В Театре Станиславского «Хованщину» представляют в редакции Шостаковича с музыкой финальной сцены, написанной композитором Владимиром Кобекиным.
Опера «Хованщина»
Хованщина | OperaHD | Мировая премьера оперы «Хованщина» состоялась 21 февраля 1886 года в Петербурге. |
Большой театр • Хованщина | 25 оперных шедевров, опера Хованщина, история создания оперы Хованщина, композитор Мусоргский. |
Кто написал оперу "Хованщина"? | Жаль, что неизбежные в «Хованщине» купюры не дали прозвучать трагичному «Поезду Голицына» — он мог бы стать откровением. |
Премьера оперы "Хованщина"
28-29 сентября в Музыкальном театре состоится премьера оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского. — Центральным событием фестиваля станет показ оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в «золотомасочной» постановке МАМТ». Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причем сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. Он твёрд в борьбе с «хованщиной», но его гнетут мысли о многострадальной Руси, о том, сколько она претерпела и сколько еще ей предстоит вытерпеть.
Подписывайтесь на наш канал
- Report Page
- Опера Модеста Мусоргского - «Хованщина»
- Последние события
- Опера "Хованщина": прикосновение к профессиональному мастерству
На новой сцене Мариинского театра представят «Хованщину» — к 185-летию Модеста Мусоргского
Режиссёром выступил поставивший оперу в 2015 году Александр Титель. Основа народной музыкальной драмы, как её определял сам Мусоргский, историческая. Поэтому перемещаемся вместе с сюжетом в петровские времена. Причём в самое начало, когда после смерти царя Фёдора Алексеевича в 1682 году прогремел стрелецкий бунт — Москва затихла, и начался период, который и дал название опере, поскольку зачинщиками бунта были названы отец и сын Хованские бас Дмитрий Ульянов и тенор Николай Ерохин. Действие начинается Ещё до начала на не прикрытой занавесом сцене видим один огромный, пустынный деревянный дом-ангар. Ловим себя на мысли: сценография за 7 лет не изменилась.
Догадываемся, что пройдут здесь все действия вплоть до финальной сцены, которая переносит сюжетную линию в скит. Итак, накрыт огромный стол. Стрельцы встречают утро после бунта.
В репертуаре Мариинского театра сохраняется спектакль, ведущий свою родословную от первой постановки «Хованщины» на мариинской сцене. Примечательно, что в этой постановке, в далеком 1911 году, режиссером и исполнителем роли Досифея был сам Федор Шаляпин, а художником выступал Константин Коровин. Представляем Вам фрагмент оперы Модеста Мусоргского «Хованщина».
Мое, надеюсь"». По словам солиста, талант Мусоргского — космический, искренний, глубокий. Глава раскольников Досифей в исполнении лауреата международных конкурсов Александра Морозова полон искренней веры и мудрости, достоинства и сочувствия к людям, оказавшимся заложниками борьбы старого и нового, исторического, более того — духовного выбора Руси. Под стать Досифею — его духовная дочь Марфа. Екатерине Сергеевой удалось создать многоплановый и пластичный образ. Богатство тембра голоса позволило ей с легкостью перевоплощаться из влюбленной девушки в полную страстной веры религиозную фанатичку, идущую за своим духовником на самосожжение. Лауреат международных конкурсов баритон Роман Бурденко предложил слушателям яркую трактовку образа боярина Шакловитого, в чьи уста Мусоргский вкладывает важные для «Хованщины» слова: «Спит стрелецкое гнездо. Спи, русский люд, ворог не дремлет! Ах, ты и в судьбине злосчастная, родная Русь! Кто ж, кто тебя, печальную, от беды лихой спасет? С другой — приводит убийцу в дом Хованского. В этой роли есть большая радость духовного единения со своей родиной в сложные для нее исторические моменты». По словам Романа Бурденко, такая противоречивость вообще характерна для «баритоновых» персонажей. И все же главный герой «Хованщины» — народ. Опера потрясает масштабными массовыми сценами. И если в «Борисе Годунове» народ «безмолвствует», то здесь он говорит. В «Хованщине» много речитативно-декламационных эпизодов, напоминающих звучание речи. Такой эффект был осознанной целью композитора: «Работою над говором человеческим, — писал он Стасову, — я добрел… до воплощения речитатива в мелодии… Я хотел бы назвать это осмысленною, оправданною мелодией».
Все твоё внимание направлено на реализацию идеи произведения. Интересным моментом стало переодевание в сценический костюм, который помог более полно вжиться в роль. Для меня всё это было в первый раз — оказаться на большой сцене. Благодаря этому я смогла из простого хориста перевоплотиться в хориста — оперного артиста. Новым ощущением для меня стало взаимодействие на сцене с дирижёром, другими участниками хора и спектакля, оркестром и, самое главное, — зрителем! Перед выходом на сцену я не волновалась, но волнение появилось с осознанием того, что у нас есть один шанс для правильного исполнения, и спетого уже не перепоешь, как это было на репетициях. Было заметно, как волновались солисты. Для кого-то это было впервые. Этот опыт мне понравился, но я думаю, что это не для меня: для такой работы буквально нужно жить театром. Хотелось знать, что происходит на сцене, и каждую свободную от игры минутку я поглядывала туда. Обстановка в яме мне показалась интересной: ничего не видно, кроме дирижёра, светящегося пульта и краешка сцены.
Смутное время навсегда
Именно её выбрал Кент Нагано для этой мюнхенской постановки. Сюжет представляет собой мрачную панораму России конца XVII века, где разворачиваются безжалостная борьба за власть, интриги и кровопролития. Страну раздирают внутренние конфликты, при дворе соперничают две политические фракции: сторонники князя Ивана Хованского, начальника стрельцов, и сторонники лояльного царю князя Голицына. Добавить к этому влияние различных религиозных групп, и ситуация станет пугающе напоминать нынешнее положение во многих странах. Кент Нагано блистательно справляется со сложностями этой партитуры: тонко и выразительно очерчивает динамику и мягко ведёт за собой солистов. В партии Марфы, отвергнутой любовницы Андрея, сына Ивана Хованского, Дорис Зоффель раскрывает такую звуковую палитру, от пафоса нижних нот до приглушённых высот дисканта, что «можно говорить о русском меццо» F. Финальный хор, сочинённый не Мусоргским, исполняется в воздушной оркестровке Игоря Стравинского — третьего из выдающихся русских композиторов, при участии которых «Хованщина» стала великой оперой на все времена.
Краткое содержание Действие происходит в Москве в период между 1682 и 1689 годами Первое действие События происходят на Красной площади. Горожане встречают рассвет. Дозорные вспоминают расправу над боярами, совершённую днём ранее, о которой напоминает высеченный текст на столбе. Когда дозорные покидают площадь, появляется сторонник царевны Софьи боярин Шакловитый. Он диктует подьячему донос Петру, в котором сообщается о планах Хованских захватить власть. Собравшиеся на площади люди требует подьячего прочесть, что написано на столбе, после чего они приходят в ужас, узнав о расправе над боярами, которые были неугодны стрельцам.
Появляется Иван Хованский, которого приветствуют стрельцы. После ухода князя со свитой, появляется лютеранка Эмма и влюблённый в неё Андрей Хованский, преследующий девушку. Прежняя возлюбленная Андрея, раскольница Марфа, защищает Эмму.
Оперы Мусоргского вообще стоят особняком во всей мировой музыке.
Замечательной музыки много, но такого нет больше ни у кого. Это опера, отражающая народное самосознание, взгляд человека изнутри на самого себя. Никто не видел своей страны так, как Гоголь и Мусоргский.
После его кончины Римский-Корсаков закончил, отредактировал и оркестровал оперу, и в этом виде она стала известна всему миру. В советское время Шостакович заново оркестровал «Хованщину» по авторскому клавиру. Композитор вольно отнесся к хронологии, соединив события, разделенные промежутком в шестнадцать лет, однако это не помешало ему написать правдивую картину русской жизни. Образы оперы Так же, как и в «Борисе Годунове», действие «Хованщины» развертывается в двух плоскостях: с одной стороны князья Хованские, Голицын, раскольничий вождь Досифей.
С другой — народ: стрельцы, раскольники. На первый план здесь выступают то власный старик Иван Хованский, не знающий предела в упрямстве и своеволии, то Досифей. Досифей не только фанатик-старообрядец, но и человек большого сердца, в чьей душе находят отклик страдания народа. Рядом с ним Марфа-раскольница, с ее глубоким душевным чувством, непреклонной честностью и непримиримостью ко лжи и обману, один из самых поэтических образов Мусоргского. Все они раскрыты во всей полноте своих жизненных проявлений с той удивительной правдивостью, которая так свойственна Мусоргскому. Хованский и Досифей — разные люди. Но их объединяет приверженность к «святой старине», враждебность к новому, что несут России петровские реформы.
Пользуясь своим влиянием на стрельцов и раскольников, они пытаются задержать шествие нового. Однако «хованщина» так назван в опере стрелецкий мятеж находит свой бесславный конец, в горящем скиту гибнут Досифей и верные ему раскольники. Над русской землей всходит заря новой жизни, символически воплощенная в музыке знаменитого вступления к опере «Рассвет на Москве-реке». Конечно, содержание «Хованщины» шире и многообразнее этого схематического изложения.
Руководство долго обсуждало проект, сверяло творческие позиции и проверяло силы, и наконец, решение было принято. Вступление в свой юбилейный 20-й сезон Ростовский музыкальный отметит премьерой одного из самых неординарных, интеллектуальных, провидческих и грандиозных по масштабам сочинений, созданных для театра.
А в июле 2019 года коллектив представит оперу на Исторической сцене Большого театра России в рамках юбилейных гастролей. Справка: Создать партитуру об эпохе стрелецких восстаний и церковного раскола в русской истории, охватившую 1682—1698 годы, великому композитору посоветовал друг, музыкальный критик и пропагандист В.
Опера Мусоргского «Хованщина»
Набатный колокол не оставлял никаких надежд на тихое течение жизни. Неспокойны и люди: стрельцы возволнованно судачат, подьячий Андрей Зорин места себе не находит, князь Шакловитый Вячеслав Васильев тоже на взводе, анонимный донос диктует подьячему, хочет извести Ивана Хованского Михаил Петренко , готовящего заговор, и его шального сыночка Андрея Евгений Акимов , но при этом мечтает остаться в тени. И ватага работных людей, забредших из любопытства на Красную площадь, полна тревоги и воинственности. Шутка ли! Головы, можно сказать, летят направо и налево, бояр ссылают, всего лишают. И на видном месте у Кремля их имена на камне высекают, чтобы все знали! И боялись!
Царевна Софья интригует против молодого царя Петра. Стрельцы за старый порядок, петровцы - за новый.
Он допускает, что власть таким образом пытается нарастить своё влияние на блогосферу в преддверии осенних выборов.
В целом же драйвером сейчас конечно являются не прошлые протесты, а текущая ситуация связанная с подготовкой к выборам", — полагает эксперт. Депутат Заксобрания Петербурга от "Яблока" Борис Вишневский также не считает, что дело Хованского может быть частью реакции власти на зимние протесты. Задержание блогера он объясняет инициативой силовиков.
В данном случае, я так понимаю, он дал повод этим своим давним выступлением", — поделился своим мнением парламентарий Вишневский выразил уверенность, что Хованский будет не последним блогером, попавшим в поле зрения правоохранителей. Депутат назвал его поступок мерзким, но не заслуживающим уголовного дела. Наши органы ищут такие объекты.
Понятно, что ловить блогеров или оппозиционеров значительно проще, чем террористов. На этом гораздо проще заработать новые звания, награды, повышение по службе", — резюмировал политик. Подписывайтесь на наш канал Пока неизвестно, чем закончится расследование уголовного дела, но уже сейчас понятно, что с Хованским познакомилась новая аудитория.
В качестве главного хормейстера он принимал участие в постановках более чем 40 оперных премьер. Иоанна Златоуста , Петра Чайковского Литургия св. Иоанна Златоуста , а также светская русская и зарубежная классика. Хор Мариинского театра — постоянный участник международных фестивалей и мировых премьер, является лидером хоровых программ Московского Пасхального фестиваля. За запись сочинения Губайдулиной «Страсти по Иоанну» в 2003 году хор Мариинского театра был номинирован на премию «Грэмми» в категории «Лучшее хоровое исполнение». За запись произведений Стравинского коллектив получил престижную премию ICMA International Classical Music Award в категории «Лучшая работа хора» 2011 , на которую претендовало 16 профессиональных европейских хоров. Валерий Гергиев Валерий Гергиев — ярчайший представитель петербургской дирижерской школы, ученик легендарного профессора Ильи Мусина. Еще студентом Ленинградской консерватории Гергиев одержал победу на конкурсе им. Герберта фон Караяна в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве, после чего был приглашен в Кировский ныне Мариинский театр на место ассистента главного дирижера. Его дирижерским дебютом в театре 12 января 1978 года стала опера Сергея Прокофьева «Война и мир».
В 1988 году Валерий Гергиев был избран музыкальным руководителем Мариинского театра, а в 1996-м — его художественным руководителем — директором он принял руководство оркестром, оперной и балетной труппами. C декабря 2023 года Валерий Гергиев также генеральный директор Большого театра России и сопредседатель Союза театральных деятелей России по музыкальному направлению. С приходом Валерия Гергиева в Мариинский театр традицией стали крупные тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов. В рамках таких фестивалей звучали не только хорошо известные партитуры, но и редко исполнявшиеся — или вообще прежде не видевшие сцены — сочинения. Традиция юбилейных фестивалей продолжается и в XXI веке: празднованием 100-летия Шостаковича в 2006 году, 175-летия Чайковского в 2015-м, 125-летия Прокофьева в 2016-м, 175-летия Римского-Корсакова в 2019-м, 90-летия Щедрина в 2022-м. Усилиями маэстро Гергиева на сцену Мариинского театра вернулись оперы Рихарда Вагнера. В 1997 году прозвучал «Парсифаль», не видевший российской сцены более восьмидесяти лет, в 1999-м возрожден «Лоэнгрин», а к 2003-му целиком поставлена грандиозная оперная тетралогия «Кольцо нибелунга». Это было первое после почти столетнего перерыва полное исполнение тетралогии на российской сцене и первое в России — на языке оригинала. В репертуаре театра закрепились постановки «Тристана и Изольды» 2005 и «Летучего голландца» 1998, 2008. Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева вышел на новый уровень, освоив не только новые оперные и балетные партитуры, но и обширный симфонический репертуар — все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Малера, Сибелиуса, Прокофьева, Шостаковича, сочинения Берлиоза, Брукнера, Римского-Корсакова, Р.
Под руководством Валерия Гергиева Мариинский театр превратился в масштабный театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов в мире. В 2006 году был открыт Концертный зал, в 2013-м — вторая сцена театра Мариинский-2 , с 1 января 2016 года у Мариинского театра появился филиал во Владивостоке Приморская сцена , а с 2017-го — во Владикавказе. Среди других проектов Валерия Гергиева, реализованных в Мариинском театре, — организация медиавещания, проведение онлайн-трансляций концертов, создание звукозаписывающей студии. В 2009-м начал свою работу лейбл Mariinsky, на котором к настоящему моменту вышло уже более тридцати дисков, получивших признание критики и публики во всем мире: симфонии и фортепианные концерты Чайковского и Шостаковича, оперы Вагнера, Массне, Доницетти и целый ряд других произведений. На протяжении всех этих лет международная деятельность Валерия Гергиева была не менее насыщенна и активна, но сегодня маэстро полностью сконцентрирован на работе дома, в России, и прежде всего — в Мариинском театре. Работал с Международным оркестром мира которым руководил с 1997 года, после кончины основателя коллектива — Георга Шолти , с филармоническими оркестрами Берлина, Парижа, Вены, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда, Бостона, Сан-Франциско, Королевским оркестром Консертгебау Амстердам , а также многими другими коллективами. С 1995 по 2008 год Валерий Гергиев занимал пост главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра затем был почетным дирижером этого коллектива , с 2007 по 2015 год — Лондонского симфонического оркестра. В 2015—2022 годах маэстро возглавлял Мюнхенский филармонический оркестр, в 2018—2022 годах — Оркестр Музыкального фестиваля Вербье. Валерий Гергиев — основатель престижных международных фестивалей, в числе которых — «Звезды белых ночей» 1993 , Московский Пасхальный фестиваль 2002 , Гергиев-фестиваль в Роттердаме, Музыкальный фестиваль в Миккели Финляндия , «360 градусов» в Мюнхене. С 2011-го он возглавляет оргкомитет Международного конкурса им.
Валерий Гергиев уделяет огромное внимание работе с молодыми музыкантами. С 2013 по 2022 год маэстро руководил Национальным молодежным оркестром США, регулярно выступал с молодежными оркестрами фестиваля в Шлезвиг-Гольштейне, фестиваля в Вербье и Тихоокеанского музыкального фестиваля в Саппоро. Музыкальная и общественная деятельность Валерия Гергиева отмечена тремя Государственными премиями Российской Федерации 1993, 1998, 2015 , званиями народного артиста Российской Федерации 1996 и Героя Труда 2013 , орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени 2003, 2008 , орденом Александра Невского 2016 , премией Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства 2017 , высокими государственными наградами Армении, Болгарии, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Франции, Японии. Екатерина Семенчук Екатерина Семенчук родилась в Минске. Окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. Римского-Корсакова 2001, класс Евгении Гороховской. Удостоена премий на Всероссийском конкурсе молодых вокалистов имени Надежды Обуховой в Липецке и Международном конкурсе молодых оперных певцов имени Н. В 1999 году дебютировала в Мариинском театре, в 2000-м приняла участие в гастролях труппы в театре Ла Скала партия Сони в опере «Война и мир» Прокофьева и Зальцбурге Полина в «Пиковой даме» Чайковского. В настоящее время — ведущая солистка Мариинского театра. Певица получила признание как исполнительница партий в операх Верди.
В 2021 году за эту работу удостоена Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая женская роль в опере». В концертных программах исполняла сольные партии в реквиемах Моцарта, Верди и Дворжака, Stabat Mater Перголези и Россини, «Торжественной мессе» и Девятой симфонии Бетховена, драматической симфонии «Ромео и Джульетта», драматической легенде «Осуждение Фауста» и кантате «Смерть Клеопатры» Берлиоза, «Поэме любви и моря» Шоссона, симфониях и кантате «Жалобная песнь» Малера, кантате «Александр Невский» Прокофьева, «Пульчинелле» Стравинского, «Часе души» Губайдулиной; а также вокальные циклы «Песни и пляски смерти» Мусоргского, «Из еврейской народной поэзии» Шостаковича, «Песни об умерших детях» Малера, «Летние ночи» Берлиоза, «Шехеразада» Равеля и другие, камерную вокальную лирику. В сольных концертах выступала с пианистами Дмитрием Ефимовым записанный с ним концерт певицы в Большом зале Московской консерватории вошел в «золотую коллекцию» телеканала «Культура» , Семёном Скигиным, Василием Поповым, Хельмутом Дойчем. Окончил Оренбургский государственный институт искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей. В 2006—2007 гг. Глинки, в 2014—2016 гг.
И всё таки про характеры Композитор, работая над оперой, сумел подчеркнуть характеры персонажей музыкой. Серым кардиналом по сюжету выступает Досифей — старец-раскольник, в мирском прошлом князь Мышецкий. Когда-то в этом образе выходил на сцену Русской частной оперы Шаляпин. Теперь непростая партия легла на плечи баса Алексея Тихомирова. Звучит он убедительно мощно, что регулярно отмечают зрители аплодисментами. Раскольница Марфа в исполнении Ксении Дудниковой предстаёт женщиной современной, стойко переживающей душевную драму — страсть князя к другой — и решившей действовать в сложившихся обстоятельствах путём интриг. Владимир Дмитрук достойно ведёт роль Князя Василия Голицына. В поисках следующего персонажа снова хочется обратить внимание на общую группу — хор, которая гремит решимостью стрельцов, переживаниями московского люда и сенных девушек и едино затихает в трагедии финальной сцены. Возвращение состоялось Премьерный спектакль, возвратившийся на московскую сцену, зрители встретили, без сомнений, тепло: одаривали аплодисментами и, не сдержав порыва, посреди спектакля выдавали поддерживающее "Браво!
«Хованщина»
Вся соль» NEFER`S JOURNAL» Кто написал оперу "Хованщина"? купить билеты на спектакль в Москве. Постановку покажут в июне 2022 года в Большом театре, Театральная площадь, 1. У нас вы можете узнать программу спектакля, все об актерах и режиссере. Вы знаете, как он писал свою бессмертную оперу «Хованщина»? Оперу «Хованщина» и концертную программу показал коллектив Мариинского театра в Псковской филармонии. Как известно, Мусоргский не успел закончить "Хованщину" и партитуры оперы практически не существует, отчего опера подвергалась многочисленным редакциям разных композиторов. Вы знаете, как он писал свою бессмертную оперу «Хованщина»?
«Хованщина», или загадка умирающего Мусоргского
«Хованщина» — краткое содержание оперы М.П. Мусоргского. Танец Персидок из оперы Мусоргского "Хованщина", исполняет заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра, Александра Иосифиди, Mariisnky – 2012. «Опера «Хованщина» впервые прозвучала целиком на родине великого композитора, – сказал художественный руководитель-директор Мариинского театра Валерий Гергиев на экскурсии в Псковском Кремле. Вся соль» NEFER`S JOURNAL» Кто написал оперу "Хованщина"? Вы знаете, как он писал свою бессмертную оперу «Хованщина»? Хорошо ли то, что либретто оперы написал не большой поэт Жуковский, а скромный рифмоплёт Розен?
Написали оперу "Хованщину": как правила Рунета объяснили блогерам
подробная информация, 12+. Легендарной (без всякого преувеличения) постановке Леонида Баратова в 2015 году исполнилось 55 лет — ровно столько она идёт на сцене Мариинского театра. Признаться, автор этих строк стал просматривать клавир оперы именно из-за этих самых подлинных напевов, в первую очередь старообрядческих. «Хованщина», хранящая дух «большого стиля», и сегодня идет на мариинской сцене в оркестровке Шостаковича.
«Хованщина»
Марфа и Андрей Хованский вместе идут в пламя костра. При появлении петровских войск остаются только обгорелые руины. В обеих постановках принимал участие Фёдор Шаляпин, который как выполнял организационные задачи, так и исполнял партию Досифея. Вслед за этим последовала постановка в Париже 1913 года, для которой Игорь Стравинский написал свою версию финальной сцены. В XX веке география постановок «Хованщины» постепенно расширялась, над оперой работали многие известные режиссёры, а партии исполнялись звёздами оперной сцены по всему миру. В 1958 году Дмитрий Шостакович создал свою версию оркестровки, которая стала популярной, на её основе в 1959 году был создан фильм-опера «Хованщина». В 2018 году в Ростовском музыкальном театре состоялась постановка с версией финала Игоря Стравинского. В плане музыки и драматургии Мусоргский использовал свойственные ему подходы, в частности, наделение персонажей индивидуальными характерами, которые подчёркиваются музыкой, а также использование народных песен и сочинение новых в похожем стиле. Помимо этого в оперу введена балетная сцена. Мусоргский объединял при создании оперы жанры эпопеи, хроники и лирико-психологической драмы, в результате чего музыковеды стали использовать термин «монтажной структуры» применительно к построению оперы. Как известно, Мусоргский не успел закончить «Хованщину», и тем более ценна работа советского музыковеда Павла Ламма, сумевшего по авторским автографам восстановить полный оригинальный текст оперы.
Опера подвергалась многочисленным редакциям разных композиторов: Н.
И эти два рода, стоя у власти, начали между собой бороться. Это была первая регулярная армия в России, которая довольно быстро превратилась в достаточно плотное воинское сообщество с традициями наследования: если отец был стрельцом, то сын тоже им становился. Стрельцы жили хорошо, но к концу 17 века экономическая обстановка не была благоприятной, заняться стрельцам было нечем, им приходилось выполнять функции городской полиции. Казна пустела, платить им было нечем, и у них росло недовольство, которое началось еще при Федоре Алексеевиче. А Софья Алексеевна решила использовать их как таран, чтобы перевернуть ситуацию в свою сторону. На царство были венчаны одновременно Петр и Иван, а Софья был объявлена регентшей при них из-за малолетства Петра и неспособности Ивана управлять государством. Главой стрельцов был поставлен князь Хованский — человек лихой, удалой, пользовавшийся у стрельцов большим уважением. Он не упустил возможность и прибрал власть в стране к своим рукам на какое-то время, но, как мы знаем, царем потом стал Петр I. Они поняли, что власть слаба, и они тоже могут достигнуть своих целей: вернуть старую веру, которую считали истинной.
Старообрядцы после никоновских реформ ушли в скиты, но по возвращении начали вести агитацию среди стрельцов и стали требовать диспута с текущей церковью. Диспут не вышел, все скатилось к взаимным обвинениям, однако старообрядцы объявили, что они победили, но в скором времени князь Хованский был схвачен, а стрельцы стихли. А теперь давайте обратимся, наконец, к музыке и посмотрим, что же в ней осталось от сюжета. Но Мусоргский считал, что оно к лучшему, ведь он хотел писать жизнь народа, а власть — это все же обратная сторона народа. Спас ее Римский-Корсаков: он восстановил оперу, доработал ее, и в 1886 году состоялось первое представление.
Но планам Хованского не суждено было сбыться. Во время пира его приглашают на совет, якобы от имени царевны Софьи, а затем Шакловитый закалывает князя кинжалом.
Голицына отправляют в ссылку, как не оправдавшего доверие. Стрелецкие войска, обвиняемые в бунте и сопровождаемые плачущими женами, должны быть казнены, но их милует Петр. Досифей после длительных тяжелых размышлений решает призвать старообрядцев сжечь себя. Марфа и Андрей Хованский вместе идут в пламя костра. При появлении петровских войск остаются только обгорелые руины. В обеих постановках принимал участие Фёдор Шаляпин, который как выполнял организационные задачи, так и исполнял партию Досифея. Вслед за этим последовала постановка в Париже 1913 года, для которой Игорь Стравинский написал свою версию финальной сцены.
В XX веке география постановок «Хованщины» постепенно расширялась, над оперой работали многие известные режиссёры, а партии исполнялись звёздами оперной сцены по всему миру. В 1958 году Дмитрий Шостакович создал свою версию оркестровки, которая стала популярной, на её основе в 1959 году был создан фильм-опера «Хованщина». В 2018 году в Ростовском музыкальном театре состоялась постановка с версией финала Игоря Стравинского.
И когда князь выходит из палаты, наемник Шакловитого убивает его в дверях. Он падает мертвым со страшным криком; крестьянки с визгом разбегаются.
Шакловитый хохочет. Картина 2. Площадь перед собором Василия Блаженного. Пришлый люд московский толпится, рассматривая наружный вид собора. Входят рейтеры, вооруженные мечами и копьями; они выстраиваются рядами, спиною к собору и оттесняя толпу к другой стороне.
Показываются рейтеры на конях, за ними, как пишет Мусоргский, колымага, сопровождаемая также рейтерами. Из слов Досифея становится ясно, что это везут в ссылку князя Голицына. Входит Марфа. Она сообщает Досифею, что рейтерам велено окружить раскольников в их святом скиту и без пощады убить. Досифей приказывает Марфе взять князя Андрея Хованского; старец наказывает Марфе любить князя, как она любила.
Он в гневе на Марфу и теперь ищет Эмму. Марфа говорит ему, что рейтеры увезли ее далеко и что скоро она на родине обнимет своего жениха которого он — Андрей — изгнал. Андрей негодует; он угрожает Марфе собрать стрельцов и казнить ее, изменницу, как он ее называет. Эти угрозы свидетельствуют о том, что Андрей не знает, что случилось, и Марфа рассказывает ему об убийстве его отца и что его самого по всей Москве ищут. Андрей не верит ей и трубит в рог, созывая стрельцов...
За сценой раздается звон большого соборного колокола. Выходят стрельцы; они сами несут орудия своей казни — плахи и секиры. За ними следуют их жены. Андрей видит это. Теперь у него открылись глаза на все, что случилось.
Идет подготовка к казни стрельцов. Они опускаются перед плахами на колени. Хор стрельцов и их жен молит о казни их гонителей и о своем спасении. На сцену входят петровские трубачи, за ним Стрешнев в качестве герольда. Стрельцы молча встают.
К Кремлю направляется Преображенский полк Петра. Лунная ночь. Стасову от 6 августа 1873 года. Входит задумчивый Досифей; его движения медленны. Он скорбит, сознавая обреченность раскольников и свою ответственность за их судьбу.
И вот он призывает сгореть всем на костре за веру свою, только не сдаться врагам. После того как Марфа его спасла от петровцев, они помирились. Но сейчас смерть их неизбежна, и Марфа просит Андрея готовиться к ней. Звучат трубы. Андрей стонет — ему тяжко.
Марфа решительна — ее не страшит сожжение. Марфа свечою зажигает костер. И когда, пробившись сквозь лесную чащу, на поляну врываются гвардейцы Петра, они видят раскольничьи скиты, объятые пламенем. В костре сгорает и Андрей, которого увлекла с собой в огонь Марфа. В огне умирает со своей паствой и Досифей.
Выходят пришлые люди. Кто же теперь тебя, родимую утешит, успокоит?.. Ипполитовым-Ивановым, «Борис Годунов» претерпел две авторские редакции и, тем не менее, должен был быть доработан Н. Римским-Корсаковым, а в наше время Д. Шостаковичем; «Сорочинская ярмарка» закончена Ц.
Исключительная по своим художественным достоинствам «Хованщина» — не исключение в этом списке незавершенных творений: ее тоже закончил по авторским материалам дописал последнее действие и оркестровал оперу бесконечно заботливый и благородный Н. Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причем сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. Мусоргский заинтересовался периодом стрелецкого восстания и церковного раскола еще в 1870 году, то есть когда работал над «Борисом Годуновым». Написать оперу об этой эпохе в русской истории композитору посоветовал В. Стасов, которому Мусоргский и посвятил оперу.
Их переписка — бесценный источник сведений о ходе работы над этим шедевром. Композитор делился со Стасовым мельчайшими деталями сюжета, когда разрабатывал его. Вот лишь один пример их переписки: «Вступление к «Хованщине» почти готово, рассвет на восходе солнца красив, довел до того пункта, где донос диктуется, то есть с маленькою сценкою Шакловитого. Выработка идет изрядная, шесть раз отмеришь и один раз отрежешь: нельзя иначе, таково что-то внутри сидящее подталкивает на строгость.
Гергиев представил "Хованщину" Мусоргского в исполнении солистов Большого и Мариинского театров
Кто написал оперу "Хованщина"? | Сейчас, наверное, опера «Хованщина» не задевает чьи-либо религиозные чувства. |
Ответы : Кому была посвящена опера Мусоргского "Хованщина"? | В исполнении «Хованщины» принимают участие хор и оркестр Большого театра. |
Модест Мусоргский. Опера «Борис Годунов» и народная музыкальная драма «Хованщина» | Финальный хор, сочинённый не Мусоргским, исполняется в воздушной оркестровке Игоря Стравинского – третьего из выдающихся русских композиторов, при участии которых «Хованщина» стала великой оперой на все времена. |
Bel Suono «Три рояля под открытым небом»
- Гергиев представил "Хованщину" Мусоргского в исполнении солистов Большого и Мариинского театров
- Блогерам указали на место
- 9/21 февраля 1886 года состоялась первая постановка оперы "Хованщина" М. Мусоргского
- Мусоргский. Опера «Хованщина»
- Хованщина, отзывы на Оперу – Афиша-Театры
- Гергиев представил "Хованщину" Мусоргского в исполнении солистов Большого и Мариинского театров
По ком звучал набатный колокол? Хованщина, опера М
Купить официальные билеты на оперу Хованщина (гастроли Мариинского театра) в Государственный академический Большой театр России. одно из главных произведений Модеста Петровича Мусоргского, написанное им в период расцвета творчества. Одну из версий финала написал Стравинский совместно с Морисом Равелем. Мировая премьера оперы "Хованщина" состоялась 21 февраля 1886 года в Петербурге. В Казани, в Театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, впервые за всю историю его существования была дана опера Мусоргского «Хованщина». Хорошо ли то, что либретто оперы написал не большой поэт Жуковский, а скромный рифмоплёт Розен?