Даже в этом законе для наших соотечественников, мигранты быстрее лазейки найдут, а мы опять будем бороться и дальше. Многие страны заинтересованы в возвращении соотечественников, поэтому создают специальные государственные программы репатриации и вводят законы, регулирующие этот процесс. Аналогичное облегчение предлагается для соотечественников, подающих заявления на участие в программе, если они являются гражданами России, Беларуси, Казахстана, Молдовы или Украины, или постоянно проживают на территориях недружественных стран. МВД России предложило создать институт «репатриации» в рамках госпрограммы переселения в РФ соотечественников.
Меры поддержки репатриантам в России
- МВД предложило создать в России институт «репатриации»
- Как я воспользовался программой переселения при переезде в Россию
- Госдума приняла в I чтении законопроект об упрощенном порядке выдачи ВНЖ репатриантам
- Возврату подлежат: власти обсуждают новую программу репатриации специалистов
Репатриация в Россию: правовая база буксует
МВД России выступило с инициативой учреждения института репатриации, который будет работать в госпрограмма возвращения на Родину соотечественников, проект. ИНСТИТУТ РЕПАТРИАЦИИ С 01.01.2024 В рамках госпрограммы по переселению соотечественников в Россию из-за рубежа, с 1 января 2024 года начинает действовать институт репатриации (согласно Указу Президента РФ от 22.11.2023 г. № 872). Вот закон репатриации соотечественников правительственная комиссия по законопроектной деятельности не поддержала в том числе, как я вас понял, в том числе из-за денег, по причине их отсутствия.
Кто такой репатриант
- МИД России: Госпрограммой переселения в Россию воспользовались более 1,16 млн человек
- В РФ предложили дополнить программу переселения институтом репатриации
- Репатриация в Россию - новые возможности!
- Репатриация в Россию - что представляет собой процесс в 2024 году
- Кто такой репатриант
Путин поручил правительству обеспечить защиту прав соотечественников
Читайте также.
Подчеркивается, что среди таких граждан много специалистов, в которых нуждается экономика страны. Фото: realnoevremya.
Там пояснили, что в России есть программа репатриации, которая действует с 2007 года.
Таким образом, соотечественник-репатриант уже через год после прибытия в Россию вполне сможет стать её гражданином. Репатриант вправе не отказываться от своего предыдущего гражданства. Ходатайство о репатриации в РФ заявитель должен подавать лично, как и предоставлять все необходимые документы. Это можно сделать, даже находясь за рубежом через диппредставительство или консульство , указав в порядке репатриации российский субъект, куда планируется переезд. Срок рассмотрения ходатайств и заявлений о выдаче ВНЖ, поданных за рубежом, составляет не более полугода, а поданных на территории России — не более 4 месяцев.
Заявителям выдаётся справка с указанием даты и перечня принятых документов. При отсутствии оснований для отказа в репатриации орган госвласти, принявший ходатайство, выносит решение о репатриации заявителя в Россию.
И кто создавал эти заводы, кто был этими инженерами, кто остается ими во многом? Кто поднимал целину, наконец, в хрущевские времена? Почему самая пострадавшая? Одна из наиболее выигравших в результате Советского Союза. Все наоборот. Но в таком духе воспитываются. Если местные власти все равно где не будут рассказывать публично и в учебниках истории, которые они, естественно, задают в школы собственные и так далее, не будут рассказывать, что они плохо жили в Советском Союзе, то в этом случае резонный вопрос: у вас жизненный уровень упал со времен Советского Союза. Может, вам не нужна была эта независимость?
Нет, нужна, потому что нас притесняли. А кто вас притеснял? Конечно, Россия притесняла. Значит, это перебрасывается таким образом и на русское население, которое рядом живет. Вы тоже из той России, которая нас притесняла. Это же в данном случае все взаимосвязано. Вы сказали про Ермека Тайчибаева вообще он Тайчибеков. Я получил письмо от его родственников и друзей. Да, его осудили вот за это интервью, о котором вы сказали, на семь лет. Потом добавили новую статью и осудили еще на четыре года.
А сейчас третье дело заводят, по которому он виновен в оскорблении достоинства первого президента Республики Казахстан. И это новый срок еще ему добавят. За то, что он просто сказал о том, что вот неблагоприятные тенденции, антирусские есть. А они есть на самом деле. Закон о языках, принятый парламентом в декабре, еще не подписан президентом Токаевым. Я очень рассчитываю, что будет взвешенное отношение к этому закону. Потому что он вызывает проблемы. Миграция русских из Казахстана постепенно растет. Пик миграции из Казахстана, конечно, был в 90-е годы. В 1994 году миллион человек уехал из Казахстана.
В прошлом году уехало 28, в этом году 32 тысячи русских из Казахстана. Постепенно растет. Потому что приходят новые поколения в казахскую политику. Это люди, многие из которых воспитаны в колледжах Великобритании, в США. Они там получали, в Европе, образование. Они вообще не знают советского прошлого, не понимают, в чем состояла так называемая дружба народов в советские времена. Они воспитаны в идее, что Казахстан для казахов. И в этом плане любой разговор об общем прошлом встречается в штыки. Вы посмотрите, что происходит в интернете казахском. Как обрушились на депутата Никонова за то, что он что-то там сказал по поводу прошлого Казахстана, о том, как создавался Казахстан и каким образом в советские времена он вообще возник.
Поэтому все это достаточно серьезные тенденции. Конечно, соотечественники… А. Коц: — А это тенденции Казахстана, или в целом… К. Затулин: — Это тенденции не только Казахстана, это тенденция в принципе по всему периметру. Панкин: — Напрашивается вопрос: что делать, чтобы русский язык совсем не отменили в том же Казахстане? Затулин: — Во-первых, в том, что касается… Во-первых, государство наше, я не могу сказать, что оно на это не обращает теперь, при Путине, внимание. Конечно, обращает. И непублично увязывает эти вопросы, развивая свои отношения с этими странами. Мы, конечно, все время это имеем в виду. Но мы ведь видим, что несмотря на все наши товарообороты и все остальное, Казахстан принял решение перейти с кириллицы на латиницу.
Казахский язык. Это внутреннее дело Казахстана? Конечно, внутреннее. Вправе они, казахи, решать, каким образом им писать — на кириллице или на латиницу? Конечно, вправе. Это их суверенное право. Но это разве не звонок для нас, не симптом для нас, к чему это дальше ведет? Панкин: — Но вы не ответили, что сделать. Затулин: — Так вот, что сделать. Во-первых, надо всеми силами стараться, чтобы к русским и русскоязычным относились в этих странах ближнего зарубежья на равных со всеми остальными.
Чтобы не было ущемления русского языка. Чтобы это пакетировалось во всех наших отношениях, и мы бы, рассматривая экономические вопросы, имели бы в виду и отношения там к русскому населению, к русскому языку. С другой стороны, понимая, что не всегда мы можем повлиять и мы не должны делать заложником наших отношений с Казахстаном или с Киргизией, или с Украиной, с кем угодно, существование конкретного русского человека, мы должны этому русскому человеку во всем мире сказать: у тебя есть право вернуться на родину, если ты сочтешь, что тебе надо на нее возвращаться. Если тебе здесь по каким-то причинам некомфортно, у тебя есть такое право. Скажите ему об этом, законодательно, не просто вот в передаче «Комсомольской правды». И это будет правильно. То есть, с одной стороны, предпринимать усилия для того, чтобы русских не ущемляли, на государственном уровне, на общественном уровне. Влиять на эти страны, использовать факторы нашего влияния, они есть. А с другой стороны, одновременно с этим декларативно, как я предлагаю в этом законе, сказать: если все равно что-то, вам кажется, не так идет, если вы считаете для себя лучшим вариантом переселиться в Россию, у вас такое право есть, раз вы соотечественник. Панкин: — Константин Федорович, такой вопрос.
Вот закон репатриации соотечественников правительственная комиссия по законопроектной деятельности не поддержала в том числе, как я вас понял, в том числе из-за денег, по причине их отсутствия. А сколько денег нужно? У вас есть примерные какие-то циферки? Сколько денег нужно на реализацию этого законопроекта? Затулин: — Еще раз, официально мы заявили о том, что нам никаких денег не нужно. Нам никаких денег не нужно в этом законе абсолютно. У нас нет расходов в этом законе. Потому что все расходы берет на себя сам человек, которому мы даем возможность просто стать репатриантом, то есть переселенцем в Россию. Он должен сам решать свои проблемы. Он к этому в большинстве случаев готов.
Если он к этому не готов… И. Панкин: — Только паспорт дайте по упрощенной схеме. Затулин: — Дайте вид на жительство для начала. Паспорт вам дадут через год после вашего проживания в России. Но вид на жительство уже дает вам возможность трудоустраиваться на законном основании, а не бегать по этому поводу и не быть добычей чиновников и работодателей исключительно. Дайте ему такую возможность. В определенном смысле, конечно, чиновникам лучше иметь дело с миграционным потоком из Киргизии, с Узбекистана и так далее, чем с соотечественниками, которые приедут с Украины, с Белоруссии. Потому что там люди заранее знают, что они должны отстегивать, и они отстегивают. А здесь люди не готовы к этому. Они считают, что они едут на родину.
И на родину не должны они что-то там какую-то мзду за это давать. Поэтому они нежелательный элемент. Их сразу начинают отсекать. Это же происходит. Панкин: — Мы поговорили уже об ущемлении русских за рубежом, в том числе в Казахстане и Киргизии. Например, самые громкие истории как раз с языковыми патрулями, о которых Саша упомянул, они сыпались как раз в этом году как из рога изобилия. Но если ситуация будет ухудшаться, что делать будем? Затулин: — Я хочу сказать, поскольку нашу передачу, безусловно, когда она выйдет, будут внимательно слушать не только в России, но и в Казахстане, и неизбежно будут отклики. Я хочу сказать, да, действительно, когда началась вся эта вакханалия с языковыми патрулями, ничего раньше такого в Казахстане не было, а сейчас это появилось, появился этот деятель Абаев, который везде пиарился как организатор этих языковых патрулей. Его осудили публично на уровне администрации президента.
Сказали, что это пещерный подход он демонстрирует. Но после этого ничего не произошло. А другие деятели политические тоже на высоком уровне сказали: ну на самом деле он ничего не нарушал. И вообще национализм и патриотизм — это все одно и то же. Поэтому никакой проблемы здесь мы не видим. Да, ну что ж, какие-то крайности. При этом все это является сигналом для маргиналов, которые настроены русофобски, продолжать свою деятельность. Продолжать вот эти выходки, которые громко звучат и отзываются эхом. Очень может быть, что случаи эти единичны. Но они эхом отзываются.
И люди чувствуют, что к этому дело идет. И поэтому они так заинтересованно относятся к вопросу о репатриации. Панкин: — Саша, есть вопросы у тебя? Коц: — Может быть, стоит влиять через вот эти массы мигрантов, которые к нам наплывают? Может быть, не амнистию им объявлять, а вот вышла какая-то русофобская акция, ну, наверное, надо как-то в рамках коллективной ответственности выслать отсюда какое-то количество мигрантов из Казахстана или… И. Панкин: — А выбирать их как? Рандомно, просто выбрали как-то случайным образом? Затулин: — Во-первых, это, на мой взгляд, не наш путь, когда мы чохом будем выгонять людей, которые прямого отношения не имеют к этому, мы будем их карать за грехи каких-то их соплеменников. Хочу поправить, миграции из Казахстана на самом деле нет. Миграция идет из Киргизии и Узбекистана.
Казахи, в общем, в большинстве своем находят работу в самом Казахстане. Он развивается достаточно успешно в этом плане. И это добавляет как бы амбиций и всего остального. Но это, может быть, и хорошо. Но эти амбиции не должны быть направлены против наших взаимоотношений. Что касается миграции, я сегодня, как мы говорим о репатриации, но миграция в целом тоже на самом деле вещь, в которой надо разобраться. Миграция может быть локомотивом российской экономики.
В РФ предложили дополнить программу переселения институтом репатриации
Введение института «репатриации» потребует доработки информационной системы по линии миграции, используемой в рамках госпрограммы и при предоставлении вида на жительство её участникам, а также внесения изменений в структуру территориальных органов МВД России, в. Институт репатриации появился в России с 1 января 2024 года для поддержки соотечественников из недружественных стран. Вот закон репатриации соотечественников правительственная комиссия по законопроектной деятельности не поддержала в том числе, как я вас понял, в том числе из-за денег, по причине их отсутствия. Скепсис соотечественников, по мнению Рагозиной, связан и с нынешней ситуацией в России, и излишними требованиями к соискателям статуса переселенца, а также с появлением все новых законодательных норм.
В Госдуму внесен законопроект о репатриации в Россию соотечественников
По данным МВД, с начала работы госпрограммы переселения соотечественников в 2006 году в Россию перебрались более 1,1 миллиона человек. Конечно, госпрограмма разрешает самостоятельно соотечественникам выбирать территории вселения. Министерство внутренних дел РФ предложило создать институт репатриации в рамках госпрограммы переселения соотечественников в Россию. Заявление на получение ВНЖ может быть подано в посольство или консульство РФ в той стране, в которой ранее было подано заявление об участии в программе репатриации. Репатрианты смогут вернуться в Россию в рамках госпрограммы по переселению соотечественников из-за рубежа. новые возможности!
Условия переселения соотечественников в Россию для репатриантов станут проще
Фото: realnoevremya. Там пояснили, что в России есть программа репатриации, которая действует с 2007 года. Сейчас обсуждается дальнейшее развитие этой программы и дополнительные льготы для привлечения россиян — высококвалифицированных специалистов из различных отраслей.
И благодаря указу президента теперь есть упрощённая процедура, которая позволяет получить статус репатрианта, а затем — российский паспорт.
Я очень рада, что теперь целая семья стала частью России». Константин говорит, что после переезда на историческую родину он сам и его родные сразу почувствовали себя здесь как дома. Мы сразу здесь были своими.
Мы ведь с женой и по Европе много ездили, и даже в Азии жили несколько месяцев. Но только в России появилось наконец ощущение, что всё, мы на родной земле», — вспоминает Глуховс. Статус репатрианта он получил, поскольку родился на территории Советского Союза.
На передовой он служит стрелком — помощником гранатомётчика в стрелковом батальоне. За время службы мужчина был дважды ранен, лечился в госпиталях и снова возвращался на передовую. Участвовал в боях по освобождению Артёмовска и Авдеевки.
Они рассказали про такую возможность и посодействовали при сборе документов. Я вам выразить не могу, какой сегодня для меня счастливый день. Это честь — получить российский паспорт», — сказал Юлдашев RT.
Следующая цель, говорит собеседник, — отказаться от гражданства Таджикистана.
Первый заместитель министра иностранных дел Украины Андрей Сибига поручил всем консульствам страны прекратить оказывать услуги мужчинам от 18 до 60 лет. Министерство подготовило и опубликовало на портале проектов нормативных правовых актов проект такого указа президента. В рамках государственной программы планируется установление института «репатриации», — говорится в пояснительной записке к документу.
Кроме того, от подтверждения владения русским языком освобождаются соотечественники, которые постоянно проживают в недружественных странах. В МВД пояснили, что в условиях складывающейся геополитической ситуации в Россию возвращаются соотечественники, владеющие русским языком и воспитанные в традициях российской культуры. В связи с этим ведомство посчитало, что требование подтверждать владение русским языком вызовет у граждан «недоверие к РФ».
СПЧ обсудил, как проводить репатриацию соотечественников из недружественных стран
Здесь же отмечаются значительные проблемы с трудоустройством переселенцев, обеспечением их жильем и прочие. Российские субъекты Федерации не совсем охотно участвуют в госпрограмме. Например, губернатор Калужской области в 2022 году вывел свой регион из программы переселения соотечественников. Как сообщается на сайте Портала органов власти Калужской области, за 14 лет в область прибыло более 90 тыс. В связи с тем, что большую часть переселяющихся составили жители стран Средней Азии и Закавказья далеко не всегда русскоязычные , власти региона посчитали, что реализация программы уже не достигает первоначально поставленных целей. Многие эксперты также связывают незаинтересованность регионов в эффективной работе госпрограммы с тем, что она накладывает на местные бюджеты дополнительные обязательства.
Так, например, согласно паспорту подпрограммы 2 «Оказание содействия добровольному переселению в Мурманскую область соотечественников, проживающих за рубежом» общие затраты на реализацию подпрограммы за счет средств бюджета Мурманской области в 2023 году должны составить 1277,2 тыс. При этом ожидаемый конечный результат — только 900 человек. Несмотря на то, что программой не предусмотрено обязательство всех прибывших быть трудоспособного возраста и иметь определённую специальность, понятно что, вкладываясь деньгами, область захочет получить отдачу и не заинтересована в переезде людей пенсионного или предпенсионного возраста, инвалидов нерабочих групп, лиц, не являющихся квалифицированными специалистами, и пр. Таким образом, можно наблюдать, как на уровне субъектов идёт тщательный профотбор и отсев кандидатов для переселения с учетом потребностей региональных рынков труда. Института репатриации в истинном смысле в России на сегодняшний день не существует.
Действующая государственная и сопутствующие ей региональные программы имеют практико-ориентированный подход, нацеленный на улучшение социальной и экономической сферы России, гуманитарная же составляющая отходит на второй план. И если ранее, когда гонения на русский язык и русскую культуру были не так ярко выражены, такой подход имел место быть, то сегодня, когда русофобская истерика в странах Европы, Балтии, притеснение русских в некоторых странах Средней Азии приобрели сегодняшние масштабы, стало понятно, что одной только госпрограммы явно недостаточно и она не в состоянии решить те проблемы, на которые изначально и не была рассчитана. Закон о репатриации: гуманитарный подход Объединение русского народа Владимир Путин назвал одной из целей страны в текущей временной и исторической парадигме. Однако та правовая база, которая способствовала бы этой цели, весьма скудна на механизмы, способствующие такому объединению, а имеющиеся механизмы — сложны. Рассмотрение идет тяжело, с препонами, хотя законопроект в полной мере отражает тот тезис, который озвучил президент страны.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, он определяет условия и процедуру возвращения российских соотечественников на постоянное проживание на свою историческую родину и восполняет отсутствие репатриационной составляющей как ключевого пробела вышеупомянутой нами государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Проект федерального закона, в отличие от действующей госпрограммы, не связывает переезд в Россию соотечественников в порядке репатриации с наличием у них нужной для региона вселения профессии, квалификации, существования в регионе вселения работодателя, готового принять соотечественника. По сути, устраняется тот самый практико-ориентированный подход госпрограммы, о котором мы говорили выше, происходит его замещение именно гуманитарной направленностью.
Соответствующий проект указа опубликовали на портале проектов нормативных правовых актов. Уточняется, что от тестирования по русскому языку предлагается освободить соотечественников, которые постоянно проживают на территории недружественных по отношению к России государств.
К репатриантам предлагается отнести лиц из числа россиян, которые по состоянию на 24 февраля 2022 года постоянно проживали за границей. Кроме того, от теста предлагают освободить соотечественников из Белоруссии, Казахстана, Молдавии и Украины.
Летом этот законопроект породил немало дискуссий. Некоторые эксперты посчитали , что новый закон может облегчить иммиграцию соотечественников и увеличить численность населения. В частности, замруководителя Института стран СНГ Александра Докучаева говорила, что обеспечение репатриации — «это долг государства перед людьми». Евгений Бобров, руководитель проекта форума, отмечал проблематичность реализации существующей госпрограммы из-за того, что ею занимается МВД.
По его мнению, этим должно заниматься гражданское ведомство. Специальная государственная программа по содействию переселению в Россию живущих за рубежом соотечественников часто отягощена бюрократическими процедурами, которые снижают ее эффективность, считают специалисты.
Если вы не докажете, что ваши предки жили в границах Российской Федерации, то в этом случае вы не будете признаны лицом, на которое распространяется упрощенное получение гражданства. Мой закон как раз снимает этот вопрос. Потому что на самом деле это мертвящая абсолютно норма. Представьте себе, люди живут, например, семиреченские казаки живут на территории Средней Азии, в районе Киргизии на протяжении 200 лет. И от них сейчас требуют справку, что они, вообще говоря, имеют отношение к России, принесите справку, что если не вы, то ваши предки по прямой восходящей линии то есть не дядя, не кто-то еще, а отец, дедушка, бабушка жили на территории нынешней Российской Федерации. Но они не жили на территории нынешней Российской Федерации, она возникла, как известно, в 1991 году как самостоятельное государство. У нас на протяжении советского периода, царского периода русские расселялись по всей огромной территории.
И сегодня, если вы переселились три поколения назад, вы уже не представите справку, что вы жили на территории сегодняшней исторической Российской Федерации. Даль, например, с этой точки зрения, автор «Словаря русского языка», он к нам не имеет отношения, потому что он родился в Луганске. Гоголь не имеет отношения, потому что он родился, как известно, на территории нынешней Украины, а не в границах нынешней Российской Федерации. Поэтому я и пытался, таким образом, снять эту проблему, потому что она серьезно сегодня препятствует людям. Кому-то кажется, что это мелочь. Нет, не мелочь. Сотрудник управления миграции, принимая документы, обязательно спросит: «Есть у вас подтверждение, что вы или ваши предки, жили на территории Российской Федерации? Всё, отойдите». Или дайте взятку, что тоже происходит сплошь и рядом.
Коц: — А нет ощущения, Константин Федорович, что коррупционная составляющая, она здесь решающая? Доходит до смешного. Я знаю редактора федерального телеканала, которая пишет и редактирует тексты на федеральном телеканале, и она не может сдать экзамен по русскому языку, ее бракуют, уже дважды забраковали. Она просто не хочет это афишировать. Это человек, который с русским языком работает, и она не может сдать этот экзамен. Затулин: — Я хочу вам сказать, что не хочу злоупотреблять этой темой, потому что, как говорят в таких случаях, не пойман — не вор. Но это же совершенно очевидно, что вся работа по миграции, по предоставлению гражданства, к сожалению, а больше всего, конечно, на первом этапе, с предоставлением вида на жительства, разрешения на временное проживание превратилась в коррупционную кормушку. Ну, съездите в Сахарово под Москвой. Там же очередь на два года вперед формируется.
Там очередь покупают. Как раньше очереди в театр покупали в советские времена, для того чтобы получить билеты, так теперь покупают очередь, для того чтобы сдать документы. И по этой очереди снуют люди, которые говорят: «Хотите быстрее? Можем сделать. Дайте на лапу называют сумму , и будет быстрее». Но если эти люди там снуют, значит, у них кто-то внутри этого здания и внутри этой системы есть, кто с ними работает, кто позволяет им на этом наживаться, и они делятся с этим чиновником безымянным. Я просто хочу сказать, коррупция, конечно, всегда была, есть и будет, но масштабы этого бедствия, они очень серьезные. Самое главное, что как никакой другой вопрос в случае с коррупцией, это влияет на образ нашего государства. Это, вообще говоря, создает отталкивающий образ России с самого начала.
Одно дело, вы, живя в России, вынуждены, борясь за какие-то контракты, давать взятку, когда тендер происходит, это то ли произойдет с вами, то ли нет, а другое дело — на входе в Россию вы сразу сталкиваетесь с машиной, которая начинает от вас что-то требовать. Требовать незаконно. И куча вот этих коррупционных мин раскидана у нас по всему законодательству о миграции и гражданстве. Я это прекрасно понимаю. Я пытаюсь упростить и, самое главное, утвердить понятие «репатриация» — возвращение на родину. То, что у нас его до сих пор нет, это дикость. Потому что немцы переселяли, возвращали на родину после распада Советского Союза своих соотечественников из России и из Казахстана, немцев поволжских бывших. Кто угодно возвращал, поляки возвращали. Панкин: — Израиль тот же.
Затулин: — Израиль и т. И все понимают, что такое репатриация. И люди, которые мне эти отзывы пишут, тоже знают, что такое репатриация, но валяют ваньку и говорят: нет у нас в законодательстве, мы не понимаем, что такое репатриация. Панкин: — Константин Федорович, многие действительно говорят в свете обсуждения вашего законопроекта… Я читал множество комментариев в интернете о том, что многие давно бы уже переехали в Россию, но им мешает эта самая волокита. Но непонятно, какое число русских действительно хочет вернуться в Россию. Есть какие-то данные конкретные, есть цифры? Затулин: — Все равно эта цифра будет умозрительная. Панкин: — Ну, хотя бы примерно. Затулин: — У нас есть очень умозрительная цифра, сколько у нас соотечественников за рубежом.
Обычно вот уже все 30 лет моей работы упоминают одну и ту же цифру — 25 миллионов за рубежом находится после распада Советского Союза. Но в этой цифре явно должны быть коррективы. Ну, во-первых, часть вернулась. Крым вернулся, а это значит, около 2 миллиона человек русских вместе с Крымом вернулись в Россию. Я уже сказал о том, что в связи с конфликтом на востоке Украины 2,5 миллиона человек переселилось. Кстати, хочу заметить, что и другие мои законы, в том числе облегчающие положение этих людей, приехавших с Украины, тоже, к сожалению, лежат без движения, опять же, потому что есть отрицательное мнение государственно-правового управления, которое сформировано МВД и профильным управлением президента по защите конституционных прав граждан. Вот эти структуры сегодня тормозят принятие этих законов, потому что они не готовы их рассматривать. Ведь что у нас происходит с людьми, которые бежали с Украины? Когда они пересекают границу РФ, они становятся у нас гражданами иностранного государства с безвизовым режимом сообщения с Россией.
Это значит, что приехавший сюда гражданин Украины, если у него нет разрешения на временное проживания, если у него нет трудового контракта, если у него нет тем более вида на жительство и так далее, он через 90 дней, на 91-й день должен выехать из России на 90 дней. И потом может снова приехать на 90, и снова выехать на 90. Коц: — Если доживет. Затулин: — Зачем, спрашивается? Я почему говорю об этом? Потому что почти половина из тех 2,5 миллионов, которые бежали с Украины на самом деле, они сегодня продолжают жить в РФ, но не обрели никакого статуса — ни разрешения на временное проживания, ни вида на жительство. Они все в страхе здесь живут, в полуподполье. Потому что в любой момент на законном основании их можно депортировать, потому что они нарушают это правило. Они свыше 90 дней им некуда ехать остаются в России, просто не вылезают на божий свет, работают без оформления контракта и т.
И это выгодно работодателям, это выгодно, в том числе и той системе, которая их доит за это. И всегда можно сказать: ну-ка, подойди сюда, ты тут у нас нарушаешь, ты смотри. Вот и вся история. Коц: — А вы что предлагаете, Константин Федорович? Затулин: — А я предлагаю это в другом законе, который тоже у нас отлеживается без рассмотрения объявить миграционную амнистию для граждан Украины конкретно. Мы объявляли миграционную амнистию киргизам, узбекам дважды, молдаванам. Потому что об этом президент разговаривает с президентом. Президент Додон добился этого для граждан Молдавии в переговорах с президентом Путиным. То же самое — президенты Киргизии, Узбекистана и т.
Но президент Украины не будет разговаривать с президентом России об облегчении участи бежавших от него граждан Украины. Это же очевидно всем. Я так и написал президенту в 2017 году. И это известно всем. Но на более низком уровне не проявляется никакого в этом отношении движения. Потому что мы обычным путем их будем… Да, значительная часть сумела устроиться, прошла через эту государственную программу, смогла получить вид на жительство, кто-то гражданство уже получил. Благодаря этому цифры приема в гражданство выросли за счет вот этих беженцев с Украины. Но половина остается в неразобранном состоянии. Почему мы их так опускаем?
Какой пример мы подаем всем остальным на Украине? Нам бы людей с Украины перетянуть в Россию. Если мы не можем двинуться до Донецкой и Луганской народных областей, прийти на помощь Харькову, Днепропетровску или еще кому-то, то в этом случае хотя бы людей давайте заберем. Чтобы их потомки не выросли зомби, янычарами, которые ненавидят Россию, после того как наслушались пропаганды, которая идет из Киева о том, что главный враг и агрессор — это Россия. Это же важно. Людей заберите. Панкин: — Можно ли констатировать в этом году, что жизнь русских за рубежом стала хуже? Я пару примеров приведу. На опубликованном в соцсетях видеоролике недавно посетитель детского центра развлечений в Бишкеке беседовал с сотрудницей и внезапно швырнул в нее калькулятор.
Ему не понравилось, что девушка заговорила на русском языке. Еще один русофобский скандал в Киргизии спровоцировал комментарий советника мэра одного из городов Замиры Оторбаевой. Она написала в соцсетях, что россияне ленивы, работают гораздо хуже мигрантов, многие из них алкоголики. И еще совсем недавно была история… А. Коц: — Ну, языковые патрули, была история. Панкин: — Да. Казахский правозащитник Ермек Тайчибеков дал интервью, в котором обвинил власти Казахстана в ущемлении русских. И беседа с журналистами вылилась для него в 7 лет колонии строгого режима. Затулин: — Хочу вас поправить.
Панкин: — Уже в 10. Ну, пересмотрели, видимо. Может, это разовые истории, или действительно ситуация только ухудшается? Затулин: — Это определенная тенденция. Безусловно, эта тенденция родилась не вчера, она родилась сразу после распада Советского Союза. Мы жили все в одном государстве, и русские, русскоязычные люди, которые жили за пределами Российской Федерации, считали, что они живут в одном государстве. И они из этого государства в отличие от первой эмиграции времен Гражданской войны, революции в начале ХХ века, они из этого государства не уезжали, от них государство уехало. И очень скоро, буквально через некоторое время они столкнулись с тем, что, оказывается, новая независимая Украина или новая независимая Киргизия, они строят свое национальное государство: Украину — для украинцев, Киргизию — для киргизов. Панкин: — А чем им мешают жители других… К.
Затулин: — Они не мешают, но они становятся как бы статистами при чужом самоопределении. Во-первых, начинаются ограничения, связанные с употреблением языка. Вокруг этого все эти годы ведется борьба. Вот как раз сейчас именно в Казахстане, именно в Киргизии вводятся новые моменты в языковом законодательстве, которые должны как бы поощрить развитие национальных языков — киргизского, казахского. Панкин: — Ну вот, это инициативы пока что. Они призваны сократить сферу использования русского языка. Затулин: — Это не инициативы. Это в данном случае, если говорить о Казахстане, в декабре месяце парламент Казахстана принял поправки в закон о языках. В соответствии с этим, например, указатели дорожные должны быть исключительно на казахском языке.
И только в случае необходимости на других языках.