научно-технологическая и образовательная политика сегодня стала полноправным участником развития государства. Научно-техническое сотрудничество. Всероссийская научно-практическая конференция «Научно-технологическое развитие Российской Федерации: проблемы и перспективы» 24-25 мая 2023 г. Российские компании стали быстро занимать освободившуюся нишу и строить собственную технологическую экосистему с опорой на научный и производственный потенциал», – отметил Дмитрий Чернышенко. Научные достижения и технологический прогресс.
Наука и техника
События и научные мероприятия. Ведущий научный сотрудник РАНХиГС ва выступила с докладом на XIV Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития промышленности России». Кроме фундаментального научного интереса, данное исследование представляет и вполне практическую ценность, поскольку даже на выработанных месторождениях остаётся значительное количество урана в рассеянной форме. 28. Целью научно-технологического развития Российской Федерации является обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации. В докладе рассматривается проблематика научно-технологического развития в России с учетом мировых тенденций, ключевых ограничений и дисбалансов, а также предполагаемого набора действий по модернизации научно-технического комплекса. 14 сентября первый заместитель генерального директора Денис Толстых принял участие в рабочем совещании ТПП РФ и Министерства экономического развития Российской Федерации с презентацией грантовой программы «доращивания» технологических компаний под.
Что сделано в России за полгода: заводы, техника, наука, достижения
Генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов в своем обращении обозначил, что с учётом действующей государственной поддержки, значимости развития высокотехнологичных сфер производства для начинающих предпринимателей и талантливых. Наши сотрудники приняли участие во всероссийской 79-й научно-технической конференции СПб НТО РЭС им. А.С. Попова, посвященной Дню радио. В своём докладе Дмитрий Чернышенко подробно рассказал об инструментах научно-технологического развития, которые запущены в регионах. Индекс научно-технологического развития субъектов РФ – итоги 2019 года. Путин утвердил новую стратегию научно-технологического развития России.
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Особенности формирования государственной политики в области научно-технологического развития РФ с учётом больших вызовов определяют новую роль науки и технологий как основополагающих элементов решения многих национальных и глобальных проблем, обеспечения возможности прогнозировать происходящие в мире изменения, учитывать внутренние тенденции, ожидания и потребности российского общества, своевременно распознавать новые большие вызовы и эффективно отвечать на них пункты 13, 17 стратегии. В целях научно-технологического развития РФ, определения его приоритетов и обеспечения взаимодействия органов государственной власти РФ при формировании и реализации государственной научно-технической политики Указом Президента РФ от 15 марта 2021 г. Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 г.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки.
Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов. Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями.
Все новости Геннадий Красников принял участие в заседании Комиссии по научно-технологическому развитию страны 17 апреля в Координационном центре Правительства Российской Федерации на заседании Комиссии по научно-технологическому развитию Российской Федерации под председательством вице-премьера Дмитрия Чернышенко был рассмотрен ряд вопросов, касающихся реализации обновлённой Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Президент РАН академик Геннадий Красников выступил на тему обновления механизма научно-методического руководства научными организациями.
Речь идет о десяти комплексных программах. Один из мегапроектов связан с беспилотниками. По нему финансирование начнется уже в этом году, сказал Василий Осьмаков. Для достижения технологического суверенитета необходимо строить эффективные кооперационные связи между вузами, малыми технологическими компаниями, производственными площадками и крупными заказчиками, уверен председатель правления фонда «Сколково» Игорь Дроздов. Все эксперты сошлись во мнении, что достижения технического суверенитета сегодня актуально как никогда. Естественно, мы должны оперативно консолидировать все существующие инструменты поддержки высокотехнологичных проектов, которых у нас немало, разрабатывать новые направления, заглядывать в будущее», — заявил первый заместитель председателя Государственной Думы России Александр Жуков.
Научно-технологическое развитие уходит в регионы: в Москве обсуждают разработку госпрограмм
привлечение талантливой молодежи и стимулирование её к научной деятельности. 28. Целью научно-технологического развития Российской Федерации является обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации. Д.Р. Белоусов, к.э.н. И.Э. Фролов, д.э.н. Презентация к готовящемуся докладу по Научно-технологическому развитию России. Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ является ведущим научно-исследовательским центром страны в области агроинженерной науки, машинно-технологической модернизации сельского хозяйства страны, внедрения в.
Российская наука
Одним из основных инструментов, обеспечивающих преобразование фундаментальных знаний, поисковых научных исследований и прикладных научных исследований в продукты и услуги, способствующие достижению лидерства российских компаний на перспективных рынках в рамках как имеющихся, так и возникающих в том числе и после 2030 года приоритетов, должна стать Национальная технологическая инициатива. Возможности научно-технологического развития Российской Федерации 24. Научно-технологическое развитие Российской Федерации может осуществляться по двум альтернативным сценариям: а импорт технологий и фрагментарное развитие исследований и разработок, интегрированных в мировую науку, но занимающих в ней подчиненные позиции; б лидерство по избранным направлениям научнотехнологического развития в рамках как традиционных, так и новых рынков технологий, продуктов и услуг и построение целостной национальной инновационной системы. Первый сценарий характеризуется стагнацией относительного уровня расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и ведет к утрате технологической независимости и конкурентоспособности России. Второй сценарий предполагает преодоление сложившихся негативных тенденций, эффективную перестройку как корпоративного, так и государственного сектора исследований, разработок и инноваций и требует при этом опережающего увеличения расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по отношению к валовому внутреннему продукту и приближения их уровня к показателям развитых в научно-технологическом отношении стран. Устойчивое развитие России, обеспечение структурных изменений экономики страны и вхождение в группу стран с высокими темпами прироста валового внутреннего продукта возможны только в рамках второго сценария, который является целевым.
Реализация второго сценария потребует концентрации ресурсов на получении новых научных результатов, необходимых для перехода страны к следующим технологическим укладам, осуществления комплекса организационных, правовых и иных мер, направленных на существенное повышение эффективности расходов на исследования и разработки, рост отдачи от вложений в соответствующие сферы экономики, для развития национальных центров исследований и разработок, создания эффективных партнерств с иностранными исследовательскими центрами и организациями, создания и развития частных компаний, способных стать лидерами, в том числе на новых глобальных технологических рынках. Цель и основные задачи научно-технологического развития Российской Федерации 28. Целью научно-технологического развития Российской Федерации является обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации. Государственная политика в области научно-технологического развития Российской Федерации Принципы государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации 30. Основные направления и меры реализации государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации 31.
Кадры и человеческий капитал. Инфраструктура и среда. Взаимодействие и кооперация. Управление и инвестиции. Сотрудничество и интеграция.
Результаты и основные этапы реализации настоящей Стратегии Результаты реализации настоящей Стратегии 36. В результате реализации настоящей Стратегии сфера науки, технологий и инноваций должна функционировать как единая система, интегрированная с социально-экономической системой страны и обеспечивающая независимость и конкурентоспособность России. Основные этапы реализации настоящей Стратегии 38. Реализация настоящей Стратегии осуществляется в несколько этапов, связанных с этапами развития экономики и бюджетной системы Российской Федерации. Для каждого из этапов устанавливаются показатели, отражающие ход и основные результаты реализации настоящей Стратегии.
На первом этапе реализации настоящей Стратегии 2017 - 2019 годы : а создаются организационные, финансовые и законодательные механизмы, обеспечивающие гармонизацию научной, научнотехнической, инновационной, промышленной, экономической и социальной политики и готовность Российской Федерации к большим вызовам; б осуществляется запуск научных проектов, которые направлены на получение новых фундаментальных знаний, необходимых для долгосрочного развития, и основаны в том числе на конвергенции различных направлений исследований, включая гуманитарные и социальные; в начинается реализация научно-технических проектов в рамках приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, определенных в настоящей Стратегии; г формируется целостная система устойчивого воспроизводства и привлечения кадров для научно-технологического развития страны; д создаются условия, необходимые для роста инвестиционной привлекательности научной, научно-технической и инновационной деятельности. На втором этапе реализации настоящей Стратегии 2020 - 2025 годы и в дальнейшей перспективе: а формируются принципиально новые научно-технологические решения в интересах национальной экономики, основанные в том числе на природоподобных технологиях; б реализуются меры, направленные на стимулирование перехода к стадии активной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и к масштабному созданию новых продуктов и услуг, основанных на технологиях, отвечающих на большие вызовы; в обеспечивается увеличение объема экспорта технологий и высокотехнологичной продукции, в том числе посредством реализации Национальной технологической инициативы и поддержки национальных компаний при выходе на глобальный рынок. Разработка планов реализации настоящей Стратегии для каждого последующего этапа осуществляется на этапе, предшествующем текущему. Механизмы реализации настоящей Стратегии Управление реализацией настоящей Стратегии. Задачи, функции и полномочия органов государственной власти Российской Федерации 42.
Реализация настоящей Стратегии обеспечивается согласованными действиями федеральных органов государственной власти , органов государственной власти субъектов Российской Федерации , государственных органов, органов местного самоуправления, государственных академий наук, научных и образовательных организаций, фондов поддержки научной, научнотехнической и инновационной деятельности, общественных организаций, предпринимательского сообщества, государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием. Правительство Российской Федерации при участии Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию разрабатывает и утверждает план мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации далее план , предусматривающий комплексное применение принципов, направлений и мер государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации, создание механизмов выявления и актуализации больших вызовов, а также достижение результатов по приоритетам научно-технологического развития страны, установленных настоящей Стратегией. План включает в себя сгруппированные по этапам реализации настоящей Стратегии задачи и мероприятия, выполнение которых обеспечивается в рамках реализации политики в сфере научно-технологического развития, а также промышленной, инновационной, экономической, образовательной и социальной политики. План является неотъемлемой частью настоящей Стратегии и учитывается при формировании и корректировке федерального бюджета и государственных программ Российской Федерации. Реализация настоящей Стратегии осуществляется Правительством Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными академиями наук, научными и образовательными организациями, фондами поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, общественными организациями, предпринимательским сообществом, государственными корпорациями, государственными компаниями и акционерными обществами с государственным участием.
Для достижения результатов по приоритетам научнотехнологического развития Российской Федерации, установленных настоящей Стратегией, Правительством Российской Федерации по согласованию с Советом при Президенте Российской Федерации по науке и образованию формируются и утверждаются комплексные научно-технические программы и проекты, включающие в себя все этапы инновационного цикла: от получения новых фундаментальных знаний до их практического использования, создания технологий, продуктов и услуг и их выхода на рынок. Для выявления, отбора и формирования наиболее перспективных проектов и программ создаются советы по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации, которые осуществляют экспертное и аналитическое обеспечение реализации приоритетов научно-технологического развития страны, Порядок создания и функционирования указанных советов определяется Правительством Российской Федерации. Координацию деятельности советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации осуществляет президиум Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Финансовое обеспечение реализации настоящей Стратегии осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе предусмотренных на реализацию государственных программ Российской Федерации, а таюке за счет средств региональных и местных бюджетов и внебюджетных источников. Финансирование осуществляется в зависимости от роста эффективности сферы науки, технологий и инноваций посредством поэтапного увеличения затрат на исследования и разработки и доведения их до уровня не менее двух процентов валового внутреннего продукта, включая пропорциональный рост частных инвестиций, уровень которых к 2035 году должен быть не ниже государственных.
Поэтапное увеличение затрат на исследования и разработки должно зависеть также от результативности российских организаций, осуществляющих исследования и разработки. Информация о результатах реализации плана подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети « Интернет » в объеме и порядке, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выработку и реализацию государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации. Контроль за выполнением плана осуществляется Правительством Российской Федерации. Мониторинг реализации настоящей Стратегии 51. В целях осуществления мониторинга реализации настоящей Стратегии Правительством Российской Федерации совместно с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию устанавливаются перечень показателей ее реализации, динамика которых подлежит мониторингу, и значения отдельных целевых показателей, отражающих в том числе в сопоставлении со значениями соответствующих показателей экономически развитых стран уровень достижения результатов реализации и цели настоящей Стратегии, включая: а влияние науки и технологий на социально-экономическое развитие Российской Федерации, в том числе обусловленное переходом к модели больших вызовов; б состояние и результативность сферы науки, технологий и инноваций; в качество государственного регулирования и сервисного обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Пыталев Дмитрий Сергеевич, начальник отдела организации экспертизы Российского научного фонда, рассказал о поддержке российско-китайских исследовательских проектов. В 2020 году из 292 допущенных к экспертизе заявок одобрено 30 проектов с финансированием 6 млн. Пыталев Д. Советник по науке и технике Посольства КНР в России Мяо Фэй выступил с докладом на тему «Активное продвижение китайско-российского сотрудничества в сфере персонализированной медицины, в соответствии с новыми тенденциями». Господин Мяо Фэй подтвердил заинтересованность КНР в наращивании темпов научно-технической кооперации в рамках совместной работы наших стран. Далее в формате экспертного семинара состоялось обсуждение предложений по совершенствованию мер эффективной государственной поддержки в сферах, соответствующих направлениям деятельности Совета «20в» Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.
Слабое участие России в глобальной революции технологий здравоохранения и биотехнологий. По данным ОЭСР, в 2016 г. Лидер на рынке генетических технологий - США; страны, активно инвестирующие в отрасль, - Франция, Германия, Дания, Швейцария, Швеция; доля России в общем объеме мирового рынка генетических технологий критически мала. Опережающее глобальное развитие передовых производственных технологий и индустрии новых материалов. Период 2014-2019 гг. Вместе с тем темпы роста публикаций в России усту- 8 Федеральная научно-техническая программа развития генетических технологий на 2019-2027 годы, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 22. Наибольшее число публикаций в данной области приходится на США. Лидирующими российскими организациями по публикациям в области технологий 5G в 2015-2019 гг. Ломоносова, Волгоградский государственный медицинский университет, Томский политехнический университет, Казанский Приволжский федеральный университет. Патентная активность в области новых материалов и веществ характеризуется существенным ростом числа патентов в 2013-2018 гг. Смена мирового технологического устройства сферы телекоммуникаций. Десятка лидеров по данным Web of Science и Scopus представлена в основном китайскими организациям по 7 ед. Лидирующими российскими структурами по публикациям в области технологий 5G в 2015-2019 гг. При этом доля российских заявок на изобретения и полезные модели от общего числа заявок в мире за 2015-2019 гг. Наряду с быстро развивающимися технологиями 5G, которые обеспечат техническую возможность реализации сложных киберфизических решений, в КНР и США уже идут разработки стандарта следующего поколения 6G , а также иных передовых коммуникационных систем квантовых коммуникаций и пр. Активное распространение во многих сферах и индустриях квантовых технологий. Наряду с ИИ разнородные квантовые технологии создают новые возможности развития вычислительной техники и связи. Квантовые вычисления Наибольшее число публикаций по данному направлению принадлежит США; лидирующими российскими организациями в 20152019 гг. Мировая патентная активность начиная с 2014 г. Доля российских заявок на изобретения и полезные модели от общего числа заявок в мире за период 2015-2019 гг. Квантовые коммуникации Как и по направлению «Квантовые вычисления», на протяжении 20 лет в мире наблюдается равномерный рост числа публикаций по направлению «Квантовые коммуникации». Среди лидирующих российских организаций выявлены МГУ имени М. Стеклова РАН. Доля российских заявок на изобретения и полезные модели за период 2015-2019 гг. При этом доля российских заявок на изобретения и полезные модели от общего числа заявок в мире за период 2015-2019 гг. Другие вызовы глобального характера. Среди ключевых направлений научно-технологического развития, имеющих глобальный уровень и представляющих для Российской Федерации основные вызовы и угрозы технологического характера, следует выделить также развитие передовых киберфизических систем, робототехники и технологий альтернативной энергетики. Несмотря на сохраняющиеся экономические барьеры, продолжается достаточно устойчивый прогресс в сфере альтернативной энергетики, включая рост установленной мощности возобновляемых источников энергии. Пандемия C0VID-2019 существенно повлияла на задачи дальнейшей научно-технической политики развитых стран, характерной чертой которой стала ориентация на трансформационные исследования - симбиоз фундаментальных и поисковых научных исследований, ориентированных на практическую цель отдачу в конкретных областях в перспективе не обязательно в ближайшей 9. Непринятие во внимание этого вызова и отсутствие должной поддержки трансформационных исследований в России может стать дополнительной сдерживающей силой в развитии сектора НИОКТР даже при существенных финансовых затратах на него. Предложения по дальнейшей реализации мер государственной научно-технической политики В новых условиях с учетом текущего состояния сферы исследований и разработок в Российской Федерации, имеющихся достижений государственного регулирования в сфере НИОКТР, и проблем развития национальной науки, а также принимая во внимание мировые научно-технологические тренды, вызовы и угрозы, предлагается реализовать следующие меры государственной научно-технической политики. Совершенствование системы государственного управления сферой исследований и разработок путем развития механизмов финансирования НИОКТР. В данной части необходимо в первую очередь реализовать новые и усовершенствовать действующие инструменты государственного 9 Дежина И. Трансформационные исследования: новый приоритет государств после пандемии. Реализация предложенных мер позволит расширить возможности привлечения частных инвестиций в прикладные исследования, ввиду чего основными направлениями финансирования для всех государственных программ должны стать гранты, субсидии в рамках программ внебюджетного софинансирования например, при реализации Национальной технологической инициативы , а также субсидии на приборы и оборудование. Создание условий для привлечения организаций реального сектора экономики и иных коммерческих компаний ко всем этапам реализации НИОКТР - от разработки идеи до оценки научно-техниче-скихрезультатов и коммерциализации РИД. В настоящее время организации реального сектора экономики не выступают основным заказчиком научно-исследовательских работ, гарантом коммерциализации РИД, инвестором соинвестором программ и проектов; не играют одну из ключевых ролей в процессе приемки результатов исследований и разработок; во многих случаях не принимают участие в экспертизе таких программ и проектов. С целью обеспечения существенного увеличения доли внебюджетного финансирования российского сектора исследований и разработок, предлагается предусмотреть следующее: - совершенствование государственного регулирования в сфере коммерциализации РИД, в т. В ходе реализации механизма комплексной научно-технической программы предлагается предусмотреть участие экспертов - представителей разных секторов и сфер деятельности как на этапе разработки данной программы, так и на этапах ее согласования и реализации работа профильных научно-технических советов. Организации бизнес-сектора должны играть одну из ключевых ролей в процессе приемки РИД в рамках программ и проектов, а также принимать участие в экспертизе на всех этапах их реализации. Кроме этого, представляется целесообразным обеспечить исполнителей НИОКТР в рамках программ и проектов в ходе реализации предлагаемого механизма заказом на работы на долгосрочную перспективу. Данная мера будет способствовать снижению нагрузки на государственный бюджет и при этом уже на ранних стадиях предоставит больше возможностей для бюджетного маневра не только в сторону развития механизмов конкурсов, но и для поиска возможностей увеличения базового государственного финансового обеспечения науки бюджетного финансирования. Данное обеспечение может осуществляться на существенном уровне вне зависимости от текущей успешности исследователей и разработчиков в процедурах конкурсного распределения государственных средств [18], что позволит обеспечить рост инвестиционной привлекательности сектора НИОКТР для бизнеса. При этом текущие государственные расходы на исследования должны быть синхронизированы с инструментами государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», национальным проектом «Наука» [19]. Развитие комплексной системы оценки научных и научно-технических результатов. В дальнейшем требуется совершенствование данной методики в части проведения оценки научной результативности организаций, выполняющих работы в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности государства, и совершенствование механизмов внедрения и коммерциализации РИД, полученных российскими учеными. Формирование целостной системы поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, обеспечивающей адресную поддержку на каждом этапе жизненного цикла инноваций. Индикаторами эффективности прикладных научных исследований и разработок являются количество заявок на РИД, объем внебюджетного финансирования исследований и разработок, а также число разработанных передовых производственных технологий. Переход от стадии прикладных научных исследований к стадии экспериментальных разработок и далее к трансферу технологий в производство предлагается обеспечить в рамках создания механизма «бесшовной» интеграции мер поддержки научных фондов и институтов развития, поскольку именно институты развития должны сыграть ведущую роль на высоких уровнях готовности технологий. Обеспечение комплексной увязки между собой этапов научных исследований, от фундаментальных к прикладным, и осуществление плавного перехода к трансферу технологий в производство возможно на основе использования подхода к управлению и оценке сектора НИОКТР по уровням готовности технологий. Данный подход предлагается апробировать на текущем этапе совершенствования системы управления научно-технологическим развитием; в качестве площадки для апробации можно использовать Реестр научных фондов и институтов развития, разработанный РИЭПП11 при поддержке Минобр-науки России. Такой информационный ресурс позволит проводить системный сравнительный анализ и учет мер поддержки [20], предоставляемых научными фондами и институтами развития исследователям. Формирование и развитие механизма научной дипломатии в России с целью привлечения кадров мирового уровня для научно-технологического развития страны в рамках международного научно-технического сотрудничества. Научная дипломатия предполагает продвижение интересов конкретного государства на мировой арене, соприкасаясь с областью интернационализации исследований. В Концепции международного 11 Агрегатор информации о грантовой поддержке исследователей. К настоящему моменту заметно выросло количество статей российских авторов в соавторстве с зарубежными учеными по приоритетным направлениям развития. Осуществляется привлечение ведущих зарубежных ученых к работе в НЦМУ, НОЦ, научных лабораториях, а также в качестве членов наблюдательных советов и редколлегий журналов. Рассматриваются различные формы и направления использования потенциала зарубежных ученых, в т. Также активно ведется работа по привлечению иностранных специалистов к проведению научных исследований с использованием российской инфраструктуры коллективного пользования. Однако в условиях нестабильной ситуации в мире развитие международной академической мобильности, экспорта образовательных услуг российских вузов может в ближайшем будущем иметь тенденцию к замедлению. Дальнейшее интенсивное развитие данных направлений возможно с помощью различных международных, государственных и региональных программ интернационализации учебных планов унификации требований к программам высшего образования , повышения мобильности профессорско-преподавательского состава и упрощения визового режима для ведущих специалистов; взаимного признания университетами разных стран образовательных программ или создания «программ-близнецов» , открытия зарубежных филиалов ведущих российских исследовательских организаций. Развитие сферы науки и технологий на уровне регионов. Сохраняется дисбаланс уровней научно-технологического развития в Центральном федеральном округе в первую очередь в г. Москве и других, отдаленных от центра, территорий страны. В связи с этим необходимо обеспечить создание региональных точек активного развития научно-технической деятельности и коммерциализации РИД посредством дальнейшего развития центров трансфера технологий при высших учебных заведениях в регионах России, тиражирования опыта успешных региональных проектов с использованием инструментов НТИ, НЦМУ, НОЦ и их имплементации в научно-техническую политику регионов, имеющих достаточный научно-технический потенциал, с учетом их территориальных особенностей. Совершенствование механизмов привлечения в науку квалифицированных кадров. Несмотря на реализуемый Минобрнауки России комплекс мер в части развития интеллектуального капитала, наблюдается незавер- 12 Одобрена решением Правительства Российской Федерации от 08. Отсутствие единого реестра получателей государственных мер поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности затрудняет систематизацию и возможности адресной поддержки, а также не позволяет достаточно эффективно реализовывать международные программы мобильности ученых, выявлять приоритеты международного научно-технического сотрудничества. Другой проблемой в этой области является недостаток кадров, готовых брать на себя ответственность не только за проведение научных исследований мирового уровня, но и за руководство научными и образовательными организациями. При этом в ближайшие два года потребность в замещении руководящих позиций высшего звена в подведомственных организациях только одного Минобрнауки России может превысить 350 чел. В связи с этим с целью формирования продуктивной научной среды, привлекающей молодых исследователей и высококвалифицированных управленцев сферы НИОКТР, предлагается реализация следующих мер: - создание целостной системы привлечения молодых ученых в науку посредством разработки и совершенствования механизмов трудоустройства выпускников вузов и молодых аспирантов в организации, выполняющие исследования и разработки, а также обеспечение учета применяемых инструментов государственной поддержки молодых исследователей; - обеспечение развитие международной и внутрироссийской академической мобильности ученых; - создание условий для опережающей подготовки высококвалифицированных управленческих кадров в области науки. В таком ключе предлагается обеспечить создание инструментов поддержки не только для исследователей в возрасте до 39 лет, но и для исследовательского персонала старших возрастных групп -через развитие научных школ, а также программ научного наставничества и менторства.
Цель форума: - стать реальной площадкой для выстраивания межрегиональных и международных кооперационных цепочек в целях импортозамещения и достижения технологического суверенитета на примере конкретных проектов, кейсов, технологических разработок; - определение роли и места регионов в реализации Стратегии научно-технологического развития РФ.
Научно-технологическое развитие Российской Федерации
Типы центров коллективного пользования научным оборудованием Исследовательские - участвующие в выполнении научных проектов фундаментального и поискового характера Сервисные - оказывающие типовые услуги широкому кругу лиц, заинтересованных в испытаниях или проведении исследований Суперкомпьютерные - предоставляющие в пользование высокопроизводительные вычислительные ресурсы Структурное подразделение совокупность структурных подразделений , которое создано научной организацией и или образовательной организацией, располагает научным и или технологическим оборудованием, квалифицированным персоналом и обеспечивает в интересах третьих лиц выполнение работ и оказание услуг для проведения научных исследований, а также осуществления экспериментальных разработок УНУ — Уникальная.
Для этого в России создаются научные центры мирового уровня, новые молодежные лаборатории, где трудятся тысячи перспективных ученых, специализированные учебно-научные центры для одаренных детей, обновляется приборная база научных институтов, строятся современные университетские кампусы, реализуется программа «Приоритет-2030» и многое другое. При этом подчеркну — важная роль отведена регионам. Ключевая задача — обеспечить интеграцию науки и региональных программ развития.
Новые технологии и разработки обязательно должны быть востребованы отраслевой промышленностью и бизнесом. Совокупность всех мер в конечном итоге должна привести к росту уровня социально-экономического развития регионов», — подчеркнул Андрей Омельчук. Обучением региональных команд, ответственных за научно-технологическое развитие, занимается Президентская академия.
Разработку мы планируем завершить к концу мая, чтобы пройти обучение могли уже не только пилотные регионы, но и все желающие команды НТР», — подчеркнул ректор Президентской академии Алексей Комиссаров. Для подготовки программ участники стратсессии определяют заделы и инструменты работы в своих регионах, потенциал научных и образовательных организаций. Также проводят анализ существующих образовательных программ, чтобы по итогу работы соизмерить человеческий капитал с потребностями субъекта.
Тему КП РТТН также затронул в своем выступлении директор направления научно-технических исследований и разработок Госкорпорации «Росатом» Виктор Ильгисонис на пленарном заседании «Меганаука как основа технологических прорывов и пространственного развития страны». Он рассказал о самом крупном научно-техническом проекте в истории человечества — термоядерной установке ИТЭР, которая строится во Франции более чем 35 странами, в том числе и Россией. Это вакансии самого разного уровня. Это не только и не столько физики, сколько инженеры, строители, специалисты по разным технологическим системам, по привлечению персонала и многие другие.
Участие в таком проекте — это прекрасная школа для профессионального роста и последующего применения этих способностей в национальной программе РТТН, в состав которой входит федеральный проект по управляемому термоядерному синтезу», — призвал Виктор Ильгисонис. В рамках трека «Новые материалы» Росатом провел две сессии, в ходе которых обсуждались аддитивные технологии и цифровое материаловедение. Эти направления входят в дорожную карту развития высокотехнологичного направления «Технологии новых материалов и веществ», реализация которой должна обеспечить технологическое лидерство России в области соответствующих «сквозных технологий». На первом круглом столе, соорганизатором которого выступила Ассоциация развития аддитивных технологий, участники во главе с модератором Ольгой Оспенниковой обсудили необходимость масштабирования аддитивных технологий в российскую промышленность, в том числе в машиностроение, изготовление медицинского оборудования и медицинских изделий.
Представители ведущих российских предприятий представили проекты, реализуемые в области аддитивного производства. Генеральный директор АО «Центр технологической компетенции аддитивных технологий» Алексей Мазалов рассказал об опыте применения комплексного реверс-инжиниринга и аддитивных технологий в научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы НИОКТР. Как отметил директор по технологическому развитию Росатома Андрей Шевченко на этом круглом столе и пленарном заседании Технопрома, массовое внедрение аддитивных технологий даст мощный импульс для развития промышленности и экономики всей страны. Росатом активно развивает это направление: почти завершена разработка комплексной научно-технической программы по аддитивным технологиям, которая в скором времени будет передана в Правительство на утверждение.
По его словам, она почти в два раза больше комплексной научно-технической программы КНТП полного инновационного цикла «Новые композиционные материалы» утверждена Правительством в июле этого года , предусматривающей создание передовых технологий производства композиционных материалов и изделий из них: от научно-исследовательской работы до производства. Эффективным инструментом может стать и создание региональных центров аддитивного производства общего доступа на базе ключевых вузов, федеральных и технических университетов, где можно будет готовить нужные кадры и выполнять коммерческие заказы индустриальных партнеров. В его контур включены 11 высших учебных заведений и одно дошкольное учебное заведение, заключены 6 соглашений о намерениях по созданию Центров, еще 6 прорабатываются. Среди целей проекта — подготовка кадров для работы на отечественном оборудовании.
Сейчас у нас стоит задача по замещению импортных FDM-принтеров на отечественные, которые мы разработали и производим», — отметила директор по управлению персоналом «Русатом-Аддитивные технологии» Светлана Фомина. Второй круглый стол посвятили новому направлению Дорожной карты «Цифровое материаловедение». Участники обсудили возможные стандарты, формирование единой базы данных и вычислительную инфраструктуру, которые необходимы для успешного внедрения и развития принципиально нового направления дорожной карты. По словам Алексея Дуба, оно поможет существенно ускорить разработку и оптимизировать затраты на внедрение материалов в промышленность: от энергетики и авиастроения до микроэлектроники.
Он также представил возможный путь разработки новых материалов и технологий нового поколения на основе цифровых технологий. Духова в рамках выполняемых работ просчитали несколько тысяч вариантов разных материалов, чтобы оптимизировать конструкцию для оболочки твэлов.
Мы живем во времена поиска новых технологий и решений, открытия границ как между смежными, так и кажущимися далекими областями. Демонстрация своих технологических возможностей, обмен опытом, сотрудничество и понимание общего вектора развития — вот что поможет открыть новое для компаний, для промышленности, для страны. Выставки объединяют весь цикл производства, как запущенные, так и перспективные оборудование, технологии и разработки. Участники доказывают конкурентоспособность отечественных компаний.
Медведев призвал создать новый прогноз научно-технологического развития России
Это представители бизнеса, политики, производители продукции и компонентной базы. В общем, все, кто занимается развитием электронной промышленности, что имеет стратегическое значение в современных условиях. Ведь от достижений в этой сфере зависит технологический суверенитет и безопасность государства. В прошлом году Президент объявил Десятилетие науки и технологий. Его главная цель — вовлечение исследовательских организаций и инвестиционных фондов в выполнение важнейших задач, которые стоят перед страной. И такая работа активно ведётся. В том числе открываются предприятия, которые позволят повысить национальную конкурентоспособность. Россия обладает большим инновационным потенциалом.
Отечественные учёные создают востребованные решения на основе искусственного интеллекта, квантовых вычислений, коммуникаций, новых материалов. У нас очень много возможностей, чтобы наладить полный цикл выпуска изделий для сфер экономики. Это энергетика, строительство, финансовый сектор, транспорт, связь. Правительство уделяет особое внимание формированию комфортных условий для компаний, которые заняты в области электроники. Расширяем меры поддержки по всей цепочке — от прикладных исследований до внедрения готовых образцов аппаратуры, обеспечиваем их необходимым финансированием, льготными кредитами. И за счёт налоговых преференций только за прошлый год, в частности, организации сэкономили почти 9 млрд рублей, по страховым взносам — свыше 6 млрд. Эти средства можно направить на расширение бизнеса, запуск новых проектов.
Благодаря этим мерам оборот производителей радиоэлектроники за первое полугодие увеличился на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сейчас он превысил 932 млрд рублей.
Москва, ул. Добролюбова, д. Область научных интересов включает исследование государственного управления инновационным развитием научно-технологического комплекса, в т. Клыпин Андрей Владимирович, кандидат экономических наук, заместитель директора по научной работе, заведующий Центром исследований в области управления интеллектуальной собственностью, федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере» 127254, Россия, г.
В сферу научных интересов автора входит изучение проблем реализации государственной научно-технической политики на национальном уровне, исследование инструментов и механизмов финансирования научно-технологической сферы, а также проблем взаимодействия государства, науки, образования и бизнеса в ходе реализации НИОКР.
Данная конференция является частью комплекса мероприятий по методическому, научно-технологическому и организационному сопровождению индустриальных центров компетенций и центров компетенций по развитию российского общесистемного и прикладного программного обеспечения. Для достижения целей импортонезависимости и импортоопережения в ИТ-отрасли необходимо объединить усилия всех участников отечественного ИТ-рынка. При этом, такое объединение невозможно без балансировки подходов и инструментов продвижения как на российский, так и на экспортный рынки.
Эльбрус Предлагаем принять участие в ставшей уже традиционной XX Международной научно-практической конференции «Новые полимерные композиционные материалы», охватывающей широкий круг вопросов, касающихся новых теоретических концепций строения полимерных материалов, новых полимеров и композиционных материалов на их основе, исследования строения и свойств полимерных материалов и оригинальные методы их получения, перспективы и особенности применения полимеров и композитов в различных областях техники и промышленности.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
- Вестник РАН, 2022, T. 92, № 3, стр. 201-212
- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
- ИИ помог врачам диагностировать психические расстройства
- Выставка и конкурс инновационных проектов HI-TECH
Российская наука
Редакция публичного права Опубликовано 3 марта 2023 г. Последнее обновление 3 марта 2023 г. Связаться с редакцией.
Персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу.
Настоящее Согласие выдано мною на обработку следующих персональных данных: - Имя; - E-mail; - Комментарий. Настоящее согласие действует до момента его отзыва путем направления соответствующего уведомления на электронный адрес ken. Заполнить форму еще раз.
Отрицательное значение этого индекса позволяет предположить, что предпринимательский сектор экономики вряд ли будет заинтересован в реализации долгосрочных научно-технических и инновационных проектов. При современной технологической структуре экономики, научно-технического потенциала по формам собственности, платёжеспособного спроса на научно-техническую и инновационную продукцию на первом этапе построения инновационной экономики необходимо обеспечить реализацию полного инновационного цикла, прежде всего в государственном секторе экономики, используя методы стратегического планирования и программирования. Ответственным исполнителем указанной программы является Минобрнауки России. Федеральным законом от 8 декабря 2020 г.
На осуществление собственно научной, научно-технической и инновационной деятельности приходится лишь около трети расходов на реализацию ГП НТР. Ежегодная корректировка ГП НТР свидетельствует об отсутствии у разработчиков научно обоснованной методологии её формирования, ясности при определении целей и задач научно-технологического развития даже на краткосрочный период, слабой научной и финансово-экономической обоснованности показателей ресурсной обеспеченности и результативности научной и научно-технической деятельности. По данным Отчёта о работе Счётной палаты Российской Федерации в 2020 г. Однако формальное достижение значений большинства показателей программы не привело к повышению вклада науки и интеллектуального капитала в экономический рост, к увеличению численности персонала, занятого исследованиями и разработками. В итоге в 2020 г.
В рамках одного только бюджетного финансирования науки и инноваций, без привлечения внебюджетных средств, не удастся достичь целевых показателей, установленных стратегическими документами. В целях повышения результативности научной, научно-технической и инновационной деятельности на заседании Совета по науке и образованию 8 февраля 2021 г. Президент РФ поручил Правительству РФ разработать и принять новую государственную программу в области научно-технологического развития страны. Для её успешной реализации необходимо изменить подходы к финансированию науки, повысить качество планирования и осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, оценки их результативности и проведения научно-технической экспертизы. Новая государственная программа в области научно-технологического развития должна представлять собой комплекс важнейших научных, научно-технических и инновационных проектов государственного значения и охватывать виды работ на всех этапах инновационного цикла — от получения новых фундаментальных знаний до их практического использования, создания технологий, продуктов и услуг и их вывода на рынок в рамках приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации.
Для повышения научной и экономической обоснованности формирования и реализации новой государственной программы в области научно-технологического развития, государственного заказа на реализацию проектов полного инновационного цикла нужно заметно повысить качество и объективность экспертизы научных, научно-технических и инновационных проектов, в том числе проводимой Российской академией наук в соответствии с Федеральным законом от 27 сентября 2013 г.
Семинар будет проводиться в очно-дистанционном режиме в комнате 604 корп. Микроэлектроники блок Б и в виде онлайн-конференции на платформе Zoom. Для получения доступа необходимо прислать письмо на адрес s.