Урочные лета на Руси, в исторической литературе — срок давности, до истечения которого владельцы крепостных. Он определял пятилетний срок сыска беглых крестьян, и если в течение «урочных лет» помещик не находил своего крестьянина, то терял право на него, а крестьянин закреплялся за новым владельцем. 16 октября 2019 Эля Смит ответила: В 1597 г. Были введены урочные лета сроком в 5 лет. срок, в течение к-рого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян.
23 янв 1597 г. - Указ "Об урочных летах"
Урочные лета, в России — срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян. Через три года после отставки дьяка Годунов облек установления Щелкалова о пятилетнем сроке сыска крестьян в форму развернутого законодательного акта. Урочными летами в России конца 16-го века назывался срок, за который владелец мог подать в суд для возвращения своих беглых крестьян. В 1597 г. вышел Указ царя Фёдора Иоанновича об «урочных летах», которым впервые устанавливался пятилетний срок сыска и возвращения владельцам беглых крестьян.
5 введение урочных лет
Эта сумма была весьма солидна — один рубль серебром. Середина этого отпускного срока приходилась на церковный праздник Св. Поэтому исходный день крестьян называли Юрьев день. Не смотря на большую сумму, явление откупа приняло массовый характер, что никак не устраивало бояр.
Чтобы оставить в своих поместьях больше работников, землевладельцы требовали от власти ограничить в правах крестьян в своих владениях. В конце XVI века правительство Ивана IV начинают вводить «заповедные лета» на отдельных территориях, приостанавливающих действие права ухода от помещика в Юрьев день.
Дальнейший кризис хозяйства привел к изданию указа об «урочных летах», так назывался период исковой давности для землевладельцев по сыску беглых крестьян. Воцарение Романовых принципиально изменило положение крестьян, было начато законодательное закрепление личной зависимости крестьян. В ответ на требования помещиков возвращать без срока крестьян не выплативших долги и пожилое, «тишайший» Алексей Михайлович пошел заметно дальше, одобрив статьи Соборного Уложения 1649 года.
И тот и другой не должны верить на слово своим свидетелям. Легко сбиться с пути при излишней доверчивости. И тот и другой не должны быть излишне скептичными. Расследование может зайти в тупик. Учитывая все это, попробуем заново выслушать речи немногих уцелевших свидетелей введения в России крепостного права. Эти речи невнятны и противоречивы, но иных данных у нас нет. Чем значительнее историческое явление, тем больше вероятность того, что оно отразится в источниках и в памяти современников.
Утрата, быть может, самого значительного из указов Грозного удивительна сама по себе. Отсутствие каких бы то ни было ссылок на него в документах последних лет царствования Ивана совсем необъяснимо. Первые упоминания о «заповедных летах» появляются в документах периода правления Годунова. Число их ограниченно. Это грамоты нескольких помещиков, живших близ Новгорода, в так называемой Деревской пятине. Через пять лет после смерти Грозного трое помещиков обратились в суд с требованием вернуть беглых крестьян. Большая часть крестьян ушла от них при царе Федоре, несколько человек — еще в последние три года правления Ивана IV. Эти годы как и последующие названы в помещичьих исках «заповедными». Что скрывалось за помещичьими претензиями, помимо алчности? На какие законы они ориентировались?
В источнике нет материала для решения этих вопросов. Время пощадило лишь отдельные, наименее важные фрагменты из деревских судных дел о крестьянах. Пропали и дворянские челобитные, и решения приказных судей. Остались одни «обыски» — письменные показания населения, затребованные судом для проверки исков. Добились ли деревские помещики возврата крестьян? Какими нормами руководствовался суд в решении их дел? Об этом можно лишь догадываться. Прежде чем принимать претензии трех помещиков за доказательство чего бы то ни было, их следовало подвергнуть всесторонней проверке. Поиски необходимого для проверки материала оказались длительными, но в конце концов, они увенчались успехом. Архивы сохранили описания деревских поместий, составленные в те самые годы, которые позже были названы «заповедными».
Авторитетность этих описаний не подлежит сомнению. Писцовые книги XVI века принадлежали к разряду основной юридической документации, подтверждавшей права помещиков на землю и крестьян. Владельцем одного из трех поместий Деревской пятины был сын боярский Иван Непейцын. В 1588 году он хлопотал о возвращении ему двух крестьян, братьев Гав-риловых, сбежавших от него, по его словам, в «заповедные» — 1581 — 1582 годы, когда сам он находился «на государеве службе в Лялицах». Бой со шведами у деревни Лялицы произошел в феврале 1582 года. Очевидно, именно в это время Гавриловы и покинули помещичью деревню Крутцы. Через несколько месяцев в поместье прибыли государевы «большие» писцы. Они описали барскую усадьбу и пустые крестьянские дворы, но ни словом не обмолвились о беглых Гавриловых. Кажется, они сами не подозревали о том, что проводят описание в «заповедном» году. Предположительно царь Иван издал закон против выходов незадолго до того, как писцы приступили к делу.
Явившись в поместье Непейцына, писцы обязаны были записать имена по крайней мере тех крестьян, которые покинули помещика буквально у них под носом, грубо нарушив только что изданный государев указ. Если писцы не сделали этого, значит, у них не было инструкций насчет «заповедных лет» в деревских поместьях. Из двух противоречивых показаний предпочтение следует отдать более раннему и более авторитетному показанию — писцовым книгам. Запоздалые «речи» Непейцына, очевидно, отразили реальность более позднего времени. Использовать их для характеристики времени Ивана IV было бы опрометчиво. Определяя географию «заповедных лет» при Грозном, С. Веселовский указывал на Деревскую пятину и вотчины Иосифо-Волоколамского монастыря как сферу действия ранней «заповеди». Свидетельства об иоснфо-волоколамских крестьянах бесспорно заслуживают внимания. Историки извлекли их из подлинных приходо-расходных книг монастыря за 70—80-е годы XVI века. Самые ранние книги пестрят записями о выходах монастырских крестьян.
На период с 7 апреля 1579 года по 29 марта 1580 года расходные книги зафиксировали 96 крестьянских переходов, на период с 1 мая 1581 года по 18 мая 1582 года — всего один. Итак, к весне 1580 года число «выходных» записей достигло максимума, а с весны 1581 года такие записи за единичным исключением навсегда исчезли со страниц монастырских расходных книг. На основании этого факта можно заключить, что нормы выхода крестьян в Юрьев день перестали действовать в пределах волоколамских вотчин по крайней мере с мая 1580 года, то есть с того времени, когда гипотетический указ о «заповедных» годах не был и не мог быть издан. Можно ли приобщить эту новую улику к делу о «заповедных летах»? Если монахи знали о царском «заповедном» указе, почему они ни разу не упомянули о «заповедных летах» ни в приходных книгах, ни в прочей монастырской документации? Чтобы оценить достоверность свидетельского показания, надо прежде всего выяснить степень осведомленности свидетеля. Бесполезно спрашивать его о том, чего он не знает. Монахи вели учет крестьянского населения с помощью писцовых книг, которые не сохранились до наших дней. В приходных книгах они фиксировали не крестьянские передвижения, а оборот денег в монастырской казне. По этой причине в их финансовых ведомостях фигурировали лишь те переходы, при которых крестьяне выплачивали монастырю предусмотренную законом рублевую пошлину — «пожилое».
Таким образом, исчезновение записей о переходах из приходных книг свидетельствовало не о прекращении крестьянских переходов, а лишь о прекращении денежных операций, связанных с выплатой «пожилого». Это заключение подтверждают другие документы. Попробуем заглянуть к соседям волоколамских крестьян — тверским крестьянам, жившим в вотчинах Симеона Бекбулатовича Тверского. Обеспокоенный повальным бегством крестьян, служилый хан в 1580 году послал в свои вотчины писцов, чтобы выяснить причины бедствия. Описание обнаружило любопытные факты. Оказалось, что из 200 отсутствовавших крестьян лишь считанные единицы покинули свои деревни с уплатой «пожилого» в Юрьев день.
Историческое значение Издание Указа об урочных летах — один из значимых этапов закрепощения русских крестьян. Вплоть до конца XVI века крестьяне могли раз в год свободно переходить от одного владельца к другому в поисках лучших условий жизни. Происхождение термина Впервые понятие, в контексте крестьянского вопроса, встречается в указе царя Алексея Михайловича от 1637 года и челобитной от дворян того же года. Ранее этот термин встречался в царских указах от 1562 г. При этом в указе Алексея Михайловича формулировка «урочные лета» встречается лишь в резолюции к документу, в то время как в основном тексте дважды упоминаются «указные лета». Современные историки под «урочными летами» подразумевают 5-летний период розыска беглых, год введения которых — 1597. Впервые употреблять определение в таком контексте стал историк М. Владимирский-Буданов, а после него — Б. Почему ввели урочные лета?
Отмена «урочных лет»
УРОЧНЫЕ ЛЕТА - Большая советская энциклопедия, БСЭ - Энциклопедические словари - | Урочные лета стали важным этапом на пути закрепощения крестьянского населения. Принятые в 1597 году, они действовали 40 лет, после чего были увеличены на срок в 9 лет. |
История России в контексте всемирной истории | Урочные лета – срок, в течение которого производился сыск беглых крестьян или холопов. |
Урочные лета дата - фото сборник | 16 октября 2019 Эля Смит ответила: В 1597 г. Были введены урочные лета сроком в 5 лет. |
Урочные лета - что это? | Урочные лета, в России – срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. |
Урочные лета — большая энциклопедия. Что такое Урочные лета | В 1630-х годах «урочные лета» снова увеличивают до девятилетнего срока. |
а что было до 1497 года, ув. википедия?
Датой введения урочных лет стал 1597 год, то есть последний в правление Федора Иоанновича. В 1630-х годах «урочные лета» снова увеличивают до девятилетнего срока. Позднее продолжительность урочных лет менялась, составляя от 5 до 15 лет. Разбираемся, что такое Заповедные и Урочные лета, выясняем различия и запоминаем! тогда был издан указ. Урочные лета — в России — срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян.
В каком году урочные лета стали бессрочными
лета, в России v срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Урочные лета — Урочные лета, на Руси срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян. Важнейшие даты.
Урочные годы - это один из этапов закрепощения крестьян
Устранение урочных лет По факту ликвидировало урочные лета учреждение бессрочного поиска сбежавших крестьян в соответствии с Соборным указом. Документ был подписан в 1649 г царём Алексеем Михайловичем. Историческое значение Историки сходятся на том, что именно установление урочных лет в 90-х годах XVI века стало началом процесса полного закрепощения крестьян. Принятие указа закрепило создание срока, в период которого помещики имели право обращаться в суд для поиска сбежавших.
Постепенно этот срок увеличивался, тем самым, навсегда прикрепляя крестьян к земле. Это событие окончательно закрепило крепостное право в России. Используемая литература: Аракчеев В.
Проблема «урочных лет» в русском государстве в конце 16 — начале 17 вв. Законодательные акты Русского государства второй половины 16 — первой половины 17 в.
Это стало причиной противостояния между феодалами центральных, южных и юго-западных уездов.
Крепостное право было впервые оформлено законодательно. Все последующие акты только ужесточали положение крепостных крестьян. Уложение 1607 года увеличило срок сыска беглых крестьян до пятнадцати лет.
Первый царь из династии Романовых Михаил Федорович сократил срок сыска до пяти лет, в 1630 году его опять увеличили до девяти лет. Но окончательная точка была поставлена Соборным уложением 1649 года. Беглым крестьянам отменяли срок сыска, теперь разыскивать и возвращать прежнему землевладельцу, его можно было до самой смерти.
В XV на Руси законодательно было установлено, что в течение двух недель до Юрьева дня и после него крестьянская семья может «мигрировать» — уйти на земли нового хозяина. Впоследствии действие этого правила временно приостанавливалось, а при Фёдоре Блаженном, царствовавшем с 1584 по 1598 годы, «крестьянский выход» «заповедные лета» был официально запрещён. Фёдор сменил на своем посту отца, Ивана IV Грозного, которого ошибочно называют автором указа, закрепощающего крестьян. Почему приписывают отцу Впервые персонифицировал идею закрепощения крестьян российский историк Татищев, который утверждал, что это официальное закабаление произошло в 1592 году при активном участии боярина Бориса Годунова, шурина придурковатого Федора Блаженного, которого историки считают истинным правителем Руси в этот период. Документа, подтверждающего факт закрепощения, нет, Татищев только пересказал его суть. Есть косвенные свидетельства того, что монарший указ на самом деле издавался в частности письмо монахов Пантелеймоновского монастыря государю, где сообщается, что по царскому указу «крестьяном и бобылем выходу нет».
Во-вторых, суровые природно-климатические факторы позволяли феодалам пользоваться рабочей силой в обмен на хорошие жилищные условия. В-третьих, малая производительность индивидуальных крестьянских хозяйств и, как следствие, снижение эффективности и стабильности экономической системы государства. Закрепощение должно было привести к обеспечению господствующего слоя, то есть феодалов, бесплатной многочисленной рабочей силой за счет прикрепления крестьянского населения законом к феодалу. Урочные лета и другие этапы рассматриваемого процесса Закрепощение крестьян было необходимо для того, чтобы сделать государство сильным, а экономику — стабильной. Крестьяне были лишены всего, их зависимость должна была быть законодательно закреплена. С чего же начали русские правители? Иван Грозный выпускает первый указ, который называется «Заповедные лета». Этим документом устанавливается следующее: запрет на переход крестьян в Юрьев день. Следующим шагом становится введение урочных лет Федором Ивановичем.