30 фактов из жития святого Патрика Ирландского, Молитвенный щит для православия, покровитель христиан востока и католиков. Патрик, просветитель Ирландии. 14) Групповой ирландский танец, который пляшут во время Дня святого Патрика, называется «кейли». один из самых зрелищных праздников Ирландии. Это торжество отмечается в честь покровителя всех ирландцев в день смерти Св. Патрика 17 марта.
Святитель Патрик, апостол Ирландии и чудотворец
Святыни Европы: Патрик просветитель кельтов | День святого Патрика – это древний ирландский праздник, который отмечается по всей Великобритании. |
17 марта – День святого Патрика: история, традиции и смысл праздника | В саму Ирландию, тогда еще входившую в состав Соединенного королевства, День святого Патрика пришел только в 1903 году: 17 марта было официально объявлено национальным праздником и выходным. |
Традиции, обычаи и история Дня Святого Патрика
Ежегодно 17 марта отмечается День Святого Патрика (St. Patrick's Day) — национальный ирландский праздник, ставший популярным во всем мире. Патрик Ирландский, Русская Православная Церковь, святой патрик, Ирландия. Патрик – католический святой, покровитель Ирландии.
10 фактов о Дне святого Патрика
Однако дома ему явился ангел со множеством писем, в первом же из которых святой Патрик прочел, что именно ему суждено проповедовать в языческой Ирландии Священное Писание. После этого он уже осознанно отправился в ирландскую землю. За годы служения в Ирландии большей частью, предположительно, в Северной Ирландии святому Патрику удалось обратить в христианство множество местных жителей, а в городе Арма основать первый монастырь, ставший центром епархии. Миссионерское служение просветителя Ирландии принесло такие огромные результаты, что сама страна стала называться «Островом святых и ученых».
Изначально она предназначалась для купаний, хотя сегодня это невозможно из-за того, что в шаге находится шоссе. По легенде, апостол ирландцев потерпел кораблекрушение на берегу города Барроу-ин-Фернесс в Камбрии и прошел вглубь области, к этому озеру, где крестил местных жителей — отсюда крещальный источник в Гленриддинге. Средневековая приходская церковь в соседнем Паттердейле тоже освящена в честь Св. Еще один такой источник расположен в местечке Бромборо графства Мерсисайд. Считается, что в 430-е годы апостол Ирландии крестил местный народ в этом источнике близ реки Мерси. Его вода исцеляет глазные болезни. Она содержит известняк и собирается в небольшой водоем. Источник можно найти в конце парка, известного как «лес Св. Среди других посвященных Свт. Патрику мест в Англии упомянем католическую церковь Св. Патрика в лондонском районе Сохо — один из первых католических храмов в Британии, построенных после выхода Билля об эмансипации католиков в 1829-м году. Церковь Св. Петра в Хейшаме, Ланкашир любезно предоставлено приходом Св. Петра в Хейшаме В Шотландии Есть несколько связанных со свт. Патриком великих святынь и на шотландской земле. Во-первых, это выходящий из воды так называемый «камень Св. Патрика» в реке Клайд округа Ренфрушир, недалеко от известного моста Эрскин соединяет округа Ренфрушир и Западный Дамбартоншир. По легенде, именно с этого камня ирландские пираты захватили в плен Патрика, когда он здесь рыбачил. Правда это или нет, но камень до сих пор считается великой святыней и освещается по ночам установленным на нем маленьким «маяком Св. Некоторые считают ее окрестности местом рождения свт. Деревня в первые века нашей эры была римским городом там обнаружены остатки римских крепости и гарнизона , а позднее здесь выстроили церковь в честь Свт. Патрика, ставшую в Средние века подворьем огромного клюнийского аббатства Пейсли. Хотя церковь перестраивалась, она сохранилась до наших дней принадлежит Пресвитерианской церкви Шотландии , а рядом с ней — целебный источник. В деревне также действует католический приход в честь Св. Именем просветителя Ирландии даже назван целый ряд холмов вулканического происхождения в центральной Шотландии, известных как «холмы Килпатрик». Среди церквей, освященных в честь Свт. Патрика Ирландского Предположительно, старейшая из сохранившихся церквей Уэльса стоит на северном побережье острова Англси и носит имя Свт. Она находится в очень живописном месте — на берегу залива Семэйс в приходе Лланбадриг «церковь Патрика». По легенде, на пути из Галлии в Ирландию корабль Патрика попал в сильный шторм близ берега Англси, и угодник очутился на крошечном необитаемом островке рядом с Англси, который ныне называется Инисбадриг «остров Патрика». С огромным трудом епископ добрался до основного острова Англси, где некоторое время жил в пещере и пил кристально чистую воду из местного источника и пещера, и источник сохранились. В благодарность Богу за спасение святитель воздвиг на вершине утеса часовню или церквушку. Первоначальная постройка была простой, а нынешнее каменное здание восходит к XII веку. В церкви выделяется дохристианский «стоячий камень», который в VII веке был украшен изображениями пальмы символ древа жизни и двух рыб символ Христа. Это не единственная в Уэльсе церковь в честь святого апостола Ирландии. Упомянем церковь Св. Патрика в Грейнджтауне, пригороде столицы Уэльса Кардиффа. На острове Мэн Полностью или частично сохранившиеся церкви и часовни в честь Св. Патрика можно найти практически по всему острову Мэн. К таковым относятся руины очень ранней часовни Св. Патрика в поселке и приходе Майкл: рядом с часовней сохранились развалины келлии и святой источник, а поблизости расположен высокий водопад остров Мэн славится своими водопадами. Очевидно, его воду в древности использовали для таинства Крещения. В приходе Мароун, в южной центральной части острова, находится святыня под названием «кафедра Св. К нему в поле ведет тропинка. В приходе Мароун находится святыня под названием «кафедра Св. Считают, что это древнее специальное место для проповеди Евангелия Считают, что это древнее специальное место для проповеди Евангелия: проповедники провозглашали с таких мест Благую Весть перед тем, как строить рядом храм или часовню. Крошечный островок к западу от острова Мэн называется «островом Св. Сегодня он соединен с основным островом мощеной дорогой, а совсем рядом находятся величественные собор Св. Германа и замок в городе Пил. Во времена свт. Патрика здесь существовала христианская община, а позднее — кельтский монастырь с большим кладбищем. От обители сохранились руины церкви и часовни Св. Патрика, а также круглая башня, не считая многочисленных крестов VII века. По легенде, свт. Патрик посещал этот островок в 444-м году, а вскоре назначил св. Германа первым епископом Мэнским. Патрика в нефе собора свт. Патрика в Дублине работы Мелани ле Броки любезно предоставлено собором Свт. Патрика в Дублине Чтобы помочь читателям лучше понять масштаб деятельности свт. Патрика и его роль в духовном становлении Ирландии, предлагаем неполный список святых, бывших его прямыми учениками и преемниками. Их имена даются в соответствии с их днями памяти, начиная с сентября. Патриком, который посвятил его во епископа Коннора; основал знаменитый монастырь в Келлсе, всегда носил Евангелие на своих плечах, а не в специальной сумочке, и совершил много чудес ; 12 октября: Фиак епископ, друг и последователь свт. Патрика, в честь которого написал гимн ; 9 ноября: Бенигн любимый ученик и певчий свт. Патрика, чьим преемником в качестве главного епископа Ирландии он, скорее всего, стал, проповедуя в областях Клэр, Керри; основал монастырь Друмлис в области Лейтрим и принял участие в составлении «Кашелской Псалтири» ; 27 ноября: Секундин ученик свт. Патрика, ставший первым епископом Даншафлина , затем епископом Армы; составил алфавитный гимн в честь свт. Патрика, сохранившийся до наших дней ; 6 декабря: Авксилий, Изернин и Секундин соратники свт.
В барах подают зеленое пиво, в магазинах торгуют зелеными бубликами, даже волосы и бороды солидных граждан в этот день приобретают зеленый, изумрудный или ярко салатовый цвет. Американцы в этом деле пошли еще дальше — в Чикаго в честь Дня святого Патрика в зеленый цвет красят даже реку. Впрочем, изначально «официальным» цветом Святого Патрика был синий. Для того, чтобы почувствовать себя ирландцем в этот день, нужно хорошее настроение и что-нибудь зеленое. Согласно традиции ирландских школьников, людей на празднике, у которых в костюме нет ничего изумрудного, можно и нужно… больно щипать. Появление трехлистного клевера как символа праздника объясняют тем, что с помощью этого растения Святой Патрик объяснял людям понятие Святой Троицы. Существует поверье, что в День Святого Патрика можно обрести удачу и невероятное везение — стоит только отыскать четырехлистный клевер. Если удачливому искателю сокровищ удастся поймать лепрекона, то это существо в обмен на свободу обязательно поведает человеку, где спрятаны его сокровища. Впрочем, если вы вдруг поймаете башмачника, то помните, что полностью верить ему не следует, — эти коренастые рыжебородые человечки обладают скверным характером и легко могут обмануть доверчивого искателя сокровищ. На рисунках лепреконы, как правило, одеты в остроконечную шляпу и кожаный фартук. Этот день символизирует принятие христианства в Ирландии, а также является праздником культурного наследия Ирландии в целом. В соответствии с давней традицией этот праздник отмечается многотысячными парадами, громкой музыкой, шумными вечеринками, а также традиционной ирландской едой и напитками. Сами ирландцы в этот день традиционно посещают мессу и занимаются благотворительностью.
Считается, что Патрик также подарил острову письменность, а заодно изгнал оттуда всех змей. Считается, что захоронен святой в городе Даунпатрик. Место погребения для святого выбирали с помощью двух быков: их запрягли в телегу, на которую возложили безжизненное тело святого. Там, где быки остановились, и был погребен святой. День святого Патрика стал по-настоящему народным праздником, который со временем в Ирландии стал официальным выходным днем. Традиции праздника Главной традицией этого праздника является восхождение паломников на гору Croagh Patric на западе Ирландии. Согласно преданию, именно на этом месте святой в течение 40 дней молился и постился, противостоя демонам. Он разогнал их с помощью силы своей молитвы, а затем загнал их в пещеру, где по легенде они заключены и по сей день. Само действие так и называется — «осушить трилистник».
Что такое День святого Патрика, когда его отмечают и почему полюбили в России. Простыми словами
Вскоре его продают в рабство и в знак унижения дают ему кличку. Можно не сомневаться, что те, кто продавал Магона, красноречиво живописали богатство разграбленной виллы его отца и сообщили о знатном происхождении юноши. Новый хозяин решил дать пленнику новое имя и презрительно назвал своего молодого раба Patricius — «знатный человек, патриций». В ирландском плену меняется не только имя Магона — с ним происходит и перемена внутренняя. Он обретает веру, открывает для себя Бога, и Бог открывается ему. Удивительно, но позже, будучи уже вне уз рабства, и даже встретившись с родителями, Патрик не меняет свое рабское прозвище. Он никогда более не будет носить имя, полученное им на свободе. До конца дней своих Патрик будет нести имя раба, связанное с годами его унижения, но с которого, в то же самое время, началось его обращение ко Христу.
Так патриций по рождению стал Патриком во Христе. Шесть лет Патрик пребывает в Ирландии рабом, но это — шесть лет духовного роста и молитвенного творчества. Наконец, однажды ночью Патрик решается на побег. Он попадает на корабль, который экспортировал знаменитых ирландских волкодавов. Вместе с четвероногими друзьями Патрик прибывает в Галлию, где и живет какое-то время, пока в 432 году не получает откровение от Бога — вернуться туда, откуда чудесно был спасен. Это был трудный шаг, но Патрик подчиняет свою волю воле Бога, потому что, по его собственному слову, «Бог давно уже победил во мне». Святой несет евангельскую радость той земле, которая принесла ему много горя.
С этого момента Патрик становится, по точному выражению иеромонаха Серафима Роуза , «огненным апостолом Христа». Патрик не был ирландцем То, что вы сейчас прочтете, благочестивым читателям с зеленого острова может не понравиться, и даже может быть расценено как кощунство, и это вовсе не преувеличение. Дело в том, что в сознании всякого жителя изумрудной страны Патрик и Ирландия неразлучны, как овцы и пастух. Само второе имя ирландца — «падди» — говорит о том, что для него Патрик — это первый ирландец на земле, самый главный и стопроцентный. Но факты есть факты. Самый ирландский ирландец был не ирландцем, а британцем. Когда в 432 году Патрик начинал свое нелегкое служение в Ирландии, ему помогало одно лишь упование на Бога.
Именно в этом году миссионер и несколько его спутников отчаливают от европейского континента и высаживаются на диких ирландских берегах. Патрику было тогда около сорока лет, и на протяжении следующих шестидесяти лет он проповедует Евангелие и обращает жителей Ирландии в христианство. Ему пришлось столкнуться с реакцией местных вождей, злобой друидов, просто человеческими предрассудками. Достаточно вспомнить один случай из жития святого Патрика, когда некто Диху, увидев приближающегося чужестранца, выхватил свой меч и хотел сразить святого, но его рука застыла на полпути, потеряв способность двигаться. После этого Диху стал более дружелюбным и даже подарил Патрику большой амбар, где стали проходить первые службы. Традиция связала имя апостола Ирландии с еще одной выдающейся личностью того времени — королем Лойгайре, первая встреча Патрика с которым произошла в обстановке далеко не дружелюбной. Однажды все короли и вожди Ирландии были собраны в доме Лойгайре в Таре.
Отец св. Патрика был из бриттов, а мать, близкая родственница свт. Мартина Турского, покровителя Галлии, - из франков. В детстве и юности св.
Патрик не знал Христа. Это случилось в плену, в Ирландии, куда он был уведён из фамильного имения в возрасте около 16 лет. Разбойники убили отца св. Патрика, сёстры пропали без вести, а он сам был продан в рабство.
По мнению св. Патрика, наказание было заслуженно, поскольку народ отвратился от Бога. В рабстве святой пас овец в уединённых местах. Там, созерцая творение, он научился верить и молиться Творцу.
По его молитвам Бог часто творил чудеса. Но потом он получил от Бога повеление бежать. Патрик так писал об этом в своей «Исповеди»: «Тогда, в одну из ночей, я услышал во сне голос, сказавший мне: "Скоро ты отправишься в родные края". И через короткое время: "Вот, твой корабль готов".
Тогда я решился и убежал, оставив человека, у которого я был шесть лет, и шёл, направляемый силой Божьей, пока не достиг того корабля». На этом не закончились его приключения. Капитан сказал: "Ты говоришь, что твой Бог велик и всемогущ, так почему бы тебе не молиться о нас? Ведь мы можем погибнуть от голода".
И я отвечал им с уверенностью: "Обратитесь с верой от всего вашего сердца к Господу, ибо для Него нет ничего невозможного, чтобы Он послал вам пищу". И, с Божьей помощью, стадо свиней появилось перед нами на дороге». Дома ему было видение мужа, «как бы пришедшего из Ирландии, неся с собой послания». Так святой получил повеление вернуться обратно, но уже с проповедью Евангелия.
Перед миссией св. Патрик отправился в Галлию. Некоторое время он жил в известных монастырях. Затем он поселился при знаменитом св.
Епископ при рукоположении в сан диакона дал ему имя Патрик. Вскоре св. Герман отправился в Британию бороться с ересью Пелагия. Вместе с группой священников он взял с собой и св.
Первоначально новый епископ высадился на севере Ирландии, но местное население повело себя агрессивно, и Патрик счел, что разумнее будет отчалить от этого негостеприимного места побыстрее и поискать удачи у других берегов. Вскоре он высадился еще раз, недалеко от нынешнего городка Saul. Один из местных жителей, послушав первую проповедь Патрика, сразу принял христианство и разрешил проповеднику использовать для служб свой амбар. Потом начинается эпопея с крещением Ирландии, где воспоминания и отчеты Святого Патрика щедро приправлены легендами, народными преданиями и выдумками летописцев.
Сам Патрик писал о тысячах окрещенных людей, основании монашеских общин, постройке церквей и о том, что некоторых правителей пришлось задабривать подарками, чтобы они согласились терпеть миссионерство на своих землях. Далеко не все шло гладко: воинственные вожди не жаждали проявлять христианское милосердие, жерцы-друиды не собирались отдавать свою паству без борьбы, страна была отсталой и очень бедной. За время работы Патрика, по его признаниям, несколько раз избивали, однажды ограбили начисто, до оставления на большой дороге нагишом , а однажды бросили в застенок, заковав в кандалы. Тем не менее, именно ему Ирландия обязана и массово уверовавшим населением, и появлением серьезных церквей, монастырей и прочих религиозных структур.
Среди прочего, креститель основал «главную» церковь Ирландии — собор и монастырь в городе Armagh. До сих пор это официальная резиденция духовного лидера страны — архиепископа Армского, главы Ирландской католической церкви. Первым архиепископом Армским стал сам Святой Патрик. Пацифист, волшебник и создатель символа Ирландии Что касается легенд, то, согласно одной из них, однажды Патрик зажег огонь в кельтский языческий праздник, совпавший по дате с Пасхой, — и друиды, как ни старались, не смогли его погасить.
В другой раз, споря с жрецом, Патрик в сердцах пожелал тому умереть — и друид упал, разбил голову и умер на месте. Раздражение его было вполне понятно: противодействие не ограничивалось неосторожными пожеланиями — между служителями старой и новой религий шла настоящая «холодная война», способная и святого вывести из себя. В частности, есть предание о том, что один из жрецов как-то попытался оппонента отравить, демонстративно преподнеся ему кубок отравленного вина. В ответ «Апостол Ирландии» прочитал над кубком молитву и спокойно выпил вино на глазах толпы изумленных свидетелей — без малейшего вреда для себя.
А однажды Патрику пришлось соревноваться с местным друидом в способностях повелевать водой и огнем — и он с честью вышел победителем, сумев удалить снега из горной долины и совладать с бушующим пламенем. Кончилось тем, что однажды кельтский идол сам спрыгнул с постамента и пал перед святым ниц. Иногда оппоненты Патрика пытались перевести борьбу с ним в «горячую» фазу, но Креститель своей сверхъестественной силой всегда останавливал готовый начаться бой. Однажды, как говорят легенды, остановил меч в воздухе, а как-то мановением руки разогнал целую армию.
Некоторые исследователи считают, что Святой Патрик так почитаем в Ирландии как раз потому, что сумел обратить ее в христианство без войны. Впрочем, по некоторым данным, при всем своем миролюбии святой умел биться на ирландских посохах-шилейлах не хуже профессионалов.
Святой Патрик изгнал змей из Ирландии ну почти Две наиболее популярные легенды, связанные с именем Патрика, говорят о том, что он принес в Ирландию письменность и что он изгнал оттуда всех змей. Возможно, последняя работа не была особо тяжелой: змей в Ирландии никогда и не водилось. Суровый климат мешал их распространению, а холодные воды океана препятствовали попаданию хладнокровных из других территорий на остров. Исследователи считают, что «змеи», которых изгнал святой, были скорее символическими. Змей — одно из обличий Дьявола в Библии, а религиозный деятель был поборником ереси и почитателем слова божьего.
Лепреконов-женщин не существует Лепрекон — персонаж ирландского фольклора, исполняющий желания, а также символ Дня святого Патрика. В народных сказках их изображают в виде маленьких коренастых мужичков, нередко. Обычно в историях они чинят обувь и охраняют награбленное золото. Девочки-лепреконы появились только в 20 веке после распространения Дня святого Патрика по миру и благодаря рекламе. Ирландский танец, который пляшут во время праздника, называется «кейли» Изначальное значение слова — праздник, вечеринка. Старое значение слова было деформировано деятельностью Гэльской Лиги , организации по сохранению ирландской культуры.
Что такое День святого Патрика, когда его отмечают и почему полюбили в России. Простыми словами
Фигура Святого Патрика стала символом ирландской истории и культуры, и его праздник, День Святого Патрика, стал одним из самых известных и популярных праздников в Ирландии и за ее пределами. 4. Святой Патрик не был ирландцем. Первый раз будущий святой попал в Ирландию в возрасте 16 лет в качестве раба, будучи захвачен в плен разбойниками-ирландцами. Святой Патрик – самый почитаемый святой в Ирландии, считается, что именно он принес христианство на «Изумрудный остров», крестил Ирландию и избавил ее от язычества. День святого Патрика, отмечаемый по западной традиции 17 марта, хорошо известен и в России. Вот только отнюдь не по-христиански: нарядиться в зелёное и надуться ирландским пивом, дело нехитрое, но к подлинному почитанию этого святого отношения не имеющее.
Главный покровитель Ирландии. 9 легенд о святом Патрике
О времени преставления святого Патрика единого мнения нет; одни полагают, что кончина последовала в 461 г., другие называют более позднюю дату – 493 г. (память святого празднуется 17/30 Марта). 4. Святой Патрик не был ирландцем. Первый раз будущий святой попал в Ирландию в возрасте 16 лет в качестве раба, будучи захвачен в плен разбойниками-ирландцами. Святой Патрик — покровитель Ирландии и Северной Ирландии, составной части Великобритании, поэтому отмечали 17 марта на национальном уровне серьезно и без кутежа.
17 фактов, которые Вы не знали о Дне святого Патрика
Новый хозяин решил дать пленнику новое имя и презрительно назвал своего молодого раба Patricius — «знатный человек, патриций». В ирландском плену меняется не только имя Магона — с ним происходит и перемена внутренняя. Он обретает веру, открывает для себя Бога, и Бог открывается ему. Удивительно, но позже, будучи уже вне уз рабства, и даже встретившись с родителями, Патрик не меняет свое рабское прозвище.
Он никогда более не будет носить имя, полученное им на свободе. До конца дней своих Патрик будет нести имя раба, связанное с годами его унижения, но с которого, в то же самое время, началось его обращение ко Христу. Так патриций по рождению стал Патриком во Христе.
Шесть лет Патрик пребывает в Ирландии рабом, но это — шесть лет духовного роста и молитвенного творчества. Наконец, однажды ночью Патрик решается на побег. Он попадает на корабль, который экспортировал знаменитых ирландских волкодавов.
Вместе с четвероногими друзьями Патрик прибывает в Галлию, где и живет какое-то время, пока в 432 году не получает откровение от Бога — вернуться туда, откуда чудесно был спасен. Это был трудный шаг, но Патрик подчиняет свою волю воле Бога, потому что, по его собственному слову, «Бог давно уже победил во мне». Святой несет евангельскую радость той земле, которая принесла ему много горя.
С этого момента Патрик становится, по точному выражению иеромонаха Серафима Роуза , «огненным апостолом Христа». Патрик не был ирландцем То, что вы сейчас прочтете, благочестивым читателям с зеленого острова может не понравиться, и даже может быть расценено как кощунство, и это вовсе не преувеличение. Дело в том, что в сознании всякого жителя изумрудной страны Патрик и Ирландия неразлучны, как овцы и пастух.
Само второе имя ирландца — «падди» — говорит о том, что для него Патрик — это первый ирландец на земле, самый главный и стопроцентный. Но факты есть факты. Самый ирландский ирландец был не ирландцем, а британцем.
Когда в 432 году Патрик начинал свое нелегкое служение в Ирландии, ему помогало одно лишь упование на Бога. Именно в этом году миссионер и несколько его спутников отчаливают от европейского континента и высаживаются на диких ирландских берегах. Патрику было тогда около сорока лет, и на протяжении следующих шестидесяти лет он проповедует Евангелие и обращает жителей Ирландии в христианство.
Ему пришлось столкнуться с реакцией местных вождей, злобой друидов, просто человеческими предрассудками. Достаточно вспомнить один случай из жития святого Патрика, когда некто Диху, увидев приближающегося чужестранца, выхватил свой меч и хотел сразить святого, но его рука застыла на полпути, потеряв способность двигаться. После этого Диху стал более дружелюбным и даже подарил Патрику большой амбар, где стали проходить первые службы.
Традиция связала имя апостола Ирландии с еще одной выдающейся личностью того времени — королем Лойгайре, первая встреча Патрика с которым произошла в обстановке далеко не дружелюбной. Однажды все короли и вожди Ирландии были собраны в доме Лойгайре в Таре. Собравшиеся праздновали праздник Бельтайн, знаменовавший наступление лета и инаугурацию короля.
В ночь этого празднества во всей Ирландии должны были быть погашены костры.
Коротик называл себя христианином, и святой Патрик в своём письме просил его покаяться и образумиться [27] [П 3]. Святой Патрик крестит ирландских принцесс Одна из легенд, связанных с миссионерством святого, рассказывает о двух королевских дочерях, Этне и Феделм, встретивших святого и его спутников у озера. Девушки расспросили святого Патрика о Боге, уверовали и были крещены, но им захотелось большего: они попросили о причастии , чтобы быстрее увидеть Бога, и после тут же умерли.
Обе они были канонизированы как святые девы Коннахта, и их память почитается 11 января [Л 2]. В житии Мурьху существует и другая аналогичная легенда о королевской дочери Монесан [Л 2] [Л 13] ; существовали и крещёные ирландские принцессы, для которых смерть не последовала сразу за крещением Синния из Ольстера [31] , Монинна [32]. Святой Патрик за время своей миссии не внедрил в Ирландии римскую тонзуру взамен кельтской [Л 2]. Существует предположение, что церковь святого Патрика повлияла на христианизацию Руси через варягов [Л 2].
Несмотря на то, что святой Патрик несомненно многое сделал для христианизации Ирландии, неверно называть его первым христианским миссионером этой страны. Первые христианские захоронения Ирландии относятся к концу IV века [Л 5] ; археологические находки свидетельствуют, что христианизация Ирландии началась скорее с юга, а не с севера, где действовал Святой Патрик [Л 5] ; первым епископом Ирландии, согласно «Хронике» Проспера Аквитанского, был галло-римлянин святой Палладий [Л 8] , поставленный в сан папой Целестином [2] в 431 году [Л 5]. Согласно преданиям, его миссия была неудачной, он заболел и скончался, вернувшись в Британию [Л 13]. В Confessio о Палладии не сказано ни слова.
Учитывая несколько дат смерти, сохранившихся в ирландских анналах, и существование Палладия, в ирландской средневековой традиции и в научной литературе XX века родилась «концепция двух Патриков» [33] [34] , молодого и старого или даже трёх [Л 5]. Смерть [ править править код ] Предположительное место захоронения День поминовения святого — 17 марта ; информация о годе смерти расходится в зависимости от источника. Место кончины и захоронения святого также достоверно неизвестны, однако считается, что он захоронен в соборе Святой Троицы в Даунпатрике [35] [Л 3] по другим традиционным преданиям — в Соуле или Арме [Л 3]. По легенде, для выбора места в повозку с телом святого были впряжены два неукрощённых быка, и захоронение должно было случиться там, где они остановятся [Л 13].
По легенде же, перед смертью святой сорок дней и ночей провёл на вершине горы Кро , а в последний час, после того, как его исповедовал епископ Тассах [Л 13] [26] , бросил с горы колокол, молясь о том, чтобы в Ирландии не иссякла вера и колокол подхватили ангелы, которые ещё и охраняли могилу святого в первую ночь [26] [Л 2]. Согласно преданиям, ангел обещал святому исполнение четырёх просьб: престол в Арме, возможность судить тех, кто в день кончины прочёл обращение к святому и возможность судить всех ирландцев , а также милосердие потомкам Диху одного из первых встретившихся Патрику во время миссии ирландцев [Л 13]. По тем же преданиям, чтобы тело не было вырыто, было определено положить его на локоть в землю; несмотря на это, между двумя народами после смерти святого разгорелась война за его мощи, ничем не кончившаяся из-за божественного вмешательства [Л 13]. Хронология событий [ править править код ] Точное датирование событий из жизни святого является дискуссионным вопросом [Л 3].
Патрик упоминает о том, что народ франков придерживается язычества ; их обращение в христианство началось с 496 года, так что данное упоминание не может сильно помочь. Другая привязка — римское знатное происхождение Патрика и упоминание, что его похитили в 16 лет, но достоверно ориентироваться в связи с этим и временем исчезновения римлян с северо-запада Британии тоже невозможно [Л 3]. В целом и «Трёхчастное Житие», и жития Муирьху и Тирехана, и анналы, и прочие источники из Книги Армы связывают историю Патрика с людьми, умершими, согласно записям, к концу V или началу VI века [Л 16]. Учитывая получение сана, Патрику предположительно в 432 году было 30 лет [Л 3] , однако летописи сообщают о смерти святого на 60 лет позже в возрасте 120 лет [Л 18] , что плохо согласовывается с обычной продолжительностью жизни [Л 3].
Встречаются упоминания о смерти в 461 году, но они, предположительно, возникли из-за смешения образа святого Патрика с образом папы Льва I [Л 3]. В 1905 году историк Дж. Бьюри пересмотрел традиционную хронологию с учётом своей специализации на римской истории и признанием даты смерти в 461 году [Л 3] ; в его модели святой родился в 389 году, был похищен в 405 году год большого налёта на те земли Ниалла Девять Заложников , освобождение произошло в 411 году, святой вернулся в Ирландию в 432 году, основал первую церковь в Арме в 444 году и умер в возрасте 72 лет в 461 году [Л 3]. В настоящее время правление Ниалла обычно датируют позднее, считая, что он умер около 452 года [Л 19] [Л 20].
Модель Бьюри во многом основывалась на авторитете её создателя; её критика в итоге была основана на отсутствии объяснений двух разных дат смерти, указанных в летописях, и привела к созданию «Концепции двух Патриков» [Л 3]. Хьюз в «Новой истории Ирландии», отмечая значительную литературу вопроса и его сложность, считает наиболее вероятной датировку деятельности Патрика 461—492 годами [Л 21]. Мурьху пишет, что нашёл четыре имени Патрика, записанные в этой книге: Магон Magonus, знаменитый , Суккет Succetus, бог войны , Патрикий Patricius, знатный человек — по ряду свидетельств, это прозвище было дано ему в насмешку в рабстве и трансформировалось позже в имя [8] и Котиртиак [Л 13] Cothirtiacus, так как он обслуживал четыре дома друидов [36] [П 9] , а также свидетельства об имени матери Патрика [П 7]. Монастырь в Арме весьма активно пользовался именем своего легендарного основателя, чтобы стать главным религиозным центром Ирландии что предполагало и большое политическое влияние [Л 5].
В преданиях упоминаются чудеса, происходившие вокруг жадного хозяина, не желавшего честно отдать святому Патрику часть местных земель [Л 2] , и легенда о смерти святого, согласно которой он, чувствуя смерть, спешил в любимый город, но был остановлен ангелом с целью, чтобы в Арме святой запомнился живым [Л 2] [26]. Вероятно, связь святого и Армы является исключительно вымышленной; однако это весьма ранняя традиция, не имеющая строгой локализации [Л 3]. Две наиболее популярные легенды, связанные с именем Патрика, говорят о том, что он принёс в Ирландию письменность и что он изгнал оттуда всех змей [8] [Л 23] [1]. Однако письменность на остров проникла ещё раньше через романизированную Британию , а змеи исчезли независимо от Патрика [37].
Академик Н. Кареев приводил легенду о змееборстве св.
Вступление на апостольский путь Когда он возвратился в отчий дом, ему было видение: перед ним предстал некий небесный муж по имени Викторий и показал пачку писем. Он открыл первое и прочитал: "Глас Ирландии! Святой отрок, мы молим тебя вновь прийти и ходить среди нас. Почувствовав в этом призыв Божий, он решил подготовить себя к просвещению этих варваров.
Для этого он должен был завершить церковное образование, которое не смог получить в ранней юности. Он отправился в Галлию , жил в различных монашеских центрах, в том числе в Лерине. Около 15 лет провел он в Оксерре ныне Осер под духовным водительством святого Германа , который рукоположил его во диакона. Когда святой Герман вернулся из поездки в Британию , где в 429 году боролся с пелагианством , перед ним встала неотложная задача неотложно найти миссионеров для Ирландии, так-как посланный туда епископ Палладий скоропостижно скончался. Патрикий был призван на это служение, но помня о грехах юности, не решался принимать рукоположение. Только новое видение утвердило его в том, что такова воля Божия, и тогда святитель Герман посвятил его во епископа Ирландского.
Просвещение Ирландии Во главе небольшого числа клириков святитель высадился на Ирландском берегу в том самом месте, куда до него приплыл и святой Палладий. Не мешкая он отправился на большое собрание, которое регулярно устраивали предводители родов, и произнес смелую проповедь о Христе перед свирепыми воинами. Ему удалось обратить некоторых старейшин, а вслед за ними и людей из их племен. Миссионеры получили земельные участки, чтобы основать там церкви и монастыри. Святой Патрикий стал обходить всю Ирландию, прежде всего ее северные области, без устали возвещая слово Божие. Как правило, он обращался вначале к главам родов и королям.
Так он смог обратить королей Дублина , Мунстера и семерых сыновей короля Коннахта. Проповедник столкнулся с противодействием языческих жрецов - друидов , которые использовали против апостола колдовство. Но Патрикий, призвав на помощь могущество Божие , сделал их бессильными и даже обратил некоторых.
Паломники поднимаются на гору Патрика в Ирландии. Согласно легенде, в этом месте святой изгнал из страны змей. В крупных городах проводятся костюмированные парады. В них участвуют духовые оркестры с волынками. Участники массовых мероприятий надевают причудливые костюмы зеленого цвета.
На одежду прикрепляют искусственную или живую веточку трехлистного клевера, ирландский флаг. Участники праздника танцуют, поют, ходят в пабы и пьют алкоголь. В День святого Патрика люди едят и пьют от души. Распространенные праздничные блюда — тушеная капуста с беконом, картофельные оладьи, сосиски и пюре, жареный цыпленок. Традиционные напитки — темное пиво и виски. На основе пива готовят супы и соусы, маринад для мяса и овощей.
Святыни Европы: Патрик просветитель кельтов
С тех пор клевер трилистник стал для ирландцев полуволшебным средством от всех бед и напастей. Говорят, что на протяжении многих веков, отправляясь на чужбину, ирландцы высушивали и зашивали в ладанку несколько листочков клевера с родных полей: оберег на удачу. Святой Патрик — креститель Ирландии Первая проповедь Патрика-миссионера прошла в месте его высадки на ирландскую землю у современного города Saul. Крестьянин, прослушавший его проповедь, так впечатлился его словами, что сразу же принял христианство и позволил ему использовать для служб свой амбар. Страна была бедной и отсталой, люди — воинственными и необразованными. На пути Святого Патрика вставали местные правители, воинственные вожди полудиких лесных племен, а также кельтские друиды, не желавшие отдавать свою паству без боя. Его несколько раз жестоко избивали, грабили, а однажды его даже заковали в кандалы и отправили в тюрьму. Но с каждым днем все больше людей верило слову Святого Патрика, обращаясь в христианство. На своем пути Патрик обретал все больше единомышленников, счет обращенных в христианство шел уже на тысячи.
Он основывал монашеские общины, строил церкви, и шел дальше. Перелом в общественном сознании наступил, когда Святой Патрик основал собор и монастырь в городе Armagh Арма. К тому времени уже больше половины населения страны стало христианами. С тех пор Арма — официальная резиденция духовного лидера ирландских католиков — архиепископа Армского. Первым архиепископом Армским был сам Святой Патрик. Самыми непримиримыми его врагами стали кельтские жрецы — друиды, которые бились за свою паству всеми методами: хитростью, силой, ядом и даже магией. Но все было бессильно против силы Святого Патрика: он одним движением руки тушил огонь, бился с лучшими воинами на посохах-шилейлах, насылал на армию в горном ущелье снежные бури, читал молитву над кубком с отравленным вином и выпивал его, не моргнув глазом. При этом он был добрым и великодушным по отношению к простым людям.
В то время христианство насаждалось на языческих территориях «огнем и мечом», а Патрику удалось обратить Ирландию в христианство без войны — еще и поэтому его так почитают ирландцы. Невероятно, но факт: человек, так много сделавший для христианства и католичества, так и не был канонизирован Католической церковью. Одной из самых любимых ирландцами легенд является та, согласно которой Святой Патрик однажды, разозлившись на змей, что мешали ему молиться на горе Croagh Patrick за ирландский народ, одним взмахом своего посоха сбросил всех гадов в море.
Много легенд связано с именем Святого Патрика, с его миссионерской деятельностью и столкновениях с друидами жрецы.
Святой Патрик крестил сотни тысяч человек и основал в Ирландии несколько сот церквей. Считается, что именно он принес письменность в Ирландию, а также изгнал с острова всех змей. По преданию, за твердость веры бог обещал Святому Патрику, что Ирландия уйдет под воду за семь лет до конца света, чтобы избежать горя и бедствий, и что Святой сам будет судить ирландцев в день Страшного суда. Святой умер 17 марта 463 года по другим источникам в 461 году и был причислен к лику Святых до разделения христианской Церкви на Западную и Восточную, поэтому его почитают и во многих православных общинах.
С 2017 года поминать Святого будет и Русская православная церковь, но по старому стилю, то есть на 13 дней позже — 30 марта. День Святого Патрика ирландцы начали отмечать как национальный праздник в X-XI веках, причем не только на территории Ирландии, но и в других европейских странах, где была ирландская диаспора. В том же году был издан закон, предписывающий закрывать бары и пабы 17 марта из-за чрезмерного употребления гражданами алкоголя. Но в 1970-е годы закон был отменен.
Символы Традиционными символами этого дня считаются трилистник клевер и сказочные существа лепреконы. Широкое распространение получила легенда о том, как Святой Патрик объяснял язычникам догмат о Троице на примере листка клевера. Согласно преданию, Святой Патрик во время проповеди о Святой Троице сорвал растущий под ногами клевер и, высоко подняв трилистник над головой, наглядно показал ирландцам единство, которое составляют Бог отец, Иисус Христос и Святой Дух.
В результате ученик вышел из сарая живым и невредимым, только плащ чуть дымился, а от Луката осталась горстка пепла, которую прикрывал нетронутый пламенем плащ святого. Пророчества С святым Патриком и его днем связано много пророчеств. Говорят, что в Ирландии воцарится мир, когда трилистник и пальмовая ветвь встретятся, то есть, когда День святого Патрика выпадет на вербное воскресенье. Также есть поверие, что за семь лет до конца света Ирландия уйдет под воду, чтобы ирландцы не познали горя и страданий, а во время Великого Суда сам святой Патрик будет судить свой народ.
Эту привилегию Патрик заслужил у Господа, сорок дней и ночей постясь на вершине священной горы Ирландии. Святой Патрик и идол В Маг Слехт находился "величайший из идолов Ирландии, что назывался Кром Круах, а вокруг него были двенадцать каменных идолов. Сам же он был из золота, и почитали его как божество все народы, что захватили Ирландию до прихода Патрика. По обычаю, подносили ему первые плоды и перворожденных любого семейства... По легенде, в момент поклонения Кром Круаху Патрик сотворил чудо - прикоснулся к идолу своим жезлом епископа, и золотой идол рассыпался в прах, а двенадцать изваяний поменьше попадали на землю. Есть еще одна вариация этой легенды, по которой Кром Круах отвернулся от Тары места средоточения верховной власти Ирландии , а маленькие идолы ушли по шею в землю. Святой Патрик и чистилище В XII столетии повсеместно распространилась легенда о том, что святой нашел вход в чистилище.
Чтобы доказать это, Патрик выкопал очень глубокую яму и отправил туда несколько монахов, которые по возвращению подробно расписали ад и чистилище. В 1153 году ирландский рыцарь Оуэн заявил, что через эту яму тоже спустился в подземный мир. Ирландию начали активно посещать паломники, а вокруг ямы святого Патрика начали вырастать всяческие финансовые спекуляции, из-за чего в 1497 году папа Александр VI положил конец этому мошенничеству. Святой Патрик и трилистник Говорят, что святой Патрик не только на примере трилистника объяснил ирландцам символ святой троицы, но и прекратил языческий обряд на горе Таре, просто противопоставив магии друидов веточку клевера. О замысле короля случайно узнал возничий Патрика Одран, и, когда святой садился в колесницу, предложил ему на день поменяться одеждой и местами. Когда на дороге на колесницу напали из засады, убийцы пронзили копьем сердце Одрана. Верный слуга спас Патрика, за что стал первым святым мучеником Ирландии.
Крещение Энгуса Однажды, совершая обряд крещения Энгуса, сына короля Мунстера южной части Ирландии , Патрик случайно пронзил своим посохом ступню принца.
Его почитают в католической, англиканской, лютеранской, пресвитерианской церквях, а также в некоторых православных общинах. Фото из агентства Reuters Shannon Stapleton Интересно, что точное время и место рождения святого Патрика не установлено. Ученые предполагают, что он родился в Британии на территории современного Уэльса в IV веке. Его дед и отец были служителями церкви, а имя при жизни — Магон. В 16 лет его похитили пираты и увезли в рабство в Ирландию. Именно хозяин и дал ему имя Патрик, что означает «знатный, уважаемый человек». В рабстве будущий святой обратился к вере и решился на побег. Патрик прибыл в Ирландию в 432 году и начал заниматься миссионерской деятельностью.