16 апреля 2023 года, по благословению настоятеля храма преподобного Василия исповедника у Рогожской заставы протоиерея Олега Егорова, состоялся праздничный концерт, в котором приняли участие ученики и педагоги воскресной школы. Когда святых исповедников Василия и Прокопия освободили вместе с другими христианами, они продолжили свой иноческий подвиг, наставляя ближних в вере и добродетельной жизни. Праздник ВасилияПарильщика или память о преподобном Василии Исповеднике, епископе Парийском?
12 марта — день памяти преподобного Василия исповедника
Изображение из «Минология Василия II» Прокопий Декаполит и Василий Исповедник. \Преподобный Василий исповедник был иноком и пострадал в царствование иконоборца Льва Исавра (717–741). составитель: иеромонах Макарий Симонопетрский Память преподобного Василия исповедника, епископа Парийского. Частицы со святыми мощами архиепископа Луки Войно-Ясенецкого есть во многих храмах по всей стране и даже за ее пределами. Когда святых исповедников Василия и Прокопия освободили вместе с другими христианами, они продолжили свой иноческий подвиг, наставляя ближних в вере и добродетельной жизни.
Чудеса святого Луки Войно-Ясенецкого: Свидетельства зарубежных врачей и ученых
Святой Василий Исповедник жил в VIII веке в период правления византийского императора-иконоборца Льва Исаврянина. исповедник намеренно выбрал путь праведника [ ]. В 2000 г. Определением Архиерейского Юбилейного Собора РПЦ епископ Василий Кинешемский был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских. это прекрасный подарок на день рождения, именины, крестины и любой другой праздник. Так и вышло, было собрано собрание с представителями семейств, Василий получил специальный документ, который позволил ему поступить в Московскую Духовную академию. Преподобный Василий исповедник мирно преставился в 750 году.
День святого Василия Исповедника: какой праздник отмечают 13 марта
Тропарь преподобному Василию, глас 1-й: Пустынный житель, и в телеси Ангел, и чудотворец явился еси Богоносе отче наш Василие, постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти. Слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак преподобному Василию, глас 2-й: С высоты приим Божественное откровение, изшел еси, мудре, от среды молв, и монашествовав преподобно, чудес приял еси действо и недуги исцеляти благодатию, Василие всеблаженне, священнейший.
Когда святых исповедников Василия и Прокопия освободили вместе с другими почитателями святых икон, они продолжили свой иноческий подвиг, наставляя многих в православной вере и добродетельной жизни.
В 750 году преподобный Василий мирно скончался. Комментарии Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Все другие церковные постройки были уничтожены. В течение многих лет советские люди, ходившие по улице Международной, не подозревали об истинном назначении этого здания. С 1947-го по 1990 год в нем располагался архив Института истории партии Московского городского комитета КПСС, с 1990 года — Научный и информационный центр политической истории Москвы. В 1991 году здание храма было передано Сберегательному банку Москвы. В 2006-2015 годы реставрационными работами руководил почетный архитектор России, архитектор-реставратор высшей категории, главный архитектор архитектурно-реставрационной компании «Практика» Дмитрий Сергеевич Соколов.
По Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы в 2018 году реставрировалась кирпичная кладка фасадов.
Встреча была посвящена вопросам развития сотрудничества Церкви с исполнительной властью поселения. В ходе рабочего совещания участники обсудили порядок проведения богослужений в храме Святого Духа в праздник Входа Господня в Иерусалим, на Страстной седмице, в праздник Пасхи Господней и на Светлой седмице. Иерей Серафим пригласил главу администрации поселения лично принять участие в богослужениях, в том числе помолиться за Божественной литургией в пасхальную ночь. Также обсуждался вопрос о юридическом оформлении здания храма в собственность прихода и необходимых для этого процедур.
Муниципальное учреждение «Редакция газеты «Михайловские новости»
составитель: иеромонах Макарий Симонопетрский Память преподобного Василия исповедника, епископа Парийского. Преподобный Василий Новый, Константинопольский, исповедник (день памяти — 8 апреля по н. ст.). В это время к преподобному Василию пришел один мирянин, по имени Григорий, который сделался учеником святого и очевидцем многих чудес его и который впоследствии написал пространное житие его. Пресвятой Василий Исповедник или Василий Декаполит был византийским монахом, христианским подвижником и исповедником, преподобным. Василия Исповедника Декаполита возглавил благочинный Покровского церковного округа, настоятель храма протоиерей Олег Егоров.
Что можно и нельзя делать в день Василия 25 апреля, который называют Парильщик
Среди епископов Парии числится и преподобный Василий, избранный епископом за свою добродетельную, богоугодную жизнь. При возникновении иконоборческой ереси преподобный Василий явился истинным исповедником Христовым: избегая всякого общения с еретиками, он не дозволял им действовать в своей епархии и не согласился, не смотря на все принуждения, подписать письменного постановления об уничтожении икон. За эту ревность по вере он принужден был переносить гонение и поругание со стороны еретиков, проводя, подобно Ап.
О том, какие традиции и приметы с ним связаны, расскажет altapress. Также в этот день начинали пахотные работы и сеяли овес и горох. Грибы в Алтайском крае Грибы и Грибники Алтайского края Что принято делать в день Василия Парильщика 25 апреля было принято наблюдать за природой, чтобы предсказать погоду на ближайшее время: если на небе много звезд, то будет богатый урожай; если восход солнца ясный, то лето будет теплым; если в этот день дождливо, то вся весна будет дождливой; если идет дождь, то грибники могут отправляться на тихую охоту, так как урожай будет богатым.
Слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак преподобному Василию, глас 2-й: С высоты приим Божественное откровение, изшел еси, мудре, от среды молв, и монашествовав преподобно, чудес приял еси действо и недуги исцеляти благодатию, Василие всеблаженне, священнейший.
Был иноком и пострадал в царствование иконоборца Льва Исавра 717 — 741. Когда началось гонение на почитателей святых икон, святой Василий вместе со своим сподвижником преподобным Прокопием был предан многим истязаниям и заключен в темницу, где оба мученика томились долгое время, до самой смерти нечестивого императора.
Когда святых исповедников Василия и Прокопия освободили вместе с другими почитателями святых икон, они продолжили свой иноческий подвиг, наставляя многих в православной вере и добродетельной жизни.
День памяти Преподобного Василия исповедника.
Святитель избегал всякого общения с еретиками и не допускал их в свою епархию. За свою ревность он претерпел многие гонения, голод и нищету.
Он был монахом и жил в Константинополе , в одном из монастырей. Во время иконоборческого гонения при императоре Льве Исавре вместе с Прокопием был предан многим истязаниям и посажен в тюрьму, где оба монаха находились до самой смерти императора. После смерти василевса Василий прожил около 10 лет и умер собственной смертью.
В 20-е года прошлого столетия храм был разорен и перестроен под жилье. Реставрация помещения храма проходила вместе с масштабными работами в южном братском корпусе. Малое освящение храма состоялось в июне 2010 года. Святой Антиминс, преподанный для этого храма по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, подписан во имя преподобного Василия Парийского и преподобного Сергия Радонежского, так как в обители некогда существовал при архиерейском доме храм, посвященный Игумену земли Русской.
Ее отличают необычность замысла, высокий уровень исполнения и огромная духовная ценность. Особенно красива огромная композиция «Успение Пресвятой Богородицы». Храм постепенно обретает свои святыни, среди них — семейная икона Бахрушиных, на которой изображены небесные покровители не только братьев Петра, Александра и Василия, но и других членов их семьи. При храме работает воскресная школа для дошкольников и школьников, организуются паломнические поездки, проводятся рождественские и пасхальные концерты с участием учеников воскресной школы, катехизаторские беседы для взрослых, лекции по истории храма и микрорайона, экскурсии по храмовой живописи. Назад 15 февраля 2024 15. Василия Исповедника у Рогожской заставы состоялась Божественная литургия в праздник Сретения Господня. Богослужение возглавил благочинный храмов Покровского церковного округа, настоятель храма протоиерей Олег Егоров в сослужении клирика храма игумена Серафима Кравченко.
По окончании Божественной литургии было совершено славление празднику Протоиерей Олег Егоров зачитал послание Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня православной молодежи, поздравил прихожан с великим двунадесятым праздником Сретения Господня и обратился к верующим с проповедью.
Каталог икон на сайте PravIcon.com
Идолопоклонники срывали иконы со стен храмов и бросали их в огонь, сжигая. Василий Парийский однажды вступился за реликвии, не убоявшись смерти. За это его подвергли голоду и пыткам, но он остался верен своим убеждениям. Что нельзя делать на Василия Парильщика В этот день многие люди придерживались определенных правил: не теряли контроль над эмоциями и не гневались; не ругались с домочадцами, особенно с детьми; не принимали никаких скоропалительных решений. Именно 25 апреля считалось тяжким грехом совершать богопротивные деяния, а именно, ругаться с домашними. В противном случае, согласно поверьям, настанет неблагополучный и неприятный период.
И вы, братия, должны веровать не на словах только, но свидетельствовать свою веру самой жизнью и делами. Вот ты называешься христианином; но творишь ли дела приличные последователю Христову? В крещении ты обещался верой и правдой служить Сыну Божию; но хранишь ли свои обеты? Ты знаешь из Божественного Откровения, что Бог вездесущ и всеведущ; но воздаешь ли Ему подобающее почтение своими делами, словами, намерениями? Ты возводишь к Богу сердце свое в молитве; но не омрачаешь ли души своей злыми мыслями и чувствами? В молитве пред Создателем и Промыслителем стоишь телом; но поклоняешься ли Всевышнему духом и сердцем? Ты просишь у Бога прощения согрешений; но сам прощаешь ли ближнему своему прегрешения его? Ты свыше получаешь всевозможные блага; но помнишь ли Благодетеля и благода-ришь ли Его от сердца? Ты знаешь, что Сын Божий искупил тебя от ада и вечной смерти; а поминаешь ли это непостижимое дело?
Как искать интересные места на сайте Для поиска нужной информации нужно набрать слово или фразу и нажать на кнопку поиска. Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.
В Воронеже он пробыл до 1910 года. Здесь он написал диссертацию под названием «О скитском патерике», за которую ему была присуждена степень магистра богословия. Вениамин знал в совершенстве как древние, так и новые европейские языки. Для более углубленного изучения европейской культуры в 1910 году он уехал в Англию, где два года провел в Лондоне. После возвращения в Россию он поступил преподавателем иностранных языков и всеобщей истории в Миргородскую мужскую гимназию. В 1914 году переехал в Москву и устроился преподавателем латинского языка в Петровской гимназии. В этот период он окончил педагогический институт и имел желание посвятить свою жизнь педагогической деятельности. Но Господь распорядился иначе. Однажды, приехав в гости к родителям в Кинешму, он уговорился с друзьями покататься на лодке по Волге. Уже далеко от берега лодка внезапно перевернулась. Вениамин взмолился, прося Господа сохранить ему жизнь, обещая посвятить себя служению Православной Церкви. В этот момент он увидел толстую длинную доску и, ухватившись за нее, выплыл. Вскоре после этого случая Вениамин переехал на родину, в Кинешму, и в октябре 1917 года поступил псаломщиком в Вознесенскую церковь, где служил его престарелый отец. Памятуя данный Богу обет, он стал проповедовать в храмах Кинешмы и ее окрестностей, создавал православные кружки, где изучали Священное Писание. Вскоре после этого скончался его отец, протоиерей Сергий, и отец Вениамин был пострижен в монашество с именем Василий — в честь святителя Василия Великого. Став архиереем, он усилил свои подвижнические труды. Отказавшись от какой бы то ни было собственности, он поселился на окраине города в маленькой баньке, стоявшей на огороде у вдовы-солдатки Анны Александровны Родиной. Никакого имущества или обстановки у святителя не было, спал он на голом полу, положив под голову полено. Подвиг свой от посторонних скрывал. Приходящих принимал в канцелярии, устроенной в доме рядом с Вознесенской церковью. Банька находилась далеко от храма. Каждое утро, еще до рассвета, владыка шел пешком через весь город в храм и возвращался домой поздно ночью. Не один раз грабители останавливали его на улице, и он с кротостью и любовью отдавал им все, что имел; вскоре они стали его узнавать и не тревожили. Помимо ежедневных церковных служб, во время которых он обязательно проповедовал, святитель исповедовал, обходил дома всех нуждавшихся в его помощи со словом утешения, посещал монастыри и основанные им кружки, разбросанные по епархии. В дни больших праздников архипастырь служил в соборе, а каждый четверг — всенощные в Вознесенской церкви. Народ любил эти всенощные, посвященные воспоминаниям страстей Господних, и собирался на них во множестве. Особенно много было рабочих, некоторые из них жили в окрестностях города. Они отстаивали долгую службу и только поздно ночью добирались домой, а утром снова шли на работу. Так велика была благодать церковной молитвы, что люди не чувствовали усталости. Святитель сам читал акафист страстям Господним, и в храме стояла такая тишина, точно в нем не было ни одного человека, и в самом дальнем конце его слышно было каждое слово. Проповеди епископа Василия привлекали в храм все больше людей. Некоторые совершенно меняли образ жизни; иные, следуя примеру архипастыря, раздавали имущество нищим, посвящая жизнь служению Господу и ближним. Свет веры достигал и неверующих. Как бы ни относился иной человек к христианской вере и к Православной Церкви, почти всякий чувствовал, что слово, произнесенное епископом, отвечает внутренним запросам души, возвращает ей жизнь, а жизни — озаряющий смысл. Миссионерская деятельность епископа вызывала у властей большое беспокойство. Но повода для ареста не находилось. И тогда власти стали посылать в храм людей, поручая им во время проповеди епископа задавать искусительные вопросы, чтобы привести его в замешательство. Владыка провидел, что такие люди есть в храме, и заранее давал ответы на многие их вопросы. Обличаемые совестью, понимая всю невыгодность своего положения, они покидали храм, ничего не спросив. Как истинный пастырь святитель оберегал свою паству от всякого рода зла и заблуждений. Если узнавал, что кто-то из его духовных детей мыслит неправо, то спешил этого человека посетить. Повсюду в стране обновленцы захватывали храмы, изгоняли православных священников и архиереев, которых советские власти предавали на заключение и смерть. В тех приходах, где храм был захвачен обновленцами, святитель благословил священников не покидать своей паствы, а литургию совершать на площадях сел. Пример такого служения он подавал сам, и на эти службы сходились сотни и тысячи людей.
Василий Парийский
- Преподобный Василий исповедник, епископ Парийский (после 754)
- Преподобный Василий Декаполит, Исповедник
- Память преподобного отца нашего Василия Исповедника
- Василий Исповедник. Что можно и что нельзя делать 25 апреля 2024 года | Аргументы и Факты
Василий Парильщик: почему 25 апреля нужно сходить в баню
Прекратил оперировать только в 68 - ослеп. Но почти до самой кончины ставил точнейшие диагнозы, консультировал. Кстати, за многочисленными достижениями в области хирургии остался незамеченным тот факт, что именно профессор Войно-Ясенецкий еще в начале 1924 года провел первую в России успешную операцию по пересадке почки теленка больному человеку. Но, конечно, не только для того, чтобы почтить память стойкого исповедника веры и врача божьей милостью собираются тысячи людей к его мощам. К святому идут за чудом. Чудом исцеления. А как же, был врач, целитель.
И есть? И тут важный момент. Церковь всегда крайне критично проверяет рассказы о чудесах, учит "трезвенно" относиться к происходящему вокруг святынь, окорачивает экзальтированных. Достаточно сказать, что канонизация, то есть официальное признание святости, никогда не происходит сразу после смерти кандидата, должно пройти время, накопиться опыт. Святитель Лука, к примеру, несмотря на народное почитание, возникшее еще при жизни, был канонизирован только в 2000 году, через 39 лет после ухода. Самому акту канонизации предшествует тщательное рассмотрение документов, решение принимается только на основе фактов, имеющих подтверждение.
В комиссии по канонизации помимо историков и богословов входят ученые. И то, что сегодня медики ценят Луку Войно-Ясенецкого не только как виртуозного хирурга, исследователя, совершившего прорыв, фантастически точного диагноста, но и признают случаи помощи святого, переходящие грань рационального, свидетельствует о многом. Общество православных врачей России, в которое входят звезды нашей медицины, так же как и Общество хирургов Греции, носит не просто имя великого врача, нет, они оба названы в честь святого. Кстати, в маленькой Греции более 40 храмов посвящено нашему Луке, а митрополит Арголидский Нектарий одним из первых собрал целый том сообщений о помощи, полученной по молитвам к святому, выдержки из этого труда опубликовал портал "Православие. Значительное место в книге занимают свидетельства медиков и ученых, причем происходили эти чудесные исцеления по молитве нашему святому не только с православными верующими. Святитель Лука, исповедник, архиепископ Симферопольский.
Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Сын был в Токио совершенно один, и только одна православная женщина-врач подошла поговорить с докторами, ибо все вокруг там совсем не так, как у нас в Греции. Мы, его родные, не могли ничем ему помочь, кроме как молиться за него... В тот критический момент моя молитва за сына была направлена святому коллеге, хирургу и специалисту в области опухолей.
Издревле иконы святых покровителей, где изображены равноапостольные Константин и Елена, княгиня Ольга, благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской становились образами домовых церквей и домашних иконостасов. Тем, у кого в семье есть болящие и кому необходима частая ежедневная молитва об исцелении от недуга, стоит выбрать иконы святых — покровителей целителей и врачей-чудотворцев, например Пантелеймона, или врачей-бессребреников мучеников Косьмы и Дамиана, Кира и Иоанна. Иконы святых покровителей, их лики, удивительные, светлые сопровождают духовную и мирскую жизнь каждого православного христианина.
И когда нам необходима высочайшая помощь самого Господа, а нам кажется, что молитва наша не полна или не сильна, за молитвенной помощью и заступничеством мы обращаемся к ним и, стоя перед иконами святых — покровителей целителей, мучеников, равноапостольных и преподобных, просим их донести моления наши до самого Его Престола. Бесплатная доставка любого лота по всей территории России.
Видя и слыша все это, я стояла безголосая и потрясенная их осведомленностью и дивилась тому, как это они ничего не забыли. Ибо много лет прошло с тех пор, когда все эти грехи были совершены мною. Я давно позабыла о них и никогда не вспоминала о содеянном. Они же приводили слова так, будто они только что были произнесены мною. К счастью, были у меня защитники. И вот, Ангелы в ответ на обвинения, стали приводить примеры моих богоугодных речей, слова утешения и молитвы, которые я когда-то произносила, а так же слова сочувствия, сострадания и любви.
Но, увы! Тогда Ангелы извлекли из мешка горсть золота и отдали его демонам во искупление моих прочих грехов. Так миновали мы первое мытарство и полетели дальше. Я же, переведя дух, спросила моих спутников: - Умоляю вас, владыки мои, объясните: откуда демонам известно каждое мое слово? Один из Ангелов отвечал мне: - Всякий христианин с самого крещения имеет данного ему от Бога Ангела-хранителя. Он невидимо следует за человеком днем и ночью, охраняя его и направляя на свершение добрых дел. Во все время его жизни до самой смерти он записывает добрые дела, слова и мысли хранимого, чтобы во время суда выступить его защитником. Точно так же Сатана представляет к человеку одного из своих демонов.
Демон смущает и совращает душу человека и следит за всеми его злыми делами, творимыми от юности. Затем, явившись в мытарство, демон записывает в соответствующий свиток все грехи, свершенные его подопечным, так что в день смерти легко, ссылаясь на них, обвинить несчастного. Вскоре мы поднялись до второго мытарства. Здесь обличали умершего во лжи, в особенности в клятвопреступлении, в лжесвидетельстве, в сокрытии грехов на исповеди и в других подобных проступках. И вновь демоны показали безмерную осведомленность и злобно обличали меня в грехе лжи. Но, благодаря золоту святого, миновали мы и это мытарство. Третье мытарство называлось мытарством клеветы. Тут, слава Богу, я долго не задержалась, так как в жизни своей никого не оклеветала.
Зато четвертое мытарство едва не стало для меня последним. Тут судили за чревоугодие. Заприметив меня еще издали, бесы выскочили навстречу, радостно потирая руки, словно ожидали получить что-то ценное. О сколько мне припомнили тут! В юности я бездумно предавалась излишествам в пище. Теперь же мне перечислили каждую чашу вина, каждый кусок, съеденный мною через силу, указали на все случаи несоблюдения поста, когда, как свинья, не в силах удержать себя, я ела мясо. Ангелам пришлось отдать в искупление моих грехов изрядное количество золота. Пятое мытарство было мытарство лени.
Тут тоже много вменили мне в вину, припомнив каждый час, проведенный мною в праздности. Но зато следующие мытарства, где человека подвергали суду за разбой, скупость, лихоимство, зависть, гордость, гнев, злобу, убийство, колдовство мы прошли легко, так как я была неповинна в этих грехах. Но на мытарстве блуда нас опять задержали. В юности я часто искала любви, и в свитках грозных моих обвинителей были записаны не только все случаи прелюбодеяния, но и всякая моя блудная мысль и всякое мечтание. Ангелы долго спорили из-за меня, доказывая, что я давно уже отстала от блудного греха, но демоны были неумолимы и пропустили нас не прежде, чем мои хранители отсыпали им из своего мешка половину золота. Воистину, ты войдешь в рай на его молитвах. Дальше мы следовали без задержек. Миновав мытарства ересей и жестокосердечия, приблизились мы к воротам небесного царства.
Они были подобны светлому кристаллу и от них исходило ослепительное сияние. У ворот стояли два ангела. Они обрадовались, увидев мое прибытие, и распахнули передо мною двери небесного рая. Прежде всего увидела я там Божественный Престол, окруженный бесчисленным множеством англов. Я поклонилась неведомому и невидимому Богу. Затем мои провожатые повели меня по райской обители. И увидела я множество прекрасных селений, в которых жили праведники Божии. Каждому была уготована обитель согласно его достоинствам.
У апостолов была своя, у пророков — своя, у мучеников — своя, и так далее. Каждая обитель величиной своей была равна Константинополю, но своей красотой, удобствами, величием нерукотворных палат безмерно превосходила его. Всюду я видела веселящихся праведников, которые, видя меня, радовались о моем спасении». Так говорила блаженная Феодора и, закончив свой рассказ, исчезла. Григорий проснулся, пораженный своим сном. Утром он пошел к святому Василию, чтобы рассказать о чудесном видении. Василий выслушал его и сказал: «Вот ты и получил то, чего так страстно желал и теперь знаешь о переходе к будущей жизни». Григорий поклонился ему и поблагодарил старца за заступничество и покровительство.
Видение Григория о Страшном суде Тот же Григорий в другое время впал попущением Божиим в некое сомнение о вере. Прилежно читая книги Ветхого Завета, он возымел помышление в уме своем, что евреи право веруют, и пребывал в этом помысле довольно долго. Уразумев духом, что Григорий впал в искушение, прозорливый старец обличил его и, после многого увещания, снова испросил ему откровение от Бога. И вот Григорий опять увидел дивное видение, в котором пред его духовными очами предстал образ совершения страшного суда Божия. Григорий увидел и прославление праведников, и все это описал впоследствии очень подробно. Веял тихий и прохладный ветерок, над полем носился какой-то светлый дым, от которого распространялось чудное благоухание. Когда я стоял там и дивился на все кругом, радуясь в сердце своем, вдруг подошел ко мне какой-то муж, светлый и прекрасный, в белой одежде, с жезлом в руке, и, приблизившись ко мне, спросил: «Что стоишь здесь и удивляешься, глядя на все? Тогда он мне сказал: «Это молитва отца твоего духовного привела тебя сюда, чтобы ты увидел то, о чем просил».
Следуй теперь за мной, и я покажу тебе веру каждого народа, и какая из них какую имеет силу пред Богом». И мы направились на восток. Вдруг появилось облако, которое подняло нас и вознесло на высоту неимоверную. И казалось мне, что все это не во сне, а наяву. И увидел я какую-то дивную страну, незнакомую и странную; пока я удивлялся ей, облако отступило от нас, и мы оказались на каком-то незнакомом поле, светлом и прекрасном. Земля на этом поле была чистая и прозрачная, как лед или стекало, и оттуда были видны все концы земли. Там были юноши с огненными лицами, сладко и благозвучно поющие и пением своим славословящие в Троице Единого Бога. После этого пришли мы на какое-то страшное место, как будто объятое огнем Божиим.
Увидев это место, я пришел в ужас; мне казалось, что меня привели сюда, чтобы сжечь здесь, но потом я заметил, что место это не горит, а только светится, подобно пламени. Затем увидел я юношей, крылатых, дивно красивых и светлых; они двигались при помощи крыльев куда хотели, летали на высоту, и были они в белых как снег одеждах. И подумал я о них, что это Ангелы Божий, кадящие невещественный Жертвенник Божий. Затем вдруг оказались мы у какой-то страшно высокой горы, на которую поднялись с большим трудом. И повелел мне светоносный муж посмотреть к востоку, где я увидел другое поле, необъятно большое и страшное, блистающее, как золото. Когда я это увидел, сердце мое наполнилось неизреченной радостью. Затем увидел я какой-то город, чудный и обширный, от которого пришел в умиление и простоял несколько часов, как будто в забытьи. Я спросил своего проводника: «Господин, что это за город, такой обширный и странный, при виде которого ум мой помрачился?
Красота и благолепие этого города таковы, каковых глаз человеческий не видел, и ухо не слышало, и мысль не может представить, и ум не в состоянии постигнуть — ни человеческий, ни ангельский. В нем двенадцать ворот, весьма прочных и крепко запертых; все они одинаковы и блестят, как лучи солнечные. Придя в удивление и ужас от этого видения, я спросил провожавшего меня Ангела Господня: «Господин, что это за город и кто живет в нем, кто царь в этом городе, кто построил его и как он называется; какая это страна и зачем мы пришли сюда? Это вот и есть то дивное жилище, которое Он обещал им и всем возлюбленным Его и с усердием хранящим заповеди Его. Имя ему — Новый Сион, град христианский, град Высшей Митрополии. Немного погодя ты увидишь и живущих в нем, и не только людей, но и Царя их, ради чего ты и пришел сюда. Неверующий же в это не наследует жизнь вечную, а будет предан вечному огню». Пока мы вели эту беседу, вдруг явился посередине города холм высокий, как гора; вершина этого холма казалась блестящей, как раскаленное железо, и на ней сиял Крест дивный, освещая все кругом, а на Кресте — голубь, белый как снег, сияющий светом неописанным.
Видя это, я удивлялся. Затем с неимоверной высоты спустился на этот город юноша, блистающий, как молния, и начал все приготовлять и украшать, как будто готовясь к встрече Царя. Вслед за ним спустился и другой юноша, неся Престол чудный для ожидаемого Царя, и поставил его на вершине холма. После этого я услышал громкий голос, говорящий: «Вот, Царь хочет прийти в град сей с силою и славою великою». Вслед за тем спустились с высоты четверо юношей, светлых и благолепных, держащих в руках по большой свече, горящей невещественным огнем, и запели согласно: «Возсия благодать Твоя, Господи, прииде слава святых Твоих, Вышний Сын Живаго Бога». Вслед за ними спустился с небес еще один юноша, провозглашая: «Вот, суд и Воскресение мертвых будет, и воздаяние каждому от Праведного Судии наступит». Тогда с высоты спустился столп огненный, и пламень огненный разливался из него по всему воздуху; столп этот не остановился над городом, но рассеялся на все четыре конца земли, и пламень объял всю вселенную. Затем раздался голос, страшный, как тысяча громов, говорящий: «Вот содетельная сила Вышнего, которая соберет всякое творение»; — и раздался этот голос над всеми костями человеческими, и стали собираться кость к кости, сустав к суставу и член к члену.
Затем спустился еще один юноша, держа в руке свиток огненный — послание Господне к сатане, в котором сказано: «Окончилось владычество твое, ибо прошло уже время, которое дано было тебе царствовать по всей земле». Юноша стал пред сатаною и прочел ему это послание. Затем он с гневом повлек его из царских дворов на край земли, чтобы изверг он из себя всю злобу, погибель, гнев, неистовство, ярость, весь яд злой, всякую нечистоту, всякую неправду и всякие ереси, так как приблизился конец его, и он будет сожжен со всем своим воинством. Потом видел я, как полки Сил Небесных на конях огненных разъезжали по воздуху; и послышался вопль мучительный, плач и рыдания многочисленные и ужасные: эти огненные всадники гнали перед собою и убивали всех тех, которые прельстились учением антихриста во время его владычества на земле. Затем видел я, как полки благообразных воинов сошли с небес и стали приготовлять землю к пришествию Господню. Среди них был один юноша, отличавшийся особенным благообразием. Он держал в руке трубу золотую; с ним было двенадцать других юношей, с такими же золотыми трубами. Когда они сошли на землю, затрубил перед ними их славный Воевода, и звук трубы его раздавался от одного до другого конца вселенной, за ним затрубили другие двенадцать юношей, и такой раздался гром от звука труб их, что земля заколебалась, как море.
Тогда сухие кости, лежащие в земле, облеклись плотию, но жизни не было в них. Величественный Воевода затрубил во второй раз, — и тотчас же открылись гробы, и все умершие от начала мира вышли из них. И вот спустилось бесчисленное множество юношей. Каждый вел душу, которую при временной жизни охранял. Они направились к восстающим из мертвых, чтобы душу каждого человека направить в свое тело. После этого в третий раз раздался звук трубный, отчего ужаснулись небо и земля, и все мертвые ожили. Моря, реки, озера, болота, леса и чащи со страхом возвратили целыми всех тех, которые погибли в них, отчего появилось бесчисленное, как песок морской, множество человеческих существ. Возрастом все они были равны между собой, муж стоял вместе со своею женою, и всякий народ, все колена и роды были соединены воедино.
Не понимая таинства Воскресения, я был объят страхом и с трепетом думал: «Были в персть превращены и вдруг стали целы», — и удивлялся, видя, как у некоторых из них лица сияли, как звезды, у других же сияние было меньше. У одних лица сияли, как луна в темную ночь, у других — как дневной свет или как железо раскаленное, искры рассыпающее, а у иных — как солнце. У одних лица были белые и сияющие, как снег, у других цветом подобны морской волне, у иных же бело-румяные, блистающие. У каждого из них в руке была книга, а на челе — надпись. У одних было написано: «пророк Господень», у других — «проповедник Божий», «апостол Христов», «мученик Господень», «евангелист» или «исповедник Господень»; многие же носили на челе надпись «святитель Господень», или «праведник», или «преподобный Иисуса Христа». Каждый из них осенен был той добродетелью, которой был славен на земле; и я видел много различных надписей, указывающих добродетели восстающих из мертвых: «нищий духом», «смиренный сердцем», «претерпевший Господа ради в пустыне», «кроткий Господа ради», «милостивый и добрый», «чистый сердцем», «миротворец», «изгнанный правды ради», «ради зависти и лести пострадавший», «нищету и напасть претерпевший Господа ради», «воздерживавшийся Господа ради», «праведный пресвитер Господень», «честно послуживший службу духовную», «девственник Господень чистый», «положивший душу за ближнего своего», «сотворивший правду», «научивший добру», «сохранивший ложе неоскверненным», «покаянием Господу угодивший», и много других различных добродетелей написано было на челах у восстающих из мертвых.
Тогда сухие кости, лежащие в земле, облеклись плотию, но жизни не было в них. Величественный Воевода затрубил во второй раз, — и тотчас же открылись гробы, и все умершие от начала мира вышли из них. И вот спустилось бесчисленное множество юношей. Каждый вел душу, которую при временной жизни охранял. Они направились к восстающим из мертвых, чтобы душу каждого человека направить в свое тело. После этого в третий раз раздался звук трубный, отчего ужаснулись небо и земля, и все мертвые ожили. Моря, реки, озера, болота, леса и чащи со страхом возвратили целыми всех тех, которые погибли в них, отчего появилось бесчисленное, как песок морской, множество человеческих существ. Возрастом все они были равны между собой, муж стоял вместе со своею женою, и всякий народ, все колена и роды были соединены воедино. Не понимая таинства Воскресения, я был объят страхом и с трепетом думал: «Были в персть превращены и вдруг стали целы», — и удивлялся, видя, как у некоторых из них лица сияли, как звезды, у других же сияние было меньше. У одних лица сияли, как луна в темную ночь, у других — как дневной свет или как железо раскаленное, искры рассыпающее, а у иных — как солнце. У одних лица были белые и сияющие, как снег, у других цветом подобны морской волне, у иных же бело-румяные, блистающие. У каждого из них в руке была книга, а на челе — надпись. У одних было написано: «пророк Господень», у других — «проповедник Божий», «апостол Христов», «мученик Господень», «евангелист» или «исповедник Господень»; многие же носили на челе надпись «святитель Господень», или «праведник», или «преподобный Иисуса Христа». Каждый из них осенен был той добродетелью, которой был славен на земле; и я видел много различных надписей, указывающих добродетели восстающих из мертвых: «нищий духом», «смиренный сердцем», «претерпевший Господа ради в пустыне», «кроткий Господа ради», «милостивый и добрый», «чистый сердцем», «миротворец», «изгнанный правды ради», «ради зависти и лести пострадавший», «нищету и напасть претерпевший Господа ради», «воздерживавшийся Господа ради», «праведный пресвитер Господень», «честно послуживший службу духовную», «девственник Господень чистый», «положивший душу за ближнего своего», «сотворивший правду», «научивший добру», «сохранивший ложе неоскверненным», «покаянием Господу угодивший», и много других различных добродетелей написано было на челах у восстающих из мертвых. Также написаны были и пороки восстающих: «злоба», «лукавство», «нечистота», «скаредство», и разные другие грехи и беззакония. У одних было написано на темени, а у других казалось написанным на воздухе над головою — так что всем видны были грехи и беззакония их. Согрешившие же в христианстве и без исповеди скончавшиеся казались по виду скверными и нечистыми, с темными и мрачными лицами, и было их много. У одних лица были цветом подобны земле, смешанной с пеплом, или как гной, у других лица казались изгнившими, и черви кишели на лицах их. Видел я и лица черные, как у самого сатаны, и цветом подобные коже ехидниной или коже ослиной; некоторые с головы до ног были покрыты гноем смердящим. Все они говорили, обращаясь друг к другу: «О, горе нам! Ибо это есть последний день, день пришествия Христова, о котором мы знали еще до смерти нашей и теперь восстали, чтобы получить по делам нашим. О, горе нам, несчастным и грешным, ибо мы осквернены и помрачены — Господь накажет нас! О, горе нам, ибо мы только теперь познали стыд и позор наш». И много они укоряли себя и проклинали день и час своего рождения, стоя и ожидая с поникшей головой приговора Праведного Судии. Слышал я и других, говорящих: «Кто есть Бог и кто Христос — мы не знаем». Слышал я и следующие речи: «Если Бог Закона Моисеева воскресит нас, то мы получим от Него много добра, ибо мы рассеяны были по всей вселенной за то, что, кроме этого Бога, иного не хотели признать. Если же Сын Человеческий придет судить нас, горе нам будет: ибо мы возненавидели Его, хулили, ругали Его, делали Ему много зла и предали смерти; учеников Его убивали, не веря им и не признавая Богом их Учителя. И теперь мы сомневаемся, может ли Он прийти судить людей, как Бог. Но мы-то хорошо знаем, что с Моисеем на горе Синайской говорил Бог — этот же никогда не видел Бога». Так разговаривая между собою в ожидании Праведного Судии, иудеи просили друг друга: «Если кто увидит здесь Христа, пусть возьмет Его, и мы представим Его пред Бога». На некоторых из стоявших явились червленые слова: на мужчинах — «муж убийца», на женщинах — «жена убийца»; на других написано было: «тать» то есть вор , или «блудник», или «идолослужитель», или «мытарь и хищник»; «детогубец» или «детогубица», «завистник» или «гневливый»; на некоторых же было написано: «суровый и сердитый», «злосердый и немилостивый», «жадный и сребролюбивый», или: «еретик», «арианин», «македонянин», — и названия других всевозможных ересей. Стояли здесь и все некрещенные, и те, которые после христианского крещения согрешили, и все умершие без покаяния. Видя на себе обличения, они плакали горько и стенали. Я же смотрел на них, и весьма изумлялся, и был объят страхом. И вот явились Ангелы, неся сияющий Крест, поя Божественную песнь. Они поставили Крест на Престоле, на виду у всех воскресших из мертвых. Народ изумлялся красоте Креста — иудеи же молча смотрели на него и трепетали от страха; на лицах их виден был стыд. Ударяя себя по лицу, они говорили: «Недоброе видим мы в этом знамении, явившемся во славе; это знамение Распятого! Если Он придет судить нас, то как мы встретим Его или где скроемся: ведь мы много зла сделали не только Ему Самому, но и верующим в Него». И когда иудеи, рыдая, говорили так, водивший меня Ангел сказал мне: «Видишь ли, как они начали трепетать, глядя на честный Крест! После этого я услышал сильный шум и говор, и страшный звук — и испугался. Но водивший меня святой Ангел сказал мне: «Не бойся, увидишь еще более этого». И вот святые Ангелы расступились, и явился Судия, Который шел судить всех людей и воздать каждому за беззаконие, обличаемое надписью на челе. Пред Престолом Судии стали являться бесчисленные страшные силы. Видя это, я еще больше устрашился. Но святой Ангел снова ободрил меня, сказав, что я должен разумно внимать всему, ибо происходящее пред моими глазами послужит мне на пользу. Не успел он окончить своих слов, как вдруг блеснула молния, послышался страшный голос свыше, и земля сотряслась. Все праведники, от Адама до последнего земнородного, не только не устрашились, но стали еще больше радоваться и веселиться. Они молча тихо приблизились к Престолу Судии, сияя красотой, которой удивился бы всякий человек. Лица же идолопоклонников и неверных были мрачны, на них виден был страх. Когда явился Крест и они поняли, что Христос идет судить всех, то пали духом и устыдились. И вот заблистала молния, послышался шум, гром — и явились Ангелы и Архангелы, направляясь к приготовленному для судилища месту. Весь воздух наполнился Небесными Силами, и всех объял трепет. Грешники ужаснулись тому, что все их тайные помышления сделаются известными, ибо Господь сказал: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным и не обнаружилось бы». Престол Божий стоял не на земле, а на воздухе, на высоте около сорока локтей; вокруг Престола, по четырем сторонам его, в воздухе носились Ангелы. Они отличались один от другого: одни были белые, как свет солнечный, другие подобны пламени, иные — золоту блестящему. Разделившись на четыре части, они наполнили всю поднебесную; земля же была наполнена людьми. Затем с высоты небесной спустилась огненная колесница. Вокруг нее шестокрылые многоочитые херувимы, громогласно, торжественно и победоносно взывавшие: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея». Ангелы воскликнули: «Благослови, Отче Вседержителю... От их славословия содрогнулись небо и земля. Херувимы, пришедшие с колесницей, окружили Престол Божий. Мы не ждали Его — и Он пришел». После этого раздался страшный звук трубы, возвестивший о приближении Судии. За ним вострубили другие трубы, появились царские хоругви и скипетры и наконец белое как снег облако. Посреди его — Господь наш Иисус Христос, а вокруг Него множество бесплотных слуг Его, не смевших приблизиться к облаку. От благолепия славы Божией мир осветился в тысячу раз светлее, чем от солнца. Как выразить это? Ум не в силах постигнуть, а слово передать все благолепие Божества. Все устремили свои взоры на Господа, Ангелы же воскликнули: «Благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь пришел судить живых и мертвых». Слышавшие и видевшие все это пали ниц и поклонились Судии. Затем Господь сошел с облака и сел на Престоле Славы Своей. Небо и земля затрепетали, как лист на дереве от ветра, люди же исполнились страха. Господь взглянул на небо — и оно удалилось от взора его; взглянул на землю — и она бежала от лица Его, будучи осквернена делами человеческими, и наконец совсем скрылась, так что стоявшие на ней оказались в воздухе. Господь опять взглянул на высоту небесную — и небо стало новым; на тверди, вместо прежних светил: солнца, луны и звезд, — явилось новое Светило Незаходимое — Христос Бог наш. Господь взглянул на глубину безмерную — и явилась новая земля, блистающая, как свет, и все на ней изменилось. Господь взглянул на море — и вода тотчас иссякла, превратившись в огонь, от которого поднялось пламя до небес. Все были объяты страхом, потому что пламя это стало жечь и поедать неверных, грешных и идолослужителей, как только Господь взглянул на них, и огненные Ангелы возложили на них свои руки. Но не все нечестивые были ввергнуты в огненное море — некоторых Ангелы пощадили. Я обратился к водившему меня святому Ангелу, и он объяснил мне, что это те из иудеев, которые веровали в Божественный промысл и не поклонялись идолам. Исполнилось слово Божие, написанное в Евангелии: «Там будет плач и скрежет зубов». Из огненного моря, куда были ввержены нечестивцы, слышен был плач, и вопль, и рыдание. Они мучились в страданиях и изнемогали, видя себя оскверненными греховными делами. Оставшиеся же невредимыми радовались, что приняли Закон Божий и хранили его. После этого Господь воззрел на восток. Ангелы затрубили, и те из них, которые были на восточной стороне, разошлись по всей вселенной и, где только встречали людей со светлыми лицами, с великою радостью целовали их. Так обошли они с быстротою молнии всю землю и, отделивши избранников Божиих от грешников, поставили их по правую сторону Судии. После этого Господь воззрел на север и на юг, и Ангелы Божий привели оставшихся и поставили их по левую сторону; было их бесчисленное множество, как песок морской. Стоявшие по правую сторону Судии сияли неизреченным светом, а стоявшие по левую были мрачны. Обратившись к первым. Господь сказал: «Приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте приготовленное для вас от сотворения мира Царствие Небесное;ибо вы кормили Меня, когда Я был голоден, утоляли Мою жажду, одевали Меня, когда Я был наг, служили Мне, когда Я был болен, в скорби и несчастии вы утешали Меня». На это праведники отвечали Судии: «Владыко Господи, никогда мы не видели Тебя голодным и не кормили, никогда не видели Тебя жаждущим и не поили, никогда не одевали Тебя и в скорби и болезни не служили Тебе». Но Господь сказал им, указывая на святых, нищих духом: «Если вы им добро делали, то делали и Мне». Затем, обратившись к стоящим по левую сторону, Он сказал: «Уйдите от Меня, проклятые, в огонь вечный, приготовленный диаволу и его слугам; ибо, когда Я был голоден, вы не давали Мне есть, когда я жаждал, вы не напоили Меня, когда Я был странником, вы не приняли Меня, Я был в темнице, и вы не навестили Меня. Уйдите от Меня, нечестивые, всю жизнь свою во грехах и беззакониях проведшие: Я не знаю вас! Уйдите от Меня, проклятые, оскорбившие Меня, ни во что вменившие Мои заповеди и повеления, возлюбившие минутное наслаждение плоти и гордость сатанинскую и чрез это скверное житие послужившие диаволу! Наследуйте же уготованное ему вечное мучение! Но Господь не простил их, и тотчас Ангелы схватили их и бросили в огненное море. В муках и терзаниях грешники взывали: «О, горе! Горе нам», — но их воплей никто не слышал, потому что они тотчас скрылись в огненной бездне. Господь опять взглянул на новую землю — и украсилась она прекрасными садами; красоте их я не мог надивиться. Обратившись к водившему меня Ангелу, я спросил: «Каково будет Царствие Божие? Неужели может быть что-нибудь лучше этого? Небесное же Царство еще красивее ее. Господь опять посмотрел на землю — и она тотчас покрылась многоразличными цветами, красотой которых я был поражен. И потекли по земле, разлившись в садах ее, две реки: одна наполнена была чистым и сладким медом, другая — молоком. Реки не сливались одна с другой, и молоко не смешивалось с медом, а текли в разные стороны, напояя корни дерев. После этого прилетели птицы небесные, прекрасные и разнообразные, наполнили сады и начали петь чудными голосами. Невозможно передать красоту их пения, восходившего до небес. После этого Господь взглянул на высоту небесную, и оттуда сошли во множестве Ангельские Силы, которые несли великий нерукотворенный град — Иерусалим, славя в Троице Единого Бога. Творец же его — Бог. Ангелы поставили град на востоке; посреди его был рай Едемский. Окружен он был святыми Ангелами, врата же его сияли, как солнце. Затем Господь встал с Престола Своего и направился к стоявшим по правую сторону, говоря им кротким голосом: «Приидите, благословенные Отца Моего и возлюбленные Мои, и войдите в обещанную вам радость Господа Бога вашего». Я спросил водившего меня святого Ангела: «Молю тебя, скажи мне, может ли в этой вечной жизни жена иметь своего мужа, если захочет того, или муж — жену, если они нескверно и в страхе Божием провели временную жизнь? Я спросил и о многом другом, увиденном и узнанном мною прежде; и святой Ангел Божий все по порядку объяснил мне.