Цифровые финансовые активы (ЦФА) и утилитарные цифровые права (УЦП) пока широко не распространены в нашей стране. Закон о них был принят в 2021 г., однако ранее налоговые правила не учитывали особенности обращения ЦФА и УЦП. Соответствующие поправки вносятся в законы «О валютном регулировании и валютном контроле» и «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Во-первых, этот закон закрепит в российском законодательстве понятия, связанные с цифровыми финансовыми активами. Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ (ред. от 11.03.2024) "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Наименование Архивные значения: О внесении изменений в Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Закон о цифровых финансовых активах – теоретический шаг к регулированию криптовалюты
Закон о цифровых финансовых активах должен вступить в силу с 1 января 2021 года. «Закон о цифровых финансовых активах: можно владеть, но нельзя расплачиваться». «Недавно принятый закон «О цифровых финансовых активах» и еще находящийся на рассмотрении законопроект «О цифровой валюте» позволят российским компаниям выпускать стейблкоины и обменивать их на другие активы.
Принят закон “О цифровых финансовых активах”.
Теперь для цифровых финансовых активов становятся доступными расчеты, а значит, цифровые финансовые активы можно использовать как средства платежа, полагает Андреев. Осуществление сделок, правда, будет несколько ограничено: только через номинальные счета и операторов электронных платформ. Кроме того, Центральному банку, чтобы совсем не забывать о его интересах, разрешат предусматривать для таких сделок дополнительные ограничения. Возможно, теперь Россия сможет использовать свой потенциал третьего участника рынка для обхода внешнеторговых ограничений, а кроме того, привлечет новые криптовалютные проекты. Николай Андреев Заявленные запреты стоит рассматривать в совокупности с положениями об операторах цифровых платформ. Операторам таких платформ разрешается совершать различные операции с денежными средствами, в том числе переводы денег между пользователями, подчеркивает Андреев.
Законопроект даже включает положения о цене приобретения активов.
Данное определение никоим образом не является определением распределенного реестра в традиционном понимании, формально под него подпадает любая совокупность баз данных, в которых осуществляется репликация и или периодически выполняется бэкап backup. Следует учитывать что любые базы данных, как и вообще программное обеспечение ПО , работают на основе установленных алгоритмов. Любая банковская информационная система формально с 01. Конечно, настоящее определение распределенного реестра, является совсем другим. Так, стандарт ISO 22739:2020 en Блокчейн и технологии распределения реестра — словарь , дает следующее определение блокчейна и распределенного реестра: Блокчейн — распределенный реестр с подтвержденными блоками организованными в последовательно добавляемую цепочку с использованием криптографических ссылок.
Блокчейны организованы таким образом чтобы не допускать изменения записей и представлять законченные определенные неизменные записи в реестре. Распределенный реестр — реестр записей , который распределен в наборе распределенных нод или узлов сети, серверов и синхронизирован между ними с использованием механизма консенсуса. Распределенный реестр спроектирован таким образом чтобы: не допускать изменения записей в реестре ; обеспечивать возможность добавления, но не изменения записей; содержать проверенные и подтвержденные транзакции. Эти требования таковы, что данном случае речь явно не идет о распределенном реестре в общепринятом значении этого термина. Цифровые финансовые активы Согласно п. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.
Если иное не предусмотрено законом, обладателем цифрового права признается лицо, которое в соответствии с правилами информационной системы имеет возможность распоряжаться этим правом. В случаях и по основаниям, которые предусмотрены законом, обладателем цифрового права признается иное лицо. Переход цифрового права на основании сделки не требует согласия лица, обязанного по такому цифровому праву. Поскольку ЦФА названы в законе в качестве цифровых прав, следует предположить, что на них распространяются положения ст. К ЦФА относятся только четыре вида цифровых прав: денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг Денежные требования — это требования передачи денег, то есть рублей РФ или иностранной валюты. Кстати криптовалюты, такие как биткойн и эфир, с точки зрения законодательства РФ деньгами не являются.
Эмиссионные ценные бумаги согласно ст. Также следует отменить что к ЦФА в РФ относятся только права участия в капитале непубличного акционерного общества, но не права участия в других хозяйственных обществах, в частности, к ним не относятся права участия в обществе с ограниченной ответственностью зарегистрированного в РФ. Тут следует принять во внимание что корпорации или компании зарегистрированные в других юрисдикциях могут не соответствовать в точности определениям хозяйственных обществ установленных законодательством РФ. Цифровая валюта Согласно п. Но мы бы все же предположили, что на практике Ripple или биткойн будут рассматриваться именно как цифровые валюты.
Закон вступит в силу со дня его официального опубликования.
Устанавливаются правила выпуска и обращения цифровых финансовых активов. Выпуск ЦФА осуществляется на основании решения о выпуске таких активов, которое должно содержать обязательные сведения определяется перечень таких сведений , составляется в электронной форме и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, выпускающего ЦФА, отражает вид и объем прав, которые удостоверяют выпускаемые цифровые финансовые активы, должно быть размещено в интернете на сайте лица, выпускающего ЦФА, и на сайте оператора информационной системы, в рамках которой осуществляется выпуск ЦФА, и должно находиться в открытом доступе до полного исполнения всех обязательств лица, выпустившего ЦФА. Решение о выпуске таких активов может быть адресовано неопределенному кругу лиц является публичной офертой либо определенному кругу лиц обязательно для ЦФА, удостоверяющих права участия в капитале непубличного АО.
Полномочия ЦБ Банк России наделяется полномочиями ведения реестра информационных систем и реестра операторов обмена цифровых финансовых активов, а также надзора за деятельностью операторов информационных систем, в рамках которых выпускаются ЦФА. ЦБ сможет устанавливать дополнительные требования к операторам информационных систем, к деятельности операторов обмена ЦФА включая требования к организации обращения ЦФА, требования к операционной надежности и требования к предоставлению отчетности. ЦБ также будет определять, какие ЦФА сможет приобретать только квалифицированный инвестор, а какие - неквалифицированный инвестор в пределах установленной Банком России суммы.
В России вводится налог на цифровую валюту. Госдума проголосовала
В то же время принятый закон внесёт ясность в понятие цифровых активов и криптовалют, считает заведующий кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Константин Корищенко. По его словам, в дальнейшем у бизнеса и граждан появится больше понимания, как именно можно взаимодействовать с ЦФА. Этот вопрос необходимо было урегулировать, в том числе и для юридической практики. Кроме того, ЦФА набирают всё большую популярность по всему миру.
Создатели криптовалют утверждают, что цифровые деньги не контролируются государствами, в отличие от традиционных нацвалют. В этот вопрос надо было внести ясность», — добавил эксперт. Цифровая лихорадка Напомним, криптовалюты вызвали глобальный ажиотаж во второй половине 2017 года.
Впрочем, уже в тот момент на фоне стремительного удорожания криптовалют многие экономисты всерьёз стали предупреждать об угрозе очередного финансового пузыря. В результате опасения экспертов реализовались, и 2018 год запомнился резким обвалом рынка криптовалют. Обрушение стоимости электронных денег во многом было вызвано усилением глобального регулирования отрасли, постоянными хакерскими атаками на криптобиржи, запретами рекламы цифровых денег известными интернет-компаниями, а также выводом средств крупными инвесторами в реальные деньги.
Под информационной системой далее — ИС понимается совокупность информации, содержащейся в базах данных, а также информационные технологии и технические средства, обеспечивающие ее обработку п. Решение о выпуске ЦФА составляется в электронной форме и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью ИП или руководителя организации, выпускающих ЦФА п. При этом решение находится в открытом доступе вплоть до полного исполнения обязательств лица, выпустившего ЦФА п. Решение о выпуске ЦФА, адресованное неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой. А именно: сведения о лице, выпускающем ЦФА; сведения об операторе информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА; вид и объем прав, удостоверяемых выпускаемыми ЦФА, либо указание на то, что выпускаемые ЦФА удостоверяют несколько видов прав; количество выпускаемых ЦФА и или указание предельной суммы денежных средств, которые необходимо передать в оплату выпускаемых ЦФА; условия, при наступлении которых выпуск ЦФА признается состоявшимся завершенным ; цену приобретения ЦФА или порядок ее определения; дату начала размещения выпускаемых ЦФА путем заключения договоров об их приобретении; и проч.
Но в будущем появятся и другие разновидности, — уверена гендиректор Атомайз Екатерина Фроловичева. А при чём здесь блокчейн?
Поскольку цифровые финансовые активы хранятся в виде записей в блокчейне у оператора информационной системы, давайте кратко вспомним базовые термины из этой области. Распределённый реестр, или блокчейн — это последовательная цепочка записей об операциях, каждая из которых криптографически подписана и зависит от содержимого предыдущей. Такой подход делает практически невозможным редактирование или удаление записи задним числом. Запись дублируется у тех участников сети, которые ответственны за поддержание блокчейна валидаторов. Например, в сети bitcoin это — все участники сети. Токен — это цифровая запись, удостоверяющая права его владельца. Например, право инвестора получить фиксированный размер денежных средств или рыночную стоимость актива на момент погашения.
Благодаря токенам инвесторы могут взаимодействовать с активами гораздо удобнее и безопаснее. Токенизация — перевод актива в цифровую форму. Смарт-контракт — фрагмент программного кода, записанный прямо в блокчейне и ответственный за определение, проверку и исполнение условий сделки. Стороны подписывают смарт- контракт электронной подписью. Именно благодаря смарт-контрактам в блокчейн можно упаковывать сложные финансовые инструменты, зависящие от многих параметров. На базе блокчейна можно создавать самые разные решения, но популярность блокчейну принесли криптовалюты, или точнее bitcoin. По задумке создателей биткоина, эта система должна была стать децентрализованной цифровой валютой, за выпуск и обращение которой отвечает не кто-то конкретный, не страна и не корпорация, а все участники оборота в целом.
Выпускать новые биткоины может любой участник сети с достаточной вычислительной мощностью, а обеспечения у них нет никакого. Именно это обусловило гигантскую волатильность биткоина и его многочисленных аналогов. Чтобы создать более стабильный инструмент, неоднократно предпринимались попытки выпустить обеспеченную реальными активами криптовалюту. Они получили название стейблкоины. Однако нехватка чётких требований к эмитентам и составу базовых активов приводит к тому, что стейблкойны зачастую не оправдывают свое название с англ. Блокчейн, но не криптовалюта Всё сказанное поможет нам понять, как работают ЦФА и чем отличаются от криптовалют. Каждый цифровой финансовый актив выпускается в виде ряда токенов, записываемых в блокчейне.
Токены обычно привязаны к реальному активу например, к драгметаллу или бриллианту. Частью ЦФА является смарт-контракт, программирующий все условия выпуска и позволяющий в дальнейшем автоматизировать обращение ЦФА.
В законе вместо термина « криптовалюта » используется «цифровая валюта», которая определяется как совокупность электронных данных цифрового кода или обозначения в системе. Эти данные могут быть приняты как инвестиции или средство платежа, не являющегося денежной единицей. Первую организацию-оператора ЦФА внесли в реестр в начале февраля 2022 г. Также в реестре сейчас есть Сбербанк и «Лайтхаус» — финтех компания, запустившая платформу цифрового факторинга с биржевой моделью финансирования. Нахождение в реестр позволяет компаниям обеспечивать клиентам возможность выпуска ЦФА на своей платформе и получать новые виды продуктов «в токенизированной форме».
Организации также могут сами проводить операции обмена внутри своей платформы. По его словам, они станут основой для финансовых взаиморасчетов. Аксаков также назвал платформы по выпуску ЦФА альтернативой финансовым взаиморасчетам в долларах и евро. Чиновник также уточнил, что власти договорились о необходимости легализации и регулирования майнинга, чтобы строго контролировать энергопотребление и разобраться с майнерами-нелегалами.
Добыча под контролем
- Госдума запрещает применять цифровые активы как средство платежа
- Статья 2. Выпуск цифровых финансовых активов
- Закон о цифровых финансовых активах и криптовалюте
- Какими могут быть ЦФА
- Путин разрешил использовать цифровые активы в международных расчётах
- Второе чтение законопроекта «О цифровых финансовых активах» принесло новые детали
Госдума 1-м чтении приняла законопроект о налогообложении цифровых финансовых активов
На законодательном уровне теперь это база данных, которая управляется узлами и работающая на сложных алгоритмах. В свою очередь, узлы — это участники сети, которые поддерживают работу распределенного реестра и подтверждают достоверность данных. Важно отметить, Закон о цифровых финансовых активах не распространяется на зарубежные блокчейны и выпущенные на них токены. Все остальное в Законе — скучный список обязательств эмитентов цифровых валют, которые должны быть зарегистрированы в Центробанке России. Также в Законе очень много нюансов, которые особо не будут интересны массовому потребителю. Тем н менее, ниже перечислены главные нюансы в Законе о цифровых финансовых активах: Запрещено распространение информации об использовании криптовалют в качестве средства платежа товаров и услуг Простыми словами, цифровой актив — это ценная бумага, выпущенная в распределенном реестре.
Законопроект Госдума приняла в первом чтении законопроект, который прямо прописывает запрет на использование цифровых финансовых активов ЦФА и утилитарных цифровых прав УЦП в качестве средства платежа на территории России, сообщила ранее «Газета.
Расплачиваться цифровыми финансовыми активами, чтобы конкурировать с рублем и подорвать рубль, вы не сможете Михаил Делягиндепутат «Криптовалюты вошли в жизнь, и из этой жизни они уже никуда не уйдут. Соответственно, их нужно регулировать.
Первые токены будут представлены в первой половине 2021 года. Информационные системы для выпуска стейблкоинов уже созданы. Сейчас они начинают наполняться содержанием.
Согласно принятому документу, биткоин не является платежным средством в России, но люди могут инвестировать в него, а также производить его добычу. Наши клиенты могут официально покупать оборудование, проходить таможенную очистку, устанавливать в дата-центр, платить за обслуживание и тем самым инвестировать в криптовалюту.
В законе определяются права и обязанности обладателей цифровых финансовых активов, операторов информационных систем, операторов обмена цифровыми активами.
На него также возлагается надзор за их деятельностью. Планируется, что документ вступит в силу с 1 января 2021 года, за исключением некоторых положений.
Цифровые финансовые активы (ЦФА) в России в 2024 году
В то же время цифровую валюту допускается покупать, майнить, продавать, совершать другие сделки. Условием судебной защиты операций с цифровой валютой является ее декларирование. Новый закон принят с целью внесения определенности в регулирование новых отношений, связанных с владением, сделками и судебной защитой ЦФА, однако, вызывает вопросы целесообразность принятия отдельного закона. Отношения по привлечению инвестиций с помощью инвестиционных платформ уже урегулированы Федеральным законом от 02.
Известно также, что налоговая база по операциям с цифровыми активами будет определяться у организаций совокупно с операциями с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами и отдельно от общей налоговой базы. В тексте законопроекта отмечается, что эмитент ЦФА или оператор информационной системы должен предоставлять регулятору не позднее 1 февраля 2023 г. Ко второму чтению комитет по бюджету предложил конкретизировать виды услуг операторов информационных систем, которых освободят от НДС , и определить механизм исчисления НДС при выпуске, исполнении и реализации цифровых прав иностранными лицами, которые не состоят на учете в налоговых органах России. Закон о цифровых активах Напомним, федеральный закон о цифровых финансовых активах вступил в силу с 1 января 2021 г. Согласно закону , Банк России ведет реестр операторов информационных систем, в которых возможен выпуск ЦФА. На оператора также возложена обязанность возмещать убытки пользователям.
Цифровизация В законе дается определение ЦФА — это цифровые права , включающие денежные требования, возможность осуществлять права по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного АО. В законе вместо термина « криптовалюта » используется «цифровая валюта», которая определяется как совокупность электронных данных цифрового кода или обозначения в системе. Эти данные могут быть приняты как инвестиции или средство платежа, не являющегося денежной единицей.
Информационный поток, связанный с пандемией и коронавирусом, перекрыл тему, за которой многие следили и ждали ее развития, а отметили лишь профильные специалисты.
Москвы Президент подписал Федеральный закон от 31. Начало действия документа — 01. Проект закона существовал уже более двух лет, был принят Государственной думой в первом чтении и ждал своего часа. В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению из него убрали некоторые понятия.
Например, «майнинг» и «токены». Регулироврвание выпуска майнинг , организация выпуска и обращение цифровой валюты в России будет определяться отдельным законом. Он может быть принят в осеннюю сессию, рассказал глава комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков. По словам депутата , в комитете отказались от идеи дополнить документ нормами об административной и уголовной ответственности.
Со своей стороны добавлю, что в данном законе важно прописать механизм обмена цифровой валюты на фиатные деньги, сейчас эта процедура вне правового поля. По понятиям По принятому ФЗ о ЦФА цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие: денежные требования; возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам; права участия в капитале непубличного акционерного общества; право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в установленном ФЗ о ЦФА порядке, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения изменения записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.
Законопроект также дает определение цифровых валют, однако их регулирование будет определяться отдельным законом. Ранее глава комитета Госдумы по финансовому рынку РФ Анатолий Аксаков выразил надежду , что к сентябрю текст проекта закона «О цифровой валюте» утвердят и он будет готов к публичному обсуждению.
В то же время документ «О ЦФА» описывает оборот цифровых валют. Согласно ему, юридическим и физлицам, являющимся резидентами РФ, запрещается принимать цифровую валюту «в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, оказываемые услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров или услуг». Распространение информации о предложении или приеме цифровых валют в случаях, указанных выше, также запрещается.
Госдума 1-м чтении приняла законопроект о налогообложении цифровых финансовых активов
Согласно законопроекту, вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками и уплаченные ими в бюджет при получении оплаты, частичной оплаты в связи с выпуском цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные. Операции с цифровыми финансовыми активами регулируются в соответствии с федеральным законом №259. Депутаты Госдумы внесли поправки в новую редакцию законопроекта о регулировании майнинга криптовалют. Что такое цифровые финансовые активы (ЦФА), кто является операторами информационных систем, обмена ЦФА.
Путин подписал закон о налогообложении операций с цифровыми финансовыми активами
О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. В законопроекте отмечено, что регулирование криптовалют будет определяться отдельным законом. 2. Вид и объем прав, которые удостоверяют выпускаемые цифровые финансовые активы, предусматриваются решением о выпуске цифровых финансовых активов в соответствии с требованиями статьи 3 настоящего Федерального закона. Активнее заниматься «внедрением цифровых активов» министру финансов Антону Силуанову и главе Центробанка Эльвире Набиуллиной полгода назад поручил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Цифровые финансовые активы в настоящий момент проходят апробацию на предмет их необходимости в инвестиционном мире. Законопроект о цифровых финансовых активах (ЦФА) сегодня был принят Госдумой РФ во втором чтении.
Закон «О цифровых финансовых активах» – полный разбор
Госдума в декабре может принять закон, который позволит со следующего года использовать некоторые цифровые финансовые активы (ЦФА) для международных расчетов. Поправки к законопроекту «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», которые касаются майнинга, планировалось принять в первом чтении еще в декабре 2022-го. «Закон о цифровых финансовых активах: можно владеть, но нельзя расплачиваться». Президент РФ Владимир Путин подписал закон, позволяющий использование цифровых финансовых активов (ЦФА) в международных расчетах.
Закон о цифровых финансовых активах и криптовалюте
При этом у ЦБ будет право определять признаки цифровых активов, которые будут доступны только квалифицированным инвесторам. Устанавливаются правила выпуска и обращения цифровых финансовых активов. Выпуск ЦФА осуществляется на основании решения о выпуске таких активов, которое должно содержать обязательные сведения определяется перечень таких сведений , составляется в электронной форме и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, выпускающего ЦФА, отражает вид и объем прав, которые удостоверяют выпускаемые цифровые финансовые активы, должно быть размещено в интернете на сайте лица, выпускающего ЦФА, и на сайте оператора информационной системы, в рамках которой осуществляется выпуск ЦФА, и должно находиться в открытом доступе до полного исполнения всех обязательств лица, выпустившего ЦФА. Решение о выпуске таких активов может быть адресовано неопределенному кругу лиц является публичной офертой либо определенному кругу лиц обязательно для ЦФА, удостоверяющих права участия в капитале непубличного АО. Полномочия ЦБ Банк России наделяется полномочиями ведения реестра информационных систем и реестра операторов обмена цифровых финансовых активов, а также надзора за деятельностью операторов информационных систем, в рамках которых выпускаются ЦФА. ЦБ сможет устанавливать дополнительные требования к операторам информационных систем, к деятельности операторов обмена ЦФА включая требования к организации обращения ЦФА, требования к операционной надежности и требования к предоставлению отчетности.
Новости Новости налогового законодательства Урегулирован порядок налогообложения операций с цифровыми финансовыми активами и цифровыми правами, включающими одновременно цифровой финансовый актив и утилитарное цифровое право Дата публикации: 14. Одновременно пункт 2 статьи 149 Кодекса дополнен подпунктом 38, согласно которому не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость операции по реализации цифровых финансовых активов. В этой связи скорректированы и изменены положения статей 154, 155, 161, 164, 167, 170, 171 и 172 Кодекса.
В решении о выпуске цифровых финансовых активов наряду со сведениями, указанными в части 1 настоящей статьи, могут содержаться иные сведения, определенные лицом, выпускающим цифровые финансовые активы. Банк России вправе установить дополнительные к предусмотренным частью 1 настоящей статьи требования к содержанию решения о выпуске цифровых финансовых активов. В случае, если решение о выпуске цифровых финансовых активов содержит указание на ограничение оснований и или размера ответственности лица, выпускающего цифровые финансовые активы, такое указание должно быть явным и недвусмысленным. Решение о выпуске цифровых финансовых активов составляется в электронной форме и должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, выпускающего цифровые финансовые активы, или усиленной квалифицированной электронной подписью усиленными квалифицированными электронными подписями лица лиц , осуществляющего осуществляющих функции единоличного исполнительного органа юридического лица, выпускающего цифровые финансовые активы. В случае обеспечения исполнения обязательств, права по которым удостоверены цифровыми финансовыми активами, третьим лицом решение о выпуске цифровых финансовых активов должно быть подписано также усиленной квалифицированной электронной подписью такого лица в случае, если оно является физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем или усиленной квалифицированной электронной подписью усиленными квалифицированными электронными подписями лица лиц , осуществляющего осуществляющих функции единоличного исполнительного органа юридического лица, предоставившего обеспечение, подтверждая тем самым достоверность информации об обеспечении. Решение о выпуске цифровых финансовых активов должно быть размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте лица, выпускающего цифровые финансовые активы, и на сайте оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и должно находиться в открытом доступе до полного исполнения обязательств лица, выпустившего цифровые финансовые активы, перед всеми обладателями цифровых финансовых активов, выпущенных на основании соответствующего решения о выпуске цифровых финансовых активов. Размещенное в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте лица, выпускающего цифровые финансовые активы, и на сайте оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, решение о выпуске цифровых финансовых активов, адресованное неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой. Решением о выпуске цифровых финансовых активов может быть предусмотрено, а решением о выпуске цифровых финансовых активов, удостоверяющих возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам или удостоверяющих право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг или удостоверяющих права участия в капитале непубличного акционерного общества, должно быть предусмотрено, что оно адресовано определенному кругу лиц. Выпуск цифровых финансовых активов на условиях публичной оферты осуществляется в соответствии с федеральными законами. Статья 4. Учет и обращение цифровых финансовых активов 1. Цифровые финансовые активы учитываются в информационной системе, в которой осуществляется их выпуск, в виде записей способами, установленными правилами указанной информационной системы. Записи о цифровых финансовых активах вносятся или изменяются по указанию лица, осуществляющего выпуск цифровых финансовых активов, обладателя цифровых финансовых активов, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иных лиц или в силу действия, совершенного в рамках сделки, предусматривающей исполнение сторонами возникающих из нее обязательств при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательств отдельно выраженного дополнительного волеизъявления сторон путем применения информационных технологий в соответствии с правилами информационной системы, в которой учитываются цифровые финансовые активы. Правила информационной системы должны предусматривать, что в случае прекращения обязательств, удостоверенных цифровыми финансовыми активами, в силу их исполнения либо по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации или решением о выпуске цифровых финансовых активов, записи о цифровых финансовых активах должны быть погашены. Записи о цифровых финансовых активах не погашаются в случае, если обладателем цифровых финансовых активов становится лицо, их выпустившее, если иное не предусмотрено решением о выпуске цифровых финансовых активов. При этом по истечении одного года со дня, когда лицо, выпустившее цифровые финансовые активы, стало их обладателем, запись о таких цифровых финансовых активах должна быть погашена, если до истечения этого срока указанное лицо не перестало быть их обладателем. Положение статьи 413 Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательства совпадением должника и кредитора в одном лице в этом случае не применяется. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, права, удостоверенные цифровыми финансовыми активами, переходят к новому приобретателю с момента внесения в информационную систему записи о совершении такого перехода в соответствии с правилами информационной системы. Ограничение или обременение права распоряжаться цифровыми финансовыми активами возникает с момента внесения в информационную систему записи об этом в соответствии с правилами информационной системы. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обладателем цифровых финансовых активов признается лицо, одновременно соответствующее следующим критериям: 1 лицо включено в реестр пользователей информационной системы, в которой учитываются цифровые финансовые активы, ведение которого осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Федерального закона; 2 лицо имеет доступ к информационной системе, в которой учитываются цифровые финансовые активы, посредством обладания уникальным кодом, необходимым для такого доступа, который позволяет ему получать информацию о цифровых финансовых активах, которыми он обладает, а также распоряжаться этими цифровыми финансовыми активами посредством использования информационной системы. Доступ к информационной системе, в которой учитываются цифровые финансовые активы, обеспечивается в соответствии с правилами указанной информационной системы, в том числе с использованием программно-технических средств, которые позволяют реализовать обязанности оператора информационной системы, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Банк России вправе определить признаки цифровых финансовых активов, приобретение которых может осуществляться только лицом, являющимся квалифицированным инвестором, и или признаки цифровых финансовых активов, приобретение которых лицом, не являющимся квалифицированным инвестором, может осуществляться только в пределах установленной Банком России суммы денежных средств, передаваемых в их оплату, и или совокупной стоимости иных цифровых финансовых активов, передаваемых в качестве встречного предоставления. Запрещается принимать цифровые финансовые активы в качестве средства платежа или иного встречного предоставления за передаваемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, а также иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровым финансовым активом товаров работ, услуг , за исключением случаев, предусмотренных частью 11 настоящей статьи, а также федеральными законами. Цифровые финансовые активы могут использоваться в качестве встречного предоставления по внешнеторговым договорам контрактам , заключенным между резидентами и нерезидентами, которые предусматривают передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Статья 5. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов 1. Оператором информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, может быть включенное в реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов далее - реестр операторов информационных систем , юридическое лицо, личным законом которого является российское право в том числе кредитная организация, лицо, имеющее право осуществлять депозитарную деятельность, лицо, имеющее право осуществлять деятельность организатора торговли. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, вправе осуществлять свою деятельность с момента включения в реестр операторов информационных систем, который ведется Банком России в установленном им порядке. Банк России осуществляет надзор за деятельностью оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Банк России вправе установить дополнительные к предусмотренным частью 3 настоящей статьи требования к содержанию правил информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа при его наличии , члены коллегиального органа управления наблюдательного или иного совета при его наличии , главный бухгалтер, руководитель службы внутреннего контроля контролер , руководитель службы управления рисками лицо, ответственное за организацию системы управления рисками оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, при назначении избрании на должности и в течение всего периода осуществления функций по указанным должностям, включая временное исполнение должностных обязанностей, должны соответствовать требованиям к квалификации, установленным частью 7 настоящей статьи, и требованиям к деловой репутации, установленным частью 8 настоящей статьи. В качестве единоличного исполнительного органа оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, не может выступать юридическое лицо, функции единоличного исполнительного органа оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, не могут быть переданы коммерческой организации управляющей организации или индивидуальному предпринимателю управляющему. В случае, если оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, является хозяйственным обществом, лицо, имеющее право прямо или косвенно через подконтрольных ему лиц самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договором доверительного управления имуществом, и или договором простого товарищества, и или договором поручения, и или акционерным соглашением, и или иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями долями , распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции доли , составляющие уставный капитал такого оператора информационной системы, должно соответствовать требованиям к деловой репутации, установленным частью 8 настоящей статьи. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан в порядке и сроки, установленные нормативным актом Банка России, уведомить Банк России о назначении избрании лиц на должности, указанные в части 5 настоящей статьи, об освобождении лиц от указанных должностей, а также о возложении временного исполнения обязанностей по должностям, указанным в части 5 настоящей статьи, и об освобождении от временного исполнения обязанностей по указанным должностям. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан в порядке и сроки, установленные нормативным актом Банка России, представить в Банк России сведения о лицах, указанных в части 6 настоящей статьи. В случае выявления фактов несоответствия лиц, указанных в части 5 настоящей статьи, требованиям к квалификации, установленным частью 7 настоящей статьи, и или требованиям к деловой репутации, установленным частью 8 настоящей статьи, Банк России вправе потребовать от оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, их замены в порядке, установленном нормативным актом Банка России. В случае выявления фактов несоответствия лиц, указанных в части 6 настоящей статьи, требованиям к деловой репутации, установленным частью 8 настоящей статьи, Банк России в течение 30 дней со дня такого выявления направляет указанным лицам предписание с требованием об устранении нарушений или о совершении сделки сделок , направленной на уменьшение участия лица, имеющего право прямо распоряжаться более чем 10 процентами акций долей оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, в уставном капитале такого оператора информационной системы до размера, не превышающего 10 процентов акций долей такого оператора информационной системы. Копия предписания Банка России, указанного в настоящей части, направляется также оператору информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Банк России в установленном им порядке размещает на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о направленном предписании не позднее дня его направления. Указанные в настоящей части лица обязаны исполнить предписание Банка России в течение 90 дней со дня его получения и не позднее 5 дней со дня его исполнения уведомить об этом оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и Банк России в порядке, установленном нормативным актом Банка России. Со дня размещения на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о направленном предписании Банка России и до дня размещения информации о его отмене лица, которым было направлено предписание Банка России, и или акционеры участники оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, контроль в отношении которых осуществляют лица, которым было направлено предписание Банка России, и или лица, связанные с лицами, которым было направлено предписание Банка России, и совместно с ними осуществляющие права, удостоверенные акциями долями такого оператора информационной системы, имеют право голоса по количеству акций долей такого оператора информационной системы, в совокупности не превышающему 10 процентов акций долей такого оператора информационной системы. Предписание Банка России, указанное в части 11 настоящей статьи, подлежит отмене Банком России в случае выполнения указанных в нем требований. Копии акта об отмене предписания Банка России направляются лицам, получившим копии предписания Банка России. Форма и порядок направления предписания Банка России и акта об отмене предписания Банка России устанавливаются нормативным актом Банка России. Информация об отмене предписания Банка России размещается не позднее дня направления акта об отмене предписания Банка России на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном Банком России. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, не позднее дня, следующего за днем получения копии акта об отмене предписания Банка России, обязан довести до сведения своих акционеров участников информацию о получении указанной копии акта об отмене предписания Банка России в порядке, предусмотренном нормативным актом Банка России. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, должен создать службу внутреннего контроля и службу управления рисками либо назначить контролера и должностное лицо, ответственное за организацию системы управления рисками. Оператор информационной системы, осуществляющей учет прав на акции непубличного акционерного общества, выпущенные в виде цифровых финансовых активов, должен иметь лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по ведению реестра. Банк России вправе установить дополнительные требования к оператору информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов включая требования к системе внутреннего контроля, требования к операционной надежности и требования к предоставлению отчетности. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, вправе обеспечивать заключение сделок, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, с цифровыми финансовыми активами, выпущенными в информационной системе, оператором которой он является, без включения его в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов при условии включения в правила информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, положений правил обмена цифровых финансовых активов, предусмотренных статьей 11 настоящего Федерального закона. При обеспечении заключения сделок с цифровыми финансовыми активами в предусмотренном настоящей частью случае на оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, распространяются обязанности и запреты, предусмотренные настоящим Федеральным законом в отношении деятельности операторов обмена цифровых финансовых активов. Требования частей 5 - 12 настоящей статьи не распространяются на кредитные организации, организаторов торговли, профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестра или депозитарную деятельность, которые осуществляют деятельность оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Банк России вправе запросить у лица, выпустившего цифровые финансовые активы, или у оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, сведения о бенефициарном владельце лица, выпустившего цифровые финансовые активы. Лицо, выпустившее цифровые финансовые активы, и оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязаны по запросу Банка России представлять сведения о бенефициарном владельце лица, выпустившего цифровые финансовые активы. Номинальный счет оператора информационной системы и расчеты по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы 1. Для осуществления расчетов, связанных с выпуском цифровых финансовых активов, включающих денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, а также с периодическими выплатами по таким цифровым финансовым активам, погашением таких цифровых финансовых активов, оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, вправе открыть в российской кредитной организации номинальный счет, бенефициарами по которому являются лицо, выпускающее цифровые финансовые активы, обладатель цифровых финансовых активов, лицо, имеющее намерение приобрести цифровые финансовые активы, номинальный держатель цифровых финансовых активов. Кредитный рейтинг кредитной организации, в которой может быть открыт номинальный счет, должен быть не ниже уровня, установленного Советом директоров Банка России. В случае, если номинальный счет, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, открыт для совершения операций с денежными средствами, права на которые принадлежат нескольким бенефициарам, оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, ведет учет денежных средств каждого бенефициара. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, для осуществления расчетов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе открыть один или несколько номинальных счетов. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, может выступать в качестве одного из бенефициаров по договору номинального счета в случае, если предусмотренное правилами информационной системы его вознаграждение за организацию выпуска цифровых финансовых активов и или совершение сделок с цифровыми финансовыми активами зачисляется на указанный номинальный счет. Оператор информационной системы осуществляет расчеты по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы, только путем перевода денежных средств по номинальному счету в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". По номинальному счету оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, могут совершаться операции, связанные с переводом денежных средств, предусмотренные статьей 14. Оператор информационной системы, обеспечивающий заключение сделок с цифровыми финансовыми активами в соответствии с частью 16 статьи 5 настоящего Федерального закона, вправе дополнительно осуществлять расчеты по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы, путем перечисления между бенефициарами по одному номинальному счету принадлежащих им денежных средств без изменения остатка денежных средств по номинальному счету в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Для осуществления предусмотренных частью 7 настоящей статьи расчетов по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы, оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, вправе открыть в российской кредитной организации номинальный счет, указанный в части 1 настоящей статьи. Оператор информационной системы, который осуществляет предусмотренные частью 7 настоящей статьи расчеты по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы, должен соответствовать следующим требованиям: 1 размер уставного капитала составляет не менее 50 миллионов рублей; 2 размер чистых активов для хозяйственного общества, рассчитанный в соответствии с требованиями Банка России, установленными в отношении операторов обмена цифровых финансовых активов в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, составляет не менее 50 миллионов рублей. Сведения об осуществлении оператором информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, расчетов по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы, путем перечисления денежных средств между бенефициарами без изменения остатка денежных средств по номинальному счету, включаются в реестр операторов информационных систем. Статья 6. Требования к деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов 1. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан обеспечить внесение изменение записей о цифровых финансовых активах на основании вступившего в законную силу судебного акта, исполнительного документа, в том числе постановления судебного пристава-исполнителя, актов других органов и должностных лиц при осуществлении ими своих функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо выданного в порядке, предусмотренном законом, свидетельства о праве на наследство, предусматривающего переход цифровых финансовых активов определенного вида в порядке универсального правопреемства, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего требования таким оператором информационной системы. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан проинформировать оператора обмена цифровых финансовых активов о внесении изменении записей о цифровых финансовых активах, произведенных в соответствии с настоящей частью, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения изменения записей. Перечни указанных должностных лиц устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти; 5 по запросам, направляемым уполномоченными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции; 6 по требованию конкурсного управляющего в ходе конкурсного производства в отношении обладателя цифровых финансовых активов; 7 по требованию регистратора депозитария , в котором открыт лицевой счет счет депо цифровых финансовых активов, в случае, предусмотренном пунктом 5.
Банк России вправе установить дополнительные к предусмотренным частью 2 настоящей статьи требования к содержанию правил обмена цифровых финансовых активов. После утверждения правил обмена цифровых финансовых активов оператор обмена цифровых финансовых активов обязан представить указанные правила на согласование в Банк России вместе со следующими документами: 1 ходатайство о включении в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов; 2 документы, подтверждающие соответствие оператора обмена цифровых финансовых активов требованиям, установленным Банком России в соответствии с частью 11 статьи 10 настоящего Федерального закона. Порядок представления оператором обмена цифровых финансовых активов на согласование в Банк России правил обмена цифровых финансовых активов, а также порядок представления в Банк России предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи документов и требования к ним устанавливаются Банком России. Банк России принимает решение о согласовании правил обмена цифровых финансовых активов или об отказе в их согласовании в случае, если ходатайство о включении в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов направлено кредитной организацией или организатором торговли, в срок не более 45 рабочих дней со дня получения Банком России указанного ходатайства, правил обмена цифровых финансовых активов и документов, указанных в пункте 2 части 4 настоящей статьи. Банк России принимает решение о согласовании правил обмена цифровых финансовых активов или об отказе в их согласовании в случае, если ходатайство о включении в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов направлено юридическим лицом, не относящимся к кредитной организации или организатору торговли, а также осуществляет проверку соответствия данного юридического лица требованиям настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России в срок не более 90 рабочих дней со дня получения Банком России указанного ходатайства, правил обмена цифровых финансовых активов и документов, указанных в частях 4 и 5 настоящей статьи. Банк России принимает решение об отказе в согласовании правил обмена цифровых финансовых активов: 1 в случае несоответствия правил обмена цифровых финансовых активов требованиям федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных актов Банка России; 2 в случае несоответствия оператора обмена цифровых финансовых активов требованиям, установленным Банком России в соответствии с частью 11 статьи 10 настоящего Федерального закона; 3 в случае, если в представленных в Банк России документах, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, содержится неполная и или недостоверная информация. Если оператор обмена цифровых финансовых активов не является кредитной организацией или организатором торговли, Банк России принимает решение об отказе в согласовании правил обмена цифровых финансовых активов: 1 в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи; 2 в случае несоответствия оператора обмена цифровых финансовых активов требованиям, установленным частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона и нормативными актами Банка России; 3 в случае несоответствия лиц, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 1 и подпункте "д" пункта 2 части 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, требованиям к квалификации, установленным частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, и или требованиям к деловой репутации, установленным частью 5 статьи 10 настоящего Федерального закона; 4 в случае, если в представленных в Банк России документах, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, содержится неполная и или недостоверная информация. Банк России в письменной форме уведомляет о принятом решении об отказе в согласовании правил обмена цифровых финансовых активов оператора обмена цифровых финансовых активов с указанием оснований отказа в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе в согласовании правил обмена цифровых финансовых активов. Банк России включает лиц в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов в течение трех рабочих дней со дня согласования правил обмена цифровых финансовых активов. В случае внесения изменений в согласованные Банком России правила обмена цифровых финансовых активов оператор обмена цифровых финансовых активов обязан представить на согласование в Банк России указанные изменения в правила в виде новой редакции правил. В срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня получения изменений в правила обмена цифровых финансовых активов, Банк России принимает решение о согласовании указанных изменений или об отказе в их согласовании. Банк России принимает решение об отказе в согласовании изменений в правила обмена цифровых финансовых активов в случае их несоответствия требованиям федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных актов Банка России. Порядок представления и согласования изменений в правила обмена цифровых финансовых активов устанавливается Банком России. Внесенные в правила обмена цифровых финансовых активов изменения вступают в силу не ранее даты согласования их Банком России. В случае неоднократного в течение одного года нарушения оператором обмена цифровых финансовых активов требований настоящего Федерального закона либо неоднократного в течение одного года нарушения таким оператором требований, установленных статьями 6 , 7 за исключением пункта 3 , 7. В случае неоднократного в течение одного года неисполнения оператором обмена цифровых финансовых активов специальных экономических мер, предусмотренных статьей 3. Банк России исключает оператора обмена цифровых финансовых активов из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов в порядке, предусмотренном нормативным актом Банка России, в случае аннулирования отзыва у оператора обмена цифровых финансовых активов, совмещающего свою деятельность с деятельностью кредитной организации или некредитной финансовой организации, лицензии на осуществление деятельности кредитной организации, некредитной финансовой организации соответственно либо исключения оператора обмена цифровых финансовых активов, совмещающего свою деятельность с деятельностью некредитной финансовой организации, из соответствующего реестра, за исключением случая аннулирования лицензии на осуществление банковских операций в связи с получением статуса микрофинансовой компании, или случая аннулирования отзыва лицензии по заявлению лицензиата, или случая исключения из соответствующего реестра по заявлению некредитной финансовой организации, включенной в соответствующий реестр. Со дня исключения оператора обмена цифровых финансовых активов из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов запрещается совершение через такое лицо, исключенное из указанного реестра, сделок, предусмотренных частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан обеспечить исключение возможности совершения сделок, связанных с цифровыми финансовыми активами, выпущенными в соответствующей информационной системе, через привлеченного им оператора обмена цифровых финансовых активов со дня исключения его из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов. Оператор обмена цифровых финансовых активов вправе обратиться в Банк России с ходатайством об исключении его из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов. Банк России исключает оператора обмена цифровых финансовых активов из указанного реестра не позднее семи рабочих дней со дня представления им в Банк России такого ходатайства. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, включенный также в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов, обязан прекратить осуществление деятельности по обеспечению заключения сделок с цифровыми финансовыми активами со дня его исключения из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов, а также не позднее 30 рабочих дней после дня его исключения из указанного реестра обеспечить привлечение оператора обмена цифровых финансовых активов для совершения сделок, связанных с цифровыми финансовыми активами, выпущенными в соответствующей информационной системе, в случае отсутствия иных операторов обмена цифровых финансовых активов, привлеченных таким оператором информационной системы. Положения настоящей части об обязательном привлечении оператора обмена цифровых финансовых активов не применяются в случае, если оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, включенный также в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов, после исключения его из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов самостоятельно обеспечивает заключение сделок, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, с цифровыми финансовыми активами, выпущенными в информационной системе, оператором которой он является. Статья 12. Особенности выпуска и размещения цифровых финансовых активов, удостоверяющих возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг 1. Цифровые финансовые активы, удостоверяющие возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, предоставляют их обладателю право требовать от лица, обязанного по таким цифровым финансовым активам, реализации через оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, прав по эмиссионным ценным бумагам, предусмотренных решением о выпуске эмиссионных ценных бумаг. Цифровые финансовые активы, удостоверяющие право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, предоставляют их обладателю право требовать от лица, обязанного по таким цифровым финансовым активам, передачи ему ценных бумаг, предусмотренных решением о выпуске цифровых финансовых активов, в течение срока или при наступлении события, предусмотренных таким решением. Акциями и эмиссионными ценными бумагами, конвертируемыми в акции, возможность осуществления прав по которым удостоверяется цифровыми финансовыми активами или право требовать передачи которых удостоверяется цифровыми финансовыми активами, могут быть только акции непубличного акционерного общества и эмиссионные ценные бумаги непубличного акционерного общества, конвертируемые в его акции. Процедура эмиссии ценных бумаг, возможность осуществления прав по которым или право требовать передачи которых удостоверяют цифровые финансовые активы, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". В случае, если цифровые финансовые активы предусматривают возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, такие эмиссионные ценные бумаги должны учитываться на лицевом счете счете депо цифровых финансовых активов, открытом лицу, выпускающему цифровые финансовые активы и осуществляющему права по указанным эмиссионным ценным бумагам. Лицо, выпускающее цифровые финансовые активы, не вправе зачислять иные ценные бумаги на лицевой счет счет депо цифровых финансовых активов. Лицевой счет счет депо цифровых финансовых активов открывается с указанием оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и сведений, позволяющих идентифицировать цифровые финансовые активы. В случае, если на лицевом счете счете депо цифровых финансовых активов учитываются ценные бумаги, под которые выпущены несколько выпусков цифровых финансовых активов, регистратор депозитарий при зачислении ценных бумаг на такой лицевой счет счет депо обязан открыть субсчета под каждый выпуск цифровых финансовых активов для учета прав на эти ценные бумаги. Лицо, выпускающее цифровые финансовые активы, удостоверяющие возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, осуществляет права по учитываемым на лицевом счете счете депо цифровых финансовых активов ценным бумагам в соответствии с указаниями обладателей цифровых финансовых активов. Условия, порядок и сроки направления таких указаний устанавливаются решением о выпуске цифровых финансовых активов. Доходы и или иные выплаты по ценным бумагам, учитываемым на лицевом счете счете депо цифровых финансовых активов, подлежат передаче обладателям цифровых финансовых активов, удостоверяющих право на их получение, в порядке и сроки, предусмотренные решением о выпуске цифровых финансовых активов. Не позднее даты выпуска цифровых финансовых активов, удостоверяющих возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам или право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан обеспечить доступ приобретателям цифровых финансовых активов, которые удостоверяют возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам или право требовать их передачи, к решению о выпуске соответствующих ценных бумаг, а также к сведениям о наличии преимущественного права их приобретения и порядке осуществления такого права. Статья 13. Особенности выпуска и обращения цифровых финансовых активов, удостоверяющих права участия в капитале акционерного общества 1. Выпуск цифровых финансовых активов, удостоверяющих права участия в капитале публичного акционерного общества акции публичного акционерного общества, выпущенные в виде цифровых финансовых активов , и выпуск акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов при условии, что ранее была осуществлена эмиссия акций данного общества не в виде цифровых финансовых активов, запрещены. В случае выпуска акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов лицом, осуществляющим учет прав на акции этого общества, признается оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Эмиссия акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" с учетом следующих особенностей: 1 регистрация выпусков акций непубличного акционерного общества, выпущенных в виде цифровых финансовых активов, осуществляется оператором информационной системы в соответствии с правилами информационной системы. Государственная регистрация выпусков акций в виде цифровых финансовых активов не осуществляется; 2 решение о выпуске акций непубличного акционерного общества, выпущенных в виде цифровых финансовых активов, должно предусматривать учет акций в виде цифровых финансовых активов в информационной системе, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, а также содержать информацию о рисках, связанных с приобретением таких акций; 3 устав непубличного акционерного общества, акции которого выпущены в виде цифровых финансовых активов, должен предусматривать учет акций в виде цифровых финансовых активов в информационной системе, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Также уставом такого акционерного общества могут быть предусмотрены способы созыва и проведения общего собрания акционеров и способы уведомления акционеров об осуществлении корпоративных действий, предусмотренные правилами информационной системы; 4 возможность выпуска акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов должна быть предусмотрена уставом непубличного акционерного общества при его учреждении. Для выпуска и размещения акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, открывает в российской кредитной организации номинальный счет, бенефициаром по которому является эмитент ценных бумаг. Денежные средства, передаваемые в оплату акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов, при их выпуске должны зачисляться на номинальный счет, указанный в части 4 настоящей статьи. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, не вправе распоряжаться денежными средствами, находящимися на номинальном счете, указанном в части 4 настоящей статьи. Денежные средства, находящиеся на номинальном счете, перечисляются кредитной организацией по требованию бенефициара на его банковский счет, открытый в российской кредитной организации. Совершение иных операций по номинальному счету не допускается. Акции непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов считаются размещенными с момента наступления условий, при которых выпуск цифровых финансовых активов признается состоявшимся завершенным , и возникновения прав, удостоверенных цифровыми финансовыми активами, в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 2 настоящего Федерального закона. Обязанность по оплате акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов считается исполненной с даты поступления денежных средств на номинальный счет, указанный в части 4 настоящей статьи. Установленные нормативными актами Банка России требования к осуществлению деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг в части порядка учета прав на ценные бумаги не распространяются на учет прав на акции непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов. Статья 14. Оборот цифровой валюты 1. Под организацией выпуска в Российской Федерации цифровой валюты понимается деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение выпуска цифровой валюты, с использованием доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне, и или информационных систем, технические средства которых размещены на территории Российской Федерации, и или комплексов программно-аппаратных средств, размещенных на территории Российской Федерации далее - объекты российской информационной инфраструктуры. Под выпуском цифровой валюты в Российской Федерации понимаются действия с использованием объектов российской информационной инфраструктуры и или пользовательского оборудования, размещенного на территории Российской Федерации, направленные на предоставление возможностей использования цифровой валюты третьими лицами. Под организацией обращения в Российской Федерации цифровой валюты понимается деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение совершения гражданско-правовых сделок и или операций, влекущих за собой переход цифровой валюты от одного обладателя к другому, с использованием объектов российской информационной инфраструктуры. Организация выпуска и или выпуск, организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации регулируются в соответствии с федеральными законами. Юридические лица, личным законом которых является российское право, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения международных организаций и иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданные на территории Российской Федерации, физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими им товары, выполняемые ими им работы, оказываемые ими им услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров работ, услуг. Требования лиц, указанных в части 5 настоящей статьи, связанные с обладанием цифровой валютой, подлежат судебной защите только при условии информирования ими о фактах обладания цифровой валютой и совершения гражданско-правовых сделок и или операций с цифровой валютой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В Российской Федерации запрещается распространение информации о предложении и или приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые ими им товары, выполняемые ими им работы, оказываемые ими им услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров работ, услуг. Статья 15. О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" Внести в Федеральный закон от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах " Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. Внесение в устав общества изменений и дополнений в части указания на возможность выпуска акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов, а также исключения из устава общества такого указания, предусмотренного уставом при учреждении общества, не допускается. Внесение в устав непубличного акционерного общества, акции которого выпущены в виде цифровых финансовых активов, изменений, содержащих указание на то, что общество является публичным, не допускается. Статья 16. Требования пунктов 3. В случае, если ценные бумаги учитываются на лицевом счете счете депо цифровых финансовых активов, предусмотренном Федеральным законом "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" далее - лицевой счет счет депо цифровых финансовых активов , оператор информационной системы, в которой осуществлен выпуск цифровых финансовых активов, удостоверяющих возможность осуществления прав по таким ценным бумагам, по требованию держателя реестра или депозитария, в котором открыт лицевой счет счет депо цифровых финансовых активов, обязан представить информацию для составления списка владельцев ценных бумаг об обладателях соответствующих цифровых финансовых активов в объеме, необходимом для составления списка владельцев ценных бумаг. Особенности осуществления прав по ценным бумагам, учитываемым на лицевом счете счете депо цифровых финансовых активов 1. Лицо, которому открыт лицевой счет счет депо цифровых финансовых активов, осуществляет право на участие в общем собрании акционеров по акциям или в общем собрании владельцев облигаций, права в отношении которых удостоверяются цифровыми финансовыми активами, при условии, что обладатели цифровых финансовых активов дали указания голосовать определенным образом на общем собрании акционеров или общем собрании владельцев облигаций и эмитенту предоставлена информация о таких лицах с указанием количества ценных бумаг, права в отношении которых удостоверяются цифровыми финансовыми активами, которыми владеет каждый из них. Выплата дивидендов в денежной форме по акциям, а также доходов в денежной форме и иных денежных выплат по облигациям, учитываемых на лицевом счете счете депо цифровых финансовых активов, осуществляется лицу, которому открыт лицевой счет счет депо цифровых финансовых активов.
Минфин опередил ЦБ в дискуссии о торговле цифровыми активами
Обзор законопроекта о цифровых финансовых активах от юристов и экспертов рынка. Как избежать штрафов. Как этот закон затрагивает трейдеров и владельцев криптовалют. Анализ законопроектов о регулировании рынка криптовалют в России. Цифровые финансовые активы (ЦФА) и утилитарные цифровые права (УЦП) пока широко не распространены в нашей стране. Закон о них был принят в 2021 г., однако ранее налоговые правила не учитывали особенности обращения ЦФА и УЦП. Одновременно пункт 2 статьи 149 Кодекса дополнен подпунктом 38, согласно которому не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость операции по реализации цифровых финансовых активов. Государственная дума Российской Федерации приняла в третьем чтении закон о регулировании оборота цифровых финансовых активов (ЦФА), к которым относится и криптовалюта. Закон описывает цифровую валюту (криптовалюту) как имущество, а также как платежное средство, не являющееся денежной единицей Российской Федерации.