». Филипп Филиппович родился 2 октября 1793 г. Когда Филипп окончил уездную школу в Везенберге, родители, не имея средств к дальнейшему обучению сына, обратились за помощью к императрице Марии Федоровне. В 1805 г. Филипп Депп оказался самым способным учеником этого класса, и Мария Федоровна до конца своих дней гордилась им, считая Деппа наглядным примером справедливости своих педагогических взглядов. Окончив гимназию, но оставаясь под патронажем Воспитательного дома, Депп поступил в Медико-хирургическую академию. Он окончил ее в 1814 г. Далее была недолгая служба ординатором в Мариинской больнице для бедных. Шла война с Наполеоном, и Депп обратился к императрице с просьбой принять его добровольцем в Русскую армию. С 11 марта 1815 г. Депп находился в походах во Франции, Германии и Польше. Вначале он служил в госпитале, затем был прикомандирован к главной квартире фельдмаршала Барклая-де-Толли. Депп возвратился в Санкт-Петербург, чтобы продолжать службу в Мариинской больнице. В 1816 г. В 1817 г. Портрет семьи Депп. Август Георг Вильгельм Пецольд, 1845 г. Portrait of the Depp family. August Georg Wilhelm Pezold, 1845. В 1821 г. Депп удостоился ордена св. Владимира 4-й степени, в 1827 г. Анны 2-го класса Никитин 1855. В 1823 г. В 1829 г. По существу, именно здесь была создана первая в России детская больница, правда, пока только для нужд самого Воспитательного дома.