Климат Европейского севера России. В северных областях арктический воздух оказывает свое влияние большую часть года.
Визитная карточка
Особенности климата Европейского Севера объясняются в первую очередь положением территории края в умеренном и холодном поясах на северо-западе Евразии и большим протяжением района с юга на север, а также с востока на запад по обе стороны полярного круга. Если же определенные климатические проявления наблюдаются более 30 лет кряду, то мы говорим о колебании климата, но, опять же, при условии, что процесс не однонаправленный. Ветра такой силы на севере Европейской России не ожидается, но местами он все равно разгонится до 20 м/с, особенно на побережье Мурманской области и Ненецкого автономного округа.
Климат Европейской части России
Самый ранний ледоход наблюдался в Салехарде в 2006 году — он пришелся на 1 мая. Поздние ледоходы были характерны для 60—70-х годов. Так, в 1969 году лед в Салехарде тронулся 13 июня. Как пройдет половодье на Ямале. Будет ли паводок? Подтопления во время половодья в ЯНАО не прогнозируют. Уровень воды в реках во время таяния ожидается в пределах нормы: Пур и Таз — 955 сантиметров, в Оби в районе Салехарда — до 570 сантиметров, в реке Надым — до 420 сантиметров. При заторах уровень воды может повышаться на полметра-метр, отметил Кошкин.
При этом нет осадков», — добавил он. Летнее и глобальное потепление на Крайнем Севере Долгосрочные прогнозы составляет Росгидрометцентр в Москве, они носят вероятностный характер, рассказал Артем Кошкин. Предстоящее лето на Ямале будет теплее, чем обычно.
Салехард, 25-29 июня 2012 г. Салехард: Печатник, 2012. Шполянская Н. Вечная мерзлота и глобальные изменения климата. C, 5-24.
Frakes L. Climates throughout geologic time. Amsterdam; New York: Elsevier, 1979. Oberman N. Malkova, D. Drozdov, A. Vasilie, A. Gravis, G.
Kraev, Y. Korostelev, K. Nikitin, P. Orekhov, O. Ponomareva, V. Romanovsky, M. Sadurtdinov, A. Shein, A.
Skvortsov, M. Sudakova, A. DOI: 10. Попробуйте сервис подбора литературы. Alekseeva R. In: Botanicheskii zhurnal [Botanical Journal], 2005, vol. Arkhangelov A. Bolshakov V.
Borzenkova I. Malkova G. Materialy vserossiiskoi nauchno-tekhn. Gruza G. Zubakov V. Konishchev V. Seriya: Geografiya [Moscow University bulletin. Series 5, Geography], 2005, no.
Kononova N. Klassifikatsiya tsirkulyatsionnykh mekhanizmov Severnogo polushariya po B. Dzerdzeevskomu [Classification of the circulation mechanisms of the Northern Hemisphere according to B. Dzerdzeevsky], Moscow, Voentekhinizdat Publ. Lavrushin Yu. In: Velichko A. Izmenenie klimata i landshaftov za poslednie 65 millionov let [Changes in climate and landscapes over the past 65 million years], Moscow, GEOS Publ. Milankovich M.
Поделиться: Подписывайтесь на «Газету. Ru» в Дзен и Telegram.
Особое значение имеет крупнейший завод черной металлургии — Череповецкий «Северсталь». Он занимает 1 место в России по производству листового проката, который направляется на автозаводы, судостроительные предприятия Санкт-Петербурга и трубопрокатные заводы. Гигантский комбинат в то же время является одним из крупнейших загрязнителей природы. Здесь в многочисленных центрах расположена сложная система производств, обслуживающих военно-морские базы Северного флота Североморск, Полярный, Снежнегорск, Гаджиево, Заозерск, Островной. В городе Северодвинске помимо строительства и ремонта атомных подводных лодок, создаются мощные платформы для добычи газа и нефти в Баренцевом море.
Другие важные военные объекты Европейского Севера: космодром у станции Плесецк и полигоны для испытания ядерного оружия на Новой Земле. Со сверхмощной системой ВПК связаны сложные экологические проблемы. Транспорт Республика Карелия Через территорию республики проходят магистральные пути , железная дорога на Мурманск, Беломорско-Балтийский канал. Протяженность железных дорог - свыше 2000 км. Сани и машины, груженные лесом, передвигались по зимникам - проложенным в снегах дорогам — к единственной железнодорожной линии, пересекающей Карелию с севера на юг. Дорога эта, построенная в 1916 г. Только в середине 70-х гг. С тех пор леса Карелии стали ещё доступнее для вырубки, а кроме того, появилось много автотуристов и сборщиков грибов и ягод.
Республика Коми Во многом республика своим экономическим развитием обязана транспорту. Постройка в 1941 г. До революции часть территории Коми входила в Архангельскую, другая часть в Вологодскую губернии. В настоящее время протяженность железных дорог составляет 1262 км. На втором месте - трубопроводный транспорт по грузообороту на первом ; здесь начинаются международный газопровод "Сияние Севера" от г. Вуктыл и нефтепровод на Ярославль. На третьем месте водный транспорт судоходные реки 6,1 тыс. Автомобильный транспорт обслуживает местные перевозки.
Архангельская область Протяженность железных дорог 1,7 тыс. Длина судоходных участков рек - 3,8 тыс. Здесь находится пока единственный в России космодром вблизи г. Важнейшие промышленные центры: Архангельск здесь сосредоточен комплекс деревообработки , мебель, целлюлоза, бумага, продукция лесохимии; судостроение и производство оборудования для лесной индустрии ; Северодвинск 250,0 крупнейшая военно-морская верфь ; Котлас 61,2 и соседняя Коряжма 43,1 ЦБК, судостроение и обслуживание предприятия. Старейший центр художественных промыслов - Сольвычегодск 4,0 - ныне известен как бальнеологический курорт. Вологодская область Транспортная сеть определена промежуточным положением области между индустриальными районами Центра, Северо-Запада и ресурсными районами, а также морскими портами Европейского Севера. Водные пути связывают область с бассейнами Белого и Балтийского морей и Волги через Волго-Балтийскую систему ; судоходные пути - 11 тыс. Общая протяженность железнодорожных магистралей на Москву, Архангельск, Воркуту, Петербург, через Буй на Урале составляют 739 км; автомобильных дорог - 10 тыс.
Общая обеспеченность территории современным транспортом остается низкой. Первый 250-метровый канал невдалеке от Вологды был прорыт ещё в 1237г. Сyдoxодныe пути, соединявшие бассейны Cухоны и Волги, прокладывались в эпоху Ивана Грозного. В начале XIX в. Более скромная по размерам Северо-Двинская водная система в 1828г. В 1872 г. После создания надёжной транспортной сети стали возникать крупные предприятия по переработке древесины. На пересечении железной дороги с лесосплавной Сухоной, где сейчас стоит город Сокол, уже в 1900 г.
Мурманская область Транспорт - один из ключевых факторов хозяйственного развития области, особенно после проведения железной дороги в 1916 г. В настоящее время протяженность стальных путей 903 км, 341 км электрифицирован, проектируется строительство ветки в Норвегию. Протяженность автомобильных дорог - около 2 тыс. Но главное, конечно, это морской транспорт внешнеторгового назначения. Кроме того, Мурманск является начальным пунктом Северного морского пути по обслуживанию российского побережья Северного Ледовитого океана. В стране область выделяется своими портовыми функциями, изделиями рыбной промышленности и цветной металлургии, а на апатито-нефелиновом сырье работают практически все глиноземные и алюминиевые заводы и заводы фосфатных удобрений Европейской России. Население 351,6 тыс. Город расположен в устье реки Северная Двина в 40-45 км от места впадения её в Белое море.
Территория городского округа «Город Архангельск» составляет 29442 га, также в городе находится административный центр другого муниципального образования области Приморского муниципального района. Городские набережные протянулись вдоль речных рукавов на 35 км. Первые русские поселения на мысе Пур-Наволок, на излучине болотистого правого берега Северной Двины, были основаны новгородцами ещё в XII веке. К тому же времени, по преданию, относится возникновение в этом месте Михайло-Архангельского монастыря, названного так по имени Архангела Михаила. Однако впервые монастырь упоминается в летописи только в 1419 году. Около обители располагались поморские селения Низовской волости — Лисостров, Княжостров, Уйма, Лявля и другие. С этого времени начинается торговля с англичанами и голландцами в устье Северной Двины. Вскоре после этого вокруг монастыря уже стояли многочисленные иностранные фактории, а также склады, амбары и избы купцов из Холмогор, Вологды и Москвы, приезжавших сюда на сезон навигации.
Образовавшееся поселение получило название Новые Холмогоры и на полтора века стало единственным морским портом России. Огородников Очерк истории г. Архангельска в торгово-промышленном отношении. В 1584, который и считается годом основания города, воеводы спешно, «одним годом … поставили город круг Архангельского монастыря» «Двинской летописец», запись под 1584 г. Напротив крепости на двинском берегу выстроили корабельную пристань, укрепив берег бревенчатым обрубом. Помимо резиденции воеводы и Михайло-Архангельского монастыря, в крепости находились холмогорские и московские стрельцы. Под ее стены были переведены на пристань торговые фактории англичан и голландцев. В 1587 г.
Рост торговли сопровождался и ростом города. Плотная деревянная застройка была причиной множества пожаров, в одном из которых, в 1637 году, сгорел давший название городу монастырь. Но город быстро отстраивался заново. В 1684 году был построен обширный каменный Гостиный Двор, значительная часть которого хорошо сохранилась до настоящего времени. Здание Гостиного двора, помимо торгового имело и важное оборонное значение ввиду вновь назревавшей войны со Швецией. Плоские верхи угловых и центральной башен являлись площадками для пушек раскатами. Благодаря этой выгодной позиции можно было держать под обстрелом главное направление вражеского приступа — реку. Активная деятельность международного торгового порта преобразовала во второй половине XVII в.
Его центром сделался порт. Прежний город—деревянный острог—оказался как бы отодвинутым в сторону и потерял часть своих административных функций, поскольку приказная изба была выведена из него в «каменный город». Первооснова города — восстановленный Михайло-Архангельский монастырь — еще ранее был перемещен на его южную периферию. Иностранная слобода потеснила русский посад. В городе появились здания лютеранской и реформаторской церквей. К концу XVII в. Таким сложился Архангельск к эпохе Петра I. Интерес Петра Великого к единственному в то время русскому морскому порту возник одновременно с замыслом о строительстве флота.
Петр I впервые прибыл в Архангельск 30 июля 1693 года. Для царя и его свиты на Мосеевом острове на Двине была поставлена небольшая деревянная «светлица с сеньми». Свыше двух месяцев царь провёл в Архангельске, познакомился с корабельным делом и коммерческими операциями торговых людей и отдал распоряжение о строительстве на острове Соломбала первой в России государственной судостроительной верфи. С середины 18 века верфь, имевшая к тому времени эллинги, мастерские, склады и другие вспомогательные предприятия, стала именоваться Архангельским адмиралтейством. После окончания Северной войны верфь была закрыта, но в 1733 году строительство судов на ней возобновилось. За полтора века здесь было построено около 700 больших и малых судов. Павел», а в свой следующий приезд в город, 20 мая 1694 года, подрубил опоры уже построенного корабля и спустил его на воду. Тогда же Петр совершил морское путешествие к Соловецкому монастырю.
Петр I в третий раз приехал в Архангельск 30 мая 1702 года, взяв с собой сына Алексея, большую свиту и пять батальонов гвардии. Он поселился в специально срубленном для него домике на острове Маркове напротив строившейся Новодвинской крепости, чтобы лично руководить строительством крепостных сооружений. Отсюда гвардейцы вместе с Петром начали легендарный переход к Онежскому озеру. Вырубленная в лесах и вымощенная в болотах дорога, по которой волоком были протащены два построенных в Архангельске фрегата, получила название «Государевой». Поход окончился взятием Нотербурга Орешка. В 1708 году в числе 8 губерний Российской Империи была образована Архангелогородская губерния, и Архангельск стал губернским городом. Первым губернатором назначен двинской воевода П. Начиная с 1713 года царь Петр I своими указами начал стеснять торговлю через Архангельск, фактически жертвуя его интересами в пользу нового балтийского порта — Санкт-Петербурга.
В Архангельск он разрешил ввозить только такое количество товаров, которое было необходимо «для прокорма населения». В 1718 году Петр издал указ, запрещавший экспорт хлеба и импорт большей части заграничных товаров через Архангельск. Число кораблей, приходивших в Архангельск, резко сократилось. Если в 1715 году в порт пришло 230 судов, то в 1724 — уже 19. Герб 1781 В 1762 году Екатерина II сняла ограничения на внешнюю торговлю через Архангельск, все же сохранив более высокую торговую пошлину, но город уже не вернул себе статус главного порта России, хотя в период наполеоновских войн и в связи с так называемой континентальной блокадой Великобритании в 1807—1813 гг. Архангельск испытал новый экономический подъем, так как был в то время единственным в России портом, куда могли поступать колониальные товары. Город продолжал оставаться одним из крупных кораблестроительных центров. Так, на его верфях под контролем М.
Лазарева, его будущего капитана, в 1826 году был построен 74-пушечный линейный корабль «Азов», первым в российском флоте получивший Георгиевский флаг и вымпел за героическое участие в Наваринском сражении. Город служил также важной базой для освоения Арктики и налаживания судоходства по Северному морскому пути. От причалов порта отправились свыше 200 полярных исследовательских экспедиций, в том числе В. Чичагова, Ф. Литке , В. Русанова , П. Пахтусова , Г. В 1915 году при Управлении Архангельского торгового порта открыто Ледокольное бюро, в составе которого было 13 ледоколов и ледокольных судов, положивших начало ледокольной флотилии.
Эти суда в зимнюю навигацию обеспечивали проводку судов от горла Белого моря в Архангельск. Во время интервенции в 1918-19 был оккупирован английскими, американскими и французскими войсками. Освобожден в 1920 частями Красной Армии. В годы войны в город прибывали северные конвои и привозили грузы в рамках ленд-лиза. С основанием в 1916 году на берегу незамерзающего Кольского залива порта Мурманск, куда со временем были перенесены рыбообрабатывающие и судоремонтные мощности, Архангельск как порт потерял свое значение. Архангельск — крупный научный и промышленный центр северо-запада России — края, богатого природными ресурсами: лесными, рыбными; имеются месторождения алмазов , нефти, бокситов. Здесь сосредоточены предприятия лесоперерабатывающей, лесохимической, целлюлозно-бумажной Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат , рыбной, микробиологической промышленности, машиностроения. В городе зарегистрировано 7700 предприятий, 2200 из них крупных и средних.
Ведущая роль в промышленности принадлежит лесной отрасли.
Известия РАН. Серия географическая, 2021, T. 85, № 5, стр. 714-725
Что климат Северу готовит? - Наука и образование. Новости Салехард, ЯНАО. | Тегиинститут криосферы земли тюмень, социальные изменения происходят в течение, климат европейского севера россии, климат севера россии, в каких городах россии муссонный климат. |
ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР РФ | VK | Источник Пространство Европейского Севера Европейский Север России представляет собой участок суши, географически расположенный в Восточной Европе, но входящий в состав России. |
Главное меню
- Похожие презентации
- ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР РФ | VK
- Европейский север - презентация онлайн
- Реклама наших партнеров
- Впервые за 30 лет в Северо-Западном регионе изменился климат
- «Как климатические изменения повлияют на Север России» — Яндекс Кью
Визитная карточка
Особенности географического положения Европейского Севера | Последствия изменения климата для российских регионов будут разными. Ученые отмечают два основных тренда: улучшение климатических условий в некоторых частях российского Севера, на юге Сибири и Дальнего Востока и ухудшение ситуации на юге России и в Поволжье. |
Лето 2024: погода, природные катаклизмы, мнение климатолога: Общество: Россия: | Климат севера России: описание и особенности. |
Глобальное потепление в режиме онлайн. Почему на Севере нет снега, а Австралию уничтожают пожары | Экологи из Университета Хоккайдо установили, что потепление Северного Ледовитого океана приводит к увеличению снегопадов на севере России. |
Особенности географического положения Европейского Севера | Научный руководитель Гидрометцентра РФ Роман Вильфанд рассказал, что в некоторых регионах на севере Европейской России установится аномально теплая погода, температура воздуха превысит климатическую норму на 4-5 градусов, передает РИА Новости. |
Известия РАН. Серия географическая, 2021, T. 85, № 5, стр. 714-725
Поэтому в первую очередь следует обращать внимание на взаимосвязь криосферы со всеми природными явлениями на Земле. С этих позиций связь климата и криолитозоны становится очень актуальной темой. В настоящее время общеизвестно, что лед является регулятором климата и в их взаимовлиянии заложена энергетика, способная вызывать крупные климатические изменения. Относительно прогноза состояния климата в обозримом будущем и его влияния на криосферу Земли, вся предыдущая история свидетельствует, что никаких особых климатических катастроф ждать нет оснований. В ближайшие десятилетия резких изменений климата на нашей планете не предвидится, а скорее всего будет некоторое похолодание, подобное тому, что наблюдалось в послевоенное время. В середине 70-х годов прошлого столетия оно вновь сменилось потеплением. Анализ тенденций изменения среднегодовой температуры грунта свидетельствует, что начинается эпоха похолодания. Постепенно представления о сочетании естественных и техногенных причин, обусловливающих тенденции изменения современного климата с частым преобладанием первых, была принята большинством ученых разных направлений. РАН В. Балобаев и проф. Шепелев из Института мерзлотоведения им.
Мельникова СО РАН ИМЗ подчеркивали [3], что представления ученых института по проблеме базируются на результатах многолетних совместных исследований с Геофизическим университетом США, включающих исследовательский проект по изучению климатических изменений температурных показателей в Якутске и Фэрбенксе. В основу исследований положен амплитудно-частотный метод с гармоническим анализом длинных рядов наблюдений, основывающийся на двухсотлетней истории метеорологических наблюдений в Якутии и современных показателей, позволивший выявить 3 цикла потеплений климата: 320, 170 и 75 лет. Нынешнее относительно резкое потепление — последствие их наложения друг на друга, а потому проявление их суммарного эффекта столь отчетливо. В соответствии с упомянутой цикличностью, мерзлота формируется периодами, и последнее оледенение было 18 тысяч лет назад, а потепление всего лишь 8-4 тысячи лет назад. Судя по прогнозам, потепление закончится 2020-2025 годами, а затем наступит похолодание, которое продлится до 2060 года. В отношении таяния мерзлоты, отмечают специалисты из ИМЗ, криолитозона обладает достаточной устойчивостью и на протяжении нескольких десятилетий катастрофические изменения её температуры не зафиксированы. В то же время, отрицать таяние ее верхних горизонтов неразумно, но именно ими процесс и ограничивается. Часто обрушение льдистых пород сопровождается развалом навигационных знаков рис. Ранее говорилось о роли региональных особенностей в формировании обзорной картины геокриологической обстановки отдельных регионов РФ. На примере побережий Арктических морей и островов Восточной Сибири показаны последствия климатического потепления в районах распространения ММП [6].
Среди существующих типов берегов, наиболее подвержены деструктивным процессам толщи, содержащие большие включения льда, называемые «ледовым комплексом» рис. Разрушение льдонасыщенных берегов арктических морей. Фото М. Григорьева Рис. Разрушающийся навигационный знак «Ванькин» на тающем берегу острова Бол. Ляховский Восточно-Сибирское море. Григорьева Судя по наблюдениям последнего десятилетия в центральной части моря Лаптевых скорости разрушения и отступания подобных берегов по сравнению со средней многолетней нормой увеличились в 1,5-2 раза. Несомненно, что основной вклад в это явление внесло увеличение глубины сезонного оттаивания пород, слагающих прибрежные участки и сокращение морских льдов, в результате возросла штормовая активность, играющая главную роль в разрушении берегов. Немаловажен и геополитический аспект данной проблемы, когда только в Восточной Сибири Россия ежегодно теряет более 10 кв. Сокращается и площадь многих арктических островов, а некоторые малые острова, как, например, легендарная «Земля Санникова», исчезли, буквально «растворившись» в океане в течение прошлых столетий.
На рисунках 1-3 отображены современные процессы деструкции берегов арктических морей. Масса обломочного материала, поступающего от берегов морей Лаптевых и Восточно-Сибирского, почти в три раза превосходит региональный твердый сток рек. Наступление моря на сушу сопровождается активизацией негативных процессов даже на большом удалении от берега в сторону суши. Быстро развиваются овраги, провалы и оползни, разрушаются склоны. Эти процессы охватывают значительные площади, распространяются с высокой скоростью вглубь суши, сопутствуют разрушению и отступанию берегов и представляют большую опасность для объектов инфраструктуры [6]. До недавнего времени прогнозирование скорости разрушения арктических берегов было затруднено из-за ограниченности информации, но в настоящее время собран достаточный массив данных о многолетних трендах и скоростях отступания берегов. Это позволяет предусмотреть возможные негативные последствия и разработать предупредительные и компенсирующие меры по уменьшению ущерба. Необходимо также отметить, что происходящее в Арктике потепление климата и обусловленное им сокращение площади льдов приведет к активизации штормов и ускорению разрушения и отступания берегов, к усилению выноса от берегов на шельф обломочного материала, а также к выбросам органического углерода, являющегося дополнительным источником парниковых газов — метана и углекислого газа. Оригинальные материалы по этой тематике приводит сотрудник Института мерзлотоведения им. Разумов [13].
Следствием потепления климатических условий в конце XX — начале XXI веков явилась резкая активизация деструктивных криогенных процессов на обширных территориях приморских низменностей и, особенно, на побережье восточного сектора Российской Арктики. Для оценки темпов разрушения льдистых берегов восточных арктических морей России, сложенных позднеплейстоценовым ледовым комплексом, в естественных условиях была применена физико-математическая модель динамики криогенных морских берегов в нестационарных климатических условиях. В этой модели основными факторами термоабразии арктических берегов являются климатические изменения и пространственная неоднородность мерзлотно-геологических условий. Высота береговых уступов на участках развития пород ледового комплекса колеблется от 10 до 30 м см. В уступах обнажаются мощные повторно-жильные льды, прослеживающиеся от поверхности до подошвы, иногда включающие бивни мамонтов рис. Динамика криогенных комплексов побережья восточных арктических морей России в целом согласуется с изменением термических характеристик климата. Вытаивающий в разрушающейся береговой толще горных пород бивень мамонта. Балобаев, Ю. Скачков и Н. Шендер [4], составили прогноз изменения климата и мощности мерзлых пород Центральной Якутии до 2200 года.
С помощью метода гармонического анализа были изучены закономерности изменения во времени температуры воздуха в г. Якутске за период метеорологических наблюдений с 1829 г. Выявлены три гармонические функции, обобщенно описывающие этот температурный ряд. Однако до сих пор неясным остается вопрос, что лежит в основе этого мощного глобального энергетического процесса.
Вклад летних сезонов менее значителен. Повышение среднегодовой температуры воздуха в Якутии за период 1966-2015 гг. Тренды среднегодовой температуры воздуха в Якутии за период 2005-2015 гг. Сделан принципиальный вывод о том, что кризисное состояние многих геотехнических объектов в области ММП связано не с изменением климата, как это совершенно ошибочно преподносится в последнее время, а с деградацией мерзлых грунтов оснований, а также деструкцией несущих конструкций, вызванных неудовлетворительными проектированием, строительством и, особенно, эксплуатацией. Еще одну точку зрения на проблему формирования климатических циклов и криогенных эпох на Севере высказали якутские ученые В. Спектор, Б. Кершенгольц, В. Спектор и др. Таким образом, речь идёт о том же природном явлении, прогнозируемом учеными ИМЗ — механизме саморегулирования Земли. Потепление независимо от причины обязательно запускает арктический водный механизм, приводящий к охлаждению, которое постепенно сменится потеплением [3]. Мнение физиков В этом плане особый интерес представляет научное сообщение «Климат и Океан», сделанное 10 марта 2015 г. Нигматулиным, директором Института Океанологии им. Ширшова РАН. В нем отмечено [11], что эффект глобального потепления до недавнего времени многими исследователями связывался в основном с ростом концентрации углекислого газа, происходящего вследствие антропогенной деятельности действующих промышленных предприятий, выхлопных выбросов автотранспорта и т. При этом в последние годы существенно сократились площади лесов, в значительной степени перерабатывающих углекислый газ. Раскрыв этот сложный природный механизм формирования климата, ученый уверенно заявил, что существующий уровень развития науки позволяет значительно скорректировать имеющиеся представления. Впрочем, этот интереснейший вопрос пока не является предметом нашей статьи. Гораздо важнее для нас мнение Р. Нигматулина о соотношении техногенных и естественных причин изменения климата. Ученый на примере течения Гольфстрим показал, что от его прогретых вод формируется теплый воздух, поступающий в Европу и принципиально меняющий её климат. Так в полярной Исландии зимы стали такими же, как в южной Европе. В Москве также ощущается влияние теплого течения Гольфстрим, в ней гораздо теплее по сравнению с находящимися на одной широте Уфой и Тюменью, где зима гораздо холоднее, поскольку там Гольфстрим почти никакого влияния не оказывает. Даже в южных частях Норвегии, Швеции и Финляндии зима теплее, чем на Украине. Особое внимание Р. Нигматулин уделяет особенностям формирования теплового баланса поверхности Земли, отмечая что масса океана в триста раз превышает объем воздуха, а его теплоемкость, соответственно, выше в тысячу раз. В то же время, в океане растворено углекислого газа в пятьдесят раз больше, чем в атмосфере, поэтому его роль в формировании климата, безусловно, решающая. Ученый отмечает ряд других механизмов, которые также влияют на формирование климата и приходит к выводу, что основные тенденции изменения климата за последние 150 лет сводятся к следующему: есть периоды потепления, чередующиеся с этапами стабилизации и похолодания. Именно он протекает в настоящее время и продолжается около 14 лет и продлится еще примерно 10 лет. Академик Р. Нигматулин считает, что современные климатические модели пока несовершенны и их нельзя использовать для принятия экономических решений. Заключение В настоящее время можно считать установленным факт временной динамики климата Земли, происходящей в отдельных регионах в разных масштабах и с различной интенсивностью. При этом, отсутствует единая точка зрения даже на основные причины и тенденции динамики изменения современного климата, а также её последствия для отдельных компонентов природной среды, в том числе, мерзлых толщ горных пород. Более того, проблема динамики климата и её последствий перешла в категорию геополитических. Даже в разгар всеобщего признания «глобального потепления», многие специалисты считали, что масштабные климатические изменения во многих случаях происходят без всякого участия человека [19]. Ряд специалистов ещё в начале ХХI века отмечали неизбежность завершения современного потепления и начала в 20-30 годы нового «периода похолодания». Происходящие в толщах Земли и атмосфере процессы также оказывают на климат колоссальное воздействие, обычно превышающие влияние современного техногенеза. Однако значимость этих процессов сторонниками «глобального потепления» учитывается лишь на словах, а на практике полностью игнорируется. Показательно таяние льдистых многолетнемерзлых толщ в берегах Оби, Енисея, Лены и других крупных впадающих в Северный Ледовитый океан рек, а также собственно в его берегах, ведущее к выбросу в океан огромных масс холодной воды, усугубляющих экстремальность природных условий прибрежных районов. В последующих публикациях мы попробуем показать и раскрыть ряд связанных с динамикой современного климата аспектов, в частности основных причин и тенденций, масштабов последствий и т. Список литературы 1. Анисимов О. Современные методы оценки изменения климата в России, Глава 8: Континентальная вечная мерзлота. Москва, Росгидромет, 2012. Балобаев В. Прогноз изменения климата и мощности мерзлых пород Центральной Якутии до 2200 года. Обнинск, Россия [Электронный ресурс]. Клименко В. Глобальные изменения климата: Что ждет Россию. Мельников В. Академик Мельников о глобальном потеплении: Опасения Гринписа насчет разрушения инфраструктуры справедливы и оправданы. Академик Мельников о глобальном потеплении. Новосибирск: Изд-во ГЕО. Нигматулин Р. Глобальное потепление и глобальное похолодание. Дата обращения: 18 марта 2015.
Krajick K. Columbia University Blog, 2018. Wang L. Monteith J. Michigan: St. Joseph, 1985. Myers-Smith I. Pastick N. Change Biol. Penman H. London: A193.
В тропических и субтропических широтах океан теплый, а стало быть, нагретая вода течет по его поверхности, но, чем севернее, тем скорее она охлаждается и глубже опускается, как бы растворяясь в окружающей толще морской воды. Сегодня Гольфстрим «растворяется» далеко на севере, в Северном Ледовитом океане, причем его тепло доходит даже до Мурманска и Архангельска. Но в Западной Европе он еще теплый и греет это континент. Но когда глобальное потепление, независимо от того, чем оно на самом деле вызвано, растопит арктические льды это процесс уже идет вовсю , то в океан устремятся огромные массы пресной воды. Из той же школы мы знаем, что соленая вода тяжелее пресной, а стало быть, еще теплая, но соленая вода начнет опускается, тогда как холодная пресная останется на поверхности. То есть Гольфстрим, по сути, нырнет вниз под более пресную воду, причем «утонет» он еще до того, как приблизится к Западной Европе. И тогда ее климат станет «нормальный» для таких широт. Ну, а последствия этого просчитать нетрудно: тут и сельское хозяйство пострадает, и зеленая энергетика. А вот газа и нефти снова потребуется много. Крым и Кавказ станут островами А что станет с Россией? Блогер уверен, что изменится ее география. К примеру, река Дон станет больше Амазонки. Все просто: поскольку Гольфстрим перестанет греть Европу, то остынет и Баренцево море, и, вероятно, вплоть до оледенения. Мурманск из незамерзающего, превратится в замерзающий порт.
Европейский север России
Климат и природные условия европейского севера России. Климат европейского севера России. Климат европейского севера России. Смотрите онлайн видео «Европейский Север: географическое положение и природа. Целью данной статьи является анализ основных существующих представлений о динамике изменения климата Севера с акцентом на её причины и последствия. В регионе уже подготовлен план по климатической безопасности Северо-Запада.
Глобальное потепление в режиме онлайн. Почему на Севере нет снега, а Австралию уничтожают пожары
ИНТЕРВЬЮ С ДИРЕКТОРОМ ИНСТИТУТА ВОДНЫХ ПРОБЛЕМ СЕВЕРА КАРНЦ РАН Л.Е. НАЗАРОВОЙ За последние 30 лет на территории водосбора Белого моря значительно повысилась температура воздуха и почвы, увеличилось количество осадков и дней с оттепелями. Субъекты РФ, входящие в состав Европейского Севера: Мурманская, Архангельская и Вологодская области, республики Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ. Европейский север имеет разнообразные климатические пояса, которые определяются географическими и природными факторами. Европейский север имеет разнообразные климатические пояса, которые определяются географическими и природными факторами.
КЛИМАТ БЕЛОМОРЬЯ: ПОЧЕМУ ТЕПЛЕЕТ СЕВЕР РОССИИ?
Ученые отмечают два основных тренда: улучшение климатических условий в некоторых частях российского Севера, на юге Сибири и Дальнего Востока и ухудшение ситуации на юге России и в Поволжье. Разбираемся, что именно будет происходить с российским Севером в ближайшие годы. Процесс таяния подводной мерзлоты может высвободить «закрытый» в ее толщах метан, чье количество в сотни раз превышает количество метана в современной атмосфере.
Ввиду положения района в северной, сложной по природным условиям части европейской территории страны население его немногочисленно — это небольшой по числу жителей район страны. Коренными жителями района являются карелы, коми, коми-пермяки, ненцы, саамы. Выгодность географического положения послужила одной из причин ранней колонизации этого района русскими еще с XII века русские переселенцы осваивали побережья Белого и Баренцева морей. Развитию европейского Севера способствовало его чрезвычайно выгодное ЭГП по отношению к районам Центральной России и внешнеторговым партнерам граница с Финляндией и Норвегией, выход к морям и богатство природными ресурсами нефть, газ, уголь, сланцы, цветные металлы, апатиты, лесные и водные ресурсы. Природные условия Европейской части России Значительная протяженность района с севера на юг и равнинный характер местности обусловливают проявление отчетливо выраженной зональности природных условий, заключающейся в закономерной смене географических ландшафтов в направлении с севера на юг.
Вскоре после этого вокруг монастыря уже стояли многочисленные иностранные фактории, а также склады, амбары и избы купцов из Холмогор, Вологды и Москвы, приезжавших сюда на сезон навигации. Образовавшееся поселение получило название Новые Холмогоры и на полтора века стало единственным морским портом России. Огородников Очерк истории г. Архангельска в торгово-промышленном отношении. В 1584, который и считается годом основания города, воеводы спешно, «одним годом … поставили город круг Архангельского монастыря» «Двинской летописец», запись под 1584 г. Напротив крепости на двинском берегу выстроили корабельную пристань, укрепив берег бревенчатым обрубом. Помимо резиденции воеводы и Михайло-Архангельского монастыря, в крепости находились холмогорские и московские стрельцы. Под ее стены были переведены на пристань торговые фактории англичан и голландцев. В 1587 г. Рост торговли сопровождался и ростом города. Плотная деревянная застройка была причиной множества пожаров, в одном из которых, в 1637 году, сгорел давший название городу монастырь. Но город быстро отстраивался заново. В 1684 году был построен обширный каменный Гостиный Двор, значительная часть которого хорошо сохранилась до настоящего времени. Здание Гостиного двора, помимо торгового имело и важное оборонное значение ввиду вновь назревавшей войны со Швецией. Плоские верхи угловых и центральной башен являлись площадками для пушек раскатами. Благодаря этой выгодной позиции можно было держать под обстрелом главное направление вражеского приступа — реку. Активная деятельность международного торгового порта преобразовала во второй половине XVII в. Его центром сделался порт. Прежний город—деревянный острог—оказался как бы отодвинутым в сторону и потерял часть своих административных функций, поскольку приказная изба была выведена из него в «каменный город». Первооснова города — восстановленный Михайло-Архангельский монастырь — еще ранее был перемещен на его южную периферию. Иностранная слобода потеснила русский посад. В городе появились здания лютеранской и реформаторской церквей. К концу XVII в. Таким сложился Архангельск к эпохе Петра I. Интерес Петра Великого к единственному в то время русскому морскому порту возник одновременно с замыслом о строительстве флота. Петр I впервые прибыл в Архангельск 30 июля 1693 года. Для царя и его свиты на Мосеевом острове на Двине была поставлена небольшая деревянная «светлица с сеньми». Свыше двух месяцев царь провёл в Архангельске, познакомился с корабельным делом и коммерческими операциями торговых людей и отдал распоряжение о строительстве на острове Соломбала первой в России государственной судостроительной верфи. С середины 18 века верфь, имевшая к тому времени эллинги, мастерские, склады и другие вспомогательные предприятия, стала именоваться Архангельским адмиралтейством. После окончания Северной войны верфь была закрыта, но в 1733 году строительство судов на ней возобновилось. За полтора века здесь было построено около 700 больших и малых судов. Павел», а в свой следующий приезд в город, 20 мая 1694 года, подрубил опоры уже построенного корабля и спустил его на воду. Тогда же Петр совершил морское путешествие к Соловецкому монастырю. Петр I в третий раз приехал в Архангельск 30 мая 1702 года, взяв с собой сына Алексея, большую свиту и пять батальонов гвардии. Он поселился в специально срубленном для него домике на острове Маркове напротив строившейся Новодвинской крепости, чтобы лично руководить строительством крепостных сооружений. Отсюда гвардейцы вместе с Петром начали легендарный переход к Онежскому озеру. Вырубленная в лесах и вымощенная в болотах дорога, по которой волоком были протащены два построенных в Архангельске фрегата, получила название «Государевой». Поход окончился взятием Нотербурга Орешка. В 1708 году в числе 8 губерний Российской Империи была образована Архангелогородская губерния, и Архангельск стал губернским городом. Первым губернатором назначен двинской воевода П. Начиная с 1713 года царь Петр I своими указами начал стеснять торговлю через Архангельск, фактически жертвуя его интересами в пользу нового балтийского порта — Санкт-Петербурга. В Архангельск он разрешил ввозить только такое количество товаров, которое было необходимо «для прокорма населения». В 1718 году Петр издал указ, запрещавший экспорт хлеба и импорт большей части заграничных товаров через Архангельск. Число кораблей, приходивших в Архангельск, резко сократилось. Если в 1715 году в порт пришло 230 судов, то в 1724 — уже 19. Герб 1781 В 1762 году Екатерина II сняла ограничения на внешнюю торговлю через Архангельск, все же сохранив более высокую торговую пошлину, но город уже не вернул себе статус главного порта России, хотя в период наполеоновских войн и в связи с так называемой континентальной блокадой Великобритании в 1807—1813 гг. Архангельск испытал новый экономический подъем, так как был в то время единственным в России портом, куда могли поступать колониальные товары. Город продолжал оставаться одним из крупных кораблестроительных центров. Так, на его верфях под контролем М. Лазарева, его будущего капитана, в 1826 году был построен 74-пушечный линейный корабль «Азов», первым в российском флоте получивший Георгиевский флаг и вымпел за героическое участие в Наваринском сражении. Город служил также важной базой для освоения Арктики и налаживания судоходства по Северному морскому пути. От причалов порта отправились свыше 200 полярных исследовательских экспедиций, в том числе В. Чичагова, Ф. Литке , В. Русанова , П. Пахтусова , Г. В 1915 году при Управлении Архангельского торгового порта открыто Ледокольное бюро, в составе которого было 13 ледоколов и ледокольных судов, положивших начало ледокольной флотилии. Эти суда в зимнюю навигацию обеспечивали проводку судов от горла Белого моря в Архангельск. Во время интервенции в 1918-19 был оккупирован английскими, американскими и французскими войсками. Освобожден в 1920 частями Красной Армии. В годы войны в город прибывали северные конвои и привозили грузы в рамках ленд-лиза. С основанием в 1916 году на берегу незамерзающего Кольского залива порта Мурманск, куда со временем были перенесены рыбообрабатывающие и судоремонтные мощности, Архангельск как порт потерял свое значение. Архангельск — крупный научный и промышленный центр северо-запада России — края, богатого природными ресурсами: лесными, рыбными; имеются месторождения алмазов , нефти, бокситов. Здесь сосредоточены предприятия лесоперерабатывающей, лесохимической, целлюлозно-бумажной Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат , рыбной, микробиологической промышленности, машиностроения. В городе зарегистрировано 7700 предприятий, 2200 из них крупных и средних. Ведущая роль в промышленности принадлежит лесной отрасли. Лес, бумага, картон, целлюлоза, а также рыба до сих пор остаются основой торговли Архангельска с другими регионами России и странами Запада. Основной поставщик тепло- и электроэнергии — Архангельская ТЭЦ. Архангельск — культурно-историческая столица Поморья, родина северной культуры, традиций, истории. В городе находятся Поморский государственный университет, Архангельский государственный технический университет, Северный государственный медицинский университет, филиал Государственной морской академии, филиал Всероссийского заочного финансово-экономического института. Мурманск находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря. Крупнейший в мире город, расположенный за северным полярным кругом. Один из крупнейших портов России. За героическое сопротивление немецким захватчикам в годы Великой Отечественной войны Мурманску присвоено звание Города-героя. Планы устройства портового города за полярным кругом появились в 70-х годах XIX века. Первые изыскатели пришли на Мурман для разведки новых мест в 1912 году. Через три года в 1915 году , во время Первой Мировой войны , на правом берегу Кольского залива Баренцева моря был основан мурманский морской порт. Его создание было связано со стремлением России получить выход в Северный Ледовитый океан через незамерзающий залив, чтобы бесперебойно доставлять военные грузы от союзников по Антанте в условиях блокады Черного и Балтийского морей. Официальной датой основания города считается 4 октября 1916 года. В этот день на невысоком холме, где сейчас располагается Дворец культуры и техники имени Кирова, состоялась торжественная церемония закладки храма в честь «покровителя мореплавателей» Николая Мирликийского. Город стал последним городом основанным в Российской Империи, его назвали Романов-на-Мурмане. Через полгода, 3 апреля 1917, после февральской революции, он принял своё нынешнее название — Мурманск. В 1917 году после победы Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде в Мурманске был создан временный революционный комитет, во главе которого встали большевики. Но уже в марте 1918 года с военных судов Антанты, которые ещё до февральской революции отдали якоря в Кольском заливе, был высажен на берег вооружённый десант: это стало началом интервенции. В 1919 году власть в городе перешла к белогвардейцам , а Временное правительство Северной области признало верховную власть адмирала Колчака. Осенью 1919 года «союзники» были вынуждены эвакуироваться из Мурманска. К началу 1920-х годов Мурманск насчитывал менее двух с половиной тысяч жителей и находился в упадке. Промышленность была представлена в основном кустарными артелями, рыбный промысел пришёл в упадок. Городской пейзаж составляли две-три улочки одноэтажных домов, перенаселённые рабочие бараки, беспорядочное скопление лачуг, брошенные интервентами «чемоданы» — дома из гофрированного железа с полукруглой крышей, приспособленные под жилье железнодорожные вагоны. Город получил прозвище «красная деревня» из-за теплушек красного цвета, приспособленных для жилья. В 1920-е годы город стал интенсивно развиваться, и за годы первых пятилеток стал одним из индустриальных центров страны. Мурманск обрёл современный для тех лет флот и его береговую базу, стал промышленным городом. Возводились заводские корпуса, создавалась база индустриального рыболовства. Был создан и набирал силу траловый флот. На месте прежнего военного предприятия по рыбообработке и судоремонту был создан рыбный порт, который также стал быстро развиваться, и уже через несколько лет страна стала получать от мурманчан по два миллиона центнеров рыбы ежегодно. Прокладывались улицы с деревянными тротуарами и рядами одно- и двухэтажных рубленых домов. В 1927 году появилось первое многоэтажное здание из кирпича, сохранившееся до наших дней. В 1934 году по Мурманску — от северной окраины до южной части города — пошёл первый маршрутный автобус. Тогда же по железнодорожной магистрали начал курсировать до Ленинграда экспресс «Полярная стрела». В 1939 году впервые в городе началась укладка асфальта на улице Ленинградской. К началу Великой Отечественной войны в Мурманске насчитывалось уже несколько десятков каменных зданий, а население города достигло 120 тысяч жителей. В 1920-е —1930-е годы, в связи с территориальным размежеванием, город неоднократно менял свой статус. В 1921 году Мурманск стал центром одноимённой губернии, с 1927 года — одноимённого округа в составе Ленинградской области, а с 1938 года Мурманской области. В ходе Великой Отечественной войны Мурманск неоднократно подвергался атакам с суши и с воздуха. Немецкие войска стремились захватить город, имеющий стратегическое значение, однако прифронтовой Мурманск более сорока месяцев сдерживал натиск врага с суши и с воздуха. Дислоцированная в Заполярье 150-тысячная германская армия имела директиву Гитлера : захватить город и мурманский порт, через который шли грузы из стран-союзниц для снабжения страны и армии по ленд-лизу. По расчетам немецкого командования, Мурманск должен быть взят за несколько суток. Дважды — в июле и сентябре — немецкие войска предпринимали генеральное наступление на Мурманск, однако оба наступления провалились. После того, как город отразил наступления, враг атаковал его с воздуха, совершая в отдельные дни до пятнадцати-восемнадцати налётов и сбросив за годы войны в общей сложности 185 тысяч бомб и совершив 792 налета. По количеству и плотности нанесённых по городу бомбовых ударов Мурманск уступает лишь Сталинграду. В результате бомбардировок было уничтожено три четверти построек, особенно пострадали деревянные дома и строения. Гитлеровцев не спасли мощные, три года возводившиеся, оборонительные укрепления. В результате наступательной операции крупная немецкая группировка была разгромлена менее чем за месяц, восстановлена государственная граница СССР, освобождены от захватчиков не только древняя русская Печенгская земля, но и районы Северной Норвегии. К концу Великой Отечественной войны город был разрушен практически полностью. Сохранились лишь портовые сооружения и три здания в городе. В ноябре 1945 года по решению правительства Мурманск был включён в число пятнадцати городов страны, наряду с Москвой и Ленинградом, восстановление которых объявлялось первоочередной задачей. На развитие города было выделено 100 миллионов рублей. Город был достаточно быстро восстановлен.
В северной части района выпадает осадков до 650 мм за год; к югу и, особенно к юго-востоку количество их резко уменьшается, составляя 300 мм за год на побережье Черного моря и 200 мм и менее за год в Прикаспийской низменности. Относительно лучше орошены, следовательно, бассейны Камы, Верхней Волги и верхнего Днепра. Наибольшее количество осадков выпадает в летние месяцы, с максимумом на севере в июле, а на юге в июне. С гидрологической точки зрения важны осадки, выпадающие в виде снега, за счет таяния которого формируется основной объем стока рек района. Длительность залегания снежного покрова, его мощность и величина запасов воды в снеге сильно колеблются по территории. Наиболее мощный снежный покров наблюдается на севере бассейн Верхней Волги и особенно на северо-востоке бассейн Камы ; длительность залегания снежного покрова здесь достигает 200 дней. К югу мощность снега резко уменьшается; в причерноморских и прикаспийских степях длительность его залегания составляет около 40 дней.
Визитная карточка
Вывод: Европейский Север имеет выгодное ЭГП, так как: граничит с развитыми государствами и самыми мощными в хозяйственном отношении районами страны имеет выход к Баренцеву и Белому морям.
Отраслями специализации являются: Добыча нефти, газа, угля, торфа в Печорском бассейне. Черная и цветная металлургия Костомукшский горно-обогатительный комбинат, Мончегорский медно-никелевый, Волховский алюминиевый, Череповецкий металлургический комбинаты. Лесная и целлюлозно-бумажная промышленность Архангельск, Сыктывкар, Кондопога, Котлас. Гидроэнергетика водные ресурсы Карелии и Кольского полуострова. Рыбная промышленность Мурманск. Полезные ископаемые Европейского Севера. На Европейском Севере расположена база военно-морского флота, в Северодвинске — центр производства атомных подводных лодок, в Плесецке — космодром. Сельское хозяйство развито слабо, в северной части преобладают оленеводство, охота, в южной — молочное животноводство.
В структуре транспорта большую роль играют реки, речные и морские порты.
Волны тепла — так они официально называются — фиксируются специалистами ежегодно. Но одно дело, когда волна тепла длится в течение пяти-семи дней, и иное — когда, как в 2010 году, она охватила почти всю европейскую часть России практически на два месяца. Это сильно сказывается на пожилых людях и людях с ослабленным здоровьем. Как следствие, тогда официально была зарегистрирована повышенная смертность. Но волны тепла такой силы, как в 2010 году, все же фиксируются несколько раз за век. Нельзя точно сказать, стоит ли ожидать такого явления в этом сезоне, так как прогнозировать каждое отдельное событие практически невозможно. Все это зависит от особенностей региона, это целый комплекс факторов, включая рельеф, метеорологические параметры и другие характеристики. Каждое такое событие — результат сочетания множества местных факторов, а вот частота появления таких событий обусловлена антропогенным потеплением.
По данным Гидрометцентра, частота климатических аномалий, которые нанесли ущерб здоровью людей и экономике, по сравнению с концом прошлого века в России увеличилась по крайней мере вдвое О каких цифрах идет речь? По этой статистике, с 2001 по 2020 год в среднем на территории России ежегодно происходило 371 опасное гидрометеорологическое явление. Причем я еще раз подчеркиваю: речь идет исключительно о тех случаях, которые нанесли серьезный ущерб либо экономике, либо людям. Или и тому, и другому. Если мы говорим о безобидных случаях, то их обычно в два-три раза больше. Но все же стоит напомнить, что наша страна — большая по площади, поэтому удивляться тому, что из года в год происходят эти события, конечно, не приходится. А есть ли регионы, где наиболее часто происходят подобные события, или же, наоборот, где практически ничего не происходит? Ученые ведут индекс климатических рисков всех регионов. Он очень сложный, учитывает не только частоту подобных климатических явлений, но и их силу, а также ситуацию в регионе: численность населения, инфраструктуру и другие факторы.
Если говорить об этом индексе, который может меняться от нуля до единицы, то чем меньше его значение, тем лучше для территории. Например, Северо-Западная Россия находится в числе благополучных регионов, где этот индекс попадает в нижнюю треть риска — от нуля до 0,33. Центральный регион, наоборот, относится к самым «рискованным» — от 0,67 до 1. Здесь речь не идет исключительно о числе негативных событий. Этот индекс включает в себя комплексную информацию, в нее входят и число катаклизмов за год, и их сила, и особенности региона. Поскольку при построении индекса использовалась статистика многих лет, то, в общем-то, можно говорить, что какой-то регион более, а какой-то менее благополучный. Получается, что в местах, где есть инфраструктура и промышленность, неблагоприятные явления регистрируются чаще, потому что это заметно. В малонаселенных регионах эти катаклизмы тоже случаются, но их никто не замечает? Примерно так.
Тот же Центральный регион значительно плотнее населен. В нем больше всевозможных промышленных объектов, и так далее. Поэтому, когда речь идет об ущербе, вы понимаете, что если взять Крайний Север, где плотность населения меньше одного человека на квадратный километр и нет инфраструктуры, то какой бы силы ураган ни пролетел, он не причинит ущерба просто потому, что там ничего нет.
В 30-е годы ХХ века началось освоение природных ресурсов, главным образом крупнейших запасов апатито-нефелиновых руд, которые были обнаружены экспедициями под руководством А.
В Хибинах был создан комбинат «Апатит», который снабжал все суперфосфатные заводы страны апатитовым концентратом. Частично продукция направлялась на экспорт. На базе этого комбината был построен город Кировск. На основании медно-никелево-кобальтовых руд был создан металлургический комбинат «Североникель» в городе Мончегорске.
Другое важное направление развития — формирование в Мурманске рыбного порта и большой рыболовной флотилии. Кроме того, была создана база Северного морского флота. В годы войны на Европейском Севере построена Печорская железнодорожная магистраль для снабжения Ленинграда и других городов углем, который начали добывать в Печорском бассейне. В послевоенный период экономика Европейского Севера пополнилась крупным предприятием черной металлургии — Череповецким комбинатом «Северсталь».
Этот завод использует руды Кольского полуострова и коксующиеся угли Печорского бассейна. Несмотря на огромные расстояния перевозок сырья и топлива, производство металла здесь выгодно, так как комбинат находится вблизи крупнейших потребителей металла — Санкт-Петербурга и Москвы, получая из них дополнительно металлолом. Промышленное строительство в районе Воркуты обходится в 2 раза дороже, чем в Центральной России. Поэтому в угольной промышленности эффективны только новейшие высокомеханизированные шахты Воргашорская.
На многих старых шахтах, несмотря на реконструкцию, производительность труда низкая. Это влечет за собой безработицу шахтеров, миграцию населения в другие районы. Более эффективно развитие нефтегазовой промышленности, которая имеет огромные перспективы в связи с открытием многочисленных, в том числе сверхкрупных месторождений Штокмановское в Баренцевом море. Но и оно требует значительных затрат, в том числе и для создания нефтегазовых платформ, решения проблем транспортировки.
Для перевозки нефти с морских месторождений создаются специальные танкеры с ледовой защитой, а в перспективе могут быть использованы грузовые атомные подводные лодки. Лесная промышленность Одной из важнейших отраслей экономики Европейского Севера была и остается лесная промышленность. Исторически заготовка древесины велась по берегам сплавных рек — Северной Двине, Онеге и др. Поэтому, именно в этих зонах, запасы леса сильно истощились.
Крупнейший центр переработки древесины — Архангельск. Основная его продукция идет на экспорт. Помимо Архангельска на Европейском Севере построено много лесопромышленных комплексов и целлюлозно-бумажных комбинатов. Сыктывкар, Кондопога и Сегежа.
Эти комбинаты стали крупными загрязнителями рек и воздуха, так как имеют несовершенные очистные сооружения. Топливно-энергетический комплекс На реках Европейского Севера построены системы и каскады небольших, но эффективных гидроэлектростанций. Кроме того, созданы тепловые электростанции на базе печорских углей. В Кислой губе действует первая и единственная в России станция, использующая энергию морских приливов - Кислогубская ПЭС.
Стабильность природной среды в этих условиях без преувеличения является залогом жизни на полуострове, ведь основная часть населения Мурманской области сосредоточена в районах добычи полезных ископаемых и на побережье Кольского залива. Металлургия Важная отрасль специализации Европейского Севера — металлургия. В Кольско-Карельском подрайоне работают комбинаты, производящие медь, никель, кобальт «Североникель» и «Печеганикель». Они используют руду, привозимую Северным морским путем из Норильска.
Два алюминиевых завода построены на юге Кольского полуострова в Карелии Кандалакша и Надвоицы. Особое значение имеет крупнейший завод черной металлургии — Череповецкий «Северсталь». Он занимает 1 место в России по производству листового проката, который направляется на автозаводы, судостроительные предприятия Санкт-Петербурга и трубопрокатные заводы. Гигантский комбинат в то же время является одним из крупнейших загрязнителей природы.
Здесь в многочисленных центрах расположена сложная система производств, обслуживающих военно-морские базы Северного флота Североморск, Полярный, Снежнегорск, Гаджиево, Заозерск, Островной. В городе Северодвинске помимо строительства и ремонта атомных подводных лодок, создаются мощные платформы для добычи газа и нефти в Баренцевом море. Другие важные военные объекты Европейского Севера: космодром у станции Плесецк и полигоны для испытания ядерного оружия на Новой Земле. Со сверхмощной системой ВПК связаны сложные экологические проблемы.
Транспорт Республика Карелия Через территорию республики проходят магистральные пути , железная дорога на Мурманск, Беломорско-Балтийский канал. Протяженность железных дорог - свыше 2000 км. Сани и машины, груженные лесом, передвигались по зимникам - проложенным в снегах дорогам — к единственной железнодорожной линии, пересекающей Карелию с севера на юг. Дорога эта, построенная в 1916 г.
Только в середине 70-х гг. С тех пор леса Карелии стали ещё доступнее для вырубки, а кроме того, появилось много автотуристов и сборщиков грибов и ягод. Республика Коми Во многом республика своим экономическим развитием обязана транспорту. Постройка в 1941 г.
До революции часть территории Коми входила в Архангельскую, другая часть в Вологодскую губернии. В настоящее время протяженность железных дорог составляет 1262 км. На втором месте - трубопроводный транспорт по грузообороту на первом ; здесь начинаются международный газопровод "Сияние Севера" от г. Вуктыл и нефтепровод на Ярославль.
На третьем месте водный транспорт судоходные реки 6,1 тыс. Автомобильный транспорт обслуживает местные перевозки. Архангельская область Протяженность железных дорог 1,7 тыс. Длина судоходных участков рек - 3,8 тыс.
Здесь находится пока единственный в России космодром вблизи г. Важнейшие промышленные центры: Архангельск здесь сосредоточен комплекс деревообработки , мебель, целлюлоза, бумага, продукция лесохимии; судостроение и производство оборудования для лесной индустрии ; Северодвинск 250,0 крупнейшая военно-морская верфь ; Котлас 61,2 и соседняя Коряжма 43,1 ЦБК, судостроение и обслуживание предприятия. Старейший центр художественных промыслов - Сольвычегодск 4,0 - ныне известен как бальнеологический курорт. Вологодская область Транспортная сеть определена промежуточным положением области между индустриальными районами Центра, Северо-Запада и ресурсными районами, а также морскими портами Европейского Севера.
Водные пути связывают область с бассейнами Белого и Балтийского морей и Волги через Волго-Балтийскую систему ; судоходные пути - 11 тыс. Общая протяженность железнодорожных магистралей на Москву, Архангельск, Воркуту, Петербург, через Буй на Урале составляют 739 км; автомобильных дорог - 10 тыс. Общая обеспеченность территории современным транспортом остается низкой. Первый 250-метровый канал невдалеке от Вологды был прорыт ещё в 1237г.
Сyдoxодныe пути, соединявшие бассейны Cухоны и Волги, прокладывались в эпоху Ивана Грозного. В начале XIX в. Более скромная по размерам Северо-Двинская водная система в 1828г. В 1872 г.
После создания надёжной транспортной сети стали возникать крупные предприятия по переработке древесины. На пересечении железной дороги с лесосплавной Сухоной, где сейчас стоит город Сокол, уже в 1900 г. Мурманская область Транспорт - один из ключевых факторов хозяйственного развития области, особенно после проведения железной дороги в 1916 г. В настоящее время протяженность стальных путей 903 км, 341 км электрифицирован, проектируется строительство ветки в Норвегию.
Протяженность автомобильных дорог - около 2 тыс. Но главное, конечно, это морской транспорт внешнеторгового назначения. Кроме того, Мурманск является начальным пунктом Северного морского пути по обслуживанию российского побережья Северного Ледовитого океана. В стране область выделяется своими портовыми функциями, изделиями рыбной промышленности и цветной металлургии, а на апатито-нефелиновом сырье работают практически все глиноземные и алюминиевые заводы и заводы фосфатных удобрений Европейской России.
Население 351,6 тыс. Город расположен в устье реки Северная Двина в 40-45 км от места впадения её в Белое море. Территория городского округа «Город Архангельск» составляет 29442 га, также в городе находится административный центр другого муниципального образования области Приморского муниципального района. Городские набережные протянулись вдоль речных рукавов на 35 км.
Первые русские поселения на мысе Пур-Наволок, на излучине болотистого правого берега Северной Двины, были основаны новгородцами ещё в XII веке. К тому же времени, по преданию, относится возникновение в этом месте Михайло-Архангельского монастыря, названного так по имени Архангела Михаила. Однако впервые монастырь упоминается в летописи только в 1419 году. Около обители располагались поморские селения Низовской волости — Лисостров, Княжостров, Уйма, Лявля и другие.
С этого времени начинается торговля с англичанами и голландцами в устье Северной Двины. Вскоре после этого вокруг монастыря уже стояли многочисленные иностранные фактории, а также склады, амбары и избы купцов из Холмогор, Вологды и Москвы, приезжавших сюда на сезон навигации. Образовавшееся поселение получило название Новые Холмогоры и на полтора века стало единственным морским портом России. Огородников Очерк истории г.
Архангельска в торгово-промышленном отношении. В 1584, который и считается годом основания города, воеводы спешно, «одним годом … поставили город круг Архангельского монастыря» «Двинской летописец», запись под 1584 г. Напротив крепости на двинском берегу выстроили корабельную пристань, укрепив берег бревенчатым обрубом. Помимо резиденции воеводы и Михайло-Архангельского монастыря, в крепости находились холмогорские и московские стрельцы.
Под ее стены были переведены на пристань торговые фактории англичан и голландцев. В 1587 г. Рост торговли сопровождался и ростом города. Плотная деревянная застройка была причиной множества пожаров, в одном из которых, в 1637 году, сгорел давший название городу монастырь.
Но город быстро отстраивался заново. В 1684 году был построен обширный каменный Гостиный Двор, значительная часть которого хорошо сохранилась до настоящего времени. Здание Гостиного двора, помимо торгового имело и важное оборонное значение ввиду вновь назревавшей войны со Швецией. Плоские верхи угловых и центральной башен являлись площадками для пушек раскатами.
Благодаря этой выгодной позиции можно было держать под обстрелом главное направление вражеского приступа — реку. Активная деятельность международного торгового порта преобразовала во второй половине XVII в. Его центром сделался порт. Прежний город—деревянный острог—оказался как бы отодвинутым в сторону и потерял часть своих административных функций, поскольку приказная изба была выведена из него в «каменный город».
Первооснова города — восстановленный Михайло-Архангельский монастырь — еще ранее был перемещен на его южную периферию. Иностранная слобода потеснила русский посад. В городе появились здания лютеранской и реформаторской церквей. К концу XVII в.
Таким сложился Архангельск к эпохе Петра I. Интерес Петра Великого к единственному в то время русскому морскому порту возник одновременно с замыслом о строительстве флота. Петр I впервые прибыл в Архангельск 30 июля 1693 года. Для царя и его свиты на Мосеевом острове на Двине была поставлена небольшая деревянная «светлица с сеньми».
Свыше двух месяцев царь провёл в Архангельске, познакомился с корабельным делом и коммерческими операциями торговых людей и отдал распоряжение о строительстве на острове Соломбала первой в России государственной судостроительной верфи. С середины 18 века верфь, имевшая к тому времени эллинги, мастерские, склады и другие вспомогательные предприятия, стала именоваться Архангельским адмиралтейством. После окончания Северной войны верфь была закрыта, но в 1733 году строительство судов на ней возобновилось. За полтора века здесь было построено около 700 больших и малых судов.
Павел», а в свой следующий приезд в город, 20 мая 1694 года, подрубил опоры уже построенного корабля и спустил его на воду.
Климатическая переходная зона севера России в летних условиях
На ее территории расположено 50% лесов Европейского Севера России и создано более 200 охраняемых природных территорий. Работа посвящена определению климатической переходной зоны севера России по комплексу климатических индикаторов и характеристик подстилающей поверхности и ее мониторингу в летний период на основе градиентного анализа. Смотрите онлайн видео «Европейский Север: географическое положение и природа. Климат и рельеф Климат на Европейском Севере напрямую зависит от местности, ближе к югу он умеренный, дальше к полюсу он субарктический.