Новости что будет если нервные клетки закончатся

Нервные клетки способны восстанавливаться! Этот процесс называется нейрогенез, и вам стоит знать, как это происходит, и что может ему помешать. Если нервные клетки не восстанавливаются, то значит ли это, что они могут закончится? Часто говорят: «Не нервничай, нервные клетки не восстанавливаются». известное выражение, успешно опровергнутое в процессе изучения мозга. Избыток аспартама возбуждает нейроны до чрезмерной стимуляции, что приводит к эксайтотоксичности и гибели клеток мозга.

Академик РАН ответил на вопрос, восстанавливаются ли нервные клетки

При этом количество нервных клеток после 25-летнего возраста не меняется. «Клетки нервной ткани: и всё-таки они восстанавливаются»Балашов Владимир Павловичдоктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой цитологии, гистоло. Крылатое выражение "Нервные клетки не восстанавливаются" все с детства воспринимают как непреложную истину. При этом при обратимых повреждениях нервные клетки могут восстанавливаться, а при необратимых человеческий мозг имеет достаточно возможностей «поставки» новых нейронов.

Не трепли мне нервы: врачи рассказали, как восстановить нервную систему

Утверждения «нервные клетки не восстанавливаются» и «нервная система статична и не способна к регенерации» давно опровергнуты. Нервные клетки восстанавливаются во время сна, нейроны, которые отжили свой срок, растворяются и на их месте происходит рост новых. Могут ли закончиться нервные клетки, и можно ли их восстановить без потерь? Его важнейшие клетки, нейроны, слишком высокоспециализированны, чтобы делиться.

Нервные клетки не восстанавливаются — правда или вымысел

В такой ситуации выполнение задач разрушенных клеток принимают на себя неповрежденные участки мозга. Это свойство называется нейропластичностью. Функциональное повреждение нервной клетки характеризуется утратой ею способности выполнять свои функции. Например, когда нервные клетки и структуры не способны обеспечить нормальную работу сосудов и внутренних органов в силу разных причин, включая сильные стрессы.

Однако ученым долго не удавалось обнаружить присутствия новых нейронов в зрелом мозге. Впрочем, не было и достаточно тонких инструментов, позволяющих найти такие клетки и их «родителей».

Ее цепочки активно синтезируют делящиеся клетки, удваивая свой генетический материал и заодно накапливая радиоактивные метки. Месяц спустя после введения препарата взрослым крысам ученые получали срезы их головного мозга. Авторадиография показала, что метки находятся в клетках зубчатой извилины гиппокампа. Все-таки они размножаются, и «взрослый нейрогенез» существует. Задачи выживания Нервной клетке мало просто родиться — ей предстоит выжить и приобрести функциональность зрелых нейронов.

А умирают они чаще, чем можно подумать: почти половина клеток гиппокампа, возникших в ходе взрослого нейрогенеза у крыс, погибает в течение месяца после появления. У макак с их более крупным мозгом созревание новых нейронов и их встраивание в структуры для обработки данных занимает куда больше времени, около полугода. О людях и мышах В ходе этого процесса зрелые нейроны не делятся, как не делятся и клетки мышечных волокон, и эритроциты: за их образование отвечают различные стволовые клетки, сохраняющие «наивную» способность размножаться. Один из потомков разделившейся клетки-предшественника становится молодой специализированной клеткой и дозревает до полнофункционального взрослого состояния. Другая дочерняя клетка остается стволовой: это позволяет поддерживать популяцию клеток-предшественников на постоянном уровне, не жертвуя обновлением окружающей их ткани.

Клетки-предшественницы нейронов нашлись в зубчатой извилине гиппокампа. Позже их обнаружили и в других частях головного мозга грызунов, в обонятельной луковице и подкорковой структуре стриатума. Отсюда молодые нейроны могут мигрировать в нужную область мозга, уже на месте дозревать и встраиваться в существующие системы связей. Для этого новая клетка доказывает соседям свою полезность: ее способность к возбуждению повышена, так что даже слабое воздействие заставляет нейрон выдавать целый залп электрических импульсов. Чем активнее клетка, тем больше связей она образует с соседями и тем быстрее стабилизируются эти связи.

Взрослый нейрогенез у людей удалось подтвердить лишь пару десятилетий спустя с помощью сходных радиоактивных нуклеотидов — в той же зубчатой извилине гиппокампа, а затем и в стриатуме. Обонятельная луковица у нас, по всей видимости, не обновляется. Однако насколько активно проходит этот процесс и как он меняется во времени, точно не ясно и сегодня.

Михаил Селезнёв — врач-невролог клиники «Евромед».

Врач-невролог Галина Смирнова также отметила стволовые клетки — по ее словам, современные исследования уже оспаривают теорию о том, что нервные клетки не делятся: — Ранее считалось, что нервные клетки не делятся, то есть находятся изначально в состоянии «взрослой» клетки и их деление невозможно. Но современные исследования уже оспаривают эту теорию. Было доказано, что есть стволовые недифференцированные нервные клетки на уровне желудочков головного мозга, которые способны к делению и воспроизведению. Невролог Ксения Доронина и вовсе говорит о том, что фраза «Нервные клетки не восстанавливаются» — неправда.

Процесс восстановления нервных клеток называется нейрогенезом. Около 10 лет назад в Лондоне провели опыт: в этом городе для лицензии таксиста очень сложно сдать профессиональный экзамен, проехав по городу без навигатора. Тем, кто сдал экзамен, не сдал экзамен и кто не имеет к нему отношения, сделали МРТ. Обнаружили, что толщина коры головного мозга, которая отвечает за пространственную ориентацию, у тех, кто сдал экзамен, выше, — привела пример Ксения Доронина.

Ксения Доронина — невролог, сомнолог, специалист по лечению болевых синдромов алголог многопрофильной клиники «Сибнейромед». По словам специалиста, интеллектуальная деятельность, которая повторяется многократно, позволяет увеличить плотность коры и количество нейронов на единицу площади в соответствующих зонах. Закончиться совсем нервные клетки не могут, но с течением времени их действительно становится меньше, поскольку головной мозг атрофируется. С этим связаны старческие когнитивные интеллектуальные нарушения, — отметил Михаил Селезнёв.

Кто-то приходит раньше: например, люди, которые занимаются интоксикациями — пьют запоями. Люди, которые занимаются интеллектуальным трудом, приходят к деменции позже. Чем дольше человек занимается работой, нагружает головной мозг, тем дольше может трезво мыслить. Конечно, это многофакторный процесс, но в целом есть такая тенденция.

Врач-невролог пояснил, что в целом не всегда выраженная атрофия соотносится с когнитивными нарушениями: например, масса мозга Альберта Эйнштейна после смерти была крайне низкой, но благодаря тому, что ученый до последнего занимался интеллектуальным трудом, он смог сохранить ясность ума. Конечно, это не так. В самой нервной системе есть разные виды клеток, кроме того, сами нейроны тоже могут выполнять разные задачи. Это вспомогательные клетки, и они функций нейронов не выполняют.

Перестройка нейронных сетей помогает обойти повреждённые участки почти без потерь функций. Как увеличить эту способность? Например, пять лет заниматься шахматами, а потом переключиться на стендовую стрельбу, играть на музыкальном инструменте, а потом взяться учить иностранный язык. И начинать можно в любом возрасте. А вот сканворды и кроссворды, увы, не помогают».

Восстанав­ливаются ли нервные клетки?

Задача эффекторных нейронов обратная: передавать сигналы нервной системы клеткам, граничащим с внешней средой. Нейроны не функционируют поодиночке, а образуют тысячи контактов с другими нервными клетками, формируя тем самым нейронные сети. Если нервные клетки не восстанавливаются, то они могут когда-нибудь закончиться? Точнее сказать, восстанавливаются не клетки, а нейронные связи. Если нервные клетки не восстанавливаются, то значит ли это, что они могут закончится?

Невролог Хорошев развеял миф о восстановлении нервных клеток

И что было немаловажно для исследования, момент смерти у этих людей наступил не моментально, а через несколько часов или даже суток после травмы или стремительного развития смертельного заболевания. Так вот, как оказалось, даже этого времени нескольких часов оказалось достаточно, чтобы в области мозга под названием гиппокамп, где происходит нейрогенез, сформировались новые клетки. А сам процесс продолжался до самой смерти человека. Это дает все снования говорить о том, что клетки имеют реверсивное движение, то есть, способны восстанавливаться. В том числе и у пожилых. Правда, исследование зафиксировало, что клетки, появившиеся в преклонном возрасте, работают несколько хуже, чем если бы они были юными, тем не менее, они появляются, а это главное. Маура Болдрини Maura Boldrini , руководитель исследования, подтвердила журналистам об открытии: «Мы обнаружили сходное количество промежуточных нейронных предшественников и тысячи незрелых нейронов в мозге умерших. Запасы некоторых типов клеток у стариков были истощены, однако это не мешает появлению новых нейронов в центре памяти». Скорость, с которой восстанавливаются нервные клетки, может достигать 700 новых нейронов в день.

Как у воспитателей детского сада или охранников в музее, их очень трудоемкая и энергозатратная деятельность заключается в том, чтобы другие вели себя тихо. А теперь представьте себе комнату, полную музейных охранников, которые взаимно затыкают друг друга. Вот что развил человеческий мозг! Но зачем это? Предварительное объяснение предполагает, что такие сети глушителей могут продлить время, в течение которого недавние события могут храниться в нейронной сети, то есть расширить рабочую память.

Часть, конечно, осталась. Но люди стареют, уходят на пенсию, хотят проводить время с семьей. А молодежи, которая приходит в науку, нужна сильная школа. При этом ученых, готовых учить молодых — единицы. Мне повезло — я попал к хорошим людям и много экспериментов, будучи аспирантом, сделал за границей.

Я побывал во Франции, Германии, в Соединенных Штатах Америки, где учился у разных людей строить эксперименты, публиковать результаты. Этот опыт помог мне в дальнейшем. И этот опыт я пытаюсь передать студентам. Главное, чтобы наставник смог заинтересовать молодого специалиста. Многие ребята, которые приходят в лабораторию, быстро разочаровываются, потому что им не показали перспективы, не объяснили что делать, но при этом дали кучу заданий, которые не заканчиваются публикациями. Мы стараемся передать наш опыт молодым ребятам — организовываем семинары, конференции, поездки. В планах — отправить студентов учиться в Швецию, Францию, Германию в большие лаборатории, занимающиеся нейробиологией для того, чтобы они могли полученный опыт реализовать в России. Молодым ученым нужно помогать, чтобы они стали высококлассными специалистами, востребованными нашим государством, чтобы они ни в коем случае не разочаровались в науке, а наоборот, осознавали, что наука — это всегда интересно.

Вскрытие показало, что в верветок произошла гибель нейронов гиппокампа — области мозга, ответственного за память и обучение. Причиной гибели и нейронов, и верветок, считали стресс из-за социальной изоляцию обезьян от стаи. СМИ подхватили тезис «стресс убивает нейроны», и пошло. В дальнейших опытах обезьянам кололи кортизол гормон стресса , и также наблюдали на вскрытии «гибель» пирамидальных нейронов. Впоследствии стало ясно, что ученые видели не «гибель», а плохо подготовленные препараты из обезьяньих гиппокампов. То есть образцы мозга, которые они исследовали, были сделаны по неправильной технологии и показывали ошибочный результат. Эксперимент был провальный, но это удалось выяснить, когда миф уже широко разошелся по планете. На самом деле все не так катастрофично. Да, наши нейроны погибают. Но взамен рождаются новые. Нейроны погибают и рождаются всю нашу жизнь, хотя и с разной интенсивностью. У людей нейрогенез образование новых нейронов наиболее интенсивный в детстве.

Невролог Хорошев развеял миф о восстановлении нервных клеток

Функции «убитого» нейрона тут же берут на себя соседние, укрупняясь в размерах и формируя новые связи. Во-вторых, нейрогенез формирование новых нейронов взамен утраченных всё-таки существует. Впервые о нём сообщил Джозеф Альтман в 1962 году. Он опубликовал в журнале Science статью «Формируются ли новые нейроны в мозге млекопитающих? Электрическим током он разрушил участок в мозге крысы и ввёл туда радиоактивное вещество, способное проникать в новые клетки. Через несколько месяцев в других участках мозга животного появились новые радиоактивные нейроны. Однако тогда его открытие не вызвало широкого научного интереса. Во второй раз нейрогенез «открыли» почти через 20 лет. Профессор Фернандо Ноттебом из Рокфеллеровского университета доказал , что брачные песни самцов канареек изменяются от сезона к сезону именно из-за значительного обновления клеток в вокальном центре мозга. Параллельно с ними советский профессор А. Поленов обнаружил нейрогенез у амфибий.

В 1998 году Питер Эрикссон и Фред Гейдж доказали нейрогенез и у человека. На сегодняшний день известно, что существует как минимум три места образования новых нейронов: гиппокамп, обонятельные луковицы и миндалевидное тело. Однако нейрогенез представляет собой не классическое деление, а скорее процесс трансформации. Клеткой-предшественником в случае нейрогенеза выступают не нейроны, а другие типы клеток — например, клетки глии или стволовые клетки. Ведь если получится контролируемым образом запускать образование новых нейронов у человека, то можно значительно продвинуться в терапии болезней Паркинсона и Альцгеймера, а также дать возможность реабилитации пациентов со спинальными травмами. Существует множество причин гибели нейрона, одна из которых, конечно же, стресс.

Это многообещающее открытие сулит огромные перспективы. Уже сейчас врачи пытаются найти способы стимулировать рост и активность этих клеток, что поможет создать новые методы реабилитации пациентов, которые ранее считались безнадёжными.

Перестройка нейронных сетей помогает обойти повреждённые участки почти без потерь функций. Как увеличить эту способность? Например, пять лет заниматься шахматами, а потом переключиться на стендовую стрельбу, играть на музыкальном инструменте, а потом взяться учить иностранный язык. И начинать можно в любом возрасте. А вот сканворды и кроссворды, увы, не помогают».

Поэтому нервные клетки в них часто гибнут, а значит, их необходимо обновлять. Для того чтобы понять, какие условия влияют на нейрогенез в гиппокампе и обонятельной луковице, профессор Гейдж из Университета Салка США построил миниатюрный город. Мыши там играли, занимались физкультурой, отыскивали выходы из лабиринтов. Оказалось, что у "городских" мышей новые нейроны возникали в гораздо большем количестве, чем у их пассивных сородичей, погрязших в рутинной жизни в виварии. Cтволовые клетки можно извлечь из мозга и пересадить в другой участок нервной системы, где они превратятся в нейроны. Профессор Гейдж с коллегами провел несколько подобных экспериментов, наиболее впечатляющим среди которых был следующий. Участок мозговой ткани, содержащий стволовые клетки, пересадили в разрушенную сетчатку глаза крысы. Светочувствительная внутренняя стенка глаза имеет "нервное" происхождение: состоит из видоизмененных нейронов - палочек и колбочек. Когда светочувствительный слой разрушается, наступает слепота. Пересаженные стволовые клетки мозга превратились в нейроны сетчатки, их отростки достигли зрительного нерва, и крыса прозрела! Причем при пересадке стволовых клеток мозга в неповрежденный глаз никаких превращений с ними не происходило. Вероятно, при повреждении сетчатки глаза вырабатываются какие-то вещества например, так называемые факторы роста , которые стимулируют нейрогенез. Однако точный механизм этого явления до сих пор не ясен. Перед учеными встала задача показать, что нейрогенез идет не только у грызунов, но и у человека. Для этого исследователи под руководством профессора Гейджа недавно выполнили сенсационную работу. В одной из американских онкологических клиник группа больных, имеющих неизлечимые злокачественные новообразования, принимала химиотерапевтический препарат бромдиоксиуридин. У этого вещества есть важное свойство - способность накапливаться в делящихся клетках различных органов и тканей. Бромдиоксиуридин включается в ДНК материнской клетки и сохраняется в дочерних клетках после деления материнской. Патологоанатомическое исследование показало, что нейроны, содержащие бромдиоксиуридин, обнаруживаются практически во всех отделах мозга, включая кору больших полушарий. Значит, эти нейроны были новыми клетками, возникшими при делении стволовых клеток. Находка безоговорочно подтвердила, что процесс нейрогенеза происходит и у взрослых людей. Но если у грызунов нейрогенез идет только в гиппокампе, то у человека, вероятно, он может захватывать более обширные зоны головного мозга, включая кору больших полушарий. Недавно проведенные исследования показали, что новые нейроны во взрослом мозге могут образовываться не только из нейрональных стволовых, но из стволовых клеток крови. Открытие этого феномена вызвало в научном мире эйфорию. Однако публикация в журнале "Nature" за октябрь 2003 года во многом остудила восторженные умы. Оказалось, что стволовые клетки крови действительно проникают в мозг, но они не превращаются в нейроны, а сливаются с ними, образуя двуядерные клетки. Затем "старое" ядро нейрона разрушается, а его замещает "новое" ядро стволовой клетки крови. В организме крысы стволовые клетки крови в основном сливаются с гигантскими клетками мозжечка - клетками Пуркинье, правда, происходит это довольно редко: во всем мозжечке можно обнаружить лишь несколько слившихся клеток. Более интенсивное слияние нейронов происходит в печени и сердечной мышце. Пока совершенно непонятно, какой в этом физиологический смысл. Одна из гипотез заключается в том, что стволовые клетки крови несут с собой новый генетический материал, который, попадая в "старую" клетку мозжечка, продлевает ей жизнь. Итак, новые нейроны могут возникать из стволовых клеток даже в мозге взрослого человека. Этот феномен уже достаточно широко применяется для лечения различных нейродегенеративных заболеваний заболеваний, сопровождающихся гибелью нейронов головного мозга.

Правда, что нервные клетки не восстанавливаются, и могут ли они закончиться?

В частности, это отразится на профессиональной и творческой деятельности. Врач-невролог, директор медицинской службы Здравницы «Лаго-Наки» Руслан Сибагатуллин до этого рассказал , что победить затянувшийся нервный тик помогут полноценный сон и отдых. Также он посоветовал сократить употребление энергетических напитков и кофе.

Ещё один пример компенсации - болезнь Паркинсона. При этой патологии постепенно гибнут нейроны, причины этого пока до конца не изучены. Интересно, среди прочего, то, что признаки заболевания появляются лишь тогда, когда погибает подавляющее большинство нейронов. Иными словами, до того работу погибших клеток выполняли ещё живые, но по достижении определённого порога мёртвых нейронов компенсаторных возможностей оставшихся клеток уже не хватает. Читайте материал по теме: Болезнь Паркинсона: смелость быть несовершенным Не пластичностью единой: развенчание мифа В начале 60-х годов XX века в высокорейтинговом научном издании «Science» появилась статья, в которой было показано, что в головном мозге крысы могут образовываться новые клетки. В следующие нескольких лет автор исследования опубликовал ещё ряд работ, подтверждающих возможность нейрогенеза появления новых нервных клеток в головном мозге взрослых млекопитающих. Феноменальное по сути открытие почему-то не вызвало энтузиазма у специалистов по нейробиологии, так что развития работы не получили.

Через два десятка лет нейрогенез «переоткрыли» в птичьем головном мозге, а в конце восьмидесятых годов - у взрослых амфибий. Но если нейроны не могут делиться, то откуда берутся новые? Оказалось, что у этих представителей животного мира они образуются из нейрональных стволовых клеток стенки желудочков мозга. Когда развивается зародыш, как раз из них образуются клетки нервной системы: нейроны и клетки глии. Однако часть стволовых клеток остаётся. Позднее было установлено, что и у млекопитающих нейрональные стволовые клетки находятся недалеко от боковых желудочков мозга. Применительно к человеку полагают, что нейрогенез может иметь место в более протяжённых областях мозга, в том числе в коре больших полушарий. Знание - сила? Феномен нейрогенеза довольно широко используется в терапии нейродегенеративных патологий.

Их пересадки выполняются больным людям.

Этот процесс называется нейрогенез. Другой ученый Джозеф Альтман заметил, что у морских свинок, крыс и даже кошек новые нейроны образуются и выдвинул теорию нейрогенеза. Но тогда ему никто не поверил, его не публиковали в научных журналах, а финансирование его проектов прекратили. И только в 90-е годы интерес к этой теме возобновился.

На сегодняшний день по крайней мере для двух зон мозга это доказано — это некоторые части гиппокампа и субвентрикулярная зона. В гиппокампе ежесуточно образуется 700 нейронов. Правда, при этом, умирает во всем мозге 500 тысяч нейронов в день. Что убивает нервные клетки: травмы, инсульты, гиподинамия, алкоголизм, перенапряжение, тревожность. Кстати, при хронической алкоголизации первыми будут погибать молодые клетки, те, что связаны с памятью и с торможением агрессии, например.

Что помогает восстановить нервные клетки: спорт и полезное питание.

Помимо медицинских проектов у нас много фундаментальных биологических вопросов, которые нужно решить. Мы наблюдаем за развитием нервной системы моллюсков, иглокожих, рыб, чтобы понять, как нервная система эволюционировала. Для этого нужно использовать животных с разным эволюционным бэкграундом, разным типом развития. Тогда сложится картина эволюционного развития нервной системы. Сейчас мы пытаемся написать российско-шведский проект, чтобы дать возможность нашим ребятам из Владивостока, Москвы и Санкт-Петербурга ездить в Швецию, а шведским ребятам ездить к нам. Одна из серьезных проблем российской науки — недостаток высококвалифицированных кадров. Особенно это заметно во Владивостоке и в целом по Дальневосточному отделению Российской академии наук. Часть, конечно, осталась. Но люди стареют, уходят на пенсию, хотят проводить время с семьей.

А молодежи, которая приходит в науку, нужна сильная школа. При этом ученых, готовых учить молодых — единицы. Мне повезло — я попал к хорошим людям и много экспериментов, будучи аспирантом, сделал за границей. Я побывал во Франции, Германии, в Соединенных Штатах Америки, где учился у разных людей строить эксперименты, публиковать результаты. Этот опыт помог мне в дальнейшем.

Особенности нервной системы

  • Восстанавливаются ли нервные клетки и за какой срок: мнение врачей - 5 февраля 2023 - 62.ру
  • Что убивает нервные клетки?
  • Заключение
  • Как вы любите отдыхать?
  • Нервные клетки не восстанавливаются: миф или реальность
  • Другие записи

Нервничать можно! Но осторожно

По мнению профессора Барнс, время от времени в зубчатой извилине гиппокампа появляется группа молодых нейронов для записи нового опыта. Через некоторое время — недели, месяцы, а может, и годы — все они переходят в состояние покоя и сигналов больше не подают. Именно поэтому память за редчайшими исключениями не сохраняет ничего, что происходило с нами до третьего года жизни: доступ к этим данным в какой-то момент оказывается заблокирован. Учитывая, что зубчатая извилина, как и гиппокамп в целом, отвечает за перенос информации из кратковременной памяти в долговременную, такая гипотеза выглядит даже логичной. Однако требуется еще доказать, что гиппокамп взрослых людей действительно образует новые нейроны, причем в достаточно большом количестве. Для проведения экспериментов имеется лишь весьма ограниченный набор возможностей.

История со стрессом Обычно препараты человеческого мозга получают во время вскрытия или нейрохирургических операций, как при височной эпилепсии, припадки которой не поддаются медикаментозному лечению. Оба варианта не позволяют проследить, как интенсивность взрослого нейрогенеза влияет на работу мозга и поведение. Такие эксперименты проводились на грызунах: образование новых нейронов подавлялось направленным гамма-излучением или выключением соответствующих генов. Это воздействие повышало склонность животных к депрессии. Неспособные к нейрогенезу мыши почти не радовались подслащенной воде и быстро оставляли попытки держаться на плаву в заполненной водой емкости.

Содержание в их крови кортизола — гормона стресса — оказывалось даже выше, чем у мышей, стрессированных обычными методами. Они были более склонны впадать в зависимость от кокаина и хуже восстанавливались после инсульта. К этим результатам стоит сделать одно важное замечание: возможно, что показанная связь «меньше новых нейронов — острее реакция на стресс» замыкается сама на себя. Неприятные события жизни снижают интенсивность взрослого нейрогенеза, из-за чего животное становится чувствительнее к стрессам, поэтому скорость образования нейронов в мозге падает — и так далее по кругу. Бизнес на нервах Несмотря на отсутствие точных сведений о взрослом нейрогенезе, уже появились бизнесмены, готовые построить на нем доходное дело.

Еще с начала 2010-х компания, продающая воду из родников Канадских Скалистых гор, выпускает бутылки Neurogenesis Happy Water. Утверждается, что напиток стимулирует образование нейронов за счет содержащихся в нем солей лития. Литий в самом деле считается полезным для мозга препаратом, хотя в таблетках его куда больше, нежели в «счастливой воде». Действие чудо-напитка проверили нейробиологи из Университета Британской Колумбии.

Однако тогда, в 1960-е годы, его работы вызывали у нейробиологов лишь скепсис, их развития не последовало. Понятие "глии" включает все клетки нервной ткани, не являющиеся нейронами. И только спустя двадцать лет нейрогенез был вновь "открыт", но уже в головном мозге птиц. Многие исследователи певчих птиц обращали внимание на то, что в течение каждого брачного сезона самец канарейки Serinus canaria исполняет песню с новыми "коленами". Причем новые трели он не перенимает у собратьев, поскольку песни обновлялись и в условиях изоляции. Ученые стали детально изучать главный вокальный центр птиц, расположенный в специальном отделе головного мозга, и обнаружили, что в конце брачного сезона у канареек он приходится на август и январь значительная часть нейронов вокального центра погибала, - вероятно, из-за избыточной функциональной нагрузки. В середине 1980-х годов профессору Фернандо Ноттебуму из Рокфеллеровского университета США удалось показать, что у взрослых самцов канареек процесс нейрогенеза происходит в вокальном центре постоянно, но количество образующихся нейронов подвержено сезонным колебаниям. Пик нейрогенеза у канареек приходится на октябрь и март, то есть через два месяца после брачных сезонов. Вот почему "фонотека" песен самца канарейки регулярно обновляется. Нейроны генетически запрограммированы на миграцию в тот или иной отдел нервной системы, где с помощью отростков они устанавливают связи с другими нервными клетками. В конце 1980-х годов нейрогенез был также обнаружен у взрослых амфибий в лаборатории ленинградского ученого профессора А. Откуда берутся новые нейроны, если нервные клетки не делятся? Источником новых нейронов и у птиц, и у амфибий оказались нейрональные стволовые клетки стенки желудочков мозга. Во время развития зародыша именно из этих клеток образуются клетки нервной системы: нейроны и клетки глии. Но не все стволовые клетки превращаются в клетки нервной системы - часть из них "затаивается" и ждет своего часа. Погибшие нервные клетки уничтожаются макрофагами, попадающими в нервную систему из крови. Этапы образования нервной трубки в зародыше человека. Как было показано, новые нейроны появляются из стволовых клеток взрослого организма и у низших позвоночных. Однако потребовалось почти пятнадцать лет, чтобы доказать, что аналогичный процесс происходит и в нервной системе млекопитающих. Развитие нейробиологии в начале 1990-х годов привело к обнаружению "новорожденных" нейронов в головном мозге взрослых крыс и мышей. Их находили большей частью в эволюционно древних отделах головного мозга: обонятельных луковицах и коре гиппокампа, которые отвечают главным образом за эмоциональное поведение, реакцию на стресс и регуляцию половых функций млекопитающих. Так же, как у птиц и низших позвоночных, у млекопитающих нейрональные стволовые клетки располагаются поблизости от боковых желудочков мозга. Их перерождение в нейроны идет очень интенсивно. Продолжительность жизни таких нейронов очень высока - до 112 дней. Стволовые нейрональные клетки преодолевают длинный путь около 2 см. Они также способны мигрировать в обонятельную луковицу, превращаясь там в нейроны. Обонятельные луковицы головного мозга млекопитающих отвечают за восприятие и первичную обработку различных запахов, включая и распознавание феромонов - веществ, которые по своему химическому составу близки к половым гормонам. Сексуальное поведение у грызунов регулируется в первую очередь выработкой феромонов. Гиппокамп же расположен под полушариями мозга. Функции этой сложноорганизованной структуры связаны с формированием краткосрочной памяти, реализацией некоторых эмоций и участием в формировании полового поведения. Наличие у крыс постоянного нейрогенеза в обонятельной луковице и гиппокампе объясняется тем, что у грызунов эти структуры несут основную функциональную нагрузку. Поэтому нервные клетки в них часто гибнут, а значит, их необходимо обновлять. Для того чтобы понять, какие условия влияют на нейрогенез в гиппокампе и обонятельной луковице, профессор Гейдж из Университета Салка США построил миниатюрный город. Мыши там играли, занимались физкультурой, отыскивали выходы из лабиринтов. Оказалось, что у "городских" мышей новые нейроны возникали в гораздо большем количестве, чем у их пассивных сородичей, погрязших в рутинной жизни в виварии. Cтволовые клетки можно извлечь из мозга и пересадить в другой участок нервной системы, где они превратятся в нейроны. Профессор Гейдж с коллегами провел несколько подобных экспериментов, наиболее впечатляющим среди которых был следующий. Участок мозговой ткани, содержащий стволовые клетки, пересадили в разрушенную сетчатку глаза крысы. Светочувствительная внутренняя стенка глаза имеет "нервное" происхождение: состоит из видоизмененных нейронов - палочек и колбочек. Когда светочувствительный слой разрушается, наступает слепота. Пересаженные стволовые клетки мозга превратились в нейроны сетчатки, их отростки достигли зрительного нерва, и крыса прозрела! Причем при пересадке стволовых клеток мозга в неповрежденный глаз никаких превращений с ними не происходило. Вероятно, при повреждении сетчатки глаза вырабатываются какие-то вещества например, так называемые факторы роста , которые стимулируют нейрогенез. Однако точный механизм этого явления до сих пор не ясен. Перед учеными встала задача показать, что нейрогенез идет не только у грызунов, но и у человека. Для этого исследователи под руководством профессора Гейджа недавно выполнили сенсационную работу. В одной из американских онкологических клиник группа больных, имеющих неизлечимые злокачественные новообразования, принимала химиотерапевтический препарат бромдиоксиуридин. У этого вещества есть важное свойство - способность накапливаться в делящихся клетках различных органов и тканей. Бромдиоксиуридин включается в ДНК материнской клетки и сохраняется в дочерних клетках после деления материнской. Патологоанатомическое исследование показало, что нейроны, содержащие бромдиоксиуридин, обнаруживаются практически во всех отделах мозга, включая кору больших полушарий. Значит, эти нейроны были новыми клетками, возникшими при делении стволовых клеток. Находка безоговорочно подтвердила, что процесс нейрогенеза происходит и у взрослых людей.

RU рассказал врач-невролог Павел Хорошев. Самая важная работа, которая происходит во время сна: уборка головного мозга. Некоторые нейроны, которые отжили свой срок, растворяются и на их месте происходит рост новых нейронов. Есть заблуждение, что нервные клетки не восстанавливаются, восстанавливаются еще как. Клетки, которые должны были умереть, старые, больные, они растворяются. И соответственно на их месте растут новые. И не просто растут, они должны по максимуму взять на себя функционал старых клеток, заполнить собой пространство», — заявил Павел Хорошев.

Они ведут себя очень своеобразно: они очень активны не для того, чтобы активировать другие нейроны, а для того, чтобы заставить их замолчать. Как у воспитателей детского сада или охранников в музее, их очень трудоемкая и энергозатратная деятельность заключается в том, чтобы другие вели себя тихо. А теперь представьте себе комнату, полную музейных охранников, которые взаимно затыкают друг друга. Вот что развил человеческий мозг! Но зачем это?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий